Основные цели психологии
Психология — научное изучение сознания и поведения — имеет четыре основные цели:
- описать поведение
- объяснить поведение
- прогнозировать поведение
- изменить поведение.
Вот почему психологи преследуют эти цели и как информация, полученная в результате их достижения, используется для решения реальных проблем.
Описание поведения
Простое описание поведения людей и других животных помогает психологам понять его мотивы. Такие описания также служат эталонами поведения, которые помогают психологам определить, что считается нормальным и ненормальным.
Для описания поведения психологи используют различные методы исследования, включая натуралистическое наблюдение, изучение конкретных случаев, корреляционные исследования, опросы и самоотчеты.
Исследователи могут начать с наблюдения за поведением человека, а затем описать проблему. Понимая что происходит, психологи могут затем работать над изучением причин такого поведения и даже над тем, как его изменить.
Как могут использоваться психологические описания
Представьте, что исследователи хотят узнать больше о поведении потребителей в конкретной торговой точке. Они могут использовать маркетинговые исследования, прямое наблюдение и другие методы сбора данных, чтобы собрать информацию о том, что люди делают, когда совершают покупки. Это позволяет рекламодателям лучше понять, что на самом деле происходит на их целевом рынке.
Объяснение поведения
Объяснение поведения — это, вероятно, то, что приходит на ум большинству людей, когда они думают о целях психологии. Почему люди делают то, что они делают? Какие факторы влияют на развитие, личность, социальное поведение и проблемы с психическим здоровьем?
Мини-теории фокусируются на небольшом аспекте человеческого поведения, в то время как великие теории служат всеобъемлющим объяснением человеческой психологии.
Типы психологических теорий
Как могут использоваться психологические объяснения
В предыдущем примере исследователи собирали данные, чтобы понять, что покупают потребители. Затем психологи могут провести исследование, чтобы понять, почему потребители приобретают определенные товары или какие факторы побуждают их совершать конкретные покупки.
Что такое мотивация?
Предсказание поведения
Неудивительно, что еще одна основная цель психологии — предсказать, как мы думаем и действуем. Как только психологи понимают, что и почему происходит, они могут сформулировать предсказания о том, когда, почему и как это может повториться.
Успешное предсказание поведения также является одним из лучших способов узнать, понимаем ли мы глубинные причины наших действий.
Предсказание также позволяет психологам делать предположения о поведении человека без обязательного понимания механизмов, лежащих в основе этих явлений.
Как могут использоваться психологические прогнозы
Если исследователи заметят, что оценки по определенному тесту способностей предсказывают уровень отсева в средней школе, они могут экстраполировать эту информацию, чтобы оценить, сколько учеников могут бросить школу каждый год.
В предыдущем примере, рассматривающем поведение потребителей, психологи могли использовать собранную ими информацию, чтобы предсказать, что потребители будут покупать в следующий раз. Предприниматели и маркетологи часто нанимают психологов-потребителей для составления таких прогнозов, чтобы они могли создавать продукты, максимально привлекательные для целевых покупателей.
Как потребительские психологи изучают поведение покупателей
Изменение поведения
Наконец, что, возможно, наиболее важно, психология стремится изменить, повлиять и/или контролировать поведение, чтобы внести конструктивные, долговременные изменения в жизнь людей.
От лечения психических заболеваний до повышения благосостояния человека — изменение поведения людей является одним из основных направлений психологии.
Как психология помогает изменить поведение
В предыдущем примере исследователи могли бы использовать то, что они знают о связи между результатами тестов способностей и уровнем отсева, для разработки программ, которые помогают ученикам оставаться в школе.
Так же маркетологи и бизнесмены часто используют понимание, полученное в результате психологических исследований, чтобы влиять на покупателей и убеждать их вести себя определенным образом. Например, они могут разрабатывать рекламные кампании, рассчитанные на определенную аудиторию. Настроив свои усилия на конкретный тип покупателей, они с большей вероятностью получат ответную реакцию, чем если бы они использовали общее сообщение.
A Word From Verywell
Четыре основные цели психологии — описать, объяснить, предсказать и изменить поведение — похожи на те, которые вы, вероятно, ежедневно преследуете, взаимодействуя с другими людьми.
Например, общаясь с детьми, вы можете задавать такие вопросы, как:
- «Что они делают?» (описывают)
- «Почему они это делают?» (объясняют)
- «Что произойдет, если я отреагирую таким образом?» (прогнозируют)
- «Что я могу сделать, чтобы они перестали так поступать?» (изменение)
Психологи задают многие из тех же типов вопросов, но они используют научный метод для тщательного тестирования и систематического понимания поведения людей и животных.
Что такое научный метод? 3 источника Для подтверждения фактов в наших статьях Мы используем только высококачественные источники, включая рецензируемые исследования. Ознакомьтесь с нашим редакционным процессом, чтобы узнать больше о том, как мы проверяем факты и обеспечиваем точность, надежность и достоверность нашего контента.
Донохью К., Озер О., Чжэн Й. Поведенческие операции: Прошлое, настоящее и будущее. M&SOM. 2020-22(1):191-202. doi:10.1287/msom.2019.0828
Roth S, Mills A, Lee B, Jemielniak D. Theory as method: introduction to supertheoretical options for organization and management research. JOCM. 2021-34(4):689-698. doi:10.1108/JOCM-05-2021-0162
Haig BD. Важность научного метода для психологической науки. Psychology, Crime & Law. 2019-25(6):527-541. doi:10.1080/1068316X.2018.1557181
Кендра Черри
Кендра Черри, МС, автор и консультант по вопросам образования, которая помогает студентам изучать психологию.
Вопрос 3. Предмет, объект, цели и задачи психологии.
Во втором вопросе лекции была представлена история предмета психологической науки.
В психологии в самом общем плане объектом исследования выступают носители психики: человек и животные. Человек является главным объектом психологической науки. Но в силу того, что любой человек входит в состав различных групп людей (от семьи и профессионального коллектива до человеческого общества в целом), в качестве объекта изучения выступают также и различные социальные образования (группы, коллективы, общество). Поскольку психику человека изучить во всей полноте вне её эволюции невозможно, постольку объектом исследования являются и животные и соответственно их психика входит составной частью в предмет психологии. Таким образом, объектами исследования психологии являются:
Предметом психологии выступает психика в целом или её отдельные стороны и проявления. Главный предмет исследования психологии человека как объекта – психика человека.
Психологический мир – мир явлений внутренней жизни человека – чрезвычайно богат и разнообразен. В своем сознании человек хранит образы мира, в котором он живет, он имеет представление об окружающем, понимает и объясняет природный и социальный миры. Иначе говоря, человек имеет свое мировоззрение: картину мира и образ самого себя (образ Я) в этом мире.В то же время образ мира у человека отличается от образа мира, созданного в естествознании и обществоведении. Естественно, у каждого индивида он несравнимо менее полон, менее адекватен и расчленен. Основное же отличие заключается в том, что человеческие образы, представления и мысли, по выражению А.Н.Леонтьева, пристрастны: они пронизаны эмоциями, чувствами, переживаниями. В выражении «субъективный мир человека»14имеется еще один оттенок: человеческое восприятие внешнего мира – это живое, эмоционально окрашенное восприятие, которое зависит от имеющихся у субъекта желаний, настроений, нередко приводящих к искажению истинной картины мира.
Но разум и чувства не исчерпывают всего внутреннего мира человека. Человек мыслит и действует ради чего-то; одно и тоже событие может глубоко затронуть его чувства, а может оставить равнодушным. Есть еще один пласт нашей душевной жизни, который объясняет сложность человеческого поведения, — это область человеческих желаний, стремлений, намерений, интересов, потребностей. Мы всегда чего-то хотим и к чему-то стремимся. Потребности, интересы, идеалы составляют движущие силы человеческого поведения, активность его устремлений.
Внутренняя жизнь человека осознана. Человек отдает себе отчет в своих мыслях, чувствах, целях, поступках. В сознательном волевом поведении он осуществляет власть над собой, подчиняет одни мотивы другим, ставит должное выше желаемого. В сознании человека представлены другие люди, он сам, его место в обществе.
Также человек сталкивается и с такими действиями, о которых он не может дать себе ясного отчета, движущие причины которых не представлены в его самосознании. Психологический мир человека включает в себя и бессознательные явления. К их числу относятся влечения, автоматизмы, привычки, интуиция. Каждый из нас в той или иной мере задумывался над действиями, побудительная причина которых нам недостаточно ясна.
Все отмеченные выше явления составляют психологическое содержание жизни человека. Каждый из психических процессов вносит свой вклад в богатство внутреннего мира, определяет специфику проявлений человеческой субъективности. Психологический мир отдельного человека уникален и неповторим.
Основная цель психологической науки, определяющая её сущность, — это познание психического, во всех его проявлениях в нашей жизни: от элементарных психических актов (ощущений) до личности и её поведения. В свою очередь, процесс достижения этой цели, предполагает, с одной стороны, выяснение места человека в мире, а с другой, использование полученных психологических знаний в повседневной практике. То есть главная цель как бы определяется двумя частными: одна глобально-теоретическая, другая практическая. Понятно, что этот процесс дробления целей можно продолжить. Отражением этого является дифференциация науки (и, в частности, психологии) на систему отраслевых дисциплин со своими более конкретными и частными предметом, целями и задачами.
Как обычно, достижение цели осуществляется через решение отдельных задач. К основным задачам психологии можно отнести следующие:
Выявление и описание конкретных фактов психической жизни.
Объяснение психических фактов путем раскрытия психологических закономерностей и законов
Выяснение механизмов проявления психологических закономерностей и законов.
Выводы по третьему лекционному вопросу.
Проблема четкого определения объекта и предмета в психологической науке до сих пор актуальна и дискуссионна. Тем не менее, несмотря на отмеченную дискуссионность, примем за главный объект исследования психологии
Основные цели психологии
Кэтрин А. Сандерсон, Амхерстский колледж
Психология — это научное исследование психических процессов и поведения. Он изучает то, как мы думаем, чувствуем и помним, а также то, как мы действуем — спим, едим, ссоримся, влюбляемся. Исследования в области психологии преследуют четыре основные цели: описать, объяснить, предсказать и добиться изменений. Иногда мы пытаемся выполнить их все, в то время как в других случаях мы сосредоточены только на одной или двух из этих целей.
Психология помогает нам объяснить, почему мы предпринимаем те или иные действия, и помогает нам измениться, когда это необходимо. (Изображение: Photographee.eu/Shutterstock)Что происходит и почему?
Во-первых, цель описания — рассказать людям о том, что происходит в мире. Исследования в области психологии говорят нам, что люди, расплачивающиеся кредитной картой, оставляют гораздо больше чаевых, чем люди, расплачивающиеся наличными; темнокожие пассажиры значительно дольше ждут поездки на Uber, и в два раза чаще, чем белые пассажиры, водитель сразу отменяет поездку; а дети, которые берут уроки музыки, как правило, показывают более высокие результаты в тестах на интеллект, чем те, кто этого не делает.
Существует много-много примеров исследований, описывающих некоторые интересные эффекты, но когда у вас есть описание, следующим шагом будет выяснить, почему. Целью объяснения является ответ на почему вопросов. Мы больше не смотрим только на то, что происходит, а на , почему . Знаменитая дискуссия о природе и воспитании сосредоточена на попытке объяснить, являются ли различия между людьми результатом биологических и генетических факторов (природная сторона) или факторов окружающей среды и культуры.
Исследования показывают, что, когда людям говорят, как представители определенного пола справляются с тестом, это влияет на результаты теста. (Изображение: smolaw/Shutterstock)Например, в Соединенных Штатах существуют довольно устойчивые гендерные различия в отношении математических и пространственных навыков. Мальчики, как правило, имеют более высокие баллы на SAT по математике, с большей вероятностью выбирают математику и естественные науки и с большей вероятностью сделают карьеру, скажем, в инженерной сфере. Итак, как мы можем объяснить такие различия? Что ж, одно исследование показало, что мужчины справляются лучше, чем женщины, когда людям говорят, что они проходят тест, измеряющий пространственные способности, «по которым мужчины, как правило, показывают лучшие результаты» 9.0009
Тем не менее, женщины показывают такие же результаты, как и мужчины, когда точно такой же тест описывается как измерение эмпатии, «на котором женщины склонны работать лучше». Эти результаты показывают, что гендерные различия в математике и естественных науках лучше объясняются гендерными стереотипами, чем какими-либо врожденными различиями.
Предсказание будущего
Когда психология описывает, что происходит и почему, ответы часто приводят к третьей цели — предсказанию того, что произойдет в будущем.
Кто-то, который много лет работал главным психологом-исследователем в Секретной службе США, провел исчерпывающее исследование каждого инцидента со стрельбой в школе с 19 лет.99, год резни в средней школе Колумбайн.
Ее исследование показывает, что у школьных стрелков, как правило, есть четыре общих черты: они перенесли раннюю детскую травму, часто в том числе подверглись насилию в юном возрасте; они пережили какое-то недавнее негативное событие, такое как разрыв отношений или потеря родителя; они изучали стрельбу в других школах, часто онлайн; и у них есть доступ к оружию и боеприпасам, что дает им возможность совершить нападение.
Эти результаты дают фундаментальное представление о факторах, которые могут подтолкнуть кого-либо к совершению массовой стрельбы.
Эта статья взята из серии видео Введение в психологию . Смотрите прямо сейчас на Wondrium .
Изменение результата
Четвертая цель в психологии — сделать шаг за пределы прогнозирования к реализации потенциала изменений. Например, понимание факторов, стоящих за массовыми расстрелами, может помочь учителям, родителям и сотрудникам правоохранительных органов предотвратить будущие трагедии.
Вся работа в психологии, описывающая, объясняющая и предсказывающая, ведет к возможности того, что для многих является самой интересной и важной целью психологии, — к возможности измениться. Выводы психологической науки могут предотвратить нежелательные результаты и привести к желаемым целям.
Сейчас большинство людей сразу думают о психологах, помогающих изменить людей с помощью психотерапии. Хотя уменьшение депрессии, преодоление фобии или выздоровление от зависимости по-прежнему важны, исследования в области психологии гораздо шире, чем просто клиническая наука, изучающая причины и лечение психических расстройств.
Влияние на реальный мир
Психология частично является биологической наукой, основанной на исследованиях в области генетики, неврологии и физиологии. Психология также является социальной наукой, основанной на изучении человеческого поведения, мыслей и чувств. К тому же психология — это прикладная наука. Исследователи пытаются предсказать, как изменение политики или процедуры повлияет на некоторые результаты, такие как удовлетворенность отношениями или ожирение.
Некоторые из самых захватывающих исследований в области психологии демонстрируют, как изменения в законах, политике и процедурах влияют на реальный мир.
Например, исследование сна показало, что отсрочка начала занятий в средней школе приводит к лучшим оценкам и меньшему количеству автомобильных аварий; открытие, которое быстро изменило количество средних школ. Исследования в области психологии спорта и выступлений показали, как использование образов или визуализации может помочь элитным спортсменам выступать на еще более высоком уровне. Исследования в области судебной психологии показали, как улучшить процедуры допроса и состав полиции, чтобы уменьшить количество неправомерных приговоров.
Общие вопросы об основных задачах психологии
В: Что такое психология и каковы ее основные цели?Психология – это научное исследование психических процессов и поведения. Четыре основные цели психологии: описывать, объяснять, предсказывать и вызывать изменения.
В: Является ли причина того, что мужчины лучше женщин показывают математические и пространственные навыки, естественной или культурной?Одно исследование показало, что мужчины справляются лучше, чем женщины, когда людям говорят, что они проходят тест, измеряющий пространственные способности, «по которым мужчины, как правило, работают лучше». Тем не менее, женщины работают так же хорошо, как и мужчины, когда тот же самый тест описывается как измерение эмпатии, «в котором женщины, как правило, работают лучше». Эти результаты показывают, что гендерные различия в математике и естественных науках лучше объясняются гендерными стереотипами, чем какими-либо врожденными различиями.
В: Что, по мнению многих, является самой интересной и важной целью психологии ?Для многих самой интересной и важной целью психологии является возможность изменения; выводы психологической науки могут предотвратить нежелательные результаты и привести к желаемым целям.
Продолжайте читать
Поведенческая психология и ее практическое применение
Рождение психологии как науки
Психология чрезмерного реагирования и социального влияния
Архив целей — Фонд Джона Темплтона
Обзор шести десятилетий исследований смысла, развития и преимуществ цели в жизни
Современные научные исследования целей человека берут свое начало, как правило, из опыта переживших Холокост в ряде нацистских концлагерей. Будучи заключенным в Терезиенштадте, Освенциме и двух лагерях-спутниках Дахау, венский психолог Виктор Франкл заметил, что сокамерники, у которых было чувство цели, проявляли большую устойчивость к пыткам, рабскому труду и голодному пайку, которым они подвергались. Позже, описывая свой опыт, он нашел частичное объяснение в цитате Фридриха Ницше: «Те, у кого есть «зачем» жить, могут вынести почти любое «как».59 книга «Человек в поисках смысла », книга, оказавшаяся основополагающей в этой области, кристаллизовала его убеждения о решающей роли смысла и цели. Десять лет спустя Франкл помогал в разработке первого и наиболее широко используемого стандартизированного опросника о целях — теста «Цель в жизни», состоящего из 21 пункта.
В рамках своего постоянного интереса к более глубокому пониманию характера и добродетели Фонд Джона Темплтона заказал обзор более чем шести десятилетий литературы, посвященной природе человеческого предназначения. В обзоре, охватывающем более 120 публикаций, восходящих к работам Франкла, рассматриваются шесть основных вопросов, касающихся определения, измерения, преимуществ и развития цели.
Психология цели: что такое цель и как ее измерить?В психологических терминах в литературе появилось общепринятое определение цели, согласно которому цель — это стабильное и обобщенное намерение выполнить что-то, что одновременно имеет личное значение и в то же время ведет к продуктивному взаимодействию с каким-либо аспектом жизни. мир за пределами себя. Не все цели или личностно значимый опыт способствуют достижению цели, но на пересечении целеполагания, личной значимости и концентрации за пределами себя возникает отчетливое представление о цели.
В исследованиях и опросах, изучающих отдельные источники цели в жизни, приводятся примеры, начиная от личного опыта (вдохновение заботливым учителем) и заканчивая делами, далекими от наших нынешних обстоятельств (стать активистом, узнав о потогонных условиях в другой стране). Большинство мировых религий, а также многие светские системы мышления также предлагают своим приверженцам хорошо разработанные принципы развития цели в жизни. Любовь к друзьям и семье и стремление к осмысленной работе являются общими источниками цели.
За последние несколько десятилетий психологи и социологи разработали множество оценок, затрагивающих целеустремленность людей, включая Индекс отношения к жизни, подшкалу «Цель в жизни» психологических шкал благополучия, опросник «Смысл жизни», подшкала «Существование цели в жизни», «Пересмотренное исследование целей молодежи», «Шкала цели Клермонта» и «Опросник цели жизни» и другие.
Вывод, который следует из работы этих тестов и опросов, интервью, определений и метаанализов, состоит в том, что наблюдение Франкла было верным — наличие цели в жизни связано с огромным количеством преимуществ, начиная от субъективного ощущения счастья для снижения уровня гормонов стресса. Исследование 2004 года показало, что целеустремленные пожилые женщины имели более низкий уровень холестерина, с меньшей вероятностью имели избыточный вес и более низкий уровень воспалительной реакции, в то время как другое исследование 2010 года показало, что у людей, которые сообщали о более высоких показателях цели, реже диагностировали легкие когнитивные нарушения. и даже болезнь Альцгеймера. Однако подавляющее большинство этих отмеченных преимуществ в настоящее время являются только корреляциями — во многих случаях неясно, является ли наличие сильного чувства цели в жизни причиной преимуществ или люди, испытывающие преимущества, просто лучше подготовлены для развития чувства цели. .
Потенциальные вмешательства для повышения цели и ее преимуществ были сосредоточены на периоде формирования поздней молодежи, когда в исследованиях рассматривались преимущества поддерживающих наставников и таких практик, как целенаправленное ведение дневника благодарности в жизнь. В исследовании 2009 года приняли участие 89 детей и подростков, которым было поручено написать и доставить благодарственные письма людям, которые, по их мнению, благословили их. Участники, у которых был более низкий начальный уровень положительного аффекта и благодарности, по сравнению с контрольной группой, имели значительно более высокий уровень благодарности и благодарности после доставки письма даже через два месяца.
Этот результат становится еще более многообещающим в свете серии из четырех исследований 2014 года, которые пришли к выводу, что даже создание временного целеустремленного мышления улучшало академические результаты, включая саморегуляцию, настойчивость, средний балл и количество времени, которое учащиеся готов потратить на подготовку к тестам и выполнение домашних заданий.
Психология цели: дуга целиПримерно каждый пятый старшеклассник и каждый третий студент колледжа сообщают, что у них есть четкая цель в жизни. Эти показатели немного снижаются в среднем возрасте и более резко в более позднем взрослом возрасте. Некоторые из этих изменений имеют смысл в свете ориентированного на будущее характера цели. Для молодых людей с позднего детства чувство поиска цели связано с чувством удовлетворения жизнью, но только до среднего возраста, когда бесконечный поиск цели может иметь коннотации незрелости. Однако в одном исследовании изучалось интересное исключение из общего снижения стремления к достижению цели: по сравнению с другими взрослыми «9-эндеры» (люди, заканчивающие десятилетие жизни, в возрасте 29, 39, 49 лет и т. д.), как правило, больше сосредотачиваются на старении и смысле, и, следовательно, они чаще сообщают о поиске цели или переживании кризиса смысла.
В среднем возрасте воспитание детей и другие формы заботы становятся для многих явным источником цели и смысла. Интересно, что исследования, проведенные в 2006 и 1989 годах, показали, что, хотя у родителей было более сильное чувство смысла в своей жизни, чем у неродителей, они сообщали о том, что чувствовали себя менее счастливыми, что является отражением того, что стремление к своей цели, особенно в очень требовательные сезоны, все еще может быть трудным, обескураживающим и напряженным.
Целеустремленность в карьере коррелирует как с большим удовлетворением от работы, так и с лучшими результатами, связанными с работой. В исследовании 2001 года, посвященном работникам сферы обслуживания, исследователи указали, что некоторые уборщики больниц считали себя «простыми уборщиками», в то время как другие считали себя частью общей команды, которая приносила пациентам исцеление. Эти группы людей выполняли одни и те же основные задачи, но они совершенно по-разному думали о своем понимании цели в организациях, где они работали. Неудивительно, что работники, которые рассматривали свою роль как лечебную функцию, были более удовлетворены своей работой, проводили больше времени с пациентами, более тесно сотрудничали с врачами и медсестрами и находили больше смысла в своей работе.
На более поздних этапах жизни обычные взрослые источники целеустремленности, такие как выполнение своей карьеры или забота о других, менее доступны, но сохранение сильной целеустремленности в этом возрасте связано с множеством положительных качеств. По сравнению с другими целеустремленные пожилые люди чаще имеют работу, имеют лучшее здоровье, более высокий уровень образования и состоят в браке.
Психология целеустремленности во всем миреХотя большая часть социологической работы по целеустремленности была сосредоточена на людях из западных, богатых обществ, литература содержит несколько интересных межкультурных результатов, которые намекают на то, как подходы и преимущества от цели в жизни может отличаться во всем мире. В Корее, например, было показано, что молодежь рассматривает цель не как индивидуальное стремление, а как коллективное дело, в то время как исследования китайских концепций цели показывают, что чувство цели делится на чувство профессиональной, моральной и социальной цели.
Исследования в области психологии целеустремленности среди людей с различным социально-экономическим положением показывают, что тем, кто находится в трудных обстоятельствах, вероятно, будет трудно обнаружить и преследовать личные значимые цели.