Целостный человек это: Целостность личности — Психологос

Содержание

Целостность человека, целостность мира, целостность личности, принцип целостности человека

Если вы обрели радость, которая вас не покидает; если обстоятельства меняются, а она остаётся, – значит, вы приближаетесь к состоянию Будды

Ошо

Большинству людей, вставших на путь самосовершенствования, встречалось понятие Целостности человека как основного, чего надо достичь в работе над собой. Это понятие так же, как и понятие осознанности, стало настолько привычным для нашего ума, что он его пролистывает, не задумываясь, как нечто само собой разумеющееся. Но если присмотреться вокруг и быть честным с самим собой, много ли мы найдём целостных людей? Многие ли из нас точно знают, чего хотят от жизни, от себя, а если и знают, то какова вероятность того, что это в самом деле наши желания и цели, а не навязанные нам кем-то? Действительно ли так очевидно, что из себя представляет принцип целостности человека? И почему обретение этого качества так жизненно необходимо и вместе с тем так редко встречается?

На протяжении довольно долгого времени проблема целостности человека являлась предметом моего исследования и пристального интереса, поэтому сейчас хочу поделиться некоторыми соображениями по этому поводу.

Во-первых, как это ни банально звучит, нужно признаться себе в том, что этого качества пока нет. Очень важно пронаблюдать за собой и увидеть, что этому мешает и что целостностью не является. И вот первая практика: пронаблюдать свою множественность, смену настроения в зависимости от внешних обстоятельств; отследить желания, которые могут быть очень противоречивыми; пересмотреть цели, которые могут оказаться чужими. При этом важно задавать себе вопрос: «Кто (что) во мне сейчас это хочет делать, думать, действовать?» Второй вопрос – это: «Зачем мне это думать, делать, желать?»

То есть, первый шаг – это увидеть, как всё обстоит на самом деле. Это сбор стратегической информации. Нельзя при этом осуждать себя и впадать в драматизм по поводу своего несовершенства. Это сильная помеха и попытка Эго увести нас от истинной цели. Поэтому просто наблюдаем и собираем данные для дальнейшей работы. Выглядеть это может примерно так: «Я знаю, что кушать рафинированную пищу вредно, но всё равно это делаю – это не является целостностью.

Сегодня я в хорошем настроении, потому что меня похвалили, а завтра в плохом, потому что меня обидели – это не является целостностью. Сегодня я хочу медитировать в горах, а завтра я хочу строить успешную карьеру – это не является целостностью». И так далее. Увидеть свою противоречивость и собрать об этом как можно больше свидетельств – уже добрая половина на пути к обретению себя настоящего.

Во-вторых, нужно изучить своё устройство. Каков наш состав? Что такое целостность человека? Дух – душа – тело. Каковы потребности тела, каковы – души и духа? При ближайшем рассмотрении нам станет понятно, что это совершенно разные потребности, а зачастую и противоположные друг другу. Это обязательно нужно учитывать при работе над собой и уметь грамотно расставлять приоритеты, не ущемляя при этом ни одну из наших сторон. На этом этапе мы пытаемся понять, что же такое духовно-телесная целостность, характеризующая отдельного человека как осознанную личность. В нас также есть некие центры, выполняющие определённые функции.

Есть высшие центры, и есть низшие. Каждый должен заниматься своим делом и не вмешиваться в работу другого. Что касается потребностей, то у целостного человека всё находится в гармонии. Нет пренебрежения телом и душой ради духа или наоборот.

Если проследить это на примере йоги, то увидим очень здравый подход и системность в развитии себя. Обязательно уделяется необходимое внимание такой необходимой вещи, как физическая целостность человека, то есть телу. Оно должно быть здоровым, сильным и выносливым. Для этого разработано правильное питание, комплексы асан и очищение.

Духовная целостность человека – это соблюдение нравственных законов, по которым устроена Вселенная.

В данном случае – яма и нияма. Почитая и исполняя эти законы, Душа расцветает и развивается, ощущает радость и полноту, а также становится способной распознавать целостность внешнего мира. Для ума в йоге концентрация и медитация. Это приводит беспокойный и мечущийся ум в равновесие и позволяет ему выполнять его истинную функцию. Что касается центров, или чакр по-другому, – они должны также быть гармонично развиты. Причём акцент нужен на развитии именно нижних центров, так как высшие уже и так развиты. Именно в этом смысле все мы изначально совершенны.

Что же не так у нас с низшими центрами? Эта тема достаточна обширна, поэтому ограничусь некоторыми основными положениями. Все процессы, происходящие в нас, материальны, разница только в тонкости материи. Есть грубая материя, и есть тонкая. Для того чтобы всё функционировало, нужна энергия, которую наш организм вырабатывает каждый день. Задача нижних центров – работать на своей энергии, не расходуя её напрасно, сберегая её для трансформации из грубой в тонкую, что потом свяжет должным образом нижние центры с высшими. На этом этапе тоже нужно сначала выяснить, куда и как тратится так необходимая нам энергия. Потому как, если она истощается, уровень сознания также падает и работа над собой становится невозможна. В этом случае как раз и происходит откат назад: возвращаются вредные привычки, сбивается режим дня, «портится» характер. И это свидетельствует именно о низком уровне энергии. А также о том, что целостность человека обнаруживается через сознание.

Наблюдая за собой, мы сможем выяснить, что нередко энергия утекает из-за привычки к плохому настроению и беспокойству. Тратится она и на всевозможные страхи, сомнения, мнительность, раздражение – любая из этих эмоций, достигнув определённой интенсивности, может уничтожить львиную долю энергии, накопленную до этого. Много энергии тратится на болезненное воображение и болтовню ума, на лишнее мускульное напряжение. Мы не умеем расслабляться и даже спим с напряжёнными мышцами. Некоторым требуется несколько часов ночью только на то, чтобы тело расслабилось. Если подойти к этому осознанно, можно это сделать гораздо быстрее, используя, например, последовательное расслабление всех частей тела перед сном, как в шавасане.

И только после того, как будет собран необходимый материал в процессе наблюдения за собой, можно будет приступить к тому, чтобы что-то менять! Это крайне важный момент.

На этапе наблюдения за собой вскроется наша множественность. Мы обнаружим, что в нас нет постоянного «я», которое в состоянии всё контролировать, принимать последовательные решения, иметь постоянные цели и нести ответственность за свои действия. Скорее можно будет увидеть смену разных малых «я», каждое из которых присваивает себе значение целого и разрушает целостность человека. Этот пункт я считаю самым важным. Совершенно необходимо увидеть это внутри себя, иначе никакое развитие и сохранение целостности не будет возможно. Суть в том, что обычно люди не замечают эту множественность. Кажется, что это просто смена настроения или отсутствие воли, а сам я такой же, всё тот же. Это объясняется тем, что мы всегда живём в последнем «я». Смена же различных «я» обуславливается внешними влияниями (например, хорошая погода вызывает на поверхность одну группу «я», а плохая – совершенно другую, поэтому и состояние меняется), воспитанием, давлением социума, чтением, религией. В результате какие-то группы «я» могут быть сильнее других, но пока это не осознано, они будут действовать на автомате.

Как это выглядит в жизни? Самый простой пример: вы дали себе обещание с завтрашнего дня начать правильно питаться. Это будет решение одного «я», на следующий день или через несколько дней другое «я», совершенно не зная о предыдущем, наестся вкусностей, а с последствиями будете иметь дело вы. В худшем случае некое тщеславное «я» в вас может пообещать нечто кому-либо из желания покрасоваться, затем оно исчезает, а человек, то есть сочетание других «я», вынужден за это расплачиваться.

Здесь уместно привести одну восточную притчу, хорошо иллюстрирующую такую нашу природу. В ней отсутствующую целостность человека сравнивают с домом, где нет ни хозяина, ни управляющего, а только толпа слуг, позабывших о своих обязанностях. Никто не желает делать своё дело, но каждый старается хоть на мгновение занять место хозяина и покомандовать. В такой ситуации дому угрожает серьёзная опасность. И возможность спастись для остальной части более понятливых слуг заключается в том, чтобы выбрать из своей среды временного управляющего, который заставит каждого выполнять своё дело.

Кучера он отправит в конюшню, повара – на кухню, садовника – в сад и так далее. Таким образом можно подготовить дом к приходу настоящего управляющего, а затем и хозяина. Эта очень глубокая притча встречается во многих восточных учениях и в Евангельских текстах, в разных вариациях. Уже одна только способность увидеть это всё в себе является сильной практикой, чтобы начать формировать целостность личности, а также является половиной дела. Именно это имели в виду древние, когда говорили: «Познай себя!».

Второй половиной будет глубокое осознание своего положения, фактически мы увидим себя в своеобразной тюрьме, и затем – формирование твёрдой решимости освободиться. Эта твёрдая решимость сформирует группу «я», которая станет временным управляющим, а дальнейшая работа в этом направлении даст возможность проявиться настоящему хозяину. Каждый из нас, кто хочет быть целостным человеком, а это значит таким человеком, который точно знает, чего он хочет, и способен достигать этого; цели которого не противоречат законам Вселенной; который способен быть в гармонии с собой и окружающими; который способен осознать целостность мира и от этого счастлив, может осилить этот путь.

Нашими помощниками на этом пути будут гармоничная система развития, в моём случае это йога, развивающая целостность всего организма; наблюдение за собой и осознание своей множественности; группа единомышленников для взаимопомощи и поддержки, особенно в трудные моменты; в идеале – учитель или наставник, разбирающийся в этих вопросах. При отсутствии такового, соответствующая литература по этой теме.

Резюмируя вышесказанное, перечислю необходимые первые шаги на пути обретения целостности:

  • Последовательно наблюдая за собой и стараясь быть осознанным в своих наблюдениях, увидеть реальное положение дел внутри себя;
  • Пересмотреть свои цели и желания на предмет «свои и чужие». Они могут быть навязаны нам родителями, близкими и значимыми людьми, социумом, особенно в сфере потребления. Свои настоящие потребности мы зачастую не осознаём, зато гоняемся за искусственно созданными и представленными нам совершенно необходимыми с помощью художественной литературы, фильмов и рекламы;
  • Затем, увидев, из чего состоит наша тюрьма и на что уходит жизненная энергия, мы сможем эту энергию сберегать для своего развития и одновременно планировать план побега. На этом этапе особенно пригодятся единомышленники и карты побега, то есть необходимые знания о нашем устройстве, уложенные в некую стройную систему, касающуюся всего человека (дух, душа, тело).

Устраняя шаг за шагом множественность внутри себя, мы начинаем понимать, что такое целостность жизни человека, и в результате мы становимся Хозяевами в собственном царстве. А тому, кто смог стать хозяином в малом, можно уже доверить и нечто большее. Но это уже отдельная тема.

Целостность личности как философская проблема



В статье рассматривается феномен целостной личности с точки зрения метафизики человека. Основное внимание уделяется феномену собирания человека как личности в целостность. Такое собирание подразумевает точки сбора, такие как дух, бытие, проект, идеал, логос. Собирая себя в целостность, личность не совпадает сама с собой. Несовпадение внутри человека себя эмпирического и себя идеального ведет к образованию онтологической пустоты, которая является стимулом для личностного усилия, устремляющего человека к собственной целостности. Обретение такого рода целостности происходит через ощущение личностью онтологического одиночества.

Ключевые слова: личность, целостность, собирание себя, дух, бытие, пустота, полнота, метафизический акт, онтологическое одиночество, усилие.

Целостность человеческой личности осуществляется через поиск метафизической основы. Целостностью человек может обладать лишь устремившись к ней. Таким образом, целостность всегда будет ускользать, постоянно требуя нового собирания. П. С. Гуревич пишет: «Человек по определению не может быть целостным» [1. с. 170]. Он постоянно находится в поиске своей сущности. Можно сказать, что целостность является некоторым идеалом для человека. Этот идеал по определению не может быть достижим, но к которому необходимо стремиться. Целостность воплощена в идеале, приобщившись к которому личность обретает полноту бытия. Идеал может выступать как точка собирания человека. Он всегда находится впереди человека, в будущем, тем самым представляет собой структуру проекта. Такое проектирование имеет онтологические основания. Только благодаря онтологическому основанию проектирование не может быть произвольным.

Таким образом, единичное «я» становится причастно к сфере духа. Через дух человек может собирать себя в некотором осознанном пути, следуя от себя как сущего к себе как бытию. В сфере духа человек слышит шепот всех людей, живших до него, которые стремились к воплощению в себе идеала человечности. Этих людей зовут творцами культуры. Попадая в сферу духа, мы попадаем в некоторый порядок, но не можем надолго удержаться в нем. И поэтому приходиться постигать этот порядок заново. Только дух, воплощенный в человеческой личности, является органом постижения порядка бытия. Следовательно, только человек, существующий в сфере духа, воплощается во всей своей целостности как личность.

Интуиция о духе была известна еще с древних времен. В древности вселение духа в человека происходило в обряде инициации. В ходе инициации в неофита вселялся дух предка. Мирча Элиаде пишет: «К концу испытаний неофит обретает совершенно другое существование, чем до посвящения: он становится другим» [7. с. 13]. После вселения духа предка, человек перестает принадлежать себе. Теперь он принадлежал духу, который всегда больше эмпирического человека. Принадлежа духу, мы все время не совпадаем с собой эмпирическим. В этом несовпадении и заключается залог роста. Вселение духа предполагает преображение, в котором мы можем приобрести немыслимое богатство бытия. Только через собственное преображение мы становимся представителями человеческого рода, в результате чего обретаем целостность. В сфере духа человек всегда приобщается к чему-то большему, чем есть он сам. Дух, понятый на современный лад, является духом культуры. Приобщаясь к культуре, человек начинает существовать как родовое существо, благодаря чему приобщается к идеалу человечности. Воплощая в себе идеал человечности, человек проживает в себе человека, бытийствуя во всей своей целостности.

Человек постоянно должен слышать зов бытия. Его существование как целостного существа постоянно зависит от того, как он слышит этот зов. Хайдаггер пишет: «Зов несомненно идет не от кого-то другого, кто есть со мной в мире. Зов идет от меня и все же сверх меня» [6. с. 275]. Появляется метафизическое измерение, которое открывает в себе человек путем трансценденции к иному. Так человек превращается в экзистенциальную проблему, где метафизика помогает человеку обнаружить свое внутреннее измерение и определить себя. С помощью трансцендирования человек восполняет свою неполноту и недостаточность. Человек непосредственно устремляется к себе как к иному. Только через устремленность к себе как к иному, можно возвыситься над всеми первоначалами, став своеобразным абсолютом. В акте трансцендирования приобретается бытийное мышление, которое указывает на его причастность к бытию. В движении к бытию человек начинает сбываться. Сбывание требует от человека усиленной работы мысли, в которой происходит самоискание и осмысление смысла бытия. В бытии человек рождается и становится живым. Если человек становится живым, он может определяться сам из себя, и не требует определения вне его самого. Он определяется в своей самобытности, в качестве личности. Тут и проявляется человеческое присутствие во всей полноте, через категорию Dasein. Хайдеггер определяет категорию Dasein, как «сущее, носящее титул присутствия» [6. с. 350]. В понятии Dasein бытие и человек совпадают, что говорит об онтологическом появление человека. Существуя среди сущего, человеку необходимо сбыться, что указывает нам на то, что человек постоянно существует в модусе возможного человека. Сбывание предполагает собирание себя в целостность через причастность себя к бытию. Человек предстает перед нами, как особый род сущего, через которого открывается бытие, тем самым бытие становится определением человека, высвечивая его подлинную сущность. Определяя бытие, человек определяет себя в своей всеобщности. Бытийствование человека подразумевает гармонию с самим собой и миром. В бытие человеку открывается сверхчувственный опыт всеобщности, которая как самобытная форма требует от человека особого усилия, «понятого как мужество быть» [4. с. 139]. Только совершая такое усилие, происходит устремление к собственной полноте, а значит целостности. В полноте самой по себе скрыта совершенность, главным элементом которой является небытие. В полноте слышатся отклики молчания и бездействия. Так как под собой она не подразумевает развитие. Полнота ставит точку на всем, как уже состоявшемся. О человеке говорят как о состоявшейся личности только после смерти. Смерть выносит последний вердикт о жизни человека, делая его окончательно полным и целостным. Чтобы показать жизненное присутствие, мы должны мыслить присутствие, как развитие в пустоте, которую в свою очередь мы должны мыслить как определенную форму лишенности, как нехватку, которая понимается позитивно. Пустота несет в себе потенциальные возможности, которые могут быть актуализированы. Надо помнить, что движение возможно только в пустоте. Демокриту для обоснования движения атомов потребовалась ввести понятие пустоты, так как только в пустоте атомы могут перемещаться. Только в пустоте может зародиться новая мысль. Г. К. Сайкина пишет, что «пустота может вмещать в себя идею Бога, Другого, закон, красоту» [4. с. 146]. Для мысли посещающей человека всегда должно быть пустое пространство, в которой она может поселиться и развернуться во всей своей полноте. Мысль появляется на пустом месте, буквально из ничего. Поэтому человеку время от времени необходимо опустошаться и распадаться для того, чтобы в себе создать пустое пространство, в котором может появиться новая мысль. Опустошение происходит здесь как прощание с закостенелыми формами, которые проявляются в человеке в виде привычек и клише. Бытие же возвращает человека в онтологическое пространство, к своей собственной сущности, к самому себе.

Пребывая в бытии, человек больше не хочет быть бездомным. Хайдеггер определяет человеческое существование как «присутствие в его не-по-себе, исходное брошенное бытие-в-мире как не-у-себя-дома» [6. с. 276]. Само понятие дом для человека является важным, по причине того, что только дома человек может обрести целостность. «Тяга быть повсюду, как дома» может быть понята как тяга к целостности. Только ощущая себя в бытии как дома, может появиться опыт осмысленной свободы, которая подразумевает служение бытию. Такое служение не допускает произвол, но и не означает рабства, что, в конечном итоге, определяет свободу как осознанную необходимость. Тем самым бытие возвышает человека до его онтологического статуса, в котором открывается царство свободы, где человек перестает быть только эмпирическим существом. В этом царстве свободы человек начинает собирать себя в целостность.

Человек занимается постоянным собиранием различных фрагментов мира в целостность. Такое собирание подобно логосу. Как пишет А. Ф. Лосев: «Логос не цельность, но принцип цельности; не индивидуальность, но метод ее организации; не созерцательная картинность и воззрительная изваянность, но чистая возможность их; не общность, но закон получения ее и т. д». [2. с. 44]. Логос рассеянное достраивает до единства, создавая цельную и непротиворечивую картину нашего восприятия. Логос открывает человеку мир во всей своей целостности. Даже если человек имеет дело с фрагментом реальности, он способен достроить этот фрагмент до целого. Он способен держать идею мира в своем сознании. В логосе человек становится целостным, ощущая себя онтологической единицей мира. Такая способность доступна человеку как родовому существу. Только в своем родовом пространстве он становится универсальным, безмерным в своем становлении. Человек должен становится единым с человечеством, через свою родовую сущность. Такое собирание в целостность всегда начинается изнутри человека, где посредством собственной воли человек совершает усилие, подводя к общему знаменателю разноосновные составляющие собственной жизни. Этим знаменателем может служить собственное «я», вокруг которого выстраивается целостная картина мира. «Я» имеет способность все центрировать на себе, внутри себя оно уже должно быть целостным, собранным в кулак. «Я» не может быть в разобранном состоянии в момент бытийствования или совершения метафизических актов: актов любви, веры, совести, сочувствия. Только в собранности «я» может возникнуть ощущение полноты жизни, когда мы начинаем видеть и слышать всем существом в неразрывном единстве души и тела.

Собирание себя в целостность происходит через уединение, где личность пребывает наедине с собой в состоянии одиночества. О. Ю. Порошенко пишет: «Человек устанавливает связь с бытием в одиночестве» [3. с. 142]. В этот момент личность буквально оторвана от всего остального мира, для того чтобы встретится с бытием. Происходит остановка, пауза во внешнем мире, для того чтобы погрузится в свой внутренний мир и остаться наедине со своими ожиданиями, представлениями и желаниями. Испытывая на себе онтологическое одиночество, человек проявляет заботу к самому себе как личности. Трансцендируя к бытию в осознании собственного одиночества, мы становимся свободны для собственного собирания. Самосознание сделало человека чужим в мире. Через осознание чужести мира, в человеке возникло ощущение собственного одиночества, которое в себе несет позитивный момент для осмысления мира и собирания его по-новому в своем внутреннем мире. Но такое собирание возможно только тогда, когда сам человек представляет собой мир. О. Ю. Порошенко пишет, что одиночество выступает как «экзистенциал, концентрирующий смысложизненную проблематику, в едином месте, в точке «я», окруженной личными границами» [3. с. 142]. Через одиночество и причастность к бытию, человек становится сам миром в самом себе, где появляется его осознанное «я». Только после обретения собственной целостности человек прекращает паузу и приходит в мир уже в собранном виде. Эта собранность постоянно норовит распасться, и поэтому, посредством уединения, необходимо приобщиться к бытию, где происходит постоянное воссоздание целостности человека. Только в этом состоянии человек может приобщиться к своей родовой сущности, «поднимаясь над самим собой», над узкой формой своей индивидуальности, становясь одним целым с судьбой человечества, где он больше не психика, он уже дух.

Наше «я» ни на чем не держится, если его не поддерживать своим собственным усилием, оно норовит распасться. Поэтому она требует постоянного собирания. Рефлексия помогает нашему «я» искать самообоснование своей внутренней сущности. Так же она помогает обнаружить наше «я» путем интроспекции через собственную память. Память фиксирует наши изменения, выступая как орган собирания. Г. К. Сайкина пишет: «Иметь «я» значит помнить» [5. с.50]. Через рефлексию и память мы постепенно начинаем иметь представление о себе, как о некотором целостном существе. Человек изначально не целостен по причине принадлежности к тому или другому полу. Он проявляет недостаточность, принадлежа к полу. Существо человека не в противоположном поле, а в единстве полов. Человек должен реализовать в себе единство полов. Обрести целостность, воплощая в себе гармонию обоих полов, можно лишь через открытие в себе родовой сущности. Личностная форма имеет возможность собирать в единое целое всю человеческую жизнь, а также жизни других людей, когда-либо живущих на земле, которые представляют собой человеческий род. Через собирание в своей личности человеческих жизней, мы постоянно пересобираем родовое тело человека, которое так же нуждается в собирании, как и отдельный индивид. Еще в первобытные времена, когда родовая сущность позволяла человеку быть целостным и неделимым индивидом, сохраняя его индивидность, люди предпринимали коллективные усилия в ритуале. Ритуал сохранял целостность рода, не позволял ему распасться.

Собранность человека никогда не может быть окончательной. Она постоянно требует рефлексивного опыта самого себя во всех временах. Только в рефлексии себя настоящего, в воспоминаниях о себе прошлом и представлении себя будущего, человек пребывает целостно в каждом моменте времени как личность. Пребывая в состоянии целостной личности, человек живет в гармонии со временем и со своими желаниями, людьми миром и собственной совестью. Собранность предполагает восхождение к новому собиранию. Она в своей полноте недостижима при жизни, так как жизнь предполагает постоянное движение и протекание ее в действительности. Но при этом целостность личности возможна, лишь, когда человек включен в полноту бытия.

Литература:

  1. Гуревич П. С. Проблема целостности человека / П. С. Гуревич. — М.: ИФРАН, 2004. — 178 с.
  2. Лосев А. Ф. Философия имени / А. Ф. Лосев. — М.: Академический Проект, 2009. — 300 с.
  3. Порошенко О. Ю. Оптимистическая трагедия одиночества / О. Ю. Порошенко. — СПб.: Алетейя, 2015. — 216 с.
  4. Сайкина Г. К. Трудно быть человеком (Метафизические маршруты человека) / Г. К. Сайкина. — Казань: Казан. ун-т, 2012. — 428 с.
  5. Сайкина Г. К. Человек в поисках своей идентичности. Учебное пособие по философской антропологии / Г. К. Сайкина. — Казань: КазГУ, 2009. — 95с.
  6. Хайдеггер М. Бытие и время / М. Хайдеггер; Пер. с нем. В. В. Бибихина. — Харьков: «Фолио», 2003. — 503 с.
  7. Элиаде М. Тайные общества. Обряды инициации и посвящения / Пер. с фр. Г. А. Гельфанд; Науч. ред. А. Б. Никитин. — СПб.: «Университетская книга», 1999. — 356 с.

Основные термины (генерируются автоматически): бытие, целостность, собирание, дух, идеал человечности, личность, онтологическое одиночество, полнота, пустота, сфера духа.

Здоровье человека в целом: что нужно знать

Перейти к основному содержанию

Что такое здоровье человека в целом?

Здоровье человека в целом предполагает рассмотрение человека в целом, а не только отдельных органов или систем организма, и рассмотрение множества факторов, способствующих как здоровью, так и заболеванию. Это означает помощь и расширение прав и возможностей отдельных лиц, семей, сообществ и населения для улучшения их здоровья во многих взаимосвязанных биологических, поведенческих, социальных и экологических областях. Вместо лечения конкретного заболевания здоровье человека в целом сосредоточено на восстановлении здоровья, повышении устойчивости и профилактике заболеваний на протяжении всей жизни.

Почему здоровье человека в целом так важно?

Здоровье и болезнь не являются отдельными, разъединенными состояниями, а вместо этого находятся на пути, который может двигаться в двух разных направлениях, либо к здоровью, либо к болезни.

На этом пути учитываются многие факторы, в том числе биологические особенности человека; некоторые нездоровые привычки, такие как неправильное питание, малоподвижный образ жизни, хронический стресс и плохой сон; а также социальные аспекты жизни — условия, в которых люди рождаются, растут, живут, работают и стареют, — могут привести к хроническим заболеваниям более чем одной системы органов. С другой стороны, уход за собой, образ жизни и поведенческие вмешательства могут помочь вернуть здоровье.

Хронические заболевания, такие как диабет, сердечно-сосудистые заболевания, ожирение и дегенеративные заболевания суставов, также могут сопровождаться хронической болью, депрессией и злоупотреблением опиоидами — все состояния усугубляются хроническим стрессом. Некоторые хронические заболевания увеличивают непосредственные и долгосрочные риски заражения COVID-19. Понимание состояния, в котором жил человек, изменение поведения на ранней стадии и управление стрессом могут не только предотвратить множественные заболевания, но и помочь восстановить здоровье и остановить прогрессирование болезни на протяжении всей жизни человека.

Используется ли здоровье человека в целом в здравоохранении?

Некоторые системы и программы здравоохранения в настоящее время уделяют больше внимания здоровью человека в целом.

Департамент по делам ветеранов США (VA) Комплексный подход к охране здоровья

Комплексный подход VA к системе здравоохранения и комплексному здравоохранению направлен на улучшение здоровья и благополучия ветеранов, а также на устранение коренных причин хронических заболеваний, связанных с образом жизни и окружающей средой. . Подход переходит от акцента на заболеваниях к более персонализированному подходу, который вовлекает ветеранов и дает им возможность на раннем этапе и на протяжении всей жизни уделять приоритетное внимание изменениям здорового образа жизни в таких областях, как питание, активность, сон, отношения и окружение. Традиционное тестирование и лечение сочетаются с дополнительными и интегративными подходами к здоровью, которые могут включать акупунктуру, биологическую обратную связь, массажную терапию, йогу и медитацию.

Программа Total Force Fitness Министерства обороны США

Программа Total Force Fitness возникла в системе военного здравоохранения Министерства обороны США в ответ на потребность в более целостном подходе — сосредоточении внимания на человеке в целом, а не на отдельных его частях. или только симптомы — к требованиям многократного развертывания и нагрузкам на вооруженные силы США и членов их семей. Фокус расширяет идею полной пригодности, включая здоровье, благополучие и устойчивость всего человека, семьи, сообщества и вооруженных сил США.

Whole Health Institute

Созданная в 2020 году модель Whole Health Institute помогает людям определить, что для них важнее всего, и составить план своего пути к полному здоровью. Модель предоставляет инструменты, помогающие людям заботиться о своем теле, разуме и духе, и включает в себя работу с командой здравоохранения, а также использование поддержки семьи, друзей и сообщества.

Департамент здравоохранения и социальных служб Северной Каролины

Департамент здравоохранения и социальных служб Северной Каролины внедрил в свою систему здравоохранения комплексный подход к охране здоровья человека, сосредоточив внимание на интеграции физического, поведенческого и социального здоровья. Штат предпринял шаги для поощрения совместной помощи в области поведенческого здоровья и помощи в устранении широко распространенного неравенства в социальных условиях, таких как доступ к жилью и питательной пище.

Программа Орниша по излечению сердечных заболеваний

Программа Орниша по излечению сердечных заболеваний — это интенсивная программа кардиореабилитации, которая, как было показано, обращает вспять прогрессирование ишемической болезни сердца посредством изменения образа жизни, без лекарств или хирургического вмешательства. Программа покрывается Medicare и некоторыми медицинскими страховыми компаниями. Изменения в образе жизни программы включают в себя физические упражнения, отказ от курения, управление стрессом, социальную поддержку и диету из цельных продуктов на растительной основе с низким содержанием жира. Программа предлагается командой специалистов в области здравоохранения, которые оказывают поддержку, необходимую людям для внесения и поддержания устойчивых изменений в образе жизни.

Что говорят исследования о здоровье человека в целом?

Растущий объем исследований свидетельствует о преимуществах здорового образа жизни, окружающей среды и политики для поддержания здоровья, а также для предотвращения, лечения и лечения хронических заболеваний. Это исследование включает в себя несколько крупных долгосрочных эпидемиологических исследований, таких как Фремингемское исследование сердца, исследование здоровья медсестер и адвентистское исследование здоровья, в которых оцениваются связи между образом жизни, питанием, генетикой, здоровьем и болезнями.

Однако не хватает рандомизированных контролируемых испытаний и других видов исследований многокомпонентных вмешательств и здоровья человека в целом. Проблемы возникают при проведении такого рода исследований и поиске подходящих способов оценки доказательств. Но появляются возможности для изучения новых путей к надежным и тщательным исследованиям здоровья человека в целом.

Будет ли Национальный центр комплементарного и интегративного здоровья (NCCIH) финансировать исследования здоровья человека в целом?

Да, NCCIH планирует финансировать исследования здоровья человека в целом. (Подробности можно найти в Стратегическом плане NCCIH на 2021–2025 финансовый год: Отображение пути к исследованиям здоровья человека в целом .)

Углубляя научное понимание связей, существующих в различных областях здоровья человека, исследователи могут лучше понять, как взаимодействуют состояния, определить многокомпонентные вмешательства, направленные на решение этих проблем, и определить наилучшие способы поддержки людей на протяжении всего континуума их здоровья, включая возвращение к здоровью.

Информационная служба NCCIH

Информационная служба NCCIH предоставляет информацию о NCCIH и дополнительных и комплексных подходах к охране здоровья, включая публикации и результаты поиска в федеральных базах данных научной и медицинской литературы. Информационный центр не предоставляет медицинских консультаций, рекомендаций по лечению или направлений к практикующим врачам.

Бесплатный номер в США: 1-888-644-6226

Служба ретрансляции телекоммуникаций (TRS): 7-1-1

Веб-сайт: https://www. nccih.nih.gov

Эл. ) предоставляют инструменты, которые помогут вам понять основы и терминологию научных исследований, чтобы вы могли принимать обоснованные решения о своем здоровье. Know the Science содержит множество материалов, в том числе интерактивные модули, викторины и видеоролики, а также ссылки на информационный контент из федеральных ресурсов, предназначенный для того, чтобы помочь потребителям разобраться в информации о здоровье.

Объяснение того, как проводятся исследования (NIH)

Знай науку: 9 вопросов, которые помогут разобраться в исследованиях в области здравоохранения содержит информацию о публикациях и (в большинстве случаев) краткие резюме статей из научных и медицинских журналов. Руководство NCCIH по использованию PubMed см. в разделе Как найти информацию о дополнительных подходах к охране здоровья в PubMed.

Веб-сайт: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/

Ключевые ссылки

  • Aggarwal M, Ornish D, Josephson R, et al. Устранение пробелов в соблюдении образа жизни для вторичной профилактики ишемической болезни сердца. Американский журнал кардиологии. 2021;145:1-11.
  • Центры услуг Medicare и Medicaid. Памятка о принятии решения по программе интенсивной кардиореабилитации (ICR) — Dr. Программа Орниша по обращению вспять сердечных заболеваний (CAG-00419Н). Доступ по адресу https://www.cms.gov/ 26 апреля 2021 г.
  • Deuster PA, O’Connor FG. Оптимизация производительности человека: изменение культуры и парадигмы. Журнал исследований силы и физической подготовки. 2015;29(дополнение 11):S52-S56.
  • Gaudet T, Kligler B. Целостное здоровье во всей системе Управления по делам ветеранов: как мы узнаем, что достигли этого будущего состояния? Журнал альтернативной и дополнительной медицины. 2019;25(S1):S7-S11.
  • Малецки Х.Л., Голли Дж.М., Шолтен Дж. Физическая активность, упражнения, здоровье в целом и комплексный коучинг здоровья. Клиники физической медицины и реабилитации Северной Америки. 2020;31(4):649-663.
  • Национальный центр дополнительного и интегративного здоровья. Стратегический план NCCIH на 2021–2025 финансовый год: определение пути к исследованиям здоровья человека в целом. Веб-сайт Национального центра комплементарного и интегративного здоровья. Доступ по адресу https://www.nccih.nih.gov/about/nccih-strategic-plan-2021-2025 от 14 мая 2021 г.
  • , веб-сайт Министерства здравоохранения и социальных служб Северной Каролины. Здоровые возможности и трансформация Medicaid. Доступ по адресу https://www.ncdhhs.gov/about/department-initiatives/healthy-opportunities/healthy-opportunities-pilots/healthy 26 апреля 2021 г.
  • Веб-сайт военной системы здравоохранения. Тотальная сила фитнеса. Доступ по адресу https://health.mil/Military-Health-Topics/Total-Force-Fitness 26 апреля 2021 г.
  • Tilson EC, Muse A, Colville K, et al. Инвестирование в здоровье человека в целом: работа над интеграцией физического, поведенческого и социального здоровья. Медицинский журнал Северной Каролины. 2020;81(3):177-180.
  • Веб-сайт Министерства по делам ветеранов США. Целое здоровье. Доступ по адресу https://www.va.gov/wholehealth/ 26 апреля 2021 г.
  • Веб-сайт Министерства по делам ветеранов США. Вся библиотека здоровья. Доступ по адресу https://www.va.gov/wholehealthlibrary/ от 26 апреля 2021 г.
  • Vodovotz Y, Barnard N, Hu FB, et al. Приоритетные исследования по профилактике, лечению и обращению вспять хронических заболеваний: рекомендации саммита по исследованиям в области медицины образа жизни. Границы медицины (Лозанна). 2020;7:585744.
  • Уайтхед А.М., Клиглер Б. Инновации в области ухода: дополнительное и интегративное здоровье в системе здравоохранения Управления здравоохранения ветеранов. Медицинская помощь. 2020;58(9S)(дополнение 2):S78-S79.

Другие ссылки

  • Alborzkouh P, Nabati M, Zainali M, et al. Обзор эффективности обучения навыкам управления стрессом на академическую жизнеспособность и психологическое благополучие студентов. Журнал медицины и жизни. 2015;8(4):39-44.
  • Бишт К., Шарма К., Тремблей М-Э. Хронический стресс как фактор риска болезни Альцгеймера: роль опосредованного микроглией синаптического ремоделирования, воспаления и окислительного стресса. Нейробиология стресса. 2018;9:9-21.
  • Бюттнер Д., Скемп С. Голубые зоны: уроки самых долгоживущих в мире. Американский журнал медицины образа жизни. 2016;10(5):318-321.
  • Chen T-L, Chang S-C, Hsieh H-F и др. Влияние снижения стресса на основе осознанности на качество сна и психическое здоровье пациентов с бессонницей: метаанализ. Журнал психосоматических исследований. 2020;135:110144.
  • Конверсано С., Орру Г., Поцца А. и др. Эффективно ли снижение стресса на основе осознанности для людей с гипертонией? Систематический обзор и метаанализ данных за 30 лет. Международный журнал экологических исследований и общественного здравоохранения. 2021;18(6):2882.
  • Katz DL, Karlsen MC, Chung M, et al. Иерархии доказательств в применении к медицине образа жизни (HEALM): внедрение подхода, основанного на силе доказательств, основанного на методологическом систематическом обзоре. Методология медицинских исследований BMC. 2019;19(1):178.
  • Kruk J, Aboul-Enein BH, Bernstein J, et al. Психологический стресс и клеточное старение при раке: метаанализ. Окислительная медицина и клеточное долголетие. 2019;2019:1270397.
  • Levesque C. Терапевтические изменения образа жизни при сахарном диабете. Клиники медсестер Северной Америки. 2017;52(4):679-692.
  • Ni Y, Ma L, Li J. Эффекты снижения стресса на основе осознанности и когнитивной терапии на основе осознанности у людей с диабетом: систематический обзор и метаанализ. Журнал стипендий медсестер. 2020;52(4):379-388.
  • Веб-сайт Ornish Lifestyle Medicine. Программа восстановления Орниша: интенсивная сердечная реабилитация. Доступ по адресу https://www.ornish.com/intensive-cardiac-rehab/ 26 апреля 2021 г.
  • Шнайдерман Н., Айронсон Г., Сигел С.Д. Стресс и здоровье: психологические, поведенческие и биологические детерминанты. Ежегодный обзор клинической психологии. 2005; 1:607-628.
  • Seal KH, Becker WC, Murphy JL, et al. Whole Health Options and Pain Education (wHOPE): прагматичное испытание, в котором сравнивалась вся медицинская бригада и групповое обучение первичной медико-санитарной помощи для продвижения немедикаментозных стратегий для улучшения боли, улучшения функционирования и качества жизни у ветеранов — обоснование, методы и реализация. Медицина боли. 2020;21(доп.2):S91-S99.
  • Tamashiro KL, Sakai RR, Shively CA, et al. Хронический стресс, метаболизм и метаболический синдром. Стресс. 2011;14(5):468-474.
  • Уэйн TF Jr, Saha SP. Генетический риск, приверженность здоровому образу жизни и ишемическая болезнь сердца. Текущие отчеты по кардиологии. 2019;21(1):1.
  • Веб-сайт Whole Health Institute. Доступ по адресу https://www. wholehealth.org/ 19 мая 2021 г.

Благодарности

NCCIH благодарит Мэри Бет Кестер, магистр медицинских наук, и Хелен М. Ланжевин, доктора медицинских наук, NCCIH, за обзор этой публикации.

Эта публикация не защищена авторским правом и находится в общественном достоянии. Дублирование приветствуется.

NCCIH предоставил этот материал для вашего сведения. Он не предназначен для замены медицинской экспертизы и рекомендаций вашего поставщика медицинских услуг. Мы рекомендуем вам обсуждать любые решения, касающиеся лечения или ухода, с вашим поставщиком медицинских услуг. Упоминание любого продукта, услуги или терапии не является одобрением NCCIH.

Последнее обновление:  май 2021 г.

Весь человек | Люди с ограниченными возможностями, ведущие независимый образ жизни

  • Фейсбук

  • Инстаграм

  • LinkedIn

  • Миссури 816-561-0304

  • Канзас 913-871-4188

  • St. Joseph 816-364-0900

    Медицинское обслуживание на дому

Перейти к предыдущему слайду Перейти к следующему слайду

The Whole Person предлагает широкий спектр услуг для людей с ограниченными возможностями, чтобы повысить их способность выполнять повседневные действия и уменьшить потребность в поддержке со стороны членов семьи, профессиональных помощников или других услуг по уходу. Наши услуги и программы укрепляют доверие этих людей и улучшают многие навыки, необходимые им для жизни, обучения и работы в сообществе метро Канзас-Сити.

  • Забота о вашей сверхспособности?

    The Whole Person ищет помощников по уходу и CNA. Зарабатывайте до 300 долларов в неделю, ухаживая за человеком с инвалидностью в его доме. Это неполный рабочий день и гибкий график. Подать заявку здесь

  • Быстрые ссылки

    Узнайте больше о человеке в целом!

  • Kansas Services

    The Whole Person предоставляет полный спектр программ и услуг для людей с ограниченными возможностями в округах Джонсон, Ливенворт и Виандотт в штате Канзас. Узнать больше

  • Home Health Care

    Home Health Care предлагает квалифицированную, профессиональную и доброжелательную помощь на дому в Северо-Западном Миссури.
    Узнать больше

  • Служба трудоустройства

    Помощь людям с ограниченными возможностями в поиске работы, соответствующей их сильным сторонам, способностям, условиям и предпочтениям в отношении занятости.
    Узнать больше

  • Основные услуги

    Помощь людям с ограниченными возможностями в самостоятельной жизни. Узнать больше

  • Слепота Слабое зрение Опыт

    Поощрение людей пользоваться возможностями для достижения большей независимости и доступа к сообществу.
    Узнать больше

  • Услуги для глухих и слабослышащих

    The Whole Person стремится управлять, уменьшать и разрушать этот барьер для глухих и слабослышащих сообществ.
    Узнать больше

  • Missouri CDS

    Программа Missouri Consumer Directed Services (CDS) помогает людям с серьезными физическими недостатками получить помощь в личном уходе и повседневной деятельности, чтобы сохранить или увеличить свою независимость. Узнать больше

  • Стать волонтером

    Поддержите нашу миссию в качестве волонтера. Существует бесчисленное множество способов стать волонтером The Whole Person: от административной помощи до участия в наших усилиях по защите интересов. Узнать больше

  • Social Security Disability Assistance

    Целостное лицо может представлять вас при подаче заявления на получение социального пособия по инвалидности или при подаче апелляции на отказ в выплате пособия. Узнать больше

  • Кейтеринг для всей личности

    Кейтеринг с социальной совестью! Whole Person Catering — это социальное предприятие, которое готовит людей с ограниченными возможностями к конкурентоспособной занятости. Выберите из множества вкусных бутербродов, салатов, десертов или блюд. Заказать онлайн!

Интересные статьи

1 июня 2023 г.

Совет по услугам для инвалидов Loudoun выпускает годовой отчет | Местные … — Loudoun Now

1 июня 2023 г.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts