Психологический практикум — Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича
Психологический практикум
Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича
Тест личности, направленный на изучение ценностно-мотивационной сферы человека. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни».
Разработанная М. Рокичем методика, основана на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей:
- Терминальные — убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться. Стимульный материал представлен набором из 18 ценностей.
- Инструментальные — убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Стимульный материал также представлен набором из 18 ценностей.
Это деление соответствует традиционному делению на ценности — цели и ценности-средства.
При анализе полученных ранжировок ценностей, психолог обращает внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, можно выделить «конкретные» и «абстрактные» ценности, ценности профессиональной самореализации личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д. Психолог должен попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или неискренность ответов в ходе обследования.
Достоинством методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость — возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции.
Существенным ее недостатком является влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играет мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и наличие контакта между психологом и испытуемым. Применение методики в целях отбора, экспертизы должно быть весьма осторожным.Инструкция
Особенности проведения процедуры тестирования:
Респонденту предъявляются два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.
Для преодоления социальной желательности и более глубокого проникновения в систему ценностных ориентаций испытуемого возможны изменения инструкций, которые дают дополнительную диагностическую информацию и позволяют сделать более обоснованные выводы.
- «В каком порядке и в какой степени (в процентах) реализованы данные ценности в Вашей жизни?»
- «Как бы Вы расположили эти ценности, если бы стали таким, каким мечтали?»
- «Как, на Ваш взгляд, это сделал бы человек, совершенный всех отношениях?»
- «Как сделало бы это, по Вашему мнению, большинство людей?»
- «Как это сделали бы Вы 5 или 10 лет назад?»
- «Как это сделали бы Вы через 5 или 10 лет?»
- «Как ранжировали бы карточки близкие Вам люди?»
Обследование лучше проводить индивидуально, но возможно и групповое тестирование.
Инструкция:
«Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача — разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни.
Каждая ценность написана на отдельной карточке. Внимательно изучите карточки и, выбрав ту, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися карточками. Наименее важная останется последней и займет 18 место.
Разработайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы Вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы, поменяв карточки местами. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию».
- стимульный материал к методике «Ценностные ориентации» М. Рокича
Dsfgsasadf asjf lajsf aj akjs j a kah flajkhsdl kf us falsdfs f vjapqoerugwv sa av pqvasdv;aoivu
Dsfgsasadf asjf lajsf aj akjs j a kah flajkhsdl kf us falsdfs f vjapqoerugwv sa av pqvasdv;aoivu Горбунов И.А., Зайцева В.Б.Ценностные ориентации безработных горожан
Ценности личности являются социальными регуляторами поведения человека. Система ценностных ориентаций образует содержательную сторону направленности личности и составляет внутреннюю основу ее отношений к окружающему миру. Зачастую безработные имеют трудности в поиске работы и адаптации на новом месте работы. Неудачи в поиске работы обусловлены у безработных неадекватной мотивацией к ее поиску, в основе которой лежит конфликт между личностным смыслом, вкладываемым в само понятие “работа”, целями и задачами нахождения работы и смысложизненными ориентациями.
Отсутствие успешности в сфере трудовой деятельности ведет к искажению ценностных ориентаций, снижению осмысленности своих действий, потере точки отсчета для собственной самооценки. В свою очередь эти психологические особенности ведут к еще большей дезадаптации вследствие расстройства отношений с окружающей действительностью, неспособности оценить происходящее вокруг.
Ценностный конфликт, по мнению В.Франкла, является одной из причин возникновения экзистенциального невроза. Поэтому нашей целью было изучение особенностей ценностных ориентаций у различных типов безработных.Ценностные ориентации были получены с помощью методики М.Рокича на выборке безработных в количестве 75 человек. Для выявления основных тенденций в системе ценностей безработных использовался факторный анализ (метод главных компонент) с
- Преобладание ценностных ориентаций, направленных на когнитивное развитие в ущерб материальному положению
- Преобладание ценностей, связанных с самоактуализацией, вопреки семейным ценностям
- Преобладание ценностей, связанных с деятельностью
Мы предполагаем, что эти факторы представляют собой основные координатные оси позиционирования безработными себя в окружающем мире, которые задают точку отсчета для формирования целей и задач при выборе работы.
Одной из наиболее важных характеристик системы ценностей является реализованность тех или иных ценностей в жизни индивида. Этот показатель может выступать индикатором удовлетворенности человека самим собой, своими социальными ролями, своим статусом. Для выделения основных факторов реализованности отдельных ценностей исследуемых групп также был использован факторный анализ (метод главных компонент). Было выделено также 5 факторов, объясняющих 62% дисперсии реализации всех ценностных ориентаций. Основываясь на различиях между факторными весами, мы назвали выделенные факторы следующим образом:
- Реализованность
Изучение особенностей распределения оценок по факторам в отдельных группах
безработных позволит понять, какие ведущие ценности движут ими при выборе работы, а также при адаптации на новом рабочем месте. В качестве примера можно привести тот факт, что ситуация потери работы создает искажение в понимании собственных позиций, своего места в системе координатных осей структуры ценностей, выстроенной ими, т.е. придерживаясь одной системы ценностей, безработные реализуют себя по другой системе ценностей. Полученная факторная модель ценностей позволит разработать более эффективные методы коррекционных мероприятий для каждой группы безработных.Сайт создан в системе uCoz
Милтон Рокич: H-индекс и награды — Академический профиль
Чем он наиболее известен?
Области исследований, в которых он наиболее известен:
- Социальная психология
- Общественные науки
- Закон
Милтон Рокич в основном занимается социальной психологией, ценностями, исследованием ценности Рокича, общественным мнением и ориентацией на социальные ценности. Его работа в области социальной психологии, такой как личность и этноцентризм, пересекается с другими областями, такими как авторитарная личность. Милтон Рокич проводит междисциплинарные исследования в области системы личности и убеждений в своих статьях.
Его исследование Rokeach Value Survey охватывает такие темы, как шкала ценностей, рабочие ценности и системы ценностей. Его исследования объединяют вопросы средств массовой информации, связей с общественностью и рейтинговой шкалы в его исследовании общественного мнения. Его исследование посвящено сочетанию экологической этики и человеческих ценностей.
Среди его наиболее цитируемых работ:
- Природа человеческих ценностей (9062 ссылки)
- Открытый и закрытый разум (2269 ссылок)
- Убеждения, взгляды и ценности (1425 ссылок)
Каковы основные темы его творчества на протяжении всей его карьеры на сегодняшний день?
Его основные исследования касаются социальной психологии, личности, ценностей, человеческих ценностей и систем ценностей. Его работа в области социальной психологии не ограничивается одной конкретной дисциплиной; он также включает обзор ценности Rokeach. В своем исследовании Милтон Рокич проводит междисциплинарное исследование системы личности и убеждений.
Его исследование ценности связано с более широкой областью статистики. В своем исследовании он проводит междисциплинарные исследования человеческих ценностей и экологической этики. Милтон Рокич в своей работе проводит междисциплинарные исследования экологической этики и социоэкономики.
Он чаще всего публиковался в следующих областях:
- Социальная психология (50,00%)
- Личность (14,10%)
- Значение (10,26%)
Каковы основные моменты его недавней работы (между 1974-2015 гг.)?
- Социальная психология (50,00%)
- Значение (10,26%)
- Человеческие ценности (8,97%)
В последних работах он сосредоточился на следующих областях исследования:
Его основными областями исследований являются социальная психология, ценность, человеческие ценности, экологическая этика и личность. Его исследование Test распространяется на социальную психологию, которая тематически связана. Его исследование связывает его опыт в Rokeach Value Survey с предметом Value.
Концепции его исследования Rokeach Value Survey переплетены с вопросами разъяснения ценностей и эгалитаризма. Милтон Рокич объединяет человеческие ценности с термодинамикой в своем исследовании. Милтон Рокич связывает атрибуцию, самооценку, предубеждение и экзистенциализм в исследовании проблем личности.
В период с 1974 по 2015 год его самыми популярными работами были:
- Понимание человеческих ценностей: индивидуальные и социальные (512 ссылок)
- Стабильность и изменение ценностных приоритетов Америки, 1968–1981 гг. (353 цитаты)
- Природа и значение догматизма (202 цитаты)
В его последнем исследовании наиболее цитируемые статьи были сосредоточены на:
- Социальных науках
- Социальная психология
- Закон
Его основными областями исследований являются социальная психология, личность, социальные ценностные ориентации, тест и смысл. Социальная психология часто связана с экзистенциализмом в его исследованиях. В своих работах он проводил междисциплинарные исследования, объединяющие систему Личности и Веры.
Его исследование социальных ценностных ориентаций пересекается с такими областями исследований, как человеческие ценности, экологическая этика и социоэкономика. Многие из его исследований связаны с такими темами, как когнитивная психология и смысл.
Этот обзор был сгенерирован системой машинного обучения, которая проанализировала данные ученого. план работ. Если у вас есть отзывы, вы можете связаться с нами здесь.
ETH5556 — РАЗДЕЛ 5: МОДЕЛИ КУЛЬТУРНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
Существуют три основные модели культурных ценностных ориентаций, которые мы собираемся упомянуть в рамках нашего учебного курса: 1) измерения ценностных ориентаций Клакхона и Стродтбека; 2) Зал измерения культурно-ценностных ориентаций; и 3) пятимерная модель ценностей Хофстеде. Мы также кратко коснемся работы Милтона Рокича из книги «Природа человеческих ценностей».
Основная идея всех этих моделей заключается в том, что все культуры сталкиваются с одинаковыми проблемами внутренней и внешней адаптации и используют одинаковый набор исходных материалов для поиска успешных способов адаптации. Однако выводы, к которым приходят разные культуры, могут проявляться в самых разных формах.
Клакхон и Стродтбек (16) предполагают, что существует шесть способов, по которым культуры часто различаются по ключевым темам или идеям. Их Измерения Ценностных Ориентаций включают следующие пункты:
— Природа Индивидуума: Является ли человек прежде всего добрым, злым или смесью двух? Может ли человек изменить свою природу, или эта природа постоянна и неизменна?
— Отношение людей к своему миру: это отношения, в которых люди доминируют над миром, действуют в гармонии с миром или подчиняют себя природе?
— Индивидуализм против коллективизма: существует ли группа для поддержки индивидуума или индивидуум для поддержки группы?
— Делать против Бытия: Жизненный путь человека состоит в том, чтобы делать и достигать, или он просто должен быть — и наслаждаться временем, проведенным на этой планете?
— Ориентация во времени: оценивает ли культура свои планы с точки зрения следования обычаям или традициям, основанным на проверенных временем идеях из прошлого, или культура думает с точки зрения создания лучшего будущего?
— Пространственная ориентация: рассматривает ли культура пространство и собственность как фундаментально частные и принадлежащие отдельным лицам, или как фундаментально общественные и принадлежащие всем в равной степени?
Способ, которым культура придерживается этих различных элементов, фундаментально формирует мировоззрение людей в рамках этой культуры, согласно Клакхону и Стродтбеку. (16) Культура, которая считает людей изначально злыми и ущербными с рождения, будет иметь совершенно иной подход к личным и социальным отношениям, чем культура, которая рассматривает людей как изначально хороших.
Культура, которая верит в жизнь как путешествие бытия в гармонии с миром, будет иметь совсем другие представления о таких вещах, как личностный рост, индивидуализация и накопление богатства, чем культура, которая считает, что люди должны конкурировать с друг друга и попытаться доминировать на планете и соперничать с конкурентами в борьбе за мировые ресурсы.
Западная цивилизация склонна делать очень специфический выбор в отношении каждого из этих измерений, и это влияет на очень многое в том, как люди из западных культур относятся к жизни. Когда эти ценностные измерения накладываются на различные культуры, во взаимодействии могут возникать фундаментальные конфликты.
Измерения Холла (12) добавляют ряд других концепций, касающихся трех важных областей культуры: Контекст, Время и Скорость сообщения . Его идея заключается в том, что культуры существуют в следующих двойственностях:
— культуры высокого контекста против культур низкого контекста
— монохронное время против полихронного времени
— высокая скорость сообщений против медленной скорости сообщений
В Высокий Контекстные культуры, большая часть смысла сообщений между людьми закодирована в среде и контексте, в котором люди взаимодействуют. Это означает, что устные или письменные сообщения нельзя принимать за чистую монету, не принимая во внимание контекст, в котором сообщение представляется.
Например, в некоторых культурах с высоким контекстом, как правило, существуют четко предписанные ритуалы для ситуаций, когда не нужно много говорить, чтобы все поняли, что происходит и что сообщается. Ритуалы сами по себе содержат смысл, а слова не содержат большую часть этого смысла.
В культурах с низким контекстом общение в гораздо большей степени заключается в фактических устных сообщениях, которые передаются туда и обратно. Люди в культурах с низким контекстом не так сильно сосредотачиваются на контексте, и у них не так много частей смысла, определяемых ритуалами или заранее определенными сообщениями, встроенными в контекст.
Людям из культур с низким контекстом обычно трудно понять общение с людьми из культур с высоким контекстом. Большая часть смысла закодирована в ситуации, и люди из низкоконтекстных культур часто не понимают контекста и не знают, как читать сигналы, встроенные в ритуалы и протоколы.
В режиме Monochronic Time событий происходят дискретно, одно за другим, в соответствии с расписанием, одинаково понятным для всех сторон. В монохронных культурах очень важно быть пунктуальным. Монохронные культуры, как правило, работают по расписанию по часам.
Полихронные культуры, с другой стороны, склонны не воспринимать и не ценить время одинаково. Быть быстрым может быть не очень важно, потому что все события происходят в разгар других, не менее важных дел, с большей гибкостью и свободой от расписания.
Клиницисты, которые склонны устанавливать очень фиксированные графики для размещения наибольшего числа клиентов, могут испытывать трудности при работе с клиентами, принадлежащими к полихронным культурам. Клиенты из полихромных культур могут опаздывать и не понимать, почему клиницист не может их увидеть, когда они приходят.
Высокая скорость передачи сообщений Культуры склонны быстро передавать и получать сообщения и одинаково быстро на них отвечать. Культуры с высокой скоростью передачи сообщений, скорее всего, будут монохронными. Они хотят, чтобы что-то делалось быстрее, поэтому они придают своим сообщениям ощущение срочности, которого нет в культурах с медленной скоростью передачи сообщений.
В культурах с низкой скоростью передачи сообщений сообщения предназначены для медленного развертывания, при этом слои смысла становятся очевидными по мере развития сообщения с течением времени. Ответы на сообщения будут преднамеренными и осторожными.
Поскольку эти элементы настолько глубоко укоренились в культурах, которые их удерживают, человеку, принадлежащему к другой культуре, может быть трудно понять смысл и важность этих элементов. Человеку из другой культуры может быть трудно даже увидеть некоторые аспекты этих элементов, как если бы они были совершенно невидимы.
Врачам рекомендуется преодолевать эту завесу невидимости при работе с клиентами из разных культур. Только поняв их ориентацию на мир, вы можете надеяться работать с ними так, чтобы они были этичными и ответственными.
Пятимерная модель ценностей Хофстеде (15) была получена на основе изучения деловых и рабочих отношений. Он описывает пять различных областей различий между культурами в их рабочей среде:
— Дистанция власти
— Индивидуализм против коллективизма
— «Мужественность» против «женственности»
— Избегание неопределенности
— Долгосрочная ориентация против краткосрочной
Дистанция власти человек на должностях власть будет обладать большей властью и властью. В культурах с высоким уровнем власти подчиненные не ожидают, что им будет позволено оспаривать решения людей, занимающих руководящие должности. Культуры с низкой дистанцией власти более эгалитарны в распределении власти и авторитета.
Понимание Хофстеде континуума Индивидуализм против коллективизма аналогично пониманию Клакхона и Стродтбека. Некоторые культуры ориентированы на 90–109 индивидуальных прав в ущерб коллективной ответственности, в то время как другие ориентированы на несколько индивидуальных прав и высокую степень коллективной или общественной ответственности.
Соединенные Штаты были основаны в качестве эксперимента по поиску индивидуальных прав, и западные рыночные культуры склонны отстаивать эти права в ущерб общим интересам и коллективной ответственности. Это контрастирует со многими другими культурами, в которых человек существует, чтобы служить благополучию общества.
«Мужественность» в сравнении с «Женственностью» ( обратите внимание на кавычки, обозначающие, что их не следует понимать буквально) касается степени, в которой культура продвигает ценности агрессивности и превосходства в конкуренции, а не заботы для других (и более слабых) представителей культуры, а также общего качества жизни.
Избегание неопределенности относится к степени, в которой культура старается избегать неясных или двусмысленных ситуаций. Культуры с высокой степенью избегания неопределенности, как правило, имеют множество формализованных правил и ритуалов, которые позволяют ее членам знать, как подходить к личным взаимодействиям. Культуры, которые легче переносят неопределенность, способны более гибко импровизировать личные взаимодействия.
Когда люди из культур с низким уровнем избегания неопределенности взаимодействуют с людьми из культур с высоким уровнем избегания неопределенности, может возникнуть большое недопонимание и напряженность. Как правило, человеку из культуры с низким уровнем избегания неопределенности необходимо будет изучить правила и ритуалы взаимодействия, чтобы можно было удерживать неопределенность на управляемом уровне в интересах сторон с высоким уровнем избегания неопределенности.
Окончательное измерение Хофстеде связано с Долгосрочная и краткосрочная ориентация. Это степень, в которой культура склонна оперировать долгосрочным взглядом на мир и ролью ее членов в великом повороте истории, в противоположность краткосрочному, узко сфокусированному восприятию времени.
Одна из наиболее часто рассказываемых историй о различиях между культурами в этом измерении относится к тому времени, когда представители Соединенных Штатов встречались с представителями Северного Вьетнама, чтобы выработать решение войны во Вьетнаме. Делегация США нашла жилые помещения, которые они могли арендовать на помесячной основе. Вьетнамская делегация купила дом.
Вьетнамцы ориентировались на то, что независимо от того, наступит ли мир при жизни представителей или на сто лет вперед, им необходимо создать условия мира, которые будут соответствовать их чувству истории, с очень долгосрочной ориентацией в страна с очень длинной историей и ощущением связи с этой историей. Соединенные Штаты с нетерпением ждали следующего тура выборов.
Какой из этих подходов к миру «правильный», а какой «неправильный»? Общества, в которых отстаиваются права личности лучше или хуже , чем общества, члены которых готовы пожертвовать своим личным благополучием на благо общества?
Это важные вопросы, когда этическая роль психиатра заключается в том, чтобы помочь клиенту перейти от худшего места к лучшему.
Давайте добавим последние несколько кусочков знаний, прежде чем мы продолжим изучение этих вопросов. Давайте посмотрим на работу покойного Милтона Рокича, профессора психологии и влиятельного исследователя убеждений и ценностей.
Доктор Рокич проанализировал различные идеалы, поддерживаемые различными культурами. Из своего исследования различных культурных ценностей он предположил, что все культуры опираются на общий набор идеалов при определении того, какие ценности являются наиболее важными в их культуре. Однако в каждой культуре эти идеалы упорядочиваются по-разному, в зависимости от их системы ценностей и верований. Давайте посмотрим на список, который он предложил. (25)
Личные характеристики Рокича
1. Сдержанный (думает первым, сдержанный, самодисциплинированный)
2. Честный (искренний, правдивый, раскрывающий)
3. Любящий (ласковый, нежный, заботливый)
4. Амбициозный ( трудолюбивый, целеустремленный)
5. Веселый (беззаботный, радостный)
6. Ответственный (надежный, надежный)
7. Самостоятельный (самостоятельный, самодостаточный)
901 09 8. Широкий кругозор (открытый, гибкий мыслитель)
9. Вежливый (вежливый, с хорошими манерами)
10. Прощающий (готовый прощать других)
11. Интеллектуальный (интеллигентный, знающий)
12. Полезный (работа на благо других)
13. Послушный (покорный, уважительный)
14. Способный (компетентный, умелый)
15. Логичный (последовательный, рациональный, осознающий реальность)
16. Смелый (сильный, готов постоять за убеждения)
17. Обладающий богатым воображением (смелый, творческий)
18. Чистый (аккуратный, опрятный, хорошо организованный)
В некоторых культурах послушание и самообладание являются высшими добродетелями, а в других — независимость и воображение. рассматривается как более важное. Какие бы идеалы ни продвигались, они будут важным образом формировать культуру и ее членов. Это также поможет определить определения того, каким будет «нормальное» или «отклоняющееся» поведение, а также к каким ценностям и поведению должен стремиться каждый человек, чтобы достичь конгруэнтного самоощущения в рамках своей культурной среды.
Если клиницист накладывает на клиента иную культурную основу, пытаясь подтолкнуть клиента к стремлению к другим идеалам добродетели, ценностям и поведению, возникает ряд сложных вопросов о том, помогает ли клиницист клиенту двигаться к лучшему ( или даже более адаптивное) место.
В дополнение к этим более широким взглядам на ценности существуют также области восприятия и убеждений, которые сильно различаются от культуры к культуре. Культурные различия в таких эмоционально нагруженных областях, как сексуальность, сексуальная ориентация, структура семьи, смерть и умирание, часто проявляются в межкультурном консультировании.