Циклоидный тип акцентуации: Циклоидный (циклотимный) тип акцентуации личности по Леонгарду

6.Гипертимный, циклоидный, лабильный и астено-невротический типы акцентуаций в классификации а.Е.Личко

Акцентуации характера — это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрез­мерно усилены, вследствие чего обнаруживается изби­рательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повы­шенной устойчивости к другим акцентуации характера как этиопатогенетический  фактор.

Гипертимный тип. Подростки, относящиеся к гипертимному типу, с детства отличаются большой шумли­востью, общительностью, Чрезмерной самостоятель­ностью, даже смелостью, склонностью к озорству. У них нет ни застенчивости, ни робости перед незна­комцами, но зато недостает чувства дистанции в отно­шении к взрослым. В играх любят командовать сверст­никами. Воспитатели жалуются на их неугомонность. В школе, несмотря на хорошие способности, живой ум, умение схватывать все на лету, учатся неровно из-за неусидчивости, отвлекаемости, недисциплинированности. В подростковом возрасте главная черта—почти всегда хорошее, даже несколько приподнятое настрое­ние. Оно сочетается с хорошим же самочувствием, не­редко цветущим внешним видом, высоким жизненным тонусом, активностью и брызжущей энергией, всегда прекрасным аппетитом и крепким освежающим сном. Лишь изредка солнечное настроение омрачается вспыш­ками раздражения и гнева, вызванными противодейст­вием окружающих, их стремлением подавить слишком бурную энергию, подчинить своей воле. Реакция эмансипации сильно сказывается на поведении: такие под­ростки рано проявляют самостоятельность и независи­мость.

На гиперпротекцию со стороны родителей и вос­питателей с ее мелочным контролем, повседневной опе­кой, наставлениями и нравоучениями, “проработкой” за мелкие проступки дома и на собраниях реагируют крайне бурно; плохо переносят жесткую дисциплину и строго регламентированный режим; в необычных ситуа­циях не теряются, проявляют находчивость, умеют лов­чить и изворачиваться. К правилам и законам пред­ставители этого типа относятся легкомысленно, могут незаметно для себя проглядеть грань между допускаемым и запрещенным.

  Они всегда тянутся в компанию, тяготятся и  плохо перекосят одиночество, среди сверстников стремятся к лидерству, при этом не к формальному, а к фактическому—роли вожака и заводилы; при общительности  в выборе знакомств неразборчивы и легко могут ока­заться в сомнительной компании. Любят риск и аван­тюры.

Характерно хорошее чувство нового. Новые люди, места, предметы живо привлекают. Легко воодушев­ляясь, такие подростки часто не доводят начатое до конца, непрестанно меняют “хобби”; плохо справляются с работой, требующей большой усидчивости, тщатель­ности, кропотливого труда; аккуратностью не отличают­ся ни в выполнении обещаний, ни в денежных делах, легко залезают в долги, любят шиковать, прихвастнуть; склонны видеть свое будущее в радужных красках. Не­удачи могут вызвать бурную реакцию, но неспособны надолго выбить из колеи. Отходчивы, быстро мирятся и даже дружат с теми, с кем раньше ссорились.

Половое чувство нередко пробуждается рано и бы­вает сильным. Поэтому возможна ранняя сексуальная жизнь. Однако подростковая сексуальная девиантность бывает мимолетной, склонности к фиксации здесь не обнаруживается. Свои способности и возможности обычно переоцени­ваются. Хотя большинство особенностей своего харак­тера гипертимные подростки хорошо знают и не скры­вают, однако обычно стараются выставить себя более конформными, чем есть на самом деле.

Гипертимный тип встречается, как правило, в виде явной акцентуации. На ее фоне могут возникать острые  аффективные реакции и ситуативно обусловленные па­тологические нарушения поведения (ранняя алкоголи­зация, токсикоманическое поведение, эмансипационные побеги и т.п.). Гипертимная акцентуация может быть также почвой для психопатических развитий по гипертимно-неустойчивому и гипертимно- истероидному типам. Под влиянием повторных черепно-мозговых травм мо­жет сформироваться гипертимно-эксплозивный тип пси­хопатии. Гипертимный тип акцентуации встречается как нередкий преморбидный фон при маниакально-депрессивном и шизоаффективном психозах.

Циклоидный тип. В детстве не отличаются от сверст­ников или производят впечатление гипертимов. С на­ступлением пубертатного периода может возникнуть первая субдепрессивная фаза. В дальнейшем эти фазы чередуются с фазами подъема и с периодами ровного настроения. Длительность фаз меняется — сперва дни, 1—2 нед, с возрастом они могут удлиняться или, наобо­рот, сглаживаться.

В субдепрессивной фазе отмечаются вялость, упадок сил, все валится из рук. Что раньше давалось легко и просто, теперь требует больших усилий. Труднее ста­новится учиться. Общество окружающих людей начи­нает тяготить, компании избегаются, приключения и риск теряют привлекательность. Подростки в эти дни становятся вялыми домоседами. Мелкие неприятности и неудачи, нередкие в этот период из-за падения рабо­тоспособности, переживаются тяжело. Хотя на замеча­ния и укоры часто отвечают раздражением, грубостью, но в глубине души впадают в еще большее уныние. Чувства безысходной тоски или беспричинной тревоги, как при психотической депрессии, не бывает.

Больше жалуются на скуку. Не приходится также слышать идей самоуничижения. Однако, если в эти дни выпада­ют серьезные нарекания или большие неудачи, особен­но если они унижают самолюбие, легко могут возник­нуть мысли о собственном безволии, неполноценности, никчемности и быть спровоцированы острые аффектив­ные реакции с суицидными попытками. Аппетит снижается. Даже любимые кушанья не до­ставляют прежнего удовольствия. Бессонницы у под­ростков обычно не бывает. Иногда жалуются на то, что стало трудно уснуть и почти всегда на вялость и раз­битость по утрам.

В период подъема циклоидные подростки выглядят как гипертимы. Бросаются в глаза не свойственные им обычно рискованные шутки над старшими и желание везде и всюду острить.

Местом наименьшего сопротивления является корен­ная ломка жизненного стереотипа (например, переход от опекаемой школьной учебы к относительной свободе высшего учебного заведения). Такая ломка может за­тянуть субдепрессивную фазу. В этой фазе появляется избирательная чувствительность к укорам, упрекам, обвинениям — ко всему, что способствует возникнове­нию идеи самообвинения и самоуничижения эмансипационные устремления и группирование со сверстниками отмечаются во время подъемов, а в суб­депрессивной фазе блекнут. Хобби также отличаются неустойчивостью: в субдепрессивной фазе их забрасы­вают, а в период подъема возвращаются к ним или на­ходят новые. Сексуальная активность возрастает в пе­риоды подъема, но в субдепрессивной фазе, может уси­ливаться онанизм. Делинквентность, побеги из дома, токсикоманическое поведение несвойственны. Алкоголизируются в компаниях и только в периоды подъема.   Самооценка формируется постепенно, по мере на­копления опыта “хороших” и “плохих” периодов. При недостатке такого опыта она может быть очень не­точной.   Лабильные циклоиды представляют собой форму акцентуации, промежуточную между типичными циклоидами и лабильными подростками ,[Личко А. Е.„ Озерецковский. С. Д., 1972]. Фазы здесь очень коротки — один — два дня.

В “плохие” дни дурное настроение обычно не сочетается с упадком сил или неудов­летворительным самочувствием. В пределах одного периода возможны короткие перемены настроения, вы­званные соответствующими событиями или известиями. Но в отличие от описываемого далее лабильного типа акцентуации нет чрезмерной эмоциональной реактивно­сти, постоянной готовности настроения круто меняться от незначительных причин.

Циклоидной психопатии не существует. При резко выраженной циклоидности возникает циклотимия, которую правомерно рассматривать как легкую форму маниакально-депрессивного психоза. Сама циклоидная акцентуация может быть фоном для развития как это­го, так и шизоаффективного психозов.

Лабильный тип. В детстве не отличаются от сверст­ников или обнаруживают склонность к невротическим реакциям. Главная черта в подростковом возрасте — крайняя лабильность настроения, которое меняется слишком часто и безмерно резко от ничтожных и даже незаметных для окружающих поводов.

Кем-то нелестно сказанное слово, неприветливый взгляд случайного со­беседника способны вдруг погрузить в мрачное распо­ложение духа без каких-либо серьезных неприятностей и неудач. И наоборот, интересная беседа, мимолетный комплимент, от кого-то услышанные заманчивые, но малореальные перспективы способны вселить веселость и жизнерадостность и даже отвлечь от действительных неприятностей, пока те чем-либо не напомнят о себе. Во время откровенных и волнующих бесед можно видеть то готовые навернуться на глаза слезы, то paдостную улыбку.

От настроения в данный момент зависит все: и са­мочувствие, и сон, и аппетит, и работоспособность, и общительность. Соответственно настроению и будущее то расцвечивается радужными красками, то представ­ляется унылым и безнадежным, и прошлое предстает то как цепь приятных воспоминаний, то сплошь состоя­щим из неудач и несправедливостей. И повседневное окружение то кажется милым и интересным, то безо­бразным и скучным.

Маломотивированные смены настроения могут со­здать впечатление поверхностности и легкомыслия. Од­нако лабильность подростков отличают глубокие чувст­ва, искренняя привязанность к тем, от кого они видят любовь, заботу и внимание. Привязанности сохраняют­ся, несмотря на легкость и частоту мимолетных ссор. Утраты переносятся тяжело. Не менее свойственна и преданная дружба. Предпочитают дружить с тем, кто в минуты грусти и недовольства способен утешить, от­влечь, при нападках — защитить, а в минуты подъема разделить радость и веселье, удовлетворить потребность в сопереживании. Любят компании, смену обстановки, но в отличие от гипертимных подростков ищут в них не поле деятельности, а только новые впечатления. Чут­кость ко всякого рода знакам внимания, благодарности, Похвалам и поощрениям, которые доставляют искрен­нюю радость, не сочетается ни с заносчивостью, ни с самомнением.

Эмансипационные устремления выражены умеренно. Они усиливаются, если их подогревает неблагоприят­ная семейная обстановка. Тяга к группированию со сверстниками целиком зависит от настроения. В хоро­шие минуты ищут компании, в плохие избегают обще­ний. В группе сверстников на роль вожака не претен­дуют, охотно довольствуясь положением опекаемого и защищаемого другими любимца и баловня. Хобби огра­ничиваются информативно-коммуникативным типом, иногда художественной самодеятельностью, да еще некоторыми домашними животными (особенно при­влекательна собственная собака, которая служит громоотводом для эмоций при перепадах настроения). Сексуальная активность обычно ограничивается флиртом и ухаживаниями. Влечение долго остается малодиффе­ренцированным и легко возможно отклонение на путь транзиторного подросткового гомосексуализма. Но сек­суальные эксцессы всегда избегаются.  Своеобразная избирательная интуиция позволяет таким подросткам сразу чувствовать, как к ним относятся окружающие, при первом контакте определяя, кто к ним расположен, кто безразличен, а в ком таится хоть капля недоброжелательности или неприязни. Ответное отношение возникает незамедлительно и без попыток его утаить.   Самооценка отличается искренностью и умением правильно отметить черты своего характера.   “Слабым звеном” данного типа является отвержение со стороны эмоционально значимых лиц, утрата близ­ких, разлука с ними,    акцентуация, по лабильному типу часто сочетается с гармоничным психофизическим инфантилизмом, а так­же с вегетативной лабильностью и склонностью к ал­лергическим заболеваниям. Этот тип акцентуации слу­жит почвой для острых аффективных реакций, невро­зов, особенно неврастении, реактивной депрессии и для психопатических развитий.

Астено-невротический тип. С детства нередко выявля­ются признаки невропатии: плохой сон и аппетит, кап­ризность, пугливость, плаксивость, иногда ночные стра­хи, ночной энурез, заикание и т.п. В других случаях детство проходит благополучно, и первые признаки астено-невротической акцентуации возникают только в подростковом возрасте, главными чертами являются утомляемость, раздра­жительность и склонность к ипохондричности. Утомляе­мость особенно проявляется при умственных занятиях или при физических и эмоциональных напряжениях, на­пример, в обстановке соревнований. Раздражительность ведет к внезапным аффективным вспышкам, возникаю­щим нередко по ничтожному поводу. Раздражение, за­частую изливаемое на случайно попавших под руку, легко сменяется раскаянием и слезами. Склонность к ипохондризации может быть особенно сильной. Такие подростки внимательно прислушиваются к малейшим телесным ощущениям, охотно лечатся, укладываются в постель, подвергаются врачебным обследованиям. Наиболее частым источником ипохондрических переживаний у мальчиков становится сердце.

Подростковые нарушения поведения типа делинквентности, алкоголизации этому типу не свойственны. Реакция эмансипации обычно ограничивается маломоти­вированными вспышками раздражения в отношении ро­дителей, воспитателей, старших вообще. К сверстникам тянутся, ищут компании, но быстро от нее устают и предпочитают одиночество или общение с близким дру­гом. Самооценка обычно прежде всего отражает заботу о здоровье.

Этот тип акцентуации является почвой для развития неврастении, острых аффективных реакций, реактивных депрессий, ипохондрических развитий.

Срывы часто воз­никают тогда, когда подросток осознает невыполни­мость лелеемых планов, нереальность надежд и жела­ний. Велика также восприимчивость к ятрогениям. Тяжелые болезни у близких и знакомых усиливают ипохондричность.

Основные типы акцентуаций характера (продолжение)

Циклоидный тип. В детстве не отличаются от сверстников или производят впечатление гипертимов. С наступлением пубертатного периода может возникнуть первая субдепрессивная фаза. В даль­нейшем эти фазы чередуются с гипертимностью или с относительно ровным настроением. Длительность фаз меняется — сперва дни, затем 1—2 нед. С возрастом они могут удлиняться или, наоборот, сглаживаться.

В субдепрессивной фазе отмечаются вялость, упадок сил, все валится из рук. Что раньше давалось легко и просто, теперь тре­бует усилий, Труднее становится учиться. Общение с окружающи­ми начинает тяготить, компании избегают. Приключения и риск теряют привлекательность. В такие дни становятся вялыми домоседами. Мелкие неприятности и неудачи, нередкие в этот период из-за падения работоспособности, переживаются очень тяжело. Хотя на замечания и укоры часто отвечают раздражением, грубостью, но в глубине души от них впадают в еще большее уныние. Чувства безысходной тоски или беспричинной тревоги, как при психотической депрессии, не бывает. Больше жалуются на скуку. Не приходится также встречать идей самоуничижения. Однако если в эти дни слышат серьезные нарекания или случаются большие неудачи, особенно если публично унижают их самолюбие, легко могут возникнуть мысли о собственном безволии, неполно­ценности, никчемности и быть спровоцированы острые аффектив­ные реакции с суицидными попытками.

Аппетит часто снижается. Но даже когда он сохранен, любимые кушанья не доставляют прежнего удовольствия. Бес­сонницы у подростков обычно не бывает. Иногда жалуются на то, что стало трудно уснуть с вечера, и почти всегда на вялость и разбитость по утрам.

В период подъема циклоидные подростки выглядят как гипертимные. Бросаются в глаза несвойственные им обычно шутки и желание везде и всюду острить.

Местом наименьшего сопротивления в субдепрессивную фазу является коренная ломка жизненного стереотипа (например, переход от опекаемой школьной учебы к относительной свободе высшего учебного заведения). Такая ломка может затянуть субдепрессивную фазу. В этой фазе появляется избирательная чувствительность к укорам, упрекам, обвинениям — ко всему, что способствует возникновению идей самообвинения и самоуни­чижения.

Реакции эмансипации и группирования со сверстниками прояв­ляются во время подъемов и блекнут в субдепрессивной фазе. Хобби отличаются неустойчивостью: в субдепрессивной фазе их забрасывают, а в период подъема возвращаются к ним вновь или находят новые. Сексуальная активность возрастает в периоды подъема, но в субдепрессивной фазе могут обостриться пережи­вания из-за онанизма. Делинквентность, побеги из дома, токсикоманическое поведение несвойственны. Алкоголизироваться могут в компаниях во время гипертимной фазы.

Самооценка формируется постепенно, по мере накопления опыта «хороших» и «плохих» периодов. При недостатке такого опыта она может быть неточной.

Наталья В., 15 лет. С детства отличалась большой живостью, активностью, неугомонностью, любила и умела командовать сверстниками. Училась легко, но неровно, временами запускала занятия. Было много разнообразных увлечений — разные виды спорта, художественная самодеятельность, общественная работа. Всюду добивалась определенных успехов, но затем забрасывала и находила новое хобби. Окончила восьмилетнюю школу и за год сменила два ПТУ. На новом месте поначалу нравилось, но быстро надоедало. Не выносит одиночества, время про­водит в компаниях. Среди подруг и приятелей является неформальным лидером.

Месячные с 12 лет. Физическое развитие с умеренной акселерацией.

С 14 лет на фоне до этого постоянно хорошего настроения появились периоды спада. По нескольку дней подряд (последние полгода до недели и более) с утра чувствует вялость и скуку. В эти дни ничто не занимает, от прежних компаний сторонится, время проводит дома и ничего толком не делает. Тоски или тревоги не испытывает, но часто появляются мысли о своей вине перед родителями за «преж­нюю несерьезность», вспоминаются всякие неудачи. Работоспособность в это время падает, днем делается сонливой. В то же время всякие замечания в свой адрес переносит тяжело, раздражается («раньше бы отмахнулась»). За истекший год такие спады повторялись несколько раз, наступали без видимой причины и сами собой проходили. Более продолжительным был спад настроения прошлой весной.

Наряду с этим в последний год отмечены периоды, когда становилась особенно неугомонной и непослушной. В это время начала прогуливать занятия («гулять хотелось»), запускала учебу, бросила прежнее ПТУ. Вечера допоздна проводила в компании с юношами старше себя, заводила сомнительные знакомства. Половую жизнь отрицает. Алкоголь не употребляет, не курит.

При патохарактерологическом обследовании с помощью ПДО (проведено в гипертимной фазе) по шкале объективности оценки диагностирован гипертимно-циклоидный тип. Отмечена склонность к делинквентности при отрицательном отношении к алкоголизации. Самооценка отражает прежние особенности харак­тера: по шкале субъективной оценки выступали гипертимные, лабильные и неустойчивые черты, отрицаются черты психастенические.

Заключение. Психически здорова. Явная акцентуация по циклоидному типу.

Лабильные циклоиды представляют собой форму акцентуации, промежуточную между типичными циклоидами и лабильными подростками [Личко А. Е., Озерецковский С. Д., 1972]. Фазы здесь очень коротки— 1 —2 дня. В «плохие» дни дурное настроение не сочетается с упадком сил или неудовлетво­рительным самочувствием. В пределах одного периода возможны короткие перемены настроения, вызванные соответствующими событиями или известиями. Но, в отличие от описываемого далее лабильного типа акцентуации, здесь нет чрезмерной эмоцио­нальной реактивности, постоянной готовности настроения круто меняться от незначительных причин.

Валерий Р., 16 лет. Вырос в дружной семье, привязан к родителям и старшему брату, который служит в армии. С детства был живым, ласковым, общительным, послушным. Учился хорошо. В последние два-три года стал замечать, что настро­ение у него колеблется: два-три хороших дня, когда чувствует подъем, чередуются с днями «хандры», когда легко раздражается и ссорится, по его словам, появляется «непереносимость замечаний и начальственного тона» — в такие дни предпочи­тает побыть один, нехотя идет в школу, которую вообще любит. Более двух лет влюблен в одноклассницу, очень к ней привязан. Несколько дней назад настроение снова испортилось. Показалось, что любимая девочка заинтересовалась другим мальчиком. Из ревности нарочно сказал ей, что сам полюбил другую — произошел разрыв. Крайне тяжело переживал происшедшее. Все время думал о ней, не находил себе места, тайком плакал, видел ее во сне. Искал сопереживания у приятелей — был поражен их «бесчувствием». По их предложению принял учас­тие в совместной выпивке, но от вина тоска лишь усилилась. Вернувшись до­мой, почувствовал «полную безысходность и одиночество». Когда родители уснули, лёг в горячую ванну и нанес себе несколько глубоких порезов бритвой. От кровотечении потерял сознание. Очнулся на руках отца, который случайно его обнаружил.

В подростковом отделении психиатрической больницы первые три дня оста­вался угнетенным, говорил о нежелании жить. Его любимая девочка разыскала его через справочную скорой помощи и пришла навестить — отказался от свида­ния с ней.

В дальнейшем настроение «само изменилось к лучшему» (психотропных средств не получал), вызвал свою возлюбленную, помирился с ней. Два дня был «подъем» – стал веселым, общительным, подвижным, скучал по школе. В последующем настроение ровное. Критически оценил свой поступок, считает себя виноватым. В беседе обнаруживает эмоциональную лабильность, ищет сопереживания.

Физически развит по возрасту.

При патохарактерологическом обследовании с помощью ПДО по шкале обьектинной оценки диагностирован лабильно-циклоидный тип. Отмечена психологическая склонность к алкоголизации при отсутствии склонности к делинквентности.

Самооценка — хорошая: по шкале субъективной оценки отмечены лабильные, циклоидные и гипертимные черты, отрицаются черты сенситивные.

Диагноз. Эндореактивная депрессия с суицидной попыткой на фоне лабильно-циклоидной акцентуации характера.

Катамнез. Собран через 2 года. Здоров. Учится в вузе. Повторных суицидных попыток не было. По-прежнему отмечает изменчивость настроения.

Циклоидной психопатии не существует. При резко выражен­ной циклоидности возникает циклотимия, которую правомерно рассматривать как легкую форму маниакально-депрессивного психоза. Сама циклоидная акцентуация может быть фоном, благоприятствующим развитию как этого, так и шизоаффективного психозов.

В некоторых случаях с возрастом черты циклоидности могут сглаживаться.

гипертимные подростки – предыдущая | следующая – лабильный тип

Подростковая психиатрия. Содержание.

 

 

Циклоидный тип – Здоровое питание рядом со мной

При циклоидном типе акцентуации характера наблюдается наличие двух фаз – гипертимии и субдепрессии. Они выражены не резко, обычно кратковременны (1-2 недели) и могут чередоваться с длительными перерывами. У человека с циклоидной акцентуацией наблюдаются циклические перепады настроения, когда депрессия сменяется приподнятым настроением. При снижении настроения такие люди проявляют повышенную чувствительность к упрекам, не терпят публичного унижения. Однако они инициативны, веселы и общительны. Их увлечения непостоянны, в период спада наблюдается тенденция бросать дела. Сексуальная жизнь сильно зависит от взлетов и падений их общего состояния. В приподнятой, гипертимной фазе такие люди чрезвычайно похожи на гипертимистов.

Подробное описание по А.Е. Личко

Фрагмент из книги «Психопатии и акцентуации характера у подростка»

Как известно, этот тип характера был описан в 1921 г. Э. Кречмером и поначалу часто упоминался в психиатрические исследования. П. Б. Ганнушкин (1933) включил в «группу циклоидов» четыре типа психопатий — конституционно-депрессивный, конституционально-возбужденный (гипертимный), циклотимический и эмотивно-лабильный. Циклотимия рассматривалась им как разновидность психопатии. Однако позднее под этим понятием стали подразумевать относительно легкие случаи маниакально-депрессивного психоза, и существование циклоида™ вне рамок этого заболевания было поставлено под сомнение. С 40-х годов циклоидная психопатия исчезла из психиатрических пособий. В последние годы вновь привлекает внимание циклоидизм, но как один из преморбидных типов больных эндогенными психозами часто не выделяют циклоидный и гипертимный типы.

Между тем существует особая группа случаев, когда циклические изменения эмоционального фона никогда даже не приближаются к психотическому уровню [Michaux L., 1953]. Г. Е. Сухарева (1959) отмечала аналогичные непсихотические циклотимические колебания у подростков, которые в целом могут сглаживаться с наступлением зрелости. Такие случаи, с нашей точки зрения, правильнее было бы рассматривать как циклоидные акцентуации.

Наши занятия с Озерецковским С.Д. [Личко А.Е., Озерецковский С. Д., 1972] позволил выделить два варианта циклоидной акцентуации в подростковом возрасте — типичные и лабильные циклоиды.

Типичные циклоиды в детском возрасте ничем не отличаются от своих сверстников или производят впечатление гипертимов. С началом полового созревания (у девочек это может совпадать с менархе), а еще чаще в 16-19 лет, когда половое созревание завершается, возникает первая субдепрессивная фаза. Чаще проявляется апатией и раздражительностью. Утром происходит срыв, все валится из рук. То, что раньше было легко и просто, теперь требует неимоверных усилий. Учиться становится сложнее. Человеческое общество начинает весить. Шумные группы сверстников, которых раньше привлекали, теперь избегают. Приключения и риск теряют всякую привлекательность. Раньше бойкие подростки теперь становятся унылыми домоседами. Аппетит падает, любимые ранее продукты перестают доставлять удовольствие. Вместо бессонницы, характерной для тяжелых депрессий, часто наблюдается сонливость. Созвучно с настроением все приобретает пессимистическую окраску. Мелкие неприятности и неудачи, которые обычно начинают рассыпаться из-за падения работоспособности, переживаются крайне тяжело. На замечания и упреки они могут реагировать раздражением, даже слизью и гневом, но в глубине души впадают в еще большее уныние. Серьезные неудачи и жалобы окружающих могут углублять субдепрессивное состояние или вызывать острую аффективную реакцию интрапунитивного типа с суицидальными попытками. Обычно только в этом случае подростки попадают в поле зрения психиатра.

Юрий П., 16 лет. Выросла в дружной семье. Он хорошо учился в английской школе до последнего класса. Отличался веселым нравом, общительностью, живостью, увлекался спортом, охотно участвовал в общественной работе, был председателем школьного клуба.

Последние несколько недель изменились. Ни с того ни с сего ухудшилось настроение, «напала какая-то тоска», все стало валиться из рук, стало трудно учиться, забросил общественную работу, занятия спортом, поссорился с товарищами. После занятий я сидел дома. Иногда он спорил с отцом, утверждая, что «правды в жизни не бывает». Ухудшился сон и аппетит В эти дни он случайно наткнулся на научно-популярный журнал со статьей о вреде онанизма. Так как он сам тайно мастурбировал, но раньше не придавал этому значения, то теперь решил бросить, но обнаружил, что «не хватает воли». Он думал, что его ждут «импотенция, умопомешательство и слабоумие». В эти же дни в школе на общем комсомольском собрании подвергся жесткой критике со стороны товарищей за срыв общественной работы, которую ранее вел. Один из одноклассников назвал его «образцом общества». При встрече сначала огрызнулся, потом замолчал. Я понял, что он был «неполноценным человеком». Пришла мысль о суициде. Вернувшись домой из школы, дождался ночи и, когда родители уснули, принял 50 таблеток мепробамата. Он оставил записку, где написал, что он «духовно бедный человек», виноват перед школой и государством.

Из реанимации его доставили в подростковое отделение психиатрической больницы. Здесь в первые же дни состояние резко и резко изменилось, хотя антидепрессантов он не получал. Настроение стало слегка приподнятым, стал общительным, активным, легко идет на контакт, полон энергии. Он не понимал, что с ним происходит, «ни с того ни с сего, какая-то хандра обнаружилась». Сейчас все прошло, настроение улучшилось, я рада, что выжила. Суицидальную попытку оценивает критически. Самочувствие хорошее, аппетит даже повысился, сон стал крепким и спокойным. Он скучает по семье, школе и друзьям. Стремление продолжить обучение.

Съемка с использованием PDO. По шкале объективной оценки диагностирован циклоидный тип. Конформность средняя, ​​реакция раскрепощения не выражена. Существует негативное отношение к алкоголизму. По шкале субъективной оценки самооценка недостаточна: черты любого типа отсутствуют.

Диагностика. Острая аффективная интрапунитивная реакция с истинной попыткой суицида на фоне акцентуации циклоидного типа.

Последующее наблюдение через 2 года. Он успешно окончил школу и учится в институте. Он отмечает, что после выписки из больницы были «плохие периоды» продолжительностью 1-2 недели и повторяющиеся каждые 1-2 месяца. К моменту катамнеза эти колебания сглаживались.

У типичных циклоидов фазы обычно короткие, 1—2 недели [Озерецковский С. Д., 1974]. Субдепрессия может сменяться нормальным состоянием или периодом выздоровления, когда циклоида снова переходит в гипертимию, ищет компанию, заводит знакомства, претендует на лидерство и обычно наверстывает упущенное в учебе и работе в субдепрессивной фазе. Подъемы менее часты, чем субдепрессивные фазы, и менее интенсивны. По наблюдению Ю. А. Строгонов (1972), иногда только обычно необычные рискованные шутки над старшими и стремление пошутить везде и всюду могут бросаться в глаза окружающим.

У циклоидных подростков есть места «наименьшего сопротивления». Они различны в субдепрессивной фазе и во время подъема. В последнем случае проявляются те же слабости, что и при гипертимическом типе: нетерпимость к одиночеству, однообразная и размеренная жизнь, кропотливость в работе, неразборчивость в знакомствах и др. В субдепрессивной фазе ахиллесовой пятой становится радикальная ломка жизненного стереотипа. . Этим, по-видимому, объясняются затяжные субдепрессивные состояния, свойственные циклоидам на первых курсах вузов [Строгонов Ю. А., 1973]. срок зачетно-экзаменационной сессии гораздо материальнее, чем в школе — все это ломает образовательный стереотип, заложенный в предыдущее десятилетие. Упущенное приходится наверстывать усиленными упражнениями, а в субдепрессивной фазе это не приводит к желаемым результатам. Переутомление и астения продлевают субдепрессивную фазу, появляется отвращение к учебе и умственным занятиям в целом.

В субдепрессивной фазе также появляется избирательная чувствительность к упрекам, упрекам, обвинениям в свой адрес — ко всему, что способствует мыслям о собственной неполноценности, никчемности, ненужности.

Лабильные циклоиды, в отличие от типичных, по многим параметрам приближаются к лабильному (эмоционально лабильному) типу. Фазы здесь значительно короче — два-три «хороших» дня сменяются несколькими «плохими». «Плохие» дни больше отмечены плохим настроением, чем вялостью, отсутствием энергии или плохим самочувствием. В течение одного периода возможны кратковременные перепады настроения, вызванные соответствующими новостями или событиями. Но в отличие от нижеописанного лабильного типа отсутствует чрезмерная эмоциональная реактивность, постоянная готовность настроения легко и резко меняться от незначительных причин

Валерий Р., 16 лет Вырос в дружной семье, привязан к родителям и старшему брату, который служит в армии. С детства был подвижным, ласковым, общительным, послушным. Хорошо учится. В последние два-три года он сам стал замечать, что его настроение колеблется: два-три хороших дня, когда он чувствует себя приподнятым, чередуются с днями «хандры», когда он легко ссорится, появляется, по его словам, « нетерпимость к замечаниям и властному тону», предпочитает одиночество, неохотно ходит в школу, которую вообще любит. Более двух лет влюблен в одноклассницу, очень к ней привязан. Несколько дней назад снова испортилось настроение. Создавалось впечатление, что любимая девушка интересуется другим мальчиком. Из ревности он нарочно сказал ей, что сам влюбился в другую — был разрыв. Было очень тяжело от случившегося. Я все время думал о ней, не мог найти себе места, тайком плакал, каждую ночь видел ее во сне. Я искал сочувствия и сопереживания у своих друзей — меня поражало их «равнодушие». По их предложению он принял участие в совместной выпивке, но от вина тоска только усилилась. Вернувшись домой, он почувствовал «полную безысходность и одиночество». Когда родители заснули, я залез в горячую ванну и нанес себе несколько глубоких порезов бритвой. Потерял сознание от кровотечения. Он очнулся на руках у отца, случайно обнаружившего его.

В подростковом отделении психбольницы первые трое суток пребывал в депрессии, говорил о нежелании жить. Его любимая девушка нашла его через справочную службу скорой помощи и приехала к нему в гости — он отказался с ней встречаться.

Потом настроение изменилось в лучшую сторону (психотропных препаратов не получал), встретился с любимой, помирился с ней. Два дня был «подъем» — стал веселым, общительным, норовил домой, прогуливал школу. В последующем настроение ровное. Критически оценивает свой поступок, считает себя виновным. В разговоре обнаруживает эмоциональную лабильность, стремится к сопереживанию.

Съемка с использованием PDO. По шкале объективной оценки диагностирован лабильно-циклоидный тип. Средняя конформность, умеренная реакция раскрепощения. Выявлен высокий В-индекс (В-6), хотя ни в анамнезе, ни при неврологическом осмотре, ни по данным ЭЭГ наличия резидуального органического поражения головного мозга не обнаружено. Психологическая склонность к алкоголизму высокая. По шкале субъективной оценки самооценка правильная, выделяют лабильные, циклоидные, гипертимные черты, сенситивные черты отвергают.

Диагностика. Реактивная депрессия с суицидальной попыткой на фоне акцентуаций по лабильно-циклоидному типу.

Последующее наблюдение через 2 года. Здоровый. Учась в университете. Повторных попыток суицида не было. Еще отмечает переменчивость настроения.

Как у типичных, так и у лабильных циклоидов реакции раскрепощения и группирования со сверстниками усиливаются в периоды подъема. Увлечения отличаются неустойчивостью — в субдепрессивные периоды от них отказываются, в период выздоровления к ним возвращаются или находят новые. Сами подростки не замечают заметного снижения полового влечения в субдепрессивную фазу, хотя, по наблюдениям родственников, половые интересы угасают в «неудачные дни». Тяжелые нарушения поведения (правонарушения, побеги из дома и др.) циклоидам не свойственны. Но в периоды подъема они могут оказаться склонными к алкоголизму в компаниях. Суицидальное поведение в виде аффективных (но не демонстративных) попыток или истинных суицидальных попыток возможно в субдепрессивной фазе, если в это время подросток подвергается психической травме, укрепляющей его в мыслях о своей неполноценности.

Самооценка характера у циклоид формируется постепенно, по мере накопления опыта «хороших» и «плохих» периодов. Подросток может еще не иметь такого опыта и поэтому самооценка может быть несовершенной.

Циклоидная акцентуация, как указано, лишь изредка попадает под наблюдение психиатра (обычно это случаи суицидальных попыток). Однако у здоровых подростков ее удается выявить в 2-5% [Иванов Н. Я., 1976], причем половину из них можно отнести к типичным, а другую половину — к лабильным циклоидам. В подростковом возрасте (18-19 лет)лет) значительно увеличивается процент циклоидов и снижается процент гипертимов [Боровик Т. Я., 1976; Перетяка О.П., 1981]. По-видимому, в силу некоторых эндогенных закономерностей гипертимический тип может трансформироваться в циклоидный — на фоне ранее постоянной гипертимии появляются короткие субдепрессивные фазы.

Как рисовать чешую животных

На этом уроке рисования мы рассмотрим рисование чешуи животных, которую мы видим у змей, рыб и рептилий.

Некоторые животные, такие как рыбы и рептилии, невозможно представить без чешуи. Эти маленькие жесткие пластины обеспечивают защиту и окраску. В некоторых случаях они также помогают в передвижении.

Эти существа могут похвастаться красивой чешуйчатой ​​мозаикой на теле. Бабочки и мотыльки имеют перепончатые крылья, покрытые тонкими чешуйками. Панголин, также известный как чешуйчатый муравьед, представляет собой млекопитающее с крупной чешуей, защищающей его тело. Даже у птиц есть чешуя на пальцах ног!

Как видим, этот тип покрытия широко распространен в природе. Если животные появляются в вашем арте довольно часто, может быть полезно узнать больше об этой текстуре.

Некоторым художникам трудно рисовать чешуйки, и на то есть веские причины. Простое наблюдение за всеми этими маленькими элементами может быть ошеломляющим!

С научной точки зрения чешуя представляет собой впечатляющее разнообразие форм и структур. Существуют определенные виды чешуи, которые принадлежат животным определенного класса.

В этом руководстве собрана ценная информация по теме масштабирования чертежей. Мы сосредоточимся на практических аспектах, которые вы можете применить к своему творчеству. Неважно, какую художественную среду вы выберете.

В первой части урока мы познакомимся с наиболее распространенными типами чешуи. Мы также изучим несколько методов анализа этой текстуры. Я покажу вам пару способов рисования чешуи рядами. Добиться реалистичного результата может быть проще, чем кажется!

Вторая часть туториала чисто практическая. Мы создадим два образца текстуры, используя цветные карандаши. Мы нарисуем чешуйки ящерицы и змеи.

Чешуя рептилий находится в центре внимания этого урока, но вы также найдете несколько советов, полезных для других типов чешуи. Это относится к рисованию рыбьей чешуи и вообще любой чешуи, какую только можно себе представить.

Форма и структура чешуи животных

Сначала мы рассмотрим основные формы и структуры, которые мы можем наблюдать с помощью чешуи животных. Понимание того, что мы видим, поможет нам, когда придет время рисовать.

См. также: Построение чертежей – рисование фигурами

Уловки

Какое животное возникает у вас в голове, когда вы думаете о чешуе? Скорее всего, первой вашей ассоциацией будет рыба. Обычно мы представляем узор рыбьей чешуи как набор плотно прилегающих полукругов.

Эта упрощенная модель верна для весов циклоидного типа . Такие чешуйки напоминают маленькие диски, которые накладываются друг на друга.

См. также: Как нарисовать рыбу пером и тушью и раскрасить в цифровом виде

Этот абстрактный пример позволяет сделать несколько интересных выводов…

  1. Человеческий разум обладает огромной способностью упрощать сложные формы и узоры. Художники развивают этот навык до высокого уровня, так как он помогает создавать правдоподобные иллюзии на бумаге или холсте. Мы легко узнаем реальные предметы в стилизованных рисунках. Добавление деталей из памяти или воображения также происходит естественным образом.
  2. В нашем уме есть хранилище зрительных образов и готовых ассоциаций. Мы часто выбираем первый попавшийся вариант и довольствуемся им. Этот метод определенно помогает нам экономить энергию!

Однако наиболее очевидный вариант обычно не является единственным (или правильным). Дальнейшие исследования и мозговой штурм могут принести неожиданные результаты!

Процесс исследования расширяет наши горизонты. Он предоставляет дополнительные опции и данные, что зачастую приводит к более достоверному результату. Иногда мы не узнать новые вещи, а освежить наши существующие знания.

В данном случае исследования показывают, что рыбья чешуя существует в различных формах.

Ктеноидная чешуя по форме похожа на циклоидную, но ее внешние края зубчатые. (Циклоидная чешуя имеет гладкие внешние края.) Чешуя форели, сельди и карпа относится к циклоидному типу. Окунь, окунь и солнечная рыба имеют ктеноидную форму.

Чешуя Ganoid ромбовидная. Их можно найти на гарах и осетровых.

Плакоидная чешуя пластинчатая, с небольшим выростом. Этот тип чешуи принадлежит акулам.

Чешуя рептилий имеет аналогичную изменчивость. Подробнее о них мы поговорим в следующем разделе.

Разнообразие чешуи в природе

Чешуйки можно разделить на несколько категорий в зависимости от их внешнего вида. Моя классификация основана на наблюдениях и не является строго научной. Эта система представляет собой практическую попытку классифицировать изобилие природных текстур.

Между прочим, просмотр множества ссылок и последующее создание вашей классификации может оказаться отличным упражнением.

Весы размер (и его согласованность) являются одними из наиболее важных переменных. Расположение этих элементов также влияет на их размер. Чаще всего более крупные чешуйки встречаются на голове, лапах и хвосте. Меньшие покрывают области вокруг суставов для гибкости.

Прежде чем вы начнете рисовать образец текстуры, может быть полезно определить, какую часть тела животного вы пытаетесь изобразить. Это большие разнообразные чешуйки с шеи хамелеона или очень широкие чешуи с живота змеи? Вам решать по теме.

Характеристики формы также различаются. Вот некоторые крайности:

  • Круглый – угловой
  • Четный – неправильный
  • Длинный – короткий

Расположение весов может быть упорядоченным/симметричным или нерегулярным.

Общий скин Рельеф — еще одна важная переменная. Ряды чешуек могут накладываться друг на друга, создавая выступы, создающие блики и тени.

На изображении ниже вы найдете визуальное представление этой классификации.

Рельеф и высота

Индивидуальная шкала также имеет высоту. Некоторые примеры относительно плоские . В этом случае поверхность шкалы гладкая, что делает элемент похожим на диск или пластину.

Чешуя может быть зернистой . Эти элементы кажутся неровными.

Другая вариация килеватая чешуя. Имеют центральный гребень.

Все эти типы можно найти у рептилий. Иногда на чешуе есть ямки и другие тонкие структуры.

На изображении ниже вы найдете схематические рисунки чешуек в разрезе. Они представляют различные виды рельефа в зависимости от высоты и формы.

Ритм весов

Тщательный анализ является ключом к рисованию весов, и вот концептуальный пример такой оценки.

Первый шаг — наблюдение за размером и формой элементов, как мы это делали в предыдущей главе.

Теперь отвлекитесь от масштабов и посмотрите на негативное пространство, которое служит фоном. Есть ли какой-либо компонент, который кажется доминирующим? Что привлекло ваше внимание – элементы или окружающее их пространство?

Обратите внимание на зазоры между шкалами. Образуют ли они сложный узор? Попробуйте заметить уникальный ритм этой текстуры.

Изображение ниже иллюстрирует эту концепцию. Красные линии проходят по границам между близко расположенными шкалами ( и ), показывая изменчивость и движение паттерна. Горизонтальные границы имеют монотонный характер.

Пример b демонстрирует отрицательное пространство между элементами.

Как нарисовать шкалу на форме

После того, как вы нашли ритм текстуры, вам будет проще имитировать ее линиями на бумаге. Использование вспомогательных линий — один из способов создания каркаса. Такие линии особенно полезны, когда вы добавляете масштаб к трехмерной форме, такой как цилиндр или сфера.

Чтобы попрактиковаться в рисовании рядов чешуек, я рекомендую следующие упражнения…

Первое упражнение

Этот метод отлично подходит для неперекрывающихся чешуек.

  1. Начните с формы. Мой похож на цилиндр. Он не должен быть идеальным. Эта форма служит лишь основой. Я представляю, что это фрагмент тела животного, который я должен покрыть чешуей.
  2. Добавьте линии, которые примерно повторяют контуры формы.
  3. Теперь пришло время добавить первый ряд весов. При этом чешуя имеет форму неправильного шестиугольника. Элементы не будут накладываться друг на друга. Обратите внимание, что элементы соответствуют контурам цилиндра. В его центральной части чешуя полностью видна, но по бокам формы она редуцирована.
  4. Добавьте следующие строки одну за другой. Каждый новый масштаб размещается между выступающими угловыми гранями существующих элементов. Вы можете варьировать ширину каждого ряда, делая текстуру более организованной или нерегулярной.

Второе упражнение

Следующий способ может помочь вам расположить широкие перекрывающиеся элементы (например, шкалы циклоидного типа). В этом случае нам понадобится два набора вспомогательных линий.

  1. Начните с начальной формы.
  2. Добавьте два набора диагональных линий. Гиды следят за формой. Ближе к бокам цилиндра имеется умеренный завихрение. Пересечения создают прямоугольники в форме ромба.
  3. Заполните получившиеся фигуры полукружиями – чешуей. Я начинаю с того ряда, который ближе всего к зрителю.

Обратите внимание, что характер чешуи влияет на внешние контуры формы! На изображении они отмечены красным цветом. Контуры становятся слегка неровными.

Значения – Как основная форма влияет на отдельные масштабы

Масштабная текстура представляет собой комбинацию мелких элементов, где на каждый элемент влияет источник света. Если покрытие имеет удлиненные гребни, выпуклости и другие выступающие элементы, этот принцип становится особенно важным.

В таком случае каждый элемент будет иметь области света, тени и среднего тона — как обычные объекты. Также перекрывающиеся чешуйки отбрасывают тени на своих соседей. Если мы рисуем текстуру в деталях, мы должны придать выступающим элементам соответствующую иллюзию объема с помощью значений.

Конечно, по мере увеличения воспринимаемого расстояния и удаления зрителя от предмета количество визуальной информации должно уменьшаться.

Текстура соответствует основной форме объекта и повторяет его контуры.

Другими словами, чешуя находится на коже животного, и кожа обвивает тело. Тело является основной формой. На него влияет свет, его направление и характер. Будут области света, света, среднего тона, основной тени и отраженного света.

При отрисовке чешуи животного необходимо учитывать значения и их расположение на главной форме . Они определяют средний тон текстуры в любой заданной области. На изображении ниже вы найдете иллюстрацию этой концепции.

Здесь у нас есть цилиндр с чешуей на поверхности. Свет исходит из верхнего левого угла сцены. Он мягкий, поэтому никаких резких, рубленых теней между чешуйками мы не увидим — даже если рассматривать фактуру крупным планом.

Свет воздействует как на основную цилиндрическую форму, так и на отдельные шкалы. В целом верхние левые области элементов будут светлее, так как у них больше шансов поймать свет.

Значения основной формы влияют на текстуру. Увеличенный масштаб из ярко освещенной области цилиндра будет выглядеть совершенно иначе, чем масштаб на затененной части формы.

Короче говоря, всегда обращайте внимание на основную форму и ее значения. Не увлекайтесь всеми этими захватывающими деталями текстуры, найденными на весах!

Заметка об окрашивании чешуи

Как мы знаем, чешуя обеспечивает окраску. В некоторых случаях рисунок может быть довольно сложным.

Иногда изменение цвета происходит как бы в пределах чешуи. Границы четкие и читаемые, поэтому рисунок напоминает страницу из книжки-раскраски. (См. иллюстрацию и на изображении ниже.)

Переход между цветами может быть размыт. В этом случае цвета выходят за границы шкалы. (Иллюстрация b .)

Как рисовать чешую ящерицы и змеи

Теперь давайте применим изученные нами концепции на практике и нарисуем пару чешуек животных.

Нам понадобится графитный карандаш , чтобы создать контур. Я рекомендую H или HB. В качестве альтернативы вы можете использовать серый карандаш из вашего набора цветных карандашей.

Держите ластик под рукой, чтобы удалить ненужные линии и лишний графит.

Линейка поможет вам создать прямые ровные границы для образцов текстур.

Ниже вы найдете мой список цветных карандашей . Подавляющее большинство из них из набора Faber-Castell Polychromos . Единственным исключением является китайский белый — он относится к линейке Derwent Drawing .

См. также: Сравнение цветных карандашей

Точилка для карандашей — еще один обязательный инструмент для нашего проекта. Для создания такой детализированной работы требуется острый карандаш.

Рисовать буду на бумаге плотностью 200 г/м² формата А5. Этого формата достаточно для обоих рисунков, так как размер каждого образца текстуры составляет 6,5×6,5 см (2,6×2,6 дюйма). Бумага имеет тонкую фактуру.

Рисование чешуи ящерицы

С помощью графитного карандаша и линейки я создаю квадрат, чтобы обозначить границы образца. Затем я заполняю его внутреннее пространство округлыми формами – чешуей.

Чешуйки можно разделить на три группы в зависимости от их размера. Я предпочитаю сначала рисовать более крупные элементы. Весы средних и меньших размеров будут располагаться на оставшемся пространстве.

В моем эскизе более крупные элементы имеют более плавные и округлые контуры. Мелкие чешуйки слегка угловатые.

С цветными карандашами достижение резкости мелких деталей может стать проблемой. Вот почему я избегаю добавления крошечных точечных элементов. Даже самые мелкие чешуйки достаточно крупные и доступны для острого кончика карандаша.

Пришло время создать цветную основу для нашего образца текстуры. Прежде чем мы перейдем к цветным карандашам, было бы неплохо удалить лишний графит ластиком. (Ластик-клячка — лучший вариант.)

Я использую May Green с легким нажимом, чтобы покрыть центральную часть квадрата. Карандаш движется маленькими кругами. Я добавляю еще один слой к чешуе, прикладывая повышенное давление. Небольшая область в правом верхнем углу также окрашивается в ярко-зеленый цвет.

Затем я меняю цвет кожи ящерицы, добавляя другие оттенки. Соседние области покрываются соответственно Желтый кадмий , Темно-красный и Бирюзовый кобальт .

Слои могут перекрываться для создания интересных нюансов.

Предположим, что свет падает откуда-то сверху слева. Он мягкий и рассеянный.

Более крупные чешуйки хорошо видны. Их тональный рисунок соответствует направлению света. Верхние левые области шкал будут ярче, а их нижние правые стороны будут слегка затенены. Я удостоверяюсь, что более темные области больших элементов получают сплошное покрытие.

Я добавляю Желтый кадмий к светлым участкам больших чешуек. Это относится к зеленым, красным и синим элементам. Включение этого теплого оттенка подчеркнет изменение цветовой температуры.

Я добавляю Deep Cobalt Green легким нажатием на затененные части выступающих чешуек. Затем я покрываю всю область между элементами. Кончик карандаша острый.

Я увеличиваю контраст с помощью Payne’s Grey , добавляя его к более темным областям образца. Прикрываю пространство между чешуйками. Периметр образца также становится немного темнее.

Этот оттенок можно наносить на основные тени чешуи. При этом давление должно быть очень легким. Такие оттенки могут мгновенно затемнить и обесцветить яркие цвета.

Я полирую чешуйки краской China White , удаляя зернистость карандашных штрихов на слегка текстурированной бумаге. Я сосредотачиваюсь в основном на самых светлых частях элементов, так как белый карандаш также осветляет нижележащие цвета.

Я добавляю немного цвета Cobalt Turquoise по краям образца, чтобы придать ему более цельный вид.

Я также создаю обмен тонкими цветовыми нюансами, используя Темно-красный , Желтый кадмий и Бирюзовый кобальт . Эта техника похожа на добавление отражений к блестящим объектам контрастных ярких цветов.

Например, я добавляю немного Dark Red к желтым шкалам, которые близки к красным. Бирюзовый кобальт применяется для зеленых элементов, а Кадмий желтый – для зеленых и красных. Этот простой прием также помогает визуально объединить образец.

Рисование чешуи змеи

Я начинаю с графитного карандаша подрисовки. Чешуя довольно крупная и примерно одинакового размера.

Некоторые пересекающиеся вспомогательные линии могут помочь вам воссоздать ритм этой текстуры. Нарисуйте два набора параллельных линий, которые идут в обоих направлениях. Затем поместите чешуйки в получившиеся ромбовидные фигуры.

Я покрываю центральные чешуйки Burnt Siena . Линии мягкие. Большинство из них имеют вертикальное возвратно-поступательное направление. Штрихи соответствуют контурам каждой шкалы.

Цветовой рисунок слегка размыт. Она выходит за границы отдельных шкал.

Я добавляю Необработанную умбру на оставшееся место образца.

Условимся, что мягкий свет исходит из левого верхнего угла, как это было в предыдущем примере. Левая сторона чешуи, ближе к нижнему кончику, будет немного ярче. На тени между чешуйками наношу дополнительный слой пигмента.

Нижние выступающие концы чешуи остаются светлее. Этот контраст усиливает узнаваемый ритм фактуры.

С помощью Payne’s Grey я увеличиваю контрастность. Тени между чешуйками становятся темнее.

Внешняя часть образца также имеет тонкое темно-серое покрытие. Этот трюк имитирует фотоэффект виньетки.

Аккуратно касаюсь правых сторон шкал, акцентируя переход значений. Давление очень легкое.

Штрихи выглядят зернистыми. Я полирую слои цветного карандаша с помощью China White .

Теперь покрытие гладкое и полированное, но цвета выглядят немного блеклыми. Мы восстановим яркость и контраст на следующем шаге.

Я наношу Burnt Siena тонким слоем, чтобы оживить насыщенность коричневых оттенков.

С помощью Payne’s Grey я углубляю тени и акцентирую внимание на деталях.

В качестве завершающего штриха наношу Бирюзовый кобальт у внутренних границ образца. Я также добавляю его в затененные области между чешуйками. В небольших количествах этот оттенок часто делает рисунок более реалистичным.

Образец готов!

Несколько слов о рисовании чешуи как фактуры в готовом произведении

В практической части этого урока мы изображали чешуйку как плоский, абстрактный фрагмент текстуры крупным планом.

Такие упражнения позволяют сосредоточиться на внешней структуре. Мы исследуем связь между рельефом и значениями — а также замечаем цветовые нюансы. Нам не нужно думать о значениях основной формы и их визуальном влиянии на текстуру.

А если задача изменится? Представим, что теперь стоит задача изобразить трехмерный объект вместо его фрагмента. В этом случае мы не можем и не должны рисовать все детали текстуры.

Когда мы изображаем чешуйчатый предмет в полный рост, мы стремимся стилизованно передать его воспринимаемые качества. Упрощение текстуры означает отказ от ненужной визуальной информации. Мы должны оставить только более крупные и важные элементы и лишь намекнуть на менее важные детали.

Ритм помогает текстуре оставаться узнаваемой в любой форме. Если мы посмотрим на шкалы с расстояния , то заметим, как промежутки между элементами образуют узор.

В некоторых случаях этот узор может показаться неправильным, но он все же существует и его можно сымитировать. В других примерах шкалы расположены в строгом симметричном порядке.

Для определения ключевых признаков прищурьте глаза и посмотрите на свой фотореференс или предмет текстуры (убедитесь, что ваши глаза расслаблены и не напрягаются). Этот прием помогает оценить любой предмет.

На изображении ниже вы найдете иллюстрацию этой концепции.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts