Влияние искажений цвета на порядок выбора цветов в цветовом тесте Люшера
Научный центр Международной Ассоциации профессионалов развития личности
Введение
Цветовой тест Макса Люшера – известный инструмент исследования психологического состояния, основанный на интерпретации порядка предпочтения респондентом предлагаемых ему цветных карточек. Тест пользуется большой популярностью, существует масса компьютерных реализаций, однако Макс Люшер считает, что эти реализации не могут давать надежного результата из-за неминуемых искажений предъявляемых цветов, связанного не только с различием цветовоспроизведения мониторов, но и с принципиальным несовпадением цветовых пространств RGB и CMYK, используемых мониторами и типографиями, соответственно.
Целью исследования была проверка предположения существенности влияния отклонения в точности воспроизведения цветов на порядок выбора цветов респондентами и принципиальная оценка возможности использования компьютерных реализаций теста Люшера для получения надежных результатов.
Методы
Для исследования была разработана компьютерная реализация полного цветового теста Люшера с некоторыми модификациями. А именно:
Дополнительные шкалы вместо попарного предъявления предъявлялись таблицей, для ускорения прохождения теста. Это было допущено в связи с тем, что психологическая интерпретация результатов теста не входила в задачи исследования.
Тест, как и требуется по методике, содержал два прохода, однако предъявляемые во втором проходе цвета были дозированно изменены по следующему алгоритму:
Была выбрана верхняя граница разности цветов, принятая равной 10%.
Вычислялась случайная величина в пределах этого значения.
Исходный цвет переводился в равноконтрастное цветовое пространство CIE Luv.
Вычисленное случайное изменение случайным же образом распределялось между тремя ортами этого пространства.
Результирующий цвет переводился обратно в пространство RGB.
Несмотря на очевидные потери при преобразованиях между цветовыми пространствами, результирующие цвета при максимальном изменении достаточно заметно различались на глаз).
Таблица 1. Пример пар предъявляемых цветов с max 10% изменением. Верхняя строка – исходные цвета, нижняя строка – измененные цвета.
Респонденту через web-страницу предъявлялись вначале неизмененные наборы цветов, максимально близко соответствующие цветам теста Люшера. Во втором проходе предъявлялись наборы, состоящие полностью из измененных цветов. Респонденты не были информированы о факте изменения цветов, равно как и не были информированы о проведении исследования. Интерпретация теста проводилась программно по первому проходу, исключительно для морального поощрения респондентов.
Данные об изменении цветов и порядке выбора цветов записывались в файл.
Данные состояли из 1726 проходов неизвестного числа анонимных респондентов, пришедших на страницу теста по ссылкам, размещенным на в интернете.
Интерпретация результатов
Для каждой пары цветов вычислялась реальная цветовая дистанция в равноконтрастном пространстве.
Для каждого прохода вычислялась средняя цветовая дистанция.
Для каждого прохода было вычислено расхождение порядка выбора по следующему алгоритму:
Для каждого цвета в каждой таблице определялись позиции очередности выбора для первого и для второго проходов.
Вычислялась разность между номерами позиций.
Разности позиций по модулю суммировались.
Результат делился на два.
Таким образом были получены два ряда данных: среднее значение отклонения цветов по проходу и соответствующие им различия в порядке выбора цветов.
Диаграмма 1. Точечная диаграмма средних по проходу цветовых дистанций в % от оси цветового пространства и соответствующих им изменений порядка выбора цветов.
Коэффициент корреляции по Спирмену 0, 142
Коэффициент статистической значимости p<.01
Выводы
Авторы считают, что можно предположить линейную зависимость изменения порядка выбора от величины изменения цвета.
Авторы считают, что стандартная полиграфическая точность воспроизведения цветов может быть достаточна для практического применения цветового теста Люшера.
Авторы считают, что небольшая величина коэффициента корреляции говорит о том, что компьютерные реализации можно рассматривать как возможную альтернативу традиционному способу предъявления стимульного материала, хотя это не означает, что любая компьютерная реализация теста Люшера будет давать такой же надежный результат, как и исходный тест. Разумеется, требуется работа по сопоставлению цветов, предложенных Люшером и соответствующих им цветов, которые могут быть воспроизведены монитором, а также по отработке методики предъявления и по оформлению теста.
Авторы планируют дополнительное исследование, целью которого будет определить степень влияния искажений цветов, свойственных мониторам, на порядок выбора цвета в цветовом тесте Люшера.
Макс Люшер «Цветовой тест Люшера» | Рецензия — Психология эффективной жизни
Автор
Макс Люшер (1923–2017) — швейцарский психолог и разработчик цветового теста Люшера, руководитель Института медицинской психодиагностики. Занимался научными исследованиями, обучением и терапией в Базеле.
Сложность изложения
3 из 5. Рекомендуется в том числе психологам, психиатрам, врачам.
Целевая аудитория
Все, кто профессионально вовлечен в работу с осознанными и неосознанными мотивами и побуждениями других людей.
Зачем читать
В этой книге представлен глубокий психологический тест, разработанный для диагностики внутреннего состояния человека и практического применения различными специалистами. Тест позволяет продиагностировать психофизиологическое состояние, стрессоустойчивость, активность и коммуникативные способности, выявить наличие и причины психологического стресса.
Читаем вместе
Человека всегда окружали цвета, оказывая на него определенное воздействие, но лишь недавно мы научились широко воспроизводить и использовать цвет. В современном мире немногое из того, что мы производим, остается в первоначальном виде, то есть не окрашенном и не расцвеченном. Есть множество цветов различных оттенков и интенсивности, они легко воспроизводятся для совершенно любых целей.
С самого начала наша жизнь определяется светом и тьмой — тем, что неподвластно нашему контролю. Ночью люди отдыхают, днем работают. Когда рождается ребенок, он сразу учится видеть, начиная со способности различать яркость и темноту, и только потом он распознает движение и форму. Самой последней является возможность распознавать цвета.
Цветовое зрение — это явление и высшего, и примитивного отделов мозга, и функциями его коры выступают:
— различение цвета;
— идентификация;
— обозначение;
— эстетическая реакция на него.
При этом примитивный средний мозг обладает рефлекторными и инстинктивными зрительными функциями, поэтому он определяет способность к различению контраста.
Полноценный вариант теста Люшера содержит семь цветовых панелей с 73 цветовыми пятнами, состоящими из 25 тонов и оттенков. Таким образом, необходимо сделать 43 разных выбора. Конечный результат теста позволяет получить информацию о:
1) психологической структуре личности;
2) зонах психического стресса;
3) состоянии секреторного баланса/дисбаланса.
Само выполнение процедуры занимает примерно 5–8 минут, она малозатратна, и ее проведение достаточно простое, поэтому любой человек может обучиться этому за полчаса. Но для интерпретации полного варианта нужна нетривиальная психологическая проницательность, поэтому автор рассматривает «Восьмицветовую панель», которая является ускоренным тестом Люшера. Благодаря этой версии врач перепоручает тестирование секретарю и способен с первого взгляда определить, нормальны ли результаты пациента или нужно исследовать дальше.
Психологически первичными (основными) являются четыре цвета: синий, желтый, красный и зеленый. К дополнительным цветам относятся фиолетовый, коричневый, серый и черный, являющийся полным отрицанием цвета.
Как правило, тестируемый выбирает цвета в порядке снижения предпочтения: на первое место он ставит самый симпатичный ему цвет, на восьмое — вызывающий особенную антипатию. Когда мы видим, на каком месте в ряду располагается цвет, мы можем определить его функцию. Первые позиции всегда предпочтительнее, далее идет не такая выраженная область, затем следует зона безразличия и на последнем месте оказывается зона отвержения. Чтобы обозначить эти области, Люшер использует такие символы:
- Знак «+» для явного предпочтения.
- Знак «х» для просто предпочтения.
- Знак «=» для выражения безразличия.
- Знак «–» для выражения антипатии.
Цветовые наборы можно группировать и наделять их определенными функциями.
Для первой позиции характерен порыв, способ действия для облегчения достижения цели. Для второй показывается цель как таковая либо средства ее достижения становятся самоцелью. Для третьей и четвертой позиций характерна ситуация, в которой проживает человек, или образ его действий под давлением обстоятельств. Пятая и шестая позиции, выражающие безразличие, показывают качества цветов, находящиеся в резерве и не применяющиеся в данный момент.
Синий, зеленый, красный и желтый цвета являются самыми важными:
- Темно-синий означает глубокие чувства, спокойствие, привязанность, любовь. Он концентричен и пассивен.
- Сине-зеленый выражает волевую гибкость, он пассивный, защитный, настойчивый, упорный.
- Оранжево-красный означает силу воли, он активный, эксцентричный, соперничающий, обладает желанием, сексуальностью, доминированием.
- Светло-желтый выражает спонтанность, он активный, проективный, честолюбивый, направлен на ожидание, оригинальность, изменчивость.
Рассматривая категории «концентричный» и «эксцентричный», автор говорит о двух полюсах. К первому относится нечто придающее значение субъективному, имеющее частичное отношение к интроверсии. Другими словами, мы проявляем исключительный интерес к тому, что является продолжением нас.
Ко второму полюсу относится нечто придающее значение объективному и приближающееся к экстраверсии. Нас интересуют другие люди и окружающая среда, а мы сами являемся результатом нашей среды и гетерономны по отношению к ней. Если автономность = быть причиной, то гетерономность = быть следствием.Четыре основных цвета — это символизация главных психологических потребностей. Если они оказываются на одной из последних позиций, то они отвергаются и помечаются минусом. Интенсивность различных дефицитов, вызывающих тревогу, считается умеренной при постановке цвета на 6-ю позицию и сильной, если он ставится на 8-ю. Тревога, совмещенная с компенсацией, обнаруживает реальную проблему или конфликт, служащие поводом для психологического или медицинского вмешательства. Самой информативной является восьмая позиция.
Отдельные цвета или их пары имеют по две интерпретации:
- Физиологическую, указывающую на источник стресса — нормальный, умеренный, серьезный и очень серьезный.
- Психологическую, описывающую черты и поведение, которые обусловлены отвержением цвета или цветовой группы.
Все восемь цветов отбираются по признаку особого психологического и физиологического значения:
- Серый (нулевой) — он нейтральный, не вовлеченный, содержит элемент утаивания.
- Синий (первый) — означает спокойствие для нервной системы, является символом наших связей, которые мы выстраиваем вокруг себя, выражает объединение и чувство принадлежности к группе.
- Зеленый (второй) — проявляется как волевой акт в работе, и если мы выбираем его, мы хотим, чтобы во всем торжествовали наши взгляды.
- Красный (третий) — его психологическим состоянием является расходование энергии. Он выражает жизненную силу, желание и стремление получать результаты, идти к успеху.
- Желтый (четвертый) — он означает жизнерадостность и веселье, расслабленность, разрядку. Является самым светлым цветом в тесте.
- Фиолетовый (пятый) — он объединяет воинственность красного и капитуляцию синего. Если нам нравится этот цвет, мы хотим быть не просто очаровательными, но и восхищать других людей.
- Коричневый (шестой) — он соотносит ощущение с органами чувств, показывает сенсорное состояние нашего тела.
- Черный (седьмой) — является тем пределом, за которым прекращается жизнь, ведет к угасанию, небытию.
Полный тест Люшера показывает многое:
- Наши реакции на существующие ситуации.
- Наше ответное поведение.
- Установки в разрезе эмоций, воли, действий и стремлений.
- Спрятанные потребности и побуждения.
Психологи, психоаналитики и психиатры, помимо установления точного диагноза, могут увидеть наиболее подходящие меры для лечения. Специалисты, имеющие дело с психозами, неврозами и негативной эмоциональной регуляцией, способны делать особенно значимые интерпретации по результатам цветового теста.
Лучшая цитата
«Тест привлекателен, требует совсем немного времени. Те, кто проходит его, говорят, что «не понимают, как они могут сообщить о себе что-то важное, всего-навсего выбирая цвета!»».
Чему учит книга
— С тех пор как появился этот тест, прошло более двадцати лет, но его основа осталась прежней, несмотря не улучшенную интерпретацию.
— У цвета не бывает изменения основного значения, он сохраняет постоянную структуру. Но когда он занимает определенную позицию в общем ряду, меняется его интерпретация.
От редакции
Женский коуч, психолог Ирина Бардина подробно объясняет механизмы работы проективных тестов. Как провести самодиагностику, проанализировав рисунки на полях, читайте в статье: https://psy.systems/post/proektivnye-testy-v-psixologii.
Еще один из инструментов, дающих возможность заглянуть внутрь себя, — метафорические карты. Как использовать их для исследования своего внутреннего мира, для поиска ответов в проблемных ситуациях, рассказывает коуч, распорядитель психологических игр Александра Мощенских: https://psy.systems/post/meteforicheskie-karty-dlya-samopoznaniya.
Интересный способ попросить помощи у мудрого советчика — вашего бессознательного — предлагает психолог Анна Кутявина. Помните, как в детстве вы любили играть в песочнице? Чем песочная терапия полезна для взрослых, можно узнать из статьи: https://psy.systems/post/pesochnaya-terapiya-zamki-iz-peska-dlya-znakomstva-s-soboj.
|
Цветовой тест Люшера | Artissima
ColorFULL of Meaning: PURPLE
Эта серия постов посвящена значениям, ассоциациям и символике цвета… начиная с цветового круга выше. Мы изучили первичные, вторичные и третичные цвета… давайте теперь углубимся в них и узнаем немного о психологии цвета. Теперь это лошадь другого цвета… но не обязательно темная лошадка. Отправляйтесь на цветные ПОЛНЫЕ гонки. Сегодня поиграем с волшебными, мистическими, провокационными ПУРПУРНЫЙ !
ФИОЛЕТОВЫЙ ассоциируется с интериоризацией, глубиной чувств, достоинством, богатством, исключительностью, мистикой и магией. Неудивительно, что нас это провоцирует.
В Европе и Америке ПУРПУРНЫЙ — это цвет, наиболее ассоциирующийся с тщеславием, экстравагантностью и индивидуализмом. Среди семи главных грехов он представляет собой тщеславие. ПУРПУРНЫЙ — цвет, созданный для привлечения внимания.
Более светлый и содержащий больше красного, ПУРПУРНЫЙ может стать чувственным, соблазнительным, скрытным, сладким, косметическим, интимным и может ассоциироваться с любовью. Ближе к синему, он может ассоциироваться с дворянством, что подтверждается его связью с королевской семьей и использованием в королевских одеждах. Этот цвет больше всего ассоциируется с королевской властью. возможно, потому, что тирский пурпур был дорогим. ФИОЛЕТОВЫЙ также ассоциируется с благочестием и является религиозным цветом, который носят священники.
По Максу Люшеру/цветовой тест Люшера, ПУРПУРНЫЙ (технически фиолетовый, более светлый оттенок ПУРПУРНЫЙ ) также может выражать магию и романтику, как указано выше, а также восприятие.
Дитя синего и красного, ПУРПУРНЫЙ предполагает целостность синего и силу красного. ПУРПУРНЫЙ также может придавать одиночество, скорбь и напыщенность, поэтому его использовали в викторианские времена в качестве цвета, который нужно носить после первого года после потери любимого человека. Определенные ФИОЛЕТОВЫЕ оттенки могут появиться или «ощущаться» тревожными, дегенеративными, болезненными и наркотическими.