Убеждение это в психологии это: Убеждение — Психологос

Содержание

Убеждение — основной способ коммуникативного воздействия учителя на учащихся

Среди разнообразных источников воспитательного воздействия на школьников особое место принадлежит влиянию педагога. На основе изучения социально-психологической теории и педагогического опыта общения принято выделять два основных способа коммуникативного воздействия, т. е. влияния с помощью сообщения: убеждение и внушение. [1]

Любое воздействие педагога направлено в конечном итоге на формирование, закрепление или изменение установок, отношений, мыслей, чувств, действий воспитанников, т. е. призвано влиять на все стороны психики и поведения школьников. Однако психологические механизмы воздействия убеждения и внушения неодинаковы. Каждый из способов воздействия учителя на учащихся с помощью сообщений имеет свою специфику, которая и будет предметом дальнейшего рассмотрения.

Убеждение — элемент (качество) мировоззрения, придающий личности или социальной группе уверенность в своих взглядах на мир, знаниях и оценках реальной действительности. Убеждения направляют поведение и волевые действия. Высшая (абсолютная) степень убеждённости, у многих олицетворяет вера(уверенность). [5]

Убеждение — прежде всего воздействие на сознание человека, на его понимание себя и внешнего мира с тем, чтобы это понимание привести в соответствие с требованиями научного знания, требованиями морали. [3]

Однако убеждение воздействует не только на разум, но и на чувства человека. Таким образом, убеждение — это такое воздействие одного человека на другого или коллектив, которое, затрагивая рациональное и эмоциональное в их единстве, формирует новые взгляды, отношения, соответствующие требованиям общества, выраженным в принципах и нормах нравственности, или изменяет неправильные.

Термин «убеждение» употребляется в двух значениях: во-первых, как способ или метод воздействия и, во-вторых, как результат убеждающего воздействия. Убеждение как метод педагогического воздействия учителя на учащихся направлено на формирование у школьников взглядов и нравственных критериев, являющихся для них руководством к практической деятельности, т.  е. ведет к выработке собственных убеждений школьников.

Как результат педагогического воздействия, убеждения представляют собой твердые, основанные на определенных принципах, жизненные позиции человека. В этом случае убеждения выступают определяющей составной частью мировоззрения личности, которое не только представляет собой систему взглядов на мир, на жизнь людей, но и характеризует идейный, духовный облик человека.

Убеждения формируются в процессе усвоения школьниками естественных, идейно-политических, моральных и других знаний. В соответствии с этим говорят о научных, философских, этических, политических и правовых, эстетических, профессиональных (например, педагогических) убеждениях.

Однако знания и убеждения не одно и то же. Нередко ученик знает, как следует поступать в тех или иных конкретных ситуациях, знает, какую точку зрения следует поддерживать в споре, и, однако, не переживает это знание как потребность утвердить себя в жизни. У такого школьника слово расходится с делом, единства знаний и поведения у него нет, знания у него не стали убеждениями (когнитивный диссонанс).

О наличии убеждений говорит сформированная потребность действовать в соответствии со своими знаниями.

Убеждения принято рассматривать как систему осознанных потребностей личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением, т. е. убеждения выступают важным мотивом деятельности, стимулирующим внутреннюю активность школьника. [4]

Убеждения могут быть истинными и ложными. Они являются ценной чертой личности только тогда, когда соответствуют объективной действительности. Ложные ошибочные убеждения могут привести к неправильным, аморальным поступкам. Так, ошибочность нравственных представлений школьника о дружбе обусловливает такие формы поведения, как круговая порука, подсказка, списывание.

При переходе знаний в убеждения важно, чтобы социальные нравственные ценности приобретали личную значимость для школьника, чтобы внешние требования общества превращались в его внутренние потребности. В убеждениях должна реализоваться формула: понято—пережито—принято—сделано, т.  е. понимаю, принял для себя, буду этим руководствоваться в своей деятельности и в поведении.

Важной чертой личности является убежденность — твердая вера в истинность своих взглядов, непоколебимая уверенность в правоте своих принципов, основанная на ясном сознании и глубоком понимании закономерностей объективной деятельности.

В педагогическом процессе метод убеждения выступает как важная форма регуляции взаимоотношений педагога и учащихся, учащихся и коллектива товарищей, учащихся и общества, как способ стимуляции активности школьников. «Путем убеждения,— пишет профессор А. Г. Ковалев,— можно достигнуть перестройки сознания, мотивов деятельности, сформировать желание изменить образ жизни, а тем самым побудить школьника к самовоспитанию». [1]

В педагогической практике применяются разные формы убеждающего воздействия при помощи слова: рассказ, разъяснение, доказательство, беседа, лекция. Каждая из названных форм словесного сообщения имеет свои особенности и вместе с тем должна отвечать общим требованиям к убеждающему вербальному воздействию педагога.

Для того чтобы убеждение как метод воздействия было бы максимально доказательным, оно должно отвечать целому ряду требований:

—          содержание и форма убеждений должны соответствовать уровню возрастного развития личности, понятны и доступны учащимся;

—          убеждение должно строиться с учетом индивидуальных особенностей школьников;

—          при всех условиях убеждение должно быть последовательным, логичным, максимально доказательным;

—          убеждение должно содержать как обобщенные положения (принципы и правила), так и конкретные факты, примеры. Когда имеют дело с ребенком, то большое место в убеждении как методе воспитания должны занимать наглядно-образный материал, примеры;

—          убеждая других, воспитатель должен сам глубоко верить в то, что он сообщает. Страстность, эмоциональность речи учителя, вызывающая у учащихся адекватные сопереживания, дают возможность влиять не только на разум, но и на чувства учащихся.

К условиям эффективности убеждающего воздействия относится, во-первых, сила самого воздействия, которая определяется его содержательностью и авторитетом убеждающего. Во-вторых, эффективность убеждающего воздействия зависит от особенностей психического склада того лица, на которое воздействуют, их учета при построении убеждения. Имеются в виду потребности, интересы, установки, вкусы, особенности мышления того, кому адресовано убеждающее воздействие.

В-третьих, эффективность убеждения зависит от интеллектуально-эмоционального состояния убеждающего и убеждаемого в момент их взаимоотношений.

Убеждение нельзя отождествлять с морализированием. При убеждении положение доказывается, при морализировании— декларируется в таких, например, формах: «школьник должен», «и не стыдно», «и не совестно» и т. п. Обычно все, о чем говорится при морализировании, хорошо известно школьнику, а само морализирование понимается им как проявление формальной, должностной обязанности учителя, воспитателя. К морализированию учащиеся относятся иронически, презрительно.

Умение убеждать посредством слова — большое искусство, которое требует знания законов и правил логики. Наука логика учит, как сделать наше убеждающее воздействие доказательным, ведь доказательность — важнейшее условие эффективности убеждения.

Согласно науке логике доказательство — логическое действие, в процессе которого истинность какой-либо мысли обосновывается с помощью других мыслей. [2] Доказать то или иное суждение — значит установить его истинность посредством других суждений, истинность которых уже доказана.

В беседе, в дискуссии, в ходе обсуждения любых вопросов учитель должен убедить учащихся в правоте своих взглядов, доказать истинность своих суждений, опровергнуть те взгляды, суждения и понятия учащихся, которые он считает ложными.

Всякое доказательство состоит из трех частей: тезиса (того, что требуется доказать), доводов или аргументов (того, посредством чего доказывается тезис) и демонстрации (способа доказательства).

Тезис (от греч.— положение, утверждение) — кратко сформулированные основные мысли в одном предложении, истинность которого требуется доказать. Тезис (логика) — положение, истинность которого должна быть доказана аргументом, или опровергнута антитезисом. [5]

Довод (основание, аргумент) — логическая посылка, используемая отдельно или в совокупности с другими с целью доказательства истинности определённого утверждения — тезиса. Чтобы тезис можно было считать истинным, все аргументы должны содержать в себе истинную информацию, достаточную для доказательства тезиса с помощью верных логических умозаключений. [5]

Демонстрация (от лат.— показывание) — логическое рассуждение, в процессе которого из доводов (аргументов) выводится истинность или ложность тезиса.

По способу ведения доказательство может быть индуктивным, когда тезис, являющийся каким-либо общим суждением, обосновывается с помощью единичных или менее общих суждений, и дедуктивным, когда тезис, являющийся каким-либо единичным или частным суждением, подводится под общее правило.

По форме умозаключения доказательство может быть прямым или косвенным. Прямое доказательство основывается на каком-нибудь несомненном начале, из которого выводится истинность тезиса. Косвенное доказательство — доказательство, в котором истинность тезиса обосновывается посредством опровержения истинности противоречащего положения. Одним из видов доказательств есть доказательство по аналогии, которое дает лишь вероятное знание.

Правила доказательства, т. е. правила, обеспечивающие выведение истинности тезиса из истинности аргументов, определяются законами логики.

Издавна науке известны четыре логических закона: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания.

Закон тождества выражает требование определенности и тождества понятий самим себе в процессе рассуждения. Закон противоречия утверждает, что два противоположных суждения (мысли) об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время, в одном и том же отношении, не могут быть вместе истинными. Из этого закона вытекает закон исключенного третьего: из двух противоречащих высказываний об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении, одно непременно истинно, другое — ложно, третьего — не дано. Закон достаточного основания учит, что всякая мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана.

В ходе убеждения надо иногда преодолеть критическое отношение ученика к предлагаемым доводам и выводам.

Критическое отношение может возникнуть в силу логического несовершенства аргументации, ее обилия или логических ошибок, противоречивого влияния собственного опыта школьника, установок, сложившихся под влиянием повседневной практики, в случаях, когда доводы идут вразрез с усвоенными нормами.

 

Литература:

 

1.                  Ковалев А. Г. Психология личности. — М.: просвещение, 1970. — с 60.

2.                  Кондаков Н. И. Логический словарь-справочник. М.: Наука, 1975. — с 158.

3.                  Педогогический словарь. — М.:1960. — Т.2. — с 503.

4.                  Под ред. А. В. Петровского. Общая психология — М.: Просвещение, 1976. — с 113.

5.                  www.wikipedia.org

Основные термины (генерируются автоматически): убеждение, убеждающее воздействие, истинность, тезис, учащийся, достаточное основание, исключенное третье, истинность тезиса, метод воздействия, мотив деятельности.

Психологическое убеждение: приемы и методы

04.07.2016 10 377 0 Время на чтение: 12 мин.

Рейтинг:

Сегодня хочу предложить вашему вниманию очень интересную тему — психологическое убеждение. В ней мы поговорим о том, что это такое, для чего необходимо, и рассмотрим популярные приемы и методы психологического убеждения на конкретных примерах. Думаю, что это будет интересно и полезно многим, поэтому изучайте, запоминайте и пробуйте.

Содержание:

  1. Психологическое убеждение: кому и для чего оно нужно?
  2. Приемы и методы психологического убеждения

Психологическое убеждение: кому и для чего оно нужно?

Давайте начнем с определения. Что такое психологическое убеждение? Это использование в общении с людьми специальных приемов, с целью убедить их принять определенное решение или сделать определенные выводы. Другими словами, психологическое убеждение призвано сформировать у человека определенную, необходимую собеседнику, точку зрения по тому или иному вопросу.

Методы психологического убеждения уже давно широко используются в самых разных сферах: от работы спецслужб до решения бытовых вопросов в семье (если один из членов семьи владеет этим искусством). Однако, в виду специфики сайта Финансовый гений, нас будет интересовать, прежде всего, использование таких приемов и методов в бизнесе, с целью увеличения доходов.

Приемы психологического убеждения активно применяются при ведении деловых переговоров с партнерами и, конечно же, с клиентами. В первую очередь, это касается тех сфер бизнеса, в которых сотрудники компании напрямую общаются с клиентами с целью убедить их совершить покупку. Психологическое убеждение однозначно необходимо изучать работникам таких профессий как страховой агент, менеджер по продажам, людям, занимающимся сетевым маркетингом и т.п.

Приемы и методы психологического убеждения

Существует множество разнообразных методик и приемов оказания психологического влияния на людей с целью убеждения. Среди них мне понравились приемы, описанные в книге американского профессора психологии Роберта Чалдини «Психология убеждения: 50 доказанных способов быть убедительным». Как видно из названия, автор раскрывает в ней целых 50 методов убеждения людей психологическими приемами, однако, среди них выделяет 6 основных, которые я и рассмотрю далее.

Метод убеждения №1. Взаимность. Психологами уже неоднократно доказано, что в человеческой природе заложено отвечать взаимностью другим людям, как на хорошие отношения/поступки, так и на плохие. Банальный пример: если коллега поздравил вас с днем рождения, подарив какой-то скромный подарок, то вы уже будете чувствовать, что должны точно так же подарить подарок на день рождения ему. Если он подарит вам более дорогой подарок, то и стоимость вашего подарка ему тоже увеличится. Эту особенность человеческой психики можно отлично использовать в приемах психологического убеждения.

Для этого необходимо сначала сделать какой-то шаг/жест навстречу собеседнику, чтобы он почувствовал себя чем-то обязанным вам. Причем, чтобы этот жест был приятным, неожиданным и позитивным. В качестве примера мне сразу вспоминается один мужик, который продает у нас на рынке гранатовый сок: так вот, он всегда останавливает прохожих и предлагает совершенно бесплатно его попробовать. Если человек соглашается — шансы совершить ему продажу возрастают в разы (что я не раз наблюдал), а все потому, что он уже психологически чувствует себя чем-то обязанным: меня угостили — значит, я должен у него купить.

Метод убеждения №2. Редкость. Еще одна психологическая особенность человека заключается в том, что он испытывает тягу ко всему редкому и уникальному. Именно поэтому понятие «уникальность» так часто фигурирует во всевозможной рекламе, маркетологи отлично знают, для чего оно там нужно: «уникальная методика», «уникальный рецепт», «уникальная система», «уникальный курс» и т.д.

Поэтому, чтобы успешно применить этот метод психологического убеждения, достаточно просто убедить клиента в уникальности того, что вы продаете. Как это сделать? Разработать свое УТП (уникальное торговое предложение), то есть, не просто продавать товар или услугу, а делать это с реальными выгодами, отличающими вас от конкурентов. Любая полезная уникальность существенно добавит вам продаж при ее грамотной подаче. Например, сюда можно отнести проведение всевозможных акций, розыгрышей, предоставление скидок, подарков, дополнительных бесплатных услуг, выдачу дисконтных карт и т.д.

Метод убеждения №3. Авторитет. Этот метод психологического убеждения людей построен на том, к человеку гораздо проще войти в доверие, когда он понимает, что перед ним авторитетный эксперт, а не просто продавец, желающий что-то «втюхать».

Как в бизнесе используют этот метод? Например, увешивают стену в помещении для встреч с клиентами всевозможными дипломами, грамотами, сертификатами. Используют какие-то предметы интерьера, указывающие на экспертный уровень знаний в деле (например, в фирмах по производству и монтажу пластиковых окон всегда стоит уголок окна «в разрезе», чтобы можно было продемонстрировать покупателю всю внутреннюю структуру). Или попросту применяют в разговоре «случайные» фразы, которые как бы невзначай указывают на экспертный уровень знаний. Например: Сейчас я позову нашего начальника — он занимается страхованием уже более 15 лет, поэтому сможет подобрать самый оптимальный вариант полиса для вашей ситуации.

Метод убеждения №4. Последовательность. Данный прием психологического убеждения заключается в том, чтобы путем построения определенной логической цепочки подвести человека к принятию нужного решения. Сначала человеку задают вопросы, ответ на которые для него очевиден (лучше, если это будет ответ «Да»), и этими вопросами постепенно подводят его к ответу на нужный вопрос, на который он уже подсознательно тоже ответит «Да».

Например: Вы хотите иметь дополнительный источник дохода, не работая? Вы хотите сохранить свои сбережения от инфляции? Вы хотите, чтобы ваши деньги работали на вас, принося вам пассивный доход? Вы хотите разместить вклад в долларах или в рублях? (в последнем, нужном вопросе, человеку еще дополнительно предоставляют «выбор без выбора», что тоже является дополнительным методом психологического убеждения).

Метод убеждения №5. Симпатия. Простой, банальный, но очень действенный прием психологического убеждения. Гораздо проще убедить человека принять нужное решение, если вызвать его симпатию к себе. В этом плане проще приходится людям привлекательной внешности, особенно, когда они общаются с представителями противоположного пола (кстати, писал об этом отдельную статью: Как внешность человека влияет на успех в жизни?)

Но помимо внешности, симпатию можно вызвать и другими факторами: опрятным внешним видом, грамотно поставленной речью, искренним желанием помочь собеседнику и т.д.

Важно отметить, что все люди разные, поэтому и симпатию у них можно (нужно) вызывать разными способами. Здесь следует придерживаться трех важных правил:

  1. Человеку симпатичны люди, в чем-то похожие на него;
  2. Человеку симпатичны люди, которые его хвалят;
  3. Человеку симпатичны люди, занимающиеся тем же делом.

Метод убеждения №6. Согласие. И, наконец, последний прием психологического убеждения, который я хочу сегодня рассмотреть, основан на том, что человека легко убедить, если не противоречить ему, а, наоборот, соглашаться с его доводами. К тому же, тут нужно учесть, что человек, которому трудно принять решение, который сомневается, психологически склонен ориентироваться на мнение большинства. Он скорее пойдет в магазин, «куда все ходят», или воспользуется услугами мастера «которого все советуют».

Например, такого рода психологическое убеждение недавно наблюдал на рекламном щите, где было написано: «80% мамочек нашего города покупают детские коляски в … (название магазина)». Будет ли кто-то пересчитывать эти проценты, которые наверняка чересчур завышены? Конечно, нет. А психологически действует.

При ведении диалога с клиентами тоже нужно использовать технику согласия. Например:

Клиент: Ой, ну это же очень дорого!

Вы: Да, действительно, дорого, вы знаете, вы уже не первый, кто жалуется на цену. Просто сейчас поставщики подняли цены из-за курса доллара, нам самим тоже нелегко работать по таким ценам, мы понимаем, что людям непросто заплатить такие деньги. Но, к сожалению, ничего не можем поделать, более того, нам стало известно, что следующая партия товара придет еще по более высоким ценам. Так что, пока вы можете купить вот по столько, дешевле уже точно не будет, к сожалению.

Теперь вы знаете, как работает психологическое убеждение, какие методы и приемы можно использовать, для того чтобы убедить человека принять нужное вам решение. Надеюсь, что эта информация будет вам полезна.

В заключение хочу дать ссылку на еще одну похожую статью: Искусство убеждения: как убедить человека?

На этом я прощаюсь с вами. Подписывайтесь на наши сообщества в социальных сетях, участвуйте в обсуждениях на форуме и следите за обновлениями сайта. До новых встреч!

Оценить:

Как изменить самоограничивающие убеждения согласно психологии

Сколько раз вы списывали себя со счетов или упускали возможности из-за таких убеждений:

«Я слишком стар для этого».

«Я не имею права претендовать на эту работу».

«Я не могу с ним поговорить — он не в моем вкусе!»

Сомневаетесь ли вы в своих полномочиях при приеме на работу или отказываетесь от возможности завязать разговор с кем-то симпатичным, ваши опасения могут подчеркивать что-то в вашей вере в себя.

Ложные и самоограничивающие убеждения могут задушить прогресс в достижении целей или помешать нам жить идеальной жизнью. К счастью, основной компонент многих психологических методов лечения заключается в том, чтобы помочь нам избавиться от этих бесполезных убеждений, чтобы мы могли начать жить полной жизнью.

В этой статье будут рассмотрены различные источники ложных и самоограничивающих убеждений и три варианта терапевтического лечения, которые помогут их преодолеть.

Прежде чем вы продолжите, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить три наших упражнения на самосострадание. Эти подробные, научно обоснованные упражнения помогут вам повысить уровень сострадания и доброты, которые вы проявляете к себе, а также дадут вам инструменты, которые помогут вашим клиентам, студентам или сотрудникам проявлять больше сострадания к самим себе.

Эта статья содержит:

  • Что такое ложные и ограничивающие убеждения?
  • Как развиваются ложные и ограничивающие убеждения
  • Рационально-эмоциональная поведенческая терапия ложных или самоограничивающих убеждений
  • Когнитивная реструктуризация ложных или самоограничивающих убеждений
  • Три лучших видео TED Talk
  • Сообщение на вынос
  • Каталожные номера

Что такое ложные и ограничивающие убеждения?

Хотя общепризнанного определения ложных и самоограничивающих убеждений не существует, в популярной прессе есть множество примеров, которые дают нам пищу для размышлений.

В исследовании барьеров в мире бизнеса Блэкман (2018) пишет, что самоограничивающими убеждениями являются:

«…предположения или представления, которые у вас есть о себе и о том, как устроен мир. Эти предположения являются «самоограничивающими», потому что каким-то образом они удерживают вас от достижения того, на что вы способны».

Blackman (2018)

Глядя на исследования, мы можем также рассмотреть тесно связанное понятие неадекватных убеждений, которые являются центральными фокусами лечения во многих формах когнитивно-поведенческой терапии.

Боден и его коллеги (2012) отмечают, что эти убеждения потенциально могут быть:

«центральными для личности человека… негативно предвзятыми, неточными и жесткими».

Боден (2012, стр. 287)

В совокупности мы можем считать ложные или самоограничивающие убеждения негативными, потенциально трудно поддающимися изменению и каким-то образом мешающими нам достичь наших целей или быть максимально счастливыми. .

Как развиваются ложные и ограничивающие убеждения

Хорошим первым шагом к пониманию того, где и как возникают ложные убеждения, является рассмотрение их в соответствии с систематической структурой.

Одной из таких структур, обычно используемой в психологических и социологических исследованиях, является иерархическая система убеждений Рокича (1968).

В соответствии с этой структурой перечень убеждений человека может быть структурирован по пяти уровням в зависимости от уровня их важности.

Наиболее важные формы убеждений, называемые убеждениями типа А, — это те, которые мы считаем неоспоримым здравым смыслом. Например, средний человек знает и не будет спрашивать, кто члены его семьи или где они живут (Powers, 2008).

Напротив, убеждения типа E (наиболее второстепенные убеждения) в значительной степени зависят от вкуса и не сильно связаны с остальной частью вашей системы убеждений. Они также более подвержены изменениям. Примеры таких убеждений включают вашу любимую марку туалетной бумаги или любите ли вы брокколи.

К рассмотрению ложных и самоограничивающих убеждений относится то, что Рокич классифицировал бы как убеждения типа B и типа C.

Примитивные (тип B) убеждения

Убеждения типа Б, иногда называемые примитивными убеждениями (или базовыми убеждениями), обычно представляют собой базовые убеждения о нас самих, которые мнения других людей не могут ни подтвердить, ни опровергнуть (Rokeach, 1968).

Эти убеждения часто характеризуют наше представление о себе и самооценку. Они также могут лежать ниже уровня нашего осознания и бессознательно диктовать нам принятие решений.

Примеры таких убеждений:

  • Я веселый человек;
  • Меня никто не любит;
  • Я способен преодолевать трудности; и
  • Я заслуживаю того плохого, что со мной происходит.

Убеждения, подобные этим, особенно уязвимы к формированию в ходе нашего раннего развития, например, через сообщения, которые мы получаем от наших родителей и опекунов о нашей самооценке, потенциале и том, что мы заслуживаем безусловной любви (McAdams et al. , 2017) .

Важно отметить, что исследователи считают, что, поскольку убеждения типа B, как правило, представляют собой глобальные суждения о том, кто мы и чего мы способны достичь, они могут просачиваться вниз, чтобы влиять на наши убеждения, относящиеся к конкретным ситуациям, с которыми мы можем столкнуться (Borders & Archadel, 1987).

Например, представьте незамужнюю женщину по имени Хейли, которая собирается подойти к привлекательному мужчине в баре. Хейли часто выражает, как сильно она хочет встретить романтического партнера, поэтому ее друзья рядом с ней охотно подталкивают ее подойти и представиться.

Хейли, однако, колеблется. Она выражает обеспокоенность тем, что ее внешний вид не идет ни в какое сравнение с другими женщинами в баре. Ее друзья недоверчиво уверяют ее, что она прекрасно выглядит, но все же Хейли не может избавиться от ощущения, что ее отвергнут из-за ее внешности.

Хейли не знала, что в основе ее нынешней убежденности лежит примитивное (тип B) убеждение, что ее внешность не соответствует норме. В детстве ее родители часто сравнивали ее с сестрой.

В их сравнениях, часто проводимых в присутствии друзей и семьи, Хейли была умницей, а ее сестра — красавицей. Хотя эти сравнения никогда не были злонамеренными, они сформировали представления юной Хейли о ее самооценке, что привело ее к нынешнему затруднительному положению и самоограничивающему убеждению, что она недостаточно привлекательна, чтобы подойти к мужчине в баре.

Это довольно безобидный пример того, как сообщения, которые мы получаем в детстве, могут формировать наши убеждения. Однако нетрудно представить, как ненадежные привязанности или опыт пренебрежения или жестокого обращения в детстве могут иметь разрушительные последствия для наших примитивных убеждений (Van der Kolk, 2014). Эти эффекты могут впоследствии привести к множеству ложных и самоограничивающих убеждений в определенных ситуациях.

Кроме того, поскольку эти примитивные убеждения типа Б занимают центральное место в нашей системе убеждений, уступая лишь убеждениям о нашем имени и месте, где мы живем (убеждения типа А), их может быть невероятно сложно выявить и развеять без профессиональной психологической поддержки.

Авторитетные убеждения (типа C)

Согласно концепции Рокича (1986), убеждения типа C, которые несколько более периферийны, чем убеждения типа B, также могут просачиваться вниз, создавая ложные и самоограничивающие убеждения.

Убеждения типа C называются авторитетными убеждениями. Это убеждения, которые мы принимаем на основании того, что они исходят от надежного авторитета. Примеры таких авторитетов включают ученых, бизнес-лидеров, религиозных деятелей в обществе или даже публикации, такие как газеты (Powers, 2008).

Можно было бы надеяться, что авторитетным лицам, которых мы выбираем, можно доверять в том, что они предоставят нам точную информацию, которая сослужит нам хорошую службу в жизни. Однако нам достаточно обратиться к окружающим, чтобы понять, что это не так.

Можете ли вы вспомнить друга или члена семьи, который инвестировал в схему быстрого обогащения только потому, что ее рекламировал харизматичный гуру? Или, возможно, они цепляются за то, что вы считаете устаревшим верованием, которому они научились в школе или в церкви.

Это примеры авторитетных убеждений, и опять же, хотя они и более податливы, чем примитивные убеждения, они могут просачиваться вниз, чтобы влиять на наши убеждения в более повседневных ситуациях.

Например, представьте, если бы Хейли из предыдущего примера сопротивлялась приближению к мужчине в баре на основании ее убеждения, что мужчины обязаны приближаться к женщинам, которых они считают привлекательными.

Это может свидетельствовать об убеждении типа B, связанном с гендерной идентичностью Хейли как женщины, проистекающем из того, что она наблюдала за примерами для подражания женщин в детстве.

В качестве альтернативы, это колебание может быть связано с ее верой в сомнительные учения обозревателя еженедельной газеты, который дает советы о любви и свиданиях. Если это так, то это может быть самоограничивающее убеждение типа С, которое без необходимости мешает Хейли встретить то, что могло бы стать любовью всей ее жизни.

Опять же, это довольно безобидный пример. Однако, чтобы понять, в какой степени авторитетные фигуры могут негативно влиять на убеждения, достаточно взглянуть на мучительный опыт выживших после культа (часто задокументированный в мемуарах) и на их путь борьбы за отделение от пагубных систем убеждений, которые диктовали им многие лет их жизни.

Рационально-эмоциональная поведенческая терапия ложных или самоограничивающих убеждений

Теперь, когда мы лучше понимаем ложные и самоограничивающие убеждения, давайте рассмотрим некоторые из различных терапевтических вариантов борьбы с ними, начиная с рационально-эмоциональной поведенческой терапии ( РЭБТ).

РЭПТ существует с 1950-х годов и направлена ​​на то, чтобы помочь пациентам выявить негативные или иррациональные модели мышления, влияющие на их поведение (Институт Альберта Эллиса, 2014). Учитывая эту направленность, это особенно подходящий вариант лечения для тех, кто борется с ложными или ограничивающими убеждениями.

В основе REBT лежит так называемая модель ABC.

Используя эту модель, REBT может помочь клиентам обнаружить, отследить и бросить вызов ряду самоограничивающих убеждений.

Для иллюстрации рассмотрим другой пример.

Недавно Том отправил отчет своему боссу на проверку. На следующий день он получает отчет обратно по электронной почте и замечает, что его начальник написал много комментариев и внес много изменений.

Прежде чем внимательно изучить отзывы, Том чувствует себя грустным и бесполезным и испытывает негативные мысли о своих возможностях по отношению к своим коллегам.

На самом деле отзывы и корректировки, внесенные в отчет Тома, могут включать в себя сочетание полезных и конструктивных предложений по улучшению его работы, а также похвалы за то, что он сделал хорошо. Несмотря на это, Том преждевременно поддался ложным представлениям о своих способностях.

Мы можем проследить, как Том получил свой отчет, используя модель ABC REBT следующим образом (Dryden, 2012):

  • А — это (а)активирующее событие, которое запускает негативные мысли.
    В этом примере активирующим событием было получение Томом обратной связи от своего босса.
  • B — это ложное или иррациональное (b) убеждение, которое формируется после активирующего события. В этом примере потенциально ложное убеждение Тома состоит в том, что он неэффективен в своей работе.
  • C – это (c)следствие, вытекающее из иррациональных мыслей. В этом примере следствием является опыт Тома печали, бесполезности и неэффективности.

Нетрудно понять, как мы можем стать виновниками собственных страданий, когда активизирующие события вызывают ложные или самоограничивающие убеждения без необходимости.

К счастью, практикующие РЭПТ используют ряд техник, помогающих разрушить ложные и самоограничивающие убеждения, которые могут возникнуть на любом из этих трех этапов.

Например, терапевты могут обучать своих клиентов стратегиям обращения с активирующими событиями (а), таким как навыки решения проблем или упражнения на внимательность, чтобы прерывать или привлекать внимание к первоначальным негативным мыслям.

Чтобы справиться с иррациональными убеждениями (б), терапевты часто обучают методам когнитивной реструктуризации (обсуждаются далее в связи с когнитивно-поведенческой терапией). А чтобы справиться с последствиями (с), такими как отрицательные эмоции, они могут научить расслабляться или техникам самоуспокоения.

Например, РЭПТ-терапевт может работать с Томом, чтобы распознать, когда он преждевременно погружается в негативные мысли, научив его практиковать внимательное осознавание. То есть терапевт может научить Тома «ловить себя» на преждевременных реакциях на мысли до того, как наступит сильная эмоциональная реакция (с).0003

Это послужит исправлению активирующего события (а) и, надеюсь, избавит Тома от многих ненужных страданий.

Когнитивная реструктуризация ложных или самоограничивающих убеждений

Ложные и самоограничивающие убеждения часто подпадают под определение когнитивных искажений, устраняемых с помощью когнитивно-поведенческой терапии (КПТ).

Среди этих искажений акты дисквалификации позитивных событий, чрезмерное обобщение и чтение мыслей.

Для решения этих проблем когнитивно-поведенческие терапевты будут использовать ряд техник, облегчающих когнитивную реструктуризацию (или когнитивное переосмысление). Эти подходы составляют основную часть многих подходов КПТ, которые рассматривают и изменяют то, как мы посещаем, интерпретируем, рассуждаем, размышляем и придаем смысл событиям (Mansell, 2008).

Существует множество различных методов когнитивной реструктуризации, о которых вы можете узнать подробнее в нашей специальной статье. Здесь мы рассмотрим одну технику, особенно подходящую для работы с ложными и самоограничивающими убеждениями, а именно сократовские вопросы.

Сократовские вопросы убеждений

Сократические вопросы включают в себя задавание себе ряда сфокусированных, открытых вопросов, побуждающих нас задуматься о своих мыслях (Clark & ​​Egan, 2015). Делая это, мы бросаем вызов черно-белому мышлению и гарантируем, что наши мысли основаны на здравой логике, прежде чем позволять им диктовать наши эмоции и поведение.

Примеры эффективных сократовских вопросов включают:

  • Каковы доказательства этой мысли?
  • Могу ли я делать здесь какие-либо предположения?
  • Основана ли эта мысль на эмоциональной реакции или на имеющихся у меня доказательствах?

Чтобы проиллюстрировать эффективность сократовских вопросов, давайте вернемся к примеру с Хейли в баре.

В этой ситуации Хейли может поймать себя на том, что сомневается в своей внешности и начать критически размышлять над ними. Например, она может сделать паузу, чтобы спросить себя, действительно ли ее суждения о своей внешности точны. При этом она может рассмотреть доказательства за и против и вспомнить, как ее друзья говорили ей, как хорошо она выглядит.

Она может также остановиться, чтобы подумать, не делает ли она предвзятых предположений о предпочтениях мужчины, каково его впечатление о ней и насколько важно его мнение о ней.

Обращаясь к Тому и его отчету, он может сделать паузу, чтобы спросить, действительно ли есть какие-либо доказательства того, что он не справляется на этой работе и плохо выполняет свою работу, или же это предположение основано на эмоциональной реакции.

Большинство когнитивно-поведенческих терапевтов владеют сократовскими вопросами и могут обучать этой технике своих клиентов, борющихся с ложными или самоограничивающими убеждениями.

Схема-терапия ложных или самоограничивающих убеждений

Когда ложные или самоограничивающие убеждения глубоки и их трудно изменить, клиентам может помочь схема-терапия.

Схема-терапия направлена ​​на устранение ранних дезадаптивных схем, которые определяются как стабильные и устойчивые темы, которые развиваются в детстве и/или подростковом возрасте и разрабатываются на протяжении всей жизни (Институт схема-терапии Австралии, 2016).

Эти схемы считаются даже более укоренившимися, чем когнитивные искажения, леченные с помощью когнитивно-поведенческой терапии, поскольку они представляют собой глубокие, безусловные убеждения о себе и отношениях с другими и окружающей средой. Учитывая, насколько устойчивы схемы, эта форма терапии, как правило, имеет среднесрочную и долгосрочную продолжительность (Институт схемы терапии Австралии, 2016).

Как отмечалось в нашем обсуждении убеждений типа Б, глубоко укоренившиеся представления о нашей самооценке и представлении о себе могут быть причиной ложных или самоограничивающих убеждений в определенных ситуациях. Таким образом, схематерапия помогает клиентам получить доступ к этим глубоко укоренившимся схемам и пересмотреть их.

Примеры таких схем включают (Young & Brown, 2005):

Подчинение — убеждение, что вы должны подчиняться контролю других, иначе рискуете быть наказанным.
Наказание — убеждение в том, что вы и другие должны быть сурово наказаны за свои ошибки.
Неудача — глубоко укоренившееся ожидание того, что вы потерпите неудачу или никогда не будете работать достаточно хорошо.

Если мы вернемся к примерам Тома и Хейли, немедленное предположение Тома о том, что его отчет не соответствует действительности, могло быть следствием давней схемы неудач. Эта схема могла быть создана на основе резкой обратной связи, которую он получил от жестокого учителя, когда рос.

Что касается Хейли, то ее нежелание подойти к мужчине в баре может быть связано со схемой неполноценности, то есть с убеждением, что вы ущербны, ущербны или непривлекательны и поэтому будете отвергнуты. Опять же, эта схема могла быть установлена ​​​​из-за сравнения ее родителей с ее сестрой.

Схематерапевты применяют ряд техник, чтобы помочь клиентам преодолеть неадекватные схемы, которые могут помочь устранить первопричину самоограничивающих убеждений. Эти методы схема-терапии могут включать в себя эмпатическую конфронтацию и ограниченное перевоспитание, и это лишь некоторые из них.

Три лучших видео TED Talk

Вот три наших любимых видео, которые исследуют науку и психологию ложных и самоограничивающих убеждений.

Как изменить свои ограничивающие убеждения для большего успеха

В этом выступлении доктор Ирум Тахир исследует, как потенциально бесполезные убеждения, сформированные в детстве, могут задерживаться в нашем подсознании и влиять на наши эмоции и поведение.

Важно отметить, что Тахир объясняет, как получить доступ к этим подсознательным мыслям, изменить их и создать лучшую, более полноценную жизнь.

Устранение ограничивающих убеждений

В этом кратком выступлении на TED студент Тадж Пабари рассказывает, как он «переписал правила», установленные его внутренними сценариями, чтобы достичь своих целей и начать предпринимательский путь в возрасте пятнадцати лет.

Исцеление основных негативных убеждений

В этом видео автор и консультант по депрессии Дуглас Блох объясняет, как убеждения, которые мы усвоили в детстве и продолжаем укреплять в своем мышлении, могут привести к ухудшению психического здоровья в дальнейшей жизни.

К концу этого видео вы поймете, как заменить негативные убеждения набором более вдохновляющих убеждений о себе, других и мире.

Послание на вынос

Осознаем мы это или нет, но все мы принимаем бессознательные убеждения о том, чего мы можем и чего не можем достичь в своей жизни. Эти убеждения рискуют помешать нам преодолевать препятствия или ограничить количество счастья, которое мы можем ожидать от жизни.

Как вы уже поняли, к счастью, существует ряд хорошо зарекомендовавших себя психологических подходов к борьбе с самоограничивающими убеждениями. Они могут помочь нам независимо от того, лежат ли наши убеждения на поверхности или глубоко укоренились в нашем самоощущении.

Самое главное, помните, что никогда не поздно переписать наши убеждения, чтобы они стали более вдохновляющими и тем самым расчистили путь к достижению наших величайших целей.

Пожалуйста, оставьте нам свои мысли в разделе комментариев ниже. Мы были бы рады получить известия от вас. Не забудьте бесплатно загрузить три наших упражнения «Смысл и ценная жизнь».

  • Институт Альберта Эллиса. (2014). Рационально-эмоциональная и когнитивно-поведенческая терапия. Институт Альберта Эллиса . Получено с http://albertellis.org/rebt-cbt-therapy/
  • .
  • Блэкман, А. (2018). Что такое самоограничивающие убеждения? +Как их успешно преодолеть . Получено с https://business.tutsplus.com/tutorials/what-are-self-limiting-beliefs–cms-31607
  • .
  • Боден, М.Т., Джон, О.П., Голдин, П.Р., Вернер, К., Хаймберг, Р.Г., и Гросс, Дж.Дж. (2012). Роль дезадаптивных убеждений в когнитивно-поведенческой терапии: данные социального тревожного расстройства. Поведенческие исследования и терапия , 50(5), 287-291.
  • Бордерс, Л. Д., и Арчадель, К. А. (1987). Самооценка и карьерное консультирование. Журнал развития карьеры , 14(2), 69-79.
  • Кларк, Г. И., и Иган, С. Дж. (2015). Метод Сократа в когнитивно-поведенческой терапии: повествовательный обзор. Когнитивная терапия и исследования , 39(6), 863-879.
  • Драйден, В. (2012). Новый взгляд на азбуки REBT: взгляды на концептуализацию . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Springer Science & Business Media.
  • Мэнселл, В. (2008). Что такое КПТ на самом деле и как мы можем усилить воздействие эффективных психотерапевтических методов, таких как КПТ? В D. Loewenthal (Ed.) , Против и за CBT: К конструктивному диалогу (стр. 19-32). Монмут, Великобритания: Книги PCCS.
  • МакАдамс, Т. А., Рейсдейк, Ф. В., Нарусайт, Дж., Ганибан, Дж. М., Рейсс, Д., Споттс, Э., … и Элей, Т. С. (2017). Связь между отношениями между родителями и детьми и самооценкой подростков: генетически информированное исследование родителей-близнецов и их детей-подростков. Журнал детской психологии и психиатрии , 58(1), 46-54.
  • Пауэрс, Дж. Х. (2008). Адаптация рациональных аргументов к психологии аудитории. В JH Powers (Ed.), Публичные выступления: живое искусство (стр. 1-13). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство HarperCollins College
  • .
  • Рокич, М. (1968). Убеждения, взгляды и ценности . Сан-Франциско, Калифорния: Джосси-Басс.
  • Институт схемы терапии Австралии. (2016). Схема терапии . Получено с https://www.schematherapyaustralia.com.au/schema-therapy/
  • Ван дер Колк, Б.А. (2014). Тело ведет счет: мозг, разум и тело в лечении травмы . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Viking Press.
  • Янг, Дж. Э., и Браун, Г. (2005). Анкета Young Schema – краткая форма; Версия 3 (YSQ-S3, YSQ) [Запись базы данных]. Психологические тесты АПА.

Вера и психологи: Что психологи говорят о вере?

В первой из двух статей для Thinking Faith профессор Рэйчел Бласс описывает способы, которыми психологи обычно обращаются с феноменом веры. Наиболее знакомым подходом, вероятно, является подход Зигмунда Фрейда, который критически относился к вере, но действительно ли другие модели, которые кажутся «благоприятными для веры», предлагают более позитивную интерпретацию? Более того, признаются ли верующим какие-либо из этих описаний веры?

Психологический подход к пониманию веры предлагает описание веры с точки зрения лежащих в ее основе психологических детерминант (потребностей, желаний, склонностей и т. д.). За прошедшие годы было выдвинуто множество различных психологических подходов, подчеркивающих разные детерминанты и занимающих разные позиции в отношении того, хороша ли вера или нет. Однако общим для всех этих описаний является то, что они рассматривают веру как естественное явление, функцию нашей психологической природы, и, таким образом, критически относятся к христианскому взгляду на веру как на сверхъестественное столкновение.

На мой взгляд, особенно важно размышлять о психологическом подходе, поскольку он стал неотъемлемой частью того, как современная культура думает о вере. Распространенный светский взгляд, часто используемый в атеистической критике веры, состоит не в том, что верующие сталкиваются с философскими или научными проблемами, а скорее в том, что их личность (при определенных социальных условиях) или их психологические ограничения заставляют их склонны или вынуждены принимать и действовать в соответствии с беспочвенные заявления о существовании Бога и наших отношениях с ним.

Далее я опишу психологический подход к вере, сосредоточившись на описании, предложенном Фрейдом. Я кратко прокомментирую, как кажущиеся альтернативными, благоприятные для веры психологические подходы на самом деле продолжают его критику. В следующей статье я обращусь к четырем способам, которыми критика Фрейда действительно может быть полезна верующим.

Центральное психологическое описание веры – Фрейд

Из всех психологических описаний веры, выдвинутых за эти годы, Зигмунд Фрейд, австрийский психоаналитик, писавший в основном в течение первых четырех десятилетий 20 век, является самым влиятельным. Фрейд развил идеи о глубинных мотивах, формирующих человеческое поведение и состояния ума, и применил их к своему изучению веры. Как и в своих исследованиях всех других явлений, он хотел знать, какие желания, потребности и конфликты вступают в игру в том, что верующие называют верой. Его всегда интересовали мотивы людей, которые у разных людей были разными, но он мог видеть общие линии мышления у разных людей, и они находили выражение в его общем описании.

Самые известные идеи Фрейда относительно веры сосредоточены на желании человека иметь защищающую фигуру отца, с которым он или она может чувствовать себя отождествленным. Один из его текстов описывает то, что религия обязуется сделать для людей, следующим образом:

Она дает им информацию о происхождении и возникновении вселенной, она гарантирует им ее защиту и высшее счастье в взлетах и ​​падениях жизни и оно направляет их мысли и действия предписаниями, которые оно устанавливает со всей своей властью. Таким образом, он выполняет три функции.
… [I]t удовлетворяет человеческую жажду знаний; он успокаивает страх людей перед опасностями и превратностями жизни, когда он заверяет их в счастливом конце и предлагает им утешение в несчастье… [и] он издает предписания и устанавливает запреты и ограничения.[1]

Далее Фрейд объясняет, что эти три, казалось бы, несовместимых аспекта религии (наставление, утешение и этические требования) объединяет тот факт, что все они связаны с представлением ребенка о своем отце. Бог-творец, которого верующие называют отцом, пишет Фрейд, «на самом деле является отцом, со всем великолепием, в котором он когда-то явился маленькому ребенку»[2]. Он создал нас, он защитил нас и научил нас ограничивать наши желания. Фрейд объясняет, что когда человек вырастает, он все еще во многих отношениях остается беспомощным перед лицом опасностей мира, но признает, что отец не может быть источником защиты от них. Таким образом, объясняет Фрейд, верующий,

восходит к мнемическому образу отца, которого он в детстве так сильно переоценивал.
Он возвышает образ до божества и превращает его во что-то современное и реальное. Эффективная сила этого мнемического образа и настойчивая потребность в защите вместе поддерживают его веру в Бога.[3]

Эти потребности и пожелания отца-защитника объясняют не только идею существования личного Бога, который создал нас и любит нас, но и наше чувство вины по отношению к нему. Наше чувство вины — это выражение нашей совести, которое мы формируем с помощью критических внутренних голосов наших родителей, чтобы быть уверенными в их любви. Эти голоса теперь воспринимаются как исходящие от Бога. Фрейд заключает:

Степень защиты и счастливого удовлетворения, назначенного человеку, зависит от выполнения им этических требований; его любовь к Богу и его сознание того, что он любим Богом, составляют основу безопасности, которой он вооружен против опасностей внешнего мира и своего человеческого окружения. Наконец, в молитве он обеспечил себе непосредственное влияние на божественную волю и тем самым участие в божественном всемогуществе.
[4]

Понятие причастности к божественному всемогуществу указывает на наше стремление не только к безопасности, но и к контролю; действительно Бог велик, но Он находится в тесной связи с нами, Он в нас, Он подобен нам. Это может быть большим стимулом для нашего эго. В этом контексте вера в Иисуса (Сына) часто рассматривается как выражение как нашего желания быть оправданными в своих «грехах» по отношению к отцу (при разделении опыта на кресте), так и желания самим стать Богом. .

Другими словами, в глубине нашего сознания Бог становится идеей, конструктом, связанным с различными частями нас самих и нашими внутренними родительскими фигурами. Он служит нам в нашем стремлении к защите, к любви, к наказанию, к ограничению наших желаний, к оправданию, к совершенству и власти (хотя в каждом человеке эти специфические факторы могут проявляться несколько по-разному). Кроме того, наша потребность подчиняться авторитету, следовать четким правилам, , а не думать самостоятельно, может играть роль как в наших отношениях с Богом, так и в наших отношениях с теми, кто передает нам веру. Мы можем быть склонны слепо принимать традиционные утверждения.

Фрейд ясно говорит о том, что наличие желаний и потребностей в том, чтобы мир был определенным, не означает, что мир , а не такой. Закон всемирного тяготения может быть великим источником безопасности, но это ничего не говорит нам об истинности закона. Тем не менее, в большинстве своих работ Фрейд выражает точку зрения, согласно которой наши представления о Боге не имеют другого источника, кроме психологического. Это заблуждения. Здесь он опирается на то, о чем говорит Папа Бенедикт XVI в своем Апостольском послании к Году веры, Porta Fidei , как современный менталитет, который ограничивает «поле рациональных определений областью научных и технологических открытий».[5] Фрейд пишет: «Научная работа — это единственный путь, который может привести нас к познанию реальности вне нас»[6], а религиозные идеи не только закрыты для научного исследования, но и «столь невероятны, так несовместимы со всем, что мы с трудом добыли». открыл о реальности мира».[7] Эта идея о том, что вера ничто , но выражений психологических конструкций занимает центральное место в психологическом подходе к вере.

Негативное отношение к вере Фрейда, фрейдистского психоанализа и значительной части психологии в целом связано с ее «бредовой» природой, с тем, что она рассматривается как искажение реальности, истины, обусловленное нашим самосознанием. обслуживающие потребности. Вера воспринимается не только как ошибка, но и как некая моральная несостоятельность, в лучшем случае ребячество, склонность к которой надо преодолевать.

Более поздние психоаналитики развивали идеи Фрейда о вере, например, некоторые уделяли больше внимания роли матери, чем роли отца; другие предоставляют эмпирические доказательства в поддержку (например, показывают, что люди с определенными потребностями чаще обращаются, чем другие). Но его основная модель получила широкое признание.

«Дружелюбные к вере» психологические взгляды?

Были выдвинуты и другие психологические взгляды на веру, которые, кажется, представляют веру в положительном свете. Однако можно видеть, что они, как и Фрейд, в сущности, продолжают рассматривать веру как не что иное, как выражение психологических конструктов. Они отличаются от Фрейда прежде всего тем, что утверждают, что выражать эти психологические конструкции — это хорошо. Они утверждают, что вера психологически нормальна или полезна, и вопрос об истине можно поставить в скобки. (Для Фрейда ничто неправдивое не могло быть нормальным или полезным).

Карл Юнг, например, очень положительно отзывается о вере, но, по его мнению, Бог — это психологический конструкт, отражающий образ нашего Я. Чувство нуминозного, благоговения, которое мы можем испытывать по отношению к Богу, на самом деле является тем, что человек испытывает, когда встречается с глубинами своего собственного разума, который могущественен и, как нам кажется, находится вне нашего контроля. Психологи-гуманисты (например, Фромм, Олпорт) склонны положительно относиться к вере, но то, что они считают положительным, не относится к реальность трансцендентного и личного Бога, но определенная психологическая позиция), связанная с открытостью и состраданием) по отношению к идее такого Бога. Схожим образом рассматривает и популярный в последние годы подход, отстаиваемый такими психологами, как Паргамент, рассматривающий веру как выражение «духовных, но не религиозных» наклонностей человека. Другие согласятся с тем, что наше представление о Боге определяется нашими отношениями с нашими родителями, но подчеркнут, что это означает, что если мы улучшим наши родительские отношения, наши отношения с Богом также улучшатся. Они не видят, как это, по сути, оставляет мало места для фактического присутствия Бога и Его собственного обращения к нам (даже если мы не уладить наши отношения с родителями).

Эти отчеты не только в основном продолжают фрейдовскую критику веры как искажения истины, но (в отличие от Фрейда) они также отвергают интерес традиционных верующих к истине. По этой причине, хотя они и признают преимущества религиозных верований и придают им некоторую ценность, мне трудно считать эти отчеты благоприятными для веры.

Может показаться, что психологический подход к вере, который я изложил выше, мало что дает верующим для позитивного взаимодействия.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts