что это такое, как возникает и чем опасно? — Владислав Кочерыжкин на vc.ru
Убеждение в психологии — это элемент психики, выступающий в роли стимула либо блокировки при принятии решений. Представляет из себя фундамент мировоззрения, который работает по принципу «я это точно знаю». Убеждения не подвергаются сомнению, не проходят через систему анализа и активно защищаются сознанием, поэтому человек не только абсолютно уверен в своей правоте, но и отвергает любую противоречащую информацию.
12 просмотров
Важно отметить, что далеко не все факты, доводы, взгляды и знания становятся убеждениями. Психика пропускает через себя огромное количество данных и вынуждена делать это каждый раз, как только нужно принимать решения. Многое из этого со временем заносится в шаблон, как в кэш памяти компьютера, и в последующем человек действует на автоматизме, загружая нужные «файлы» из подсознания.
Для чего нам нужны убеждения?
Первая важная функция — сохранение ресурсности психики, проще говоря освобождение её от повседневных задач.
Это позволяет человеку игнорировать часть информации, потому что он «точно знает» как на самом деле. Другая обесценивается, потому то сознание считает её недостоверной и ошибочной. Третья вообще не нужна, то есть индивид отказывается что-то изучать, потому что в конкретном вопросе он уже «хорошо разобрался»,
Я всё это пишу в кавычках, потому что убеждения бывают ошибочными и откровенно ложными. Особенность в том, что человек не может этого понять, потому что критическое мышление в этой зоне не работает и до аналитических процессов не доходят данные, в которых мы уверены. Да, в результате мы получаем множество когнитивных искажений, но психике на это плевать, ей главное освободить ресурсы и не допустить перегрузки. Чем проще, тем лучше. Ты же точно знаешь, что прав, так зачем что-то переосмысливать?!
Вторая функция — сохранение идентичности и уникальности. Одним из инструментом выживания является четкая позиция личности по критически важным вопросам. То есть каждый из нас выбирает свою роль, мнение, привычки, традиции, взгляды. Ищет таланты, навыки и особенности. В результате получается самодостаточный индивид с ясным пониманием своей сути.
Это максимально важно, потому что по итогу мы формируем своё поведение основываясь на всём вышеперечисленном. Как себя вести, как относится к окружающим, как действовать в той или иной ситуации, к чему стремиться, какие реакции отдавать на происходящее во внешнем мире. Да и в целом взгляд на этот мир. Какой он, каким он должен быть, что делать лично мне, опираться на свои потребности или подстраиваться под чужие с целью минимизации рисков.
Ошибка будет означать тотальный провал ведущий к гибели. И здесь возникает дилемма. Либо реагировать по ситуации, слушая тех, кто прямо сейчас говорит что делать, либо придерживаться какой-то своей линии, сформированной давно. В качестве абсурда можем привести пример.
Сейчас многие говорят, что современные девушки сильно испортились,они стали алчными, корыстными, жаждущими наживы, способными на предательство. Чтобы вернуть их на путь истинный и не стать жертвой обмана, необходимо изменить своё поведение, начать пользоваться женщинами и бросать их, потому что так хоть какая-то выгода, а в противном случае бросят тебя.
Человек не имеющий убеждений на этот счет, среагирует на изменения и скорректирует поведение под ту реальность, которая возникла. По факту или в результате чьей-то пропаганды. Наличие убеждений не позволит этого сделать, человек останется собой и даже в новых обстоятельствах и сохранит веру в то, что женщины добрые, нежные, надежные и так далее.
Мы помним, что критическое мышление не сработает в случае наличия убеждений, поэтому сохраняется риск ошибиться и проиграть. То есть следуя своему мировоззрению и будучи уверенным в правильности своих действий, в конце пути можно оказаться у разбитого корыта, потому что решения оказались неадекватными.
Если же убеждений на эту тему в конкретный момент жизни не оказалось, то человек слепо следует за толпой и делает так, как принято в его окружении. А там могут оказаться люди, намеренно сбившие вас с пути. Навязавшие модель поведения, выгодную им, но не вам.
Либо же придется искать сильную группу и прибиваться к ней, что является прямой дорогой в конформизм. К чему это может привести узнать не трудно, посмотрите куда прикатились немцы, последовавшие за Гитлером. У кого из них было собственное мнение в те годы?!
Виды убеждений
Убеждения выполняют две вышеописанные функции двумя способами — ограничивают и мотивируют. В примере с немцами 38-45 годов, которые имели определенное мировоззрение, сработали стимулы, которые и заставляли их действовать. В данном случае мы будем видеть активность человека или группы лиц.
Ограничения наоборот вынуждают индивида тормозить, зарывать голову в песок, отказываться. Тут яркий пример девушка, в которой воспитали консервативные взгляды. Она отвергает близость с мужчинами до свадьбы или подавляет свои желания,считая их неправильными. В основе таких решений лежат ограничивающие убеждения.
В результате все наши решения проходят не через сознательный анализ, а только через фильтр убеждений. Это правильно, это нет. Это я должен делать, этого обязан избегать. Примеры: «я не бью женщин», «я не изменяю партнеру», «я обязан спасать животных», «я любой ценой должна удачно выйти замуж», «я недостоин большего», «у меня должно быть самое лучшее», «все мужчины бабники», «все женщины предательницы». В качестве домашнего задания можете определить какие здесь ограничивающие, а какие стимулирующие.
Резюмируем — оказавшись перед выбором, психика загружает нужный шаблон и действует по нему. Если убеждение на этот счет имеется, то сработает оно. Если нет, то поведение будет основано на контексте, исходя из ситуации, либо под влиянием чужого мнения.
Например — я не изменяю партнеру. Это убеждение и чтобы не случилось, я не стану этого делать. Не устраивает, выйду из отношений. Удачно подвернулся случай, откажусь от него, не воспользуюсь. Останусь один на длительный период, буду терпеть или искать способы снятия напряжения исключающие измену.
Если же устойчивого убеждения на этот счет у меня нет, то для измены мне много не требуется. Может друзья давят и говорят, что я ненормальный мужик, если сплю только с женой. Может на корпоративе попалась красотка, перед которой сложно было устоять. Или жена улетела в отпуск и спустя неделю я решил, что терпеть сил больше нет.
Наличие и отсутствие убеждения в конкретной ситуации не характеризует личность в целом. Просто так сложилось, что именно этот эпизод моей жизни не был занесен психикой в шаблон. И я, соответственно, действовал опираясь на внешние факторы, никакого устойчивого мировоззрения по данному поводу у меня нет.
Иллюзия правды: как формируются убеждения
Иллюзия правды — это психический феномен, основанный на том, что человек проще и быстрее заносит в убеждения информацию, которую видел и слышал многократно. Частота повторения ослабляет защиту сознания и в обход анализа формирует устойчивую уверенность в чём-либо. Принцип «если сто раз услышать, что ты свинья, то вскоре захрюкаешь».
Политики с помощью СМИ насаждают населению идеи, взгляды, убеждения и мировоззрение с помощью многократных повторений одних и тех же тезисов. Например — «у нас всё есть, нам никто не нужен» это классическая пропаганда легко проникающая в сознание, игнорируя логику, здравый смысл, индивидуальные потребности людей и факты. Отрицать глобализацию, значит вернутся в 11 век по уровню развития, но именно иллюзия правды способна блокировать критическое мышление человека.
Маркетологи и рекламщики используют слоганы, чтобы внушить людям нужную информацию. Могут просто позиционировать свой товар, например «VOLVO — самый безопасный автомобиль в мире», либо откровенно лгать, например «балаболбанк — надежный банк с высокими процентами по вкладу!». Если повторить это много, много, много раз, то сомнений у потребителя не останется.
Наше окружение, включая родителей, друзей, знакомых и коллег, также способно легко формировать убеждения. Мама и папа много лет повторяли, что девушка, которая отдалась на первом свидании, отвратительная, плохая, падшая и легкодоступная. Естественно при всём желании ничего подобного с ней уже не случится, она будет блокировать близость до тех пор, пока не сложится ситуация, одобряемая родителями. Выйди замуж, да балуйся!
Тот же пример с друзьями, которые высмеивают товарища, отвергающего измены, отлично показывает навязанные стимулирующие убеждения. Чтобы «сохранить лицо», соответствовать взглядом коллектива и быть как все, ему придется совершить адюльтер.
Иллюзию правды легко объясняется психологией. Наша психика постоянно ищет лёгкие пути, потому что и без того сильно перегружена. Новую информацию она первым делом сравнивает с уже существующей и в случае совпадения, одобряет. Если это повторяется раз за разом, то возникает убеждение и в какой-то момент эта самая новая информация перестаёт быть новой. Дальше следуют шаблонные действия.
Вот услышали мы рекламу о том,что в балаболбанке можно получать аж 30% годовых и всё надежно. Разбираться некогда, мы просто игнорируем услышанное, либо подобное заявление вовсе кажется смешным. Бред, недостойный внимания. Но память зафиксировала инфу, просто запомнила и отложила в дальний ящик.
Потом мы снова слышим рекламу балаболбанка с классным предложением. И ещё раз. И ещё. Пятый, шестой. Для сознания это всё ещё бред, для подсознания просто имеющаяся информация, а вот для психики это уже что-то важное. Иначе с чего бы данный сигнал поступает с такой регулярностью?!
Ловушка захлопнулась. Потому что «надежные вклады под 30% годовых в балаболбанке» это не свежая инфа, она существующая. Психика не будет её анализировать, вместо этого произойдёт сравнение. В телевизоре говорят, да я и сам это знаю. В целом так и есть, уверен, что в балаболбанке платят 30% годовых по вкладам. Выгодное предложение, получается.
Осталось создать условия, при которых человек встанет перед выбором. Попадёт в офис или встретит на просторах интернета форму с заполнением заявки. Открывать вклад или нет? Психика уже знает ответ, она сформировала убеждение — балаболбанк надежный банк с высокими процентами по вкладу, если тебе такой нужен, то открывай конечно, это правильное решение.
Если вы ещё не устали читать, то вот вам второй пример. Убеждение — все женщины корыстные и алчные создания. Друг об этом сказал, в ролике на ютуб слышал, от друга жена ушла и тот поделился мнением о всех представительницах нежного пола, сам наткнулся на коварную мадам. Есть информация, есть частота её повторения, есть психические процессы превратившие иллюзию правды в устойчивое убеждение. Вуаля, перед нами женоненавистник!
Вместо итога
Убеждения это очень коварная штука. Нельзя сформировать одно и безошибочно идти по жизни, мы обязаны иметь отдельное мнение по каждому важному вопросу. Если у вас нет убеждений, то вы будете подвержены влиянию и манипуляциям. Если есть, то рискуете серьёзно ошибиться, отказаться от чего-то нужного и полезного, либо напротив сделать то, что совершенно не следовало делать.
Основная проблема в том, что убеждение напрочь блокирует критическое мышление и все аналитические процессы психики. Человек не просто так в чём-то уверен, он уверен в этом абсолютно! Никаких сомнений у него нет. Он приведет десятки фактов, найдёт сотни оправданий, проигнорирует ваши доводы и категорически откажется пересматривать мировоззрение. Это всё слишком сложно для психики, она не будет этого делать.
Чтоб вы понимали насколько всё серьёзно, хочу напомнить историю Йозефа Менгеле. Всю свою сознательную жизнь он совершал чудовищные преступления, но точно знал, что делает это во имя науки, ради собственной страны, идеи которой лучшие в мире.
Даже в конце жизни, со слов разыскавшего его где-то в Аргентине сына, Йозеф был уверен, что немецкая нация шла в правильном направлении, а геноцид еврейского народа был обоснованным. Спустя много лет убеждения убийцы никуда не делись. Психика не переварила бы признание случившегося, она закрылась и до последнего вздоха сохраняла устойчивость своих взглядов. .
Что такое искусство убеждения и что влияет на искусство убеждать людей?
17 октября 2022
17.10
6 минут
6 мин.
30798
15
1
Обновлено: 17 октября 2022
Обновлено 17.10
Почти каждый день мы сталкиваемся с тем, что нас пытаются в чем-то убедить. Соседка убеждает в правильности воспитания детей, по телевизору убеждают купить только этот стиральный порошок и никакой другой, в соцсетях убеждают сделать правильный выбор.
Многие думают, что искусство убеждения нужно только маркетологам, политикам и в целом в деловом общении, а в обычной жизни такие психологические «штучки» нам ни к чему. Но убеждение и нам с вами помогает налаживать социальные связи, отстаивать свою точку зрения, избегать конфликтов, добиваться желаемых целей.
В этой статье мы поговорим о том, что такое способность убеждать людей, кто ей обладает, от чего она зависит и как развить навык убеждения.
Содержание статьи
- Что такое искусство убеждения
- Что влияет на умение убеждать людей
- Методы убеждения собеседника
- Психологические приемы убеждающего воздействия
- Практические приемы убеждения
- Частые вопросы
- Заключение эксперта
Что такое искусство убеждения
Искусство убеждения – это совокупность различных психологических приемов и техник, которые позволяют человеку договариваться с окружающими людьми, отстаивать собственные интересы, сохранять личные границы, придерживаться выбранных целей и взглядов.
Если индивид владеет искусством убеждения без дополнительных средств его развития, то есть у него это свойство врожденное, то говорят, что у него есть дар убеждения и внушения. Но этому искусству можно и обучиться — как и любой другой навык, оно «прокачивается» с помощью различных средств и методик убеждения, которые основаны на психологических приемах манипулирования, личностных особенностях и специфических навыков.
Важно! Навыки убеждения помогают человеку выстраивать межличностные отношения, защищать свои интересы, строить диалог, освоить ораторский навык, расставлять приоритеты и добиваться поставленных результатов и целей.
Что влияет на умение убеждать людей
Для того чтобы убедить человека в чем-либо, недостаточно обладать знаниями в той или иной области, быть старше, опытнее и настойчивее.
Убеждающее общение основано на нескольких факторах, совокупность которых приводит к необходимому результату:
- Достоверность источника информации. Если вы берете на основу первоисточник, то шансов убедить другого человека у вас будет больше, нежели вы будете опираться на сомнительные данные
- Актуальность и важность обсуждаемой проблемы для того индивида, которого вы хотите убедить. Разговор на тему геополитической обстановки вряд ли будет иметь значение, если у собеседника болит голова.
- Личностные характеристики и склад характера убеждаемого человека.
- Убедительность ваших аргументов, ваш собственный имидж, доверие к вам, способность проявлять эмпатию.
Если вам нужно убедить кого-то в чем-то, то лучшей тактикой в процессе аргументации будет использовать несколько методов и правил и комбинировать их. О методике эффективного психологического убеждения расскажем ниже.
Методы убеждения собеседника
Чтобы уметь убеждать других, нужно знать основные методы влияния на собеседника, которые развивают вашу способность уговаривать и прокачивают мастерство влияния.
Рассмотрим основные методы, которые используются в педагогике, социологии и психологии.
- Метод «наставления» — чаще всего используется в профессиональной среде, когда влиятельный человек говорит конкретно, что нужно делать, чтобы добиться результатов.
- Команды и приказы используются авторитетной личностью для убеждаемого. Команды не критикуются и исполняются тем, на кого они направлены, для достижения желаемых результатов. Пример использования приказов часто можно наблюдать в военном деле, профессиональной среде, в спорте и в воспитании детей.
- Метод «мягкого совета» — это еще одно средство влияния на собеседника, но только в том случае, если между вами есть доверие и определенная близость. Незнакомому человеку давать советы — не лучшая идея. Одним неловким словом вы можете вызвать агрессию.
- Намеки. То есть метод, позволяющий сказать информацию не напрямую, а в сравнительной косвенной форме. Намеки нужно уметь употреблять и правильно расставлять акценты.
- Метод «косвенного одобрения» нужен в том случае, когда вы хотите поддержать собеседника (если он все делает правильно), но при этом не хотите вызвать у него ощущение, что ему льстят.
- Метод «плацебо» может сработать тогда, когда остальные меры уже испробованы и не привели к желаемому результату. Метод научного плацебо доказан в медицине, но он также может быть использовать и в психологии, чтобы убедить человека, что у него все получится.
Запишитесь на онлайн-консультацию, если вы хотите развить дар убеждения. Наши психологи дадут вам практические советы по тому, как в разговоре влиять на людей, показывать иную точку зрения, убеждать в своей правоте, чтобы достигать определенных целей.
Психологические приемы убеждающего воздействия
Вы можете «прокачать» свое мастерство убеждения только, если будете постоянно практиковаться в этом искусстве. Цель убеждения — воспринимать информацию и совершать необходимые вам действия.
Зная основные приемы убеждения, вы сможете лучше разбираться в технологии влияния на людей.
Приемы убеждения |
Какие действия к ним относятся |
Прямая речь |
Фундаментальный прием, в основе которого лежит прямая речь с открытой информацией |
Выявление нестыковок |
Анализ доводов убеждаемого и проверка аргументов на фактическую точность |
Приведение аргументов |
Аргументировать свою позицию нужно на каждом этапе, убеждаясь в том, что собеседник с вами согласен |
Акцентирование |
Подчеркивание мнения собеседника и его слов для усиления эффекта убеждения |
Описание плюсов и минусов |
Для того чтобы аргументы в споре звучали убедительно, описываются как положительные моменты, так и отрицательные |
Практические приемы убеждения
Техники убеждения и методы влияния на собеседника мы уже привели чуть выше, осталось дать несколько практических советов, чтобы сделать вашу речь более убедительной и «поставить» вас в выигрышную позицию.
- Не повторяйте банальностей, которые и так все знают, приводите новые аргументы и доносите новую информацию, неизвестную вашему собеседнику
- Периодически соглашайтесь с человеком, если ваша задача перевести форум разговора в нужное вам русло и убедить его в чем-то.
- Говорите только о том, в чем вы сами уверены. Ваши сомнения сведут на «нет» все способы убеждения, которые вы уже использовали.
- Самый сильный аргумент оставьте напоследок — это будет финальный штрих в вашей беседе.
- Приводите только проверенные аргументы. Говорить о недоказанных фактах — не лучший способ убедить собеседника.
- Признак успешного влияния — это согласие собеседника. Поэтому начните беседу с тех моментов, которые вам объединяют.
- Используйте навык активного слушания — кивайте, поддакивайте, копируйте позу собеседника.
Важно! Чтобы у вас получилось убеждать, покажите человеку, что вы готовы закрыть какую-либо его потребность. Если его потребность удовлетворяется, то, скорее всего, убедить собеседника в вашей правоте будет легко.
Частые вопросы
Что делает с человеком грамотное убеждение?
+
Правильные методы влияния формируют комфортное эмоциональное состояние и вызывают желание действовать, они не вызывают агрессии, отрицания, человек не чувствует давления на себя. У него складывается впечатление, что это он сам решил, а вы его выслушали и поддержали.
В чем отличие убеждения и давления?
+
Убеждение формируется в процессе воспитания, когда родители объясняют ребенку общепринятые нормы и правила. Умение убеждать не имеет агрессивной основы — это процесс «мягкого» воздействия. Давление — это насильственное воздействие на индивида, под давлением индивид вынужден совершать какое-либо действие, чтобы избежать наказания, страха, негативных последствий.
Какие виды убеждения в психологии существуют?
+
На самом деле их несколько разновидностей. В качестве примера можно привести виды рациональных убеждений: сравнительный анализ, синтез, дедукция, индукция.
Заключение эксперта
Искусство убеждения – это практический раздел психологии и социологии, который вызывает все больший интерес у обычных людей. Мало кто любит участвовать в спорах, доказывать свою точку зрения «с пеной у рта», самоутверждаться за счет других.
Чтобы получить желаемое, достаточно владеть искусством влияния и знать о методах влияния на человека. Самое интересное, что вы не обманываете и не давите на собеседника, а проявляете уважение, соглашаетесь с его точкой зрения, принимаете его доводы, но ваше влияние на него оказывается сильнее, и собеседник, без втягивания в эмоциональный конфликт делает так, как вам выгодно.
Публикуем только проверенную информацию
Автор статьи
Монахова Альбина Петровна клинический психолог
Стаж 17 лет
Консультаций 1439
Статей 306
Специалист в области клинической психологии. Помощь в поиске инструментов для самореализации, проработка убеждений, страхов и тревог. Работа с самоотношением, внутренними границами, понимание взаимодействия с социумом через осознанные личностные изменения.
- 2007 — 2008 год МУЗ Детская поликлиника №4 — педагог психолог
- 2008 — 2009 ООО Здоровая страна — клинический психолог
- 2009 — 2021 год Республиканский наркологический диспансер — психолог
- 2012 — 2013 год Профессиональная медицина — психолог
- 2013 — 2015 год ООО Возрождение — психолог
- 2019 по настоящее время ООО Теледоктор24 — психолог
Источники
- … Дейл Карнеги Книга-тренер убеждения, умения влиять на людей и приобретать друзей. Интенсивный курс / Дейл Карнеги. — М.: АСТ, 2011
- … Аллан Пиз Говорите точно… Как соединить радость общения и пользу убеждения / Аллан Пиз , Алан Гарнер. — М.: Эксмо, 2007
- … Наполеон Хилл Думай и богатей. Добивайся успеха и богатей, используя силу убеждения. Ключи к богатству / Наполеон Хилл. — М.: Попурри, 2008
Поделиться:
Категория: Психология
Про здоровье Беременность и роды Про детей ЗОЖ Психология Неврология Гастроэнтерология Уход за собой Лекарства и БАДПредыдущая статья
Самомнение. Как ведут себя заносчивые и …
Следующая статья
Как раскрепоститься в постели
Другие статьи по теме
Монахова Альбина Петровна
09.01
Что делать если муж изменяет
Психология
Монахова Альбина Петровна
14.06.22
Как обрести гармонию внутри себя
Психология
Есакова Екатерина Юрьевна
11.11.22
Первичный склерозирующий холангит: симптомы, лечение, причины
Гастроэнтерология
Где рождается вера | Психология
Вера может заставить людей делать самые странные вещи. На одном уровне он обеспечивает моральную основу, устанавливает предпочтения и регулирует отношения. С другой стороны, это может быть разрушительным. Вера может проявляться как предубеждение или убеждать кого-то взорвать себя и других во имя политического дела.
«Вера была самым мощным компонентом человеческой природы, которым несколько пренебрегали», — говорит Питер Халлиган, психолог из Университета Кардиффа. «Но на этом извлекали выгоду маркетинговые агенты, политика и религия на протяжении большей части двух тысячелетий».
Это меняется. Некогда прерогатива одних только философов, вера быстро становится предметом выбора многих психологов и нейробиологов. Их цель — создать неврологическую модель того, как формируются убеждения, как они влияют на людей и что может ими манипулировать.
И последние шаги в исследовании могут помочь немного лучше понять, почему мир так полон политической и социальной напряженности. Мэтью Либерман, психолог из Калифорнийского университета, недавно показал, как убеждения помогают мозгу людей классифицировать других и рассматривать объекты как хорошие или плохие, в основном бессознательно. Он продемонстрировал, что убеждения (в данном случае предрассудки или страхи) чаще всего усваиваются из преобладающей культуры.
Когда Либерман показал группе людей фотографии невыразительных черных лиц, он с удивлением обнаружил, что миндалевидное тело — тревожная кнопка мозга — срабатывает почти в двух третях случаев. Не было никакой разницы в реакции между черными и белыми людьми.
Миндалевидное тело отвечает за реакцию тела на борьбу или бегство, запуская цепь биологических изменений, которые подготавливают тело реагировать на опасность задолго до того, как мозг осознает какую-либо угрозу. Либерман предполагает, что люди склонны подхватывать стереотипы независимо от того, согласна ли с ними их семья или общество.
Работа, опубликованная в прошлом месяце в журнале Nature Neuroscience, является последней в быстро развивающейся области исследований под названием «социальная нейробиология», которая объединяет психологов, нейробиологов и антропологов, изучающих нейронные основы социального взаимодействия между людьми. .
Традиционно когнитивные нейробиологи сосредотачивались на сканировании мозга людей, выполняющих определенные задачи, такие как прием пищи или прослушивание музыки, в то время как социальные психологи и социологи концентрировались на группах людей и взаимодействии между ними. Чтобы понять, как мозг воспринимает мир, эти две группы неизбежно должны были собраться вместе.
«На Западе удовлетворяется большая часть наших физических потребностей. У нас уровень роскоши и цивилизации, который практически не имеет себе равных», — говорит Кэтлин Тейлор, нейробиолог из Оксфордского университета. «Это оставляет нам гораздо больше свободного времени и больше места в голове для размышлений».
Таким образом, убеждения и идеи становятся нашей валютой, — говорит Тейлор. Общество больше не является вопросом простого выживания; речь идет о выборе товарищей и мнений, давлениях, идеях, вариантах и предпочтениях.
«Это довольно захватывающая разработка, но для людей вне поля она очевидна», — говорит Халлиган.
Понимание убеждений — нетривиальная задача, даже для, казалось бы, простейших человеческих взаимодействий. Возьмите разговор между двумя людьми. Когда один говорит, мозг другого обрабатывает информацию через слуховую систему с феноменальной скоростью. Убеждения этого человека действуют как фильтры для потока сенсорной информации и направляют реакцию мозга.
Недавняя работа Либермана перекликается с частями более раннего исследования Джоэла Уинстона из отделения нейробиологии изображений Wellcome Лондонского университета. Уинстон обнаружил, что, когда он показывал людям изображения лиц и просил их оценить надежность каждого из них, миндалевидное тело лучше реагировало на изображения людей, которые были специально выбраны для демонстрации ненадежности. И не имело значения, что на самом деле говорил каждый человек об изображенных лицах.
«Даже люди, которые до глубины души верят, что у них нет предубеждений, могут иметь негативные ассоциации, которые не осознаются», — говорит Либерман.
Убеждения также обеспечивают стабильность. Когда поступает новая часть сенсорной информации, она оценивается по этим единицам знаний, прежде чем мозг решит, следует ли ее включать. Люди делают это, когда проверяют авторитет политика или слышат о паранормальном явлении.
Как тогда с физической точки зрения существует вера в мозгу? «Я считаю, что убеждения и воспоминания очень похожи», — говорит Тейлор. Воспоминания формируются в мозгу в виде сети нейронов, которые активируются при стимуляции событием. Чем больше раз используется сеть, тем больше она срабатывает и тем сильнее становится память.
Халлиган говорит, что вера продвигает концепцию памяти на шаг вперед. «Убеждение — это ментальная архитектура того, как мы интерпретируем мир», — говорит он. «У нас есть много движущихся вещей — восприятия и так далее, — но на уровне того, кто наши друзья и так далее, эти вещи объединяются в кристаллизованные единицы знания. Если бы у нас их не было, каждый раз, когда мы просыпались, откуда нам знать, кто мы?»
Эти единицы знаний помогают оценивать угрозы — через миндалевидное тело — на основе опыта. Ральф Адольфс, невролог из Университета Айовы, обнаружил, что при повреждении миндалевидного тела нарушается способность человека распознавать выражения страха. Отдельное исследование, проведенное Адольфом с Саймоном Бароном-Коэном в Кембриджском университете, показало, что повреждение миндалевидного тела оказало большее негативное влияние на способность мозга распознавать социальные эмоции, в то время как основные эмоции не пострадали.
Эта работа над миндалевидным телом показывает, что оно играет ключевую роль в оценке угрозы и, в немалой степени, в формировании убеждений. Повреждение этого тревожного звонка и последующая неспособность оценить, когда ситуация может быть опасной, может быть опасным для жизни. Во времена охотников-собирателей верования могли иметь основополагающее значение для выживания человечества.
Нейробиологи долго изучали мозг, который не функционирует должным образом, чтобы понять, как работает здоровый. Исследователи формирования убеждений делают то же самое, хотя и с изюминкой. «Вы посмотрите на людей, страдающих бредом», — говорит Халлиган. «Предположение состоит в том, что бред — это ложное убеждение. Это значит, что его содержание неверно, но оно по-прежнему имеет структуру убеждения».
У людей, страдающих прозопагнозией, например, части мозга повреждаются так, что человек больше не может узнавать лица. При бреде Котара люди верят, что они мертвы. Бред Фреголи — это вера в то, что за больным постоянно следуют переодетые люди. Бред Капгра, названный в честь его первооткрывателя, французского психиатра Жана Мари Жозефа Капгра, представляет собой убеждение, что кто-то эмоционально близкий был заменен идентичным самозванцем.
До недавнего времени эти состояния считались психическими проблемами. Но более тщательное изучение показывает, что, например, в случае бреда Капгра, у значительной части больных были поражения головного мозга, как правило, в правом полушарии.
«Есть исследования, показывающие, что некоторые люди, перенесшие повреждение головного мозга, сохраняют некоторые из своих религиозных или политических убеждений, — говорит Халлиган. «Это интересно, потому что какими бы ни были убеждения, их нужно держать в памяти».
Другой путь к пониманию того, как формируются убеждения, состоит в том, чтобы посмотреть, как ими можно манипулировать. В своей книге об истории «промывания мозгов» Тейлор описывает, как все, от китайских лагерей реформирования мышления прошлого века до религиозных культов, использовали систематические методы, чтобы убедить людей изменить свои взгляды, иногда радикально.
Первый шаг — изолировать человека и контролировать, какую информацию он получает. Их прежние убеждения необходимо бросить вызов, создав неопределенность. Новые сообщения нужно повторять бесконечно. И все это нужно делать в напряженной, эмоциональной среде.
«Убеждения — это ментальные объекты в том смысле, что они встроены в мозг», — говорит Тейлор. «Если вы бросаете им вызов противоречием или просто отсекаете их от стимулов, которые заставляют вас думать о них, тогда они немного ослабнут. Если это сочетается с очень сильным подкреплением новых убеждений, то вы будете добиться смещения акцента с одного на другое».
Механизм, описанный Тейлором, похож на то, как мозг обычно учится. Однако при «промывании мозгов» новые убеждения внедряются посредством гораздо более интенсивной версии этого процесса.
Такое манипулирование убеждениями происходит каждый день. Политика — благодатная арена, особенно во времена беспокойства.
«Стресс влияет на мозг таким образом, что люди с большей вероятностью возвращаются к вещам, которые они хорошо знают — стереотипам и простым способам мышления», — говорит Тейлор.
«Очень легко захотеть сделать это, когда все, что тебе дорого, подвергается сомнению. В некотором смысле, это было после 11 сентября.»
Стресс, вызванный террористическими атаками на США в 2001 году, изменил взгляды многих американцев на мир, и Тейлор утверждает, что это сделало население уязвимым для уловок манипулирования убеждениями. Недавний опрос, например, показал, что более половины американцев считают, что иракцы были причастны к атакам, несмотря на то, что никто не заявил об этом.
Этот метод ассоциации использует мозг против самого себя. Если событие стимулирует два набора нейронов, то связи между ними становятся сильнее. Если один из них активируется, более вероятно, что второй набор также сработает. В реальном мире эти два воспоминания могут иметь мало общего друг с другом, но в мозгу они связаны.
Тейлор приводит пример из недавнего манифеста Британской национальной партии, в котором утверждается, что просителей убежища выбросили в Британию и что их нужно заставить убирать мусор с улиц. «Они пытаются связать понятие просителей убежища со всеми негативными эмоциями, которые вы получаете, читая о мусоре, [но] на самом деле они не говорят, что просители убежища — мусор», — говорит она.
Теракты 11 сентября выявляют еще одну крайность силы убеждений. «Вера может заставить людей согласиться заранее обдумать что-то подобное, полностью осознавая, что все они умрут», — говорит Халлиган о пилотах-угонщиках.
Маловероятно, что такие разнообразные убеждения, как справедливость, религия, предрассудки или политика, просто ждут, чтобы их нашли в мозгу в виде дискретных сетей нейронов, каждый из которых кодирует что-то свое. «Вероятно, существует целая комбинация вещей, которые сочетаются друг с другом», — говорит Халлиган.
И в зависимости от уровня значимости убеждения может быть задействовано несколько сетей. Кто-то с сильными религиозными убеждениями, например, может обнаружить, что он более эмоционально вовлечен в определенные дискуссии, потому что у него есть большое количество нейронных сетей, поддерживающих это убеждение.
«Если у вас есть предрасположенность, например расизм, то, возможно, вы видите вещи определенным образом и объясняете это определенным образом», — говорит Халлиган.
Он утверждает, что редукционистский подход социальной нейронауки изменит то, как люди изучают общество. «Если вы сканируете мозг, каковы последствия для конфиденциальности с точки зрения знания чужих мыслей? И возможности использовать их, как предполагают некоторые правительства, с точки зрения способности обнаруживать террористов и тому подобное», — говорит он. «Если вы продвинетесь дальше с точки зрения потенциального использования этих вещей, у вас есть потенциальное применение для образования и лечения, используемого в качестве когнитивных усилителей».
До сих пор социальная нейронаука давала больше вопросов, чем ответов. Ральф Адольфс из Университета Айовы заглянул в будущее в обзорной статье для Nature. «Как причинно-следственные сети могут объяснить многочисленные корреляции между мозгом и поведением, которые мы обнаруживаем? Можно ли понять крупномасштабное социальное поведение, изучаемое политологией и экономикой, путем изучения социального познания у отдельных субъектов? когнитивная нейронаука дает нам возможность влиять на социальное поведение и, следовательно, на общество? И в какой степени такое стремление может быть оправдано с моральной точки зрения?»
Ответы на эти вопросы вполне могут повлиять на понимание людьми того, что на самом деле означает верить.
Психология: как мы формируем убеждения
Религии и суеверия могут проистекать из способности мозга определять закономерности и намерения, считает А. К. Грейлинг.
Верующий мозг: от призраков и богов к политике и заговорам — как мы конструируем убеждения и подкрепляем их правдой.
99 9780805091250 | ISBN: 978-0-8050-9125-0Два давних наблюдения за человеческим когнитивным поведением дают Майклу Шермеру основы его описания того, как люди формируют убеждения. Во-первых, это готовность мозга воспринимать закономерности даже в случайных явлениях. Другой — его готовность назвать агентность — преднамеренное действие — причиной естественных событий.
Оба объясняют формирование убеждений в целом, а не только религиозные или сверхъестественные убеждения. Шермер, однако, проявляет особый интерес к последнему, и большая часть его захватывающей и всеобъемлющей книги посвящена широко распространенной человеческой склонности верить в богов, призраков, инопланетян, заговоры и важность совпадений.
Шермер хорошо подготовлен для этой задачи. Он профессор психологии, основатель журнала Skeptic и постоянный скептический обозреватель журнала Scientific American . Когда-то евангельский христианин, он потерял свою веру в основном из-за изучения психологии и когнитивной нейробиологии в колледже.
От НЛО до теорий заговора, мы формируем убеждения, а затем ищем причины, чтобы их поддержать. Фото: J. BERGMARK/GLOWIMAGES.COM
Важным моментом, по словам Шермера, является то, что мы сначала формируем наши убеждения, а затем ищем доказательства в их поддержку. Он дает названия «паттерничность» и «агентность» склонностям мозга к поиску паттернов и приписыванию агентов соответственно. Они лежат в основе различных причин, по которым мы формируем определенные убеждения из субъективных, личных и эмоциональных побуждений в социальной и исторической среде, влияющих на их содержание.
Как «двигатель убеждений», мозг всегда ищет смысл в поступающей в него информации. После того, как он построил убеждение, он рационализирует его объяснениями, почти всегда после события. Таким образом, мозг вкладывается в убеждения и подкрепляет их, ища подтверждающие доказательства, в то же время закрывая глаза на что-либо противоположное. Шермер описывает этот процесс как «реализм, зависящий от убеждений» — то, во что мы верим, определяет нашу реальность, а не наоборот.
Он предлагает основанный на эволюции анализ того, почему люди склонны к формированию сверхъестественных верований, основанных на закономерности и агентности. Наши предки поступили правильно, задаваясь вопросом, указывает ли шорох в траве на хищника, даже если это был всего лишь ветерок. Обнаружение значительной закономерности в данных могло означать, что намеренный агент собирался напасть.
Проблемы возникают, когда такое мышление ничем не ограничено, говорит он. Страстное вложение в убеждения может привести к нетерпимости и конфликтам, как трагически свидетельствует история. Шермер приводит пугающие примеры того, насколько опасной может быть вера, когда она поддерживается вопреки всем доказательствам; это особенно верно в отношении лженауки, примером которой является смерть десятилетней девочки, задохнувшейся во время жестокой «терапии привязанности», некогда популярной в Соединенных Штатах в конце XIX века.90-е.
Рассказ Шермера подразумевает, что мы далеки от рациональных и совещательных мыслителей, какими нас рисовало Просвещение. Паттерничность заставляет нас видеть значение как простого «шума», так и значимых данных; агентность заставляет нас приписывать источнику этих значений цель. Как мы вообще пришли к более объективному и организованному познанию мира? Как определить разницу между шумом и данными?
Его ответ — наука. «Несмотря на субъективность нашей психологии, относительно объективное знание доступно», — пишет Шермер. Это верно, хотя здравый смысл и опыт, несомненно, во многом способствовали тому, чтобы наши предки соответствовали объективным фактам задолго до того, как возникла экспериментальная наука; иначе они бы не выжили.
Мощную поддержку анализу Шермера дают отчеты, которые он дает об очень уважаемых ученых, придерживающихся религиозных убеждений, таких как американский генетик Фрэнсис Коллинз. Хотя ученых-религиоведов мало, они представляют собой интересное явление, демонстрирующее непроницаемость внутреннего барьера, позволяющего одновременно заниматься наукой и верой. Это замечание будет расценено как возмутительное верующими учеными, которые думают, что они столь же рациональны в своих храмах, как и в своих лабораториях, но вряд ли кто-либо из них примет вызов провести контролируемый эксперимент для проверки основных утверждений своей веры, таких как как просить божество вырастить отрубленную конечность для жертвы несчастного случая.
Шермер имеет дело с идеей о том, что теистическая вера — это эволюционировавший, запрограммированный феномен, идея, которая в настоящее время является модной. Существование атеистов является частичным свидетельством против этого. Более того, боговерческие религии очень молоды в историческом плане; они, по-видимому, возникли после и, возможно, благодаря сельскому хозяйству и связанной с ним оседлой городской жизни, и поэтому им меньше 10 000 лет.
Анимизм, предшествовавший этим религиям и сохранившийся сегодня в некоторых традиционных обществах, таких как общества Новой Гвинеи и пустыни Калахари, полностью объясняется концепцией агентности Шермера. Это не религия, а прото-наука — попытка объяснить явления природы по аналогии с той причинной силой, которую хорошо знали наши предки: их собственной деятельностью. Вместо того, чтобы развиться в науку, это, несомненно, выродилось в суеверие в руках появляющихся жреческих каст или по другим причинам, но оно не предполагает «божественного гена» того типа, который предполагался для молодых исторических религий с их монархическими божествами.