Учебная мотивация это в педагогике: Мотивация учения – основное условие успешного обучения

Содержание

Принцип мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся

Принцип мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся. Анализ опыта современных педагогов-новаторов показывает, что наиболее эффективным направлением повышения качества любого обучения является создание таких психолого-педагогических условий, при которых ученик сможет занять активную личностную позицию и в наиболее полной мере раскрыться не только как объект учебной деятельности, но и как субъект. Активность детской мысли. А. Сухомлинский считал важнейшей предпосылкой сознательного отношения к обучению, и твердых, глубоких знаний, и тонких интеллектуальных взаимоотношений в коллективе. Быть субъектом для ученика означает его превращение из пассивного существа в активную, то есть архитектора и заинтересованного участника собственных учебно-познавательных действий. 

Идея проработки этого принципа принадлежит современным дидактам В. Оконю, Ю. К. Бабанскому, и психологу Л. И. Божович.

В психологии понятие «мотивация» нет единого подхода.

Одни под мотивацией понимают определенные побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность (Г. Ш. Магомед-Еминов), другие – совокупность факторов, поддерживающих и направляющих поведение (Мадсен, Годфруа), еще другие – совокупность мотивов (К. К. Платонов, В. Д. Щадриков). Трудность определения понятий «мотив» и «мотивация» заключается в том, что эти два понятия взаимосвязаны и взаимообусловлены. В этом учебном пособии используется третий подход.

Мотивация учебной деятельности состоит из совокупности определенных мотивов. А мотив – это предмет деятельности, по которым всегда стоит определенная потребность (В. М. Леонтьев). В свою очередь, потребность вызывает определенное переживание, интерес, побуждение, придает смысла учебной деятельности. 

Для того, чтобы ученик активно приобщался к учебно-познавательной деятельности, необходимо, чтобы она приобрела для него личностного смысла, вызвала положительные переживания, старания и стремление. 

Есть различные критерии классификации мотивов в системе обучения.  

Например, по виду выделяют социальные и познавательные мотивы. По степени осознанности учеником собственных нужд в обучении – осознанные и неосознанные, по характеру проявления – действительные и ложные.

Для эффективной реализации этого принципа можно сформулировать следующие правила:

формирование широкого кругозора по различным проблемам общественной жизни;

превращение учеников в заинтересованных и активных участников жизнедеятельности ученического коллектива;

формирование интереса к конкретной профессии;

заинтересованность учащихся в результатах своего труда и демонстрация их для достижения успеха в профессиональной деятельности;

определение конкретных целей и задач учебной деятельности каждого учебного мероприятия;предоставление личностного смысла и конкретного содержания учебной деятельности;

широкое применение активных методов обучения;

особое внимание современным дидактическим концепциям;

формирование познавательных мотивов и на их основе мотивов профессиональных достижений и тому подобное.

МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Психология и педагогика. Шпаргалка

МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Психология и педагогика. Шпаргалка

ВикиЧтение

Психология и педагогика. Шпаргалка
Резепов Ильдар Шамильевич

Содержание

МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Определенная вещь, события, ситуации или действие становятся мотивами деятельности, если они связываются с источниками определенной активности человека. Эти источники могут быть разделены на три основные категории.

1. Внутренние источники Они определяются потребностями человека и могут иметь как врожденный характер, выражающий органические потребности организма, так и обретенный характер, выражающий социальные потребности, формируемые обществом. Среди врожденных потребностей особое значение для стимуляции учения имеют потребность в активности и потребность в информации. В жизненных условиях дефицит активности и информации (а иногда – их избыток) порождает у человека отрицательные состояния, называемые утомлением и скукой. Среди общественно формируемых потребностей особое значение для стимуляции учебной деятельности имеют гностические потребности и положительные социальные потребности. К ним относятся потребность в знаниях, стремление приносить пользу обществу, стремление к общественно ценным достижениям и т. д.

2. Внешние источники. Они определяются общественными условиями жизнедеятельности человека. К таким источникам относятся требования, ожидания и возможности.

Требования предлагают человеку определенные виды и формы деятельности и поведения (родители требуют от ребенка есть ложкой, сидеть на стуле, говорить «спасибо»).

Ожидания характеризуют отношение общества к человеку, связанное с предположением о том, какие черты поведения и формы деятельности оно считает нормальным для данного индивида. В отличие от требований ожидания создают общую атмосферу осуществления деятельности, что порой стимулирует сильнее, чем приказ.

Возможности – это те объективные условия определенной деятельности, которые имеются в окружении человека. Психологический анализ показывает, что поведение человека во-многом зависит от объективных возможностей (особенно если еще не сформировались его личность и ведущие жизненные цели).

3. Личные источники. Они определяются интересами, стремлениями, установками, убеждениями и мировоззрением человека, его представлением о себе, его отношением к обществу.

Эти источники активности называют ценностями. Такими ценностями могут быть самосовершенствование, самоутверждение, самовыражение, удовлетворение определенных потребностей, жизненные идеалы и образцы. Перечисленные источники деятельности в разных сочетаниях и видоизменениях наблюдаются у каждого человека. Но не всегда порождаемая ими деятельность отливается в форму учения.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

4. Психология учебной деятельности

4. Психология учебной деятельности Там, где действия человека управляются сознательной целью освоения каких-либо умений, знаний, навыков, там имеет место учение как деятельность. Учение – это специфическая человеческая деятельность, оно возможно лишь на той ступени

Волков К. Н. Организация учебной деятельности в малых группах [17]

Волков К. Н. Организация учебной деятельности в малых группах [17] В предыдущих главах, основыв аясь на проведенных психологами исследованиях, мы установили, что реализация воспитательной роли группы возможна лишь в процессе специально организованной педагогом

68.

 ГРУППОВЫЕ ФОРМЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

68. ГРУППОВЫЕ ФОРМЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Под интенсификацией обучения понимается передача большого объема учебной информации учащимся, при этом продолжительность обучения не изменяется и не снижаются требования к качеству знаний за счет повышения передаваемой

Исследование мотивации учебной деятельности

Исследование мотивации учебной деятельности Мотив – побуждение к деятельности. Бывают положительные мотивы: любознательность, наслаждение процессом деятельности, стремление к самосовершенствованию, интерес и т. д., а также отрицательные мотивы: страх, корысть,

Самооценка свойств внимания, необходимых для учебной деятельности

Самооценка свойств внимания, необходимых для учебной деятельности Во второй анкете используется 5-балльная шкала. Предлагаемый тест имеет те преимущества, что, являясь экспресс-методом, позволяет быстро получить данные в отношении большого числа испытуемых по

Формирование личности подростка в ведущей учебной деятельности

Формирование личности подростка в ведущей учебной деятельности Ведущей называется такая деятельность, в которой формируются все психические функции и личность в целом. Только в учебной деятельности подростка развиваются внимание, память, мышление, закаляются воля и

13.1. Мотивация учебной деятельности в школе

13.1. Мотивация учебной деятельности в школе Учебная деятельность занимает практически все годы становления личности, начиная с детского сада и кончая обучением в средних и высших профессиональных учебных заведениях. Получение образования является непременным

13.

2. Формирование мотивов учебной деятельности школьников

13.2. Формирование мотивов учебной деятельности школьников Как отмечают А. К. Маркова с соавторами (1983), мотивация, определяемая главным образом новой социальной ролью ребенка (был «просто ребенок», а теперь школьник), не может поддерживать в течение долгого времени его

13.3. Мотивация учебной деятельности студентов

13.3. Мотивация учебной деятельности студентов Разные авторы называют разные мотивы поступления в вуз, что во многом зависит от ракурса изучения этого вопроса, а также от произошедших за последние годы социально-экономических и политических изменений в нашей стране. Все

8. Методики изучения мотивации учебной деятельности и поведения[35]

8. Методики изучения мотивации учебной деятельности и поведения[35] Методика «Определение доминирования познавательного или игрового мотива ребенка» Ребенка приглашают в комнату, где на столиках выставлены обычные, не слишком привлекательные игрушки, и предлагают ему

Методика «Изучение мотивов учебной деятельности студентов»

Методика «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» Методика предложена А.

А. Реаном и В. А. Якуниным.Имеются два варианта этой методики, различия между которыми определяются процедурой проведения и заложены в инструкциях.Вариант 1ИнструкцияВнимательно

Мотивационные памятки: Педагогика и мотивация

Недавно мне задали интересный образовательный вопрос о мотивации и педагогике: а именно, какая педагогика используется для создания школьных стратегий, которые предпочитает каждый мотиватор?

Педагогика — это слово, которое встречается не так часто, как, скажем, в семидесятые годы; что это означает? Педагогика – это наука об обучении, обучении, обучении. Он отвечает на вопрос, как люди учатся эффективно. Проповедь людям может доставить удовольствие проповеднику, но чему научится аудитория? Исключительный проповедник, возможно, вполне может передать знание и информацию, даже побудить людей к действию; но в реальном мире, если бы каждый учитель в классе использовал «проповедь» в качестве своей основной педагогики, недовольных и скучающих детей было бы еще больше, чем сейчас.

Чтобы эффективно учить или тренировать, мы должны понимать, как люди учатся эффективно. Затем это понимание определяет способ и способы, которыми мы представляем, общаемся и предлагаем информацию, знания, концепции, идеи и даже практические навыки.

Существует определенная корреляция между иерархией потребностей Маслоу и самой мотивацией; кроме того, девять мотиваторов, как они определены Пинком в его книге «Драйв» и другими в их работах, сами по себе сгруппированы в три категории по три: некоторые мотиваторы, связанные с контролем, богатством и опытом, в основном связаны с мышлением. И это очевидно (если подумать!): осуществление контроля, создание богатства и развитие опыта имеют общий элемент планирования. Они являются типичными мотиваторами отличников на рабочем месте; они также, если использовать терминологию НЛП, являются синонимами «визуального» — то, что вы видите, то и получаете, с планами, которые являются логичными, связными и хорошо видимыми.

В противоположность этому, три других мотиватора в значительной степени ориентированы на чувства. Они отражают потребности в безопасности, принадлежности и признании. Безопасность — это то, чего мы можем достичь только через отношения; принадлежность в равной степени относится к отношениям с другими; а признание может исходить только от других — и, как правило, от позитивных отношений с ними. Отношения, таким образом, связаны не столько с «визуальным» НЛП, сколько с «аудиальным» НЛП; ибо самые прочные отношения строятся на слушании других.

Наконец, три мотиватора связаны со знанием, которое является интуитивным и прямым, а не логическим и рассматривается как мышление. Этими мотиваторами являются творчество, свобода и смысл. Эти мотиваторы находятся на вершине иерархии Маслоу — это мотиваторы самореализации. И они очень прямые. Возьмем, к примеру, творчество: каждый знает или должен знать, что никто не думает о своем пути к творчеству, хотя «творческому» моменту может предшествовать много размышлений. Универсальным свидетельством творчества является то, что оно приходит мгновенно — в поэзии его называют «музой» — и сразу же решает сложные задачи и создает выдающиеся произведения искусства. Это мгновенно, и неизменно творческий человек, он или она сама, знает , они были источником вдохновения. Таким образом, в терминах НЛП это знание соответствует «кинестезии», потому что творческий момент проходит через тело — это ощущение , хотя это не то же самое, что быть специфическим чувством.

Из вышеизложенного должно быть ясно, что педагогика, которую необходимо использовать для мотивации для создания эффективных стратегий в классе, — это НЛП или три режима восприятия, называемые «Думай-Чувствуй-Знай» (TFK), и эти два режима соответствуют друг другу. Если взять последний, то каковы его характеристики?

Люди, ориентированные на мышление, предпочитают детали, данные, статистику, доказательства, доказательства, ссылки и вообще много информации. В полной противоположности этому ориентированные на чувства люди любят истории, примеры, картинки, анекдоты, метафоры, аналогии, графики, диаграммы и вообще и буквально получают картину! Наконец, люди, ориентированные на знания, любят простые и понятные факты — как можно быстрее доходят до резюме.

У каждого из нас есть все три режима восприятия, но мы склонны доминировать в одном из них и иметь запасной вариант. Таким образом, стратегии в классе должны отражать, как можно достичь баланса всех трех факторов; и еще лучше, если класс и отдельные лица могут быть профилированы, то взвешивать баланс в сторону доминирующих одной или двух тенденций. Это еще более важно, когда речь идет об особых потребностях.

И тут возникает любопытная вещь. Возможно, профиль составляется с помощью теста «Думай-чувствуй-знай» или НЛП, чтобы установить, какие режимы доминируют у того или иного ученика. Но его также можно подвергнуть обратной инженерии: а именно, мотивационный профиль индивидуума или класса, основанный на девяти категориях мотивации и трех упомянутых мною триадах, даст учителю четкое представление о том, какой из режимов «Думай-Чувствуй-Знай» восприятия, скорее всего, будут эффективными.

Едва ли можно достаточно подчеркнуть, что надлежащая педагогика для стратегий в классе имеет важное значение, и в равной степени, если вы не хотите думать об этом с педагогической точки зрения, представление обучения таким образом, который мотивирует учащихся, является ключевым. Тогда давайте узнаем больше о мотивации.

Мотивация и обучение, Заметки об исследовании CDP, Материал

Серия тестов

By Komal|Обновлено: 19 августа 2022 г. 30 баллов в обеих работах. Этот предмет помогает будущим учителям понять педагогическую психологию, необходимую для преподавания и обучения. Они также обеспечивают педагогическую перспективу, чтобы помочь учителю разработать эффективные стратегии оценки и опыт обучения для своих юных учеников. Чтобы успешно сдать экзамен, мы подготовили конспекты по мотивации и обучению.

Мотивация и обучение — самая важная тема в разделе CDP. Из этой темы 5-6 вопросов предназначены для CTET и других экзаменов TET. Прочтите учебные материалы по мотивации и обучению, которые важны для предстоящего экзамена CTET,  UPTET, REET, HTET и других экзаменов TET. В этом посте мы рассмотрим следующие темы:

1. Значение мотивации
2. Характеристики мотивации
3. Типы мотивации
4. Теории мотивации
5. Обучение и его природа
6. Мотивация и обучение

Прочитать статью полностью

Значение мотивации

Мотивация происходит от слова «мотив», означающего причину для совершения какого-либо действия. Мотивация – это фактор, побуждающий организм к выполнению той или иной задачи. Например: Если у человека есть цель и для достижения этой цели он прикладывает все усилия. Движущая сила, которая побуждает человека выполнять эту конкретную задачу для достижения цели, известна как мотивация. Таким образом, можно сказать, что мотивация – это процесс активизации, поддержания и направления поведения к определенной цели, и здесь необходимо иметь цель.

Определение мотивации:

Согласно Good , «Мотивация есть процесс возбуждения, поддержания и регулирования деятельности»

Характеристики мотивации Ниже приведены некоторые важные характеристики мотивации 900

  1. Мотивация возникает, когда возникает необходимость.
  2. Мотивация – это целенаправленный процесс.
  3. Мотивация — это динамический процесс.
  4. Мотивация повышает работоспособность ребенка.
  5. Мотивация может быть положительной или отрицательной
  6. Она также может быть внешней или внутренней.

Типы мотивации:

Мотивация бывает двух типов:

  • Внутренняя мотивация: Внутренняя мотивация порождается в поведении человека внутренне. Внутренне мотивированный человек не нуждается в наградах за поощрение за достижение определенной цели.
  • Внешняя мотивация: поведение человека, управляемое внешними вознаграждениями, такими как деньги, слава, оценки, стимулы и т. д., известно как внешняя мотивация.

Дайте тесты CDP: попробуйте здесь

Теории мотивации

Вот некоторые из распространенных теорий мотивации, которые важны для подготовки к CTET и другим экзаменам TET:

Теория мотивации согласно этой теории: 9040 у всех организмов есть врожденная система, которая помогает организму выжить, и эти системы управляются только их поведением. Например, сосательный инстинкт у новорожденных помогает им получать питание из груди матери.

Теория поощрения:  Эта теория утверждает, что людей мотивирует что-то делать из-за внешнего вознаграждения. Например, человек ходит в офис на работу, потому что взамен он получает денежное вознаграждение за каждый рабочий день.

Теория влечения:  Эта теория утверждает, что организм рождается с определенными психологическими потребностями, и если эти потребности не удовлетворяются, в организме возникает некоторое напряжение, как только эти потребности удовлетворяются, влечение снижается, и организм возвращается к расслабленный режим.

Теория мотивации возбуждения: В соответствии с этой теорией у каждого человека есть подходящий для него уровень возбуждения, и когда этот уровень возбуждения падает ниже личного оптимального уровня, он ищет какой-либо тип стимуляции, чтобы поднять его.

Гуманистическая теория мотивации:  Эта теория выдвинута Абрахамом Маслоу . Эта теория утверждает, что у каждого человека существует иерархия потребностей. Эти пять потребностей:

  1. Физиологические потребности:  психологические потребности — это основные жизненные потребности человека, такие как воздух, вода, пища, одежда и кров.
  2. Потребности в безопасности: Потребности в безопасности – это потребности в защите от вреда. Эти потребности включают физическую, экологическую и эмоциональную безопасность и защиту.
  3. Социальные потребности: Социальные потребности — это потребности в любви, привязанности, заботе, принадлежности, дружбе и т.д. а свобода и внешнее уважение нуждаются в признании, власти, статусе, внимании и восхищении.
  4. Потребность в самореализации: Потребность в самореализации – это желание человека стать тем, кем он способен стать. Эти потребности включают потребность в росте, развитии и использовании потенциала самореализации.

Теория ожидания:  Эта теория разработана Виктором Врумом . Эта теория утверждает, что мотивация любого поведения, совершаемого человеком, зависит от желательности результата. Например, игрок в крикет хочет выиграть чемпионат мира, потому что он стремится выиграть его.

Обучение:

Обучение — это модификация поведения. Это непрерывный процесс и постоянное изменение, которое достигается практикой. Оно не связано с изменениями из-за болезни, скуки, усталости, взросления и т. д.

Характер обучения:

  1. Обучение – это целенаправленная деятельность.
  2. Обучение – это непрерывный процесс, приобретаемый на практике.
  3. Обучение вносит некоторые изменения в поведение.
  4. Обучение — это приспособление к изменениям.
  5. Обучение – это совершенствование и организация опыта.

Решите пробный тест CTET и TET 2022, чтобы улучшить свою подготовку

Принципы мотивации в обучении:

Ознакомьтесь с общим принципом мотивации в обучении здесь:

  1. Все обучение и мотивация должны иметь цель или цель.
  2. Обучение представляет собой сочетание внешних и внутренних вознаграждений.
  3. Обучение предлагает занятия, связанные с мышлением высокого порядка.
  4. Любопытство — один из важных элементов обучения.
  5. Благодаря мотивации в обучении студенты больше работают для достижения определенной цели.
  6. Во время обучения похвала и поощрение являются идеальными инструментами для мотивации ребенка.
  7. Обучение направляет учащегося в определенном направлении, которое расширяет его возможности или повышает его уверенность в учениках.

Мотивация и обучение:

Мотивация сильно влияет на то, что учащийся изучает. Они следующие:

  1. Мотивация направляет поведение человека к определенной цели.
  2. Мотивация повышает эффективность обучения учащегося.
  3. Мотивация влияет на когнитивные процессы обучения.
  4. Мотивация помогает учащемуся понять, какие результаты укрепляют, а какие наказывают. Таким образом, мотивация помогает в поощрении ребенка как в последствиях для достижения лучших результатов.
  5. Мотивация помогает ребенку повысить эффективность достижения той или иной цели во времени.

Эта статья будет полезна для следующих экзаменов: REET, UPTET, CTET, Super TET, DSSSB, KVS и т. д. Раздел

  • Полные примечания CDP
  • Рекомендованные книги для CDP

    Кандидаты должны выбирать только лучшие книги для подготовки к экзаменам. Некоторые из лучших книг CTET , предложенные экспертами в данной области, перечислены в таблице ниже:

     

    Serial No. Book Name Author Name
    1. CTET and TETs Child Development and Pedagogy Paper 1 and 2  Arihant Experts
    2. CTET Развитие ребенка и педагогика для статей 1 и 2 Пирсон (Сандип Кумар)
    3. Обучение особых детей: введение в специальное образование  Mangal S.K

     

    Часто задаваемые вопросы

    • Что такое мотивация?

      Мотивация происходит от слова «мотив», означающего причину для совершения какого-либо действия. Мотивация – это фактор, побуждающий организм к выполнению той или иной задачи. Например: Если у человека есть цель и для достижения этой цели он прикладывает все усилия. Движущая сила, которая побуждает человека выполнять эту конкретную задачу для достижения цели, известна как мотивация. Таким образом, можно сказать, что мотивация – это процесс активизации, поддержания и направления поведения к определенной цели, и здесь необходимо иметь цель.

    • Каковы характеристики мотивации?

      Ниже приведены характеристики мотивации:

      1. Мотивация возникает, когда возникает необходимость.
      2. Мотивация – это целенаправленный процесс.
      3. Мотивация — это динамический процесс.
      4. Мотивация повышает работоспособность ребенка.
      5. Мотивация может быть положительной или отрицательной
      6. Она также может быть внешней или внутренней.
    • Сколько типов мотивации существует?

      Мотивация бывает двух типов:

      • Внутренняя мотивация:  Внутренняя мотивация внутренне возникает в поведении человека. Внутренне мотивированный человек не нуждается в вознаграждении за поощрение за достижение определенной цели.
      • Внешняя мотивация:  поведение человека, управляемое внешними вознаграждениями, такими как деньги, слава, оценки, стимулы и т. д., известно как внешняя мотивация.
    • Что такое обучение и его природа?

      Обучение – это модификация поведения. Это непрерывный процесс и постоянное изменение, которое достигается практикой. Оно не связано с изменениями из-за болезни, скуки, усталости, взросления и т. д.

      Характер обучения:

      1. Обучение – это целенаправленная деятельность.
      2. Обучение – это непрерывный процесс, приобретаемый на практике.
      3. Обучение вносит некоторые изменения в поведение.
      4. Обучение — это приспособление к изменениям.
      5. Обучение – это совершенствование и организация опыта.
    • Каковы принципы мотивации в обучении?

      Ниже приведены Принципы мотивации в обучении:

      1. Любое обучение и мотивация должны иметь цель или цель.
      2. Обучение представляет собой сочетание внешних и внутренних вознаграждений.
      3. Обучение предлагает занятия, связанные с мышлением высокого порядка.
      4. Любопытство — один из важных элементов обучения.
      5. Благодаря мотивации в обучении студенты усерднее работают для достижения определенной цели.
      6. Во время обучения похвала и поощрение являются идеальными инструментами для мотивации ребенка.
      7. Обучение направляет учащегося в определенном направлении, которое расширяет возможности учащихся или повышает их уверенность в себе.

    About the Author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts