ГЕДОНИЗМ | Энциклопедия Кругосвет
ГЕДОНИЗМ (греч. hedone – наслаждение) – тип этических учений и нравственных воззрений, в которых все моральные определения выводятся из наслаждения и страдания. В систематизированном виде как тип этического учения гедонизм был впервые развит в учении греческого философа-сократика Аристиппа Киренского (435–355 до н.э.), учившего, что добром является все то, что доставляет наслаждение. С самого начала гедонизм складывается как разновидность мировоззрения, отстаивающего приоритет потребностей индивида перед социальными установлениями как условностями, ограничивающими его свободу, подавляющими его самобытность. Вместе с тем, гедонизм мог принимать и крайние формы; так, уже среди последователей Аристиппа – киренаиков – были такие, которые считали, что любое наслаждение оправданно, более того, оправданны любые действия и усилия, если они ведут к наслаждению. В этом киренаики отличались от Сократа, который, признавая значимость удовольствия, трактовал его как сознание того, что нечто делается хорошо. В полемике с софистами Сократ настаивал на различении удовольствий – дурных и хороших, а также истинных и ложных. Платон в зрелых произведениях надеялся показать, что хотя хорошая жизнь хороша не потому, что полна удовольствий, все же возможно доказать, что наиприятнейшая жизнь является одновременно наилучшей жизнью. Аристотель считал, что удовольствие как таковое не есть благо и не достойно избрания само по себе. Умеренный вариант гедонизма был предложен греческим философом Эпикуром, учившем, что лишь естественные и необходимые удовольствия достойны, поскольку они не разрушают внутреннюю невозмутимость души. Этическое учение Эпикура получило название «эвдемонизм» (от греч. eudemonia – счастье). Высшим благом Эпикур считал состояние атараксии, т.е. невозмутимости, «свободы от телесных страданий и душевных тревог». Однако разница между гедонизмом и эвдемонизмом несущественна: оба учения ориентируют человека не на добро, а на удовольствие (личное счастье), а если и на добро, то ради удовольствия (личного счастья). В эпоху Возрождения идеи гедонизма как крайнего, так и умеренного получили новый импульс, явившись важным теоретическим средством гуманистического утверждения ценности человека во всех его жизненных проявлениях. Для просветителей (Гассенди, Ламетри, Гольбах) гедонизм был средством выражения духовной оппозиции религиозно-догматическому мировоззрению. Наиболее поздней теоретической формой гедонизма был утилитаризм Дж.Бентама и Дж.С.Милля (конец 18–19 вв.) Последовательная критика утилитаризма Г.Сиджвиком и Дж.Э.Муром, наряду с общим развитием наук о человеке, в первую очередь психологии, вскрыла ограниченность гедонистического описания и обоснования поведения вообще и морали, в частности.
Р.Г.Апресян
Литература:
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов [II; X]. М.: Мысль, 1979
Валла Л. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. М.: Наука, 1989
Фромм Э. Человек для самого себя // Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993
Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М.: Гардарики, 1998. С. 311–322
Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Философия»
Какую плату за обучение брал со своих учеников Конфуций?
Пройти тест
Гедонизм повседневности — Ты молод
Обычно мы ждём, что яркие впечатления случатся сами собой, пока мы занимаемся чем-то привычным и менее энергозатратным: валяемся на кровати, смотрим Netflix, проверяем Instagram. Научиться отдыхать можно у гедонистов — настоящих мастеров проводить время с максимальным удовольствием.
Природа гедонизма
Гедонизм — философия, согласно которой удовольствие является высшим благом. Но это не значит, что последователи этого учения бросаются во все тяжкие. Основоположник гедонической школы, древнегреческий философ Аристипп, говорил: «лучшая доля не в том, чтобы воздерживаться от наслаждений, а в том, чтобы властвовать над ними». При этом он считал неправильным поступок, который после приносит больше боли, чем изначально радости. Суть гедонизма не сводится к безответственности и потворству мгновенным желаниям. Эта философская школа подчеркивает важность осознанного подхода и управления тем, что приносит удовольствие.
Уровень удовлетворенности — понятие субъективное. Психологи говорят, что на него влияют ожидания человека и отношение к ситуации. Поэтому один безумно обрадуется тарелке пельменей, а другого осчастливит только ужин в элитном ресторане.
Чтобы приятные события чаще случались в нашей жизни, их нужно планировать заранее. А для этого важно разобраться, какие занятия делают нас счастливее.
Удовольствия: большие и поменьше
Счастье обитает в мелочах. Хорошее кино, встречи с друзьями, летние фестивали. Травяной чай и йога. Душевные разговоры и урчание кота поутру. Песни под гитару, танцы и объятия. Можно бесконечно любить театр, но несколько лет туда собираться, а можно выбрать день недели и забронировать билет. Многие приятные события откладываются только потому, что мы их не планируем, не ставим конкретных целей и дат.
Посмотрите, какая погода будет на неделе, а потом почитайте гиды и паблики, которые рассказывают об интересных событиях города (например, наш: у нас они ещё и бесплатные).Чем лучше вы прокачаете этот навык, тем больше возможностей обнаружите. Попробуйте выбираться куда-нибудь, для начала раз-два в неделю. И тогда не придётся так безудержно ждать каникул или отпуска, чтобы отдохнуть и развеяться.
Истинные ценности
Многие ругают философию гедонизма, воспринимая её как стремление к получению быстрого, краткосрочного удовольствия. На самом же деле большее удовлетворение мы получаем при выполнении важных, но не срочных дел. Тех самых, которые мы чаще всего откладываем на потом. У таких занятий обычно нет дедлайнов, и редко кто «пинает» нас за их невыполнение. Самое обидное, что эти дела чаще всего связаны с нашими истинными ценностями: семьёй, друзьями, саморазвитием. Сколько лет вы откладываете желание научиться рисовать? Почему так сложно собраться дружной компанией? Реализация какой мечты грызёт вас по ночам и заставляет ругаться на себя?
Подумайте о том, что для вас важнее всего, и добавьте к своему списку дел задачи, связанные с истинными стремлениями.
Время действовать
Стремление к гедонизму — не порок. Нужно лишь знать свою меру и грамотно комбинировать легкодостижимое удовлетворение с чуть более трудными, но не менее приятными задачами. А чтобы жизнь стала ещё насыщеннее — заранее планировать приятные занятия и не бояться включать в расписание что-то новое. Мифическое «когда-нибудь я это сделаю» может бесконечно маячить на горизонте, пока вы не схватите его за хвост. Поэтому смело раскидывайте по своему расписанию моменты гедонизма, и тогда последний месяц лета станет по-настоящему особенным.
Текст: Надежда Уколова
Гедонистическое образование — настоящий гедонизм
Современное образовательное шоу
Образование — это творческий процесс, который всегда сосредоточен на достижении желаемого результата от учащихся. Он может быть сосредоточен на создании чего угодно, от солдат до монахов, от граждан до рабочих и даже учителей. В настоящее время в ошибках системы образования можно обвинить ее часто (но не всегда) невысказанную предпосылку создания людей, готовых работать на той или иной работе, — не в том смысле, что они будут обладать навыками для выполнения этой работы, а в большей степени. как способность следовать указаниям и делать это пунктуально. Современное школьное образование в основном связано с созданием роботов-людей для выполнения экономических функций.
Возможно, самая глупая проблема в том, что эта система больше не служит своей цели. Любой, кто смотрел пятиминутное видео об автоматизации, знает, что образные роботы-люди значительно менее способны выполнять задачи, похожие на роботов, чем настоящие роботы-роботы. Поскольку искусственный интеллект заменяет людей во многих экономических функциях, мы на самом деле не знаем, как будет выглядеть рынок труда будущего. Таким образом, подготовка детей к рынку труда будущего — в лучшем случае неясная задача, а в худшем — контрпродуктивная задача.
Почти все, от принца Эа до Сал Хана, говорили о том, как современные классы были разработаны, чтобы помочь учащимся стать послушными и эффективными фабричными рабочими, и как рост автоматизации делает эту модель обучения устаревшей. Это новость только для вас, если вы в реальном мире являетесь эквивалентом мисс Транчбулл в «Матильде» или Долорес Амбридж в «Гарри Поттере». Учитывая, что просвещение властных авторитетов по этим вопросам на самом деле не является нашим представлением о хорошем времяпрепровождении, мы бы предпочли поговорить о том, как может выглядеть лучшая система образования.
Многие считают, что нам следует обучать детей тем качествам, которые, скорее всего, потребуются на преимущественно автоматизированном рынке труда; такие вещи, как креативность, устойчивость и эмоциональный интеллект. Все это хорошо, но если мы не знаем, как будет выглядеть рынок труда в будущем, возможно, нам следует попытаться заставить систему образования решать совершенно другую проблему.
Как настоящие гедонисты, наша конечная цель — создать рай на Земле, и мы работаем для достижения этой цели, посвятив себя удовольствию. Если бы нам пришлось перестроить образование так, чтобы оно преследовало ту же конечную цель, мы бы сосредоточились на том, чтобы помочь учащимся понять, что значит быть преданным удовольствию. Независимо от того, как выглядит рынок труда будущего, это подготовит их к будущему, в котором они действительно счастливы.
Гедонистическое образование
Первым шагом в разработке гедонистского образования будет обеспечение согласия на каждом уровне взаимодействия. Есть много людей, которые хотят, чтобы минимальное образование в области согласия на сексуальные отношения, которое студенты получают на уроках здоровья, было более эффективным. Они хотят увеличить время, затрачиваемое на разговоры о сексуальном согласии, выполнять ролевые упражнения и приглашать приглашенных ораторов, что все сделано из лучших побуждений, но не оправдывает ожиданий.
Довольно бессмысленно пытаться учить студентов согласию в контексте класса, на который они не давали согласия.
Если целью традиционного школьного обучения является попытка подготовить детей к реальному миру — миру, в котором их принуждают или заставляют заниматься тем, чем они предпочли бы не заниматься большую часть времени бодрствования, — тогда современная школа, по крайней мере, помогая им иметь реалистичные ожидания относительно своего будущего.
Но если мы действительно хотим остановить сексуальное насилие и разрушить культуру изнасилования (и, как вы знаете, любую другую систему угнетения), нам нужно прекратить заставлять детей делать то, что они не хотят делать.
Учитывая цель нынешней системы образования, предложение не заставлять детей делать то, чего они не хотят, равносильно ереси. Мы живем в эпоху, когда администраторы имеют дело со скучающими детьми, давая им предметы, с которыми можно поиграть, а родители заставляют своих детей сосредоточить внимание на лекарствах, а не придумывают новый способ занятий в школе, который не будет слишком скучным. Но гедонистам не так уж сложно представить себе новый путь.
После того, как мы решили не нарушать согласие детей в массовом порядке, мы должны сосредоточиться на том, чтобы помочь учащимся понять самих себя. Это может выглядеть как урок здоровья и урок межличностных отношений, перегруженные на протяжении всего обучения. Дети должны расти, зная, как функционирует их тело. Они также должны понимать, что их радует, а что огорчает. Им должна быть предоставлена возможность изучить техники метапознания и медитации.
Таким образом, школа гедонистов может быть чем-то вроде светского монастыря.
Учащимся будут предоставлены инструменты, позволяющие им по-настоящему познать себя. Точно так же, как образовательная программа, направленная на воспитание хороших граждан, научит студентов тонкостям работы правительства, образовательная программа, направленная на создание по-настоящему счастливых людей, научит студентов тонкостям того, что значит быть человеком. эта планета.
Эти инструменты могут включать своего рода программу ведения дневника, с помощью которой учащиеся могут ежедневно сообщать о своем настроении и чувствах в связи с их деятельностью. Они могут каким-то образом взаимодействовать с дневниками других людей, чтобы лучше понять их внутренний мир. Представьте себе сократовский семинар, основанный на чувствах и опыте, а не на книге.
Если бы мы занимались групповой терапией с юных лет, понадобится ли она нам, когда мы станем старше?
Могут быть занятия по уходу за собой и семинары по глубокой эмоциональной работе. Мы могли бы устраивать прогулки на природе, утренние медитации и еженедельные танцевальные вечеринки. Все это сосредоточит чувства ученика и поможет ему понять свою способность влиять на собственные чувства. Поскольку осмысленная работа часто рассматривается как важная составляющая счастливой жизни, а рынок труда будущего, скорее всего, будет характеризоваться постоянными изменениями, поощрение любопытства должно стать одним из центральных методов, с помощью которых гедонистская система образования делает людей более счастливыми.
Если есть что-то, в чем гедонистская система образования и любая современная система образования должны быть в состоянии согласиться, так это в том, что любопытство — это хорошо, и мы должны делать все возможное, чтобы его развивать. И Поток в позитивной психологии, и японский Икигай сосредотачивают значимую работу как путь к большему счастью и благополучию, и мы считаем, что роль учителя должна заключаться в том, чтобы помочь ученикам найти свою значимую работу.
Для этого потребуются навыки и системы, которые уже давно практикуются в школах Монтессори и внедряются в лабораторных школах. Например, способность внимательно слушать детей о том, что они хотят делать со своим временем и что они хотят узнать. Дети рождаются с врожденным любопытством к миру. Любой, кому приходилось развлекать двухлетнего ребенка, знает это. Они постоянно исследуют свое окружение и задают вопросы. Вместо того, чтобы пытаться научить их вещам, которые они находят неинтересными, учителя должны учить студентов тому, что они хотят узнать.
Большинству навыков, необходимых людям для работы, им приходится учиться на работе. Таким образом, хотя гедонистский метод может и не подготовить выпускника средней школы сразу к работе, то же самое, знаете ли, и с обычной средней школой. С тем же успехом мы могли бы помочь детям следовать своему любопытству и дать им навыки для более глубокого обучения. На постоянно меняющемся рынке труда способность эффективно узнавать о вещах, которые вас интересуют, может быть самым ценным профессиональным навыком из всех.
Мало того, что такой вид преподавания был бы более приятным и эффективным, он позволил бы учащимся покидать школу с твердым представлением о том, чем они хотели бы заниматься в свое время (чего нет у большинства выпускников средней школы и даже многих выпускников колледжей). ). Обучение студентов тому, как быть счастливым, может показаться идеализмом, но обучение их будущему, которое может не наступить, звучит как что-то прямо из антиутопии.
Гедонизм — это философская школа сократовского и эллинистического периодов Древней Греции, согласно которой удовольствие является самым важным стремлением человечества и что мы всегда должны действовать так, чтобы максимизировать собственное удовольствие . Самым ранним проявлением гедонизма был киренаизм (который был популярен в 4-м и 3-м веках до н. э.), хотя, возможно, Демокрит выдвинул очень похож на философию даже раньше. Как движение оно было основано Аристиппом Киренским (ок. 435 — 360 до н.э.), учеником Сократа, который подчеркивал только одну сторону В Средние века христианские философы в значительной степени осуждали гедонизм, который, по их мнению, несовместим с христианским упором на избегание греха, исполнение воли Бога и развитие христианских добродетелей веры, надежды и милосердия. Однако Ренессанс такие философы, как Эразм и сэр Томас Мор, до некоторой степени возродили гедонизм, защищая его на религиозных основаниях, что удовольствие на самом деле совместимо с желанием Бога, чтобы люди были счастливы.Либертинизм — это философия, связанная с гедонизмом, которая нашла сторонников в 17, 18 и 19 веках, особенно во Франции и Великобритании, включая 2-го графа Рочестера (1647 — 1680), маркиза де Сада ( 1740 -1814) и оккультист Алистер Кроули (1875 — 1947). Распутство игнорирует или даже намеренно отвергает религиозные нормы , общепринятую мораль и формы поведения, санкционированные обществом в целом, и поощряет удовлетворение любого рода , особенно сексуальное. Этическая теория утилитаризма XIX века, предложенная британскими философами Джоном Стюартом Миллем и Джереми Бентамом, развила и усовершенствовала гедонизм, сделав вывод о том, что мы должны совершать любое действие, которое 0054 лучшее для всехRelated Posts |