Учения аристотеля: Философское учение Аристотеля -Философия

НОУ ИНТУИТ | Лекция | Философия Аристотеля

Аннотация: В данной лекции рассмотрены биография, основные произведения, философское учение Аристотеля.

Ключевые слова: вершина, ПО, истина, отношение, пространство, значение, энергия, знание, индукция, доказательство, умозаключение, Закон противоречия, определение, место, класс, представление

Цель лекции: познакомить студента с философским учением Аристотеля.

Аристотель

(384-322 гг. до н.э.)

Философия Аристотеля — это вершина развития античной философии. Отличительной чертой философии Аристотеля является высокая для своего времени культура мышления, структурированность и систематизация философской концепции, доказательность и аргументация (насколько это возможно для философии).

Аристотель был рожден в г. Стагире в 384 г. до н.э.. Его отец был придворный врач. В возрасте 17 лет Аристотель приехал в Афины, где на протяжении 20 лет посвятил себя знаниям. Он был учеником, а затем преподавателем платоновской Академии. Более того, его ранние философские идеи являются продолжением философии Платона. Однако, со временем Аристотель приобретает все большую свободу мышления и создает философскую концепцию, отличную от учения Платона. После смерти своего учителя Аристотель покинул Афины и много путешествовал по Греции, был в Египте, Италии. Аристотель на протяжении 3-х лет был учителем Александра Македонского, которому преподавал латынь, политические и общественные науки.

В 335 г. до н. э. Аристотель вновь прибыл в Афины, где прожил еще 12 лет. В Афинах Аристотель основал свою философскую школу — Ликей. За год до смерти в 323 г до н.э. Аристотель покинул Афины, так как имел сильные идеологические разногласия с правящей партией. В 322 г до н. э. Аристотель умер в г. Эвбеи.

Основные произведения Аристотеля.У Аристотеля было много трудов. Философская часть трудов Аристотеля называется «

Метафизика«. Что в переводе с греческого означает » после физики «. Такое название дал историк и систематизатор учения Аристотеля Андронник Родосский, когда работал над рукописями Аристотеля. Сам Аристотель выделял «первую философию» — где сосредоточены философские идеи его произведений, и «вторая физика» — где содержатся физические и натурофилософские идеи.

К трудам Аристотеля относят произведения по формальной логике : » Первая аналитика «, » Вторая аналитика «, » Топика «, » Категории «, » Опровержение софизмов «. Труды по физике: » Физика «, » О небе «; по биологии — » История животных «, » О происхождении животных «, по экономике » Экономика » и политике » Политика «, по этике — » Никомахова этика «, » Эвдемова этика » и » Большая этика «.

Онтология.Главным предметом изучения философии, по мнению Аристотеля, должно быть изучение первоосновы бытия. Философия Аристотеля ближе к идеализму, чем материализму, однако ее уже нельзя назвать воинствующим объективным идеализмом, которой была философия Платона. Более того Аристотель подверг последовательной критике идеализм Платона. «Платон мне друг, но истина дороже» — так, немного перефразируя, можно выразить отношение Аристотеля к философии Платона.

Аристотель считал, что невозможно существование идеального бытия идей, оторванного от материального мира. Аристотель считал, что идеи (эйдосы) не могут предшествовать материальным чувственно воспринимаемым вещам. Идеи, по мнению Аристотеля, не могут существовать отдельно от вещей материального мира.

Основа бытия, по мнению Аристотеля, — это перво-материя. Это материя есть неопределенная субстанция.

Эта материя еще не есть бытие, такую перво-материю еще даже нельзя назвать составляющей бытия. Перво-материя — это первая категория бытия. Перво-материя определяется через четыре основных элемента — воду, огонь, воздух, землю. Эти четыре элемента составляют первую ступень между перво-материей, которая чувственно не воспринимаема и реальным воспринимаемым бытием. Эти четыре элемента обладают свойствами, которые воспринимаются чувственно. Каждый из этих стихийных элементов обладают противоположными свойствами. Так, огонь есть сочетание теплого и сухого, воздух представляет собой сочетание теплого и влажного, вода есть сочетание холодного и влажного, а земля — это сочетание холодного и сухого.

Эти элементы, по мнению Аристотеля, представляют основу всех вещей. Но они могут заменять один другой, т.е. модифицироваться. Сами эти стихийные перво-элементы есть модификация перво-материи.

Любая вещь и реальное бытие, воплощенные через стихийные перво-элементы, обладают двумя сущностями:

  1. intuit.ru/2010/edi»>Первая сущность — это индивидуальное чувственно-познаваемое бытие
  2. Вторая сущность — это относится к родовому определению вещи. Аристотель их также называл видовые определения.

Первая сущность может быть постигнута чувствами и эмпирическим опытом. Таким образом, Аристотель в отличие от Платона признавал чувственное познание.

Вещи материального мира есть комбинация четырех стихийных перво-элементов.

Любая вещь это соединение материи и формы. Материя — это потенция существования вещей, вещество, из которых они создаются. Материя приводится в движение формой. Материя без формы пребывает в состоянии не-бытия, потенции. Действительность материи невозможна без формы. В вещах окружающего нас мира материя и форма соединены. Форма — это идеальное духовное начало в философии Аристотеля. Форма — это активное движущее начало.

Аристотель считал, что движение не существует отдельно от вещей. Движение не отделимо от самих вещей. Движение, присущее самим вещам, есть самодвижение. С другой стороны Аристотель выделял перводвигатель, которым является идеальная категория Бог. Бог служит внешней причиной всякого движения.

Всего Аристотель выделял 6 основных видов движения:

  • Возникновение
  • Гибель
  • Увеличение
  • Уменьшение
  • Перемена
  • Изменение

Внутреннее движение, присущее вещам, связано с изменением. Такое движение осуществляется благодаря наличию противоположностей в самом предмете. За счет движения осуществляется переход потенции в действительность.

Категории времени и пространства Аристотель также считал движением. Время — это движение по отношению к базовому моменту, пространство связано с перемещением тел друг относительно друга. Таким образом, пространство — это субъективная категория в философии Аристотеля.

Аристотель разработал концепцию причинности. Он считал, что существует четыре вида причин движения материи:

  • Материальная причина- связана с наличием самой материи
  • Формальная причина — связана с оформлением материи, перехода перво-материи в действительность
  • Активная причина- связана с движением, переходом возможности в действительность
  • Конечная (целевая) причина — это целенаправленное движение материи. Целевую, или конечную, причину можно понимать двояко. Либо это действие божественного сознания, того самого ума-перводвигателя, либо же это результат сознательной деятельности человека

Эта концепция Аристотеля есть первое в науке целенаправленное исследование причинно-следственных связей. Аристотель считал, что познание природы невозможно, если не известны причины движения, возникновения материи. Аристотель полагал, что для каждого явления или процесса характерен свой вид причинности. Каждая наука, следовательно, занимается определенным видом причинно-следственных связей.

Таким образом, для Аристотеля имеет значение не сама материя или форма (идея), но движение материи, возможное за счет формы. Таким образом, в философии Аристотеля мы видим текуче-сущностоное становление идеи. Идея несет оформляющую силу, за счет формы материя приобретает зрительно-ощутимый и смысловой образ.

Основные онтологические принципы учения Аристотеля можно свести к следующим тезисам:

  • Каждая вещь есть материя
  • Каждая вещь есть форма
  • Каждая вещь имеет свое целевое назначение — энтилехию

Следовательно, каждая вещь рассматривается не сама по себе, а как то, что должно быть.

Космогония. Космос материальный, следовательно, также прибывает в движении. Внешней причиной движения космоса является Бог. Бог — это ум-перводвигатель, энергия космоса. Этот ум является самостоятельной категорией и не зависит от космоса. Этот ум охватывает решительно все в космосе. Для него не нужна внешняя причина существования, он сам себя мыслит и сам является причиной самого себя. Этот ум есть идеальное начало в философии Аристотеля, который трактуется как единое духовное целое, которое оформляет и осмысляет все материальное.

Следовательно, чувственно — материальный космос, приводимый в движение божественным умом — вечной идеей, все еще является главной категорией в философии Аристотеля. При этом активная движущая идея космоса есть творческое становящееся идеальное начало в учении Аристотеля.

Учение о душе.Аристотель считал, что душа не существует без материи. Душа, по мнению Аристотеля, есть основа движения для человека. Душа является и причиной существования тела. Аристотель, также как и Платон, осуществлял классификацию душ. Он выделял следующие виды души:

  • Вегетативная — душа растений и минералов
  • Чувственная душа — душа животных
  • Разумная душа- душа человека

как устроен мир в понимании Аристотеля — T&P

Известный популяризатор науки Мортимер Адлер в своей новой книге «Аристотель для всех.

Сложные философские идеи простыми словами», которая вышла в издательстве «Манн, Иванов и Фербер» доказывает, что классическая философия может быть нескучной и актуальной даже в XXI веке. «Теории и практики» публикуют отрывок из книги — о том, что такое форма вещи, как идеи Аристотеля соотносятся с нашими представлениями о генетике и каковы четыре основные причины изменений в нашем мире.

Четыре причины — это ответы Аристотеля на четыре во­проса, которые необходимо задать об изменениях, знако­мых нам благодаря общему опыту. Это и вопросы, и ответы здравого смысла. Сначала рассмотрим их с точки зрения применения к изменениям, вызванным людьми, особенно к создаваемым ими вещам. Это поможет нам рассмотреть, как четыре причины участвуют в природных процессах.

Первый вопрос о любом продукте, произведенном чело­веком, звучит так: из чего это будет сделано? Если вы спросите сапожника, он ответит «кожа». Если вы спросите ювелира, он скажет «золото» или «серебро». Оружейник, из­готавливающий ружье, ответит «дерево и сталь». В каждом случае вид материала, с которым работает мастер, произ­водя определенный продукт, есть материальная причина производства. Это один из четырех необходимых факторов, без которых невозможно производство.

Второй вопрос звучит так: кто это сделал? Казалось бы, это самый простой вопрос из всех, по крайней мере, когда мы имеем дело с продуктами человеческого труда. Но он не так однозначен, если речь о природных изменениях. В случае продуктов — результатов деятельности людей — первый ответ охватывал и второй вопрос: сапожник делает обувь, ювелир — браслеты или кольца, оружейник — ружье. Здесь создатель является действующей причиной производства.

Третий вопрос: чем является то, что произведено? Это же очевидно, скажете вы, что произведенное сапожником — это обувь, ювелиром — кольца и так далее. Однако вас, скорее всего, озадачит тот факт, что Аристотель назвал третий ответ формальной причиной изменения, или производства. Вскоре я покажу, что слово «формальный» — наиболее под­ходящая пара к «материальному», а пока рассмотрим чет­вертый вопрос: ради чего это делается? Каково предназна­чение предмета? Какие цели преследовал производитель, какую конечную пользу имел в виду? Для обсуждаемой нами продукции ответ находится быстро. Все мы знаем, в чем назначение и функции обуви, колец и оружия.

Данный четвертый фактор в человеческом производстве Аристотель называет конечной причиной, потому что он яв­ляется целью. Когда мы что-то делаем, то наша цель дости­гается в последнюю очередь. Мы должны завершить работу, прежде чем сможем использовать ее результат для подразу­меваемой цели.

Четыре причины — это незаменимые и обязательные факторы при производстве чего-либо человеком. Причем каждый из них не является достаточным сам по себе. Всем четырем необходимо присутствовать вместе и действовать в отношении друг друга определенным образом.

Человек должен иметь материал и работать с ним, чтобы превратить его в нечто небесполезное. Другими словами, человеку обязательно иметь причину для производства вещи, иначе он не стал бы тратить свои силы на работу.

Вы можете поспорить с последним утверждением и поин­тересоваться, неужели конечная причина всегда должна присутствовать. Разве человек не способен производить вещи, не имея оснований для этого, не рассматривая зара­нее определенную цель? На этот вопрос нелегко ответить точно, но признайте, что обычно люди прилагают усилия для производства именно необходимых вещей. Однако иногда они возятся с мате­риалами бесцельно или ради развлечения и в итоге могут создать нечто неожиданное.

В таком случае конечная причина отсутствует. Цель про­изведенного продукта и его назначение можно придумать и позже, после окончания производства. В таком случае для возникновения какого-либо продукта определенное условие или причина не являются необходимыми.

Если мы переключимся с продукции людей на естественные процессы, вопрос о наличии конечных причин требует бо­лее внимательного рассмотрения. Его нельзя избежать, так как мы не можем с уверенностью сказать, что на уме у при­роды был тот или иной конечный результат. Возможно, если я объясню, почему Аристотель называл третью причину формальной, я отвечу на вопрос о роли конечных причин в природных изменениях. Но сначала давайте кратко сформулируем все четыре при­чины, обратив особое внимание на выделения курсивом. Кажущаяся простота формулировок может, однако, быть трудной для понимания.

1) Материальная причина: из чего что-то сделано?

2) Действующая причина: кем что-то сделано?

3) Формальная причина: чем является то, что сделано?

4) Конечная причина: ради чего что-то сделано?

Что мы имеем в виду в третьем вопросе? Кожа, из которой сапожник изготовил обувь, не была обувью до того, как сапо­жник приступил к работе с ней. Она стала обувью благодаря его работе, которая трансформировала ее из простого бес­форменного куска кожи в обувь. Именно поэтому Аристотель говорит, что обувность (Подобными словами автор пытается объяснить, что Аристотель считал формой вещи. Форма — это не качество, не количество, не отношение, а то, что составляет суть вещи, без чего ее нет, то есть форма — это суть бытия вещи. — Прим. пер.) является формальной причиной в производстве обуви.

«Вполне естественно поддаться соблазну думать о форме вещи как о ее очертании, которое, напри­мер, нетрудно нарисовать на листе бумаги»

Введение слова «обувность» поможет нам избежать худшей ошибки, которую легко допустить, разбираясь с формаль­ными причинами. Вполне естественно поддаться соблазну думать о форме вещи как о ее очертании, которое, напри­мер, нетрудно нарисовать на листе бумаги. Но обувь имеет самые разнообразные очертания, и будет совсем не просто или даже невозможно изобразить то общее, что есть у раз­личных видов обуви.

Вы можете подумать о том, что является общим для них, но вы не сумеете нарисовать это. Если у вас есть представ­ление об этом общем для обуви любой формы, размера и цвета, тогда вы поняли, какую форму Аристотель назы­вает обувностью. Если бы обувь не имела такой формы, она никогда бы не была сделана; сырье, из которого изготовлена обувь, само никогда не трансформируется в обувь.

Пожалуйста, обратите внимание, что слово «трансформиро­ваться» происходит от «формы». Когда вы трансформируете материалы во что-то, чем они не являются, — кожу в об­увь, золото в браслеты, — вы придаете им форму, которой до этого у них не было. Сапожник, работая с материалами, трансформирует их в нечто, чем они могут стать, но чем они не были, пока он не начал свои действия над ними.

Мы можем отойти еще дальше от ошибочного мнения, что формальная причина есть форма, принимаемая предметом. Это суждение сложилось у нас в ходе обсуждения других видов изменения, отличных от производства вещей типа обуви, ювелирных изделий и оружия.

Теннисный мяч, приводимый в движение с помощью ракет­ки, движется через корт на поле вашего оппонента. Вы есть действующая причина этого движения, вызванного силой вашего удара. Мяч — материальная причина — объект, над которым осуществляется действие. Но что в этом случае яв­ляется формальной причиной? Ей должно быть какое-то ме­сто, но не то, откуда мяч начал движение, когда вы ударили по нему. Предположим, что ваш противник не смог отбить, мяч упал с другой стороны сетки и там остался. Это место — формальная причина конкретного движения, которое в нем закончилось. От пребывания здесь, на вашей стороне сетки, его положение трансформировалось в пребывание там, на другой половине поля.

Зеленый стул, который вы красите в красный цвет, подоб­ным образом трансформируется в цвете. То же происходит и с шариком, который вы надули: он трансформировался в размере. Красность — формальная причина изменения, которое вы привнесли, покрасив стул, так же как и пребыва­ние там — формальная причина изменения, последовавшего после удара по теннисному мячу. В каждом случае вы есть действующая причина. Материальной причиной в первом примере выступает зеленый стул, над которым вы соверши­ли действие, покрасив его в красный цвет. Во втором приме­ре материальная причина — шарик, надутый вами.

Три вида изменений также встречаются и в природе, без участия человека в качестве действующей причины. Если мы рассмотрим их естественное происхождение, то опреде­ление четырех причин станет сложнее, и возникнут новые проблемы. Тем не менее уже сказанное об искусственных изменениях поможет нам.

Под лучами солнца созревают помидоры и превращаются из зеленых в красные. Лучи солнца — действующая причи­на этого изменения, а сам помидор — объект, проходящий через изменения, — является его материальной причиной. Здесь, как и в случае с перекраской зеленого стула в крас­ный, красность — формальная причина. Она то, во что трансформируется зеленый цвет помидора. Но конечная причина, отличная от формальной, отсутствует.

Человек, который покрасил зеленый стул в красный цвет, сделал это, чтобы, например, стул сочетался с другими стульями. Цель, или причина, подразумеваемая человеком, отличалась от красности, которая выступала формальной причиной трансформации цвета стула. Но мы вряд ли можем сказать, что солнце, освещающее помидоры, хочет сделать их красными, обозначим, что они наконец-таки стали съедобными. Так как мы рассматриваем цвет поверх­ности помидора, то конечный результат созревания состоит в обретении красноты. Красный цвет помидора — это и фор­мальная, и конечная причина изменения.

© Carl Kleiner

Не будет ошибкой сказать примерно то же самое и о скале, которая истирается от ударов волн и в результате уменьша­ется. Этот процесс может продолжаться в течение длитель­ного времени, но в любой момент времени размер скалы есть как формальная, так и конечная причина изменения.

Эти примеры естественных изменений цвета и размера при­менимы и к естественному изменению места. Случайно уро­ненный теннисный мяч падает на землю и в конце концов приходит там в состояние покоя — локальное перемещение заканчивается. Это место является и формальной, и конеч­ной причинами движения.

Если бы кто-нибудь спросил о действующей причине в данном случае, то ответом, скорее всего, была бы сила тяжести. Такой ответ, который большинство из нас выучило еще в школе, озадачил бы Аристотеля. Этот факт не влияет на наше понима­ние разницы между действующей и материальной, конечной и формальной причинами. Действующая причина всегда при­суща любому процессу изменения, она воздействует на объект, и он становится другим в определенном отношении: красным, будучи изначально зеленым; меньшим, будучи перед этим большим; находящимся там, находясь перед этим здесь.

«Желудь, говорит Аристотель, — это дуб в процессе станов­ления. Быть дубом есть как формальная, так и конечная причина для желудя, превращающегося в дуб»

Еще один пример изменения — рост живых объектов, кото­рый, несмотря на то что подразумевает увеличение в разме­ре, включает в себя гораздо большее, чем только это. Аристо­тель рассматривает желудь, который падает на землю с дуба, пускает там корни, питается солнцем, дождем и веществами из почвы и в конце концов вырастает в другой дуб.

Желудь, говорит Аристотель, — это дуб в процессе станов­ления. Быть дубом есть как формальная, так и конечная причина для желудя, превращающегося в дуб. Форма, которую приобретет желудь, пройдя процесс роста и достиг­нув своего полного развития, является конечной целью для желудя просто в силу его бытия желудем.

Если бы этот сеянец был не желудем, а зернышком из почат­ка кукурузы, наши усилия по его посадке и выращиванию привели бы к другому конечному продукту — стеблю куку­рузы с початками на нем. Согласно Аристотелю, конечный продукт, который надо получить, и форма, которую нужно развить в процессе роста, так или иначе присутствуют в са­мом начале — в семени, при правильном питании вырастаю­щем в полноценное растение.

В действительности дуба и кукурузы нет. От сеянцев только ожидается, что из желудя вырастет дуб, а из зернышка — стебель кукурузы. Но они присутствуют потенциально, и это — противоположность их действительного присут­ствия. Разница между потенциалом, присутствующим в желуде, и потенциалом в кукурузном зернышке при­водит к тому, что одно семя развивается одним образом, а другое — другим. Сегодня у нас есть другой способ сказать то же самое. Ари­стотель писал, что энтелехия (внутренняя сила, потенциально заключающая в себе цель и результат. Прим. ред.) одного семени отличается от энтелехии другого. Этим греческим словом он пытался выразить то, что каждое семя имеет в себе потенциал — дру­гую конечную форму или конечный результат, — который ему суждено раскрыть через рост и развитие. Говоря языком современной науки, генетический код одного семени дает ему набор направлений для роста и развития, отличный от набора направлений, заложенных генетическим кодом другого семени.

Мы думаем о генетическом коде как о программе, опреде­ляющей рост и развитие живого организма с момента запу­ска этого процесса. Аристотель рассуждал о возможностях живого организма как о чем-то, что направляет и руководит организмом в процессе его роста и развития. До определен­ного момента два этих описания почти взаимозаменяемы. Наблюдаемые факты остаются теми же. Желуди никогда не превратятся в стебли кукурузы.

Причина этого в том, что в материи, из которой состоит желудь, и в материи, из которой состоит зерно кукурузы, заключено нечто изначально отличающееся. Мы можем называть это генами, программирующими рост и развитие, или управляющим потенциалом — это не имеет большого значения для нашего понимания происходящего. Но боль­шинство из нас в курсе, что это влияет на способность людей вмешиваться в природные процессы.

Наше научное знание о ДНК позволяет экспериментировать с генетическим кодом организма и, возможно, вносить суще­ственные изменения в направления, которые в нем преду­смотрены. Философское осмысление Аристотелем той роли, которую играет потенциал, не позволило ему и не позволяет нам даже слегка вмешиваться в естественные процессы.

11 вещей, которым Аристотель учил нас о жизни

Аристотель — один из самых важных древнегреческих философов, который преподал нам много важных уроков по таким предметам, как наука, логика, этика, поэзия, театр, метафизика и жизнь в целом. Он жил, чтобы делиться своими знаниями, и при жизни у него было много учеников.

Здесь мы собрали некоторые выдержки из его учения, от самых известных до самых важных, и делимся ими с вами, чтобы вдохновить вашу жизнь.

11 уроков, которые мы извлекаем из Аристотеля для жизни:

 

1. Найдите своих друзей и держите их рядом с собой

«Никто не захотел бы жить без друзей, даже если бы у него было все остальное».
«Желание дружбы быстрое, но дружба — это плод, который созревает медленно».
«Мой лучший друг — это человек, который, когда хочет, чтобы у меня все было хорошо, делает это ради меня».
«Близкий друг — это «второе я», тот, с кем действительно связано ваше собственное ощущение себя».
«Дружба — это душа, живущая в двух телах».
«Несчастье выявляет тех, кто на самом деле не друзья».
«Противоядие от пятидесяти врагов — друг».

2. Честность — лучшая дипломатия, пусть она высоко ценится

«Тогда минимальное начальное отклонение от правды умножается в тысячи раз».
«Каждый должен поступать правильно, а не то, что он видит от других».
«Пусть ваша признательность вашим друзьям будет честной и искренней».
«Никто не верит лжецу, когда он говорит правду».

3. Никогда не переставайте учиться новому на любом этапе вашей жизни

«Образование очень важно в пожилом возрасте».
«Образованные отличаются от необразованных, как живые от мертвых».
«Все люди по своей природе стремятся к знаниям».
«Воспитывая ум, не тренируя сердце, мы терпят неудачу во всем».
«Те, кто дает хорошее воспитание детям, должны почитаться больше, чем те, кто их породил, потому что их родители только дали им жизнь, а воспитатели научили искусству благополучия».
«В природе людей учиться».

4. Искусство письма прекрасно

«Поэзия более изысканна и более философична, чем история, потому что поэзия выражает универсальное, а история — это нечто конкретное».
«Поэзия требует, чтобы ей служил человек с особым талантом, или кто-то совершенно помешанный на ней».
«Хороший писатель выражается как простой человек, но думает как мудрый».
«Цель искусства — не внешний вид вещей, а их внутренний смысл».

5. Одно из величайших достижений в жизни — это самопонимание

«Познание себя — начало всякой мудрости».
«Тот, кто преодолевает свои страхи, поистине свободен».
«Я нахожу более мужественным того, кто побеждает свои желания, чем того, кто побеждает своих врагов, ибо самая трудная победа — это победа над злым я».
«Неизбежная война должна закончиться укреплением мира».

6. Чтобы добиться чего-либо в жизни, нужна сила воли

«Через дисциплину приходит свобода».
«Природа Желания не знает границ, и удовлетворение этого Безграничного Желания для многих является Целью Жизни».
«Мы — это то, что мы делаем постоянно. Следовательно, Совершенство — это не действие, а привычка».
«Превосходное никогда не бывает случайно. Оно приходит после нашего собственного стремления, Честных Усилий и Умных Действий. Он представляет собой Мудрый Выбор среди многих альтернатив. Наш выбор, а не удача определяют нашу судьбу».
«Лучший вариант тот, который помогает нам быстрее достигать поставленных целей».
«Я предпочитаю то, что маловероятно, но может случиться, чем возможное, что невозможно».
«Вещи, которые мы должны делать после того, как их изучили, мы учимся, делая их».

7. Радость и веселье должны быть в жизни, чтобы сохранить наше здоровье

«Секрет радости — удивление».
«Шутки тоже приятны богам».
«Жизнь — это комедия для тех, кто думает, и трагедия для тех, кто чувствует».

8. Часто у самых озорных людей появляются самые лучшие идеи

«Гений смешивается с безумием».
«Нет Гения без примеси Безумия».

9. Страх не предлагает нам ничего, кроме удержания нас назад

«Слабые повинуются Страху, а сильные — Любви».
«Страх – это боль, возникающая от предвкушения зла».
«То, чего я достиг с помощью философии, заключалось в том, чтобы делать своей волей то, что делают другие, потому что они боятся закона».
«Надежда — это мечта проснувшегося человека».

10. Возьмите жизнь в свои руки и выберите добродетели, которыми хотите обладать

«Люди создают богов по своему образу, не только в отношении их формы, но и образа жизни».
«Счастье принадлежит самодостаточным».
«Счастье — это осадок, который находится в самом подходящем месте в Душе».
«Определенная Добродетель требует определенного способа приобретения».
«Энергия разума — суть жизни».
«Мы должны быть не трусливыми или безрассудными, а мужественными».
«Есть только один способ избежать критики… Ничего не делать, ничего не говорить, быть ничем…»
«Терпение горько, но плоды его сладки».
«Достоинство состоит не в том, чтобы иметь цены, а в том, чтобы их заслужить».

11. Не стоит недооценивать Силу Тьмы

«Это наши самые темные моменты, на которых мы должны сосредоточиться, чтобы увидеть Свет».
«Мы не можем учиться без боли».

Загрузить бесплатную версию приложения для изучения древнегреческого языка!

о жизни древняя греция древние мысли Аристотель дисциплина свобода друзья наследие честность жизнь уроки ментора более 2000 лет назад философия самопонимание мудрость

Аристотель | Биография, произведения, цитаты, философия, этика и факты

Аристотель

Все СМИ

Родился:
384 г. до н.э. Греция древняя Греция
Умер:
322 г. до н.э. Халкида Греция
Основатель:
Лицей
Известные работы:
«Категории» «Эвдемова этика» «История животных» «Метафизика» «Никомахова этика» «Ода добродетели» «О генерации и коррупции» «Об интерпретации» «О порождении животных» «На небесах» «О частях животных» «О душе» «Органон» «Физика» «Поэтика» «Политика» «Апостериорная аналитика» «Предыдущая аналитика» «Протрептикус» «Риторика» «Софистические опровержения» «Темы»
Предметы изучения:
энтимема ноус первичный двигатель телеология универсальный

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Что делал Аристотель?

Аристотель был одним из величайших когда-либо живших философов и первым настоящим ученым в истории. Он внес новаторский вклад во все области философии и науки, изобрел область формальной логики, определил различные научные дисциплины и исследовал их взаимосвязь. Аристотель также был учителем и основал в Афинах собственную школу, известную как Ликей.

Подробнее читайте ниже: Доктрины

формальная логика

Узнайте больше о формальной логике.

Где жил Аристотель?

После смерти отца около 367 г. до н. э. Аристотель отправился в Афины, где поступил в Академию Платона. Он покинул Академию после смерти Платона около 348 года, отправившись на северо-западное побережье современной Турции. Он жил там и на острове Лесбос до 343 или 342 года, когда король Македонии Филипп II вызвал его в столицу Македонии Пеллу, чтобы он стал наставником маленького сына-подростка Филиппа, Александра, что он и делал в течение двух или трех лет. Аристотель предположительно жил где-то в Македонии до своего (второго) прибытия в Афины в 335 году. В 323 году враждебность к македонцам в Афинах побудила Аристотеля бежать на остров Эвбея, где он умер в следующем году.

Подробнее читайте ниже: Жизнь

Александр Македонский

Узнайте больше об Александре Македонском, ученике Аристотеля.

Кто были учителями и учениками Аристотеля?

Самым известным учителем Аристотеля был Платон (ок. 428–ок. 348 до н. э.), который сам был учеником Сократа (ок. 470–399 до н. э.). Сократ, Платон и Аристотель, чья жизнь длилась всего около 150 лет, остаются одними из самых важных фигур в истории западной философии. Самым известным учеником Аристотеля был сын Филиппа II Александр, позже известный как Александр Македонский, военный гений, который в конце концов завоевал весь греческий мир, а также Северную Африку и Ближний Восток. Наиболее важным философским учеником Аристотеля был, вероятно, Теофраст, ставший главой Ликея около 323 г.

Подробнее читайте ниже: Life: The Lyceum

Теофраст

Узнайте больше об ученике Аристотеля Теофрасте.

Сколько произведений написал Аристотель?

Аристотель написал целых 200 трактатов и других работ, охватывающих все области философии и науки. Из них ни один не сохранился в готовом виде. Около 30 работ, через которые его мысли были переданы последующим векам, состоят из конспектов лекций (Аристотеля или его учеников) и черновых рукописей, отредактированных древними учеными, в частности Андроником Родосским, последним главой Ликея, который организовал, отредактировал и опубликовал сохранившиеся работы Аристотеля в Риме около 60 г. до н.э. Естественно сокращенный стиль этих сочинений затрудняет их чтение даже для философов.

Подробнее читайте ниже: Письма

Андроник Родосский

Узнайте больше об Андронике Родосском.

Как Аристотель повлиял на последующую философию и науку?

Мысль Аристотеля оригинальна, глубока, обширна и систематична. В конечном итоге он стал интеллектуальной основой западной схоластики, системой философских предположений и проблем, характерных для философии Западной Европы в средние века. В 13 веке св. Фома Аквинский взялся примирить аристотелевскую философию и науку с христианской догмой, и через него богословие и интеллектуальное мировоззрение Римско-католической церкви стали аристотелевскими. С середины 20-го века этика Аристотеля вдохновила на создание теории добродетели, подхода к этике, который делает упор на человеческое благополучие и развитие характера. Мысли Аристотеля составляют важное течение и в других областях современной философии, особенно в метафизике, политической философии и философии науки.

Подробнее читайте ниже: Legacy

Святой Фома Аквинский

Узнайте больше о святом Фоме Аквинском.

Сводка

Прочтите краткий обзор этой темы

Аристотель , греч. Аристотель , (род. 384 г. до н. э., Стагира, Халкидика, Греция — умер в 322 г., Халкида, Эвбея), древнегреческий философ и ученый, одна из величайших интеллектуальных фигур западной истории. Он был автором философской и научной системы, которая стала основой и средством как христианской схоластики, так и средневековой исламской философии. Даже после интеллектуальных революций Ренессанса, Реформации и Просвещения аристотелевские концепции оставались неотъемлемой частью западного мышления.

Интеллектуальный диапазон Аристотеля был обширен и охватывал большинство наук и многие искусства, включая биологию, ботанику, химию, этику, историю, логику, метафизику, риторику, философию разума, философию науки, физику, поэтику, политическую теорию. , психология и зоология. Он был основоположником формальной логики, придумав для нее законченную систему, которая веками считалась суммой дисциплины; и он был пионером в изучении зоологии, как наблюдательной, так и теоретической, в которой некоторые из его работ оставались непревзойденными до 19 века.век. Но он, конечно, наиболее выдающийся философ. Его труды по этике и политической теории, а также по метафизике и философии науки продолжают изучаться, и его работы остаются мощным течением в современных философских дебатах.

Эта статья посвящена жизни и мысли Аристотеля. О более позднем развитии аристотелевской философии см. Аристотелизм. Для трактовки аристотелизма в полном контексте западной философии см. философия, западн.

Жизнь

Аристотель родился на Халкидском полуострове Македония, в северной Греции. Его отец, Никомах, был врачом Аминты III (годы правления ок. 393–ок. 370 до н. э.), царя Македонии и деда Александра Македонского (годы правления 336–323 до н. э.). После смерти отца в 367 г. Аристотель переселился в Афины, где вступил в Академию Платона (ок. 428–ок. 348 до н. э.). Он оставался там в течение 20 лет как ученик и коллега Платона.

Многие из более поздних диалогов Платона относятся к этим десятилетиям и могут отражать вклад Аристотеля в философские дебаты в Академии. Некоторые сочинения Аристотеля также относятся к этому периоду, хотя в основном они сохранились лишь во фрагментах. Как и его учитель, Аристотель первоначально писал в форме диалога, и его ранние идеи демонстрируют сильное влияние Платона. Его диалог Евдем , например, отражает платоновский взгляд на душу как на заточенную в теле и способную на более счастливую жизнь только тогда, когда тело оставлено позади. По Аристотелю, мертвые более благословенны и счастливы, чем живые, а умереть — значит вернуться в свой настоящий дом.

Другой юношеский труд, Protrepticus («Увещевание»), был реконструирован современными учеными на основе цитат из различных произведений поздней античности. Каждый должен заниматься философией, утверждает Аристотель, потому что даже возражение против практики философии само по себе является формой философствования. Наилучшей формой философии является созерцание вселенной природы; именно для этой цели Бог создал людей и дал им богоподобный интеллект. Все остальное — сила, красота, могущество и честь — ничего не стоит.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Возможно, к этому раннему периоду относятся две из сохранившихся работ Аристотеля по логике и диспутам, Темы и Софистические опровержения . Первый демонстрирует, как построить аргументы в пользу позиции, которую уже решили занять; последний показывает, как обнаружить слабые места в аргументах других. Хотя ни одна из этих работ не является систематическим трактатом по формальной логике, Аристотель справедливо может сказать, что в конце 9 в.0224 Софистические опровержения , что он изобрел дисциплину логики — когда он начинал, вообще ничего не существовало.

Во время пребывания Аристотеля в Академии царь Македонии Филипп II (годы правления 359–336 до н. э.) вел войну с рядом греческих городов-государств. Афиняне нерешительно защищали свою независимость и после ряда унизительных уступок позволили Филиппу к 338 г. стать владыкой греческого мира. Быть македонцем, проживающим в Афинах, было нелегко.

Однако внутри Академии отношения остались теплыми. Аристотель всегда признавал, что в большом долгу перед Платоном; он взял большую часть своей философской программы от Платона, и его учение чаще является модификацией, чем отказом от доктрин Платона. Однако уже Аристотель начал отдаляться от платоновской теории Форм, или Идей ( эйдос ; см. форма). (Слово Форма , когда оно используется для обозначения форм в том виде, в каком их понимал Платон, в научной литературе часто пишется с заглавной буквы; когда оно используется для обозначения форм в том виде, в каком их понимал Аристотель, оно обычно пишется в нижнем регистре. ) Платон считал, что, кроме того, для отдельных вещей существует сверхчувственное царство Форм, которые неизменны и вечны. Он утверждал, что это царство делает отдельные вещи понятными, объясняя их общую природу: вещь является лошадью, например, в силу того факта, что она разделяет форму «лошади» или подражает ей. В потерянной работе Об идеях Аристотель утверждает, что аргументы центральных диалогов Платона устанавливают только то, что помимо частностей существуют некоторые общие объекты наук. В своих сохранившихся работах Аристотель также часто спорит с теорией форм, иногда вежливо, а иногда пренебрежительно. В своей книге «Метафизика » он утверждает, что теория не может решить проблемы, для решения которых она предназначалась. Он не придает постижимости частностям, потому что неизменные и вечные Формы не могут объяснить, как частности возникают и претерпевают изменения. Согласно Аристотелю, все, что делает теория, — это вводит новые сущности, равные по количеству объясняемым сущностям, — как если бы можно было решить проблему, удвоив ее. ( См. ниже Форма.)

Путешествия

Когда Платон умер около 348 г., его племянник Спевсипп стал главой Академии, а Аристотель покинул Афины. Он переселился в Ассу, город на северо-западном побережье Анатолии (в современной Турции), где правил Гермий, выпускник Академии. Аристотель стал близким другом Гермия и в конце концов женился на его подопечной Пифии. Аристотель помог Гермию заключить союз с Македонией, что разозлило персидского царя, который предательски арестовал и казнил Гермия около 341 года. Аристотель почтил память Гермия в «Оде добродетели», его единственном сохранившемся стихотворении.

Находясь в Ассе и в последующие несколько лет, когда он жил в городе Митилини на острове Лесбос, Аристотель проводил обширные научные исследования, особенно в области зоологии и морской биологии. Эта работа была кратко изложена в книге, позже известной, но ошибочно, как История животных , к которой Аристотель добавил два коротких трактата: О частях животных и О происхождении животных . Хотя Аристотель не претендовал на то, чтобы основать науку зоологию, его подробные наблюдения за широким разнообразием организмов были совершенно беспрецедентными. Он или один из его научных сотрудников, должно быть, был одарен удивительно острым зрением, поскольку некоторые особенности насекомых, о которых он точно сообщает, не наблюдались до изобретения микроскопа в 17 веке.

Масштабы научных исследований Аристотеля поражают. Многое из этого связано с классификацией животных по родам и видам; в его трактатах фигурирует более 500 видов, многие из них подробно описаны. Бесчисленные сведения об анатомии, питании, среде обитания, способах совокупления и репродуктивных системах млекопитающих, рептилий, рыб и насекомых представляют собой смесь тщательных исследований и остатков суеверий. В некоторых случаях его маловероятные рассказы о редких видах рыб подтверждались много веков спустя. В других местах он ясно и справедливо ставит биологическую проблему, на решение которой потребовались тысячелетия, например, природу эмбрионального развития.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts