Учитель это психолог: Чем занимается учитель: преимущества и недостатки профессии

Чем занимается учитель: преимущества и недостатки профессии

Хороший педагог — это не только знание предмета и любовь к детям. В статье рассказываем, какими навыками должен обладать учитель и какие функции он выполняет.

Современный учитель — это отчасти психолог, методолог, наставник и друг, который учит предметным навыкам и проводит воспитательную работу. К нему приходят за знаниями, советом и поддержкой.

Учитель выполняет важную миссию — он помогает формировать навыки, передает важные знания и мотивирует учащихся к развитию. Чтобы справиться с ответственной задачей, педагог должен обладать эмпатией, быть терпеливым и объективным, с пониманием относиться к поступкам и словам учеников. Также иметь развитые коммуникативные навыки, быть открытым и доброжелательным, чтобы найти общий язык с ребятами и лучше доносить свои мысли. Еще важны лидерские качества и умение оказывать влияние, удерживать внимание и использовать креативный подход в обучении.

Работать учителем — значит постоянно участвовать в жизни класса, это одна из немногих специальностей, которую приравнивают к призванию.

Педагог выполняет следующие обязанности:

  • объясняет новый материал;
  • проверяет домашнее задание и контрольные работы;
  • следит за усвоением знаний;
  • выявляет таланты и склонности учеников, изучает индивидуальные особенности каждого учащегося;
  • проводит классные собрания, консультирует школьников и их родителей по вопросам обучения;
  • организовывает внеклассные встречи и мероприятия;
  • разрабатывает учебные программы;
  • заполняет журналы, отчеты и другие документы.

Педагог должен не только учить, но и постоянно повышать свою квалификацию, осваивать и внедрять новые методы обучения, совершенствовать подачу материала.

Учитель может работать в частных или государственных учреждениях: в подготовительных классах, младшей, средней и старшей школе, учебно-методических центрах, вести репетиторскую деятельность.

  1. Социально значимая работа.
  2. Интересные и творческие задачи.
  3. Возможен неполный рабочий день.
  4. Социальные гарантии и льготы (отпуск 56 дней, скидки на ЖКХ и транспорт в зависимости от региона, надбавки и премии).

К недостаткам можно отнести возможные стрессовые ситуации с трудными подростками.

На сайте hh.ru размещено 12 692 вакансий по запросу «Учитель» по всей России (ноябрь 2021 год).

Мы попросили рассказать о профессии Ольгу Кадушину, учителя русского языка и литературы МАОУ гимназия 70, г. Екатеринбург, победителя профессионального педагогического конкурса президентской платформы «Россия — страна возможностей».

«Жизнь современного учителя – большой замысловатый квест, условия и уровень сложности которого меняются каждый день. Успешный результат его прохождения зависит только от каждого из нас, от багажа знаний, умений, навыков, с которым педагог приходит работать в школу, а также от готовности приобретать новый опыт, без которого невозможно движение вперёд. Но главное – от того, с чем выйдет во «взрослую жизнь» наш ученик, ведь из успехов всех наставляемых и складывается успех учителя.

Ни для кого не секрет, что, помимо прямых обязанностей предметника и, возможно, классного руководителя, педагог постоянно находится в рабочем напряжении: проверка тетрадей, отчётность, мероприятия самых разных уровней и форматов, курсы повышения квалификации… При этом он всегда должен быть интересен своим ученикам: должен ориентироваться в информации о происходящих в мире событиях, быть в курсе последних новостей в своей предметной сфере, уметь находить ответ на любой вопрос – причём в любых условиях: на уроке, в коридоре, по дороге в школу. От нас ждут творчества и серьёзного отношения к делу, строгости и понимания одновременно. Если вы не только прекрасно владеете предметом, вас радует взаимодействие с детьми во всём его многообразии, но при этом вы готовы преодолевать трудности (которые так или иначе сопровождают вообще любую деятельность) на пути к педагогическому мастерству, значит, стоит попробовать себя в роли учителя!

Желаю каждому, кто решился на этот шаг, больше практиковаться: взять неполную ставку в школе или стать репетитором, поехать в детский лагерь в качестве вожатого или методиста, а также больше общаться с неравнодушными коллегами – в рамках профессиональных конкурсов, посещая лекции, мастер-классы и открытые уроки.

«Опыт – сын ошибок трудных», как говорил великий А. С. Пушкин, но ведь все дороги подвластно осилить идущему. Успехов на пути per aspera ad astra!»

Когда учитель становится психологом | Мел

Ребёнок окружён семьёй, друзьями, одноклассниками, но часто за советом он идёт не к родителям, психологу или классному руководителю, а к учителю, которому он доверяет. Наш блогер, педагог Елизавета Капустина считает, что этим доверием нельзя пренебрегать.

В интернете в педагогических сообществах есть пост, в котором надо продолжить фразу: «Учитель — это…». Каких только нет вариантов! Учитель — это и актер, и няня, и вторая мама, и уборщица, и слесарь, и юрист… Есть среди ответов и «психолог». Действительно, каждый учитель очень часто сталкивается с непростыми психолого-педагогическими задачами. Бывают ситуации, когда на учителя возлагается особая ответственность. Об одной из таких ситуаций и пойдет речь дальше.

Нередко мне на электронную почту приходят письма от моих учеников. Замечу, что пишут обычно те, кто либо уже закончил учебу в школе, либо когда-то учились у меня, а сейчас учатся у других педагогов. И вот на днях я получила письмо от ребенка, которого не учу больше трех лет. Текст письма сумбурен, эмоционален, полон отчаяния и безысходности. Одним словом, поток сознания.

Суть сводится к тому, что ребенок просто не знает, зачем ему учиться (а класс-то выпускной), как преодолеть отвращение к школе, к урокам, к учителям, как справиться с депрессией. Казалось бы, причем здесь я? На смену этой мысли приходит другая. В многомиллионном городе ребенок не нашел никого среди друзей, одноклассников и родственников, кто мог бы ему помочь.

Оказавшись в трудной ситуации, он обращается ко мне за помощью. И отказать ты не можешь. Ни как учитель. Ни как человек

Вероятнее всего, что ребенок писал не учителю, а именно человеку, той личности, которая поймет, даст дельный совет, поддержит. Ненадолго отвлекусь и скажу, что в педагогическом университете у нас читался курс «Психология», но никаких педагогических кейсов мы не решали, никакой психолого-педагогической практики не проходили. Все в теории. Интересно, но во многом бесполезно. И вот она реальная жизнь педагога. Вот оно письмо. На него нельзя не ответить. Просто права не имеешь.

Но какова становится ответственность за каждое тобою сказанное (написанное) слово и за интонацию. Ответное письмо, конечно же, я написала. Но как тщательно я подбирала слова, искала нужные формулировки и образы, чтобы облегчить душевное состояние этого ребенка. Как важно было показать ситуацию с другой стороны, дать иной взгляд. Перечитывала, правила, дописывала, переписывала и снова перечитывала. Это тяжелый труд. Нельзя ошибиться. Сердце ребенка раскрыто и ранимо, а значит, уязвимо.

Были в моей жизни и случаи, когда ребята просили о личной встрече. Каждый из них рассказывал свою историю: кто-то расстался с любимым человеком, кто-то не может найти понимания с мамой, у кого-то тяжелый развод в семье и так далее. Кому-то хватает одной беседы, а кому-то нужна не одна встреча. Встречи эти длятся не 5-10 минут, а час-полтора. Конечно, в школе есть и психолог (но к нему ребята на прием не идут и совета не спрашивают), есть классный руководитель (он-то как раз решает столько общих проблем класса, что на индивидуальные беседы часто не остается сил). На моем месте циничный или прагматичный человек сказал бы: «Мне за это не платят, не моя забота, не мои обязанности». Но учитель — это не всегда про деньги. Нет, не так. Это вообще не про деньги.

Здесь иная валюта: доверие, искренность, любовь. Именно этим нас учительство и держит, мы часто с формулировкой «если не я, то кто» идем на помощь. Но есть в этом и что-то пугающее, когда самым близким и понимающим человеком оказывается не мама или папа, а учитель.

P. S. В ответном письме ребенка были слова благодарности и искреннего удивления, что учитель помог нестандартно, но вполне рационально посмотреть на жизненную ситуацию и подобрать подходящие решения.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Фото: Shutterstock (epiximages)

Учителя как психологи

В этом произведении делается попытка исследовать роль учителя средней школы в решении личных проблем своих учеников и не только. Последний абзац о выгорании.

Многозадачность

Вообще говоря, учителя заслуживают гораздо большего признания, чем получают. Помимо сложной задачи стоять перед группой подростков, например, они должны пройти программу, объясняя и информируя, контролируя свое поведение. Если этого недостаточно, есть пометки, дополнительные обязанности вроде бдительности, давление сверху и, конечно же, умение слушать — ключевое качество.

Репетиторство

Во многих школах учителей, которые знакомятся с каждым ребенком в своем классе, называют репетиторами. В такой роли жизненно важно быть чутким, и знание того, как реагировать на то, что вы слышите, или какие сигналы вы улавливаете, может иметь большое значение. Подростки имеют свой собственный уникальный набор проблем, которые могут включать в себя: быть жертвой травли, боязнь неудачи (например, экзаменов), давление сверстников, нереалистичные ожидания родителей, а также те, которые обычно испытывают взрослые, т. е. тревога, самоуспокоенность, отсутствие цели, идеализм, низкая самооценка и этот список можно продолжить. Вопрос в том, доверятся ли дети своему воспитателю или нет. На это может повлиять знакомство между двумя сторонами. Несомненно, если они будут доверять друг другу, то пострадавшим будет не так сложно освободиться от бремени.

Причина для тревоги

Иногда совершенно очевидно, что что-то не так, но it по-прежнему трудно понять, что происходит на самом деле. Учителя не умеют читать мысли, но иногда могут, по крайней мере, попытаться сделать обоснованное предположение. Если это потенциально что-то серьезное, например явные признаки жестокого обращения, употребления наркотиков, членовредительства и т. д., то непосвященным следует действовать осторожно, так как было бы неразумно делать поспешные выводы или осуждать. Вместо этого было бы разумно выяснить все возможное. Если вам не по себе, то было бы целесообразно срочно поговорить с координатором, школьным консультантом или даже с директором. Если учащийся плачет, смотрит вниз, как вкопанный, или демонстрирует какое-либо нехарактерное поведение, то учителя должны попытаться произвести впечатление доступного, представительного и, когда это уместно, предложить помощь. Это что-то вроде тонкого балансирования; в идеале учителя не должны покушаться на их чувство индивидуализма или свободы.

В некоторых случаях недостаток концентрации связан с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) или СДВ (синдром дефицита внимания). Если у учителя есть опыт работы с учащимися, страдающими одним из этих состояний, с ним должно быть легче иметь дело. В идеале было бы правильным предложить преподавателям какое-либо обучение для лиц с особыми потребностями, чтобы вооружить их знаниями о том, что делать в различных ситуациях. Однако это происходит не всегда. В Нидерландах, например, учащиеся с СДВГ и СДВ часто учатся в «обычных» школах вместе с учениками, не страдающими этими расстройствами. Чтобы усугубить ситуацию, многие школы фактически продают энергетические напитки в своих помещениях, что усугубляет гиперактивность или отсутствие концентрации внимания у этих детей.

Бывают случаи, когда на учителя возлагается обязанность следить за тем, чтобы ребенок принимал суточную дозу риталина (лекарство от синдрома дефицита внимания) с согласия родителей. Одна стратегия, которая приносит пользу кинестетическим учащимся, как и гиперактивным детям, заключается в том, чтобы дать им возможность передвигаться по классу, т. е. раздавать бумагу всем или даже за пределами класса, т. е. собирать что-то из другой комнаты.

Хулиган всегда трус

Вас может удивить тот факт, что учителя также могут быть жертвами издевательств со стороны учеников, коллег или руководства. Какие могут быть причины для такой трусости, спросите вы? Поиск внимания, незащищенность, ревность (превосходство), личностные расстройства, личные конфликты, чистое зло (к счастью, это гораздо реже) и проблемы с доверием могут поднять свои уродливые головы. Нередко кажущиеся «более сильными» персонажи замечают слабости окружающих и пытаются использовать других в своих интересах или получать удовольствие за счет страданий/за счет других. Некоторые выступают против такого отвратительного поведения, но есть и множество других, которые, к сожалению, не сообщают о таком жестоком обращении. Безусловно, те, кто является свидетелем или подозревает такие события, должны говорить и учитывать это. Мужество вполне может понадобиться, чтобы справедливость восторжествовала.

Выгорание: феномен 21 века

Учителя часто страдают от этого серьезного психологического состояния из-за переутомления, стресса и/или перегруженности жизнью. В Нидерландах, согласно статье 2016 г. (https://nltimes.nl/2016/01/27/report-dutch-need-9000-secondary-school-teachers-burnout-rates-high), 1 из 5 голландских средних школ учителя страдают от этого состояния. Очевидно, что политики должны делать больше для борьбы с этой огромной проблемой. С другой стороны, политические партии, такие как D66, борются за то, чтобы учителя средних школ работали меньше часов, а также получали больше, чтобы голландские учителя могли вести более полноценную и менее напряженную жизнь. Эта статья на голландском языке: (https:// nos.nl/artikel/2206166-d66-wil-minder-lesuren-op-middelbare-school-en-mbo-voor-beter-onderwijs.html) и включает ключевую директиву, которую D66 настаивает на том, где они хотят, в среднем 25 часов. вместо этого рабочая неделя для учителей будет составлять 20 часов. Стоит отметить, что нынешний министр образования Нидерландов Арье Слобб — бывший учитель.

Избранное автором для чтения

Учебные статьи по психологии

Классное руководство (Руководство для учителя английского языка* – книга 1) — + обучение детей

900 53 Учителя как мотиваторы (книга 1)

Как помочь учащимся преодолеть тревогу (The EFL Teacher’s Companion** — книга 2)

Учителя как ученики (https://www.linkedin.com/pulse/teachers-learners-daniel-israel/?published =т)

Обучение детей Статьи/ Выгорание

Истории учителей: Работа в средней школе (Книга 1) – обучение детей

Хорошо относиться к учителям, часть 1 (Книга 1) – обучение детей

Хорошо относиться к учителям, часть 2 (Книга 1) — выгорание

Учить ли взрослых или детей: вот в чем вопрос — обучение детей

Министерство образования Нидерландов отказалось от комментариев (книга 2) — обучение детей и выгорание

Учителя как агенты полиции : https://www. linkedin.com/pulse/teachers-police-agents-daniel- israel/

* http://a.co/bBjOZfc (мягкая обложка). Также доступна электронная книга

** http://a.co/jdNQG9o (мягкая обложка). Электронная книга также доступна.

          

Как учителя используют психологию в классе?

Ребенок – это не статистика, не номер по броску и не кирпич в стене. Каждый ребенок имеет уникальный способ осмысления жизни и обучения, и навязывать универсальную методологию обучения неразумно и недальновидно. Исследования неоднократно доказывали, что у каждого человека есть определенный стиль обучения, который определяется его воспитанием, прошлым, социальным и личным опытом. Как педагоги, если мы не можем учесть все нюансы личности ребенка, мы можем, по крайней мере, попытаться понять основы педагогической психологии, чтобы помочь детям учиться лучше.

Навешивание ярлыков и порицание детей за «непослушность», «сложность», «эмоционально нестабильные» и выставление из них дурного примера — обычное дело в школах.

Вред, который это наносит нежной психике ребенка, неоценим. Такие ярлыки, как «медленный», «деструктивный» и «невнимательный», могут навсегда травмировать ребенка.

Педагогическая психология — это попытка подойти к ребенку с сочувствием, а также со знанием его эмоциональных, когнитивных, социальных и поведенческих потребностей. Проблемы, с которыми сегодня сталкиваются дети, беспрецедентны. Пандемия нарушила их образование, их социальную жизнь и навсегда изменила их восприятие мира. В такое время еще важнее освободить место для их тревог, страхов и возможной неспособности полностью сосредоточиться на учебе.

Вот уже более двух лет жизнь наших детей ограничена экраном компьютера или мобильного телефона. Многие потеряли близких из-за Covid-19, и многие другие сами боролись с инфекцией или видели, как их родители переживают финансовые и эмоциональные трудности. Когда они вернутся в школу, им придется иметь дело с беспокойством о том, защищены ли классы и школы от пандемии, могут ли они играть, как раньше, со своими сверстниками и т.

д. Вот почему педагоги должны быть готовы не только обучать, но и создавать безопасные места для детей, чтобы поделиться тем, что у них на уме. Учебные процессы должны будут учитывать индивидуальные различия в обучении, и в этом поможет педагогическая психология.

Всестороннее развитие

В двух словах, педагогическая психология касается не только того, как дети ведут себя или успевают в учебе, но и сосредоточена на всестороннем развитии при переходе от детства к подростковому возрасту. Он учит педагогов понимать, что обучение сохраняется по-разному и что методы обучения должны учитывать социальные, эмоциональные и когнитивные особенности учеников. Вообще говоря, педагоги могут извлечь пользу из изучения психологии развития, поведения и когнитивной психологии.

Идея состоит в том, чтобы иметь эмпирическую перспективу, а не фиксированные теоретические представления о том, как учить. Различные точки зрения на то, что вызывает определенное поведение, как обусловливание влияет на познание, как эмоции формируют мотивацию к обучению, могут помочь учителям развивать эмпатию и более широкое понимание своих учеников.

Во время пандемии, даже на виртуальных занятиях, я замечал, как занятия в кружке, пение, танцы и творческие проекты помогали ученикам направить свои негативные эмоции в конструктивное русло. Обычные обучающие модули часто не позволяют выделить время для такой деятельности.

Активные участники

Как педагог я находился под сильным влиянием швейцарского психолога и эпистемолога-генетика Жана Пиаже. Его теория когнитивного развития коренным образом изменила наш взгляд на образование, потому что именно он с помощью научных данных установил, что дети развиваются интеллектуально на протяжении всего детства, и каждый этап отличается от другого. Поэтому крайне важно, чтобы к каждому этапу роста ребенка подходил наиболее подходящим для него образом. Джон Дьюи также считал, что школы должны быть внимательны к ученикам, а не зацикливаться на предметах. Он считал, что дети лучше учатся, когда их поощряют быть активными участниками, а не пассивными наблюдателями, и когда у них есть практический опыт, а не просто зубрёжка.

Другим влиятельным именем является имя философа Иоганна Гербарта, которого часто называют отцом педагогической психологии. Его основной аргумент заключается в том, что интерес учащегося глубоко влияет на то, насколько хорошо информация сохраняется. Уильям Джеймс также внес большой вклад в педагогическую психологию своей работой 1899 года «Беседы с учителями по психологии». Б. Ф. Скиннер исследовал оперантное обусловливание с бихевиористской точки зрения, и его идеи о подкреплении и наказании по-прежнему широко распространены в классах.

Педагогическая психология — это постоянно развивающаяся область, и исследователи заняты изучением того, как расширить возможности учащихся и преподавателей, чтобы вместе они могли преодолеть факторы, препятствующие обучению.

Каждой школе было бы полезно иметь психолога-педагога, и наши учебные модули помогут нашим учителям лучше понять принципы психологии развития, когнитивной и поведенческой психологии. В конце концов, каждый ученик — это дремлющее чудо, ожидающее подходящего садовника.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts