«В школе я считал, что учиться на отлично даже не очень прилично» – Новости – Вышка для своих – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
- АБB
- АБB
- АБB
- А
- А
- А
- А
- А
Обычная версия сайта
Максим Кронгауз — о просветительской работе и лингвистических конфликтах
В марте 65 лет исполнилось профессору-исследователю школы филологических наук Максиму Кронгаузу. О семье, возможности думать в детстве, необходимости учиться и просветительстве он рассказал «Вышке для своих».
«Семья — это главное, что было в жизни, в ней было очень много любви и тепла»
Не могу точно сказать, что такое любовь к языку, но любовь к тому, чтобы подбирать слова, разбираться со словами, — это во мне, конечно, из детства, из семьи. Отец мой был поэтом, мама и бабушка не работали, но ближе к пенсии мама решила выйти на работу и стала корректором. Папа, как и многие поэты советского времени, зарабатывал переводами. В основном переводил поэтов Туркмении, Азербайджана, Грузии. Без знания языка, по подстрочникам. Он запирался в кабинете и переводил, и меня он немного приучил к таким переводам, показывал, как это, и я немного переводил.
Семья — это главное, что было в жизни, в ней было очень много любви и тепла, я за нее очень держался. Был такой детский страх — не любил уходить из дома без родителей. Боялся приглашений на дни рождения. Там, правда, еще одно обстоятельство было: я очень мало ел в детстве, а на этих днях рождения всегда уговаривали есть.
Мы жили возле Ленинградского проспекта, тогда посредине проспекта была аллея, и мы с отцом ходили по ней часами и разговаривали. Это было познание мира в самом простом бытовом смысле: не то чтобы мы ежеминутно выводили закон жизни — такого не было, просто говорили обо всем подряд. С тех пор ловлю себя на том, что коммуникацию часто представляю «ногами»: пройтись с человеком и поговорить — для меня чаще всего оптимальный способ прийти к чему-то содержательному. Иногда заходили на стадионы — ЦСКА, «Динамо», смотрели тренировки. Я тогда полюбил футбол и вообще много стал играть. Отец меня учил разным играм — например, игре из своего детства «пуговичбол», когда пуговицами играют в футбол, и я передал ее своим школьным друзьям. В более широком смысле семья тоже оказывала влияние: сестра деда научила меня играть в шахматы, и они стали важной частью жизни. Собственно, и дед с отцовской стороны тоже стал важным для меня человеком, хотя умер за месяц до моего рождения: он был известным журналистом, и много было другой родни, чья жизнь была связана со словом.
О своем будущем представления у меня были смутные. Более того, я скорее сознательно об этом не думал, поскольку я не хотел взрослеть. Есть дети, которые хотят взрослеть, ждут не дождутся, а я наслаждался тем, какой я есть, тем возрастом, в котором живу, и к другому не стремился. Занимался я разными вещами, и этого хватало для выбора. Я тогда писал стихи, активно играл в шахматы на турнирах и еще много занимался внешкольной математикой — решал задачки, мне нравилось. Ходил также на олимпиады по лингвистике на филфак МГУ. Но выбор в конце концов сделал на основе скорее романтических представлений. Я прочитал роман Даниила Гранина «Иду на грозу»: образ познающих истину физиков меня захватил, и я пошел на физфак. И провалился, получив там двойку, как ни странно, по сочинению. На самом деле я рад, что провалился, не думаю, что мне было бы интересно заниматься физическими абстракциями. И после этого я поступил на филфак.
«Общение с людьми для меня было важным расширением понимания устройства мира, общества»
Я поступил на ОСиПЛ на структурную лингвистику. Сдавать нужно было в том числе математику, по которой я получил одну из немногих на этом экзамене пятерок. Чего ждать от этого обучения, я не знал совершенно, но неожиданно мне стало очень нравиться.
Если школа меня вгоняла в спячку, довольно характерную для юношей, которые просто ожидают, что же будет дальше, то университет стал пробуждением, потому что уже стало понятно, чему учиться, и началась такая взрослая активность. В школе я считал, что учиться на отлично даже не очень прилично. В университете же, наоборот, появилось ощущение, что хорошо учиться — это ровно то, что стоит делать, и я с удовольствием начал учиться, получал огромное удовольствие от учебы, от людей, с которыми я там столкнулся. Их принято называть учителями, это слово для меня слишком пафосное, но, действительно, это были хорошие учителя.
Это была для меня еще донаучная жизнь: мне было интереснее получать знание от кого-то, кто может увлечь, превратить процесс познания в детектив, сделать этот процесс совместным. Помню, с каким возмущением я начал писать курсовую работу на втором курсе, потому что она меня отрывала от учебы, мне было тогда интереснее учиться, а не исследовать и создавать что-то свое. Но здесь, в университете, наука открылась мне в социальном смысле: мне стало интересно вместе с людьми обсуждать что-то научное, пытаться решать какие-то задачи. Общение с людьми для меня было важным расширением понимания устройства мира, общества. Нам преподавал замечательный лингвист Андрей Анатольевич Зализняк, он читал разные изысканные языки: аккадский, арабский, древнерусский, а я писал у него курсовые работы. Анна Константиновна Поливанова переворачивала наше мышление в научном смысле, это был интересный опыт разрушения ценностей, критика всего и вся, и хоть звучит это подозрительно, но видеть сразу недостатки — это важное качество для ученого. Теперь это называется критическим мышлением. Были знаменитые математики, которые очень активно участвовали в лингвистической жизни: Юрий Иванович Манин, Владимир Андреевич Успенский — я знал его еще до поступления, он отец моего друга.
Были, конечно, всякие советские гадости, но они остались не как гнетущее воспоминание, а как анекдот. Например, мои проблемы с историей КПСС и с военным делом, из-за которого я чуть не вылетел из университета и не получил красного диплома, хотя в дипломе были все пятерки. Но у меня была двойка по военному делу. Я носил длинные волосы и драные джинсы, и майор Семенов, который преподавал военное дело, доверительно объяснял моей будущей жене, что зачем я ей такой нужен, потому что я не добытчик. Я действительно не был добытчиком и не стал. Но перед пересдачей, на которую собрали всех двоечников со всего университета, все же постригся — знал, что будут придираться. Но когда пришел стриженый, нас построили в линейку и сразу: «Ты, ты и ты — немедленно стричься!» То есть это был такой способ воспитания, а не оценка реальной длины волос.
Важными для этого периода стали разного рода поездки, они тоже дали другой взгляд на жизнь. В частности, я получил стипендию Дидро во Франции, потом стипендию Гумбольдта в Германии. И этот опыт, когда я расстаюсь с семьей, живу один, работаю, — он был совершенно новый, и он показал внутренние ресурсы. С одной стороны, я очень скучал по семье — у меня уже было трое детей, а с другой — я что-то делал более интенсивно, потому что был вырван из быта и бытовых проблем. Я написал первые книги, важные статьи. И вообще, нужно было познавать совсем новый мир, пытаться в него вписаться — я ведь провел там довольно много времени. 90-е годы были для меня временем, когда все новое, когда развитие полным ходом — профессиональное, внутреннее. В XXI веке развитие, конечно, не прекратилось, но шло уже совсем другими темпами — нового и в работе, и в жизни было уже гораздо меньше.
В какой-то момент я решил, что директорство мне уже неинтересно (да и времена изменились) и лучше заняться наукой, но попробовать изменить подход. И я так и сделал — ушел с должности. Но вот этот навык — руководить, работать с коллективом — он мне для нового подхода пригодился. Мне захотелось делать какие-то большие проекты в коллективе, перестать быть лингвистом-одиночкой, и я пригласил молодых ученых, мы образовали лаборатории. Сначала в РАНХиГС, а потом, буквально через пару лет, меня пригласили в Вышку, и такая же лаборатория появилась в Вышке.
Это был такой вызов. Как почти любой ученый, я не был готов к конкретному сроку подавать текст в таком вот режиме, но я как-то с этим справлялся почти год. Приобрел определенную известность, потому что газеты читают больше, чем научные журналы. Когда это стало превращаться в рутину, я решил с этим закончить, но на основе колонок написать книжку.
И это была книжка «Русский язык на грани нервного срыва», которая стала каким-то небывалым для научпопа бестселлером — добралась в рейтинге магазина «Москва» до второго места после какого-то детектива Донцовой или Марининой, переходила из издательства в издательство, и в конце концов тираж ее составил что-то около 100 тысяч экземпляров. Это было, конечно, везение, потому что я попал в больной нерв этого периода: все понимали, что с русским языком что-то происходит, но было не очень понятно что. Плюс название в соавторстве с Альмодоваром сыграло, потому что нервный срыв уже стал популярен как жанр — плач по русскому языку.
Опять же, это все вызвало некоторую оторопь у кого-то из моих коллег, но я этот путь продолжил, и мне все это очень нравилось. Я стал читать открытые лекции, у Института лингвистики началось сотрудничество с Политехническим музеем, мы организовали циклы по лингвистике, и это стало отдельной, очень интересной задачей, и до сих пор это продолжается.
И еще один важный вид деятельности, близкий к этому, но не тождественный, — это работа с детьми. Мы вместе с моей коллегой Леной Муравенко, работая в РГГУ, придумали в 90-е годы летние лингвистические школы. Это двухнедельные школы для детей с участием студентов и взрослых лекторов. Первую школу мы провели в Дубне, договорившись с местным лицеем. Это было замечательно, на берегу Волги, и из некоторых лекций и семинаров потом выросли серьезные научные работы и коллективы. Мои коллеги Шмелевы, Лена и Алеша, с тех пор стали заниматься анекдотами, потому что они придумали тему для детей, а потом это развилось в отдельное научное направление. И с некоторыми перерывами, связанными с недостатком финансов, мы проводили эти школы, и в последнее время они тоже проходят. Мы уже передали всю организационную нагрузку более молодым коллегам, сейчас уже третье поколение подхватило, но все равно приезжаем и сами, читаем лекции.
«Мы часто ссоримся по поводу языка»
В Вышку меня пригласила Елена Наумовна Пенская, и мы вместе с еще тремя коллегами составили костяк будущей лаборатории и стали заниматься одним из самых интересных в моей жизни проектов — словарем языка интернета.
Со следующей книгой — «Сто языков. Вселенная слов и смыслов» — было несколько сложнее, потому что было больше авторов, больше проблем, меньше собственно обсуждений, меньше интересной работы и больше неинтересной — выбивания текстов из людей. Но главное — мы работали очень быстро: за год создали словарь, за следующий — «Сто языков». Кроме того, была поставлена принципиально новая задача, которая присутствует в названии лаборатории, — это лингвистическая конфликтология. Это название можно поделить на собственно лингвистическую конфликтологию и, наверное, менее понятное — современные коммуникативные практики. Это последнее прежде всего относится к интернету, но еще и к эсэмэскам и подобным новым видам коммуникации.
Лингвистическая же конфликтология — задача чрезвычайно важная для сегодняшнего времени. Мы видим, что очень много конфликтов стали заметны благодаря развитию интернета и благодаря социальным сетям. То, что интернет сделал заметными эти конфликты, важно и в научном смысле. Они заметны, они доступны, мы видим, как развивался разговор, как возникал конфликт, и это можно изучать. И если раньше наука конфликтология была разделом либо социологии, либо психологии, то сейчас благодаря этому явлению к изучению могут подключиться и лингвисты. Потому что одно дело подраться в подворотне, а другое — публично, обмениваясь репликами, создать конфликтную ситуацию, возможно, завершить конфликт, возможно, разругаться вдрызг, и в какой-то момент стало возможным обратиться в суд в связи с конфликтом в интернете — завершения могут быть разнообразными. Но конфликт развивается на наших глазах, мы его видим, он записан. И я решил, что это замечательная тема для изучения. Здесь можно изучать языковые средства, в частности слова-триггеры, которые провоцируют конфликт, и слова-маркеры, по которым мы видим, что напряжение между собеседниками существует. Можно изучать конфликт как конструкцию, изучать его архитектуру, роли участников конфликта, стратегии.
Одна из первых задач для меня была связана с изучением конфликтов, источником которых является язык. Мы часто ссоримся по поводу языка. Это могут быть конфликты, связанные с политкорректностью (феминитивы, другие ранящие темы), или стилистические конфликты. Интересно, что стилистические конфликты, как правило, связаны не с чувством стиля, а с социальным слоем. Например, конфликты по поводу употребления слова «кушать» или ласкательных слов — это социальные конфликты, когда образованный человек начинает ненавидеть человека менее образованного, который использует такие ужасные, с его точки зрения, слова.
Конечно, такая тема могла бы стать темой масштабной, с участием представителей других наук, но я, во-первых, предпочитаю маленькие коллективы большим, а во-вторых, и задачу мне интереснее решать очень конкретную, не тратя времени на научную логистику. И я вижу большую ценность в нашей постановке задачи: очень часто ситуации из мелкого недовольства переходят к ненависти, идет последовательное усиление конфликта, разжигание, а в качестве дров используются слова. Тут взяли не нейтральное слово, а чуть более маркированное, более эмоциональное, там собеседник обиделся и тоже предложил такое слово, и вот уже доходит до примитивных ругательств.
Вербальные конфликты, когда слова цепляют другие слова и отношения становятся все хуже, можно смягчить, если где-то выбрать нейтральное слово. Поэтому важно отслеживать мелкие конфликтные вещи, которые нам могут помочь при решении задач уже не лингвистических. Лингвистическая конфликтология — очень важная область и сама по себе, и как выход в более общее пространство исследования человеческих отношений.
В каком-то смысле так менялись и мои лингвистические интересы: от грамматики и семантики к социолингвистике и лингвистической антропологии, то есть от изучения языка к изучению человека и человеческих отношений посредством языка и вербальной коммуникации.
Фото: Михаил Дмитриев
Автор текста: Дранкина Екатерина Александровна, 21 марта
Все материалы автора
Люди Вышки
«Вышка» в Telegram
Ребенок не хочет учиться в школе, что делать родителям
Ваш ребенок не хочет учиться в школе? С трудом просыпается по утрам и собирается со скандалом? В этой статье поговорим, как заинтересовать ребенка учебой и сберечь ему и себе нервы.
Сегодня самая острая проблема педагогики – это почти полное нежелание детей прилагать усилия, чтобы получать новые знания. У кого-то из школьников мотивация к учебе пропадает со временем, а у кого-то она отсутствует изначально, поэтому посещение школы превращается в ежедневную каторгу.
Что же делать родителям в обоих случаях?
Принуждение – не выход. Со временем ребенок начнет хитрить и обманывать, что только усугубит ситуацию и негативно скажется на отношениях в семье. Кроме того, у ребенка может навсегда появиться отвращение к учебе. А это намного хуже, ведь в современном мире нужно постоянно развиваться, чтобы быть востребованным.
⠀
Самый действенный способ увлечь ребенка учебой – правильная мотивация, которая связана с его личными желаниями и интересами. Например, когда школьник занимается математикой не потому, что нужно получить хорошую оценку, а потому, что ему это искренне интересно и сам процесс доставляет удовольствие.
⠀
Давайте разберемся, какие типы мотивации бывают и какой из них лучше всего работает в отношении детей.
Виды мотивации
Есть два основных типа мотивации – внешний и внутренний.
⠀
Внешний стимул связан с ситуациями, когда мы выполняем какое-либо действие с целью получить вознаграждение или избежать наказания. Поэтому здесь можно выделить еще два подтипа – положительную и отрицательную мотивацию. Например, внешний положительный стимул – когда ребенок усиленно занимается русским языком, потому что хочет поступить на журфак. А внешний отрицательный – когда ведет себя хорошо, чтобы не лишиться долгожданного подарка на день рождения.
⠀
К внутреннему стимулу, наоборот, относится добровольное желание. Когда, как мы уже писали выше, ребенок чем-то занимается, потому что хочет сам. Пример внутреннего положительного стимула – ребенок усиленно изучает математику, потому что мечтает в будущем стать программистом и создавать свои компьютерные игры. А пример отрицательной мотивации – он понимает, что с плохими оценками не сможет поступить в вуз.
⠀
Самым лучшим выходом для ребенка, который не хочет учиться в школе, будет внутренняя положительная мотивация. Поэтому, чтобы заинтересовать школьника учебой, нужно влюбить его в образовательный процесс. Это довольно просто, если в школе и дома взрослые придерживаются принципов гуманной педагогики.
6 советов родителям, если ребенок не хочет учиться в школе
Суть этой проблемы в том, что если ребенок чего-то не хочет, его непросто заставить действовать против своей воли. Можно по 100 раз на дню повторять о важности учебы в жизни, кричать, угрожать, но это никак не поможет пробудить у него желание взяться за учебники. Психологи онлайн-школы Kidskey поделились своими рекомендациями, что делать родителям, чтобы изменить ситуацию:
1. Не давите, а помогайте
Наша психика устроена так, что когда на нас давят, мы изо всех сил сопротивляемся. Чем больше родители заставляют ребенка «зубрить», делать уроки, тем больше он избегает этого. Если ребенок просит о помощи с уроками, помогите, но не торопите, не давите и не делайте за него. Стимулируйте ответственность, отстраняясь и показывая, что вы ему доверяете, потому что он умный и взрослый.
2. Давайте ребенку достаточно времени на отдых
Много ли вам хочется, когда вы устали, хотите есть или чем-то раздражены? Также у ребенка и с учебой. Поэтому важно позаботиться, чтобы за домашнее задание он садился сытым, отдохнувшим и спокойным. Сразу после школы дайте ему время на отдых, а потом приступайте к урокам.
3. Поощряйте любознательность
Какими бесполезными и наивными вам бы ни казались вопросы ребенка, не избегайте ответов. Объясняйте все развернуто и с азартом, и тогда у ребенка сформируется привычка интересоваться всем вокруг, исследовать и анализировать. Он научится задавать вопросы, мыслить критически и будет узнавать новое в школе с большим удовольствием.
4. Хвалите
Хвалите ребенка за любые успехи в учебе и за проявленный интерес к увлечениям, которые не относятся к школьной программе. Критику тоже можно использовать, но она должна быть конструктивной. Если он делает ошибки в домашней работе, говорите: «Ничего страшного, ты просто не совсем усвоил эту тему. Давай повторим еще раз».
5. Не запрещайте сидеть в интернете, а научите получать там пользу
Сегодня важно владеть информацией, поэтому не нужно запрещать ребенку сидеть в интернете и пользоваться гаджетами. Наоборот, следует научить его правильно их использовать. Например, искать дополнительную информацию, которой нет в учебниках или найти обучающий курс по любимому предмету и проходить его онлайн.
Смотреть онлайн-курсы школы Kidskey
6. Переводите уроки в игру
Самым эффективным методом обучения дошкольников и младших школьников является игра. Во время игры ученик активно вовлечен в учебный процесс, не боится ошибиться и не испытывает нервного напряжения, ведь все легко и весело можно исправить. Информация, полученная на уроке-игре и подкрепленная положительными эмоциями, запоминается лучше, а у ребенка появляется интерес и желание учиться.
⠀
Поэтому, если ваш ребенок не хочет учиться в школе из-за того, что ему, например, тяжело дается математика или русский язык, переведите изучение этих предметов в игровой формат. Благо сейчас для этого даже не нужно выходить из дома.
Онлайн-занятия по математике и русскому языку в игровой форме для детей от 4 лет
Чего делать не надо
Стремление учиться заложено в нас природой. Новые знания и навыки помогают нам адаптироваться и выживать. Поэтому ребенок с рождения жаждет познавать мир и будет стремиться делать это и в школе, если взрослые по ошибке не отобьют у него желание.
Так чего же делать нельзя?
Нельзя наказывать, если ребенок не хочет учиться в школе и приносит плохие оценки по всем предметам. Нельзя шантажировать его вознаграждениями, например: «Никуда не свожу, ничего не куплю, не дам поиграть на планшете» и т.п. Такие методы воспитания не работают. Это, наоборот, еще больше отталкивает от учебы.
Нельзя сравнивать его с другими детьми. Если так делать постоянно, то это, наоборот, сильно демотивирует и не поможет заинтересоваться учебой. Сравнение должно быть только между его прошлыми и настоящими достижениями. Ребенок будет учиться лгать и выкручиваться, а вместо ответственности и решительности у него разовьется неуверенность в себе.
⠀
Нельзя перегружать ребенка учебой. Сегодня не стоит ставить образование в классической школе во главу угла. Потому что чаще всего дети, которые категорически не хотят ходить в школу, с большим удовольствием занимаются в кружках, спортсекциях и на онлайн-курсах. Именно дополнительные занятия помогают раскрыть в каждом ребенке тот внутренний потенциал, который не проявляется в обычной школе.
⠀
Поэтому поощряйте занятия творчеством, спортом, музыкой. Оставляйте больше времени на увлечения, которые по-настоящему захватывают ребенка. Открывая для себя новое и интересное, чувствуя поддержку родителей, ребенок обязательно полюбит учиться в школе и научится ставить в приоритет именно те знания, которые действительно ему пригодятся в жизни.
Читайте также:
Как мы разрушаем самооценку ребенка
Что такое гуманная педагогика или, как вдохновить ребенка учиться
Нет времени играть с ребенком: как избавиться от чувства вины?
Как оправиться от плохих оценок
×
Введите свой адрес электронной почты, чтобы разблокировать дополнительную скидку 25 долларов на программу SAT или ACT!Отправив свой адрес электронной почты.
Я подтверждаю, что мне исполнилось 13 лет, даю согласие на получение маркетинговых сообщений по электронной почте от The Princeton Review и соглашаюсь Условия эксплуатации.< Назад ко всем статьям
Плохие оценки? Бывает. Но один плохой тест, месяц или квартал не должны снижать ваш средний балл. Вы все еще можете закончить семестр там, где хотите, если примете меры сейчас. Выполните эти пять шагов, чтобы улучшить свой табель успеваемости.
1. Проверьте свои оценки онлайн.Вы знаете, что новостную ленту вы просматриваете пять раз в день? Сделайте то же самое для своих оценок и школьной работы. Но когда вы выходите в интернет, не смотрите только на буквенную оценку. Внимательно изучите каждое задание и оцените, можете ли вы что-то сделать, чтобы улучшить свой результат.
Вы пропустили важное задание, которое можно было бы повторить (или, может быть, вы просто забыли его сдать?). Не могли бы вы переписать сочинение, чтобы получить больше баллов? Если вы исправите эти математические задачи, сможете ли вы получить половину балла? Каждое очко имеет значение, поэтому выясните, что вы можете сделать, чтобы максимизировать свою общую сумму.
Учителя любят, когда ученики проявляют инициативу. Поговорите с ними о дополнительном задании, которое поможет повысить вашу оценку. Дополнительные баллы могут включать в себя что-то вроде участия в научной ярмарке, написания дополнительного эссе или выступления перед классом. Спросить никогда не помешает!
3. Что еще предстоит в этом семестре?Не переделывать старую работу за счет новой.
Узнайте, будет ли важный отчет, проект или тест, которые повлияют на вашу оценку. Убедитесь, что вы четко понимаете, что вам нужно сделать, чтобы действительно хорошо выполнить эти последние задания и максимально повысить оценку.
4. Разработайте четкий план действий.Вы не хотите переделывать или обновлять старую работу за счет новой работы. Создайте план, который гарантирует, что вы будете в курсе предстоящих сроков, пока будете заниматься работой, которую вы, возможно, отложили в начале семестра. Школьные каникулы и каникулы могут быть прекрасным временем, чтобы снять с себя некоторые надвигающиеся задания и снять стресс.
5. Подумайте о том, чтобы нанять репетитора для завершения семестра.Если вы перегружены домашними заданиями, это может быть идеальное время, чтобы получить дополнительную помощь. Репетитор может помочь вам сохранить оценку и составить план на оставшуюся часть семестра.
Застрял на домашнем задании?
Попробуйте онлайн-репетиторство с одним из наших экспертов и получите помощь в выполнении домашних заданий по более чем 40 предметам.
Попробуйте бесплатный сеанс
Сотрудники The Princeton Review
Уже более 40 лет учащиеся и их семьи доверяют The Princeton Review помощь им в поступлении в учебные заведения их мечты. Мы помогаем учащимся преуспеть в средней школе и за ее пределами, предоставляя им ресурсы для получения более высоких оценок, лучших результатов тестов и более удачных заявлений в колледж. Подпишитесь на нас в Твиттере: @ThePrincetonRev.Откройте для себя колледжи
Свяжитесь с нашими рекомендуемыми колледжами, чтобы найти школы, которые соответствуют вашим интересам и ищут таких же студентов, как вы.
Карьерный опрос
Пройдите наш короткий тест, чтобы узнать, какая профессия подходит именно вам.
388 лучших колледжей
154 000 студентов оценивают все, от своих профессоров до социальной жизни в кампусе.
Учись умнее, а не усерднее – Учебный центр
Вы когда-нибудь чувствовали, что ваши учебные привычки просто не подходят? Вы задаетесь вопросом, что вы могли бы сделать, чтобы лучше успевать в классе и на экзаменах? Многие студенты понимают, что их школьные привычки не очень эффективны в колледже. Это понятно, так как колледж сильно отличается от средней школы. Профессора менее вовлечены лично, классы больше, экзамены стоят больше, чтение более интенсивное, а занятия гораздо более строгие. Это не значит, что с вами что-то не так; это просто означает, что вам нужно научиться некоторым более эффективным навыкам обучения. К счастью, существует множество активных и эффективных стратегий обучения, которые доказали свою эффективность на занятиях в колледже.
Этот раздаточный материал предлагает несколько советов по эффективному обучению. Внедрение этих советов в вашу регулярную учебную программу поможет вам эффективно и действенно усвоить материал курса. Поэкспериментируйте с ними и найдите те, которые работают для вас.
Чтение не обучение
Простое чтение и перечитывание текстов или заметок не означает активного вовлечения в материал. Это просто перечитывание ваших заметок. Только «выполнение» чтений для класса не является учебой. Это просто чтение для класса.
Думайте о чтении как о важной части предварительного изучения, но изучение информации требует активного участия в материале (Эдвардс, 2014). Активное участие — это процесс создания смысла из текста, который включает в себя установление связей с лекциями, формирование примеров и регулирование вашего собственного обучения (Дэвис, 2007). Активное изучение не означает выделение или подчеркивание текста, перечитывание или механическое заучивание. Хотя эти занятия могут помочь вам увлечься заданием, они не считаются методами активного обучения и слабо связаны с улучшением обучения (Маккензи, 19 лет).94).
Идеи для активного обучения включают:
- Создайте учебное пособие по теме. Сформулируйте вопросы и проблемы и напишите полные ответы. Создайте свой собственный тест.
- Станьте учителем. Произнесите информацию вслух своими словами, как если бы вы были инструктором и преподавали концепции в классе.
- Приведите примеры, относящиеся к вашему собственному опыту.
- Создайте концептуальные карты или диаграммы, поясняющие материал.
- Разработайте символы, представляющие концепции.
- Для нетехнических занятий (например, английского языка, истории, психологии) выясните основные идеи, чтобы вы могли их объяснить, сопоставить и переоценить.
- Для технических занятий поработайте над задачами и объясните шаги и почему они работают.
- Исследование с точки зрения вопросов, доказательств и выводов: какой вопрос ставит преподаватель/автор? Какие доказательства они представляют? Каков вывод?
Организация и планирование помогут вам активно готовиться к курсам. Готовясь к тесту, сначала организуйте свои материалы, а затем начните их активное рассмотрение по темам (Newport, 2007). Часто профессора включают подтемы в учебные программы. Используйте их в качестве руководства для систематизации материалов. Например, соберите все материалы по одной теме (например, заметки в PowerPoint, заметки из учебника, статьи, домашнее задание и т. д.) и сложите их в стопку. Пометьте каждую стопку темой и изучайте по темам.
Для получения дополнительной информации о принципе активного обучения ознакомьтесь с нашим советом по метапознанию.
Понять учебный цикл
Учебный цикл, разработанный Фрэнком Кристом, включает в себя различные части обучения: предварительный просмотр, посещение занятий, повторение, изучение и проверка вашего понимания. Хотя каждый шаг может показаться очевидным с первого взгляда, слишком часто ученики пытаются срезать путь и упускают возможности для хорошего обучения. Например, вы можете пропустить чтение перед уроком, потому что преподаватель изучает тот же материал в классе; при этом упускается ключевая возможность учиться в разных режимах (чтение и аудирование), а также извлечь выгоду из повторения и распределенной практики (см. № 3 ниже), которые вы получите как от чтения вперед и посещают занятия. Понимание важности всех этапов этого цикла поможет вам не упустить возможности для эффективного обучения.
Расстояние хорошее
Одной из наиболее эффективных стратегий обучения является «распределенная практика» — разделение вашего обучения на несколько коротких периодов времени в течение нескольких дней и недель (Newport, 2007). Наиболее эффективная практика — ежедневно работать по короткому времени над каждым занятием. Общее количество времени, затраченное на изучение, будет таким же (или меньше), как одно или два библиотечных занятия, но вы усвоите информацию более глубоко и сохраните гораздо больше в долгосрочной перспективе, что поможет вам получить пятерку на итоговом экзамене. . Важно то, как вы используйте ваше учебное время, а не то, как долго вы учитесь. Продолжительные учебные занятия приводят к отсутствию концентрации и, следовательно, к отсутствию обучения и удержания.
Чтобы распределить учебу на короткие промежутки времени в течение нескольких дней и недель, вам необходимо контролировать свое расписание. Ведение списка задач, которые нужно выполнять ежедневно, поможет вам включать регулярные активные учебные занятия для каждого класса. Старайтесь делать что-то для каждого класса каждый день. Будьте конкретны и реалистичны в отношении того, сколько времени вы планируете потратить на каждую задачу — в вашем списке не должно быть больше задач, чем вы можете выполнить в течение дня.
Например, вы можете решать несколько задач по математике в день, а не все за час до урока. На истории вы можете каждый день уделять 15-20 минут активному изучению конспектов. Таким образом, ваше время обучения может оставаться прежним, но вместо того, чтобы готовиться только к одному уроку, вы будете готовиться ко всем своим урокам короткими отрезками. Это поможет сосредоточиться, оставаться в курсе своей работы и сохранять информацию.
В дополнение к более глубокому изучению материала, разделение вашей работы помогает предотвратить прокрастинацию. Вместо того, чтобы заниматься страшным проектом четыре часа в понедельник, вы можете заниматься этим ужасным проектом по 30 минут каждый день. Более короткое и стабильное время для работы над пугающим проектом, вероятно, будет более приемлемым и с меньшей вероятностью будет отложено до последней минуты. Наконец, если вам нужно запомнить материал для урока (имена, даты, формулы), лучше всего сделать карточки для этого материала и периодически повторять его в течение дня, а не проводить одно долгое занятие по запоминанию (Wissman and Rawson, 2012). Смотрите наш раздаточный материал по стратегиям запоминания, чтобы узнать больше.
Хорошо быть интенсивным
Не все обучение одинаково. Вы добьетесь большего, если будете интенсивно учиться. Интенсивные учебные занятия короткие и позволят вам выполнять работу с минимальными затратами усилий. Более короткие и интенсивные занятия более эффективны, чем затянувшееся обучение.
На самом деле, одна из наиболее эффективных стратегий обучения — это распределение обучения на несколько сессий (Newport, 2007). Интенсивные учебные занятия могут длиться 30 или 45 минут и включают активные стратегии обучения. Например, самопроверка — это активная стратегия обучения, которая повышает интенсивность обучения и эффективность обучения. Однако если вы планируете часами заниматься самопроверкой, вы, скорее всего, отвлечетесь и потеряете внимание.
С другой стороны, если вы планируете проверять себя по материалам курса в течение 45 минут, а затем сделать перерыв, вы, скорее всего, удержите свое внимание и удержите информацию. Кроме того, более короткие и интенсивные занятия, скорее всего, окажут давление, необходимое для предотвращения прокрастинации.
Молчание не золото
Знай, где ты лучше всего учишься. Тишина библиотеки может быть не лучшим местом для вас. Важно учитывать, какая шумовая среда лучше всего подходит для вас. Вы можете обнаружить, что лучше концентрируетесь на фоновом шуме. Некоторые люди считают, что прослушивание классической музыки во время учебы помогает им сконцентрироваться, в то время как других это сильно отвлекает. Дело в том, что тишина в библиотеке может отвлекать не меньше (а то и больше), чем шум спортзала. Таким образом, если тишина отвлекает, но вы предпочитаете заниматься в библиотеке, попробуйте первый или второй этажи, где больше фонового «гула» 9. 0003
Имейте в виду, что активное изучение редко проходит молча, так как часто требует проговаривания материала вслух.
Проблемы — твой друг
Работа и повторная обработка задач важны для технических курсов (например, математики, экономики). Уметь объяснить этапы решения проблем и почему они работают.
В технических курсах обычно важнее решать задачи, чем читать текст (Newport, 2007). В классе подробно запишите практические задачи, продемонстрированные профессором. Комментируйте каждый шаг и задавайте вопросы, если вы запутались. По крайней мере, запишите вопрос и ответ (даже если вы пропустите шаги).
При подготовке к контрольным работам соберите большой список задач из материалов курса и лекций. Работайте над проблемами и объясните шаги и почему они работают (Carrier, 2003).
Пересмотреть многозадачность
Значительное количество исследований указывает на то, что многозадачность не повышает эффективность и фактически негативно влияет на результаты (Junco, 2012).
Чтобы учиться умнее, а не усерднее, вам нужно устранить отвлекающие факторы во время учебных занятий. Социальные сети, просмотр веб-страниц, игры, текстовые сообщения и т. д. серьезно повлияют на интенсивность ваших учебных занятий, если вы позволите им! Исследования ясно показывают, что многозадачность (например, ответы на тексты во время учебы) увеличивает количество времени, необходимого для изучения материала, и снижает качество обучения (Junco, 2012).
Устранение отвлекающих факторов позволит вам полностью погрузиться во время занятий. Если вам не нужен компьютер для домашней работы, не используйте его. Используйте приложения, чтобы помочь вам установить ограничения на количество времени, которое вы можете проводить на определенных сайтах в течение дня. Выключите телефон. Вознаградите интенсивное обучение перерывом в социальных сетях (но убедитесь, что вы выбрали время для перерыва!). См. наш раздаточный материал по управлению технологиями, чтобы получить дополнительные советы и стратегии.
Измените настройки
Найдите несколько мест для учебы в кампусе и вокруг него и измените свое пространство, если обнаружите, что оно больше не подходит для вас.
Знайте, когда и где вы лучше всего учитесь. Возможно, ваше внимание сосредоточено в 22:00. не такой резкий, как в 10:00. Возможно, вы более продуктивны в кофейне с фоновым шумом или в кабинете в общежитии. Возможно, когда вы учитесь на своей кровати, вы засыпаете.
Имейте множество мест в кампусе и вокруг него, которые являются для вас хорошей учебной средой. Таким образом, где бы вы ни находились, вы сможете найти идеальное место для учебы. Через некоторое время вы можете обнаружить, что ваше место слишком удобное и больше не является подходящим местом для учебы, поэтому пришло время перейти на новое место!
Стать учителем
Попробуйте объяснить материал своими словами, как если бы вы были учителем. Вы можете сделать это в учебной группе, с партнером по изучению или самостоятельно. Произнесение материала вслух укажет на то, где вы запутались и нуждаетесь в дополнительной информации, и поможет вам запомнить информацию. Объясняя материал, используйте примеры и устанавливайте связи между понятиями (так же, как это делает учитель). Это нормально (даже рекомендуется) делать это с вашими заметками в руках. Сначала вам, возможно, придется полагаться на свои заметки, чтобы объяснить материал, но со временем вы сможете преподавать без своих заметок.
Создание викторины для себя поможет вам думать, как ваш профессор. Что ваш профессор хочет, чтобы вы знали? Самопроверка — очень эффективный метод обучения. Составьте учебное пособие и носите его с собой, чтобы периодически просматривать вопросы и ответы в течение дня и в течение нескольких дней. Определите вопросы, которые вы не знаете, и задайте себе вопросы только по этим вопросам. Произнесите свои ответы вслух. Это поможет вам сохранить информацию и внести исправления там, где они необходимы. Для технических курсов выполните примеры задач и объясните, как вы перешли от вопроса к ответу. Переделайте проблемы, которые доставляют вам неприятности. Изучение материала таким образом активно задействует ваш мозг и значительно улучшит вашу память (Крайк, 19 лет).75).
Возьмите под контроль свой календарь
Контроль вашего графика и ваших отвлекающих факторов поможет вам достичь ваших целей.
Если вы контролируете свой календарь, вы сможете выполнять свои задания и оставаться в курсе своей курсовой работы. Ниже приведены шаги для получения контроля над вашим календарем:
- Каждую неделю в один и тот же день (возможно, в воскресенье вечером или в субботу утром) планируйте свое расписание на неделю.
- Просмотрите каждый урок и запишите, что вы хотели бы сделать для каждого урока на этой неделе.
- Посмотрите в свой календарь и определите, сколько часов у вас есть, чтобы выполнить свою работу.
- Определите, можно ли заполнить список за отведенное вам время. (Вы можете указать количество времени, которое требуется для выполнения каждого задания. ) При необходимости внесите коррективы. Например, если вы обнаружите, что на выполнение вашей работы потребуется больше часов, чем у вас есть, вам, вероятно, придется провести сортировку своих чтений. Завершить все чтения — это роскошь. Вам нужно будет принимать решения о своих чтениях на основе того, что рассматривается в классе. Вы должны читать и делать заметки по всем заданиям из любимого источника класса (того, который часто используется в классе). Это может быть учебник или литература, посвященная теме дня. Вероятно, вы можете просмотреть дополнительные чтения.
- Делайте отметку в своем календаре, когда планируете выполнять задания.
- Каждый вечер перед сном составляйте план на следующий день. Просыпаясь с планом, вы станете более продуктивным.
См. наш раздаточный материал о календарях и колледже, чтобы получить дополнительные советы по использованию календарей для управления временем.
Используйте время простоя в своих интересах
Остерегайтесь «легких» недель. Это затишье перед бурей. Небольшие рабочие недели — отличное время, чтобы продвинуться вперед в работе или начать долгосрочные проекты. Используйте дополнительные часы, чтобы выполнять задания или начинать большие проекты или писать документы. Вы должны планировать работу над каждым уроком каждую неделю, даже если у вас нет никаких сроков. На самом деле предпочтительнее выполнять какую-то работу для каждого из ваших классов каждый день. Потратив 30 минут на занятие каждый день, вы получите до трех часов в неделю, но распределение этого времени на шесть дней более эффективно, чем втиснуть все это в течение одного длинного трехчасового занятия. Если вы выполнили всю работу для определенного класса, используйте 30 минут, чтобы продвинуться вперед, или начните более длительный проект.
Используйте все свои ресурсы
Помните, что вы можете записаться на прием к академическому тренеру, чтобы поработать над реализацией любой из стратегий, предложенных в этом материале.
Консультации по работам
Перевозчик, LM (2003). Выбор студентами учебных заведений учебных стратегий. Перцептивные и моторные навыки, 96 (1), 54–56.
Крейк Ф.И. и Талвинг Э. (1975). Глубина обработки и удержание слов в эпизодической памяти. Журнал экспериментальной психологии: Общие, 104 (3), 268.
Дэвис, С.Г., и Грей, Э.С. (2007). Выходя за рамки стратегий сдачи тестов: создание саморегулируемых учащихся и учителей. Journal of Curriculum and Instruction, 1 (1), 31–47.
Эдвардс, А. Дж., Вайнштейн, К. Э., Гетц, Э. Т., и Александр, П. А. (2014). Стратегии обучения и учебы: вопросы оценки, обучения и оценки. Эльзевир.
Юнко Р. и Коттен С. Р. (2012). Нет A 4 U: Связь между многозадачностью и академической успеваемостью. Компьютеры и образование, 59 (2), 505-514.
Маккензи, AM (1994). Подготовка к экзамену, волнение и сдача экзамена в группе взрослых студентов. Международный журнал непрерывного образования, 13 (5), 373-388.
Макгуайр, С.