Великие психологические эксперименты: семь слов доктора Вундта: med_history — LiveJournal
Почему в рекламных блоках используется не более девяти смысловых единиц, хорошо запоминаются телефоны без префикса, а в веб-дизайне хорошим тоном считается не включать в основное меню сайта слишком много разделов? Все дело в числе семь, которое играет важнейшую роль в жизни человечества. И, кстати, при этом никакой магии – сплошная наука.
Ведь эта самая семерка стала одним из первых результатов первых настоящих экспериментов молодой науки психологии.
Еще 150 лет для изучения такого понятия, как «душа» или «сознания» предполагалось всего лишь несколько инструментов. Либо обратить сознание на себя, фактически предаваясь медитации, либо рассуждать на эту тему. Так продолжалось до тех пор, пока на научную сцену не вышел ординарный профессор Лейпцигского университета Вильгельм Вундт. Этот человек решил применить к психологии главный прием естественных наук – эксперимент.
Надо сказать, что Вундт был даже по тем временам скучным и очень «правильным» человеком. В его жизни все было упорядочено – и работа, и личная жизнь. По воспоминаниям его жены Софи, он все время придерживался точного распорядка. Утром – писал, днем посещал cотрудников и лаборатории (не более 10 минут на каждого), затем – прогулка и лекция, вечером – прием гостей, музицирование и разговоры о политике.
Но именно эта упорядоченность позволила ему столь же методично перевести психологию на экспериментальные рельсы.
Лаборатория Вундта
Первые психологические эксперименты зрелищностью не отличались. Скажем прямо, для современного человека они показались бы откровенно скучными. Представьте себе типичный кабинет Лейпцигского университета. 1879 год. На столе стоит самый обычный метроном, он же практически первый психологический прибор, перед ним сидит человек. При помощи такого нехитрого прибора Вундт исследует свойства сознания. Вундт старался измерить объем сознания (как он сам писал). Его интересовало, сколько простых, «элементарных» впечатлений может уместиться в сознании одновременно.
Испытуемым в первой психологической лаборатории с небольшим промежутком предъявлялись два одинаковых ряда звуков и предлагалось определить, одинаковые ли это были звуки? Считать стимулы запрещалось – их надо было просто слушать и воспринимать каждый ряд целостно.
Оказалось, что удары метронома воспринимались, как разные звуки – наподобие тиканья часов: “тик-так”. Хотя, конечно, никакого “тик” и “так” этот прибор не издавал – все его щелчки были одинаковыми. Но Вундт объяснил это феноменом “ритмичности” сознания – тенденции к образованию групп из отдельных элементов.
А если звуки можно было организовать хотя бы в пары, то испытуемые могли сравнить между собой ряды, состоящие, в среднем, из 8 пар. Если количество пар оказывалось больше, ряды звуков переставали восприниматься, как единое целое. Вундт решил, что это и есть предельный объем сознания.
Кстати, в его последующих опытах выяснилось, что если звуки могли группироваться и дальше, то человек способен воспринимать, как целостный ряд, пять тактов по восемь звуков.
Именно этот факт натолкнул Вундта на мысль о том, что сознание способно организовывать информацию в более крупные единицы. По мнению профессора, благодаря этому человек способен понимать речь: предложения, состоящие из слов, которые, в свою очередь, состоят из отдельных звуков, непроизвольно воспринимаются, как единое целое. Кстати, именно поэтому, как выяснилось, гораздо легче учить стихотворения, нерифмованная часть которых (половина строфы) умещается в семь-восемь слов.
Лаборатория Вундта в скором времени превратилась в первый в мире институт экспериментальной психологии, а его студенты успешно создавали психологические лаборатории не только в Европе, но и за океаном. Наибольшую популярность при жизни он приобрел, как ни странно, в России. Именно на русском языке вышло больше всего переводов Вундта, а в 1912 году в Москве появилась точная копия его лаборатории.
Кстати, написал Вундт удивительно много. За 68 лет научной деятельности он написал 53 735 страниц – больше двух печатных страниц в день. Видимо, детская мечта стать знаменитым писателем не прошла даром.
Писатетем он не стал, зато стал классиком психологической науки и основателем экспериментальной психологии c огромной прижизненной славой (в честь него еще при жизни назвали астероид 635 Вундтия). А ныне благодаря ему современные студенты-первокурсники психфаков во всем мире начинают обучение по предмету “История психологии” с попыток понять, что же делал этот странный мужик с метрономом.
Исследователи не оставили в покое «объем сознания», описанный Вундтом. Сейчас та область сознания, где удерживается оперативная информация, принято называть кратковременной памятью.
Спросите, причем тут семерка, если речь до сих пор шла о сплошных восьмерках? В 1956 году свет увидела статья Джорджа Миллера «Магическое число семь, плюс-минус два: некоторые пределы нашей способности обрабатывать информацию», в которой он еще раз подтвердил результаты опытов Вундта. А заодно и уточнил их, подсчитав объем кратковременной памяти. На долгие годы это число стало своеобразной константой: 7, плюс-минус 2. И благодаря Миллеру открытие Вундта стали использовать на практике рекламщики, копирайтеры, дизайнеры интерфейсов… «Не более семи слов в рекламном слогане, не более семи элементов в презентации»… Плюс-минус два, и внимание такого невнимательного человечества вам гарантировано.
Текст написан замечательным медицинским журналистом Снежаной Шабановой в соавторстве с одним из авторов блога для журнала «Вокруг света».
Следить за обновлениями нашего блога можно и через его страничку в фейсбуке.
Вундтовская школа психологии | Психологическая энциклопедия 1vc0
Вундтовская школа психологии. Первым вариантом психологии как самостоятельной науки явилась физиологическая психология Вильгельма Вундта (1832-1920). Его первой книгой было «Учение о мышечных движениях» (1858), второй — «Материалы к теории чувственного восприятия» (1858-1862). В это время он работал в Гейдельбергском университете преподавателем физиологии, и ассистентом профессора Гельмгольца, который ввел понятие о «бессознательных умозаключениях». В 1962 году Вундт читает в этом же университете курс лекций на тему «Психология с точки зрения естествознания» и уже в следующем, 1863 году выходят его «Лекции о душе человека и животных». В этих лекциях содержалась программа построения двух психологий — экспериментальной и социальной (культурно-исторической). В 1873-1874 выходят его «Основы физиологической психологии», с 1875 года Вундт является профессором философии в Лейпциге, а в 1879 году Вундт создает первую в мире психологическую лабораторию в Лейпцигском университете, по ее образцу возникают аналогичные учреждения в России, Англии, США, Франции и других странах, на базе которой через два года создается Институт экспериментальной психологии, превратившийся в международный центр по подготовке психологов. Именно он утвердил эксперимент в качестве главного рычага превращения психологического знания в научное. Труды лаборатории публикуются в созданном Вундтом первом психологическом журнале, называвшемся «Философские исследования», который издавался с 1881 года.
В вундтовской школе формировалось первое поколение профессиональных психологов, у него учились Э.
Титченер, О. Кюльпе, Ф. Крюгер, Э. Мейман, Г. Мюнстерберг, В. М. Бехтерев, Н. Н. Ланге, Э. Крепелин, Д. Кеттелл, Ст. Холл и другие, более 160 крупных ученых. С. Холл организовал в 1892 году Американскую психологическую ассоциацию, являющуюся самой влиятельной организацией психологов в мире, также он является одним из основателей педологии. Крепелин Эмиль (1856 – 1926 гг.) — немецкий психиатр, профессор психиатрии, предложил классификацию душевных заболеваний, в которой, наряду с прочим выделил деменцию и манию. Крепелин внедрил в психиатрическую клинику психологический эксперимент, ему принадлежит попытка составления схем исследования личности, начал исследования по психофармакологии. Бехтерев Владимир Михайлович (1857 – 1927 гг.) — русский невропатолог, психиатр, физиолог, психолог, создатель в 1885 г. первой в России лаборатории экспериментальной психологии при клинике Казанского университета, основатель в 1908 г. Психоневрологического института в Санкт–Петербурге. Г. Мюнстерберг один из основоположников «психотехники», занимался проблемами управления, профотбор, профессионального обучения, в 1913 г.Вундтовская школа строила свою экспериментальную программу по схеме психофизиологии органов чувств и психофизики. В экспериментальной психологии происходит расслоение, в пользу независимости психологического исследования от физиологического. Сферы научных интересов Вундта — включающие ощущения и восприятие, внимание, чувства, реакцию и ассоциации — стали основными главами во всех учебниках по психологии. То, что взгляды Вундта относительно психологии не во всем оказались верными, ни в коей мере не умаляет его достижений как основателя этой науки.
Вильгельм Вундт :: Отец психологии
Вильгельм Вундт (полное имя Вильгельм Максимилиан Вундт ) жил с 1832 по 1920 год. Он был немецким ученым, которого первым назвали психологом.
На протяжении всей своей жизни Вильгельм Вундт был плодовитым писателем и ученым, который пытался поставить психологию на прочную научную основу, и чья новаторская работа в области так называемой экспериментальной психологии сыграла решающую роль в развитии современной когнитивной психологии.
Вундту также приписывают основание первой лаборатории психологии, наряду с первой школой психологической мысли, чья книга 1873 года Принципы физиологической психологии заслуживает особого внимания.
Обзор Вундта и его творчества
Вильгельм Вундт (1832-1920) был первым в истории психологом, отцом современной психологии, основателем экспериментальной психологии и выполнил новаторскую работу в области когнитивной психологии.Вильгельм Вундт получил образование физиолога и обладает обширными знаниями в области анатомии и физиологии человека и животных. Это формальное обучение важно, потому что оно сильно повлияло на отношение и процесс его более поздних психологических исследований, которые в основном были сосредоточены на интенсивном изучении сознания посредством времени реакции, сенсорных процессов и восприятия .
Однако его сочинения были столь же разнообразны, сколь и обширны. В ходе своих исследований он охватил широкий спектр физиологии, включая физиологию человека и животных. Он также изучал яды, видение, спиритуализм, гипноз, историю и политику. [3] Хотя пока эти темы кажутся , а в некоторых случаях независимы от , даже здесь мы можем обнаружить, что все они были непосредственно связаны с человеком и человеческим опытом и, таким образом, связаны с психологией. Что, как я полагаю, мы можем предположить, было и его собственной верой, поскольку он не считал себя междисциплинарным ученым и мыслителем.
За время своей академической карьеры его записи составили «энциклопедические фолианты», документирующие его исследования в области философии, логики, лингвистики, этики и религии. Интересно, что они тоже попадают в ту же общую категорию, что и относящиеся к человеку и к психологии, как предполагалось выше, что, возможно, доказывает его стремление к полному и всестороннему пониманию всего, что конкретно относится к человеческому разуму и внутреннему опыту. За всю его жизнь общая сумма его сочинений составила около 53 000 страниц, или 100 больших (около 500 страниц) книг. [3]
В качестве преподавателя лично подготовил 186 аспирантов, 116 из которых прошли психологическое обучение. Так что непосредственно от него самого, его лаборатории и его революционной работы он повлиял и даже породил целое поколение психологов, и даже психологию как интеллектуальную дисциплину.
В Лейпцигском университете в Германии он открыл Институт экспериментальной психологии , который является первой лабораторией психологических исследований (в то время ему было около 47 лет). Стиль исследования, проводимого в Институт экспериментальной психологии на практике и процедурах работал в качестве модели для последующих психологических лабораторий. Тем самым ставя Вильгельма Вундта основоположником экспериментальной психологии и психологии в целом, поскольку это событие часто считают началом современной психологии.
Лаборатория стала центром академической дисциплины, со временем привлекая немецких философов и студентов-психологов, а также английских и американских ученых. Кроме того, благодаря характеру его исследований и направленности его работы (мысль, эмоция, восприятие, воля) от него мы также можем проследить корни когнитивной психологии.
Психологические эксперименты Вундта
Личное понимание психологии
Вильгельм Вундт стремился изучить и понять сознание как можно более непосредственно, чтобы в конечном итоге вывести теорию разума или сознания , хотя термин, который использовал сам Вундт, был более общее обозначение внутреннего опыта .
Он считал, что описание сознания является целью психологии. Не понять что есть само сознание (которого мы до сих пор не понимаем), но понять сложные отношения между опытом наших чувств и классификацией, организацией и пониманием информации наших чувств как восприятия .
Но более того, он стремился понять сложную взаимосвязь восприятия с волей и волей (источник нашего вдохновения и решимости совершить действие), мотивация (привлечение или отвращение к чему-либо и наше желание действовать в соответствии с этим притяжением и отталкиванием), эмоция (которая не нуждается в определении), а также познание (наша способность концептуализировать, учиться и понимать с помощью мысли) .
Он считал, что для понимания взаимосвязи между этими различными аспектами человеческого существа и человеческим опытом могут быть разработаны строгие эксперименты, однако он знал, что экспериментальный подход ограничен. Тем не менее, благодаря своим неустанным усилиям, он применил зарождающуюся научную строгость естественных наук, которая дала плоды в его время благодаря более ранним работам физиков и математиков, таких как Галилео Галилей, Иоганн Кеплер, Исаак Ньютон и Рене Декарт, к изучение психологии. При этом он установил дисциплину, отличную от чистого изучения тела, физиологии.
Он знал, что психологию нельзя свести к физиологии, что разум есть нечто большее, чем тело, отличное от него, и что понимание различных психических процессов эмоций, восприятия, воли, мотивации и познания и их взаимосвязи нельзя понять, просто поняв, как работает само тело. Это так же верно сегодня, как и тогда. Он также крайне подозрительно относился к любой идее о бессознательном , особенно в его способности мотивировать человеческое поведение и давать образы и идеи.
Экспериментальная работа
Руководствуясь своим опытом в области физиологии, он разработал свой экспериментальный подход к психологии, стремясь получить доступ к миру внутреннего опыта/разума посредством физиологии. Другими словами, он получил доступ к индивидуальному восприятию через органы чувств индивидуума, обучая своих субъектов сообщать ему о своих внутренних переживаниях и реакциях на различные стимулы настолько объективно, насколько это возможно.
Вундт считал, что само сознание может существенно ответить на наши вопросы о его структуре и составных частях с помощью тщательно определенных экспериментов. Не то, чтобы сознание каким-то образом обращалось к нам напрямую, но эмоциональные и когнитивные реакции в уме, возникающие в результате процесса восприятия, помогли бы нам понять структуру разума.
Он полагал, что подопытный может подвергаться внешним раздражителям от различных аппаратов, которые могут вызывать заранее заданные реакции внутреннего опыта , таким образом давая нам информацию о составляющих компонентах сознания.
Метод, разработанный Вильгельмом Вундтом в качестве ментальной техники, сопровождающей его экспериментальные протоколы, назывался Selbstbeobachtung . Selbstbeobachtung буквально переводится как «самонаблюдение», более известное как самоанализ (буквально означает внутреннее восприятие ).
Эта техника интроспекции , описанная Вундтом, была столь же строгой, как и остальная часть его работы. Это требовало интенсивных тренировок, во время которых обучаемого приучали немедленно реагировать на любые мысли и чувства, возникающие в результате повторяющихся внешних раздражителей. Их нужно было давать без фильтрации, без анализа.
Его эксперименты проводились в форме тренированного субъекта, изолированного в одной комнате, обычно с наблюдающим психологом в соседней комнате. Обучаемого подвергали внешнему раздражителю, например импульсам света или звуку метронома, и просили сообщить, что произошло в течение 9 минут.0003 внутренний опыт или сознание , или, возможно, он понял бы это больше по линии определения «как сознание ответило на раздражитель».
Было высказано предположение, что повторяющиеся стимулы вызывают у индивидуума повторяющиеся переживания, которые могли бы кое-что сказать о структуре и природе сознания, если бы было обнаружено подобных паттерна в качестве ответов на определенные стимулы, которые позволили бы нам делать общие состояния людей и разум. Техника selbstbeobachtung (самоанализ) позволял испытуемым сообщать о своих мыслях и чувствах, независимо от интерпретации или предыдущих экспериментов, то есть о том, что они думали и чувствовали во время последнего сеанса. Идея состоит в том, чтобы устранить ошибки в наблюдении внутреннего опыта (мысли или чувства) из-за искажения, вызванного интерпретацией между опытом и вербализацией.
Он хотел разложить разум на составные элементы, тем самым исследуя такие темы, как познание, эмоции и воля. Почти как если бы он искал источник и зарождение реакции на окружающую среду в уме. Самое первое появление сознательного осознания в ответ на раздражители и сопровождающие его специфические мысли и эмоции.
Хотя, в конце концов, это не увенчалось успехом, так как люди, как правило, давали широкий спектр ответов на один и тот же стимул. Тот факт, что стимулы приводили к тому, что испытуемые сообщали о чувствах, образах и ощущениях, которые так сильно отличались друг от друга, указывает на то, что не существовало когерентной структуры сознания, которую можно было бы обнаружить таким образом. Во всяком случае, это доказывает субъективность восприятия, не давая никаких конкретных данных о самом сознании.
В своей лаборатории он также проводит эксперименты по времени реакции. Субъект, изолированный в комнате и получающий такие раздражители, как свет, звук или изображение, должен был нажать кнопку в тот момент, когда он воспринимает раздражители и способен реагировать на них. Аппарат измерял время реакции с точностью до 1/1000 секунды (1 мс).
Вильгельм Вундт и структурализм
Школа психологии, основанная Вундтом, со временем стала известна как структурализм и является первой психологической школой. В то время как сам Вильгельм Вундт установил основополагающие принципы, теории и экспериментальные протоколы, ставшие структурализмом, именно его ученик Эдвард Титченер расширил основу Вундта, развивая изощренность его идей и донося их до более широкой аудитории.
Основная идея структурализма состоит в том, что разум был суммой жизненного опыта индивидуума, и что если психолог смог разложить разум/сознание на составные элементы, то у каждого человека были уникальные процессы рассуждений и принятия решений. можно было понять.
Эта теория, кажется, идентифицирует сознание или внутренний опыт почти как своего рода машину с определенными частями с различными функциями, которые должны реагировать на стимулы определенным, заранее определенным образом. И что, как только будет понят один аспект человеческого разума, можно будет также определить его отношение к различным другим областям психики. Затем, если бы были поняты основные элементы разума вместе с правилами их взаимодействия, тогда мы могли бы теоретически понять или деконструировать каждую мысль, импульс, действие или поведение, чем человек мог бы предпринять, поняв части и их отношение к целому.
Под влиянием Эдварда Титченера структурализм сосредоточился на трех основных понятиях: ощущение, образ (идея или мысль), и привязанность (чувство) , которые считались основными аспектами сознания/ внутренний опыт. В том, что мы можем испытывать ощущения, нам могут быть представлены идеи или образы в нашем уме, и у нас есть чувства.
Хотя структурализм не интересовался значением того, что мы думали или чувствовали, или причинами, почему, но вместо этого почти полностью отошел от таких соображений. Вместо этого он решил сосредоточиться почти исключительно на механизме (как я описал выше, понимать части и отношения к целому), полагая, что описание внутреннего опыта было единственной важной величиной для понимания.
Излишне говорить, что среди других психологов эти идеи встретили значительную оппозицию, которая продвинула дисциплину вперед с рядом возникающих контртеорий и школ. Структурализм оказал небольшое влияние в Соединенных Штатах.
Вклад Вильгельма Вундта в психологию
Методы Вундта вместе со школой структурализма не получили продолжения после смерти Эдварда Титченера в 1927 году (всего через 7 лет после смерти его наставника). Уже тогда Вильгельм Вундт оказал глубокое и общепризнанное влияние на дисциплину психологии.
Его вклад утвердил психологию как научную дисциплину и провел новаторское исследование, необходимое для объективного и беспристрастного рассмотрения этого весьма субъективного предмета. Действительно, в обзоре 1991 года, опубликованном в рецензируемом журнале American Psychologist , он был признан самым выдающимся психологом 29 американскими историками психологии, а Уильям Джеймс и Зигмунд Фрейд заняли второе место. [5]
Что бы вы ни говорили о нем или его идеях, он был настоящим ученым в том, что искал объективную истину. Его исследования проводились в контролируемых условиях, и Вундт всегда стремился к объективности своего экспериментального подхода. Иронично, учитывая, насколько субъективна его дисциплина по своей природе, а также в высшей степени субъективный характер результатов.
Ведь невозможно подтвердить чувства, идеи (образы) и восприятия человека, не говоря уже о правдивости того, что он говорит что он видел или чувствовал. В отличие от физического проявления мысли и чувства – человеческое поведение – внутренний опыт сам по себе является ненаблюдаемой величиной.
Величайшим вкладом Вильгельма Вундта в психологию были, пожалуй, психологические школы, возникшие из оппозиции и несогласия с некоторыми его собственными идеями и подходами, и основанная им школа структурализма.
Дополнительная литература
- Психология | Openstax
- Вильгельм Вундт | Сол А. Маклеод | 2008 [http://www.simplepsychology.org/wundt.html]
- Вильгельм Максимилиан Вундт | Стэнфордская энциклопедия философии [https://plato.stanford.edu/entries/wilhelm-wundt/]
- Структурализм | Британская энциклопедия
- Вильгельм Вундт | Wikipedia [https://en.wikipedia.org/wiki/Wilhelm_Wundt]
Вильгельм Вундт: Архитектор современной психологии Бетти Бассет | Бетти Бассет | июнь 2023 г.
Вильгельм Вундт: архитектор современной психологии
Автор Бетти Бассетт
Область психологии прошла долгий путь с момента своего зарождения, и нельзя говорить о ее прогрессе, не признавая историческое значение Вильгельма Вундта. Несмотря на критику, с которой он столкнулся, новаторские усилия Вундта по созданию первой психологической лаборатории в Лейпциге в 1879 году стали поворотным моментом в развитии этой области.
Эта статья призвана пролить свет на историческое значение работ Вундта, подчеркнув его вклад и продолжительное влияние, которое они оказали на психологию как научную дисциплину. Переход психологии от философии к науке:
Во времена Вундта психология в первую очередь считалась ветвью философии, сосредоточенной на субъективном самоанализе и философских исследованиях. Вундт осознавал необходимость более эмпирического и систематического подхода к пониманию человеческого поведения и психических процессов. Создав первую психологическую лабораторию, он заложил основу экспериментальной психологии, превратив ее в научную дисциплину, основанную на эмпирических данных и наблюдениях.
Акцент на объективности и строгом экспериментировании:
Подход Вундта к психологии делал упор на объективность, систематическое наблюдение и строгое экспериментирование. Он считал, что психологические явления можно изучать с помощью контролируемых экспериментов, аналогичных тем, которые используются в естественных науках.
Вклад в психологию:
Вклад Вундта в психологию огромен и многогранен. Он представил метод самоанализа, который включал изучение собственных психических процессов и отчет о них. Хотя интроспекция столкнулась с критикой и ограничениями, она заложила основу для более поздних разработок в области когнитивной психологии и проложила путь для изучения сознательного опыта.
Работа Вундта также распространялась на такие области, как восприятие, ощущение и внимание. Его исследования времени реакции, сенсорных порогов и психофизики способствовали нашему пониманию сенсорных процессов человека. Исследование Вундтом этих фундаментальных аспектов человеческого опыта легло в основу последующих исследований и теорий в психологии.
Наследие и влияние:
Создание психологической лаборатории Вундта стало поворотным моментом в истории психологии. Его работа не только определила направление в этой области, но и повлияла на будущие поколения психологов. Многие из его учеников впоследствии сами стали влиятельными фигурами, продвигая его идеи и методологии.
Акцент Вундта на экспериментировании и объективности проложил путь к появлению бихевиоризма, который доминировал в психологии в начале 20 века. Его влияние также распространилось на другие области, такие как структурализм, функционализм и гештальт-психология, поскольку его идеи заложили прочную основу для этих школ мысли.
Бетти Бассет
Бетти Бассет — писатель с разнообразным опытом в области бизнеса и английского языка. Она имеет степень бакалавра Университета Лойолы Мэримаунт, где она оттачивала свои навыки письма и хорошо разбиралась в предметах, которые изучает.
Написав более 156 статей, Бетти накопила большой писательский опыт.