Удивление в психологии это: Базовые эмоции: что такое удивление

Удивление (состояние замешательства) ~ Проза (Психология)

­Удивление — когнитивная эмоция, возникающая при возникновении неожиданной ситуации. Адекватная реакция на отклонение от нормы.
Если неожиданная ситуация окажется опасной, то удивление переходит в страх.

Если неожиданная ситуация окажется безопасной, то удивление переходит в интерес.

Если неожиданная ситуация окажется приятной, то удивление переходит в радость. (Материал из Википедии — свободной энциклопедии).

Кэррол Э.Изард в книге «Психология эмоций» повествует, что «удивление весьма кратковременное состояние, — оно наступает внезапно и так же быстро проходит, В отличие от других эмоций, удивление не может длительно мотивировать поведение человека. Основная функция удивления состоит в том, чтобы подготовить человека к эффективному взаимодействию с новым, внезапным событием и его последствиями.
Причины удивления:
Чувства
1. Синонимы удивления: испуг, шок;

2. Неожиданное осознание чего-то;
3. Растерянность, смущение, конфуз;
4. Физическая или психическая стимуляция;
5. Чувство, что введен в заблуждение, обида; чувство, что тобой воспользовались;
6. Синонимы страдания: угнетенность, печаль;
7. Синонимы стыда: смущение, стеснительность;
8. Другие чувства.
Мысли
1. Мысли о какой-нибудь ошибке, несообразности;
2. Мысли об определенном человеке или деятельности;
3. Неожиданное осознание чего-то;
4. Оригинальная, творческая мысль
5. Другие мысли
Действия
1. Оригинальное, творческое действие;
2. Неожиданный успех или неудача;
3. Глупое, ошибочное действие;
4. Реакция на стимул;
5. Другие действия.
Последствия удивления
Чувства
1.Синонимы удивления
2. Растерянность, смущение;
3. Синонимы страха;
4. Синонимы интереса;
5. Счастье или печаль, в зависимости от контекста;
6. Синонимы удовольствия;
7. Синонимы стыда;
8. Другие чувства.
Мысли
1. Мысли о причине, вызвавшей удивление;
2. Мысли о том, что удивляться не следовало бы;
3. Ожидание последствий;
4. Мысли о возможных положительных последствиях;
5. Мысли о том, как вновь обрести контроль над собой и ситуацией;
6. Другие мысли
Действия
1. Попытки понять причину удивления;
2. Попытки обрести контроль над собой и ситуацией;
3. Выражение удивления, вербальное и физическое;
4. Действия продиктованные ситуацией, необходимые действия;
5. Ожидание последствий
6. Панические, иррациональные действия;
7. Выражение удовольствия
8. Другие действия.
Чарлзуот (Charlesworth,1969) определяет проблему удивления как функцию ошибки ожидания (в отличие от неожиданности). Реакция удивления является критерием развития определенных когнитивных процессов и может служить показателем этапов когнитивного развития[c.193-195]/

Ильин Е.П. в книге «Психофизиология состояний человека» пишет: «Об удивлении как побудителе познания писал еще Аристотель. У него оно служит как бы переходом от познания простых вещей к более сложным. При этом эмоция удивления развивается в ходе познания. Р. Декарт развил мысль Аристотеля о том, что познание начинается с удивления. В ряду шести основных «чувств» на первое место он ставил «чувство» удивления. Им высказан ряд важных мыслей. Он, например, писал, что поскольку мы удивляемся до того, как мы определяем ценность предмета, то удивление есть первая из всех страстей. Удивление не имеет противоположной себе эмоции. Если объект не имеет в себе ничего необычного, он не затрагивает нас, и мы рассматриваем его без всякой страсти.

Удивление выполняет в познании полезную роль, так как при его возникновении душа внимательно рассматривает предметы, кажущиеся ей редкими и необычными.

И. Кант (1900) определял удивление как состояние замешательства при встрече с чем-либо неожиданным. При этом в развитии эмоции удивления он выделял две стадии: первоначально оно задерживает развитие мысли и вследствие этого бывает неприятным, а потом содействует приливу мыслей и неожиданных представлений и потому становится приятным.

Т. Рибо (1898) в понимании интеллектуальных чувств, и в частности удивления, исходил из представлений о любопытстве. Рассматривая становление интеллектуальных чувств в онтогенезе, он выделял три периода: утилитарный, бескорыстие и страсть. В первом периоде им выделялись три этапа: изумление, удивление и чисто утилитарное любопытство.

Глубокий анализ эмоциональному состоянию удивления дал Ушинский. Он полагал, что в удивлении к чувству неожиданности присоединяется сознание трудности примирить новое для нас явление с теми представлениями, которые уже имеются у человека. Пока мы не обратим внимания на эту трудность, будем испытывать только чувство неожиданности или чувство обмана. По мнению Ушинского, дело не в самом явлении или образе, нас поражающем, а в его отношении к нашим убеждениям и рядам наших мыслей, обусловливающих наши ожидания. «Явление, поражающее химика или ботаника, может вовсе не поразить человека, незнакомого с этими науками, и наоборот, то, что поражает человека, не знающего химии и физики, вовсе не поразит специалиста в этих науках, и не поразит не потому, что химик или физик привыкли к данному явлению (они могли его прежде никогда и не видеть), но потому, что они знают, что ожидаемое явление должно произойти, и будут, напротив, удивлены, если оно не произойдет» (1974, с. 434). Ушинский для доказательства своей позиции приводит мнение Броуна, который утверждал, что удивление предполагает предварительные знания, которым новое явление противоречит, и поэтому удивление невозможно при полном невежестве. Развивая эту мысль, Ушинский отмечает, что для младенца все явления новы, но он ничему не удивляется. «Мы удивляемся новому, неожиданному для нас явлению именно потому, что чувствуем всю трудность внести его как новое звено в вереницы наших представлений, и как только мы это сделаем, так и чувство удивления прекратится.

..» (с. 435).

Ушинский соглашается с мнением Декарта, что одни люди способнее других к чувству удивления, но сетует на то, что тот смешал это чувство со страстью удивляться (в современной терминологии последнее, очевидно, относится к любознательности). Он полагает, что людей, не ищущих удивления (нелюбознательных), действительно можно встретить, как и вообще людей, равнодушных к приобретению знаний; но людей, неспособных удивляться, нет. Ушинский пишет о трех видах людей, которые редко удивляются. Во-первых, те, которые настолько увлечены своим делом, что мало интересуются всем остальным. Во-вторых, те, у которых много разнообразных знаний и которых редко чем можно удивить. В-третьих, люди, которые знают все поверхностно, но которые, как им кажется, могут все объяснить (т. е. дилетанты).

Ушинский поднимает важный вопрос о том, что традиционные воспитание и обучение детей, когда ребенку на все даются готовые ответы, убивает способность удивляться, смотреть на природу зрелым умом и с младенческим чувством.

Он считает, что свежее детское (непосредственное) и в то же время мудрое удивление присуще глубоким мыслителям и великим поэтам, останавливающимся часто перед такими явлениями, на которые все давно перестали обращать внимание. Поэтому талантливый человек всегда кажется толпе несколько ребенком. Ушинский справедливо считает такое удивление одним из сильнейших двигателей науки: часто нужно только удивиться тому, чему еще не удивлялись другие, чтобы сделать великое открытие. «Правда, — пишет Ушинский, —ученый уже не удивляется тому, чему еще дивится невежда, но зато он удивляется тому, чему невежда не может удивиться» (с. 437).

Выражение удивления. Мимическое выражение удивления состоит в следующем: брови высоко подняты, из-за чего на лбу появляются продольные морщины, а глаза расширяются и округляются. Приоткрытый рот принимает овальную форму.

Переживание, сопровождающее эмоцию удивления, носит позитивный характер. Изард (2000) считает, что в ситуации удивления люди, как правило, испытывают примерно такое же удовольствие, как и при сильном интересе.

Однако приписывая удивлению переживание удовольствия, нельзя не учитывать, что Кант говорил и о недовольстве при удивлении, когда удивление задерживает развитие мысли. Да и Изард пишет: «…если Ребекка чаще испытывала неприятное удивление…» (с. 195), — соглашаясь, по сути, с тем, что удивление может переживаться и как негативная эмоция. Поэтому в обыденной речи можно услышать: «Ты меня неприятно удивил!»

Причины удивления. Еще Декарт писал, что удивление возникает при встрече человека с новым объектом. Но если это так, то эмоция удивления должна отождествляться или же быть хотя бы частью (переживанием) ориентировочной реакции или рефлекса «что такое?» по Пав­лову. С точки зрения Изарда, удивление порождается резким изменением стимуляции. Внешней причиной удивления, как он полагает, служит внезапное, неожиданное событие. Это ближе к истине, но тоже не совсем точно. Внезапный звук может не удивить, а испугать человека. Следовательно, нужна еще какая-то характеристика стимула, которая только одна и может привести к удивлению как психической реакции, а не только физиологической.

Более точно сказано С. И. Ожеговым (1975): удивление — это впечатление от чего-нибудь неожиданного, странного, непонятного. Вот эта-то необычность стимула (оттого он и становится неожиданным, не отвечающим нашим ожиданиям, представлениям), а не просто новизна и внезапность, и является, очевидно, главной причиной появления удивления. В этой связи В. Чарлзуорт (Charlsworth, 1969) определяет удивление как ошибку ожидания.
Но такое понимание удивления, замечает Изард, исключает возможность его появления раньше пяти-семимесячного возраста, так как новорожденный ребенок из-за недостаточного развития когнитивных функций еще не способен к формированию ожиданий и предположений.

Другая точка зрения высказана Т. Бауэром (Bower, 1974), который приводит данные, что реакция испуга или удивления (для него это одно и то же) наблюдается у младенцев уже по прошествии нескольких часов после рождения. Однако, чтобы согласиться с ним, нужно все-таки выяснить, что же наблюдалось у младенцев — испуг или удивление, поскольку очевидно, что это разные эмоциональные реакции.

Стадии возникновения удивления. И. А. Васильев (1974), связывающий удивление с формированием проблемы, выделяет три стадии возникновения и развития этой эмоции.
Первая стадия — недоумение. Оно возникает при относительно малой уверенности в правильности прошлого опыта, когда некоторое явление не согласуется с этим опытом. Противоречие еще осознанно слабо, смутно, а прошлый опыт еще недостаточно проанализирован. Направленность недоумения четко не выражена, а его интенсивность незначительна.

Вторая стадия связана с «нормальным» удивлением. Она является следствием заострения противоречия, осознания несовместимости наблюдаемого явления с прошлым опытом.

Третья стадия — изумление. Оно возникает, когда человек был абсолютно уверен в правильности предыдущих результатов мыслительного процесса и прогнозировал результаты, противоположные возникшим. Изумление часто протекает как аффект с соответствующими выразительными движениями и вегетативными реакциями.

Васильев полагает, что с помощью удивления эмоционально окрашивается и выделяется нечто «новое», имеющее ценность для человека . Эмоция удивления презентует сознанию еще не осознанное противоречие между старым и новым и на этой основе дает возможность человеку осознать необычность ситуации, заставляет внимательно ее проанализировать и, следовательно, ориентирует его в познании внешней действительности. В то же время данная эмоция является и тем механизмом, который побуждает и направляет мотивы мыслительной деятельности, дает толчок к выбору средств для преодоления обнаруженного противоречия (Е.П.Ильин Психофизиология состояний человека).

В «Психологической энциклопедии» под редакцией Р Корсини, А. Ауэрбаха записано:
«Удивление — кратковременная , быстро проходящая реакция на внезапное, неожиданное событие. Существовавшая до этого активность резко обрывается. Выражение лица приобретает характерные черты: широко раскрытые глаза, поднятые брови, наморщенный лоб и полуоткрытый рот. При крайней степени удивления, особенно при испуге, наблюдается моргание глаз и поступательные реакции. Это из наиболее легко распознаваемых и универсальных эмоций. Удивление может быть неприятным, приятным или тем и другим одновременно.

Томкинс описывает удивление как состояние «сброса», при котором разум на долю секунды очищается от мыслей.

Удивление может варьировать от сравнительно рефлекторной до высокой степени когнитивной реакции. В форме рефлекторной реакции оно тесно связано с испугом и ориентировочным рефлексом. Оно так же тесно связано с когнитивным несоответствием – рассогласованием, дисбалансом или диссонансом. В более узком смысле – это реакция на внезапное изменение в уровне согласованности.
Удивление – первичная эмоция и практически неизменно входит в состав каждого известного перечня первичных эмоций (радость, печаль, принятие, отвергание, страх, гнев, предвкушение). Внезапность необходима для удивления.

Удивление связано с ориентировочной реакцией, или реакцией на новые раздражители, при которой животное или человек ориентирует своё тело и органы чувств в направлении этих раздражителей.

При научении . Л.Клеймен высказал предположение, что для вырабатывания условной реакции раздражитель должен вызвать удивление. Вагнер высказал предположение, что все уровни научения взаимосвязаны через понятие удивительности раздражителя.

Удивление и юмор . З.Фрейд проводил различия между «тенденциозным» и «безобидным» остроумием. Этим двум разновидностей остроумия соответствует два семейства теории юмора.

Первая разновидность остроумия («тенденциозность») рассматривает остроумие (и остроты) как косвенное выражение сексуальных табу и агрессивных мотивов.

Вторая разновидность когнитивного остроумия (безобидное остроумие), объясняется, как несоответствие ( то есть несогласованность) или удивление. И состоит из трех частей:

а) «установки», в ходе которой оформляется контекст событий и ожидания слушателя;

б) «кульминационного пункта», когда внезапно вводится несоответствие;

в) «соли», или развязки, посредством которой слушатель внезапно разрешает несоответствие. Если развязка происходит не сразу, слушатель испытывает удивление дважды: сначала вследствие внезапного несоответствия самого кульминационного пункта, и второй раз – в процессе развязки.

Существуют многочисленные свидетельства того, что комическое напрямую связано с удивительным и «безобидным», или основанном на несоответствии, юморе. Имеются так же некоторые данные, что тенденциозные остроты воспринимаются более смешными, если они не вызывают особенного удивления, — свидетельство того, что доставляющие наибольшее удовольствие тенденциозные остроты скорее должны подтверждать наши ожидания или предубеждения, нежели опровергать их. Таким образом, удивление играет противоположные роли в этих двух разновидностях остроумия [с. 933-934].
Литература:
1. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека.
2. Психологическая энциклопедия под редакцией Р Корсини, А. Ауэрбаха, СПб.:Питер,2003.

Растерянность: отупение и ступор
Материал http://www. psychologos.ru/articles/view/rasteryan…
Растерянность — состояние некоторого отупения и ступор. Перестает работать голова, отсутствует концентрация внимания и воля, снижается адекватность, человек не знает что он хочет и что ему делать, ему трудно ответить даже на простые вопросы. Иногда трясутся руки, часто возникает беспомощность в выполнении даже несложных действий, человек застывает или начинает хаотично выполнять ненужные действия.
Растерянности, как трансовому психическому состоянию, противоположна собранность и разумная активность.
Растерянность часто возникает при встрече с серьезным затруднением, с чем-то для человека страшным, с важной и трудной ситуацией. Надо заметить, что прямой связи ступора и растерянности с трудной ситуацией нет: у других людей точно в такой же ситуации появляются другие защитные эмоции: не ступор и не растерянность, а, например, злость или ярость.
Была бы привычка впадать в эмоции, а эмоция — всегда найдется.

Когда человек в страхе и растерянность, он перестает соображать. Часто не может ответить на самые простые вопросы.0

Как формируется растерянность у детей?
Растерянность часто считают чем-то естественным, тем, что появляется само. Правда здесь в том, что дети осваивают и выучивают растерянность в достаточно раннем возрасте, обычно в возрасте от 3 до 7 лет, и к нему за многие годы привыкают.
Растерянность – не базовая и неврожденная эмоция, а выученное состояние. Его смысл и выгода — снятие с себя ответственности: «Я растерялся — а что я в этом состоянии могу поделать?!» Смотри Теория социального психоанализа эмоций
Многие родители невольно участвуют в формировании и укреплении у ребенка состояния и поведения растерянности.
Так, мамы, видя ребенка растерянным, обычно начинают его жалеть, проявляют к нему повышенное внимание, стараются его защитить от трудной для него ситуации и что-то за ребенка сделать, — по факту, положительно подкрепляют его ступор и демонстрацию беспомощности. Если же на ребенка, вошедшего в растерянность и ступор, недовольно кричит отец, то ребенок ему в ответ только усиливает ступор. Отец остается в дураках, ребенок снова выигрывает. Кричать на детей — малоэффективно, а вот приучить их слушаться и не давать им (даже по мелочам — все начинается с мелочей!) входить в ступор — полезно и вполне реалистично.
Если ребенок видит и чувствует, что ступор ему по факту взрослые разрешают, он проходит путь самонаучения от ситуативной растерянности до выученной беспомощности по жизни. Через какое-то время вроде бы взрослый, а по сути человек-ребенок провоцирует у себя возникновение чувства растерянности, разрешает себе быть в растерянности и нередко длит у себя состояние растерянности, превращая его в фоновое состояние по жизни. Взрослый человек не разрешает себе это состояние и, при случайном его возникновении, быстро собирает себя.
Как выходить из растерянности?
Отнестись к этому спокойно: растерянность проходит, а вы остаетесь. Не надо ни паниковать, ни винить себя — это не помогает точно. Что помогает? Помогает сделать простые действия, с которыми вы справитесь всегда.
Например, начинающим учителям в новом классе растеряться — элементарно. Так вот, не обязательно начинать сразу разговаривать с классом, можно поправить стул у стола, подойти к окну и открыть окно (или закрыть окно), найти мел и написать что-то на доске. Это привлечет внимание класса, класс затихнет, а учительница поймет, что у нее здесь многое вполне получается.
Если вы одни — поднять и опустить руку. Присесть и встать. Зачем? А затем, чтобы возвращать себе власть над своими действиями.
Если рядом друг или близкий человек, сказать: «Я, кажется, растерялся!» — Это лучше, чем совсем тупо стоять. Если вспомните, хорошо сказать или сделать что-то смешное, например сказать «О-па!» и вытаращить глаза. Когда вернете глаза на место, пройдет и растерянность.
А самое главное, приучите себя к простым и важным привычкам, которые исключат у вас состояние растерянности. Привычки две:
• всегда смотреть по жизни вперед и составлять план действий: внутренне готовиться к предстоящей ситуации, продумывать «что скажу» и «что буду делать».
• представлять энергичный и собранный образ себя: в любой ситуации внутренним взором видеть, как вы себя уверенно ведете, что вы делаете и что вы говорите.
Когда в голове есть план будущих действий и картинка собственного поведения, вы сделаете лучшее из возможного.
Как приводить в чувство того, кто растерялся
Если человек растерялся, а от него нужны адекватные действия, то быстрее всего его приводит в чувство:
• спокойная уверенность,
• убедительная похвала,
• простые вопросы, на которые человек может и должен ответить,
• простые и четкие инструкции, что сейчас нужно делать.

Эмоция удивления и способность замедляться. Познание начинается с удивления

Эмоция, о которой я хочу рассказать в этой статье – удивление. Способность удивляться напрямую связана с эмоцией интереса. Если нет удивления, хотя бы маленького – не будет и интереса.

Мы не очень хорошо умеем удивляться, и смотрим на мир в основном критически, печально или недоверчиво. К этому приучили нас родители, и это стало привычкой. Но умение удивляться можно развивать.

Зачем нам удивление?

Умение удивляться напрямую связано с детским состоянием нашей личности, а значит – с творчеством, способностью изобретать новое и предлагать новые пути развития. Если человек ничему не удивляется, скорее всего, он уже «все для себя понял» то есть имеет определенное мнение насчет всего. Такое состояние не позволяет видеть что-то новое в мире и мыслить вне шаблона.

Кроме того, удивление – чувство, которое делает жизнь ярче и интереснее.

Умение замедляться

Способность к удивлению связана с умением замедляться. Если мы несемся по жизни сломя голову, если у нас всегда куча дел и все они – неотложные – у нас не будет шанса испытать удивления. Разве что токсическое удивление – то есть шок, который уже ближе к страху. «Боже, сколько проблем!», «Как я сделал такое со своей жизнью?!» и тому подобные.

Очень важно уметь делать паузы в жизни, на пути, в делах. В том числе и на пути саморазвития. Иначе вы не будете даже понимать, что происходит, обесцените результаты, даже можете не заметить их. Не говоря уже о том, что перенапряжетесь.

Зачем еще нужно умение делать паузы?

Задачи не всегда решаются наилучшим образом, если на них давить. Порой они, напротив, разрастаются от нашего внимания, особенно если мы не очень понимаем, что с ними делать, но упорно пытаемся предпринять что-то снова и снова.

А стоит сделать паузу, отвлечься, отойти в сторону – как мы начинаем видеть проблему с нового ракурса и находим пути решения. Это не значит, что не нужно ничего делать и достаточно просто ждать, пока все решится само собой. Но важно уметь останавливаться и действовать обдуманно, а не как в анекдоте «Чего тут думать, прыгать надо!».

Здесь и сейчас

Часто говорят про момент «здесь и сейчас», в котором непременно нужно оказаться. И на самом деле это действительно полезная практика, которая помогает замедлиться.

Хороший способ оказаться «в моменте сейчас» – сфокусироваться на своих физических ощущениях. Что чувствую, что вижу, что думаю, что происходит вокруг. Просто наблюдайте.

Прекрасная методика – наблюдение за дыханием, которое используется в практиках йоги и буддизма. Мы просто осознаем, как происходит вдох, как происходит выдох, осознаем паузы между ними. Если сосредоточиться на дыхании, мысли останавливаются автоматически – думать ни о чем невозможно. И мы успокаиваемся. Это прекрасный способ отдохнуть и расслабиться за короткое время. И, кроме того – шанс ощутить настоящее позитивное удивление и восхищение.

После того, как вы успокоили ум при помощи наблюдения за дыханием, можно начать удивленными глазами осматривать мир, в котором вы находитесь. Это возвращает непосредственность восприятия, спонтанность и легкость.

Эффективность или счастье?

Невозможность остановиться и испытать удивление – это еще и желание постоянно все контролировать. Но думать, что жизнь становится лучше, если мы все время пытаемся ею управлять – большая ошибка.

Если вы будете настроены очень серьезно, стараться быть и выглядеть успешным, все у вас будет расписано – эффективность, возможно, и возрастет, но не так сильно, как вы ожидаете. Все-таки больше всего жизнь любит людей легких и радостных, которые умеют и отдыхать, и работать. И именно им обычно достается все самое лучшее, а главное – умение этим насладиться.

И поэтому я часто говорю о двух критериях успеха – эффективности и счастливости. Обычно вспоминают только о первом, но это как два крыла у самолета – нужны оба. Они необходимы для гармоничной жизни и поддерживают друг друга.

Вадим Куркин


Surprise — IResearchNet

Surprise Definition

Удивление — это чувство удивления, изумления или изумления, вызванное чем-то внезапным или неожиданным. Переживание удивления зависит от важности результата, а также от убеждений в отношении результата. Некоторые формалисты предложили математические определения неожиданности (т. е. сравнение байесовских априорных и апостериорных значений), но нет единого мнения относительно психологического определения. Некоторые исследователи рассматривают удивление как когнитивную оценку, основанную на вероятности события, в то время как другие рассматривают его как эмоцию, наравне со счастьем, печалью, гневом, отвращением и страхом из-за его уникального выражения лица. Если удивление — это эмоция, то она необычная; оно может быть положительным или отрицательным, и оно существенно влияет на переживание других эмоций.

Важность неожиданности

Понятие неожиданности имеет отношение ко многим аспектам человеческого поведения. Люди замечают удивительные события и сосредотачиваются на них, и с большей вероятностью обращают внимание на неожиданные события. Удивление способствует любопытству и обучению. Это также влияет на представления о других событиях. Когда человек занимает неожиданную позицию, нарушающую его или ее личные интересы, его аргументы неожиданны и зачастую более убедительны.

Удивление — ключевой фактор эмоциональной жизни. Неврологические исследования показывают, что когда обезьяны ожидают вознаграждения, активируются дофаминовые нейроны. Когда обезьяны получают вознаграждение, возбуждение нейронов зависит от предшествующих ожиданий. Неожиданные вознаграждения приводят к большему срабатыванию, чем ожидаемые вознаграждения. По-видимому, неожиданные удовольствия приносят больше пользы, чем ожидаемые.

Что может быть неожиданным?

Если неожиданность зависит от внезапных или неожиданных событий, что делает что-то неожиданным? Неожиданное событие — событие с низкой вероятностью. Удивление обычно следует за событием, но его также можно предвидеть. Однако интенсивность и продолжительность неожиданности предсказать труднее, чем значимость будущего события.

Неожиданное событие может быть незнакомым событием. Турист, который едет на Гавайи, может быть удивлен, увидев 30-футовые волны, несмотря на то, что такие волны обычны в зимние месяцы и знакомы местным жителям. Неожиданное событие также может быть новым событием. Большинство людей ожидают, что лебеди будут белыми, поэтому черный лебедь уникален и редок.

Неожиданность зависит от того, насколько легко человек может представить событие. Некоторые люди больше удивятся, вытащив наугад красный шар из урны с 20 шарами, 1 из которых красный, чем вытащив красный шар из урны с 200 шарами, 10 из которых красные. Хотя оба события равновероятны, первое событие может произойти только одним способом, тогда как второе событие может произойти 10 разными способами.

Неожиданность также зависит от способности воображать, как разворачиваются другие события. Некоторые люди больше удивляются, выбирая наугад красный шар из банки с 1 красным шаром и 19синих шаров, чем выбрать красный шар из банки с 20 шарами разного цвета. В первом случае синий шар является единственным референтом, а во втором референтов много. Точно так же негативное событие часто бывает более неожиданным и более трагичным, если бы его можно было избежать многими способами, чем если бы был только один способ.

Наконец, неожиданность зависит от социальных и культурных норм. Человек учится реагировать на события из своего социального окружения. Исследования показывают, что жители Восточной Азии склонны воспринимать противоречия и несоответствия как должное и меньше удивляются большинству событий, чем американцы.

Увеличитель эмоций

Психологи разработали теорию, которая связывает удивление с удовольствием или болью результата. Теория влияния на решения предсказывает, что неожиданные результаты имеют большую эмоциональную интенсивность, чем ожидаемые результаты; неожиданное положительное событие доставляет больше удовольствия, чем ожидаемое положительное событие, а неожиданное отрицательное событие более болезненно, чем ожидаемое отрицательное событие.

В исследованиях азартных игр неожиданный результат имел небольшую вероятность возникновения. Неожиданные выигрыши или проигрыши более интенсивны, чем ожидаемые выигрыши или проигрыши. В исследованиях навыков неожиданный результат — это тот, который отклоняется от ожиданий. Человек может рассчитывать на успех или неудачу в выполнении задачи. В этом случае неожиданный успех доставляет больше удовольствия, чем ожидаемый успех, а неожиданная неудача более болезненна, чем ожидаемая неудача.

При оценке способности к успеху человек часто видит себя через розовые очки. Неверные самооценки иногда называют положительными иллюзиями. Одной из таких иллюзий является чрезмерная самоуверенность, склонность человека верить, что он или она справится с заданием на умение лучше, чем это предполагает реальность. Излишняя самоуверенность имеет два пагубных последствия для аффективных переживаний. Это делает успехи менее неожиданными и, следовательно, менее приятными, а неудачи — более удивительными и, следовательно, более болезненными.

Другая позитивная иллюзия называется задним числом. Узнав о том, что произошло, человек думает, что знал это все время. Человек вспоминает прошлые убеждения как слишком точные. Взгляд в прошлое делает события менее удивительными и оказывает пагубное влияние на эмоциональные переживания. Ожидаемое негативное событие будет менее болезненным, чем неожиданное негативное событие, но ожидаемое позитивное событие будет менее приятным, чем неожиданное позитивное событие.

Стратегические смены

Можно ли систематически изменять убеждения до того, как произойдет событие, чтобы человек почувствовал себя лучше? Люди знают, что плохие новости хуже, когда они неожиданны, и некоторые снижают свои ожидания, чтобы избежать неожиданного разочарования. В одном эксперименте исследователи попросили второкурсников, младших и старших курсов колледжей оценить свою начальную зарплату на своей первой работе в начале и в конце весеннего семестра. У второкурсников и младших классов изменений не было, а у старшеклассников оценки снизились. Они были единственной группой, которая вскоре столкнулась с реальностью.

Люди также меняют свои убеждения после события, особенно если оно было плохим. Они убеждают себя, что событие было неизбежным. Например, спортивные болельщики могут убедить себя, что их команда проиграла из-за предвзятости судьи. Такие мысли уменьшают боль, делая потерю ожидаемой. Чтобы лучше относиться к негативным событиям, люди должны помнить, что большая часть жизни непредсказуема и следует ожидать сюрпризов.

Ссылки:

  1. Меллерс, Б. А. (2000). Выбор и относительное удовольствие от последствий. Психологический вестник, 126, 910-924.
  2. Меллерс, Б.А., и Макгроу, А.П. (2004). Корыстные убеждения и удовольствие от результатов. В Дж. Каррильо и И. Брокас (ред.), Психология экономических решений. Том. 2: Причины и выбор (стр. 31-48). Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.

Мозг любит сюрпризы — основные психологические процессы

3 минуты

Когда вы читаете слово «сюрприз», вы, вероятно, думаете о чем-то позитивном, подарках или вечеринках-сюрпризах. Ваш мозг тоже любит этот эффект. Продолжайте читать, чтобы узнать, почему!

Последнее обновление: 25 февраля, 2020

Почему мозг любит сюрпризы? Удивление — это базовая эмоция, вызванная непредвиденным стимулом . Когда удивление неприятно, оно становится негативной эмоцией, такой как страх, ярость или печаль.

Но когда неожиданность положительная, результат приятный и вызывает интенсивную активацию в определенных областях мозга. Эти области отвечают за другие эмоции, такие как удовлетворение.

Таким образом, мы можем сказать, что существуют физиологические доказательства того, что мозг любит сюрпризы .

Вовлеченные области головного мозга

Прилежащее ядро ​​ , являющееся частью базальных ганглиев, играет важную роль в обработке неожиданностей.

Судя по всему, он активируется, когда вы находитесь в непредсказуемой ситуации . Это происходит потому, что мозг бессознательно ожидает вознаграждения.

Как и в других эмоциях, миндалевидное тело также играет важную роль в удивлении. Это поможет вам решить, полезно ли то, что вы обнаружили, для вас или нет . В связи с этим активируются две разные группы нейронов:

  • С одной стороны, группа нейронов активируется, когда вы получаете награду.
  • С другой стороны, другие нейроны активируются, когда вы получаете что-то неприятное. Как две противоборствующие фракции, одна не активируется, если активируется другая.

Мозг любит сюрпризы

Как мы упоминали выше, когда сюрприз не доставляет удовольствия, он вызывает негативные эмоции. Однако когда сюрприз не ранит, он вызывает положительные эмоции, которые вы можете испытывать долгое время.

Негативные сюрпризы обычно требуют от вас быстрой реакции, а позитивные приводят к спокойствию и счастью.

Многие исследователи посвятили свои усилия выяснению того, почему это происходит и можно ли использовать удивление для применения какого-либо положительного вмешательства в терапевтических целях. В этом направлении некоторые американские ученые показали, что прилежащее ядро ​​активируется при появлении неожиданного раздражителя 9. 0056 .

Любопытно, прилежащее ядро ​​является чрезвычайно важной областью удовольствия в мозгу . Вероятно, поэтому мозг любит сюрпризы. Неважно, хороший это сюрприз или плохой, так как каждый раз эта область загорается, активируя механизмы удовольствия.

Прекрасным примером является тот факт, что многие люди любят ходить в дома с привидениями. Они находят множество «сюрпризов», которые на первый взгляд должны быть негативными и вызывать такие эмоции, как страх или отвращение.

Влияние на обучение и память

Обучение является одним из наиболее изученных когнитивных процессов в психологии и неврологии . За последние 50 лет ученые определили факторы, влияющие на обучение или производящие его, которое люди не забывают, и удивление — один из них.

По мнению некоторых авторов, сила, с которой один элемент связан с другим, становится все сильнее и сильнее, пока не перестанет удивлять . Другими словами, если вы предъявляете Стимул А со Стимулом Б (непредсказуемым) несколько раз, человек будет ожидать Стимул Б.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts