Удивления эмоция: Базовые эмоции: что такое удивление

Содержание

Эмоция удивления и способность замедляться. Познание начинается с удивления

Эмоция, о которой я хочу рассказать в этой статье – удивление. Способность удивляться напрямую связана с эмоцией интереса. Если нет удивления, хотя бы маленького – не будет и интереса.

Мы не очень хорошо умеем удивляться, и смотрим на мир в основном критически, печально или недоверчиво. К этому приучили нас родители, и это стало привычкой. Но умение удивляться можно развивать.

Зачем нам удивление?

Умение удивляться напрямую связано с детским состоянием нашей личности, а значит – с творчеством, способностью изобретать новое и предлагать новые пути развития. Если человек ничему не удивляется, скорее всего, он уже «все для себя понял» то есть имеет определенное мнение насчет всего. Такое состояние не позволяет видеть что-то новое в мире и мыслить вне шаблона.

Кроме того, удивление – чувство, которое делает жизнь ярче и интереснее.

Умение замедляться

Способность к удивлению связана с умением замедляться. Если мы несемся по жизни сломя голову, если у нас всегда куча дел и все они – неотложные – у нас не будет шанса испытать удивления. Разве что токсическое удивление – то есть шок, который уже ближе к страху. «Боже, сколько проблем!», «Как я сделал такое со своей жизнью?!» и тому подобные.

Очень важно уметь делать паузы в жизни, на пути, в делах. В том числе и на пути саморазвития. Иначе вы не будете даже понимать, что происходит, обесцените результаты, даже можете не заметить их. Не говоря уже о том, что перенапряжетесь.

Зачем еще нужно умение делать паузы?

Задачи не всегда решаются наилучшим образом, если на них давить. Порой они, напротив, разрастаются от нашего внимания, особенно если мы не очень понимаем, что с ними делать, но упорно пытаемся предпринять что-то снова и снова.

А стоит сделать паузу, отвлечься, отойти в сторону – как мы начинаем видеть проблему с нового ракурса и находим пути решения.

Это не значит, что не нужно ничего делать и достаточно просто ждать, пока все решится само собой. Но важно уметь останавливаться и действовать обдуманно, а не как в анекдоте «Чего тут думать, прыгать надо!».

Здесь и сейчас

Часто говорят про момент «здесь и сейчас», в котором непременно нужно оказаться. И на самом деле это действительно полезная практика, которая помогает замедлиться.

Хороший способ оказаться «в моменте сейчас» – сфокусироваться на своих физических ощущениях. Что чувствую, что вижу, что думаю, что происходит вокруг. Просто наблюдайте.

Прекрасная методика – наблюдение за дыханием, которое используется в практиках йоги и буддизма. Мы просто осознаем, как происходит вдох, как происходит выдох, осознаем паузы между ними. Если сосредоточиться на дыхании, мысли останавливаются автоматически – думать ни о чем невозможно. И мы успокаиваемся. Это прекрасный способ отдохнуть и расслабиться за короткое время.

И, кроме того – шанс ощутить настоящее позитивное удивление и восхищение.

После того, как вы успокоили ум при помощи наблюдения за дыханием, можно начать удивленными глазами осматривать мир, в котором вы находитесь. Это возвращает непосредственность восприятия, спонтанность и легкость.

Эффективность или счастье?

Невозможность остановиться и испытать удивление – это еще и желание постоянно все контролировать. Но думать, что жизнь становится лучше, если мы все время пытаемся ею управлять – большая ошибка.

Если вы будете настроены очень серьезно, стараться быть и выглядеть успешным, все у вас будет расписано – эффективность, возможно, и возрастет, но не так сильно, как вы ожидаете. Все-таки больше всего жизнь любит людей легких и радостных, которые умеют и отдыхать, и работать. И именно им обычно достается все самое лучшее, а главное – умение этим насладиться.

И поэтому я часто говорю о двух критериях успеха – эффективности и счастливости. Обычно вспоминают только о первом, но это как два крыла у самолета – нужны оба. Они необходимы для гармоничной жизни и поддерживают друг друга.

Вадим Куркин


Удивление — Психологос

01 октября 2022 г., 21:51

Удивление — это кратковременная, быстро проходящая реакция на внезапное, неожиданное событие. Существовавшая до того активность резко обрывается. Выражение лица приобретает характерные черты: широко раскрытые глаза, поднятые брови, наморщенный лоб и полуоткрытый круглый рот. При крайней степени удивления, особенно при испуге, наблюдаются моргание глаз и постуральные реакции. Это одна из наиболее легко распознаваемых и универсальных эмоций. Её физиологические корреляты в целом являются теми же, что и при увеличении возбуждения.

Удивление может быть неприятным, приятным или тем и другим одновременно. Удивление как состояние «сброса», при котором разум на долю секунды очищается от мыслей.

Удивление может варьировать от сравнительно рефлекторной до высокой степени когнитивной реакции. В форме рефлекторной реакции оно тесно связано с испугом и ориентировочным рефлексом. Оно также тесно связано с когнитивным несоответствием — рассогласованием, дисбалансом или диссонансом. В более узком смысле — это реакция на внезапное изменение в уровне согласованности.

  • Эмоциональный словарь
  • Эмоциональное состояние

Комментарии (0):

Материалы по теме:

01 янв. 2012 г.

Что такое эмоции?

Слово «эмоции» имеет несколько основных значений. В первом значении, эмоции — это быстрые и короткие элементы чувств, их ситуативное проявление. Злость, обвинения и страдания, как вспыхивающие эмоции при глубоком чувстве обиды. Во втором значении, эмоции — это чувства, выражаемые для предъявления окружающим. Переживания для себя — скорее чувства. Выплеск чувств на другого, демонстрация чувств, выразительные движения для… — это уже скорее эмоции. В третьем значении, эмоции — это название всех проявлений аффективной сферы, в этом случае под эмоциями понимаются и чувства, и аффекты, и настроения, и даже желания.

7Подробнее

01 окт. 2022 г.

Переключение эмоционального состояния

Переключение эмоционального состояния — быстрая смена настроения и эмоций без применения специальных методов. Многие эмоциональные процессы люди могут менять легко, например, переходить из веселости в сосредоточенность, из сосредоточенности — в спокойную расслабленность. Это можно использовать и там, где возможно, управлять эмоциональным состоянием как своим, так и окружающих людей.

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Удивление как стимул к познанию

​Умение обдумывать и описывать свою жизнь совершенно не присуще ребенку до шести лет. У взрослых подобное явление ученые называют рефлексией. Считается, что человек, хорошо владеющей рефлексией, высокоинтеллектуален. В последние годы психологи научились развивать у людей рефлексивное сознание. Успеха можно достигнуть, занимаясь с детьми начиная уже с шести лет — времени, когда ребенок переживает период так называемой детской вопросительности, то есть способен заметить некое противоречивое явление, удивиться и задать по этому поводу вопрос.

0Подробнее

Содержание

Новые статьи:

  • Обманывать папу не советую
  • Новогодний тариф Дистанции
  • 5 признаков того, что мужчина хочет развестись
  • Читаем стихи, тренируем интонации: «Песнь о мудрой жене»
  • Семья, конфликты, эмоции. Интервью

Популярные статьи:

  • Знакомство с Дистанцией 2
  • Знакомство с Дистанцией
  • Читаем стихи, тренируем интонации: В. Маяковский «Советский паспорт».
  • Убираю нетки: отчеты
  • Чингисхан как руководитель и человек

Хиты недели:

  • Знакомство с Дистанцией 2
  • Читаем стихи, тренируем интонации: В. Маяковский «Советский паспорт».
  • Знакомство с Дистанцией
  • Читаем стихи, тренируем интонации
  • Максимум жизни 1

Сюрприз | Эмоции и ценности

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЭмоции и ценностиМоральная философияФилософия разумаКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЭмоции и ценностиМоральная философияФилософия разумаКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

CITE

MORTON, ADAM,

‘Сюрприз’

,

в Sabine Roeser и Cain Todd (Eds)

,

Эмоции и значение

(

Oxford,

2014;

(

,

2014; онлайн-издание,

Oxford Academic

, 18 декабря 2014 г.

), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199686094.003.0009,

по состоянию на 14 декабря 2022 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЭмоции и ценностиМоральная философияФилософия разумаКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЭмоции и ценностиМоральная философияФилософия разумаКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Advanced Search

Abstract

В этой главе рассматривается удивление как эмоция и рассматривается вопрос о его рациональности. Учитывая, что в том, что происходят невероятные вещи, нет ничего удивительного, почему иногда имеет смысл удивляться, когда они происходят? Второстепенная цель – обсудить ценность и неценность неожиданности: как мы одновременно желаем из-за любознательности и боимся неожиданного. Мы хотим, чтобы произошло как вероятное, так и невероятное. Причина кроется в понимании контрастного характера таких эмоций. Автор утверждает, что его анализ позволяет развивать добродетель адекватного реагирования на случайность мира способами, которые балансируют между сохранением интереса к жизни и обеспечением ее безопасности.

Ключевые слова: контрастная эмоция, вероятное, невероятное, любознательность, удивление

Субъект

Моральная философия Философия разума

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок.

Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением.
    Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Покупка

Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.

Информация о покупке

Удивление, эмоции! – Hard Feelings

Этот пост, написанный в соавторстве с научным сотрудником проекта Кристиной Манти, является частью серии постов, которые мы напишем в течение следующих нескольких недель, в которых будут рассмотрены некоторые новые темы в нашем исследовании эмоциональных аспектов. архивной работы. Мы называем эту серию «Разговор с архивистами», потому что в ней рассказывается о нашем анализе интервью с 29архивариусов и работающих профессионалов о горе и других эмоциях в архивной работе, об их готовности к такой работе и о ресурсах, которые ее поддерживают.

Проверка кодов

В нашем последнем посте мы описали итеративную работу по кодированию, которую мы выполнили за последний год. Наша следующая задача в этом процессе — продолжать анализировать «данные» внутри каждого кода, чтобы искать дальнейшие шаблоны и темы, а также определять, как коды могут быть уточнены и поняты по отношению друг к другу. В ходе этого процесса мы ожидаем объединить некоторые категории кодов, переименовать или переопределить другие, а также определить важные темы, идеи и концепции, которые могут помочь нам понять, как эмоции участвуют в архивной работе и влияют на нее. В некоторых из следующих нескольких постов мы собираемся углубиться в пару кодов в их нынешнем виде, чтобы дать представление о том, что архивариусы и специалисты по документации, с которыми мы беседовали, рассказали нам об эмоциональных аспектах своей работы.

Чувство удивления и неподготовленности

«Меня немного шокировало, что это часть моей работы. Конечно, я не помню, чтобы это всплывало, когда я учился».

Когда участники описывали свой опыт горя и эмоций на рабочем месте, они часто описывали чувство удивления и неподготовленности к эмоциональным измерениям архивной работы. Это тема, которую мы обсуждали в презентациях на конференциях и в других разделах этого блога, но все же кажется, что это хорошее место для начала нашего обсуждения кодов в этой серии — начать с признания того, что эмоциональные измерения, которые были предметом нашего исследованиям уделяется — или, по крайней мере, уделялось — недостаточное внимание в архивном образовании и профессиональном дискурсе, и поэтому они могут стать неожиданностью, когда они встречаются на работе. «Чувство удивления и неподготовленности» — это код, появившийся во время многократного прочтения расшифровок, и мы применили его к 21 из 27 расшифрованных нами расшифровок участников.

Когда мы смотрим на ответы, помеченные этим кодом, мы обнаруживаем обширный список аспектов архивной работы, которые были неожиданными, включая, но не ограничиваясь:

  • неожиданное нахождение травмирующих записей
  • неоднократно столкновение с травматическими записями
  • понимая, что группы записей, которые не были явно определены как «сложные» записи, могут по-прежнему включать сложный материал
  • эмоциональная вовлеченность в процессы записи (или неспособность оставаться объективным наблюдателем) и неуверенность в том, что такой тип участия «разрешен»
  • чувствует эмоциональную связь с субъектами записи
  • обнаружение интимных записей (например, записей, раскрывающих романы, проблемы с психическим здоровьем и т. д.)
  • свидетельствовать и нести ответственность за истории людей
  • работа с донорами и их эмоциональные реакции
  • работа с умирающими донорами
  • работа с горюющими людьми
  • обращение к людям и сообществам, которые эмоционально связаны с записями или на которые они повлияли, или которые переживают травму
  • работает с людьми, в общем!
Работа с людьми, испытывающими эмоции

«Думаю, мое архивное образование не подготовило меня к этому. Мысль о том, что я буду… настолько эмоционально привязана к людям, которые очень эмоционально относятся к своим записям».

Работа с записями предполагает работу с людьми, которые их создают и используют, и это само по себе удивило нескольких участников, которые в своем архивном образовании сделали упор на записи и процессы записи, а не на людей. Участники иногда связывали свое чувство удивления с тем акцентом, который их образование или обучение делало на объективной, ориентированной на записи позиции архивариуса, из-за чего они чувствовали себя неподготовленными к временам, когда было трудно практиковать объективность и / или ко всем различным типам. взаимодействия с людьми, которые являются частью работы.

«Я действительно не думал об этом, я имею в виду, что я знал, что записи, связанные с войнами, не будут хорошим временем, но влияние на сообщество было немного больше. шок. Я предполагал, что, я думаю, только из-за академического образования того, как я сюда попал, предполагалось, что это исследователи, их собираются убрать, но это не так, есть очень тесная связь с этими материалами. ».

Работа с донорами

Работа с архивными донорами была одним из аспектов работы, участники которого особенно описывали, что чувствуют себя неадекватно подготовленными и могут легко запутаться во всевозможных эмоциях. Несколько участников рассказали, что чувствовали себя неподготовленными к сложностям отношений с донорами, ссылаясь на опыт работы с расстроенными людьми, а также с людьми, которые умирали и/или скорбели.

«[Я] удивлен тем, насколько сильно это повлияло на меня в отношениях с донорами. За последние 18 месяцев я имел дело с тремя донорами на смертном одре […] и до сих пор у меня не было прямого опыта смерти на работе. Работая в архивах, ты, конечно, имеешь дело с прошлым, а люди в прошлом уже мертвы (смеется), так что ничего удивительного, меня это устраивает, меня это устраивает. Но дело с людьми, с семьями, в горе, что я был удивлен, насколько я не готов к этой части моей работы в качестве архивариуса. Была ли у них неизлечимая болезнь, и вы имеете дело с горем перед смертью или горем после смерти».

Одна участница описала свои чувства после встречи со донорами на полпути к ее договоренности и описанию пожертвованных ими записей, обратив внимание на необычные отношения архивариуса с донорами, которых они знают немного, но иногда очень хорошо. интимные способы:

«Было действительно странно чувствовать связь с этими людьми, о которых я читала, но все еще не знала их вообще… Я чувствовала, что ничто не подготовило меня к этому. После этого я чувствовала себя такой сырой и неподготовленной к тому, чтобы нести их горе.

Некоторые участники даже выразили удивление по поводу личностно-ориентированного характера архивной работы.

«Я не ожидал этого, таких настоящих встреч. Но, конечно, логично, что так оно и будет. Записи не переходят из рук в руки без какого-либо триггера. И часто эти триггеры не обязательно счастливы».

О необходимости быть готовым

«Это была важная причина, по которой я хотел участвовать в этом исследовании, потому что я действительно думаю, что мы должны найти способ подготовить людей к нему. Я думаю, это просто поможет нам лучше работать с записями, и я думаю, что это поможет нам лучше работать с людьми, которые создают такие записи и наблюдают за ними. Даже если нас нет рядом с ними, когда они становятся свидетелями этого, мы должны понимать, как они могут на это отреагировать, и быть готовыми. Да и я не думаю, что мы. Не совсем. У вас могут быть некоторые люди из-за их собственного опыта, но я думаю, что по всем направлениям мы не совсем готовы к этому».

Признавая напряжение и стресс, которые может вызвать чувство неподготовленности, участники подчеркнули важность лучшей подготовки архивариусов к эмоциональным аспектам архивной работы. Некоторые сообщали о чувстве, что их архивная подготовка или образование иногда казалось прямо противоречащим тому, с чем они сталкивались на работе, особенно когда дело доходило до работы с людьми в эмоциональном контексте; в результате они могли испытывать чувство неудачи со всеми (руководители, бывшие профессора, доноры, субъекты документации и т. д.) или чувствовать себя некомпетентным архивариусом, потому что они оба были не готовы к реалиям работы с людьми и чувствовали себя неспособными выполнять архивные задачи. так же объективно, как их учили.

Участники говорили о том, что не знают, к кому обратиться за советом по этим вопросам, и о том, что не решаются обратиться за помощью, особенно когда они новички в этой области, из-за боязни показаться непрофессиональными или некомпетентными. Некоторые также упомянули об опасениях, что разговоры об эмоциональных аспектах архивной работы могут повлиять на то, как к ним относятся как к профессионалам, и особенно к новым профессионалам, к их возможностям трудоустройства. Многие участники определили потребность в безопасных пространствах для обсуждения этих вопросов и обработки собственных эмоциональных реакций на свою работу. (Для архивариусов и других специалистов по архивам, которые ищут безопасное место для разговора, посетите онлайн-форум Trauma-Informed Community of Practice, созданный Николой Лоран, Кирстен Райт и Микаэлой Харт.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts