Ум и Разум — Психологос
01 октября 2022 г., 21:51
Ум — способность думать, способность находить решение жизненных задач, способность видеть (предсказывать) последствия своих действий. При этом ум — это не только способность думать (мыслить), ум это и использование готовых решений, хитрость, сообразительность и другие способы.
Разум — способность и привычка использовать разные позиции восприятия, думать не только с точки зрения своей точки зрения, но и с точки зрения других людей, а также с позиции объективного рассмотрения, системного подхода и позиции Ангела.
Согласно словарю Даля, «ум самое общее, а в частном значении самое высокое свойство первой половины духа, способное к отвлеченным понятиям; разум, которому можно подчинить: понимание, память, соображенье, рассудок, разуменье, сужденье, заключенье и пр., ближе подходит к смыслу, рассудку, применяясь к обиходному и насущному. Малый да юродивый не в разуме, сами не понимают, что делают».
Наведение порядка
Ум — проявление рассудка, способности думать и логически рассуждать. Умное — всегда обоснованное.
«Человек смертен. Я — человек. Я — смертен». Из двух предоставленых мне посылок я делаю вывод в рамках логических шаблонов и создаю правильную третью посылку. Ума хватило.
Ум приводит путаницу в порядок, разум создает возможность новых порядков. В разуме есть не только обоснованность, это еще способность работать с понятиями и смыслами, делая из них новое за рамками очевидных или уже имеющихся шаблонов.
В многообразии жизни человек находит самое важное и делает выводы туда, куда следует.
Позиции восприятия
Ум — только начало разума, его первая ступенька. Ум работает из нулевой либо в лучшем случае из первой позиции восприятия, у него есть только одна (своя) точка зрения и одна задача — вот есть Я и вот есть то, что мне нужно. Когда же человека вырабатывает способность и привычка использовать разные позиции восприятия, думать не только с точки зрения своей точки зрения, но и с точки зрения других людей, а также с позиции объективного рассмотрения, системного подхода и позиции Ангела, у него развивается разум. Разум — улучшенный ум, синтез ума, творчества и нравственности. Если к разуму добавляется системное видение, получаем мудрость.
Социальность
Разумный человек — всегда социальный человек. «Он разумный человек» — тут слышится, что человек достаточно осторожен, слушает других и учитывает социальные последствия. Кто-то считает это достоинством разума, кто-то недостатком, поскольку разумный человек не так смел, как просто умный, не может себе столько позволить. Разумный — менее свободен, поскольку более ответственен.
Комментарии (16):
Гость Валерий Плетнёв, 29 сентября 2014 г., 16:27
Искренне благодарен, у меня есть о чём поразмышлять.
Валерий Сафонов, 30 июля 2015 г., 12:46
Разум выше ума. Умный попав в халепу выкрутится. Разумнный же не попадёт в неё. Он использует научные знания и, поэтому, обладает предвидением.
Гость, 20 июля 2017 г., 06:58
«Разум» это способность мыслить вообще, а «ум» ближе к «интеллект» — его количественная характеристика, которую можно выразить, например в баллах IQ, хотя по сути разницы между двумя словами нет, во мнигих языках они выражаются одним словом (mind англ. — ум, разум)
1
ответ
Гость, 26 июля 2017 г., 18:46
Разум хорошо, но ум интереснее….. :-)))
1
ответ
Гость, 25 января 2021 г., 14:30
Почему не наоборот?
Авраменко Тарас, 14 сентября 2017 г., 09:54
Ум — полученные знания в течение жизни. Разум же имеет способность к саморазвитию.
2
ответа
Гость, 13 ноября 2019 г., 16:50
Супер объяснение! Все на место встало! Спасибо.
Гость, 06 февраля 2020 г., 12:18
Полученные знания — это интеллект.
1
ответ
Гость, 30 октября 2021 г., 12:09
Интеллект — способность применять полученные знания, в том числе — в непредвиденных ситуациях.
Гость, 23 января 2018 г., 23:08
Спасибо!
Гость, 09 декабря 2018 г. , 17:31
Спасибо огромное. Так кратко и внятно!
1
ответ
Гость, 26 апреля 2019 г., 00:38
Ум — сила Бога.
2
ответа
Гость, 25 октября 2019 г., 08:42
Ум и разум это едино.
Гость, 22 апреля 2020 г., 18:08
Ум — это процессор биоробота, а Разум это Бог, вообще-то это Сверхразум вселенной и он Един для всех. Нужно лишь научится принимать его, потому и говорят «черпать знания», писатели называют это вдохновением, «я не мог неделями написать ни строчки, но внезапно меня посетило вдохновение и я без остановки написал всю книгу»..
Гость, 30 ноября 2021 г., 08:22
Здорово! Самое интересное, что в английском языке нет понятия РАЗУМ… Только ум, и это оказалось лишь первой ступенькой. Обожаю русский язык и особенно В. Даля за его толкование!
1
ответ
Гость, 18 декабря 2021 г. , 11:27
Английский язык, хоть и имеет много слов, но в идеях ума и разума беден.
Материалы по теме:
01 сент. 2013 г.
Что такое — ум? Кто такой — умный человек?
Умный человек — это человек, умеющий думать, пользующийся своей головой (это делают не все и не всегда) и имеющий для этого необходимый материал (предметные знания). В бытовом понимании умный человек — это тот, кто много знает. Но, вообще говоря, умный — не то же самое, что начитанный или образованный. В части общества сложился стереотип, что умный человек обязательно должен знать физику, математику и тому подобные дисциплины. Однако, если человек знает много, это говорит лишь о его хорошей памяти и, возможно, о его стремлении что-то узнать. Умным же корректнее называть человека, который может пользоваться своими знаниями, на основе которых он может вырабатывать свою точку зрения по тем или иным вопросам, делать какие-то логические умозаключения и принимать решения.
38Подробнее
01 янв. 2006 г.
Разум
Разум в широком смысле — рациональное начало в человеке, развитая способность думать и действовать, опираясь на логику и факты. Разумное в таком широком смысле — это рациональное, то есть хорошо просчитанное, продуманное и взвешенное, имеющее внятную логику и ведущее к цели наиболее надежным образом. Рациональный — вполне разумный, обоснованный, целесообразный, сделанный «с головой». При таком широком понимании разума интеллект, мышление, ум, разум, рассудок и голова — все это является синонимами, противопоставляясь аффективной сфере: чувствам, эмоциям, настроениям, желаниям и потребностям.
12Подробнее
Содержание
Новые статьи:
- Новогодний тариф Дистанции
- 5 признаков того, что мужчина хочет развестись
- Читаем стихи, тренируем интонации: «Песнь о мудрой жене»
- Семья, конфликты, эмоции. Интервью
- Здравствуй, тетина шоколадка!
Популярные статьи:
- Знакомство с Дистанцией 2
- Знакомство с Дистанцией
- Читаем стихи, тренируем интонации: В. Маяковский «Советский паспорт».
- Убираю нетки: отчеты
- Будь ярче+
Хиты недели:
- Знакомство с Дистанцией
- Знакомство с Дистанцией 2
- Читаем стихи, тренируем интонации: В. Маяковский «Советский паспорт».
- Будь ярче+
- Комплименты: использование в бизнесе
«Ум и разум — в чем разница?» — Яндекс Кью
Популярное
Сообщества
ПсихологияФилософияНаука
Андрей Мартынов
·
17,7 K
Ответить1УточнитьИгорь Суворов
-77
Professor · 12 июн 2015
Ум — это способность человека мыслить. И человек придумал множество способов выявления интеллектуальных способностей (от iq и lq — это тест на определение творческих способностей, до различных таблиц и структурированных тестов, по типу теста Айзенка и др. ) Понятие «Ум» более современное.
В отличие от понятия «Ум» понятие «Разум» более фундаментальное. Разум, как проявление чего-то духовного и чего-то первоначального для человека, возникло в очень древние времена. Но наиболее ярко данное понятие передано в работах Платона, Аристотеля и Демокрита. Отсюда и все течения соответственно (аристотелизм, платонизм и неоплатонизм, стоицизм и др.) После работ этих известных мыслителей уже пошли более глубокие разногласия на счёт понятия «Разум» в таких течениях как гностицизм и агностицизм. Но все это ветви одного и того же. Можно провести аналогию к церковным разногласиям. Достаточно просто вспомнить сколько существует ответвлений религии, но об этом Вам подробнее расскажет Википедия.
Комментировать ответ…Комментировать…
9 мая 2020
Веды сообщают нам о существовании 8 первоэлементов: земля, вода, огонь, возду, эфир, Ум, Разум и ложное эго. Ум — тонкая психическая структура, которая взаимодействует с чувствами. Если Ум владеет чувствами, он становиться лучшим Другом, если не владеет — злейшим врагом! Функция ума отвечать на вопрос: нравиться — не нравиться. Детский уровень, согласитесь?) Но… Читать далее
Комментировать ответ…Комментировать…
Альбертина Добролюбова
-341
Технолог · 11 июн 2015
Разум,как формирование,развитие.
Это слово используют в этих случаях.
Ум,как что-то целое,уже сформированное.
Никакой заковырки тут нет,просто кто-то,когда-то решил,что так будет легче)
Комментировать ответ…Комментировать…
Первый
Ирина Бузина
4
27 сент 2018
Ум это результат работы мыслительного органа.
Разум это просветленный ум осознанным знанием, пониманием, смыслом и тд Образовано от: РА з УМ, где РА символ света, просвещения, Солнца и тд
Владимировна
«мыслительный орган». .. Гм, это что-то новенькое…
Комментировать ответ…Комментировать…
Вы знаете ответ на этот вопрос?
Поделитесь своим опытом и знаниями
Войти и ответить на вопрос
Разница между разумом и мозгом
Мозг и Разум путают с одним и тем же и используют взаимозаменяемо. Какая польза от железа, если не будет программного обеспечения?
Содержание
1
Будет ли работать? Точно так же мозг — это аппаратное обеспечение, которое неполноценно без разума.
Мозг позволяет функционировать телу, но энергию, мысли он получает от разума. Ум работает как программное обеспечение и осуществляет все рациональное мышление.
Разум против МозгаОсновное различие между Разумом и Мозгом заключается в том, что Разум не является физическим органом в теле, тогда как мозг является физическим и наиболее сложным органом тела, который можно увидеть и потрогать . Мозг — это то, что координирует движения тела и мысли. Разум определяет то, как человек думает, понимает, и его совесть.
Разум — это ментальная и неосязаемая вещь, подобная программному обеспечению. Его нельзя потрогать и почувствовать.
Не имеет определенной формы и структуры. Он определяет, как человек понимает определенные вещи и свой мыслительный процесс.
Разум производит энергию, а без разума мозг бесполезен. Это гипотетическая вещь, которая дает нам энергию для размышлений.
Мозг — материальный и сложный орган нашего тела, не являющийся гипотетическим. Это физическая вещь, которую можно потрогать и почувствовать.
Он имеет определенную форму и структуру и состоит из миллиардов нервных клеток и миллиардов кровеносных сосудов. Его функция заключается в координации движений и ощущений тела.
Сравнение таблицы между Mind and BrainПараметры сравнения | MIND | BRAIN | 400404040404040404037. . | Мозг — это физический и осязаемый орган нашего тела. |
Форма | Не имеет определенной формы и структуры. | Имеет форму и структуру. |
Функция | Разум отвечает за то, как мы думаем, как мы понимаем и обрабатываем вещи. | Мозг помогает нам координировать движения, чувства и называется центром нервной системы. |
Прикосновение | Ментальная вещь, которая не присутствует физически, не может быть осязаема. | Да, его можно потрогать и пощупать руками. |
Производство | Поскольку разум не существует физически, в нем нет кровеносных сосудов и нервных клеток. | Поскольку мозг является физической вещью, он состоит из кровеносных сосудов и нервных клеток. |
Разум, который часто называют мозгом, не является физическим органом, присутствующим в теле. Это просто ментальная вещь, которую нельзя потрогать и почувствовать.
Не имеет формы и структуры. В отличие от головного мозга, он не состоит из кровеносных сосудов и нервных клеток.
Разум должен быть только в мозгу. Ум не может заболеть.
Разум дает нам энергию для размышлений, обработки, принятия решений, оценки и восприятия вещей. Мозг просто реагирует на эти энергии.
Без ума мозг бесполезен. Разум гарантирует нам, что у нас есть энергия для размышлений, и это наша жизнь.
Он состоит из трех уровней: Сознательный, Подсознательный и Бессознательный. Сознательный ум относится к непосредственным переживаниям.
Разум — одна из самых могущественных вещей, которая может созидать или разрушать. У него нет ограничений на то, сколько мы думаем или о каких чудесах мы можем думать.
Разум безграничен.
Что такое мозг?Мозг — это осязаемый физический орган нашего тела. В отличие от ума, его можно потрогать и почувствовать.
Он состоит из кровеносных сосудов и миллиардов нервных клеток. Он имеет определенную форму и структуру и имеет вес.
Он весит около 3 фунтов и содержит 60% жиров. Это центральная нервная система, которая координирует движения нашего тела. Он переводит действия, чувства, содержание ума, такое как мысли, убеждения и воображение.
Предполагается, что он находится в голове, и, в отличие от разума, мозг может заболеть и получить диагноз любого заболевания.
Отвечает за получение и распространение информации по частям тела. Это самый сложный орган, который производит нашу память, мышление, выражение и действия.
Делится на 3 основные части: головной мозг, мозжечок и ствол мозга.
Головной мозг является самой большой частью головного мозга, тогда как мозжечок расположен чуть ниже головного мозга и координирует движения.
Ствол головного мозга отвечает за соединение мозжечка и головного мозга со спинным мозгом.
Основные различия между разумом и мозгом- Разум — это гипотетическая и ментальная вещь, которая не существует, тогда как мозг — это осязаемая и физическая вещь, которая является органом в теле.
- Разум не имеет определенной формы и структуры, к которым можно прикоснуться, тогда как Мозг имеет форму и структуру, к которым можно прикоснуться.
- Поскольку физически разума нет, нет и вопроса о его производстве, тогда как Мозг существует и состоит из тысячи миллиардов нервных клеток и миллионов кровеносных сосудов.
- Разум состоит из трех основных уровней: сознательного, подсознательного и бессознательного, тогда как мозг состоит из трех различных частей: мозжечка, головного мозга и ствола мозга.
- Разум используется для рационального мышления, и это мыслительный процесс человека, как человек думает и понимает, тогда как Мозг отвечает за координацию движений и действий тела. Без ума мозг бесполезен.
Ум и мозг всегда путают друг с другом, пока не узнаешь фактическую разницу между ними. Они часто используются как одинаковые и считаются одинаковыми.
Но нужно знать, что разум — это метафизическая вещь, которая существует только гипотетически. Это связано с рациональным мышлением и связано с логикой, суждениями и восприятием того, как мы видим вещи.
Мозг, с другой стороны, физически существует и является частью нашего тела, расположенной внутри головы. Мозг — очень сложный орган и центральная нервная система, которая переводит мысли и координирует движения.
Каталожные номера- https://www.jstor.org/stable/24939212
- https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0301008206000207
Найдите «Спроси любую разницу» в Google. Оцените этот пост!
[Всего: 1]
Один запрос?
Я приложил столько усилий, чтобы написать этот пост в блоге, чтобы он был вам полезен. Это будет очень полезно для меня, если вы подумаете о том, чтобы поделиться им в социальных сетях или со своими друзьями/семьей. ДЕЛИТЬСЯ ♥️
Разница между «Быть» и «Делать»
Деятельность разума связана с моделями активности мозга. Различные умственные действия, такие как чтение книги, рисование картины или разговор с любимым человеком, включают в себя различные модели взаимодействия между сетями нервных клеток в мозге. Сети, вовлеченные в одну деятельность, часто отличаются от сетей, вовлеченных в другую деятельность. Сети также могут быть связаны друг с другом по разным схемам. Если бы мы заглянули в мозг, то увидели бы меняющиеся паттерны в активности сетей и в их связях друг с другом по мере того, как разум переходит от одной задачи к другой. Какое-то время преобладает один паттерн, затем происходит сдвиг, поэтому сети мозга, которые раньше взаимодействовали по одному паттерну, теперь взаимодействуют в другой конфигурации. Со временем мы увидим, как различные виды деятельности разума отражаются в постоянно меняющихся и развивающихся паттернах взаимодействия между сетями мозга.
Если бы мы смотрели достаточно долго, мы бы увидели, что ограниченное число основных паттернов мозговой активности и взаимодействия, по-видимому, проявляются как повторяющиеся черты в самых разных видах умственной деятельности. Эти основные паттерны отражают некоторые основные «режимы ума».
Мы можем думать об этих модусах ума как об общих аналогах передач автомобиля. Точно так же, как у каждой передачи есть определенное применение (пуск, ускорение, движение и т. д.), так и у каждого режима ума есть свои особые характеристики и функции. В течение дня, когда ум переключается с одного вида деятельности на другой, меняется лежащий в его основе режим ума — немного похоже на то, как автомобиль, едущий по оживленному городу, будет иметь непрерывную серию изменений от одну шестерню к другой. И точно так же автомобиль может быть только на одной передаче в каждый момент времени, когда ум находится в определенных режимах, он не будет в то же время в других режимах.
Наше постоянное размышление о том, что мы не такие, какими нам хотелось бы быть, только заставляет нас чувствовать себя хуже, еще больше уводя нас от желаемой цели. Это, в свою очередь, только подтверждает наше мнение о том, что мы не те люди, которыми, по нашему мнению, должны быть, чтобы быть счастливыми.
Тот факт, что ограниченное число основных модусов ума лежит в основе широкого спектра умственных действий, имеет важные последствия. Это открывает нам возможность использовать аспекты повседневного опыта, чтобы научиться новым способам отношения к тем состояниям ума, которые приводят к размышлениям. Мы можем думать о тренировке осознанности как о способе научиться лучше осознавать свой режим ума («умственное снаряжение») в любой момент, а также научиться отключаться от бесполезных режимов ума и задействовать более полезные режимы. Мы можем описать это как научиться переключать ментальные механизмы. На практике эта задача часто сводится к распознаванию двух основных режимов, в которых работает разум, и обучению навыкам перехода от одного к другому. Эти два режима известны как «делать» и «быть».
Режим «Делания»
Навязчивое состояние ума на самом деле является вариантом гораздо более общего режима ума, который называется режимом «делания». Работа этого режима ума состоит в том, чтобы добиваться цели — достигать определенных целей, которые поставил ум. Эти цели могут относиться к внешнему миру — приготовить еду, построить дом или отправиться на Луну — или к внутреннему миру себя — чувствовать себя счастливым, не совершать ошибок, никогда больше не впадать в депрессию или быть хорошим человеком. . Базовая стратегия для достижения таких целей включает в себя то, что мы называем «монитором несоответствий»: процесс, который постоянно отслеживает и оценивает нашу текущую ситуацию по модели или стандарту — представлению о том, что желательно, требуется, ожидается или опасается. Как только этот монитор несоответствий будет включен, он обнаружит несоответствия между тем, как обстоят дела, и тем, как мы думаем, что они должны быть. Это его работа. Регистрация этих несоответствий мотивирует дальнейшие попытки уменьшить эти несоответствия. Но, что особенно важно, зацикливание на том, что вещи не такие, какими мы хотим их видеть, может, вполне естественно, создать дальнейшее негативное настроение. Таким образом, наши попытки решить «проблему», бесконечно думая о ней, могут запереть нас в состоянии ума, от которого мы изо всех сил пытаемся убежать.
Как работает монитор несоответствий:
1) Сначала мы создаем представление о том, какими мы хотим, чтобы вещи были или какими, по нашему мнению, они должны быть.
2) Затем мы сравниваем это с нашим представлением о том, как обстоят дела прямо сейчас.
3) Если есть разница между тем, как обстоят дела, и тем, какими мы хотим, чтобы они были, то мы генерируем мысли и действия, чтобы попытаться сократить разрыв.
4) Мы следим за прогрессом, чтобы увидеть, увеличивается или уменьшается разрыв, и соответствующим образом корректируем наши действия.
5) Мы знаем, что достигли нашей цели, когда наше представление о том, как обстоят дела, совпадает с нашим представлением о том, какими мы хотим их видеть.
Нет ничего плохого в том, что этот работает в режиме . На самом деле, как раз наоборот: этот подход блестяще сработал в качестве общей стратегии для решения проблем и достижения целей в безличном, внешнем мире — будь эти цели столь же скромными, как покупка всех предметов из нашего еженедельного списка покупок, или столь же возвышенными. как строительство пирамиды. Поэтому естественно, что мы должны обращаться к тому же самому способу действия, когда дела обстоят не так, как нам хотелось бы, чтобы они были в нашей жизни.0214 личные, внутренние миры — наши чувства и мысли, или то, каким человеком мы видим себя. И здесь все может пойти ужасно неправильно.
Но прежде чем мы продолжим описывать, как это сделать, важно предупредить возможные недоразумения. Мы никоим образом не утверждаем, что выполнение режима обязательно вызывает проблемы — это не так. Проблемы возникают только при работе в режиме «добровольцы на работу, которую он не может сделать». Во многих-многих сферах нашей жизни работа волонтером в режиме может , и от этого наша жизнь становится лучше. Чтобы сделать различие более ясным, мы называем проблематичные приложения этого режима управляемым-делающим , в отличие от более общего делающего .
В режиме бытия уму «нечего делать, некуда идти» и он может полностью сосредоточиться на ежеминутном опыте, позволяя нам полностью присутствовать и осознавать все, что происходит здесь и прямо сейчас.
Если можно немедленно предпринять действия по уменьшению несоответствия и действие выполнено успешно, проблем нет. Но что, если мы не можем найти эффективных действий, а наши попытки придумать возможные решения ни к чему не приводят? С внешней проблемой мы можем просто сдаться и заняться каким-то другим аспектом нашей жизни. Но когда в дело вмешивается «я», становится гораздо труднее просто отказаться от поставленных целей .
Например, если мы расстроены из-за того, что давние отношения только что закончились, может возникнуть много потенциальных несоответствий между нашей текущей реальностью и тем, как мы хотим, чтобы все было. Мы можем желать восстановления отношений или начала новых отношений. Скорее всего, мы тоже хотели бы не так расстраиваться. Там могут быть решения, которые мы могли бы найти. Но что, если мы начинаем чувствовать, что обречены остаться в одиночестве, делая вывод, что в нас есть какая-то основная неудача, человек, из-за которого отношения разрушились? Этот вывод не предполагает готового решения, и расхождение остается. И все же мы не можем отпустить потому что у нас есть такая центральная потребность не быть такими людьми — что может быть для нас важнее, чем наше собственное чувство идентичности?
Результатом всего этого является то, что разум продолжает обрабатывать информацию в режиме в режиме , ходит по кругу, останавливаясь на несоответствии и репетируя возможные способы его уменьшения. И наше постоянное зацикливание на том, что мы не такие, какими хотели бы быть, только заставляет нас чувствовать себя хуже, уводя нас еще дальше от желаемой цели. Это, в свою очередь, только подтверждает наше мнение о том, что мы не те люди, которыми, по нашему мнению, должны быть, чтобы быть счастливыми.
Ум будет продолжать фокусироваться таким образом до тех пор, пока несоответствие не уменьшится или какая-то более неотложная задача не перенесет фокус ума в другое место, только чтобы вернуться к неразрешенному несоответствию, как только одна задача будет решена с другой. Когда режим делания работает над внутренними, связанными с собой целями, подобными этой, мы можем более точно назвать его режимом « управляемый — делающий ».
Если мы присмотримся повнимательнее, то увидим, что режим управляемый-делающий действует во многих сферах нашей жизни. Всякий раз, когда возникает ощущение «должен», «должен», «следует», «следует» или «нужно», мы можем заподозрить наличие режима выполнения.
В режиме действия, напротив, эта чудесная многомерная сложность опыта сводится к узкому одномерному фокусу: Что это может сказать о моем прогрессе в достижении моих целей?
Как еще мы могли бы субъективно распознать режим управляемого-делающего ? Его наиболее распространенной чертой является повторяющееся чувство неудовлетворенности, отражающее тот факт, что разум сосредоточен на обработке несоответствий между тем, какими мы хотим, чтобы вещи были, и тем, какими они являются на самом деле. Режим «Побуждение к действию» также предполагает постоянное отслеживание и проверку прогресса в сокращении разрыва между этими двумя состояниями («Насколько хорошо я справляюсь?»). Почему? Потому что там, где не могут быть предприняты немедленные действия для уменьшения несоответствий, единственное, что может сделать разум, — это продолжать работать над своими представлениями о том, как обстоят дела и какими они должны быть, в надежде найти способ уменьшить разрыв между ними. Это он будет делать снова и снова.
В этой ситуации, поскольку «валюта», с которой работает разум, состоит из мыслей о текущих ситуациях, желаемых ситуациях, объяснений несоответствий между ними и возможных способов уменьшить эти несоответствия, эти мысли и концепции будут переживаться мысленно. как «реальные», а не просто как события в уме. Точно так же ум не будет полностью настроен на полную актуальность настоящего опыта. Он будет настолько занят анализом прошлого или предвидением будущего, что настоящему будет отдан низкий приоритет. В этом случае мы осознаем настоящее только в очень узком смысле: единственный интерес в нем состоит в наблюдении за успехом или неудачей в достижении целей. Упускается более широкий смысл настоящего, то, что можно было бы назвать его «полным многомерным великолепием».
Движимое действие лежит в основе многих наших реакций на повседневные эмоциональные переживания — мы обычно обращаемся к этому режиму, чтобы освободиться от многих видов нежелательных эмоций. Из этого следует, что мы можем использовать такие повседневные эмоциональные переживания и другие отражения общего режима побуждения-действия в качестве тренировочных возможностей для приобретения навыков, которые позволяют нам распознавать этот режим и выходить из него.
Давайте рассмотрим альтернативный способ ума, «бытие».
РЕЖИМ «БЫТИЯ»
Полное богатство способа «бытия» нелегко передать словами — его вкус лучше всего оценить непосредственно, на опыте. Во многих смыслах это противоположно режиму «приводил-делал» . Режим , управляемый и делающий , ориентирован на достижение цели, мотивирован сократить разрыв между тем, как обстоят дела, и тем, какими, по нашему мнению, они должны быть; наше внимание узко сосредоточено на этих несоответствиях между действительным и желаемым состояниями. Напротив, режим бытия не посвящен достижению конкретных целей. В этом режиме нет необходимости подчеркивать обработку на основе расхождений или постоянно контролировать и оценивать («Как я продвигаюсь к достижению своих целей?»).
«Позволение» возникает естественным образом, когда нет цели или стандарта, которые нужно достичь, и нет необходимости оценивать опыт, чтобы уменьшить расхождения между фактическим и желаемым состоянием. Это также означает, что внимание уже не сосредоточено узко только на тех аспектах настоящего, которые непосредственно связаны с достижением цели; в режиме бытия переживание момента может быть обработано во всей его глубине, ширине и богатстве.
Режим действия предполагает размышления о настоящем, будущем и прошлом, относясь к каждому из них через завесу понятий. Модус бытия, напротив, характеризуется прямым, непосредственным, интимным переживанием настоящего.
Делать и Быть различаются по своей временной направленности. При этом нам часто приходится просчитывать вероятные будущие последствия различных действий, предвидеть, что может произойти, если мы достигнем нашей цели, или оглядываться на воспоминания о временах, когда мы сталкивались с подобными ситуациями, чтобы получить представление о том, как действовать сейчас. В результате, в режиме действия ум часто путешествует вперед, в будущее или назад, в прошлое, и это переживание, когда на самом деле большую часть времени вы не находитесь «здесь» в настоящем. Напротив, в режиме бытия уму «нечего делать, некуда идти» и он может полностью сосредоточиться на ежеминутном опыте, позволяя нам полностью присутствовать и осознавать все, что происходит здесь и прямо сейчас. Режим действия включает в себя размышления о настоящем, будущем и прошлом, связанные с каждым из них через завесу понятий. Модус бытия, напротив, характеризуется прямым, непосредственным, интимным переживанием настоящего.
Режим бытия включает изменение нашего отношения к мыслям и чувствам. В режиме действия концептуальное мышление является основным средством, с помощью которого ум стремится достичь целей, которым посвящен этот режим ума. Это означает, как мы видели, что мысли рассматриваются как достоверное и точное отражение реальности и тесно связаны с действием. В режиме действия отношение к чувствам в первую очередь заключается в оценке их как «хороших вещей», за которые нужно держаться, или «плохих вещей», от которых нужно избавиться.
Таким образом, превращение чувств в объекты, связанные с целью, эффективно кристаллизует представление о том, что они имеют независимую и непреходящую реальность.Напротив, в режиме бытия отношение к мыслям и чувствам почти такое же, как к звукам или другим аспектам ежеминутного опыта. Мысли и чувства рассматриваются как просто проходящие события в уме, которые возникают, становятся объектами осознания, а затем исчезают. В режиме бытия чувства не сразу запускают в уме или теле старые привычки действий, направленные на то, чтобы удержать приятные чувства или избавиться от неприятных. Появляется большая способность переносить дискомфортные эмоциональные состояния. Точно так же такие мысли, как «сделай это, сделай это», не обязательно автоматически связаны с соответствующими действиями, но мы можем относиться к ним просто как к событиям в уме.
«Позволение» возникает естественным образом, когда нет цели или стандарта, которые нужно достичь, и нет необходимости оценивать опыт, чтобы уменьшить расхождения между фактическим и желаемым состояниями.
В режиме бытия возникает ощущение свободы и свежести, поскольку опыт раскрывается по-новому. Мы можем реагировать на богатство и сложность уникальных паттернов, которые представляет каждый момент. В режиме действия, напротив, эта чудесная многомерная сложность опыта сводится к узкому, одномерному фокусу: что это может сказать о моем прогрессе в достижении моих целей? Несоответствие между фактическим и целевым состояниями затем запускает довольно заезженные, универсальные привычки ума, которые, возможно, достаточно хорошо работали в других ситуациях. Но, как мы видели, когда в режиме побуждения-действия цель состоит в том, чтобы избавиться от определенных эмоциональных состояний, эти привычки могут иметь неприятные последствия и привести к сохранению, а не к прекращению нежелательных состояний ума.
Ясно, что делать и быть — это принципиально разные состояния ума. Прежде чем излагать последствия этого различия, важно прояснить один момент: режим бытия не является особым состоянием, в котором вся деятельность должна прекратиться . Делание или бытие — оба эти состояния ума могут сопровождать любую активность или отсутствие активности. Вспомните, что мы дали конкретное название режиму выполнения, который вызывает проблемы — « управляемый — выполнение » — и этот момент может стать более ясным.
Например, человек может попытаться медитировать, настолько сосредоточившись на том, чтобы быть кем-то, кто входит в глубоко расслабленное состояние, что, если что-то прерывает его, он чувствует гнев и разочарование. Это было бы медитацией в режиме движимого — делающего , а не в режиме бытия, потому что медитацией «движет» потребность стать расслабленным человеком. Или другой пример: Твоя очередь мыть посуду и от этого никуда не деться. Никто не избавит вас от этой рутины. Если вы моете посуду с целью закончить ее как можно быстрее, чтобы приступить к следующему делу, а затем вас прерывают, это будет разочарование, поскольку ваша цель была сорвана. Но если вы принимаете, что посуду нужно мыть, и подходите к деятельности в режиме бытия, тогда деятельность существует ради самой себя в свое время.