Что такое «Умение слушать»
Опубликовано пользователем ЕленаИванова
Умение слушать является фундаментальным компонентом для межличностных коммуникационных навыков. Это сознательный, активный процесс и принятое нами решение слушать человека для того, чтобы понять сообщение, которое нам пытаются донести.
Активный слушатель:
- Нейтрален.
- Терпелив.
- Не выносит суждений.
- Поощряет собеседника рассказывать.
- Не формирует своего мнения в начале разговора.
Человек редко передает словами именно то, что хочет сказать, поэтому всем нам нужно научиться вслушиваться внимательно и считывать невербальную информацию. Как уже было сказано, этот навык требует терпения, потому что в процессе слушания нам нужно сопротивляться соблазну вставлять свой комментарий при малейшей паузе.
Преимущества активного слушания
Многие люди задаются вопросом, зачем им вообще кого-либо слушать, ведь нужно убеждать и убеждать своего собеседника.
- Уменьшает количество недопониманий.
- Снижает вероятность возникновения конфликта.
- Развивает интуицию.
- Укрепляет взаимоотношения с коллегами, семьей и друзьями.
- Подсказывает когда действовать и как именно.
- Позволяет быть более гибким.
- Помогает собеседнику понять, что он был понят и услышан.
- Открывает новые возможности.
В конце-концов, умение слушать делает вас более привлекательным собеседником хотя бы по той причине, что большинство людей так поглощены самими собой, что желают высказаться. Такой подход помогает добиться успеха в любой области жизни.
Качества активного слушателя
Существует шесть качеств, которые позволят вам стать отличным активным слушателем.
- Пристальное внимание. Это требует самосознания: 100%-ое внимание к слушателю. Вы должны убедиться, что вас ничего не отвлекает. Отключите телефон и избегайте лишнего шума.
- Эмпатия. В данном уроке мы рассмотрели способы развития этого навыка.
- Уважение. Подразумевает думать хорошо о собеседнике и не судить его со своей высоты. Вы необязательно должны с ним соглашаться, но вести себя достаточно уважительно.
- Одобрение. Поощряйте собеседника не быть в оборонительной позиции и больше рассказывать о том, что он думает и что чувствует.
- Конгруэнтность. Вы должны быть искренне заинтересованы в диалоге. Следите за своим языком тела, иначе собеседник может подумать, что вы враждебно настроены.
- Конкретность. Будьте конкретны в своих вопросах и высказывании мнения.
Плохие привычки слушания
Каждый из нас так или иначе имеет привычки, которые мешают добиваться полного взаимопонимания. Вы должны обнаружить свои негативные привычки и отметить, над чем нужно работать. Будьте честны с собой.
- Я прерываю человека на полуслове или при малейшей паузе, когда человек задумывается или набирает воздух в легкие.
- Я быстро выношу вердикт своему собеседнику.
- Я даю советы, когда об этом не просили.
- Я формирую свое мнение прежде чем получу всю информацию.
- Я нетерпелив.
- Я теряю над собой контроль, когда слышу то, с чем не согласен.
- Я пытаюсь изменить интересующую собеседника тему на более приятную мне.
- Я думаю больше над своим ответом, чем над словами собеседника.
Семь уровней слушания
Любой человек в любом диалоге находится на одном из семи уровней слушания, что и определяет эффективность общения с собеседником.
- Не слушать. Мы не обращаем внимание или игнорируем слова собеседника.
- Притворяться, что слушаем. Мы действуем и ведем себя так, будто слушаем, но на самом деле поглощены своими мыслями и проблемами.
- Частично слушать. Возникает эффект разделенного внимания: мы фокусируемся только на части сообщения, остальное проходит мимо нашего сознания.
- Сфокусировано слушать. Мы отдаемся полностью разговору.
- Интерпетированно слушать. Мы не только слышим человека, но и предпринимаем сознательные усилия для того, чтобы понять его.
- Интерактивно слушать. Мы задаем вопросы и проясняем ситуацию.
- Увлеченно слушать. Мы прислушиваемся к чувствам, эмоциям и ощущениям собеседника.
Если мы находимся на самых нижних трех уровнях, у нас возникают проблемы во всех сферах жизни. Мы удивляемся, почему нас не ценят и не прислушиваются к нашей точке зрения. Совершите сознательное усилие и начните как минимум сфокусировано слушать своего собеседника.
Рубрика:
- Психология: личность и бизнес
Ключевые слова:
- Общение
- Умение слушать
Поделиться
Популярное
Гори, не гасни: причины и способы предотвращения профессионального выгорания
Лист ознакомления работников — оформление
Вопросы и ответы на собеседовании для специалиста по анализу данных (аналитика)
Умение слушать и выслушать — Психология жизни
«Умение внимательно слушать — лучшее противоядие от «надо было», «можно было», «следовало было» ©Марк Гоулстон
Эффективное общение — это не просто передача информации. Для эффективного общения, важно не только уметь говорить, но еще уметь слушать, слышать и понимать, о чём говорит собеседник.
Слушать — это значит дать возможность человеку открыто делиться информацией, и важнейшее условие правильного понимания точки зрения собеседника, а в целом — залог успешной коммуникации. Как преодолеть психологический барьер общения?
Настоящее умение слушать предполагает от человека умение воздерживаться от выражения своих эмоций во время того, как говорящий излагает информацию, поддерживать собеседника ободряющими жестами, улыбкой, краткими репликами, ненавязчиво, но так, чтобы тот продолжал беседу.
Виды слушания
Направленное или критическое — слушающий сначала критически анализирует полученную информацию, а потом старается её понять.
Эмпатическое — слушающий больше «считывает» чувства,нежели слова. Такое слушание действительно может быть эффективным, если оно вызывает положительные эмоции, и наоборот, если говорящий вызывает своими словами отрицательные эмоции
Нерефлексивное слушание предполагает минимальное вмешательство в речь говорящего при максимальной сосредоточенности на ней.
Слушание бывает активным. Что такое активное слушание?
Активное или рефлексивное слушание характеризуется установлением обратной связи с говорящим посредством: Психологические приёмы активного слушания
- расспрашивания — прямого обращения к говорящему, которое осуществляется с помощью разнообразных вопросов;
- перефразирования — высказывания одной и той же мысли только другими словами, чтобы говорящий смог оценить, правильно ли его поняли;
- отражения чувств, когда слушающий основное внимание уделяет не содержанию сообщения, а чувствам и эмоциям, которые выражает собеседник;
- резюмирования — подведение итогов услышанного, что дает понять говорящему, что его основные мысли поняты и восприняты.
В межличностном общении человек может:
- Не слушать. Мы не обращаем внимание или игнорируем слова собеседника.
- Притворяться, что слушает. Мы действуем и ведем себя так, будто слушаем, но на самом деле поглощены своими мыслями или проблемами.
- Частично слушать. Возникает эффект разделенного внимания: мы фокусируемся только на части сообщения, остальное проходит мимо нашего сознания.
- Сфокусировано слушать. Мы отдаемся полностью разговору.
- Интерпретировано слушать. Мы не только слышим человека, но и предпринимаем сознательные усилия для того, чтобы понять его.
- Интерактивно слушать. Мы задаем вопросы и проясняем ситуацию.
- Увлеченно и активно слушать. Мы прислушиваемся ещё и к чувствам, эмоциям и ощущениям собеседника.
Развитие умения слушать
Чтобы уметь слушать многого не надо, просто надо молчать,… молчать и слушать собеседника. Но для эффективной коммуникации этого безусловно недостаточно.
Умение слушать предусматривает умение выслушать и понять партнера, умение быть непринуждённым, сконцентрированным и терпеливым.
А для развития умения слушать необходимо придерживаться простых, но важных правил эффективного общения. Если вы будете использовать эти правила в любой беседе, то в скором времени заметите явный прогресс в развитии умения слушать. Итак,
Умение слушать или правила внимательного собеседника
Не прерывайте и не перебивайте своего собеседника. Дайте возможность человеку закончить свою мысль. Тишина заставляет человека продолжать говорить. Но эта тишина должна быть заполнена вашими невербальными сигналами о том, что вы всё — таки слушаете, а не спите.
Не посматривайте на часы. Если хотите узнать, который час, сделайте это незаметно, иначе собеседник воспримет этот жест как отсутствие интереса к нему и к теме разговора.
Не заканчивайте предложение за своего собеседника. Терпеливо дождитесь, чтобы говорящий высказал свою мысль до конца, не перебивайте его, это может отбить у человека всякое желание продолжать общение с вами. Как стать интересным в общении? Приёмы эффективного общения
Задав вопрос, дождитесь ответа. Даже если возникшая после вопроса пауза затянулась, все — равно не соблазняйтесь ответить вместо собеседника. Паузы должны быть кратковременными.
Ваша поза не должна быть развязной или наоборот слишком «закрытой». Слишком закрытая поза вызывает недоверие к вам. Но и не разваливайтесь на стуле, сядьте прямо, можно слегка наклониться вперед. Это покажет вашу заинтересованность в беседе.
Умение слушать и слышать
Поддерживайте постоянный визуальный контакт. Однако постарайтесь не переусердствовать. Отводите изредка свой взгляд, чтобы не напрягать собеседника.
Кивайте. Это очень эффективный способ показать человеку, что вы его слушаете и понимаете. Однако, кивая чересчур усердно, вы покажете собеседнику сигнал, что ваше терпение закончилось и ему пора заканчивать беседу.
Установите вербальную обратную связь. Реплики вроде «Да, да», «конечно», «это интересно…» и т. п. призваны подтвердить, что вы активно слушаете собеседника. А это очень важно для поддержания контакта. Техника «Я — высказывания»
Не бойтесь задавать уточняющие вопросы. Если вам что-то не ясно, или вы не уверены, что правильно поняли собеседника, задайте уточняющие вопросы. Так вы произведете впечатление человека, который старается понять говорящего и не упустить важные моменты беседы. Существует множество уточняющих вопросов, к примеру: «Вы имеете в виду, что…», «Правильно ли я вас понял…», «Объясните, пожалуйста…», «Вы хотите сказать,что…» и др.
Не поддавайтесь соблазну опровергать новую для вас информацию. Некоторые люди очень любят поспорить. Если вы услышали от собеседника то, что не соответствует вашим убеждениям или отличается от ваших представлений, не накидывайтесь на него и не обороняйтесь, отстаивая свою точку зрения. Лучше просто спросить: «Откуда у вас такие сведения?», «Почему вы так считаете?», «Чем объясняется ваша позиция?»
ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Ошибки женщин в отношениях
Оговорки по Фрейду
Слышать или слушать (к)?
Грамматика > Слова, которые легко спутать > Слышать или слушать (к) ?
«Слушание» — событие; это то, что происходит с нами как естественный процесс. «Слушание» — это действие; это то, что мы делаем сознательно.
Сравнить
слушание – это событие. | слушание — это действие. |
[по телефону]
|
|
Иногда мы можем использовать слушать или слушать , в зависимости от того, хотим ли мы подчеркнуть событие или действие:
Вы слышали то интервью с Дэвидом Бекхэмом на радио вчера? (акцент на мероприятии)
Вы слушали вчера по радио интервью с Дэвидом Бекхэмом? (акцент на действии)
Я люблю слышать/слушать звук падающего дождя.
Обычно мы не используем , слышим в непрерывной форме. Мы часто используем слушать с can :
[по телефону через Интернет]
Я вас очень хорошо слышу.
Нет: я вас очень хорошо слышу.
Предупреждение:
Мы используем от до после слушаем перед объектом:
Каждое утро, пока я завтракаю, я слушаю свой компакт-диск с Моцартом. Это готовит меня морально к этому дню.
Нет: Каждое утро я слушаю свой компакт-диск с Моцартом …
Мы используем listen без до , если мы не упоминаем объект или если он является дискурсивным маркером:
9000 2 Мина, послушай ! Я не хочу, чтобы ты задерживался допоздна!
Слушай, мне интересно, не мог бы ты мне помочь. (маркер дискурса, начинающий новую тему или фазу разговора)
Музыка была прекрасна. Мы просто сидели и слушали.
См. также:
Дискурсивные маркеры ( так, верно, хорошо )
- 01 Фразовые глаголы и многословные глаголы
- 02 Местоимения: притяжательные (мой, мой, твой, твой и др.)
- 03 А/ан и
- 04 Стал лучше
- 05 Также, также или слишком?
- 06 Интонация
- 07 Как… как
- 08 Сделано из, сделано из, сделано из, сделано с
- 09 Инверсия
- 10 Предлагать
То чувство, когда слушаешь грустную музыку? Это гуманность — Harvard Gazette
Сьюзен Кейн предпочитает ковыряться в менее изученных уголках умелой Америки. В 2012 году она опубликовала книгу «Тихо: сила интровертов в мире, который не может перестать говорить», которая стала феноменом и сделала менее болтливых от природы модными и даже крутыми. 1993 Новая книга выпускника Гарвардской школы права «Сладко-горькая: как печаль и тоска могут сделать нас целыми» стала бестселлером New York Times. Газета поговорила с Каином о том, как острота жизни может привести к творчеству и взаимопониманию. Интервью было отредактировано для ясности и длины.
GAZETTE: Что значит иметь «горько-сладкое» состояние ума?
КАИН: Это связано с осознанием того, что жизнь — это смесь радости и печали, света и тьмы, и что все и все, кого ты любишь, непостоянны. Впервые я испытал это состояние ума, когда слушал грустную музыку. Всю жизнь у меня была эта таинственная реакция на грустную музыку; это заставило бы меня почувствовать связь с людьми, которые знали горе, которое пытался выразить музыкант. Сначала я думал, что это только у меня, но когда я начал свои исследования, я понял, что многие музыковеды изучают это, потому что уже давно у многих людей есть такая реакция не только на музыку, но и на другие аспекты человеческого опыта. . Во всем мире и на протяжении веков существует глубокая традиция людей, переживающих это высшее состояние ума, которое исходит из осознания хрупкости и непостоянства.
GAZETTE: Вы устанавливаете связь между этим состоянием ума и религией. Не могли бы вы немного рассказать об этом?
КАИН: Мы слушаем грустную музыку по той же причине, по которой ходим в церковь, синагогу или мечеть. Мы стремимся к Эдемскому саду, мы стремимся к Мекке, мы стремимся к Сиону, потому что мы приходим в этот мир с чувством, что есть более совершенный и прекрасный мир, к которому мы принадлежим, где нас больше нет. Мы чувствуем это очень сильно, но на самом деле нас не поощряют формулировать это. Однако наши религии делают это за нас. Искусство также делает это. В «Волшебнике страны Оз» Дороти тоскует по месту «где-то за радугой», а Гарри Поттер жаждет снова увидеть своих родителей. Это фундаментальный строительный блок любого человеческого опыта. Вот что выражает музыка, вот почему мы ее слушаем, и вот почему мы чувствуем такую связь друг с другом, когда делаем это, потому что это наше самое основное состояние бытия. Но поскольку всем нам приходится зарабатывать на жизнь, растить детей и жить своей жизнью, мы не так сильно соприкасаемся с этими более глубокими состояниями. Искусство и музыка способны вернуть нас назад.
GAZETTE: Многие считают, что позитивный взгляд на жизнь — это нормально. Что в этом плохого?
КЕЙН: В этом есть два недостатка. Во-первых, это просто неправда ни о каком человеческом опыте, потому что нет человека, который не испытывал бы и радости, и печали, и света, и тьмы. Это просто часть человеческой жизни. Говорить друг другу, что мы не должны говорить правду о своем опыте, по своей сути обесценивает. Но более глубокая причина заключается в том, что в меланхолической стороне нашего опыта есть что-то, что тесно связано с творчеством и трансцендентностью. Мы не должны лишать себя этого опыта.
В этой книге я вместе с психологами доктором Скоттом Барри Кауфманом и доктором Дэвидом Яденом разработал горько-сладкий тест, который люди могут использовать, чтобы измерить вероятность того, что они испытают горько-сладкие состояния бытия. Доктор Кауфман и доктор Яден провели некоторые предварительные исследования и обнаружили, что люди, получившие высокие баллы в тесте, что означает, что они склонны испытывать горько-сладкие состояния ума, также более склонны к состояниям, которые предрасполагают их к творчеству, благоговению, удивлению, духовности. , и трансцендентность. Это одни из самых возвышенных аспектов человеческого бытия, и они связаны с нашим пониманием того, насколько хрупкой может быть жизнь, и непостоянством жизни.
GAZETTE: Почему грусть пользуется плохой репутацией в американской культуре?
CAIN: Культура США с 19 века построена вокруг идеи победителей и проигравших. Этот способ мышления зародился в экономической сфере, где мы начали спрашивать: «Если кто-то преуспел или потерпел неудачу в бизнесе, это был вопрос удачи или неудачи?» Или «Было ли что-то внутри человека, что привело к такому результату?» Все чаще люди приходили к ответу, что это было вызвано чем-то внутри человека, и у нас появилась эта дихотомия, когда мы видим друг в друге победителей и проигравших. Чем больше у вас такой дихотомии, тем больше вы хотите вести себя так, чтобы показать, что вы победитель, а не проигравший. Все, что может быть связано с потерей, например, горе, тоска, печаль или меланхолия, будет рассматриваться как часть проигравшей стороны бухгалтерской книги.
Быть победителем ассоциировалось с успехом и жизнерадостностью. Еще в 19 веке психолог Уильям Джеймс заметил, что людям становится немодно жаловаться на погоду, потому что она считается слишком негативной. Во время Великой депрессии было распространено мнение, что те, кто потерял все, были проигравшими. В своем исследовании я нашел новостную статью с заголовком: «Неудачник совершил самоубийство на улице». Это удивительно, если подумать, но использование слова «неудачник» со временем только увеличилось.
Я бы еще сказал, что религия сыграла свою роль. США изначально были кальвинистской страной, а в кальвинистской религии вам предначертано попасть в рай или в ад. Вы ничего не могли с этим поделать, но вы могли показать, что вы один из тех, кто отправляется на небеса. Этого можно было добиться, усердно работая, а позже, в 19 веке, это мышление было перенесено на вопрос: «Вы победитель или проигравший?»
GAZETTE: Почему люди должны принимать горько-сладкие аспекты жизни? Что их ждет?
КЕЙН: Первое, что я хотел бы сказать, это взглянуть на данные, которые довольно обширны. Психолог Лаура Карстенсен из Стэнфордского университета провела ряд увлекательных исследований, показавших, что люди, настроенные на то, что она называет хрупкостью жизни — тот факт, что наши дни сочтены, — также склонны находить смысл в своей жизни и имеют большее чувство благодарность; они больше сосредоточены на своих более глубоких отношениях и реже злятся и раздражаются.
Есть также работа Дэвида Ядена, который обнаружил, что люди, находящиеся в переходных состояниях жизни, включая развод и приближение конца жизни, также склонны достигать тех состояний ума, о которых говорила Лаура Карстенсен. Мы наблюдали это коллективно в Соединенных Штатах после 11 сентября, когда многие люди обратились в сторону смысла. Мы увидели огромный рост числа заявок на участие в Teach For America и на работу пожарными, медсестрами или учителями. Мы видим это сейчас, после пандемии, когда появляется больше заявок в медицинские школы и школы медсестер, и люди хотят больше смысла в своей работе и личной жизни.
GAZETTE: Вы писали о силе интровертов в «Тихо». Эта книга о силе горько-сладкого взгляда на жизнь. Почему вас привлекают эти недооцененные аспекты человечества?
КАИН: Я думаю, что оба эти аспекта человечества связаны. Я также думаю, что в написании книг есть что-то, что дает нам возможность обсуждать вещи, о которых не так легко говорить в повседневной жизни. Для меня весь смысл написания книг заключается в том, чтобы смотреть на неисследованное, невыразимое и невыразимое. Просто мне больше всего интересно говорить о том, чего нельзя сказать, когда мы просто болтаем в продуктовом магазине.
GAZETTE: Как вы надеетесь, что люди вынесут из этой книги?
КЕЙН: Я хотел бы, чтобы люди меньше боялись переживать меланхолию, печаль и тоску и использовали силы, которые может предложить горько-сладкий: силы творчества, связи и трансцендентности.