Как развить умение слушать и слышать собеседника
Татьяна Исаченко
- Черновцы, Украина
Эксперт в сфере HR. Коуч в направлении личностного развития и самореализации. Моя миссия раскрывать потенциал личности и находить мотивацию для достижения целей.
0
Оглавление:
Умение слушать и слышать — редкий дар. Но его можно в себе развить. Рассказываю, как это сделать.
Главный секрет успеха — знание, как обращаться с людьми.
Умение слушать и слышать собеседника — лучший способ проявить уважение. Это незаменимый навык и очень ценная способность как в профессиональной, так и в личной жизни. Способность слышать обладает определённой энергетикой и по сути своей является умением отдавать.
Часто мы ещё справляемся с задачей молчать, когда говорит другой. Но сложнее перестать:
- думать о том, что ответить на сказанное;
- формулировать, как это сказать получше;
- оценивать внешний вид и то, что говорит собеседник;
- перебивать, вставляя свои фразы;
- пытаться истолковать в своей голове, что собеседник имел в виду;
- посматривать в телефон;
- витать в облаках.
И тут очень важное значение имеет наша эгоцентричность, зацикленность на себе, важном и любимом. Нам кажется, что мир ждёт наших советов и подсказок. Что если человек с нами заговорил, то мы имеем право рассказывать ему, что делать и как быть.
В итоге ты ничего не услышал, совершенно потерял суть разговора, оттолкнул собеседника и не решил тот вопрос, который хотел.
к оглавлению ↑Как же тренировать умение слушать? Есть несколько простых способов, которые работают, правда, исключительно при постоянном их использовании.
Учись слушать себя
Тому, кто не слышит себя, очень трудно понимать и слышать других. Это значит, что нужно внимательно относиться к своим мыслям и состоянию. Стараться разобраться, в чём причина тех или иных ощущений. Как ни странно, мы об этом забываем.
Учись наблюдать за общением других
Самое главное при этом — удержаться и не вступать в разговор со своими советами и интересными случаями по этому вопросу.
к оглавлению ↑Учись слушать то, что происходит вокруг
Например, идя по улице, прислушивайся к звукам, которые рядом, фиксируй их в сознании и потом как бы расширяй диапазон услышанного. Учись слышать то, что доносится издалека. Например, пение птиц и шелест листьев, шум машин. Это лучше делать каждый день.
Старайся уменьшить количество себя в разговоре
Чтобы научиться слышать человека, нужно слушать так, как будто перед тобой самая важная личность на земле. Чтобы удержать внимание и настроиться, повторяй мысленно фразы собеседника. Останови внутреннего болтуна, отложи формулирование ответа. При необходимости задавай вопросы, чтобы уточнить сказанное. После того как собеседник закончил говорить, 3–5 секунд выдержи паузу и только тогда, когда удостоверишься, что он не собирается продолжать, говори сам. Давать совет стоит только в случае конкретного запроса.
Очень важно помнить: если ты слушаешь человека внимательно, у него на подсознательном уровне возникает принятие того, что ты скажешь. Так у него закладывается уважение к тебе. Поэтому, когда начнёшь говорить, он тоже внимательно будет слушать тебя.
Это и станет индикатором успешного развития умения слушать и вознаграждением за старания.
Прекрасных тебе слушателей.
Хочешь внести элемент дисциплины в своё развитие и в ежедневную деятельность, сфокусироваться на достижении своих целей? С помощью инструментов профессионального коучинга это становится возможным. На ознакомительной встрече расскажу подробнее, что для этого нужно и как это может быть полезно в развитии навыков слушания.
Не пропускай самые интересные публикации для личностного роста. Подписывайся на нас в той социальной сети, которую любишь больше всего: Instagram, Facebook, Telegram.
Татьяна Исаченко
- Черновцы, Украина
Эксперт в сфере HR. Коуч в направлении личностного развития и самореализации. Моя миссия раскрывать потенциал личности и находить мотивацию для достижения целей.
Слушать. Слышать. Понимать. Взаимодействовать. Именно в таком порядке
— Вася, ты в баню?
— Нет, я в баню.
— А я думал, ты в баню.
(Анекдот)
Неумение слушать и кризисы
Когда разразился мировой экономический кризис 2008 года, команда журналистов под руководством главреда Financial Times Джиллиан Тетт выявила множество его причин. Согласно данным, которые собрали и проанализировали журналисты, главной причиной кризиса оказалось отсутствие взаимодействия людей и различие их представлений о мире даже в пределах одной организации или учреждения. Единственное, что всех объединяло, — замкнутость на проблемах и интересах только своего узкопрофильного подразделения, группы, проекта или научной дисциплины.
О том, как разобщенность и отсутствие внимания людей друг к другу приводит к глобальным кризисам, Джиллиан Тетт пишет в своей книге «Проклятие эффективности, или Синдром “шахты”. Как преодолеть разобщенность в жизни и бизнесе» — мы опубликовали саммари на нее во вторник:
В Швейцарии банкиров называют гномами, потому что они усердно трудятся в тишине. В UBS — крупнейшем банке мира и таком же символе Швейцарии, как часы или шоколад, — за обнаружение угроз отвечали три тысячи сотрудников. Чиновники Швейцарской федеральной банковской комиссии называли этот банк образцом контроля над риском. Весной 2007 года, когда в США выдавалось небывалое количество ипотек, члены комиссии даже не подозревали, что банку грозят проблемы. Ведь специалисты по рискам UBS убедили их, что в случае падений цен на жилье банк получит прибыль, так как открыл дополнительные короткие позиции (короткие позиции трейдер открывает в надежде получить прибыль от падения рынка). Проверяющие поверили, что банку ничто не угрожает. Но осенью того же года из-за неудачных вложений в американский ипотечный рынок UBS понес $700 млн убытков, а к весне 2009 года они выросли до $30 млрд!
Согласно отчету банка, проблема была в системе. Банковские гномы коллективно себя дурачили, веря, что банк в безопасности и процветает. Топ-менеджеры банка, управляя своими изолированными подразделениями, не задавали друг другу неудобных вопросов и не интересовались у подчиненных, что на самом деле происходит. Команды не делились информацией и не хотели, чтобы в их дела вмешивались.
Джиллиан Тетт считает, что разобщенность и раздробленность по-прежнему угрожает людям и компаниям, она провоцирует коллективное совершение глупостей и создает возможности для конкурентов.
В чьих интересах — слушать?
Мы действительно очень часто не слышим друг друга. Мы не осознаем, что слушать, задавать вопросы, получать обратную связь — прежде всего в наших интересах. Нам кажется, что, слушая человека, мы делаем это для него, хотя на самом деле все ровно наоборот. Небрежность в общении, зацикленность на собственных узких интересах, отсутствие эмпатии очень нас обедняет, лишает наши отношения глубины, а в масштабе общества ведет к так называемой атомизации — распаду общественных связей и социальной изоляции.
Чем сильнее общество атомизировано, тем меньше в нем независимых от государства общественных организаций, поддержки и сотрудничества и тем выше градус цинизма и агрессии. Атомизация общества свойственна тоталитарным режимам. Как пишет доцент Института общественных наук РАНХиГС, политолог Екатерина Шульман, большинство тоталитарных режимов, пропагандируя ценности коллективизма, на самом деле уничтожают все связи между людьми, независимые от государства, лишая таким образом человека защиты перед государственной машиной.
Между тем, крепкие социальные связи обеспечивают нам ощущение счастья вне зависимости от уровня материального достатка. Умение качественно слушать и говорить делает нас социально успешными, повышает рабочую эффективность, влияет на наше чувство удовлетворенности жизнью и даже на здоровье.
Слушать, чтобы быть услышанными
Научиться слушать нам необходимо еще и для того, чтобы быть услышанными. Проявляя к человеку внимание, осознанно интересуясь его точкой зрения, мы создаем истинную близость и получаем интерес к самим себе. Таким образом мы многократно повышаем ценность общения и извлекаем от него гораздо больше пользы. Однако вместо того, чтобы слушать, мы, как правило, стремимся поскорее выразить себя и донести до других собственное мнение. Часто мы только делаем вид, что слушаем, а на самом деле нетерпеливо ждем, когда собеседник закончит говорить, чтобы поскорее произнести собственные слова, которые просятся наружу. Мы не пропускаем речь собеседника через себя, потому что зациклены на себе и молчим только потому, что заняты продумыванием собственного ответа.
В книге «Выступление в стиле TED. Говорю. Слушаю. Слышу» специалист по звуку, общению и публичным выступлениям Джулиан Трежер называет четыре психологических фактора, разрушающие общение:
Четыре «пиявки, которые высасывают из общения энергию»:
- Желание выглядеть лучше собеседника.Проявляется в стремлении показать, что все сказанное собеседником вам хорошо известно, привычке придумывать свой ответ в то время, как собеседник говорит, преувеличениях и неоправданно пафосных метафорах.
- Желание быть во всем правым.Проявляется в привычке перебивать.
- Стремление угодить, понравиться всем.Проявляется в привычке поддакивать и соглашаться, тоже не способствует искренней и открытой коммуникации.
- Стремление все исправить.Проявляется в непереносимости чужих негативных эмоций. Такие люди мгновенно бросаются на помощь даже там, где она не нужна. И в конце концов их начинают избегать.
Совершая эти ошибки, пишет Джулиан Трежер, мы порождаем невероятную по объему волну контента, который создается только для того, чтобы привлечь внимание, подрывает доверие в обществе и приводит к отчуждению, росту напряженности и конфликтам.
Слушать, слышать и понимать
Рост потока информации, который имеет место в сегодняшнем мире, опережает нашу способность эту информацию обрабатывать. Защищаясь от информационной перегрузки, мы склонны упрощать мир вокруг нас, объясняет в книге «Сигнал и шум. Почему одни прогнозы сбываются, а другие — нет» специалист в области статистики Нейт Сильвер (мы уже подготовили это саммари и скоро его опубликуем). Мы стремимся привести мир в согласие со своими представлениями о нем, на самом деле он становится все более разнообразным и сложным. Это стремление — одно из последствий развития технологий, влияющих в том числе и на наше умение слушать, воспринимать живую речь, понимать, сопереживать и излагать устно свою точку зрения. Джулиан Трежер пишет, что удаленное письменное общение, ставшее в последнее время нормой, провоцирует нетерпеливость, рассеянное внимание, снижение чувствительности, склонность к обобщениям, обеднение словарного запаса. В глобальном масштабе мы становимся примитивнее, перестаем помнить о невероятном разнообразии и непредсказуемости мира и попадаемся в информационные ловушки, которые сами же и расставили. Мы начинаем слишком доверять новостям, несостоятельным прогнозам и предсказаниям, не стремимся анализировать данные, проверять факты, мыслим менее критически и делаем поверхностные выводы. И снова попадаем в ту же «шахту».
В 1976 году эпидемиологи в США во много раз преувеличили опасность распространения вируса h2N1, а в 2009 году ошиблись в отношении смертности от свиного гриппа. Пандемии гриппа наблюдались в 1918, 1957 и 1968 годах и прогнозы смертности по последним были значительно страшнее реальной картины. Однако, как показала текущая пандемия, нельзя рассчитывать, что ошибки будут происходить всегда в позитивном направлении. Мы «привыкли к преувеличениям» и пропустили реальную угрозу, о которой нас предупреждали многие: от вирусологов до экономистов. Между тем, в последние годы ситуация значительно изменилась, люди начали гораздо больше перемещаться по миру, что сделало опасность глобальной эпидемии куда более реальной, но этот факт не был учтен, хотя его упоминали многие современные мыслители.
Поэтому в сегодняшнем информационно-насыщенном мире для нас жизненно важно научиться не только слушать, но и правильно воспринимать, осмысливать информацию, быть чуткими и эмпатичными, кто бы ни находился «по ту сторону» взаимодействия — подчиненный, коллега, автор статьи в интернете, наш ребенок или случайный собеседник. Мы подготовили свежую подборку книг об умении слушать, понимании, информации и взаимодействии — воспользуйтесь ей, чтобы усилить свои навыки в этой сфере.
Чек-лист. Почему я не слушаю?
- Тороплюсь.
- Устал или перегружен информацией.
- Слишком занят своими мыслями и не намерен (не способен) вникать в суть сказанного.
- Хочу поскорее высказаться, готовлю свой ответ.
- Не понимаю собеседника из-за недостатка информации о предмете разговора.
- Собеседник мне неинтересен или неприятен.
- Собеседник, с моей точки зрения, не достаточно компетентен в области, о которой говорит.
Этот небольшой чек-лист поможет увидеть причину, по которой вы в данный момент не в состоянии осознанно воспринимать информацию. Знание причины проблемы — уже половина ее решения. Понаблюдайте за собой, держа этот чек-лист в голове — и вы сможете быстро «включиться» и начать слушать — или же отложить беседу до того момента, когда она сможет принести вам и вашему собеседнику куда большую пользу.
Разница между слухом и слушанием (со сравнительной таблицей)
Кто-то правильно сказал: «Слух — ушами, а слушание — умом». Слух и слушание связаны с использованием ушей, но они разные. Слух — это не что иное, как чувство, которое помогает вам воспринимать звуковые волны и шум ушами. Это сила восприятия звуков.
Напротив, слушание — это когда вы воспринимаете звуковые волны и понимаете их, уделяя полное внимание словам и предложениям говорящего. Это способность правильно воспринять и интерпретировать сообщение, передаваемое другой стороной в процессе коммуникации.
Для многих людей эти два действия являются одним целым, но правда в том, что разница между слушанием и слушанием очень важна. поэтому взгляните на эту статью, чтобы полностью понять термины.
Содержание: Слушание и слушание
- Сравнительная таблица
- Определение
- Ключевые отличия
- Заключение
Сравнительная таблица
Основание для сравнения | Слушание | Слушание |
---|---|---|
Значение | Слух относится к способности воспринимать звуки, воспринимая вибрации через уши. | Слушание — это сознательное действие, включающее анализ и понимание звуков, которые вы слышите. |
Что это? | Способность | Навык |
Природа | Первичная и непрерывная | Вторичная и временная |
Закон | Физиологический | Психологический |
Включает | Получение сообщения через уши. | Интерпретация полученного сообщения на слух. |
Процесс | Пассивные телесные процессы | Активные психические процессы |
Возникает на уровне | Уровень подсознания | Уровень сознания |
Использование органов чувств | Только одно | Более одного |
Причина | Мы не осознаем и не контролируем звуки, которые слышим. | Мы слушаем, чтобы приобретать знания и получать информацию. |
Концентрация | Не требуется | Требуется |
Определение слуха
Естественная способность или врожденная черта, которая позволяет нам распознавать звук ушами, улавливая вибрации, называется слухом. Проще говоря, это одно из пяти чувств; что заставляет нас осознавать звук. Это непроизвольный процесс, посредством которого человек постоянно получает звуковые вибрации.
Слух нормального человека находится в диапазоне от 20 до 20000 Гц, что называется звуковым или звуковым. Любая частота выше и ниже заданного диапазона известна как ультразвуковая и инфразвуковая соответственно.
Определение слушания
Слушание определяется как приобретенный навык, при котором мы можем воспринимать звуки через уши и преобразовывать их в осмысленные сообщения. Проще говоря, это процесс старательного слушания и интерпретации значения слов и предложений, произносимых говорящим во время разговора.
Слушать немного сложно, потому что это требует концентрации и внимания, а человеческий разум легко отвлекается. Люди используют его как технику для понимания того, что говорится, через различные вербальные и невербальные знаки, т.е. как это говорится? Какой тип слов используется? Тон и высота голоса, язык тела и так далее.
Ключевым элементом является активное слушание; что делает процесс общения эффективным. Кроме того, это включает в себя создание звуков, которые показывают внимательность слушателя и обеспечение обратной связи. Он оказал большее влияние на нашу жизнь и использовался для получения информации, изучения и понимания вещей и так далее.
Ключевые различия между слухом и слушанием
Следующие пункты имеют жизненно важное значение, поскольку речь идет о различии между слухом и слушанием
- Способность человека воспринимать звуки, воспринимая вибрации через уши, называется слухом. Слушание — это то, что делается сознательно, включая анализ и понимание звуков, которые вы слышите.
- Слух носит первичный и непрерывный характер, т.е. первый и главный этап – слух, за ним следует слушание и оно происходит непрерывно. С другой стороны, слушание носит временный характер, поскольку мы не можем постоянно уделять чему-то внимание в течение долгих часов.
- Слух является физиологическим, то есть через одно из наших чувств в живых организмах. Напротив, слушание — это психологический (сознательный) акт.
- Хотя слух — это пассивный телесный процесс, не связанный с использованием мозга. В отличие от слушания, это активный умственный процесс, который включает использование мозга для извлечения смысла из слов и предложений.
- Слух предполагает получение сообщения через уши. И наоборот, слушание включает в себя интерпретацию сообщения, полученного ушами.
- Слух — врожденная способность, но слушать — навык, которому можно научиться.
- При слушании мы не осознаем звуки, которые получаем, однако при слушании мы полностью осознаем, что говорит говорящий.
- Слух предполагает использование только одного органа чувств, т. е. ушей. Напротив, слушание предполагает использование более чем одного органа чувств, т. е. глаз, ушей, осязания и т. д., чтобы полностью и точно понять сообщение.
- Слухом мы не осознаем и не контролируем звуки, которые слышим. С другой стороны, слушая, мы осознаем, что говорит другой человек, и поэтому мы слушаем, чтобы приобрести знания и получить информацию.
- Слух не требует фокусировки, в отличие от слушания.
Заключение
Итак, из обсуждения становится совершенно ясно, что слушание на шаг впереди слушания. Слух — это просто способность слышать, т. е. естественная или данная Богом, однако слушание — это приобретенный навык, которым обладают лишь немногие люди. В то время как слушание является непроизвольным и осуществляется без усилий, прослушивание осуществляется намеренно, при этом мы избирательны и обращаем внимание только на те сообщения, которые мы считаем важными для нас.
Слушание и слушание — овладение общением
Хотя некоторые люди могут использовать слова «слушание» и «слушание» как синонимы, между слушанием и слушанием есть нюанс. Один более активен и требует усилий, а другой непроизволен и естественен. Чтобы овладеть обучением и коммуникацией, необходимо как слышать, так и слушать.
Давайте разберемся в различиях, чтобы овладение общением стало достижимой целью. Это поможет в учебе, на работе и в жизни в целом.
Фото Кристин Хьюм на Unsplash
Определения: слух и слушание
Согласно словарю, слух определяется как «процесс, функция или способность восприятия звука».
С другой стороны, в том же словаре слушание определяется как «слышание чего-либо с вдумчивым вниманием».
Только по их определениям ясно видна большая разница между ними. Слушание требует внимания, то есть оно активно. Слух пассивен — вы не можете закрыть уши, поэтому звуки будут проникать и быть услышанными. Это делает его непроизвольным.
Определения: Активное и пассивное слушание
Активное слушание:
Слушатель пытается действительно усвоить и понять то, что он слышит. Это требует мотивации и цели. У слушателя есть намерение подключиться и принять участие.
Пассивное слушание:
Проявляется, когда слушатель отключен и невосприимчив.
Определение различий
Непрерывный и временный:
Слух непрерывный. Вы будете слышать звуки весь день, потому что это физиологический аспект бытия. Однако слушание носит временный характер, потому что требует внимания и сосредоточенности, которые не могут быть уделены в каждый час дня. Таким образом, слушание становится психологическим.
Непроизвольное против добровольного:
Слушание является непроизвольным, то есть вы не выбираете его. Вот почему вы можете слышать, как люди говорят, но вы можете не слушать и сосредоточиться на том, что они говорят. Это как фраза «в одно ухо, в другое».
Причины Слух отличается от слушания
Слушание требует терпения и практики. Это основано на нескольких различных причинах, в том числе:
Физиологическая причина:
Наш мозг может обрабатывать слова быстрее, чем люди могут их произносить. Разница большая. Люди говорят в среднем 125 слов в минуту, но наш мозг способен воспринимать 800 слов в минуту. Вот почему мы можем воспринимать слова, но все же думать, думая, когда слова приходят нам на ум.
Эмоциональная причина:
То, сколько мы слушаем, зависит от того, насколько мы заботимся. Глубина, на которой мы заботимся, может помочь сократить побочные мысли, которые приходят нам в голову, когда мы слушаем чью-то речь.
Как быть активным слушателем
Активное слушание требует внимания и заботы. Вот способы, которыми вы можете научиться быть активным слушателем:
1. Задавайте хорошие вопросы:
Внимательно слушая, вы можете задавать хорошие вопросы. Вы можете следить за тем, что говорящий пытается передать, и отвечать подробными и точными вопросами, чтобы продолжить разговор.
2. Будьте любопытны:
Во всем в жизни любопытство способно вывести нас на более высокий уровень. Когда вы проявляете любопытство во время прослушивания и искренне хотите узнать больше, вы лучше концентрируетесь и обращаете внимание.
3.
Подождите, чтобы говорить:Один из основных принципов, а иногда и самая трудная часть в том, чтобы быть слушателем, не перебивать. Чтобы активно слушать, вы должны полагаться на признаки того, что кто-то закончил говорить, прежде чем вы откроете рот, чтобы заговорить. Это происходит в форме того, как они закрывают предложение или мысль, а также в виде невербальных сигналов.
4. Оставайтесь сосредоточенными:
Сосредоточенность означает, что вы должны заставить замолчать другие мысли в своем уме и обращать внимание на произносимые слова. Одним из способов, которым вы можете практиковать свое внимание помимо активного слушания, может быть медитация. Эта практика поможет вам научиться присутствовать так, чтобы, когда вы находитесь в середине разговора, ваш разум был сосредоточен на том, что происходит с другим человеком, а не на мыслях о прошлом или будущем.
5. Не заполнять отверстия:
Если какая-то часть чьей-то истории кажется вам упущенной, не заполняйте пробелы самостоятельно. Вместо этого задавайте вопросы, которые помогут вам уточнить и лучше понять информацию.
Основы эффективного общения
Эффективное общение строит отношения. Это также является важной частью обучения и решения проблем. Когда дело доходит до всех аспектов жизни, вам нужно быть хорошим коммуникатором, чтобы достигать своих целей и двигаться вперед. Вот некоторые из основ эффективного общения:
- Поиск смысла
- Не прерывая
- Задавать конкретные вопросы
- Повторение того, что говорит другой человек
Преимущества умения слушать
Сегодня мы живем в мире, где у нас так много разных способов общения. Однако, когда циркулирует так много информации, может быть трудно запомнить то, что мы слышим. Вот почему так важно активно слушать.
Это также одна из причин, по которой подкасты и цифровая революция аудиоразвлечений продвигаются вперед полным ходом. Мы все любим истории, и один из лучших способов запомнить и понять их — это слушать.
Слушание — это также способ, которым мы чувствуем себя понятыми. Поскольку активное слушание требует, чтобы другой человек сосредоточился и заботился о том, что мы говорим, именно так мы узнаем, что он понимает наши мысли, чувства и желания. Слушая, мы можем:
- Наладить крепкие и искренние дружеские отношения
- Понимать и обмениваться знаниями
- Делитесь информацией и воспоминаниями
- Передайте идеи и истории следующему поколению
- Обсуждение и разрешение конфликтов
- Создать лучшие решения существующих проблем
Фото Остина Дистеля на Unsplash
Итог: от слуха к этому
Уши дают людям возможность слышать, а умение слушать дает людям возможность быть здесь и в настоящем. Слушание способствует пониманию, поэтому общение становится действенным и проницательным.
Хотя вы не можете практиковать то, как вы слышите, вы можете практиковать и оттачивать навыки того, как вы слушаете.