ОБРАЗОВАНИЕ — про «знания, умения, навыки»
?Previous Entry | Next Entry
В основе «классической» педагогики лежит не менее классическая триада — «знания, умения, навыки». Именно в таком порядке — вначале знания, как самое простое и наименее ценное, потом умения и наконец высший уровень достигнутого — навыки. Вот как определяет эти понятия вузовский учебник по дидактике:
«Знания — отражение познаваемого мира в мысли человека, совокупность идей, в которых выражается теоретическое овладение определенным предметом.
Умения — овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике.
Навыки — умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства»
То есть вначале ребенок должен УЗНАТЬ, как делается то или другое действие, потом сУМЕТЬ его повторить, а потом — сделать это умение НАВЫКОМ, то есть довести это умение до АВТОМАТИЗМА.
Ну и откуда при такой иерархии ценностей возникнут люди, способные к креативному мышлению? Ниоткуда не возникнут. Вся классическая школа направлена на создание ИСПОЛНИТЕЛЕЙ, людей способных быстро и качественно ПОВТОРИТЬ то, чему их однажды научили. И это не какая-то недоработка классической школы — это ее сущность, именно для этого она в свое время и была придумана великим Яном Амосом Коменским. Вот только время то ушло. А школа Коменского — осталась. И сейчас является основным тормозом на пути наступления НОВОГО времени.
Осталась — поскольку заменить ее просто НЕЧЕМ. Все те «авторские школы», которые появились в России после 89 года, при всем моем к ним уважении, даже и не претендуют на построение своей собственной дидактики, равномощной творению Яна Амоса Коменского.
В лучшем случае они «обрезают» триаду Коменского, убирая из нее навыки (заменяя их «контуром применения знаний»), в худшем — дополняют школу Коменского всякого рода «бантиками» — типа изменения длительности уроков или возможности детям ходить и разговаривать во время урока. Как это должно повлиять на создание из детей КРИЭЙТОРОВ вместо ТРАНСЛЯТОРОВ — совершенно непонятно. Да и ставит ли школа перед собой такую задачу? Не уверен. Сегодня будущие криэйторы появляются не БЛАГОДАРЯ школе, а ВОПРЕКИ ей — появляются, когда система обучения не до конца разрушает изначальный креативный потенциал ребенка.И пока ситуация не изменится, так и будем мучится от нехватки на рынке рабочей силы программистов, архитекторов и инженеров-проектировщиков при 30-кратном избытке охранников, грузчиков и подсобных рабочих…
May 2022 | ||||||
S | M | T | W | T | F | S |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 | 31 |
- truechelovek : (no subject) [+0]
- (Anonymous) : (no subject) [+1]
- (Anonymous) : (no subject) [+1]
Powered by LiveJournal. com
Умение и навык — что это такое и отличия
Умение и навыки получает каждый человек. Они начинают формироваться с момента рождения. С течением жизни их становится все больше. Важно знать, в чем состоят отличия терминов, что они означают, чтобы правильно использовать их в разговоре или во время заполнения документов. Сравнение поможет определить, что же отличает умение от навыка и почему эти слова не являются синонимами друг другу.
Содержание
- Определение понятий
- Сравнение
- Выводы
Определение понятий
Любой процесс обучения позволяет человеку получить определенный набор навыков и умений. Базовые составляющие постепенно расширяются, помогают добиваться успехов в обучении и работе.
Умение – владение полученными знаниями, способ применения их на практике. Также умением называется действие, которое направлено на достижение конкретной цели или решения поставленной перед человеком задачи.
Навык – деятельность или способность, которая доведена до автоматизма путем заучивания или длительного и многократного повторения. Любое новое действие, если оно было ранее незнакомо человеку, сначала приобретает статус навыка и только потом становится умением.
Сравнение
Для того чтобы понять, что является навыком, а что умением, требуется сравнить эти два понятия между собой. Они предполагают, что человек будет чему-то обучаться, чтобы получить новую для себя возможность. Известно, что действие, которым ранее человек не обладал, является для него сложным. Первые разы выполнения будут являться навыками, так как происходит обучение и одновременное наработка. Пример: в самом начала человек учится водить машину – получает навык управления. Через несколько месяцев или лет доведенные до автоматизма действия (навык) приобретает дополнительные составляющие (реальные ситуации на дороге) и человек получает умение управлять автомобилем, как профессионал.
Умения и навыки тесно связаны между собой. Отличия в большинстве своем состоят только в смысловой нагрузке, которую дает им общество. Навык – теория, которая постепенно позволяет человеку применять ее на практике, если он повторяет и заучивает информацию. Умение же – расширенный и дополненный навык, выполнение которого уже не допускает ошибок и сбоев в работе. Навыки представляют собой способность человека осуществлять определенные действия, а механизмы их выполнения не вызывают необходимости думать (заложены в подсознании). Умение же представляет собой более сложный навык или комплекс из них. Оно направлено на то, чтобы реализовать конкретные цели и задачи, которые могут носить глобальный характер.
Умение – способ, обеспечиваемый комплексом из знаний и навыков. В результате человек получает возможность реализовать и применить то, что ранее слышал только в теории. Навык же позволяет произвести действия быстро и не задумываясь, производя последовательные операции на уровне автоматизма. В результате цель будет достигнута, а задача решена.
Выводы
Различия между терминами навык и умение существуют и они носят значимый характер. Умение начинает действовать на пользу человеку сразу после его изучения. Особенностью является тот факт, что с течением времени применение умений дает более эффективный результат. Работа выполняется быстрее и качественнее, ответы на поставленные вопросы находятся лучше. Навыки же получаются в результате того что человек хочет получить новый набор знаний. Несмотря на то, что умения и навыки входят в состав развитых способностей человека, они требуют постоянного улучшения и совершенствования. В результате деятельность получится качественной и принесет максимальную пользу обществу.
навык отличия умение что это такое
Наука автоматизации и совершенствования любого навыка | Бенджамин Харди, доктор философии
Изображение: FastCompany Достижение «автоматизма» означает превращение недавно изученного навыка в часть вас, а не просто в то, что вы можете делать.Бенджамин Харди, доктор философии
·
Читать
Опубликовано в
·
5 минут чтения
·
8 апреля 2016 г.
Изучение чего-то нового зависит от памяти и от того, как вы ее используете. Поначалу ваша префронтальная кора, в которой хранится ваша рабочая (или кратковременная) память, действительно занята выяснением того, как выполняется задача. Это часть вашего мозга, связанная с сознательным принятием решений и планированием.
Но как только вы научитесь, префронтальная кора получит передышку. На самом деле он высвобождается на целых 90%; теперь вы можете выполнять этот навык автоматически, позволяя вашему сознанию сосредоточиться на других вещах.
Этот уровень производительности называется «автоматическим», и его достижение зависит от того, что психологи называют «чрезмерным обучением» или «перетренированностью». Вот как перетренировать свой мозг, чтобы делать что-то настолько хорошо, чтобы вы могли делать это бессознательно, и чего ожидать, когда вы это сделаете.
Если вы научились водить машину, скорее всего, вы проводили минуты за рулем, думая о чем-то совершенно другом, даже не осознавая, что едете.
Нечто подобное происходит и с более сложными, специализированными навыками. В своей книге «Искусство обучения» шахматный вундеркинд и чемпион мира по тай-чи Джош Вайцкин так объясняет автоматизм: 300 или 400 кадров в секунду. Ключ в том, чтобы понять, что мой тренированный ум не обязательно работает намного быстрее, чем нетренированный — он просто работает эффективнее, а это означает, что моему сознанию приходится иметь дело с меньшим объемом работы.
Другими словами, развитие автоматизма — это процесс перехода от делания к бытию, позволяющий вам стать экспертом и новатором.
Первый шаг к автоматизму — постоянное изучение небольших наборов информации. Например, если вы играете в баскетбол, это может означать повторение одного и того же удара. Ключевым моментом здесь является выход за пределы начальной точки мастерства.
Перетренированность заключается в постоянном повторении того, что вы уже выучили от и до. После того, как вы усвоили навык, вам больше не нужен сценарий, но вы можете выполнять или даже обучать этому навыку по-разному и в разных контекстах.
Великие ораторы заучивают свои выступления, чтобы по-разному представлять свой материал каждой уникальной аудитории в различных обстоятельствах.
Другими словами, автоматизм — это не только свободное владение своим ремеслом, но и гибкость и гибкость. Как однажды сказал Пабло Пикассо: «Изучай правила, как профессионал, и тогда ты сможешь нарушать их, как художник».
Второй шаг к автоматизму — постепенное усложнение тренировок. Достаточно просто. Это похоже на увеличение веса и интенсивности тренировки.
Вы хотите усложнять задачу, пока она не станет слишком сложной. Затем вы немного снижаете сложность, чтобы оставаться вблизи верхнего предела ваших текущих способностей.
По мере увеличения интенсивности тренировок вы также начнете добавлять ограничения по времени. Некоторые учителя математики просят учеников работать над сложными задачами в более короткие сроки.
Добавление компонента времени ставит перед вами две задачи. Во-первых, он заставляет вас работать быстро, а во-вторых, он истощает часть вашей оперативной памяти, заставляя ее осознавать тиканье часов.
Четвертый и последний шаг к автоматизму — практика с увеличением нагрузки на память, то есть попытка выполнить умственную задачу, не отвлекаясь от других мыслей. Проще говоря, это целенаправленное добавление отвлекающих факторов в ваш тренировочный режим.
Опять же, учителя математики могут попросить учеников вспомнить малоизвестный факт, а затем попросить их вспомнить его сразу же после решения математической задачи.
В своей книге «Неумолимый» Тим С. Гровер рассказывает о баскетболистах, которые выпивали несколько бутылок пива в перерыве между таймами, чтобы доказать, что они могут обыграть своих соперников в неблагоприятных условиях.
Этот процесс перетренировки предназначен для того, чтобы протолкнуть вас через каждый из трех этапов приобретения процедурных знаний, связанных с выполнением конкретной задачи.
Мы начинаем с «декларативной стадии», когда мы учимся описывать, как что-то работает, и наше понимание является теоретическим.
Затем мы начинаем применять и практиковать то, что мы изучаем на так называемой «ассоциативной стадии», когда мы можем одновременно думать и применять навык.
Автоматизм наступает на третьей и последней «автоматической стадии». Но чрезмерное обучение ведет нас дальше; есть некоторые свидетельства того, что превышение уровня автоматизма делает процедурные знания, которые вы только что приобрели, более гибкими, явными, управляемыми и доступными для сознательного доступа.
Другими словами, теперь вы можете делать что-то настолько неосознанно, что это становится частью вас самих, а не просто тем, что вы можете делать.
Это происходит во время внутреннего сдвига примерно на третьем, или «автоматическом», этапе. Вы ясно видите это в детях, которые учатся читать или считать. Поначалу это сложно, и многие этому сопротивляются.
Но по мере того, как они становятся лучше, они начинают связывать смысл и видеть ценность нового навыка. Если они этого не сделают, то этого внутреннего сдвига не произойдет.
Как только учащийся начинает верить, что он может выйти за рамки автоматизма — когда он может видеть интеллект как текучий, а не фиксированный — его мотивация смещается с внешней на внутреннюю.
Говоря простым языком, речь идет о том, чтобы ваше сердце соответствовало тому, что вы знаете в своей голове. Недавно я наблюдал это изменение у своего 8-летнего приемного сына. Теперь он читает, потому что хочет, а не потому, что должен, и теперь нам нужно заставить его бросить чтение.
Когда вы впервые начинаете что-то делать, вы должны сосредоточиться на механике; знания, которые вы пытаетесь собрать, на самом деле носят процедурный характер, поэтому ваша работа основана на подражании другим — правилам, процедурам и рекомендациям.
Но автоматизм открывает гораздо более широкую сферу действия, и на этом уровне выполнение навыка становится более естественным и индивидуальным. Именно здесь то, что вы делаете , становится естественным продолжением того, кем вы являетесь.
Нажмите здесь, чтобы загрузить мой бесплатный утренний контрольный список, чтобы каждый день жить в пиковом состоянии.
Беглость: Введение | Чтение Rockets
Даже когда учащиеся узнают многие слова автоматически, их устное чтение все равно может быть невыразительным и не беглым. Чтобы читать с выражением, читатели должны уметь делить текст на осмысленные фрагменты. Читатели должны уметь правильно делать паузы внутри и в конце предложений, а также когда менять акцент и тон. Например, читатель, которому не хватает беглости, может прочитать, вероятно монотонно, строку из книги Билла Мартина-младшего «Бурый медведь, бурый медведь 9».0094, как если бы это был список слов, а не связный текст, с паузами в неуместных местах:
коричневый/
коричневый медведь/
нести что/
делать/
видишь ли.
Беглый читатель прочитает ту же строку, что и:
Бурый медведь/
Бурый медведь/
Что ты видишь?/
Разница между беглостью и автоматизмом автоматизм и беглость часто используются взаимозаменяемо, это не одно и то же.
Автоматизм — это быстрое и легкое распознавание слов, которое приходит с большой практикой чтения. На ранних этапах обучения чтению читатели могут быть точными, но медленными и неэффективными в распознавании слов. Постоянная практика чтения помогает распознаванию слов стать более автоматическим, быстрым и легким.
Автоматизм относится только к точному и быстрому распознаванию слов, а не к чтению с выражением. Следовательно, автоматизм (или автоматическое распознавание слов) необходим, но недостаточен для беглости речи.
Обучение беглости речи
Беглость речи не является той стадией развития, на которой читатели могут читать все слова быстро и легко. Беглость меняется в зависимости от того, что читают читатели, от их знакомства со словами и количества их практики чтения текста. Даже очень опытные читатели могут читать медленно и с трудом, когда читают тексты, содержащие много незнакомых слов или тем. Например, читатели, которые обычно бегло читают, могут быть не в состоянии бегло читать технические материалы, такие как учебник по ядерной физике или статью в медицинском журнале.
Важно отметить, что обучение беглой речи должно сопровождаться текстом, который учащийся может прочитать на своем самостоятельном уровне.
Именно на этом уровне учащиеся могут практиковаться в скорости и выразительности, а не в декодировании. В приведенной ниже таблице описаны все уровни чтения:Независимый уровень | Относительно легко читается учащимся (точность слов 95%). |
---|---|
Учебный уровень | Сложный, но понятный для читателя (90% точность слов). |
Уровень разочарования | Трудный для чтения учащимся текст (точность слов менее 90 %). |
Стремясь помочь учителям получить знания по обучению беглости речи, исследователи изучили два основных подхода к обучению, связанных с беглостью речи. При первом подходе, повторном и контролируемом устном чтении (обычно называемом «повторным чтением»), учащиеся читают отрывки вслух несколько раз и получают указания и отзывы от учителя. При втором подходе, самостоятельном чтении про себя, учащимся предлагается много читать самостоятельно.
Повторное и контролируемое устное чтение
Повторное и контролируемое устное чтение улучшает беглость чтения и общую успеваемость.
Учащиеся, которые читают и перечитывают отрывки устно, получая указания и/или отзывы, лучше читают. Повторное устное чтение существенно улучшает распознавание слов, скорость и точность, а также беглость речи. В меньшей, но все же значительной степени повторное устное чтение также улучшает понимание прочитанного. Повторное устное чтение улучшает способность к чтению всех учащихся в течение всех лет начальной школы. Это также помогает борющимся читателям в старших классах.
Традиционно многие учителя полагались прежде всего на круговое чтение для развития беглости речи. При круговом чтении учащиеся по очереди читают части текста вслух (хотя обычно не повторяются). Но круговое чтение само по себе не увеличивает беглость речи. Это может быть связано с тем, что учащиеся читают только небольшие объемы текста, и обычно они читают эту небольшую часть только один раз.
Исследователи обнаружили несколько эффективных техник, связанных с повторным устным чтением:
- учащихся читают и перечитывают текст определенное количество раз или до тех пор, пока не будет достигнут определенный уровень беглости. Большинству учащихся достаточно четырех повторных прочтений.
- Практика устного чтения расширяется за счет использования аудиокассет, репетиторов, коллегиального руководства или других средств.
Кроме того, некоторые эффективные техники повторного устного чтения имеют тщательно разработанную обратную связь, чтобы направлять работу читателя.
Самостоятельное чтение про себя
В настоящее время нет данных исследований, подтверждающих, что учебное время, затрачиваемое на самостоятельное чтение про себя с минимальным руководством и обратной связью, улучшает беглость чтения и общие достижения в чтении.
Одним из основных различий между хорошими и плохими читателями является количество времени, которое они тратят на чтение.