ТК «Орбита», протоиерей Максим Федоряченко, Оксана Вдовиченко Наверное, каждому хоть раз в жизни говорили: «Не унывай, все наладится!» А вы знаете, что уныние входит в число семи смертных грехов, разрушающих сердце человека? Это прямой путь к отчаянию, которое считается в христианстве самым страшным грехом. Почему нас посещает уныние, откуда оно берётся, что ему противопоставить и как его прогнать? Телеканал «Орбита» выяснял у настоятеля Введенского храма пос. Водяное протоиерея Максима Федоряченко и Оксаны Вдовиченко из с. Первомайское — с линии фронта. — Отче, наверное, каждый человек в этом мире хотя бы раз слышал выражение: «Не унывай, всё образуется, всё будет хорошо, наладится». А что такое уныние? — Уныние — это такое состояние человека, когда ничего не мило, не видишь вокруг себя моментов, которые доставляют тебе радость, ничего не хочется делать, предпринимать, строить в своей жизни, общаться с близкими. — Почему Церковь называет уныние страшным смертным грехом? — Святые отцы называют уныние самой страшной духовной болезнью оттого, что оно зачастую приводит к самоубийству, а самоубийство — смертный грех. — А почему оно возникает? — Причин для уныния много. Начиная с самых простых: приходит осень, плохая погода тоже действует на человеческую психику. Во-вторых, это праздность. В третьих, в наше время с экрана телевизора и из интернета идёт атака с целью изменить образ жизни, чтобы человек жил ради удовольствия, делал всё, что ему хочется. Когда человек видит, что его жизнь не соответствует тому, чего он захотел, начинается внутренний диссонанс, человек начинает унывать. Кроме того, есть люди жизнерадостные, есть с более печальным характером. Есть общительные, а есть замкнутые в себе. Характер тоже очень сильно влияет. Также влияет степень усталости человека. Бывает, человек от каких-то тяжёлых трудов, может быть, переживаний очень устаёт морально. Самая главная причина, почему человек впадает в уныние — это то, что он живёт без Бога. Верующие люди редко впадают в крайнее состояние уныния, когда действительно полная апатия и уже появляются тяжёлые последствия. В душе человека, который не знает Бога, создаётся вакуум, который постоянно требует наполнения. Человек пытается её наполнить всевозможными способами, которые он может только придумать, но рано или поздно он начинает понимать, что не может этого сделать. Тогда он начинает чувствовать своё одиночество. У нас всегда есть тот, кто нас поддержит — и это Бог. Мы с Ним никогда не будем одиноки, но когда человек не верит в Бога или не задумывается об этом, он начинает чувствовать себя одиноким по-настоящему. Это одиночество очень сильно давит, оно может стать даже главной причиной уныния. — А бывало ли у вас такое состояние, когда унывали, руки опускали, что-то не ладилось? — Конечно, бывает такое состояние, когда просто руки опускаются. Практически у всех было, когда всё наваливается, проблемы возникают одна за другой — и, конечно, опускаются руки. Сразу настроения нет, но благодаря близким людям, поддержке семьи, благодаря тому, что всё равно приходится делать те дела, которые без тебя никто не сделает, трудишься и выходишь потихоньку из этого состояния. — Удивительно, но в уныние часто впадают те, кто и физически здоров, и в жизни у него не всё так плохо. А вот житель Австралии Ник Вуйчич, который родился без рук и ног, не сдался под ударами судьбы. Сегодня он — мотивационный оратор, меценат, писатель и певец. Его миссия — помочь людям найти свой путь в жизни. Он переживал по поводу инвалидности в детстве, но став взрослым, научился жить со своими недостатками. Теперь Ник делится своим опытом с окружающими. Его выступления в основном обращены к детям и молодёжи и состоят из рассуждений о христианстве, Боге, судьбе и свободе воли. Человек, который впал в уныние, может ли самостоятельно себя спасти? Выбраться без помощи посторонних? — Всё зависит от степени состояния, в которое он впал. Если человек ещё находится на пути к глубине, то конечно, он сам может заметить за собой ухудшение своего состояния. Для этого нужно следить за собой, а зачастую сейчас люди так заняты, что у них не остаётся времени, чтобы остановиться и посмотреть на своё состояние. Заметить что-то получается, когда уже скатываешься. Конечно, если ещё присутствует разлад психики, то нужно и пролечиться в больнице. Верующий человек понимает, что нужно молиться Богу в первую очередь, потому что Бог — это тот сверхъестественный помощник, который нужен каждому человеку, впавшему в это состояние. Если в более лёгких ситуациях мы просим помощи у Бога, то в такой тяжёлой ситуации, как уныние или депрессия, без Его помощи никак не обойтись. — Воцерковлённый человек, как правило, знает, как обратиться к Богу в той или иной ситуации. А если речь идёт о человеке, который о Церкви и о Боге вспоминает разве что на большие праздники, по случаю? Какими словами он может обратиться к Богу, попросить у Него помощи своему близкому, который впал в уныние? — Для любого человека, будь то прихожанин храма, или человек, который редко заходит туда, или человек, который вообще столкнулся с Церковью и с Богом только в тот момент, когда его близкий впал в уныние, всегда есть возможность молиться Богу своими словами. Любая наша молитва — это наша беседа с живым Богом, как мы сейчас с вами беседуем. Не надо искать какие-то красивые слова, когда мы хотим сказать от души: «Господи, помоги мне. Я не знаю, что сказать. Просто помоги мне, потому что я вижу, что я сам не справляюсь».— Отче, а что делаете вы, когда начинаете унывать? — Как мы говорили выше, труд прежде всего: забота о ближних, домашние дела, дела по храму, молитва, чтение Священного Писания, святых отцов. Митрополит Антоний Сурожский описывал моменты, когда к нему приходили люди и говорили: «Даже молиться не хочется и не можется». Он отвечал им: «На некоторое время не молитесь — один день или два дня, вам от этого тоже нужно отдохнуть». Очень помогают приятные воспоминания — повышают настроение и помогают выйти из этой ситуации. — Многих малейшие трудности просто выбивают из колеи. А что же делать тем, у кого за окном слышны выстрелы и буквально на глазах несколько соседних домов превращаются в руины от снарядов? Жительница села Первомайское Оксана на личном опыте знает, как дрожит земля под ногами и как мечтаешь только об одном — увидеть мирное небо. Оксана, скажите, ваша жизнь тоже разделилась на «до» и «после»? Как нашли силы не унывать, не вешать нос? — Психологически нужно себя отвлекать, переключать. Это вообще закон природы такой, ещё в школе нам внушили: устал делать что-то — переключись на другой вид деятельности. Поэтому поле деятельности непаханое — для нас, девочек, особенно. Я переключилась на творчество. Интернет стал хорошим подспорьем, идеи брала и оттуда. — Простите, сейчас затрону очень больную тему. Вы мне показывали фотографии, когда снаряд прилетел к вашему дому. Что вы тогда чувствовали? — Ой, там такие чувства, когда бежал в погреб! Когда слышишь хруст стёкол, понимаешь, что это к тебе, и неизвестно, будет ли жильё целое или нет. Мысль: «Да не может быть!» А потом, когда вышли, всё увидели: «А как же жить? А как-то проживём… Да не может быть!» Недели через две-три только доходит. Стресс — очень сложный механизм. Если погружаться и подпитывать его какими-то негативными эмоциями, то можно упасть в пропасть. — Как проходит ваш день? — Надо покормить курочек, кошечек и собачек, семью. Провести, поцеловать всех, пожелать хорошего дня. А потом уже менять только вид деятельности, чтобы он тебе не надоедал. Хочешь — иди в огород работай, хочешь — иди в сад работай, хочешь — мой дом, хочешь — вышивай, хочешь — в подвали беги прятаться. Бывало такое, что из погреба выбегаешь, суп помешал, выключил, снова посидел в подвале — утихло, выбежал, включил суп. Только включил — нет, надо выключить, потом доварю. — Какие советы вы можете дать нашим телезрителям? — Радоваться буквально всему, во всём находить позитив. Нет денег на фитнес — я надела костюмчик, пробежалась посмотреть, какой прекрасный Покровск. Оказывается, есть водоёмы, о которых я не знала, есть конюшня — конный спорт, наверное, есть. Можно включить любимую музыку — тем более, её можно менять по настроению: сегодня классику, если тебе грустно, завтра что-то другое — «Вите надо выйти», если уже совсем тебе думать не хочется. Человек должен регулировать своё настроение, жить с природой, искать позитив именно в том, что от нас не зависит, и давать выход энергии. Если у меня стресс — я иду бегать. Начинала с трёх километров, потом шесть, хочется десять. Ты смог, поборол. Ты не можешь побороть ситуацию, которая вокруг тебя, ты не можешь прекратить эту войну, заработать какие-то деньги, куда-то поехать отдыхать. Я могу хотя бы вот тут себя проявить. Я сделала маленький шажочек к победе — мне уже хорошо. — А ещё Оксана очень любит готовить — тоже хорошее средство от уныния. — Мы далеко от магазина, от цивилизации. Открываешь холодильник и смотришь: сегодня у тебя есть сгущёнка, солдаты угостили. Мука есть. Думаешь: давно хотела шоколадный торт, и всё для него есть. Ты подстраиваешься под ситуацию — это самое главное. Не выжимаешь из неё то, что хочется, а подстраиваешься под неё. Сделала — теперь нужно угостить кого-то, и пошла по соседям. Опять же, угостила ребят, которые дали нам сгущёнку. Так приятно становится от того, что ты делишься своим хорошим настроением, результатом труда! Потом идёт обмен: толстолоба огромного принесут. «Ой, что же мне делать с этой рыбой? Сделаю-ка я котлеток». Сделала я ведро котлет и понесла угощать, а они: «Ой, как классно, давай теперь мы тебя ещё чем-то угостим!» Те мёд, те вино — давайте сделаем застолье! И так из ничего, из сгущёнки и муки получается целый процесс обмена положительными эмоциями. Мы вообще в мирной жизни очень многого не чувствовали. Искали красоту природы в тех местах, куда выезжали отдыхать, но не видели её у себя под носом. Если мы выезжали на ставок, мыли там машину, а не отдыхали. Не было такого, чтобы ты вышел утром и обрадовался, что сегодня не стреляют, никто нигде не погиб, детки пошли в школу, что всё хорошо и будет всё хорошо. Всё меняется, даже ветер меняется в течение дня. Когда слушаешь природу, понимаешь, что мы подчинены общим законам природы, а не тем, которые мы придумали, поэтому наша ситуация тоже поменяется. — Скажите, а сад тоже ваша отрада? Тоже помогает? — Это суперотдушина. В саду работаю не только я, муж тоже творит чудеса. Там всё растёт, видоизменяется, можно постоянно корректировать, пересаживать, менять картинку. Это как мазки в картине. Я когда-то слышала, что художник не заканчивает картину никогда, он может по настроению добавлять туда мазки. Точно так и здесь: растения уникально подобраны — если это барбарисы, то это все сорта, которые существуют в природе. Как я коллекционирую тарелочки английские, точно так и растения. Барбарисы — значит, они у меня должны быть все: красные, полосатые, эректа, два вида карликовых. Если это спиреи, то тоже все. Потом их надо распределить — а для этого знать, как они уживаются, кто кого заглушит, кто с кем подружится. Это очень интересно. Как говорят, если судьба подсунула вам лимон, то не унывайте — сделайте лимонад и наслаждайтесь каждым днём. Ищите даже во тьме светлые стороны, развивайтесь, познавайте новое, не жалейте себя и никогда не опускайте руки! Текстовая версия подготовлена пресс-службой Горловской епархии Читайте также: Анатомия печали и уныния Уныние и депрессия: где граница и как лечить? «Кабы не было зимы…» Как преодолеть чёрную полосу в жизни |
Как бороться со смертным грехом унынием, православный ответ
Ангела хранителя вам! Перед тем как читать статьи, просим перейти в наш православных телеграм https://t. me/molitvaikona и подписаться. Там вы найдете самые интересные вырезки из интервью батюшек, редкие молитвы, интересные факты о православии. Переходи быстрее и подпишись на нас!
В Библии написано «10 заповедей Божьих». В них описываются основные, самые большие грехи. Среди них выделено чувство уныния. Причем, в православном мире такое чувство считается достаточно тяжким грехом. Что же на самом деле означает это понятие.
Уныние и тоска – это психическое состояние человека. Такой себе эмоциональный настрой, который возникает в следствии расслабления или жалости к себе. Также оно может возникать из-за того, что человек уделяет себе слишком много внимания. У многих людей может возникнуть вопрос: «Почему уныние смертный грех?» Все дело в том, что православные люди уныние и депрессию считают синонимами. Оно связанно с ленью, телесным расслаблением, что в принципе недопустимо.
Святые отцы об унынииСтоит отметить, что в церквах и храмах данное понятие еще могут называть «полуденным бесом», который как правило приходит к подвижнику в обед. Клонит его ко сну, отвлекает от работы и от молитвы.
- Еще с древних времен так как монахи встают рано, 12 часов – это и было пол дня. У них трапезы совершаются два раза в день (в обед и вечером).
- Как писал Святитель Феофан Затворник уныние – это скука за каким-либо делом. Оно может быть, как житейским, так и молитвенным или бытовым.
- Во время возникновения такого чувства хочется бросить все дела. Кстати борьба с унынием это и есть воспитание силы воли, которое очень часто помогает человеку стать успешным и достигать успеха в жизни.
А вот святитель Игнатий описал очень интересную историю как монах упал в уныние, оставил молитвенное правило. Монаха настолько сильно постигло это чувство, что он не мог продолжить свой монашеский подвиг. Чтобы с этим как-то бороться он попросил совета у одного старца, который рассказал ему следующую притчу.
У одного человека было в имении огромное поле, поросшее тернием. Он попросил сына, чтобы тот убрал поле для того, чтобы его можно было засеять. Сын с охотой решил помочь отцу, но когда пришел на поле и увидел в каком оно состоянии, то приуныл, прилег на землю и уснул.
Когда пришел отец и увидел спящего сына он его разбудил и сказал:
«Сынок если б ты каждый день очищал поле от сорняков хотя бы такими маленькими частями на котором ты спал, то дело по немножко б продвигалось. И ты бы не был непослушным».
Выслушав отца, сын так и поступил. Не прошло много времени как они засеяли поле и в скором собрали хороший урожай. «Так и ты сын мой не унывай, а мал по малому входи в подвиг, и Бог благодатью Своей введет тебя в прежнее состояние» Монах задумался над этой притчей и советом старца, вскоре монах вновь обрел духовный мир и преуспел о Господе.
Уныние смертный грех, как боротьсяКак уже упоминалось выше, православные веряне уныние сравнивают с депрессией. Это не зря. Потому, что именно оно приводит к депрессии, с которой как доказано современной медициной выйти иногда очень и очень сложно без соответствующего специалиста.
Как известно, в современной психологии, а также в медицине разработано очень много разных методик и средств, которые помогают бороться с такого рода недугом.
Но перед тем как избавиться от уныния нужно отметить, что церковь во все времена обвиняла людей, страдающих унынием в грехе, что провоцировало возникновение еще большего депрессивного состояние, а медикаментозные методы лечения церковь не поддерживает. У многих сразу возникнет вопрос как же бороться с грехом уныния по церковным канонам? Священнослужители рекомендуют молиться и ни в коем случае не замыкаться в себе. В противном случае к этому греху присоединится еще и одиночество.
Современная же наука рекомендует человеку наоборот сделать свою жизнь активней. Ездить на отдых, заводить новые, дружеские знакомства и т.д.
Как избежать унынияНесмотря на то, что современная психология и наука считают, что победить уныние можно только занимаясь спортом и ведя подвижный образ жизни. Говорят, что в процессе нагрузки, человек скидывает накопившуюся нагрузку. Таким образом он скидывает негативную энергию, становится уверенней в себе.
Но церковь рекомендует жить с верой в сердце, быть искренним и молиться. Только тогда вы сможете избежать такого тяжкого греха как уныние. В церковных канонах для этого есть специальная молитва:
Святая славная и всехвальная великомученице Варваро! Собраннии днесь в храме твоем Божественном люди, раце мощей твоих поклоняющиися и любовию целующии, страдания же твоя мученическая, и в них самого Страстоположника Христа, давшаго тебе не точию еже в Него веровати, но и еже по Нем страдати, похвалами ублажающе, молим тя, известная желания нашего ходатаице: моли с нами и о нас, умоляемаго от Своего благоутробия Бога, да милостивно услышит нас, просящих Его благостыню, и не отставит от нас вся ко спасению и житию нужная прошения, и дарует христианскую кончину животу нашему — безболезненну, непостыдну, мирну, Божественных Тайн причастну, и всем, на всяком месте, во всякой скорби и обстоянии требующим Его человеколюбия и помощи, великую Свою подаст милость, да благодатию Божиею и твоим теплым предстательством, душею и телом всегда здрави пребывающе, славим дивнаго во святых Своих Бога Израилева, не удаляющаго помощи Своея от нас всегда, ныне и присно, и во веки веков, аминь.
Господь всегда с Вами!
Смотрите видео о грехе уныния:
- Интересное в православии
- Это необходимо знать каждому
Когда уныние становится грехом?
Стенограмма аудиозаписи
Добро пожаловать в эту пятницу. В последний раз, когда мы были вместе, в среду, мы читали Псалом 77. Асаф, автор псалма, был в глубоком унынии — в таком унынии, что даже не мог спать, как он говорит в Псалме 76:4. У отчаяния есть физические измерения. И мы рассмотрим это сегодня в этом выпуске, и что делать, когда накатывает уныние. Это еще один эпизод, который мы записали вживую в Нэшвилле.
Мы получили электронное письмо от анонимной женщины, которая спросила: «Пастор Джон, привет. В предыдущем выпуске этого подкаста — еще в 2018 году, в APJ 1157 — вы упомянули в самом конце эпизода, в кратком упоминании, «грех уныния». Я никогда раньше этого не слышал. Можете ли вы объяснить, что это такое? Что такое уныние? И почему это считается грехом против Бога?»
Это необходимый вопрос, потому что его легко могут понять неправильно. Послушайте, я вернулся и прослушал его, чтобы увидеть: «Что я на самом деле сказал?» И я сказал: «Я бегу, чтобы» — я забыл глагол, который использую, — «упредить или избежать или уменьшить мою склонность к греху уныния». Я бегу трусцой, чтобы уменьшить склонность к греху уныния.
Начиная с Тела
Теперь, прежде чем я определю уныние и что там происходит, почему я считаю правильным называть это грехом, есть предположение, что можно бегать трусцой, чтобы избежать греха. Это довольно удивительное заявление, и я действительно хочу, чтобы это чувствовалось здесь, потому что я построил APJ вокруг него.
Павел говорит в 1 Коринфянам 7:5: «Мужу и жене не позволяйте разлучаться друг с другом» — то есть прекращать половую связь — «разве что по соглашению на ограниченное время, чтобы вы посвятили себя к молитве; но потом опять соберитесь, чтобы не искушал вас сатана». Это означает, что достаточно частая и приносящая удовлетворение сексуальная близость в браке является защитой от похоти, блуда и прелюбодеяния. Вот что он говорит. Итак, существует физическое явление, называемое сексом, которое может уменьшить вероятность того, что вы согрешите.
«Физические шаги в жизни — это средство избежать определенных грехов».
Бег трусцой и угрюмость (или жалость к себе, или мрачное отношение) в моей жизни сходным образом связаны. Если я не занимаюсь физическими упражнениями, я более уязвим для уныния, депрессии, подавленности, чрезмерной печали. Поэтому, что бы ни происходило — в мозгу для этого есть имена — я буду бороться. И то же самое относится и ко сну. Если вы склонны раздражаться, если спите пять часов, то воля Божья состоит в том, чтобы вы спали восемь часов, потому что быть раздражительным — грех. Хорошо, сделал это. Физические шаги в жизни — это средство избежать определенных грехов.
‘Почему ты унижен?’
Ну, почему ты называешь уныние грехом? Одна из причин в том, что — я собираюсь вернуться и уточнить это, так что подождите — псалмопевец борется с этим. Псалом 42:5: «Что унижаешься, душа моя, и что смущаешься во мне? Надежда на Бога; ибо я снова восхвалю Его, спасение мое и Бога моего». Вы замечаете, что псалмопевцы злились на себя, когда были в унынии.
Итак, я говорю, если они злятся на себя, потому что уныли, то мы не должны унывать. Так вот, вы не должны сразу называть это грехом, но вам это не должно нравиться и вы должны хотеть избавиться от него. Избавиться от этого. Это одна из причин. Павел сказал в Послании к Римлянам 14:23: «Все, что не по вере, есть грех». И я подозреваю, что я впадаю в уныние не из-за того, насколько хороша моя вера. Я позволил борьбе веры иссякнуть, и я просто скатываюсь прямо в уныние. Вот что я имел в виду в этом подкасте.
Времена неприятностей
Думаю, мои мысли об Иисусе в Гефсимании будут вам полезны, потому что вы все впадаете в уныние, верно? В этой комнате нет никого, кто бы не переживал сезоны уныния, депрессии или грусти. Все делают. И вы скажете: «Ну, неужели я автоматически грешу, когда приходит такой натиск?»
Нет. И причина, по которой я говорю «нет», заключается в том, что Иисус сказал в Иоанна 12:27: «Встревожилась душа Моя». Помните ту фразу, ту Гефсиманскую ночь? «Теперь душа моя смутилась». Это то же самое греческое слово, которое он использует в Иоанна 14:1, где он говорит: «Да не смущается сердце ваше. Верить в Бога; верь и в Меня».
«Иисус никогда не грешил — никогда. И он был обеспокоен в ночь перед смертью.
Иисус никогда не грешил — никогда. Он не согрешил в мыслях. Он не грешил в эмоциях. Он не согрешил на деле. Он никогда не грешил. И он был обеспокоен в ночь перед смертью. Тогда вопрос становится для меня чем-то вроде: «О, в Библии есть противоречие» — вздор. Вот так наивно делать такие выводы, когда сам автор точно знает, что он делает, и Иисус знал, что он делал.
Ты идешь в Гефсиманию и говоришь: «Что ты сделал, Иисус? Что вы сделали, когда к вам пришло это чувство, которое вы описываете как беспокойное ? Я был обеспокоен. Мой крест идет на меня. Я вижу, что это приближается, и я это чувствую». Что он делал?
Следовать за Иисусом в битве
Позвольте мне указать, что он сделал. Это следует из Марка 14:32 и следующего:
- Он выбрал несколько; он выбрал троих — Петра, Иакова, Иоанна — и ушел. Он оставил других и ушел.
- Он излил им свою душу. «Душа моя очень скорбит даже до смерти» (Марка 14:34). Он сказал это им.
- Он попросил их помолиться. «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Марка 14:38). Помолись за меня. Молиться за вас.
- Он излил свою душу Отцу. Говорится, что он пал на землю и молился: «Авва, Отче, все возможно Тебе. Удали от меня эту чашу» (Марка 14:36). Он не грешит. И его сердце очень обеспокоено тем, что произойдет в ближайшие несколько часов. Удастся ли ему это сделать? И он взывает: «Отче, если возможно, да минует меня чаша сия». И затем он почил во всевластии Бога: «Не Моя воля, но Твоя да будет». Он отдался Богу.
- И последнее, что он сделал, там не упоминается, но оно есть в Евреям 12:2: «Ибо вместо предлежавшей Ему радости [он] претерпел крест, пренебрегши посрамление, воссел одесную престола Бога.»
Я не знаю, где пересекается черта, когда вы переходите в эмоциональную депрессию — где это становится грехом. Но в конце концов это происходит, и это происходит, когда вы перестаете сражаться. Вы просто сдаетесь. Вы не делаете того, что делал Иисус. Вы просто говорите: «Ну, так я устроен», или «У меня такой характер», или: «Никто не знает, какие проблемы я видел». И поэтому вы просто сдаетесь. И я бы сказал, что доказательством того, что ваши трудности не являются грехом, являются стратегии, которые вы предприняли для борьбы с ними.
Преодоление уныния — Вефильская церковь Бога
Несколько лет назад в Огайо выдалась очень дождливая осень. Земля была настолько влажной, что фермеры не могли собрать свой урожай. Один встревоженный фермер купил очень дорогую сельскохозяйственную технику, чтобы облегчить себе задачу. Вскоре после получения доступа к его полю машина увязла в глубокой грязи. Фермер взял трактор, чтобы вытащить его. Пока он тянул и дергал, дорогая машина сломалась. Он слез с трактора, вернулся домой и покончил с собой.
Все мы время от времени страдали от уныния. Около 15 процентов взрослых американцев ежегодно страдают от серьезных депрессивных заболеваний, и, по оценкам, одна треть всех взрослых женщин находится в депрессии до такой степени, что подумывает о самоубийстве. Подавленные люди часто говорят о том, как они одиноки, что их не любят и о них не заботятся. Они испытывают чувство безнадежности и могут чувствовать себя беспомощными. Ничто, кажется, не имеет смысла или цели. Кто не чувствовал этого, хотя бы в течение короткого периода времени? Эти периоды уныния или депрессии часто повторяются и могут быть фактором в нашей жизни, с которым необходимо бороться.
У депрессии есть как физические, так и психологические причины. Уныние может возникнуть из-за периодических изменений в организме, вызванных менструальным циклом. Это может произойти из-за анемии, низкого уровня сахара в крови, послеродовой хандры, гормональных изменений или усталости. Любая из этих причин может быть устранена путем корректировки диеты или изменения образа жизни. Некоторые могут захотеть использовать пищевые добавки. Другие могут предпочесть лекарства. Но есть психологические причины, с которыми нельзя справиться физически. Необходимо определить как физические, так и психологические причины, и это может потребовать некоторых усилий.
Спросите себя, почему
Поскольку все мы время от времени страдаем от уныния, было бы полезно подумать о том, что может быть его причиной. Хотя мы не всегда можем сказать, мы должны попытаться определить причину. Возьмем, к примеру, Иова. Он ужасно страдал и был очень подавлен. Как ни пытались его друзья убедить его, что беда пришла из-за того, что он сделал что-то не так, он непреклонно защищался и настаивал на том, что это не так. Дело в том, что ни они, ни Иов не знали причины. Только позже, когда Бог открыл причину, они поняли. Часто случается так, что когда мы страдаем депрессией, только потом мы осознаем, как мы способствовали ей. Иногда, однако, мы вовсе не являемся причиной. Депрессия может возникнуть из-за событий, находящихся вне нашего контроля, таких как неприятные обстоятельства, такие как смерть супруга или члена семьи, развод, тюремное заключение, потеря работы, вынужденный выход на пенсию или одиночество. Причинами, за которые мы можем нести ответственность, являются вина, ненависть к другим, негативное мышление, отсутствие цели в жизни, жалость к себе и эгоцентризм. Дело в том, что в этой жизни мы вынуждены страдать от уныния при случае, и независимо от причины мы должны быть укреплены против предстоящего пасмурного и темного дня. Всегда есть причина и следствие. Ничего не происходит без причины. Если мы можем мыслить с точки зрения столкновения с трудностями, мы можем быть начеку и делать все, что в наших силах, чтобы помешать им или, по крайней мере, уменьшить их. Вот что писал Соломон: «Я положил сердце мое, чтобы познать, и исследовать, и отыскать мудрость, и причину вещей, и познать беззаконие глупости, даже безумия и безумия» (Еккл. 7:25). ).
Бертран Рассел однажды написал, что стал знаменитым, потому что время от времени садился и обдумывал вещи. Он сказал, что любой может стать успешным, если он просто сядет и все обдумает раз в год. Тем не менее, большинство людей страдают от одной проблемы за другой и сопровождающей ее депрессии, никогда не тратя время на то, чтобы оценить, почему происходят такие вещи и как они могут их избежать. Они никогда не спрашивают, почему они так себя чувствуют и какие факторы привели их в уныние. Заявление Соломона выше говорит о многом. Можно совершить серьезную ошибку, если не учитывать Бога. Лучшие решения, которые могут предложить мужчины, обычно носят временный характер.
Библия говорит нам: «Надейся на Господа всем сердцем твоим; и не полагайся на разум твой. Во всех путях твоих познавай его, и он направит стези твои. Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся от зла» (Притчи 3:5-7). Многим людям трудно быть полностью честными с собой. По этой причине, когда уныние происходит от их собственных дел, они не могут противостоять этому. Человеческая природа обманчива и в целом предвзята. Библия говорит нам: «Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено: кто узнает его?» (Иер. 17:9). Да, в самом деле! Кто действительно может это понять? Вот почему так важно научиться доверять Богу в вопросах понимания.
Наверное, самой распространенной причиной уныния является эгоцентризм. Мы прокомментируем это в следующем разделе. Одна из самых распространенных наших склонностей — верить, что мир вращается вокруг нас. Такое отношение является причиной бесчисленных проблем. Когда мы обнаруживаем, что другие отказываются принять нас из-за этого взгляда или что ему противостоят люди или события, мы склонны расстраиваться и враждебно относиться к ним. Гнев направлен на то, что, как мы чувствуем, мешает нам. Затем наступает разочарование, которое, в свою очередь, приводит к унынию. Ненависть и горечь — это проявления эгоцентризма. Такие люди не понимают, что счастье приходит не от эгоцентризма, а от проявления заботы о других. Ненависть и горечь, смешанные с унынием, губительны для души.
Одной из главных характеристик «последних дней» является эгоцентризм. Апостол Павел писал: «Знай также, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, корыстолюбивы, хвастливы, горды, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы» (2 Тим. 3:1-2). Говорят, что война начинается с воровства. Насколько правильно. Нации всегда стремятся реализовать свои собственные интересы, часто за счет других наций и даже собственного народа. Ненависть и озлобленность по отношению к другим народам рождаются для оправдания захвата чужого богатства. Сколько уныния для невинных жертв было создано этим эгоцентризмом. Нам достаточно увидеть беженцев и голод, возникающий из-за войны, чтобы убедиться в этом. Независимо от степени самооправдания, последствия эгоцентризма привели к миру, полному отчаяния и уныния, безысходности и уныния. невинные жертвы, которые пострадали физически из-за эгоцентризма других.
Обратитесь за помощью к Богу
Страдать — часть человеческого опыта — одни в большей степени, другие в меньшей. «Потому что на всякое дело есть время и суд, потому велико у человека страдание» (Еккл. 8:6). Независимо от причины, есть источник вдохновения, доступный для всех. Этот источник — Бог. Он здесь, чтобы помочь нам во всех наших невзгодах. Мы можем положиться на Божью помощь, сосредоточившись на Нем в эти времена. В этой жизни человека ждут трудности и испытания, и иногда эти испытания могут длиться долго. «Хотя не из праха выходит горе, и не из земли вырастает беда; Но человек рождается на беду, как искры летят вверх» (Иов 5:6-7). Мы должны научиться терпеливо переносить эти испытания.
Что говорит Библия? «Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время. Возложите на Него все заботы ваши; ибо Он печется о вас» (1 Пет. 5:6-7). Возлагая наши проблемы к ногам Бога, Он в конечном итоге поможет нам пройти через них. «Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил; но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1 Кор. 10:13). «Господь близок ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его в истине. Желание боящихся Его Он исполнит; и вопль их услышит и спасет их» (Пс. 145:18-19).).
Иисус подчеркивал необходимость всегда доверять Богу. Бог не всегда вмешивается немедленно, потому что сначала мы должны усвоить уроки. Иисус показал важность настойчивой молитвы.
И он сказал им притчу о том, что люди должны всегда молиться и не унывать; говоря: был в одном городе судья, который не боялся Бога и не считался с людьми; и была в том городе вдова; и, подойдя к нему, сказала: отомсти за меня противнику моему. И он некоторое время не хотел, но потом сказал сам в себе: хотя я не боюсь Бога и не стыжусь людей; Но так как эта вдова беспокоит меня, я отомщу ей, чтобы она не утомляла меня своим постоянным приходом. «И сказал Господь: послушайте, что говорит судья неправедный. И не защитит ли Бог избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит с ними? (Луки 18:1-7)
Хотя эта притча показывает, как судья мира сего отреагировал бы на настойчивую просьбу вдовы, более важно то, что притча показывает, что для ответа на наши молитвы мы должны усердно искать Бога. Мы должны научиться полагаться на Него, чтобы Он помог нам преодолеть уныние и отчаяние.
Спросите о мудрости
Многие проблемы и трудности, с которыми мы сталкиваемся, возникают из-за недостатка мудрости. Вот почему Библия говорит нам: «Главное — мудрость; итак приобретай мудрость и всем своим имуществом приобретай разум» (Притчи 4:7). Мудрость была определена как знание, которое течет вместе как поток. То есть тот, у кого есть мудрость, знает, как все факты, которые он узнал, должны составлять единое целое, имеющее смысл. Тот, кому не хватает мудрости, совершает ошибку за ошибкой, и за эти ошибки приходится расплачиваться последствиями.
Людям, которым не хватает мудрости, обычно не хватает дальновидности. В Библии сказано: «Благоразумный предвидит трудности и готовится к ним; простак идет вперед вслепую и страдает от последствий» (Притчи 22:3 TLB). Источник мудрости – Бог. Дело в том, что истинная мудрость не может существовать без святости. «Начало мудрости — страх Господень: разум верный у всех, исполняющих заповеди Его. . . (Пс. 111:10). «Надейся на Господа всем сердцем твоим; и не полагайся на разум твой. Во всех путях твоих познавай его, и он направит стези твои» (Притчи 3:5-6). Когда кто-то полагается на Слово Божье в качестве руководства, в большинстве случаев он сможет различить источник или причину своего уныния. В Библии есть вечные принципы, которые можно применить к любой ситуации, возникающей даже в современном мире. Вот почему так важно полагаться на Бога. Прежде всего, не полагайтесь на собственную мудрость. Почему? «Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом. . . ». (1 Кор. 3:19).
Будьте настойчивы в поисках Бога
Иногда люди, которые молятся, не получают ответов на свои молитвы. Почему? Бог не слышит грешников. Тот, кто сознательно поступает неправильно, не должен ожидать, что Бог услышит его молитву. «Если созерцаю беззаконие в сердце моем, не услышит меня Господь» (Пс. 66:18). «Далек Господь от нечестивых, а молитву праведных слышит» (Притчи 15:29). «Кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва мерзость будет» (Притчи 28:9). «Вот, рука Господня не сократилась на то, чтобы спасать; и ухо Его не отяжелело, чтобы не слышать; но беззакония ваши разделили вас с Богом вашим, и грехи ваши закрыли от вас лице Его, так что Он не слышит» (Ис. 59).:1-2). Тот, у кого сердце правое перед Богом и кто искренне ищет Его волю, может ожидать ответов на свои молитвы. Но он должен быть настойчив.
Иисус привел такой пример:
И сказал им: у кого из вас будет друг, и пойдет к нему в полночь и скажет ему: друг, одолжи мне три хлеба; Ибо ко мне пришел мой друг в пути, и мне нечего предложить ему? И он изнутри скажет в ответ: не беспокойте меня: дверь теперь заперта, и дети мои со мною в постели; Я не могу подняться и дать тебе. Я говорю вам: хотя он не встанет и не даст ему, потому что он его друг, но из-за его назойливости [настойчивости] он встанет и даст ему столько, сколько ему нужно. А Я говорю вам: просите, и дано будет вам; ищите и найдете; стучите, и отворят вам. Ибо всякий просящий получает; и кто ищет, тот находит; и стучащему отворят. (Луки 11:5-10)
Далее Иисус сказал, что Бог более готов дать нам Свой Святой Дух, чем мы готовы накормить своих голодных детей. Силой Духа Божьего мы можем преодолеть уныние и отчаяние. Но мы должны проявлять веру в Бога. Павел говорит нам: «Но без веры угодить Ему невозможно, ибо тот, кто приходит к Богу, должен верить, что Он есть и что Он воздает ищущим Его» (Евр. 11:6).
Помощь доступна в нужный момент.
Итак, видя, что мы имеем Первосвященника великого, прошедшего на небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего. Ибо мы имеем не такого первосвященника, которого нельзя было бы коснуться чувством немощи нашей; но был во всем искушаем, как и мы, но без греха. Итак, приступим с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для помощи во время нужды. (Евр. 4:14-16)
Смело восходя к Божьему престолу и проявляя настойчивость, мы можем преодолеть множество жизненных испытаний и трудностей. Таким образом мы можем победить уныние, безнадежность и депрессию.
Проблема вины
Главной причиной уныния является чувство вины. На самом деле вина считается самой большой причиной депрессии для христианина. Эти чувства вины могут быть как за прошлые, так и за настоящие грехи. Бесчисленное множество людей не знает, что совесть человека вложена в него Богом. Павел писал, что язычники, которым никогда не было дано откровение от Бога, практиковали определенные принципы правильного и неправильного и оценивали эти принципы по своему поведению. Павел писал: «Ибо, когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, совесть их свидетельствует и мысли их то обвиняют, то оправдывают друг друга» (Рим. 2:14-15). Обычно, когда человек понимает, чего на самом деле требует от человека Бог, у него обостряется совесть и возрастает чувство вины. Павел пояснил: «. . . я не знал греха, как только законом; ибо я не знал похоти, если только закон не сказал: не желай. Но грех, вызванный заповедью, произвел во мне всякого рода похоть. Ибо без закона грех был мертв» (Рим. 7:7-8). Лучше было бы сформулировать восьмой стих так: «Ибо я не знал похоти, если только закон не сказал: не похоть. Но грех, вызванный заповедью (той заповедью, которая прямо запрещает его), произвел во мне всевозможные похоти». (из комментария Джеймисона, Фауссета и Брауна, электронная база данных. Copyright (c) 1997 от компании «Biblesoft»). Далее Павел сказал: «Ибо я жил некогда без закона, но когда пришла заповедь, грех ожил, и я умер» (ст. 9). То есть Павел теперь осознал похоть до такой степени, что понял, что ему грозит смерть. Чувство вины занимало важное место в этом осознании.
В то время как некоторые психиатры могут пытаться смягчить чувство вины, убеждая обремененное чувством вины, что проблема представляет собой всего лишь минимум жизненных явлений, факт состоит в том, что неразрешенная вина приводит к таким расстройствам, как психическая нестабильность и даже к самоубийству. Вина не может быть стерта, кроме как посредством покаяния. Покаяние включает в себя понимание того, что такое грех на самом деле, а затем в глубокой печали отвернуться от этого греха, то есть перестать делать то, что неправильно. Христос взял на Себя наказание за наши личные грехи. Когда мы осознаем, что виновны в смерти Христа, тогда печаль о грехе станет печалью ради Бога. «Ибо печаль ради Бога производит покаяние ко спасению, в котором нельзя покаяться, а печаль мирская производит смерть» (2 Кор. 7:10).
Скорбь мира — это лишь временное раскаяние, длящееся до следующего искушения. Что такое грех? В Библии сказано: «Всякий, делающий грех, преступает и закон; ибо грех есть преступление закона» (1 Иоанна 3:4). Нарушение Десяти Заповедей, как в намерении, так и в деле, является грехом в глазах Бога. Чтобы стереть вину, вот в чем мы должны покаяться. Библия указывает: «Скрывающий свои грехи не будет иметь успеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован» (Притчи 28:13). «Теперь придите, и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как багрянец, то как волну будут» (Ис. 1:18). «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он верен и праведен, чтобы простить нам грехи наши и очистить нас от всякой неправды» (1 Иоанна 1:8-9).).
Попытки исправить вину другими средствами дают лишь временное облегчение. Другие средства могут включать физическую активность, такую как физические упражнения, интересное хобби, походы в кино, чтение книги, окружение себя яркими цветами или прослушивание приятной музыки. Эти действия могут помочь на какое-то время, но не сотрут причину, нарушающую Закон Божий в той или иной форме. Ключом к избавлению сердца и ума от вины является покаяние. Это единственное действенное и долговечное решение.
Иметь достойную цель
Менее известная причина депрессии — отсутствие определенных целей, как ежедневных, так и долгосрочных. Чувство выполненного долга в достижении этих целей порождает чувство удовлетворения и успеха. «Отложенная надежда томит сердце, а когда приходит желание, оно становится деревом жизни» (Притчи 13:12). «Исполненное желание приятно душе. . . ». (ст. 19). Однако опасность в этом состоит в том, что мы делаем себя рабами поставленных целей. Цели должны быть средством достижения цели, а не самоцелью. Некоторые люди ставят перед собой нереалистичные цели, а затем лихорадочно работают над их достижением. Они часто заканчивают разочарованием и чувством вины, потому что чувствуют, что потерпели неудачу. Это отрицательное использование чего-то, что должно быть положительным.
Есть еще одна сторона медали, которую следует учитывать при достижении физических целей. Может быть минус. Разочарование, которое часто происходит после успеха, может быть причиной депрессии и уныния. Организму необходимо перестроиться в нормальное состояние после эмоционального возбуждения от какого-то достижения. Чем больше успех, тем больше разочарование. Вот почему должна быть цель более крупная, чем физическая.
Все физические цели ограничены. Только достижение духовной цели может полностью реализовать потенциал человека. Мы можем вспомнить, что случилось с фермером из Огайо в начале этой статьи. Если бы цель его жизни была духовной, он бы считал свои денежные потери лишь временными. Единственная достойная долгосрочная цель — достичь вечной жизни. Это жизненный процесс, который требует многих испытаний и невзгод. «Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь» (Пс. 34:19).). Павел сказал христианам в Малой Азии». . . что нам надлежит многими скорбями войти в Царствие Божие» (Деяния 14:22).
Пол описал свои поиски этой цели. Он говорил о Христе и сказал, что его желанием было:
. . . Познай Его и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь со смертью Его; Если каким-либо образом я могу достичь воскресения мертвых. Не то чтобы я уже достиг или был уже совершен, но следую, чтобы постигнуть то, для чего и постигся Христом Иисусом. Братия, я не почитаю себя постигшим, но одно делаю, забывая заднее и устремляясь к тому, что впереди, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе. Иисус. (Флп. 3:10-14)
Изучая Библию, можно многое понять о цели жизни. Сегодня подавляющее большинство людей не понимают, зачем они родились, что такое жизнь и куда они идут. У них нет понимания простых библейских принципов и необходимости преодолевать притяжение плоти. Они на самом деле не понимают, что на самом деле представляет собой Божий план спасения. Вся их жизнь поглощена удобствами этой физической жизни и тем, что она может предложить. У них нет цели непреходящей ценности. Хотя физические цели необходимы и служат временной цели, на самом деле они не удовлетворяют потребности души. Следовательно, многие страдают от постоянных рецидивов уныния и депрессии — рутинной части их жизни. У тех, кто понимает Библию и понимает все вышеперечисленное, есть за что быть благодарными.
Цените то, что у вас есть
Многим трудно быть благодарными за то, кто они есть, что они есть и за то, что у них есть. Множеством способов они постоянно сравнивают себя с другими. Поскольку они эгоцентричны, их умы полностью погружены в себя. Эгоцентризм приводит к негативному мышлению, которое, в свою очередь, оказывает пагубное воздействие как на разум, так и на тело. Как отмечалось ранее, эгоцентризм является основной причиной уныния. Некоторые страдают от физических недугов, потому что видят только обратную сторону любых обстоятельств. Будучи крайне несчастными, такие люди находятся в постоянном состоянии депрессии. Это заболевание вызывает привыкание и может продолжаться всю жизнь. Жалость к себе — еще одна грань эгоцентризма. Из-за неспособности оценить многие блага, которыми они обладают, они оценивают жизнь на основе непосредственного окружения. Они плохо понимают отсутствие возможностей и низкий уровень жизни в развивающихся странах.
Христиане не должны позволять себе угождать эгоизму и негативному мышлению. Этот неправильный взгляд на жизнь можно изменить, сосредоточив ум на позитивных вещах. Апостол Павел писал: «Наконец, братия, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно; если есть какая добродетель и есть ли похвала, о том помышляйте» (Флп. 4:8).
Прежде всего помните, что Бог есть Податель всего сущего. Он дает нам воздух, которым мы дышим, пищу, которую мы едим, дом, в котором мы живем, наших детей, семью и друзей. Наша обязанность — слушаться Его, уважать друг друга, усердно работать, быть хорошим примером позитивного мышления. А также быть благодарными и признательными за то, что у нас есть.
Библия подчеркивает важность позитивного мышления и благодарности. Рассмотрим следующие тексты:
Возблагодарю Тебя в собрании великом, прославлю Тебя во множестве народа» (Пс. 35:18).
«Узнав же Даниил, что подписано это письмо, он вошел в дом свой; и окна его в комнате его были открыты в сторону Иерусалима, и он трижды в день преклонял колени, и молился, и благодарил Бога своего, как делал прежде» (Дан. 6:10).
«И все, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца» (Кол. 3:17).
«Благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа» (Еф. 5:20).
«За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5:18).
«Слава Господу. Благодарите Господа; ибо Он благ, ибо вовек милость Его» (Пс. 105:1).
«И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле; и будьте благодарны» (Кол. 3:15).
«Берегись ничего; но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом» (Флп. 4:6).
«Итак будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст наших, славящих имя Его» (Евр. 13:15).
Тот, кто сможет осознать ценность вышеприведенных текстов, будет иметь минимум неприятностей, страдающих от уныния. Они смогут видеть сквозь жизненные испытания и предвкушать благословения, которые последуют за ними, со счастьем и душевным спокойствием.
Дарите, помогайте и делитесь с другими
Верный способ отвлечься от себя — давать, помогать и делиться с другими. Это можно сделать несколькими способами. К сожалению, самые несчастные люди — это самые эгоистичные люди. Они отказываются делать что-то одно или давать что-либо другим, особенно тем, кто в этом нуждается. Пожилым людям часто нужна помощь по дому или во дворе. Больные люди нуждаются в ободрении и помощи. Бедные часто нуждаются в еде, одежде и крове. Вклады могут быть сделаны достойные причины для этих людей. Тот, у кого мало дел, сочтет очень полезным добровольно участвовать в программах, призванных поднять угнетенных. Что можно ожидать взамен? Соломон писал: «Отпускай хлеб твой по водам, ибо по прошествии многих дней ты найдешь его» (Еккл. 11:1). Это означает, что если человек готов отдавать и делиться, то добро, которое он сделал, в конечном итоге вернется к нему. Бог учитывает все эти вещи. «Ибо не неправеден Бог, чтобы забыть дело ваше и труд любви, которую вы оказали во имя Его, когда послужили святым и служите» (Евр. 6:10).
Что сказал Иисус?
И соберутся пред Ним все народы, и Он отделит их одних от других, как пастырь отделяет овец своих от козлов: и поставит овец по правую сторону Себя, а козлов по левую. Тогда Царь скажет им по правую руку Свою: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал Я, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; нагим, и одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим и накормили? или жаждал, и напоил Тебя? Когда мы видели Тебя странником и приняли? или наг и одет? Или когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоил Меня; был странником, и вы не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; был болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи, когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда Он скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. (Матф. 25:32-45)
Апостол Павел сказал так: «Я показал вам все, что, так трудясь, надобно поддерживать немощных и помнить слова Господа Иисуса, как Он сказал: блаженнее давать, нежели принимать (Деяния 20:35). Когда богатый юноша подошел к Иисусу, что Иисус сказал ему? . . . Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19:21). Не все мы богаты, но мы можем следовать за Иисусом, отдавая, делясь и помогая другим. Это важный способ преодоления уныния. Почему? Потому что это полностью отвлекает ум от себя, и эгоцентризм больше не может управлять нашими эмоциями и разрушать нашу жизнь. Двух заключительных текстов должно быть достаточно, чтобы помочь нам осознать ценность помощи другим.