Уотсон дж б: Уотсон Джон Бродес

Воронежский Институт Психологии

Об Институте

История
Сотрудники
ЛИЦЕНЗИЯ И ДОКУМЕНТЫ


Образовательные программы

Обучение и стажировка
Психология личности              
Психология бизнеса              
Приглашаем к сотрудничеству…. 
преподавателей


Центр тренинга и развития

Бизнес-тренинги
Личностная эффективность
Teambuilding

Работа с персоналом

 

 

29 мая  2021

В июне пройдет ежегодный Тренинг Командообразования (ТимБилдинг) 2021

, организуемый Воронежским Институтом Психологии.

Участникам предстоит увлекательная и сложная командная работа, интересные задания, требующие нестандартного подхода и неожиданных решений. Подробнее…

15-24 июля 2021

С 15 по 24 июля 2021 года Воронежский Институт Практической Психологии и Психологии Бизнеса проводит Летнюю Психологическую Школу АЗОВ 202.

Тематика ЛПШ 2021: САМОПОЗНАНИЕ И ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ.

Подробнее об ЛПШ АЗОВ 2021…
31 июля — 7 августа 2021 

Приглашаем Вас Летнюю Консультативную Сессию (ЛКС) БИТЮГ 2020 «Практика индивидуального психологического консультирования»,

которая пройдет на реке Битюг Бобровского района в палаточном лагере.

В ПРОГРАММЕ:

  • Опыт Индивидуального Психологического Консультирования в практике реальных консультаций.
  • Развитие навыка осознанного отношения к себе, своей жизни и окружающим нас людям.
  • Развитие навыка саморефлексии.
  • Упражнения на развитие навыков Индивидуального Психологического Консультирования.
  • Лекции и беседы об эмпатийном подходе к Индивидуальному психологическому консультированию, о Методологии и Методах, Принципах и Приемах Индивидуального психологического консультирования.
Подробнее об ЛКС Битюг 2021…
сентябрь 2021

Воронежский Институт Практической Психологии и Психологии Бизнеса осуществляет НАБОР НА ОБУЧЕНИЕ (курсы, проф. переподготовка, стажировка, супервизия):

  • Практическая психология / Индивидуальное психологическое консультирование

  • Педагогическая психология

  • Организационная Психология 

Объем практических занятий резко отличается от стандартных учебных программ по направлению «Психология». Институт — единственное образовательное учреждение, в котором в систематической форме и в значительном объеме предлагаются методики и отрабатываются на практике навыки индивидуального психологического и организационного консультирования, а также навыки тренинговой работы.

Успешно освоившим долгосрочный курс — гарантия трудоустройства!

УЗНАТЬ ОБ ОБУЧЕНИИ ПОДРОБНО…

111111

1111127 ноября 2014

0001pt;»>ВОРОНЕЖСКИЙ ИНСТИТУТ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ БИЗНЕСА

приглашает Вас на публичную (бесплатную) лекцию-семинар из цикла «Интимные отношения. Брак. Семья».

Тема лекции: ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКОЙ СЕМЬИ НА ЖИЗНЬ И СУДЬБУ ЧЕЛОВЕКА. ЧАСТЬ 2.

Семья – первое общество, с которым мы сталкиваемся в своей жизни, она несет огромное значение, влияет на все стороны жизни человека.

Основы личности зарождаются и произрастают в семье. Часто взрослый человек, сам того не понимая, в течении жизни лишь расширяет и углубляет то, что сложилось у него в душе за детские годы.

Понимание влияния семьи, её социализирующей роли крайне важно для каждого человека, и может тотально повлиять на его судьбу.

На лекции-семинаре будет говориться о роли семьи в жизни отдельного человека, будут освещены вопросы самоопределения, развития самосознания, формирования и принятия персональной ответственности и др.

В процессе лекции слушатели смогут:

  • Увидеть себя в своей собственной семье;
  • Понять, какое влияние семья оказала на их собственную жизнь;
  • Увидеть и понять механизмы, которые помогут создать гармоничную атмосферу в своей собственной семье;
  • Получат возможность задать вопросы по своей конкретной жизненной ситуации.

Получаемая слушателями информация способствует снятию эмоциональных барьеров, комплексов и предрассудков, что делает возможным осознание конкретным человеком собственной роли в своей семье.

Читает ректор Воронежского Института Практической Психологии и Психологии Бизнеса Вячеслав Михайлович Симонов.

ВХОД СВОБОДНЫЙ! Запись на лекцию ОБЯЗАТЕЛЬНА!

Дата и время: 30 октября в 18-30.

Место проведения:пр-т Революции 22, Дом Молодежи, конференц-зал, 2 этаж, 210 каб. 

Тел.: 232-29-09, 232-32-92, 8-960-137-47-74. Контактное лицо: Стародубцева Александра.

28 ноября 2014

28 ноября в 17-00 приглашаем вас на ОТКРЫТЫЙ (бесплатный) СЕМИНАР ПО КНИГЕ ПОЛА ЭКМАНА «ПСИХОЛОГИЯ ЭМОЦИЙ».

Что играет решающую роль в управлении поведением? Что читается по лицам и определяет качество нашей жизни? Что лежит в основе эффективного общения? Что мы испытываем с самого раннего детства?

На все эти вопросы ответ один — эмоции. Эмоции явные, скрытые, контролируемые. Введение в то, как распознавать, оценивать, корректировать их на ранних стадиях у себя и у других дает книга Пола Экмана «Психология эмоций».

У нас с вами будет возможность обсудить книгу и поделиться своим видением и выводами по  наиболее значимым и запомнившимся вам данным.

Условие участия — знакомство с текстом книги.

Тот, кто не прочел книгу, может присутствовать в качестве слушателя.

Предварительная регистрация обязательна.

Место проведения: Офис №1 Института — ул. Космонавтов, д. 29, оф. 309 (Здание Компьютерной фирмы РЕТ, 3 этаж)

ВХОД СВОБОДНЫЙ. Телефоны: 232-32-92, 232-08-12, 8-920-433-27-35. Контактное лицо: Елена Шипилина

2 декабря 2014

в 18.30 приглашаем Вас на ОТКРЫТЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ МАСТЕР-КЛАСС «РАБОТАЙ В КОМАНДЕ»

«Умею работать в команде» — автоматически пишем мы в резюме, устраиваясь на новую работу или переходя на высокую должность. И только впоследствии, ощутив все тонкости совместной работы (недопонимание, разные взгляды на жизнь…) мы начинаем задумываться, а что же это собственно за зверь — умение работать в команде? Задумываться начинаем, когда случаются проблемы или появляется желание убежать из команды.

Так что же означает «умею работать в команде»?
Умение весело болтать в курилке? Или умение сдерживать себя, когда хочется рассказать коллегам все, что вы о них думаете? Или что-то иное?
Решению этого вопроса посвящен наш мастер-класс

 
7-9 февраля 2020

Прошла XII  Зимняя Психологическая Школа  «ЛИДЕРСТВО. РАБОТА В КОМАНДЕ».

В современном мире многие бизнес-решения и бизнес-проблемы имеют психологические причины и следствия.

Чтобы не оказаться за бортом современного бизнеса, Лидеру необходимо уметь поручиться и за Результат, и за Команду, и за Самого себя.

На ЗПШ-2020 участники учились соблюдать основные условия и законы эффективного лидерства, развивали лидерские качества, а это гарантирует, что то дело, которым человек занимается, останется жизнеспособно при любых обстоятельствах.

Подробнее о ЗПШ 2020…

к более ранним новостям Института практической психологии

 


Мы в соцсетях



Переходя на сайт вы соглашаетесь на получение ваших персональных данных счетчиками сайта.

Вход на внутренний портал

ИНСТИТУТ

Обработка персональных данных

Новости практической психологии.

Рассылка

Центр Тренинга и Развития

Центр Психологической Помощи и Реабилитации

Безопасность бизнеса

Наши проекты

Бихевиоризм 💡 Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер, Э. Толмен

Бихевиоризм — это направление в психологии ХХ века, основателем которого является Дж. Уотсон, рассматривающее поведение человека как реакцию на воздействие различных факторов внешней среды.
Основные представители бихевиоризма: Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер, Э. Толмен.
Методами исследования в бихевиоризме считаются наблюдение и поведенческий эксперимент.


Содержание

  • Бихевиоризм в психологии
  • Классический бихевиоризм Дж. Уотсона
  • Исследования Э. Торндайка в рамках бихевиоризма
  • Исследования Б. Скиннера в рамках бихевиоризма
  • Когнитивный бихевиоризм Э. Толмена

Бихевиоризм в психологии

Датой рождения бихевиоризма (от англ. behavior — поведение) считают публикацию в 1913 г. статьи Дж.Уотсона «Психология с точки зрения бихевиориста» в научном психологическом журнале «Психологическое обозрение».

До того момента, как бихевиоризм стал популярным направлением в психологии, активно использовался метод интроспекции, суть которого заключалась в наблюдении субъекта за процессами в своем сознании. Но данный метод перестал быть востребованным. Бихевиористы в своем учении отвергали представление о сознании, а так же полагали,  что любые психологические структуры и процессы, не наблюдаемые объективными методами, либо не существуют (так как нельзя доказать их существование), либо недоступны для научного исследования. Поэтому критики этой парадигмы часто называют бихевиоризм теорией «пустого организма». Естественно, что при таком представлении интроспекция не считалась действенным и достоверным методом. 

Представители бихевиористического направления в психологии считали, что поведение каждого человека определяется не какими-то внутренними процессами, а механическими воздействиями окружающей среды. Причем, данный процесс происходит по принципу «стимул-реакция»(S →R) .

Под реакциями (R) бихевиористы понимают движения человека (мышечная, сосудистая, железистая реакция и др.), совершаемые при выполнении того или иного действия. Под стимулами (S) — доступные внешнему наблюдению раздражения внешнего мира, вызывающие у человека те или иные реакции.

Рассмотрим данный принцип на примере.
Допустим, гуляю по городу, мы находим бродячую собаку. Чтобы скрасить ее участь, мы отдаем ей лежащий у нас кусочек печенья. Собака сразу же завиляла хвостом, почувствовав запах пищи. И у нее началось слюноотделение.
В данном случае, печенье, которое мы дали собаке, является стимулом (S), а слюноотделение является реакцией на стимул (R). Получается, что поведение собаки (слюноотделение) было вызвано воздействием внешней среды (печеньем), а не внутренними процессами. Значит, реакция собаки является следствием воздействия из внешней среды (S →R).

Изучая данное явление, бихевиористы пришли и к другому выводу. Если между стимулом и реакцией есть взаимосвязь, значит, зная причины этой связи и изучив, какие стимулы вызывают те или иные реакции, можно добиваться определенного поведения от человека или животного, воздействуя на них определенным образом (т.е. должен быть определенный стимул, который даст соответствующую реакцию). В таком случае, нет необходимости обращать внимание на внутреннее психическое состояние людей.

Предмет психологии, с точки зрения бихевиоризма, — поведение, понимаемое как совокупность наблюдаемых мышечных, сосудистых, железистых реакций (R) на внешние стимулы (S).
Задача психологии состоит в том, чтобы выявить закономерности связей между стимулами и реакциями (S →R), а цель — предсказание поведения субъекта и управление им.

Данное направление исследует только внешне наблюдаемое поведение, а все психические явления сводит к реакциям организма. Бихевиористы рассматривают поведение человека и животного как сходного, считая, что в них нет различий.

Несмотря на все достижения психологов-бихевиористов, данное направление подвергалось критике. Под сомнения ставились моменты, касательно отказа от внутреннего мира человека, т.е. сознания, чувственных и душевных переживаний; трактовки поведения как совокупности ответных реакций на раздражители, которые опускали человека до уровня робота; неспособности объяснить яркие творческие достижения в науке и искусстве и др.

Классический бихевиоризм Дж. Уотсона

Джон Уотсон — американский психолог, основатель бихевиоризма. Он пытался сделать психологию естественной наукой, которая пользовалась бы объективными методами.

Уотсон уделял огромное внимание классическому научению, при котором организм ассоциирует разные стимулы (звук колокольчика — условный раздражитель, а слюноотделение у собаки в ответ на звук этого колокольчика — условный рефлекс). Такой вид научения ориентирован на непроизвольные, автоматические действия.

Организм как человека, так и животного приспосабливается к своему окружению посредством врождённого и приобретённого набора актов, т.е. поведения. Всю психическую деятельность Уотсон трактовал как поведение. Он рассматривал его как совокупность реакций организма на стимулы, т.е. поведение по принципу «стимул-реакция» (S →R). Дж. Уотсон считал, что подобрав верный стимул, можно формировать нужные навыки и качества в человеке или животном.

На работы Уотсона и основные идеи бихевиоризма сильно повлияло открытие русским физиологом И.П. Павловым классических условных рефлексов. Во многом под влиянием работ Павлова, хотя сам Павлов полагал, что они поняли его неверно, Уотсон заявил, что наблюдение над поведением может быть описано в форме стимулов (S) и реакций (R).

В доказательство правоты бихевиористической теории, Джон Уотсон и Розали Рейнер ставят эксперимент, который стал известен под названием «маленький Альберт».

Уотсон и Рейнер выбрали для экспериментов 11-месячного младенца «Альберта Б. », который был вполне нормально развитым ребенком. Сначала экспериментаторы проверили реакции маленького Альберта, показывая ему белую крысу, маски, горящую газету и хлопковую пряжу. Ничего из этого не выявило страха у мальчика.

Затем они приступили к формированию реакции страха. Одновременно с тем, как Альберту давали поиграть с белой крысой, экспериментатор бил молотком по стальной полосе так, чтобы малыш не видел молотка и полосы. Громкий звук пугал Альберта. Таким образом, ребенок стал пугаться и самой крысы (без удара). На данном этапе условный рефлекс страха на крысу закрепился у маленького Альберта.

Через пять дней Альберт снова оказался у экспериментаторов. Они проверили его реакцию: обычные игрушки не вызывали негативной реакции. Крыса же всё еще пугала малыша. Экспериментаторы проверили, не случился ли перенос реакции страха на других животных и похожие предметы. Выяснилось, что ребенок действительно боится некоторых животных и предметов, не связанных с крысой (например, кролика (сильно), собаки (слабо), мехового пальто и др. ).

Исследования Э. Торндайка в рамках бихевиоризма

Эдвард Торндайк  – выдающийся американский психолог, основатель теории научения, автор таких трудов как «Интеллект животных», «Основы обучения», «Педагогическая психология» и др.
Торндайк не считал себя бихевиористом, хотя его законы и исследования часто характеризует его как сторонника этого направления.

Еще в Гарвардском университете, под присмотром своего наставника У. Джеймса, Э. Торндайк занялся опытами над животными. Он стал обучать цыплят навыкам прохождения лабиринта, причем это происходило в подвале дома Джеймса, т.к. в университете не было место для лаборатории. Фактически это была первая в мире экспериментальная лаборатория по зоопсихологии.

В своих экспериментах в Колумбии он изучал закономерности адаптации организма к необычным условиям, с которыми он не может справиться, когда располагает только набором программ поведения. Для исследования он изобрел специальные «проблемные ящики», которые представляют собой экспериментальные устройства различной степени сложности. Животное, помещенное в такой ящик, должно было, преодолевая различные препятствия, самостоятельно найти выход и решить проблему.

Опыты ставились в основном над кошками, но имелись также ящики для собак и обезьян. Помещенное в ящик животное могло выйти из него и получить угощение, лишь приведя в действие специальное устройство — нажав на пружину, потянув за петлю и т. п. Результаты исследований отображались на графиках, которые он назвал «кривые научения». Таким образом, целью его исследования было изучение двигательных реакций животных.

В результате эксперимента выяснилось, что поведение животных было однотипным. Они совершали множество беспорядочных движений — бросались в разные стороны, царапали ящик кусали его и т.д., пока одно из движений случайно не оказывалось удачным. При последующих пробах число бесполезных движений уменьшалось, животному требовалось все меньше времени чтобы найти выход, пока оно не начинало действовать безошибочно. Данный вид обучения стал называться обучением по принципу  «проб и ошибок».

Далее Торндайк сосредоточился на изучении зависимости связей, которые лежат в основе научения, от таких факторов, как поощрение и наказание. На основе полученных материалов он вывел основные законы научения.

1. Закон повторяемости (упражнения) — чем чаще повторяется связь между стимулом и реакцией, тем быстрее она закрепляется и тем она прочнее.
2. Закон эффекта — из нескольких реакций на одну и ту же ситуацию, при прочих равных условиях, более прочно связываются с ситуацией те из них, которые вызывают чувство удовлетворения. (Связи в сознании устанавливаются более успешно, если реакция на стимул сопровождается поощрением).
3. Закон готовности — образование новых связей зависит от состояния субъекта.
4. Закон ассоциативного сдвига — если при одновременном появлении двух раздражителей один из них вызывает позитивную реакцию, то и другой приобретает способность вызывать ту же самую реакцию. То есть нейтральный стимул, связанный по ассоциации со значимым, тоже начинает вызывать нужное поведение.

Торндайк сформулировал концепцию «распространения эффекта». Эта концепция подразумевает готовность усвоить сведения из областей, смежных с теми областями, которые уже знакомы. Он также заметил, что научение одному виду деятельности может даже препятствовать овладению другим («проактивное торможение»), а вновь освоенный материал способен иногда разрушать что-то уже выученное («ретроактивное торможение»).

Эти два вида торможения связаны с феноменом памяти. Забывание какого-то материала связано не только с течением времени, но и с влиянием иных видов деятельности.

Исследования Б. Скиннера в рамках бихевиоризма

Беррес Скиннер — американский психолог, писатель, продолжатель идей Дж. Уотсона, который разработал теорию оперантного научения.

Он считал, что человеческий организм — это «черный ящик». Все, что наполняет этот ящик (эмоции, мотивы, влечения),  нельзя объективно измерить, поэтому их следует исключить из сферы эмпирического наблюдения. А вот поведение можно объективно измерить, собственно, этим Скиннер и занимался.

Он не принял идею о личности, которая направляет или стимулирует поведение. Скиннер считал, что поведение порождается не силами, которые находятся внутри человека (например, чертами, потребностями, мыслями, чувствами), а силами, которые лежат вне человека. Это значит, что поведение человека регулируется не изнутри, а снаружи (окружающей средой). Изучение личности по Скиннеру — это нахождение своеобразного характера взаимоотношений между поведением организма и результатами этого поведения, которые и подкрепляют его в последствии. Этот подход фокусируется на прогнозировании и контроле наблюдаемого поведения.

Б. Скиннер, также как и Дж. Уотсон, интересовался таким явлением как научение. Он даже разработал концепцию оперантного научения, которая базировалась на законе эффекта, который был открыт Э. Торндайком.

Оперантное научение — это метод обучения, который включает в себя систему поощрений и наказаний с целью усилить или прекратить определенный тип поведения. При этом организм ассоциирует свое поведение с последующим результатом. Такое научение направлено ​​на подкрепление контролируемого индивидом поведения.

Например, человек пытается научить собаку выполнять команду. Когда собака успешно справляется (т.е. выполняет команду), она получает поощрение (похвалу, лакомство). Когда собака не справляется с заданием, она не получает поощрение. В итоге, у собаки устанавливается связь между определенным поведением и возможностью получить награду.
Подобным образом, можно и отучить собаку, например, делать «свои дела» на ковер. Только использовать придется систему наказаний (например, отругать пса). Получается своеобразный метод «кнута и пряника».
По этому поводу советую прочитать интереснейшую книгу Карен Прайор, которая называется «Не рычите на собаку! Книга о дрессировке людей, животных и самого себя «.

Скиннер проводил эксперименты над голодными животными (крысы, голуби), которых помещал в ящик, который получил название «ящик Скиннера». Ящик был пуст, внутри находился лишь выступающий рычаг, под которым стояла тарелка для еды. Оставленная одна в ящике, крыса передвигается и исследует его. В какой-то момент, крыса обнаруживает рычаг и нажимает на него.
После установления фонового уровня (частота, с которой крыса вначале нажимает на рычаг) экспериментатор запускает в действие кассету с пищей, расположенную снаружи ящика. Когда крыса нажимает на рычаг, небольшой шарик пищи выпадает в тарелку. Крыса съедает его и вскоре снова нажимает на рычаг.
Пища подкрепляет нажатие на рычаг, и частота нажатий растет. Если кассету с пищей отсоединить, так что при нажатии на рычаг пища больше не подается, частота нажатий будет уменьшаться. 

Таким образом, Скиннер заметил, что оперантно обусловленная реакция при неподкреплении угасает точно так же, как и классически обусловленная реакция.  Исследователь может установить критерий дифференцировки, подавая пищу только тогда, когда крыса нажимает на рычаг при горящей лампочке, и тем самым вырабатывая условную реакцию у крысы путем избирательного подкрепления. Свет тут служит стимулом, который контролирует реакцию.

Скиннер также добавляет положения о двух видах поведения: респондентное и оперантное поведение.
Респондентное поведение — это  характерная реакция, вызываемая известным стимулом; стимул, при этом, всегда предшествует реакции. В качестве примера можно привести сужение или расширение зрачка в ответ на световую стимуляцию, подергивание колена при ударе молоточком по коленному сухожилию и дрожь при холоде.
Оперантное поведение — это произвольные приобретенные реакции, для которых не существует стимула, поддающегося распознаванию. Вызванное оперантным научением такое поведение определяется событиями, которые следуют за реакцией. Т.е. за поведением идет следствие, и природа этого следствия изменяет тенденцию организма повторять данное поведение в будущем.
Например, катание на роликах, игра на гитаре, написание собственного имени – это образцы оперантной реакции (или операнты), контролируемые результатами, следующими за соответствующим поведением.

Когнитивный бихевиоризм Э. Толмена

Эдвард Толмен — американский психолог, представитель необихевиоризма, автор концепции «когнитивных карт» и создатель когнитивного бихевиоризма.

Он отвергал закон эффекта Э. Торндайка, считая, что вознаграждение (поощрение) оказывает слабое воздействие на научение. Вместо этого Э. Толмен предложил когнитивную теорию научения, предполагая, что повторяющееся выполнение одного и того же задания усиливает создаваемые связи между факторами окружающей среды и ожиданиями организма.

Толмен предположил, что поведение является функцией пяти основных независимых переменных: стимулы окружающей среды, психологические побуждения, наследственность, предшествующее обучение и возраст.

Онсчитал, что бихевиористская модель S-R должна быть дополнена.  По его мнению, формула поведения должна состоять не из двух, а из трех членов, и поэтому выглядеть следующим образом: стимул (независимая переменная) — промежуточные переменные (организм) — зависимая переменная (реакция), т.е. S-O-R.

Промежуточными переменными является все, что связано с организмом (О), и формирует данную поведенческую реакцию на данное раздражение. Таким образом, средним звеном являются недоступные прямому наблюдению психические моменты (например, ожидания, установки, знания и др.). Примером промежуточной переменной может являться голод, который невозможно увидеть у подопытного (животного или человека). И тем не менее голод можно объективно и точно связать с экспериментальными переменными, например с длительностью того отрезка времени, на протяжении которого организм не получал пищу.

Толмен ставил опыты над крысами, ищущими выход из лабиринта. Главный вывод из этих опытов свелся к тому, что, опираясь на строго контролируемое экспериментатором и объективно им наблюдаемое поведение животных, можно достоверно установить, что этим поведением управляют не те стимулы, которые действуют на них в данный момент, а особые внутренние регуляторы.

Поведение предваряют своего рода ожидания, гипотезы, познавательные (когнитивные) «карты».
Когнитивная карта — это субъективная картина, имеющая пространственные координаты, в которой локализованы отдельные воспринимаемые объекты.
Эти «карты» животное строит само. Они и ориентируют его в лабиринте. По ним животное, запущенное в лабиринт, узнает, куда и как ему нужно добраться.

Положение о том, что психические образы служат регулятором действия, было обосновано гештальттеорией. Учтя ее, Толмен разработал собственную теорию, названную когнитивным бихевиоризмом.

Watson – Вопросы воспитания и семейного разнообразия

Люмен обучения; участники Викимедиа; и Диана Лэнг

Джон Б. Уотсон был влиятельным американским психологом, чья самая известная работа произошла в начале 20-го века в Университете Джона Хопкинса. Уотсон проводил исследования поведения животных, воспитания детей и рекламы. Наряду с этим исследованием он провел спорное исследование «Маленький Альберт». [1]

Рис. 1. Фотография Джона Ватсона

Ватсон считал, что объективный анализ разума невозможен; поэтому он предпочел сосредоточиться непосредственно на наблюдаемом поведении и попытался его изменить. Уотсон был главным сторонником смещения фокуса психологии с разума на поведение, и этот подход к наблюдению за поведением и контролю за ним стал известен как . Основным объектом изучения бихевиористов было приобретенное поведение и его взаимодействие с врожденными качествами организма.

Бихевиоризм обычно использовал животных в экспериментах, предполагая, что то, что было изучено на животных моделях, может быть до некоторой степени применимо к человеческому поведению. Эта знаменитая цитата Ватсона объясняет его утверждения: [2]

«Дайте мне дюжину здоровых младенцев, хорошо сформированных, и мой собственный определенный мир, в котором я буду их воспитывать, и я гарантирую, что возьму любого наугад и обучу его любому специалисту, который я выберу — врачу, юристу. , художник, купец-главнокомандующий и, да, даже нищий и вор, независимо от его талантов, склонностей, наклонностей, способностей, призваний и расы его предков. Я иду дальше своих фактов и признаю это, но то же самое говорят и сторонники обратного, и они делают это уже много тысяч лет».

Уотсон считал, что с детьми следует обращаться как с молодыми взрослыми. В своей книге он предостерег от неизбежных опасностей, связанных с тем, что мать дает слишком много любви и привязанности. Лозунгом Уотсона было «не больше детей, а лучше воспитанных детей» . Уотсон приводил доводы в пользу воспитания в споре о природе и воспитании и утверждал, что все заложено в ребенке через его взаимодействие с окружающей средой.

Таким образом, согласно Уотсону, родители и опекуны несут полную ответственность за действия своих детей, поскольку они сами выбирают среду, в которой воспитывается их ребенок. [3]   Основываясь на результатах своего исследования «Маленький Альберт», Уотсон пришел к выводу, что опекуны могут формировать поведение и развитие ребенка, просто взяв под контроль все ассоциации стимул-реакция.

Эксперимент Маленького Альберта (1920)

Цель эксперимента с Маленьким Альбертом состояла в том, чтобы показать, как принципы классического обусловливания можно применить к 9-месячному мальчику. Уотсон и его помощник приучили «Маленького Альберта» бояться белой крысы, лязгая железным прутом, когда Альберту показывали белую крысу. [4]

Сначала мальчику подарили белую крысу и заметили, что он ее не боится. Во-вторых, ему показали белую крысу, а затем лязгнули железным прутом. «Маленький Альберт» ответил плачем. Эта вторая презентация повторялась несколько раз. Наконец, исследователи представили белую крысу саму по себе, и мальчик показал страх.

Позже, пытаясь увидеть, передается ли страх на другие объекты, Ватсон подарил Альберту кролика, собаку и шубу. «Маленький Альберт» закричал, увидев их всех. [5]

Пример видео

Посмотрите это видео об исследовании Маленького Альберта, чтобы получить общее представление о том, как проводилось исследование.

Это исследование продемонстрировало, как эмоции могут стать условными реакциями. Анализ видеозаписи Альберта, снятой Уотсоном, заставил некоторых сделать вывод, что у «Маленького Альберта» могли быть когнитивные задержки или задержки в развитии. [6] Этическая проблема исследования заключалась в том, что Уотсон так и не изменил эту условную реакцию у Маленького Альберта. [7]

Уотсон сегодня

Совет Уотсона относиться к детям с уважением, но с относительной эмоциональной отстраненностью подвергся резкой критике. Тем не менее, бихевиоризм все еще очевиден сегодня, и он в значительной степени ответственен за становление психологии как научной дисциплины благодаря своим объективным методам и экспериментам. В настоящее время он используется в поведенческой и когнитивно-поведенческой терапии, в классе и в воспитании детей.

Ключевые выводы

  • Объективный анализ разума был невозможен, поэтому Уотсон придумал «бихевиоризм», в котором основное внимание психологии уделяется наблюдению за поведением и контролю за ним.
  • Людей можно научить вести себя определенным образом в зависимости от их окружения и типов применяемых стимулов.
  • Эксперимент Маленького Альберта: у людей можно обусловливать эмоциональные реакции.

  1. Эта глава является адаптацией История психологии продолжение от Lumen Learning и используется по лицензии CC BY 4.0. ↵
  2. Уотсон, Дж. Б. (1930). Бихевиоризм (Исправленное издание). Издательство Чикагского университета. ↵
  3. Уотсон, Дж. Б. (1928). Психологическая помощь младенцам и детям . Нью-Йорк: WW Norton Company, Inc. ↵
  4. Этот раздел является адаптацией Little Albert Experiment (1920) из Википедии и используется под лицензией CC BY SA 3.0. ↵
  5. Уотсон, Дж. Б., и Рейнер, Р. (1921). Исследования детской психологии. The Scientific Monthly, 13 (6): 493–515. ↵
  6. Айронс, Г. (2012). Маленький Альберт: ребенок с неврологическими нарушениями. История психологии, 15 (4): 302–327. дои: 10.1037/a0026720. ↵
  7. О’Доннелл, Дж. М. (1985). Истоки бихевиоризма . Издательство Нью-Йоркского университета. ↵

История учебного дизайна: Дж. Б. Уотсон и сравнительная психология

До 1920 г.:
Эмпирическая база знаний для образования
 

Этот материал предоставлен Робертом Кентриджем, Университет Дарема, Англия.
Полную версию его лекции можно найти по адресу: http://www.dur.ac.uk/~dps1rwk/comp6.html

.

Дж. Б. Уотсон

  • Дж. Б. Уотсон, Обучение и лабораторная крыса
  • Поведение человека и маленький Альберт
  • Падение и восстание Дж. Б. Уотсона

  • Дж. Б. Уотсон, Learning and the Lab Крыса

    Позиция, согласно которой человеческое поведение можно полностью объяснить с точки зрения рефлексов, ассоциаций стимул-реакция и эффектов подкреплений на них, полностью исключая «ментальные» термины, такие как желания, цели и т. д. были подхвачены Джоном Бродхусом Уотсоном. в своей книге 1914 года «Поведение: введение в сравнительную психологию». Уотсон также участвовал во внедрении самых Излюбленный объект сравнительной психологии — лабораторная крыса.

    Одна из его первых работ, которую он использовал для финансирования своей докторской диссертации. был в качестве смотрителя, одной из обязанностей которого было присматривать за лабораторией крысы, используемые в исследованиях, призванных имитировать «реальные» учебные задачи такие как навигация по сложным лабиринтам (масштабная модель Хэмптон-Корт лабиринт!). Уотсон научился приручать крыс и обнаружил, что может научить крыс открывать коробку-головоломку, как у Торндайка, за небольшую еда-награда. Он также изучал изучение лабиринта, но упростил задача кардинально. Один тип лабиринта представляет собой просто длинную прямую аллея с едой в конце. Уотсон обнаружил, что как только животное был хорошо обучен управлению этим «лабиринтом», он делал это почти автоматически. После запуска стимулом лабиринта его поведение становится ряд ассоциаций между движениями (или их кинестетическими последствия), а не стимулы во внешнем мире. Этот упрощается, укорачивая переулок — хорошо обученные крысы Теперь бегите прямо к торцевой стене. Это было известно как керпланк эксперимент.

    Разработка хорошо контролируемых поведенческих техник Уотсон также позволил ему исследовать сенсорные способности животных, например их способности различать похожие стимулы, экспериментально. Теоретическая позиция Уотсона была еще более радикальной. чем у Торндайка — у него не было бы места для менталистских концепций как удовольствие или страдание в его объяснениях поведения. Он по существу отвергал закон следствия, отрицая, что удовольствие или дискомфорт вызвал изучение ассоциаций стимул-реакция. Для Уотсона важна была только частота появления пары стимул-реакция. Подкрепление может вызвать некоторые ответы чаще возникают в присутствии определенных раздражителей, но они не действовали напрямую, чтобы вызвать свое обучение. Ватсон мог Поэтому отбросьте представление о том, что некоторые психические следы стимулов и ответы должны были сохраняться в сознании животного до тех пор, пока подкрепление вызывало усиление связи между ними, что является довольно менталистическим следствием закона следствия.

    Топ


    Человеческое поведение и малое Альберт

    Уотсон стал чрезвычайно влиятельной силой в американской психологии, публикует свою вторую книгу «Психология с точки зрения бихевиористом» в 1919 году. Его неприятие ментализма было полным. Он чувствовал, что мысль объяснима как субвокализация и что речь была просто еще одним видом поведения, которому можно было научиться, закон эффекта. В психологии с точки зрения бихевиориста». он обращается к ряду практических человеческих проблем, таких как образование, развитие эмоциональной реакции и воздействие факторов как алкоголь или наркотики на работоспособность человека. Он даже предлагает что мыслительные процессы можно исследовать, наблюдая за движениями в гортани.

    Уотсон считал, что психическое заболевание является результатом «привычки искажение», которое может быть вызвано случайным изучением несоответствующей ассоциации, которые затем продолжают влиять на поведение человека чтобы он становился все более ненормальным. Watson проверил часть этого гипотеза о ребенке в больнице, в которой он работал. малыш, «маленький Альберт», по-видимому, не проявлял особых опасений или фобии по поводу чего-либо, кроме внезапных громких звуков. Для например, когда Уотсон поместил ручную белую крысу в комнату маленького Альберта. на коленях ребенок с удовольствием играл с животным.

    В дальнейшем Уотсон поместил крысу в комнату Альберта. колен и его помощник произвели громкий звук, ударив по большому стальному бар прямо за головой Альберта. Через неделю Альберт был подвергается такому же опыту. После этого, когда Альберт показал, что крыса начала раздражаться, выглядя встревоженной. Похожие реакции были произведены другими меховыми предметами (шуба). Ватсон был стремится использовать это как доказательство поведенческой основы фобий, однако, по-видимому, реакция Альберта на ставку была весьма мягкий. Тем не менее, одно из самых распространенных применений кондиционирование было в лечении фобий и других видов поведения проблем, и случай с Маленьким Альбертом часто называют первый опыт в этой области.

    Топ


    Падение и Взлет Дж. Б. Уотсона

    Вскоре после своего эксперимента над Маленьким Альбертом Уотсон стал романтические отношения с одним из его ассистентов — Розали Рейнер. В то время такое поведение было нетерпимо в американской академии, и Ватсон в конце концов был вынужден уйти в отставку из исследования.

    Вскоре, однако, он нашел оплачиваемую работу в компании J.

    About the Author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts