Упражнение «Мой портрет глазами группы» « Любовь и Осознанность
Цель: развитие умений давать и принимать обратную связь в необычной форме.
Правила проведения:
Вариант I. Ведущий обращается к участникам группы с вопросом:
— Есть ли среди вас желающие получить свой психологический портрет? И не просто словесный портрет с перечислением достоинств и недостатков, а совершенно реальное изображение на бумаге вашего облика?
Желающие обычно находятся. Определившись с натурщиком, которому предлагается занять «горячий стул», ведущий продолжает:
— Все остальные участники группы станут художниками. У каждого из вас лист бумаги и пачка фломастеров. Каждый – хотя бы в детстве – пробовал изображать людей. У кого-то это получалось удачно, у кого-то – не очень.
В этот момент, как правило, кто-нибудь обязательно высказывается по поводу своего абсолютного неумения рисовать и нежелания обижать натурщика его уродливым портретом.
— Что же! Мы не станем даже пытаться создать портрет нашего натурщика в духе реалистической традиции. Не стоит стремиться к внешнему сходству. Совсем наоборот: откажемся от попыток правильно нарисовать глаза, нос, рот, верно передать цвет одежды и нюансы прически. Зачем? Ведь для выполнения этой задачи гораздо проще использовать фотоаппарат. Мы же поставим перед собой более сложную и интересную задачу: каждый из нас должен создать именно психологический портрет человека, сидящего перед нами. Для этого можно применять изобразительные средства, предоставленные в наше распоряжение художниками-модернистами, и исходить из единственного принципа: «Я вижу так!». Пусть ваши рисунки будут иметь метафорический смысл и тонкий подтекст. Может быть, понимаемый вами внутренний мир человека, чей портрет вы изображаете, породит в вашей душе цепочку ассоциаций или создаст конкретный образ, отражающий нечто важное в нем. Может быть, вы воспринимаете его психологический облик в виде какого-то реального предмета, а может, это какой-то узор, абстрактный орнамент или набор цветовых пятен.
Сделав небольшую паузу, ведущий продолжает своп монолог спокойным, чуть замедленным голосом, создавая необходимый настрой, медитативное творческое состояние участников. Можно в этот момент включить и медитативную музыку, но есть опасность, что она не будет вполне соответствовать внутреннему состоянию кого-либо из «художников» и восприятию им натурщика и собьет с верного звучания его «внутренний резонатор».
А теперь посмотрите внимательно на человека, сидящего перед вами, проникните сквозь внешнюю оболочку, за которой скрывается чуткая и нежная субстанция – человеческая душа. Какова она у этого человека? В чем ее отличие от других душ? Каковы ее особенности, делающие этого человека уникальным созданием во Вселенной? Разглядите внутренним взором образ этой души. Услышьте звучание музыки этой души. Почувствуйте форму и поверхность, ощутите материал этой души.
Рисование продолжается в течение десяти-пятнадцати минут. Ведущий предупреждает о необходимости завершать работу за минуту до конца отведенного времени. После этого рисунки располагаются на стульях участников, а все «художники» рассматривают «портреты», переходя от одного к другому. Натурщик, разумеется, тоже получает возможность увидеть изображения своего внутреннего облика.
В принципе этим можно и завершить основную часть упражнения и перейти к групповой рефлексии и обсуждению чувств, вызванных процессом создания «портретов». Организовать обсуждение можно разными способами, например, так: натурщик берет в руки каждый из рисунков и говорит о чувствах, которые тот в нем вызывает, интерпретирует изображение и выражает свое согласие или несогласие с «портретом». «Художник» – автор поясняет, верно ли понято изображение и что именно он хотел передать в рисунке. Можно поступить и иначе: «художники», держа «портреты» в руках, по кругу рефлексуют по поводу своего творчества и дают комментарии к рисункам только по желанию.
Натурщик лишь слушает и изредка задает вопросы. После рефлексии каждый «художник» преподносит «портрет» в дар лицу, на нем изображенному. Возможна ситуация, когда обсуждение ограничивается лишь рефлексией чувств, и никаких комментариев к рисункам не делается.В длительных тренинговых группах можно периодически возвращаться к этому упражнению, заменяя натурщиков. Делать портреты больше двух-трех человек подряд не рекомендуется: наступает утомление «художников» и теряется глубина погружения во внутренний мир человека, чей портрет создается.
Вариант II. Упражнение можно усилить и добавить в него элементы, нацеленные на укрепление сплоченности группы и развитие навыков эффективной коммуникации участников, если не заканчивать его в момент создания «портретов», а продолжить дальше. Для этого ведущий предлагает натурщику, осмотрев все рисунки, сгруппировать их по каким-то признакам. Количество групп и суть критерия не имеют значения. Натурщик может прокомментировать способ классификации, а может воздержаться (второй случай интереснее). Важно лишь то, что он выделил в рисунках нечто общее. Возле каждой пачки рисунков собираются их авторы. Каждой сформированной таким образом группе ведущий вручает по большому листу бумаги и поясняет:
— Человек, которого вы изобразили на портретах, полагает, что в ваших рисунках есть нечто общее, может быть, то главное, что вы сумели выделить в его внутреннем мире. Вам дается следующее задание: обсудить, что же объединяет ваши рисунки, и совместными усилиями создать обобщенный портрет того же человека на большом листе бумаги, который вы получили. Может быть, имеет смысл более четко и ярко высветить на этом коллективном портрете объединяющую вас идею, может быть, в процессе совместного творчества вам удастся отыскать и еще яснее отобразить сущность внутреннего мира натурщика. Тогда его психологический портрет будет в еще большей мере сходен с реальной картиной его души.
На эту работу выделяется пятнадцать-двадцать минут. По ее завершении представители творческих групп представляют и комментируют плоды коллективного труда. Можно предложить натурщику высказать мнение: какой из портретов в большей степени совпадает с его самовосприятием.
Вариант III. Работа разворачивается аналогично тому, как описано во втором варианте, только группировку портретов осуществляет не натурщик, а сами «художники». Они получают задание выбрать те рисунки, которые. по их мнению, содержат нечто общее с их собственными. Таким образом, участники объединяются в творческие группы по собственному желанию на основе сходства восприятия внутреннего мира натурщика. Дальнейшие инструкции ведущего такие же, как во втором варианте.
Рисуем свой психологический портрет: творческая методика
Человек среди людейПознать себя
- Фото
- Shutterstock/Fotodom.ru
С раннего детства мы получаем оценку со стороны окружающих. Еще не начав говорить, мы уже слышим мнения о нашей личности. Что-то из сказанного воспринимаем на свой счет и записываем в длинный лист памяти, в графу «Какой я». В связи с отсутствием специально настроенных фильтров в эту колонку попадает многое, что в будущем будет оказывать влияние на формирование личности, самооценку, восприятие и картину себя.
Посмотрите, какое количество людей участвует в процессе взросления и становления каждого из нас. К сожалению, многие из них не задумываются, не понимают или не хотят осознавать, каким образом их слова и действия влияют на других.
Замечания, действия, взгляды, оценка — все это сказывается на поведении человека и прямо влияет на его внутреннее «Я» — то, каким он сам себя видит, ощущает.
Ясная и достоверная картина себя формируется благодаря конструктивной обратной связи, которая отражает действительность, адекватна и уместна. Это основа для развития здоровой самооценки. Она помогает увидеть больше граней своей личности, дает возможность проявлять себя, позволяет быть разным, распознавать и принимать свои способности, таланты, ограничения и предел своих возможностей, а также видеть, что может быть усовершенствовано и развито в будущем.
Двойные послания, обесценивание, отсутствие своевременной похвалы, претензии, угрозы губительно сказываются на личности
Они мешают ее развитию, блокируют в проявлении себя, закладывают комплексы, страхи, неуверенность. В будущем это может крайне негативно сказаться на жизни человека.
Обратная связь о наших действиях зачастую неинформативна или, наоборот, перегружена лишней информацией. Из-за этого рождаются крайности в восприятии самого себя. Уклон в порицание, негативную оценку, недостаток похвалы влияют на создание дефицитов в формировании своего образа. Избыток похвалы, восхваление создают слепые пятна и перекосы. Большое количество обратной связи может перегружать, приводить к излишней рационализации.
Представьте себе набор для пазла, в котором нет половины деталей и отсутствует исходная картинка — это дефицит, нехватка информации о себе. А теперь вообразите себя водителем. Навигатор в автомобиле сбоит. Салон набит пассажирами, которые хором советуют, как и куда ехать. Это профицит — избыток информации. Ни то, ни другое не дает ясной и адекватной «картины себя».
Знаем ли мы себя?Отсутствие ясности о самих себе — серьезная проблема. Чем меньше человек знает себя, тем сложнее ему обходиться с собой и другими. Труднее на что-то опираться, делать выбор и полноценно проживать свою жизнь.
Ясная картина себя — одна из главных опор. Чем лучше человек себя знает, тем больше возможностей и вариантов открывается перед ним. Это экономит энергию, так как силы и время не тратятся на дополнительные размышления. Внимание больше фокусируется на принятии выбора, конкретных действиях, усвоении или обработке информации, вовлеченности в какую-то ситуацию.
Знание себя и умение соизмеряться с собой, своими возможностями и целями в ряде случаев будет помогать осуществлять лучший выбор из ряда возможных. Понимание себя, своих сильных и слабых сторон, помогает человеку быть стабильнее и психологически устойчивее. Так проще двигаться по жизненному пути, выстраивать отношения, развиваться в карьере, заниматься планированием и реализацией желаемого в жизни.
Рисуем свой портретОдно из упражнений для лучшего понимания себя — творческая методика «Картина себя». С ее помощью можно соприкоснуться с бессознательным, с потаенными мыслями, нераспознанными ассоциациями и увидеть то, что обычно не осознается в повседневной жизни. Полученные открытия позволят произойти встрече с вашей личностью, о которой, возможно, вы многое еще не знаете.
«Картина себя»
1. Побудьте перед упражнением в спокойной обстановке, наедине с собой, чтобы вам никто не мешал. Прогуляйтесь, выключите музыку, отложите телефон. Выделите себе не менее часа. Важно, чтобы вас никто не отвлекал в процессе.
2. Попробуйте выразить себя через рисунок, коллаж или слепленную фигурку. Критериев или каких-то заданных шаблонов нет. Упражнение ориентировано на самовыражение через творческий процесс.
Задайте себе вопросы:
Как я себя вижу?
Что во мне является существенным, важным?
С кем/чем я себя ассоциирую?
Какие цвета, оттенки мне нравятся?
Какая картина, образ возникает во мне?
Не ограничивайте себя. Наблюдайте. В процессе могут возникать разные образы, воспоминания, сказанные кем-то фразы. Улавливайте их, запечатлевайте.
3. Когда закончите, посмотрите на то, что у вас получилось. Старайтесь не оценивать результат, а попробуйте увидеть, почувствовать, о чем эта работа говорит вам.
Можете опираться на вопросы:
Что запечатлено в работе?
Кто на ней изображен?
Какой это персонаж?
Как он себя ощущает?
Похож ли он на какое-то животное?
Какие чувства у меня возникают, когда я смотрю на эту работу?
4. Если вы захотите, можете обсудить результат с тем, кому доверяете — другом, партнером, коллегой или психологом. Главное, чтобы человек был внимательным слушателем, не высказывал свое мнение, не давал оценок, интерпретаций. Минимальные провокации, осуждение, обесценивание нарушают безопасность процесса, могут ранить.
Это задание подойдет людям разных возрастов. С детьми и подростками его можно выполнить в игровой форме. Это благоприятно сказывается на развитии, улучшении взаимоотношений, возможности проявлять себя рядом с другим. Обсуждайте полученные результаты, делитесь тем, что получилось. Если вы обнаружили темы, которые хотите прояснить, — обращайтесь за профессиональной психологической помощью.
Более очерченное и ясное представление о себе позволит вам стать целостной личностью, достигать большего, жить в гармонии с собой и другими людьми.
Психолог
Текст:Редакция Psychologies.ru
Новое на сайте
Тест: Клуб по интересам или сайт знакомств — где вас ждет любовь?
«Как угомонить бывшего мужа-наркомана, чтобы отстал от меня?»
Не-молоко, безглютеновая диета и кофе без кофеина: мифы и реальность
Как не дать психологическим травмам испортить вашу жизнь
Как убить самооценку: 22 вредных совета — личный опыт психолога
«Свекор любит на домашних посиделках рассказывать о достоинствах свекрови в постели»
«Мужчина зовет замуж. Но он врун. Как донести до него, что мне нужна честность?»
Каждый день или раз в месяц: как часто нужно заниматься сексом — мнение психологов
5 простых упражнений, которые научат вас рисовать удивительные портреты
Чтобы нарисовать портрет, нужно немного попрактиковаться, особенно если вы стремитесь к хорошему сходству. Человеческое лицо гораздо менее снисходительно, чем другие предметы, такие как архитектура или пейзажи.
Правильная анатомия и симметрия очень важны, а отклонение элемента всего на несколько миллиметров может привести к тому, что весь рисунок будет выглядеть странно неправильно.
Не волнуйтесь, нам, художникам, нравятся случайные вызовы, не так ли? Потому что именно так мы улучшаем свои навыки и осваиваем даже самые сложные предметы.
Вот 5 очень простых упражнений, которые помогут вам в этом.
1 Знакомство с концепцией
Это очень полезное упражнение, которое должен выполнять каждый, когда начинает изучать портретное рисование.
Хотя мы, конечно, приблизительно знаем, как выглядят различные элементы головы, большинство из нас будет думать о них только в их нейтральном состоянии покоя.
Это могут быть глаза, смотрящие прямо перед собой, или сомкнутые и расслабленные губы. Но существует гораздо больше форм и положений, которые могут принимать эти элементы.
Изучение различных элементов человеческого лица по отдельности было одним из главных приоритетов всех старых мастеров. Хороший пример для подражания.
Выберите одного субъекта, в идеале друга или члена семьи, у которого есть немного времени, чтобы позировать для вас, или просто используйте себя и зеркало.
Теперь выберите одну часть головы, которую вы будете изучать сегодня, например, глаза, нос, губы, лоб, что у вас есть.
Тогда нарисуйте элемент в стольких различных состояниях, сколько вы можете придумать или на которые у вашей модели есть время. Глаза могут быть открыты, закрыты, смотреть вверх, в сторону и так далее. Голова может быть фронтальной, в профиль, наклоненной вверх или вниз.
Если хотите, продолжайте это в несколько сеансов, пока не убедитесь, что полностью усвоили концепцию изучаемого элемента и понимаете, как он работает и как может выглядеть в различных состояниях.
2 Многие пути ведут в Рим
Дело в том, что наши мозги любят подшучивать над нами. Когда мы думаем о «глазе» или «носе», мы склонны представлять себе только один конкретный идеализированный шаблон.
И когда мы рисуем, наш мозг постоянно вызывает этот образ и путает то, что мы на самом деле видим на модели, с нейтральным шаблоном, который у нас в голове.
Это означает, что мы постоянно, подсознательно боремся с тем, что наш разум говорит нам, что мы должны видеть, с тем, что мы видим на самом деле. В результате мы часто делаем ошибки и не можем создать такое хорошее подобие реального предмета, как нам хотелось бы.
Быстрые наброски разных форм глаз, которые я сделал некоторое время назад, включая разные возрасты, цвета и национальности.
Хорошо, что есть простой способ исправить это. Лучший способ заставить ваш мозг понять, что у этих элементов есть более одной формы (и перестать пытаться подтолкнуть вас в определенном направлении), — это целенаправленно искать разнообразие и рисовать его.
Выберите элемент головы для работы, например, уши, губы или даже волосы, и нарисуйте столько различных видов, сколько сможете найти .
Ищите различия, например, в форме, размере, положении или цвете. Вы можете попросить своих друзей смоделировать для вас, нарисовать незнакомцев на улице или просто использовать картинки, которые вы нашли в Интернете.
3 Учимся у мастеров
Копирование работы другого художника может показаться немного озорным, но на протяжении веков это было одним из наиболее рекомендуемых и наиболее широко изучаемых методов на уроках рисования.
Да Винчи, Микеланджело, Моне, Пикассо, каждый известный художник, которого вы только можете себе представить, начинал с копирования работ мастеров, которыми они восхищались в своей молодой карьере. На самом деле в этом нет ничего плохого, если, конечно, вы делаете это только для практических целей.
Действительно, копирование успешного произведения искусства — это гораздо лучший, более интимный и более эффективный способ узнать его и извлечь из него уроки, чем просто смотреть на него как наблюдатель.
Эскиз знаменитого рисунка Леонардо да Винчи Густаво Руиса (2019 г.)
Для исследования лица выберите одни из лучших портретных рисунков и картин, которые вы можете найти в галереях или по фотографиям.
Эта практика не займет у вас слишком много времени, нет необходимости создавать точные копии произведений. Вместо этого делайте наброски относительно грубыми и больше концентрируйтесь на композиции, анатомии и освещении.
Не волнуйтесь, если вы не уловили анатомию и конечный результат выглядит немного не так, со временем вы научитесь копировать. Кроме того, никто не ожидает, что вы сможете в совершенстве скопировать Моне или Дюрера.
Пока рисуешь, подумай над произведением. Как вы думаете, что делает его такой хорошей работой? Какие части вам нравятся больше всего? Есть ли что-то, что вы бы изменили?
Если вы будете делать это регулярно, вам будет намного легче рисовать модели из реальной жизни. Вы станете намного лучше замечать (и исправлять) собственные ошибки, а также выбирать приятную композицию.
4 Прохождение движений
Вопреки тому, что можно предположить на многих исторических портретах, человеческое лицо не всегда сохраняет нейтральное состояние или очень легкую улыбку.
На самом деле, существуют сотни различных выражений лица , многие из которых могли бы стать гораздо более интересными произведениями искусства, чем ваши обычные картины с прямым лицом в галереях мира.
Дело в том, что большинство этих выражений довольно сложно нарисовать, потому что задействовано очень много лицевых мышц, а элементы лица могут двигаться самыми разными способами. Вот почему рекомендуется практиковать выражения как можно чаще.
Самостоятельное изучение (1909) Ловиса Коринта
Возьмите зеркало и используйте себя как сегодняшнюю модель. Затем создайте грубые наброски, не более пяти минут каждый, различных выражений лица. Я считаю полезным подготовить краткий список подсказок с такими прилагательными, как «сердитый, грустный, удивленный, восторженный».
Внимательно посмотрите, какие части вашего лица меняются, когда вы показываете выражение. Что делают твои губы? Изменилась ли форма вашей головы? Появляются ли морщины или борозды? Куда перемещаются «мясистые» части ваших щек?
Если вы хотите набросать определенные выражения, вы не можете долго удерживать их, возможно, будет проще просто сфотографировать себя и нарисовать это.
Знакомство с тем, как элементы вашего лица двигаются независимо и в унисон, — отличный способ научиться хорошо рисовать портреты, особенно если вы интересуетесь выразительными композициями.
5 Новый минимализм
Рисование относительно быстрых и грубых портретов может затруднить создание хорошего сходства с нашим объектом. Но у нас не всегда есть время или желание тратить время на то, чтобы рисовать гиперреалистичные портреты, на создание которых уходит много часов.
Итак, не имея возможности набросать каждую мельчайшую деталь, нам придется освоить новый навык.
Как можно чаще тренируйтесь наблюдать за объектом и быстро и точно схватывать отличительные черты . Затем используйте их, чтобы сделать ваш эскиз похожим на конкретного человека, а не на обычное лицо, которое может быть кем угодно.
Такими отличительными чертами могут быть, например, определенный тип носа, веснушки, родимые пятна, вьющиеся волосы. Все, что может служить точкой интереса на рисунке, является хорошим началом.
Спросите себя: чем этот человек отличается от окружающих? Если бы вам пришлось описать внешний вид вашей модели другу, какие детали вы бы упомянули?
Автопортрет (1945) Анри Матисса
После того, как вы определились с особенностями вашего предмета, создайте первоначальный набросок не более чем на несколько минут.
Затем сделайте второй набросок за половину времени и третий, опуская все больше и больше деталей до тех пор, пока вы не сможете больше упускать, не превращая свой портрет снова в более общее лицо.
Цель состоит в том, чтобы создать как можно более упрощенный эскиз, который по-прежнему будет распознаваться как ваш объект людьми, знающими вашу модель (конечно, не совершенно незнакомыми людьми). К концу это часто может выглядеть довольно мультяшно.
Вы будете удивлены, сколько деталей можно упустить, пока портрет не потеряет свою индивидуальность.
Городские зарисовки — отличный способ научиться этому навыку, потому что по определению эскизы должны быть относительно грубыми. Если вы не просите своих моделей сохранять позу, вам все равно нужно рисовать быстро.
Если вы не знаете, как делать наброски незнакомцев на публике, не оскорбляя их, посмотрите мою статью Как быстро рисовать людей так, чтобы они не заметили.
Дополнительные советы и рекомендации можно найти в других моих статьях о портретах.
Вам понравилась эта статья или вы хотите добавить что-то еще? Не стесняйтесь оставлять мне комментарии ниже!
Если вам понравился этот пост, пожалуйста, поделитесь им, чтобы другим он тоже понравился!
Акварельные портреты и упражнения
Сегодня урок был по акварельным портретам. Портретная живопись, вероятно, одна из самых сложных тем, и когда вы используете акварель, вам негде скрыть свои ошибки. Сказав, что это чрезвычайно полезно, и видеть, как лицо оживает через краску, — это волшебный опыт.
Шкала тонов — один из лучших инструментов для улучшения вашей живописи.
Шкала тонов Пола Сенторе Манселла. Для этого необходима точная шкала значений, и лучшая из тех, что я нашел, — это шкала Пола Сенторе. Я настоятельно рекомендую вам получить его, если вы серьезно относитесь к своим ценностям. Он прочный, легко чистится и представляет собой шкалу ступенчатых значений с половинными значениями, которые есть не у многих весов. Несмотря на то, что это оттенки серого, вы также можете использовать его для оценки значения цвета. Прищурившись или полузакрыв глаза, вы уберете цвет из образца, чтобы было легче оценить его значение. Если вы действительно серьезно относитесь к цвету, книга Манселла — лучшая вещь, но она дорогая, и вы можете далеко продвинуться только с ней. Если вы хотите узнать больше о Манселле, см. этот пост. У меня также есть онлайн-инструмент ChromaMagic, который поможет вам точнее видеть цвет.Лучшее легкое акварельное упражнение для улучшения смешивания оттенков или тонов
Это простое и легкое акварельное упражнение для начинающих, и из всех акварельных упражнений оно приносит наибольшую пользу. Всего через неделю моя способность смешивать ценности улучшилась в 10 раз. Неплохо для 10 минут работы в день! До этого это была смесь догадок и удачи, получу ли я правильное значение или нет. Если вы чувствуете, что ваша ценностная работа нуждается в улучшении, я настоятельно рекомендую это. Даже несколько сеансов будут иметь большой эффект.
Здесь мы ориентируемся исключительно на стоимость. Это не техника как таковая, и вам не нужно беспокоиться о рисовании сложных фигур или о том, как наносить краску. Здесь нет причудливых градиентов или размытий — это ценности во всем.
Шаги упражнения:
Я предлагаю вам начать со среднего значения 5 и работать над ним, прежде чем переходить к другим. На самом деле, возможность надежно и воспроизводимо микшировать среднее значение помогает вам микшировать все остальные.
- Нарисуйте квадратную рамку размером 1 дюйм на обычной бумаге (для этого вам не понадобится хорошая акварельная бумага).
- Смешайте ультрамарин и жженую сиену влажной кистью. В этот момент сведите воду к минимуму. Добавьте столько, чтобы краска была жидкой, но не жидкой.
- Добавьте немного воды, чтобы краска стала по консистенции светло-кремовой. Нарисуйте пробный мазок на студенческой бумаге. Подождите несколько секунд, чтобы краска успела немного подсохнуть (по мере высыхания она будет светлеть). Затем поднесите свою шкалу значений прямо к тестовому мазку и перемещайте квадраты, пока не определите правильное значение.
- Насколько близко ваше значение к значению 5, к которому вы стремитесь? Если он слишком темный, вашей краске нужно немного больше воды. Если он слишком легкий, вам нужно немного меньше.
- Очистите палитру, снова перемешайте и попробуйте еще раз. Повторяйте до тех пор, пока не добьётесь успеха. В первый раз, когда вы сделаете это в первый раз, это займет несколько попыток, но вы станете намного быстрее на удивление быстро. .
Еще одно отличное упражнение для улучшения значений — раскрашивание простого белого куба. Я описываю это на моей странице учебников здесь.
Шкала тональности акварели. Упражнение. Консистенция краски — это ключ. Если вы рисуете какое-то время, то знаете, что то, как краска выглядит на палитре, совсем не похоже на то, как она будет выглядеть на бумаге. Консистенция — это почти единственное, что мы можем использовать. Когда я смешиваю консистенцию значение 5 светло-кремовый. Не густые сливки (это 4 или 3), и не молоко (это 7), и не вода (это 9).). Когда вы добьетесь нужной консистенции, постарайтесь вспомнить, как эта краска ощущается на палитре. Немного толкните его, чтобы почувствовать, как он движется.
Белая бумага влияет на то, как мы воспринимаем значение
Когда вы впервые начнете это делать, вы, вероятно, удивитесь, насколько темным выглядит среднее значение на бумаге. Как обычно, мы, акварелисты, здесь в невыгодном положении. Мы работаем на белой бумаге, и почти любое значение, которое вы записываете, выглядит мрачным. Попробуйте запечатлеть в своей памяти, как это среднее значение выглядит рядом с белой бумагой. Это убережет вас от размытых акварельных рисунков, которые находятся в верхней части шкалы ценности. (Если вы, конечно, не хотите этого делать, но теперь вы можете делать это намеренно) Картины и сцены, которые вы создаете, будут иметь больше контраста и воздействия, и если вы работаете с полным диапазоном значений от белого до черного, у вас будет больше места для различных цветов. значения для отображения формы.
Потренируйтесь на значениях из остальной части шкалы
Когда вы освоите среднее значение, попробуйте несколько других — хорошо знать 7 и 3. Если вы можете надежно смешать эти три, вы можете легко изменить, чтобы получить промежуточные значения. Немного больше воды (а ее может быть на удивление мало), чтобы стать светлее, и немного меньше (или больше пигмента), чтобы стать темнее.
Цвета тоже имеют значение
Цветная книга Munsell StudentКонечно, вам не обязательно ограничиваться черно-белым цветом. Цвета тоже имеют значение, и вы можете легко попробовать смешивать цвета с разными значениями. Если вы хотите попробовать это, я рекомендую купить копию студенческой раскраски Манселла. Он содержит кусочки краски различных оттенков разной насыщенности и насыщенности. Вы можете использовать их для смешивания красок и точного совпадения. Я не нашел необходимости делать это слишком много. Выполнение упражнения в оттенках серого также помогает вам при переходе к цвету — оно действительно обостряет ваше восприятие того, что вы видите перед собой.
Вернемся к акварельному портрету – определите области значений
Итак, мы попрактиковались в значениях – образцы значений 1,3,5,7 и 9. Пришло время перейти к портрету. Еще до того, как нарисовать эскиз, мы провели некоторый анализ значений лица. Мне нравится распечатывать ссылку и рисовать на ней ручкой, чтобы не забыть то, что я нашел. Мы разбили лицо на разные ценностные области. Самые высокие значения были на лбу, щеках и передней части носа. Самые темные оттенки были в волосах, под бровями и под носом. Другими областями были тень на щеке и шее и более тонкие оттенки на виске и коже вокруг рта. В деталях черт лица и в волосах было много других более тонких значений, которые мы не идентифицировали. Мы хотели получить общее представление о том, как свет падает на форму, и оставить это для рассмотрения в реальной картине.
Проверь себя – угадай и проверь значения
Мы еще не рисуем! Может показаться, что нужно много думать заранее, и я знаю, что всем нам нравится застревать и заставлять эти кисти двигаться. Тем не менее, небольшое планирование имеет большое значение, и всегда приводит к лучшей картине. Попробуйте и посмотрите!
Итак, для каждой области значения мы внимательно рассмотрели и сделали предположение о значении. Это самая важная часть. Старайтесь не просто использовать свою шкалу значений для непосредственного измерения значений. Это повторяющийся процесс предположения и использования шкалы значений, чтобы увидеть, насколько вы близки. Немедленная обратная связь, которую вы получаете, подталкивает вас к тому, чтобы становиться лучше каждый раз. И ты выздоравливаешь невероятно быстро.
После того, как мы угадали и проверили каждую область значения, мы записали число в каждой области. Лоб и щека были около 9, тень щеки и шеи были около 4 (на удивление темные!), волосы были около 1, а тонкие области виска, рта и носа были около 6.
Наконец немного живописи
Наконец-то! Что ж, теперь мы сделали большую часть тяжелой работы. Мы практиковались в смешивании значений и практиковались в измерении значений. Все, что нам нужно сделать сейчас, это нанести краску на бумагу.
Сначала самые светлые тона.
Используя круглую кисть размера 12, мы смешали серый цвет с самым светлым значением – 9. Все остальное на картине будет темнее этого, поэтому мы нанесли заливку на все лицо. Даже значение 9 выглядит на бумаге удивительно темным — это нас обоих удивило. Но мы сделали свою домашнюю работу и знали, что так и должно быть, поэтому все пошло вниз.
Далее тени
Отсюда можно перейти к следующему самому светлому значению, но я предпочитаю затем поместить основные области теней. Это не самые темные тени. Самые темные оттенки, как правило, представляют собой довольно небольшие области под бровями и носом, а также в уголках рта. Основная теневая зона – щека и шея. Мы знали, что это значение 4, поэтому мы смешали это (проверили образец, чтобы убедиться, что у нас правильная консистенция) и нанесли смывку на щеки и шею. Мы позаботились о том, чтобы смягчить край на щеке, чтобы показать форму — нам не нужен там жесткий край. Также было небольшое смягчение на краю шеи. Используя это же значение, мы также добавляем размытие в область бровей и под нос. В референсе они были темнее, чем здесь, но я хотел добавить немного цвета, чтобы мы могли видеть, как работает лицо. Мы всегда можем затемнить их позже.
Покраска волос, чтобы рисунок оставался сбалансированным.
Мне нравится, когда рисование сбалансировано. Под этим я подразумеваю, что я не хочу, чтобы какая-либо область оставалась позади. Трудно оценить картину в целом, если вы не видите, как разные области соотносятся друг с другом. Тень шеи выглядела резко на фоне белой бумаги, поэтому мы добавили темные волосы, чтобы посмотреть, работает ли значение. Волосы были в основном очень темными (немного светлее спереди), и, к моему облегчению, они сработали, чтобы смягчить тень на шее. Паника закончилась!
Тяжелая работа окончена – последние детали
Несмотря на то, что лицо появлялось, оно не было похоже на настоящую плоть и кровь. Это последние шаги, где это происходит. Однако настоящая работа уже была проделана. Заманчиво думать, что эти окончательные тонкие модификации формы и есть то, что имеет значение, но если основные значения неверны, никакое количество деталей не выявит форму. Эта часть, безусловно, самая интересная. Если предыдущие шаги выполнены хорошо, то здесь (почти) невозможно напортачить. Мы добавили несколько более светлых тонов на виски, нос и вокруг рта. Все края были сглажены, чтобы убрать любые жесткие края и показать постепенное изменение формы плоскостей лица. Небольшое потемнение под бровями и носом и небольшое затемнение шеи и плеч, и мы закончили.