Упражнения калибровка нлп: Модель НЛП:: Калибровка — trEnings.ru: всё о НЛП

Содержание

Калибровка — Психологос

Фильм «Казино Рояль»

​​​​​​​​​​​​​​Раньше говорили — очень внимательный собеседник, наблюдательный, замечает в разговоре все! Теперь говорят о том же самом: «отлично калибрует»!

Калибровка — это внимательное наблюдение за мелкими деталями состояния и поведения человека, уточняющие наше видение его состояния. Калибровка используется для более эффективной подстройки и ведения, данные калибровки помогают лучше понять, что на самом деле думает и чувствует человека, даже если он не расположен о своем состоянии рассказывать или тем более ведет двойную игру.

Что дает калибровка? Лучше всего привести цитаты и примеры из работ студентов Университета практической психологии, которые они написали как отчеты по результатам тренировки этого замечательного навыка.


Пишет Б. Неля

Моя младшая дочь, ей 14 лет, подняла перед зеркалом футболочку и громким голосом, привлекая мое внимание, говорит: мама, я такая толстая! Что я наблюдаю: зона Гюльчатай 1: центр бровей приподнят (некое удивление ), морщинки между бровей (усиливает момент), носик вздернут, уголки губ опущены вниз.

Глаза любопытные и хитроватые. В них уже заготовлен ответ для меня: ну что ж ты Яночка, ты худенькая и красивая. Ставлю эксперимент, отвечаю: сейчас позвоню в фитнес клуб, узнаю во сколько свободен тренер. Дальше картина маслом: первая реакция недоумение, складки на лбу горизонтальные, глаза большие и круглые (не то ожидала услышать), рот приоткрыт. Удивление и недоумение.


Пишет Л. Сергей

В качестве калибруемых я выбрал жену, директора и администратора. Мы в браке 30 лет, что нового я смогу увидеть в своей жене? Интуитивно, неосознанно даже по микродвижениям, по первому слову я знаю, что и зачем она говорит. Но понаблюдав осознанно за её мимикой и жестами я понял, что ещё многое о ней не знаю. Она может говорить ласково, правильные слова и глаза могут быть добрыми, но если увижу складочку на лбу – значит она сердится; если добавляется жестикуляция (обычно указующая, но бывает просто суетность движений) значит, она возмущена и хочет активно влиять. Когда она что то анализирует, глаза её сужаются и начинают бегать из стороны в сторону.

Удовольствие выражается в лёгкой улыбке без обнажения зубов, уголки губ сильно вверх, под глазами складочка, щеки поднимаются вверх, в наружных углах глаз образуются так называемые гусиные лапки. При удивлении глаза округляются, появляются складки на лбу и слегка приоткрывается рот.

Когда она не верит мне её лицо как бы собирается к центру: губы в трубочку, щеки подтянуты, нос сморщен, глаза прищурены, на лбу складки…


Пишет М. Светлана

Отдел вневедомственной охраны, жду около кабинета окончание послеобеденного перерыва. Время истекло, но никого нет. Минут через двадцать появляется женщина и замечает меня, ожидающую ее прихода. Движения рук становятся суетливыми, плечи немного сутулятся, голова втягивается в плечи. Лицо напрягается, на лбу появляются морщинки, брови немного сведены к переносице. «Вы ко мне?»- звучит вопрос. В интонации слышится настороженность и надежда на то, что это не так. «Да», — спокойно говорю я. – «К вам». Еще больше начинает суетиться, быстро раздевается и начинает перекладывать какие-то документы, напрягая лоб и переносицу, на шее пульсирует жилка.

Звонит телефон, сотрудница быстро берет трубку, отвечает и немного с испугом смотрит на меня.

Я спокойно объяснила суть своего вопроса и с удовлетворением заметила, что женщина постепенно успокоилась, видя, что я не собираюсь ей выговаривать и пенять за опоздание. Движения замедлились, плечи расправились, губы тронула легкая улыбка.

Другой кабинет. Для решения следующего вопроса я обратилась к приятной женщине с просьбой помочь расторгнуть договор в отсутствии родственника, на чье имя был составлен документ. Он находился на лечении в больнице и не мог присутствовать, а передал свой паспорт и платежные квитанции.

Сначала первая реакция была по протоколу: «Так не положено». Лицо и голос строгий, без эмоций, тело застывшее и подобранное. Я не стала спорить, лишь попросила чуть глубже вникнуть в ситуацию и дать совет. Через пару минут тело расслабилось, рука подперла подбородок, взгляд потеплел, брови приподнялись, увлекая за собой верхние веки, мелкие морщинки собрались в уголках глаз, стала заметна ямочка на левой щеке, подбородок чуть приподнялся. Нотки сочувствия послышались в голосе: «Ну, хорошо, пишите заявление».

Пока я писала заявление, лицо опять изменилось. Оно стало немного задумчивым, взгляд на несколько секунд отсутствующим. Видно, что-то свое навеяло. «Да, в жизни всякое бывает», — негромко прозвучало в тишине.Искренне поблагодарив за понимание, я отправилась домой.


Пишет С. Татьяна

Однажды мы с сыном сидели в кафе, и пока он жевал свой бутерброд, запивая его сладким напитком, я решила не терять зря времени и попробовать откалибровать сидевшую напротив нас женщину.

Она сидела боком к нам, и можно было спокойно разглядывать ее, не боясь, что женщина смутится под моим пристальным взором. Женщина оказалась интересным экземпляром для наблюдения. Она сидела с прямой осанкой, можно сказать, в спокойном присутствии – минимум жестов, без лишней суеты. Одета достаточно просто и со вкусом – длинная однотонная юбка, шелковая кофта в цветочек. Она постоянно смотрела в окно и была сосредоточена на собственных мыслях. На столе, рядом с ее сумочкой, лежал распухший ежедневник. Я обратила внимание на ее жестÑ ‹, они были собранные и в то же время очень аккуратные, я бы сказала, аристократичные и изысканные. Допивая свой кофе, она вытерла руки салфеткой. Достала зеркальце, проверила макияж. Движения четкие и слаженные. Убрала в сумочку зеркальце и оставшиеся чистые салфетки.

Я в это время думала, кем бы могла работать эта женщина? Перечислив несколько вариантов, остановилась на том, что она очень похожа на преподавателя в ВУЗе. Наблюдая за ней, мне показалось, что она точно тот человек, который привык выступать перед аудиторией – взгляд спокойн ый, в то же время собранный, жесты неторопливые, но четкие. Видно, что человек уважаемый и знающий себе цену. Еще я подумала, что наверняка у нее какая-нибудь ученая степень.

Оставалось только узнать каким-то образом о моей догадке. Когда женщина встала, то оказалась совсем рядом с нашим столом. Ее взгляд упал на меня, и я решилась: «Извините, а Вы не преподавателем в ВУЗе работаете?» В ее глазах прочиталось удивление.

Она подтвердила: «Да, действительно я преподаватель, кроме того, я — заведующая кафедрой в ВУЗе, и кроме того доцент. А что?» Мне пришлось признаться, что я студент психологического факультета, и выполняла учебное задание – считывала информацию с незнакомого человека. Она похвалила меня за мою наблюдательность. А я подумала, что, внимательно наблюдая за человеком, за его движениями, жестами, мимикой, осанкой, можно многое узнать о его характере, профессии, статусе, семейном положении, еще до того, как человек начинает говорить.

Просто надо уметь это считывать…


Как упражнение Дистанции, упражнение «Калибровка» учит видеть эмоции и настроение людей (И свои эмоции в том числе) в процессе общения и отличать ложь от правды. Упражнение отрабатывается в самых разных практиках, а ОЗР (объем запланированного результата) формулируется (например) таким образом.

Развила навык наблюдательности, 90% из 100% времени уверенный контакт с человеком: знаю, как и на что смотреть, чтобы определять внутреннее состояние человека; вижу, что именно стоит за словами, которые вам говорит собеседник; отличаю проявление эмоций человека от других «шумовых сигналов»; понимаю, откуда возникает та или иная эмоция, сколько она длится и как стихает; вижу мотивы и причины поступков людей.

Упражнения и практики, помогающие освоить навык калибровки:

1. «Гюльчатай»

Общая задача: при передаче какой-либо информации (не/соответствующей реальности) отследить в первые секунды изменения в мимике человека по этажам. При этом другие части лица закрываем (планшет, лист бумаги и т.д.).

  • Верхний этаж (микродвижения головы, движения бровей, мимические морщины на лбу, цвет кожных покровов, движение кожи под волосами).
  • Средний этаж (движения скул, уголки глаз, размер глаз и зрачков, прищуривание, напряжение век, моргание, движение крыльев носа, движение мышц под крыльями носа).
  • Нижний этаж (скулы, губы, подбородок, шея).
2. «Всадник без головы»

Задача: при передаче какой-либо информации (не/соответствующей реальности) отследить в первые секунды изменения в теле человека. При этом лицо закрываем (планшет, лист бумаги и т.д.). Параметры: дыхание, качание тела, замирание, «рябь» по телу, облегченный / тяжелый вздох, движения гортани, цвет кожных покровов.

3. «Телепатия»

Упражнение делается в парах. Первый номер, предварительно откалибровав тело и мимику партнера на простых вопросах, выдает утверждения о втором. Например, «У тебя дома живет кот» (говорит то, чего не знает о втором номере). По параметрам тела второго участника первый номер определяет: относится это утверждение к партнеру или нет.

4. Отслеживание мимики актеров

Как? Смотреть хорошее, качественное кино…

Калибровка нлп упражнения: 20. Калибровка

Содержание

20. Калибровка | НЛП для начинающих

Люди умеют делать совершенно восхитительную вещь: говорить не то, что испытывают. Это позволяет сохранять хорошие отношения и не превращать общение в бойню.

Представьте, вы приходите на работу, а ваши коллеги искренне сообщают вам:

— Ты выглядишь как проститутка.
— Я тебя ненавижу.
— Иванова явно красивее тебя.
— Я бы сорвал с тебя одежду прямо сейчас и занялся сексом на этом столе.
— Я бы пристрелил нашего начальника.
— Чего-то я не то съел и меня пучит.
— У меня геморрой разыгрался.
— Всё идёт хуже и хуже.
Некоторые это всё конечно говорят, но не постоянно. А более продвинутые особи даже умеют немного контролировать выражение своего лица и пытаются скрывать эмоции. Но обычно человек сознательно не способен контролировать себя целиком: контролируешь лицо — руки и туловище показывают что происходит внутри, контролируешь руки — все эмоции на лице.

То есть люди лгут (в широком смысле этого слова):

  • чтобы поддержать хорошие отношения;
  • так принято;
  • социально одобряемый ответ;
  • чтобы избежать конфликтов;
  • избежать неприятных последствий;
  • казаться лучше;
  • просто сами не понимают, в каком состоянии.

И по множеству других причин.

Естественно возникает желание понять, что же там происходит внутри у человека «на самом деле». Но другой человек для нас «черный ящик» — мы можем только догадываться об этом по некоторым внешним проявлениям: изменение голоса, наклон головы, направление взгляда, покраснение кожи, изменение позы, применение определенных слов и т. д.

Большинство людей этих внешних проявлений не замечают, а если и замечают, то только совсем уж заметные, реагируют же в основном слова. Пока не скажешь, что тебе плохо – никто и не заметит.
Калибровка – это установленные соответствия внешних признаков и внутреннего состояния человека.

Вот при помощи калибровки как раз и можно установить, что сейчас человек испытывает. Вне зависимости от того, что оно говорит. И можно понять: согласен он с вашим утверждением или нет, хорошо ли ему сейчас, как он относится к идее съездить в выходные к маме и изменилась ли его реакция после коллапса якорей. В НЛП калибровка один из основных инструментов: при её помощи коммуникация и консультирование становятся намного более точными науками.

Понятно, что результаты калибровки ещё нужно интерпретировать: что человек показал, в какой момент и по какому поводу.

Один из важных принципов калибровки:

общие признаки одного состояния одинаковы в различных контекстах.

То есть грусть или радость человек будет более-менее одинаково демонстрировать в различных ситуациях. Например, если мужчина соглашается с тем, что сегодня хорошая погода, и у него при этом понижается голос, речь становится медленнее, туловище наклоняется вперед,то скорее всего он будет понижать голос, замедлять речь и наклоняться вперёд, если он согласен подписать договор или пойти вечером в ресторан.
Так что для калибровки сначала обычно создаётся ситуация, в которой человек точно реагирует как нам надо и замечаем эти самые внешние признаки. А потом уже смотрим, насколько его реакция похожа. Например, если вы к человеку обратитесь по имени, он выдаст наружу невербальный (а иногда и вербальный) сигнал согласия. Остаётся только это всё заметить и запомнить: уголки губ вверх, плечи расслаблены, наклон туловища вперёд, морщинки у внешних уголков глаз («гусиные лапки»). А потом уже можно проверять, насколько он «искренен» в своём согласии при ответе на нужные вопросы.

В технике калибровкой называют подстройку прибора.
Например, при подстройке весов кладут эталонный груз в один килограмм и подкручивают специальную ручку, чтобы стрелка показывала этот самый килограмм.

Для многих «простых» реакций признаки у большинства людей достаточно схожи. Например:

Герои серила «Lie to me» («Теория лжи») как раз профессионально занимаются тем, что в НЛП называют калибровкой.

Но вот интенсивность каждого признака и индивидуальные отличия требуют

индивидуального подхода для каждого человека.

То есть каждого человека приходится калибровать отдельно. Как с приборами. Для начала нужно установить «нейтральное» состояние от которого можно отталкиваться. Например, если у человека в «нейтральном» состоянии опущены уголки губ — это не будет признаком, например, печали.  К тому же более сложные состояния ещё более индивидуальны, и шпаргалки уже не помогут.

Где проходим

Тренинг:: Мастерство Коммуникации

Тренинг:: Повседневный Гипноз

По теме

Статья:: Калибровка лжи

Наши книги:: Структура коммуникации

НЛП-практик:: Всё начинается с калибровки

Калибровка.

НЛП. Секретные методики спецслужб

Калибровка

Как вы уже поняли из предыдущей главы, самое главное – это добиться доверия человека на подсознательном уровне. Но как это сделать? Самый простой способ – подстроиться к нему. Делать все так же, как и он, говорить с таким же тембром, уловить ритм дыхания, почувствовать его мысли. Процесс улавливания сигналов подсознания в позе, движениях, голосе, дыхании и ритме называется калибро?вкой. Научитесь замечать то, что человек выражает подсознательно телом или голосом: чем лучше вы будет подмечать сигналы, тем быстрее вы поймёте своего собеседника.

Например, когда человек рассказывает вам о радостном известии, его глаза горят, плечи расправлены, усиливается жестикуляция, голос становится звонким, а сама речь – быстрой. Когда о печальной новости вам сообщают в напряженной позе, с поникшим видом: глаза опущены, голос тихий, а ритм голоса становится медленным, возможно даже прерывистым.

А теперь представьте, что вы смогли откалибровать человека и сумели к нему подстроиться, что же делать дальше? Теперь вы можете вести человека. Вы можете менять свои движения и замечать, как ваш собеседник следует за вашими действиями, и самое главное, вам обоим доставляет такое общение огромное удовольствие. Подобное состояние называется раппо?ртом.

Калибровка – это своеобразный сбор информации о человеке. Чем лучше будет произведена калибровка, тем качественнее будет раппо?рт.

Самое первое, что следует откалибровать, это то, как ваш собеседник выражает согласие и несогласие. Это особенно важно, если вы хотите изменить его точку зрения.

Для этого необходимо задать вопрос, на который ваш собеседник однозначно ответит «Да», и уловить небольшие телодвижения или изменения голоса. Иногда необходимо задать несколько вопросов, чтобы найти как можно больше таких сигналов. После чего задать вопросы, на которые ваш собеседник ответит «Нет». Чтобы не было ложных ощущений, вы должны быть точно уверены, какой ответ будет честным.

Продолжая изучать своего собеседника, помните, как важно узнать, что ему нравится, а что нет и насколько сильно. Это очень поможет в подстройке и последующем ведении человека. Задайте собеседнику несколько вопросов, на которые он бы не смог ответить однозначно и посмотрите за его реакцией. Отметьте для себя, как человек жестами и мимикой выражает, что ему нравится или нет; обратите внимание на интенсивность этих сигналов. Например, вы спросили своего собеседника «Как вы относитесь к тараканам?». Он вам ответил, что он их терпеть не может. При этом вы заметили, что, отвечая на этот вопрос, человек сделал брезгливое лицо, дернул плечами, а в теле появилось напряжение.

Если же вы задаете вопрос о том, что нравится собеседнику, реакция будет совершенно другой. Например, вы спрашиваете: «Как вы относитесь пляжному отпуску?». А в ответ услышите: «Я просто обожаю загорать на пляже!». В этом случае вы можете заметить, как засверкали глаза, поднялись уголки губ, приподнялись плечи, оживилась речь.

Одних сигналов недостаточно, важно понимать, какие ценности у вашего собеседника, как он мыслит и во что верит. Для этого существует система под названием «Врата сортировки». Ее суть заключается в том, что всех людей можно разделить на несколько типов в зависимости от его приоритетов. В зависимости от це?нностной ориентации люди будут употреблять различные слова или типы предложений и даже немного по-разному двигаться и произносить слова.

Первый тип людей – «Кто?». Для них на первом месте стоят другие люди. Им важно, кто говорит, кто будет участвовать в процессе и как все будут взаимодействовать между собой. Все их вопросы в первую очередь связаны с людьми.

Второй тип – «Что?». Такие люди обращают в первую очередь внимание на вещи, одежду, машину и обстановку и лишь потом на человека. В эту же категорию попадают те, кто часто употребляет слова «любовь», «дружба», «счастье», «вера», «надежда». Для этого типа людей эти слова имеют измеримую ценность. Человек «Что?» любит заменять глаголы существительными. Например, фразу «Я планирую сегодня делать покупки» он может сказать так: «В моих планах сегодня шопинг».

Третий тип – «Зачем?». Такие люди в первую очередь задумываются о ценности. Всё, что происходит, они мысленно взвешивают: «Зачем это надо?», «Какая в этом ценность?» Как и для типа «Что?», им важны слова «любовь», «дружба», «счастье», «вера», «надежда», но, в отличие от него, они смотрят на эти слова с точки зрения их зна?чимости.

Четвертый тип людей – «Как?». Для них важен процесс. Что бы ни происходило, первый вопрос, который возникнет в их голове, будет «Как?» Таким людям свойственно строить планы, задумываться о том, что они будут делать завтра или на следующей неделе. Для них важен именно процесс.

Пятый тип – «Когда?». Для таких людей важно, когда и во сколько. Что бы ни произошло, им важно, как это событие укладывается во времени. Такие люди обычно очень педантичны и не любят, когда другие не ценят время.

Шестой тип – «Где?». Такие люди делают акцент на том, где они были, есть или будут. В разговоре с таким человеком вы наверняка можете услышать: где он отдыхал на выходных, как сейчас у него дела на работе и куда он планирует сходить в пятницу. Вся его жизнь крутится вокруг того, что он должен где-то быть.

Приглядитесь к себе и своим знакомым. Как бы вы охарактеризовали каждого из них?

Еще один важный момент в калибровке – это определение намерения собеседника. Помните, что поведение – это то, что снаружи, а наме?рение – это то, что внутри. Чтобы понять, что человек действительно хочет выразить своим поведением, придется задать ему несколько вопросов и определить, что ему интересно. Постепенно необходимо прощупать моменты, на которые у него появляется положительная реакция. Шаг за шагом отсеивайте лишние варианты, пока, наконец, не выявите истинное намерение человека.

Для тренировки попытайте определить, какие вы несёте намерения в различных ситуациях. Например, вы часто рассказываете анекдоты коллегам по работе. Ваше намерение – понравиться им. Вы постоянно следите за новостями, значит вы хотите иметь чувство уверенности.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Визуальная калибровка

Визуальная калибровка Демонстрация: «Да» – «Нет» – Почему ты выглядишь таким бледным и печальным? – спрашивает один приятель другого. – Случилось ужасное, – признается юноша. – Она самая удивительная девушка на свете. И я, в конце концов, набрался храбрости и

Калибровка в группе: «Нравится – не нравится»

Калибровка в группе: «Нравится – не нравится» – Милый, тебе нравятся мои глазки? – Угу.

– Милый, тебе нравятся мои ножки? – Угу. – Милый, тебе нравятся мои губки? – Угу. – Милый, а тебе нравится меня целовать? – Угу. – Какой ты красноречивый, ну скажи еще

Ритмическая калибровка

Ритмическая калибровка Сейчас мы займемся калибровкой и подстройкой под Внутренний Ритм. Ритм обычно очень хорошо описывает состояние человека и помогает войти в его внутреннее пространство, то есть «стать своим».А калибровка этого самого ритма (Ритмическая

Калибровка и Подстройка

Калибровка и Подстройка Если в предыдущем задании проверялись в основном знания, то сейчас мы будем проверять гораздо более важные вещи – ваше умение выполнять определенные действия. Например, ваши способности подстраиваться и калибровать. Объединитесь в тройки:

Развитие навыков калибровки НЛП — Критический навык НЛП! Статья НЛП.

НЛП «Калибровка?» Что это за фигня?

      Проще говоря, калибровка — это другое слово для измерения. В контексте изучения НЛП то, насколько хорошо вы «откалибруетесь» с другим человеком, его состоянием ума и тем, что происходит у него в голове, в значительной степени определяет, насколько эффективным будет ваше общение с ним.

      Качество вашего общения, как с точки зрения вашего удовольствия, так и результатов вашего общения, зависит, по крайней мере, в некоторой степени от вашей способности ориентироваться на эмоциональные состояния, поведенческие предпочтения и модели другого человека.

      Калибровка очень полезна. Мгновенные суждения о том, что «значит» конкретное поведение, редко бывают таковыми. В терминах НЛП люди часто делают быстрые обобщения при недостаточной информации. Дело в том, что почти никто не ведет себя одинаково в разных контекстах. Таким образом, калибровка отлично подходит для определения текущего состояния ума, но ее не следует использовать для выяснения поведения другого человека — все время.

      Калибровка заключается в простом наблюдении за тем, что происходит с другими людьми.

      Итак, как нам развивать эти навыки? Как улучшить нашу способность замечать вещи? Это правда, что некоторые из лучших способов сделать это преподаются на семинарах. Но я думаю, вам было бы полезно иметь несколько хороших идей относительно того, что вы можете сделать самостоятельно, по крайней мере, для улучшения ваших общих навыков калибровки.

      Чтобы улучшить свои навыки калибровки и свои результаты, вы должны СНАЧАЛА ВСЕГДА ПРОВЕРЯТЬ свои результаты с помощью объективных данных. Без тестирования нет надежного повышения навыков, и все ваши усилия по улучшению навыков калибровки будут не более чем пустой тратой времени. В НЛП есть несколько областей, в которых внешние объективные данные более важны, чем при измерении результатов развития ваших навыков калибровки. Не могу указать на это достаточно. Если вы предполагаете свои результаты, не подкрепляя их данными, то ваши результаты ничем не лучше догадок. Только после того, как мы примем это и привыкнем к поиску эмпирических данных при измерении результатов калибровки, мы станем совершенствоваться. Это одна из причин, почему учебные группы так важны!

      Некоторые энтузиасты НЛП только изучают новый язык и поведение, но никогда не узнают, как более эффективно читать людей с помощью Калибровки или путем Калибровки. Сбор более точной информации о состоянии и образе мыслей другого человека действительно может значительно улучшить ваши результаты.

Навыки визуальной калибровки, которые вы можете развить самостоятельно:

  1. Включите выпуск новостей с обычными Talking Heads. Уменьшите звук. Тренируйтесь читать по губам. У вас уже есть все навыки, встроенные в ваш мозг, чтобы научиться это делать. И примерно через 20-30 минут вы можете перейти от бессознательной некомпетентности к сознательной компетентности с удивительным количеством того, что вы «видите/слышите». Делайте это по 20 минут 10 раз в течение месяца, и ваша точность достигнет очень приличного уровня. И вы будете поражены тем, что можно узнать о человеке, читая по губам в шумном баре или ресторане. 🙂 Лучше делать это с видеозаписью, а не с прямой трансляцией, чтобы вы могли вернуться и проверить свои результаты чтения по губам.
  2. Посмотрите еще одну новостную передачу, в которой два человека сталкивают друг друга в дебатах. Уменьшите звук. Откалибруйте состояния каждого участника. Определите МОМЕНТ, в который перевернется интервью (это основной результат сетевых новостных шоу — интервью переворачивается на одного или нескольких приглашенных ораторов). Затем определите, кто победит в дебатах невербально. Посмотрите, как рано вы сможете обнаружить это, и были ли вы правы в конце или в конце.

      Кстати, большинство женщин считают, что мужчины слепы к языку тела. У них просто было больше времени и подготовки, чтобы изучить невербальную коммуникацию, чем у большинства мужчин. Если вы, мужчины из этого списка, научитесь замечать тонкие признаки невербального поведения, женщины будут еще более благодарны за ваше внимание. 🙂

Базовые навыки калибровки, которые вы можете практиковать самостоятельно

  1. Найдите СТАРЫЕ видеозаписи допросов (например, видеозаписи большого жюри Клинтона). Продолжайте воспроизводить звук во время просмотра. Калибровка с правдивыми вопросами да/нет, которые задаются для получения справочной информации. Затем проверьте, можете ли вы отличить ложь от правды. Лучше использовать СТАРЫЕ видео, потому что теперь вы можете знать, когда они лгали. Ложь Клинтона перед большим жюри была очевидна — практически нужно было только откалибровать, как он обращался со своей банкой кокаина.
  2. Подойдите к зеркалу, но закройте глаза. Улыбка. Визуализируйте, насколько широка ваша улыбка в зависимости от того, как вы себя чувствуете. Открой свои глаза. Большинство из нас будет удивлено, увидев, что мы улыбаемся не так широко, как думаем. Когда я впервые сделал это, я действительно думал, что когда я улыбался, я улыбался шире, чем был на самом деле. Я был поражен, заметив, что то, что я считал очевидной улыбкой, могло быть легко ошибочно принято за почти мягкое выражение лица. Ой! Так что научитесь калибровать, КАК вы хотите, чтобы вас воспринимали, и убедитесь, что ваши выражения выглядят так, как вы этого хотите! Ну, если вы не можете откалибровать себя, как вы можете откалибровать других? Итак, откалибруйте, как выглядят чувства с помощью различных улыбок, а затем повторите. Затем повторите то же самое с самыми разными выражениями лица и самыми разными состояниями. Узнайте *точно*, как вы выглядите, когда делаете определенные выражения, и насколько оживляются ваши выражения, когда вы делаете определенные движения лицевыми мышцами.
  3. Научитесь жонглировать (во всяком случае, достаточно, чтобы выполнить несколько циклов). Большинство из вас полагаются только на способность замечать ОДНУ вещь за раз. Между тем так много ваших глаз и вашего мозга простаивают. На самом деле вы можете отследить НАМНОГО больше информации с помощью ваших глаз и вашего мозга, чем вы в настоящее время, вероятно, думаете. Жонглирование — это один из тех ВЕЛИКИХ метафорических навыков, которые учат вас, как полагаться на свои бессознательные способности, чтобы делать больше, чем одно дело за раз. Вы обнаружите, что навыки, развитые во время обучения жонглированию, проявятся во множестве других ситуаций, когда вы не знали, что они вам понадобятся. 🙂
  4. Научитесь жонглировать вслепую. (с завязанными глазами). Именно такие навыки превратят вас в машину элегантности. Людей, которые двигаются, как большие грациозные кошки, замечают. Когда вы знаете, как двигать руками, руками и телом с экономией движения, элегантностью и точностью, вы будете чаще привлекать больше людей.

      Полезно научиться наблюдать МНОГО невербального поведения людей. Вот лишь некоторые из многих сигналов, которые вы, возможно, захотите научиться замечать на более регулярной основе. Чтобы научиться делать это без особых усилий, я обычно предлагаю взять этот список и, пока вы смотрите телевизор, пройтись по списку и дать каждому из перечисленных пунктов 5 минут времени отслеживания. Другими словами, пока вы смотрите телевизор, в течение 5 минут следите за частотой/паттерном моргания в программах, которые вы смотрите, затем отслеживайте 5 минут положения головы и т.  д. Само по себе НИ ОДНО из этих отдельных типов поведения не имеет важность. Конечный результат, которого мы хотим, однако, состоит в том, чтобы в конечном итоге быть в состоянии замечать образцы этих сигналов, когда мы флиртуем, когда мы общаемся и т. д. И научиться замечать множество разных вещей чрезвычайно полезно.

  • Частота/характер моргания
  • Положение головы наклонено/наклонено/изменено
  • Частота/характер/сдвиг дыхания
  • Частота сердечных сокращений (можно увидеть у основания шеи большинства людей) но полезно)
  • расширение/сужение зрачка
  • улыбка/хмурение
  • расширение ноздрей
  • движение верхней губы
  • прикусывание губ
  • движение/морщение/поднятие бровей
  • 2прищуривание0021 кончики пальцев на лице или губах
  • руки смотрят вверх
  • наклон тела…
  • напряжение в верхней части тела
  • нижняя губа отекает кровью
  • плечи быстро и бессознательно поднимаются
  • изменения моргания при ответе
  • время для обработки ответов
  • . … и этот список можно продолжать и продолжать…

Избегать придания «значения» любому из этих сигналов.

      Помните, что лишь немногие из вышеперечисленных сигналов «значат» что-либо сами по себе. Язык тела — это не обучение тому, чтобы придавать какое-то произвольное значение каждому из вышеперечисленных. Это фигня. Настоящее золото заключается в том, чтобы ИЗБЕГАТЬ того, что наши собственные значения означают эти сигналы для кого-то другого, и позволить нашим собственным навыкам калибровки определять, что каждый конкретный набор этих и других сигналов означает для кого-то еще.

      Позволяя нашим субъектам учить нас тому, что означает каждый «набор» сигналов, мы избегаем неуместного чтения мыслей и учимся НАИБОЛЕЕ эффективно общаться с каждым человеком.

      Типичный пример — наблюдать за людьми, которым нравится скрещивать руки, и делать ошибку, что такое поведение ДОЛЖНО означать, что они закрыты для новых идей. Хоки. Они могут быть очень непредубежденными и чувствовать себя наиболее комфортно в этой позе. Таким образом, с помощью многочисленных калибровок мы выясняем, что означает каждый сигнал или набор сигналов для каждого уникального человека. И тогда мы сможем намного эффективнее читать и понимать поведение другого человека.

Хотите узнать о наших навыках калибровки?

      Навыкам калибровки лучше всего обучаться лично, когда инструктор покажет вам, продемонстрирует и даст вам возможность получить опыт, который поможет вам постоянно совершенствовать свои навыки. По сравнению с этим обучение дома — сложная задача, но если вам нужно попрактиковаться дома, у нас есть аудиопрограмма в формате MP3, доступная по этому предмету. Если вы решите купить и прослушать этот 68-минутный набор записей в формате MP3, вы почувствуете, какие упражнения мы создаем для учащихся, которые позволяют улучшить навыки калибровки. Вам все равно придется практиковать эти упражнения с друзьями, чтобы пожинать плоды (просто прослушивание MP3, хотя и увлекательно, не передаст никаких волшебных палочек!).

Автор: Джонатан Альтфельд

Опубликовано: 3 июля 2002 г. Калибровка и конгруэнтность Теда Гарратта

Выдержка из книги: Супертренинг [ щелкните на обложке, чтобы узнать больше ]

*

Существует множество техник НЛП, фокусирующихся на двух разных целях, но – которые имеют особое значение в учебной среде – калибровка и конгруэнтность. В этом отрывке из книги Теда Гарратта вы узнаете больше о них обоих.

2.12 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАЛИБРОВКИ

Калибровка является базовым навыком НЛП. Определение калибровки: чтение, тонкая настройка и чувствительность к невербальному поведению человека или группы. Для достижения эффективной калибровки необходимо уделять качественное внимание физиологии учащихся. Для этого также требуется быть в «времени безотказной работы», то есть быть сосредоточенным на внешнем, а также улавливать и распознавать соответствующие сигналы. Как и все навыки НЛП, многие тренеры уже делают это естественно и инстинктивно.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАЛИБРОВКИ: УПРАЖНЕНИЯ
  1. Возьмите конкретный аспект, например. дыхание и откалибровать индивидуальный, групповой или весь курс.
  2. Возьмите другую грань и сделайте то же самое, например. Физиология. Жесты. Позы. Сигналы доступа к глазам. Тембр голоса, высота тона, темп и т. д.
  3. Начинайте комбинировать все вышеперечисленное до тех пор, пока все это не станет привычным.
  4. Начать замечать момент изменения (т.е. когда учащиеся меняют позу, используют определенные манеры?).
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАЛИБРОВКИ: КЛЮЧЕВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

– Базовый навык НЛП.

– На основе невербального поведения.

– Требует внимательного отношения.

– Должен быть в рабочем состоянии, т.е. направлен вовне.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАЛИБРОВКИ: ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ

На курсе обучения навыкам оценки один человек был очень тихим и отстраненным, ничего не предлагая ни на открытых сессиях, ни даже на групповых сессиях.

Прямые вопросы человеку вызывали явное смущение и еще больше загоняли его в свою скорлупу. Цвет его кожи резко изменился, а дыхание стало короче, резче и выше в груди.

Во время перерыва с ним завязался разговор, были заданы косвенные вопросы о его роли, причинах посещения курса и о том, что можно ожидать от него впоследствии. Выяснилось, что он беспокоился о том, что ему придется впервые проводить оценку, и что доверие к нему может быть подорвано.

В этот момент для него были согласованы индивидуальные исходы, выбранные им самим. Также было решено, что сам курс дал ему возможность попрактиковаться и развить необходимые навыки, как посредством групповых сессий, открытых форумов, так и ролевых игр. Снова были согласованы конкретные результаты дня вместе с соответствующими задачами.

Разница в физиологии, частоте дыхания и т.д. резко менялась в течение дня, и в мини-обзоре, который состоялся в конце дня, он выглядел и звучал совершенно иначе.

2.

13 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СООТВЕТСТВИЯ

Соответствие относится к выравниванию и согласованности сообщения, а также к тому, как оно передается и принимается. Если со стороны тренера нет согласованности, учащиеся получат смешанные и разные значения. Полезный способ взглянуть на это — установить взаимопонимание с самим собой. Это один из аспектов, где тренер как образец для подражания является ключевым; где ходьба и разговоры становятся видимыми и очевидными для ученика.

Некоторыми примерами конгруэнтности могут быть:

– Выравнивание сообщения и то, как оно передается с точки зрения языка тела, голоса, тона, языка.

– Тренер как образец для подражания.

– Согласование убеждений и ценностей с сообщением и действиями инструктора.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СООТВЕТСТВИЯ: УПРАЖНЕНИЯ
  1. Используйте третью позицию для самопроверки на соответствие.
  2. Войдите внутрь и проверьте кинестетически (чувства, ощущения и эмоции). Если на каком-то уровне отсутствует выравнивание, вы узнаете, происходит ли это.

Калибровка

Калибровка

Обучение НЛП Ландсиделя → НЛП → Библиотека НЛП → Калибровка

При восприятии важно не только обращать внимание на общее, но и особенно ориентироваться на индивидуальное. НЛП отвергает правильное присвоение значения языку тела для всех людей в любой ситуации. Вместо этого была разработана новая концепция с калибровкой, которая ставит на первый план индивидуальность каждого человека.

Под калибровкой мы подразумеваем тонкую сенсорную настройку в отношении поведенческих проявлений нашего ближнего. Определенные внутренние состояния соответствуют определенным внешним физиологиям. Когда я провожу кого-то через процесс, полезно знать его «физиологию», чтобы иметь возможность контролировать процесс в любое время и знать, где находится другой человек.

Калибровка — это способность распознавать внешне воспринимаемые признаки и соотносить их с условием. Например, после того, как я скорректировал свое восприятие своего оппонента, я могу увидеть по тонкому изменению его лица, хорошо ли принято предложение или, возможно, нужны дополнительные аргументы.

Точная калибровка дает мне информацию об успешности моих вмешательств. Я получаю информацию о своем партнере, поэтому я могу соответствующим образом скорректировать свое общение.

Калибровка на языке НЛП означает «процесс настройки себя на невербальные сигналы, указывающие на определенное состояние другого человека».

Grinder and Bandler, 1987

Калибровка требует способности точно воспринимать невербальные сигналы и связывать физиологию внутренних состояний с внешними знаками.

«Калибровка означает знание того, что ваш собеседник делает внутренне (например, какой опыт он вспоминает), и внимательное наблюдение за тем, что он выдает внешне (какую физиологию он проявляет) и запоминание».

Mohl, 1996

Разрешение и совет: Калибровка не является стимуляцией. Тем не менее, тонкая способность к восприятию, необходимая для калибровки, также является важной предпосылкой для стимуляции. Калибровка означает, что я сначала получаю информацию от голоса, лица или других реакций тела. Другое дело, отражаю ли я это (темп).



Упражнение для визуальной калибровки: Угадай кого

Группа из трех человек: A, B и C, ок. 10 минут, затем поменяйтесь ролями


  1. A думает о человеке, который ему/ей нравится (= человек X) около 45 секунд. Б помогает А получить самые яркие и четкие воспоминания об этом человеке. B и C калибруют, например, дыхание, выражение лица, цвет кожи и т. д. (= физиология).
  2. A думает о человеке, который ему/ей не нравится (= человек Y) около 45 секунд. Б помогает А получить самые яркие и четкие воспоминания об этом человеке. B и C калибруют, например, дыхание, выражение лица, цвет кожи и т. д. (= физиология).
  3. B задает A следующие вопросы, на которые A отвечает, говоря, что он/она думает о человеке, ничего не говоря об этом человеке. B и C теперь считывают из физиологии, является ли это человеком X или Y.
    • Кто из людей более вспыльчив?
    • У кого волосы темнее?
    • Кто старше/старше/тяжелее/красивее?
    • Кто живет дальше?
    • Кого вы видели в последний раз?
    • У кого машина больше?
    • Какой человек . …?

Б и В задают эти вопросы до тех пор, пока оба не смогут безопасно распознать невербальные ответы А. Если вы совершенно не правы, вернитесь к шагам 1) и 2) и повторите калибровку.

Упражнение для слуховой калибровки

Группа из трех: A, B и C, ок. 5-10 минут, затем поменяйтесь ролями


  1. А держит глаза закрытыми
  2. B издает звук (например, щелчок пальцами, хлопки в ладоши и т. д.), а затем называет свое имя.
  3. C максимально точно копирует каждый звук, который издает B, и называет свое имя.
  4. Повторите шаги 2) и 3) несколько раз, пока А не поверит, что может распознать различия в звуке.
  5. B или C издают звук, не называя своего имени, и A пытается определить, кто это был.
  6. B и C пытаются сделать свои звуки как можно более похожими, пока либо A не сдастся, либо не «выиграет» и не признает небольшие различия.

Упражнение для кинестетической калибровки

Формируйте небольшие группы по 7-10 человек.

Человек А закрывает глаза и вытягивает вперед руку. Остальные теперь обмениваются рукопожатием с А и произносят его имя дважды каждый, если это необходимо. A калибруется по рукопожатию других участников. Затем все в малой группе снова пожимают руку А, на этот раз в другом порядке, и А должен угадать, чья рука.

Убедитесь, что остальные меняются местами между ними, чтобы А не мог определить, кто идет, по направлению или по звуку. Тот, чья рука угадана правильно, прекращает рукопожатие. Если А больше не может точно угадать кого-либо или угадал все руки правильно, то следующий человек в группе переходит на свою очередь и закрывает глаза. Упражнение усложняется по мере разнообразия рукопожатий.

Развитие навыков калибровки НЛП — Критический навык НЛП! Статья НЛП.

НЛП «Калибровка?» Что это за фигня?

      Проще говоря, калибровка — это другое слово для измерения. В контексте изучения НЛП то, насколько хорошо вы «откалибруетесь» с другим человеком, его состоянием ума и тем, что происходит у него в голове, в значительной степени определяет, насколько эффективным будет ваше общение с ним.

      Качество вашего общения, как с точки зрения вашего удовольствия, так и результатов вашего общения, зависит, по крайней мере, в некоторой степени от вашей способности ориентироваться на эмоциональные состояния, поведенческие предпочтения и модели другого человека.

      Калибровка очень полезна. Мгновенные суждения о том, что «значит» конкретное поведение, редко бывают таковыми. В терминах НЛП люди часто делают быстрые обобщения при недостаточной информации. Дело в том, что почти никто не ведет себя одинаково в разных контекстах. Таким образом, калибровка отлично подходит для определения текущего состояния ума, но ее не следует использовать для выяснения поведения другого человека — все время.

      Калибровка заключается в простом наблюдении за тем, что происходит с другими людьми.

      Итак, как нам развивать эти навыки? Как улучшить нашу способность замечать вещи? Это правда, что некоторые из лучших способов сделать это преподаются на семинарах. Но я думаю, вам было бы полезно иметь несколько хороших идей относительно того, что вы можете сделать самостоятельно, по крайней мере, для улучшения ваших общих навыков калибровки.

      Чтобы улучшить свои навыки калибровки и свои результаты, вы должны СНАЧАЛА ВСЕГДА ПРОВЕРЯТЬ свои результаты с помощью объективных данных. Без тестирования нет надежного повышения навыков, и все ваши усилия по улучшению навыков калибровки будут не более чем пустой тратой времени. В НЛП есть несколько областей, где внешние объективные данные более важны, чем при измерении результатов развития ваших навыков калибровки. Не могу указать на это достаточно. Если вы предполагаете свои результаты, не подкрепляя их данными, то ваши результаты ничем не лучше догадок. Только после того, как мы примем это и привыкнем к поиску эмпирических данных при измерении результатов калибровки, мы станем совершенствоваться. Это одна из причин, почему учебные группы так важны!

      Некоторые энтузиасты НЛП только изучают новый язык и поведение, но никогда не узнают, как более эффективно читать людей с помощью Калибровки или путем Калибровки. Сбор более точной информации о состоянии и образе мыслей другого человека действительно может значительно улучшить ваши результаты.

Навыки визуальной калибровки, которые вы можете развить самостоятельно:

  1. Включите выпуск новостей с обычными Talking Heads. Уменьшите звук. Тренируйтесь читать по губам. У вас уже есть все навыки, встроенные в ваш мозг, чтобы научиться это делать. И примерно через 20-30 минут вы можете перейти от бессознательной некомпетентности к сознательной компетентности с удивительным количеством того, что вы «видите/слышите». Делайте это по 20 минут 10 раз в течение месяца, и ваша точность достигнет очень приличного уровня. И вы будете поражены тем, что можно узнать о человеке, читая по губам в шумном баре или ресторане. 🙂 Лучше делать это с видеозаписью, а не с прямой трансляцией, чтобы вы могли вернуться и проверить свои результаты чтения по губам.
  2. Посмотрите еще одну новостную передачу, в которой два человека сталкивают друг с другом дебаты. Уменьшите звук. Откалибруйте состояния каждого участника. Определите МОМЕНТ, в который перевернется интервью (это основной результат сетевых новостных шоу — интервью переворачивается на одного или нескольких приглашенных ораторов). Затем определите, кто победит в дебатах невербально. Посмотрите, как рано вы сможете обнаружить это, и были ли вы правы в конце или в конце.

      Кстати, большинство женщин считают, что мужчины слепы к языку тела. У них просто было больше времени и подготовки, чтобы изучить невербальную коммуникацию, чем у большинства мужчин. Если вы, мужчины из этого списка, научитесь замечать тонкие признаки невербального поведения, женщины будут еще более благодарны за ваше внимание. 🙂

Основные навыки калибровки, которые вы можете практиковать самостоятельно

  1. Найдите СТАРЫЕ видеоматериалы допросов (например, видеозаписи большого жюри Клинтона). Продолжайте воспроизводить звук во время просмотра. Калибровка с правдивыми вопросами да/нет, которые задаются для получения справочной информации. Затем проверьте, можете ли вы отличить ложь от правды. Лучше использовать СТАРЫЕ видео, потому что теперь вы можете знать, когда они лгали. Ложь Клинтона перед большим жюри была очевидна — практически нужно было только откалибровать, как он обращался со своей банкой кокаина.
  2. Подойдите к зеркалу, но закройте глаза. Улыбка. Визуализируйте, насколько широка ваша улыбка в зависимости от того, как вы себя чувствуете. Открой свои глаза. Большинство из нас будет удивлено, увидев, что мы улыбаемся не так широко, как думаем. Когда я впервые сделал это, я действительно думал, что когда я улыбался, я улыбался шире, чем был на самом деле. Я был поражен, заметив, что то, что я считал очевидной улыбкой, могло быть легко ошибочно принято за почти мягкое выражение лица. Ой! Так что научитесь калибровать, КАК вы хотите, чтобы вас воспринимали, и убедитесь, что ваши выражения выглядят так, как вы этого хотите! Ну, если вы не можете откалибровать себя, как вы можете откалибровать других? Итак, откалибруйте, как выглядят чувства с помощью различных улыбок, а затем повторите. Затем повторите то же самое с самыми разными выражениями лица и самыми разными состояниями. Узнайте *точно*, как вы выглядите, когда делаете определенные выражения, и насколько оживляются ваши выражения, когда вы делаете определенные движения лицевыми мышцами.
  3. Научитесь жонглировать (во всяком случае, достаточно, чтобы выполнить несколько циклов). Большинство из вас полагаются только на способность замечать ОДНУ вещь за раз. Между тем так много ваших глаз и вашего мозга простаивают. На самом деле вы можете отследить НАМНОГО больше информации с помощью ваших глаз и вашего мозга, чем вы в настоящее время, вероятно, думаете. Жонглирование — это один из тех ВЕЛИКИХ метафорических навыков, которые учат вас, как полагаться на свои бессознательные способности, чтобы делать больше, чем одно дело за раз. Вы обнаружите, что навыки, развитые во время обучения жонглированию, проявятся во множестве других ситуаций, когда вы не знали, что они вам понадобятся. 🙂
  4. Научитесь жонглировать вслепую. (с завязанными глазами). Именно такие навыки превратят вас в машину элегантности. Людей, которые двигаются, как большие грациозные кошки, замечают. Когда вы знаете, как двигать руками, руками и телом с экономией движения, элегантностью и точностью, вы будете чаще привлекать больше людей.

      Полезно научиться наблюдать МНОГО невербального поведения людей. Вот лишь некоторые из многих сигналов, которые вы, возможно, захотите научиться замечать на более регулярной основе. Чтобы научиться делать это без особых усилий, я обычно предлагаю взять этот список и, пока вы смотрите телевизор, пройтись по списку и дать каждому из перечисленных пунктов 5 минут времени отслеживания. Другими словами, пока вы смотрите телевизор, в течение 5 минут следите за частотой/паттерном моргания в программах, которые вы смотрите, затем отслеживайте 5 минут положения головы и т. д. Само по себе НИ ОДНО из этих отдельных типов поведения не имеет важность. Конечный результат, которого мы хотим, однако, состоит в том, чтобы в конечном итоге быть в состоянии замечать образцы этих сигналов, когда мы флиртуем, когда мы общаемся и т. д. И научиться замечать множество разных вещей чрезвычайно полезно.

  • Частота/характер моргания
  • Наклон/наклон/изменение положения головы
  • Частота/характер/сдвиги дыхания
  • частота сердечных сокращений (можно увидеть у основания шеи большинства людей) но полезно)
  • расширение/сужение зрачка
  • улыбка/хмурение
  • расширение ноздрей
  • движение верхней губы
  • прикусывание губ
  • движение бровей/морщение/подъем
    1. 0041 кончики пальцев на лице или губах
    2. руки вверх
    3. наклон тела…
    4. напряжение в верхней части тела
    5. нижняя губа отекает кровью
    6. плечи быстро и бессознательно поднимаются
    7. время для обработки ответов
    8. …. и этот список можно продолжать и продолжать…

Избегать придания «значения» любому из этих сигналов.

      Помните, что лишь немногие из вышеперечисленных сигналов «значат» что-либо сами по себе. Язык тела — это не обучение тому, чтобы придавать какое-то произвольное значение каждому из вышеперечисленных. Это фигня. Настоящее золото заключается в том, чтобы ИЗБЕГАТЬ того, что наши собственные значения означают эти сигналы для кого-то другого, и позволить нашим собственным навыкам калибровки определять, что каждый конкретный набор этих и других сигналов означает для кого-то еще.

      Позволяя нашим субъектам учить нас тому, что означает каждый «набор» сигналов, мы избегаем неуместного чтения мыслей и учимся НАИБОЛЕЕ эффективно общаться с каждым человеком.

      Типичный пример — наблюдать за людьми, которым нравится скрещивать руки, и делать ошибку, что такое поведение ДОЛЖНО означать, что они закрыты для новых идей. Хоки. Они могут быть очень непредубежденными и чувствовать себя наиболее комфортно в этой позе. Таким образом, с помощью многочисленных калибровок мы выясняем, что означает каждый сигнал или набор сигналов для каждого уникального человека.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts