Взаимоотношение детей и родителей: Отношение детей к родителям — Психологос

Взаимоотношения между родителями и детьми – Развитие ребенка

Традиции и правила в разных семьях отличаются друг от друга. Например, связь между вами и вашими детьми может сильно отличаться от той, которую вы видите в семье своих друзей. Это значит, что существуют различные типы взаимоотношений между родителями и детьми.

Безопасные отношения

Дети чувствуют себя в безопасности рядом с родителями и уверены, что те о них позаботятся. Безопасные отношения формируются, когда родители постоянно реагируют на потребности своих детей.

Дети, которые имеют такие отношения со своими родителями, с большой вероятностью вырастут самостоятельными и уверенными в себе. Они хорошо взаимодействуют с окружающими и способны регулировать свои эмоции.

Избегающие отношения

Дети чувствуют себя неуверенно, потому что родители не реагируют на их потребности. Они вынуждены проявлять самостоятельность и заботиться о себе сами.

Избегающие отношения приводят к проблемам развития и адаптации у ребенка. Он может проявлять плохое поведение: кусаться, толкаться, драться и т. д.

У детей, которые имеют избегающие отношения с родителями, часто бывают плохо развиты социальные навыки (это может проявляться, например, в агрессии или замкнутости). Они склонны к непослушанию и импульсивому поведению.

Однако это не значит, что такие дети обречены на провал в жизни. По мере своего роста и развития ребенок может меняться.

Амбивалентные отношения

Родители иногда удовлетворяют потребности ребенка, а иногда – нет. Реакция родителей непоследовательна. Например, они могут не сразу отреагировать на плач ребенка, поскольку заняты работой. Но через некоторое время они могут дать ребенку то, что ему нужно. Такие дети склонны к излишней эмоциональности и привязанности.

Неорганизованные отношения

Родители игнорируют потребности своих детей, а дети, в свою очередь, учатся не формировать ожиданий от родителей. В таких случаях существует вероятность, что один или оба родителя страдают от психических расстройств.

Такие дети занимаются бессмысленными занятиями и странно себя ведут. Некоторые из них говорят так быстро, что их бывает сложно понять.

Когда речь идет о воспитании детей, не существует рецептов, которые подойдут всем без исключения. Однако существует ряд принципов позитивного воспитания, которых стоит придерживаться родителям:

1. Установите воспитательные цели. Хотите ли вы воспитать ребенка здоровым и дисциплинированным или желаете установить хорошие взаимоотношения с ним – определите свои цели и подумайте, что нужно сделать, чтобы их достичь.

2. Привнесите любовь и теплоту в ваши отношения с ребенком. Рассматривайте каждый случай взаимодействия с ребенком как возможность установить с ним эмоциональный контакт. Будьте внимательными и чуткими к ребенку, поощряйте взаимодействие с ним. Установите для ребенка правила, границы и последствия за их нарушение. Убедитесь, что ребенок понимает установленные правила.

3. Базовые правила обязательны. Основные правила должны объясняют детям, как нужно и как нельзя себя вести. Но не стоит устанавливать слишком много правил. Независимо от того, какие правила вы устанавливаете в семье, внедряйте их постепенно, чтобы сформировать личность вашего ребенка и способствовать его развитию.

4. Признавайте чувства своего ребенка и сопереживайте ему. И когда ребенок счастлив, и когда он испытывает трудности, признавайте его чувства и давайте ему понять, что он может на вас положиться, если у него есть какие-либо проблемы.

5. Во время конфликтов используйте метод решения задач. Когда у ребенка возникла проблема, не спешите его наказывать, а попробуйте вместе найти решение. Наказания деморализуют ребенка, и он теряет доверие к вам. Но, когда вы ищете вместе с ребенком решение проблемы, он учится у вас этому.

Отношения родителей и детей — 2

В предыдущем посте я разобрал один из примеров того, почему отношения между родителями и детьми у нас лишены пропорциональности и равенства. Теперь я решил пойти дальше и рассмотреть вопрос об алиментах в целом. Советское семейное право исходило из солидарности в отношениях между родителями и детьми. Дети могли пользоваться имуществом родителей безвозмездно, а родители должны были их содержать. И если в силу разных причин (главная из которых – развод) дети не могли пользоваться имуществом родителей (прежде всего, одного из них) и получать содержание, это компенсировалось алиментами. Алименты взыскивались в определённом проценте от заработка (от четверти до половины). В условиях советского общества, когда доходы у большинства были практически одинаковыми, известная пропорциональность соблюдалась…

Правда, нельзя не отметить того факта, что родители подавали на алименты от своих совершеннолетних детей и получали их гораздо реже, по сравнению с алиментами на содержание несовершеннолетних детей. Причин здесь несколько.

Прежде всего, родители получали государственные пенсии, а при таких обстоятельствах трудно было доказывать, что они относятся к категории нуждающихся. По ст. 77 Кодекса о браке и семье РСФСР (далее — КоБС), чтобы получать алименты от совершеннолетних детей, родители должны быть нетрудоспособными и нуждающимися. Советский суд весьма неохотно признавал, что, получая пенсию, можно одновременно быть нуждающимся. Это противоречило социалистическому правосознанию, поскольку государственное не могло быть плохим. Сейчас так никто не считает, но всё равно родители взыскивают со своих детей алименты гораздо реже.

Другая причина – патриархальный взгляд на семью, присущий многим гражданам. Они подспудно исходили из идеи так называемой «большой» семьи, объединяющей несколько поколений родственников. Солидарность членов такой семьи означала, что они без всяких законов должны помогать друг другу. И нуждающимся родителям было «стыдно» требовать алименты от своих совершеннолетних детей. Не получая нужного содержания, они объясняли это тем, что плохо воспитали своих детей и потому сами виноваты. Между тем, «большая» семья прекратила своё существование в России после Великой Отечественной войны, хотя идея солидарности сохранилась в головах людей до сих пор. Тем более что в условиях перехода к рыночной экономике с начала 90-х годов на государственные пенсии стало невозможно прожить. Помощь родителям-пенсионерам снова стала нравственным императивом, несмотря на то что «большая» семья давно превратилась в «малую» (родители и несовершеннолетние дети).

Диспропорциональность в отношениях между родителями и детьми в советский период проявлялась в том, что на содержание несовершеннолетних детей алименты взыскивались, главным образом, в процентах от заработка (ст. 68 КоБС), а на родителей – в твердой сумме (ст. 77 КоБС). Лишь при переходе к рыночной экономике стали взыскивать алименты на содержание несовершеннолетних детей в твёрдой сумме, однако родители рассчитывать на процент от заработка не могли никогда. Были ещё два примера диспропорциональности. Родители должны были участвовать в дополнительных расходах на содержание несовершеннолетних детей (ст. 73 КоБС), аналогичные расходы на родителей совершеннолетними детьми напрямую не компенсировались. Напротив, дети могли быть освобождены от обязанности по содержанию родителей, если последние в своей время уклонялись от содержания несовершеннолетних детей (ст. 78 КоБС). За уклонение от содержания совершеннолетних родителей дополнительные санкции к детям семейным законодательством предусмотрены не были.

Наконец, несовершеннолетние дети могли без ограничения пользоваться имуществом своих родителей, тогда как родители аналогичного права не имели вовсе и никакой компенсации не получали.

Подводя итог, можно сказать, что советское семейное законодательство сознательно не строило отношения между родителями и детьми на принципе пропорциональности. Родители должны были делать больше, чем дети, когда те становились взрослыми. Конечно, можно было бы сделать вывод о том, что тогда исходили из идеи солидарности в «большой» семье. Однако нельзя исключать и желания государства переложить заботу о членах семьи на них самих в условиях скудного пенсионного обеспечения.

Как же обстоит дело сейчас, когда уже несколько десятилетий существует «малая» семья, которая, с учётом роста количества разводов, постепенно разрушается? В сущности, в относящихся к обсуждаемой теме нормах законов мало что изменилось. Сохраняются разные подходы к определению размера алиментов, дети имеют больше имущественных гарантий, чем родители… А рост взысканий алиментов на содержание несовершеннолетних детей в твердой сумме на практике привёл к тому, что диспропорциональность в отношениях между родителями и детьми, как ни странно, ещё более усилилась.

Тут сыграло свою роль правило части 2 ст. 83 Семейного кодекса РФ, согласно которому «размер твердой денежной суммы [алиментов – дополнение моё, А.И.] определяется судом исходя из максимально возможного сохранения ребенку прежнего уровня его обеспечения с учетом материального и семейного положения сторон и других заслуживающих внимания обстоятельств». Представим себе ситуацию, при которой один супруг не имел доходов и занимался детьми, и взыскивает алименты с другого супруга с учётом указанного правила. Нет никаких гарантий, что полученные средства будут потрачены целиком на нужды ребёнка, а не пойдут супругу, которому платить алименты никто не обязан. Те, кто платит значительные суммы алиментов на содержание несовершеннолетних детей, уверены в том, что de facto содержат другого супруга.

Но сейчас речь идёт не об отношениях между супругами (бывшими супругами), а между родителями и детьми. Взыскивая алименты с совершеннолетних детей на содержание родителей, суд, в свою очередь, не обязан учитывать прежний «уровень обеспечения ребёнка», когда он был несовершеннолетним, равно как и то, насколько это обеспечение превышало прожиточный минимум. Иными словами, родители рискуют не получить то, что они предоставляли своим детям.

Кстати, взыскание алиментов на несовершеннолетних детей в размере, обеспечивающем «прежний уровень обеспечения», лишь с одного из родителей, нарушает принцип их равенства. Ведь трудовые усилия одного из родителей по уходу за ребёнком имеют определённую стоимость, которая может быть существенно ниже суммы алиментов, взыскиваемых с другого родителя. Стоимость ухода за ребенком со стороны одного из родителей должна быть его вкладом, равным по сумме алиментам, уплачиваемым другим, и не более того. Всё остальное – добрая воля плательщика либо предмет соглашения, когда оба родителя вносят свои вклады. Лишь тогда принцип равенства может быть полноценно реализован.

Нынешний же подход – неравный, а потому несправедливый.

 

 

Идеальные отношения между родителями и детьми содержательные отношения с ними без суждений и гнева», — говорится на сайте. Глубина любви родителей к своим детям непостижима. В отличие от других форм отношений, которые составляют лишь небольшую часть жизни человека, отношения между родителями и детьми длятся на протяжении всей его/ее жизни и являются очень важными. Это сочетание поведения, чувств и ожиданий, которые уникальны для конкретного родителя и ребенка. И родитель, и ребенок вносят равный вклад в эту ассоциацию.

Характеристики родителей будут играть решающую роль в этом союзе. Например, родители, которые уже испытали это благодаря младшим братьям и сестрам или карьере, часто лучше справляются с отцовством. Также важен возраст родителей. Пожилые матери, как правило, более ответственны по отношению к своим детям, чем молодые матери. Кроме того, стабильность брака родителей влияет на ассоциации родителей и детей во многих стилях. Качество родительского брака имеет как прямые, так и косвенные долгосрочные последствия для родителя и ребенка.

Характеристики, которые могут повлиять на отношения между родителем и потомком, будут меняться по мере роста дочернего элемента. Привязанность родителей к младенцу имеет решающее значение для выживания и развития младенца. Оно усиливается взаимным взаимодействием. Поэтому очень важно, чтобы родители проводили достаточно времени со своими детьми. Работающие родители должны учитывать этот момент и всегда ставить ребенка впереди перед работой. После этого этапа наступает стадия малыша. Родители теперь также превращаются из опекунов и воспитателей в учителей. Это первый этап формирования социального поведения ребенка. В школьные годы дети постепенно начинают двигаться со сверстниками. Это не должно быть отмечено как негативное влияние на их отношения. Связь родитель-потомок продолжает развивать дочерний элемент на протяжении всей этой стадии. Далее следует самый важный этап, с которым родители обычно с трудом справляются. Подростковый возраст. Это этап, на котором ребенок взрослеет эмоционально, умственно и биологически. На этом этапе может возникнуть много недоразумений и споров между родителями и детьми. Детям понравится быть независимыми, и они захотят, чтобы их оставили в покое. Это их нормальная природа. Родители всегда должны поощрять и проявлять любовь к своим детям, несмотря ни на что. Авторитетное воспитание, сочетающее в себе любовь и твердость, является ключом к работе с подростками. Однако было замечено, что дети становятся более близкими к своим родителям после этой стадии.

Родители не должны бояться или злиться, обращаясь с детьми. Если они обнаруживают, что что-то не так в отношении или поведении ребенка, они должны работать над тем, чтобы исправить это. Дисциплина должна преподаваться должным образом и не должна путаться с наказанием. Дети как зеркало своих родителей. Если детям советуют следовать определенному принципу, родители должны сначала убедиться, что они следуют ему. Как говорится: «Делай то, что проповедуешь».

«Ничто так не вызывает у вас слез, как сочувствующий голос вашей матери», — сказала Софи Кинселла в своей книге. Какая бы проблема ни возникла, иногда все, что вам нужно сделать, это крепко обнять ребенка, говоря, что все в порядке. Это чудо жизни.

Поощрение здоровых отношений между родителями и детьми

Когда ребенок плачет, как немедленно реагируют родители? А как малыш реагирует на родителя? Продолжает ли старший ребенок искать утешения в родителях?

Исследования последовательно показывают, что здоровые отношения между родителями и детьми являются основой для всех остальных отношений на протяжении всей жизни. Более того, ранние привязанности закладывают основу для социальных и академических навыков. Важность этих отношений и ранней привязанности не следует недооценивать.

Привязанность начинается с глубокой эмоциональной связи между младенцем и его/ее родителями или опекунами. У всех младенцев развивается какая-то форма привязанности к своим родителям, и эта привязанность формирует основу для других отношений на протяжении всей их жизни.

Дети продолжают воспринимать родителей как доступных в среднем возрасте и, по сути, ищут поддержки у родителей, а не у сверстников, когда испытывают стресс или неуверенность.

Вопреки распространенному мнению, исследования показывают, что подростки по-прежнему нуждаются в связи между родителями и детьми. На самом деле, когда молодых людей спрашивают, на кого они полагаются, принимая важные решения или сталкиваясь с проблемами, 63% указывают, что они во многом полагаются на своих родителей.

Подростковый возраст также является временем, когда молодежь может начать экспериментировать с алкоголем и/или запрещенными наркотиками. Важно отметить, что связь между родителем и подростком играет важную роль в таком поведении. Исследования показывают, что враждебность между родителем и подростком и отсутствие теплоты в отношениях связаны с повышенным употреблением психоактивных веществ.

Отношения между родителями и детьми также очень важны для психического здоровья молодежи. Исследования показали, что у молодежи, которая воспринимает более низкий уровень доверия, более слабое общение и более сильное чувство отчуждения, чаще развивается генерализованное тревожное расстройство по сравнению с молодежью, которая этого не испытывает. Это справедливо как для мальчиков, так и для девочек, а также для отношений как с матерями, так и с отцами.

Важность привязанности можно также увидеть в ее влиянии на когнитивное развитие. Дети, у которых плохие отношения с родителями, как правило, имеют более низкий уровень когнитивных навыков по сравнению с детьми, у которых хорошие, здоровые отношения с родителями. Эти трудности особенно заметны в школе, где учителя склонны оценивать детей с более низким качеством отношений с родителями как имеющих более низкую успеваемость, чем дети с хорошими отношениями с родителями.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts