упражнения для школьников 1-2 класса
В последние годы дисграфия в той или иной степени обнаруживается у большинства младших школьников. Это логопедическое нарушение проявляется в том, что ребенок не
может овладеть письменной речью не из-за того, что он ленится или не знает правил, как может показаться на первый взгляд, а из-за нарушенных высших психических функций, контролирующих написание слов. Без целенаправленной коррекции повысить грамотность письма практически невозможно.
Как пишет ребенок при дисграфии?
Он путает похожие по написанию буквы, пишет их зеркально, не различает глухие и звонкие, мягкие и твердые звуки, дублирует слоги. Почерк неровный, скачущий то вправо, то влево, наклон и размер знаков постоянно изменяется, буквы часто получают лишние элементы, дублируются, переворачиваются. Часто у детей с дисграфией наблюдается неправильная артикуляция, из-за чего у них искажается мысленный облик
слова. Многим школьникам никак не дается грамматический строй: они неправильно согласуют слова, подменяют предлоги, путают такие элементарные вещи, как род и число, являясь при этом носителями языка.
Что делать, если поставили дисграфию?
Первый и самый главный совет родителям, столкнувшимся с дисграфией, звучит следующим образом: не пытайтесь обвинить в плохих оценках ребенка и не ждите быстрых успехов. Он просто не может воспринять логику и правила языка из-за особенностей развития психических функций. Дисграфия корректируется в течение нескольких лет, поэтому пятерки и четверки появятся в лучшем случае в классе пятом.
Обязательно поставьте в известность школьного учителя, что у ребенка логопедическое заболевание.
Упражнения, направленные на коррекцию дисграфии, довольно просты, и вы можете выполнять их дома вместе с ребенком, соблюдая рекомендации логопеда. Заниматься нужно каждый день, не менее 60 минут, только в этом случае можно рассчитывать на какой-либо результат. Вы должны находить время на занятия в любой ситуации, пусть это будут всего 30 минут вместо положенного часа.
Читайте также: Тест на определение дисграфии у ребенка. Методика выявления дисграфии
1. Жужжащее чтение
При выполнении любого письменного задания ребенок должен проговаривать каждую букву, буквально бубнить себе под нос все, что он пишет. Причем проговаривание должно быть орфографическим, то есть слово корова так и произносим: КО-РО-ВА, а не [карова], как мы это делаем в обычной речи.
2. Экспериментируйте со способом письма
Непривычные письменные принадлежности, например, чернильная ручка с пером, магнитные буквы, краски и т. д., помогают дисграфику лучше сосредоточиться на процессе письма. Логопеды рекомендуют завести ручки и карандаши треугольной формы с ребристой или шероховатой поверхностью. В результате и количество ошибок
постепенно уменьшится.
3. Переписывайте классику
Ежедневно просите ребенка переписать один-два абзаца из любой книжки, написанной русскоязычным писателем. Здесь можно убить сразу двух зайцев. Во-первых, ребенок тренирует навыки грамотного письма, усваивает облик слов, развивается внимательность. Во-вторых, порядок построения предложения, правила согласования слов в падеже, роде, числе, употребление предлогов откладываются в его памяти сами собой. Отдайте предпочтение рассказам Паустовского, Носова, Бианки, Драгунского. Перед началом занятия убедитесь, что в тексте нет сложных оборотов, чересчур длинных предложений, малопонятных диалектных или устаревших слов.
4. Поиграйте в корректора
Вам потребуется как можно более скучный текст (можно взять любые документы или инструкцию, главное, чтобы содержание не увлекло ребенка), набранный крупным шрифтом. Сначала выберите букву, которая хорошо знакома малышу и не вызывает затруднений. Допустим, это буква О. Первое задание: найти все буквы О и зачеркнуть их. Постепенно задачу следует усложнять: нужно отыскать схожие буквы, написание
которых вызывает проблемы, например, Б и В. Важно: ребенок должен именно не читать, а искать буквы по их облику. Это упражнение особенно эффективно при оптической форме дисграфии.
5. В поисках пропавших букв
Текст для этого задания, наоборот, должен быть очень увлекательным. Вы можете взять отрывок из любых детских произведений. Подготовьте два варианта: исходный текст, набранный крупным шрифтом, и тренировочный, где в каждом слове этого же текста будут сделаны пробелы. Задача ребенка – восстановить пропущенные буквы, ориентируясь сначала на исходник, а потом уже без подсказок. Начинать тоже можно с
6. Работайте над почерком
При стабильных занятиях исправление почерка занимает около месяца. Вам потребуется тетрадь в клеточку. Каждый день ребенок должен переписывать туда по несколько коротких предложений. Главное условие – все линии должны находиться в пределах клетки. Тщательно следите за процессом и не скупитесь на похвалу, даже если сегодня удалось написать хорошо только одно-два слова.
7. Лабиринт
Это задание направлено на улучшение работы моторных и речевых центров.
8. Собираем предложения
Задание помогает усвоить порядок и согласование слов. Ребенку нужно составить предложение из имеющегося набора слов (они уже стоят в нужной грамматической форме) и записать его в правильном порядке. Упражнение можно сделать более интересным, записав слова на карточках и перемешав их на столе.
9. Волшебные буквы
Упражнение довольно сложное, но эффективное. Подберите несколько слов, таких, чтобы при замене одной буквы получалось бы новое слово. Задание ребенку: нужно заменить одну букву так, чтобы слово, отвечающее на вопрос «что», стало бы отвечать на вопрос «кто». Например, бок – бык, леса – лиса, коса – коза.
Читайте также: Ребенок плохо пишет во 2 классе? Разбираемся в проблеме
10. Ох уж эти предлоги!
Употребление предлогов – проблема для всех дисграфиков. Подготовьте отрывки из разных текстов, желательно, хорошо знакомых.
- Задание первое: переписать текст, подчеркивая предлоги.
- Задание второе: переписать текст, заменяя предлоги на противоположные по смыслу. Например, идти в школу – уйти из школы, кот на столе – кот под столом.
- Задание третье: вставить в текст предлоги, подходящие по форме: во сне – в одежде, с полки – со стола и т.д.
- Задание четвертое: вставить на место пропусков нужные предлоги из списка.
Важно: следите, чтобы ребенок все переписывал в тетрадь, каждое задание нужно буквально пропускать через руку.
Мы показали вам только базовые упражнения, на основе которых разрабатывается большинство коррекционных и профилактических комплексов. Индивидуальную программу занятий вам предложит логопед, исходя из формы дисграфии и степени ее проявления.
Не забывайте самые главные условия грамотной коррекции: регулярные занятия в благожелательной обстановке, а также терпение, терпение и еще раз терпение. Желаем успехов!
Дата публикации: 15.10.2019. Последнее изменение: 14.07.2022.
90 эффективных упражнений для исправления дисграфии
Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, а значит и историю мира.
— А.С. Макаренко
Автор: В.А. Крутецкая | |
Название: 90 эффективных упражнений для исправления дисграфии | |
Формат: PDF | |
Размер: 1,37 Мб | |
Объём: 94 стр. | |
Аннотация: | |
Данное пособие адресовано в первую очередь заботливым родителям, которые хотят помочь своим детям преодолеть проблемы, связанные с учёбой. Когда вы отправляли ребёнка в 1-й класс, вы были абсолютно уверены, что он развит, смышлён и вполне подготовлен к обучению. Но вот успехи на первых порах сменились неожиданными неудачами. Вы видите, что ученик хорошо справляется с математикой и другими школьными предметами, но почему-то с трудом овладевает письмом. У него ужасный почерк, а в выполненных упражнениях и диктантах множество ошибок. При этом вы знаете, что ребёнок добросовестно учит все правила русского языка. Давайте внимательно проанализируем ошибки в тетрадях вашего ребёнка. Какие из них вам хорошо знакомы?
Если подобные ошибки в больших количествах вы нашли в тетрадях вашего ребёнка, у него — дисграфия. Ученика следует показать специалисту-логопеду, чтобы распознать специфические особенности этих нарушений.К сожалению, подобные явления у детей, да и у многих взрослых людей, встречаются нередко. И очень часто низкая успеваемость ребёнка в школе объясняется не состоянием его интеллекта, а неразвитостью особого слуха и зрения, которые можно и нужно корректировать и развивать. Дисграфия — это частичное нарушение письма, которое в каждом отдельном случае связано с разного рода причинами. Как бороться с дисграфией? Терпением и усидчивостью. Необходимы систематические занятия и упражнения, которые вы будете выполнять с помощью этого пособия вместе с ребёнком без утомления и раздражительности на интересном и разнообразном материале. |
|
Содержание: | |
|
|
Примеры страниц: | |
|
|
Купить книгу по выгодной цене |
- Просмотров: 34567
Говорят Дети
«Мама, мне папа помыл голову. Теперь она блестит. Мама, понюхай, как она блестит.» — Настя, 4 года |
Пять забавных занятий для страдающих дисграфией
21 декабря 2020 г. | Дисграфия, дислексия
Пять забавных занятий для дома при дисграфии
Если ваш ребенок страдает дисграфией, вы, несомненно, видели, как он борется со всеми аспектами письма. Эта распространенная трудность в обучении значительно ухудшает почерк и способность выражать мысли посредством письменной речи. Для получения дополнительной информации о том, что такое дисграфия, нажмите здесь.
Хотя тяжело смотреть, как наши дети борются, есть вещи, которые мы можем делать дома, чтобы улучшить их мелкую моторику, хватку пальцев, уверенность и способность писать. Следующие забавные занятия при дисграфии будут иметь большое значение, если практиковать их регулярно.
1. ДиктовкаУпражнения под диктовку могут быть веселыми! Они являются отличным инструментом для улучшения как почерка, так и декодирования. Вы можете начать с простого чтения одной буквы вслух и попросить ребенка записать ее. Переходите к написанию забавных слов. Как только они освоят это, попробуйте их с упражнениями по ведению заметок. Отличная игра состоит в том, чтобы ваш ребенок составил список, который вы диктуете. Это может быть список мест, которые вы хотите посетить, игр, в которые вы хотите играть, фильмов, которые вы хотите посмотреть. Неважно, о чем этот список, главное, чтобы ваш ребенок составлял его так, как вы говорите.
2. ПодсказкиРасскажите об интересующей вашего ребенка теме, создав забавную подсказку. Дайте им пять минут, чтобы составить короткий абзац по теме. Это должно быть выполнено без стресса или давления и в расслабленной манере с максимально возможной долей юмора.
Дисграфия может быть невероятно неприятной, но при правильной поддержке дети могут процветать. Я уже говорил и повторю еще раз: практикуйте слепую печать и по возможности используйте такие инструменты, как преобразование речи в текст. Когда дело доходит до письменных заданий, убедитесь, что у вашего ребенка достаточно времени для выполнения работы. Вместе с Эллой я обнаружил, что короткие очереди гораздо более продуктивны, чем попытки закончить работу быстро. Это физически больно и утомительно. Хорошо написанный абзац всегда лучше, чем сразу три неразборчивых. Я надеюсь, что вы найдете эти забавные занятия для дисграфии такими же полезными, как и я. Я пишу только о мероприятиях, ресурсах и опыте, которые пробовал и проверял сам.
3. Играйте с Play-Doh/глиной для лепкиЛовкость и сила пальцев очень важны, когда дело доходит до письма. Если у вашего ребенка дисграфия, необходимо будет поработать над мелкой моторикой и укрепить силу пальцев. Даже играя с пластилином Play-Doh всего 30 минут в день, вы улучшите как силу, так и ловкость. По мере того, как укрепляются мышцы пальцев, им станет легче хватать ручки и карандаши. Хорошая игра — раскатать пластилин или пластилин Play-Doh и потренироваться делать буквы. Это особенно полезно для детей дошкольного возраста, так как усиливает форму букв.
4. Лабиринты (ручные и бумажные)Мелкая моторика, необходимая для прохождения лабиринтов, не всем детям дается легко. Это веселое занятие при дисграфии — отличная практика для контроля, силы и мелкой моторики. Чтобы добраться до конца лабиринта, дети должны держать свою ручку или карандаш в пределах линий, которые начнут улучшать их координацию. Лабиринты также очень весело, что является дополнительным бонусом.
5. Игры памятиВажно помнить, что дисграфия влияет не только на письмо. Это фактически ухудшает процесс сохранения новых слов в рабочей памяти по мере изучения новых букв. Хороший способ улучшить память — это игры. Ваш ребенок не будет чувствовать, что он выполняет работу, но будет улучшать важный навык развития. Игры с хорошей памятью включают в себя:
- Произнесение буквы, чтобы ваш ребенок визуализировал ее, прежде чем записать через 20 секунд.
- Дайте ребенку краткий список животных для запоминания. Попросите их повторить список в обратном порядке. Начните с трех животных и добавляйте больше по мере их улучшения. Вы можете помочь своему ребенку придумать способы улучшить свою память, визуализируя то, что он должен запомнить.
- Отличная игра, в которую можно играть во время вождения, — попросить ребенка сосчитать две машины разного цвета одновременно, когда вы проезжаете мимо них. Она может использовать таблицу подсчета или что-то простое, например, R1, R2, R3 и т. д. (красные автомобили), B1, B2, B3 (синие автомобили). По мере улучшения попросите их добавить третий цвет.
- При приготовлении простого блюда, такого как пицца, попросите ребенка запомнить ингредиенты по порядку, но использовать сокращения. Это обеспечит еще одну технику для улучшения их памяти. Например, SCOOP (Соус, Сыр, Лук, Оливки, Пепперони). Увлекательная практика, подобная этой, действительно может помочь детям запомнить многоэтапные инструкции в классе. Детям постарше понравится этот список игр от дисграфии, а если вам нравится вечер семейных игр, Scattergories — отличный вариант для всех детей, но особенно для детей с дисграфией. Вы найдете список категорий Scattergory, готовый для бесплатной загрузки здесь.
Для получения дополнительной информации о том, как поддержать ребенка с дисграфией или дислексией, вы найдете здесь множество полезных статей.
Чтобы посмотреть мой список 15 лучших инструментов для лечения дисграфии, щелкните здесь
8 советов экспертов по оказанию помощи ребенку с дисграфией
Ваш ребенок плохо пишет почерк? Ему поставили диагноз дисграфия? Эти упражнения от специалистов по почерку забавны, эффективны и просты в выполнении дома.
1. Почувствуйте буквы.
Устранение одного чувства часто обостряет другие. Эксперты советуют попробовать занятия, которые помогут вашему ребенку сосредоточиться на ощущениях, а не на видении того, как пишется буква.
Например, нарисуйте пальцем букву на спине вашего ребенка. Или он может закрыть глаза, пока вы рисуете букву на его ладони. Затем посмотрите, сможет ли он воспроизвести это письмо у вас на спине или на листе бумаги.
Вы можете усложнить задачу, написав заглавную букву и попросив его написать ее строчной, или наоборот.
2. Пишите крупно.
Дети с дисграфией обычно плохо запоминают, как правильно составлять буквы. Один из способов, с помощью которых терапевты делают процесс более запоминающимся, заключается в том, чтобы дети писали таким образом, чтобы использовать крупные двигательные движения и мультисенсорные материалы.
Дома маленькие дети могут распылять большие буквы крема для бритья на кафельную стену во время купания. Или они могут разгладить крем на плитке и написать буквы на пене. Они могут практиковаться в написании букв в пластиковой ванне с влажным песком. Добавление песка в рисование пальцами — еще один способ увеличить сенсорный ввод.
3. Закопайте глину.
Глина — удивительно универсальный материал. Он плотный и отзывчивый. И ошибки могут исчезнуть одним щепоткой.
Скатайте из глины веревки и потренируйтесь лепить буквы вместе с ребенком. Он развивает силу рук и улучшает мелкую моторику. И это также укрепляет формы букв в его уме.
Другой вариант: разровняйте слой глины на противне. Затем предложите ребенку выгравировать буквы на поверхности карандашом. Глина обеспечивает сенсорную обратную связь, которая дает мозгу больше информации о том, как формируются буквы.
4. Практикуйте щипки.
Правильно держать карандаш — это проблема для многих детей, испытывающих трудности с письмом. Ваш ребенок может укрепить свои пальцы и улучшить «хватку карандаша», используя инструменты для «щипков», найденные в доме. К ним относятся пинцет, детские палочки для еды (соединенные с одного конца) и щипцы для льда.
Попробуйте эту игру: бросьте на стол кусочки хлопьев, скрученные клочки бумаги или маленькие ластики для карандашей. Затем посмотрите, сколько вы и ваш ребенок сможете подобрать с помощью инструмента для зажима за минуту.
Еще один вариант: играйте в настольные игры и перемещайте фишки с помощью зажимов.
5. Начните кросс-боди-тренировку.
Чтобы ребенок правильно писал, обе стороны его тела должны работать вместе: одна рука устойчиво удерживает бумагу. Другой делает настоящую карандашную работу.
Любая деятельность, которая способствует скоординированному движению обеих сторон тела, дает хорошее подкрепление. Сюда входят поделки с использованием ножниц: одна рука держит, другая режет.
Физические упражнения, требующие координации между телами, также полезны. Посмотрите, будет ли ваш ребенок крутить ветряные мельницы, прыгать, касаться друг друга пальцами ног и альпинистов, прежде чем сесть за письмо.
6. Развитие силы и стабильности.
Написание может показаться несложным физически. Но правильное сидение и владение ручкой и бумагой требуют мышечной силы и стабильности в плечах и коре.
Действия, которые тренируют эти области, могут помочь. К ним относятся доски, отжимания, ходьба на тачке, ходьба с крабами, стрельба по корзинам, подвешивание на перекладине и лазание по канату. Даже чтение лежа на полу животом развивает силу.
Так что выделите время для того, чтобы ваш ребенок занимался подобными делами в течение дня. Он может заниматься ими в местном спортзале, на игровой площадке или прямо на заднем дворе или в игровой комнате.
7. Практика «организованного» рассказывания историй.
У детей с дисграфией часто возникают проблемы с организацией мыслей. Вы можете помочь своему ребенку, практикуя структурированное рассказывание историй.
Перед сном попросите его рассказать вам, как прошел день. Попросите его начать со вступления, например: «Сегодня был четверг, и мальчик, это был напряженный день для меня и моих друзей». Попросите его описать, что он делал утром, днем и вечером. Затем он может подвести итоги того, как прошел день в целом.