Тест-опросник субъективного контроля (УСК) Дж. Роттера
Тест-опросник субъективного контроля (УСК) Дж. Роттера адаптирован Е.Ф. Бажиным, С.А. Голыкиной, А.М. Эткиндом.
Цель методики: изучение уровня субъективного контроля.
Инстукция: вам предлагается ряд утверждений. Последовательно прочитайте их и выразите свое отношение к каждому пункту, используя семибальную шкалу от –3 («полностью не согласен») до +3 («полностью согласен»). Баллы занесите в бланк ответов.
Вопросы:
- Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от способностей и усилий человека.
- Большинство разводов происходит от того, что люди не захотели приспособиться друг к другу.
- Болезнь — дело случая; если уж суждено заболеть, То ничего не поделаешь.
- Люди оказываются одинокими из-за того, то сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим.
- Осуществление моих желаний часто зависит от везения.
- Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпатии других людей.
- Внешние обстоятельства, родители и благосостояние влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов.
- Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной.
- Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда руководитель полностью контролирует действия подчиненных, а не полагается на их самостоятельность.
- Мои отметки в школе, в институте часто зависят от случайных обстоятельств (например, настроения преподавателя) больше, чем от моих собственных усилий.
- Когда я строю планы, то, в общем, верю, что смогу осуществить их.
- То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий.
- Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства.
- Если люди не подходят друг другу, то, как бы они ни старались, наладить семейную жизнь все равно не смогут.
- То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими.
- Люди вырастают такими, какими их воспитывают родители.
- Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни.
- Я не стараюсь планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства.
- Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и уровня подготовленности.
- В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной.
- Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств.
- Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определить, что и как делать.
- Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней.
- Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своих делах.
- В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают.
- Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся обстоятельствах.
- Если я очень захочу, то смогу расположить к себе почти любого.
- На подрастающее поколение влияет так много обстоятельств, что усилия родителей по его воспитанию часто оказываются бесполезными.
- То, что со мною случается, — это дело моих собственных рук.
- Трудно бывает понять, почему руководители поступают именно так, а не иначе.
- Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего, не проявил достаточно усилий.
- Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того, что хочу.
- В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизни, чаще были виновны другие люди, чем я сам.
- Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно одевать.
- В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы не разрешатся сами собой.
- Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения.
- Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье моей семьи.
- Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим.
- Я всегда предпочитаю принимать решение и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей или на судьбу.
- К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания.
- В семейной жизни бывают такие ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании.
- Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только самих себя.
- Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других людей.
- Большинство моих неудач произошло от неумения, незнания или лени и мало зависело от везения или невезения.
Обработка результатов теста-опросника субъективного контроля (УСК):
Этап 1.
Таблица 1 для подсчета «сырых» баллов по 7 шкалам. Подсчитайте сумму Ваших баллов по каждой из семи шкал, при этом вопросы, указанные в столбце «+», берутся со знаком Вашего балла, а вопросы, указанные в столбце «-», изменяют знак Вашего балла на обратный.
1. Шкала Ио
+ 2, 4, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 19, 20, 22, 25, 27, 29, 31, 32, 34,. 36, 37, 39, 42, 44
— 1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 18, 21, 23, 24, 26, 28, 30, 33, 35, 38, 40, 41, 43
2. Шкала Ид
+ 12, 15, 27, 32, 36, 37
— 1, 5, 6, 14, 26, 43
3. Шкала Ин
+2, 4, 20, 31, 42, 44
— 7, 24, 33, 36, 40, 41
4. Шкала Ис
+ 2, 16, 20, 32, 37
— 7, 14, 26, 28, 41
5. Шкала Ип
+ 19, 22, 25, 31, 42
-: 1, 9, 10, 24, 30
6. Шкала Им
+ 4, 27
— 6, 38
7. Шкала Из
+ 13, 34
—3, 23
Этап 2.
Перевод «сырых» баллов в стены (стандартные оценки). Стены представлены в 10-ти балльной шкале и дают возможность сравнивать результаты различных исследований.
Этап 3. Построение «профиля УСК» по семи шкалам. Отложите свои семь результатов (стенов) на семи десятибалльных шкалах и отметьте так же норму, соответствующую 5,5 стенов.
Ио __1__________________5,5____________________10__
Ид __1__________________5,5____________________10__
Ин __1__________________5,5____________________10__
Ип __1__________________5,5____________________10__
Ис __1__________________5,5____________________10__
Им __1__________________5,5____________________10__
Из __1__________________5,5____________________10__
Таблица для перевода «сырых» балов в стены
Ио | Ид | Ин | Ип | ||||||||
от | до | = | от | до | = | от | до | = | от | до | = |
-132 | -13 | 1 | -36 | -10 | 1 | -36 | -7 | 1 | -30 | -11 | 1 |
-13 | -2 | 2 | -10 | -6 | 2 | -7 | -3 | 2 | -11 | -7 | 2 |
-2 | 10 | 3 | -6 | -2 | 3 | -3 | 1 | 3 | -7 | -4 | 3 |
10 | 22 | 4 | -2 | 2 | 4 | 1 | 5 | 4 | -4 | 0 | 4 |
22 | 33 | 5 | 2 | 6 | 5 | 5 | 8 | 5 | 0 | 4 | 5 |
33 | 45 | 6 | 6 | 10 | 6 | 8 | 12 | 6 | 4 | 7 | 6 |
45 | 57 | 7 | 10 | 15 | 7 | 12 | 16 | 7 | 7 | 11 | 7 |
57 | 69 | 8 | 15 | 19 | 8 | 16 | 20 | 8 | 11 | 14 | 8 |
69 | 80 | 9 | 19 | 23 | 9 | 20 | 24 | 9 | 14 | 18 | 9 |
80 | 132 | 10 | 23 | 36 | 10 | 24 | 36 | 10 | 18 | 30 | 10 |
Ис | Им | Из | ||||||
от | до | = | от | до | = | от | до | = |
-30 | -4 | 1 | -12 | -6 | 1 | -12 | -3 | 1 |
-4 | 0 | 2 | -6 | -4 | 2 | -3 | -1 | 2 |
0 | 4 | 3 | -4 | -2 | 3 | -1 | 1 | 3 |
4 | 8 | 4 | -2 | 0 | 4 | 1 | 3 | 4 |
8 | 12 | 5 | 0 | 2 | 5 | 3 | 4 | 5 |
12 | 16 | 6 | 2 | 5 | 6 | 4 | 5 | 6 |
16 | 20 | 7 | 5 | 7 | 7 | 5 | 7 | 7 |
20 | 24 | 8 | 7 | 9 | 8 | 7 | 9 | 8 |
24 | 28 | 9 | 9 | 11 | 9 | 9 | 11 | 9 |
28 | 30 | 10 | 11 | 12 | 10 | 11 | 12 | 10 |
Анализ результатов. Проанализируйте количественно и качественно ваши показатели УСК по семи шкалам, сравнивая свои результаты (полученный «профиль») с нормой. Отклонение вправо (более 5,5 стенов) свидетельствует об интернальном типе контроля (УСК) в соответствующих ситуациях. Отклонение влево от нормы (менее 5,5 стенов) свидетельствует об экстернальном типе УСК.
1. Шкала общей интернальности (Ио). Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять, и, таким образом, они чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Низкий показатель по шкале соответствует низкому уровню субъективного контроля. Такие испытуемые не видят связи между своими действиями к значимым для них событиям их жизни, не считают себя способными контролировать их развитие и полагают, что большинство их является результатом случая или действии других людей.
2. Шкала интернальности в области достижений (Ид). Высокие показатели по этой шкале соответствуют высокому уровню субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями. Такие люди считают, что они сами добились всего, что было и есть в их жизни, и что они способны с успехом добиваться своего в будущем. Низкие показатели по шкале Ид свидетельствуют о том, что человек приписывает свои успехи и достижения обстоятельствам —- везению, счастливой судьбе или помощи других людей.
3. Шкала интериальности в области неудач (Ин). Высокие показатели по этой шкале говорят о развитом чувстве субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообразных неприятностях и страданиях. Низкие показатели Ин свидетельствует о том, что испытуемый склонен приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать их результатом невезения.
4. Шкала интернальности в области семейных отношений (Ис). Высокие показатели Ис означают, что человек считает себя ответственным за события, происходящие в его семейной жизни. Низкий Ис указывает на то, что субъект считает партнеров причиной значимых ситуаций, возникающих в его семье.
5. Шкала интернальности в области производственных отношений (Ип). Высокий Ип свидетельствует о том, что человек считает свои действия важным фактором организации собственной производственной деятельности, в складывающихся отношениях в коллективе, в своем продвижении и т.д. Низкий Ип указывает на то, что испытуемый склонен приписывать более важное значение внешним обстоятельствам — руководству, товарищам по работе, везению — невезению.
6. Шкала интернальности в области межличностных отношений (Им). Высокий показатель свидетельствует о том, что человек считает себя в силах контролировать свои формальные и неформальные отношения с другими людьми, вызывать к себе уважение и симпатию. Низкий, напротив, указывает на то, что человек не может активно формировать свой круг общения и склонен считать свои межличностные отношения результатом активности партнеров.
7. Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни (Из). Высокие показатели. Показатели Из свидетельствуют о том, что испытуемый считает себя ответственным за свое здоровье: если он болен, то обвиняет в этом себя и полагает, что выздоровление во многом зависит от его действий. Человек с низкими показателями Из считает болезнь результатом случая и надеется, что выздоровление придет в результате действий других, прежде всего врачей.
Валидность шкал УСК демонстрируется их связями с другими характеристиками личности, измеренными при помощи личностного опросника Кэттелла. Человек с низким субъективным контролем (склонный считать свои успехи и неудачи следствием обстоятельств) эмоционально неустойчив (фактор -С), склонен «к неформальному поведению (фактор -G), малообщителен (фактор + Q,), у него плохой самоконтроль (фактор -Q^) и высокая напряженность (фактор + Q„). Человек с высоким показателем субъективного контроля обладает эмоциональной стабильностью (фактор + С), упорством, решительностью (+ G), общительностью (фактор -Су, высоким самоконтролем (фактор + Q,) и сдержанностью (фактор -q().
Интеллект (фактор В) и многие факторы, связанные с экстраверсией-интраверсией, не коррелируют ни с Ио, ни с ситуативными характеристиками субъективного контроля.
Субъективный контроль над позитивными событиями (достижения, успехи) в большей степени коррелирует с силой Эго (фактор + С), самоконтроля (фактор -Q,), социальной экстраверсией (факторы + А; -Су, чем субъективный контроль над негативными событиями (неприятности, неудачи). С другой стороны, люди, не ощущающие ответственности за неудачи, чаще оказываются более практичными (фактор -М), чем люди с сильным контролем в этой области, что нехарактерно для субъективного контроля над позитивными событиями.
Бланк к тесту УСК
№_________________________Дата_________________________
Ф. И.О.__________________________________________________
№ | -3 | -2 | -1 | 0 | +1 | +2 | +3 | № | -3 | -2 | -1 | 0 | +1 | +2 | +3 | ||
1 | 23 | ||||||||||||||||
2 | 24 | ||||||||||||||||
3 | 25 | ||||||||||||||||
4 | 26 | ||||||||||||||||
5 | 27 | ||||||||||||||||
6 | 28 | ||||||||||||||||
7 | 29 | ||||||||||||||||
8 | 30 | ||||||||||||||||
9 | 31 | ||||||||||||||||
10 | 32 | ||||||||||||||||
11 | 33 | ||||||||||||||||
12 | 34 | ||||||||||||||||
13 | 35 | ||||||||||||||||
14 | 36 | ||||||||||||||||
15 | 37 | ||||||||||||||||
16 | 38 | ||||||||||||||||
17 | 39 | ||||||||||||||||
18 | 40 | ||||||||||||||||
19 | 41 | ||||||||||||||||
20 | 42 | ||||||||||||||||
21 | 43 | ||||||||||||||||
22 | 44 |
Литература:
Основы психологии. Практикум./Ред.- сост. Л.Д. Столяренко. Ростов-на-Дону, 1999
Методика УСК (Уровень субъективного контроля)
Методика УСК (уровень субъективного контроля) получила наибольшее распространение в нашей стране, авторами которой являются Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, Л. М. Эткинд.
В основе данной методики лежит концепция локуса контроля Дж. Роттера. Однако у Роттера локус контроля считается универсальным по отношению к любым типам ситуаций: локус контроля одинаков и в сфере достижений, и в сфере неудач. При разработке методики УСК авторы исходили из того, что иногда возможны не только однонаправленные сочетания локуса контроля в различных по типу ситуациях. Это положение имеет и эмпирические подтверждения. В связи с этим разработчики теста предложили выделить в методике диагностики локуса контроля субшкалы: контроль в ситуациях достижения, в ситуациях неудачи, в области производственных и семейных отношений, в области здоровья.
Всего опросник УСК состоит из 44 пунктов.
В целях повышения достоверности результатов опросник сбалансирован по следующим параметрам:
1) по интернальности-экстернальности — половина из пунктов опросника сформулирована таким образом, что положительный ответ на них дадут люди с интернальным УСК, а другая половина сформулирована так, что положительный ответ на нее дадут люди с экстернальным УСК;
2) по эмоциональному знаку — равное количество пунктов опросника описывают эмоционально позитивные и эмоционально негативные ситуации; 3) по направлению атрибуций — равное количество пунктов сформулировано в первом и третьем лице.
В отличие от шкалы Роттера в опросник включены пункты, измеряющие интернальность-экстернальность в межличностных и семейных отношениях. Для медико-психологических исследований в него включены пункты, измеряющие УСК. в отношении болезни и здоровья.
Для увеличения спектра возможных применений опросника он сконструирован в двух вариантах, различающихся форматом ответов испытуемых.
Вариант А, предназначенный для исследовательских целей, требует ответа по 6-балльной шкале «-3, -2, -1, +1, +2, +3», в которой ответ «+3» означает «полностью согласен», «-3» — «совершенно не согласен» с данным пунктом. (Предлагаемый на данном сайте онлайн-тест имеет данный вариант)
Вариант Б, предназначенный для клинической психодиагностики, требует ответов по бинарной шкале «согласен — не согласен».
Как показали исследования, проведенные на нормальных испытуемых — студентах, ответы на все пункты опросника имеют достаточный разброс: ни одна из половин шкалы не выбиралась реже, чем на 15% случаев. Результаты заполнения опросника отдельным испытуемым преобразуются в стандартную систему единиц—стенов и могут быть наглядно представлены в виде профиля субъективного контроля.
Показатели опросника УСК организованы в соответствии с принципом иерархической структуры системы регуляции деятельности таким образом, что включают в себя обобщенный показатель индивидуального УСК, инвариантный к частым ситуациям деятельности, два показателя среднего уровня общности, дифференцированные по эмоциональному знаку этих ситуаций, и ряд ситуационно-специфических показателей.
Инструкция к тесту:
Внимательно прочитайте каждое из утверждений, приведенных ниже и отметьте на бланке ответов:
-3 – не согласен полностью
-2 – не согласен частично
-1 – скорее не согласен, чем согласен
+1 – скорее согласен, чем не согласен
+2 – согласен частично
+3 – согласен полностью
Уровень субъективного контроля, опросник Роттера, локус контроля, методика УСК, интернальность, экстернальность
Улыбина Ю. Н. — Как контролировать свои эмоции
Эта книга выгодно отличается тем, что дает ключ к усвоению практических навыков контроля над собственными эмоциями, правильного реагирования на то или иное проявление эмоций в обществе и к обретению душевного равновесия. Методики…
Гилинский Я. И. — Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений»
В книге излагаются теоретические основы и история формирования девиантологии — социологии девиантности и социального контроля. Подробно рассматриваются основные формы девиантности — преступность, коррупция, терроризм, наркотизм,…
Локус контроля Джулиана Роттера
Локус контроля — психологический фактор, характеризующий тот или иной тип личности. Представляет собой склонность человека приписывать ответственность за происходящие в жизни события и результаты своей деятельности внешним силам…
Джулиан Роттер: теория локуса контроля
Джулиан Бернард Роттер — американский психолог, автор влиятельных теорий, включая теорию социального научения и теорию локуса контроля….
Методика диагностики мотивации к достижению успеха Т. Элерса
Тест предназначен для диагностики мотивационной направленности личности на достижение успеха. При диагностике личности на выявление мотивации к успеху Элерс исходил из положения: личность, у которой преобладает мотивация к…
Психологические особенности уровня субъективного контроля у наркозависимых в подростковом возрасте
Реферат
Юность, как возрастной период жизни человека, многими авторами признается одним из важнейших периодов личностного развития человека. Именно в этот возрастной период осуществляется окончательный переход к зрелости личности, завершается формирование устойчивых черт личности. Основными чертами этого периода являются: формирование самосознания, формирование мировоззрения, принятие всего комплекса социальных ролей взрослого и овладение ими, окончательное формирование собственной позиции в межличностных отношениях и стабилизация психических состояний. В данной работе изучались личностные особенности наркозависимых молодежи. Сопоставлены различия в личностных характеристиках наркозависимых и химически независимых молодых людей. Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы в деятельности реабилитационных учреждений для наркозависимых, а также в работе специалистов. учебных заведений, с целью успешного выявления отрицательных тенденций развития личностных особенностей, исключительно из описанных в работе, на более ранних этапах формирования у химически самостоятельных мальчиков и девочек.
Ключевые слова:
Введение
За последние несколько лет картина наркомании в России изменилась. Эти изменения коснулись таких показателей, как средний возраст наркоманов, средний возраст впервые употребляющих наркотики, средняя продолжительность жизни наркоманов. Все эти показатели в последние годы имеют тенденцию к снижению (Dolya & Moisee, 2018; Popov, 2020). По статистике средний возраст наркоманов в России составляет 15-17 лет, а процент употребления наркотиков детьми 9 лет-13 лет резко возрастает. Известны также случаи употребления наркотиков детьми в возрасте 6-7 лет – их приобщают к наркомании родители-наркоманы. По данным Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков РФ, ежегодно в России от наркотиков умирает 70 тыс. человек (Гарбер, Баранская, 2018; Нагуманова, Политика, 2020). 86 тысяч россиян становятся наркоманами. Каждый наркоман вовлекает в наркотический образ жизни 5-7 человек, что придает процессу характер эпидемии. Смертность среди наркоманов в 20 раз выше, чем среди населения в целом.
Смерть от передозировки, медицинские осложнения и суицид Кукуляр и Бессонова (2017), Халфина и соавт. (2020).Тенденция к снижению возраста первого употребления наркотиков, уровень деструктивного воздействия на организм, высокая скорость формирования встречной зависимости, частые случаи необратимых последствий в психике, высокий уровень смертности, связанный с употреблением наркотиков – все эти факторы делают тему актуальной. Своевременное выявление изменений личностных характеристик наркоманов и наркоманов в подростковом возрасте актуально на сегодняшний день. (Гагарина и Калмыкова, 2007)
Вторым аргументом в пользу актуальности исследования является то, что понятия «норма» и «нормальность» в современной психологии — это не некая точка, с точно заданными координатами местоположения, помещенная на «поле жизни» (Буданова и др. 2019, Ершова и др., 2019). Если бы это было так, то понятия «нормальность» и «норма» охватили бы крайне небольшое количество людей, живущих в мире (Ханишина, Воронин, 2019). Поэтому было бы разумно предположить, что такой мир, где почти все его представители «аномальны», не может существовать долго и успешно. Само это предположение является опровержением того факта, что понятие «норма» не может быть строго определенной точкой без каких-либо отклонений. Сегодня «норма» и «нормальность» в психологии представляют собой достаточно расширенный диапазон (кривая нормального распределения — кривая Гаусса), границы которого устанавливаются специалистами — отсюда и относительная стабильность мира (Исаев, 2019).; Хасанова, 2017). Уметь выявлять личностные характеристики, уметь оценивать их уровень и соотносить этот уровень с положением в пределах «нормальности» – идея актуальна во все времена. Применительно к данной работе актуален крайне скудный объем информации, а также исследования, проведенные на тему выявления личностных различий между людьми с химическими зависимостями и людьми химически независимыми (Соколова, Гагарина, 2005; Тимченко и др., 2019).
Постановка проблемы
В соответствии с целью исследования была поставлена задача изучить особенности субъективного контроля наркозависимых и химически независимых людей в подростковом возрасте.
Исследовательские вопросы
Следующие вопросы помогли решить заявленную проблему:
- для изучения особенностей и основных отличительных особенностей подросткового возраста;
- эмпирически исследуют особенности личности наркоманов и химически независимых людей в подростковом возрасте; №
- для выявления различий в личностных характеристиках наркозависимых и химически независимых людей подросткового возраста.
Цель исследования
Цель исследования — изучить уровень субъективного контроля наркозависимых в подростковом возрасте.
Методы исследования
Организация и проведение эмпирического исследования личностных особенностей наркоманов подросткового возраста проходили в 5 реабилитационных центрах, действующих на территории Республики Беларусь. Исследование проводилось в период с января по сентябрь 2017 г., в экспериментальную группу вошли 16-22 года (N=24). В контрольную группу вошли химически самостоятельные молодые люди – студенты 1 курса колледжа БГПУ им.
М. Акмуллы (N=24).Выводы
Рассмотрим результаты, полученные по методике «Уровень субъективного контроля». На рис. 1 видно, что первая группа имеет ярко выраженные шкалы: Интернальность в области достижений и Интернальность в отношении к болезни и здоровью.
Характеристика экспериментальной группы. Четко выражены шкалы: шкала общего интернальности, Шкала интернальности в области достижений, Шкала интернальности в области неудач, Шкала интернальности в сфере межличностных отношений, Шкала интернальности по отношению к здоровье и болезнь.
Рассмотрим различия, полученные с помощью U-критерия Манна-Уитни. Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1 — Результаты статистической оценки различий показателей по опроснику «Уровень субъективного контроля» (УСК) между химически независимыми людьми в подростковом возрасте (1-я группа) (N=24) и наркозависимыми в подростковом возрасте (2-я группа) (N=24) (в стенах) Посмотреть полный размер >Шкалы: Интернальность в сфере неудач и Интернальность в семейных отношениях, уровень значимости р<0,05, и в шкале Интернальность в сфере межличностных отношений, р<0,01.
Шкалы: Общая интернальность, Интернальность в сфере достижений, интернальность в сфере производственных отношений и интернальность в сфере здоровья и болезни — достоверных различий по уровню между первой и второй группами установить не удалось (Соколова, Гагарина , 2005).
В табл. 1 мы видим следующие основные показатели: среднее значение, стандартное отклонение, U-критерий Манна-Уитни и уровень значимости (р).
Различия между первой и второй группами были выявлены по следующим шкалам:
1. Интернальность в области неудач — это свидетельствует о том, что представители второй группы проявляют большую склонность обвинять себя в различных бедах и страданиях, чем представители первой группы испытуемых;
2. Интернальность в семейных отношениях — это свидетельствует о том, что субъекты второй группы считают себя ответственными за события, происходящие в их семейной жизни, в большей степени, чем субъекты первой группы;
3. Интернальность в сфере межличностных отношений – это говорит о том, что участники второй группы в большей степени считают себя ответственными за построение межличностных отношений с окружающими, чем участники первой группы (Халфина и др. , 2020).
Группа химически независимых людей в подростковом возрасте характеризуется ярко выраженным зрелым и ответственным отношением к своему здоровью и успехам, которых они достигают в жизни. По другим шкалам уровень интернальности личностных характеристик преобладает над экстернальностью в этой группе, что свидетельствует о понимании испытуемыми собственной значимости в различных сферах своей жизни. Исключение составляют шкалы: Интернальность в семейных отношениях и Интернальность в сфере производственных отношений. В первом случае это связано с тем, что группа испытуемых еще не имеет опыта семейных отношений (за исключением подчиненной роли ребенка, для которой характерна экстернальность), в силу своих возрастных особенностей. Во втором случае это связано с тем, что в группу испытуемых вошли студенты, еще не имеющие опыта работы в сфере постоянных производственных отношений, в том числе в силу их возрастных особенностей.
Группа наркоманов подросткового возраста характеризуется тем, что по всем без исключения шкалам она демонстрирует более высокий уровень интернальности в субъективном контроле по сравнению с первой группой испытуемых.
Это можно объяснить тем, что в условиях, где проходило исследование, испытуемые уже находились под воздействием реабилитационной программы по коррекции мышления и поведения наркозависимых. Одним из направлений этой программы, как правило, является попытка избавить наркомана от инфантилизма как в мышлении, так и в поведении. Общим для первой и второй групп является провисание шкал: интернальности в семейных отношениях и интернальности в сфере производственных отношений. В случае второй группы уровень интернальности по этим шкалам достаточно высок по сравнению с первой группой, но все же ниже общей картины результатов, полученных в целом по методике. Это можно объяснить такой же глубоко укоренившейся инфантильностью, как личностной чертой, присущей наркоманам (Гагарина, Калмыкова, 2007; Гончарова, 2017).Заключение
Таким образом, в ходе исследования были даны ответы на все вопросы исследования. Результаты метода «УСК» также показали, что средние показатели группы наркоманов всегда выше, чем у группы химически независимых испытуемых.
Таким образом, первая и вторая группы испытуемых имеют существенные различия в личностных характеристиках.
Ссылки
Буданова Е. И., Медведев В. Р., Тушнова Л. К., Эркин Н. В. (2019). Нарушение мышления у молодых людей с наркоманией // Вестник Центрально-Российского университетского образовательного консорциума. Серия: Гуманитарные науки, 14, 79-80. [На Руси]
Доля А. А., Моисеев В. Г. (2018). Психологические особенности у молодых людей с наркоманией. Молодой ученый, 18(204), 435-438. [На Руси]
Гагарина Н.А., Калмыкова Е.С. (2007). Личная неустроенность наркоманов в результате конструктивов в семье. [Личностная дезадаптация наркозависимых в результате неурядиц в семье]. Психологические проблемы семьи и личности в мегаполисе: Материалы Первой международной научно-практической конференции, Москва: Изд-во «Институт психологии РАН», 172-176. [На Руси]
Гарбер, А. Н., и Баранская, Л. Т. (2018). Особенности самооценки у добровольных реабилитантов, зависимых от психоактивных веществ. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология, 2, 104-111. [На Руси]
Гончарова К. Н. (2017). Психологические особенности отношения к риску наркозависимых правонарушителей разных возрастных групп. Общество: Социология, психология, педагогика, 5, 64-66. [На Руси]
Ханишина И. С., Воронин Р. М. (2019). О типологии личности наркозависимых несовершеннолетних. Прикладная юридическая психология, 4(49)), 34-38. [На Руси]
Исаев В. С. (2019). Психологические характеристики наркозависимых подростков. Научный альманах, 12-2(62), 136-138. [На Руси]
Халфина Р.Р., Сафронова Е.В., Сафронов А.М. (2020). Психологические особенности склонности к преступномууповедению подростков. Вопросы психического здоровья детей и подростков, 20(1), 75-77. [На Руси]
Хасанова Э. Р. (2017). Психологические особенности наркозависимой личности. В сборнике: Основные характеристики современного этапа развития образования. Организация научной деятельности в России и за рубежом. Материалы Международной научно-практической конференции, с. 113-116. [На Руси]
Кукуляр А.М., Бессонова Н.Н. (2017). Изучение психологических особенностей формирования положительного отношения к реабилитации и ремиссии у наркозависимых. Академическая психология, 1, 34-38.
Нагуманова, Э. Р., и Политика, О. И. (2020). Типологические особенностипсихологического профилянаркоманов. Педагогика, психология, общество: актуальные вопросы. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, с. 313-318. [На Руси]
Попов М.В. (2020). «Комплекс Иона» исамоактуализация личности наркоманов. Научный аспект, 2, 1648-1657. [На Руси]
Соколова Н. А., Гагарина М.А. (2005). Проблемы динамики мотивации при работе с людьми, злопотребляющими психоактивными веществами. Труды молодых ученых Гуманитарного института, 1, 87-94. [На Руси]
Тимченко Т.В., Данилов Е.В., Халфина Р.Р. (2019). Гендерные различия в проявлении агрессии у подростков. Бюллетень психофизиологии, 3, 114-115. [На Руси]
Ершова Р.В., Корягина Т.М., Семеняк И.В. (2019). Психологическое благополучие человека с наркоманией. Человеческий капитал, 6-2 (126), 458-465. [На Руси]
Информация об авторских правах
Эта работа находится под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.
Об этой статье
Теория запланированного поведения
Теория запланированного поведения (TPB) возникла как теория обоснованного действия в 1980 году, чтобы предсказать намерение человека вести себя определенным образом в определенное время и в определенном месте. Теория была предназначена для объяснения всех видов поведения, над которыми люди имеют возможность проявлять самоконтроль. Ключевым компонентом этой модели является поведенческое намерение; на поведенческие намерения влияет отношение к вероятности того, что поведение приведет к ожидаемому результату, и субъективная оценка рисков и преимуществ этого результата.
TPB успешно используется для прогнозирования и объяснения широкого спектра поведения и намерений, связанных со здоровьем, включая курение, употребление алкоголя, использование медицинских услуг, грудное вскармливание и употребление психоактивных веществ, среди прочего. В TPB утверждается, что поведенческие достижения зависят как от мотивации (намерения), так и от способностей (поведенческий контроль). Он различает три типа убеждений — поведенческие, нормативные и контрольные. TPB состоит из шести конструкций, которые в совокупности представляют фактический контроль человека над поведением.
- Отношения. Это относится к степени, в которой человек положительно или неблагоприятно оценивает интересующее его поведение. Это влечет за собой рассмотрение результатов выполнения поведения.
- Поведенческое намерение. Это относится к мотивационным факторам, влияющим на данное поведение, где чем сильнее намерение выполнить поведение, тем больше вероятность того, что поведение будет выполнено.
- Субъективные нормы. Это относится к убеждению о том, одобряют или не одобряют поведение большинство людей. Это связано с убеждениями человека о том, считают ли его сверстники и важные для него люди, что он или она должны участвовать в таком поведении.
- Социальные нормы. Это относится к обычным кодексам поведения в группе или людях или в более широком культурном контексте. Социальные нормы считаются нормативными, или стандартными, в группе людей.
- Воспринимаемая сила — это относится к воспринимаемому присутствию факторов, которые могут способствовать или препятствовать выполнению поведения. Воспринимаемая сила способствует воспринимаемому поведенческому контролю человека над каждым из этих факторов.
- Воспринимаемый поведенческий контроль — это относится к восприятию человеком легкости или сложности выполнения интересующего поведения. Воспринимаемый поведенческий контроль варьируется в зависимости от ситуаций и действий, в результате чего человек по-разному воспринимает поведенческий контроль в зависимости от ситуации. Эта конструкция теории была добавлена позже и привела к переходу от теории разумного действия к теории запланированного поведения.
Существует несколько ограничений TPB, в том числе следующие:
- Предполагается, что человек приобрел возможности и ресурсы для успешного выполнения желаемого поведения, независимо от намерения.
- Он не учитывает другие переменные, влияющие на поведенческие намерения и мотивацию, такие как страх, угроза, настроение или прошлый опыт.
- Несмотря на то, что он учитывает нормативные влияния, он по-прежнему не принимает во внимание экологические или экономические факторы, которые могут повлиять на намерение человека выполнить какое-либо поведение.