Уровни восприятия в психологии: определение, основные уровни и закономерности

Содержание

Психология восприятия — Михаил Кадиков

Знание особенностей человеческого восприятия позволяет дизайнеру уровней очень ловко манипулировать эмоциональным настроем игрока. Психологическое воздействие обычно осуществляется за счет правильного подбора цветов, форм, света и комбинации различных пространств. Такой подход даёт возможность максимально усилить эффект погружения, а также создать множество впечатляющих и запоминающихся моментов.

Далее мы поговорим об особенностях человеческого восприятия игрового окружения и рассмотрим самые популярные способы создания необходимого эмоционального настроя у игрока посредством дизайна уровней.

Восприятие деталей

Ни для кого не секрет, что когда мы запускаем какую-либо игру в первый раз, то мы сразу же начинаем оценивать качество её графики. Большинство людей делает это неосознанно, сравнивая окружение с тем, что они уже видели раньше в других играх. На что обращают внимание игроки в самую первую очередь?

Как правило, игроки сразу же обращают внимание на качество проработки мелких деталей в самом начале игры. Первое оценочное суждение о степени детализации игрок выносит как раз в течении первых 15-20 минут пребывания в виртуальном мире. Следовательно, начальные уровни должны быть максимально детализированными и впечатляющими.

Например, во вступлении к Dead Space 2 (2011, Visceral Games) разработчики умышленно наполняют сцену множеством высокодетализированных мелких объектов округлой формы. Обратите внимание на скриншот ниже: в глаза сразу же бросаются идеально округлые кружка, пепельница, ручка и флакон с таблетками. Дело в том, что по прямоугольным объектам очень сложно судить о степени детализации, а вот округлые формы как раз позволяют очень хорошо почувствовать качество проработки модели.

Dead Space 2 © 2011, Visceral Games

В мультиплеерном режиме желательно всегда очень хорошо детализировать точки старта, так как обычно на них не происходит никакого действия. Это дает возможность игрокам осмотреться по сторонам и сразу же оценить качество проработки игрового окружения.

К примеру, в Left 4 Dead 2 (2009, Valve) почти каждая кампания начинается с локации встречающей игрока очень красивой панорамой с множеством деталей на заднем плане.

Left 4 Dead 2 © 2009, Valve

Почему первое впечатление так важно? Всё очень просто: игрок всегда запомнит в самых мельчайших подробностях любые яркие события происходящие с ним впервые. Именно первое впечатление служит тем самым образцом, по которому он определяет степень зрелищности и качество графики. Даже если это событие повторяется в дальнейшем множество раз, то оно всё равно сохраняет тот эмоциональный окрас, который игрок получил при первом знакомстве.

Такими событиями могут быть встреча с невиданным ранее врагом, впечатляющая скриптовая сцена или взаимодействие с каким-либо объектом.

За примером снова обратимся к Dead Space 2 (2011, Visceral Games). Самое первое превращение дружественного персонажа в некроморфа сделано в виде катсцены, показывающей ужасную трансформацию во всех деталях. В дальнейшем такие превращения будут встречаться еще много раз, но хитрость заключается в том, что по качеству детализации они сильно уступают самой первой встрече — модели просто заменяют одну на другую, маскируя трансформацию сочными спецэффектами.

Dead Space 2 © 2011, Visceral Games

Еще одним примером может служить сцена с первой разгерметизацией, которая также создана с большим вниманием к деталям. Нам показывают впечатляющее действие с множеством объектов в кадре улетающих в открытый космос. Все последующие сцены разгерметизации сделаны с меньшим количеством деталей, но по степени эмоционального окраса они будут восприниматься игроком не хуже первой.

Dead Space 2 © 2011, Visceral Games

В Metro: Last Light (2013, 4A Games) на уровне с концлагерем нацистов игрок должен постоянно выкручивать лампочки для того, чтобы остаться незамеченным. Первые несколько раз взаимодействие обязательно сопровождается специальной анимацией рук с видом от первого лица. На последующих уровнях анимация выкручивания лампочки пропускается, но в воображении игрока это действие всегда будет связанно с красивой анимацией, которую он видел впервые.

Metro: Last Light © 2013, 4A Games

В тех случаях, когда геймплей ориентирован на исследование окружения, игрок также обязательно обратит своё внимание на качество детализации.

Примером отличной детализации интерьеров могут послужить жилища главных героев в Grand Theft Auto V (2013). Игроки часто наведываются туда, чтобы сменить одежду, подобрать аптечку, а также посмотреть телевизор или посерфить в сети. Жилища главных героев всегда интересно исследовать, так как они хорошо дополняют образ своих владельцев. Таким образом, разработчики создают ощущение гигантского мира с сумасшедшим уровнем детализации при помощи качественной проработки всех доступных к неторопливому исследованию помещений.

Grand Theft Auto V © 2013, Rockstar Games

В игре Firewatch (2016, Campo Santo) главный герой периодически использует веревку, чтобы перемещаться вверх или вниз по отвесным скалам. Вершина склона всегда очень хорошо детализирована, т.к. взгляд игрока в большинстве случаев сфокусирован на конце веревки.

Firewatch © 2016, Campo Santo

Восприятие цвета

Цвет является мощным источником воздействия на эмоциональное состояние игрока и его восприятие окружающей среды. Каким образом люди воспринимают различные цвета и как это применить на практике?

Во-первых, цвет позволяет вызывать у людей ощущение тепла или холода, чувство веселья, печали или опасности. Температура цвета помогает создать настрой, а её изменения придают сцене драматичности.

Серия игр Dead Space от Visceral Games — это отличный пример использования цвета для создания нужного эмоционального настроя. Во вступлении к Dead Space (2008, Visceral Games) при помощи оранжевого цвета разработчики создают теплую и дружественную атмосферу, тем самым давая понять игроку, что он находится в безопасности.

Dead Space © 2008, Visceral Games

Большинство уровней в Dead Space 2 (2011, Visceral Games) окрашены в холодные цвета. При длительном воздействии голубых и синих цветов создается ощущение одиночества, изоляции, отчужденности, безразличности, грусти и холодности игрового окружения.

Dead Space 2 © 2011, Visceral Games

Опасные места обозначены красным, который провоцирует сильные эмоции — гнев, ярость, злость и обладает возбуждающим действием. Он также читается подсознанием как опасность, враждебность. Именно поэтому во время большинства решающих схваток с некроморфами для придания сцене большего драматизма используют цветокоррекцию с преобладающим красным цветом.

Dead Space © 2008, Visceral Games

Во-вторых, одно и то же помещение или предмет производит различное впечатление в зависимости от его окраски.

В интерьерах для расширения пространства помещений нужно использовать холодные тона, а для сужения пространства комнат — теплые. Помещения, окрашенные в голубые, синие, зеленые цвета, кажутся более прохладными, а окрашенные в оранжевые — более теплыми.

Так, благодаря насыщенному синему цвету, этот коридор из Mirror’s Edge (2008, DICE) воспринимается подсознанием более холодным, чем он есть на самом деле. А если взять во внимание пар вырывающийся из трубы, то это помещение и вовсе можно перепутать с морозильной камерой, стенки которой покрыты инеем и имеют такой же синеватый оттенок.

Mirror’s Edge © 2008, DICE

За счет цветов можно придавать предметам ощущение веса. Один и тот же предмет, окрашенный в светлый или просто белый цвет, всегда выглядит более легким, а темный или черный — кажется тяжелее.

В качестве примера рассмотрим еще один интерьер из Mirror’s Edge (2008, DICE). Обратите внимание на черные офисные тумбы и какими тяжелыми они воспринимаются в сравнении со светлыми элементами интерьера (офисная стойка и светильник).

Mirror’s Edge © 2008, DICE

В-третьих, цвет помогает создать для каждого уровня свой выразительный и запоминающийся образ. Проще говоря, если локация обладает своей уникальной цветовой палитрой, то её будет гораздо легче запомнить.

Как правило, подбор цветовой палитры не входит в обязанности дизайнера уровней. Обычно этим занимается арт-директор, который подготавливает специальный цветовой сценарий (в англ. «color script») с набором цветов для всех локаций в игре. Такой подход помогает за счет уникальной подборки цветов сделать каждый уровень еще более выразительным и запоминающимся.

Фрагмент цветового сценария для Uncharted 2: Among Thieves © 2009, Naughty Dog

Восприятие пространства

Особенности восприятия человеком различных пространств также позволяют манипулировать эмоциональным состоянием игрока. При помощи правильного использования геометрии уровня можно вызвать у игрока чувства защищенности, опасности, клаустрофобии или боязни высоты.

С самого начала своего существования серия игр Resident Evil (1995, Capcom) очень грамотно использовала игровое окружение, чтобы создать у игрока чувство клаустрофобии. Главной особенностью локаций в Resident Evil является постоянное ограничение маневренности главного героя за счет узких пространств. Как правило, игрока запирают в узком коридоре с несколькими врагами, что сразу же вызывает ощущение паники. Чтобы не оказаться загнанным в угол нам приходится мгновенно принимать решения, что в условиях надвигающейся опасности рождает множество ярких эмоций.

Resident Evil: Revelations © 2013, Capcom

Еще одним способом создания ощущения клаустрофобии является использование затопленных помещений. Здесь чувство неотвратимой угрозы создается при помощи ограничения запасов кислорода, что заставляет игрока действовать решительно и обследовать окружение в поисках спасительных мест, где можно набрать воздуха.

Uncharted 3: Drake’s Deception © 2011, Naughty Dog

Создать иллюзию замкнутого пространства можно также за счет сокращения дальности обзора при помощи тумана, плохого освещения или ограничений угла обзора камеры. Темнота, жуткие тени, непонятные звуки и максимальное ограничение видимости — всё это активно пробуждает воображение, а у страха, как мы знаем, глаза велики.

Отличным примером может послужить Silent Hill 2 (2001, Team Silent), где главный герой посещает загадочный курортный городок Сайлент Хилл, улицы которого окутаны густым туманом, а в помещениях царит тьма. Здесь созданию ощущения постоянного напряжения помогает не только ограничение видимости, но и богатый звуковой фон (посторонние шумы, шаги монстров, радиопомехи) позволяющий воображению разыграться не на шутку.

Silent Hill 2 © 2001, Team Silent

Смена закрытого пространства на открытое позволяет создать чувство высвобождения. Вспомните финал Portal 2 (2011, Valve), где главная героиня выбирается из гигантской подземной лаборатории и сразу же попадает в открытое поле. За счет контраста пространств у игрока возникает ощущение того, что он наконец-то выбрался на свободу и теперь может вздохнуть полной грудью.

Portal 2 © 2011, Valve

В свою очередь, открытое пространство с небольшим количеством укрытий вызовет ощущение уязвимости. Как правило, люди будут избегать таких мест считая их опасными, т.к. одинокая фигура в чистом поле сразу же становится привлекательной мишенью для других игроков.

Планировка мультиплеерного уровня «Terminal» в Crysis 2 (2011, Crytek) завязана вокруг главного зала железнодорожной станции Гранд Централ. Практически всё время игроки проводят в боковых помещениях обеспечивающих достаточно укрытий, а вот центральный зал с его открытым пространством пересекают только самые отчаянные.

Crysis 2 © 2011, Crytek

Еще одним хорошим примером является уровень с тюрьмой из Call of Duty: Modern Warfare 2 (2009, Infinity Ward). Добравшись до душевых группа спецназа попадает под перекрестный огонь, который ведется с балконов этажом выше. В результате у игрока создается ощущение уязвимости за счет того, что он находится на открытом пространстве, а шкафчики не обеспечивают полноценного укрытия, т.к. обстрел ведется сверху вниз.

Call of Duty: Modern Warfare 2 © 2009, Infinity Ward

Открытые пространства очень часто используют в уровнях представляющих собой арены для поединков с боссами.

Например, финальная битва с боссом в Crysis (2007, Crytek) происходит на палубе авианосца. Открытое пространство заставляет игрока почувствовать себя максимально уязвимым и находиться в постоянном движении, уклоняясь от многочисленных атак противника и перемещаясь от одного укрытия к другому с целью пополнения боеприпасов.

Crysis © 2007, Crytek

Пространство в виде квадрата статично — равное удаление стен от центра располагает к отдыху. А вот прямоугольник динамичен и, чем он вытянутей, тем больше побуждает к движению. Именно поэтому, если вы хотите подольше задержать игрока на локации, используйте форму квадрата. Длинные коридоры с дверью на другом конце вызовут желание поскорее их пробежать.

Например, в финале The Last of Us (2013, Naughty Dog) разработчики пользуются таким приемом, чтобы вынудить игрока как можно скорей попасть в хирургическое отделение.

The Last of Us © 2013, Naughty Dog

При помощи грамотного использования пространства можно взывать у человека чувство боязни высоты. Для этого достаточно предложить игроку прогуляться над пропастью по узкой дорожке с которой очень легко соскользнуть.

К примеру, в Tomb Raider (2013, Crystal Dynamics) разработчики активно используют этот прием для создания экстремальных игровых ситуаций. Рискуя сорваться вниз, главная героиня взбирается на самую высокую радиобашню без страховки, карабкается по отвесным скалам при помощи ледоруба и балансирует над пропастью неуверенно ступая по скользкому стволу дерева.

Tomb Raider © 2013, Crystal Dynamics

Отличным примером использования чувства боязни высоты может послужить уровень с железнодорожным мостом из Half-Life 2 (2004, Valve). Чтобы отключить силовое поле блокирующее проезд на другую сторону, главному герою придется прогуляться над пропастью по узким балкам основания моста. Время от времени можно слышать проходящий сверху поезд, который заставляет всю металлоконструкцию сильно трястись, что только усиливает остроту ощущений. В итоге, поборов все свои страхи и благополучно перебравшись на другую сторону пропасти, игрок получит громадное удовольствие от преодоления такого препятствия.

Half-Life 2 © 2004, Valve

Разработчики Uncharted 4: A Thief’s End (2016, Naughty Dog) создают ощущение высоты и головокружения при помощи нескольких хитрых приемов.

Во-первых, это скалы с навесом уходящие вниз под небольшим углом. Они подсознательно воспринимаются гораздо опаснее обычной вертикальной стены, т.к. сорваться с такой скалы означает гарантированное падение вниз без возможности зацепиться за уступы ниже. Во-вторых, чувство высоты очень хорошо передает использование высоких прямоугольных колонн, создающих иллюзию уходящего вниз колодца, шахты или тоннеля.

Uncharted 4: A Thief’s End © 2016, Naughty Dog

Похожими приемами пользовались создатели The Last Guardian (2016, Team Ico). Для тех, кто боится высоты руины затерянного города станут настоящим кошмаром — высоченные колонны многократно усиливают ощущение головокружения и делают акробатические секции еще более впечатляющими.

The Last Guardian © 2016, Team Ico

Итак, мы рассмотрели наиболее важные особенности человеческого восприятия и выяснили, что в оценке качества детализации важно первое впечатление, при помощи цветов можно влиять на эмоциональное состояние людей, а за счет грамотного использования пространств можно вызвать у игрока чувства защищенности, опасности, клаустрофобии или боязни высоты.

 < НАЗАД | ОГЛАВЛЕНИЕ | ДАЛЕЕ >

Уровни восприятия человеком собственной реальности: ru_psiholog — LiveJournal

Интересная статья известного современного философа и интегрального психолога про различные уровни восприятия человеком себя и реальности. Рекомендую к прочтению и приложению к собственной жизни.

Кен УИЛБЕР
КТО Я?

Это может произойти внезапно, когда угодно и где угодно, безо всякого предупреждения и какой-либо видимой причины.
«Внезапно я был объят облаком цвета огня. У меня мелькнула мысль о пожаре, запылавшем где-то неподалеку в этом огромном городе; но в следующее мгновение я осознал, что огонь был внутри меня. Тотчас пришло чувство ликования и громадная радость, которая сопровождалась неописуемым интеллектуальным вдохновением. Я не просто уверовал, я увидел, что Вселенная состоит не из мертвой материи, но являет собой живое Присутствие; я осознал в себе вечную жизнь. Это было не убеждение, будто я буду жить вечно, но сознание того, что я уже обладаю вечной жизнью; я увидел, что все люди бессмертны; что космический порядок таков, что все вещи, несомненно, действуют сообща на благо всех и каждого; что основополагающим принципом этого мира и всех миров является то, что мы называем любовью, и что счастье в конечном счете есть удел всех и каждого. » (Цитата из «Космического сознания» Ричарда Бека.).
Какое великолепное осознание! Мы, безусловно, допустили бы серьезную ошибку, поспешно объяснив подобные переживания галлюцинациями или помрачением ума, ибо при ближайшем рассмотрении мы не найдем в них и следа мучительного пароксизма психотических видений.

«Пыль и камни мостовой были столь же драгоценны, как золото, ворота сначала казались концами мира. Зеленые деревья, когда я первый раз видел их через одни из ворот, приводили меня в восторг и восхищение… Кувыркавшиеся и игравшие на улице мальчики и девочки были живые драгоценности. Я знал не то, что они были рождены или должны будут умереть. Но все вещи вечно пребывали такими, какие есть, и на должном месте. В свете дня была явлена вечность…» (Траэрн).
Выдающийся американский психолог Уильям Джеймс неоднократно подчеркивал, что «наше нормальное бодрствующее сознание представляет собой всего лишь особый тип сознания, тогда как вокруг него, отделенные тончайшей из завес, лежат потенциальные формы сознания, совершенно от него отличные». Наше повседневное осознание подобно небольшому островку, окруженному огромным океаном непредсказуемого и неизведанного сознания, волны которого непрерывно бьются о барьерные рифы привычного нам сознавания, пока однажды совершенно неожиданно не пробиваются сквозь них и не затопляют наш островок знанием безбрежной, в основном неисследованной, но в высшей степени реальной сферы сознания нового мира.
«А сейчас пришел момент такого сильного восторга, что Вселенная застыла, как бы изумленная неописуемым величием этого зрелища. Один во всей бесконечной Вселенной! Вселюбящий, Совершенный Единый… В этот же чудесный миг небесного блаженства я испытал озарение. Я узрел внутренним взором, как атомы или молекулы, из которых состоит Вселенная, — я не знал, материальные они или духовные, — перестраиваются по мере перехода космоса (в его непрерывной, вечной жизни) от одного порядка к другому. Какова же была моя радость, когда я увидел, что цепь эта без изъяна, что ни одно звено не выпало, что все здесь на своем месте и в свое время. Миры, системы, все сливалось в одно гармоничное целое.» (Р.М. Бек)
Самая захватывающая сторона такого рода озарений состоит в том, что человек начинает явственно и несомненно ощущать себя единым со всей Вселенной, со всеми ее мирами, высокими и низкими. священными и обыденными. Его чувство самотождественности простирается далеко за узкие пределы его разума и тела и охватывает весь космос. Именно поэтому Р.М. Бек называл это состояние «космическим сознанием». Мусульмане называют его «Высшим Тождеством» — высшим потому, что это тождество со Всем. Мы будем называть его «сознанием единства» — состоянием любовных объятий со Вселенной как целым.
«Улицы были моими, храм был моим, люди были моими. Небо было моим, равно как и солнце, и луна, и звезды, — весь мир был моим, и я был единственным, кто созерцал его и наслаждался им. Мне не известны были ни приличия, ни связи, ни сословия; но все приличия и сословия были моими; все сокровища и их обладатели были моими. Так что больших трудов стоило испортить меня и заставить выучиться грязным приемам этого мира, пользоваться которыми я теперь разучился и — словно вновь стал малым ребенком, чтобы войти в царство Божие. » (Траэрн).
Такие переживания высшего тождества представляют собой столь широко распространенное явление, что вместе с учениями, претендующими на их объяснение, все это получило название «Вечной Философии». Существуют многочисленные указания на то, что подобные переживания, или постижения, лежат в основе всех основных религий — индуизма, буддизма, даосизма, христианства, ислама, иудаизма, — так что мы не без оснований можем говорить о «трансцендентном единстве религий», об их единодушии в изначальной истине.
Этот тип сознания, — сознание единства, или высшее тождество, — представляет собой естественное состояние всех живых существ; но мы постепенно все более ограничиваем наш мир и отвращаемся от нашей истинной природы, устанавливая свои границы. Впоследствии наше изначально чистое и единое сознание функционирует на разных уровнях с различными границами самоотождествления. По сути эти уровни представляют собой множество способов, которыми мы можем ответить и отвечаем на вопрос «Кто я есть?».
«Кто я?» Этот вопрос, волновавший человечество, вероятно, еще на заре цивилизации, и сегодня продолжает оставаться одним из самых «проклятых» человеческих вопросов. Ответы на него давались самые разные — сакральные и профанные, сложные и простые, научные и романтические, политические и личные. Но вместо того чтобы изучать эти многочисленные ответы, давайте взглянем на тот весьма специфический и фундаментальный процесс, который происходит, когда человек задается вопросом: «Кто я есть? каково мое действительное «Я»? какова моя фундаментальная тождественность?»
Действительно, что вы делаете, давая осмысленный, честный и более-менее подробный ответ на заданный вам кем-либо вопрос: «Кто вы такой?» Что при этом происходит у вас в голове? В одном определенном смысле, вы описываете себя таким, каким вы себя знаете, включая в описание большинство фактов — хороших и плохих, стоящих и бесполезных, научных и поэтических, философских и религиозных, — которые вы считаете существенными для своего самоопределения. Вы можете, например, думать: «Я неповторимая личность, человек, наделенный определенными потенциальными возможностями; я добрый, но иногда бываю жесток; мягкий, но иногда меня все раздражает; я адвокат и отец семейства, я люблю удить рыбу и играть в волейбол…» Вы можете перечислять все свои мысли и чувства в том же духе.
Между тем в основе процедуры самоопределения лежит гораздо более фундаментальный процесс. Когда вы отвечаете на вопрос «Кто вы», происходит одна простая вещь. Знаете вы об этом или нет, но, описывая, объясняя или даже просто внутренне ощущая свое «я», вы проводите мысленную разграничительную линию через все поле вашего опыта; все, что оказывается внутри этой границы, вы ощущаете и называете «я», а все, что оказывается вне ее, вы называете «не-я». Иными словами, ваша самотождественность всецело зависит от того, где вы проведете эту пограничную линию.
Вы человек, а не стул, и вы знаете об этом, потому что, сознательно или бессознательно, проводите пограничную линию между людьми и стульями и способны распознать свое тождество с первыми. Если вы высокий человек, вы проводите мысленную черту между высоким и низким и благодаря этому определяете себя как «высокого». Вы начинаете чувствовать, что «я — это, а не то», проводя пограничную линию между «этим» и «тем», а затем признавая свое тождество с «этим» и свое отличие от «того».
Таким образом, когда вы говорите «мое я», вы проводите границу между тем, что является вами, и тем, что вами не является. Отвечая на вопрос «Кто вы?», вы просто описываете то, что находится внутри этой черты. Когда вы не в состоянии решить, как или где ее провести, возникает так называемый кризис самоопределения. Иными словами, вопрос «Кто вы?» означает «Где вы проводите границу?»
В основе любых ответов на вопрос «Кто я?» лежит именно эта фундаментальная процедура проведения пограничной линии между «собой» и «не-собой». Как только общие границы проведены, ответы на этот вопрос могут становиться очень сложными — научными, теологическими, экономическими — или оставаться самыми простыми и недетализированными. Но для любого возможного ответа нужно сперва провести пограничную линию.
Наиболее интересная особенность этой линии состоит в том, что она способна смещаться, и это действительно нередко происходит. Ее можно проводить заново. Человек может в некотором смысле заново составить карту своей души и обнаружить на ней территории, существование которых он никогда не считал возможным, достижимым или даже желательным. Как мы видели, самая радикальная переделка карты или смещение пограничной линии происходит в случае переживания высшего тождества, ибо здесь человек расширяет границу своей самотождественности настолько, что включает в нее всю Вселенную. Можно даже сказать, что он вообще лишается всех границ, ибо, когда человек отождествлен с «одним гармоничным целым», для него больше не существует ни внешнего, ни внутреннего и границу провести негде.
Разновидностей пограничных линий так же много, как и индивидов, которые их проводят, но любая такая линия относится к одному из нескольких ясно различимых классов.
Наиболее типичной пограничной линией является граница кожи, окружающей организм человека. По-видимому, это самая общепринятая граница между «я» и «не-я». Внутри границы кожи все в некотором смысле является «мной», а снаружи — «не-мной». Нечто за пределами границы кожи может быть «моим», но не «мной». Например, я признаю «моими» свой автомобиль, работу, квартиру. семью, но в отличие от всего того, что находится внутри моей кожи, они определенно не являются «мной». Таким образом, граница кожи — это одна из наиболее фундаментально принятых границ между «я» и «не-я».
Может создаться впечатление, что эта кожная граница настолько очевидна, настолько реальна и обычна, что проведение каких-либо иных границ невозможно — за исключением, быть может, редких эпизодов единства сознания, с одной стороны, и безнадежно психотических случаев — с другой. Но в действительности существует и другая чрезвычайно широко распространенная и прочно установившаяся пограничная линия, проводимая огромным числом людей. Ибо многие люди, признавая и принимая кожу в качестве само собой разумеющейся границы между «собой» и «не-собой», «я» и «не-я», проводят вместе с тем и другую, гораздо более значимую для себя границу — внутри целостного организма как такового.
Если проведение пограничной линии внутри организма покажется вам странным, позвольте вас спросить: «Чувствуете ли вы, что вы — это тело, или же вы чувствуете, что вы имеете тело? Большинство людей ответят, что они имеют тело — обладают или владеют им примерно так же, как автомобилем, квартирой или другим предметом. При таких обстоятельствах тело кажется не столько «мною», сколько «моим», а «мое», по определению, находится вне границы, проводимой между «собой» и «не-собой». Человек наиболее тесно и основательно отождествляет себя лишь с одним из аспектов своего целостного организма и ощущает его своим подлинным «я». Этот аспект известен под различными названиями: разума, психики, «эго» или личности.
С точки зрения биологии, нет ни малейшего основания для такого радикального раскола между разумом и телом, психикой и соматикой, «эго» и плотью, но на психологическом уровне подобная расщепленность носит повальный характер. Действительно, противопоставление разума и тела и сопутствующий ему дуализм выступают фундаментальной чертой западной цивилизации. Отмечу здесь, что, даже говоря об исследовании целостного поведения человека, я вынужден использовать состоящее из двух частей слово «психо-логия». Само слово отражает тот предрассудок, что человек по существу является разумом, а не телом. Даже св. Франциск относился к своему телу как к «бедному ослику», и большинство из нас в самом деле чувствуют, что как бы ездят на своем теле, словно на осле.
В этой пограничной линии между разумом и телом, несомненно, есть что-то странное, и возникает она не в момент рождения. Но по мере того как человек взрослеет, возводя и укрепляя границу между «собой» и «не-собой», он смотрит на свое тело со смешанными чувствами. Следует ли его непосредственно включать в границы своего «я», или же его нужно рассматривать как территорию за этими границами? Где провести черту? С одной стороны, тело в течение жизни служит источником многих удовольствий, воспринимаемых его органами чувств, — от экстазов эротической любви до утонченности изысканных яств и красоты солнечного заката. Однако, с другой стороны, тело таит в себе угрозу мучительных болей и изнуряющих болезней. Для ребенка тело служит единственным источником наслаждения и вместе с тем первым источником боли, первым источником конфликтов с родителями. Ведь в довершение всего выясняется, что тело производит отходы, которые по каким-то совершенно загадочным для ребенка причинам представляют собой постоянный источник тревоги и беспокойства родителей. Мокрые пеленки, сопли, полные штаны — и сколько шума! Все это связано с ним, с телом. Тут еще надо подумать, где провести черту.
Но ко времени вступления в зрелый возраст человек, как правило, уже распрощался со своим бедным братцем-осликом. При окончательном проведении границы между собой и не-собой бедный ослик явно оказывается по ту сторону загородки. Тело становится чужой территорией, почти (хотя никогда не полностью) столь же чужой, как и сам внешний мир. Граница проводится между разумом и телом, и человек непосредственно отождествляет себя с первым. Он даже начинает чувствовать, что будто бы живет у себя в голове, как если бы он был неким маленьким человечком, отдающим из черепа команды телу, которые оно может выполнять или не выполнять.
Иначе говоря, то, что человек чувствует тождественным себе, включает не весь организм, но лишь одну из сторон этого организма — «эго». Можно сказать, что человек отождествляется с более или менее точным образом себя, а также с интеллектуальными и эмоциональными процессами, связанными с этим образом. Поскольку он не желает непосредственно отождествлять себя со всем организмом, то самое большее, что он может себе позволить, — это образ всего организма. В связи с этим он чувствует, что он есть «эго», и что его тело просто болтается где-то внизу под ним. Таким образом, здесь мы можем видеть другой основной тип пограничной линии, устанавливающей личное отождествление преимущественно с «эго» — с образом себя.
Как мы можем видеть, эта граница между «я» и «не-я» бывает довольно подвижной. Поэтому не удивительно, если мы обнаружим, что даже внутри «эго», или «разума» — в данном случае я использую эти термины довольно свободно — может быть возведена граница еще одного типа. По разным причинам человек может отказаться считать своими даже некоторые стороны своей собственной психики. Происходит, говоря психологическим языком, расщепление психики, отчуждение, подавление или проецирование каких-то ее аспектов. Суть процесса состоит в том, что человек сдвигает границу между «я» и «не-я», включая в то, что является «собой», лишь какую-то часть тенденций, свойственных «эго». Такой суженный образ себя мы будем называть «маской» (персоной). Поскольку индивид отождествляет себя лишь с некоторыми сторонами своей психики (маской), остальная ее часть воспринимается как «не-я», как территория по ту сторону границы, чужая и пугающая. Человек переделывает карту своей души, чтобы отмежеваться от своих нежелательных сторон (эти нежелательные стороны, отбрасываемые маской, мы называем «тенью») и по возможности исключить их из сферы сознания. Благодаря этому он становится в той или иной степени «не в своем уме». Вполне очевидно, что тут мы имеем дело с еще одним основным типом пограничной линии.
На данном этапе в нашу задачу не входит определение того, какой из приведенных выше типов составления карты своей души «подлинный», «правильный» или «истинный». Мы просто констатируем очевидный факт существования нескольких основных типов пограничных линий между «собой» и «не-собой», «я» и «не-я». И так как наш подход к предмету не зависит от оценок и суждений, мы можем упомянуть по крайней мере еще один тип пограничной линии, в настоящее время привлекающий к себе большое внимание, — границу, связанную с так называемыми надличными, трансперсональными явлениями.
Термин «надличный» указывает на то, что определенный процесс, протекающий в индивиде, в каком-то смысле выходит за его пределы. Простейшим примером такого процесса может служить так называемое экстрасенсорное, сверхчувственное восприятие (СЧВ). Парапсихологи различают несколько форм СЧВ: телепатию, ясновидение, предвидение и видение прошлого. К числу трансперсональных феноменов можно также отнести внетелесные переживания, переживания надличного «я», или свидетеля, пиковые переживания и т.п. Общим во всех этих областях является расширение границы между «я» и «не-я» за пределы кожной границы организма. Хотя трансперсональные переживания отчасти напоминают сознание единства, их не следует с ним смешивать. В сознании единства индивидуальное «я» отождествляется со Всем, абсолютно со всем существующим. В трансперсональных переживаниях личное тождество не расширяется до масштаба Целого, хотя и расширяется или по крайней мере распространяется за пределы организма. Хотя человек не отождествляется со Всем, его самотождественность более не ограничивается только его организмом. Как бы мы ни относились к трансперсональным переживаниям, есть огромное количество свидетельств того, что по крайней мере некоторые их формы действительно существуют. Поэтому мы можем с уверенностью заключить, что эти явления представляют еще один класс границ собственного «Я».
Суть этого обсуждения границ между «собой» и «не-собой», «я» и «не-я» состоит в том, чтобы подчеркнуть факт существования не просто одного, а многих уровней самотождественности, доступных индивиду. Эти уровни отождествления являются не теоретическими постулатами, но наблюдаемыми реалиями — вы можете сами проверить их наличие в себе. В связи с этим создается впечатление, что хорошо знакомое и все же в высшей степени таинственное явление, называемое сознанием, представляет собой как бы спектр, нечто подобное радуге, состоящей из нескольких диапазонов, или уровней, самоотождествления. Напомню, что мы вкратце обрисовали пять классов, или уровней, такого самоотождествления. Существуют, конечно же, вариации этих пяти главных уровней, да и сами они могут быть дополнительно разделены на множество подуровней, однако эти пять уровней, судя по всему, являются базовыми аспектами человеческого сознания.
Давайте расположим эти уровни в определенном порядке — в виде спектра. Такое их расположение показано на рис. 1, где показана пограничная линия между «я» и «не-я», а также рассмотренные нами основные уровни самоотождествления. Уровни различаются в зависимости от того, в каком «месте» проведена граница. Обратите внимание, что по мере приближения к нижней части спектра в той области, которую мы называем «надличной», пограничная линия становится прерывистой и полностью исчезает на уровне сознания единства, где «я» и «не-я» становятся «одним гармоничным целым».

Рис. 1. Спектр сознания

Очевидно, что каждый последующий уровень спектра представляет собой определенный тип сужения или ограничения того, что воспринимается индивидом как его «собственное Я», его действительная самотождественность, его ответ на вопрос «Кто вы?». У основания спектра он чувствует, что един со Вселенной, что его действительное «Я» — не только его организм, но и все мироздание. На следующем уровне спектра (или, можно сказать, «поднимаясь» вверх по спектру) индивид чувствует, что он един уже не со Всем, а только лишь со всем своим организмом. Его чувство самотождественности сместилось и сузилось от всей Вселенной до ее отдельного аспекта, а именно его собственного организма. Затем, на новом уровне, его самотождественность становится еще уже, ибо теперь он отождествляет себя преимущественно со своим разумом, или «эго», то есть только с одной из частей своего целостного организма. И на завершающем уровне спектра он может сузить свою самотождественность до одной из частей своего разума, отчуждая и вытесняя теневые или нежелательные аспекты своей психики. Он отождествляет себя лишь с одной из частей своей психики, той частью, которую мы называем «маской».
Итак, от Вселенной до ее части, называемой «организм»; от организма к его части, называемой «эго»; от «эго» к его части, называемой «маска» — таковы некоторые из диапазонов спектра сознания. На каждом следующем уровне спектра все больше и больше аспектов Вселенной оказываются для человека внешними. Так, на уровне целостного организма по ту сторону границы оказывается окружающая среда — она становится чужой, внешней, становится «не-я». Но на уровне маски и окружающая среда, и тело человека, и некоторые аспекты его собственной психики оказываются внешними, чужими, находящимися по ту сторону границы — они становятся «не-я».
Различные уровни спектра представляют различия не только в самоотождествлении, как бы это не было важно, но также и в тех характеристиках, которые прямо или косвенно связаны с самоотождествлением. Возьмем, к примеру, такую широко распространенную проблему, как «конфликт с собой». Очевидно, что раз есть различные уровни «себя», то существуют и различные уровни такого конфликта. Это связано с тем, что на разных уровнях спектра пограничная линия между «я» и «не-я» проводится по-разному. Но пограничная линия, как скажет вам любой специалист по военному делу, представляет собой потенциальную линию фронта, так как граница отмечает территорию двух противостоящих друг другу и потенциально враждующих лагерей. Так, например, человек, пребывающий на уровне целостного организма, находит потенциально враждебной окружающую его среду, ибо она оказывается по ту сторону границы, находится вне его и по этой причине таит в себе угрозу его жизни и благополучию. Но человек, пребывающий на уровне «эго», считает находящейся по ту сторону границы не только окружающую его среду, но и свое собственное тело, в связи с чем природа его конфликтов и огорчений оказывается совершенно иной. Он передвинул пограничную линию своего «я» и тем самым перенес линию фронта своих конфликтов. В этом случае собственное тело оказывается его врагом.
Эта линия фронта может стать очень резко выраженной на уровне маски, ибо здесь индивид провел пограничную линию между различными сторонами своей психики, так что линия фронта проходит теперь между индивидом как маской, с одной стороны, и его окружающей средой, телом и частью его собственного разума — с другой. Когда человек определяет границы своей души, он определяет тем самым и характер предстоящих ей битв. От границы самоотождествления индивида зависит, какие аспекты Вселенной станут «я», а какие — «не-я». Таким образом, на каждом уровне спектра различные аспекты мира оказываются «не-я», враждебными и чужими. На разных уровнях различные процессы Вселенной могут восприниматься как посторонние по отношению к этому уровню. И поскольку, как однажды отметил Фрейд, каждый посторонний кажется врагом, постольку каждый уровень потенциально вовлекается в различные конфликты с разнообразными врагами. Помните, каждая линия границы является также линией фронта — и враг на каждом уровне различен. Говоря психологическим языком, разные «симптомы» порождаются разными уровнями.
Тот факт, что различные уровни спектра сознания обладают различными характеристиками, симптомами и потенциалами, подводит нас к одному из самых интересных моментов. В настоящее время существует необычайно широкий и все возрастающий интерес ко всякого рода школам и методикам, нацеленным на работу с сознанием. Многие люди обращаются к психотерапии, юнгианскому анализу, мистицизму, психосинтезу, дзэн-буддизму, транзактному анализу, рольфингу, индуизму, биоэнергетике, психоанализу, йоге и гештальт-терапии. Общим для всех этих школ является то, что они пытаются тем или иным путем вызвать изменения в человеческом сознании. На этом, однако, их сходство заканчивается.
Человек, искренне стремящийся к самопознанию, сталкивается с огромным разнообразием психологических и религиозных систем, крайне затрудняющим проблему выбора. Если он попытается разрешить эту проблему путем добросовестного изучения всех основных школ психологии и религии, то может прийти в еще большее замешательство, ибо эти школы, взятые в целом, явно противоречат друг другу. Например, дзэн-буддизм предлагает забыть или превзойти «эго», а психоанализ — усилить и укрепить «эго». Кто прав? Эта проблема стоит одинаково остро как перед непрофессионалами, так и перед психотерапевтами. Существует великое множество различных конфликтующих между собою школ, и все они направлены на понимание одного и того же — человека. Но так ли это?
Направлены ли все они на один и тот же уровень сознания человека? Или, может быть, в действительности эти различные подходы являются подходами к различным уровням человеческого «я»? И тогда они не противоречат друг другу, но отражают действительные и весьма существенные различия между разными уровнями спектра сознания, и все эти подходы могут быть более-менее верны в приложении к соответствующим уровням спектра сознания?
Если это так, то мы сможем привнести существенный порядок и ясность в эту, казалось бы, безумно сложную область. Тогда окажется, что различные религиозные и психологические школы представляют собой не столько различные подходы к рассмотрению человека и его проблем, сколько дополняющие друг друга подходы к рассмотрению различных уровней человеческого сознания. При этом все множество школ распадается на пять-шесть ясно различимых групп, и становится очевидно, что каждая группа ориентирована преимущественно на один из основных диапазонов спектра сознания.
Чтобы дать несколько кратких и общих примеров, отметим, что целью психоанализа и большинства форм традиционной психотерапии является исцеление раскола между сознательными и бессознательными аспектами психики, с тем чтобы человек вошел в соприкосновение со всем, что творится в его душе. Эти школы психотерапии нацелены на воссоединение маски и тени для создания сильного и здорового «эго» — правильного и приемлемого образа себя. Иными словами, все они ориентированы на уровень «эго». Они пытаются помочь индивиду, живущему на уровне маски, переделать карту своей души так, чтобы перейти на уровень «эго».
В отличие от этого цель большинства школ так называемой гуманистической психотерапии иная — исцелить раскол между самим «эго» и телом, воссоединить психику и соматику для возрождения целостного организма. Вот почему о гуманистической психологии, называемой «третьей силой» (другими двумя главными силами в психологии являются психоанализ и бихевиоризм), говорят также как о «Движении за осуществление возможностей человека». По мере расширения самоотождествления человека от одного лишь разума или «эго» до организма в целом огромные возможности целостного организма высвобождаются и становятся достоянием человека.
Если мы пойдем еще дальше, то обнаружим такие дисциплины, как дзэн-буддизм или индуизм веданты, задача которых состоит в исцелении раскола между целостным организмом и средой для восстановления высшего тождества со всей Вселенной. Иными словами, они нацелены на уровень сознания единства. Но не будем забывать, что между уровнем сознания единства и уровнем целостного организма лежат надличные, трансперсональные диапазоны спектра сознания. Школы психотерапии, которые обращаются к этому уровню, заняты углубленным изучением «сверхиндивидуальных», «коллективных» или «трансперсональных» процессов в человеке. Некоторые из них говорят даже о «надличном Я», и хотя это «надличное Я» не тождественно Всему (что было бы сознанием единства), оно тем не менее выходит за пределы индивидуального организма. К числу школ, ориентированных на этот уровень, относятся психосинтез, юнгианский анализ, различные предварительные ступени йогической практики, «трансцендентальная медитация» и т.д.
Все это, конечно, очень упрощенная картина, но она все же в общих чертах показывает, как большинство психологических, психотерапевтических и религиозных школ соотносятся с различными уровнями сознания. Я должен подчеркнуть, что, как и в любом другом спектре, уровни спектра сознания переходят друг в друга постепенно и поэтому никакая четкая классификация уровней, равно как и терапий, адресующихся к этим уровням, невозможна. Кроме того, когда я «классифицирую» терапию на основании того уровня спектра, на который она направлена, я имею в виду самый глубокий из уровней, явно или неявно признаваемых этой школой терапии. В общем случае вы обнаружите, что психотерапия любого уровня будет принимать и признавать потенциальную возможность существования всех тех уровней, которые находятся над ее собственным, но отрицать существование всех тех уровней, которые находятся под ним.
Знакомство со спектром сознания — его различными уровнями, их потенциальными возможностями и проблемами — поможет человеку (как непрофессионалу, так и психотерапевту) лучше ориентироваться (или ориентировать своего клиента) на пути самопознания и личностного роста. Он сможет легче распознавать, к какому уровню относятся имеющиеся проблемы и конфликты, и таким образом применять для их разрешения соответствующий «терапевтический» процесс этого уровня. Он сможет также узнать, с какими возможностями или уровнями он хочет соприкоснуться и какие процедуры могли бы наилучшим образом способствовать этому росту.
Рост прежде всего означает расширение горизонтов индивида, продвижение его границ вовне и вглубь. Но это в точности определение нисхождения по спектру сознания (или «восхождения», в зависимости от того, какую точку зрения вы предпочитаете. Я употребляю слово «нисхождение» просто потому, что оно лучше соответствует схеме на рис. 1.). В результате перехода на нижележащий уровень спектра сознания человек перестраивает карту своей души, расширяя ее территорию. Рост — это постоянное перераспределение, перезонирование, переделка карты самого себя; признание, а потом и обретение все более глубоких и всеобъемлющих уровней своего «Я».

Уилбер К. Никаких границ. — М., 1998, с. 10-23.

Что такое восприятие – основные виды, уровни, ошибки, иллюзии, теории

Все мысли, планы и поступки человека так или иначе обусловлены его картиной мира. Каждый из нас воспринимает происходящее вокруг по-своему, исходя из собственного опыта и особенностей мышления. Оттого мнения двух разных людей об одном и том же событии могут быть диаметральными. Стоит понять, что такое восприятие и почему от него зависит так много.

Восприятие – что это?

Определение этому термину дает психология, поскольку результаты психической деятельности находятся в ее сфере изучения. Восприятие, или перцепция, – понятие, обозначающее процесс формирования человеком целостного образа определенного предмета или явления, в результате его непосредственного влияния на органы чувств с последующим анализом полученных данных. Оно является важнейшим инструментом познания окружающей действительности и адаптации к ней.

Например, впервые встретившись с абрикосом, человек, завершив его визуальное восприятие, попробует, каков он на ощупь, оценит вес, форму, вкусовые качества, и получит полную картину о нем. Имея информацию о его пользе и химическом составе, проанализировав полученный опыт знакомства с этим фруктом, становится возможным создание готового полноценного его образа. В дальнейшем это облегчает процессы узнавания, сравнения и оценки предметов с уже сформированным пониманием того, какими они должны быть.

Отличие восприятия от ощущения

Для глубокого понимания процессов психики, важно разобраться в терминах и их соотношении. Ощущение и восприятие часто путают, но сейчас станет ясно, что это совсем не одно и то же:

  1. Информация, полученная от одного органа чувств – это ощущение. Восприятие включает в себя опыт, полученный от нескольких анализаторов.
  2. Ощущение порождает какое-то чувство – тяжести, сладости, холода. Восприятие же заканчивается формированием целостного образа.
  3. Благодаря ощущениям нами усваиваются отдельные характеристики предметов и явлений. Восприятие рисует их полную картину в нашем сознании.
  4. Ощущениями, то есть способностью познавать предметы посредством рецепторов, обладают все живые организмы. Развитие восприятия доступно лишь существам со сложной нервной системой и перцептивной психикой.
  5. Как вывод, восприятие осуществляется посредством получения всех возможных ощущений от соприкосновения с предметом или явлением, но не сводится к их сумме. Чтобы считаться воспринятой, полученная информация еще должна быть проанализирована и составлена в единое представление – образ.

Свойства восприятия в психологии

Лучше разобраться в понятиях хорошо помогает изучение их признаков. В психологии принято считать, что свойствами восприятия являются:

  1. Предметность.Совокупность полученных нами ощущений не существует хаотично в пространстве, а привязывается нашим сознанием к конкретным объектам внешнего мира.
  2. Целостность и структурность. Отдельные характеристики уже воспринятого объекта структурно связаны друг с другом настолько прочно, что даже после взаимодействия с одной из них в сознании всплывает законченный образ предмета.
  3. Постоянство. Однажды воспринятый объект сохраняет свои характеристики в нашем сознании, даже если в последующем мы наблюдаем его в искаженном виде.
  4. Осмысленность. Что такое восприятие без задействованного мышления? Просто набор реакций рецепторов на внешние раздражители. Классифицировать предмет, составить базовое понимание о его свойствах можно, только применив аналитические способности и уже имеющийся опыт.
  5. Избирательность. Человеческая психика не справляется с тем, чтобы одновременно качественно воспринимать несколько объектов, поэтому, когда мы внимательно смотрим на что-то новое и интересное, весь остальной мир будто бы перестает существовать на некоторое время.

Принципы восприятия

Хоть раз увидев оптические иллюзии, перестаешь быть уверенным в том, насколько верно мозг обрабатывает информацию об окружающей действительности. Объяснить успех таких уловок легко, если знать давно изученные принципы или законы восприятия:

  1. Объединение в группы. Разум непрерывно стремится к установлению корреляционных связей между воспринимаемыми предметами. Автоматически он относит объекты, расположенные рядом, движущиеся в одном направлении или похожие по форме или другим признакам к одной группе, связывает их в один класс.
  2. Выделение фона и фигуры. Если внимание направлено на конкретный предмет, то все, что его окружает воспринимается мозгом, как фон. Стоит перевести фокус на что-то другое, то недавний объект познания мгновенно сольется с фоновым окружением.
  3. Завершение. Этот принцип проявляется в том, что наше сознание стремится дополнить недостающие фрагменты в воспринимаемом объекте, чтобы получить целостный образ.

Каналы восприятия

Данные об окружающем мире непрерывно поступают в наше сознание. Они улавливаются и доставляются в нужные отделы головного мозга, проходя через такие каналы восприятия информации:

  1. Визуальный. Все, что мы воспринимаем органами зрения и есть визуальная информация.
  2. Аудиальный. Данные, воспринятые на слух, то есть все окружающие нас звуки.
  3. Кинестетический. Этот канал объединяет в себе такие ощущения, как вкус, запах, осязание, мета-ощущения (наши внутренние реакции и эмоции от взаимодействия с внешними объектами).

Факторы восприятия

Отчего же люди, имеющие одни и те же каналы восприятия и механизмы обработки информации, так по-разному видят одну и ту же действительность? Различия и особенности восприятия обусловлены внешними и внутренними факторами, которые воздействуют на наши возможности познания мира. К внешним можно отнести:

  1. Повторяемость: образы часто встречаемых предметов формируются в сознании более полными.
  2. Интенсивность воздействия: сильное влияние на рецепторы или провокация сильных эмоций – это то, что ускоряет восприятие.
  3. Контрастность: предметы или явления, выбивающиеся из общей массы, лучше запоминаются и охотнее анализируются нашим мозгом.
  4. Движение: предметы в статике и в динамике воспринимаются по-разному, и для составления полного представления об объекте желательно понаблюдать за ним во всех состояниях.

Что такое субъективное восприятие и какие внутренние факторы влияют на него? Выведены три принципа, объясняющие избирательность мозга во время познания действительности:

  1. Резонанса: состоит в том, что явления, находящиеся в сфере нашей заинтересованности, воспринимаются охотнее всех прочих.
  2. Настороженности: что-то, угрожающее личной безопасности, мгновенно попадает в фокус внимания, в отличие от нейтральных объектов.
  3. Защиты: мозг защищает свои убеждения, потому сопротивляется восприятию любой информации, которая им противоречит.

Виды восприятия

Кроме внешних и внутренних факторов, на процесс познания влияют еще и индивидуальные особенности психики. Исходя из этого, выделяют такие виды восприятия в психологии:

  • синтетический тип;
  • аналитический тип;
  • аналитико-синтетический тип.

Синтетический тип восприятия

Перцепция в психологии делится на типы в зависимости от специфики охвата органами чувств человека характеристик изучаемого объекта. Синтетическому восприятию присуще малое внимание к деталям, но четкое осознание общей картины, понимание основной сути событий. Людям, которые склонны к такому типу перцепции, не свойственно вникать в тонкости всего происходящего, они довольствуются обобщенным видением.

Аналитический тип восприятия

Синтетическая перцепция, как крайность, имеет и свой антипод. Аналитический тип – это как раз такое восприятие в психологии, что характеризуется противоположным обобщению чрезмерным вниманием к деталям. Имея склонность к нему, бывает сложно уловить и проанализировать общую идею происходящих событий, зато ни одна мелочь окружающей действительности не останется без внимания.

Аналитико-синтетический тип восприятия

Как не существует чистых типов темперамента, так и типы перцепции редко встречаются в таком рафинированном, однобоком виде. Классификация восприятия весьма условна, ведь в каждом из нас есть склонности к обоим вышеперечисленным видам, разве что один из них может преобладать. Стараясь проанализировать частное, мы стремимся создать общую картину, а получив общее представление – разбиваем его на фрагменты для более полного понимания.

Уровни восприятия

Процесс познания объекта проходит в несколько этапов. Структурность восприятия обусловлена несколькими уровнями обработки информации нашим мозгом. Всего их четыре:

  1. Обнаружение. На этом этапе сознанием фиксируется только факт раздражения рецепторов при взаимодействии с объектом.
  2. Различение. Сейчас мозг получает сигналы от анализаторов о том, какими качествами обладает воспринимаемый объект.
  3. Идентификация. Получив информацию о свойствах предмета, сознание соотносит их со свойствами других объектов, образы которых хранятся в его памяти.
  4. Опознание. Проанализировав свой прошлый опыт и новые данные, мозг относит новый предмет к имеющимся в его распоряжении группам и категориям. Узнавание и классификация объекта означает, что такое восприятие было успешным.

Ошибки восприятия

Наши когнитивные способности не идеальны и часто находятся под влиянием разных факторов. Поведенческие психологи экспериментально выявили несколько самых распространенных ошибок восприятия:

  1. Эффект ореола. Состоит в том, что наше уже сформированное отношение к какому-то качеству предмета или человека определяет отношение к нему в целом, даже если другие его характеристики вызвали бы совсем иные эмоции.
  2. Эффект предубеждения. Это нарушение восприятия проявляется в избирательной слепоте нашего сознания относительно той информации, которая может разрушить уже сложившиеся стереотипы.
  3. Эффект доступности. Если нам легко на ум приходят примеры каких-то явлений, то мы автоматически считаем их распространенными, даже если статистика говорит обратное.
  4. Эффект проекции. Свои собственные характеристики мы охотно приписываем другим людям. Такие эффекты восприятия нередко приводят к разочарованиям.

Иллюзии восприятия

Иногда при нагромождении различных ощущений, некоторые из них могут искажаться в нашем сознании под влиянием других. Такие иллюзии восприятия в психологии не считаются чем-то негативным, скорее наоборот – это объяснимые эффекты, в которых можно найти закономерности. Искажения могут возникать в любых органах чувств и бывают, например:

  1. Оптическими. Органы зрения легко обмануть, они поддаются иллюзиям от преломления солнечных лучей, ошибаются в восприятии размеров предметов в зависимости от их окружения, могут по-разному ощущать один и тот же цвет, но на разных фонах.
  2. Вкусовыми. Сладкая фруктоза придает нейтральной на вкус воде горечь, что объясняется неожиданным воздействием такого тандема на рецепторы.
  3. Проприоцептивными. Это иллюзии восприятия действительности мышечным аппаратом: например, при резкой остановке транспорта наше тело продолжает ощущать его движущимся.

Теории восприятия

В научной среде много десятилетий не утихают дискуссии насчет механизмов, обеспечивающих отражение объективной действительности в человеческом сознании. Есть несколько теорий, описывающих этот процесс по-своему:

  1. Структурализм. Изначальная теория, сводящая восприятие к сумме полученных от объекта ощущений и сравнению с ранее полученным опытом.
  2. Гештальт-теория. Критикует структурализм, утверждая, что восприятие – процесс более сложный, поскольку не только частные ощущения формируют образ, но и сформированный образ влияет на полученные ощущения.

Восприятие человека человеком

Кроме познания окружающих предметов и явлений, людям, как социальным существам, важно уметь составлять впечатление и об окружающих. Межличностное восприятие намного более сложное и комплексное, нежели восприятие неодушевленных объектов. Изначально представление формируется исходя из визуальных данных, путем анализа деталей внешности: опрятности, стиля, характерных черт лица и телосложения, которые сопоставляются с имеющимися стереотипами.

Позже, в процессе общения, становится очевидным, что такое поверхностное восприятие не достоверно. Оно дополняется информацией о принадлежности к социальной группе (с переносом всех стереотипных качеств представителей этой группы на нового знакомого), интересах, способностях и характере. Чувствительность к эмоциональным состояниям собеседника тоже поможет сделать его образ более полным и взаимодействовать с ним эффективнее.

 

Какие стадии восприятия?

В этом блоге мы ответим на вопрос «Каковы стадии восприятия?» и подробно обсудим каждую стадию.

Каковы стадии восприятия?

Существует 5 стадий восприятия.

  1. Стимуляция
  2. Организация
  3. Интерпретация-Оценка
  4. Память
  5. Воспоминание

Что такое восприятие?

Консультирование — ключ к здоровому браку. ..

Пожалуйста, включите JavaScript

Консультирование — ключ к здоровому браку

Восприятие — это то, как мы воспринимаем окружающий мир. Каждый раз, когда мы сталкиваемся со стимулами, принадлежащими нашим органам чувств, то, как мы обрабатываем эти стимулы, называется восприятием.

Восприятие нельзя отделить от ощущения.

Восприятие является неотъемлемой частью любого межличностного общения и помогает нам принимать решения.

Devito в 2009 году разработал пять стадий восприятия. Когда стимулы воспринимаются, мозг начинает выбирать, организовывать и интегрировать сенсорные стимулы или информацию для создания события.

5 стадий восприятия

  1. Стимуляция

Мир полон раздражителей, которые бомбардируют нас со всех сторон и через все наши чувства в любой момент времени. То, как мы выбираем и реагируем на некоторые из этих стимулов, реагируя на одни и не реагируя на другие, зависит от степени стимуляции стимулов.

Во время лекции одним из таких примеров является отсутствие ответа учителю из-за того, что он мечтает, но если учитель внезапно называет ваше имя, внимание внезапно переключается на лекцию или учителя.

Мы участвуем в избирательном восприятии, то есть воспринимаем в основном положительные вещи вокруг нас. Каждый хочет участвовать в позитиве и получать позитивные подтверждения, поэтому просьба к людям оставить отзыв об определенном принадлежащем им предмете — это пример того, насколько важна положительная обратная связь от окружающей среды.

  1. Организация

Мы идентифицируем и распознаем объекты, эффективно используя наши чувства. Как только мы выбрали стимул из окружающей среды, наш мозг стремится его организовать. Наши чувства (осязание, вкус, обоняние, зрение и слух) запускают нейронную активность в мозге, и он помещает различные сенсорные стимулы в разные слоты.

Нормальное восприятие требует способности идентифицировать и распознавать объекты. Один стимул может вызвать несколько восприятий. Например, Ваза Рубина, известная оптическая иллюзия. Сначала мы выбираем предмет, которым нужно заняться, тем самым блокируя почти все остальное. Наш мозг фокусируется на поставленной задаче, чтобы уделить ей внимание.

В случае с вазой Рубина одни организуют темные части изображения в качестве переднего плана, а светлые — в качестве фона, а другие интерпретируют противоположное.

Те, кто обращают внимание на темную часть изображения, видят вазу, а те, кто видит белую часть изображения, воспринимают два лица друг напротив друга.

  1.  Интерпретация-Оценка

Мы склонны интерпретировать стимулы в соответствии с нашими потребностями, опытом, желаниями и желаниями. Когда мы интерпретируем стимулы, мы придаем им значение, организуя и классифицируя их. Это позволяет нам видеть окружающие вещи с уникальной точки зрения, новой для каждого человека.

Интерпретация стимулов и придание им значения способствует оценке ситуации.

  1. Память

Память – это хранилище восприятий прошлых событий, ощущений, схем этих событий и их интерпретации-оценки. Это последующий поиск информации. Он включает в себя процессы кодирования, хранения и поиска.

Память хранится в краткосрочной памяти на короткий период времени, длительностью до нескольких минут, и в долговременной памяти на всю жизнь с неограниченной емкостью.

  1. Повторный вызов

Повторный вызов извлекает сохраненную информацию из памяти по мере необходимости для использования. Способ хранения информации также помогает при воспоминании. Если информация организована, поиск проходит гладко.

В чем важность восприятия

Восприятие важно как в нашей повседневной жизни, так и на рабочем месте.

  • Он помогает нам делать достоверные и реалистичные оценки и дает нам представление об окружающем нас мире.
  • Каждый человек воспринимает мир по-своему, что помогает нам понять человеческую природу.
  • Поскольку восприятие основано на потребностях человека, оно может помочь нам определить потребности человека.
  • Это также может помочь нам сопереживать другим, ходить на их месте, чувствовать то, что чувствует другой.
  • Мы действуем в соответствии с тем, что и как мы видим, следовательно, восприятие формирует наше поведение.

Какие факторы влияют на восприятие?

На индивидуальное восприятие влияют следующие факторы:

  1. Воспринимающий

Воспринимающий — это тот, кто подвергается восприятию или испытывает его. Отношение человека или воспринимающего, его настроение, его переживания, ожидания, интересы и мотивы определяют, что и как воспринимаются вещи.

  1. Цель 

Цель включает в себя мотивы, близость и происхождение человека.

  1. Ситуация

Охватывает время и окружающую среду вокруг воспринимающего.

В этом блоге мы ответили на вопрос «Каковы стадии восприятия?» и подробно обсудили каждую стадию.

Часто задаваемые вопросы

Что такое человеческое восприятие?

Восприятие человека – это способность упорядочивать, хранить и интерпретировать сенсорную информацию.

Что такое расстройства восприятия?

Перцептивные расстройства . Когнитивные расстройства характеризующиеся нарушением способности воспринимать природу объектов или понятий посредством использования органов чувств. К ним относятся синдромы пространственного пренебрежения, когда человек не обращает внимания на визуальные, слуховые или сенсорные стимулы, поступающие с одной стороны тела.

Какие существуют 4 типа памяти?

Четыре типа памяти: сенсорная, кратковременная, рабочая и долговременная.

Улучшает ли чтение память?

Да, чтение улучшает память, закрепляя визуальные образы. Познавательные способности также оттачиваются чтением.

Заголовки для чтения

  • Ощущение и восприятие Джереми М. Вулф, Кит Р. Клюендер и др.
  • Ощущение и восприятие Э. Брюса Гольдштейна и Джеймса Брокмоула
  • Perception: A Very Short Introduction (Very Short Introductions) Брайана Роджерса психология/определение-и-пять-этапов-восприятия-психологии-эссе.php
  • https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/JD-05-2012-0064/full /html

Стадии процесса восприятия

Восприятие — это не просто физический или механический акт; люди принимают активное участие в этом процессе. Особенностью восприятия является то, что это личностный процесс, обеспечивающий каждому из нас неповторимый взгляд на мир. Однако он не всегда дает точное представление о мире.

Процесс восприятия вращается вокруг способов, которыми мы выбираем, организуем и интерпретируем информацию, поступающую к нам через наши органы чувств. Таким образом, процесс восприятия происходит в три этапа:

  • отбор,
  • организация и
  • интерпретация.

Три фазы происходят относительно бессознательно и почти одновременно. Мы обсудим каждый по очереди ниже.

1.1 Восприятие включает выбор

Избирательность означает выбор информации. Вас постоянно окружают сенсорные стимулы — 90 187 образов, звуков, запахов, текстур 90 188, — но вы сосредотачиваете свое внимание на очень немногих из них. Например, когда вы глубоко поглощены книгой, маловероятно, что вы услышите тиканье будильника или шум уличного движения на заднем плане. Только когда ваша концентрация теряется, вы обращаете внимание на эти звуки.

Этот феномен часто объясняют, сравнивая органы чувств с приемниками, настроенными на прием всех видов информации, а мозг — с управляющим механизмом, который делает информацию осмысленной. Первый этап процесса восприятия заключается в том, что из разнообразия информации, получаемой вашими органами чувств, ваш мозг выбирает ту, которая уместна в конкретной ситуации.

На процесс отбора влияют два фактора: избирательное воздействие и избирательное внимание.

  1. Селективное воздействие

    Ключевым фактором нашего взгляда на мир является то, насколько мы открыты для стимулов и переживаний. Из всех сенсорных стимулов, конкурирующих за наше внимание, мы склонны выбирать только те, которые подтверждают нашу систему отсчета — наши существующие отношения, ценности и убеждения. Точно так же мы склонны игнорировать те переживания, которые не соответствуют нашим существующим отношениям, ценностям и убеждениям (см. Gamble & Gamble 19).87).

    Вот почему, например, большинство людей покупают газеты, редакционная политика которых подтверждает их существующие политические взгляды. Они подвергают себя информации, с которой уже согласны, и игнорируют информацию, противоречащую их политическим взглядам. Когда мы общаемся с другими, мы делаем аналогичный выбор, позволяя себе быть открытыми для одних стимулов и исключая другие. Ограничение нашего воздействия на некоторые сообщения или части сообщений может привести к неточному восприятию того, что происходит вокруг нас.

  2. Избирательное внимание

    Понятие, связанное с избирательным воздействием, называется избирательным вниманием .

    Внимание выбора описывает, как мы видим то, что хотим видеть, и слышим то, что хотим слышать. Помимо физических ограничений наших чувств (таких как проблемы со слухом или зрением), факторами, влияющими на избирательное внимание, являются наши интересы и потребности .

    Если вы интересуетесь, например, футболом (ставки на спорт), вы услышите всю статистику, представленную во время спортивной радиотрансляции, тогда как тот, кто не интересуется, может услышать только звук голоса вещателя.

    Водителю автобуса, в который вы садитесь, необходимо обращать внимание на светофоры, пешеходов и другие транспортные средства, тогда как вы, пассажир, можете не знать об этих достопримечательностях, так как вам незачем их замечать.

    Аналогичный процесс происходит при общенииОткрывается в новом окне

Иллюстрация I
Рис. I Организация восприятия

Вы заметили, что в каждом предложении артикль ( the , a ) встречается дважды? Если вы этого не сделали, возможно, ваши ожидания повлияли на организацию того, что вы восприняли — вы ожидали увидеть правильные предложения и, следовательно, прочли их «правильно».

Теперь посмотрите на фигуры на иллюстрации II.

Иллюстрация II
Рис. II Перцептивное замыкание

У вас, вероятно, не было трудностей с идентификацией форм, потому что ваш ум бессознательно завершал или закрывал неполные формы, чтобы дать вам целостный образ.