Методика диагностики уровня субъективного контроля Дж.Роттера (уск) (адаптирован Бажиным е.Ф., Голынкиной с.А., Эткиндом а.М.)
Название: методика диагностики уровня субъективного контроля (УСК).
Автор методики: Дж.Роттер (адаптация Бажин Е.Ф., Голынкина С.А., Эткинд А.М.).
Контингент испытуемых: подростки и взрослые.
Цель исследования: изучение уровня субъективного контроля.
Материал и оборудование: текст методики, бланк ответов.
Процедура исследования: в основу определения уровня субъективного контроля личности положены 2 предпосылки:
Люди различаются между собой по тому, как и где они локализуют контроль над значительными для себя событиями. Возможны два полярных типа такой локализации: экстернальный и интернальный. В первом случае человек полагает, что происходящие с ним события являются результатом действия внешних сил — случая, других людей и т.д. Во втором случае человек интерпретирует значимые события как результат своей собственной деятельности. Любому человеку свойственна определенная позиция на континууме, простирающемся от экстернального к интернальному типу.
Локус контроля, характерный для индивида, универсален по отношению к любым типам событий и ситуаций, с которыми ему приходится сталкиваться. Один и тот же тип контроля характеризует поведение данной личности в случае неудач и в сфере достижений, причем это в равной степени касается различных областей социальной жизни.
Методика УСК включает в себя следующие диагностические показатели или шкалы:
1. Ио — шкала общей интернальности.
2. Ид — шкала интернальности в области достижений.
3. Ин — шкала интернальности в области неудач.
4. Ис — шкала интернальности в семейных отношениях.
5. Ип — шкала интернальности в производственных отношениях.
6. Им — шкала интернальности в области межличностных отношений.
7. Из — шкала интернальности в отношении здоровья и болезни.
В ходе проведения методики УСК испытуемому предлагается 44 утверждения, касающихся различных сторон жизни и отношения к ним. Ему необходимо оценить степень своего согласия или несогласия с приведенными утверждениями по 7-балльной шкале:
Полное Полное несогласие -3 -2 -1 0 1 2 3 согласие
Другими словами, испытуемому необходимо обвести против каждого утверждения один из 7 предложенных баллов с соответствующим знаком «+» (согласие), «—» (несогласие) или 0 (не знаю).
Обработка и интерпретация результатов: обработка результатов данной методики включает три этапа.
ЭТАП 1
Подсчет «сырых» (предварительных) баллов по 7-ми шкалам (Ио, Ид, Ин, Ис, Ип, Им, Из) осуществляется с помощью ключа. Необходимо посчитать сумму Ваших баллов (с учетом знака) по каждой из 7-ми шкал, при этом вопросы, указанные в столбце «+» берутся со знаком Вашего балла, а вопросы, указанные в столбце «—», изменяют знак Вашего балла на обратный.
Ключ к методике уск
Ио | Ид | Ин | Ис | Ип | Им | Из | ||||||||
+ | — | + | — | + | — | + | — | + | — | + | — | + | — | |
2 | 1 | 12 | 1 | 2 | 7 | 2 | 7 | 19 | 1 | 4 | 6 | 13 | 3 | |
4 | 3 | 15 | 5 | 4 | 24 | 16 | 14 | 22 | 9 | 27 | 38 | 34 | 23 | |
11 | 5 | 27 | 6 | 20 | 33 | 26 | 25 | 10 | ||||||
12 | 6 | 32 | 14 | 31 | 38 | 32 | 28 | 42 | 30 | |||||
13 | 7 | 36 | 26 | 42 | 40 | 37 | 41 | |||||||
15 | 8 | 37 | 43 | 44 | 41 | |||||||||
16 | 9 | |||||||||||||
17 | 10 | |||||||||||||
19 | 14 | |||||||||||||
20 | 18 | |||||||||||||
22 | 21 | |||||||||||||
25 | 23 | |||||||||||||
27 | 24 | |||||||||||||
29 | 26 | |||||||||||||
31 | 28 | |||||||||||||
32 | 30 | |||||||||||||
34 | 33 | |||||||||||||
36 | 35 | |||||||||||||
37 | 38 | |||||||||||||
39 | 40 | |||||||||||||
42 | 41 | |||||||||||||
44 | 43 |
Итак, в итоге Вы получили 7 сумм баллов.
ЭТАП 2
Затем осуществляется перевод «сырых» баллов в стены (стандартные оценки). Стены представлены в 10-ти балльной шкале и дают возможность сравнивать результаты различных исследований.
Таблица для перевода «сырых» баллов в стены
Ио | Ид | Ин | Ис | ||||||||
от | до | = | от | до | = | от | до | = | от | до | = |
-132 | -13 | 1 | -36 | -10 | 1 | -36 | -7 | 1 | -30 | -11 | 1 |
-13 | -2 | 2 | -10 | -6 | 2 | -7 | -3 | 2 | -11 | -7 | 2 |
-2 | 10 | 3 | -6 | -2 | 3 | -3 | 1 | 3 | -7 | -4 | 3 |
10 | 22 | 4 | -2 | 2 | 4 | 1 | 5 | 4 | -4 | 0 | 4 |
22 | 33 | 5 | 2 | 6 | 5 | 5 | 8 | 5 | 0 | 4 | 5 |
33 | 45 | 6 | 6 | 10 | 6 | 8 | 12 | 6 | 4 | 7 | 6 |
45 | 57 | 7 | 10 | 15 | 7 | 12 | 16 | 7 | 7 | 11 | 7 |
57 | 69 | 8 | 15 | 19 | 8 | 16 | 20 | 8 | 11 | 14 | 8 |
69 | 80 | 9 | 19 | 23 | 9 | 20 | 24 | 9 | 14 | 18 | 9 |
80 | 132 | 10 | 23 | 36 | 10 | 24 | 36 | 10 | 18 | 30 | 10 |
Ип | Им | Из | ||||||
от | до | = | от | до | = | от | до | = |
-30 | -4 | 1 | -12 | -6 | 1 | -12 | -3 | 1 |
-4 | 0 | 2 | -6 | -4 | 2 | -3 | -1 | 2 |
0 | 4 | 3 | -4 | -2 | 3 | -1 | 1 | 3 |
4 | 8 | 4 | -2 | 0 | 4 | 1 | 3 | 4 |
8 | 12 | 5 | 0 | 2 | 5 | 3 | 4 | 5 |
12 | 16 | 6 | 2 | 5 | 6 | 4 | 5 | 6 |
16 | 20 | 7 | 5 | 7 | 7 | 5 | 7 | 7 |
20 | 24 | 8 | 7 | 9 | 8 | 7 | 9 | 8 |
24 | 28 | 9 | 9 | 11 | 9 | 9 | 11 | 9 |
28 | 30 | 10 | 11 | 12 | 10 | 11 | 12 | 10 |
ЭТАП 3
Построение «профиля УСК» по 7-ми шкалам. Отложите свои 7 результатов (стенов) на семи десятибалльных шкалах и отметьте так же норму, соответствующую 5,5 стенов.
Методика определения уровня субъективного контроля
(УСК)
Данная экспериментально-психологическая методика позволяет сравнительно быстро и эффективно оценить сформированный у испытуемого уровень субъективного контроля над разнообразными жизненными ситуациями и пригодна для применения в клинической психодиагностике, при профотборе, семейной консультации и т. д. Разработана в НИИ им. Бехтерева.
Одной из важнейших психологических характеристик личности является степень независимости, самостоятельности и активности человека в достижении своих целей, развитие чувства личной ответственности за происходящие с ним события. Есть основания полагать, что эта обобщенная характеристика оказывает регулирующее влияние на многие аспекты поведения человека, играя важную роль в формировании межличностных отношений, в способе разрешения кризисных ситуаций семейного и производственного характера, в отношении к болезни и терапевтическим мероприятиям и т. д.
Впервые подобные методы были разработаны в 60-х годах в США. Наиболее известным из них является так называемая шкала локуса контроля Дж. Роттера (J.В.Rotter), широко применяемая в американской психологии и в настоящее время. Эта шкала основана на двух принципиальных положениях.
Люди различаются между собой по тому, где они локализуют контроль над значимыми для себя событиями. Возможны два полярных типа такой локализации, или локуса контроля: экстернальный и интернальный. В первом случае человек полагает, что происходящие с ним события являются результатом внешних сил — случая, других людей и т. д. Во втором случае человек интерпретирует значимые события как результат своей собственной деятельности. Любому человеку свойственна определенная позиция на континууме, простирающемся от экстернального к интернальному типу, или локусу контроля.
Локус контроля, характерный для индивида, универсален по отношению к любым типам событий и ситуаций, с которыми ему приходится сталкиваться. Один и тот же тип контроля характеризует поведение данной личности и в случае неудач, и в сфере достижений, причем это в разной степени касается различных областей социальной жизни. Поэтому для измерения локуса контроля данного испытуемого достаточно получение одной цифры — одномерной, линейной характеристики, отражающей его позицию на континууме экстернальности-интернальности.
Экспериментальные работы установили связь разнообразных форм поведения и параметров личности с интернальностью-экстернальностью. Одни из первых работ были посвящены исследованию связи локуса контроля с реакциями на внешний социальный контроль. Оказалось, что конформное и уступчивое поведение в большей степени присуще людям с экстернальным локусом. Интерналы, в отличие от экстерналов, менее склонны подчиняться давлению других, сопротивляются, когда чувствуют, что ими манипулируют, реагируют сильнее, чем экстерналы, на утрату личной свободы. Люди с интернальным локусом контроля лучше работают в одиночестве, чем под наблюдением или при видеозаписи. Для экстерналов характерна обратная ситуация.
Интерналы и экстерналы различаются по способам интерпретации разных социальных ситуаций, в частности, по способам получения информации и по механизмам их каузального объяснения. Интерналы более активно ищут информацию и обычно более осведомлены о ситуации, чем экстерналы. Интерналы чаще прибегают к диспозиционным атрибуциям и в большей степени избегают ситуационных объяснений поведения, чем экстерналы.
Исследования, связывающие интернальность — экстернальность с межличностными отношениями, показали, что интерналы более популярны, более благожелательны, более уверены в себе, проявляют большую терпимость. Литературные данные говорят о связи высокой интернальности с положительной самооценкой, с большей согласованностью образов реального и идеального «я». У интерналов обнаружена более активная, чем у экстерналов, позиция по отношению к своему здоровью: они лучше информированы о своем состоянии, больше заботятся о своем здоровье, чаще обращаются за профилактической помощью.
Многочисленные исследования указывают на связь экстернального локуса контроля с психопатологией. Экстернальность коррелирует с тревожностью. Ряд авторов сообщают о связи экстернальности с психическими заболеваниями, часто с шизофренией, с депрессией. Среди госпитализированных пациентов экстернальность коррелирует с тяжестью симптоматики. Экстернальность оказалась связанной с суицидными тенденциями, измеряемыми при помощи специальных шкал.
В ряде работ особенности локуса контроля связываются с реакциями на психотерапию. Так, интерналы предпочитают не директивные методы психотерапии, тогда как экстерналы субъективно остаются более удовлетворенными директивными, поведенческими методами (например, систематической десенсибилизацией).
Все это дает достаточные основания полагать, что выделение личностной характеристики, описывающей то, в какой степени человек ощущает себя активным субъектом собственной деятельности, а в какой — пассивным объектом действия других людей и внешних обстоятельств, обосновано существующими эмпирическими исследованиями и может способствовать дальнейшему изучению широкого круга проблем общей и в особенности прикладной психологии личности. Эта характеристика полностью отвечает и теоретическим представлениям, сложившимся в отечественной психологии, в которой исследованию и формированию сознательной, активной деятельности личности всегда придавалось первостепенное значение.
Вместе с тем второе из положений, на которых основывается американская традиция исследования локуса контроля, представляется малоприемлемым. Речь идет о понимании его как универсальной, инвариантной к любым типам социальных ситуаций характеристики личности.
Исследования показывают, что описание личности с помощью обобщенных трансситуативных характеристик является недостаточным. Большинству людей свойственна более или менее широкая вариабельность особенностей поведения в зависимости от конкретных социальных ситуаций. В психодиагностическом плане это означает, что исследование личности должно строиться как описание взаимодействий личности с этими ситуациями, которые реализуются в особенностях их отражения и ситуативно изменчивого поведения. Особенности субъективного контроля, в частности, могут изменяться у одного и того же человека в зависимости от того, представляется ли ему ситуация сложной или простой, приятной или неприятной и т. д. Поэтому измерение локуса контроля, по-видимому, более перспективно строить не как одномерную трансситуативную характеристику, а как многомерный профиль, компоненты которого привязаны к типам социальных ситуаций разной степени обобщенности.
В русском варианте шкалы Роттера выявились и иные ее недостатки. Ряд пунктов не дал достаточного разброса. Определенные трудности у испытуемых вызвал формат шкалы, требующий в каждом пункте выбора из двух альтернативных суждений. Кроме того, стала очевидной недостаточная репрезентативность шкалы локуса контроля в отношении реальных жизненных ситуаций. Содержание большинства ее пунктов связано с позитивными достижениями в деловой сфере — производственными успехами, продвижениями по службе и т. д. Однако проблематика локуса контроля относится к процессам не только достижения успеха, но и избегания неудачи, причем охватывает не только производственные, но и разнообразные межличностные, в частности семейные, отношения.
Все это вызвало необходимость разработки нового опросника, измеряющего индивидуальные особенности субъективного контроля над разнообразными жизненными ситуациями. В отечественном варианте методики понятие «локус контроля» заменено понятием «уровень субъективного контроля» (УСК), что представляется более близким к психологической реальности.
Всего опросник состоит из 44 пунктов и в целях повышения достоверности результатов сбалансирован по следующим параметрам:
1) по интернальности — экстернальности — половина из пунктов опросника сформулирована таким образом, что положительный ответ на них дадут люди с интернальным УСК, а другая половина сформулирована так, что положительный ответ на нее дадут люди с экстернальным УСК;
по эмоциональному знаку — равное количество пунктов опросника описывают эмоционально позитивные и эмоционально негативные ситуации;
по направлению атрибуций — равное количество пунктов сформулировано в первом и третьем лице.
В отличие от шкалы Роттера в опросник включены пункты, измеряющие интернальность-экстернальность в межличностных и семейных отношениях. Для медико-психологических исследований в него включены пункты, измеряющие УСК в отношении болезни и здоровья.
Для увеличения спектра возможных применений опросника он сконструирован в двух вариантах, различающихся форматом ответов испытуемых. Вариант А, предназначенный для исследовательских целей, требует ответа по 6-балльной шкале «-3, -2, -1, +1, +2, +3», в которой ответ «+3» означает «полностью согласен», «-3» — «совершенно не согласен» с данным пунктом. Вариант Б, предназначенный для клинической психодиагностики, требует ответов по бинарной шкале «согласен — не согласен».
Результаты заполнения опросника отдельным испытуемым преобразуются в стандартную систему единиц — стэнов и могут быть наглядно представлены в виде профиля субъективного контроля.
1. Шкала общей интернальности ИО. Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять, и, следовательно, чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Низкий показатель по шкале ИОсоответствует низкому уровню субъективного контроля. Такие испытуемые не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями их жизни, не считают себя способными контролировать их развитие и полагают, что большинство их являются результатом случая или действий других людей.
2. Шкала интернальности в области достижений ИД.Высокие показатели по этой шкале соответствуют высокому уровню субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями. Такие люди считают, что всего хорошего, что было и есть в их жизни, они добились сами и что они способны с успехом преследовать свои цели и в будущем. Низкие показатели по шкале ИДсвидетельствуют о том, что человек приписывает свои успехи, достижения и радости внешним обстоятельствам — везению, счастливой судьбе или помощи других людей.
3. Шкала интернальности в области неудач ИН. Высокие показатели по этой шкале говорят о развитом чувстве субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообразных неудачах, неприятностях и страданиях. Низкие показатели ИН свидетельствуют о том, что испытуемый склонен приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать их результатом невезения.
4. Шкала интернальности в семейных отношениях ИС. Высокие показатели по этой шкале означают, что человек считает себя ответственным за события его семейной жизни. Низкий ИСуказывает на то, что субъект считает не себя, а своих партнеров причиной значимых ситуаций, возникающих в его семье.
5. Шкала интернальности в области производственных отношений ИП. Высокий ИПсвидетельствует о том, что человек считает свои действия важным фактором в организации собственной производственной деятельности, в складывающихся отношениях в коллективе, в своем продвижении и т. д. Низкий ИПуказывает на то, что испытуемый склонен приписывать более важное значение внешним обстоятельствам — руководству, товарищам по работе, везению — невезению.
6. Шкала интернальности в области межличностных отношений ИМ. Высокий показатель ИМсвидетельствует о том, что человек считает себя в силах контролировать свои неформальные отношения с другими людьми, вызывать к себе уважение и симпатию и т. д. Низкий ИМ, напротив, указывает на то, что он не считает себя способным активно формировать свой круг общения, и склонен считать свои отношения результатом действия своих партнеров.
7. Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни ИЗ. Высокие показатели ИЗ свидетельствуют о том, что испытуемый считает себя во многом ответственным за свое здоровье: если он болен, то обвиняет в этом самого себя и полагает, что выздоровление во многом зависит от его действий. Человек с низким ИЗсчитает здоровье и болезнь результатом случая и надеется на то, что выздоровление придет в результате действий других людей, прежде всего, врачей.
Применение опросника УСК возможно при решении широкого круга социально-психологических и медико-психологических проблем. Данные по исследованию больных неврозами свидетельствуют о характерных для них низких показателях уровня субъективного контроля и о повышении его в процессе психотерапевтического воздействия. Поэтому опросник УСК представляется перспективным методом исследования эффективности социально-психологического тренинга и групповой психотерапии. Вероятно, он окажется полезным и в рамках семейных консультаций, исследования малых групп, клинической психодиагностики и т. д.
Инструкция: Предлагаемый Вам опросник состоит из 44 утверждений о жизни, работе, семье и других людях. Ваша задача заключается в том, чтобы определить свое отношение к каждому утверждению. Внимательно прочитайте каждое из утверждений, приведенных ниже, и отметьте свою оценку на регистрационном бланке. При выборе оценки не думайте слишком долго: первый выбор бывает обычно самым правильным.
Опросник.
Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от способностей и усилий человека.
Большинство разводов происходит от того, что люди не захотели приспособиться друг к другу.
Болезнь — дело случая, если уж суждено заболеть, то ничего не поделаешь.
Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим.
Осуществление моих желаний часто зависит от везения.
Бесполезно прилагать усилия для того, чтобы завоевать симпатию других людей.
Внешние обстоятельства – родители и благосостояние – влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов.
Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной.
Как правило, руководство оказывается более эффективно, когда полностью контролируются действия подчиненных, а не полагаются на их самостоятельность.
Мои отметки в школе часто зависели от случайных обстоятельств (например, от настроения учителя), чем от моих собственных усилий.
Когда я строю планы, то я, в общем, верю, что смогу осуществить их.
То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий.
Думаю, что правильный образ жизни может помочь больше здоровью, чем врачи и лекарства.
Если люди не подходят друг другу, то, как бы они не старались, наладить семейную жизнь они все равно не смогут.
То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими.
Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители.
Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни.
Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства.
Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и степени подготовленности.
В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной.
Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств.
Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определить, что и как делать.
Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней.
Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своем деле.
В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают.
Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях в семье.
Если я очень захочу, то смогу расположить к себе любого.
На подрастающее поколение влияет так много разных обстоятельств, что усилия родителей по их воспитанию часто оказываются бесполезными.
То, что со мной случается — это дело моих собственных рук.
Трудно бывает понять, почему руководители поступают именно так, а не иначе.
Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего не проявлял достаточно усилий.
Чаше всего я могу добиться от членов моей семьи того, что я хочу.
В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизни, чаще были виноваты другие люди, чем я сам.
Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно одевать.
В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы разрешатся сами собой.
Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения.
Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье моей семьи.
Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим.
Я всегда предпочитаю принять решение и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей или на судьбу.
К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания.
В семейной жизни бывают такие ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании.
Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только самих себя.
Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других.
Большинство неудач в моей жизни произошло от неумения, лени и мало зависело от везения или невезения.
Регистрационный бланк.
-3 | -2 | -1 | +1 | +2 | +3 |
Полностью не согласен | Не согласен | Скорее не согласен, чем согласен | Скорее согласен, чем не согласен | Согласен | Полностью согласен |
-3 | -2 | -1 | № вопроса | +1 | +2 | +3 | -3 | -2 | -1 | № вопроса | +1 | +2 | +3 | |
1 | 23 | |||||||||||||
2 | 24 | |||||||||||||
3 | 25 | |||||||||||||
4 | 26 | |||||||||||||
5 | 27 | |||||||||||||
6 | 28 | |||||||||||||
7 | 29 | |||||||||||||
8 | 30 | |||||||||||||
9 | 31 | |||||||||||||
10 | 32 | |||||||||||||
11 | 33 | |||||||||||||
12 | 34 | |||||||||||||
13 | 35 | |||||||||||||
14 | 36 | |||||||||||||
15 | 37 | |||||||||||||
16 | 38 | |||||||||||||
17 | 39 | |||||||||||||
18 | 40 | |||||||||||||
19 | 41 | |||||||||||||
20 | 42 | |||||||||||||
21 | 43 | |||||||||||||
22 | 44 |
Ключ.