Условия нравственного воспитания дошкольников: Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников

Содержание

Средства, условия нравственного воспитания — Шпаргалка по дошкольной педагогике

Нравственное воспитание осуществляется с помощью определенных средств и методов.

Средства нравственного воспитания дошкольников можно объединить в несколько групп.     

Художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы и другие средства можно объединить в группу художественных средств. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, так как способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Многочисленные исследования (Н.С.Карпинская, Л.Н.Стрелкова, А.М.Виноградова) показывают, что дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам (В.А.Елисеева, Г.Н.Пантелеев). На ребенка производят сильное впечатление работы художников, если они изображают мир реалистично и понятно дошкольнику. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств.

Средством нравственного воспитания дошкольников является природа. Природа дает возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе. Воздействие природы на нравственную сферу личности детей многогранно и при соответствующей педагогической организации становится значимым средством воспитания чувств и поведения (С.Н.Николаева, Л.Г. Нисканен, В.Г.Фокина, В.Д.Сыч).

Средством нравственного воспитания дошкольников является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания, но данное средство — деятельность как таковая — необходимо прежде всего при воспитании практики нравственного поведения. Повседневная деятельность дошкольников – обучение, игра, детское творчество, труд – имеет свои особенности как функция нравственного воспитания.

У нее большое практическое значение, так как она позволяет оценить влияние нравственного воздействия на ребенка в процессе его общения с другими детьми и со взрослыми.

Особое место в этой группе средств отводится общению, которое может также являться средством нравственного воспитания, если его вслед за психологами (М.И.Лисина, А.Г.Рузская) считать видом деятельности. Общение как средство нравственного воспитания лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений.

При этом большую роль играют установившиеся доверительные отношения ребенка со взрослыми. Педагог должен помнить, что решающее значение имеет разумное сочетание ласкового и требовательного отношения к детям дошкольного возраста.

Воспитатель должен выразить неодобрение, если ребенок грубит старшим и ровесникам, не желает делиться игрушками, отказывается выполнять требования старших. И наоборот, следует всячески поощрять доброжелательность и трудолюбие детей.

Однако следует избегать чрезмерного «захваливания», чтобы не воспитать в нем такие качества, как зазнайство, самомнение. При этом в коллективе, где дошкольники проводят большую часть времени, необходимо создать благоприятную эмоциональную и нравственную атмосферу, умелое поддержание которой и является одной из важных функций педагогов и воспитателей.

Окружение (семья, педагоги, воспитатели, сверстники) оказывает огромное влияние на формирование его моральных установок. Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, т.е. она активизирует весь механизм нравственного воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств.

Средством нравственного

воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок: атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью.

Работники дошкольных учреждений обязаны создать своим воспитанникам атмосферу доброжелательности, душевного тепла, понимания, человечности. Только в таких условиях можно вырастить полноценную личность, дать возможность раскрытию всех заложенных от рождения в ребенке способностей и талантов. Это важно не только для самого ребенка, но и для общества в целом. Ведь чем нравственно совершеннее, добрее, человечнее будет каждый член общества, тем лучше жить в нем нам и нашим детям. Именно эта важнейшая нравственная задача возлагается на специалистов дошкольно—педагогических учреждений.

Следует категорически избегать бездушного, жестокого, несправедливого отношения к воспитанникам детских садов и дошкольных учреждений, ведь в дошкольном возрасте у детей закладываются основы доброго, внимательного, достойного отношения к окружающим людям. Именно эти нравственные качества несовместимы с равнодушным отношением взрослых.

Педагогам важно уметь тактично, но неназойливо проявлять внимание и заинтересованность к проблемам детей, а эмоциональные проявления взрослых не должны быть скупы и ограничены, поскольку именно они служат основными поведенческими ориентирами для воспитанников дошкольных учреждений. Отсутствие выраженных эмоциональных проявлений может послужить сдерживающим фактором развития нравственного, речевого, интеллектуального и даже физического развития ребенка.

Дети должны быть уверены в неизменной заботе и доброжелательном отношении, готовности решать их проблемы со стороны воспитателей. Если в дошкольном учреждении созданы именно такие условия, то дети с удовольствием будут его посещать, легко общаться с воспитателями и ровесниками. Если ребенок привыкнет встречать заинтересованное, заботливое отношение со стороны взрослых, у него непременно разовьется оптимистичное отношение к жизни. Для этого надо открывать ему позитивные стороны окружающей действительности, укреплять в нем уверенность в превосходстве добра над злом.

Насколько успешно педагоги решают задачи нравственного воспитания детей дошкольного возраста, можно оценить, исследовав отношение детей к самим себе. Дошкольники должны научиться быть требовательными к себе и другим детям, правильно оценивать свои достоинства и недостатки. Кроме того, у детей должна сформироваться привычка быть нравственными. Ведь в основе воспитания общей культуры поведения лежит обучение детей определенным умениям и навыкам. Для этого необходимо организовать ежедневные занятия в усвоении навыков правильного поведения. Они могут заключаться в практических заданиях – помощи в уборке помещения, заботе о детях помладше, выполнении просьб взрослых.

Привычки закрепляются и становятся потребностью благодаря ежедневным многократным повторениям, поэтому необходимо упражнять детей в нравственных действиях, используя положительные примеры, реальные ситуации, которые могут побуждать детей к хорошим поступкам. Так, привычка находиться в опрятной и чистой комнате привьет ребенку привычку к аккуратности, любовь к чистоте и порядку, стремление самому их постоянно поддерживать. Функция взрослых заключается в том, чтобы постоянно требовать выполнения правил культурного поведения.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам.

Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Расчет стоимостиГарантииОтзывы

Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, от возраста воспитанников, от уровня их общего и интеллектуального развития, от этапа развития нравственных качеств (только начинаем формировать качество, или закрепляем, или уже перевоспитываем). Как известно, средство становится эффективным в сочетании с адекватными методами и приемами воспитания.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Средства, условия нравственного воспитания

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Средства, условия нравственного воспитания

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Средства, условия нравственного воспитания

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

Нравственное воспитание детей 5-6 лет в детском саду

Библиографическое описание:

Токарев, А. А. Нравственное воспитание детей 5-6 лет в детском саду / А. А. Токарев. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2012. — С. 71-72. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/63/2602/ (дата обращения: 11.11.2022).

Формирование основных моральных качеств человека можно сказать, что уже начинается в дошкольном детстве. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей. Необходимо с самого начала воспитывать ребенка в духе высоких принципов моральных качеств

В дошкольном возрасте ребенок под руководством взрослых приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе. Руководя деятельностью детей, педагог (воспитатель) формирует у них такие важные для человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им, активность и инициативу в самостоятельной деятельности ребенка.

Исследования советских ученых показывают, что дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания детей: в различных развивающихся видах их деятельности успешно формируются способы сознательного управления своим поведением, активность и самостоятельность, интерес к общественному окружению. В первоначальных объединениях дошкольниками устанавливаются взаимоотношения, которые под руководством педагога (воспитателя) воспитателя приобретают коллективистический характер, у детей формируются начала коллективизма, возникает чувство дружбы.

Правильное воспитание предупреждает накопление ребенком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения, что может неблагоприятно сказываться на формировании его нравственных качеств.

Основные задачи нравственного воспитания дошкольников включают формирование у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, нравственных представлений и мотивов поведения.

В воспитании детей с первых лет его жизни большое место занимает формирование нравственных чувств. В процессе общения со взрослыми воспитывается чувство привязанности и любви к ним, желание поступать в соответствии с их указаниями, делать им приятное, воздерживаться от поступков, огорчающих близких людей. Ребенок испытывает волнение, видя огорчение или недовольство его шалостью, оплошностью, радуется улыбке в ответ на свой положительный поступок, испытывает удовольствие от одобрения близких ему людей. Эмоциональная отзывчивость становится основой формирования у него нравственных чувств: удовлетворения от хороших поступков, одобрения взрослых, стыда, огорчения, неприятных переживаний от своего плохого поступка, от замечания, недовольства взрослых. В дошкольном возрасте начинает формироваться отзывчивость, сочувствие, доброта, радость за других. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать.

Следует также особо подчеркнуть искренность детских чувств и поступков, ими вызванных. Так, ребенок рассматривал картинку, на которой изображен другой ребенок, отнимающий мяч у сверстника и замахивающийся на него кулачком. Увидев потом плачущего сверстника, он гладит его по головке (как это делают родители) и отдает игрушку, с которой только что сам играл.

В старшем дошкольном возрасте нравственные чувства становятся более осознанными. У детей формируются чувство любви к родному краю, чувства уважения к сверстникам и взрослым.

А также в старшем дошкольном возрасте на основе формирующихся нравственных чувств воспитывается чувство собственного достоинства, зачатки чувства долга, справедливости, уважения к людям, а также ответственности за порученное дело.

Особое значение приобретает воспитание патриотических чувств: любви к родному краю, Родине, уважение к людям других национальностей. Особенностью детей дошкольного возраста является ярко выраженная способность к подражанию. В то же время недостаточно развитая произвольность поведения, неумение контролировать свои действия, осознавать их нравственное содержание могут приводить к нежелательным поступкам. Эти обстоятельства делают первостепенной задачу формирования нравственных навыков поведения, перерастающих в процессе накопления опыта в нравственные привычки. Педагог (воспитатель) формирует у детей разнообразные навыки поведения, отражающие уважение ко взрослым, положительное отношение к сверстникам, бережное отношение к вещам, которые, превращаясь в привычки, становятся нормой поведения: привычка здороваться и прощаться, благодарить за услугу, класть любую вещь на место, культурно вести себя в общественных местах, вежливо обращаться с просьбой к другим людям.

В старшем дошкольном возрасте нравственные навыки и привычки, развивающиеся на основе осмысленного отношения детей к нравственному содержанию поступков, становятся более прочными.

Практическое занятие для детей старшей группы (5-6 лет)

Стихотворение П. Воронько «Я носила воду»

Я носила воду, воду

От колодца к огороду.

А потом носила в сад,

Поливала десять гряд.

И на грядках – погляди-ка!

Нынче выросла клубника.

Спелых ягод я нарву,

Всех подружек созову!

Педагог (воспитатель). Как можно назвать эту девочку? Какая она? (трудолюбивая) А еще как? (добрая, у нее есть друзья, она с ними поделилась клубникой) Какое имя мы придумаем этой девочке?

Стихотворение А. Барто «Я лишний»

Окапывая вишни. Сергей сказал:

— Я – лишний.

Пять деревьев.

Пять ребят –

Я напрасно вышел в сад.

А как поспели вишни.

Сергей выходит в сад,

— Ну, нет, теперь ты

Лишний! –

Ребята говорят.

Педагог (воспитатель). А что можно сказать про Серёжу? Какой он? (ленивый, не любит работать). Как он повел себя, когда поспели вишни? (он вышел в сад с ребятами, ему не стыдно есть вишню вместе со всеми, хотя он не работал.) Похож ли Сережа на девочку из стихотворения «Я носила воду»? В этой ситуации можно вспомнить народную мудрость:«Кто не работает, тот не ест».

Литература:

  1. www.detskiysad.ru

  2. В.И. Петрова, Т.Д. Стульник. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет.

Нравственное воспитание детей | Образование


Образование начинается дома. Это общеизвестный факт, что матери проводят большую часть своего времени со своими детьми, и поэтому они известны как первые учителя своих детей. Она должна уметь вырастить их таким образом, чтобы они могли выжить в любой ситуации изменяющейся среды. Потому что мы никогда не знаем взлетов и падений в жизни, и нужно быть достаточно способным, чтобы принять вызов, данный жизнью.

 

Человечество без морали кажется знанием без характера. Итак, значение нравственных уроков следует хорошо разъяснять и преподавать детям. Долг и ответственность матери — прививать моральные ценности для развития таких моральных качеств, как смирение, правдивость, честность, вежливость, терпимость, жертвенность и т. Д. Среди них.
 

Советы по распространению нравственного воспитания детей:
 

Научите их любить и поддерживать

Ум детей подобен глине. Их умы могут быть отвлечены в любую форму и структуру. Следовательно, их умы должны питаться смыслом любви и поддержки. Их нужно учить любить людей и животных, и они могут сами развивать поддерживающий характер.

 

Создайте среду, в которой дети будут проявлять заботу и благодарность

Слово «спасибо» много значит для всех. С детства этому слову надо учить детей. Они должны ценить и заботиться о других. И эти манеры проявлять заботу и признательность следует практиковать с самого начала.

 

Научите детей справляться с деструктивными чувствами

Дети могут злиться, когда их критикуют или не снабжают желаемыми вещами. В такой ситуации им нужно спокойно и мирно справляться со своими агрессивными чувствами. К ним следует обращаться и по поводу надежды и своевременных неодобрений.

 

Попросите их помочь маме на кухне

Дети могут познакомиться с разнообразными продуктами в раннем возрасте, если они находятся рядом со своими матерями на кухне. Это также помогает повысить уровень уверенности в себе, а также поможет детям принимать продукты с разными вкусами. Они не откажутся от здоровой пищи.

 

Знайте свои убеждения и делитесь ими

Первая школа детей – это дом, а родители – их первые учителя. Помимо учебы, родители должны учить и знакомить детей с их верованиями и культурой. Они могут изучать перспективы с раннего возраста.
 


Расскажите им, как мы можем построить и завоевать доверие

Интерактивное общение с детьми и поощрение их к дружбе может укрепить их доверие. Родители могут давать детям награды и подарки, когда они совершают добрые и заслуживающие доверия поступки.

 

Используйте дисциплину как моральный урок

Чтобы научить детей дисциплине, они должны быть знакомы с навыками решения проблем, хорошим и плохим поведением и причинами каждого правила. Дети учатся у родителей, поэтому родители также должны строго следовать их правилам.

 

Будьте сильным моральным примером

Родители могут быть идеальным «Образцом для подражания» для своих детей. Они могут поделиться своими добрыми делами и наградами, которые они получили после работы. Преподавание им практических уроков, основанных на хороших личностях, также может быть замечательным.

 

Проводите много времени перед сном

Сказки на ночь с содержательными выводами могут быть лучшим способом общения с детьми перед сном. Родители могут поговорить со своими детьми о своих днях, о том, что они делали, и о многом другом.

 

Позвольте своим детям участвовать и создать круг друзей

У каждого ребенка разные таланты и привычки. Родители должны привлечь своих детей к участию в различных детских шоу и мероприятиях. Дети смогут взаимодействовать с другими детьми и подружиться с разными характерами и талантами.

 

Научите их любить животных

Когда детей поощряют заботиться о животных и любить их, уроки обучения жизни могут воспитывать чувствительные чувства детей. Дети, как правило, более заботливы и добры, что делает их хорошими людьми.

 

Расскажите им о культуре и ценностях

Культура и ценности играют решающую роль в определении нашего образа жизни. Обучение детей культурам и ценностям помогает развить позитивное чувство идентичности и самооценку. Это помогает детям развивать уважение к другим.

 

Возложите на них ответственность и всегда цените выполненную ими задачу

Дети чувствуют себя активными и энергичными, когда им поручают новую работу. Новые задачи и обязанности для детей помогают им узнавать новое. Кроме того, следует давать детям несколько наград за выполнение поставленных задач, чтобы побудить их принять новые вызовы.

 

Попросите их поддерживать уровень терпения

Дети могут стать агрессивными и злыми, когда они не получают то, что хотят. Родители должны убедить своих детей в их уровне терпения. Их следует учить тому, что «терпение горько, но плоды его сладки».

 

Честность — лучшее лекарство от доверия

Детей нужно постоянно просить быть честными, независимо от того, наихудший это сценарий или лучший. Они всегда должны быть проинструктированы, что честность — лучшая политика.

 

Выберите подходящую игрушку  

Когда дети играют с игрушками, они не просто развлекаются, они развивают свой мозг. Поэтому им следует давать подходящие игрушки и поделки для взаимодействия и развития дополнительных знаний.

 

Дайте им почувствовать и насладиться творением природы

Дети должны быть более интерактивны с природой, например, с садами, пикниками на природе и т. д., а не с искусственными вещами, и им должна быть предоставлена ​​информация о естественных вещах, их значение и способы сохранения.

 

Дети как глина, как ни лепи, она придаст такую ​​форму, какая тебе нравится. Поэтому всегда делитесь позитивными мыслями, которые могут укрепить их уверенность, и они могут быть счастливыми и хорошими людьми.

Как способствовать нравственному развитию детей + 3 занятия

Нет хороших или плохих детей, но есть хорошие и плохие способы научить детей определять и рассуждать о вещах в их окружении. Многие великие умы в области психологии развития посвятили свою карьеру поиску механизма, с помощью которого дети усваивают моральные ценности, назвав это явление — 9.0011 нравственное развитие .

Мы, со своей стороны, посвятили это всестороннее руководство по нравственному развитию детей, в котором делимся наиболее важными выводами и показываем, как способствовать просоциальному поведению детей.

Начиная с основ, мы поможем вам понять, как дети учатся отличать правильное от неправильного и какова роль учителей и родителей в этом процессе. После того, как мы обобщим современные подходы в этой области, мы поделимся с вами тремя конкретными видами деятельности, которые вы можете легко реализовать в классе или дома.

Определение морали и нравственного развития

Начнем с основ. Общее определение морали описывается как набор принципов, которые люди используют, чтобы различать правильное и неправильное или хорошее и плохое поведение. С другой стороны, нравственное развитие — это процесс, посредством которого дети усваивают эти наборы принципов.

Всякий раз, когда мы говорим о нравственном развитии, мы на самом деле говорим о нравственном развитии детей, потому что к тому времени, когда человек становится взрослым, у него уже сформировалась моральная идентичность или мораль. Хотя мы знаем, что человек меняется на протяжении всей жизни, нет никаких доказательств того, что нравственное развитие продолжается после позднего подросткового возраста.

Это говорит нам о том, что детство является критическим периодом для приобретения правильного набора моральных принципов.

Еще одна вещь, на которую стоит обратить внимание, это то, что термин «правильные моральные ценности» является несколько спорным выражением. Теоретически философы этики и морали написали много книг о том, что такое универсальное право, но на практике все обстоит совсем иначе. В реальном мире наше непосредственное окружение, культура и традиции формируют наши представления о морали, а это, в свою очередь, определяет наши ожидания относительно того, как мы хотим, чтобы наши дети рассуждали и вели себя.

Однако, независимо от ценностей, которые мы выбираем для продвижения, существует несколько влиятельных теорий и концепций нравственного развития детей, которые показывают нам, что скрывается за кулисами этого процесса.

Теории и концепции нравственного развития

Загугивая тему нравственного развития детей, вы, несомненно, наткнетесь на имя Кольберга, поскольку он является самым влиятельным психологом, чьи идеи до сих пор считаются приемлемой основой для нравственного развития. Но разоблачать идеи Кольберга без предварительного упоминания Пиаже просто неправильно.

Большинство людей слышали о Пиаже, читая о когнитивном развитии, поскольку он является основателем психологии развития. Но он также является первым (за пределами философии), кто задокументировал свои научные открытия и попытался разработать теорию нравственного развития детей.

Пиаже считал, что (1) у детей формируются нравственные представления поэтапно и (2) они делают это, строя свое представление о мире посредством взаимодействия. Он отверг представление о том, что моральные нормы такие же, как и культурные нормы, и считал, что им не следует обучать в рамках формального образования.

Согласно Пиаже, сверстников , а не учителя или родители, были ответственны за развитие моральных убеждений, таких как равенство, альтруизм, справедливость и т. д. 

Кольберга разработать свою теорию нравственного развития детей, которая преобразовала психологическое сообщество в этой области.

6 стадий нравственного развития детей

Лоуренс Кольберг — американский психолог, вошедший в историю как 30-й из самых выдающихся психологов 20-го века благодаря своей работе в области нравственного развития.

Шесть стадий нравственного развития детей, также известные как стадии нравственного развития Лоуренса Кольберга, представляют собой научную основу, основанную на идеях Пиаже. Что сделал Кольберг, так это расширил основные идеи Пиаже и добавил свои собственные взгляды.

Кольберг считал, что нравственные рассуждения являются необходимым, но недостаточным условием нравственного поведения. Это означает, что знание того, что правильно и что неправильно, не означает, что человеку достаточно вести себя соответственно.

По Кольбергу, нравственное развитие связано с понятием справедливости. По этой причине он изучал рассуждения детей, представляя моральные проблемы, такие как дилемма Хайнца, и анализировал, как дети будут оправдывать свои ответы. Позже он использовал эти открытия для построения своей печально известной теории морального развития.

Его выводы подтверждают идею о трех фазах и шести стадиях нравственного развития.

Этап I: Доконвенциональный

На этом этапе моральное суждение детей управляется извне. Это означает, что дети принимают и верят всему, что им говорят власти (родители и учителя). Однако это все-таки внешние нормы, которые ребенок не воспринимает как свои, поэтому он может их нарушать, если думает, что никто не узнает или просто не любит. Эта фаза обычно наблюдается у детей до 9 лет.0012 в возрасте 9 лет (От дошкольного до начальной школы. Очень немногие дети могут все еще находиться на первом этапе старшей школы).

Стадия 1. Наказание и послушание
Обоснование: Это нормально, если вас не поймают.

На этом этапе дети следуют правилам, потому что хотят избежать наказания. Они считают, что действие неправильно, потому что человек был наказан.

Этап 2. Инструментально-релятивистский
Обоснование: Если тебе нравится, делай это.

На этом этапе дети рассуждают с позиции « что мне в этом? «Если действие отвечает их интересам, они будут воспринимать его как морально хорошее, практически не принимая во внимание нужды других. Обычно это время, когда ребенок думает, что можно делать чужую домашнюю работу, если ему платят, или когда он помогает кому-то на тесте, если получает что-то взамен.

Фаза II: обычная

Обычная фаза чаще всего наблюдается у детей в старших классах средней школы и в старших классах. Однако стадия 4 не проявляется (как правило) до окончания средней школы или даже после окончания школы у некоторых детей. Здесь детская мораль связана с их социальными отношениями и их идентичностью. Они продолжают принимать ценности авторитетов, но потому что считают их необходимыми для поддержания позитивных отношений с окружающими. Они редко задаются вопросом, является ли правило справедливым или уместным.

Этап 3. Отношение хорошего мальчика к девочке
Обоснование: Общество определяет, кто хороший, а кто плохой.

На этом этапе дети подчиняются социальным нормам, принятым большинством, потому что они ищут одобрения и избегают неодобрения других людей в своем окружении (обычно сверстников).

Стадия 4. Закон и порядок ( Закон и порядок нравственность )
Обоснование: Делайте это, потому что это ваш долг.

На этом этапе дети считают, что мы должны подчиняться правилам без исключения, потому что они важны для поддержания функционирования общества. Правила и законы одинаковы для всех, и мы должны им подчиняться, потому что это то, что мы должны делать. Согласно Кольбергу, большинство людей остаются на этой стадии всю свою жизнь, когда мораль еще определяется извне.

Фаза III: постконвенциональная

Кольберг считал, что не многие люди достигают постконвенциональной фазы. Фактически, он утверждает, что около 15% людей старше 20 лет достигают пятой и шестой стадии. Это очень редко (почти никогда) не наблюдается у детей до колледжа или университета. На этом этапе мораль человека определяется более абстрактными принципами, которые зависят от контекста и не могут быть легко обобщены. Поскольку люди на шестой стадии оценивают свои моральные ценности за пределами типичных социальных условностей, их поведение можно спутать с поведением людей на доконвенциональном уровне.

Стадия 5. Ориентация на общественный договор
Обоснование: Иногда правила могут быть неправильными или несправедливыми. Мораль — это согласие между моими индивидуальными правами и общественными нормами.

На этом этапе люди понимают, что люди придерживаются разных мнений, прав и ценностей. Основываясь на этих различиях, демократически согласованные законы могут отклоняться от своих личных ценностей. По этой причине они могут предпочесть игнорировать законы, когда не согласны со своими личными ценностями, хотя и осознают последствия.

Этап 6. Универсальные этические принципы

Обоснование: Я должен/не должен этого делать, потому что это нарушает мои личные правила.

На этом этапе люди живут в соответствии со своими моральными принципами. Они используют моральные рассуждения, основанные на универсальных этических принципах. Законы действительны, только если они основаны на справедливости. Если это не так, то люди могут подумать, что несоблюдение законов является обязательством справедливости.

Как распознать нравственный выбор детей?

Помимо Кольберга, есть много других, которые также теоретизировали о нравственном развитии детей и определяли конкретные рамки. Но что хорошего в теориях, если мы не можем связать их с нашей повседневной жизнью? В частности, исходя из всего, что мы сказали до сих пор, как вы можете распознать, когда ваш ребенок принимает моральное решение?

Есть простой способ применить теорию на практике. Просто понаблюдайте за ребенком, когда он взаимодействует с окружающими людьми, или поставьте его в морально сложную ситуацию, посмотрите, как он отреагирует, и спросите его, почему он считает это правильным решением.

Вот бытовая ситуация и примеры того, как может вести себя дошкольник или ребенок школьного возраста, исходя из стадий нравственного развития Кольберга.

«Твоя мама испекла печенье для класса твоего брата/сестры. Она сказала, что никто не должен их есть, но ты очень хочешь печенье. Чтобы ты делал?»

Ответы: 

  • Возьму, пока она не смотрит. (предварительный, этап 1)
  • Я не возьму, потому что мама рассердится/накажет меня. (предварительный, этап 1)
  • Возьму одно, потому что мамино печенье очень вкусное. (предварительный, этап 2)
  • Я не буду их есть, потому что не люблю печенье. (предконвенциональная, 2 этап)
  • Печеньку не возьму, потому что мама будет грустить/не полюбит меня. (обычный, 3 этап)
  • Я не буду брать печенье, потому что я хороший мальчик/девочка. (обычный, этап 3)

Этот пример слишком тривиален для уровней выше 3, так как дети уровня 4 уже учатся в старшей школе и связывают мораль с более важными понятиями. Тем не менее, это хороший пример для вас, чтобы увидеть, как будут выглядеть ответы ребенка на основе вышеописанной теории. Конечно, не стоит ожидать точно таких же ответов, но постарайтесь найти в ответе вашего ребенка подоплеку, чтобы увидеть, на какой стадии нравственного развития он находится.

Также стоит отметить, что иногда дети могут рассуждать далеко за пределами той стадии, на которой они находятся. Это означает, что они могут использовать оправдание из стадии 4, например, но при испытании ведут себя по-другому, а затем оправдывают свое поведение. с предлогом, соответствующим более низкой ступени. Вот почему наблюдение и открытый разговор после того, как ваш ребенок что-то сделал (хорошо или плохо), — лучший способ оценить его нравственное развитие.

Как социальная среда формирует нравственность?

К настоящему моменту должно быть очевидно, что дети не могут научиться нравственности по книгам. Более того, Пиаже считает, что взрослые не могут учить детей нравственности, потому что это то, что дети создают, когда осмысливают мир и взаимодействие между людьми.

Однако это вовсе не означает, что ближайшее социальное окружение, педагоги, родители не влияют на нравственное развитие детей, это далеко не так! Проблема в том, что существует сложная взаимосвязь между нравственным развитием детей и окружающими их людьми, из-за чего всем нам трудно определить конкретные образовательные практики, которые будут эффективны для всех детей и во всех ситуациях.

Давайте сначала рассмотрим роль учителей и родителей в нравственном развитии детей, а затем мы поделимся некоторыми конкретными действиями, которые могут помочь детям понять эмпатию и важность просоциального поведения, которое может облегчить их моральные рассуждения.

Роль родителей в нравственном развитии

Согласно статье, опубликованной в Журнале нравственного воспитания, аффективные и когнитивные компоненты взаимодействия родителей с детьми могут способствовать их нравственному развитию, даже несмотря на то, что нравственность строится посредством взаимных социальных взаимодействия.

Это означает, что, во-первых, родители играют роль в обеспечении когнитивного механизма , который является основой, на которой может развиваться нравственное развитие. Проще говоря, детям было бы очень трудно разобраться в сложных правилах, регулирующих наши социальные отношения, без какого-либо контекста, без кого-то, кто мог бы объяснить им последствия или обосновать действия людей.

Во-вторых, аффективные отношения в семье могут влиять на мотивацию детей слушать и реагировать на конкретные просьбы. Тесная связь с вашим ребенком может способствовать его нравственному развитию, потому что дети будут заинтересованы в поддержании этой связи и начнут сопереживать вашим эмоциональным реакциям.

Роль учителя в нравственном развитии

Дисциплина детей становится в настоящее время одной из самых больших проблем в школах. Вот почему, отвечая на вопрос «как учителя могут способствовать нравственному развитию детей?» имеет первостепенное значение.

Но как учителя могут обучать нравственности в школе, если мы поддерживаем идею о том, что нравственности нельзя научиться через формальное образование? Что ж, во многих школах есть предметы нравственного воспитания, и все же эти школы не считаются более эффективными в решении проблем нравственности молодежи. Мы считаем, что это связано с тем, что учителям и школам как социальным и образовательным учреждениям необходимо использовать другой подход.

Учителя должны спрашивать себя о том же, о чем они просят своих учеников. Класс предлагает множество моральных дилемм и проблем, таких как мошенничество, ложь, запугивание, выполнение или нарушение обещаний и так далее. Вот почему изучение морали может заключаться в повседневных взаимодействиях и отношениях между учителем и учениками, а не просто в обучении моральной философии.

Для ясности: мы не против формального нравственного воспитания. На самом деле мы одобряем его, но мы здесь, чтобы указать на другую, более важную роль, которую играет учитель в нравственном развитии детей. Учитель есть и должен быть нравственным образцом. Под этим мы подразумеваем, что учителя должны в первую очередь воплощать моральные принципы, а уже потом учить. Если учитель воспринимается как несправедливый или опаздывает на занятия, есть вероятность, что у детей не будет мотивации выполнять свои обещания или вовремя выполнять домашнее задание.

Как воспитывать нравственность у детей?

Являетесь ли вы родителем или учителем, вот несколько примеров того, как поощрять нравственное развитие детей.

Будьте ясны в отношении моральных ценностей

В предыдущих разделах мы упоминали, что родители (в том числе и учителя) обеспечивают когнитивный механизм для морального развития детей. Это означает, что у детей должно быть четкое определение того, что хорошо, что плохо, что правильно, а что неправильно. Если вы говорите одно, а потом пытаетесь рационализировать противоречивое поведение или просто добавляете исключения из правил, ребенок не будет думать о моральных нормах как о чем-то важном (потому что всегда можно найти оправдания).

Пример для подражания

Это само собой разумеется, но давайте повторим еще раз. Детский мозг подобен губке, которая впитывает все, что окружает его. Это означает, что даже несмотря на то, что вы сказали «вы должны быть терпеливы и уважать других», если они увидят, что вы перерезаете очередь и занимаете чье-то место, когда вы спешите, они подумают, что правило не имеет значения: «Если вы мама делает это, все в порядке».

Привлекайте ребенка к ответственности

Все эти советы основаны на одном – последовательности. Будь то последовательность в ваших учениях, в вашем поведении или в вашей способности доводить дело до конца, ребенок учится лучше и получает пользу, когда есть последовательность. Иногда это означает постоянство в том, чтобы держать их на земле, когда они делают что-то не так.

Вызывать чувство вины, а не стыда!

Это очень важно! Если вы не будете осторожны, ваше желание поддержать просоциальное поведение может привести к тому, что вы станете социально замкнутым и неуверенным в себе человеком. Различие между этими двумя вещами в вашей формулировке и поведении . Когда вы ругаете ребенка, критикуйте его поступки, а не личность, и давайте объяснения!

Вина = Я поступил плохо!

Стыд = я плохой!

Хорошим примером этого может быть ситуация, когда вы поймали своего ребенка на лжи.

 
Вы можете сказать: «Мне очень грустно, потому что, когда ты лжешь, я не знаю, как тебе доверять в следующий раз. Вы наказаны, потому что вы солгали ».

Не говори: «Я никогда не буду тебе доверять. Вы наказаны, потому что вы лжец !

Похвалите просоциальное поведение

Поощряйте просоциальное поведение эмоциональной поддержкой, словами ободрения и хвалите ребенка перед близкими друзьями и семьей. Детям нравится чувствовать поддержку и знать, что вы ими гордитесь, что будет мотивировать их продолжать вести себя хорошо.

Воспитывать нравственность посредством игр

Дети узнают о нравственности, формируя представления о мире посредством социальных взаимодействий. Тем не менее, есть много видов деятельности, с помощью которых вы можете столкнуть детей с моральными проблемами и возможностями, когда они могут использовать этот опыт, чтобы сделать вывод о том, что хорошо и правильно, а что плохо или неправильно. Вот несколько упражнений, которые вы можете легко реализовать в классе или дома.

Играть в групповые игры

Групповая игра, в которой каждый должен следовать определенным правилам, — это прекрасная возможность научить детей честности, равным возможностям и справедливости. Поначалу они могут видеть выгоду в читерстве, но, поскольку они играют со многими другими людьми, они вскоре осознают последствия чьего-то читерства. Просто будь осторожен. Убедитесь, что вы наказываете тех, кто обманывает, иначе дети будут думать, что обман допустим.

Разыгрывание истории по ролям

Еще один отличный способ показать последствия аморального поведения — разыграть историю, в центре которой моральный вопрос. Дети, участвующие в игре, получат непосредственный опыт, в то время как другие будут идентифицировать себя с персонажами.

Когда спектакль закончится, оставьте место для обсуждения. Начните с детей, которые принимали непосредственное участие в спектакле, и пусть они расскажут всему классу, кого они чувствовали. После этого постарайтесь побудить детей рассказать, как бы они поступили в такой ситуации и почему.

Обсудите моральную дилемму

Кольберг использовал моральные дилеммы для изучения моральных рассуждений у детей, но мы можем использовать их, чтобы побудить детей думать по-другому и увидеть множество возможных исходов и последствий ситуации. Моральные дилеммы поначалу могут показаться легкими, но как только вы начнете обсуждать их в классе, вы столкнетесь со множеством различных аргументов и позиций, о которых вы могли и не подумать поначалу!

Перед уходом

Нравственное развитие детей является важной темой как для родителей, так и для учителей. В современном обществе мы наблюдаем множество отклонений у молодых людей и подростков, что заставляет задуматься, правильно ли мы поступаем.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts