Условиями возникновения волевых действий являются: Воля. Физиологические основы воли, развитие волевых качеств — Logoprofy.ru

Глава 17. Воля

Краткое содержание

Понятие о воле. Воля и ее основные признаки. Значение воли в жизни человека, в организации и регуляции его деятельности и общения. Первичные волевые качества личности: сила воли, настойчивость, выдержка. Вторичные, или производные, волевые качества: решительность, смелость, самообладание, уверенность. Третичные волевые качества: ответственность, дисциплинированность, обязательность, принципиальность, деловитость, инициативность.

Теории воли. Общее положение дел в области теоретических исследований воли. Волевая регуляция поведения как его наделение более высоким смыслом. Необходимость возникновения волевого действия и его особенности. Участие воли на различных этапах регуляции деятельности, от ее инициации до завершающего контроля. Связь волевой регуляции с мотивацией деятельности. Рефлексия и воля.

Волевая регуляция поведения. Природа волевого действия.

Воля, сознание и речь. Структура волевого действия. Наличие препятствий, борьба, мотивов как условия возникновения и осуществления волевого акта. Принятие и исполнение волевого решения.

Развитие воли у человека. Основные напраштения развития воли. Воля и формирование высших психических функций человека. Становление и укрепление сознательной, нравственной регуляции поступков как важный этап в развитии воли. Значение игр, связанных с преодолением трудностей, в развитии воли у детей. Система поощрений за достижение успехов при успешном выполнении волевого акта. Воспитание у детей волевых качеств личности.

ПОНЯТИЕ О ВОЛЕ

В связи со всеобщим возрождением интереса к гуманитарным, специфическим человеческим проблемам психологии в последние годы наблюдается повышенное внимание к воле. Когда-то, еще в XVIII—XIX вв., эта проблема была одной из центральных в психологических исследованиях. В начале XX в. в связи с общим кризисным положением в этой науке исследования воли отошли на второй план.

Эта проблема оказалась самой трудной из тех, которые необходимо было ставить и решать на новой методологической основе. Но игнорировать ее и полностью не замечать было невозможно, так как воля относится к числу тех психических явлений (наряду с воображением), жизненно важную роль которых нет особой необходимости доказывать.

По этой причине в начале XX в. и в последующие десятилетия исследования воли продолжались, правда, не столь широко и активно, как прежде, но с использованием того же самонаб-

424

людения в качестве основного метода выявления связанных с ней феноменов.

Однако вследствие неудовлетворенности общим состоянием исследований воли многие ученые в первые десятилетия текущего столетия стремились вообще отказаться от этого понятия как от якобы ненаучного, заменить его поведенческими характеристиками или какими-либо другими, операционализируемыми и верифицируемыми

1, т.е. такими, которые можно наблюдать и оценивать. Так, в американской поведенческой психологии вместо понятия воли стали употреблять понятие «устойчивость поведения» — настойчивость человека в осуществлении начатых поведенческих актов, в преодолении возникающих на их пути преград. Эту настойчивость, в свою очередь, объясняли такими характеристиками личности, как целеустремленность, терпение, упорство, стойкость, последовательность и т.п.

Вчитываясь сегодня в работы таких замечательных психологов прошлого, как У.Джемс в США и СЛ.Рубинштейн в России (в годы всеобщего отвлечения внимания от проблем воли они продолжали заниматься ею), мы обнаруживаем, что воля — вполне реальное явление, обладающее своими специфическими, легко обнаруживаемыми и описываемыми научным языком признаками. Каковы же они?

Еще Аристотель ввел понятие воли в систему категорий науки о душе для того, чтобы объяснить, каким образом поведение человека реализуется в соответствии со знанием, которое само по себе лишено побудительной силы. Воля у Аристотеля выступала как фактор, наряду со стремлением способный изменять ход поведения: инициировать его, останавливать, менять направление и темп.

Один из существенных признаков волевого акта заключается в том, что он всегда связан с приложением усилий, принятием решений и их реализацией. Воля предполагает борьбу мотивов. По этому существенному признаку волевое действие всегда можно отделить от остальных. Волевое решение обычно принимается в условиях конкурирующих, разнонаправленных влечений, ни одно из которых не в состоянии окончательно победить без принятия волевого решения.

‘Понятия операционализации и верификации появились впервые в начале нашего века как общеметодологические требования к использованию научных терминов. Операционализируемыми и верифицируемыми называются такие понятия, в которых отражены явления, чье действительное существование можно установить экспериментальным путем и измерить (оценить и выразить в количественных показателях).

425

Воля предполагает самоограничение, сдерживание некоторых достаточно сильных влечений, сознательное подчинение их другим, более значимым и важным целям, умение подавлять непосредственно возникающие в данной ситуации желания и Импульсы. На высших уровнях своего проявления воля предполагает опору на духовные цели и нравственные ценности, на убеждения и идеалы.

Еще один признак волевого характера действия или деятельности, регулируемой волей, — это наличие продуманного плана их осуществления. Действие, не имеющее плана или не выполняемое по заранее намеченному плану, нельзя считать волевым. «Волевое действие — это… сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом»1.

Существенными признаками волевого действия являются усиленное внимание к такому действию и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его выполнения. Имеется в виду, что волевое действие обычно сопровождается отсутствием эмоционального, а не морального удовлетворения. Напротив, с успешным совершением волевого акта обычно связано как раз моральное удовлетворение от того, что его удалось выполнить. У.Джемс по этому поводу писал следующее: «Обширный мир, окружающий нас со всех сторон, задает нам всевозможные вопросы и испытывает нас всеми возможными способами. Некоторые из этих испытаний мы преодолеваем при помощи нетрудных действий и на некоторые вопросы отвечаем отчетливо сформулированными словами. Но на самый глубочайший из всех вопросов, которые когда-либо предлагаются нам миром, не допускается другого ответа, кроме немого сопротивления воли и сжимания фибр нашего сердца, когда мы как бы говорим: «Пусть так, а я все же буду делать вот этак»

2.

Нередко усилия воли направляются человеком не столько на то, чтобы победить и овладеть обстоятельствами, сколько на то, чтобы преодолеть самого себя. Это особенно характерно для людей импульсивного типа, неуравновешенных и эмоционально возбудимых, когда им приходится действовать вопреки своим природным или характерологическим данным.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. — М, 1989. — Т. II. — С. 187.

2Джемс У. Научные основы психологии. — СПб., 1902. — С. 363.

426

Ни одна более или менее сложная жизненная проблема человека не решается без участия воли. Никто на Земле никогда еще не добился выдающихся успехов, не обладая выдающейся силой воли. Человек в первую очередь тем и отличается от всех остальных живых существ, что у него, кроме сознания и интеллекта, есть еще и воля, без которой способности оставались бы пустым звуком.

ТЕОРИИ ВОЛИ

Психологические исследования воли в настоящее время оказались разделенными между разными научными направлениями: в бихевиористски ориентированной науке изучаются соответствующие формы поведения, в психологии мотивации в центре внимания находятся внутриличностные конфликты и способы их преодоления, в психологии личности основное внимание сосредоточено на выделении и изучении соответствующих волевых характеристик личности.

Исследованиями воли занимается также психология саморегуляции человеческого поведения. Иными словами, в новейший период истории психологии эти исследования не прекратились, а лишь утратили прежнее единство, терминологическую определенность и однозначность. Вместе с тем они оказались расширенными и углубленными по тематике за счет применения новых понятий, теорий и методов. Сейчас многими учеными предпринимаются усилия, направленные на то, чтобы возродить учение о воле как целостное, придать ему интегративный характер.

Судьбу психологических исследований воли В.А.Иванни-ков — один из отечественных ученых, уделяющих этой проблеме значительное внимание, соотносит с борьбой двух трудно-согласуемых друг с другом концепций человеческого поведения: реактивной и активной. Согласно первой все поведение человека представляет собой в основном реакции на различные внутренние и внешние стимулы и задача его научного изучения сводится к тому, чтобы отыскать эти стимулы, определить их связь с реакциями. Для такой интерпретации человеческого поведения понятие воли не нужно.

Определенную отрицательную роль в отказе от психологических исследований воли и свертывании их, в утверждении реактивной концепции поведения как единственно приемлемой научной доктрины сыграли исследования рефлекторного поведения: безусловных рефлексов и условного (неоперантного) обус-

427

ловливания. Рефлекс в его традиционном понимании всегда рассматривался как реакция на какой-либо стимул. Отсюда и понимание поведения как реакции. Симптоматично, что под влиянием рефлекторной концепции поведения в первые десятилетия нашего века психология в некоторых учениях была заменена на реактологию (К.Н.Корнилов) и рефлексологию (В.М.Бехтерев).

Согласно другой концепции, которая в последние несколько десятилетий набрала силу и находит все больше сторонников, поведение человека понимается как изначально активное, а сам он рассматривается как наделенный способностью к сознательному выбору его форм. Для такого понимания поведения воля и волевая регуляция поведения необходимы. Оно не только требует возвращения психологии ее прежнего названия как науки о внутреннем опыте, но и уделения достойного внимания проблеме воли в научных исследованиях человеческого поведения. Новейшая физиология высшей нервной деятельности в лице таких ученых, как Н.А.Бернштейн, П.КАнохин, удачно подкрепляет и поддерживает эту точку зрения со стороны естествознания.

Но реактивные концепции поведения, особенно в самой традиционной павловской физиологии высшей нервной деятельности, попрежнему сильны, и исход научной борьбы между ними и теорией активного волевого поведения будет существенно зависеть от того, насколько психологам удастся соответствующими экспериментальными данными доказать реальность иных, чем стимулы, источников поведенческой активности, насколько убедительно смогут они объяснить разнообразные виды поведения, не прибегая к понятию рефлекса. Большие надежды в этой связи возлагаются на современную психологию сознания и когнитивную психологию, на новейшие методы экспериментального исследования человеческой психики.

Как же с учетом сказанного понимается воля в современных психологических исследованиях? В.И.Селиванов определяет волю как сознательное регулирование человеком своего поведения, выраженное в умении видеть и преодолевать внутренние и внешние препятствия на пути целенаправленных поступков и действий. В те моменты деятельности, когда субъект сталкивается с необходимостью «преодолеть» себя (эмпирический уровень выделения препятствия, связанного с субъектом деятельности), его сознание на время как бы отрывается от объекта, предмета деятельности, или партнера и переключается в плоскость субъектных отношений. При этом осуществляется сознательная рефлексия на разных уровнях:

428

I уровень — осознание субъектом своих способов действий, своего состояния, режима и направления активности; понимание степени соответствия функциональной организации психики необходимой форме деятельности;

II уровень — активное изменение функционирования психики, выбор необходимого способа его преобразования.

Волевая регуляция деятельности есть сознательное, опосредованное целями и мотивами предметной деятельности создание состояния оптимальной мобилизованности, нужного режима активности, концентрации этой активности в необходимом направлении1.

ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ

Функцией волевой регуляции является повышение эффективности соответствующей деятельности, а волевое действие предстает как сознательное, целенаправленное действие человека по преодолению внешних и внутренних препятствий с помощью волевых усилий.

На личностном уровне воля проявляется в таких свойствах, как сила воли, энергичность, настойчивость, вьщержка и др. Их можно рассматривать как первичные, или базовые, волевые качества личности. Такие качества определяют поведение, которое характеризуется всеми или большинством описанных выше свойств.

Волевого человека отличают решительность, смелость, самообладание, уверенность в себе. Такие качества развиваются обычно в онтогенезе несколько позже, чем названная выше группа свойств. В жизни они проявляются в единстве с характером, поэтому их можно рассматривать не только как волевые, но и как характерологические. Назовем эти качества вторичными.

Наконец, есть еще третья группа качеств, которые, отражая волю человека, связаны вместе с тем с его морально-ценностными ориентациями. Это — ответственность, дисциплинированность, принципиальность, обязательность. К этой же группе, обозначаемой как третичные качества, можно отнести те в которых одновременно выступают воля человека и его отношение к труду: деловитость, инициативность. Такие качества личности обычно формируются только к подростковому возрасту.

‘См.: Калин В.К. На путях построения теории воли // Психологический журнал. — Т. 10. — 1989. — № 2.

429

По мнению В.А.Иванникова, главной психологической функцией воли является усиление мотивации и совершенствование на этой основе сознательной регуляции действий. Реальным механизмом порождения дополнительного побуждения к действию является сознательное изменение смысла действия выполняющим его человеком. Смысл действия обычно связан с борьбой мотивов и меняется при определенных, преднамеренных умственных усилиях.

Волевое действие, необходимость в нем возникает тогда, когда на пути осуществления мотивированной деятельности появилось препятствие. Волевой акт связан с его преодолением. Предварительно, однако, необходимо осознать, осмыслить суть возникшей проблемы.

Включение воли в состав деятельности начинается с постановки человеком перед собой вопроса: «Что случилось?» Уже сам по себе характер данного вопроса свидетельствует о том, что воля тесным образом связана с осознанием действия, хода деятельности и ситуации. Первичный акт включения воли в действие фактически заключается в произвольном вовлечении сознания в процесс осуществления деятельности.

Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание. Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти, мышления и речи. Развитие указанных познавательных процессов от низших к высшим означает приобретение человеком волевого контроля над ними.

Волевое действие всегда связано с сознанием цели деятельности, ее значимости, с подчинением этой цели выполняемых действий. Иногда возникает необходимость придать какой-либо цели особый смысл, и в этом случае участие воли в регуляции деятельности сводится к тому, чтобы отыскать соответствующий смысл, повышенную ценность данной деятельности. В ином случае необходимо бывает найти дополнительные стимулы для выполнения, доведения до конца уже начатой деятельности, и тогда волевая смыслообразующая функция связывается с процессом выполнения деятельности. В третьем случае целью может явиться научение чему-либо и волевой характер приобретают действия, связанные с учением.

Энергия и источник волевых действий всегда так или иначе связаны с актуальными потребностями человека. Опираясь на

430

них, человек придает сознательный смысл своим произвольным поступкам. В этом плане волевые действия не менее детерминированы, чем любые другие, только они связаны с сознанием, напряженной работой мышления и преодолением трудностей.

Волевая регуляция может включиться в деятельность на любом из этапов ее осуществления: инициации деятельности, выбора средств и способов ее выполнения, следования намеченному плану или отклонения от него, контроля исполнения. Особенность включения волевой регуляции в начальный момент осуществления деятельности состоит в том, что человек, сознательно отказываясь от одних влечений, мотивов и целей, предпочитает другие и реализует их вопреки сиюминутным, непосредственным побуждениям. Воля в выборе действия проявляется в том, что, сознательно отказавшись от привычного способа решения задачи, индивид избирает иной, иногда более трудный, и старается не отступать от него. Наконец, волевая регуляция контроля исполнения действия состоит в том, что человек сознательно заставляет себя тщательно проверять правильность выполненных действий тогда, когда сил и желания делать это уже почти не осталось. Особые трудности в плане волевой регуляции представляет для человека такая деятельность, где проблемы волевого контроля возникают на всем пути осуществления деятельности, с самого начала и до конца.

Типичным случаем включения воли в управление деятельностью является ситуация, связанная с борьбой трудносовместимых мотивов, каждый из которых требует в один и тот же момент времени выполнения различных действий. Тогда сознание и мышление человека, включаясь в волевую регуляцию его поведения, ищут дополнительные стимулы для того, чтобы сделать одно из влечений более сильным, придать ему в сложившейся обстановке больший смысл. Психологически это означает активный поиск связей цели и осуществляемой деятельности с высшими духовными ценностями человека, сознательное придание им гораздо большего значения, чем они имели вначале.

При волевой регуляции поведения, порожденной актуальными потребностями, между этими потребностями и сознанием человека складываются особые отношения. С.Л.Рубинштейн охарактеризовал их так: «Воля в собственном смысле возникает тогда, когда человек оказывается способным к рефлексии своих влечений, может так или иначе отнестись к ним. Для этого индивид должен уметь подняться над своими влечениями и, от-

431

влекаясь от них, осознать самого себя… как субъекта… который… возвышаясь над ними, в состоянии произвести выбор между ними»1.

РАЗВИТИЕ ВОЛИ У ЧЕЛОВЕКА

Развитие волевой регуляции поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях. С одной стороны — это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, с другой обретение человеком контроля над своим поведением, с третьей — выработка волевых качеств личности. Все эти процессы онтогенетически начинаются с того момента жизни, когда ребенок овладевает речью и научается пользоваться ею как эффективным средством психической и поведенческой саморегуляции.

Внутри каждого из этих направлений развития воли по мере ее укрепления происходят свои, специфические преобразования, постепенно поднимающие процесс и механизмы волевой регуляции на более высокие уровни. К примеру, внутри познавательных процессов воля вначале выступает в форме внешне-речевой регуляции и только затем — в плане внутриречевого процесса. В поведенческом аспекте волевое управление вначале касается произвольных движений отдельных частей тела, а впоследствии — планирования и управления сложными комплексами движений, включая торможение одних и активизацию других комплексов мышц. В области формирования волевых качеств личности развитие воли можно представить как движение от первичных к вторичным и далее — к третичным волевым качествам.

Еще одно направление в развитии воли проявляется в том, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, требующие приложения значительных волевых усилий в течение достаточно длительного времени. Например, школьник еще в подростковом возрасте может поставить перед собой задачу развить у себя такие способности, к формированию которых у него нет выраженных природных задатков. Одновременно он может поставить перед собой цель заняться в будущем сложным и престижным видом деятельности, для успешного выполнения которого необходи-

1Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. — М., 1989. — Т. II. — С. 187.

432

мы такого рода способности. Есть немало жизненных примеров того, как люди, ставшие известными учеными, художниками, писателями, добивались поставленных целей, не обладая хорошими задатками, в основном за счет повышенной работоспособности и воли.

Развитие воли у детей тесным образом соотносится с обогащением их мотивационной и нравственной сферы. Включение в регуляцию деятельности более высоких мотивов и ценностей, повышение их статуса в общей иерархии стимулов, управляющих деятельностью, способность выделять и оценивать нравственную сторону совершаемых поступков — все это важные моменты в воспитании воли у детей. Мотивация поступка, в которую включается волевая регуляция, становится сознательной, а сам поступок произвольным. Такое действие всегда совершается на базе произвольно построенной иерархии мотивов, где верхнюю ступень занимает высоконравственное побуждение, дающее моральное удовлетворение человеку в случае успеха деятельности. Хорошим примером такой деятельности может служить сверхнормативная деятельность, связанная с высшими нравственными ценностями, совершаемая на добровольной основе и направленная на пользу людям.

Совершенствование волевой регуляции поведения у детей связано с их общим интеллектуальным развитием, с появлением мотивационной и личностной рефлексии. Поэтому воспитывать волю у ребенка в отрыве от его общего психологического развития практически невозможно. В противном случае вместо воли и настойчивости как несомненно положительных и ценных личностных качеств могут возникнуть и закрепиться их антиподы: упрямство и ригидность.

Особую роль в развитии воли у детей по всем перечисленным направлениям выполняют игры, причем каждый вид игровой деятельности вносит свой, специфический вклад в совершенствование волевого процесса. Конструктивные предметные игры, появляющиеся первыми в возрастном развитии ребенка, способствуют ускоренному формированию произвольной регуляции действий. Сюжетно-ролевые игры ведут к закреплению у ребенка необходимых волевых качеств личности. Коллективные игры с правилами кроме этой задачи решают еще одну: укрепление саморегуляции поступков. Учение, появляющееся в последние годы дошкольного детства и превращающееся в ведущую деятельность в школе, наибольший вклад вносит в развитие произвольной саморегуляции познавательных процессов.

433

Темы и вопросы для обсуждения на семинарах Тема 1. Понятие о воле.

1. Основные признаки воли как психологического явления.

2. Значение воли в организации деятельности и общения человека.

3. Первичные волевые качества личности.

4. Вторичные и третичные волевые качества личности.

Т е м а 2. Теории воли.

1. Общее состояние дел в современных теоретических исследованиях воли.

2. Волевая регуляция поведения как его переосмысление.

3. Волевое действие, его способности и необходимость возникновения.

4. Участие воли в разных этапах осуществления деятельности.

5. Воля и мотивация.

6. Воля и рефлексия.

Т с м а 3. Волевая регуляция поведения.

1. Усиление мотивации как главная функция волевой регуляции поведения.

2. Связь волевой регуляции поведения с борьбой мотивов, потребностями и целями человека.

Т е м а 4. Развитие воли у человека.

1. Основные направления развития воли.

2. Игры детей и их значение в развитии воли.

3. Становление волевых качеств личности.

Темы для рефератов

1. Понятие, признаки и проявление воли у человека.

2. Основные направления и пути развития воли.

Темы для самостоятельной исследовательской работы

1. Становление волевой регуляции поведения у детей.

2. Теоретический анализ волевого действия.

ЛИТЕРАТУРА

I

Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. — Т. 3. — М., 1983. (Проблема воли и ее развития в детском возрасте: 454—465.)

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. — Т. II. — М., 1989. (Воля: 182-211.)

434

Страхов И.В. Психология характера. — Саратов, 1970. (Волевые и эмоциональные черты характера: 1536.)

II

Котырло В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников. — Киев, 1971. (Проблема воли в психологии: 11—31. Основные понятия психологической теории воли: 3251.)

Левитов Н.Д. Психология характера. — М., 1969. (Воля как компонент характера: 42—54.)

Общая психология. — М., 1986. (Воля: 385—400.)

III

Высоцкий А.И. Волевая активность школьников и методы ее изучения: Учебное пособие. — Челябинск, 1979. (Общая характеристика волевой активности школьников: 4—26. Методы изучения волевой активности школьников: 2667.)

Ладанов И.Д. Управление стрессом. — М., 1989. (Тренировка воли: 43—69. Саморегуляция. Владение собой: 83—119.)

Хрестоматия по вниманию. — М., 1976. (Теория волевого внимания (Н.КЛанге): 107—144.)

Экспериментальные исследования волевой активности. — Рязань, 1986. (Основные подходы к психологическому исследованию волевой активности личности: 3—23. )

Соображения к проблеме развития воли — Культурно-историческая психология

Как мы пришли к проблеме воли? И почему мне кажется эта проблема очень важной? Может быть, самой важной, ведущей для понимания личности.

Не буду подробно останавливаться на истории и современном состоянии проблемы воли в психологии. Этот материал еще не полностью собран мной. Но даже то, чем я располагаю, свидетельствует о многом. Во-первых, о том, что в последние десятилетия эта проблема все чаще и чаще привлекает к себе внимание психологов (особенно у нас в Советском Союзе). На Всесоюзном психологическом съезде в Тбилиси был выделен специальный симпозиум о воле, причем его организаторы написали обращение к делегатам съезда, в котором указали на огромное значение проблемы воли и произвольного поведения, на ее крайне недостаточную разработанность и теоретическую неясность. Интерес к проблеме воли является неслучайным: он тесно связан с интересом к вопросам психологии личности, с одной стороны, и с потребностью решить в конкретно-психологическом плане философскую проблему свободы воли и необходимости. Во-вторых, материалы, которыми я располагаю, свидетельствуют о том, что эта проблема до сих пор не только не решена, но и что в поиске ее решения нет заметных продвижений. Конкретные исследования носят либо констатирующий характер (когда, в каком возрасте, при каких условиях возникает произвольное поведение), либо идут «по касательной» (изучение мотивации, самоконтроля, самовоспитания), либо бьются над пока еще не доступными для экспериментального изучения проблемами, например, над проблемой волевого усилия.

Если же мы обратимся к теоретическим исследованиям воли, то здесь отчетливо увидим, как все они разбиваются о загадку той специфически человеческой активности, которая определяет поведение в направлении осознанного «надо» вопреки непосредственно переживаемому «хочется»1. А между тем не поняв психологическую природу, происхождение и механизм этой активности (активности человеческого сознания), мы никогда не сможем разрешить ни одного вопроса, связанного с психологией личности, не сможем понять законов ни ее становления, ни ее распада.

Нельзя не согласиться с Ш. Н. Чхартишвили в том, что в последнее время существует тенденция отказаться от понимания воли как особого психического явления — явления, имеющего свою специфику. Волю пытаются сводить к совокупности других процессов — инстинктам, потребностям, чувствам, интеллектуальным процессам (осознанию цели и способов ее достижения и пр.). Многие предпочитают говорить не о воле, а волевом поведении, волевом акте. В тех же случаях когда воля выделяется в качестве психического явления, ее рассматривают метафизически, даже не ставя вопросов ни о ее происхождении, ни о ее психологической сущности. Таким образом, именно проблема воли остается до сих пор цитаделью идеализма.

ххх

Беда не только в том, что проблема воли как психологическая проблема остается недостаточно изученной, но и в том, что она часто подменяется философскими рассуждениями, причем эти рассуждения выдаются за научный психологический анализ проблемы и даже ее решение.

Мне представляется, что в вопросе о воле мы не разберемся до тех пор, пока не выделим основных признаков действия и не отделим его от всех других действий, не имеющих волевого характера. До сих пор мы остаемся в плену дихотомии: действия относятся либо к импульсивным, осуществляющимся в виде непосредственной разрядки возникшего импульса, помимо сознания и намерения субъекта; либо к волевым, т. е. целенаправленным и сознательно регулируемым. Но если все сознательные и целенаправленные действия являются волевыми, то зачем нам понадобилось понятие воли? По-видимому, это понятие возникло потому, что среди целенаправленных действий существуют некие особые действия, характеризующиеся особыми специфическими признаками, позволяющими выделить их в особую категорию — категорию волевых действий.

ххх

Часто под волевыми действиями понимаются не просто целенаправленные действия, но такие, осуществление которых требует преодоления внешних или внутренних препятствий. Однако и такое понимание волевых действий представляется крайне расширительным. Когда действие связано с преодолением внешних препятствий, достаточно наличия некоторой доминирующей потребности и отчетливого восприятия (или представления) предмета, способного ее удовлетворить. В этих случаях возникает целенаправленное действие, способное преодолевать внешние препятствия, так как побуждение избежать этих препятствий является менее сильным, чем потребность, толкающая на их преодоление. Такого рода действия может совершать и животное, охотясь за пищей или преследуя самку. Совсем иной механизм должно, вероятно, иметь действие, осуществляемое вопреки непосредственному желанию или стремлению, т. е. действие, связанное с преодолением именно внутреннего препятствия. Только такие действия мы будем называть волевыми; только они связаны с переживанием так называемого «волевого усилия» и только оно пока не нашло своего конкретно-психологического объяснения.

ххх

Надо остановиться еще на одном, как нам кажется, неправильно решаемом вопросе, а именно на вопросе об осуществлении волевого акта. Можно ли считать, что победа «необходимого» над «непосредственно желаемым» происходит путем принятия решения или даже образования намерения, что этих волевых мотивационных образований, выполняющих побудительную функцию в системе волевого поведения, уже достаточно для того, чтобы волевое действие осуществилось? Или же принятие решения и образование намерения входят в структуру волевого поведения, составляя его важнейшее звено? Кстати, надо четко разделить то и другое: решение — это акт, завершающий выбор цели, функциональное образование, определяющее направление деятельности; намерение — это не только решение, но и программирование способа достижения цели. Иначе говоря, намерение включает в себя план достижения цели.

Безусловно последнее: покоренные потребности продолжают действовать; изменяется ситуация — возникают препятствия в виде новых потребностей и стремлений; осуществление поведения может оказаться неприятным, ослабевает побудительная сила решения и т. д. и т. д.

ххх

Нам представляется, что подход к решению проблемы воли может дать анализ процесса развития потребностей и перехода их в новые качественно своеобразные формы. В наших исследованиях мы пытаемся решать именно этот вопрос возникновения новых функциональных образований как результат опосредования натуральных человеческих потребностей2. Возникновение новых функциональных образований в виде сплава аффекта и интеллекта. Изучение конкретного механизма их возникновения и функционирования приближает нас к пониманию природы воли и ее формирования.

В исследованиях Л. С. Славиной и Т. В. Ендовицкой установлено, что переход от импульсивного поведения, побуждаемого непосредственно ситуацией, в которой находится ребенок, к поведению произвольному предполагает включение внутреннего интеллектуального плана, который, «вклиниваясь» между восприятием ситуации и поведением субъекта, выполняет функцию исследования этой ситуации и организации поведения в соответствии с ее пониманием. Однако есть ситуации, в которых внутренний интеллектуальный план вообще блокируется под натиском сильной непосредственной потребности.

На основе проведенных опытов может быть сделано предположение, что, по-видимому, существуют два интеллектуальных плана — условно план А и план Б.

ххх

Умственный план действий А необходим для организации своей мотивационной сферы (поддержания, усиления мотива, по линии которого должно осуществляться действие в соответствии с поставленной целью). План Б необходим для того, чтобы найти правильные ПУТИ достижения цели. До сих пор во всех ее (Т. В. Ендовицкой) опытах был внутренний план типа Б. Теперь надо заняться планом А. И в том и в другом имеются общие элементы, но существуют и принципиальные различия. В качестве важнейших принципиальных различий, по-видимому, надо выделить по крайней мере два. Первое — это необходимость во внутреннем плане А предусматривать эмоциональные последствия поступка и уметь их представить в переживания (чего не надо делать во внутреннем плане Б). Второе — в зависимости от того, какой мотив сильнее, будет осуществляться и подборка аргументов в пользу того или иного способа поведения, так как основная задача внутреннего плана А — облегчить достижение необходимого, преодолев непосредственно желаемое, или, напротив, облегчить достижение желаемого, обесценив необходимое. В плане Б этого не происходит.

Следует добавить, что отличие плана А от плана Б заключается также и в том, что в плане Б, как правило, имеется образец, который может быть достигнут субъектом. Поэтому субъект в плане Б моделирует лишь наличную ситуацию, выделяет в ней существенные элементы и устанавливает между ними связи и отношения. Во внутреннем же плане А самым существенным является умение смоделировать не только ситуацию и свои действия в нем, но и ту воображаемую ситуацию, которая возникает в результате совершенных поступков. Именно ясное представление последствий своего поступка может изменить побудительную силу тех мотивов, которые толкают субъекта на выбор стратегии своего поведения. Если эта воображаемая картина не вызовет у ребенка соответствующего эмоционального отношения, то перераспределение побудительных сил «знаемого» и непосредственного мотивов не произойдет.

Здесь следует также учитывать, что сильный непосредственный мотив и может не только нацело блокировать внутренний интеллектуальный план действий (опыты Л. С. Славиной), но и искажать его, заставляя интеллект служить своим целям. Именно к таким явлениям относится, например, пристрастная подборка аргументов, усиливающих значение непосредственно желаемого поведения и ослабляющих значение вызванных им последствий. Такого рода процессы мы часто встречаем у несовершеннолетних правонарушителей (см. исследования Г. Г. Бочкаревой). Это же явление имеет место, когда на человека неожиданно сваливается какая-нибудь серьезная неприятность. Постепенно человек ее «обживает», находит пути ослабления возникшего аффекта, обесценивая свершившееся, противопоставляя ему другие факты и связанные с ними преимущества, и т. д.

Во всех случаях, когда в результате включения внутреннего интеллектуального плана человеку удается организовать свое поведение по линии «знаемого» мотива, преодолев непосредственно действующие побуждения, надо говорить о волевом поведении.

Следовательно, воля действительно есть специфически человеческая способность «вклинивать» между воздействующей на человека ситуацией и осуществлением поведения в этой ситуации внутренний интеллектуальный план, обеспечивающая поведение, связанное с осознанной необходимостью, тормозящая поведение, непосредственно желаемое, импульсивное. С этой точки зрения, психологическая природа воли может быть раскрыта как способность субъекта обращаться в случаях конфликта двух разнонаправленных мотивационных тенденций к внутреннему интеллектуальному плану действий, направленному на регуляцию своей мотивационной сферы; это становится возможным, так как субъект для овладения своей мотивационной сферой обращается к анализу наличной ситуации и, избирая стратегию поступка, моделирует его последствия. Моделирование будущей ситуации актуализует ранее только «знаемые» мотивы, превращает их в непосредственное побуждение. Так возникает произвольное поведение: оно есть результат опосредствования непосредственной потребности интеллектуальным планом, в силу чего происходит интеллектуализация и волюнтаризация побудительных сил человеческого поведения. Вот эти опосредствованные потребности, данные в виде новых функциональных образований типа намерения, решения, которые уже не являются ни потребностями, ни мышлением, и есть то, что может быть названо волевыми образованиями. Здесь надо подчеркнуть следующее: если потребность опосредствуется осознаваемой целью, не имеющей собственной побудительной силы, но и не имеющей для субъекта отрицательного смысла, то ее достижение не требует от субъекта специальной реорганизации соотношения сил во внутреннем плане, и такая цель и связанное с ее достижением поведение не могут быть названы волевыми. С этой точки зрения, не всякое целенаправленное поведение есть волевое поведение в собственном смысле слов. Во многих случаях включается план Б, направленный на нахождение рациональных способов достижения цели, а не план А, направленный на организацию своего мотивационного поля. Отсюда следует, что волевое поведение возникает только в условиях внутреннего конфликта двух разнонаправленных тенденций, при котором обязательно удовлетворение одной потребности влечет за собой неудовлетворение другой. По-видимому, переживание «волевого усилия» является следствием торможения непосредственной, актуально действующей потребности.

ххх

Когда человек моделирует будущую ситуацию, то самое трудное для него — представить себя в этой ситуации; он хорошо может смоделировать внешние обстоятельства, некоторые последствия своих действий, хотя последнее уже труднее, но смоделировать себя самого, каким он будет в этой новой ситуации, какие с ним самим к тому времени произойдут перемены — оказывается трудным, а иногда невозможным не только для ребенка, но и для взрослого человека.

Например, перед ребенком 9 лет стоит задача выбрать, когда ему делать уроки: сейчас, до того, как начнется передача по телевизору, или после нее. Делать уроки ему сейчас не хочется. Он рассчитывает: телепередача идет 1 час 15 минут; когда она кончится, будет 7 часов 30 минут вчера. Ложиться спать надо в 9 часов, поужинать и помыться можно за полчаса. Уроков немного, одного часа на них вполне хватит. И он решает делать уроки после телепередачи. Однако после передачи он решает снова отложить уроки… на завтра, рассчитывая встать не в 7 часов 30 минут, как обычно, а 6 часов 30 минут.

Чего он при этом не учитывает? Он не учитывает того, что ему еще более не захочется делать уроки в той, будущей ситуации. В первый раз он не сумел учесть, что к тому времени, когда кончится телепередача, он уже устанет, новые впечатления усилят нежелание заниматься и т. д. Во второй ситуации он не учитывает также свое субъективное состояние — не захочется рано вставать, каким он будет невыспавшимся, как трудно будет в этих условиях сесть за письменный стол и учить уроки; наконец, как сильно он устанет к вечеру следующего дня, в течение которого придется два раза готовить уроки — утром и днем и т. д. и т. д.

Аналогичные трудности моделирования себя в будущей ситуации испытывает и взрослый человек, когда он ставит себя в новые, будущие условия, например, представляет себя в старости или на пороге смерти. Он рисует свои собственные переживания в этой ситуации такими, какими они выглядят для него сегодня; иначе говоря, он, как правило, не умеет себе представить, что к тому времени он будет другим и вся ситуация будет для него — того, другого — выступать совсем иначе, чем для него, теперешнего. Например, молодому человеку кажется, что хорошо бы дожить до ста лет, если будешь к этому времени здоров и будешь иметь ясную мысль и твердую память. Но этот молодой человек не способен смоделировать своих переживаний, которых он не имел еще в опыте, о которых не читал, которым не сопереживал. Например, что старый человек может не суметь адаптироваться к требованиями времени, может потерять свою позицию в работе, в семье, в жизни; не учесть, что длительная жизнь поставит его перед необходимостью терять близких и друзей, что он может остаться один, что вынужден будет видеть, как старятся или даже умирают его дети и т. д.

ххх

Субъективно волевое действие воспринимается человеком как спонтанное, исходящее от него самого, не обусловленное никакими внешними воздействиями, обстоятельствами, зависящее лишь от свободно принятого решения, намерения. Такое восприятие волевого действия поддерживается переживанием так называемого «волевого усилия», возникающего у человека при совершении волевого действия. Именно эта субъективная, интроспективная сторона волевого действия дала повод для рассмотрения воли как особой духовной силы, как особой функции человеческого «Я».

ххх

По-видимому, волевое действие обязательно предполагает:

  1. осознанную потребность и предмет, который способен ее удовлетворить;
  2. наличие внутреннего препятствия, т. е. потребности, стремления не добиваться цели;
  3. сознательное стремление действовать по линии наименее непосредственно желаемой цели;
  4. регулирование своего мотивационного поля и собственного поведения в соответствии с принятым намерением (выбранной целью, решением).

То, что принято называть «волевым усилием», есть отражение в форме переживания акта преодоления непосредственного желания. Очень важно раскрыть его функцию. Просто ли это эпифеноменальное явление или же оно помогает преодолению? Может быть, оно лишь отражает внутреннее сопротивление (или неудовлетворенность непосредственного желания), а может быть, это отражение становится дополнительным мотивом, поддерживающим активность человека? Или дополнительным внутренним стимулом, разоружающим волевой акт, усиливающим сопротивление непосредственного желания?


1 – К этому заключению Л. И. Божович пришла в результате изучения трудов У. Джемса, Т. Рибо, Э. Кречмера, М. Л. Рубинштейна, Ш. Н. Чхартишвили, В.И. Селиванова и др. Подчеркнуто здесь и далее Л. И. Божович. — Прим. Е. Д. Божович.

2 – Под натуральными Л. И. Божович понимала не только органические, но любые актуально действующие потребности, направленные на тот или иной непосредственно привлекательный для субъекта предмет.Прим. Е. Д. Божович.

Что такое Закон Кармы?

Карма, действие тела, речи и ума, влияет на каждый аспект нашей жизни. Действия невообразимым образом воздействуют как на тех, кто их совершает, так и на тех, кто их окружает, а семена кармы формируют нашу жизнь и наши миры, хотя разные буддийские традиции придают разное значение тому, является ли действие волевым или нет. В любом случае благодаря внимательности мы осознаем природу этих действий и фактически можем изменить нашу карму, концепцию причины и следствия.

Закон кармы — один из самых важных законов, управляющих нашей жизнью. Когда мы это понимаем и живем в соответствии с нашим пониманием, когда мы действуем в соответствии с тем, что знаем, тогда мы испытываем чувство целостности и покоя. Если мы живем вне гармонии, игнорируя природу вещей, мы испытываем диссонанс, боль и замешательство. Закон кармы — один из фундаментальных законов природы, посредством которого мы создаем эти совершенно разные реальности. Это как если бы мы все были художниками, но вместо холста и красок, или мрамора или музыки, в качестве нашей среды, наши тела, умы и жизненный опыт были материалами для нашего творческого самовыражения. Великое чувство удовлетворения в практике дхармы приходит от знания этого и от активного создания и формирования нашей жизни.

Карма — это санскритское слово ( камма на пали), означающее «действие». Закон кармы относится к закону причины и следствия: каждое волевое действие приводит к определенному результату. Если мы действуем, руководствуясь жадностью, ненавистью или заблуждением, мы сеем семена страдания; когда наши действия мотивированы щедростью, любовью или мудростью, тогда мы создаем кармические условия для изобилия и счастья. Это иллюстрирует аналогия из физического мира: если мы посадим семя яблока, то дерево, которое вырастет, принесет яблоки, а не манго. И как только семя яблока посажено, никакие манипуляции, мольбы или жалобы не заставят дерево вырастить манго. Единственное значимое действие, которое произведет манго, — это посадить семя манго. Карма — это именно такой закон природы, закон причины и следствия на психофизическом плане.

Будда использовал термин карма , конкретно относящийся к волеизъявлению, намерению или мотиву действия. Он сказал, что карма — это воля, потому что мотивация действия определяет кармический плод. Каждому намерению в уме присуща энергия, достаточно мощная, чтобы вызвать последующие результаты. Когда мы понимаем, что карма основана на волеизъявлении, мы можем увидеть огромную ответственность, которую мы несем, чтобы осознать намерения, которые предшествуют нашим действиям. Если мы не осознаем мотивов в нашем уме, то при возникновении неумелых желаний мы можем неосознанно воздействовать на них и таким образом создавать условия для будущих страданий.

Связано: Багаж Будды 

Закон кармы можно понимать на двух уровнях, что указывает на широкий спектр его применения в нашей жизни. На одном уровне карма относится к переживанию причины и следствия в течение определенного периода времени. Мы совершаем действие и через какое-то время начинаем ощущать его результаты. Мы сажаем косточку манго, и много лет спустя пробуем плод. Другой уровень понимания кармы связан с качеством ума в момент действия. Когда мы переживаем состояние любви, вместе с ним естественным образом приходит чувство открытости и любви, которое является его непосредственным плодом; точно так же, когда есть моменты жадности или ненависти, в дополнение к каким бы то ни было будущим результатам, мы также испытываем болезненные энергии, возникающие вместе с этими состояниями. Наше непосредственное осознание того, как кармический закон работает в каждый момент времени, может стать сильной мотивацией для развития умелых состояний ума, которые создают для нас счастье в данный момент, а также приносят плоды благополучия в будущем.

Другое измерение закона кармы помогает понять, как развиваются отдельные личности. Хотя верно то, что не существует устойчивой сущности, неизменного «я», которое можно было бы назвать «я», также совершенно очевидно, что каждый из нас представляет собой уникально изменяющуюся и узнаваемую структуру элементов. Это происходит потому, что каждый из нас по-своему, как сознательно, так и бессознательно, культивировал различные состояния ума. Если мы взращиваем любящую доброту, мы ощущаем ее вкус в данный момент и в то же время укрепляем ее как силу в уме, облегчая ее повторное возникновение. Когда мы гневаемся, мы переживаем страдание этого гнева как настоящую карму, а также укрепляем этот конкретный образец ума. Точно так же, как мы по-разному обуславливаем свое тело упражнениями или их отсутствием, мы также обусловливаем и свой ум. Каждое состояние ума, мысль или эмоция, которые мы постоянно переживаем, становятся сильнее и привычнее. То, чем мы являемся как личности, — это совокупность всех развившихся склонностей ума, особых энергетических конфигураций, которые мы культивировали.

Мы склонны не обращать внимания на этот обусловливающий фактор нашего опыта, вместо этого думая, что, как только опыт прошел, он уходит без остатка или результата. Это все равно, что бросить камень в воду, не создав при этом ряби. Каждый ум констатирует, что мы переживаем дальнейшие состояния и усиливает его. Когда мы видим, как это происходит в нашем уме, мы начинаем интуитивно ощущать то, о чем Будда часто говорил в своих учениях, а именно об обусловленности шести миров существования. Эти шесть миров являются проявлениями сильно развитых паттернов ума. Они относятся к различным реальностям, которые мы испытываем от момента к моменту, а также к реальным планам существования, в которых существа перерождаются в соответствии со своей кармой.

Отношение западной культурной обусловленности к перерождению и различным сферам существования часто скептическое или недоверчивое; в нашем подходе к этим вопросам присутствует здоровое напряжение: «Покажи мне, я из Миссури». Однако может оказаться полезным осознать, что наряду со всем тем, что мы можем проверить непосредственно в нашей практике, эти концепции кармы и перерождения в значительной степени являются частью того, чему учил Будда, и что посредством медитативного достижения возможно получить опыт для себе истину этих учений. Однако для тех из нас, кто обладает чем-то меньшим, чем совершенная концентрация или великая психическая сила, отношение, которое помогает держать нас открытыми для возможностей, выходящих за пределы нашего нынешнего уровня понимания, выражается во фразе поэта Кольриджа: «добровольная приостановка неверия. ” С таким настроем ума мы не попадаем в ловушку ни слепой веры, ни слепого неверия. Таким образом мы признаем то, чего еще не знаем сами, и остаемся восприимчивыми к новым уровням понимания.

Согласно учению Будды существует шесть сфер или планов существования: четыре низших сферы страдания, человеческая сфера и высшие планы различных небесных миров. Низшие миры обусловлены сильным гневом, ненавистью, жадностью и заблуждением, и когда мы культивируем эти состояния, развивая их как образец реагирования на ситуации, они становятся мощной силой в уме. Тогда мы не только переживаем настоящую карму болезненных ощущений в данный момент, но также создаем условия для возможного перерождения в царствах ужасных страданий.

Человеческое царство — первый из счастливых планов существования. Говорят, что она наиболее способствует развитию мудрости и сострадания из-за особой смеси боли и удовольствия. В низших сферах интенсивность и степень страдания слишком велики для того, чтобы большинство существ могли развить полезные качества ума, в то время как на высших планах существования все настолько блаженно, что мало вдохновения для практики. Именно сочетание боли и удовольствия в человеческом мире обеспечивает наилучшие условия для глубокого понимания и реализации.

Мы рождаемся человеческими существами, обусловленными базовым отношением щедрости и непричинения вреда. Эти состояния ума создают мощную кармическую силу, которая приводит к рождению в этом мире, и действительно, эти качества ума отражают истинную человечность. Когда щедрость и нравственность практикуются и развиваются еще дальше, они обусловливают перерождение в царстве дэв, небесных планах существования. В этих дэва-мирах все приятно, у существ есть утонченные тела света, и со всех сторон есть восхитительные объекты чувств.

Высшие планы обусловленного существования — это миры Брахмы. Они характеризуются великим блаженством, которое находится за пределами чувственных удовольствий и является результатом развития глубокой концентрации ума, известной как погружение.

Все эти шесть миров созданы кармически. Нет никого, кто судит, осуждает или возвышает нас до различных сфер, точно так же, как нет никого, кто решает, какие состояния ума мы должны испытывать в каждый момент. Великое вдохновение учения Будды состоит в том, что каждый из нас должен взять на себя высшую ответственность за качество своей жизни. При определенных волевых действиях последуют определенные результаты. Когда мы понимаем, что наша жизнь есть проявление кармического закона, что мы являемся наследниками наших собственных поступков, тогда в нас растет все более глубокое чувство ответственности за то, как мы живем, за выбор, который мы делаем, и за действия, которые мы предпринимаем.

Иногда люди задаются вопросом, не приведет ли размышление о законе кармы к чувству вины за прошлые неблаготворные действия. Вина – это проявление осуждения или отвращения к себе, которое не понимает изменяющегося преобразующего качества ума. Это укрепляет чувство собственного достоинства, будучи непрощающим. Понимание закона кармы заставляет нас мудро размышлять об искусности или неумелости наших действий. За бесконечное время наших рождений во всех сферах существования мы совершили так много разных действий, благотворных и неблаготворных. С точки зрения кармического закона вина — неуместное чувство и довольно бесполезное бремя. Это просто создает более нездоровые результаты. Приход к пониманию кармы является основой для очень прямого развития мудрости, чтобы знать, приведут ли наши действия к счастью и свободе или к дальнейшему страданию. Когда мы это понимаем, это позволяет нам брать на себя ответственность за прошлые действия с сочувствием, понимая, что конкретный поступок мог быть нездоровым или вредным, и твердо решив не повторять его. Вина — это проявление осуждения, мудрость — выражение чувствительности и прощения. . . .

Говорят, что накануне своего просветления Будда силой своего ума пересмотрел рождения и смерти бесчисленных существ, блуждающих по циклу существования в соответствии с их кармой. Его великое сострадание пробудилось, когда он увидел всех этих существ, желающих счастья, стремящихся к счастью, но совершающих те самые действия, которые приведут к страданию. Когда мы не понимаем проявления кармического закона, когда мы заблуждаемся в отношении природы вещей, тогда мы постоянно создаем условия для еще больших страданий для себя и других, даже когда мы желаем и надеемся на покой. Даже сегодня есть те, кто развил в себе силу ума, чтобы видеть, как разворачивается карма в прошлых и будущих жизнях. Но необязательно уметь видеть свои прошлые жизни, чтобы понять принципы кармического закона. Если мы обращаем внимание и внимательно наблюдаем за собственной жизнью, становится очень ясно, как наши действия обусловливают определенные результаты.

Связано: Что такое правый взгляд?

Будда часто говорил о правильном и неправильном взгляде на последствия своих действий. Правильный взгляд — это понимание того, что наши действия действительно приносят результаты, как в настоящем, так и в будущем, а неправильный взгляд отрицает эту причинно-следственную связь. Наша культура, как правило, ориентирована на стремление к немедленному удовлетворению желаний, и это укрепляет представление о том, что то, что мы делаем, не будет иметь последствий, что наши действия не вернутся к нам кармическим результатом. Но когда мы делаем шаг назад и смотрим шире, мы начинаем понимать, что мы наследники наших собственных мотивов и поступков и что наша жизнь не разворачивается случайно или бессистемно. Важно увидеть, каковы наши мотивы и желания, и понять результаты, которые они обуславливают.

Внимательность играет решающую роль в понимании развития кармы. Два аспекта осознанности, которые особенно важны для этого, — это ясное понимание и соответствие цели. Ясное понимание означает внимание к тому, что мы делаем, полное осознание того, что на самом деле происходит. Когда мы встаем, мы знаем, что стоим; когда мы идем, мы знаем, что идем. Ясное понимание того, что мы делаем в данный момент, позволяет нам рассмотреть целесообразность цели. Это означает знать, являются ли действия умелыми или неумелыми, принесут ли они желаемые результаты.

Когда осознанность слаба, у нас мало чувства ясного понимания или пригодности цели. Мы можем не только не осознавать своих намерений, мы часто даже не обращаем внимания на само действие, поэтому привычные модели поведения могут побуждать нас к действиям, которые приносят болезненные результаты. Глубокое понимание того, что действия обуславливают результаты, создает непреодолимый интерес к тому, что мы делаем. Мы начинаем уделять довольно пристальное внимание; мы начинаем просыпаться. Мало того, что каждое действие, каким бы незначительным оно ни казалось, обусловливает будущий результат, оно также переделывает ум. Если в уме возникает момент гнева, и мы теряемся в нем, то на самом деле мы взращиваем гнев. Если мы теряемся в жадности, мы взращиваем жадность. Это похоже на ведро, которое капля за каплей наполняется водой. Мы думаем, что каждая капля настолько мала, настолько незначительна, что вообще не имеет значения. Но капля за каплей ведро наполняется. Точно так же ум обусловлен каждым переживанием в каждое мгновение, и мгновение за мгновением ум наполняется. Мы должны с огромным уважением относиться к обусловливающей силе ума не только с точки зрения нашего настоящего опыта, но и с точки зрения нашего будущего направления. . . .

Во время визита в Соединенные Штаты Его Святейшество Далай-лама выступил с лекцией о пустоте «я» и кармическом законе причины и следствия. В ходе беседы он сказал, что, имея выбор между пониманием кармы и пониманием пустоты, нужно попытаться понять карму. Для многих это было удивительно, потому что в основе мудрости буддизма лежит понимание пустой, бескорыстной, невещественной природы явлений. Его акцент, тем не менее, чрезвычайно важен для нас, потому что без понимания кармы, последствий наших действий аспект пустоты явлений может быть использован в качестве обоснования для того, чтобы не брать на себя ответственность в нашей жизни. Думать, что ничего не имеет значения, что мы можем делать что угодно, потому что все равно все это пусто, есть серьезное непонимание учения и слабое оправдание неумелого поведения. Если мы будем чувствительны к закону кармы и возьмем на себя ответственность за свои действия и их результаты, то это поможет нам прийти к подлинному пониманию пустоты.

Сострадание, как и понимание, возникает из понимания кармы. Когда мы понимаем, что несправедливые, вредные или вызывающие ненависть действия отражаются страданием как в человеке, их совершающем, так и в получателе, мы можем реагировать на оба с состраданием, а не с гневом или негодованием. Это никоим образом не означает, что наша реакция слаба или нерешительна. На самом деле, видя, как люди действуют по неведению таким образом, что причиняют себе или другим сильную боль, можно вызвать очень сильную и непосредственную реакцию на это невежество, но это реакция сострадания.

Объясняя работу кармы, Будда говорил о силе различных действий. Он часто говорил о великой силе щедрости, объясняя, что акт щедрости очищается и усиливается тремя способами. Оно очищается дающим, получающим и тем, что дается. Чистота ума того, кто дает и того, кто получает, и чистота самого дара (то есть средств, которыми дар попал во владение) усиливают кармическую силу каждого акта щедрости.

И во много раз более мощным, чем подарок даже Будде и всему ордену просветленных учеников, является один момент, когда ум полностью сосредоточен на распространении мыслей любящей доброты ко всем существам. Когда мы искренне открываем свое сердце, глубокое чувство нашей связи со всеми существами становится чрезвычайно действенной силой, которая затем может мотивировать широкий спектр искусных действий.

Далее Будда сказал, что еще более могущественным, чем момент любящей доброты, является момент глубокого видения непостоянной природы явлений. Этот момент прозрения настолько глубок, потому что он устраняет привязанность в уме и открывает возможность истинной непривязанности. Когда мы глубоко видим непостоянную, эфемерную природу ума и тела, то, как они находятся в постоянном движении, мы развиваем непривязанность и невозмутимость по отношению к похожим на сон элементам нашего опыта. Иногда в практике медитации, когда мы имеем дело с болью, беспокойством, скукой и другими возникающими трудностями, мы можем упустить из виду более широкий контекст, о котором идет речь. Полезно помнить, что кармическая энергия, порожденная постоянным наблюдением и осознанием изменяющейся природы вещей, представляет собой чрезвычайно мощную кармическую силу, которая ведет ко многим видам счастья и к свободе.

Понимание закона кармы известно как свет мира, потому что благодаря этому пониманию мы можем взять на себя ответственность за свою судьбу и получить более верное руководство для достижения большего успеха в нашей жизни.

[ Эта история была впервые опубликована в 2008 году ]

Узнайте больше о карме в буддизме для начинающих, нашем бесплатном образовательном ресурсе, или в этой разбивке общих вопросов о карме от Таниссаро Бхиккхикху что означает карма в век информации, поскольку два ученых в области искусственного интеллекта обсуждают карму и ИИ.

Воля | Воля и мир: исследование метафизики

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicВоля и мир: исследование метафизикиЭпистемологияМетафизикаКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicВоля и мир: исследование метафизикиЭпистемологияМетафизикаКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Еще

CITE

Nathan, N. M.L.,

‘Valition’

,

Will and World: Исследование по метафизике

(

Oxford,

1992;

Online EDN,

Oxford Academic

,

Online EDN,

Oxford Academic

,

,

, онлайн -EDN,

Oxford

,

онлайн,

Oxford,

;

Online,

Oxford. 3 октября 2011 г.

), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780198239543.003.0008,

, по состоянию на 11 декабря 2022 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicВоля и мир: исследование метафизикиЭпистемологияМетафизикаКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicВоля и мир: исследование метафизикиЭпистемологияМетафизикаКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Advanced Search

Abstract

Конфликты желаний и убеждений о свободных решениях по-прежнему могут поражать человека, которого ни в малейшей степени не впечатляют старые и новые трудности, ранее обсуждавшиеся о том, как дополнительные возможности свободы могут быть согласованы с порядком в природе. , и не желает ни единоличного авторства, ни недостижимой «истинной ответственности». Понятие решения, как и более общее понятие воли, есть понятие объекта, обладающего качеством. И для того, кто наивно полагает, что любой такой объект существует, подстерегает различие между опытом существования объектов с рассматриваемым качеством и объектами в этом случае с тем качеством, существование которых независимо от опыта как от их существования.

Ключевые слова: свободные решения, свобода, природа, воля, качества, истинная ответственность, конфликты желаний, конфликты убеждений, свобода дополнительных возможностей

Субъект

Эпистемология, метафизика

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Нажмите Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр ваших зарегистрированных учетных записей

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи, в которой выполнен вход, и доступ к функциям управления учетной записью.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts