Установка на рост
Считается, что людям от природы или дано рисовать, или не дано. Однако художник, педагог и автор книг Бетти Эдвардс опровергает это. Ниже представлены автопортреты, нарисованные учениками в начале курса, и по окончании учебы, пять дней спустя. Авторов первых рисунков никак нельзя заподозрить в наличии способностей к рисованию. Но лишь несколько дней спустя все до единого уже умели рисовать! Это очень важно, так как многие люди думают, что по ранним проявлениям умений человека (или по отсутствию таковых) можно смело судить о его таланте и его будущем.
Рис. 1. Автопортреты участников тренинга по рисованию: слева – в самом начале, справа – пять дней спустя
Предыдущая глава Оглавление Следующая глава
Скачать заметку в формате Word или pdf
Установка на данность и установка на рост
Может ли человек развить свои способности, или они неизменны – вопрос давний. А вот к чему может привести вера в тот или иной ответ на него – это уже вопрос новый. Психолог Кэрол Дуэк считает, что взгляды, которых человек придерживается, могут в корне изменить его образ жизни.
Убежденность в том, что ваши качества высечены из гранита – установка на данность – вызывает в вас потребность самоутверждаться. Если вам даны определенные нравственные качества, индивидуальность, интеллект, тогда остается лишь одно: доказывать, что количество всего этого довольно велико.
Установка на рост основана на убеждении, что ваши качества могут меняться, если приложить к этому усилия. Люди с подобной установкой верят, что невозможно предсказать, чего способен добиться человек за годы увлеченного труда и тренировок.
Принимая ту или иную установку, вы открываете для себя новый мир. В том, где качества неизменны, успех – доказательство вашего ума или таланта. В другом мире – мире меняющихся достоинств – вы тянетесь к тому, чтобы освоить новое. Вы саморазвиваетесь. В первом мире усилия – это нечто плохое. Они, как и неудача, означают, что вы не умны и не талантливы. Во втором мире усилия – это и есть то, что делает вас умным и талантливым. У вас есть выбор. Установка – это всего лишь то, как вы о себе думаете, а ведь вы можете и передумать.
Установки руководителей
Желание править с пьедестала и выглядеть в глазах других непогрешимым очень часто называют болезнью СЕО. Ли Якокка, бывший топ-менеджер Ford и Chrysler, страдал ею в тяжелой форме. Следует ли бороться со своими недостатками или лучше создать мир, где у вас недостатков не будет? Ли Якокка выбрал второй вариант. Он окружил себя поклонниками, изгнал критиков и мигом потерял связь с реальностью и представление о том, куда движется автомобильная отрасль. Ли Якокка превратился в человека, который не учится… человека с установкой на данность.
В своем бестселлере «От хорошего к великому» Джим Коллинз проанализировал десятки компаний, и был удивлен, когда понял, какой тип руководства необходим для осуществления преобразований:
В отличие от известных корпоративных лидеров, обладающих сильным характером, и не сходящих со страниц журналов и газет, руководители, которым удалось осуществить преобразования на своих предприятиях и перейти от хорошего к великому, кажутся прилетевшими с Марса. Спокойные, незаметные, сдержанные и даже застенчивые, эти руководители представляют необычную комбинацию скромности и профессиональной воли. Они, скорее, как Линкольн или Сократ, а не Паттон или Цезарь…
… они ведомы установкой на рост.
Установки в корпоративной среде
Термин «групповое мышление» ввел Ирвинг Джейнис в начале 1970-х годов. Он характеризует ситуации, когда все в группе начинают думать одинаково. Никто не имеет иного мнения. Никто не выражает несогласия. Групповое мышление может приводить к принятию решений с катастрофическими последствиями. Часто это прямое следствие установки на данность.
Установка на данность делает людей сложными. Она заставляет их беспокоиться по поводу наличия у них тех или иных качеств, а также стремиться «задокументировать» это наличие, нередко – за счет окружающих. По этой же причине «сложные» люди склонны к вынесению оценочных суждений.
Люди с установкой на рост процветают, когда саморазвиваются, а с установкой на данность – когда в безопасности, и у них все под контролем. Попав в условия, при которых их ценят за врожденный талант, люди начинают переживать угрозу своему имиджу как смертельную опасность. Они никогда не пойдут на то, чтобы принять меры к исправлению. Ни за что не согласятся выйти и признать свои ошибки перед инвесторами и обществом. Они скорее солгут.
Что такое провал? Люди с установкой на рост видят в неудачах источник мотивации. Неуспех информативен. Это сигнал к пробуждению. Для людей с установкой на данность неудача – это клеймо навсегда.
Ответственность за успех. Люди с установкой на рост сами берут на себя ответственность за процесс, ведущий к успеху. Люди с установкой на данность – вечные жертвы внешних сил. С установкой на данность вы не отвечаете за свои способности и свою мотивацию. Вы рассчитываете «выехать» на своем таланте, и когда это не получается, ну что ж, все равно ничего нельзя было сделать.
Как формируются установки
Каждое слово и каждое действие родителей может нести послание установки на данность, которая сообщает ребенку: «Твои качества неизменны, и я их оцениваю». А может нести послание установки на рост: «Ты развивающаяся личность, и я заинтересован в твоем развитии». Детский психолог Хаим Гинотт рассказал историю о 14-летнем Филиппе. Подросток работал вместе с отцом и нечаянно опрокинул коробку с гвоздями. Те рассыпались по всему полу. Филипп посмотрел на отца виновато и сказал:
Филипп: Ну вот! Какой же я косорукий.
Отец: Это не то, что мы говорим, когда гвозди рассыпаются.
Филипп: А что нужно сказать?
Отец: Нужно сказать: «Гвозди рассыпались – я их соберу!»
Филипп: И все?
Отец: И все.
Филипп: Спасибо, папа.
Не судите! Учите! Научить можно всему.
Смена установки
Установка – важная часть вашей личности, но вы можете изменить ее. Одно лишь знание о существовании двух типов установки может помочь вам начать думать и действовать по-новому. Способен ли любой человек добиться всего, чего захочет? Не думаю, но люди точно способны на большее, чем может показаться на первый взгляд.
Многие люди с установкой на данность считают: это мир должен измениться, а не они сами. Такие люди убеждены, что заслуживают чего-то лучшего – лучшей работы, лучшего дома, лучшего партнера. Мир обязан признать их выдающиеся качества и относиться к ним соответствующе.
Изменение установки означает коренную перемену. Когда люди решают перейти к установке на рост, они оставляют позицию «оценивай и будь оцениваемым» и переходят к платформе «учись и помогай учиться». Они настраиваются на рост, а рост требует много времени и усилий.
Рис. 2. Установка на данность и установка на рост
Литература
Кэрол Дуэк. Гибкое сознание. Новый взгляд на психологию развития взрослых и детей. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013 – 400 с. Конспект: https://baguzin.ru/wp/?p=11745
Джим Коллинз. От хорошего к великому. Почему одни компании совершают прорыв, а другие нет… – СПб: Издательство Стокгольмской школы экономики в Санкт-Петербурге. – 312 с. Конспект: https://baguzin.ru/wp/?p=4113
Установка на данность и установка на рост
01 января 2013 г., 11:53
Есть люди с установкой на данность, а есть – с установкой на рост.
Эти понятия ввела Кэрол Дуэк в книге «Гибкое сознание: новый взгляд на психологию развития взрослых и детей» (издательство «Манн, Иванов и Фарбер»).
Люди с установкой на данность убеждены, что черты характера и уровень интеллекта изменить нельзя. Другие, с установкой на рост и развитие, убеждены в том, что в их силах изменить очень многое и, более того, им более всего интересно себя развивать. Первые бездействуют, когда их достижения низкие, а когда их достижения высокие, живут страхом эти достижения потерять. Вторые – не боятся трудностей и с удовольствием идут навстречу вызовам, если это их развивает. Понятно, что первые живут плохо, а вторым открыты все пути…
Какая установка вам ближе? Проведите небольшой тест, представьте себе, что вы молодой человек, у которого день не задался. Сегодня вы пошли на очень важное для вас занятие, которое вам по-настоящему нравится. Профессор вернул вам проверенные контрольные работы, вы получили тройку с плюсом. Вы крайне разочарованы.
Что вы подумаете? Как вы себя почувствуете? Что вы сделаете?
Люди с установкой на данность воспринимают случившееся как непосредственную оценку их компетентности и значимости, поэтому чаще отвечают: «Я ощутил бы себя отвергнутым». «Я подумал бы, что я полный неудачник». «Что я дурак». «Что я лузер». «Я почувствовал бы себя жалким и тупым — кто угодно лучше меня». «Что я отстой». О своей жизни в такой ситуации они думают: «Моя жизнь просто жалкая». «Это не жизнь». «Кому-то наверху я точно не нравлюсь». «Весь мир на меня ополчился». «Кто-то хочет меня уничтожить». «Никто меня не любит, все только ненавидят». «Жизнь несправедлива, и все усилия напрасны». «Жизнь — дерьмо. Я дурак. Со мной никогда не происходит ничего хорошего». «Я самый несчастный в мире человек».
Заметьте, тут дело не низкой самооценке и не пессимизме: в более благоприятных ситуациях они чувствуют себя точно такими же оптимистичными, умными, привлекательными и достойными уважения людьми, как и люди с установкой на рост.
И как же они выйдут из затруднительного положения? «Я не стану больше вкладывать столько времени и усилий, чтобы проявить себя». (Иными словами, «я больше не позволю кому-либо оценивать меня».) «А ничего не буду делать». «Отлежусь». «Напьюсь». «Наемся от пуза». «Накричу на кого-нибудь, если под руку подвернется». «Съем шоколадку». «Буду слушать музыку и дуться». «Запрусь в ванной и буду там сидеть». «Подерусь с кем-нибудь». «Буду плакать». «Разобью что-нибудь». «А что тут можно сделать?»
Вы знаете, когда я писала эту главу, то намеренно сделала оценку не двойкой, а тройкой. И говорила о текущей оценке, а не об итогах семестра. И это был штраф за стоянку, а не автомобильная катастрофа. И друг «как бы отмахнулся», а не откровенно «отшил» вас. Не произошло ничего катастрофического и необратимого. Тем не менее из этих исходных условий установка на данность создала ощущение полного провала и бессилия.
Когда же я описывала эту ситуацию людям с установкой на рост, они говорили вот что: «Мне нужно серьезнее взяться за учебу, быть более внимательным, паркуя машину, и узнать у своего друга, не случилось ли с ним что-нибудь в тот день». «Тройка покажет мне, что нужно прилагать гораздо больше усилий по этому предмету, но до конца семестра у меня еще будет время подтянуть успеваемость».
А как они выйдут из ситуации? Легко! «Я подумаю над тем, как бы мне лучше подготовиться (или изменить метод подготовки) к очередному тесту, оплачу штраф и при следующем же разговоре выясню, что произошло с моим другом». «Я посмотрю, в чем именно я напортачил в контрольной, начну усерднее заниматься, оплачу квитанцию со штрафом и позвоню другу, чтобы объяснить, почему у меня вчера было плохое настроение». «Основательнее проработаю материал к следующей контрольной, поговорю с преподавателем, буду осторожнее парковаться (а может, и опротестую штраф) и выясню, что с моим другом не так».
Когда мы хвалим детей за их собственно достижения (сделал или не сделал, сделал на такую-то оценку), мы вырабатываем у них установку на данность. Гораздо эффективнее хвалить за готовность учиться и преодолевать трудности, подчеркивая важность не собственно результата, а возникновение «дельты» — разницы между тем, что у ребенка было «вчера» и того, что стало «сегодня».
- Развитие личности как авторские действия
- Можно ли менять себя
Комментарии (3):
Гость, 02 августа 2017 г., 06:31
Добрый день! Статья мне понравилась, я точно поняла для себя, что у меня установка была данность. Я выбираю установку на всю дальнейшую жизнь НА РОСТ. Сложилось понимания своей неудовлетворенности в жизни.
Гость, 04 августа 2017 г., 17:50
А к какому типу я отношусь? Я бы просто, без нервов, сказал бы себе: «Какой сегодня день неудачный, лягу-ка я сегодня спать пораньше, утро вечера мудренее».
К. Андрей, 28 февраля 2020 г., 13:09
Я тоже себе так говорил, но вот это ощущение, что мир на тебя ополчился — оно справедливое, то есть оно не появляется просто так.
Например, я работаю, и на каждой работе мне все время говорят плохие вещи, а потом увольняют (или я сам увольняюсь, если мне плохо). Так вот, я сменил кучу работ, и на каждой пытался себе говорить всякого рода конструктивные вещи — но враждебность окружения от этого ко мне не изменилась. Причём просто все по шаблону идёт: сначала на работе все хорошо относятся, кажется поначалу, что будем друзьями, коллегами и т.д., но потом один за другим большинство тех, кто мне улыбался и шутил, становятся врагами. И это, повторюсь, постоянно. Поэтому — не стоит игнорировать ощущения, они имеют больше смысла, чем кажется.Материалы по теме:
01 окт. 2022 г.
Автор и Жертва в практической психологии
В академической психологии популярен термин «субъект», «субъектность» и менее распространено понятие «автор», «авторская позиция». Есть ощущение, что эти понятия сильно близки, иногда они используются как синонимы. Как действительно соотносятся эти понятия? Видимо, автор своей жизни — всегда субъект, но не всякий субъект находится в ответственной — авторской позиции. В этом случае линия внутренней активности имеет вид: Объект — Жертва — Субъект — Автор.
0Подробнее
26 мар. 2014 г.
Автор, авторская позиция
Если вы знаете, что такое смелость делать свое и личная ответственность, вы знакомы с Автором и авторской позицией. Людей в авторской позиции немало, более этого, это и есть большинство нормальных, душевно здоровых и деятельных людей, самостоятельно решающих свои жизненные ситуации, не разыгрывающие при трудностях ни Дурика, ни несчастную Жертву. Авторская позиция – это привычка не переживать, а действовать, максимально используя свою волю и свой разум для движения к собственным целям.
7Подробнее
01 янв. 2010 г.
Человек, который выбрал быть Жертвой
Жертва — не объективное положение вещей, а нечто субъективное, а именно выбранная роль и внутреннее состояние человека.
26Подробнее
01 янв. 2013 г.
Гибкое сознание: вера в возможность изменений (К. Дуэк)
Есть люди с установкой на данность, а есть – с установкой на рост. Люди с установкой на данность убеждены, что черты характера и уровень интеллекта изменить нельзя. Другие, с установкой на рост и развитие, убеждены в том, что в их силах изменить очень многое и, более того, им более всего интересно себя развивать. Первые бездействуют, когда их достижения низкие, а когда их достижения высокие, живут страхом эти достижения потерять. Вторые – не боятся трудностей и с удовольствием идут навстречу вызовам, если это их развивает. Понятно, что первые живут плохо, а вторым открыты все пути…
0Подробнее
07 июл. 2017 г.
Главный секрет от успешных людей
Победители по жизни активно используют слова, которые возбуждают в них энергию успешности!
13Подробнее
01 янв. 2004 г.
К кому приходит успех? Качества успешного человека
Серьезный успех в жизни приходит к тем, кто находит (или выстраивает) себе дело, в котором есть сочетание одновременно нескольких вещей.
3Подробнее
15 июн. 2016 г.
Могут ли люди меняться? Или человека изменить нельзя?
Если вдруг вы ищете спутника жизни, я подскажу вам простой вопрос, с помощью которого вы сразу сможете отсеять неподходящих для себя людей. Это вопрос: Могут ли люди меняться? Когда в семья возникают непонимания и конфликты, кому-то нужно начать себя менять. Как правило, это нужно обоим. Но если хоть один знает, что он / она себя изменить не сможет, потому что люди не меняются, то в такой семье не поправится ничего.
6Подробнее
Мышление роста — Что такое мышление роста
Мышление роста — Что такое мышление роста — Мышление работаетАвторизоваться Зарегистрироваться
Более 30 лет назад Кэрол Двек и ее коллеги заинтересовались отношением студентов к неудачам.
Недавние достижения в области неврологии показали, что мозг гораздо более податлив, чем мы когда-либо думали. Исследования пластичности мозга показали, как связи между нейронами могут меняться с опытом. С практикой нейронные сети создают новые связи, укрепляют существующие и создают изоляцию, которая ускоряет передачу импульсов. Эти нейробиологические открытия показали нам, что мы можем увеличить наш нейронный рост с помощью действий, которые мы предпринимаем, например, используя хорошие стратегии, задавая вопросы, практикуясь и следуя привычкам правильного питания и сна.
Ознакомьтесь с нашими программами! Я: — Выберите роль —TeacherParentSchool LeaderDistrict Leader
В то же время, когда эти нейробиологические открытия набирали обороты, исследователи начали понимать связь между мышлением и достижениями. Оказывается, если вы верите, что ваш мозг может расти, вы ведете себя по-другому. Поэтому исследователи задались вопросом: «Можем ли мы изменить мышление? И если да, то как?» Это положило начало серии вмешательств и исследований, которые доказывают, что мы действительно можем изменить мышление человека с фиксированного на рост, и когда мы это делаем, это приводит к повышению мотивации и достижений. Например, семиклассники, которых учили, что интеллект податлив, и показывали, как мозг растет с усилием, продемонстрировали явное повышение оценок по математике.
В дополнение к обучению детей гибкому интеллекту, исследователи начали замечать, что практика учителя оказывает большое влияние на мышление учеников, а обратная связь, которую учителя дают своим ученикам, может либо побудить ребенка выбрать вызов и повысить успеваемость, либо искать более легкий путь. вне. Например, исследования различных видов похвалы показали, что когда говорят детям, что они умные, у них развивается фиксированное мышление, тогда как похвала за трудолюбие и усилия развивает мышление роста. Когда учащиеся настроены на рост, они принимают вызовы и учатся на них, тем самым повышая свои способности и достижения. Узнайте больше о том, как практика учителя влияет на мышление и успеваемость учащихся.
Ознакомьтесь с нашими программами! Я: — Выберите роль —TeacherParentSchool LeaderDistrict Leader
Как в реальном мире выглядит обучение мышлению роста? Когда мы переносим исследования из лаборатории в классную комнату, мы видим потрясающие результаты. Одним из таких примеров является начальная школа Фиске. С разнообразным контингентом учащихся, изучающих английский язык и учащихся специального образования, администраторы Fiske привнесли мышление роста в школьную культуру, начав с мышления учителей. Учителя приняли участие в книжном исследовании MindsetMaker в первый год внедрения и завершили онлайн-курс повышения квалификации MindsetMaker™ на второй год. В то время как результаты государственных тестов по математике оставались на прежнем уровне, в школе Fiske Elementary наблюдался удивительный рост, который они объяснили изменением мышления учителей и изменением культуры. Узнайте больше о примерах из практики о преодолении разрыва между исследованиями и практикой.
Ознакомьтесь с нашими программами! Я: — Выберите роль —TeacherParentSchool LeaderDistrict Leader
Когда ученики понимают, что могут стать умнее, они прилагают больше усилий в учебе.
Ученики, которых обучали пластичному интеллекту, имели явное улучшение оценок по математике.
Учащиеся, которых хвалили за усилия, превзошли учеников, которым говорили, что они умнее.
После использования MindsetMaker™ оценки Фиске по математике значительно превысили средний показатель по штату.
Мышление роста: понимание того, что способности и интеллект можно развивать.
Как лучше всего начать свою революцию в мышлении роста? Один из способов — определить, где у вас могут быть склонности к фиксированному мышлению, чтобы вы могли работать над тем, чтобы стать более настроенным на рост. Мы все живем в континууме, и последовательная самооценка помогает нам стать теми, кем мы хотим быть. Пройдите тест на образ мышления
Вмешательство с установкой на рост
Требуется имя.
Требуется фамилия.
Требуется адрес электронной почты.
Требуется название/роль.
Требуется школа/организация.
Учительские практики
Практика учителяАвторизоваться Зарегистрироваться
Поскольку установка на рост связана с верой в то, что вы можете развивать свой интеллект, вы можете направлять учащихся к развитию, используя определенные виды похвалы.
Влияние похвалы и отзывов
Обратная связь, которую учителя дают учащимся, может удивительным образом повлиять на их мышление. Например, во время похвалы за интеллект, типа «Ты такой умный!» Некоторые считают, что это мотивирует, исследования показывают, что на самом деле это может оказать негативное влияние на мотивацию и успеваемость учащихся. В исследовании с пятиклассниками Двек и Мюллер разделили детей на две группы и попросили их решить задачу-головоломку. Одна группа, после первоначального успеха, получила высокую оценку за их интеллект и способности.
Другую группу, также после успеха, хвалили за их усилия, а не за врожденный интеллект. Когда изначально легкая задача усложнилась, группы отреагировали совершенно по-разному. Студенты, которых хвалили за интеллект, предпочитали продолжать работать над более простыми задачами, в то время как студенты, которых хвалили за усилия, предпочитали переходить к более сложным задачам. Группа, получившая похвалу за усилия, продемонстрировала более активное поведение и назвала цели обучения наиболее мотивирующими. Группа, получившая похвалу от интеллекта, избегала проблем в пользу гарантированного успеха и называла производительность, т. е. умный вид, главной целью. В целом, похвала за интеллект на самом деле привела к меньшей настойчивости, меньшему удовольствию и худшим результатам, чем похвала за усилия. Когда студентов хвалили за высокие способности, они стали приписывать свой успех фиксированному (и неизменному) качеству самих себя, в то время как студенты, которых хвалили за усилия, считали, что их производительность подлежит улучшению. Прочитайте полное исследование здесь.
Влияние мышления учителей
Исследования также подтверждают идею о том, что образ мышления преподавателей может влиять на то, как они реагируют на учащихся, что, в свою очередь, влияет на результаты учащихся. В исследовании 2012 года Раттан и его коллеги обнаружили, что преподаватели с фиксированным мышлением в отношении математических способностей с большей вероятностью оценивали учеников как имеющих низкий потенциал, чем их коллеги, ориентированные на рост. Кроме того, преподаватели с установкой на данность с большей вероятностью утешали учащихся по поводу их предполагаемых низких математических способностей и применяли добрые стратегии. Они использовали «ориентированную на комфорт» обратную связь, в которой говорили своим ученикам, что их неспособность преуспеть в математике — это нормально, а также пытались упростить математику, занижая ожидания. В отдельном исследовании, опубликованном в той же статье, эта обратная связь, ориентированная на комфорт, была связана с более низкой мотивацией учащихся, а также с более низкими ожиданиями в отношении их собственных результатов по сравнению с обратной связью, ориентированной на стратегию. Прочитайте полное исследование здесь.
Курс профессионального развития MindsetMaker™ меняет образ мышления учителей
Недавнее исследование, проведенное в Университете штата Вашингтон, изучало влияние профессионального развития с мышлением роста на студентов колледжей. Результаты показали, что инструкторы, которые использовали курс профессионального развития MindsetMaker™, усвоили больше практик и убеждений, связанных с мышлением роста, чем те, кто не проходил обучение.