Устойчивое и относительно слабо выраженное эмоциональное состояние: Относительно слабо выражен, Психология

Содержание

Теоретические основы проблемы профилактики эмоционального неблагополучия у детей дошкольного возраста

Автор(ы): Дурмонова Гулчехра, Турдиев Азамат Гайратович
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №9 2018»  (сентябрь, 2018)
Количество просмотров статьи: 1185
Показать PDF версию Теоретические основы проблемы профилактики эмоционального неблагополучия у детей дошкольного возраста

Дурмонова Гулчехра
Старший преподаватель
регионального центра повышения квалификации
и переподготовки работников народного образования
при Термезском государственном университете.

Турдиев Азамат Гайратович
Магистр Термезского государственного университета
(Узбекистан)

Когда человек воспринимает предметы и явления окружающего мира, он всегда как-то относится к ним, причем это не холодное, рассудочное отношение, а своеобразное переживание.

Одни события вызывают радость, другие — негодование, одни вещи нравятся, другие вызывают неудовольствие, одних людей он любит, к другим равнодушен. Речь идет об эмоциональном восприятии окружающего мира.

Над проблемой изучения и развития эмоций работали многие ученые — педагоги, психологи, физиологи. Широко известны труды Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожец, Л.А. Венгера, Л.И. Божович, А.М. Фонарева, И. П. Павлова, П.К. Анохина, К.Д. Ушинского, Н.Н. Поддьякова, Я.З. Неверович, А.Д. Кошелевой, Е. Гаспаровой, А.И. Захарова, Т.Н. Дороновой, З.И. Фрейда, К.Е. Изарда, С.Л. Рубинштейна и многих других ученых, которые доказали, что эмоциональная сфера является важной характеристикой психической деятельности человека, раскрыли роль эмоций, как одну из главных в жизнедеятельности человека, т.к. эмоции играют своеобразную ориентирующую и регулирующую роль в той деятельности, в которой они формируются.

По-прежнему не существует однозначного определения эмоций — самого распространенного феномена эмоциональной жизни человека.

В «психологическом словаре» эмоциям дано академически сдержанное, обобщенное определение: «Эмоции (от лат. emovere _ потрясать, волновать) — психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта». Эмоции, по В.А. Крутецкому, — непосредственное чувственное переживание человеком в данный момент.

По определению психологов, эмоция — физиологическое отклонение от гомеостаза, которое субъективно переживается в форме сильных чувств (например, любви, ненависти, желания или страха) и обнаруживается в нервно-мышечных, дыхательных, сердечно-сосудистых, гормональных и других телесных изменениях.

Сила эмоций, глубоких переживаний такова, что под их влиянием резко изменяется работа сердца и легких, химический состав крови, сужаются или расширяются сосуды. Иначе говоря, организм быстро подготавливается к той деятельности, которую ему предстоит осуществить.

Эмоции могут вызывать активное или пассивное состояние, стимулировать жизнедеятельность человека или угнетать ее. С этой точки зрения эмоции подразделяют на две группы — стенические (от греческого слова «стенос» — сила) и астенические («астенос» — слабость, бессилие). Стенические эмоции повышают активность, энергию и жизнедеятельность, вызывают подъем, бодрость, возбуждение, напряжение. Сердце начинает усиленно работать, кровяное давление повышается, увеличиваются темп и глубина дыхания. Это проявляется в одних случаях радостью, «спортивной злостью», в других — гневом, ненавистью. Астенические эмоции уменьшают активность, энергию человека, угнетают жизнедеятельное состояние. Дыхание становится более редким, сердце бьется реже и слабее. Это выражается печалью, тоской, унынием, подавленностью.

К простым эмоциям относят переживания, связанные с элементарными биологическими потребностями (жажда, голод), к высшим эмоциям относят переживания, отражающие объективное познание окружающего мира. Ни одну из эмоций нельзя назвать «хорошей» или «плохой», «полезной» или «вредной», так как каждая чему-то учит человека. Отрицательная эмоция — это сигнал тревоги для организма о том, что данная ситуация для него гибельна. Положительная эмоция — сигнал возвращенного благополучия.

Исключения представляют длительные отрицательные эмоции, сковывающий страх или неуемный гнев, которые могут вызвать задержку развития психики, нарушение речи, трудноизлечимые неврозы. Медики экспериментально доказали болезнетворную роль длительных отрицательных эмоций, следствием которых могут быть соматические заболевания, нервно-психические расстройства. Но значение эмоций состоит не только в их влиянии на здоровье, трудоспособность и продолжительность жизни человека.Эмоциональное насыщение организма является его важной врожденной и прижизненно развивающейся потребностью. Эмоции, как и все другие психические качества человека, формируются в процессе жизни, являясь ее субъективным, т. е. внутренним, личным продуктом.

Наряду с эмоциями ученые выделяют более сложные и более емкие переживания. Это — чувства, имеющие общественную, социальную природу. Чувства в отличие от эмоций свойственны только человеку.

В настоящее время отсутствует единая общепринятая классификация чувств и эмоций. Чаще всего выделяют нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства. Что касается эмоций, то широкое применение получила классификация их, предложенная К.Е. Изардом. Выделяются эмоции фундаментальные (если они имеют специфический внутренне детерминированный нервный субстрат, внешне выражаются особыми мимическими или нервно-мышечными средствами и обладает особым субъективным переживанием — феноменологическим качеством) и производные. К первым относят: 1) интерес-волнение, 2) радость, 3) удивление, 4) горе-страдание, 5) гнев, 6) отвращение, 7) презрение, 8) страх, 9) стыд, 10) вину. Из соединения фундаментальных эмоций возникает, например, такое комплексное эмоциональное состояние, как тревожность, которая может сочетать в себе и страх, и гнев, и вину, и интерес-возбуждение.

Эмоции различаются по своей продолжительности: кратковременные эмоциональные состояния (волнения, аффекты) и более продолжительные, устойчивые — настроения. С.П. Рубинштейн указывал, что настроение не связано с каким-либо конкретным предметом, не приурочено к какому-то частному событию, а представляет собой разлитое общее состояние. Настроение, как считал В.А. Крутецкий, — это «относительно слабо выраженное эмоциональное состояние, захватывающее в течение некоторого времени всю личность и отражающееся на деятельности, поведении человека». Поэтому очень важно, чтобы настроение человека, как устойчивое «общее состояние» было положительным, бодрым, жизнерадостным.

Учеными доказано, что положительные эмоции играют важную роль, создавая наилучший жизненный тонус для всех видов деятельности человека и особенно для растущего и развивающегося ребенка. Радость, которую ребенок получает от игры или общения со взрослыми и сверстниками, питает его активность, инициативу, поддерживает любознательность. И, напротив, отрицательные эмоции угнетающе действуют на нервную систему ребенка, а через нее и на другие органы. Они делают его вялым, пассивным, эгоистичным, капризным.

Проявление отдельных эмоциональных черт, закрепляясь, начинает способствовать возникновению относительно устойчивых форм поведения, составляющих, по словам Л.И. Божович, «основу формирования характера ребенка».

Таким образом, эмоции и чувства часто определяют поведение, побуждают к деятельности, помогают преодолевать трудности в учении, работе, творчестве, либо являются помехой в достижении жизненных целей. Длительные отрицательные эмоциональные проявления мешают полноценному и свободному развитию личности. Такие негативные состояния как тревожность, страх, зависть, грусть, тоска, раздражение, чувство неполноценности не позволяют адекватно воспринимать события окружающего мира и себя в том числе. Речь идет об эмоциональном неблагополучии человека, которое приводит к искажению, либо задержке развития его психики. Поэтому важным условием полноценного формирования личности является эмоциональное благополучие.

Понятие «эмоциональное благополучие» интерпретируется, как длительное положительное самочувствие человека, при устойчивых положительных эмоциональных переживаниях, при удовлетворенности самоотношением и отношением к нему окружающих людей. У человека постепенно могут образовываться ценные для него устойчивые переживания. В результате в своем поведении человек начинает ориентироваться не только на реально испытываемую эмоцию, но и на предвкушаемое переживание. Таким образом, первоначально чисто функциональная потребность человека в эмоциональном насыщении, преобразуясь в стремление человека к определенным переживаниям своих отношений к действительности, становится одним из важных факторов, определяющих направленность его личности.

Личность — это человеческая «самость», исключительность, выражаемая как в способностях, так и в нравственном облике человека. Именно личность имеет сложившееся мировоззрение, которое она отстаивает во всех перипетиях жизни (Мухина С.

В.).

Когда же малыш становится личностью? К определяющим личность образованиям относятся: притязание на признание, осознание себя во времени (в прошлом, настоящем и будущем), осознание своей половой принадлежности, осознание себя в социальном пространстве (осознание своего долга перед другими и своих прав среди других). После того как у ребенка возникло отношение к самому себе как «хорошему», у него появляется стремление к тому, чтобы соответствовать требованиям взрослых, быть признанным сейчас и в будущем (Мухина С.В).

Дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов и их соподчинение.

По мнению ученых педагогов и психологов, дошкольный возраст — решающий в процессе становления фундаментальных образований личности. Это возраст, который ещё сохраняет сензитивность (чувствительность) для переформирования и доформирования базовых основ личности, достижения оптимального уровня развития.

Как известно, родители являются первой социальной средой развития ребенка, которая обеспечивает удовлетворение практически всех его потребностей, в том числе потребности в любви и привязанности, в безопасности и защите. Когда ребенок появляется на свет, родители хотят, чтобы он был здоров и хорошо развивался психически. Взрослые не только знакомят малыша со всем тем, что его окружает, но всегда в той или иной форме выражают свое отношение к вещам, поступкам, явлениям с помощью интонаций, мимики, жестов, речи. Результатом такой познавательной деятельности, опосредствованной отношением взрослого, является наблюдаемое уже в раннем детстве выраженное, субъективное, избирательное отношение ребенка к предметам, которые находятся вокруг него. Одновременно со знакомством с различными свойствами и качествами вещей маленький ребенок получает некоторые эталоны отношений и человеческих ценностей: одни предметы, действия, поступки приобретают знак желаемых, приятных; другие, наоборот, «метятся» как отвергаемые. (Гаспарова Е.). Ребенок постепенно овладевает общими, свойственными человеку, формами поведения среди людей и развивается как индивидуальность. Сохранение положительных взаимоотношений со своими родителями и близкими — условие, при котором личность ребенка будет развиваться благополучно. Основную задачу в воспитании эмоциональной сферы ребенка с первых дней жизни В.М. Бехтерев, например, видел во всевозможном привитии ему полезных бодрящих эмоций и в устранении эмоций угнетающих. Он отмечал, что «бодрящая эмоция, выражающаяся веселым состоянием, имеет вообще огромное значение для жизнедеятельности организма… Довольный и веселый ребенок… бодрее, сильнее и трудоспособнее, он обнаруживает более интереса к играм и занятиям и легче справляется вообще со всеми задачами, нежели ребенок вечно плачущий, недовольный и раздражительный» . Хорошее отношение со стороны близких, особенно мамы и папы, необходимо ребенку. Желание заслужить родительское одобрение, похвалу является одним из наиболее действенных рычагов воспитания.

Оценка поведения со стороны родителей и близких — один из важнейших источников чувств малыша. Похвала вызывает чувство гордости, постепенно начинает появляться такое важное образование, как самоуважение. Это, в свою очередь, еще больше обращает ребенка к взрослым — он начинает притязать на их признание.

Список литературы

  1. Андриенко А.В., Белоус О.В. Обзорные лекции по психологии. — Армавир: 2008
  2. Андриенко Н.К., Дубогрызова Н.Г., Тупичкина Е.А. Дошкольная педагогика в вопросах и ответах. — Армавир: 2007
  3. Анохон П.К. Эмоции. // БЭМ т. 35 — М.: Советская энциклопедия, 1964
  4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: 1968
  5. Бехтерев В.М. Вопросы воспитания в возрасте первого детства: Умом и сердцем. — М.: 1982
  6. Бибрих Р.Р., Орлов А.Б. Монолог… или диалог. — М.: Знание, 1986
  7. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. — М.: Издательство МГУ, 1990

Файл: эмоции.docx — Страницы №№6-10

По мнению Бориса Игнатьевича Додонова(1922-1985) существует 10групп эмоций:

  1. Альтруистические эмоции возникают на основе потребности в содействии, помощи, покровительстве другим людям.

  2. Коммуникативные эмоции возникают на основе потребности в общении.

  3. Глорические эмоции связаны с потребностью в самоутверждении, в славе.

  4. Праксические эмоции вызываются деятельностью, ее успешностью или неуспешностью.

  5. Пугнические эмоции происходят от потребности в преодолении опасности, на основе которой позднее возникает интерес к борьбе.

  6. Романтические эмоции возникают на основе стремления ко всему необычайному, необыкновенному, таинственному.

  7. Акизитивные эмоции возникают в связи с интересом к накоплению, «коллекционированию» вещей, выходящему за пределы практической нужды в них.

  8. Гедонистические эмоции связаны с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте.

  9. Гностические эмоции описываются часто под рубрикой интеллектуальных чувств. Их связывают с потребностью в получении любой новой информации и с потребностью в «когнитивной гармонии».

  10. Эстетические эмоции являются отражением потребности человека быть в гармонии с окружающим.

Формы проявления эмоций также весьма разнообразны и могут быть представлены в следующей классификации.

  1. Аффект — сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резким изменением в сознательной деятельности и выраженными двигательными проявлениями. Аффективное состояние сопровождается существенным снижением возможности сознательного контроля субъекта за своими действиями. Аффект развивается при неспособности субъекта найти адекватный выход из опасных, чаще всего неожиданно сложившихся ситуаций.

  2. Собственно эмоции — более длительные и менее интенсивные состояния по сравнению с аффектами. Эмоции имеют ситуативный характер, т.е. выражают оценочное отношение человека к наличной или возможной ситуации, к своей деятельности и к своим действиям.

  3. Чувство — одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности. Оно отличается относительной устойчивостью и постоянством. Чувства человека возникают как обобщение эмоций — становление и развитие чувств выражает формирование устойчивых эмоциональных отношений.

В регуляции поведения чувствам отведена роль ведущих эмоционально-смысловых образований личности. В процессе формирования личности чувства организуются в иерархическую систему, в которой одни из них занимают ведущее положение, соответствующее актуально действующим мотивам, другие же остаются потенциальными, нереализованными.


    • Нравственные (этические) чувства выражают отношение человека к другим людям. Родине, семье, самому себе. К этим чувствам относят любовь, гуманизм, патриотизм, справедливость, достоинство и т.д. Многообразие нравственных чувств отражает многообразие человеческих отношений.

    • Этические чувства регулируют поведение человека. Высшим нравственным регулятором поведения человека является совесть. Известно, в каких состояниях находятся люди, совершившие неэтичный поступок. Эти переживания, в основе которых лежат грех и боязнь отчуждения человека от других, предательство своего достоинства, называют «муками совести».

    • Интеллектуальные (познавательные) чувства порождаются познавательными отношениями человека к миру. Предметом познавательных чувств является как сам процесс приобретения знаний, так и его результат. К интеллектуальным чувствам относят интерес, любознательность, ощущение тайны, удивления. Вершиной интеллектуальных чувств является обобщенное чувство любви к истине, которое становится огромной движущей силой, содействующей глубокому проникновению в тайны бытия.

    • Способность руководствоваться при восприятии явлений окружающей действительности понятиями прекрасного, любовь к красоте лежит в основе эстетических чувств. Эстетические чувства проявляются в художественных оценках и вкусах. Человек, наделенный развитым в процессе воспитания эстетическим вкусом, при восприятии произведений искусства, картин природы, другого человека испытывает приятные или неприятные для него эмоции, диапазон которых чрезвычайно широк — от чувства наслаждения и восторга до отвращения.

    Чувства человека обусловлены его взаимоотношениями с другими людьми, они регулируются нравами и обычаями общества. Процесс формирования чувств человека неразрывно связан со всем процессом становления его внутреннего мира.

    1. Настроение — устойчиво и относительно слабо выраженное эмоциональное состояние. Настроение определяется тем, как складываются взаимоотношения человека с окружающими, как он воспринимает события своей жизни. Настроение характеризуется положительным эмоциональным тоном (веселое, жизнерадостное, повышенное, эйфория) и отрицательным (грустное, подавленное, пониженное, дисфория, депрессия). Оно придает эмоциональную окраску всему поведению человека, выражается во всех его проявлениях. Если у человека хорошее настроение, то и восприятие чего-то, представление о чем-то имеет положительную окраску.

    2. Страсть — сильное, глубокое, абсолютно доминирующее эмоциональное переживание. Она выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, в направленности их на единую цель. Страсть захватывает всего человека, она может быть пагубной, а может быть великой. То, что не связано с доминирующей страстью, представляется человеку второстепенным.

    3. Стресс возникает в экстремальной ситуации, требующей от человека мобилизации нервно-психических сил.


    Стрессовые состояния — это особые эмоциональные состояния, возникающие в ответ на экстремальные воздействия и требующие от человека мобилизации всех ресурсов организма, в том числе и нервно-психических сил. Слабые воздействия не приводят к стрессу, так как он возникает только тогда, когда влияние стрессора превосходит приспособительные возможности человека. Небольшой уровень стресса даже полезен и необходим для любой физической или психической активности.

    Основатель учения о стрессе Г.Селье выделил три стадии развития стресса:

    1. «реакцию тревоги», во время которой мобилизуются защитные силы организма;

    2. стадию сопротивления— полную адаптацию к стрессу;

    3. стадию истощения, возникающую в случае, если стрессор силен и воздействует на человека продолжительное время.

    Виды стрессов:

    1. физиологический

    2. психологический (обусловлен сложными отношениями с окружающими)

    3. информационный (избыток, недостаток или бессистемность информации)

    4. управленческий

    5. эмоциональный (проявляется в ситуациях угрозы, опасности, неожиданной радости)

    Типичными тяжелыми стрессорами являются боевые действия, природные и транспортные катастрофы, несчастный случай, присутствие при насильственной смерти других, разбойное нападение, пытки, изнасилование, пожар. Болезненные психические реакции на воздействие тяжелых стрессоров называются посттравматическими стрессовыми расстройствами.

    Близким по своим проявлениям к стрессу является состояние фрустрации (от лат. frustratio — «обман», «расстройство», «разрушение планов»). Фрустрационное состояние возникает при объективных или субъективных трудностях, испытываемых человеком на на пути к цели. Фрустрация сопровождается гаммой отрицательных эмоций (озлобленностью, подавленностью, агрессией), которые в состоянии дезорганизовать поведение и сознание человека.

    Определим некоторые понятия, характеризующие человеческие эмоции:

    Амбвивалентность— несогласованность,противоречивость пережвемых эмоций к определённому объекту.

    Апатия – вызванное утомлением, тяжёлым переживанием или болезнью эмоциональное состояние безразличия, упрощения чувств, равнодушия…

    Эмпатия— сопереживание, постижение эмоционального состояния другово человека.

    Сообщения:

    Основные источники стрессовых ситуаций

    Психологические способы управления стрессами

    Понятие воли. Теории воли

    Волевая регуляция поведения

    Структура волевого акта

    Волевые качества личности

    Свобода воли и личная ответственность

    В повседневной жизни обычно не бывает затруднений в определении явлений, которые относятся к проявлениям воли. К волевым относят все действия и поступки, которые совершаются не по внутреннему желанию, а по необходимости, а также те действия, которые связаны с преодолением различных жизненных трудностей и препятствий. Кроме того, имеется целый ряд свойств личности, которые традиционно обозначаются как волевые: настойчивость, выдержка, целеустремленность, терпение и др. В самом общем виде понятие воли может быть определено как сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий.


    Волевые процессы обеспечивают выполнение двух взаимосвязанных функций: побудительной и тормозной.

    • Первая — побудительная — непосредственно связана с мотивационными факторами и заключается в инициировании того или иного действия, деятельности по преодолению объективных и субъективных препятствий. Воля представляет собой особую форму активности человека. В отличие от реактивности, когда действие возникает в ответ на внешнюю ситуацию (человека окликнули — он оборачивается), волевая активность порождает действие исходя из внутреннего состояния субъекта, его желаний и целей.

    Поведение, представляющее собой совокупность реактивно-импульсивных ответов на стимулы окружающей среды, в психологии называют полевым. Полевое поведение можно наблюдать у детей раннего возраста, а также при некоторых нарушениях психической деятельности взрослых. В отличие от непреднамеренного полевого поведения собственная активность личности произвольна и целенаправленна. Она надситуативна, т.е. выходит за пределы заданного наличной ситуацией, связана с постановкой целей, избыточных по отношению к исходной задаче.

    • Вторая функция волевых процессов — тормозная — состоит в сдерживании мотивов и желаний, несогласующихся с главными целями деятельности, идеалами, ценностями, взглядами, мировоззрением личности. В своем единстве тормозная и побудительная функции воли обеспечивают преодоление трудностей на пути к достижению цели, т.е. обеспечивают волевую регуляцию поведения человека.

    Волевые действия реализуются в волевых актах, имеющих определенную структуру и содержание. Волевые акты могут быть простыми и сложными. В простом волевом акте побуждение к действию переходит в само действие почти автоматически. В сложном волевом акте действию предшествуют учет его последствий, осознание мотивов, принятие решения, намерение его осуществить, составление плана осуществления. Таким образом, структуру сложного волевого акта образуют следующие основные этапы:

    1. возникновение мотивов деятельности;

    2. борьба мотивов;

    3. решение о действии;

    4. исполнение принятого решения.

    В процессе жизненной практики из проявлений воли в отдельных поступках складывается волевая организация личности. Волевые свойства становятся неотъемлемым признаком личности. Формирование этих свойств связано с типом нервной деятельности человека, а также с теми требованиями, которые предъявляет к нему социальное окружение, с условиями жизнедеятельности. Важную роль в развитии волевых характеристик личности играет воспитание, влияние родителей и значимых взрослых.

    В психологии выделяют следующие волевые свойства личности:

    • целеустремленность — волевое свойство личности, проявляющееся в подчинении человеком своего поведения устойчивой жизненной цели, целевая направленность принимаемых решений и их исполнения;

    • решительность— волевое свойство личности, которое проявляется в быстром и продуманном выборе цели и определении способов ее достижения. Решительность необходима особенно в сложных ситуациях, связанных с риском. Противоположность этому качеству — нерешительность;

    • смелость — способность к преодолению страха и растерянности, учитывая грозящие опасности. Смелый человек осознает свои возможности и достаточно продумывает действия;

    • настойчивость — волевое свойство личности, которое проявляется в способности доводить до конца принятые решения, достигать поставленные цели. От настойчивости следует отличать упрямство, где признается лишь собственное мнение, хотя оно может быть и ошибочным;

    • выдержка (самообладание) — волевое свойство личности, которое проявляется в способности сдерживать психические и физические проявления, мешающие достижению цели. Противопоставляется импульсивности— склонности действовать по первому побуждению, поспешно, не обдумывая своих поступков;

    • мужество — сложное волевое свойство личности, предполагающее наличие не только смелости, но и настойчивости, выдержки, уверенности в себе. Это не кратковременное состояние, а длительное систематическое преодоление внутренних и внешних трудностей при решении больших и сложных жизненно важных задач;

    • инициативность — волевое свойство, благодаря которому человек действует творчески, это отвечающая времени и условиям активная и смелая гибкость действий и поступков человека;

    • самостоятельность — волевое свойство, проявляющееся в умении самостоятельно ставить цели, находить пути их достижения и выполнять принятые решения. Противоположное качество — внушаемость. Внушаемый человек легко поддается чужому влиянию, не умеет критически относиться к чужим советам и противостоять им;

    • дисциплинированность — это волевое свойство личности, заключающееся в сознательном подчинении своего поведения общественным правилам и нормам.



    Экологическая валидность выраженной эмоции при раннем психозе

    1. Фузар-Поли П., Боргвардт С., Бехдольф А., Аддингтон Дж., Рихер-Ресслер А., Шульце-Люттер Ф. и др. Состояние высокого риска психоза: всесторонний обзор современного состояния. Arch Gen Psychiatry (2013) 701: 107–20. 10.1001/jamapsychiatry.2013.269 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    2. Макгорри П. Профилактические стратегии при раннем психозе: на грани реальности. Br J Psychiatry (1998) 172: 1–2. 10.1192/S0007125000297572 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    3. Моррисон А.П., Стюарт С.Л.К., Френч П., Бенталл Р.П., Берчвуд М., Бирн Р. и др. Раннее выявление и оценка вмешательства для людей с высоким риском психоза-2 (EDIE-2): обоснование исследования, дизайн и исходные характеристики. Раннее интервью. Психиатрия (2011) 5:24–32. 10.1111/j.1751-7893.2010.00254.x [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    4. Бенталл Р.П., Фернихо К. Социальные предикторы психотических переживаний: специфика и психологические механизмы. Schizoph Bull (2008) 34: 1012–20. 10.1093/щбул/сбн103 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    5. Браун АС. Окружающая среда и предрасположенность к шизофрении. Prog Neurobiol (2011) 93:23–58. 10.1016/ж.пневробио.2010.09.003 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    6. Рид Дж., Фосс Р., Московиц А., Перри Б. Пересмотр травмагенной нейроразвитой модели психоза. Нейропсихиатрия (2014) 4:65–79. 10.2217/нпй.13.89 [CrossRef] [Google Scholar]

    7. Варезе Ф., Смитс Ф., Друккер М., Ливерс Р., Латастер Т., Фихтбауэр В. и др. Невзгоды детства увеличивают риск психоза: мета-анализ контрольных, проспективных и поперечных когортных исследований. Schizoph Bull (2012) 38: 661–71. 10.1093/щбуль/sbs050 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    8. Браун Г.В., Бирли Дж.Л.Т., Винг Дж.К. Влияние семейной жизни на течение шизофренических расстройств: репликация. BrJ Psychiatry (1972) 121:241–58. 10.1192/bjp.121.3. 241 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    9. Батцлафф Р., Хули Дж. Выраженные эмоции и психический рецидив: метаанализ. Arch Gen Psychiatry (1998) 55:547–52. 10.1001/archpsyc.55.6.547 [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]

    10. Чехницкий А., Белянска А., Ханушкевич И., Дарен А. Прогностическая достоверность выраженных эмоций (EE) при шизофрении. 20-летнее проспективное исследование. J Psychiatr Res (2013) 47: 208–14. 10.1016/j.jpsychires.2012.10.004 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    11. Маром С., Муниц Х., Джонс П.Б., Вейцман А., Хермеш Х. Выраженные эмоции: Актуальность повторной госпитализации при шизофрении в течение 7 лет. Schizoph Bull (2005) 31: 751–8. 10.1093/schbul/sbi016 [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]

    12. Хули Дж. М. Выраженная эмоциональность и рецидив психопатологии. Annu Rev Clin Psychol (2007) 3: 329–52. 10.1146/annurev.clinpsy.2.022305.095236 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    13. Кавана DJ. Последние изменения выраженных эмоций и шизофрении. BrJ Psychiatry (1992) 160:601–20. 10.1192/bjp.160.5.601 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    14. Коутра К., Вгонцас А.Н., Лионис С., Трилива С. Семейное функционирование при психозе первого эпизода: систематический обзор литературы. Soc Psychiatry Psychiatr Epidemiol (2014) 49: 1023–36. 10.1007/s00127-013-0816-6 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    15. Менегелли А., Альпи А., Пафуми Н., Пателли Г., Прети А., Кокки А. Выраженные эмоции при первом эпизоде ​​шизофрении и у пациентов с ультравысоким риском: результаты Programma2000 (Милан, Италия). Psychiatry Res (2011) 189:331–8. 10.1016/j.psychres.2011.03.021 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    16. Бахманн С., Боттмер С., Джейкоб С., Кронмюллер К.Т., Бакенштрасс М., Мундт С. и др. Выраженные эмоции у родственников пациентов с первым эпизодом и хронических больных шизофренией и большим депрессивным расстройством-сравнение. Психиатрия Рез (2002) 112: 239–50. 10.1016/С0165-1781(02)00226-3 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    17. Гонсалес-Бланч С., Мартин-Муньос В., Пардо-Гарсия Г., Мартинес-Гарсия О., Альварес-Хименес М., Родригес-Санчес Х.М. и др. Влияние семейного психообразования на выраженные эмоции и бремя заботы при первом эпизоде ​​психоза: проспективное обсервационное исследование. Span J Psychol (2010) 13: 389–95. 10.1017/с1138741600003942 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    18. О’Брайен М.П., ​​Гордон Дж.Л., Берден К.Э., Лопес С.Р., Копелович А., Кэннон Т.Д. Позитивное семейное окружение предсказывает улучшение симптомов и социального функционирования у подростков с неизбежным риском развития психоза. Шизофр Рез (2006) 81:269–75. 10.1016/j.schres.2005.10.005 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    19. Шлоссер Д.А., Зинберг Дж.Л., Лоуи Р.Л., Кейси-Кэннон С., О’Брайен М.П., ​​Берден С.Е. и др. Прогнозирование долговременных эффектов семейной среды на продромальные симптомы и функционирование пациентов с риском развития психоза. Шизофр Рез (2010) 118: 69–75. 10.1016/j.schres.2010.01.017 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    20. Домингес-Мартинес Т., Медина-Прадас К., Квапил Т.Р., Баррантес-Видаль Н. Родственники выражали эмоции, дистресс и атрибуции в связи с клиническим высоким риском и недавним началом психоза. Психиатрия Рез (2017) 247: 323–9. 10.1016/j.psychres.2016.11.048 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    21. Мёллер-Леймкюлер AM. Бремя родственников и предикторы бремени. Исходные результаты мюнхенского 5-летнего последующего исследования родственников первых госпитализированных пациентов с шизофренией или депрессией. Eur Arch Psychiatry Clin Neurosci (2005) 255: 223–31. 10.1007/s00406-004-0550-х [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    22. Раун Д., Куйперс Э., Беббингтон П.П. Выраженные эмоции при первом эпизоде ​​психоза: исследование модели оценки опекуна. BrJ Psychiatry (2004) 184:321–6. 10.1192/bjp.184.4.321 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    23. Садат А., Муралидхар Д., Варамбалли С., Гангадхар Б.Н., Хосе Дж.П. Имеют ли значение стресс и поддержка для ухода? Роль воспринимаемого стресса и социальной поддержки на выраженные эмоции лиц, осуществляющих уход за лицами с первым эпизодом психоза. Asian J Psychiatr (2017) 25: 163–8. 10.1016/j.ajp.2016.10.023 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    24. Томлинсон Э., Онвумер Дж., Куйперс Э. Стресс и негативный опыт заботливых отношений при раннем психозе: играет ли роль социальное познание? Раннее интервью. Психиатрия (2014) 8: 253–60. 10.1111/eip.12040 [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]

    25. Альварес-Хименес М., Глисон Дж. Ф., Коттон С. М., Уэйд Д., Крисп К., Яп МБХ и др. Дифференциальные предикторы критических комментариев и чрезмерной эмоциональной вовлеченности при первом эпизоде ​​психоза. Психол. Мед. (2010) 40:63–72. 10.1017/S0033291708004765 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    26. Янсен Дж. Э., Глисон Дж., Коттон С. На пути к лучшему пониманию дистресса опекуна при раннем психозе: систематический обзор задействованных психологических факторов. Клин Психол Рев (2015) 35:59–66. 10.1016/j.cpr.2014.12.002 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    27. Jansen JE, Haahr UH, Harder S, Trauelsen AM, Lyse HG, Pedersen MB, et al. Дистресс опекуна при психозе первого эпизода: роль субъективной оценки, чрезмерного участия и симптоматики. Soc Psychiatry Psychiatr Epidemiol (2015) 50: 371–8. 10.1007/s00127-014-0935-8 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    28. Jansen JE, Lysaker PH, Harder S, Haahr UH, Lyse HG, Pedersen MB, et al. Положительный и отрицательный опыт опекунов при психозе первого эпизода: эмоциональная чрезмерная вовлеченность, благополучие и метапознание. Psychol Psychother Theory Res Pract (2014) 87:298–310. 10.1111/п.12014 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    29. Барроуклаф С., Хули Дж. М. Атрибуции и выраженные эмоции: обзор. Clin Psychol Rev (2003) 23:849–80. 10.1016/С0272-7358(03)00075-8 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    30. Макнаб С., Хаслам Н., Бернетт П. Выраженные эмоции, атрибуции, убеждения о полезности и дистресс у родителей молодых людей с первым эпизодом психоза. Психиатрия Рез (2007) 151: 97–106. 10.1016/j.psychres.2006.08.004 [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]

    31. Васконселос Э., Са Д., Уэрден А., Барроуклаф К. Выявлены выраженные эмоции, типы поведенческого контроля и атрибуции управляемости у родственников людей с недавно возникшим психозом. Soc Psychiatry Psychiatr Epidemiol (2013) 48:1377–88. 10.1007/s00127-013-0659-1 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    32. Барроуклаф С., Джонстон М., Тарриер Н. Атрибуции, выраженные эмоции и рецидив пациента: атрибутивная модель реакции родственников на шизофреническое заболевание. Бехав Тер (1994) 25:67–88. 10.1007/s00127-013-0659-1 [CrossRef] [Google Scholar]

    33. Брюин Ч.Р., Маккарти Б., Дуда К., Вон К.Э., Абрамсон Б. Атрибуция и выраженная эмоция у родственников больных шизофренией. J Abnorm Psychol (1991) 100: 546–54. 10.1037/0021-843Х.100.4.546 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    34. Болтон С., Калам Р., Барроуклаф С., Питерс С., Робертс Дж., Уэрден А. и др. Выраженные эмоции, атрибуции и депрессия у матерей детей с проблемным поведением. J Детская психологическая психиатрия (2003) 44: 242–54. 10.1111/1469-7610.00117 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    35. Бентсен Х., Нотланд Т.Х., Мунквольд О.Г., Бой Б., Ульштейн И., Бьорге Х. и др. Склонность к вине и выраженная эмоциональность у родственников больных шизофренией или родственными психозами. Br J Med Psychol (1998) 71: 125–38. 10.1111/j.2044-8341.1998.tb01374.x [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    36. Петерсон EC, Дохерти Н.М. Выраженные эмоции, атрибуция и контроль у родителей больных шизофренией. Психиатрия (2004) 67:197–207. 10.1521/psyc.67.2.197.35959 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    37. Кейперс Э., Беббингтон П., Данн Г., Фаулер Д., Фриман Д., Уотсон П. и др. Влияние выраженной эмоции и аффекта опекуна на рецидив при неаффективном психозе. BrJ Psychiatry (2006) 188:173–9. 10.1192/bjp.bp.104.007294 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    38. Смит Дж., Берчвуд М., Кокрейн Р., Джордж С. Потребности семей с высокой и низкой выраженностью эмоций: нормативный подход. Soc Psychiatry Psychiatr Epidemiol (1993) 28:11–6. 10.1007/BF00797827 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    39. Хули Дж.М., Готлиб И.Х. Диатез-стрессовая концептуализация выраженных эмоций и клинических результатов. Appl Prev Psychol (2000) 9: 135–51. 10.1016/С0962-1849(05)80001-0 [CrossRef] [Google Scholar]

    40. Микловиц диджей. Роль семейных систем в тяжелых и рецидивирующих психических расстройствах: взгляд на психопатологию развития. Дев Психопат (2004) 16: 667–88. 10.1017/S0954579404004729 [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]

    41. Микловиц Д.Дж., Гольдштейн М.Дж., Доан Дж.А., Нюрхтерляйн К.Х., Страчан А.М., Снайдер К.С. и др. Является ли выраженная эмоция показателем транзакционного процесса? I. Аффективный стиль родителей. фам. Процесс (1989) 28:153–67. 10.1111/j.1545-5300.1989.00153.x [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    42. Микловиц Д.Дж., Гольдштейн М.Дж., Фаллун И.Р.Х., Доан Дж.А. Интерактивные корреляты выраженной эмоции в семьях больных шизофренией. BrJ Psychiatry (1984) 144:482–7. 10.1192/bjp. 144.5.482 [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]

    43. Валоне К., Нортон Дж. П., Гольдштейн М. Дж., Доан Дж. А. Родительская выраженная эмоциональная и психофизиологическая реактивность в выборке подростков группы риска по расстройствам шизофренического спектра. J Abnorm Psychol (1983) 92: 399–407. 10.1037//0021-843х.93.4.448 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    44. Чамблесс Д.Л., Стекети Г., Брайан А.Д., Эйкен Л.С., Хули Дж.М. Структура выраженной эмоции: репрезентация с тремя конструкциями. Психологическая оценка (1999) 11: 67–76. 10.1037/1040-3590.11.1.67 [Перекрестная ссылка] [Академия Google]

    45. Сказуфка М., Куйперс Э. Стабильность выраженной эмоции у родственников больных шизофренией и ее связь с бременем ухода и восприятием социального функционирования больных. Psychol Med (1998) 28:453–61. 10.1017/s0033291797005977 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    46. Ван Ос Дж., Марселис М., Гермейс И., Гравен С., Делеспол П. Высокая выраженность эмоций: маркер заботливой семьи? Компр. Психиатрия (2001) 42: 504–7. 10.1053/сост.2001.27899 [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]

    47. Cruise RC, Sheeber LB, Tompson MC. Поведенческие корреляты выраженной материнской эмоции в задачах взаимодействия. Дж Фам. Психология (2011) 25: 781–4. 10.1037/а0024699 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    48. O’Brien MP, Zinberg JL, Bearden CE, López SR, Kopelowicz A, Daley M, et al. Отношение родителей и взаимодействие родителей с подростками в семьях молодых людей, подверженных риску психоза и с недавно возникшими психотическими симптомами. Раннее интервью. Психиатрия (2008) 2: 268–76. 10.1111/j.1751-7893.2008.00088.x [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    49. О’Брайен М.П., ​​Зинберг Дж.Л., Хо Л., Радд А., Копелович А., Дейли М. и др. Взаимодействия при решении семейных проблем и 6-месячные симптоматические и функциональные результаты у молодежи с ультравысоким риском развития психоза и с недавно появившимися психотическими симптомами: лонгитюдное исследование. Schizoph Res (2009) 107: 198–205. 10.1016/j.schres.2008.10.008 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    50. Маккарти К.А., Лау А.С., Валери С.М., Вайс Дж.Р. Взаимодействия Родитель-Ребенок в связи с критическими и чрезмерно эмоционально выраженными эмоциями (EE): является ли ee показателем поведения? J Abnorm Child Psychol (2004) 32: 83–93. 10.1023/B:JACP.0000007582.61879.6f [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    51. Mueser KT, Bellack AS, Wade JH, Sayers SL, Tierney A, Haas G, et al. Выраженные эмоции, социальные навыки и реакция на негативный аффект при шизофрении. J Abnorm Psychol (1993) 102: 339–51. 10.1037//0021-843x.102.3.339 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    52. Страчан А.М., Лефф Дж.П., Гольдштейн М.Дж., Доан Дж.А., Бертт С. Эмоциональные установки и непосредственная коммуникация в семьях больных шизофренией: межнациональная репликация. Бр Дж Психиатрия (1986) 149:279–87. 10.1192/bjp.149.3.279 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    53. Хубшмид Т., Земп М. Взаимодействия в семьях с высоким и низким ЭЭ. Soc Psychiatry Psychiatr Epidemiol (1989) 24:113–9. 10.1007/bf01788635 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    54. Хальвег К., Доан Дж., Гольдштейн М., Нойхтерляйн К., Магана А., Минц Дж. и др. Выраженные эмоции и взаимодействие с пациентами в семьях недавно начавшейся шизофрении. J Consult Clin Psychol (1989) 57:11–8. 10.1037//0022-006х.57.1.11 [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]

    55. Мел М.Р., Коннер Т.С. Справочник по методам исследования повседневной жизни. Нью-Йорк: Гилфорд Пресс; (2012). [Google Scholar]

    56. Васконселос и Са Д., Уэрден А., Хартли С., Эмсли Р., Барроуклаф К. Выраженные эмоции и поведенчески контролирующие взаимодействия в повседневной жизни пар, страдающих психозом. Psychiatry Res (2016) 245:406–13. 10.1016/j.psychres.2016.08.060 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    57. Видеманн Г., Райки О., Файнштейн Э., Хальвег К. Семейный опросник: разработка и валидация новой шкалы самоотчета для оценки выраженных эмоций. Психиатрия рез. (2002) 109: 265–79. 10.1016/s0165-1781(02)00023-9 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    58. Домингес-Мартинес Т., Вайнер Э., Массанет М.А., Торисес И., Жане М., Баррантес-Видаль Н. Адаптированное к потребностям комплексное лечение в рамках программы Sant Pere Claver-Early Psychosis (SPC-EPP) в Барселоне, Испания. Салуд. Мент. (2011) 34:517–24. [Google Scholar]

    59. Юнг А.Р., Юэн Х.П., Макгорри П.Д., Филлипс Л.Дж., Келли Д., Делл’олио М. и др. Картирование начала психоза: Всесторонняя оценка психических состояний, подверженных риску. Aust NZ J Психиатрия (2005) 39: 964–71. 10.1080/j.1440-1614.2005.01714.x [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    60. Шульце-Люттер Ф., Аддингтон Дж., Рурманн С., Клостеркеттер Дж. Инструмент для выявления склонности к шизофрении – версия для взрослых (SPI-A). Рим: Джованни Фиорити; (2007). [Google Scholar]

    61. Американская психиатрическая ассоциация Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам: DSM-IV-TR. Вашингтон, округ Колумбия: Американская психиатрическая ассоциация; (2002). [Google Scholar]

    62. Первый МБ, Спитцер Р.Л., Гиббон ​​М., Уильямс Д.Б. Структурированное клиническое интервью для DSM-IV Axis I Disorders-Patient ed. (SCID-I/P, версия 2.0). Нью-Йорк: Департамент биометрических исследований; (1995). [Google Scholar]

    63. Бургин С.Дж., Сильвия П.Дж., Эддингтон К.М., Квапил Т.Р. Пальма или сотовый? Сравнение персональных цифровых помощников и мобильных телефонов для исследования выборки опыта. Soc Sci Comput Rev (2013) 31: 244–51. 10.1177/0894439312441577 [CrossRef] [Google Scholar]

    64. Кимхи Д., Мьин-Гермейс И., Палмье-Клаус Дж., Свендсен Дж. Мобильное руководство по оценке исследований шизофрении и тяжелых психических расстройств. Schizoph Bull (2012) 38: 386–95. 10.1093/щбул/sbr186 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    65. Коэн Дж.А. Силовой праймер. Psychol Bull (1992) 112: 155–9. 10.1093/щбул/sbr186 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    66. Мутен Л.К., Мутен Б.О. Руководство пользователя Mplus, шестое изд. Лос-Анджелес: Мутен и Мутен (1998–2010). [Google Scholar]

    67. Болджер Н., Лоуренсо Дж. П. Интенсивные лонгитюдные методы: введение в дневниковые и выборочные исследования опыта. Нью-Йорк: Гилфорд Пресс; (2013). [Google Scholar]

    68. Незлек Дж.Б. Многоуровневое моделирование анализирует данные в стиле дневника. В: Mehl MR, Conner TS. Editors. Справочник по методам исследования повседневной жизни. Гилфорд Пресс; (2012). п. 257–383. [Академия Google]

    69. Коутра К., Эконому М., Трилива С., Румелиотаки Т., Лионис С., Вгонцас А.Н. Кросс-культурная адаптация и валидация греческой версии семейного опросника для оценки выраженных эмоций. Компр. Психиатрия (2014) 55:1038–49. 10.1016/j.comppsych.2014.02.017 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    70. Сепульведа А.Р., Анастасиаду Д., Родригес Л., Альмендрос С., Андрес П., Вас Ф. и другие. Испанская валидация семейного опросника (FQ) в семьях пациентов с расстройством пищевого поведения. Псикотема (2014) 26: 321–7. 10.7334/псикотема2013.310 [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]

    71. Хули Дж.М., Хиллер Дж.Б. Личность и выраженные эмоции. J Abnorm Psychol (2000) 109:40–4. 10.103W002I-843X.109.1.40 [PubMed] [Google Scholar]

    72. Вассерман С., Де Мамани А.В., Суро Г. Стыд и вина/самобвинение как предикторы выраженных эмоций у членов семьи больных шизофренией. Психиатрия Рез (2012) 196: 27–31. 10.1016/j.psychres.2011.08.009 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    73. Блэнд Р., Дарлингтон Ю. Природа и источники надежды: перспективы семейных опекунов людей с серьезными психическими заболеваниями. Perspect Psychiatr Care (2002) 38:61–8. 10.1111/j.1744-6163.2002.tb00658.x [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]

    74. Ценг В.С., Лу Ци, Инь П.Ю. Психотерапия для китайцев: соображения культуры. In: Lin TY, Tseng W, Yeh E.Heditors. Китайские общества и психическое здоровье. Издательство Оксфордского университета; (1995). п. 281–94. [Google Академия]

    75. Гупта Н., Моханти С. Связь бремени и социальной поддержки с выраженными эмоциями у супругов больных шизофренией. J Indian Acad Appl Psychol (2016) 42: 172–8. [Google Scholar]

    76. Лефф Дж, Вон С. Выраженные эмоции в семьях: их значение для психических заболеваний. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Guilford Press; (1985). [Google Scholar]

    77. Хули Дж. М. Выраженные эмоции и депрессия: взаимодействие между пациентами и супругами с высокими и низкими эмоциями. J Abnorm Psychol (1986) 95: 237–46. 10.1037//0021-843х.95.3.237 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    78. Симоно Т.Л., Микловиц Д.Дж., Салим Р. Выраженные эмоции и паттерны взаимодействия в семьях пациентов с биполярным расстройством. J Abnorm Psychol (1998) 107: 497–507. 10.1037//0021-843х.107.3.497 [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]

    79. Хокс Дж. Многоуровневый анализ: методы и приложения. Махва, Нью-Джерси: Erlbaum Associates; (2002). [Google Академия]

    80. Myin-Germeys I, Klippel A, Steinhart H, Reininghaus U. Экологические мгновенные вмешательства в психиатрии. Курр Опин Психиатрия (2016) 29: 258–63. 10.1097/YCO.0000000000000255 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    81. Инохоса-Маркес Л. Семейное окружение при раннем психозе: в поисках психологических механизмов, лежащих в основе проявления выраженных эмоций на стадиях риска и начала психоза. [докторская диссертация]. Барселона (Испания): Автономный университет Барселоны; (2018). [Академия Google]

    Улучшение семейных отношений с помощью эмоционального интеллекта

    Эмоциональный интеллект

    Хотите улучшить отношения с членами семьи? Узнайте, как эмоциональный интеллект (EQ) является вашим самым эффективным инструментом для преодоления разногласий и укрепления связей.

    Эмоциональный интеллект в семье

    Нет ничего лучше семьи. Ожидается, что люди, с которыми мы связаны кровью и браком, будут нашими ближайшими союзниками, нашими величайшими источниками любви и поддержки. Однако слишком часто наше общение с семьей наполнено непониманием и негодованием, ссорами и травлей. Те, кого мы должны знать и быть известными лучше всех, в конечном итоге чувствуют себя противниками или незнакомцами.

    Семья — это место, где создаются наши первые и самые сильные эмоциональные воспоминания, и именно там они продолжают появляться. Вот почему эмоциональный интеллект (EQ) преуспевает там, где другие усилия по достижению семейной гармонии терпят неудачу. Активное осознание и эмпатия — способность осознавать, принимать и постоянно настраиваться на себя и других — подсказывает нам, как реагировать на потребности друг друга.

    EQ невероятно эффективен в семье, потому что он позволяет вам контролировать свои отношения с родителями и детьми, братьями и сестрами, родственниками мужа и родственниками. Когда вы знаете, что чувствуете, чужие эмоции не могут манипулировать вами; и вы не можете винить в семейном конфликте всех остальных. Таким образом, большинство методов улучшения семейных отношений сосредоточено на том, чтобы сообщить о своих чувствах тем, кто вам небезразличен, поскольку близкие отношения сосредоточены на чувствах.

    Без этой эмоциональной близости семейные контакты становятся обузой, потому что никто не чувствует себя комфортно, проводя столько времени с незнакомцем. Если вы хотите, чтобы члены вашей семьи знали и принимали друг друга с любовью, вы должны начать с собственной эмоциональной честности и открытости. Когда вы это сделаете, предлагаемые ниже предложения превратятся из привычных разумных советов в высокоэффективные методы еще большего сближения вашей семьи. Следующие десять советов приведут вас ближе к вашей семье и эмоциональному интеллекту.

    10 советов по улучшению семейных отношений с высоким EQ

    1. Позаботьтесь о своем здоровье, если вы надеетесь позаботиться о ком-то еще . Чем более требовательна к вашему времени ваша семья, тем больше вам нужно заниматься физическими упражнениями. Возможно, вы и ваша семья сможете найти способы заниматься спортом вместе.
    2. Слушайте, если хотите, чтобы вас услышали . Недостаток общения – самая громкая жалоба в большинстве семей. Ответ на вопрос «Почему меня не слушают?» может быть просто «Вы их не слушаете».
    3. Обучение эмоциональному выбору . Управляйте своим настроением, позволяя всем чувствам быть в порядке, но не всем поведениям. Образцовое поведение, которое уважает и поощряет чувства и права других, но дает понять, что у нас есть выбор, что делать с тем, что мы чувствуем.
    4. Учите щедрости, получая и отдавая . Давать и получать — части одного и того же любовного континуума. Если мы не отдаем, нам трудно получить, а если мы не можем получить, нам действительно нечего отдавать. Вот почему бескорыстие, доведенное до крайности, мало что дает другим.
    5. Возьмите на себя ответственность за то, что вы говорите молча . Очень молодые и старые особенно чувствительны к невербальным сигналам. Тон голоса, поза (язык тела) и выражение лица передают наши чувства больше, чем наши слова. Мы должны прислушиваться к тону своего голоса и смотреть на себя на картинках и в зеркале, чтобы оценить нашу эмоциональную конгруэнтность. Слова любви, звучащие сквозь стиснутые зубы, не кажутся любящими — они кажутся сбивающими с толку.
    6. Не пытайтесь решать проблемы за своих близких . Забота о своей семье не означает брать на себя ответственность за их проблемы, давать непрошеные советы или защищать их от их собственных эмоций. Сообщите им о своих сильных сторонах и позвольте им просить вас о том, что им нужно.
    7. Произведите неизгладимое впечатление действиями . Ваши ценности будут переданы вашими действиями, независимо от того, что вы говорите. Будьте примером, а не придиркой.
    8. Признавайте свои ошибки всем , включая младших членов семьи. Извинение за то, что вы обидели кого-то, кого любите, свидетельствует о смирении и эмоциональной целостности. Вы можете продемонстрировать, что никто не совершенен, но каждый может учиться в любом возрасте. Извинения доказывают, что вы можете простить себя, и вам легче прощать других.
    9. Узнайте, каковы уникальные потребности каждого человека . Вы не можете предполагать, что ваша бабушка нуждается в тех же знаках любви, что и ваш трехлетний ребенок, или что у кого-то из них в следующем году будут такие же потребности. Если сомневаетесь, спросите!
    10. Будьте щедры в выражении любви . Все члены семьи (особенно маленькие дети) нуждаются в эмоциональной поддержке любящих слов, жестов и взглядов. Те, кто требует наименьшего эмоционального внимания, могут нуждаться в нем больше всего.

    Основы эмоционального интеллекта в семье

    Посмотри сначала на себя . Семья — это система, состоящая из взаимозависимых людей, но это не означает, что вы можете обвинять свою родную семью в том, какой вы есть сегодня, так же как вы не можете возлагать ответственность на своего супруга и детей за свое личное счастье. Ваша лучшая надежда на решение любой семейной проблемы — заботиться о собственном эмоциональном здоровье. Когда вы действуете, исходя из убеждения, что у вас есть право и обязанность отстаивать свои собственные эмоциональные потребности, ваша семья заметит, что ваша эмоциональная независимость приносит пользу не только вам, но и всей семье, и они могут быстро последовать вашему примеру.

    Помните, что последовательность укрепляет доверие. Исследования показали, что отсутствие последовательности разрушает доверие. Периодическое эмоциональное осознание заставит тех, кто любит вас и зависит от вас, особенно детей, запутаться и испугаться. Вот почему так важно поддерживать активное осознание с семьей.

    Признайте, что быть рядом не значит быть клоном. Иногда семейные узы не позволяют нам увидеть уникальность тех, кого мы любим. Гордость семейным континуумом может помочь забыть об этом. Нельзя ожидать, что у вас будут такие же таланты, как у ваших братьев и сестер, даже если вы очень похожи; что вы не обязательно пойдете по стопам родителей; или что вы и ваш супруг должны проводить все свое свободное время вместе на бедре только потому, что вы женаты.

    Помните, что знать людей всю свою жизнь не значит понимать их. «Я знал тебя, когда…» не означает, что я знаю тебя сейчас, как бы сильно я тебя ни любил. Мы все меняемся, но каждый из нас, кажется, видит изменения только в себе. Как бесит, когда тебя представляют как чьего-то младшего брата, когда тебе пятьдесят пять, или когда с тобой постоянно обращаются как с легкомысленным человеком, которым ты был в четырнадцать, несмотря на то, что теперь ты генеральный директор собственной компании. Теперь, когда вы приобрели эмпатию, вы можете мягко увести свою семью от застойных моделей взаимодействия, моделируя внимание, которое вы хотели бы получить. Когда вы с семьей, не ищите автоматически убежища в разговорах о старых временах. Спросите, что нового, и покажите, что вам действительно не все равно, выявляя детали, а затем слушая телом и разумом.

    Остерегайтесь разрушительных эмоциональных воспоминаний. Если вы поймаете, что тридцатилетний человек отвечает родителю голосом пятилетнего ребенка, вы можете почувствовать слабость и разочарование. С EQ вам не нужно постоянно попадать в ловушку эмоциональных воспоминаний. Всякий раз, когда вы чувствуете, что не контролируете себя в семье — будь то ругань себя за то, что ведете себя как ребенок с родителями, или мучительные мысли о том, откуда исходит гнев, который вы изливаете на своего невинного супруга и детей, — найдите минутку, чтобы подумать о воспоминаниях, которые влияют на ваше поведение сегодня.

    Цените каждый этап жизни каждого члена семьи. Как бы хорошо мы ни понимали, что этого не может быть, мы отчаянно хотим, чтобы мама и папа остались такими, какие они есть, а дети навсегда остались дома. Лучшее эмоциональное принятие этого факта — принять перемены. Примите естественный страх, который вызывает старение ваших родителей, но используйте свою эмоциональную осведомленность и сочувствие, чтобы понять, как вы можете дорожить этим моментом из-за его уникальных качеств. Чем вы и ваши родители можете поделиться сейчас, что было невозможно в прошлом? Сможете ли вы продолжать веселиться и убедиться, что каждый по-прежнему чувствует себя полезным и достойным в системе поддержки семьи, даже если роли и обязанности должны быть изменены?

    Если вы не уверены, что сработает, спросите. Если вы полностью примете свой страх перед переменами, вам будет легче обсуждать темы, которые раньше казались вам неудобными. Возможно, ваши родители просто ждут вашего сигнала. Почувствуйте их. В гибкой, здоровой семейной динамике перемены — это лишь одна из многих возможностей, которые у вас есть, чтобы обогатить друг друга.

    Более 25 000 лицензированных консультантов BetterHelp найдут терапевта, который соответствует вашим потребностям. Это просто, доступно и удобно.

    ПОЛУЧИТЕ СКИДКУ 20%

    Online-Therapy.com — это полный набор инструментов поддержки, когда вам это нужно, по вашему графику. Регистрация занимает всего несколько минут.

    ПОЛУЧИТЕ СКИДКУ 20%

    Teen Counseling — это онлайн-терапевтическая служба для подростков и молодых людей. Свяжитесь со своим консультантом по видеосвязи, телефону или в чате.

    ПОЛУЧИТЕ СКИДКУ 20%

    Использование эмоционального интеллекта, чтобы ладить со взрослыми родственниками

    Гармоничным отношениям с родителями и взрослыми братьями и сестрами, родственниками и взрослыми детьми угрожают два элемента: нехватка времени и обилие эмоциональных воспоминаний. Эти двое добавляются к страху, что мы будем подавлены потребностями друг друга, сдадимся, если мы что-то дадим этим взрослым родственникам. Нам действительно нужно тратить время на выяснение того, чего наши родители больше всего хотят от нас, поддерживать тесную дружбу с братьями и сестрами и собираться вместе, не повторяя ни одной плохой шутки, когда-либо написанной о сварливых, эгоистичных семьях.

    Но эмоциональный интеллект дает нам столько энергии и творчества, что требования этих отношений не должны быть тяжелыми. Мы распознаем изменения, когда они происходят у людей, распознавая эмоциональные воспоминания, когда они вызываются. Сохраняйте высокий эмоциональный интеллект, и ваши взрослые семейные встречи больше не будут сводиться к исправлению ошибок и преодолению кризисов, которые уже привели к катастрофе.

    Улучшение отношений со своими взрослыми детьми

    Многие родители с ужасом обнаруживают, что они не могут просто сидеть сложа руки и наслаждаться плодами своего труда после того, как успешно привели своих детей во взрослую жизнь. Никакие отношения не стоят на месте. Ключом к успешным постоянным отношениям с вашими взрослыми детьми является ваша способность справляться с изменениями и ростом, которые предшествуют смене ролей. Вы должны держать открытыми линии эмоционального общения; ваши дети могут быть заняты карьерой, любовью и дружбой на данном этапе своей жизни. Сообщите им, что вы чувствуете и что вам нужно от них.

    Если вы только недавно повысили свой EQ, то, конечно, вам нужно внести некоторые поправки, некоторые изменения в ваш стиль взаимодействия с детьми. Они избегают вас, потому что вы навязываете им советы или делаете свой собственный выбор? Приносите ли вы больше разочарования и осуждения в отношения, чем они могут вынести? Прислушивались ли вы к тому, что ваши дети думают о своем выборе? Или вы пытались выяснить, каковы их уникальные потребности? Некоторые взрослые дети держатся на расстоянии, потому что они чувствуют себя обиженными прошлым опытом общения с вами; в этом случае единственный способ улучшить отношения — придерживаться этих советов: выслушать их боль и признать, что вы были неправы. Вот несколько способов преодолеть разрыв:

    • Узнайте, почему так трудно принять выбор ваших детей, если он отличается от вашего собственного. Воспользуйтесь описанным выше исследованием «горячих кнопок», но спросите себя, почему вы так сильно относитесь к этой проблеме, почему вам нужно все контролировать и почему вы не можете принять их право делать независимый выбор?
    • Воспользуйтесь силой извинений. Никогда не поздно сказать: «Извините, я хотел бы быть лучшим родителем», «Я хотел бы сделать что-то по-другому» или «Вы заслужили большего, чем я дал». Искренние слова печали и сожаления приобретают особую силу в письме, если письмо преподносится как подарок без ожиданий того, что оно принесет взамен. Это может не принести ничего, кроме осознания того, что вы сделали все возможное, чтобы исправить прошлые ошибки. Вы также можете спросить, есть ли способ возместить ущерб.
    • Узнайте, чего вы ожидаете друг от друга. Если ваш отчужденный ребенок согласен, каждый из вас должен составить список не более чем из семи пунктов на тему того, что вы хотите и в чем нуждаетесь друг от друга, и что, по вашему мнению, другой хочет и нуждается в вас. Теперь сравните списки и посмотрите, насколько близко каждый из вас подходит к удовлетворению потребностей другого.

    Если ваш ребенок не хочет или вы не хотите просить, вы все равно можете выполнить это упражнение самостоятельно. Заполните список для себя, затем пересядьте на другой стул или позицию и заполните список так, как, по вашему мнению, сделал бы ваш взрослый ребенок. Теперь сравните. Отличается ли то, что нужно вашему взрослому ребенку, от того, что вы предлагаете? Вы не заметили, как изменился ребенок?

    Восстановить своих взрослых братьев и сестер

    В семьях с высоким EQ братья и сестры делят обязанности за стареющих родителей и с нетерпением ждут возможности собрать вместе все поколения, потому что у всех теперь свои пределы и свои таланты и способы их передачи. К сожалению, это не точный портрет многих отношений взрослых братьев и сестер, потому что слишком часто вмешивается история. Возможно, ваши родители не давали вашему брату такой любви и поддержки, как вам. Возможно, детские воспоминания вызывают слишком сильную обиду, ревность и соперничество. Может быть, это было слишком больно, когда сестра, которая так хорошо тебя знала, не обратила внимания на то, как ты изменился за эти годы.

    Какой бы ни была проблема, вы можете использовать любую из идей из этой статьи, чтобы возобновить отношения. Если у вас есть время, вы также можете попробовать восстановить связь, отправившись вместе туда, где вам обоим будет комфортно и вас никто не побеспокоит. Попробуйте неструктурированную настройку и используйте время, проведенное вместе, чтобы отправить много сообщений «я чувствую». Уточните, что, выражая себя, вы не просите своего брата или сестру измениться. Когда ваш брат или сестра отвечает, убедитесь, что вы слушаете телом, а не возражениями, подготовленными в вашей голове.

    Если с вашим братом или сестрой трудно связаться и прогулка не сработает, можете ли вы восстановить связь, попросив о помощи таким образом, чтобы признать его или ее уникальные таланты? Подумайте, как вы можете заставить своего брата или сестру чувствовать себя уникально нужным.

    Улучшение отношений с вашей расширенной семьей

    Каковы ваши отношения с вашей расширенной семьей — с теми, с кем вы связаны браком или более слабыми кровными узами? Напряжены, потому что вы пытаетесь сформировать семейные узы без эмоциональной истории, которая укрепит их? Или гладкими, потому что они не имеют эмоционального багажа, который таскает за собой ваша ближайшая родственница? И то, и другое возможно в любых индивидуальных отношениях. Насколько сложным будет одно из этих отношений, может зависеть от того, насколько оно важно для вас и как долго вы им занимаетесь. Общение с новенькой свекровью, а значит и матерью, оставило неприятные эмоциональные воспоминания. С другой стороны, быть сердечным с двоюродным братом, которого видишь только на праздничных посиделках, наверное, совсем несложно.

    Насколько хороши и глубоки ваши отношения с большой семьей, во многом зависит от того, какими вы хотите их видеть. Мы чувствуем себя виноватыми, если обижаемся на собственных родителей, но ничто не говорит, что мы должны любить своих родственников, поэтому многие люди не чувствуют себя обязанными прилагать огромные усилия. Просто проявите такое же сочувствие к своей расширенной семье, как и к любому другому, с кем вы сталкиваетесь, а это означает принятие широкого спектра различий, которые неизбежно существуют, чтобы вы могли найти общие точки соприкосновения.

    Если вы также готовы слушать с сочувствием независимо от того, кто говорит, признавать ошибки и следить за невербальными сигналами, которые вы отправляете, у вас есть неплохие шансы стать всеобщей любимой племянницей, заветным дядей или образцовой свекровью. Предполагая, что вы еще не достигли этого состояния, вот несколько советов, как сделать отношения в расширенной семье полезными.

    Помните, что вам не обязательно нравиться всем одинаково.

    Иногда, даже если вы прикладываете самые искренние усилия, вы в конечном итоге испытываете неприязнь к родственнику или зятю. Изучите, насколько ваш собственный багаж мешает вам ценить этого человека. Затем примите свои чувства и общайтесь с человеком только в той мере, в какой вам комфортно. Вы можете обнаружить, что снятие стресса от того, что вы видите его или ее под таким давлением, открывает ваше сердце еще шире.

    Если вы можете задавать только наводящие вопросы, не говорите вообще ничего.

    Исследования показали, что эмоциональное сообщение составляет 90 процентов того, что люди получают от любого общения, и поэтому важно эмоционально осознавать свои мотивы, а также брать на себя ответственность за то, что вы передаете с помощью жестов и выражений, а также как слова. Слишком часто мы не говорим того, что имеем в виду, потому что боимся взять на себя ответственность за чувства, которые нас мотивируют. Таким образом, мы манипулируем людьми, делая предложения, которые просят отказаться, или говоря, что мы не возражаем, когда мы это делаем, а затем обижаясь на предполагаемого обидчика.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts