психическая устойчивость – Новости – Научно-образовательный портал IQ – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Постановка и достижение целей, преодоление трудностей, адаптация в социуме и многие другие жизненные ситуации требуют от человека психической устойчивости. Этот феномен активно исследуется психологами. Что такое психическая устойчивость, из каких компонентов она состоит и как влияет на качество человеческой жизни — разбираем на карточках с помощью обзорной работы исследовательницы из НИУ ВШЭ Наталии Жожикашвили и учёных из Российской академии образования Сергея Малых и Алёны Девятериковой.
Что такое психическая устойчивость?
Психическая устойчивость (mental toughness) — качество, которое позволяет преодолевать негативные, стрессовые обстоятельства и обеспечивает способность к адаптации в условиях изменений или неопределённости. Существует много определений психической устойчивости (ПУ). В целом — это общий термин, обозначающий набор позитивных психологических характеристик, которые играют важную роль в индивидуальных достижениях в разных сферах деятельности.
О каких психологических характеристиках идёт речь?
Это, например, вера в себя, контроль внимания, установка на успех, оптимистическое мышление, эмоциональная осознанность и эмоциональная регуляция, способность справляться с тем, что воспринимается как вызов, осознанное отношение к окружающим обстоятельствам и их понимание.
В отличие от большинства личностных моделей и измерений, которые оценивают поведенческие аспекты личности («как мы действуем»), психическая устойчивость оценивает нечто более фундаментальное, а именно: «как мы думаем», или почему мы действуем и эмоционально реагируем на события.
И как наука описывает психическую устойчивость? Какие существуют модели?
За время изучения психической устойчивости был разработан ряд её моделей. Например, некоторые учитывают индивидуальные различия в реакциях на стрессовые ситуации. В эти модели входят такие факторы как резильентность — способность конструктивно преодолевать стрессы и трудные периоды; жизнестойкость, которая, как считается, служит буфером между стрессовыми жизненными ситуациями и болезнями, а также физиологическая устойчивость.
А какая модель считается наиболее известной и в то же время дающей чёткое понимание, из чего складывается психическая устойчивость?
Более всего известна модель 4С, предложенная Питером Клоу и коллегами. В соответствии с ней психическая устойчивость представляет совокупность четырёх взаимосвязанных, но независимых компонентов:
Control — Контроль;
Commitment — Приверженность;
Challenge — Вызов;
Confidence — Уверенность.
Каждый из них имеет два фактора, также независимых друг от друга. Вместе они отражают различные аспекты того, что отдельный человек думает по поводу того или иного произошедшего жизненного события.
Давайте разберём каждый компонент модели
4C подробнее? Начнём с «контроля» — что это?Это склонность человека чувствовать и действовать так, как будто он имеет влияние на окружающий мир и свою жизнь, а также способность сохранять уровень тревоги под контролем. Выделяют два отдельных фактора этого компонента: контроль над жизнью и контроль над эмоциями.
Контроль над жизнью обычно описывают как чувство «я могу». Те, кто имеет высокие баллы по этой шкале, чаще верят, что они контролируют свою жизнь. Они чувствуют, что их судьба находится в их собственных руках, что их планам и деятельности не помешают. И они всегда могут что-то изменить.
Контроль над эмоциями описывает, как человек способен мысленно управлять своими эмоциональными реакциями на события. Люди, получившие высокие баллы по этой шкале, лучше способны контролировать свои эмоции.
Понятно, а что такое «приверженность»?
Это склонность к активному и упорному стремлению к целям, несмотря на возникающие трудности. Выделяют два фактора этой компоненты: ориентация на цель и ориентация на достижение.
Ориентация на цель описывает степень, в которой человек визуализирует то, чего ему нужно достичь. Целеустремлённые люди сосредоточены на установлении целей для своей деятельности и часто могут представить себе, как будет ощущаться их достижение.
Ориентация на достижения описывает степень, в которой человек готов приложить умственные усилия для выполнения того, что от него ожидается. Те, кто психически устойчив, с большей вероятностью выполняют взятые на себя обязательства и «делают то, что нужно», а также получают от этого удовлетворение.
Хорошо, давайте разберёмся с компонентой «вызов»?
Это склонность рассматривать потенциальные неудачи как возможности для саморазвития и продолжать стремиться к желаемым изменениям. Люди по-разному принимают жизненные вызовы: одни воспринимают их как потенциальные возможности, а другие как угрозу. Под вызовами в данном случае понимаются различные события и ситуации, с которыми сталкивается человек.
Выделяют два фактора этого компонента — ориентация на риск и ориентация на обучение. Ориентация на риск отражает, насколько человек открыт новому опыту и изменениям, а также меру, в которой ему свойственно исследовать границы своих возможностей. Психически устойчивые в этом отношении лица готовы идти на риск и справляться с ним. Ориентация на обучение отражает, насколько человек склонен осмыслять свой жизненный опыт и извлекать из него для себя уроки.
Осталось понять, что такое «уверенность»?
Это поддержание высокой самооценки своей личности и способностей, несмотря на неудачи, а также умение развивать социальные связи. Выделяется два фактора этого компонента — уверенность в своих способностях и межличностная уверенность.
Уверенность в своих способностях отражает, насколько индивид считает себя действительно стоящим человеком и (не) зависит от подтверждения своей ценности извне. Межличностная уверенность показывает степень субъективной уверенности индивида в возможностях оказывать влияние на других людей, сопротивляться их влиянию, а также вероятность его самопродвижения в социальных группах.
Можно ли измерить психическую устойчивость и её компоненты?
Да, существует множество опросников, оценивающих уровень психической устойчивости. Один из наиболее известных и распространённых — «Опросник психической устойчивости 48» (Mental Toughness Questionnaire 48 — MTQ48), который как раз базируется на модели 4С.
Как психическая устойчивость влияет на качество жизни?
Исследования показывают, что выраженность психической устойчивости положительно коррелирует с удовлетворённостью жизнью, психическим благополучием, субъективным восприятием благополучия и отрицательно коррелирует с жалобами на психическое здоровье и признаками депрессии для всех возрастов. Также психическая устойчивость отрицательно связана с воспринимаемым стрессом, как у детей, так и у взрослых, а также тревогой.
Недавние работы также выявили весомую роль психической устойчивости в снижении неблагоприятных для психического здоровья последствий пандемии COVID-19, особенно — депрессии, тревоги и воспринимаемого стресса. Было также обнаружено, что психическая устойчивость положительно связана с толерантностью к физической боли, успешностью реабилитации после травм, режимом сна, а также способностью прощать.
Существуют ли положительные связи психической устойчивости с успехами в профессиональной деятельности и обучении?
Да, есть положительная связь с такими важными для профессиональной деятельности психологическими характеристиками, как конкурентоспособность, мотивация, частота вдохновения, частота переживания потокового состояния. Также психическая устойчивость положительно связана с уровнем производительности труда сотрудников, который оценивался руководителями.
Существует взаимосвязь выраженного уровня психической устойчивости с более высокими руководящими должностями. Стоит отметить, что положительная корреляция в подобных исследованиях не отражает направления зависимости, то есть не показывает, что именно психическая устойчивость приводит к успехам, а не наоборот.
Высокий уровень психической устойчивости коррелирует и с успехами в учёбе, например, с академической (шкалы «приверженность» и «контроль над жизнью») и социальной адаптацией в университете (шкалы «контроль над жизнью» и «межличностная уверенность»). Обнаружено, что в ситуации недостатка сна (но не в норме) хорошая психическая устойчивость также предотвращает развитие эмоционального истощения у студентов.
В целом психическая устойчивость выступает важным фактором успешности обучения, поскольку обучение часто связано со стрессом в виде контрольных работ, трудностями в овладении отдельными предметами или сложностями во взаимоотношениях в классе.
Есть ли связь психической устойчивости с когнитивными особенностями?
Испытуемые с высоким уровнем психической устойчивости (особенно шкалы «приверженность»), по данным одного из исследований, лучше выполняли задачи на направленное забывание, торможение и игнорирование нерелевантной информации. Авторы предположили, что именно этот когнитивный процесс лежит в основе психической устойчивости. Но такая связь наблюдалась только при сильной выраженности добросовестности (сознательности) по опроснику «Большой пятёрки», то есть сама по себе эта когнитивная способность не приводит к психической устойчивости.
Психическая устойчивость — это фактор, который проявляет себя во всех жизненных ситуациях?
Не обязательно. Например, отрицательная связь психической устойчивости с жалобами на психическое здоровье и с депрессией наблюдается только при высоком уровне стресса. Иными словами, психическая устойчивость полностью проявляет своё положительное влияние на психическое благополучие именно в критических условиях.
В других исследованиях показано, что психическая устойчивость связана с пониженным уровнем депрессии у нарциссических личностей «грандиозного» типа. Аналогичные результаты были получены для отрицательной связи психической устойчивости (шкалы «контроля» и «уверенности») с воспринимаемым стрессом. А у спортсменов отрицательная связь психической устойчивости с тревожностью перед соревнованиями наблюдалась только при условии высокой мотивации к своей деятельности.
Таким образом, можно предположить, что психическая устойчивость вносит значимый вклад в психологическое благополучие. Но это справедливо только для определённых ситуаций и/или типа личности.
Как формируется психическая устойчивость и можно ли её развить?
Формирование психической устойчивости — необходимое условие сохранения себя как личности, часть социализации. Начинается этот процесс в раннем возрасте — во многом ресурсы психической устойчивости складываются ещё до достижения пяти лет. В школьном возрасте она уже выступает внутренним защитным ресурсом, который даёт возможность интегрироваться в социум и самореализоваться.
Наследственные факторы играют определённую роль в развитии психической устойчивости, но она может меняться в течение жизни. Отсюда следует, что психическую устойчивость можно развивать, используя целенаправленные стратегии, тренинги, психотерапию. При этом человек должен брать на себя ответственность за своё развитие.
IQ
Автор текста: Селина Марина Владимировна, 6 июля, 2022 г.
Все материалы автора
Психология Картотеки
Психологическая устойчивость: как быть готовым ко всему
Стрессовые ситуации – неотъемлемая часть жизни современного человека. Стрессы поджидают буквально на каждом углу, в любой сфере жизни, при этом выражаются они абсолютно по-разному.
Однако стоит отметить, что каждый человек в той или иной ситуации начинает действовать абсолютно противоположно. Один начинает нервничать, переживать и пребывать в плохом настроении, другой же остается спокойным и сохраняет самообладание. Именно это и можно назвать психологической устойчивостью, о которой более подробно вы узнаете в этой статье.
Психологическая устойчивость
Психологической устойчивостью можно назвать процесс сохранения нормального режима работы психики в условиях стрессовой ситуации и постоянно изменяющихся обстоятельств. Психологическая устойчивость способна к развитию и не является генетическим фактором. Зависит это от состояния нервной системы, воспитания, уровня развития и прочего. Однако это не является окончательным показателем, так как человек, который постоянно будет подвергаться стрессу, в конце концов просто будет на все болезненно реагировать.
Для того, чтобы психика была устойчивой, человеку необходимо быть мобильным и уметь подстраиваться под определенные ситуации. Ниже вы сможете прочесть, как же работает схема устойчивости и неустойчивости.
Схема работы устойчивости и неустойчивости психики
В формировании психологической устойчивости сначала проявляется основная задача, которая порождает мотив. Далее происходят определенные действия, благодаря которым и реализуется эта задача. Затем на пути возникает определенная трудность, вызывающая негатив. В связи с тем, что человек пытается найти решение проблемы, негативное состояние уходит на второй план и улучшает психическое состояние.
К психологической неустойчивости можно отнести такой же порядок действий, но при этом человек пытается хаотично найти решение проблемы, в связи с чем негативные эмоции не снижаются, а лишь увеличиваются.
Следует помнить о том, что полностью исключить фактор стресса из жизни не получится, но человеку необходимо научиться воспринимать все адекватно и пытаться найти пути решения. Сделать это достаточно просто, если стараться повысить психологическую устойчивость.
Повышение психологической устойчивости
Для того, чтобы добиться повышения психологической устойчивости, необходимо уметь разгрузиться эмоционально. Для этого необходимо:
- систематически разгружать свою нервную систему. Старайтесь читать любимые книги, уделять время хобби и просто полноценно отдыхать;
- не менее полезным в работе над психологической устойчивостью станет умение человека подходить к жизни по-философски;
- еще одним методом, который повышает психологическую устойчивость является позитивный образ самого себя. Человек должен воспринимать себя таким, какой он есть и позитивно относиться к жизни;
Все вышеперечисленные факторы наилучшим образом отобразятся на психологической устойчивости, сделав человека более спокойным и уравновешенным. А добиться большего прогресса в контроле над эмоциями поможет курс «Детоксикация мозга».
Стабильность против изменений Теории человеческого развития
Вы тот же человек, которым были всегда? Часть вас может сказать «да». Может быть, вы всегда спите определенным образом с самого детства и разделяете пищу, сколько себя помните. Но, скорее всего, мало кто из нас может сказать, что мы остались прежними. Мы растем, взрослеем и учимся на собственном опыте. Этот вопрос часто возникает у психологов развития: в какой степени мы остаемся стабильными по сравнению с изменениями на протяжении всей нашей жизни или меняемся?
- Что такое теории психологии развития?
- Что такое стабильность и изменение теории развития?
- Что такое стабильность разработки?
- Каковы некоторые примеры стабильности человеческого развития?
Стабильность и изменение в психологии
Психологи развития преследуют несколько целей, но обычно стремятся описать, предсказать, объяснить и оптимизировать развитие человека на протяжении всей его жизни.
Психология развития — это область психологии, которая фокусируется на изучении физического, когнитивного и социального развития и изменений на протяжении всей жизни.
По сути, специалисты по психологии развития и ученые-исследователи изучают, как мы меняемся (или остаемся неизменными) на протяжении всей нашей жизни. В результате было сформировано несколько теорий психологии развития, посвященных проблеме стабильности и изменений. Но как вы должны измерить, как кто-то меняется или остается неизменным на протяжении всей своей жизни? Вы просто должны регистрироваться с ними в возрасте, скажем, от 12 до 72 лет?
На самом деле, это очень распространенный метод, который психологи развития используют для построения своих теорий. Этот метод исследования называется лонгитюдным исследованием .
Лонгитюдные исследования — это тип исследования, в ходе которого одни и те же люди наблюдают в течение некоторого времени, периодически повторно проверяя их на наличие каких-либо изменений или разработок.
А теперь подумайте, как мы можем измениться на протяжении всей жизни. Это постепенно или поэтапно? Меняемся ли мы из детства во взрослую жизнь или есть части нас самих, которые остаются неизменными на протяжении всей жизни? В этой статье мы рассмотрим последний вопрос, исследуя теории развития стабильности и изменений.
Рис. 1. Продольные исследования наблюдают за людьми в течение определенного промежутка времени
Различия между стабильностью и изменениями в развитии человека мы стареем. Теории развития «стабильность против изменений» предполагают либо закрытых систем (стабилизация происходит рано и сохраняется на протяжении всей жизни), открытых систем (основные атрибуты потенциально изменчивы на протяжении всей жизни), либо их комбинацию.Если бы вы были спокойным и уравновешенным ребенком, были бы вы также спокойным и уравновешенным взрослым? Может ли это измениться?
Однако в этом вопросе есть несколько уровней, которые следует учитывать, например:
Что вызывает стабилизацию атрибута?
Какие качества человека стабилизируются в начале жизни, а какие поздно?
Как только эти атрибуты стабилизируются, невозможно ли их изменить в любой другой момент жизни?
Одинаков ли процесс стабилизации для всех, независимо от населения (т.е. мужчин и женщин)?
Существуют ли периоды в нашей жизни, когда происходит стабилизация определенных признаков?
Общий консенсус в психологии развития относительно того, что вызывает стабильность по сравнению с изменением, восходит к проблеме природы и воспитания.
Проблема природы и воспитания : дебаты о том, зависят ли черты от генетики или от нашего опыта и окружающей среды.
Стабильность или изменение атрибута может зависеть от наших генов; эти генетические атрибуты влияют на нашу среду, а наша среда влияет на то, какие атрибуты стабилизируются и изменяются на протяжении всей нашей жизни.
Кроме того, согласно предположению Уильяма Джеймса, когда-то считалось, что такие качества, как личность, закрепляются к 30 годам. Однако современные психологи, занимающиеся вопросами развития, считают, что некоторые черты могут продолжать меняться в пожилом возрасте. Основная идея, которую следует вынести из теорий развития «стабильность против изменений», состоит в том, что мы все остаемся теми же самыми.0023 и меняются на протяжении всей жизни. Тоже хорошо. Без стабилизации нам было бы трудно сформировать свою идентичность. Но при нестабильности мы можем сохранять надежду на то, что сможем изменить части себя в будущем.
Пример стабильности человеческого развитияНе все черты стабилизируются одинаково или в одно и то же время. Некоторые черты, особенно те, которые передаются по наследству в большей степени, чем другие, с большей вероятностью стабилизируются на протяжении всей жизни человека.
Наследуемость — это процент изменчивости в популяции, приписываемый нашим генам.
Рассмотрим стабильность развития темперамента, личности и интеллекта.
Темперамент
Специалисты по психологии развития часто используют исследования близнецов, чтобы определить, какие черты являются более наследственными, чем другие. Что касается темперамента, исследования близнецов показывают, что однояйцевые близнецы с большей вероятностью будут иметь схожий темперамент, чем разнояйцевые близнецы, что позволяет предположить, что темперамент является генетически обусловленной чертой (Kandler et al., 2013).
Темперамент относится к аспекту личности человека, связанному с его эмоциональными реакциями и интенсивностью этих реакций.
Учитывая его наследуемость, неудивительно, что темперамент стабилизируется больше, чем другие черты. Многие люди, включая бывшего президента Дональда Трампа, признают, что их темперамент относительно похож на детский.
Когда я смотрю на себя в первом классе и смотрю на себя сейчас, я в основном такой же. Темперамент не так уж и отличается» ( Never Enough, 2015)
Можете ли вы вспомнить, когда вы были действительно молоды? Можете ли вы распознать какие-либо сходства в вашем темпераменте, чем с вашим темпераментом сейчас?
Рис. 2. Темперамент связан с тем, как мы справляемся со своими эмоциями
Хотя темперамент более стабилен, чем другие черты, он остается изменчивым. Помните, что подобно тому, как природа и воспитание являются постоянной проблемой, стабильность и изменение также являются постоянной проблемой. Другими словами, точно так же, как на генетически обусловленный признак все еще может влиять окружающая среда, так и относительно стабильный признак все еще может измениться в более позднем возрасте.
Личность
Теории развития «стабильность против изменений» также рассматривают, как личность развивается на протяжении всей жизни человека. Личность и темперамент иногда трудно отличить друг от друга. Следует помнить, что темперамент — это часть чьей-то личности.
Личность относится к комбинации ключевых характеристик человека, связанных с тем, как он думает, чувствует и ведет себя.
Личность более или менее стабильна на протяжении всей жизни. Однако большинство психологов сходятся во мнении, что стабилизация личности чаще всего происходит во взрослом возрасте после подросткового возраста (McGue et al., 1993). Для большинства из нас подростковый возраст может быть самым бурным периодом нашей жизни и временем, когда мы действительно начинаем открывать для себя, кто мы есть и кем мы хотим быть. Когда мы (будем надеяться) начинаем взрослеть, наша личность стабилизируется.
Антиобщественное поведение, преступная деятельность, насильственное поведение, а также злоупотребление наркотиками и алкоголем достигают пика в возрасте до 25 лет. (McGue et al., 1993).
Интеллект
Другим высоко наследуемым показателем является интеллект. Наши результаты в тестах на интеллект уже в возрасте 4 лет могут в определенной степени предсказать наш интеллект в более позднем возрасте. Ян Дири и др. (2009) обнаружили, что интеллект стабилизируется уже в 11-летнем возрасте в своем лонгитюдном исследовании нескольких сотен шотландских граждан.
1 июня 1932 года 87 498 шотландских детей в возрасте 11 лет прошли тест на интеллект. Ян Дири и его коллеги (2009 г.) обнаружил результаты теста почти 70 лет спустя в старой кладовой. Им удалось разыскать 542 человека, выживших в ходе исследования, и провести тот же тест на интеллект, который они проходили в детстве. Они обнаружили положительную корреляцию +,66 между результатами тестов, что свидетельствует о высокой стабильности интеллекта на протяжении всей жизни человека.
Пример изменений в развитии человекаНаследуемость признака может играть роль в том, останется ли он стабильным на протяжении всей нашей жизни. С другой стороны, среда часто может играть роль в том, будет ли та или иная черта проявляться.0023 меняют на протяжении всей нашей жизни. Личность может меняться на протяжении всей жизни человека в зависимости от его собственного опыта.
Человек может быть застенчивым с рождения или стать застенчивым из-за нескольких сложных социальных встреч. В качестве альтернативы, человек, родившийся застенчивым, может стать более общительным в зависимости от социальной группы, в которой он себя окружает.
Некоторые черты особенно чувствительны к окружающей среде человека и, следовательно, меняются на протяжении всей нашей жизни. Вот несколько примеров изменений в развитии человека:
Занятие работы
Social Views
Устойчивость
Стабильность в зависимости от изменений — ключевые выводы
- Лонгитудины являются типыми исследованиями, которые следуют за теми же людям, в то время как срок, в то время как срок, в то время как срок. их для любых изменений или разработок.
- Без стабилизации нам было бы трудно сформировать свою идентичность. Но при нестабильности мы можем сохранять надежду на то, что сможем изменить части себя в будущем.
- Некоторые черты, особенно те, которые передаются по наследству в большей степени, чем другие, с большей вероятностью стабилизируются на протяжении всей жизни человека, включая темперамент, личность и интеллект.
- Окружающая среда может играть роль в том, будет ли черта меняться на протяжении всей нашей жизни. Личность может меняться на протяжении всей жизни человека в зависимости от его личного опыта.
Ссылки
- Hertenstein, M.J., Hansel, C., Butts, S., Hile, S. (2009). Интенсивность улыбки на фотографиях предсказывает развод в более позднем возрасте. Мотивация и эмоции, 33, 99–105.
- МакГью М., Бэкон С. и Ликкен Д. Т. (1993). Стабильность личности и изменение в раннем взрослом возрасте: поведенческий генетический анализ. Психология развития, 29(1), 96.
- Кандлер, К., Риман, Р., и Англейтнер, А. (2013). Паттерны и источники преемственности и изменения энергетических и временных аспектов темперамента во взрослом возрасте: лонгитюдное близнецовое исследование самоотчетов и отчетов сверстников. Психология развития, 49, 1739–1753 гг.
- Дири, И. Дж., Уолли, Л. Дж., и Старр, Дж. М. (2009). Целая жизнь интеллекта: последующие исследования шотландских опросов 1932 и 1947 годов. Американская психологическая ассоциация
«Людям нужен период стабильности, иначе они могут активно сопротивляться полезным изменениям»
В настоящее время вы профессор Психология гигиены труда в Бедфордширском университете. Вы собирались стать академическим психологом?
Я не получил степень, пока мне не исполнилось 34 года. Я работал администратором в различных организациях и всегда хотел быть социальным работником. В конце концов я пошел в свой местный университет, чтобы поступить, и узнал, что курс социальной работы заполнен, но репетитор при приеме спросил меня, думал ли я о том, чтобы заняться психологией.
Так что я вовсе не собирался становиться психологом. В конце концов, я сначала получил, а затем и докторскую степень в Университете Хартфордшира. Во время учебы в бакалавриате я заинтересовался благополучием ученых, связанным с работой. И мой первый, и второй муж были учеными, как и большинство наших друзей. Это означало, что у меня было некоторое представление о высоких требованиях и ролевом давлении, которое они испытывают, и о том, насколько глубоко они обычно вовлечены в свою работу. Мне посчастливилось получить спонсорскую помощь от (тогдашней) Национальной ассоциации преподавателей высшего образования для проведения исследования в рамках моей диссертации для бакалавров и провести общенациональное исследование благосостояния в этом секторе. Я получил приз Британского психологического общества за свое диссертационное исследование, в ходе которого я представил его на конференции Отдела психологии труда [DOP]. Это было очень страшно, но я нашел конференцию очень дружелюбной, и мне очень понравилось.
Затем меня попросили проводить все больше и больше исследований в этой области, и в итоге я стал изучать психическое здоровье и баланс между работой и личной жизнью в академических кругах для своей докторской диссертации.Позже я начал расширять круг профессиональных групп, с которыми работал, но меня всегда интересовали рабочие места, которые в какой-то мере были профессиональными и требовательными к эмоциям.
Почему вы выбрали психологию гигиены труда?
Когда я начинал, это не называлось психологией гигиены труда — тип исследования, который я проводил, подпадал под рубрику «стресс на рабочем месте». Психология гигиены труда значительно расширила область. Он касается применения психологии для улучшения качества трудовой жизни, а также для защиты и обеспечения безопасности, здоровья и благополучия работников. Я состою в Исполнительном комитете Европейской академии психологии гигиены труда. Это было установлено в 1997 для поддержки исследований, образования и профессиональной практики по всей Европе. Мы начали тесно сотрудничать с DOP, так как у нас есть общие интересы и цели.
У многих психологов есть ключевые фигуры, которые повлияли на их направление в учебе. Это верно для вас?
Мне очень повезло встретить много людей, которые являются моими героями, и я даже брал интервью у некоторых из них в качестве помощника редактора по интервью для этого журнала. Том Кокс — пионер в области психологии гигиены труда — он написал первую книгу о стрессе, которую я когда-либо купил. Ричард Лазарус и Сьюзен Фолкман получили международное признание за их вклад в области борьбы со стрессом. Сейчас Сьюзен занимается новаторской работой по уходу, уходу в конце жизни и переживанию утраты у людей с ВИЧ/СПИДом. Кристина Маслач — главная героиня. Я недавно брал у нее интервью для этого журнала о том, как она разработала концепцию выгорания, о ее борьбе за то, чтобы она была признана академическим сообществом, и о ее недавней работе по вмешательству. Она настоящее вдохновение.
За прошедшие годы вы опубликовали несколько исследований, которые выявили высокий уровень стресса, связанного с работой, в научных кругах.
Мое первое национальное обследование в этом секторе было проведено в 1996 году, и я провел еще три волны сбора данных. Мы использовали структуру благополучия, связанную с работой, разработанную Управлением по охране труда и технике безопасности Великобритании (HSE), чтобы отслеживать изменения на уровне сектора с течением времени среди большой выборки ученых. Мы обнаружили, что требования неуклонно растут с течением времени. Интересно, что, несмотря на то, что ученые воспринимают больше контроля, чем минимальные стандарты, рекомендованные ВШЭ, он ослабевает из-за растущей культуры менеджеризма и бесправия в высшем образовании. Это проблема, потому что ученые ожидают большей автономии в своей работе — контроль над работой может компенсировать негативное влияние требований на благополучие, поэтому он имеет серьезные последствия.
Количество ролей, которые должны выполнять ученые, также значительно увеличилось. Речь идет уже не только об исследованиях и преподавании, ученые должны «продавать» свои услуги за рубежом, а также демонстрировать влияние и охват своей работы. Есть также больше давления в отношении пастырской заботы — у студентов больше проблем с психическим здоровьем, и они нуждаются в заверении и руководстве, что может быть эмоционально требовательным. В то же время ученые должны быть в курсе своих быстро развивающихся дисциплин. Мы также обнаружили, что со временем поддержка изменилась. Восприятие поддержки со стороны менеджеров уменьшилось, но поддержка со стороны коллег осталась стабильной, что является значительным источником удовлетворения и благополучия.
Одним из наиболее важных результатов нашего последнего исследования, проведенного с Шивон Рэй из Йоркского университета Святого Иоанна, является высокий уровень «усталости от перемен».
Это общее чувство апатии или пассивной покорности организационным изменениям.
Мы также обнаружили, что конфликты между работой и личной жизнью резко возросли. Ученые тратят все больше и больше часов на работу, отнимая время и энергию от своей личной жизни. Мы обнаружили особенно высокий уровень конфликтов, вызванных напряжением, когда люди беспокоятся о работе, даже если они на самом деле ею не занимаются. Это может поставить под угрозу их здоровье, их личные отношения и, со временем, их производительность труда. Что касается психического здоровья, более половины наших участников набрали баллы на уровне «случайности», когда рекомендуется какое-либо вмешательство.
Аналогичная картина была обнаружена в национальных исследованиях австралийских ученых, предполагающих, что благополучие в этом секторе является общей проблемой. Мне кажется, что эти проблемы могут быть решены с помощью лучшего управления. В ваших опросах не очень хорошо проявили себя непосредственные руководители — это что-то особенное для научных кругов, или вы думаете, что мы все жалуемся на наших непосредственных руководителей?
Плохое управление явно является проблемой, но линейные менеджеры часто получают мало обучения и поддержки. В академических кругах людей часто назначают на руководящие должности, потому что они преуспевают в исследованиях и/или преподавании. Затем, когда их повышают, они должны перестать делать то, в чем они хороши, и начать делать то, чему их на самом деле не учили. Существует много бюрократии, через которую нужно пройти. Учеными тоже, как известно, трудно управлять — кто-то однажды сказал, что это похоже на стадо кошек, поскольку они стараются быть как можно более независимыми.
Если говорить более позитивно, вас также интересует устойчивость. Я заметил, что устойчивость была довольно большой темой с тех пор, как психологи изучили последствия 11 сентября. Что люди могут сделать, чтобы повысить уровень устойчивости?
Стойкость — важный ресурс, поскольку она помогает нам преодолевать стресс и невзгоды. Мои исследования с социальными работниками, медсестрами, священнослужителями и тюремными надзирателями показали, что это имеет решающее значение для людей, выполняющих эмоционально сложную работу. Люди на таких должностях должны быть заботливыми и сострадательными, но они также должны эффективно управлять своими эмоциями, чтобы не стать чрезмерно вовлеченными в работу с пользователями услуг или перегруженными своими потребностями. Наша ранняя работа была направлена на выявление психосоциальных факторов, лежащих в основе устойчивости социальных работников. Мы обнаружили, что эмоциональный интеллект, способность к рефлексии и способность справляться с трудностями, а также социальная поддержка являются ключевыми характеристиками устойчивых людей. Отсутствие устойчивости является фактором риска для благополучия сотрудников и людей, за которыми они ухаживают.
На основе этого исследования мы разработали ряд мероприятий для организаций и отдельных лиц, направленных на повышение устойчивости. Подход типа «инструментарий» кажется наиболее эффективным, поскольку люди знакомятся с различными стратегиями, которые они могут выбирать в зависимости от ситуации или своих личных предпочтений. Внимательность, например, может быть очень полезна для развития способности к устойчивости и защиты благополучия, но мы обнаружили, что она может быть более привлекательной для людей с более развитыми рефлексивными способностями.
Коучинг со сверстниками — еще один хороший способ повысить устойчивость. Это своего рода формализованная система поддержки, ориентированная на цели и решения. Эмоциональное раскрытие, когда люди пишут о своих чувствах, также может быть очень эффективным. Эти стратегии имеют определенную ценность для повышения устойчивости и защиты здоровья на индивидуальном уровне, но организации обязаны заботиться о благополучии своих сотрудников. Даже самый выносливый социальный работник или медсестра будут бороться за выживание в патогенных условиях труда.
Еще одна область, которую вы изучили, — это сострадание и сочувствие у медсестер и социальных работников. Правда ли, что проявление высокого уровня эмпатии к пациентам может привести к усталости от сострадания? И если да, то не возникает ли у нас небольшая загадка в том, что нам нужны сострадательные и сочувствующие медсестры, но от этого они могут заболеть?
Да, абсолютно. Сострадательный уход, ориентированный на человека, имеет широкий спектр преимуществ для пользователей услуг. Сотрудники, которые более сострадательны и эмпатичны, также, как правило, находят свою работу более удовлетворительной — это «сострадательное удовлетворение» может защитить от эмоционального выгорания. Тем не менее, появляется все больше свидетельств того, что усталость от сострадания, характеризующаяся эмоциональным истощением, цинизмом и чувством разочарования, является обычным явлением и является ключевым фактором риска для здоровья и удержания сотрудников, а также для производительности труда. Мы обнаружили, что сострадание к себе, когда люди так же заботятся и понимают себя, как и других, помогает повысить устойчивость и защищает от усталости от сострадания. Крайне важно создать культуру сострадания, но лица, определяющие политику, должны учитывать факторы риска и предоставлять работникам навыки и организационную поддержку, необходимые для эффективного управления эмоциональными требованиями на работе.
Ранее вы упомянули сотрудников тюрьмы – расскажите о вашей работе с ними и проблемах, с которыми они сталкиваются.
Несколько лет назад ко мне обратилась Ассоциация тюремных надзирателей. Они знали о работе, которую я проделал с учеными, и поручили мне провести национальное исследование благополучия в тюремном секторе. Многие считают, что тюремная служба находится в кризисе – работа сама по себе физически и умственно тяжела, но растущие требования, сокращение ресурсов и быстрый темп изменений увеличили риск заболеваний, связанных со стрессом, невыходов на работу и проблем с удержанием. Хотя я раньше работал с различными профессиональными группами, я действительно понятия не имел, что такое быть тюремным надзирателем. Мы быстро поняли, что работа зачастую очень опасна и требует эмоционального напряжения — сотрудники часто подвергаются притеснениям и насилию, и они должны быть очень бдительными. Поддержка коллег имеет большое значение — для многих отношения с коллегами — самая позитивная часть работы. Многие офицеры считают эту работу полезной и искренне заботятся о реабилитации заключенных.
Тем не менее, нас беспокоит масштаб проблем с психическим здоровьем в этом секторе — почти три четверти наших участников набрали баллы, при которых вмешательство рекомендуется. Между прочим, недавнее исследование, проведенное коллегой, показало, что 92 процента сотрудников одной тюрьмы в Англии испытывают тревогу и депрессию. У офицеров были проблемы с завершением работы, проблемы со сном и разрыв отношений были обычным явлением. Вмешательства явно необходимы, но мы обнаружили, что поддержка оказывается очень слабой. Там, где он был доступен, его использование было низким, поскольку сотрудники не хотели сообщать о том, что они плохо справлялись, и беспокоились о конфиденциальности. Я очень горжусь этим исследованием, потому что офицеры явно чувствовали, что никому нет дела до проблем, с которыми они сталкиваются. Они были очень довольны тем, что условия их работы стали достоянием общественности, и пригласили меня на свою ежегодную конференцию. Нас пригласили представить результаты нашего исследования в Палате общин, и впоследствии они были переданы в специальный комитет. Так что, надеюсь, это может привести к некоторым изменениям.
Будем надеяться! До сих пор вы участвовали в работе над эмпатией, благополучием, усталостью от сострадания и балансом между работой и личной жизнью, что дальше?
Я хотел бы провести больше исследований о вмешательстве, а также определить способы увеличения использования поддержки в работе, где раскрытие «неспособности справиться» может быть сильно стигматизировано.