Устойчивость внимания это: устойчивость внимания | это… Что такое устойчивость внимания?

Основные свойства внимания

Details
Просмотров: 17518
  • Предыдущая статья Внимание и его физиологические основы
  • Следующая статья Основные виды внимания
Настроить шрифт
  • Размер
  • Стиль
  • Режим чтения
Поскольку наличие внимания означает связь сознания с определенным объектом, его сосредоточенность на нем, прежде всего встает вопрос о степени этой сосредо­точенности, т.
е. о концентрированности внимания.

Концентрированностъ внимания — в противоположность его распыленно­сти — означает наличие связи с определенным объектом или стороной дея­тельности и выражает интенсивность этой связи. Концентрация — это сосре­доточенность, т. е. центральный факт, в котором выражается внимание. Концентрированность внимания означает, что имеется фокус, в котором собрана психическая или сознательная деятельность.

Наряду с этим пониманием концентрации внимания под концентрирован­ным вниманием часто в психологической литературе понимают внимание ин­тенсивной сосредоточенности на одном или небольшом числе объектов. Концентрированность внимания в таком случае определяется единством двух при­знаков — интенсивности и узости внимания.

Объединение в понятии концентрации интенсивности и узости внимания исходит из той предпосылки, что интенсивность внимания и его объем обратно пропорциональны друг другу.

Эта предпосылка в общем правильна, лишь ког­да поле внимания состоит из элементов, друг с другом не связанных. Но когда в него включаются смысловые связи, объединяющие различные элементы меж­ду собой, расширение поля внимания дополнительным содержанием может не только не снизить концентрированности, но иногда даже повысить ее. Мы по­тому определяем концентрацию внимания только интенсивностью сосредото­чения и не включаем в нее узости внимания. Вопрос об объеме внимания, т. е. количестве однородных предметов, которые охватывает внимание, — особый вопрос.

Для определения объема внимания пользовались до сих пор главным образом тахистоскопическим методом. В тахистоскопе на короткое, точно измеряемое время выставлялись подлежащие наблюдению экспонаты, как-то: буквы, цифры, фи­гуры.

Согласно ряду исследований, обнаруживших при этом существование до­вольно значительных индивидуальных различий в объеме внимания, объем внимания взрослого человека достигает в среднем примерно до 4—5, макси­мум 6 объектов; у ребенка он равен в среднем не более 2—3 объектам. Речь при этом идет о числе друг от друга не зависимых, не связанных между собой объектов (чисел, букв и т. п.). Количество находящихся в поле нашего внима­ния связанных между собой элементов, объединенных в осмысленное целое, может быть много больше. Объем внимания является поэтому изменчивой ве­личиной, зависящей от того, насколько связано между собой то содержание, на котором сосредоточивается внимание, и от умения осмысленно связывать и структурировать материал. При чтении осмысленного текста объем внимания может оказаться существенно отличным от того, который дает его измерение при концентрации на отдельных осмысленно между собой не связанных эле­ментах. Поэтому результаты тахистоскопического изучения внимания на от­дельные цифры, буквы, фигуры не могут быть перенесены на объем внимания в естественных условиях восприятия связанного осмысленного материала. В практике, в частности педагогической, школьной, следовало бы, тщательно учитывая доступный учащимся объем внимания, не создавая в этом отношении непосильной перегрузки, расширять объем внимания, систематизируя предъяв­ляемый материал, вскрывая его взаимосвязи, внутренние отношения.

С объемом внимания тесно связана и распределяемость внимания. Говоря об объеме, можно, с одной стороны, подчеркивать ограничение поля внимания. Но оборотной стороной ограничения, поскольку оно не абсолютно, является распределение внимания между тем или иным числом разнородных объектов, одновременно сохраняющихся в центре внимания. При распределении внима­ния речь, таким образом, идет о возможности не одного, а много-, по крайней мере двухфокального внимания, концентрации его не в одном, а в двух или большем числе различных фокусов. Это дает возможность одновременно со­вершать несколько рядов действий и следить за несколькими независимыми процессами, не теряя ни одного из них из поля своего внимания. Наполеон мог, как утверждают, одновременно диктовать своим секретарям семь ответствен­ных дипломатических документов. Некоторые шахматисты могут вести одно­временно с неослабным вниманием несколько партий. Распределенное внима­ние является профессионально важным признаком для некоторых профессий, как, например, для текстильщиков, которым приходится одновременно следить за несколькими станками.

Распределение внимания очень важно и для педаго­га, которому нужно держать в поле своего зрения всех учеников в классе.

Распределение внимания зависит от ряда условий, прежде всего от того, насколько связаны друг с другом различные объекты и насколько автоматизи­рованы действия, между которыми должно распределяться внимание. Чем тес­нее связаны объекты и чем значительнее автоматизация, тем легче совершается распределение внимания. Способность к распределению внимания весьма уп­ражняема.

При определении концентрированности и объема внимания необходимо учи­тывать не только количественные условия. Из качественных моментов, в част­ности, один играет особенно значительную роль: связность смыслового содержания. Внимание — как и память — подчиняется раз­личным законам, в зависимости от того, на каком матери­але оно осуществляется. Очень рельефно это сказывает­ся на устойчивости внимания.

Устойчивость внимания определяется длительностью, в течение которой сохраняется концентрация внимания, т.

е. его временной экстенсивностью. Экспериментальное исследование показало, что внимание первично подверже­но периодическим непроизвольным колебаниям. Периоды колебаний внимания по данным ряда прежних исследова­ний, в частности Н. Ланге, равны обычно 2—3 сек., доходя максимум до 12 сек. К колебаниям внимания относились, во-первых, колебания сенсорной ясности. Так, часы, которые держат неподвижно на одном и том же расстоянии от испытуемого, кажутся ему, если он их не видит, то приближающимися, то удаляющимися, в силу того, что он то более, то менее явственно слышит их биение.

Эти и подобные им случаи колебания сенсорной ясности, очевидно, непосред­ственно связаны с утомлением и адаптацией органов чувств. Иной характер носят колебания внимания, сказывающиеся при наблюдении многозначных фигур; в них попеременно то одна, то другая часть выступает как фигура: глаз соскальзывает с одного поля на другое. В этом можно убедиться если посмотреть на рисунок, в котором мы поочередно видим то вазу, то два профиля.

Такой же эффект дает изображение усеченной пирамиды, стоит более длительное время на нее посмот­реть, чтобы убедиться в том, что усеченное основание то выступает вперед, то отступает назад.

Однако традиционная трактовка проблемы устойчивости внимания, связан­ная с установлением периодических его колебаний, требует некоторой ревизии.

Положение с этой проблемой аналогично тому, какое создалось в психоло­гии памяти в связи с установленной Эббингаузом и его последователями кри­вой забывания. Учебная работа была бы бесплодным, сизифовым трудом, если бы кривая Эббингауза отражала общие закономерности забывания всякого ма­териала. Учебная и производственная работа была бы вообще невозможна, если бы пределы устойчивости внимания определялись периодами, установленными в опытах с элементарными сенсорными раздражителями. Но в действительно­сти такие малые периоды колебания внимания, очевидно, ни в коем случае не составляют всеобщую закономерность. Об этом свидетельствуют наблюдения на каждом шагу.

Очевидно, проблема устойчивости внимания должна быть поставлена и разработана заново. При этом существенно не столько экспери­ментально установить собственно очевидный факт значительно большей устой­чивости внимания, сколько вскрыть конкретные условия, которыми объясняют­ся частые периодические колебания в одних случаях, значительная устойчи­вость — в других.

Наша гипотеза заключается в следующем: наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность раскрывать в том предмете, на котором оно сосредоточено, новые стороны и связи. Там, где в связи с поставлен­ной перед собой задачей мы, сосредоточиваясь на каком-нибудь предмете, можем развернуть данное в восприятии или мышлении содержание, раскрывая в нем новые аспекты в их взаимосвязях и взаимопереходах, внимание может очень дли­тельное время оставаться устойчивым. Там, где сознание упирается как бы в тупик, в разрозненное, скудное содержание, не открыва­ющее возможности для дальнейшего развития, движе­ния, перехода к другим его сторонам, углубления в не­го, там создаются предпосылки для легкой отвлекаемости и неизбежно наступают колебания внимания.

Подтверждение этого положения имеется еще в од­ном наблюдении Гельмгольца. Изучая борьбу двух по­лей зрения (см. рис.), Гельмгольц отметил замечательный факт, в котором заключается ключ для объяснения устойчи­вости внимания, несмотря на периодические колебания сенсорных установок. «Я чувствую, — пишет Гельмгольц, — что могу направлять внимание произволь­но то на одну, то на другую систему линий и что в таком случае некоторое время только одна эта система сознается мною, между тем как другая совершенно ус­кользает от моего внимания. Это бывает, например, в том случае, если я попыта­юсь сосчитать число линий в той или другой системе. Крайне трудно бывает надолго приковать внимание к одной какой-нибудь системе линий, если только мы не связываем предмета нашего внимания с какими-нибудь особенными целями, которые постоянно обновляли бы активность нашего внимания. Так поступаем мы, задаваясь целью сосчитать линии, сравнить их размеры и т. п. Внимание, предо­ставленное самому себе, обнаруживает естественную наклонность переходить от одного нового впечатления к другому; как только его объект теряет свой интерес, не доставляя никаких новых впечатлений, внимание, вопреки нашей воле, перехо­дит на что-нибудь другое.

Если мы хотим сосредоточить наше внимание на опре­деленном объекте, то нам необходимо постоянно открывать в нем все новые и новые стороны, в особенности когда какой-нибудь посторонний импульс отвлека­ет нас в сторону» (см. рис. выше, на этой стр.). Эти наблюдения Гельмгольца вскрывают самые существенные условия устойчивости внимания. Наше вни­мание становится менее подверженным колебаниям, более устойчивым, когда мы включаемся в разрешение определенных задач, в интеллектуальных опера­циях раскрываем новое содержание в предмете нашего восприятия или нашей мысли. Сосредоточение внимания — это не остановка мыслей на одной точке, а их движение в едином направлении. Для того чтобы внимание к какому-нибудь предмету поддерживалось, его осознание должно быть динамическим процессом. Предмет должен на наших глазах развиваться, обнаруживать пе­ред нами все новое содержание. Лишь изменяющееся и обновляющееся содер­жание способно поддерживать внимание. Однообразие притупляет внимание, монотонность угашает его.

На вопрос о том, благодаря чему ему удалось прийти к открытию законов тяготения, Ньютон ответил: «Благодаря тому, что я непрестанно думал об этом вопросе». Ссылаясь на эти слова Ньютона, Кювье определяет гений как неустан­ное внимание. Основание гениальности Ньютона он видит в устойчивости его внимания. Но обратная зависимость более существенна. Богатство и содержа­тельность его ума, открывавшего в предмете его мысли все новые стороны и зависимости, было, очевидно, существенным условием устойчивости его внимания. Если бы мысль Ньютона при размышлении о тяготении уперлась в одну непо­движную точку, будучи не в силах развернуть этот вопрос, раскрывая в нем новые перспективы, его внимание быстро иссякло бы.

Но если бы мысль лишь переходила с одного содержания на другое, можно было бы скорее говорить о рассеянности, чем о сосредоточенности внимания. Для наличия устойчивого внимания необходимо, очевидно, чтобы изменяющееся содержание было объединено совокупностью отношений в одно единство. Тогда, переходя от одного содержания к другому, оно остается сосредоточенным на одном предмете. Единство предметной отнесенности соединяется с многообра­зием предметного содержания. Устойчивое внимание — это форма предметно­го сознания. Оно предполагает единство предметной отнесенности многообраз­ного содержания. Таким образом, осмысленная связанность, объединяющая многообразное, динамическое содержание в более или менее стройную систе­му, сосредоточенную вокруг одного центра, отнесенную к одному предмету, составляет основную предпосылку устойчивого внимания.

Если бы внимание при всех условиях было подвержено таким колебаниям, какие имеют место, когда нам даны разрозненные и скудные по содержанию чувственные данные, никакая эффективная умственная работа не была бы воз­можна. Но оказывается, что самое включение умственной деятельности, рас­крывающей в предметах новые стороны и связи, изменяет закономерности этого процесса и создает условия для устойчивости внимания. Устойчивость внима­ния, будучи условием продуктивной умственной деятельности, является в изве­стной мере и ее следствием.

Осмысленное овладение материалом, раскрывающее посредством анализа и синтеза систематизацию материала и т. д., внутренние связи четко расчленен­ного содержания, существенно содействует высшим проявлениям внимания.

Устойчивость внимания зависит, конечно, помимо того, от целого ряда усло­вий. К числу их относятся: особенности материала, степень его трудности, зна-комости, понятности, отношение к нему со стороны субъекта — степени его интереса к данному материалу и, наконец, индивидуальные особенности лич­ности. Среди последних существенна прежде всего способность посредством сознательного волевого усилия длительно поддерживать свое внимание на оп­ределенном уровне, даже если то содержание, на которое оно направлено, не представляет непосредственного интереса, и сохранение его в центре внимания сопряжено с определенными трудностями.

Устойчивость внимания не означает его неподвижности, она не исключает его переключаемости. Переключаемость внимания заключается в способности быстро выключаться из одних установок и включаться в новые, соответствую­щие изменившимся условиям. Способность к переключению означает гибкость внимания — весьма важное и часто очень нужное качество.

Переключаемость, как и устойчивость, и объем внимания, и как внимание в целом, не является какой-то самодовлеющей функцией. Она — сторона слож­ной и многообразно обусловленной сознательной деятельности, в отличие от рассеяния или блуждания ни на чем не концентрированного внимания и от внимания неустойчивого, попросту неспособного длительно удержаться на од­ном объекте. Переключаемость означает сознательное и осмысленное переме­щение внимания с одного объекта на другой. В таком случае очевидно, что переключаемость внимания в сколько-нибудь сложной и быстро изменяющей­ся ситуации означает способность быстро ориентироваться в ситуации и опре­делить или учесть изменяющуюся значимость различных в нее включающихся элементов.

Легкость переключения у разных людей различна: одни — с легкой переключаемостью — легко и быстро переходят от одной работы к другой; у других «вхождение» в новую работу является трудной операцией, требующей более или менее длительного времени и значительных усилий. Легкая или затруднительная переключаемость зависит от целого ряда условий. К числу их относятся соотно­шение между содержанием предшествующей и последующей деятельности и отно­шение субъекта к каждой из них: чем интереснее предшествующая и менее инте­ресна последующая деятельность, тем, очевидно, труднее переключение; и оно тем легче, чем выраженное обратное соотношение между ними. Известную роль в быстроте переключения играют и индивидуальные особенности субъекта, в ча­стности его темперамент. Переключаемость внимания принадлежит к числу свойств, допускающих значительное развитие в результате упражнения. Рассеян­ность в житейском смысле слова является по преимуществу плохой переключаемостью. Имеется бесчисленное множество более или менее достоверных анекдо­тов о рассеянности ученых. Тип рассеянного профессора не сходит со страниц юмористических журналов. Однако, вопреки прочно укоренившемуся в обыва­тельском понимании представлению, «рассеянность» ученых является, наоборот, выражением максимальной собранности и сосредоточенности; но только сосредо­точены они на основном предмете своих мыслей. Поэтому при столкновении с рядом житейских мелочей они могут оказаться в том смешном положении, кото­рое живописуют анекдоты. Для того чтобы уяснить себе наличие сосредоточен­ности у «рассеянного» ученого, достаточно сравнить его внимание с вниманием ребенка, который выпускает из рук только что привлекшую его игрушку, когда ему показывают другую; каждое новое впечатление отвлекает его внимание от предыдущего; удержать в поле своего сознания оба он не в состоянии. Здесь отсутствуют и концентрированность, и распределяемость внимания. В поведении рассеянного ученого также обнаруживается дефект внимания, но он заключается, очевидно, не в легкой отвлекаемости, так как его внимание, наоборот, очень сосре­доточено, а в слабой переключаемости. Рассеянность в обычном смысле слова обусловлена двумя различными механизмами — сильной отвлекаемостью и сла­бой переключаемостью.

Различные свойства внимания — его концентрация, объем и распределяемость, переключаемость и устойчивость — в значительной мере независимы друг от друга: внимание хорошее в одном отношении может быть не столь совершенным в другом. Так, например, высокая концентрация внимания может, как об этом свидетельствует пресловутая рассеянность ученых, соединяться со слабой пере­ключаемостью.

Мы охарактеризовали внимание как проявление избирательной направленно­сти психической деятельности, как выражение избирательного характера процес­сов сознания. Можно было бы к этому прибавить, что внимание выражает не только как бы объем сознания, поскольку в нем проявляется избирательный ха­рактер сознания, но и его уровень — в смысле степени интенсивности, яркости.

Внимание неразрывно связано с сознанием в целом. Оно, поэтому, естественно, связано со всеми сторонами сознания. Действительно, роль эмоциональных фак­торов ярко сказывается в особенно существенной для внимания зависимости его от интереса. Значение мыслительных процессов, особенно в отношении объема внимания, а также его устойчивости, была уже отмечена. Роль волы находит себе непосредственное выражение в факте произвольного внимания.

Поскольку внимание может отличаться различными свойствами, которые, как показывает опыт, в значительной мере независимы друг от друга, можно, исходя из разных свойств внимания, различать разные типы внимания, а именно: 1) широкое и узкое внимание — в зависимости от их объема; 2) хорошо и плохо распределя­емое; 3) быстро и медленно переключаемое; 4) концентрированное и флюктуиру­ющее; 5) устойчивое и неустойчивое.

Высшие формы произвольного внимания возникают у человека в процессе труда. Они продукт исторического развития. «Оставляя в стороне напряжение тех органов, которыми выполняется труд, целесообразная воля, выражающаяся во внимании, — пишет Маркс, — необходима во все время труда, и притом необходима тем более, чем меньше труд увлекает рабочего своим содержанием и способом исполнения, следовательно, чем меньше рабочий наслаждается тру­дом как игрой физических и интеллектуальных сил». * Труд направлен на удо­влетворение потребностей человека. Продукт этого труда представляет поэтому непосредственный интерес. Но получение этого продукта связано с деятельно­стью, которая по своему содержанию и способу исполнения может не вызывать непосредственного интереса. Поэтому выполнение этой деятельности требует перехода от непроизвольного к произвольному вниманию. При этом внимание должно быть тем более сосредоточенным и длительным, чем более сложной становится трудовая деятельность человека в процессе исторического разви­тия. Труд требует и он воспитывает высшие формы произвольного внимания.

* Маркс К. Капитал. T.I. Гл. V. 1931. С. 120.

В психологической литературе Рибо подчеркнул эту мысль о связи произ­вольного внимания с трудом. Он пишет: «Как только возникла необходимость в труде, произвольное внимание стало в свою очередь фактором первостепен­ной важности в этой новой форме борьбы за жизнь. Как только у человека явилась способность отдаваться труду, по существу своему не привлекательно­му, но необходимому как средство к жизни, явилось на свет и произвольное внимание. Легко доказать, что до возникновения цивилизации произвольное внимание не существовало или появлялось на мгновение, как мимолетное свер­кание молнии. Труд составляет наиболее резкую конкретную форму внима­ния». Рибо заключает: «Произвольное внимание — явление социологическое. Рассматривая его как таковое, мы лучше поймем его генезис и непрочность… Произвольное внимание есть приспособление к условиям высшей социальной жизни».

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — Спб: Питер, 2005. -713 с. — С. 425-431.

  • Предыдущая статья Внимание и его физиологические основы
  • Следующая статья Основные виды внимания

Основные характеристики свойств внимания

   Внимание — самостоятельный психический процесс, и поэтому у него есть ряд собственных свойств:

— объем,

— распределение,

— устойчивость,

— концентрация,

— переключение.

Объем внимания — количество объектов, которые мы можем охватить с достаточной ясностью одновременно. Объем внимания развивается довольно тяжело. У большинства людей он составляет от трех до семи единиц включительно. Следует учесть, что это касается только зрительного восприятия. В опытах с кратковременной (несколько десятков миллисекунд) демонстрацией зрительных объектов разным людям был выведен этот диапазон в 3-7 единиц. Объем внимания здесь можно рассматривать как объем восприятия, потому что одно отделить от другого невозможно.

Устойчивость внимания — способность определенное время сосредоточиваться на одном и том же объекте, не отвлекаясь на другие объекты. Устойчивость внимания — системообразующее его свойство. При полной неустойчивости внимания была бы невозможна любая интеллектуальная деятельность. На устойчивость внимания оказывает влияние:

— индивидуальные особенности человека,

— степень трудности материала,

— степень знакомства с материалом,

— понятность его,

— субъективное отношение.

Переключение — сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на

другой. В целом переключаемость внимания означает способность быстро

ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации. Если бы внимание было сверхустойчивым, тогда человек не смог бы обратить свой взор на более важное в настоящий момент. Именно поэтому без переключения внимания не обойтись.

Степень развитости переключения внимания неодинакова у людей, зависит от целого ряда условий:

— индивидуальных особенностей,

— соотношения между предшествующей и последующей деятельностью,

— субъективного отношения к каждому из двух направлений деятельности.

Чем интереснее деятельность, тем легче на нее переключиться. Однако известно, что переключаемость внимания принадлежит к числу хорошо тренируемых качеств. Переключаемость тренируется, например, у летчиков и операторов.

Однако устойчивости и переключения внимания недостаточно для сложных видов деятельности. Существует еще распределение внимания — в буквальном смысле это способность распределить ресурсы внимания между несколькими параллельно исполняемыми действиями. Как компьютер может одновременно выполнять сразу несколько приложений, так и человек может быт занят сразу несколькими делами, каждое из которых требует внимания. Пример: женщина, одновременно вяжущая шарф, разговаривающая по телефону, смотрящая по телевизору сериал и краем глаза следящая за готовящимся на плите борщом. Распределение внимания тесно связано с общей интеллектуальной активностью человека.

Для самых сложных видов деятельности требуется предельная мобилизация интеллектуальных возможностей. И именно в этой связи появляется такое понятие, как концентрация внимания — способность мобилизоваться на восприятие одного сложного объекта, участие в одной сложной деятельности.

Литература

Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001.

 


См. также

Внимание

  • Виды внимания
  • Внимание как условие сознательной деятельности
  • Внимание, его диагностика и развитие
  • Концентрация внимания
  • Общие вопросы развития внимания
  • Определение внимания
  • Основные виды внимания
  • Основные свойства внимания
  • Понятие внимания
  •     . .. и другое

 


   RSS     [email protected] 

Как быстро сосредоточиться

Примечание редактора: Подпишитесь на информационный бюллетень CNN «Стресс, но меньше». Наше руководство по осознанности, состоящее из шести частей, расскажет и вдохновит вас на то, чтобы уменьшить стресс и научиться его использовать .

Си-Эн-Эн —

Я работаю стабильно в течение нескольких часов, но чувствую, что даже не начинал. Мое внимание отвлекается от поставленной задачи — написания этой истории — множеством, как я считаю, необходимых перерывов в работе. (Хорошо, парочка была от моего кота, который тоже свято верит в их необходимость.)

Мы с детьми называем такие дни «беличьими днями» в честь Дага, говорящего пса из (белка!!) мультфильма Pixar 2009 года «Вверх», который (белка!!) постоянно отвлекался на ну, вот-вот (белка !!) …

К сожалению, у слишком многих из нас бывают «беличьи» дни, по словам доктора Глории Марк, профессора информатики Калифорнийского университета в Ирвине, изучающей влияние цифровых медиа на нашу жизнь. В своей книге «Концентрация внимания: новаторский способ восстановить баланс, счастье и продуктивность» Марк объясняет, как десятилетия исследований отслеживали снижение способности фокусироваться.

«В 2004 году мы измерили, что среднее внимание, уделяемое экрану, составляет 2,5 минуты, — сказал Марк. «Несколько лет спустя мы обнаружили, что продолжительность концентрации внимания составляет около 75 секунд. Теперь мы обнаружили, что люди могут уделять внимание только одному экрану в среднем 47 секунд».

По словам Марка, люди не только концентрируются на одном экране менее минуты, но когда внимание отвлекается от активного рабочего проекта, им требуется около 25 минут, чтобы снова сосредоточиться на этой задаче. (Чего ждать??)

«На самом деле, наше исследование показывает, что требуется 25 минут 26 секунд, прежде чем мы вернемся к исходной рабочей сфере или проекту», — сказал Марк.

Как это может быть? «Если мы посмотрим на работу с точки зрения переключения проектов, а не на микропредставление о переключении экранов, мы обнаружим, что люди тратят около 10,5 минут на любой рабочий проект, прежде чем их прерывают — внутри или кем-то еще — и затем переключаются на другой рабочий проект. — сказал Марк.

85-летняя Кэрол Сейглер — SuperAger

Предоставлено Дженнифер Бойл

Секреты «супервозрастников», у которых мозг такой же острый, как у людей на 20–30 лет моложе

Да, но потом мы вернемся к исходной работе, верно? Неправильно, сказал Марк. Вместо этого, когда нас прерывают на втором проекте, мы снова переключаемся на другую задачу — назовем ее проектом три. Невероятно, но ее исследование показало, что мы также прерываемся на третьем проекте и переходим к четвертому.

«А потом вы возвращаетесь и берете исходный прерванный проект», — сказал Марк. — Но это не значит, что тебя прерывают, и ты ничего не делаешь. Более 25 минут вы на самом деле работаете над другими вещами».

(По крайней мере, я могу сказать об этом своему боссу, когда не успеваю к сроку.)

«Однако есть и стоимость переключения», — добавил Марк. «Стоимость переключения — это время, которое требуется вам, чтобы вернуться к своей работе: «Где я был? О чем я думал?» Эти дополнительные усилия также могут привести к ошибкам и стрессу».

Почему все это проблема? В конце концов, это называется многозадачностью, которую многие считают высоко ценимым умением справляться с требованиями века информации.

Физкес/Adobe Stock

8 причин, почему вы просыпаетесь уставшим, и как это исправить

«За исключением нескольких редких людей, не существует такого понятия, как многозадачность, — сказал Марк. «Если одна из задач не выполняется автоматически, например, жевание жвачки или ходьба, вы не можете делать две вещи, требующие усилий, одновременно».

Например, по ее словам, вы не можете читать электронную почту и участвовать в видеовстрече. Когда вы концентрируетесь на чем-то одном, вы теряете другое. «На самом деле вы очень быстро переключаете свое внимание между ними», — сказал Марк. «А когда вы быстро переключаете внимание, это коррелирует со стрессом».

Артериальное давление повышается. Частота сердечных сокращений ускоряется. По ее словам, психологические показатели стресса также показывают негативные последствия, такие как повышенная утомляемость, ошибки и меньшая продуктивность: «Чем больше люди работают в режиме многозадачности, тем больше ошибок они совершают».

cnn.com/_components/paragraph/instances/paragraph_4F3D11B4-728B-C027-3A68-9CA5A8FB2FB0@published» data-editable=»text» data-component-name=»paragraph»> Кто сделал это с нами? Мы сделали это, конечно, с помощью технических преступников, таких как социальные сети, планшеты и телевидение. Но больше всего Марк винит электронную почту.

«Для меня электронная почта, вероятно, хуже всего, потому что она стала символом работы», — сказала она, добавив, что ее исследование обнаружило прямую связь между электронной почтой и дополнительным стрессом.

Все цвета витаминной радуги

Charday Penn/iStockphoto/Getty Images

Вот как нужно есть, чтобы жить дольше, говорится в новом исследовании

«Мы отключили электронную почту для некоторых сотрудников организации на одну рабочую неделю», — сказала она. «Используя мониторы сердечного ритма, мы обнаружили, что они стали значительно менее подвержены стрессу и смогли значительно дольше сосредоточиться».

(Я ловлю себя на том, что делаю паузу, чтобы поискать рейсы на Бора-Бора. О, точно. Там тоже есть электронная почта.)

«Невозможно, чтобы человек просто полностью отключился от технологий и работал в современном мире», — сказал Марк. «Так что давайте научимся жить с этим так, чтобы поддерживать наше позитивное благополучие».

По словам Марка, чтобы снова сосредоточиться, нужно помнить о том, как вы используете технологии, что является сложной задачей, если учесть, что средний американец тратит не менее 10 часов в день на экраны.

Как это ни парадоксально, вы можете использовать технологии, чтобы помочь, сказала она. Запланируйте рутинную работу на первую часть дня, когда вы не полностью бдительны, а затем используйте технологии, чтобы заблокировать отвлекающие факторы, когда вы находитесь в лучшем умственном состоянии. Ночью выгрузите задачи из своего мозга, записав их, а затем отложите список.

Используйте технологию, чтобы сказать вам, когда пора сделать перерыв, что может повысить производительность.

Просток-студия/Adobe Stock

Отвлеклись на сайты социальных сетей? Спрячьте их, сказал Марк: «Уберите значки с рабочего стола и спрячьте приложения на телефоне в папках, где их поиск потребует дополнительных усилий. Оставьте свой телефон в другой комнате или положите его в ящик стола и заприте».

Также важно научиться делать перерыв. «Если вам нужно прочитать что-то более одного раза или если слова просто не запоминаются, пора остановиться и пополнить запасы», — сказала она.

Лучший отдых — это прогулка на природе: «Всего 20-минутная прогулка на природе может помочь людям значительно расслабиться», — сказал Марк. «И мы обнаружили, что это может помочь людям генерировать значительно больше идей — это называется дивергентным мышлением».

Слишком холодно, чтобы ходить на улицу? Займитесь чем-нибудь увлекательным, не требующим умственных усилий. «У меня есть друг, профессор Массачусетского технологического института, и его любимое занятие — подбирать носки», — сказал Марк. «Другой друг любит гладить. Идеи могут вынашиваться, а затем мы возвращаемся к тяжелой работе и смотрим на нее свежим взглядом».

определение ПРОМЕЖУТОЧНОСТИ ВНИМАНИЯ | Кембриджский словарь английского языка

Примеры концентрации внимания

концентрации внимания

Сожалею, что ваше внимание размах не адекватно поставленной задаче.

Из Вашингтон Пост