Какова концепция нирваны в буддизме?
Вопрос
Ответ
Нирвана, согласно буддизму, является сложным концептуальным состоянием бытия, в котором человек уходит от страданий мира и осознает свое единство со вселенной. Человек, чье сознание входит в нирвану, может в конечном итоге оставить цикл перевоплощений и существовать духовно, хотя и безлично. Слово «нирвана» буквально означает «задувание» или «гашение», но значение применительно к духовной жизни человека является более сложным. «Нирвана» может обозначать акт гашения – либо постепенно угасать, либо быстро (как задувание свечи). Конечной целью буддизма является нирвана, когда «гашение» всех желаний завершено, и человек переходит в другое состояние. Представьте, что свеча горит, а затем гаснет. Ее энергия не разрушается, но переходит в другой тип. Это основная иллюстрация того, что происходит, когда душа достигает нирваны.
Есть три «огня», которые буддисты пытаются погасить в стремлении к нирване. Это – страсть, отвращение (ненависть) и невежество (заблуждение).
Однако буддийское подавление «страсти» сильно отличается от библейского указания избегать «всяких порочных желаний, свойственных юности» (2 Тимофею 2:22). Буддизм не рассматривает грех как нарушение божественного морального кодекса. Скорее, он рекомендует устранить все желания, что, конечно, обречено на провал – чтобы избавиться от всех желаний, нужно желать
, чтобы они исчезли. И во всяком случае это не соответствует Библии – Бог обещает исполнить желания наших сердец, когда мы радуемся Ему (Псалом 36:3), а христианские небеса, в отличие от нирваны, – это место, где изобилует радость и исполняются желания (Псалом 15).Концепция нирваны противоположна библейскому учению о небесах. Писание говорит, что нет способа проложить свой собственный путь на небеса (Римлянам 3:20). Медитация, самоотречение или просветление не смогут сделать человека праведным перед святым Богом. Кроме того, буддизм учит, что человек, который переходит в состояние нирваны, теряет личность, все желания и даже свое тело. Библия же учит, что рай – это реальное место (а не состояние ума), в котором мы сохраняем свою личность и обитаем в воскресших телах. Мы не будем существовать в газообразном состоянии постоянной апатии, а скорее будем наслаждаться исполнением нашего самого главного желания – общения с Богом: «Ты исполнишь меня радостью пред лицом Твоим. Блаженство быть вовек по правую руку Твою» (Псалом 15:11).
English
Какова концепция нирваны в буддизме?
Сущность нирваны
Как говорил Гунчен Жамьян Шадба основатель монастыря Брейбун Гоман в обьяснении парамит: Из восьмидесяти четырех тысяч собраний слова Будды, самым основным считается — учение о пустотности. Пока живое существо не постигнет пустотность, оно будет находиться в мире страданий, в сансаре. Существа, которые слушают, размышляют и постигают смысл, именно, учения о пустотности, освободятся от мира страданий и достигнут состояния Нирваны.
Нирвана означает освобождение от страданий. В буддизме существуют четыре основные философские школы, при этом, каждая школа имеет свою точку зрения о Нирване.
По взгляду школ Вайбхашиков и Саунтрантиков, нирвана — это отбрасывание всех омрачений. Сущность нирваны, поскольку не имеет причин, является вечной. По взгляду школы Читтаматры, нирвана делится на три: нирвана с остатками, безостаточная нирвана и нирвана не пребывания;
1. Нирвана с остатками — это когда отброшены все омрачения, но осталось физическое тело
2. Безостаточная нирвана — это когда отброшены все омрачения, а также физическое тело.
Оно делится на три: нирвана шравак, пратьекабудд и бодисаттв. Во время достижения безостаточной нирваны заканчивается поток сознания и физического тела. Как сказано в сутре: «Подобно тушению лампадки, исчезают различающее сознание и физическое тело, исчезают все ощущения, непсихические процессы и первичное сознание или по-другому душа». Также в читтаматре при достижении безостаточной нирваны, существо, отбросив все скандхи, рождается в чистых землях из цветка лотоса. Здесь нужно вспомнить про великого бурятского йогина Соодой ламу. Так, в апреле 1916 года Соодой лама в возрасте 71 года попросил своих учеников закрыть его в доме и в течение семи дней не заходить к нему, не беспокоить. Однако на третий день кто-то вошел и увидел мальчика семи лет, отдаленно похожего на него, взгляд у мальчика был столь же пронзительным, как у Соодой ламы. Испугавшись, тот человек выбежал. По прошествии семи дней люди вошли и увидели, что на том месте, где сидел Соодой лама остались только волосы и ногти. Я считаю, что это один из ярчайших примеров достижения безостаточной нирваны, где исчезают полностью пять скандх.
Однако тут возникает спор. Как написано в книге бурятского ученого Кензура Агван Нимы: Архат, достигший безостаточной нирваны, не является индивидумом, так как у него не существует сознания и физического тела, а индивид — это существо которое опирается на четыре или пять скандх (физическое тело, первичное сознание или “душа”, различающее сознание, ощущение и не психический процесс).
С этой точкой зрения согласны все четыре школы, которые ссылаются на сутру, где сказано: Подобно собранию разных деталей, которое мы называем колесницей, также собрание скандх мы называем индивидумом. Поэтому возникает вопрос: Является ли архат, достигший безостаточной нирваны индивидумом? Эта тема является объектом для диспутов и подробного изучения.
3. Нирвана не пребывания — это не пребывание в двух крайностях и в мире страданий.
По взгляду Мадхьямиков нирвана это также как и у других школ заключается в отбрасывании омрачений, которая делятся на три нирваны: с остатком, без остатка и не пребывания.
Остаточная нирвана — это когда отброшены все омрачения, но осталось тело, которое приобретено в силу омрачении и кармы от прошлых жизней. Она делится на двое: нирвана с остатками шраваков и пратьекабудд.
Нирвана шраваков — нирвана малой колесницы, которая отбрасывает только омрачения препятствующие к освобождению от страданий, но не отброшены омрачения препятствующие к всезнанию.
Нирвана у пратьекабудд — это нирвана малой колесницы, которая отбрасывает омрачение препятствующее к освобождению от страданий и омрачение, которое воспринимает истинность внешнего бытия. Нирвана бодхисаттв — это отбрасывание двух омрачений, препятствующих к всезнанию и освобождению от страданий. Нирвана бодхисаттв, всеведение и просветление имеют один смысл.
Преподаватель Буддийского университета «Даши Чойнхорлин» им. Дамба Даржа Заяева
Раднаев Гомбо лама
Буддийская нирвана — Как работает нирвана
Термин «нирвана» ассоциируется как с индуизмом , древнейшей религией в мире, так и с буддизмом , его самым известным ответвлением. И в индуизме, и в буддизме это слово относится к более высокому состоянию бытия, но две религии рассматривают это состояние совершенно по-разному. Как оказалось, изучение различий между концепциями нирваны — отличный способ понять некоторые основные различия между двумя религиями.
Нирвана в основном связана с буддизмом, который родился из индуизма в Азии еще в 5 веке до н. э. Это началось как движение в индуизме, основанное на философии и жизни человека по имени Сиддхартха Гаутама , и в конечном итоге разошлось, чтобы сформировать свой собственный путь.
Реклама
Сиддхартха Гаутама, впоследствии ставший Буддой («Пробужденный»), родился в богатой правящей семье около 563 г. до н.э. на территории современного Непала. Согласно буддийской легенде, он вел защищенную, изнеженную жизнь все свое детство и до двадцати лет.
В молодости он начал сомневаться в духовной ценности этой роскошной жизни и решил отказаться от всего своего имущества и эмоциональных привязанностей, включая жену и маленького сына. Он хотел понять истинную природу жизни и рассматривал все свои привязанности как отвлечение, в соответствии с индуистской мыслью.
Он стал шраманом , странствующим бездомным аскетом, посвятившим себя медитации. Он надеялся обрести просветление, полностью оторвавшись от мира, вернувшись к полной противоположности своей прежней жизни.
Он решил, что если продолжит идти по этому пути, то умрет, так и не достигнув понимания, поэтому он отказался от аскетической жизни и принял пищу от незнакомца. Он решил выбрать среднюю дорогу , жизнь между роскошью, которую он знал, и бедностью, которую он знал.
Согласно легенде, вскоре после того, как Сиддхартха встал на этот путь, он наконец достиг просветления. Медитируя под деревом, он увидел все свои прошлые жизни, а затем и прошлые жизни других людей. В конце концов он получил совершенное, всеведущее знание этого мира и мира за его пределами.
«» Самый известный буддийский деятель современности Тензин Гьяцо, 14-й Далай-лама: Его последователи считают его живым буддой, воплощением Будды Сострадания .В буддизме это состояние, которое Будда не мог выразить словами, называется нирвана . Это слово на санскрите означает «гасить». В данном случае это означает погасить невежество, ненависть и земные страдания. Этот термин наиболее тесно связан с буддизмом, хотя он применяется к аналогичному понятию в индуизме (как мы увидим позже).
Достигнув нирваны, вы можете избежать сансары , цикла реинкарнаций , характерного как для индуизма, так и для буддизма. В каждой жизни душа наказывается или вознаграждается в зависимости от ее прошлых действий, или кармы , из текущей жизни, а также из предыдущих жизней (которые также включают жизни в качестве животных). Важно отметить, что закон кармы не связан с суждением бога о поведении человека; это ближе к закону движения Ньютона — каждое действие имеет равное и противоположное противодействие. Это происходит автоматически, само собой.
Когда вы достигаете нирваны, вы перестаете накапливать плохую карму, потому что превзошли ее. Вы проводите остаток своей жизни, а иногда и будущие жизни, «отрабатывая» плохую карму, которую вы уже накопили.
Как только вы полностью вырветесь из кармического цикла, вы достигнете паринирваны — окончательной нирваны — в загробной жизни. Как и в случае с индуистской нирваной, души, достигшие паринирваны, свободны от цикла реинкарнаций. Будда никогда не уточнял, что такое паринирвана. В буддийской мысли это находится за пределами нормального человеческого понимания.
В следующем разделе мы узнаем, что предписал Будда для достижения нирваны на земле и паринирваны в загробной жизни.
Процитируйте это!
Пожалуйста, скопируйте/вставьте следующий текст, чтобы правильно цитировать эту статью HowStuffWorks.com:
Том Харрис
«Как работает Нирвана»
9 июля 2002 г.
HowStuffWorks.com.
Ниббана — Центр Медитации Прозрения
Гила Фронсдала, из журнала Tricycle, осень 2006 г., «Нирвана: три подхода»
Ниббана — это высшая благая весть буддизма Тхеравады: это означает полное освобождение. Естественно, люди хотят знать о природе ниббаны, но с точки зрения Тхеравады знание того, как человек преображается в достижении ниббаны, важнее, чем понимание того, что это такое.
Когда человек хочет пить, в воде важны не ее химические свойства, а то, что она утоляет жажду. Точно так же для того, кто страдает, в ниббане важна не столько ее природа, сколько то, что ее достижение гасит страдание.
Нирвана (санскрит) и
На языке Будды слово «топливо» и «цепляние» одно и то же: упадана . Будда понял, что страдание возникает из-за цепляния и подпитывается им. Когда топливо удалено, страдание угасает. Понимая, насколько глубоко укоренилось и тонкое цепляние в нашем собственном неосвобожденном уме, мы начинаем ценить ум ниббаны как освежающе прохладный и мирный.
Ниббана – это конец сансары . Вопреки распространенному заблуждению, ни ниббана, ни сансара не являются местом. В достижении ниббаны мы не бежим из одного места в другое. Для Будды сансара — это процесс, посредством которого цепляние порождает страдание, которое, в свою очередь, порождает дальнейшее цепляние. Он понимал, что этот самовоспроизводящийся процесс продолжается на протяжении жизней как «топливо» для возрождения, подобно тому как огонь из одного горящего дома переносится ветром в соседний дом. Ниббана — это то, что реализуется, когда цеплянию жадности, ненависти и заблуждения приходит конец.
Некоторые более поздние буддийские традиции отождествляют нирвану и сансару. Однако они, вероятно, приписывают этим словам совсем другие значения, чем те, которые понимались в самой ранней буддийской традиции. В учениях Тхеравады сансара не может быть ниббаной, как сжатый кулак не может быть раскрытой ладонью, так же как горящий уголь в кулаке не может быть тем же самым, что и отпускание. Для Будды ниббана вызывала весьма положительные ассоциации — в конце концов, это сравнение с абсолютной свободой и пробуждением. Иногда он использовал другие сравнения для описания этого состояния: «блаженство, безопасность, чистота, остров, убежище, гавань, убежище, предел».
Другие, более сбивающие с толку, синонимы включают «непостроенный, нестареющий, бессмертный, безликий». Они относятся к идее о том, что ниббана не существует как нечто, что можно создать, сформировать или захотеть. Это не «основа бытия», из которой может возникнуть что-либо, подверженное смерти. Хотя существует сознание, «безликое, бесконечное и сияющее повсюду», связанное с ниббаной, оно не зависит от обусловленного мира. Он также не производит обусловленный мир. Скорее, это измерение сознания, полностью независимое от обстоятельств в мире или в личной жизни. Поскольку ниббана независима, о людях, которые полностью ее осознают, говорят, что они «неустановлены» — другими словами, они свободны от любого цепляния, которое ограничивало бы их сознание какой-либо точкой пространства или времени.
Переживание ниббаны похоже на купание в освежающем пруду. Быстрое погружение, и мы немного освежились. При длительном вымачивании мы основательно освежаемся. Даже первое, краткое погружение в ниббану — это мощный урок возможности великого счастья, свободы и покоя, не зависящих от условий мира. Пока кто-то верит, что счастье можно найти только при соблюдении правильных условий, имеет смысл цепляться за эти условия, даже если прекрасно известно, что все обусловленные явления подвержены изменениям. Но когда есть прямой, интуитивный опыт альтернативы, очарование, питающее это цепляние, резко ослабевает.
Функция достижения ниббаны состоит в том, чтобы уменьшить и, наконец, положить конец всем цепляниям.