Воля и волевые качества личности в психологии: 29. Воля и волевые качества личности.

Содержание

29. Воля и волевые качества личности.

Во́ля — свойство человека, заключающееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Проявляется в преодолении препятствий, возникающих на пути достижения сознательно поставленной цели. Положительные качества воли, проявления ее силы способствуют успешности деятельности. К волевым качествам часто относят мужество, настойчивость, решительность, самостоятельность, самообладание и другие. Понятие во́ля очень тесно связано с понятием свобода.

Воля необходима для поддержания активности субъекта, или для её подавления. Рассмотрение воли в таком ракурсе близко к понятию свободы в экзистенциальной психологии в том плане, что человек, который «применяет» волю должен как бы оторваться от сиюминутной ситуации и либо обратиться к своему отношению к себе, своим ценностям, либо обратиться к воображению, логике и смоделировать последствия предполагаемого действия.

Функции воли:

  • выбор мотивов и целей

  • регуляция побуждения к действию при недостаточной или избыточной мотивации

  • организация психич. процессов в адекватную систему действий, выполняемых чел-ом

  • мобилизация психич. и физич. возможностей при преодолении препятствий в достижении поставленной цели

Волевые качества личности:

  • целеустремленность

  • решительность

  • инициативность

  • самостоятельность

  • диференцированность

  • самонаблюдение

  • настойчивость

  • энергичность

  • исполнительность

Потребность — это осознанное и переживаемое человеком состояние нужды в чем-либо.

Особенности:

1. имеет конкретный характер.

2. связаны с определенным предметом, которым человек стремиться обладать или с конкретной деятельностью, которая доставляет удовольствие.

3. ясное осознание потребностей, что сопровождается характерным эмоциональным состоянием.

4. наличие осознаваемого волевого состояния, ориентированного на поиск путей удовлетворения потребностей.

5. ослабление или полное исчезновение эмоционально-волевого состояния в случае удовлетворения потребностей .

6. повторное возникновение потребностей, когда нужда, лежащая в основе вновь дает о себе знать.

Мотивация — это совокупность психических процессов, которые придают поведению человека энергетический импульс и общую направленность.

Мотив имеет сложную внутреннюю структуру:

1) с возникновением потребности, сопровождаемой эмоциональным беспокойством, начинается мотивация;

2) осознание мотива ступенчато и происходит по этапам: (а) осознание причины эмоциональных недовольств; (б) поиск объекта, который отвечает данной потребности и может ее удовлетворить; (в) создание плана, который дает возможность достичь желаемого. 3) реализация энергетического компонента мотива в реальных поступках.

Виды мотивов:

  • не осознаваемые: (а) установка (б) влечения

  • осознаваемые: (а) интересы (б) убеждения (в) стремления

  • социальные: (а) аффилиация (б) отвергание (в) власть (г) просоциальное поведение (д) мотив агрессивности

Волевые качества личности

Воля формирует определенные качества личности, которые получили название «волевых качеств личности». Волевые качества личности – это сложившиеся в процессе жизненного опыта свойства личности, связанные с реализацией воли и преодоления препятствий на жизненном пути.

Психологи называют множество волевых качеств личности, назовем прежде всего основные, базовые волевые качества.

Целеустремленность – это сознательная и активная направленность личности на определенны результат деятельности. Различают целеустремленность стратегическую и тактическую. Стратегическая целеустремленность предполагает умение личности руководствоваться во всей своей жизнедеятельности определенными ценностями, убеждениями и идеалами. Оперативная целеустремленность связана с умением личности ставить перед собой ясные цели для отдельных действий и не отвлекаться от них в процессе исполнения.

Инициативность – это активная направленность личности на совершение действия. Она лежит в основе пускового этапа любого волевого акта. Любой волевой акт начинается с инициативы.

Самостоятельность – это сознательная и активная установка личности не поддаваться влиянию различных факторов, критически оценивать советы и предложения других лиц, действовать на основе своих взглядов и убеждений.

Выдержка — это сознательная и активная установка личности на противостояние препятствующим осуществлению цели факторам, которая проявляется в самообладании и самоконтроле.

Решительность – свойство личности, проявляющееся в ее умении принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения. Решительность проявляется во всех фазах волевого акта.

Энергичность – это качество личности, связанное с концентрацией всех ее сил для достижения поставленной цели.

Настойчивость – это качество личности, проявляющееся в умении ее мобилизовать свои силы для постоянной Ии длительной борьбы с трудностями, преследуя поставленные перед собой цели. Упрямство – это неразумная воля.

Организованность – качество личности, проявляющееся в способности разумно планировать и упорядочивать ход всей своей деятельности.

Дисциплинированность – это качество личности, проявляющееся в сознательном подчинении своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку, требованиям ведения дела.

Самоконтроль — это качество личности, выражающееся в умении контролировать свои действия и подчинять свое поведение решению сознательно поставленных задач.

Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Социализация имеет две стороны своего проявления. Первая сторона процесса социализации – усвоение социального опыта – это характеристика того, как среда воздействует на человека; вторая его сторона характеризует момент воздействия человека на среду с помощью его деятельности. Выделяются три сферы, в которых осуществляется, прежде всего, становление личности: деятельность, общение, самопознание. Социализация человека происходит посредством механизмов социализации – способов сознательного или бессознательного усвоения и воспроизводства социального опыта. Механизмы: единство подражания, имитации, идентификации; механизм полоролевой идентификации; социальной оценки желаемого поведения.

Выделяют несколько стадий социализации личности: первичная социализация, стадия индивидуализации, стадия интеграции, трудовая стадия, послетрудовая.

[PDF] Вы должны выполнить: Достижение целей изменения поведения предсказывает волевые изменения личности.

  • DOI:10.1037/pspp0000221
  • Идентификатор корпуса: 53106382
 @article{Hudson2018YouHT,
  title={Вы должны довести до конца: достижение целей по изменению поведения предсказывает волевые изменения личности.},
  автор = {Натан В. Хадсон и Дэниел А. Брайли, Уильям Дж. Чопик и Хайме Дерринджер},
  journal={Журнал личности и социальной психологии},
  год = {2018}
} 
  • Н. Хадсон, Д. Брайли, Дж. Дерринджер
  • Опубликовано 1 октября 2019 г.
  • Психология
  • Журнал психологии личности и социальной психологии

Предыдущие исследования показали, что желание людей изменить свои личностные черты предсказывает последующие изменения рост со временем. Однако в нескольких исследованиях изучались процессы, посредством которых люди могут произвольно изменять свои личностные черты. Таким образом, остается неясным, предсказывает ли просто желание изменений рост черт или необходимо активное стремление к изменениям. Настоящее исследование представляло собой 15-недельный интенсивный лонгитюдный план, в ходе которого проверялось, занимаются ли люди типичными чертами… 

Просмотр в PubMed

psyarxiv.com

Цели изменения достоверно предсказывают рост черт: Мега-анализ дюжины интенсивных лонгитюдных исследований изучения волевых изменений

Исследования показывают, что цели изменения (желания изменить черты личности) предсказывают последующий рост черт. В этой статье мы (повторно) проанализировали все данные, собранные нашими лабораториями по состоянию на май 2019 года, которые…

Знают ли люди, как они изменились? Лонгитюдное исследование волевых изменений личности и их ретроспективного восприятия участниками

Ваша личность не заботится о том, верите ли вы, что она может измениться: убеждения о том, может ли личность измениться, не предсказывают изменения черт личности у появляющихся взрослых

Теоретики предположили, что убеждения о том, может ли личность рост личностных качеств во времени. В настоящих двух исследованиях…

Требуется ли для успешного изменения черт личности посредством вмешательства автономная мотивация участников к изменению?

Изменение личностных черт с помощью цифрового вмешательства по изменению личности

Эффекты трехмесячного цифрового вмешательства по изменению личности с использованием рандомизированного контролируемого исследования и приложения для смартфона PEACH исследуются, чтобы предоставить самые убедительные на сегодняшний день доказательства того, что нормальные черты личности можно изменить путем вмешательства в неклинические образцы.

Цели и планы изменения личности как предикторы лонгитюдных изменений черт у молодых людей: повторение с иранской выборкой

  • S. Asadi, Hamide Mohammadi Dehaj, O. Robinson
  • Psychology

  • 2020

The Handbook of Personality Dynamics and Processes

  • N. Hudson
  • Psychology

  • 2021

Personality информированный план вмешательства: изучение того, как регуляция черт может повлиять на усилия по изменению поведения

Исследования, которые помогают людям изменить свое поведение, потенциально могут улучшить качество жизни, но слишком часто к ним подходят таким образом, что поведение отделяется от людей, которые нужно принять…

Не всегда можно получить желаемое: Роль изменения цели, важности, возможности достижения цели и сиюминутных переживаний для волевого развития личности

  • А. Люкке, М. Квинтус, Б. Эглофф, К. Врзус
  • Психология

  • 2020

Большинство взрослых хотят изменить аспекты своей личности. Тем не менее, предыдущие исследования предоставили смешанные данные о том, могут ли такие цели изменений быть успешно реализованы, возможно, частично из-за…

Изменения личности предсказывают результаты ранней карьеры: открытие и повторение в 12-летних лонгитюдных исследованиях

  • Кевин А. Хофф, С. Эйнарсдоттир, Чу Чу, Д. Брайли, Дж. Раундс
  • 2020

В целом результаты показывают, что личность оказывает важное влияние на ранние результаты карьеры — как за счет стабильных уровней черт, так и за счет того, как люди меняются с течением времени.

ПОКАЗАНЫ 1-10 ИЗ 46 ​​ССЫЛОК

СОРТИРОВАТЬ ПОРелевантностьНаиболее влиятельные документыНедавность

Добровольное изменение личностных черт: Могут ли люди решить изменить свои личностные черты?

Предполагается, что люди могут изменить свои личностные черты, о которых они сообщают, волевыми средствами, и представляет собой первый шаг к пониманию процессов, которые позволяют людям делать это.

Цели по изменению личностных качеств: Параллельные связи между личностными чертами, повседневным поведением и целями по изменению себя.

  • Н. Хадсон, Б. Робертс
  • Психология

  • 2014

Меняться к лучшему? Продольные ассоциации между произвольным изменением личности и психологическим благополучием

Результаты показали, что наличие целей изменения не обязательно предсказывало растущий дефицит благополучия с течением времени, и люди, которые были в состоянии изменить свои личностные черты таким образом, чтобы они соответствовали их желаниям, были склонны испытать улучшение самочувствия с течением времени.

Вмешательство, основанное на теории, для изменения личности: теория ценности ожиданий, поведенческая активация и добросовестность.

  • Дж. Магидсон, Б. Робертс, А. Кольядо-Родригес, К. Лехуес
  • Психология

    Психология развития

  • 2014

черты личности с использованием подхода «снизу вверх», уделяя особое внимание нацеливанию на черту добросовестности с использованием соответствующего поведенческого вмешательства, поведенческой активации (BA), рассматриваемого в рамках мотивационной основы теории ценности ожиданий (EVT).

Трехчастная схема саморегулируемого развития личности во взрослом возрасте

  • М. Хеннеке, В. Блейдорн, Яап Дж. А. Дениссен, Д. Вуд
  • Психология

  • 2014
развития начали признавать роль мотивации и саморегуляции в том, почему черты меняются во взрослом возрасте. Мы предлагаем три…

Мирские представления о волевом изменении личности: от выработанных стратегий к рассказам.

Представления мирян об этом процессе произвольного изменения личности предполагают, что люди придерживаются разнообразного диапазона желательных изменений и стратегий, а различные категории событий признаются катализаторами желаний (и предшествующих) изменений.

Изменяются ли желания людей изменить свои черты личности с возрастом? Исследование целей изменения черт характера во взрослом возрасте

  • Н. Хадсон, Р. К. Фрейли
  • Психология

  • 2016

Исследования показывают, что большинство людей хотят изменить свои черты характера. Существующие исследования, однако, почти исключительно изучали образцы студенческого возраста. Таким образом, остается неясным, являются ли пожилые люди…

Судьба персонажа или есть ли надежда изменить свою личность?

  • Г. Эдмондс, Джошуа Дж. Джексон, Дженнифер В. Фаярд, Б. Робертс от почти совсем до очень. В этом эссе рассматриваются эмпирические данные о…

    Систематический обзор изменений личностных черт в результате вмешательства

    Эмпирические исследования выявили 207 исследований, в которых отслеживались изменения показателей личностных черт во время вмешательств, включая настоящие эксперименты и планы изменений до и после изменения, и обнаружили, что черты личности изменились больше всего, а пациенты лечение от употребления психоактивных веществ изменилось меньше всего.

    Цели и планы по изменению личностных черт Большой пятерки у молодых людей

    • О. Робинсон, Э. Э. Нофтл, Джен Гуо, С. Асади, Сяочжоу Чжан
    • Психология

    • 2015

    Можно ли изменить свои черты характера?

    Брент В. Робертс, доктор философии

    Можете ли вы изменить свои черты характера? Из сотен обсервационных исследований мы знаем, что черты личности могут изменяться и меняются. Тот факт, что черты личности не «залеплены гипсом», естественным образом приводит к вопросу о волевых изменениях: если кто-то или какая-то организация возьмутся за изменение личности, можно ли это сделать?

    Этот вопрос давно мучил нашу лабораторию. Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо изучить интервенции. Вместо того чтобы проводить собственное исследование интервенций, мы довольно наивно решили сначала заглянуть через плечо наших коллег из клинической психологии. В конце концов, клинические психологи постоянно проводят и оценивают интервенции, и мы знали, что по крайней мере несколько таких интервенционных исследований включали в свои результаты черты личности. Наивная часть отражалась в нашем ожидании, что количество литературы будет небольшим, поэтому сбор данных не займет много времени. Мальчик, мы были неправы. В итоге мы обобщили более 200 исследований, в которых отслеживались изменения показателей личностных качеств в ходе терапии; они были наблюдательными, квазиэкспериментальными и экспериментальными. Немногие уделяли особое внимание тому, изменились ли черты личности; в основном они, как правило, включали традиционные и специфические показатели личностных качеств наряду с типичными результатами, изученными в клинических исследованиях. Мы даже нашли несколько исследований, которые были «неклиническими» вмешательствами, которые сыграли значительную роль в понимании наших результатов.

    Что мы нашли? Мы обнаружили, что обращение к терапевту действительно связано с изменением личностных черт. Если серьезно отнестись к подмножеству настоящих экспериментальных исследований, можно даже сказать, что посещение терапевта приводит к изменению черт вашей личности. В частности, и, вероятно, это наиболее уместно, посещение терапевта изменило невротизм к лучшему. Остальные участники Большой пятерки, за исключением открытости, показали небольшие, но статистически значимые изменения.

    Один из основных вопросов, поднятых коллегами и рецензентами, заключался в том, были ли изменения просто изменениями, подобными состоянию, а не реальными изменениями личностных качеств. В предыдущей клинической работе это описывалось как различие «состояние-артефакт» и «причина-коррекция». Идеальным способом проверить это различие было бы отслеживание показателей состояния (например, депрессии) одновременно с показателями черт, таких как невротизм, чтобы увидеть, объясняют ли изменения первых изменения последних. К сожалению, надлежащие данные для проверки этой идеи были слишком редки в нашем мета-анализе, чтобы их можно было синтезировать. Чтобы решить эту проблему, мы собрали серию тестов, ни один из которых не был окончательным, но все вместе они могли дать некоторое представление о том, изменились ли черты или состояния. Во-первых, мы исследовали экспериментальные данные; группы вмешательства изменились больше, чем контрольные группы. Во-вторых, мы обнаружили экспериментальные эффекты в неклинических исследованиях; эти исследования были особенно информативны, потому что контрольные группы не испытывали дистресса, и, следовательно, не было плацебо или регрессии к средним эффектам. Таким образом, все изменения в группе вмешательства были как положительными, так и не легко приписываемыми изменениям в состояниях. В-третьих, мы изучили, исчезают ли изменения со временем, синтезируя исследования, в которых проводились долгосрочные наблюдения спустя много времени после окончания терапии. Мы обнаружили, что изменения, внесенные в ходе терапии, сохранялись более года и не проявляли никаких признаков исчезновения со временем. Основываясь на этих выводах, мы предположили, что да, терапия меняет черты личности, а не только состояния.

    Мы также рассмотрели дополнительные вопросы, относящиеся как к клинической психологии, так и к психологии личности. Конечно, нам было любопытно узнать, превосходит ли какой-либо конкретный тип терапии, но, как и во многих предшествующих работах в области клинической психологии, мы не нашли убедительных доказательств того, что определенные типы терапевтических вмешательств работают лучше, чем другие (например, Вердикт птицы Додо). Это было самым трудным открытием для личностных психологов, поскольку, как и клинические психологи, мы очень хотели бы знать, как лучше всего изменить черты личности. Однако данные не подтверждают аргументы в пользу превосходства когнитивно-поведенческой терапии, психодинамического или межличностного подходов. Конечно, может случиться так, что все эти подходы работают достаточно хорошо, чтобы их можно было считать жизнеспособными способами изменения черт личности.

    Мы также подумали, что было бы уместно посмотреть, играет ли тип существующей проблемы роль в степени изменения личностных черт, проявляемых пациентами. Было четкое указание на то, что люди, страдающие тревожными расстройствами, изменились больше всего, а те, кто боролся с проблемами, связанными с употреблением психоактивных веществ, изменились меньше всего, хотя все группы показали некоторые изменения.

    Наконец, мы рассмотрели несколько других факторов, наиболее интересным из которых было то, как продолжительность лечения была связана с изменением личностных черт. По нашим оценкам, львиная доля изменений произошла в первый месяц терапии и стабилизировалась через три месяца. Для нас это был, пожалуй, самый важный вывод исследования: черты личности не только меняются в результате терапии, но и меняются быстрее, чем можно было бы предсказать при любой концептуализации существующих черт личности. Это, безусловно, было самой неожиданной находкой.

    У нас осталось множество вопросов, которые мы все еще надеемся решить. Прежде чем мы перейдем к некоторым из них, мы хотели бы отметить, что данные находятся в свободном доступе (https://osf.io/4tys6/), и заинтересованные стороны могут использовать данные для решения вопросов, которые мы не задавали в нашем бумага. Кроме того, мы осознаем тот факт, что, несмотря на большое количество синтезированных нами исследований, существуют неопубликованные наборы данных, которые мы не отследили, и опубликованные, которые мы, скорее всего, проглядели. Мы будем рады включить любые новые данные и со временем обновить результаты для тех, кто заинтересован в том, чтобы указать на эти исследования.

    Возникает большой вопрос: какой активный ингредиент приводит к изменению черт личности? Мы знаем, что мы не единственные, кто любопытен, потому что кажется, что этот вопрос возникает во время каждого связанного разговора или интервью.

    В нашем обзоре возникла одна неотложная методологическая проблема: средний размер выборки для этих исследований был в лучшем случае скромным (т. е. N = 91). Мы понимаем сложность проведения исследований результатов психотерапии; по нашей оценке, это одно из самых сложных исследований. Но наступает время, когда все нужно делать по-другому, особенно если информация, предоставляемая моделью модального исследования, неинформативна. Исследования такого размера неинформативны, особенно в отношении таких потенциально тонких вещей, как превосходство одного типа терапии над другим видом терапии. Некоторые из наиболее оптимистичных оценок помещают потенциальную разницу в терапии в отношении клинических исходов в диапазоне d = 0,20. Чтобы надежно обнаружить такую ​​маленькую разницу, потребовалось бы исследование, которое началось с 400 участников и продолжалось на протяжении всего вмешательства. Одна из причин, по которой мы не можем идентифицировать активный ингредиент в клинических условиях, заключается в том, что исследования, на основе которых делается такой вывод, были и остаются недостаточно мощными и, следовательно, неинформативными.

    Я закончу интересным следствием наших открытий: изменение черт личности может быть механизмом успешной психотерапии. Это было наиболее убедительно представлено Tang et al. (2009), которые показали, что изменения в невротизме объясняют, почему у людей, лечившихся от депрессии, не возникает рецидивов. Судя по нашим беседам с клиницистами, не так уж много терапевтов прилагают усилия с целью изменить черты личности, даже те, кто лечит пациентов с расстройствами личности. Тем не менее, похоже, что терапевты меняют черты личности на протяжении многих десятилетий. Наиболее провокационным может быть их успех в изменении черт личности, который помогает людям преодолевать свои проблемы в долгосрочной перспективе.

    Справочная статья

    Roberts, B.W., Luo, J., Briley, D.A., Chow, P.I., Su, R., & Hill, P.L. (2017). Систематический обзор изменения черт личности посредством вмешательства. Психологический бюллетень, 143 (2), 117-141.

    Вопросы для обсуждения

    • Какие активные ингредиенты в психотерапии могут привести к изменению черт личности? Это так же просто, как изменить несколько мыслей, чувств и поведения? Что делает эффект терапии стойким?
    • Имеет ли значение изменение, происходящее в терапии? Существует по крайней мере одно исследование, показывающее, что изменения личностных качеств, возникающие в результате терапии, предсказывают важные результаты. Но это только одно исследование. Знаем ли мы, достаточно ли происходящих изменений, например, для преодоления других факторов при прогнозировании долгосрочных результатов?
    • Существуют ли определенные типы людей, у которых больше шансов изменить черты характера?

    Биография автора

    Брент В. Робертс, доктор философии — профессор психологии и председатель Инициативы по исследованиям в области социальных и поведенческих наук в Иллинойском университете. Он проводит лонгитюдные исследования закономерностей и причин развития черт личности. Когда он не может ответить на вопросы исследования, используя необработанные данные, он, как известно, использует тяжелую работу других людей и данные в метааналитических исследованиях, чтобы выполнить свою работу. В настоящее время он является AE в

    Psychological Science и входит в консультативные советы по исследованию здоровья и выхода на пенсию, Национальных академий наук и ОЭСР. С ним можно связаться по адресу bwrobrts@illinois.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts