В чем отличие метода синектики от ма: 13. Назовите главное отличие метода синектики от метода мозгового штурма

13. Назовите главное отличие метода синектики от метода мозгового штурма

1. Главным отличием Метода синектики от метода «Мозгового штурма» является подход к исследованию и решению проблемы не с позиций выдвижения идей в их законченном виде и индивидуальном авторстве, а представление незавершенных идей и мыслей, которые «подпитывают» процесс коллективного мышления.

2. Метод «Мозгового штурма» предполагает коллективное обсуждение одной стороны проблемы, а метод синектики позволяет обсуждать проблему со всех сторон

3. Метод синектики предполагает Аспектный подход к решению проблемы (решение по частям), а метод «Мозгового штурма» использует системный подход в решении проблемы.

14. Как расшифровывается ису:

1. Исследование систем управления

2. Инновационные структуры управления

3. Информационно-статистический учет

4. Игровое ситуационное участие

15. На рисунке приведена блок-схема этапов организации системы управления сложным объектом.

Что производится на шестом этапе организации исследований системы управления?

  1. Адаптация объекта управления.

  2. Корректировка параметров управления (силы и направленности управляющих воздействий).

  3. Разработка документации, регламентирующей деятельность аппарата управления.

  4. На этом этапе составляется схема каждой организационной процедуры, дается ее описание, формируется перечень документов, используемых в этой процедуре.

  5. Предусматриваются все управленческие процедуры, выполняемые в подразделении, документация, необходимая для выполнения каждой организационной операции и хранящаяся на каждом уровне управления и др.

16. Особенности ИСУ на современном этапе:

1. Функциональная направленность

2. Перспективный характер

3. Высокий уровень ответственности при принятии решений

4. Независимость менеджеров от владельцев капитала

5. Необходимость строить модели управления

17. Для чего применяется имитационное моделирование:

1. Для построения экономико-математических зависимостей.

2. Для воссоздания ситуации близкой (подобной) на основе вероятностных характеристик.

3. Для логического анализа и моделирования.

4. Для расчета отдельных технико-экономических показателей.

18. Что является источником получения сведений о системе управления при проведении исследования?

1. Сотрудники

2. Наблюдения

3. Книги, журналы

4.

Периодическая печать

5. Документы

19. Особенности исследования систем управления современном этапе развития экономики связанные с необходимостью проводить исследования с ориентацией на возможные варианты развития, а не на сложившийся, базовый уровень:

1. Функциональная направленность.

2. Перспективный характер.

3. Высокий уровень ответственности при принятии решений.

4. Независимость менеджеров от владельцев капитала.

20. Какая из особенностей

исследования систем управления современном этапе развития экономики связана с самостоятельностью предприятий и необходимостью их самофинансирования:

1. Функциональная направленность.

2. Перспективный характер.

3. Высокий уровень ответственности при принятии решений.

4. Независимость менеджеров от владельцев капитала.

21. Какая из моделей систем управления представляет такое состояние системы управления, для реализации которого

имеются все необходимые условия:

1. Концептуальная

2. Базовая

3. Стандартная

22. Какая из моделей систем управления представляет уровень развития системы управления в соответствии со среднепрогрессивным в отрасли, на аналогичных предприятиях:

1. Концептуальная.

2. Базовая.

3. Стандартная.

23. В системе управления на иерархической структуре управления

основаны связи:

1. Соподчиненности.

2. Разделения труда.

24. В системе управления на функциональной структуре управления основаны связи:

1. Соподчиненности.

2. Разделения труда.

25. Оценку полезности информации для конкретного объекта и периода времени предполагает анализ:

1. Динамический

2. Синтаксический

3. Технический

4. Экономический

5. Прагматический

26. На рисунке приведены наиболее часто используемы методы общего экономического анализа данных. Какой из методов может быть размещен в пустой рамке?

1. Ранжирование и группировка.

2. Корреляционный анализ.

3. Факторный анализ.

4. Метод Главных компонент.

  1. На рисунке показаны наиболее часто используемы средние величины. Какая из средних величин должна быть размещена в пустой рамке?

1. Средняя арифметическая простая.

2. Средняя арифметическая по пространству признаков.

3. Средняя гармоническая.

4. Нет правильного ответа.

28. Назовите три общих принципа развития системы управления

1. Решение любой проблемы всегда связано с преобразованием Системы управления

Определение оптимальной численности персонала управления

Ограничение по финансовым ресурсам

2. Возникновение проблемы, требующей немедленного решения

Ограничительным фактором преобразования Системы управления являются материальные ресурсы

Обязательное использование средств вычислительной техники

3. Преобразование Системы управления должно начинаться с преобразования исходных начал, задающих построение и осуществление управления.

Потребность развития управления вытекает не из несовершенства отдельных сторон управления и возможностей повышения его эффективности, а порождается появлением новых задач, возникающих перед организацией.

Ограничительным фактором любого преобразования управления являются кадры.

» Метод синектики

Еще одним неординарным способом генерации идей наравне с такими приемами как мозговой штурм и метод шести шляп Эдварда Де Боно выступает метод синектики. Метод синектики применяется для решения проблем и поиска новых идей посредством использования аналогий и переноса стоящих перед вами задач на готовые решения, существующие в различных сферах и областях. Синектика – это сочетание разнородных, а иногда даже не совместимых элементов в процессе постановки и решения задач.

Чтобы доходчивее объяснить суть этого метода, можно обратиться к примеру его применения основателем синектики Уильямом Гордоном, использовавшим его при создании чипсов Принглс.

Перед компанией Kellogg (известный американский производитель сухих завтраков) стояла неразрешимая задача – как сделать и упаковать картофельные чипсы, чтобы уменьшить объем заполняемого воздуха в упаковку, при этом сделать ее компактнее и избежать крошения продукта. Для решения этой задачи и был привлечен Уильям Гордон, который в 1961 году написал свою знаменитую книгу – «Синектика: развитие творческого воображения», а чуть позже создал фирму — Synectics Inc., обучающую творческому мышлению и предоставляющую услуги разработки инновационных идей (сегодня клиентами фирмы являются такие корпорации как «IBM», «General Electric», «Zinger» и многие другие). В качестве аналогии, для создания новых чипсов, Гордоном был выбран процесс укладки опавшей листвы в полиэтиленовый мешок. Если листья, укладываемые в пакет, сухие, возникают определенные сложности – они ломаются и разлетаются, а когда листья мокрые — они мягкие и легко принимают форму соседнего листа. Если убирать листья после дождя, пакетов для мусора потребуется немного, ведь сырые листья оставляют значительно меньше воздуха между собой и упаковываются компактнее. Эта аналогия дала начало чипсам Принглс — формовка и смачивание сухой муки из картофеля помогли решить проблему с их упаковкой.

Метод синектики появился в начале 50-х годов прошлого века как результат многолетней работы Уильяма Гордона над усовершенствованием метода мозгового штурма. Важной отличительной особенностью рассматриваемого нами сегодня способа является то, что метод синектики применяется при решении конкретных проблем и не направлен на использование объективных закономерностей развития различных систем. А над его применением должна работать более или менее подготовленная и постоянная группа обученных специалистов (несмотря на это, обычный человек, ознакомившись с приемами синектики, сможет взять на вооружение некоторые методики для решения каких-то своих проблем и задач). В этом смысле синектика — это профессиональная деятельность, а мозговой штурм — лишь коллективная самодеятельность. Также стоит отметить, что в отличие от мозгового штурма, в синектике разрешена критика. Ну и, конечно, главной особенностью является суть метода синектики – использование сравнений и аналогий. Ориентируя свой гибкий ум на стоящую проблему, группа синектиков при обсуждении использует четыре типа аналогий.

Виды аналогий метода синектики

  1. Прямая аналогия — это любая похожесть, имеющая отыскиваемые элементы в системах или объектах, которые решают сходные задачи. Прямая аналогия чаще всего – природная или техническая аналогия. Например, прямой аналогией для улучшения методов окраски предметов мебели может быть процесс окрашивания кинопленки, бумаги либо рассмотрение на предмет окраски птиц, цветов или минеральных камней. Ярким
    примером метода синектики
    и использования прямых аналогий можно считать изобретение Изамбара Брюнеля — кессонный метод сооружения подводных строений. На это инженера натолкнуло наблюдение за червем-древоточцем, образующем при бурении древесины трубчатый канал.
  2. Символическая аналогия позволяет выразить и определить суть проблемы, используя метафоры и разнообразные сравнения, и заключается в обнаружении парадоксов и конфликтов в привычных и понятных фактах. Данный вид аналогии – это ценный инструмент для обнаружения «обычного в необычном» и наоборот — «необычного в обычном». По сути, он заключается в неожиданном определении предмета (как правило, состоящего из двух слов), показывающем его с интересной и противоречивой стороны. Примером символической аналогии может быть характеристика: храпового механизма как надежной прерывистости; дерева как качающейся твердыни, неподвижного движения или занозистой гладкости; шлифовального круга как точной шероховатости и т.п. Данная аналогия синектики хорошо зарекомендовала себя во многих областях, в том числе в кинематографе и литературе для вскрытия противоречивой сути обрисовываемых явлений или персонажей и отражения ее в названии: «Живые мертвецы», «Сухой лед», «Без вины виноватые» и т.
    д.
  3. Субъективная или личная аналогия синектики предполагает представление себя рассматриваемым и совершенствуемым предметом (его частью или деталью). Она требует от разработчика способность перевоплотиться, ведь для того, чтобы примерить на себе функции объекта, вжиться в роль неодухотворенного предмета, необходимо обладать ярким воображением. Главная задача личной аналогии — позволить рассмотреть такие нюансы изучаемой проблемы, которые, в силу косности человеческого мышления, не могут быть увидены и прочувствованы при помощи простых размышлений. При этом высказываемые аналогии могут быть абсолютно нелепыми, здесь главное прочувствовать и заметить новые, не воспринимаемые до этого грани и аспекты, которые невозможно разглядеть, используя логические рассуждения.
  4. Фантастическая аналогия, как и предыдущие синектические аналогии, требует от синекторов наличия развитого креативного мышления и творческой раскованности. Участники представляют себе объекты, предметы и рассматриваемые явления в отрыве от существующих физических законов и воображают их такими, какими хотели бы их видеть, невзирая на реальность. Часто для решения какой-либо задачи, определяя конечный результат, синекторы используют волшебную палочку или другой сказачный атрибут. Можно предположить, что фантасты при написании своих произведений вовсю используют метод синектики и в частности этот вид аналогий.

То, что существующие аналогии полностью охватывают опыт и мысли людей, станет более понятным, если эту классификацию объяснить следующим образом: прямые и фантастические – это реальные и нереальные аналогии, а субъективные и символические — телесные и абстрактны. Однако  об их фундаментальности речь не идет, так как регулярная практика применения метода синектики постепенно расширяет комплекс средств и позволяет разрабатывать все новые и новые приемы углубленного изучения и разбора предметов и явлений.

Формирование синектического коллектива

Процесс формирования группы синекторов включает в себя три фазы:

  1. Первая — отбор членов группы. Используются специальные тесты, обращается внимание на наличие разнообразных знаний, общую эрудицию, достаточный уровень образования, опыт экспериментальной деятельности и гибкость мышления. Синекторами выбирают людей разных профессий и желательно с наличием двух несовместимых специальностей, например врач-физик, экономист-инженер или музыкант-химик.
  2. Вторая фаза формирования группы синекторов – их обучение. В России метод синектики не прижился (собственные учебные и методические разработки отсутствуют, а существующий мировой опыт за редким случаем игнорируется), однако на западе как небольшие компании, так крупные корпорации тратят немалые деньги на обучение своих специалистов в специальных заведениях. Например, в США подготовка синектических групп длится около года и состоит из очных и заочных сессий. Первые проводятся в учебных центрах, а дальше обучаемые проходят практику в своих компаниях, решая теоретические и реальные задачи.
  3. Заключительная фаза — внедрение группы в реальную среду. Фирма, отдавшая своих специалистов на обучение или заказавшая готовый коллектив (это может быть разовое или регулярное сотрудничество) получает его на определенных условиях для работы над собственными проектами.

История развития синектики показывает, что применение творческого мышления на предприятиях и использование специальных подразделений повышает вероятность успеха в области постановки задач и решения проблем, демонстрируя эффект синергии.

Что представляют собой специальные условия, создаваемые для проведения синектической процедуры:

  • Обязательная первоначальная абстракция участников от проблем и задач.
  • Сдержанность мнений и отказ от окончательных умозаключений.
  • Естественность и непринужденность в обсуждениях, предрасположенность к обыгрыванию и моделированию ситуации.
  • Проявление рациональности в суждениях.

Как видим, рациональность появляется лишь на заключительном этапе синектической процедуры. До этого используются образы, метафоры и аналогии.

Этапы проведения метода синектики

Как и любой другой креативный метод генерации идей, метод синектики состоит из нескольких этапов, которые начиная с момента его создания, постоянно совершенствовались и видоизменялись. Если же брать фазы синектического процесса такими, какими они описаны Уильям Гордоном, в своей книге «Синектика: развитие творческого воображения», выглядят они следующим образом:

  1. Проблема как она дана. Особенность этой фазы заключается в том, что никто (кроме руководителя) из участников синект-сессии не посвящается в конкретные условия задачи и необходимый результат. Считается, что раннее определение задачи не позволит уйти от привычного хода мыслей и затруднит абстрагирование. Здесь просто представляется проблема, явление или объект.
  2. Превращение не знакомого в знакомое. Открываются ранее неоткрытые элементы —  проблема делится на несколько частей и из незнакомой превращается в ряд более обычных задач.
  3. Проблема как она понята. Обдумывается и систематизируется проблема, как она понимается членами группы исходя из того, что получилось на предыдущем этапе.
  4. Оперативные механизмы. На этом этапе идет игра с метафорами, используются аналогии родственные проблеме и проблема, как понятая, раскрывается еще больше.
  5. Из знакомого сделать незнакомое. Это  позволяет рассмотреть проблему уже понятую и осмысленную в новой форме, с иной точки зрения.
  6. Психологическое состояние. Эта фаза подразумевает особое состояние ума к проблеме как она понята, идет размышление над ней. Используются все виды аналогий.
  7. Объединения с проблемой. На этом этапе самая подходящая аналогия сравнивается с проблемой как понятой. Проблема как понятая освобождается от своей старой жесткой формы.
  8. Точка зрения. На этой фазе происходит переход от аналогии к конкретному решению, идее. Идеи переносятся на проблему «как она дана».
  9. Принятие окончательного решения и проведение научно-исследовательских работ. Важным элементом является критическая оценка идей экспертами и доведение ее до практики.

В настоящее время этапы метода синектики упрощены и выглядят более понятно. Хотя на самом деле этот метод очень сложен в применении. Не просто же так обучение синекторских групп длится целый год. Если владелец крупного предприятия решит использовать этот метод, ему так или иначе надо будет найти опытных специалистов, обучающих персонал всем премудростям синектики. Обычный же человек для решения творческих задач может использовать аналогии, являющиеся важным инструментом метода синектики.

 

 

источник

 

Сравнение моделей обучения

: Синектическая модель | by Sulhadin Öney

Чтение: 4 мин.

·

20 декабря 2019 г.

Синектическая модель — это другой творческий метод решения проблем, разработанный Уильямом Дж. Дж. Гордоном и Джорджем Принсом в 1960 году (Gordon, 1961). Гордон и Принс устраивали мозговые штурмы, которые были очень успешными и эффективными; Синектика стала методом, который люди могут использовать, чтобы помочь им преодолеть препятствия, с которыми они сталкиваются, проводя мозговой штурм при выполнении сложных задач. Использование синектики также улучшает способность решать проблемы, поскольку люди будут использовать возможности творческого мышления и воображения.

Шаг 1: Опишите тему

На первом этапе мы будем изучать фотосинтез, и учащимся будет предложено написать абзац о фотосинтезе. Мы говорим: «А теперь, как бы вы определили фотосинтез своими словами. Пожалуйста, не стесняйтесь записывать все, что приходит вам на ум».

Затем учащихся попросят поделиться словами, которые они использовали для описания темы, и мы запишем каждое слово, которое они скажут.

Шаг 2: Создайте прямые аналогии

На втором этапе модели учащимся будет предложено изучить список и назвать страну, которая напоминает им как можно больше этих слов.

Когда их попросят назвать страну, о которой им напомнили эти слова, они перечислят следующее:

— Египет
— Россия
— Китай
— Сингапур
— Турция

Страна слов большинство слов в списке.

Шаг 3: Опишите личные аналогии

На третьем этапе синектической модели учащимся будет предложено взглянуть на реальность с точки зрения метафорического объекта, который они выберут. Мы даем студентам немного времени подумать, затем мы попросим их рассказать нам, каково это быть этим объектом, а затем мы запишем их реакцию на доске.

Когда мы просим подумать, каково это быть Турцией, они выражают следующее восприятие.

Шаг 4: Конфликты сжатия удостоверений

Четвертый этап — самый захватывающий и важный в этой модели. Мы попросим учащихся изучить список описательных чувств, которые они создадут на последнем шаге, и составить пары слов, которые, кажется, противоречат друг другу. Например, наш пример с Турцией может привести к следующему списку.

— Счастливый и грустный
— Злой и приятный
— Веселый и грустный
— Сильный и усталый

Все эти сочетания слов кажутся конфликтующими, но каждая пара находится в метафорическом напряжении. Студенты еще раз проголосуют за то, какие комбинации слов содержат лучший сжатый конфликт.

Шаг 5: Создайте новую прямую аналогию

Используя сжатый конфликт, выбранный классом, мы попросим учащихся создать еще одну аналогию. Например, если они выберут комбинацию Мутлу и Узгюн, мы попросим учащихся описать животное, которое одновременно является Мутлу и Узгюн. Аналогии будут следующими.

— Том (Том и Джерри): когда он не голоден, он счастлив. Когда Он пытается поймать Джерри и терпит неудачу, ему становится грустно.

— Багз Банни: В целом счастлив, но грустен, потому что одинок.

— Человек-Паук: Он счастлив, потому что у него есть сверхспособности. Ему грустно, потому что у него недостаточно денег.

Затем снова студенты проголосуют за лучшую прямую аналогию.

Шаг 6. Пересмотр исходной темы

На этом шаге мы возьмем последнюю прямую аналогию и сравним ее с исходной темой. Например, в качестве аналогии мы выбрали Человека-паука и попросим учащихся описать его характеристики, а не рассматривать персонажа с точки зрения описания.

Цель состоит в том, чтобы уйти от первоначальной темы шаг за шагом, а затем вернуться со всеми богатыми образами, которые были созданы в процессе. Важной частью этого шага является то, что каждый ученик слышит мысли и отношения, выраженные другими.

Затем учащимся будет предложено еще раз письменно описать первоначальную тему. Мы дадим им возможность использовать любые образы, которые были организованы в ходе упражнения, а не только те, которые относятся к последней аналогии.

ССЫЛКИ

Хаммелл, Лаура, учитель технологии, v66 n3 p22–27 ноября 2006 г., получено с https://eric.ed.gov/?q=synectics&id= EJ747942

Эстес , TH, Mintz, S., & Gunter MA (1990/2011). Инструкция по модальному подходу. Бостон: образование Пирсона.

Андерсон, Л.В., Кратволь, Д.Р., Айразиан, П.В., Круикшенк, К.А., Майер, Р.Э., Пинтрих, П.Р., Ратс, Дж., Виттрок, М.К. (2001). Таксономия обучения, преподавания и оценки: пересмотр таксономии образовательных целей Блума. Нью-Йорк: Пирсон, Аллин и Бэкон.

Синектика и креативность Равное решение проблем

4 минуты

Когда у кого-то есть проблема, которую он должен решить, его творческий потенциал и мыслительные процессы, направленные на это решение, бессознательны. Синектика изучает их и превращает в применимые методологии решения проблем. Читайте дальше, чтобы узнать больше!

Написано и проверено психологом Андрес Наварро Романтика .

Последнее обновление: 21 декабря 2022 г.

Когда дело доходит до синектики, творчества и решения проблем, мозгу похож на верхушку айсберга: мы можем воспринимать лишь малую часть всего . Таким образом, когда этот орган сталкивается с проблемой, он должен ее решить. Значительная часть психических процессов, ведущих к такому разрешению, бессознательна, и здесь играет роль синектика.

Название синектики происходит от греческого synektikós, что означает «соединение различных и, по-видимому, не относящихся к делу элементов». Это творческая методология решения проблем. Кроме того, одной из его целей является использование преимуществ этого типа обработки. То есть провести мозговой штурм и придумать метод решения проблемы, основанный на опыте.

Окончательная стратегия решения проблем, применяемая в конце, в значительной степени зависит от вычислений, о которых вы не знаете.

Метод Скампера

С исторической точки зрения метод синектики для творческих целей зародился в работах Артура Д. Литтла в начале второй половины 20-го века. Основываясь на этих исследованиях, ученые Джордж М. Принс и Уильям Дж.Дж. Гордон доработал эту технику со всеми ее характеристиками и стратегическими составляющими .

Первая этимология термина соответствует греческому слову, обозначающему понятие «союз и соединение внешне различных и несоответствующих элементов между собой».

Сегодня, заполнив важный пробел в организационной и рабочей среде, этот термин является расширенным синонимом решения проблем с групповой точки зрения и посредством использования творчества в качестве ядерной стратегии. Таким образом, он чтит значение своего имени, поскольку именно благодаря синектике получаются творческие решения. Они не объясняются простой суммой их компонентов.

Синектика и творчество: характеристики и методы

Синектика, понимаемая как теория, включает в себя объединенные действия нескольких людей, которые в групповой конфигурации обращаются к подходу и решению различных проблем. Как мы упоминали выше, он в значительной степени зависит от человеческого творчества и сознательно использует предсознательные психические механизмы. Вот где его истинная функциональность.

Цель, которую преследует внедрение данной методики, — увеличение вероятности успешного решения задачи. Однако эта вероятность варьируется в зависимости от того, насколько генерируема инновация. Также на основе синергетического эффекта членов группы.

Если согласованное решение имеет достаточно ограниченную область применения, то преимущества творческой новизны, определяющей суть совместного решения проблемы, уменьшаются. Поэтому искомые решения должны быть настолько же инновационными, насколько и осуществимыми.

Синектика и творчество основаны на следующих предпосылках:

  • Одни и те же психические процессы опосредуют феномен изобретения решений в любой дисциплине. Будь то более художественный или более научный.
  • Инновационный процесс — это творческий процесс, который конкретно определен и описан, а также поддается обучению и пониманию.
  • И отдельный человек, и группа людей осуществляют творческий процесс сходным образом. Однако полученные гипотезы первой дополняют гипотезы последней.

«Ты можешь то, чего не могу я. Я могу сделать то, что ты не можешь. Вместе мы можем делать великие дела».

-Мать Тереза-

Синектика пытается отбросить то, что мы уже знаем и уступает место тому, что мы находим странным. Именно по этой причине техника стремится привести нас к творческим и инновационным решениям, максимально далеким от обычных.

Синектика сталкивает человека с его собственными психическими процессами, лежащими в основе рационального мышления. Это ставит их в контакт с ментальным содержимым, скрытым глубоко в их подсознании.

Аналогии

Чтобы привести в действие эти механизмы, существует как минимум пять фаз или техник. Они лежат в основе того, что многие называют «аналогией». Их цель — рассмотреть несколько аспектов одной и той же проблемы , чтобы уйти от наиболее ожидаемых и распространенных решений. Методы:

  • Прямая аналогия. Путем прямого сравнения задач. Он направлен на то, чтобы извлечь проблему из ее контекста и поместить ее в другой набор обстоятельств. Цель состоит в том, чтобы рассмотреть его более широко и свободно.
  • Личная аналогия. Индивиды поднимают проблему от первого лица, чтобы добиться отождествления с ней. Таким образом, вы сочувствуете проблеме, чтобы решить ее и определить эмоции, связанные с этим вопросом.
  • Противоположная аналогия. Цель состоит в том, чтобы уйти от проблемы, найдя концепции, которые ей противоречат.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts