В каких потребностях по вашему мнению человек может ограничить: В каких потребностях, по вашему мнению, человек может ограничить себя для сохранения природы?

Культура общения с людьми с инвалидностью. Язык и этикет

  • Несколько слов о корректной терминологии
  • Когда вы говорите или пишете о людях с инвалидностью
  • Почему так говорить нельзя?
  • 10 правил этикета, составленных людьми с инвалидностью
  • Инвалидность – это социальное, а не медицинское понятие

Несколько слов о корректной терминологии

То, как мы говорим, тесно связано с тем, что думаем и как ведем себя по отношению к другим людям. К сожалению, многие привычные нам слова, понятия и фразы, в том числе употребляемые по отношению к людям с инвалидностью, по сути своей «ярлыки» и оскорбительные стереотипы. В нашем обществе часто звучат такие выражения, как «больной/здоровый», «нормальный/ненормальный», «обычный/неполноценный», «умственно отсталый», «даун», «калека» и т.п. Важно понимать: эти фразы некорректны, потому что оскорбительны для людей с инвалидностью!

Современному российскому обществу следует менять ситуацию и свое отношение к людям с инвалидностью: должна быть выработана культура инклюзии, привита этически выдержанная и грамотная терминология.

Для этого необходима не только специальная просветительская работа в этом направлении, но и изменение всей культуры взаимоотношений в обществе в целом. Один из важнейших и показательных аспектов – это язык и слова, которые мы употребляем в той или иной ситуации. Корректные выражения помогают формировать позитивный образ человека, показывать свое уважение к нему и налаживать контакт. Ниже излагаются не правила (не нужно думать, что люди с инвалидностью требуют какого-то специального обхождения!), а рекомендации, которые помогут избежать в общении с людьми с инвалидностью неловкости.

В качестве предисловия к рекомендациям – краткая справка по вопросу:

  • что стоит за словом «инвалид»?

Инвалидность – это не медицинский диагноз!

К сожалению, до сих пор в Статье 1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ во всех последних редакциях сохраняется такое определение: «

Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты». Таким образом, человек с инвалидностью рассматривается как «больной», т.е. несамостоятельный и нуждающийся в опеке.

Но в Конвенции о правах инвалидов (ООН, 2006 год), подписанной Российской Федерацией 24.09.2008 и ратифицированной 15.05.2012[1], указано, что «инвалидность  — это эволюционирующее понятие, она является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами и которое мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими

». Другими словами, инвалидность – это препятствия или ограничения деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными, психическими особенностями, вызванные существующими в обществе условиями, при которых люди исключаются из разных сфер жизни. То есть инвалидность – это социальное, а не медицинское понятие. И это одна из форм социального неравенства.

Когда вы говорите или пишете о людях с инвалидностью
ИСПОЛЬЗУЙТЕ слова и понятия,
НЕ создающие стереотипы:
ИЗБЕГАЙТЕ слов и понятий,
которые создают стереотипы,
звучат оскорбительно и неуважительно:
Человек с инвалидностью

Человек с ограниченными возможностями, человек с ограниченными способностями; больной; искалеченный, покалеченный, калека; неполноценный; человек с дефектом / недостатком здоровья

Человек без инвалидностиНормальный / здоровый / полноценный (при сравнении людей с инвалидностью и без инвалидности)

Человек с инвалидностью с детства / с врожденной инвалидностью; человек с приобретенной инвалидностью

Врожденный дефект / увечье / несчастье
Человек с особенностями развития / нарушением развития и интеллекта / с ментальной инвалидностью / ментальными особенностямиУмственно отсталый, слабоумный, умственно неполноценный, «тормоз», имбецил, дебил, человек с задержкой / отставанием в развитии / с интеллектуальной недостаточностью

Человек с психическими расстройствами / нарушениями

Псих, сумасшедший, люди с психиатрическими проблемами, душевнобольные люди, люди с душевным расстройством

Дети с инвалидностьюДети-инвалиды
Дети с особыми образовательными потребностямиШкольники-инвалиды; нежелателен и официальный термин «дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)»
Человек, использующий коляску; человек, передвигающийся на коляске / который передвигается с помощью коляски; человек на коляскеПрикованный к инвалидной коляске, парализованный, «колясочник», человек на кресле-каталке

Человек (ребенок, дети) с ДЦП (детским церебральным параличом), у него ДЦП

Страдает ДЦП, болеет ДЦП, имеет ДЦП, «дэцэпэшник»

Человек, перенесший полиомиелит; человек, который имеет инвалидность в результате…

Страдает от полиомиелита / от последствий полиомиелита; жертва болезни; кривоногий; стал инвалидом в результате…

Человек с синдромом Дауна, ребенок (дети) с синдромом Дауна

«Даун», «монголоид», «даунята» (о детях с синдромом Дауна), человек с болезнью Дауна
Человек с аутизмом, ребенок (дети) с аутизмом (официальный термин – «человек с расстройством аутистического спектра (РАС)»), в редких случаях – аутичный ребенок, взрослый
 

Больной аутизмом, аутист

Человек с эпилепсией

Эпилептик, припадочный, страдающий эпилепсией / эпилептическими припадками

Незрячий, человек с инвалидностью по зрению, человек с нарушением зрения, слабовидящий человек (если человек слабо/плохо видит, но не незрячий)

Слепой (как крот), совершенно слепой, невидящий
Собака-проводникСобака-поводырь

Неслышащий, слабослышащий человек (если он слабо слышит, это не то же, что «неслышащий»), человек с инвалидностью по слуху, человек, пользующийся жестовым языком (это не все люди, которые слабо слышат), человек с нарушением слуха

Глухонемой, глухой (как пень), немой, человек с нарушением слуха, человек (ребенок) с остатками слуха, использующий язык жестов
Русский жестовый язык (такой же язык, как русский, английский или любой другой)Язык жестов – это невербальное общение при помощи языка тела
Переводчик жестового языкаСурдопереводчик

ВНИМАНИЕ:
«Слепой», «глухой», «с нарушением слуха», «с нарушением в развитии», «с психическим расстройством» – такие словосочетания привычны и приемлемы для многих людей с инвалидностью, но в остальной части общества они способствуют формированию взгляда на человека с инвалидностью как на человека с медицинскими проблемами.

Почему так говорить нельзя?

Некоторые слова, перечисленные в колонке «ИЗБЕГАЙТЕ», не вызывают сомнений в своей непригодности. Очевидно, что, назвав человека «психическим» или «дефективным», Вы оскорбите его. Однако другие слова и обороты стали вполне привычными. Почему же мы считаем, что они оскорбительны и не рекомендуем пользоваться ими в речи?

Однажды, еще в 2000 году, группе молодых людей с различными видами инвалидности, собравшихся вместе из 20 регионов России, было предложено написать о том, какие чувства и ассоциации вызывает у них то или иное слово или выражение. По мнению опрошенных, распространенное выражение «прикован к коляске» ассоциируется с чувством обреченности, с понятием «цепи». Слова «глухонемой», «немой» подразумевают невозможность общения, контакта. Если о ком-то говорят «больной», то невольно предполагают, что он – «беспомощный» и его «надо лечить». Слова «паралитик», «неполноценный», «однорукий», «безногий», «больной» вызывают сочувствие и жалость, иногда – страх. Слова «калека», «даун» провоцируют брезгливость и отторжение, чувство страха. Такие слова как «псих», «слабоумный», «ненормальный», «шизик» ассоциируются с непредсказуемостью, опасностью и, как следствие, вызывают страх. Воспитанные люди избегают таких обобщений в любых обстоятельствах! Выражения «человек на коляске», «человек с травмой позвоночника», «человек с инвалидностью», «незрячий» – вызывают вполне нейтральные ассоциации. Слово «инвалид» вызывает различные чувства, но, в целом, большинство опрошенных людей с инвалидностью считает его приемлемым, поскольку это слово официальное, наиболее часто употребляемое и ставшее в определенной степени абстрактным.

Некоторые из предлагаемых оборотов речи кажутся, на первый взгляд, надуманными. Люди вряд ли будут употреблять в устной речи длинное словосочетание «человек с особенностями интеллектуального развития». На что нужно обратить внимание: выбирая слова и выражения, следует избегать стереотипов (как отрицательных, рисующих образ «жертвы», – так и положительных, формирующих образ «героя»). «Жертва» – это излишне драматический образ вечно несчастного и беспомощного человека. С другой стороны, человек, который, «несмотря на что-то» / «вопреки чему-то» / «наперекор судьбе» и т.п., «преодолел» трудности и ведет «нормальную» жизнь – это, увы, очень распространенный образ. Обычно в таких случаях напрашивается резюме: «С него нужно брать пример здоровым людям!» Но, создавая такой образ другого, Вы незаметно для себя впадаете в покровительственный тон и опять приходите к противопоставлению «здоровые – больные». Героизация точно также отделяет людей с инвалидностью от остального общества, как и жалость/снисходительность.

Надо помнить, что, стремясь к аккуратности и корректности, следует избегать обобщений и предположений.

Закрепившееся в последние годы выражение «человек с ограниченными возможностями» представляется неудачным, так как опросы 2012 – 2015 гг. в различных фокус-группах в Москве, Владимире, Нижнем Новгороде, Якутске, Краснодаре показали, что такое определение формирует образ человека с инвалидностью как человека физически ущербного, неспособного, несамостоятельного.

ВНИМАНИЕ: не стесняйтесь спрашивать, как правильно обращаться к людям с инвалидностью, у них самих.

Этикет – это не только речь, но и наши манеры. Вы можете поставить в неловкое положение и себя, и своего собеседника, если не будете знать, как нужно себя вести с человеком с теми или иными особенностями. Ниже мы приводим рекомендации, написанные людьми с инвалидностью на основании своего собственного опыта. Они подсказывают, как правильно себя вести, не чувствуя неловкости при контакте с людьми с инвалидностью.

10 правил этикета, составленных людьми с инвалидностью:
  1. В разговоре с человеком с инвалидностью, обращайтесь непосредственно к нему, а не к его сопровождающему или переводчику жестового языка, которые присутствуют при разговоре.
    (Прим.: рекомендуем использовать понятие «переводчик жестового языка» вместо официального термина «сурдопереводчик» – по аналогии с переводчиком английского/французского/др. языка). Не говорите о присутствующем человеке с инвалидностью в третьем лице, обращаясь к его сопровождающим, все ваши вопросы и предложения адресуйте непосредственно к этому человеку.
  2. Разговаривая с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, пока он сам закончит фразу. Не поправляйте и не договаривайте за него. Не стесняйтесь переспрашивать, если вы не поняли собеседника.
  3. При общении с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с вами. Если у вас общая беседа в группе, то не забывайте назвать себя и пояснять, к кому в данный момент вы обращаетесь. Обязательно предупреждайте вслух, когда отходите в сторону (даже если отходите ненадолго).
  4. Не кидайтесь на помощь человеку с инвалидностью, если вас не попросили помочь. Если хотите помочь, вначале спросите, необходима ли ваша помощь. Если нужна – спросите, что и как делать, после этого действуйте. Если вы не поняли, не стесняйтесь – переспросите.
    Например: если необходимо сопроводить незрячего человека, то не хватайте и не тащите его за руку, а спросите, каким образом вы можете помочь ему сориентироваться в незнакомом месте. Незрячий человек сам объяснит вам, как лучше это сделать (кто-то просит разрешения положить свою руку на плечо сопровождающего, кто-то предпочитает взять сопровождающего под локоть, кто-то попросит взять под локоть его самого, кому-то достаточно устных подсказок, и т.д., и т.п.)
  5. При знакомстве с человеком с инвалидностью, вполне естественно пожать ему руку(при необходимости левую, а не правую) – даже тому, кому трудно двигать рукой или кто пользуется протезом.
  6. Инвалидная коляска, костыли, белая трость, собака-проводник – это часть неприкосновенного пространства людей с инвалидностью. Не дотрагивайтесь до них! Опираться или повиснуть на чьей-то инвалидной коляске – это то же самое, что опираться или повиснуть на ее обладателе. А собака-поводырь работает, а не просто украшает человека с инвалидностью – не надо ее гладить, кормить и т.д., если этого не разрешил хозяин.
  7. Разговаривая с человеком на инвалидной коляске или человеком маленького роста, расположитесь так, чтобы ваши и его глаза были на одном уровне. Вам будет легче разговаривать, а вашему собеседнику не понадобится запрокидывать голову.
  8. Не смущайтесь, если случайно сказали: «Увидимся» или: «Вы слышали об этом…?» тому, кто на самом деле не может видеть или слышать. Люди с инвалидностью по слуху или по зрению пользуются теми же привычными словами, потому что они тоже слышат и видят, просто по-другому. Передавая что-либо в руки незрячему, ни в коем случае не говорите: «Пощупайте это», говорите так, как обычно сказали бы — «Посмотрите на это». А человеку на инвалидной коляске не говорите «Подъезжайте, проезжайте». Говорите: «Подойдите туда», «Проходите здесь» (человек ездит на машине или поезде, а на коляске – ходит).
  9. Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко, НЕ кричите. Разговаривая с теми, кто может читать по губам, расположитесь так, чтобы на вас падал свет и вас было хорошо видно, постарайтесь, чтобы вам ничего не мешало и ничто не заслоняло вас. Но имейте в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам.
  10. Обращайтесь к детям и подросткам с инвалидностью по имени, к взрослым – по имени и отчеству, то есть точно так же, как и к другим людям без инвалидности (равноправно, без снисходительности, опеки и покровительства).

—————————————-

ЭТО ВАЖНО: если вы что-то не поняли, не уверены, как себя вести и как говорить – не стесняйтесь, спросите об этом вашего собеседника с инвалидностью. Это будет лучше, нежели он заметит неловкость в общении с ним или услышит от вас неприятное, обидное для себя выражение.

Справка: инвалидность – это социальное, а не медицинское понятие

Как и другие социальные меньшинства, права которых в той или иной мере ущемляются большинством, люди с инвалидностью чувствительны к словам, которые подчеркивают их положение. Для того чтобы изменить его, люди с инвалидностью из разных стран активно пропагандируют определения и понятия, которые не вызывают негативных ассоциаций, не провоцируют жалость или снисходительность. В России этот процесс только набирает силу. Печальный пример начала 2010-х гг.: в статьях газеты «Московский комсомолец» журналисты призывают к новому взгляду на жизнь людей с инвалидностью в городе и при этом прямо в заголовках употребляют слова и словосочетания вроде «калеки», «слепые» и т.п.

В английском языке на смену уничижительному термину «handicapped» (буквальный смысл слова «handicap» – «физический недостаток или увечье») пришел более нейтральный аналог «disabled», который ввели в обращение сами люди с инвалидностью, считающие, что это более верное слово. Почему они на этом настояли? Термин «handicapped» в значении «инвалид» произошел от словосочетания «cap in hand» – «кепка/шапка в руке» (протянутой за помощью), – таким образом, термин «handicapped» ассоциируется с беспомощностью и остается в рамках сугубо благотворительной медицинской модели инвалидности, не позволяющей изменить что-либо в роли и судьбе человека с инвалидностью. К сожалению, на русский язык мы переводим термин «disabled» буквальным образом (как «вышедший из строянетрудоспособныйпришедший в негодность») и поэтому приходим к термину «ограниченные возможности». За рамками нашего знания и понимания остается тот факт, что в современной англоязычной культуре термин «disabled» говорит о неспособности вести активную повседневную жизнь «обычным образом» в силу ограничений, накладываемых на человека с инвалидностью со стороны общества, – и социальная модель инвалидности предлагает изменить эту ситуацию.   

В России пока еще не прижилась корректная терминология, которая предполагает уважительное обращение ко всем людям. Более того, русскоязычная «толерантная» терминология в отношении людей с инвалидностью до сих пор не устоялась – даже в среде людей с инвалидностью присутствуют разные точки зрения на корректность употребления тех или иных терминов. Например, многие незрячие люди требуют, чтобы их называли по-прежнему – «слепыми». Некоторых неслышащих оскорбляют термины «неслышащий», «слабослышащий», «инвалидность по слуху», и они требуют называть их «глухими» и не считать их инвалидами.

Важный пример, который у всех на слуху, – в последние годы вместо термина «инвалид» в СМИ часто употребляют выражение «человек с ограниченными возможностями». Но это выражение не раскрывает тот факт, что возможности человека ограничиваются только извне, условиями жизни и обществом. Многие по умолчанию воспринимают словосочетание «человек с ограниченными возможностями» как характеристику того, что человек ограничен сам по себе (своим дефектом, а не обществом) и что-то «не может», к чему-то «неспособен», постоянно нуждается в посторонней помощи. К тому же возможности абсолютного каждого человека чем-то ограничены, поэтому употреблять это выражение только по отношению к людям с инвалидностью некорректно. Компромиссным вариантом может служить «человек с ограниченными физическими возможностями», но для повседневной речи такое словосочетание оказывается слишком длинным и громоздким.

При социальном подходе к пониманию инвалидности наиболее нейтральным термином оказывается слово «инвалид». Этот термин остается юридически корректным в современной законодательной практике Российской Федерации, но, поскольку мы смотрим на человека, а не на его инвалидность, то и в повседневной речи, и в литературе лучше всего говорить и писать «человек с инвалидностью».


[1] Ст.15 п.4 Конституции РФ: «…международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

Роль «нельзя» в жизни ребенка, или как правильно запрещать

По мнению детских психологов, проблема запретов является важной частью воспитательного процесса. «Не кричи!», «Не бегай!», «Здесь нельзя играть!», «Не балуйся!», «Не трогай это!»… Как часто ребенок слышит эти фразы! Многие родители используют слова «нет» и «нельзя» в адрес своего ребенка несколько десятков раз в день. Стоит ли говорить, что не всегда дети реагируют на запреты так, как хотелось бы. Почему же слово «нельзя» иногда действует на ребенка обратным образом? Что можно, а что нельзя запрещать? Как правильно запрещать ребенку?

Слово «нельзя» в жизни ребенка

Свое первое «нельзя» ребенок обычно слышит в возрасте 6-8 месяцев. Нужно ни запрещать что-то такому маленькому ребенку? Наш ответ – да. В этот период малыш начинает ползать и активно исследовать мир вокруг. Родители уже не могут, как раньше, контролировать действия малыша и вынуждены говорить слово «нет». В раннем возрасте ребенок только начинает понимать, что можно, а что нельзя. Старайтесь запрещать малышу что-либо только в том случае, если это действие угрожает его безопасности или безопасности окружающих. После трех лет ребенок уже способен понять разницу между рисованием на бумаге и на обоях. Соответственно, начиная с этого возраста, запреты можно конкретизировать. Сколько вещей можно запрещать ребенку?

От того, какое количество запретов получает ребенок, зависит, каким человеком он вырастет. Ребенок, который привык, что ему говорят, что можно, а что нельзя, скорее всего впоследствии будет испытывать нехватку уверенности в себе и трудности при принятии решения.

Запреты, безусловно, должны присутствовать в жизни каждого ребенка. Но не стоит ими злоупотреблять. Чтобы вырастить думающего, решительного, уверенного в себе человека, нужно с умом подойти к тому, как преподносить ребенку запреты.

Как правильно запрещать ребенку?

1. Запретов не должно быть много. Подумайте, действительно ли то, что вы ходите запретить, имеет непоправимые последствия? Так ли страшно, если малыш испачкается, играя с красками, или прыгнет в лужу? Чтобы ребенок понимал смысл слова «нельзя», под ним должны подразумеваться только самые строгие запреты (например, не выбегать на дорогу, не совать пальцы в розетку). В ваших силах устроить жизнь так, чтобы запрещать что-то ребенку приходилось как можно реже. Если у вас маленький ребенок, уберите опасные и ценные предметы из зоны доступности. Тогда вы будете точно знать, что малыш может свободно передвигаться по комнате и ему ничего не угрожает. Если ваш ребенок постарше, нужно научиться находить с ним компромисс. Например, чтобы он не мешал вам во время готовки обеда, поставьте рядом игрушечную кухню, пусть ребенок готовит параллельно с вами. Если ребенок требует с ним немедленно поиграть, а вы заняты, не спешите говорить «нет», а предложите ему конкретное условие «я доделаю дела и через 10 мин с тобой поиграю». Объясните ему, почему вы не можете сейчас выполнить его желание.

Чем реже вы будете произносить слова «нет» и «нельзя», тем лучше ребенок будет их понимать.

2. Мнение родителей в отношении запретов должно быть единым. В некоторых семьях складывается ситуация, когда один из родителей старается быть строим, а другой, наоборот, добрым и все разрешает. Попустительская позиция не принесет пользы, так как ребенок будет думать, что запретов можно ослушаться. Если родители не могут договориться, нужно ли запрещать ребенку что-либо или нет, это сбивает его с толку и может приводить к истерикам.

3. Нельзя – значит нельзя! Не отменяйте свой запрет, даже если ребенок будет вас упрашивать, плакать или кричать. Иногда бывает очень трудно устоять перед негативными реакциями на запрет, но поверьте, изменяя свое решение, вы делаете хуже. Только настойчивость родителей дает ребенку возможность предугадать последствия своего поведения и научиться хорошо себя вести.

4. Выберите подходящую интонацию. Иногда, когда мы не знаем, как отказать ребенку, чтобы не показаться «плохим» родителем, говорим это ласково, как бы извиняясь. Или же, наоборот, кричим на детей, чтобы слова скорее подействовали. Психологи утверждают, что запреты нужно озвучивать спокойным тоном, четко и уверенно. Ребенок не должен заподозрить в ваших словах сомнение, иначе он вряд ли воспримет вас всерьез.

5. Не ссылайтесь на мнение других людей. «Не кричи, ты мешаешь соседке делать уроки», «не трогай это, а то нас отсюда выгонят» и т.д. Ограничения, связанные с общественным мнением, кажутся нам естественными. Однако их обилие может привести к тому, что ребенок станет придавать излишнюю важность оценкам и мнениям других людей. Чтобы этого не произошло, не объясняйте свои запреты, ссылаясь на окружающих. Озвучивайте ребенку свое личное мнение и чувства, которые вы испытываете в данной ситуации.

Что можно, а что нельзя запрещать ребенку?

Важно различать запреты по степени их строгости. Категорически запрещены ребенку могут быть действия, связанные с опасностью для жизни и здоровья: например, уходить с незнакомыми людьми, приближаться к огню, драться, выбегать на дорогу, вставать на подоконник. Некоторые запреты могут быть не столь жесткими: соблюдение режима дня, употребление вредных продуктов и т. д. Остальные действия, по мнению специалистов, не требуют запретов. Ребенок имеет право выражать свои эмоции и мнение, пробовать новое, ошибаться. Однако каждый родитель должен решить для себя, что именно для него неприемлемо в поведении ребенка.

В подходе М. Монтессори свобода ребенка от желаний и воли взрослого является одним из основополагающих принципов. Но это не значит, что нельзя ничего запрещать ребенку. В понятие свободы вкладывается не абсолютная вседозволенность, а реализация права ребенка на проявление своей индивидуальности. В Монтессори-группах свобода и дисциплина удивительным образом сочетаются друг с другом. Дети могут свободно перемещаться по комнате и брать с полок любые игрушки, при этом никто не кричит, не бегает, не забывает убирать игрушки на место. Приходите на занятия в детский Монтессори-центр «Созвездие» и убедитесь в этом лично!

Для чего нужны запреты?

Запретов не должно быть много, но и без них совсем обойтись нельзя. Дело в том, что правила и запреты играют очень важную роль в развитии ребенка. Дети постоянно узнают новое о мире вокруг и нуждаются в структурировании информации. Знакомство с правилами поведения делает мир понятным для ребенка. Детям необходимо ощущение стабильности и уверенности во внешнем мире. Например, ребенок спокойно идет спать, зная, что когда он ляжет в кровать, мама прочтет ему сказку. То же самое действует в отношении запретов: к примеру, нельзя есть сладкое, пока не пообедаешь.

Как справиться с негативной реакцией на запрет?

Родителям важно не только знать, как запрещать ребенку что-либо, но и как правильно реагировать на его ответное поведение. Психологи выделяют несколько типов детских реакций на запреты:

  1. Протест, злость, плач. Такая реакция естественна для ребенка, которому не разрешили то, что он хочет. Нужно уметь выдержать такие реакции и правильно на них реагировать. Например, можно сказать ребенку «Я понимаю, ты расстроен из-за того, что…». Принятие и обозначение чувств ребенка позволит ему легче перенести запрет.

  2. Манипуляция. Ребенок пытается добиться своего обходными путями, уговаривают, обращаются за помощью к другому родителю, иногда дело доходит даже до шантажа. Не стоит поддаваться на провокации, иначе у ребенка закрепится эта модель поведения как успешная.

  3. Принятие. Дети просто успокаиваются, когда понимают, что за ними следят и о них заботятся.

Какой бы ни была реакция ребенка на ваш запрет, вы должны быть к ней готовы. Ни в коем случае нельзя уходить и оставлять малыша один на один со своими переживаниями, если он сам этого не хочет. Если ребенок еще маленький, попробуйте отвлечь его и перевести внимание на что-то другое. Как отказать ребенку старше 1,5 лет и не вызвать у него истерику? Нужно попытаться с ним договориться. Обязательно объясните ребенку причину своего отказа и, если это возможно, предложите альтернативу. Умение договариваться поможет ребенку в будущем налаживать контакты с окружающими.

Выводы

Итак, слово «нельзя» в жизни ребенка играет немаловажную роль. Запреты необходимы, чтобы показать маленькому человеку, как можно себя вести в обществе и как нельзя, что может быть опасно для него и окружающих, что вызывает вашу злость. Как и другие правила, запреты делают мир понятным и предсказуем. Но чтобы ребенок понимал смысл ограничений, не стоит говорить слово «нельзя» слишком часто. Не бойтесь предоставить ребенку немного свободы. Он сам научится соблюдать большинство правил, наблюдая за поведение значимых взрослых и сверстников. Если вы чувствуете, что ситуация требует слова «нельзя», запрещайте ребенку уверенно, спокойным голосом, а также обязательно объясните ему, почему вы так поступаете. Не бойтесь негативной реакции со стороны ребенка, если вы правильно на нее среагируете, она быстро сойдет на нет.

Заключение

Проблема запретов остро стоит практически в каждой семье. Помимо того, что дети обычно негативное реагируют на ограничения, зачастую родителям сложно определиться с тем, что стоит запрещать ребенку, а что нет. Часто, оказавшись в проблемной ситуации, мы бессознательно используем запреты, считая, что таким образом быстро и правильно разрешим проблемы. Неосознанные запреты связаны с личностной тревожностью, желанием все контролировать, злостью. Отслеживайте свои эмоции и чувства. Не стесняйтесь обращаться за помощью к специалистам. Психолог детского центра «Созвездие» не только подскажет вам, как правильно запрещать ребенку, но и поможет справиться с другими возможными трудностями, возникающими в процессе воспитания.

Помните, что вы являетесь для своего ребенком самым важным человеком на свете. Чаще хвалите его, проявляйте внимание, слушайте, уважайте его свободу. Только тогда ваш ребенок вырастет уверенным в себе, сильным человеком.

Статью подготовила психолог
Сафонова Мария

Устанавливая здоровые пределы — это может быть выигрыш!

Уилл Джоэл Фридман, доктор философии. является опытным клиницистом с опытом работы со взрослыми, парами, семьями, подростками и детьми старшего возраста с 1976 года. Его цель …Читать больше

«Границы: Пусть их выбирает кто-то другой, и это ограничения.
Выбери их сам, и это принципы.
—Автор неизвестен

Думайте об ограничениях и границах как о синонимах или взаимозаменяемых понятиях, означающих все, что устанавливает демаркационную линию для того, что что-то и что другое . В отношениях предел — это когда вы устанавливаете свое личное пространство из чужого личного пространства — что мое, а что ваше. Где ты заканчиваешься и я начинаю? Где я остановлюсь, а вы начнете? Подобно нашей коже или границам страны, границы помогают отличить одну вещь от другой. Даже то, что принадлежит нам, является взаимно согласованным творением того, что воспринимается как уместное, приемлемое поведение в отношениях для всех сторон. Некоторые просто объявляют ограничения, говоря «нет» и имея в виду это.

Дисциплины всех мыслимых видов помогают установить структурированные ограничения, которые усиливают контроль над нашим поведением. Дисциплина означает обучение, которое развивает самоконтроль, характер или организованность и эффективность. Дисциплины бывают самых разных видов: упражнения, уборка, планы питания, время молитвы, изучение Священных Писаний, чтение, академическое изучение, совершенствование ремесла, развитие навыков, совершенствование спорта и целый ряд навыков по уходу за собой и другими людьми. Каждая дисциплина, которую вы развиваете, является ключом к установлению ограничений за счет большего контроля над тем, что вы делаете, своими действиями. Способность дисциплинировать себя может определить, какое уважение вы получите от других.

Границы в отношениях можно установить физически и психологически. Физические ограничения включают в себя то, как мало или сколько личного пространства вам нужно вокруг вас, когда вы находитесь с кем-то, уровни зрительного контакта, количество затрачиваемого времени и энергии, прикосновения и сексуальное поведение. Психологические ограничения включают терпимость или нетерпимость к индивидуальным различиям, чувствам, мыслям, убеждениям, выбору, времени в одиночестве, конфиденциальности и секретам. Когда любые два человека устанавливают свои границы, это является как индивидуальным решением, так и парными переговорами. Четкое знание своих ценностей, принципов и предпочтений имеет решающее значение, чтобы иметь возможность проводить линии, которые вам удобны.

Какой смысл в установлении, поддержании и обеспечении соблюдения норм и границ? Книга Уильяма Голдинга « Повелитель мух » (1954) и последующий фильм Питера Брука 1963 года дают блестящую, холодную картину того, что происходит в обществе без правил, законов и власти. В этой истории рассказывается о группе молодых парней, которые борются за выживание, оказавшись на острове. В то время как раковина наделена способностью говорить и быть услышанным, этот слабый пережиток власти вскоре истекает. Последовавшие за этим ужасы анархии, сопровождаемые зверствами каннибализма, насилием и случайными убийствами, являются неизбежным результатом общества, лишенного совести.

Исследуйте свои возможности сегодня

Правила создают упорядоченную структуру, определяя приемлемые стандарты поведения. Хотя многие индивидуалисты могут жаловаться, действовать и пренебрегать законами, они обычно предпочитают их хаосу и непредсказуемым последствиям их отсутствия. Мальчики с острова Голдинга говорят о том, что предпочитают взрослую власть и моральные стандарты добра и зла, даже когда они становятся свидетелями эскалации безумия, разрушающего их мир.

Без границ наши социальные отношения и общество в целом выродились бы в распущенность, хаос, анархию и вседозволенность. Это, конечно, в какой-то степени уже произошло, учитывая широко распространенное отсутствие ограничений в западных обществах . Возможно, это объясняет редкое использование терминов цивилизация или культура в наши дни! Свобода, истинная свобода, может иметь место и имеет смысл только внутри структуры, то есть с ограничениями и границами.

Учитывая полное отсутствие ограничений в нашем мире, каждая встреча — это еще одна возможность проверить и установить ограничения с четкими последствиями их соблюдения или нарушения. Приятно встретить кого-то, у кого уже есть отличные лимиты, так что вы можете расслабиться и насладиться встречей. Ограничения — это форма структуры, которая сохраняет ответственную, уважительную свободу и предлагает необходимые поддерживающие структуры для обучения и победы. Достижение этих целей с помощью четких, заслуживающих доверия рассуждений в сочетании с настойчивым поведением, устанавливающим ограничения, имеет решающее значение для продуктивной, психологически здоровой жизни.

Ограничения могут быть определены следующими шестью качествами:

  1. Присутствие в вашем сознании : Это ключ, чтобы установить, изменить или отпустить.
  2. Защита всех сторон : Это важно для безопасности и благополучия.
  3. Ясно и конкретно : Точность в отношении себя и других очень важна.
  4. Подходящим образом резонирует с внутренними ценностями : Соответствует вашим принципам.
  5. Прочный и гибкий : Устанавливает жесткость или ослабленность ваших ограничений.
  6. Реально может поддерживаться : Быть адаптируемым для поддержания реалистичных пределов.

Границей в отношениях является общение не словесно или в вашем поведении, а смысл! Когда мы с вами говорим «нет», мы устанавливаем границу в одно слово. «НЕТ» — это законченное предложение! Мы с вами проводим пресловутую линию на песке, сообщая: «Не заходите дальше этой точки». Если другой человек нарушает это основное правило, которое вы утверждали, то вы сообщаете ему или ей о последствиях, которых вы добьетесь, если он будет упорствовать в таких нарушениях границ.

Простым форматом для установки и обеспечения соблюдения ограничений является этот трехэтапный процесс:

  1. Вы или кто-то другой говорите о неадаптивном поведении , которое нарушает ваши границы. Три иллюстрации призывают кого-то говорить с набитым ртом, наступать вам на ногу или прикасаться к вам нежелательным образом.
  2. Вы указываете точные границы, необходимые для продолжения взаимодействия и отношений. Соответственно, те же три примера делают конкретные просьбы говорить только тогда, когда ваш рот не пережевывает пищу, немедленно оторвать ногу и прекратить касаться вас в этот момент.
  3. Вы определяете последствия, которые произойдут, если граница будет продолжать нарушаться. Снова, соответственно, используя те же примеры, вы обещаете выйти из-за стола, чтобы поесть наедине, физически помочь человеку подняться с ноги и физически защитить себя и сообщить о домогательствах.

Суть установки эффективных ограничений заключается в том, кто устанавливает ограничения, когда они устанавливаются и в какой степени устанавливаются границы. Вы устанавливаете границы, и они воспринимаются как свободы и доставляют удовольствие; пусть кто-то другой устанавливает их для вас, и они воспринимаются как ограничения и переживаются как обиды. Чем дольше вы откладываете установление необходимых ограничений, тем выше вероятность того, что кто-то другой будет вынужден установить границы за вас.

Вот полезная стратегия: вы достаточно рано устанавливаете необходимые ограничения и структуры, чтобы пожинать плоды этих желанных свобод и создавать меры защиты от других, которые должны устанавливать их за вас. Возьмите под свой контроль свою жизнь, или это сделает кто-то другой! Дело не в контроле; речь идет о том, чтобы определить неустановленный предел, быстро действовать настойчиво, устанавливая его и разрабатывая то, что работает.

Как и в любой комедии, время играет решающую роль в эффективном установлении ограничений. Действуйте слишком быстро, и другая сторона решит, что ее или ее отвергли или осудили негативно, и у нее может развиться подозрительное, недоверчивое отношение. Действуйте слишком медленно, и другая сторона станет сопротивляться, настойчиво спрашивая: «Почему?» из-за непонимания, и вы можете стать неподвижным, тем более что сбитое с толку животное не склонно действовать. Не сообщая об угрозе осуждения или произвола, вы можете намеренно устанавливать ограничения, исходя из необходимости порядка в сочетании с практичностью.

Суть вопроса с ограничениями именно там, где вы проводите линию. Насколько твердо или свободно вы просите и настаиваете на своей просьбе? Насколько твердо или небрежно вы отказываетесь и не уступаете чужой просьбе? Вот пятибалльная шкала (адаптированная от Марши Линехан) для сознательного проведения линии с установлением здоровых пределов и границ:

Твердо просить, быть настойчивым 5
 
Твердо откажись, не сдавайся
Твердо просить, сопротивляться нет 4
 
Твердо отказывайтесь, сопротивляйтесь сдаче
Запрос, переговоры, встречное предложение 3
 
Нежелание государства, встречное предложение
Спросите предварительно, не принимайте 2
 
Заявить о нерешительности, сдаться и сказать «да»
Не спрашивай, соглашайся на нет 1 Автоматически делать то, что хотят другие

В некоторых ситуациях, людях и средах вы можете склоняться к одному или другому концу этой шкалы по целому ряду соображений. Часто это зависит от того, насколько важен и важен для вас конкретный вопрос. Простой для запоминания способ — спросить себя: «Насколько это важно для меня?» Затем оцените важность или интенсивность проблемы по шкале от 1 до 10, где 1 — очень низкая, а 10 — высокая. Чем больше вы вложили, тем выше по пятибалльной шкале вы хотите установить ограничения; чем меньше вы инвестируете, тем ниже вы стремитесь. Цель состоит в том, чтобы сознательно установить ограничения, вместо того, чтобы играть в выжидательную игру, чтобы увидеть, сделает ли кто-нибудь когда-либо это.

Как ни странно, после установления ограничений и вынесения чужого ворчания не слишком удивляйтесь, если вас оценят. После того, как я установила границы с сыном и ситуация была завершена, он не мог перестать обнимать и целовать меня. Я полагаю, он оценил, что я не продал его задешево. Устанавливая высокие стандарты и границы, мой сын знает, что я знаю, что он может достичь еще большего. Он также знает, что я достаточно любила его, чтобы требовать от него более ответственного поведения. Я подозреваю, что этот шаблон применим ко всем, с кем вы устанавливаете ограничения. Мир может сначала ворчать, а потом обожать вас

Продолжайте читать Автор Уилл Джоэл Фридман, доктор философии.

Читать в порядке публикации

3 вещи, которые ограничивают ваш потенциал, и как их преодолеть ». ~George Sheehan

Распорядок такой: просыпаюсь, делаю свою работу, смотрю телевизор и ложусь спать.

Не так давно это был обычный день в моей жизни. Это было не слишком насыщенно и не слишком сложно, и, честно говоря, чем менее сложным было это, тем меньше стресса было для меня — по крайней мере, я так думал.

Я работал в Интернете несколько лет, и мой доход был не таким, как я хотел. На самом деле, это было довольно далеко от цифр, которые крутились у меня в голове! Но, тем не менее, я каждый день выполнял одни и те же действия, надеясь, что однажды я достигну этих цифр благодаря упорному труду и настойчивости.

Я твердо верю в необходимость действовать, чтобы создать жизнь, которую вы хотите, и в тот момент я думал, что — это действие.

В течение дня я усердно работал над написанием статей, усовершенствованием SEO моего веб-сайта и размещением сообщений на форумах. Я делал это ежедневно, потому что мое расписание на стене говорило мне делать это, чтобы добиться успеха. Он даже сказал мне, когда перестать делать одно и начать делать другое.

Время от времени я читал статьи других интернет-маркетологов и блоггеров о построении ссылок и создании сетей. Даже мой муж, который занимается недвижимостью, рассказывал о тех отношениях, которые он строил, и о том, как это помогло ему в его бизнесе.

Но я продолжал отмахиваться от этих идей, потому что они были за пределами моей зоны комфорта.

Я не хотел разговаривать с людьми и строить отношения. Я никогда не был общительным человеком, и это не входит в мою зону комфорта.

Затем я начал читать Джека Кэнфилда « Принципы успеха ». Я понял, что если я когда-нибудь замечу перемены в своем бизнесе и жизни, мне придется выйти за пределы своей зоны комфорта. Мне пришлось пойти на риск, который меня пугал, и столкнуться лицом к лицу со своими страхами, чтобы понять, на что я способен и чего я могу достичь.

Теперь я понимаю, что переживал из-за того, что не добился успеха, в основном из-за того, что не хотел чувствовать себя некомфортно. Теперь я знаю, что вознаграждение за выход из своей зоны комфорта стоит первоначальной нервозности, которая кричит: «Убирайся отсюда и возвращайся к тому, что кажется знакомым и безопасным!»

Теперь я каждый день стараюсь делать что-то одно, что находится за пределами моей зоны комфорта. Я обнаружил, что каждый раз, когда я делаю что-то, что раньше обычно пропускал, я становлюсь сильнее и увереннее. С каждым достижением я реализую свои способности и потенциал.

Хотите открыть для себя новые возможности и успех? Тогда выходите из зоны комфорта! Вот несколько вещей, которые могут удерживать вас от того, чего вы хотите, а также некоторые причины и способы выйти за их пределы.

1. Отказ

Отказ может привести к тому, что вы почувствуете, что вы недостаточно хороши, поскольку это часто приводит к критике со стороны вас самих или кого-то другого. Используйте эту критику, чтобы узнать, как вы можете стать лучше, чтобы добиться успеха. Как только вы поймете, что вам нужно развивать, вы можете поработать над этими областями и попробовать еще раз. Если вы будете продолжать учиться и расти, вы добьетесь успеха.

Например, если вы отправите статью и получите электронное письмо с отказом, потому что ваши навыки письма не на должном уровне, вы легко можете почувствовать себя некомпетентным писателем, сдаться и никогда больше не отправлять новую статью.

Или вы можете принять критику, извлечь из нее уроки и вернуться с чем-то гораздо более сильным. Идти буквально некуда, кроме как вверх. Узнайте все, что можете, о профессиональном писательстве (или о том, чем вы занимаетесь). С некоторой практикой и настойчивостью вы в конечном итоге опубликуете свою статью.

Небольшой отказ неизбежен, но если вы готовы продолжать попытки, вы увидите и прогресс, и результаты.

2. Страх

Страх сдерживает очень многих людей в жизни. Страх результата, страх неизвестного, страх оказаться недостаточно хорошим и страх потерпеть неудачу — мы проходим через них все. Вы можете нагромождать страх на страх, пока в конце концов вам не станет легче просто забыть обо всей этой идее и заняться чем-то, что доставляет вам удовольствие.

Страх проистекает из наших представлений о себе, которые исходят из нашего опыта и отзывов семьи и друзей. Если у вас был негативный опыт с чем-то, вы можете бояться снова испытать это негативное чувство. Если вам сказали, что вы не можете что-то сделать, возможно, вы боитесь, что вы действительно не можете этого сделать.

Вам нужно избавиться от этих ограничивающих убеждений и преодолеть страх. Вы можете сделать это, используя позитивные утверждения о себе и постоянно используя позитивный внутренний диалог, чтобы повысить уровень своей уверенности. Это также помогает окружить себя людьми, которые верят в вас и ваши способности и подталкивают вас вперед, чтобы противостоять вашим страхам.

3. Неспособность

Иногда мы знаем, что не можем что-то сделать, а иногда мы пытались что-то сделать раньше и потерпели неудачу. Например, если вы никогда раньше не пробовали плавать, то задача переплыть озеро может показаться нереальной. С другой стороны, если вы уже пытались переплыть озеро раньше и потерпели неудачу, то вы можете считать, что просто не можете этого сделать.

К счастью для нас, каждый может преодолеть неспособность. Приложив достаточно усилий, вы можете выучить практически все, что захотите. Вам просто нужно найти информацию или помощь и начать учиться и практиковать.

Например, вы можете брать уроки плавания, даже если вам нужно начать с класса для начинающих. В конце концов, вы перейдете к более продвинутым урокам плавания и вскоре будете плавать самостоятельно. Затем вы можете практиковаться в плавании на большие расстояния, пока не почувствуете уверенность, что сможете пересечь это озеро.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts