Синквейн для дошкольников примеры: МБДОУ «Детский сад № 28»

«Синквейн как методический прием закрепления знаний детей о профессиях»

Синквейн как методический прием закрепления знаний детей о профессиях.

Как интересно рассказать детям о разных профессиях и закрепить у них новые знания? Предложите им составить синквейн. Какую структуру имеет дидактический синквейн и как использовать его в работе с дошкольниками, читайте в статье.

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – нерифмованное стихотворение из пяти строк. Форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем синквейн стали использовать в дидактических целях. Как эффективный метод он позволяет развивать образную речь.

Методический прием синквейн поможет сформировать у детей позитивные установки к различным видам труда и творчества (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»). С его помощью воспитатели познакомят дошкольников с профессиями взрослых, закрепят у них новые знания и расширят словарный запас. В статье – структура дидактического синквейна, рекомендации, как его использовать на занятиях, и семь примеров детских синквейнов.

Как научить детей составлять синквейны

Синквейн – игровой прием. Его структура проста и доступна даже маленьким детям. Однако игру в синквейны лучше проводить со старшими дошкольниками. Их мыслительные, коммуникативные, речевые навыки и умения позволят им быстро освоить правила игры и почувствовать себя успешными.

Чтобы научить детей составлять синквейн, воспитатель должен рассказать, из чего он состоит. Традиционный синквейн состоит из пяти строк и основан на подсчете слогов в каждом стихе. В работе с детьми дошкольного возраста следует использовать дидактический синквейн. Он основывается не на фиксированном количестве слогов, а на заданных содержании и синтаксической структуре каждой строки. Структура дидактического синквейна представлена в таблице.

Соблюдать правила составления синквейна не обязательно, т. к. это форма свободного творчества детей. При этом воспитатель должен предлагать дошкольникам известные им темы и показывать образец. Если они затрудняются составить синквейн, воспитатель помогает наводящими вопросами.

Воспитателю нужно быть готовым к тому, что не всем детям понравится составлять синквейны, потому что работа над ним требует размышления, большого словарного запаса, и умения выражать свои мысли. В таких случаях воспитатель должен помогать детям, поощрять их желание импровизировать. Постепенно они привыкнут к правилам нерифмованных стихотворений, а составление синквейнов станет для них веселым и занимательным занятием. По мнению педагога В. Ф. Шаталова, «даже мгновенное озарение может стать той первой искрой, из которой рано или поздно возгорится пламя творческого поиска».

На разных этапах изучения материала воспитатель может предложить детям составить новый синквейн, скорректировать готовый или составить краткий рассказ, используя входящие в состав синквейна слова и фразы.

Воспитателю следует собрать копилку синквейнов: по стихотворениям, мультфильмам, прочитанным рассказам и сказкам, ситуациям из жизни. Образцы синквейнов можно демонстрировать во время бесед, литературных встреч, на родительских собраниях. Дети, как настоящие поэты, будут гордиться своими сочинениями.

Структура дидактического синквейна

Как использовать синквейн, чтобы закрепить знания детей о профессиях

Семь преимуществ синквейна

1.Помогает детям понять и запомнить новое содержание.

2.Развивает коммуникативные и речевые навыки.

3.Обогащает словарный запас.

4.Учит формулировать ключевую фразу (идею).

5.Подготавливает к краткому пересказу.

6.Совершенствует творческие и мыслительные способности.

7.Учит взаимодействовать со сверстниками, оценивать свои и чужие способности

Знакомство с профессиями.

Воспитатель знакомит детей с профессиями, например, художника и скульптора. Рассказывает, чем занимаются эти специалисты, показывает иллюстрации или мультимедийную презентацию. В конце занятия воспитатель предлагает детям составить синквейны об этих профессиях.

На данном этапе синквейн учит детей пересказывать то, что прочитал или рассказал воспитатель. Они получают представления о частях речи, предложении, стремятся соблюдать интонацию. При составлении синквейнов активизируется словарный запас, дошкольники начинают активно использовать в речи синонимы, антонимы.

Это занятие помогает детям выразить свое отношение к полученным знаниям. Кроме того, это способ контроля и самоконтроля. Дети могут сравнивать и оценивать получившиеся синквейны, обмениваться впечатлениями.

Уточнение знаний о профессиях. Например, воспитатель просит рассказать детей о ветеринаре и совместно с ними составляет синквейн. Это позволяет воспитателю понять, что уже знают дети о данной профессии, и дает возможность подкорректировать их знания, донести до них нужную информацию.

Затем предлагает дошкольникам дома с родителями найти дополнительную информацию об этом специалисте. Задача следующего занятия – скорректировать или совершенствовать уже готовый синквейн.

Повторение материала предыдущего занятия. Чтобы вспомнить профессии, о которых говорили на предыдущем занятии, воспитатель предлагает детям составить краткий рассказ по готовым синквейнам.

Заключительное задание по пройденному материалу. Воспитатель в течение 3–4 занятий рассказывает детям о профессиях людей, которые работают в детском саду, проводит беседы. На заключительном занятии по этой теме он предлагает детям составить синквейны о профессиях, например, воспитателя, младшего воспитателя, повара. В данном случае синквейн помогает провести рефлексию, анализ и синтез полученной детьми информации. Такое задание активизирует и развивает мыслительную деятельность дошкольников. Они учатся находить и выделять в большом объеме информации главную мысль. Изученный на занятии материал приобретает эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению.

Таким образом, благодаря синквейну дошкольники лучше усваивают новую информацию, не только запоминают названия профессий, но и понимают их содержание, используют полученные знания в игровой деятельности, реализуют свои творческие, интеллектуальные способности.

Примеры синквейнов о профессиях взрослых, которые составили дети, представлены в приложении.

Приложение

Примеры синквейнов о профессиях, которые составили дети

ДИДАКТИЧЕСКИЙ СИНКВЕЙН В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР

Автор: Букаева Татьяна Ивановна

ДИДАКТИЧЕСКИЙ СИНКВЕЙН В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР

Современные технологии в логопедии синквейн.

 

Букаева Татьяна Ивановна, учитель-логопед

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад №5 «Сказка» г.Поронайск Сахалинская область

 

         Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями.

         В статье описывается опыт работы логопеда об актуальности и целесообразности использования дидактического синквейна в логопедической практике  для детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста и  объясняется тем, что новая технология открывает новые возможности в развитии речи.

 

          Именно через современные технологии в логопедии, дидактический синквейн помогает:

— оптимизировать работу учителя – логопеда;

— гармонично вписывается в работу по развитию ЛГК;

— не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность;

— способствует обогащению и актуализации словаря;

— уточняет содержание понятий;

— является диагностическим инструментом;

— даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала;

— носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию ВПФ (памяти, внимания, мышления).

         Чем богаче и правильнее речь, тем легче высказывать свои мысли, общаться со сверстниками, а значит и адаптироваться в социуме. На своих занятиях решили использовать дидактический синквейн. Синквейн переводится с французского как «пять строк»:

1. первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;

2. вторая строка – два слова, прилагательные;

3. третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

4. четвертая строка — фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;

5. пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (это может быть одно слово).

         Известно, что  у дошкольников   с общим недоразвитием речи  страдают все стороны речи, а также высшие психические функции: память, внимание, мышление. Логопедическое обследование детей старшего дошкольного возраста с ОНР группы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №5 «Сказка» г.

Поронайска подтверждает данные. У детей низкий уровень сформированности словаря. Дети плохо запоминают лексическую терминологию. Неверное употребление предложных конструкций, неадекватно её используют. Низкий уровень сформированности связного высказывания. Не могут грамматически правильно оформить предложение. Не умеют составлять рассказы по картинкам. В качестве примера мы приводим рассказ, составленный ребенком 5 лет: «Зайчик. Ушки. Бегать. Боится мишку».

        Цель дидактического синквейна –  совершенствование словарной работы, как основы развития речи в целом.

         Использование дидактического синквейна позволяет  в непосредственно образовательной деятельности с детьми  решить следующие задачи:

— расширять и актуализировать словарный запас;

— развивать лексико-грамматические категории;

— обучать умению выражать свои мысли, вырабатывать способности к анализу;

— облегчать процесс усвоения понятий и их содержание;

— согласовывать существительные с прилагательными и глаголами.

 

          Коррекционно-образовательная  работа строится на основе интеграции способов и методов дидактического синквейна, развивают и совершенствуют  мыслительные способности дошкольников с нарушением речи, позволяют мыслить более продуктивно. Инновационность данной методики – создание  условий для развития личности, способной критически мыслить, т.е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

          Лексический принцип построения непосредственно  образовательной деятельности играет  важную роль в активизации и расширении словаря, получении знаний об окружающем мире, облегчает процесс усвоения понятий и их содержания, учит коротко, но точно выражать свои мысли, закрепляет знания по изученным лексическим темам, способствует развитию ВПФ (памяти, внимания, мышления).

         Самым сложным типом речи является мыслительная деятельность, рассуждение. Дидактический синквейн имеет несколько иное построение и не основывается на слоговой зависимости. Его характеризует  смысловая и синтаксическая заданность каждой строки.

        Дидактический синквейн –  технология, не требующая особых условий для использования и органично вписывающаяся в работу по развитию лексико–грамматических категорий у дошкольников.

         В заключение  мы хотим сказать, что технология «Дидактический синквейн» гармонично сочетает в себе элементы трех основных образовательных систем:

·         информационной;

·          деятельностной;

·         личностно ориентированной.

 

           Эффективность  нашей работы в данном направлении  подтверждается данными итогового исследования связной речи. Оценивая использование  современной технологии в логопедии синквейн, мы отметили, что у детей улучшились показатели в лексико-грамматическом оформлении высказывания с адекватным использованием лексических средств.  В меньшей степени наблюдается стереотипность грамматического оформления и нарушение порядка слов. Грамматические конструкции употребляются детьми в виде сложных, распространенных предложений, обеспечивается её логическая завершенность.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts