В основе личностного конструкта лежат: Теория личностных конструктов Дж. Келли — FINDOUT.SU

Теория личностных конструктов Дж. Келли — FINDOUT.SU

Поможем в ✍️ написании учебной работы

Имя

Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Выберите тип работыЧасть дипломаДипломная работаКурсовая работаКонтрольная работаРешение задачРефератНаучно — исследовательская работаОтчет по практикеОтветы на билетыТест/экзамен onlineМонографияЭссеДокладКомпьютерный набор текстаКомпьютерный чертежРецензияПереводРепетиторБизнес-планКонспектыПроверка качестваЭкзамен на сайтеАспирантский рефератМагистерская работаНаучная статьяНаучный трудТехническая редакция текстаЧертеж от рукиДиаграммы, таблицыПрезентация к защитеТезисный планРечь к дипломуДоработка заказа клиентаОтзыв на дипломПубликация статьи в ВАКПубликация статьи в ScopusДипломная работа MBAПовышение оригинальностиКопирайтингДругое

Нажимая кнопку «Продолжить», я принимаю политику конфиденциальности

Джордж Келли, практикующий медицинский психолог, был одним из первых персонологов, кто придал особое значение когнитивным процессам как основной черте функционирования человека.

В соответствии с его теоретической системой, получившей название психология личностных конструктов, человек по существу — ученый, исследователь, стремящийся понять, интерпретировать, предвидеть и контролировать мир своих личных переживаний для того, чтобы эффективно взаимодействовать с ним. Эта точка зрения на человека как на исследователя лежит в основе теоретических построений Келли, а также современной когнитивной ориентации в психологии личности.

Келли настоятельно советовал своим коллегам-психологам не смотреть на испытуемых как на пассивные организмы, «реагирующие» на внешние раздражители. Он напоминал им, что испытуемые ведут себя так же, как ученые, делающие вывод на основе прошлого опыта и строящие предположения о будущем.

БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК

Джордж Александер Келли (George Alexander Kelly) родился в фермерской общине около Уичиты, штат Канзас, в 1905 году. Сначала он учился в сельской школе, где была всего одна классная комната. Позже родители отправили его в Уичиту, где в течение четырех лет он учился в четырех средних школах.

Родители Келли были очень религиозны, трудолюбивы, не признавали пьянство, игру в карты и танцы. Традиции и дух Среднего Запада глубоко почитались в его семье, а Келли был обожаемым единственным ребенком.

Келли в течение трех лет учился в Университете Френдз, а потом один год в Парк-колледже, где получил степень бакалавра по физике и математике в 1926 году. Сначала он думал сделать карьеру в качестве инженера-механика, но, отчасти под влиянием межуниверситетских дискуссий, обратился к социальным проблемам. Келли вспоминал, что его первый курс по психологии был скучным и неубедительным. Лектор уделял много времени обсуждению теорий научения, но Келли это не заинтересовало.

После колледжа Келли учился в Университете Канзаса, изучая педагогическую социологию и трудовые отношения. Он написал диссертацию, основанную на исследовании способов проведения свободного времени среди рабочих Канзас-сити, и получил степень магистра в 1928 году. Затем он переехал в Миннеаполис, где вел класс по развитию речи для Ассоциации американских банкиров и класс по американизации для будущих граждан Америки. Затем он работал в колледже для подростков в Шелдоне, штат Айова, где встретился со своей будущей женой Глэдис Томпсон, преподавательницей той же школы. Они поженились в 1931 году.

В 1929 году Келли начал вести научную работу в Эдинбургском университете в Шотландии. Там в 1930 году он стал бакалавром в области образования. Под руководством сэра Годфри Томсона, выдающегося статистика и педагога, он написал диссертацию по проблемам прогноза успешности в преподавании. В том же году он возвратился в Соединенные Штаты в Государственный университет Айовы в качестве претендента на докторскую степень по психологии. В 1931 году Келли получил степень доктора. Его диссертация была посвящена изучению общих факторов при расстройствах речи и чтения.

Келли начал свою академическую карьеру как преподаватель физиологической психологии в Форт-Хейском колледже штата Канзас. Затем, в середине Великой депрессии, он решил, что ему следует «заниматься чем-то еще, кроме преподавания физиологической психологии» [Kelly, 1969, р. 48]. Он стал заниматься клинической психологией, даже не будучи формально подготовленным в области эмоциональных проблем. В течение 13-летнего пребывания в Форт-Хейсе (1931-1943) Келли разработал программу передвижных психологических клиник в Канзасе. Он со своими студентами много разъезжал, оказывая необходимую психологическую помощь в системе государственных школ народного образования. На основе этого опыта родились многочисленные идеи, которые позже были включены в его теоретические формулировки. В этот период Келли отошел от фрейдовского подхода к терапии. Его клинический опыт подсказывал, что люди на Среднем Западе больше страдают от продолжительной засухи, пыльных бурь и экономических трудностей, чем от сил либидо.

Во время второй мировой войны Келли в качестве психолога подразделения морской авиации возглавлял программу по обучению местных гражданских летчиков. Он также работал в авиационном отделении Бюро медицины и морской хирургии, где оставался до 1945 года. В этом году он был назначен помощником профессора в Университет Мэриленда.

После окончания войны возникла значительная потребность в клинических психологах, так как у многих американских военных, возвращавшихся домой, были разнообразные психологические проблемы.

Действительно, вторая мировая война была важным фактором, повлиявшим на развитие клинической психологии как составной части науки о здоровье. Келли стал выдающейся фигурой в этой области. В 1946 году он вышел на государственный уровень в психологии, когда стал профессором и директором отдела клинической психологии в Государственном университете Огайо. За 20 лет, проведенных здесь, Келли завершил и опубликовал свою теорию личности. Он также проводил программу клинической психологии для лучших выпускников высших учебных заведений Соединенных Штатов.

В 1965 году Келли начал работать в Университете Брандейс, куда он был приглашен на кафедру наук о поведении. Этот пост (сбывается мечта профессора) дал ему большую свободу для продолжения его собственных научных исследований. Он умер в 1967 году в возрасте 62 лет. До самой смерти Келли составлял книгу из бесчисленных докладов, которые он делал в последнее десятилетие. Исправленный вариант этой работы был опубликован посмертно в 1969 году под редакцией Брендана Мэра (Brendan Maher).

Самый известный научный труд Келли — двухтомная работа «Психология личностных конструктов» (1955). В ней описываются его теоретические формулировки понятия личности и их клинические приложения. Студентам, желающим познакомиться с другими аспектами работы Келли, рекомендуются следующие книги: «Новые направления в теории личностного конструкта»; «Психология личностного конструкта» и «Развитие психологии личностного конструкта».

ОСНОВЫ КОГНИТИВНОЙ ТЕОРИИ

Все теории личности в своей основе имеют определенные философские положения о природе человека. То есть взгляд персонолога на сущность человеческой природы имеет большое влияние на разработанную им модель личности. В отличие от многих теоретиков личности, Джордж Келли определенно признавал, что все концепции природы человека, включая его собственную, исходят из основных положений.

Он построил свою теорию личности на основе целостной философской позиции — конструктивного альтернативизма.

Конструктивный альтернативизм

Теперь, когда люди всех возрастов разрабатывают альтернативные стили жизни и способы мировосприятия, оказалось, что теория Джорджа Келли, появившаяся в 1955 году, необычайно опередила свое время. Лежащий в основе философии Келли конструктивный альтернативизм дает людям поразительное количество возможностей для выбора альтернативы банальному. Фактически эта философия даже требует, чтобы люди поступали таким образом.

Как доктрина конструктивный альтернативизм доказывает, «что все наше современное толкование мира нуждается в пересмотре или замене» [Kelly, 1955, р. 15]. Ничто не свято и ничто не оставляет неизгладимого следа. Не существует политики, религии, экономических принципов, социальных льгот или даже внешней политики по отношению к странам третьего мира, которые были бы абсолютно и непреложно «верными». Все изменится, если люди просто посмотрят на мир с другой стороны.

Келли утверждал, что не существует такой вещи в мире, относительно которой «не может быть двух мнений».Осознание человеком действительности — это всегда предмет для истолкования. По мнению Келли, объективная реальность, конечно, существует, но разные люди осознают ее по-разному. Следовательно, ничто не постоянно и не окончательно. Правда, как и красота, существует только в сознании человека.

Поскольку факты и события (как и весь человеческий опыт) существуют только в сознании человека, есть различные способы их истолкования. Для примера рассмотрим случай, когда девочка берет деньги из кошелька своей матери. Что это означает? Факт прост: деньги вынуты из кошелька. Однако, если мы попросим детского терапевта истолковать это событие, то он может дать детальное объяснение чувств девочки по поводу неприятия ее матерью, которое, возможно, возникло как результат фрустрации матери по поводу того, что она должна оставаться дома и растить дочь, а не делать свою личную карьеру.

Если мы спросим у матери, та может сказать, что ее дочь «плохая» и ей не стоит доверять. Отец девочки может предположить, что она «недисциплинированная». Дедушка может рассматривать этот факт как детскую проказу. А сама девочка может считать это ответом на нежелание родителей давать ей достаточно денег на карманные расходы. В то время как само событие (присвоение денег) отрицать невозможно, его значение открыто для альтернативного истолкования. Следовательно, любое событие можно рассматривать с разных сторон. Людям предоставляется великолепный набор возможностей в интерпретации внутреннего мира переживаний или внешнего мира практических событий. Келли резюмировал свою приверженность конструктивному альтернативизму следующим образом: «…какова бы ни была природа или чем бы в конце концов ни обернулись поиски правды, мы сегодня сталкиваемся с фактами, которым можно дать столько объяснений, сколько в состоянии придумать наш разум».

Интригующую природу конструктивного альтернативизма можно оценить еще лучше, если сравнить ее с одним из философских принципов Аристотеля. Аристотель выдвигает на первое место принцип идентичности: А есть А. Вещь в себе и вне себя переживается и интерпретируется одинаково каждым человеком. Например, автомобиль, припаркованный на той стороне улицы, не перестает быть одним и тем же физическим объектом, вне зависимости от того, кто смотрит на него. Из этого следует, что факты социальной реальности одинаковы для всех. Келли же полагает, что А — это то, что индивид объясняет как А! Реальность — это то, что мы истолковываем как реальность, факты всегда можно рассматривать с различных точек зрения. Тогда, если быть последовательным, нет истинного или валидного способа интерпретации поведения человека. Пытаемся ли мы понять поведение другого человека, или наше собственное, или саму природу Вселенной, всегда существуют «конструктивные альтернативы», открытые для нашего разума. Более того, концепция конструктивного альтернативизма предполагает, что наше поведение никогда полностью не определено. Мы всегда свободны до некоторой степени в пересмотре или замене нашего толкования действительности. Однако в то же время, Келли полагает, что некоторые наши мысли и поведение определены предшествующими событиями. То есть, как вскоре станет совершенно очевидно, когнитивная теория построена на стыке свободы и детерминизма. Говоря словами Келли: «Детерминизм и свобода неразрывны, так как то, что определяет одно, есть, по тому же признаку, свобода от другого».

Люди как исследователи

Как уже говорилось, Келли придавал большое значение тому, как люди осознают и интерпретируют свой жизненный опыт. Теория конструкта, следовательно, сосредоточена на процессах, которые позволяют людям понять психологическую сферу своей жизни. Это приводит нас к модели личности Келли, основанной на аналогии человека как исследователя. А именно, он делает предположение, что подобно ученому, который изучает некий феномен, любой человек выдвигает рабочие гипотезы о реальности, с помощью которых он пытается предвидеть и контролировать события жизни. Разумеется, Келли не утверждал, что каждый человек буквально является ученым, который наблюдает какие-то явления природы или социальной жизни и использует сложные методы для сбора и оценки данных. Такая аналогия чужда его точке зрения. Но он все-таки предположил, что все люди — ученые в том смысле, что они формулируют гипотезы и следят за тем, подтвердятся они или нет, вовлекая в эту деятельность те же психические процессы, что и ученый в ходе научного поиска [Kelly, 1963]. Таким образом, в основе теории личностных конструктов лежит предпосылка о том, что наука является квинтэссенцией тех способов и процедур, с помощью которых каждый из нас выдвигает новые идеи о мире. Цель науки — предсказать, изменить и понять события, то есть основная цель ученого — уменьшить неопределенность. Но не только ученые — все люди имеют такие цели. Мы все заинтересованы в предвидении будущего и построении планов, основанных на ожидаемых результатах. Чтобы проиллюстрировать эту модель поведения человека, посмотрим, к примеру, на поведение студентки колледжа, у которой в начале семестра занятия ведет новый профессор (предположим, что она раньше не знала о «репутации» профессора). Основываясь на ограниченном наблюдении (возможно, один-два академических часа), студентка может воспринять и интерпретировать профессора как «беспристрастного». Келли характеризует этот процесс термином истолкование; студентка «истолковывает» (или видит) беспристрастность профессора. В сущности, что происходит? Студентка развивает гипотезу о профессоре, которая поможет ей предвидеть и контролировать события, связанные с курсом, который ведет этот профессор. Если гипотеза студентки окажется «правильной», можно ожидать, что профессор предложит разумный объем литературы для чтения, даст соответствующие контрольные работы и достаточно адекватно их оценит. Однако, если в дальнейшем поведение профессора будет существенно отличаться от этих предположений, студентке потребуется альтернативная гипотеза (например: профессор несправедлив, профессор — педантичный зануда или что-то в этом роде). Дело в том, что студентка (как и мы все) нуждается в надежных и устойчивых способах предвидения событий, влияющих на ее жизнь, если она хочет действовать эффективно.

Личностные конструкты: модели для действительности

Ученые создают теоретические конструкты, чтобы описать и объяснить события, которые они изучают. В системе Келли ключевой теоретический конструкт — это сам термин конструкт:

Личностный конструкт — это идея или мысль, которую человек использует, чтобы осознать или интерпретировать, объяснить или предсказать свой опыт. Личностный конструкт – это классификационно-оценочный эталон, создаваемый личностью на основе ее опыта. Он представляет собой устойчивый способ, которым человек осмысляет какие-то аспекты действительности в терминах схожести и контраста. Примерами личностных конструктов могут быть «взволнованный-спокойный», «умный-глупый», «мужской-женский», «религиозный-нерелигиозный», «хороший-плохой» и «дружеский-враждебный». Это только несколько примеров бесчисленных конструктов, которые человек использует, чтобы оценить значение явлений своей повседневной жизни.

В качестве примера конструктов в действии давайте рассмотрим, как разные люди могут объяснять одно и то же событие. Недавний выпускник колледжа вместо того, чтобы поступить в аспирантуру, как он намечал ранее, складывает вещи и отправляется со своей подружкой жить в отдаленной общине. Отец молодого человека мог бы объяснить такой поступок как «огорчительный» или «разочаровывающий», а его мать заявила бы, что сын «живет в грехе». Консультант его колледжа, хорошо знакомый с теорией Эриксона, может подумать, что он сделал это «в поисках своей идентичности», а профессор социологии может полагать, что он просто «отрицает нормы общества, ориентированного на молодых профессионалов». Сам юноша может рассматривать этот поступок как «естественный», как «то, что нужно было сделать в этот момент». Какое из объяснений верное? В теории Келли ответа нет. По его мнению, все дело в том, что каждый из нас воспринимает действительность путем собственных моделей или конструктов, необходимых для создания непротиворечивой картины мира.

Если конструкт помогает точно прогнозировать события, человек, вероятно, сохранит его. И наоборот, если прогноз не подтвердится, конструкт, на основании которого он был сделан, вероятно, подвергнется пересмотру или даже вообще может быть исключен (вспомните наш пример с профессором, которого сначала оценили как «беспристрастного»). Валидность конструкта проверяется с точки зрения его прогностической эффективности, степень которой может меняться.

Келли предполагал, что все личностные конструкты биполярны и дихотомичны по природе, то есть сущность мышления человека заключается в осознании жизненного опыта в терминах черного или белого, а не оттенков серого. Точнее, переживая события, человек замечает, что какие-то события похожи друг на друга (у них есть общие свойства) и при этом отличаются от других. Например, человек может заметить, что какие-то люди тучные, а какие-то тощие; кто-то черный, а кто-то белый; кто-то богатый, а кто-то бедный; до каких-то вещей опасно дотрагиваться, а до каких-то нет. Именно этот когнитивный процесс наблюдения сходства и различий приводит к формированию личностных конструктов.

Подобно магниту, все конструкты имеют два противоположных полюса.

К сожалению, Келли отказался от исследования процессов, путем которых человек интерпретирует свой жизненный опыт в определенном направлении. Он просто не принимал во внимание вопрос об индивидуальных различиях по отношению к происхождению и развитию личностных конструктов. В определенной степени это понятно, так как теория Келли «неисторична» в том смысле, что в ней не акцентируется прошлый жизненный опыт человека. Однако конструкты должны из чего-то происходить, и наиболее разумным кажется предположение, что они являются продуктами предшествующего опыта. Вероятно, разнообразие индивидуальных конструктных систем можно объяснить различиями в прошлом жизненном опыте.

Формальные свойства конструктов

Келли предположил, что все конструкты характеризуются определенными формальными свойствами. Во-первых, конструкт напоминает теорию тем, что он затрагивает определенный диапазон явлений. Этот диапазон применимости включает в себя все события, при которых конструкт релевантен или применим. Конструкт «научный-ненаучный», например, вполне применим для интерпретации множества интеллектуальных достижений, но едва ли пригоден для объяснения преимуществ положения человека женатого или холостого. Келли заметил, что прогностическая эффективность конструкта подвергается серьезной опасности всякий раз, когда он обобщается сверх того набора явлений, для которого предназначен. Следовательно, все конструкты имеют ограниченный диапазон применимости, хотя от конструкта к конструкту границы диапазона могут меняться. Конструкт «хороший-плохой» имеет широкий диапазон применимости, так как он предполагает множество ситуаций, требующих личной оценки. А конструкт «непорочность-проституция» имеет значительно более узкие границы.

Во-вторых, у каждого конструкта есть фокус применимости. Он относится к явлениям в рамках диапазона применимости, к которым конструкт наиболее применим. Например, конструкт «честный-нечестный» у одного человека имеет фокусом применимости то, что следует держать руки подальше от чужих денег и имущества. А другой человек может применить тот же конструкт к политическим событиям. Следовательно, фокус применимости конструкта всегда специфичен для человека, применяющего его.

Проницаемость-непроницаемость — еще один параметр, по которому конструкты могут различаться. Проницаемый конструкт допускает в свой диапазон применимости элементы, еще не истолкованные в пределах его границ. Он открыт для объяснения новых явлений. С другой стороны, непроницаемый конструкт, охватывая явления, которые составляют его первоначальную основу, остается закрытым для интерпретации нового опыта. Существует относительная степень проницаемости и непроницаемости. Конструкт «компетентный врач-некомпетентный врач» у одного человека может быть вполне проницаемым для интерпретации любого нового доктора, которого он встречает, то есть, общаясь какое-то время с любым новым доктором, человек может понять, компетентен он или некомпетентен. Но другой человек может сделать тот же конструкт совершенно непроницаемым, настаивая на том, что компетентных врачей больше нет, что последним компетентным врачом был его педиатр, который уже умер. Следовательно, различие между компетентными и некомпетентными докторами для него больше не релевантно. Все доктора некомпетентны! Заметьте, что проницаемость относится только к области пригодности конструкта — конструкт по определению непроницаем для какого-то опыта, выходящего за диапазон применимости. Так, понятие «компетентный-некомпетентный» не имеет смысла, если судить о вкусе крабов.

Личность: конструкт персонолога

Келли никогда не предлагал точного определения термина «личность». Однако он обсуждал эту концепцию в одной статье, утверждая, что личность — «наша абстракция деятельности человека и последующая генерализация этой абстракции на все аспекты ее связи с другими людьми, знакомыми и незнакомыми, а также с тем, что может представлять определенную ценность» [Kelly, 1961, p. 220-221]. Следовательно, Келли полагал, что личность есть абстракция, созданная персонологами из психических процессов, которые они наблюдают и/или подразумевают в других. Это не отдельная реальность, открытая ими. Кроме того, он утверждал, что личность по своей природе включена в межличностные отношения человека. Соединив эти две идеи, можно дать более точное определение личности в теории Келли, а именно: личность индивида представляет организованную систему более или менее важных конструктов; человек использует личностные конструкты, чтобы интерпретировать мир переживаний и предвидеть будущие события. Для Келли личность эквивалентна конструктам, используемым индивидом в целях предвидения будущего. Чтобы понять другого человека, надо знать что-то о конструктах, которые он использует, о событиях, включенных в эти конструкты, и о том, как они соотносятся друг с другом. Короче, узнать личность — значит узнать, как человек истолковывает свой личный опыт.

ОСНОВНОЙ ПОСТУЛАТ И НЕКОТОРЫЕ ВЫВОДЫ ИЗ НЕГО

Формальная структура теории личностного конструкта очень лаконична, потому что Келли развивал свои центральные принципы, используя один основной постулат и следующие из него 11 выводов. Сначала мы опишем основной постулат, а потом обсудим те выводы, которые дополняют наше объяснение когнитивной позиции Келли.

Основной постулат

Оказывается, каждый персонолог имеет свой язык для описания поведения человека. Келли — не исключение, и в этом можно убедиться на примере его основного постулата: «Процессы личности — это проложенные в психике каналы, в русле которых человек прогнозирует события«. Этот постулат образует основу теории Келли, так как в нем личность и поведение трактуются совершенно иначе, чем в большинстве других направлений. Он является основным в формальной системе Келли, поэтому, чтобы лучше его понять, давайте остановимся на нем подробнее. Основной постулат гласит, что поведение определяется тем, как люди прогнозируют будущие события. Иначе говоря, все поведение человека (мысли и поступки) направлено на прогноз событий. Постулат также подразумевает, что Келли интересует человек как таковой, а не какие-то отдельные аспекты его поведения (например, межгрупповые отношения). Выражение «процессы личности» предполагает, что человек — это организм, находящийся в развитии, а не инертная субстанция, на которую влияют бессознательные импульсы или побуждают к действию раздражители окружения (вспомните «ослиную» точку зрения Келли на мотивацию человека). Келли уподобляет человека исследователю и считает, что люди управляются своими конструктами, ориентированными на будущее.

Основной постулат Келли также показывает, что его система лежит в пределах психологии и диапазон ее применимости ограничен пониманием поведения человека. Выражение «проложенные каналы» означает, что поведение относительно стабильно во времени и ситуациях. Келли полагал, что люди действуют в пределах сети тропинок или каналов, а не беспокоятся о не поддающейся прогнозированию пустоте. Иначе говоря, люди прокладывают или направляют свои процессы к предупреждению будущего.

Слово «каналы» синонимично слову конструкты, а упоминание личности выдвигает на первый план индивидуальность интерпретации явлений. Относительно последних Келли отмечал, что каждый человек прокладывает и характерным способом использует разные каналы (конструкты), а также что выбор определенного канала определяет его психические процессы. И наконец, выражение «прогнозирует события» отражает прогностические и мотивационные черты, присущие когнитивной теории. Подобно ученому, человек пытается объяснить действительность, чтобы научиться предвосхищать события, влияющие на его жизнь. Именно это соображение объясняет направленность деятельности в теории Келли. Согласно ей, люди смотрят на настоящее так, чтобы предвидеть будущее с помощью уникальной системы своих личностных конструктов.

Выводы из основного постулата

Одиннадцать выводов, которые можно сделать из основного постулата, служат для разработки теории личностных конструктов Келли. Далее мы обсудим важнейшие из них.

Индивидуальность и организация. Вывод об индивидуальности особенно полезен для понимания уникальности личности: «Люди отличаются друг от друга тем, как они интерпретируют события«. По Келли, два человека, будь они даже идентичными близнецами или, предположим, имей они схожие взгляды, обращаются к событию и интерпретируют его по-разному. Каждый человек понимает действительность с «колокольни» своего уникального личностного конструкта. Итак, разница между людьми состоит в том, что они интерпретируют события под разным углом зрения. Имеется большое количество примеров, показывающих, что система конструктов каждого человека уникальна.

По мнению Келли, кроме того, что личностные конструкты имеют отличительные черты, они и организованы в человеке по-разному. Это четко указано в его выводе об организации: «Каждый человек специфически развивает в соответствии со своей возможностью прогнозировать события систему анализа, определяющую ранговые отношения между конструктами». Этот вывод показывает, что люди организуют свои личностные конструкты иерархически, чтобы свести до минимума несовместимость и несоответствия. И, еще того важнее, он подразумевает, что люди отличаются друг от друга не только по числу и типу конструктов, которые они используют в своих суждениях о мире, но также тем, как они организуют свои конструкты. Короче, было бы ошибкой думать, что конструкты беспорядочно теснятся в сознании человека и применяются каждый по отдельности.

По Келли, организация личностных конструктов весьма логична: конструкты организованы в пирамидальную структуру так, что некоторые из них находятся либо в подчиняющей, либо в подчиненной позиции относительно других частей системы. (Конечно, конструкт может быть и совершенно независимым от всех других.) Подчиняющий конструкт включает в себя другие конструкты, а подчиненный конструкт включен в другой (подчиняющий) конструкт. Конструкт «хороший-плохой», например, может включать в себя оба полюса конструкта «сексуальный-несексуальный». Следовательно, первый конструкт подчиняет последний. Эту мысль можно пояснить на примере мужчины-сексиста, который анализирует девушку — модель месяца в журнале «Плейбой». Он, возможно, интерпретирует ее как «сексуальную» и, следовательно, в терминах подчиняющего конструкта как «хорошую». Но даже в системе конструктов самого законченного сексиста «хороший» обычно подразумевает больше, чем «сексуальный». Например, он может интерпретировать интервью месяца в том же журнале как «хорошее», потому что оно «вдохновило» его. В этом случае конструкты «сексуальный-несексуальный» и «вдохновляющий-не вдохновляющий» будут подчиненными по отношению к подчиняющему конструкту «хороший-плохой».

Цикл О-В-И. Келли представил различные модели для иллюстрации действий человека перед лицом новой или неопределенной ситуации. Ключевым моментом является цикл ориентировка-выбор-исполнение (О-В-И), который состоит в последовательном обдумывании нескольких возможных конструктов и выбора того из них, который окажется лучшим для интерпретации ситуации.

Изменение в конструктной системе. Конструктная система позволяет человеку прогнозировать будущие события так точно, насколько это возможно. Из этого следует, что конструктная система меняется, если с ее помощью невозможно правильно прогнозировать разворачивающуюся последовательность событий. В этой связи Келли постулирует, что изменение в нашей конструктной системе имеет место тогда, когда мы встречаемся с новыми или незнакомыми явлениями, которые не согласуются с нашей предыдущей системой конструктов. Его вывод об опыте утверждает: «Конструктная система человека меняется в соответствии с успешностью интерпретации повторных явлений».

Так называемый вывод о научении предполагает, что система личностных конструктов — это набор гипотез о нашем вечно меняющемся мире, которые постоянно проверяются опытом. Обратная связь, позволяющая судить о том, насколько хорошо эти гипотезы помогли нам прогнозировать будущее, приводит к изменению конструктов, которые, в свою очередь, используются как новые гипотезы для последовательного изменения системы. Те конструкты, которые оказываются полезными, сохраняются, а остальные пересматриваются или отбрасываются. Таким образом, по Келли, конструктная система последовательно пересматривается с обоснованным отбором для принятия правильных решений.

Социальные отношения и личностные конструкты. Если, как Келли утверждал в своем выводе об индивидуальности, люди отличаются друг от друга тем, как они интерпретируют ситуации, то, следовательно, они могут быть похожими друг на друга, если схожим образом интерпретируют свой опыт. Рыбак рыбака видит издалека. Эта идея определенно выражена в выводе об общности: «Если человек интерпретирует опыт в какой-то мере подобно тому, как это делает другой человек, то его психические процессы подобны психическим процессам другого человека. Итак, если два человека разделяют взгляды на мир (то есть схожи в своей интерпретации личного опыта), вероятно, и вести себя они будут похоже (то есть они будут схожими личностями). Необходимо заметить, что люди похожи не потому, что они пережили одни и те же события в жизни, и не потому, что их поведение похоже — они похожи потому, что события для них имеют приблизительно одинаковое психологическое значение. В соответствии со своей когнитивной ориентацией, Келли опирается на интерпретацию, а не на прошлый опыт или наблюдаемое поведение.

Вывод об общности подразумевает, что схожесть, очевидная среди представителей одной культуры, это не только схожесть в поведении. Келли полагал, что люди одной культуры интерпретируют свой опыт почти одинаково. «Культурный шок», часто переживаемый, когда человек сталкивается с представителем другой культуры, является результатом различий в том, как они интерпретируют события. В поддержку этой точки зрения можно привести недавние исследования, показывающие, что культурные различия коренятся в разнице конструктов, которые используют люди.

Вывод об общности, сформулированный Келли, очень важен для сферы человеческих отношений. В частности, он предлагает возможную, объединяющую связь между индивидуальной и общественной психологией [Jankowicz, 1987]. Безоговорочное утверждение, что устойчивые и искренние человеческие отношения не могут развиваться, если по крайней мере один из людей не пытается встать на место другого, может объяснить те проблемы общения, которые возникают у людей в самых разных ситуациях, начиная от каждодневных разговоров (с родителями, родственниками, друзьями, соседями) и кончая международными делами. Мир без войны может, в конечном итоге, зависеть от возможности людей (особенно глав государств) точно анализировать интерпретационные процессы других.

Для исследования ролей личн. Келли разработал репертуарный тест ролевого конструкта (РЕП-тест).

РЕЗЮМЕ

Когнитивное направление персонологии подчеркивает влияние интеллектуальных или мыслительных процессов на поведение человека. Джордж Келли был одним из пионеров этого направления со своей теорией личностных конструктов. Он основал свой подход на философии конструктивного альтернативизма, которая гласит, что любое событие для любого человека открыто для многократного интерпретирования. Келли сравнивал людей с учеными, постоянно высказывающими и проверяющими гипотезы о природе вещей для того, чтобы можно было дать адекватный прогноз будущих событий.
Келли полагал, что люди воспринимают свой мир при помощи четких систем или моделей, называемых конструктами. Каждый человек обладает уникальной конструктной системой (личность), которую он использует для интерпретации жизненного опыта. Келли создал теорию, в которой все конструкты имеют определенные формальные свойства: диапазон применимости и проницаемость-непроницаемость.

Теория Келли сформулирована в одном основном постулате и 11 вытекающих из него выводах. Первый утверждает, что личностные процессы имеют психологически проложенные русла, в которых люди прогнозируют события, а выводы объясняют, как функционирует конструктная система, как она изменяется и влияет на социальные взаимодействия.

Личность как система личностных конструктов. Типы конструктов: вербальный и довербальный, центральный и периферический, главенствующий и подчинённый. Репертуарный тест личностных конструктов (Реп-тест). Когнитивная сложность – простота. Психологический рост как изменение системы личностных конструктов.

Теория поля Курта Левина.

Личность в теории поля К. Левина есть сложное энергетическое поле, мотивируемое психол. силами и ведущее себя избирательно и креативно. Для описания психол. реальности, построения структуры личн. и моделирования ее поведения в теории поля (далее – Т. п.) используются средства топологии как раздела математики, изучающей свойства геом. фигур и взаимное расположение фигур.

Т. п. включает несколько взаимосвязанных и тесно переплетающихся между собой концептуальных частей («теория поля», «топологическая теория», «векторная теория» и др.). Основополагающие понятия Т. п. – «поле», «напряжение», «жизненное пространство» и «психологическое окружение», или «психологическая среда».

Понятие «поля» определяется в Т. п. как «тотальность сосуществующих фактов, которые мыслятся как взаимозависимые». В качестве детерминант поведения личн. рассматриваются лежащие в основе силы или потребности. Поле «напряжено», когда возникает нарушение равновесия между личн. и средой. Напряжение поля нуждается в разрядке, осуществляемой как выполнение намерения. Объекты, в которых чел. испытывает потребность, имеют побудительную силу, и, соответственно, объекты, не сопряженные с потребностями личн., побудительную силу теряют.

«Жизненное пространство» – это психол. реальность, которая включает тотальность возможных событий, способных повлиять на поведение чел. Т. п. рассматривает поведение личн. как функцию жизненного пространства, поэтому осн. своей задачей считает выведение поведения личн. из тотальности психол. событий, существующих в жизненном пространстве в данный момент. «Психологическое окружение» – это феноменальный мир личн.; психическая энергия, вызываемая потребностями, переносится на окружающие объекты, которые становятся валентными и начинают притягивать или отталкивать личн. Граница между жизн. пространством и внеш. миром в Т. п. напоминает скорее проницаемую мембрану или сеть, чем стену или жесткий барьер. Жизн. пространство и внеш. мир тесно связаны. Изменения, происходящие во внеш. мире, влияют на состояние жизн. пространства, а изменения жизн. пространства – на внеш. мир.

Cтруктура личн. рассматривается в Т. п. как следствие дифференциации систем психол. напряжений и описывается с помощью пространственной репрезентации чел. и математизации понятий. Отделение чел. от остального мира находит завершение в образе замкнутой фигуры. Несущественно, будет ли нарисованная фигура кругом, квадратом, треугольником или фигурой произвольной неправильной формы, существенно, что она полностью замкнута. Изображение фигуры в Т. п. символизирует два свойства чел.: 1) дифференциацию – отделенность от остального мира посредством сплошной границы; 2) отношение «часть – целое» – включенность в большее пространство.

В Т. п. различается несколько свойств среды (близость-удаленность, твердость-слабость) и наиболее важное свойство – «текучесть-ригидность». «Текучая среда» быстро реагирует на любое воздействие, она подвижна и эластична. «Ригидная среда» сопротивляется изменениям. Она жестка и неэластична. При помощи свойств, описывающих среду, можно представить большую часть возможных взаимосвязей в жизн. пространстве. Для графич. описания особенностей психол. среды в Т. п. введены вспомогат. понятия «регион» и «локомодация». Два региона тесно связаны, податливы относительно друг друга и влияют друг на друга, если между ними легко может быть осуществлена локомодация. Локомодация в психол. среде не всегда означает, что чел. должен совершить физич. движение в пространстве. Существуют социальные локомодации типа решения проблем и др.

Личн. условно графически разделена на перцептуально-моторный регион и внутриличност. регион. Внутриличност. регион подразделяется на группы периферич. и центр, ячеек. Психол. среда также разделяется на регионы. Жизн. пространство окружено внеш. оболочкой, представляющей часть непсихол., или объективной, среды. Выделяется новый вид «годологического пространства» (годология – наука о путях, или локомодациях). Свойства годологич. пространства выражены линейными графами, где каждый регион представлен точкой, а каждая граница между регионами – линией, эти точки соединяющей. Все эти динамич. представления концепции Левин называл «векторной психологией».

Важнейшие динамич. понятия «векторной» части Т. п. – «психическая энергия», «напряжение», «потребность», «равновесие», а также «валентность» и «сила», или «вектор», с помощью которых описываются специфич. локомодации личн. и способы структурирования среды.

Левин полагал, что личн. – сложная энерг. система, а тип энергии, осуществляющий психол. работу, наз. психической энергией. Психическая энергия высвобождается, когда чел. пытается вернуть равновесие после того, как оказался в состоянии неуравновешенности. Неуравновешенность продуцируется возрастанием напряжения в одной части системы относительно др. частей в результате внеш. стимуляции или внутр. изменений. Когда напряжение исчезает, выход энергии прекращается и вся система приходит в состояние покоя и уравновешенности. Напряжение – это состояние чел. или состояние внутриличност. региона относительно остальных внутриличност. регионов. Напряжение обладает двумя свойствами: 1) стремится к соответствию с напряжением др. систем посредством процесса уравнивания; 2) оказывает давление на границы системы, перетекая из системы в систему.

Возрастание напряжения, высвобождение энергии вызываются возникновением потребности. В теории личн. Левина выделяются потребности, соотносимые с внутр. состоянием (напр., голода) и квазипотребности, которые эквивалентны специфич. намерению. Валентность обозначает связь мотивации и поведения и выступает как важнейшее концептуальное свойство региона психол. среды.

Динамика психол. среды в Т. п. осуществляется четырьмя способами: 1) ценность региона может меняться количественно, напр., от положительного к более положительному, или же качественно, от положительного к отрицательному; 2) векторы могут изменяться по силе, направлению; 3) границы могут становиться прочнее или слабее, появляться или исчезать; 4) могут меняться «вещественные» свойства региона, текучесть или ригидность. Переструктурирование среды явл. результатом изменений в системах напряжения чел., результатом локомодации или когнитивных процессов.

Конечная цель активности личн. в Т. п. – вернуть чел. состояние равновесия. Изменения в поведении личн. определяются когнитивным реконструированием, дифференциацией, организацией, интеграцией и мотивацией.

Дифференциация – одно из ключевых понятий Т. п. и относится ко всем аспектам жизн. пространства (имеется в виду возрастание количества границ). Напр., для ребенка, по Левину, характерна большая подверженность влиянию среды и, соответственно, большая слабость границ во внутр. сфере, в измерении «реальность-нереальность» и во временной сфере. Возрастающую организованность и интеграцию поведения личн. Т. п. определяет как организационную взаимозависимость. С приходом зрелости возникает большая дифференциация и в самой личн., и в психол. окружении, увеличивается прочность границ, усложняется система иерархич. и селективных отношений между напряженными системами.

Т. п. внесла существенный вклад в понимание регрессии в развитии личн. и выделила ретрогрессию как обращение к ранним формам поведения, имевшим место в истории жизни чел. и регрессию как переход на более примитивную форму поведения независимо от того, вел ли человек себя когда-либо прежде подобным образом.

Т. п. породила множество метод, разработок, экспериментов и эмпирич. исследований в области психологии личн. XX в.: уровня притязаний (Левин, Т. Дембо, Фестингер, 1944), прерванной деятельности и незавершенных действий (Д. Кац, 1938; Зейгарник, 1927), психол.. пресыщения (А. Карстен, 1928), регрессии (Р. Бейкер, Т. Дембо, Левин, 1941),конфликта (Левин, 1951, Н. Смит, 1968). Влияние Т. п. представлено: в теории мотивации достижения Дж. Аткинсона (1964, 1966), которая развивает и разрабатывает идеи уровня притязаний, в исследованиях открытого и закрытого сознания М. Рокича (1960), использующих понятия дифференциации и ригидных барьеров Т. п.; в теории когнитивного диссонанса Фестингера (1957, 1964), в которой разрабатывается представление Левина о том, что ситуация, предшествовавшая решению, отличается от ситуации после принятия решения; в теории социальной перцепции и межличност. отношений Ф. Хайдера (1958). Убедительность Т. п., жизненность исследований, эвристич. сила сделали ее широко популярной и оправдывают ее высокую оценку в совр. психологии.

 

5.3.2. Личностные конструкты: модели действительности

Перечень всех учебных материалов

Государство и право

Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


5.3.2. Личностные конструкты: модели действительности

  Основываясь на положениях конструктивного альтернативизма, Келли создал теорию личностных конструктов.
  При разработке модели личности Келли основывался на аналогии человека как исследователя. А именно, он делает предположение, что подобно ученому, который изучает некий феномен, любой человек выдвигает рабочие гипотезы о реальности, с помощью которых он пытается предвидеть и контролировать события жизни. Келли предположил, что все люди — ученые в том смысле, что они формулируют гипотезы и следят за тем, подтвердятся они или нет, вовлекая в эту деятельность те же психические процессы, что и ученый в ходе научного поиска. Таким образом, в основе теории личностных конструктов лежит предпосылка о том, что наука является квинтэссенцией тех способов и процедур, с помощью которых каждый из нас выдвигает новые идеи о мире. Цель науки — предсказать, изменить и понять события, то есть основная цель ученого — уменьшить неопределенность. Но не только ученые — все люди имеют такие цели. Мы все заинтересованы в предвидении будущего и построении планов, основанных на ожидаемых результатах.
  Келли разработал метафорическую характеристику личности, которая описывает человеческое существо как ученого. Ученый прибегает к гипотезам и конструктам, чтобы спланировать наблюдения, описать и предсказать события, которые они наблюдают. Подобным образом в своей жизни индивид прибегает к личностным конструктам, чтобы спрогнозировать развитие жизненных событий. Человек старается разработать концепции, которые сделают предсказуемой его жизнь, особенно в межличностной сфере.
  Личностные конструкты — это идея или мысль, которую человек использует, чтобы осознать или интерпретировать, объяснить или предсказать события.
  Примеры личностных конструктов: взволнованный — спокойный, умный — глупый, мужской — женский, хороший — плохой, дружеский — враждебный
  Эти конструкты человек использует, чтобы оценить значение явлений своей повседневной жизни.
  Приведем пример. В начале семестра у студента ведет курс новый профессор. Основываясь на ограниченном наблюдении (2 часа лекции) студентка может воспринять и интерпретировать профессора как беспристрастного («истолкование» — по Келли). Студент развивает гипотезу о профессоре, которая помогает ему предвидеть и контролировать события, связанные с курсом, который ведет профессор. Если гипотеза окажется «правильной», можно ожидать, что профессор предложит разумный объем литературы для чтения, даст соответствующие контрольные работы и адекватно оценит их. Однако, если в дальнейшем поведение профессора будет отличаться от этих предположений, студентке потребуется, альтернативная гипотеза (профессор — несправедливый, или педантичный, или зануда).
  С точки зрения теории личностных конструктов мы готовимся к событиям, которые предвидим. Этим предвидением в определенной степени определяются наши поступки мысли, эмоции. Представьте, что вы думаете, что завтра вы выиграете в лотерею, или вообразите, что завтра наступит конец света. Поведение в связи с этим у вас будет разное.
  Человек с помощью конструктов прогнозирует события. Если события развиваются в соответствие с нашими ожиданиями, то это значит, что произошла валидизация (подтверждение того, что мы ожидали, состоялась). Далее если, конструкт помогает точно прогнозировать события, то человек сохраняет его. Если прогноз не подтверждается (происходит инвалидизация конструкта), и конструкт, на основании которого он был сделан, подвергается пересмотру или вообще исключается.
  События — это широкое и емкое понятие. Во-первых — это события в обычном смысле слова. Например, фраза Новый год — веселая пора, веселая пора — это конструкт, который применен к событию Новый год. Во-вторых — чаще слово событие Келли употребляет по отношению к людям. Если, мы говорим, что Гитлер -сумасшедший, то применяем конструкт — сумасшедший в данном случае к событию Гитлер.
  Люди нуждаются в надежных и устойчивых способах предвидения ситуации, влияющих на нашу жизнь, потому что это помогает им действовать эффективно.
  Поэтому, с точки зрения Келли, люди в повседневной жизни, подобно ученым, создают личностные конструкты.

Назад

Содержание

Вперед


 

© www. txtb.ru

Теории личности. — Личностные конструкты: модели для действительности.

Страница 31 из 42

Личностные конструкты: модели для действительности.

В основе когнитивной теории Келли лежит способ, с помощью которого индивиды постигают и интерпретируют явления (или людей) в своем окружении. Назвав свой подход теорией личностных конструктов, Келли концентрирует внимание на психологических процессах, которые позволяют людям организовать и понять события, происходящие в их жизни.

Ученые создают теоретические конструкты, чтобы описать и объяснить события, которые они изучают. В системе Келли ключевой теоретический конструкт — это сам термин конструкт: «Человек судит о своем мире с помощью понятийных систем, или моделей, которые он создает и затем пытается приспособить к объективной действительности. Это приспо­собление не всегда является удачным. Все же без таких систем мир будет представлять собой нечто настолько неразделённое и однородное, что человек не сможет осмыслить его».

Именно эти «понятийные системы, или модели» Келли определил как личностные конструкты. Иначе говоря, личностный конструкт — это идея или мысль, которую человек использует, чтобы осознать или интерпретировать, объяснить или предсказать свой опыт. Он представляет собой устойчивый способ, которым чело­век осмысляет какие-то аспекты действительности в терминах схожести и контра­ста. Примерами личностных конструктов могут быть взволнованный-спокой­ный, умный-глупый, мужской-женский, религиозный-нерелигиозный, хороший-плохой и дружеский-враждебный. Это только несколько приме­ров бесчисленных конструктов, которые человек использует, чтобы оценить значе­ние явлений своей повседневной жизни.

В качестве примера конструктов в действии давайте рассмотрим, как разные люди могут объяснять одно и то же событие. Недавний выпускник коллед­жа вместо того, чтобы поступить в аспирантуру, как он намечал ранее, складывает вещи и отправляется со своей подружкой жить в отдаленной общине. Отец моло­дого человека мог бы объяснить такой поступок как огорчительный или разо­чаровывающий, а его мать заявила бы, что сын «живет в грехе». Консультант его колледжа, хорошо знакомый с теорией Эриксона, может подумать, что он сделал это «в поисках своей идентичности», а профессор социологии может полагать, что он просто отрицает нормы общества, ориентированного на молодых профес­сио­налов. Сам юноша может рассматривать этот поступок как естественный, как то, что нужно было сделать в этот момент. Какое из объяснений верное? В тео­рии Келли ответа нет. По его мнению, все дело в том, что каждый из нас воспри­нимает действительность путем собственных моделей или конструктов, необходи­мых для создания непротиворечивой картины мира.

В соответствии с представлением о людях как об ученых Келли утверждает: стоит только человеку предположить, что с помощью данного конструкта можно адекватно прогнозировать и предсказать какое-то событие в своем окружении, как он начнет проверять это предположение по событиям, которые еще не наступили. Если конструкт помогает точно прогнозировать события, человек, вероятно, сохра­нит его. И наоборот, если прогноз не подтвердится, конструкт, на основании кото­рого он был сделан, вероятно, подвергнется пересмотру или даже вообще может быть исключен. Валидность конструкта проверяется с точки зрения его прогностической эффективности, степень которой может меняться.

Келли предполагал, что все личностные конструкты биполярны и дихотомичны по природе, т.е. сущность мышления человека заключается в осознании жиз­ненного опыта в терминах черного или белого, а не оттенков серого. Точнее, пере­живая события, человек замечает, что какие-то события похожи друг на друга (у них есть общие свойства) и при этом отличаются от других. Например, человек может заметить, что какие-то люди тучные, а какие- то тощие; кто-то черный, а кто-то белый; кто-то богатый, а кто-то бедный; до каких-то вещей опасно дотрагивать­ся, а до каких-то нет. Именно этот когнитивный процесс наблюдения сходства и различий приводит к формированию личностных конструктов. Таким образом, по крайней мере три элемента (явления или предметы) необходимы для формирова­ния конструкта:

1) два из элементов конструкта должны быть похожими друг на друга, а третий элемент должен отличаться от этих двух;

2) конструкт можно сфор­мировать, если мы видим, что Джин и Луиза честны, а Марта нет; или если мы считаем, что Джин и Луиза привлекательны, а Марта нет;

3) и схожесть, и различие должны иметь место в пределах одного и того же контекста.

Подобно магниту все конструкты имеют два противоположных полюса. То, в чем два элемента считаются похожими или подобными, называется эмерджентным полюсом, или полюсом cxoдства конструкта; то, в чем они противоположны третьему элементу, называется имплицитным полюсом, или полюсом контраста конструкта. Следовательно, каждый конструкт обладает эмерджентным и импли­цитным полюсами. Цель теории личностного конструкта — объяснить, каким образом люди интерпретируют и прогнозируют свой жизненный опыт с точки зрения сходства и различий.

К сожалению, Келли отказался от исследования процессов, путем которых человек интерпретирует свой жизненный опыт в определенном направлении. Он просто не принимал во внимание вопрос об индивидуальных различиях по отно­шению к происхождению и развитию личностных конструктов. В определенной степени это понятно, так как теория Келли «неисторична» в том смысле, что в ней не акцентируется прошлый жизненный опыт человека. Однако конструкты долж­ны из чего-то происходить, и наиболее разумным кажется предположение, что они являются продуктами предшествующего опыта. Вероятно, разнообразие индиви­дуальных конструктных систем можно объяснить различиями в прошлом жизнен­ном опыте.


<< Предыдущая — Следующая >>


То, что вы думаете, что знаете о типах личности, вероятно, неверно

Что такое личность?

Послушайте, люди, вам нужно перестать говорить о личности типа А или типа Б (или С или D, если вам так больше нравится). Вот почему.

Lambeth Hochwald

Посмотрим правде в глаза, мы любим маркировать и классифицировать вещи. Не в производителях этикеток, давайте реорганизуем ящик для мусора, а в том, как мы обрабатываем окружающий мир. Такая систематизация информации помогает нам быстро принимать решения. И мы не просто делаем это с вещами, мы делаем это с людьми. Социологи называют это социальной категоризацией. Это когда мы думаем о мужчине и женщине, молодом человеке и старом, друге и незнакомце. Это происходит автоматически, без какой-либо мысли о том, что мы на самом деле делаем. И это немного объясняет, почему мы так одержимы идеей типов личности.

Фраза «личность типа А» сразу же обобщает для нас множество черт, включая амбиции, стремление, конкурентоспособность. Это потому, что мы видели или слышали о психометрических тестах, таких как опрос активности Дженкинса, один из наиболее широко используемых методов для выявления личностей типа А. В нем есть такие вопросы, как:

  1. Как часто вы заканчиваете предложения других людей, потому что они говорят слишком медленно?

  2. Когда вы играете в игру, насколько важна для вас победа?

  3. Ведете ли вы ежедневный график или календарь своих планов?

Тогда мы можем делать предположения на основе этого ярлыка. Теперь вот большая проблема. Не существует такой вещи, как личность типа А, по крайней мере, не в том смысле, в каком вы думаете.

Итак, откуда взялся тип личности?

Все началось с кучи изношенных стульев в кабинете врача. Серьезно. Пара кардиологов, доктор Джеральд Фридман и доктор Рэй Розенман, заметили, что их стулья в зале ожидания изнашиваются очень быстро, и только в определенных местах — передние края сидений и подлокотники. Как будто больные, сидевшие в этих креслах, не могли усидеть на месте, садились на самый край своих кресел и быстро вскакивали.

Теперь, имея научные взгляды, они хотели выяснить, почему люди, сидевшие на этих сиденьях, выглядели такими напряженными. Одна вещь привела к другой, и они начали раскрывать некоторые довольно интересные открытия, такие как тот факт, что уровень холестерина у бухгалтеров подскочил во время налогового сезона. Из этого исследования они пришли к выводу, что определенные типы более склонны к сердечным заболеваниям. Они назвали это поведение типом личности А и продолжили исследования, чтобы показать, что люди с типом личности А подвержены более высокому риску сердечных заболеваний и высокого кровяного давления, чем люди типа В.

Коллеги встретили его неоднозначно. Но особенно впечатлила одна отрасль: табачная. Это было исследование, которое могло представить болезнь сердца как результат набора личностных черт, а не курения. Итак, в течение тридцати лет такие компании, как Philip Morris, вкладывали деньги в финансирование исследований типов личности. Они даже платили ученым как «консультантам и свидетелям-экспертам в судебных процессах по защите и пропаганде курения», согласно статье в журнале 9.0043 Социальные науки Медицина .

Перемотка вперед: что говорят психологи сегодня

Суть в том, что сегодня психологи уделяют мало внимания обозначениям типов А и В, и многие делают еще один шаг вперед, говоря, что психометрические тесты, используемые для выявления этих черт, могут быть надежными. , но недействителен как личностный конструкт.

Тем не менее, это не означает, что они были «неважными темами», когда они были впервые выявлены, говорит Фрэнк Фарли, доктор философии, профессор психологических исследований в области образования в Университете Темпл в Филадельфии и бывший президент Американской психологической ассоциации. «Они сыграли важную роль в процессе установления связи психологии с ишемической болезнью сердца (ИБС)», — говорит Фарли.

По мере того, как проводились дополнительные исследования сложности того, что значит быть типом А, наше понимание связи между типом личности и проблемами со здоровьем также развивалось. «Когда это произошло, набор функций типа А был распакован, чтобы лучше определить, какие конкретные функции больше всего связаны с ИБС», — говорит он. «Некоторые были более вовлечены, чем другие, и акцент, как правило, смещался с глобального типа А на конкретные функции».

Тем не менее термины «тип А» и «тип Б» продолжают набирать популярность и даже стали способом самоидентификации некоторых людей, говорит Фарли. «Нам часто нравится характеризовать людей как тип А, а не как тип Б», — говорит он. На самом деле утверждения типа «он такой тип А» являются обычным явлением, особенно если человек демонстрирует то, что считается чертами личности типа А, например трудоголик или склонность к враждебности.

Но для психологов эти термины не являются общепринятыми, даже несмотря на то, что они продолжают появляться в мемах или других формах поп-культуры. «Эти типы не существуют как достоверные личностные конструкции, по крайней мере, не в рамках научной области психологии личности», — говорит Дэн П. МакАдамс, профессор психологии Северо-Западного университета.

Как же тогда определяются личности?

Большинство психологов используют схему «Большой пятерки» для оценки личности. Этот взгляд на личность фокусируется, как вы уже догадались, на пяти всеобъемлющих чертах: открытости, добросовестности, экстраверсии, покладистости и невротизме. И внутри этих черт есть диапазон того, насколько вы, скажем, открыты или закрыты.

Вот некоторые утверждения, которые можно увидеть в тесте личности, измеряющем эти черты. (Чтобы узнать больше, ознакомьтесь с этой статьей.) Вы бы оценили каждое из них по шкале от одного до пяти.

Открытость. Эта черта смотрит на ваши идеи и интересы. Я быстро все понимаю.

  • Я полон идей.

Добросовестность: Все дело в порядке и самодисциплине.

Экстраверсия: Шкала интроверсии-экстраверсии показывает, сколько стимуляции вам нужно. Я жизнь вечеринки.

Доброжелательность: Это только то, что может показаться на первый взгляд — легко ли вам ладить с другими?

Нейротизм: Некоторыми аспектами невротизма являются тревога, враждебность и депрессия.

Итак, в следующий раз, когда вы захотите назвать кого-то типа А, возможно, подумайте о спектре «высокий невротизм». Может быть, в нем нет такого же звучания, но, по крайней мере, он, вероятно, более точен.

  • Итак, сигаретные компании придумали это: Американский журнал общественного здравоохранения (2012 г. ). «Поведенческий паттерн типа А и ишемическая болезнь сердца: «Жемчужина короны» Philip Morris».
  • Табачные компании даже платили ученым: Social Science Med (2007). «Социологические программы табачной промышленности по влиянию на общественные представления о курении».
  • Надежность исследования активности Дженкинса: Journal of Behavioral Medicine (1986). «Надежность студенческой версии опроса активности Дженкинса».

О Джордже Келли


Общество Джорджа Келли
  Психология личностных конструктов
NewsBlog
Часто задаваемые вопросы
Контакты
Участники
Карта сайта
Джордж Келли Психология личных конструкций Общество Ресурсы
Группы по интересам Конференции

Джордж Келли (1905–1967)

 
Келли, Джордж А. (1905-1967), Американский психолог. Келли разработал теорию личности, известную как психология личных конструктов , w шланг фокус. на отличительных способах, которыми люди строят и реконструируют в смыслы их жизни. Из-за широты подход, концепции и методы личных конструктов использовались для изучения таких такие темы, как когнитивная сложность, психологическое расстройство развитие и разрушение близких отношения, принятие профессиональных решений, образование и организационное поведение. Тем не менее, в соответствии с первоначальным сосредоточиться на психотерапии, его мышление оказало наибольшее влияние на области клинической и консультативной психологии.

Келли родилась у строго религиозных родителей на крошечной ферме. сообщества Перт, штат Канзас. Как единственный ребенок, в семье которого было буквально

г Среди последних поселенцев на американской границе Келли развил признательность из первых рук за борьбу обедневших и изолированные сельские семьи, в которых он позже работал психологом. частые переезды семьи и лоскутное домашнее образование Келли. школьное образование и кратковременное зачисление в несколько школ могут также углубили его понимание борьбы за построение смысл ul «ролевые отношения» с другими, тема, которую он позже вплетены в его теорию личности.

После трех лет обучения в Университете друзей (квакерское учреждение) и на последнем курсе Парк-колледжа Келли получила степень в области физика и математика. Однако, уравновешивая эту научную участие, он также стал активно участвовать в межвузовских дебатах, и заработал репутацию блестящего оратора. Дипломная работа Келли была таким же разнообразным, как и его раннее школьное образование, что привело его к обучению в Университеты Канзаса, Миннесоты и Эдинбурга (Шотландия) до получив степень доктора философии. в психологии из Университета Айовы в 1931. Оглядываясь назад, Келли позднее логическое, пропозициональное оформление психологии личного конструктов, его использование драматургических процедур в терапии и его иконоборческий интеллектуальный стиль можно рассматривать как результат этого разнообразный образовательный бэкграунд.

Когда Келли вышла на рынок труда, Америка была в самом разгаре Великая депрессия, и фермерские штаты Среднего Запада шатались под воздействие Пыльного котла, массивной засухи, которая привела не только к лишение права выкупа бесчисленных семейных ферм, но и e

экономический опустошение целых общин. Принятие на работу профессорско-преподавательского состава в Форт-Хейс, штат Канзас Колледж в такие неблагоприятные времена, внимание Келли вскоре было отвлечено от его первоначального интереса к экспериментальной психологии к вопросам более практическая забота. Под некоторым давлением со стороны своего отдела стул к развивать область специализации, Келли открыл психологическую клинику, а также начали предлагать бесплатную оценку и консультационные услуги детям а также подростки. Эти услуги быстро разрослись и стали включать программу путешествие доб ension Clinics, в которой Келли в сопровождении нескольких осторожно отобранные и тщательно обученные студенты, обеспечат диагностику составы и рекомендации по лечению для учащихся в большинстве школ системы в западном Канзасе. В 1930-е годы психологические службы в американский школы были в лучшем случае рудиментарными, а новаторская работа Келли в сельской местности психический здоровье было достаточно новым, чтобы оно финансировалось непосредственно актом в законодательный орган штата.

Келли выгнали из его должность в Форт-Хейсе к началу Второй мировой войны, приняв должность в отделении авиационной психологии ВМС США на время конфликта. После война, он некоторое время преподавал в Университете Мэриленда, прежде чем его наняли руководит программой клинической психологии в Университете штата Огайо, где он должен был сделать свой самый важный теоретический взносы. Опираясь на его давнее увлечение общей семантикой Коржибски и В психодраме Морено Келли начала формировать уникальную перспективу, которая обоснованные человеческие попытки сделать смысл прочно в социальном область. Результаты были опубликовано в его 1200-страничном опусе «Психология личности». Конструкты» (1955, переиздано в 1991 г. ).

В основе теории Келли лежал образ людей как начинающих ученых, конструирующих, тестирующих, пересматривающих и расширение личных теорий о себе и мире, которые позволили им предвосхищать повторяющиеся темы их жизни. Это основное положение было усилено за счет 11 следствий, подробно описывающих процесс конструирования, структура систем личных конструктов и социальная укорененность человеческого знания. Более того, критически аспекты теории были реализованы в метод репертуарных сеток, математический метод картографирования личный создавать системы, подходящие для широкого круга приложений. Оба теория и связанные с ним методы были зачислены для обеспечения новых средств концептуализация, оценка и лечение психологических трудностей, определяемых как различные способы в которых чьи-либо построения не смогли обеспечить осмысленную основу за предвосхищать события или выражать точку зрения других. Пока иконоборчество в контексте американской психологической сцены доминирует бихевиоризмом, тем не менее, теория Келли была признана смелой Вылет из, Затем последовало международное признание. Вследствие обоих его теоретический вклад и его неустанное продвижение профессии клинического психология, Келли был избран президентом как консалтинговой, так и клинический подразделения Американской психологической ассоциации в 1954-1955 и 1956-1957 гг., соответственно. Скоропостижно скончался в марте 1967 года после переезда в Брандейс университета по приглашению Абрахама Маслоу.

По иронии судьбы, возможно, влияние теоретизирования Келли выросло а не уменьшилась после его смерти. Начиная с 1975 г. серия проводимых раз в два года Международных конгрессов по личному конструированию Психология есть были организованы в США, Канаде, Великобритании, Нидерланды, Италия, Испания, Германия и Австралия, с региональными конференциями, обслуживающими чтобы поддержать растущий интерес к теории альтернативных лет. Более того, десятки книг и тысячи журнальных статей, издаваемых от теории были дополнены публикацией Международный Журнал Personal Construct Psychology в 1988 г. , который расширил его название и освещение в Журнале Конструктивистская психология (Филадельфия, Пенсильвания: Тейлор и Фрэнсис) в 1994 г. В 2004 г. был основан онлайн-журнал Personal Construct Theory & Practice. В качестве В результате психологию личных конструктов теперь можно считать жизнеспособной специальность с разнообразным международным сообществом, что является историческим предшественник и жизненно важный участник бурно развивающейся области конструктивизма. психология.

Роберт А. Неймейер, из Интернет-энклопедии психологии личных конструкций



младший Шеер 2016 Последнее обновление 20 июня 2018 г. Импрессум Защита данных — Конфиденциальность

Фото Келли любезно предоставлено Джеки Келли Олдридж

Что значит иметь черты личности типа А

Личности можно разделить на несколько категорий. Возможно, вы проходили тест, основанный на одном из этих подходов, таком как индикатор типов Майерс-Бриггс или инвентаризация Большой пятерки.

Разделение личностей на тип A и тип B является одним из методов описания различных личностей, хотя эту категоризацию можно рассматривать как более широкий спектр, где A и B находятся на противоположных концах. Часто бывает сочетание черт типа А и типа В.

Вообще говоря, людей с типом личности А часто характеризуют как:

  • целеустремленных
  • трудолюбивых
  • полных решимости добиться успеха

Они часто быстры и решительны, склонны к многозадачности. Они также могут испытывать высокий уровень стресса. Это привело исследователей XIX в.50-х и 1960-х годов, чтобы предположить, что люди с типом личности А имеют более высокий риск сердечных заболеваний, хотя позже это было опровергнуто.

Не существует четкого определения того, что значит иметь личность типа А, и черты могут незначительно отличаться от человека к человеку.

Как правило, если у вас тип личности А, вы можете:

  • склонны к многозадачности
  • быть конкурентоспособными
  • иметь много амбиций
  • быть очень организованным
  • не любить тратить время
  • чувствовать нетерпение или раздражение при опозданиях
  • тратить большую часть своего времени на работе
  • быть очень сосредоточенным на своих целях Личность часто означает, что вы считаете свое время очень ценным. Люди могут описать вас как мотивированного, нетерпеливого или того и другого. Ваши мысли и внутренние процессы, скорее всего, сосредоточены на конкретных идеях и текущих задачах.

    Чувство неотложности работы может привести к тому, что вы попытаетесь заняться несколькими делами одновременно, часто без перерыва. Вы также можете быть склонны критиковать себя, особенно если вам пришлось оставить что-то несделанным или вы чувствовали, что плохо справились с работой.

    Физические характеристики

    Хотя личность типа А не обязательно оказывает какое-либо влияние на то, как вы выглядите, некоторые черты типа А могут проявляться в ваших физических жестах и ​​поведении.

    Можно, например:

    • быстро говорить
    • есть и ходить очень быстро
    • постукивать ногой или барабанить пальцами во время ожидания
    • щелкать языком или зубами
    • скрежетать зубами
    • часто вздыхать или выдыхать раздражение
      • 7 900 Тип личности А, вы можете иметь тенденцию носить стресс на вашем лице. Может быть, вы часто ловите себя на том, что поджимаете губы или сжимаете зубы и челюсти.

        Проблемы со сном — нередкое явление среди людей с типом личности А — также могут проявляться на вашем лице в виде опухших глаз и темных кругов.

        Личность типа Б представляет собой аналог личности типа А, но имейте в виду, что эти типы отражают более широкий спектр. Большинство людей попадают где-то между двумя крайностями.

        Люди с типом личности В, как правило, более непринужденны. Другие могут охарактеризовать людей с таким характером как расслабленных или беззаботных.

        Если у вас тип личности В, вы можете:

        • уделять много времени творчеству или философским размышлениям
        • чувствовать себя менее торопливым при выполнении заданий или задач на работе или в школе
        • чувствовать себя прекрасно, если вы не можете сделать все в своем списке дел

        Наличие личности типа B не означает, что вы никогда не испытываете стресса. Но вы можете испытывать меньше стресса, когда не достигаете своих целей, по сравнению с людьми с типом личности А. Вам также может быть легче справляться со стрессом.

        Эксперты связывают тип личности D, впервые представленный психологом Йоханом Деноллетом в 2005 году, с несколькими различными проблемами психического и физического здоровья.

        Люди с типом личности D склонны испытывать небольшие эмоциональные страдания. Исследования показывают, что это расстройство возникает по двум основным причинам:

        • В целом вы испытываете больше нежелательных и неприятных эмоций.
        • Как правило, вы избегаете открываться другим, поэтому, скорее всего, вы держите это горе при себе.

        Если у вас тип личности D, вы можете:

        • обнаружить, что тратите много времени на беспокойство или размышления о болезненных или неприятных чувствах
        • склонны часто критиковать себя
        • смотреть на мир более пессимистично
        • чувствовать себя менее защищенным и уверенным в себе
        • нервничать и чувствовать себя неловко в социальной среде вас отвергнут

        Сдерживание эмоций при себе, особенно болезненных и неприятных, может способствовать эмоциональному дистрессу и вызывать проблемы с психическим здоровьем, такие как депрессия. Подавление своих чувств может в конечном итоге повлиять на физическое здоровье и снизить качество жизни в целом.

        Согласно обзору 2018 года, люди с чертами типа D чаще менее склонны:

        • придерживаться сбалансированной диеты
        • регулярно заниматься физической активностью
        • следовать рекомендациям по лечению и уходу за собой во время болезни

        Этот обзор исследования также обнаружили доказательства того, что люди с типом личности D могут иметь более высокий риск развития сердечных заболеваний. Этот риск может, по крайней мере частично, быть связан с описанными выше характеристиками, не говоря уже о повышенном стрессе, вызванном подавлением ваших эмоций.

        Хотите, чтобы вам было удобнее называть и выражать эмоции? Наш гид может помочь.

        Хотя не существует «хороших» или «плохих» личностей, у личности типа А есть свои плюсы и минусы.

        Профи

        Модели поведения типа А могут иметь преимущества, особенно на работе:

        • Если вы прямолинейны и решительны, обладаете сильным желанием и способностью достигать своих целей, вы, вероятно, преуспеете на руководящих должностях.
        • Столкнувшись с проблемой, вы можете предпочесть действовать быстро, а не часами размышлять.
        • Вам может быть легче двигаться вперед, когда ситуация становится сложной.

        Эти качества могут иметь значение как на работе, так и дома.

        Минусы

        С другой стороны, поведение типа А иногда связано со стрессом:

        • Может показаться естественным совмещать несколько проектов одновременно, но это может привести к стрессу, даже если вы предпочитаете много работать сразу.
        • Другие черты типа А, такие как склонность работать до тех пор, пока все не будет сделано, только усугубляют этот стресс.
        • Вы также можете быть более склонны к вспыльчивости. Если кто-то или что-то вас тормозит, вы можете отреагировать с нетерпением, раздражением или враждебностью. Это может привести к проблемам в личных и профессиональных отношениях.

        Стресс иногда может помочь вам справиться с трудной ситуацией, но он может повлиять на ваше физическое и психическое здоровье, если его не остановить. Это может частично объяснить, почему исследования уже давно предполагают связь между чертами типа А и сердечными заболеваниями.

        Сегодня данные о связи черт типа А с риском сердечно-сосудистых заболеваний остаются противоречивыми. Некоторые эксперты предположили, что у людей с типом личности А больше шансов заболеть ранним сердечным заболеванием, если они также имеют другие факторы риска.

        Тем не менее нельзя отрицать, что хронический стресс влияет на здоровье. Стабильно высокий уровень кортизола, известного вам как гормон стресса, в организме может в конечном итоге привести к:

        • проблемам со сном
        • высокое кровяное давление
        • падение энергии
        • туман в голове
        • проблемы с концентрацией внимания
        • частые болезни

        Узнайте больше о влиянии стресса на здоровье.

        Некоторые исследования также связывают черты типа А с депрессией и тревогой. Стоит также учитывать, что частые конфликты с людьми в вашей жизни (например, из-за вспыльчивости) могут в конечном итоге привести к социальной изоляции и одиночеству, которые могут привести к тревоге и депрессии.

        На формирование личности влияют несколько различных факторов, в том числе окружающая среда.

        Гены, унаследованные от родителей, могут предрасполагать вас к определенным чертам характера, таким как добросовестность или экстраверсия. Но стиль воспитания вашего опекуна, а также среда, в которой вы выросли, также могут сыграть важную роль.

        Возможно, вы учились в школе с очень высокой конкуренцией, где вам нужно было проводить большую часть своего времени, работая, чтобы добиться успеха. Или, возможно, у ваших родителей были большие амбиции в отношении вас, и они заставляли вас усердно работать для достижения этих целей. Возможно, с раннего возраста вы просто усвоили, что эффективно выполняя задания и поддерживая порядок в своих вещах, вы получаете похвалу от родителей и учителей.

        Возможно, этот опыт побудил вас проявить свои черты типа А. Чем больше окупаются ваша мотивация, сосредоточенность и решительность, тем больше вероятность того, что эти черты станут неотъемлемой частью вашей личности и во взрослой жизни.

        Рабочая среда, поощряющая конкуренцию и подчеркивающая не только скорость, но и высокую точность и производительность, также может выявить черты типа А, не говоря уже о том, что они усиливают постоянное напряжение, раздражительность и стресс.

        Если вы думаете, что у вас личность типа А, вам не нужно беспокоиться о попытках изменить ее — ваша личность является частью вашей личности.

        Тем не менее, если вы сталкиваетесь с высоким уровнем стресса, возможно, стоит изучить некоторые методы управления стрессом, особенно если вы склонны реагировать на напряженные ситуации гневом, раздражением или враждебностью.

        Чтобы справиться со стрессом, воспользуйтесь следующими советами:

        • Найдите то, что вас активизирует. У каждого есть разные вещи, которые активируют реакцию на стресс. Простое выявление их до того, как они станут проблемой, может помочь вам найти способы обойти их или свести к минимуму их воздействие.
        • Делайте перерывы. Даже если полностью избежать стрессовой ситуации невозможно, вы можете дать себе хотя бы 15 минут, чтобы перевести дух, поговорить с другом или насладиться чашечкой чая или кофе. Если вы дадите себе время собраться, это поможет вам справиться с трудностями с большим позитивом.
        • Найдите время для физических упражнений. Каждый день уделяя 15–20 минут активности, которая повышает частоту сердечных сокращений, вы снижаете стресс и улучшаете настроение. Ходьба или езда на велосипеде на работу вместо того, чтобы водить машину, может помочь вам избежать пробок в час пик и начать свой день с большей энергией.
        • Ухаживайте за собой. Важно заботиться о себе, особенно когда вы в стрессе. Забота о себе может включать в себя употребление в пищу питательных продуктов, активный образ жизни и достаточное количество сна, а также уделение времени хобби, одиночеству и отдыху.
        • Изучите новые техники релаксации. Медитация, дыхательные упражнения, йога и другие подобные занятия могут снизить частоту сердечных сокращений и кровяное давление, снизить уровень гормонов стресса и помочь вам чувствовать себя спокойнее.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts