Характеристика метода наблюдения — n1.doc
Характеристика метода наблюдения
Скачать все файлы (63 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc | 63kb. | 17.02.2014 11:22 | скачать |
Реферат
по дисциплине методология и методика психолого- педагогического исследования
на тему: «Метод наблюдения»
Оглавление:
Ведение…………………………………………………………………………….31. Основные характеристики метода наблюдения………………………………4
2. Классификация наблюдения……………………………………………………5
3. Плюсы, минусы и основные ошибки метода наблюдения…………………..8
Заключение……………………………………………………………………….11
Литература……………………………………………………………………….12
Ведение
Метод наблюдения – старейший метод психологической диагностики.
Можно с уверенностью говорить, что метод наблюдения начал формироваться в момент появления человека и продолжает существовать до сих пор. Научное наблюдение стало широко применяться, начиная с конца XIX века, в областях, где особенное значение имеет фиксация особенностей поведения человека в различных условиях, — в клинической, социальной, педагогической психологии, психологии развития, а с начала XX века – в психологии труда.
Психология сама по себе является продуктом наблюдения, обобщенным и сформулированным способом объяснить поведение человека.
С помощью наблюдения можно получить обширную информацию о человеке. Он является незаменимым там, где не разработаны или неизвестны стандартизированные процедуры. При этом исследователю для проведения наблюдения не требуется согласия или иной формы участия наблюдаемых.
Особо, важное значение, метод наблюдения имеет для изучения психологических особенностей детей, поскольку ребенок как объект исследования представляет большие трудности для экспериментального изучения, чем взрослый человек.
Ограниченность метода наблюдения вызвала к жизни другие, более «совершенные» методы эмпирического исследования: эксперимент измерение.
В этой работе мы будем рассматривать общие понятия метода наблюдения.
Метод наблюдения
Основные характеристики метода наблюдения
Методы психологических исследований можно разделить по следующим группам:
a) не экспериментальные психологические методы;
б) диагностические методы;
в) экспериментальные методы;
г) формирующие методы.
Не экспериментальными методами психологического исследования являются наблюдение, анкетирование, беседа, монографический метод.
Наблюдение — один из методов сбора данных путем прямого зрительного и слухового контакта с объектом изучения. Специфическая особенность этого метода состоит в том, что при его использовании исследователь не воздействует на предмет изучения, не вызывает интересующие его явления, а ждет их естественного проявления.
Основные характеристики метода наблюдения — целенаправленность, планомерность. Наблюдение реализуется с помощью специальной методики, которая содержит описание всей процедуры наблюдения. Главные ее моменты следующие:
а) выбор объекта наблюдения и ситуации, в которой он
будет наблюдаться;
б) программа наблюдений: перечень тех сторон, свойств
объекта, которые будут фиксироваться.
В принципе можно выделить два вида целей. В поисковых исследованиях ставится цель получить как можно больше сведений об интересующем объекте. Например, фиксация поведения шестилеток, поступивших в школу, на уроках, в перемену, дома; в общении с учителями, родителями, с учениками класса и т.д. Сбор широкой информации дает возможность выделить проблемы, требующие специального исследования.
В других случаях наблюдение ведется очень избирательно. Так, известный швейцарский исследователь Ж.Пиаже при изучении детского мышления наблюдал только такие игры, в которых дети из двух предметов получали как бы один (один предмет находился внутри другого). Это формировало у ребенка понимание определенного отношения между предметами.
в) способ фиксации получаемой информации.
Особую проблему составляет сам наблюдатель: его присутствие может менять поведение интересующего его человека. Эта проблема решается двумя путями: наблюдатель должен стать привычным членом коллектива, где он намеревается вести наблюдение. Другой путь — наблюдать, оставаясь невидимым для объекта наблюдения. Этот путь имеет ограничения, прежде всего — нравственные.
При наблюдении должны соблюдаться ряд требований: наличие плана наблюдений, набор признаков, показателей, которые должны фиксироваться и оцениваться наблюдателем, желательно несколько наблюдателей-экспертов, оценки которых можно будет сравнить, построение гипотезы, объясняющей наблюдаемые явления, проверка гипотезы в последующих наблюдениях. На основе наблюдения может быть дана экспертная оценка. Результаты наблюдений фиксируются в специальных протоколах, выделяются определенные показатели, признаки, которые следует выявить при наблюдении в поведении испытуемых согласно плану наблюдения. Протокольные данные подвергаются качественной и количественной обработке.
2. Классификация наблюдения
Наблюдение может быть:
Непосредственным и опосредованным
Внешним и внутренним
Включенным (которое может быть открытым и закрытым) и невключенным
Прямым и косвенным
Сплошным и выборочным (по определенным параметрам)
Полевым (в повседневной жизни) и лабораторным
По систематичности принято различать:
Несистематическое — не предполагает разработки детального плана наблюдения, важно создание некоторой обобщенной картины поведения индивида либо группы в определенных условиях. Применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии.
Систематическое — предполагает разработку детального плана, в котором четко описываются единицы наблюдения и процедуры их фиксирования. Исследователь выделяет регистрируемые особенности поведения (переменные) и классифицирует условия внешней среды.
По фиксируемым объектам:
При сплошном наблюдении исследователь фиксирует все особенности поведения, доступные для максимально подробного наблюдения.
При выборочном наблюдении исследователь обращает внимание на определенные параметры поведения или типы поведенческих актов.
По форме наблюдения:
Осознанное наблюдение
Неосознанное внутренне наблюдение
Неосознанное внешнее наблюдение
Наблюдение окружающей среды
При осознанном наблюдении наблюдаемому человеку известно о том, что за ним наблюдают. Такое наблюдение проводится в контакте исследователя с субъектом, причём наблюдаемый обычно пребывает в курсе задачи исследования и социального статуса наблюдателя. Однако бывают случаи, когда в силу специфики исследования наблюдаемому человеку сообщают иные по сравнению с подлинными цели наблюдения. Необходимость подобных действий порождает этические проблемы.
Данная форма наблюдении выбирается исходя из целесообразности, то есть, когда её использование оправданно задачами исследования, так как она обладает весомыми недостатками.
Недостатки: влияние наблюдателя на поведение наблюдаемого, из-за этого результаты могут рассматриваться только применительно к той ситуации, в которой они были получены. Необходимо делать несколько наблюдений.
При неосознанном внутреннем наблюдении наблюдаемым субъектам известно о том, что за ними наблюдают, а исследователь-наблюдатель находится внутри системы наблюдения, становится её частью (например, когда психолог внедряется в хулиганскую группировку и не сообщает о целях своего внедрения, чтобы получить наиболее объективные сведения о её деятельности). Наблюдатель контактирует с наблюдаемыми субъектами, но те не осведомлены о его роли в качестве наблюдателя.
Данная форма наблюдения особенно удобна для исследования социального поведения малых групп, при этом присутствие наблюдателя считается естественным, и факт того, что его роль заключается в наблюдении будучи неизвестным наблюдаемым субъектам, не влияет на их действия.
Недостаток: трудность фиксации результатов; наблюдатель может быть вовлечен в конфликт ценностей.
При неосознанном внешнем наблюдении наблюдаемым субъектам неизвестно о том, что за ними наблюдают, а исследователь ведёт свои наблюдения, не входя в непосредственный контакт с объектом наблюдения (например, наблюдатель может быть скрыт от наблюдаемого за односторонне прозрачной стенкой).
Данная форма наблюдения удобна тем, что исследователь не стесняет поведения наблюдаемых и не провоцирует акты их поведения, которые бы соответствовали целям его исследования, то есть она позволяет собрать достаточно объективные данные о поведении людей.
При наблюдении окружающей среды, исследователь изучает условия окружающей среды наблюдаемых, которые влияют на его поведение. Он пытается сделать выводы о том, как внешние факторы обуславливают действия индивида или группы индивидов.
Этапы исследования методом наблюдения
1. Определение предмета наблюдения, объекта, ситуации.
2. Выбор способа наблюдения и регистрации данных.
3. Создание плана наблюдения.
4. Выбор метода обработки результатов.
5. Собственно наблюдение.
6. Обработка и интерпретация полученной информации.
3. Плюсы, минусы и основные ошибки метода наблюдения
Преимущества метода наблюдения
Наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения.
Наблюдение позволяет одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т. д.
Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов.
Наблюдение позволяет достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам — например, вербального и невербального поведения
Оперативность получения информации
Относительная дешевизна метода
Недостатки метода наблюдения
Многочисленность иррелевантных, мешающих факторов.
На результаты наблюдения могут повлиять:
настроение наблюдателя,
социальное положение наблюдателя по отношению к наблюдаемому,
предубеждение наблюдателя (Искажение восприятия событий тем больше, чем сильнее наблюдатель стремится подтвердить свою гипотезу),
комплексность наблюдаемых ситуаций,
усталость наблюдателя (В результате чего наблюдатель перестает замечать важные изменения, делает ошибки при записях и т.д. и т.п.)
адаптированность наблюдателя к происходящему (В результате чего наблюдатель перестает замечать важные изменения, делает ошибки при записях и т.д. и т.п.)
Выделяют следующие ошибки наблюдения:
Однократность наблюдаемых обстоятельств, приводящая к невозможности сделать обобщающее заключение исходя из единичных наблюдаемых фактов.
Необходимость классифицировать результаты наблюдения.
Необходимость больших ресурсных затрат (временных, людских, материальных).
Малая репрезентативность для крупных генеральных совокупностей.
Сложность соблюдения операциональной валидности.
А.А. Ершов (1977) выделяет типичные ошибки наблюдения:
1. Гало-эффект. Обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий.
2. Эффект снисхождения. Тенденция всегда давать положительную оценку происходящему.
3. Ошибка центральной тенденции. Стремление дать усредненную оценку наблюдаемому поведению.
4. Ошибка корреляции. Оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака.
5. Ошибка контраста. Склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным.
6. Ошибка первого впечатления. Первое впечатление об индивиде определяет и оценку его поведения в дальнейшем.
Следует отметить, что метод наблюдения используется не только в исследовательской, но и в практической деятельности, в том числе и в педагогической. Учитель наблюдает за поведением детей, за тем, как они выполняют различные задания в классе, и использует полученную информацию для совершенствования своей работы как с классом в целом, так и с отдельными учениками. Однако и в этом случае правильное заключение о тех или иных особенностях внутренней жизни ребенка сделать непросто.
Заключение:
В заключении хочу отметить, что наблюдение является незаменимым методом, если необходимо исследовать естественное поведение без вмешательства извне в ситуацию, когда нужно получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте. Наблюдение может выступать в качестве самостоятельной процедуры и рассматриваться как метод, включенный в процесс экспериментирования. Результаты наблюдения за испытуемыми в ходе выполнения ими экспериментального задания являются важнейшей дополнительной информацией для исследователя.
Литература:
1. Ганзен В.А., Балин В.Д. Теория и методология психологического исследования: Учеб. пособие. — СПб.: РИО СПб ГУ, 2001. — С. 47.
2. Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. — М.: Изд-во Проспект, 2005. С. 40—41.
3. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Серия «Учебники и учебные пособия». – 2-е изд., перераб, и доп.- Ростов н/Д: «Феникс», 2003, — 544 с.
4. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 288 с.
Метод наблюдения в психологии — виды исследований, характеристика
Определение понятия
В социальной, клинической и педагогической психологии наблюдение как метод исследования используется с конца XIX века, а в прошлом столетии его стали применять в трудовой науке. Это наиболее древний метод познания окружающих предметов и явлений. В повседневной жизни человек сам не замечает, как начинает наблюдать за кем-то или чем-либо.
Наблюдением нельзя назвать процесс, при котором вмешательство экспериментатора изменит условия его проведения. Но оно поможет в том случае, когда необходимо получить целостную картину происходящих событий и отразить ее в записях и таблицах. Главные особенности процедуры:
- связь между наблюдателем и субъектом;
- пристрастность — эмоциональная составляющая;
- сложность, а иногда и невозможность повторного проведения.
Если наблюдение осуществляется в естественных условиях, то человек никак на него не повлияет. Но когда субъект знает, что его исследуют, то он меняет свои повадки.
Первыми экспериментаторами стали В. Прайер, В. Штерн и А. Гвоздиков. Они наблюдали за развитием ребенка в семье и записывали полученную информацию в свои дневники.
Объект и средства наблюдения
Объектом наблюдения может выступать любой предмет, живое существо, явление, которых можно зарегистрировать. Их делят на несколько групп:
- вербальное и невербальное поведение;
- дистанция между людьми;
- их перемещение;
- физические взаимодействия.
Под вербальным общением понимают все явления, связанные с речью — интенсивность, продолжительность, содержание. Невербальное — это мимика, жесты тела, выражение глаз, особенности походки. К физическим воздействиям относят объятия, удары, рукопожатия, побои, толчки и другие прикосновения.
Во время эксперимента наблюдатель не может узнать свойства психики, он видит только те явления, которые можно зафиксировать. Исследователь лишь строит предположения о состоянии психологического здоровья испытуемого, за основу он берет данные, полученные в ходе процедуры.
Для изучения объекта используют специальные приборы: фотоаппараты, видеокамеры, диктофоны, специальные карты наблюдения. Но исследователь может наблюдать самостоятельно, без каких-либо средств.
Принятая классификация
Наблюдение обычно используется в том случае, когда непозволительно или просто невозможно вмешаться в естественное течение события. Его разделяют на несколько видов:
- внешнее и внутреннее;
- непосредственное и опосредованное;
- прямое и косвенное;
- включенное и невключенное;
- полевое и лабораторное;
- сплошное и выборочное.
А также есть разные виды наблюдения в зависимости от систематичности, форме, фиксируемым объектам, осознанности. В первом случае бывают несистематические и систематические исследования. Последние проводятся по определенному плану, а во время эксперимента человек фиксирует особенности поведения субъекта и создает классификацию условий окружающей среды. Несистематические позволяют создать общую картину явления в определенных условиях. Обычно такие исследования являются полевыми.
Наблюдение противопоставляются экспериментам по двум критериям: непосредственность и пассивность исследователя. Он не может вмешиваться в ход процесса, но обязательно записывает увиденное в протоколе.
По фиксируемым объектам разделяют сплошные и выборочные наблюдения. При первом человек старается законспектировать все особенности поведения. А при втором он записывает только определенные акты или параметры. В зависимости от форм поведения выделяют несколько исследований: осознанное, неосознанное внешнее и внутреннее, окружающего мира.
При осознанном субъект знает о том, что за ним наблюдают. То есть исследователь контактирует с ним, заранее рассказывает ему о задаче эксперимента и своем социальном статусе. Но иногда ему сообщают неверную информацию, чтобы проследить за поведением в определенной ситуации. Хотя подобные действия приводят к этическим проблемам и отрицательным результатам.
Такой способ используется только в том случае, если это обусловлено требованиями наблюдения. Необходимо провести несколько исследований, так как действия субъекта зависят от влияния ученого, и при некорректной постановке задания результаты не оправдают ожиданий. Ситуация наблюдения может стать стрессом для испытуемого, и итоги негативно повлияют на его жизнь.
Неосознанное внутреннее
Отличается неосознанное внутреннее наблюдение, ведь при нем субъект не знает ничего об исследовании. Тот, кто проводит оценивание, становится частью системы. К примеру, психолог может внедриться в компанию представителей какой-либо субкультуры для детального изучения поведения. Наблюдатель тесно контактирует с испытуемыми, но они не догадываются о его цели.
Этот метод используется для исследования социальных особенностей малых групп. Наблюдатель должен вести себя естественно, тогда его работа не сможет повлиять на их действия и заключения протокола. Но проблемой могут стать этические вопросы: исследователю придется обманывать группу. А также у него возникнут трудности с записями — фиксировать результаты нужно тайно, чтобы этого никто не заметил.
Факт того, что ведется наблюдение, никак не повлияет на поведение субъекта. А при непосредственном контакте исследователь получит больше информации. Но это может вызвать и некоторые проблемы: иногда психологи перенимают систему ценностей изучаемой группы, возникают моральные конфликты.
Внешний тип
Определение внешнего неосознанного наблюдения заключается в том, что субъекту неизвестно об эксперименте. Исследователь при этом не контактирует с группой, он фиксирует информацию со стороны. К примеру, в психиатрических больницах доктор следит за пациентом через специальное окно. Со стороны врача оно прозрачное, а больной видит его, как зеркало.
Такая организация наблюдения позволяет не стеснять субъектов, не провоцировать их на определенные действия. Благодаря этому исследователь может собрать объективную информацию о поведении или явлении. Еще один плюс — если на каком-либо этапе наблюдатель устал, его незаметно сменит другой.
Естественность действий не нарушается из-за давления исследователя, появляется возможность использования технических средств записи информации. Но из-за ограниченности придется изучать ситуацию только с одной стороны, более подробно узнать о поведении субъектов не получится.
При наблюдении окружающей среды удается узнать больше об условиях, от которых зависят действия людей. Моделирование определенных ситуаций поможет изучить все факторы, влияющие на исследуемых.
Этический кодекс
Для правильного использования и характеристики метода наблюдения нужно соблюдать основные правила психологии, установленные Этическим кодексом Американской психологической ассоциацией. Исследователь должен придерживаться мер предосторожности.
Если испытание проводится в общественном месте, то получать согласие участников необязательно. А при индивидуальном исследовании нужно получить разрешение субъекта. Психологи должны вести себя аккуратно и стараться не причинить вред окружающим. Если избежать этого не получается, то рекомендуется снизить ущерб.
Вторжение в личную жизнь участников также должно быть минимальным. Но при наблюдениях за поведением членов семьи нужно получить их согласие и объяснить цель задачи. Если человек занимается самонаблюдением, то он может изучать любую сферу своей жизни. Все данные о субъектах остаются конфиденциальными, психологи не имеют права их разглашать. Публиковать можно только полученные результаты без указания имен, адресов и другой личной информации.
Этапы наблюдения:
- выбор объекта;
- регистрация данных;
- создание плана;
- подбор метода обработки информации;
- проведение самой процедуры;
- интерпретация данных.
На первом этапе психолог выбирает объект и субъект, время и место проведения наблюдения.
Затем он подбирает наиболее подходящий способ исследования и регистрирует все данные. После плана и выбора методов обработки он приступает непосредственно к самому наблюдению. Полученные результаты интерпретируются для составления отчета.Есть у любого вида метода наблюдения в психологии достоинства и недостатки. К плюсам относится возможность охватить и записать интересующие акты поведения, включить их в отчетный протокол. Психолог одновременно исследует отношения субъектов друг с другом и к иным предметам, явлениям. В некоторых случаях не понадобится даже их согласие или подготовка.
Фиксировать можно сразу несколько параметров — перемещения и физическое взаимодействие, вербальное и невербальное общение. Информацию психологи получают быстро, а сам метод довольно дешевый. Если не использовать специальной записывающей аппаратуры, то не потребуется никаких затрат.
Но есть у наблюдения и свои минусы. Существует слишком много отвлекающих и мешающих исследованию факторов.
Психологические методы исследования позволяют не предполагать, а точно узнать некоторую информацию из жизни субъектов. С помощью наблюдения можно понять сущность поведения индивидуума, его отношения к окружающим и самому себе.
Наблюдение: Метод исследования — PsychicMotivator
Психолог Никита 2 комментария психическое здоровье, осознание психического здоровья, психообразование, психология
Согласно Godde & Hatt , наука начинается с наблюдения и в конечном итоге возвращает к наблюдению для окончательной проверки.
Согласно Мозеру, наблюдение справедливо можно назвать классическим методом научного исследования в строгом смысле, наблюдение подразумевает использование глаз, а не слуха и голоса.
Наблюдение как фундаментальный метод сбора данных относится к наблюдению и прослушиванию поведения других людей с течением времени без манипулирования и контроля над ним и записи результатов способами, которые допускают некоторую степень аналитической интерпретации и обсуждения.
Таким образом, наблюдение включает широкий выбор, запись и кодирование поведения для эмпирических целей описания или развития теории (Wieck, 1968).
ОСОБЕННОСТИ:- Существует естественный социальный контекст , в котором изучается поведение человека . Таким образом, наблюдение обычно происходит в естественных условиях , хотя оно также может использоваться в таких искусственных условиях, как лабораторные эксперименты и моделирование.
- Он фиксирует те значимые события или события , которые влияют на отношения между изучаемыми людьми.
- Выявляет важные закономерности и повторения в социальной жизни путем сравнения и противопоставления полученных данных при изучении различных природных условий .
- Он фиксирует и изучает поведение человека, как оно происходит на самом деле. Это помогает в моментальном понимании деятельности человека в реальной жизни или социальной жизни.
- Предоставляет графическое описание реальной жизни, которое можно получить другими способами.
- Другая цель — разведка.
- Правильное планирование
- Наблюдение за поведением
- Запись поведения
- Анализ поведения (статистические методы, среднее значение, медиана, мода и т. д.)
- Обсуждение наблюдаемого поведения
- Обобщение результатов.
СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ
Оно осуществляется в соответствии с некоторыми явными процедурами, а также в соответствии с логикой научного вывода. Психолог, изучающий агрессивное поведение детей в их игровой группе с некоторыми заранее установленными объективными и явными принципами, является примером систематического наблюдения.
ПРЕИМУЩЕСТВА:
- Переменными можно управлять,
- Простой метод,
- Экономия времени и средств,
- Наблюдается в лабораторных условиях.
НЕДОСТАТКИ:
- Наблюдатель может искажать информацию,
- Эффект реактивности,
- Не может контролировать внешние переменные, которые могут повлиять на поведение.
НЕСИСТЕМАТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ
Является разновидностью случайного наблюдения сделано следователем без указания каких-либо явных и объективных выводов. Психолог/социолог, наблюдающий за поведением людей на железнодорожной платформе без каких-либо явных принципов и процедур, является примером бессистемного наблюдения. Наблюдение также классифицируется на основе роли, которую играет исследователь. На основании этих критериев наблюдение можно разделить на участников и неучастников.
НАБЛЮДЕНИЕ УЧАСТНИКА
При этом следователь активно участвует в деятельности группы, за которой следует наблюдать. Здесь следователь может уже быть членом группы или организации и решить наблюдать за ней в одной или нескольких ситуациях. Или он может присоединиться к группе специально для наблюдения за группой в одной или нескольких ситуациях.
Процедура включенного наблюдения часто неструктурирована и, как правило, личность наблюдателя не известна другим членам группы. Это называется скрытым включенным наблюдением. Но иногда человек, за которым наблюдают, знает, что наблюдатель присутствует для сбора информации о нем. Это известно как неприкрытое включенное наблюдение. Поэтому другие члены группы воспринимают его как обычного члена и взаимодействуют с ним естественным образом.
ДОСТОИНСТВА:
- Выполненный в естественных условиях, исследователь может реалистично и естественно регистрировать поведение, после чего анализ дает осмысленные и убедительные выводы о поведении человека.
- Полное наблюдение занимает несколько дней и месяцев. Как следствие, собранная информация является очень широкой и значимой для понимания человеческого поведения.
НЕДОСТАТКИ:
- Неструктурированный , нет точного порядка сбора данных. Меньше внимания уделяется точности и больше открытию.
- Отнимает много времени, дорого.
- Поскольку наблюдатель является активным участником, он/она иногда начинает проявлять человеческие слабости, такие как любовь, симпатия, ненависть и т. д. По отношению к участникам и их поведению.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Публикация, опубликованная Психологом Никитой (Она/ее) (@psychicmotivator)
НЕУЧАСТНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ
Это наблюдение за поведением другого исследователя лиц в естественной среде, но не остается участником наблюдаемой деятельности. Наблюдение без участия обычно структурировано, и поэтому наблюдатель заранее планирует вероятный характер естественной обстановки, репрезентативность данных, проблемы, связанные с присутствием исследователя и т. д. Здесь наблюдатель/исследователь может перейти к разработке исследовательские стратегии или некоторые конкретные исследовательские вопросы для зондирования.
ДОСТОИНСТВА:
- Структурированные, полученные данные являются более достоверными и репрезентативными.
- Наблюдатель может лучше концентрироваться на любом конкретном аспекте социального поведения и, следовательно, получает больше возможностей найти решение соответствующего исследования.
НЕДОСТАТКИ:
- Поведение наблюдаемого человека и настройки не остаются естественными. У человека может развиться сознание того, что за его поведением наблюдают, что слегка искажает естественный ход его поведения.
- Он не может уловить естественный контекст социальной среды в той мере, в какой это может уловить включенное наблюдение.
КЛИНИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ
Используется квалифицированными клиницистами, врачами и терапевтами для сбора информации о своих пациентах или клиентах. Это наблюдения за поведением клиентов, которые используются для определения диагноза и плана лечения. Заметки систематически делаются во время интервью с клиентами. Клинические наблюдения являются основой терапии и лечения. Это средство, с помощью которого профессионал может узнать о своем клиенте.
Поделитесь с другими
Полная информация о важности методов наблюдения в психологии
Навигация
Статья поделилась
ОБЪЯВЛЕНИЯ:
Каждая наука основана на наблюдении за фактами, и, следовательно, методы наблюдения наиболее распространены в каждой науке. Как и все другие науки, психология также использует этот метод для изучения своего предмета.
Наблюдение может быть объективным или субъективным. При объективном наблюдении может наблюдать один наблюдатель или несколько наблюдателей, чьи выводы могут быть перепроверены и подтверждены. Обычный человек может наблюдать за внешней или явной деятельностью, и этот тип наблюдения является объективным наблюдением. Но когда человек чувствует боль, голод или усталость, другие не могут наблюдать эти переживания. Только сам человек может осознавать эти переживания и наблюдать за собой. Такой тип наблюдения называется субъективным наблюдением, иначе известным как самоанализ.
Психология изучает как открытую, так и скрытую деятельность, используя соответственно объективные и субъективные наблюдения. Наблюдение может производиться либо в лаборатории путем создания искусственной ситуации, либо в естественных условиях, где происходят события. Наблюдение за событиями в естественных условиях называется натуралистическим наблюдением.
ОБЪЯВЛЕНИЯ:
Буквальное значение наблюдения — ясное восприятие каких-то объектов или событий. Наблюдение составляет основу любого научного исследования. Научное наблюдение нельзя рассматривать как простое восприятие неспециалиста. Когда некоторые объекты или события наблюдаются научным образом, эти объекты или события изучаются систематически. Объективное наблюдение связано с событиями внешнего мира.
Психологи используют объективное наблюдение для изучения внешней активности организма. Субъективное наблюдение, называемое самоанализом, просит человека заглянуть внутрь себя и сообщить о своих ментальных переживаниях.