В социальной психологии социализация понимается как: Социализация личности в психологии

Содержание

3.1. Социализация. 3. Группа и личность. Социальная психология. Курс лекций

Термин «социализация», несмотря на его широкую распространенность, не имеет однозначного толкования среди различных представителей психологической науки. В системе отечественной психологии употребляются еще два термина, которые порой предлагают рассматривать как синонимы слова «социализация»: «развитие личности» и «воспитание». Более того, иногда к понятию социализации вообще высказывается довольно критическое отношение, связанное уже не только со словоупотреблением, но и с существом дела. Не давая пока точной дефиниции понятия социализации, скажем, что интуитивно угадываемое содержание этого понятия состоит в том, что это процесс «вхождения индивида в социальную среду», «усвоения им социальных влияний», «приобщения его к системе социальных связей» и т.д. Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества.

Одно из возражений и строится обычно на основе такого понимания. Оно заключается в следующем. Если личности нет вне системы социальных связей, если она изначально социально детерминирована. то какой смысл говорить о вхождении ее в систему социальных связей Не будет ли при этом повторяться одна из старых ошибок в психологии, когда утверждалось, что новорожденное человеческое существо не есть еще человеческое существо и ему предстоит пройти путь «гоминизации»? Не совпадает ли понятие социализации с процессом гоминизации? Как известно, Л. С. Выготский решительно протестовал против изображения ребенка как существа, которому еще необходимо гоминизироваться. Он настаивал на том, что ребенок, родившись, уже задан как элемент определенной культуры, определенных социальных связей и т.д. Если социализацию отождествлять с гоминизацией, то есть все основания крайне негативно относиться к «социализации».

Сомнение вызывает и возможность точного разведения понятия социализации с другими, широко используемыми в психологической и педагогической литературе понятиями («развитие личности» и «воспитание»). Это возражение весьма существенно и заслуживает того. чтобы быть обсужденным специально.

Идея развития личности — одна из ключевых идей отечественной психологии. Более того, признание личности субъектом социальной деятельности придает особое методологическое значение идее развития личности: ребенок, развиваясь, становится таким субъектом, т.е. процесс его развития немыслим вне его социального развития, а значит, и вне усвоения им системы социальных связей, отношений, вне включения в них. По объему понятия «развитие личности» и «социализация» в этом случае как бы совпадают, а акцент на активность личности кажется значительно более четко представленным именно в идее развития, а не социализации: здесь он как-то притушен, коль скоро в центре внимания — социальная среда и подчеркивается направление ее воздействия на личность.

Вместе с тем, если понимать процесс развития личности в активном взаимодействии личности с социальной средой, то каждый из элементов этого взаимодействия имеет право на рассмотрение без опасения, что преимущественное внимание к одной из сторон взаимодействия обязательно должно обернуться его абсолютизацией, недооценкой другого компонента. Подлинно научное рассмотрение вопроса о социализации ни в коей мере не снимает проблемы развития личности, а, напротив, предполагает, что личность понимается как становящийся активный социальный субъект.

Несколько сложнее вопрос о соотношении понятий «социализация» и «воспитание». Как известно, термин «воспитание» употребляется в нашей литературе в двух значениях — в узком и широком смысле слова. В узком смысле слова термин «воспитание» означает процесс целенаправленного воздействия на человека со стороны субъекта воспитательного процесса с целью передачи, привития ему определенной системы представлений, понятий, норм и т.д. Ударение здесь ставится на целенаправленность, планомерность процесса воздействия. В качестве субъекта воздействия понимается специальный институт, человек, поставленный для осуществления названной цели. В широком смысле слова под «воспитанием» понимается воздействие на человека всей системы общественных связей с целью усвоения им социального опыта и т. д. Субъектом воспитательного процесса в этом случае может выступать и все общество, и, как часто говорится в обыденной речи, «вся жизнь». Если употреблять термин «воспитание» в узком смысле слова, то социализация отличается по своему значению от процесса, описываемого термином «воспитание». Если же это понятие употреблять в широком смысле слова, то различие ликвидируется.

Сделав это уточнение, можно так определить сущность социализации: социализация — это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны (часто недостаточно подчеркиваемой в исследованиях), процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. Именно на эти две стороны процесса социализации обращают внимание многие авторы, принимающие идею социализации в русло социальной психологии, разрабатывающие эту проблему как полноправную проблему социально-психологического знания. Вопрос ставится именно так, что человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации. Этот момент преобразования социального опыта фиксирует не просто пассивное его принятие, но предполагает активность индивида в применении такого преобразованного опыта, т.е. в известной отдаче, когда результатом ее является не просто прибавка к уже существующему социальному опыту, но его воспроизводство, т.е. продвижение его на новую ступень. Понимание взаимодействия человека с обществом при этом включает в себя понимание в качестве субъекта развития не только человека, но и общество, объясняет существующую преемственность в таком развитии. При такой интерпретации понятия социализации достигается понимание человека — одновременно как объекта, так и субъекта общественных отношений.

Первая сторона процесса социализации — усвоение социального опыта — это характеристика того, как среда воздействует на человека: вторая его сторона характеризует момент воздействия человека на среду с помощью деятельности. Активность позиции личности предполагается здесь потому, что всякое воздействие на систему социальных связей и отношений требует принятия определенного решения и, следовательно, включает в себя процесс преобразования, и процесс мобилизации субъекта, и процесс построения определенной стратегии деятельности. Таким образом, процесс социализации в этом его понимании ни в коей мере не противостоит процессу развития личности, но просто позволяет развести различные точки зрения на проблему. Если для возрастной психологии наиболее интересен взгляд на эту проблему «со стороны личности», то для социальной психологии — «со стороны взаимодействия личности и среды».

Если исходить из тезиса, принимаемого в общей психологии, что личностью не родятся, личностью становятся, то ясно, что процесс социализации по своему содержанию есть процесс становления личности, который начинается с первых минут жизни человека. В социальной психологии выделяются обычно три сферы, в которых осуществляется прежде всего это становление личности: деятельность, общение, самосознание. Каждая из этих сфер должна быть рассмотрена особо. Общей характеристикой всех этих трех сфер является процесс расширения, умножения социальных связей личности с внешним миром.

Что касается деятельности, то на протяжении всего процесса социализации личность имеет дело с расширением «каталога» деятельностей (Леонтьев, 1975. С. 188), т.е. освоением все новых и новых видов деятельности. При этом происходит еще два чрезвычайно важных процесса. Во-первых, это ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами. А.Н. Леонтьев отмечает, что эта ориентировка осуществляется через посредство личностных смыслов, т.е. означает выявление для каждой личности особо значимых аспектов деятельности, причем не просто уяснение их, но и их освоение. Можно было бы назвать продукт такой ориентации личностным выбором деятельности. Как следствие этого возникает и второй процесс — определенное центрирован вокруг главного, выбранного, сосредоточение внимания на нем и, важнейшее, соподчинения ему всех остальных деятельностей. Наконец, третий процесс — это освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости. Если кратко выразить сущность этих преобразований в системе деятельности развивающегося индивида, то можно сказать, что перед нами процесс расширения возможностей индивида именно как субъекта деятельности.

Эта общая теоретическая канва позволяет подойти к экспериментальному исследованию проблемы. Экспериментальные исследования носят, как правило, пограничный характер между социальной и возрастной психологией: в них для разных возрастных групп изучается вопрос о том, каков механизм ориентации личности в системе деятельностей, чем мотивирован выбор, который выступает основанием для центрирования деятельности. Особенно важным в таких исследованиях является рассмотрение процессов целеобразования. К сожалению, эта проблематика, традиционно закрепленная за общей психологией, не находит пока особой разработки в ее социально-психологических аспектах, хотя ориентировка личности не только в системе данных ей непосредственно связей, но и в системе личностных смыслов, по-видимому, не может быть описана вне контекста тех социальных «единиц», в которых организована человеческая деятельность, т. е. социальных групп. Об этом здесь говорится пока лишь в порядке постановки проблемы, включения ее в общую логику социально-психологического подхода к социализации.

Вторая сфера — общение – рассматривается в контексте социализации также со стороны его расширения и углубления, что само собой разумеется, коль скоро общение неразрывно связано с деятельностью. Расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми, специфику этих контактов на каждом возрастном рубеже. Что же касается углубления общения, это, прежде всего переход от монологического общения к диалогическому, децентрация, т.е. умение ориентироваться на партнера, более точное его восприятие. Задача экспериментальных исследований заключается в том, чтобы показать, во-первых, как и при каких обстоятельствах осуществляется умножение связей общения и, во-вторых, что получает личность от этого процесса. Исследования этого плана носят черты междисциплинарных исследований, поскольку в равной мере значимы как для возрастной, так и для социальной психологии. Особенно Детально с той точки зрения исследованы некоторые этапы онтогенеза: Дошкольный и подростковый возраст. Что касается некоторых других этапов жизни человека, то незначительное количество исследований в этой области объясняется дискуссионным характером другой проблемы социализации — проблемы ее стадий.

Именно поэтому процесс социализации может быть понят только как единство изменений всех трех обозначенных сфер. Они, взятые в целом, создают для индивида «расширяющуюся действительность», Б которой он действует, познает и общается, тем самым осваивая не только ближайшую микросреду, но и всю систему социальны* отношений. Вместе с этим освоением индивид вносит в нее свой опыт

Наконец, третья сфера социализации — развитие самосознания личности. В самом общем виде можно сказать, что процесс социализации означает становление в человеке образа его Я (Кон, 1978. С. 9). В многочисленных экспериментальных исследованиях, в том числе, лонгитюдинальных, установлено, что образ Я не возникает у человека сразу, а складывается на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний. С точки зрения социальной психологии здесь особенно интересно выяснить, каким образом включение человека в различные социальные группы задает этот процесс. Играет ли роль тот факт, что количество групп может варьировать весьма сильно, а значит, варьирует и количество связей общения? Или такая переменная, как количество групп, вообще не имеет значения, главным фактором выступает качество групп (с точки зрения содержания их деятельности, уровня их развития). Как сказывается на поведении человека и на его деятельности (в том числе в группах) уровень развития его самосознания — вот вопросы, которые должны получить ответ при исследовании процесса социализации.

К сожалению, именно в этой сфере анализа особенно много противоречивых позиций. Это связано с наличием тех многочисленных и разнообразных пониманий личности, о которых уже говорилось. Прежде всего само определение «Я – образа» зависит от той концепции личности, которая принимается автором. Весь вопрос, по выражению А. Н. Леонтьева, упирается в то, что будет названо в качестве составляющих «Я-образ». В социальной психологии есть несколько различных подходов к структуре «Я». Наиболее распространенная схема включает в «Я» три компонента: познавательный (знание себя), эмоциональный (оценка себя), поведенческий (отношение к себе). Существуют и другие подходы к тому, какова структура самосознания человека (Столин, 1984). Самый главный факт, который подчеркивается при изучении самосознания, состоит в том, что оно не может быть представлено как простой перечень характеристик, но как понимание личностью себя в качестве некоторой целостности, в определении собственной идентичности. Лишь внутри этой целостности можно говорить о наличии каких-то ее структурных элементов. Другое свойство самосознания заключается в том, что его развитие в ходе социализации — это процесс контролируемый, определяемый постоянным приобретением личностью социального опыта в условиях расширения диапазона деятельности и общения. Хотя самосознание относится к самым глубоким, интимным характеристикам человеческой личности, его развитие немыслимо вне деятельности: лишь в ней постоянно осуществляется определенная «коррекция» представления о себе в сравнении с представлением, складывающимся в глазах других. «Самосознание, не основанное на реальной деятельности, исключающее ее как «внешнюю», неизбежно заходит в тупик, становится «пустым» понятием» (Кон, 1967. С. 78).

Именно поэтому процесс социализации может быть понят только как единство изменений всех трех обозначенных сфер. Они, взятые в целом, создают для индивида «расширяющуюся действительность»,которой он действует, познает и общается, тем самым осваивая не только ближайшую микросреду, но и всю систему социальны отношений. Вместе с этим освоением индивид вносит в нее свой опыт свой творческий подход; поэтому нет другой формы освоения действительности, кроме ее активного преобразования. Это общее принципиальное положение означает необходимость выявления того конкретного «сплава», который возникает на каждом этапе социализации между двумя сторонами этого процесса: усвоением социального опыта и воспроизведением его. Решить эту задачу можно, только определив стадии процесса социализации, а также институты, в рамках которых осуществляется этот процесс.

Вопрос о стадиях процесса социализации имеет свою историю в системе психологического знания (Кон, 1979). Поскольку наиболее подробно вопросы социализации рассматривались в системе фрейдизма, традиция в определении стадий социализации складывалась именно в этой схеме. Как известно, с точки зрения психоанализа особое значение для развития личности имеет период раннего детства. Это привело и к достаточно жесткому установлению стадий социализации: в системе психоанализа социализация рассматривается как процесс, совпадающий хронологически с периодом раннего детства. С другой, стороны, уже довольно давно в неортодоксальных психоаналитических работах временные рамки процесса социализации несколько расширяются: появились выполненные в том же творческом ключе экспериментальные работы, исследующие социализацию в период отрочества и даже юности. Другие, не ориентированные на фрейдизм, школы социальной психологии делают сегодня особый акцент на изучении социализации именно в период юности. Таким образом, «распространение» социализации на периоды детства, отрочества и юности можно считать общепринятым.

Однако относительно дальнейших этапов идет оживленная дискуссия. Она касается принципиального вопроса о том, происходит ли в зрелом возрасте то самое усвоение социального опыта, которое составляет значительную часть содержания социализации. В последние годы на этот вопрос все чаще дается утвердительный ответ. Поэтому, естественно, что в качестве стадий социализации называются не только периоды детства и юности. Так, в отечественной социальной психологии сделан акцент на то, что социализация предполагает усвоение социального опыта, прежде всего в ходе трудовой деятельности. Поэтому основанием для классификации стадий служит отношение к трудовой деятельности. Если принять этот принцип, то можно выделить три основные стадии: дотрудовую, трудовую и после-трудовую (Андреенкова, 1970; Гилинский, 1971).

Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. В свою очередь эта стадия Разделяется на два более или менее самостоятельных периода: а) ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до Поступления его в школу, т.е. тот период, который в возрастной психологии именуется периодом раннего детства; б) стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого термина. К этому этапу относится, безусловно, все время обучения в школе. Относительно периода обучения в вузе или техникуме существуют различные точки зрения. Если в качестве критерия для выделения стадий принято отношение к трудовой деятельности, то вуз, техникум и прочие формы образования не могут быть отнесены к следующей стадии. С другой стороны, специфика обучения в учебных заведениях подобного рода довольно значительна по сравнению со средней школой, в частности, в свете все более последовательного проведения принципа соединения обучения с трудом, и поэтому эти периоды в жизни человека трудно рассмотреть по той же самой схеме, что и время обучения в школе. Так или иначе, но в литературе вопрос получает двоякое освещение, хотя при любом решении сама проблема является весьма важной как в теоретическом, так и в практическом плане: студенчество — одна из важных социальных групп общества, и проблемы социализации этой группы крайне актуальны.

Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека, хотя демографически границы «зрелого» возраста условны, фиксация такой стадии не представляет затруднений — это весь период трудовой деятельности человека. Вопреки мысли о том, что социализация заканчивается вместе с завершением образования, большинство исследователей выдвигают идею продолжения социализации в период трудовой деятельности. Более того, акцент на том, что личность не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его, придает особое значение этой стадии. Признание трудовой стадии социализации логически следует из признания ведущего значения трудовой деятельности для развития личности. Трудно согласиться с тем, что труд как условие развертывания сущностных сил человека прекращает процесс усвоения социального опыта; еще труднее принять тезис о том, что на стадии трудовой деятельности прекращается воспроизводство социального опыта. Конечно, юность — важнейшая пора в становлении личности, но труд в зрелом возрасте не может быть сброшен со счетов при выявлении факторов этого процесса.

Практическую же сторону обсуждаемого вопроса трудно переоценить: включение трудовой стадии в орбиту проблем социализации приобретает особое значение в современных условиях в связи с идеей непрерывного образования, в том числе взрослых. При таком решении вопроса возникают новые возможности для построения междисциплинарных исследований, например, в сотрудничестве с педагогикой, с тем ее разделом, который занимается проблемами трудового воспитания.

Послетрудовая стадия социализации представляет собой еще более сложный вопрос. Определенным оправданием, конечно, может служить то обстоятельство, что проблема эта еще более нова, чем проблема социализации на трудовой стадии. Постановка этой проблемы вызвана объективными требованиями общества к социальной психологии, которые порождены самим ходом общественного развития. Проблемы пожилого возраста становятся актуальными для ряда наук современных обществах. Увеличение продолжительности жизни — с одной стороны, определенная социальная политика государств — с другой (имеется в виду система пенсионного обеспечения), приводят к тому, что в структуре народонаселения пожилой возраст начинает занимать значительно место. Прежде всего, увеличивается его удельный вес. В значительной степени сохраняется трудовой потенциал тех лиц, которые составляют такую социальную группу, как пенсионеры. Не случайно сейчас переживают период бурного развития такие дисциплины, как геронтология и гериатрия.

В социальной психологии эта проблема присутствует как проблема послетрудовой стадии социализации. Основные позиции в дискуссии полярно противоположны: одна из них полагает, что само понятие социализации просто бессмысленно в применении к тому периоду жизни человека, когда все его социальные функции свертываются. С этой точки зрения указанный период вообще нельзя описывать в терминах «усвоения социального опыта» или даже в терминах его воспроизводства. Крайним выражением этой точки зрения является идея «десоциализации», которая наступает вслед за завершением процесса социализации. Другая позиция, напротив, активно настаивает на совершенно новом подходе к пониманию психологической сущности пожилого возраста. В пользу этой позиции говорят уже достаточно многочисленные экспериментальные исследования сохраняющейся социальной активности лиц пожилого возраста, в частности, пожилой возраст рассматривается как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта. Ставится вопрос лишь об изменении типа активности личности в этот период.

Косвенным признанием того, что социализация продолжается в пожилом возрасте, является концепция Э. Эриксона о наличии восьми возрастов человека (младенчество, раннее детство, игровой возраст, школьный возраст, подростковый возраст и юность, молодость, средний возраст, зрелость). Лишь последний из возрастов — «зрелость» (период после 65 лет) может быть, по мнению Эриксона, обозначен девизом «мудрость», что соответствует окончательному становлению идентичности (Берне, 1976. С. 53; 71-77).

Хотя вопрос не получил однозначного решения, в практике отыскиваются различные формы использования активности лиц пожилого возраста. Это также говорит в пользу того, что проблема имеет, по крайней мере, право на обсуждение. Выдвинутая в последние годы в педагогике идея непрерывного образования, включающая в себя образование взрослых, косвенным образом смыкается с дискуссией о том, Целесообразно или нет включение послетрудовой стадии в периодизацию процесса социализации.

Для социальной психологии выделение стадий социализации с точки зрения отношения к трудовой деятельности имеет большое значение. Для становления личности небезразлично, через какие социальные группы она входит в социальную среду, как с точки зрения содержания деятельности, так и с точки зрения уровня их развития.

При этом встает ряд вопросов. Имеет ли существенное значение для типа социализации, для ее результата тот факт, что личность преимущественно была включена в группы высокого уровня развития или нет? Имеет ли значение для личности тип конфликтов, с которыми она сталкивалась? Какое воздействие на личность может оказать ее функционирование в незрелых группах, с высоким уровнем сугубо межличностных конфликтов? Какие формы ее социальной активности стимулируются длительным пребыванием в группах с сильно выраженным деятельностным опосредованием межличностных отношений, с богатым опытом построения кооперативного типа взаимодействия в условиях совместной деятельности и, наоборот, с низкими показателями по этим параметрам?

Пока этот комплекс проблем не имеет достаточного количества экспериментальных исследований, как, впрочем, и теоретической разработки, что не умаляет его значения.

12.Социально-психологическое содержание процесса социализации личности.

Социализация Личности – процесс развития Личности, становление образа «Я». Социализация есть только в человеческом обществе, развитие Личности происходит в социализации.Социально-психологическая социализация — это процесс вхождения индивида в общество, социализации личности , активного усвоения им социального опыта, социальных ролей, норм, ценностей, необходимых для успешной жизнедеятельности в данном обществе.

1. Социологический подход к трактовке социализации. Усвоение социального опыта – ролей, установок. Социальная среда влияет на человека, но здесь нет обратного влияния.2. Психологический подход. Социализация понимается как двухстороннее усвоение человеком социального опыта, и воспроизводство человеком этого опыта в своей активной Деятельности.

Социализация происходит в 3 основных сферах:

1. Деятельность.

Овладение человеком разными видами Деятельности (на каждом этапе онтогенеза есть ведущая Деятельность, прохождение каждого этапа ведет к развитию).2. Общение. Освоение человеком разных видов общения.3. Самосознание. Леонтьев. 2 этапа рождения Личности: 2 – 3 года – выделяет ребенка как отдельное существо; подростковый возраст – меняет-ся мировоззрение. Становление в человеке образа его Я. Его развитие в ходе социализации – это процесс контролируемый, определяемый постоянным приобретением социального опыта в условиях расширения диапазона Деятельности и общения. Его развитие немыслимо вне Деятельности.

Общей характеристикой всех этих сфер является процесс расширения, умножения социальных связей индивида с внешним миром.Овладение разными видами Деятельности, разными видами общения и формирование самосознания является итогом социализации, является идентичность Личности.Идентичность (Эриксон) – это тождественность Личности самой себе, формирование стабильного образа «Я», которым человек адекватно и стабильно пользуется в жизненных ситуациях.

Противоположностью является спутанная идентичность. Человек плохо представляет, что для него возможно, а что нет, нет понимания своего ресурса.

Три основные стадии:1Дотрудовая. Охватывает весь период жизни человека до начала трудовой Деятельности:-ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу;-стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого термина. К этому этапу относится все время обучения в школе. Относительно периода обучения в вузе или техникуме существуют различные точки зрения.2.Трудовая. Охватывает период зрелости человека. Это весь период трудовой Деятельности человека.3.Послетрудовая. Представляет собой сложный вопрос. Проблемы пожилого возраста становятся актуальными для ряда наук в современных обществах.

Длительный процесс вхождения, адаптации и постижения различных общественных ролей имеет свои этапы. Этапы социализации, или ее периоды, разделяют на первичные и вторичные. Первичные начинаются в детстве, когда в основном формируется личность человека. Это очень важные и значимые ее периоды, существенную роль в которых играет самое близкое окружение (родители, другие родственники и друзья), это становление и развитие межличностных отношений. Первичные периоды социализации – это периоды постижения и освоения межличностного общения, они способствуют тому, что человек становится полноценным членом общества.

Более поздние этапы социализации человека принято называть вторичными. Они относятся ко второй половине его жизни, когда он сталкивается с различными общественными институтами – государством, армией, учебным и производственным коллективом, влияние которых на становление и развитие индивида более значимо и ощутимо уже в сознательном возрасте. Вторичные этапы социализации – это этапы, которые позволяют уже социализированной личности постигать новые социальные роли, входить в неизвестные, но важные области объективного мира.

Где можно провести границу между первичными и вторичными периодами социализации? Как правило, принято считать, что этапы социализации личности сменяют друг друга при достижении ею политической, экономической и социальной самостоятельности, а именно, получение паспорта, профессии и работы, создание семьи и т. д.

Процесс социализации – процесс взаимодополняющий и двусторонний. Входя и постигая систему социальных связей, индивид приобретает значимый для себя опыт, с другой стороны, в процессе деятельностного усвоения социальной среды он не пассивно принимает полученный опыт, а преобразует его в собственные установки, ценности и ориентации.

Социализация обязательно проходит при чьем-то постороннем участии и помощи. Людей и учреждения, с которыми человек сталкивается при постижении социального опыта, называют агентами социализации. Так же как и этапы социализации, агентов подразделяют на первичных (близкое значимое окружение) и вторичных (общественные институты и учреждения, их администрация, представители и т.д.).

Социализация – это не просто процесс взросления, это последовательное постижение личностью незнакомых, но значимых для нее норм и ролей, продолжающееся на протяжении всей жизни. Этапы социализации совпадают с основными жизненными циклами человека, которые обозначают главные события его биографии.

14.Институты социализации личности. На всех стадиях социализации общество воздействует на личность или непосредственно, или через группу, но сам набор средств воздействия можно свести вслед за Ж. Пиаже к следующему: это нормы, ценности и знаки. Иными словами, можно сказать, что общество и группа передают становящейся личности некоторую систему норм и ценностей посредством знаков. Те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, получили название институтов социализации. Выявление их роли в процессе социализации опирается на общий социологический анализ роли социальных институтов в обществе. На дотрудовой стадии социализации такими институтами выступают в период раннего детства семья и играющие все большую роль в современных обществах дошкольные детские учреждения. Семья рассматривалась традиционно как важнейший институт социализации в ряде концепций. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли (в том числе – половые роли, формирование черт маскулинности и фемининности), осмысливают первые нормы и ценности.

  Авторитарный или либеральный тип поведения родителей оказывает воздействие на формирование у ребенка “образа-Я” (Берне, 1986). Авторитарность (от лат. влияние, власть) – социально-психологическая характеристика личности, отражающая ее стремление максимально подчинить своему влиянию партнеров по взаимодействию и общению. Во втором периоде ранней стадии социализации основным институтом является школа. Наряду с возрастной и педагогической психологией социальная психология, естественно, проявляет большой интерес к этому объекту исследования. Школа обеспечивает ученику систематическое образование, которое само есть важнейший элемент социализации, но кроме того, школа обязана подготовить человека к жизни в обществе и в более широком смысле.

Таким же спорным, как сам вопрос о существовании послетрудовой стадии социализации, является вопрос о ее институтах. Можно, конечно, назвать на основе житейских наблюдений в качестве таких институтов различные общественные организации, членами которых по преимуществу являются пенсионеры, но это не есть разработка проблемы. Если для пожилых возрастов закономерно признание понятия социализации, то предстоит исследовать вопрос и об институтах этой стадии. При анализе больших групп был выяснен тот факт, что психология таких групп фиксирует социально-типическое, в разной степени представленное в психологии отдельных личностей, составляющих группу. Мера представленности в индивидуальной психологии социально-типического должна быть объяснена. Процесс социализации позволяет подойти к поискам такого объяснения. Для личности небезразлично, в условиях какой большой группы осуществляется процесс социализации. Так, при определении стадий социализации необходимо учитывать социально-экономические различия города и деревни, историко-культурные различия стран и т.п.  Институт социализации, осуществляя свое воздействие на личность, как бы сталкивается с системой воздействия, которая задается большой социальной группой, в частности, через традиции, обычаи, привычки, образ жизни. От того, какой будет та равнодействующая, которая сложится из систем таких воздействий, зависит конкретный результат социализации (Мудрик, 1994).

Таким образом, проблема социализации при дальнейшем развитии исследований должна предстать как своеобразное связующее звено в изучении соотносительной роли малых и больших групп в развитии личности. Следовательно, основными институтами социализации являются: семья, дошкольные учреждения, школа, неформальные объединения, вуз, производственные коллективы и т.п. Такие институты представляют собой общности людей, в которых протекает процесс социализации человека.

15. Психологические механизмы социализации личности.социализацией называется процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.

Механизамы:

-Импринтинг – запечатление человеком на уровне подсознания и рецепторов образов, объектов, ощущений, имеющих для него жизненную важность. Чаще запечатление происходит еще в младенчестве, хотя не обязательно, импринтинг возможен и в более позднем возрасте.

-Экзистенциальный нажим – влияние на овладение языками (родным и неродным) условий жизни человека, а также подсознательное усвоение человеком социальных норм жизни.

-Подражание – примерам из реальной жизни или тем, которые предлагают средства массовой информации.

-Идентификация – во взаимодействии с влиятельными лицами или группами человек отождествляет их модель поведения, нормы, ценности со своей моделью.

-Рефлексия – ведение человеком внутреннего диалога, в котором он что-то анализирует, отрицает или соглашается. Диалог может вестись с другими лицами, реальными или воображаемыми, или же с разными «Я» человека.

16. Понятие установки в общей и социальной психологии.В общей психологии установка — готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им появления определенного объекта и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту, т.е общее целостное состояние субъекта.. В общей психологии установка применяется при исследовании целенаправленного поведения животных, психофизиологических механизмов приспособления организма к предвосхищаемым ситуациям, избирательности и направленности психических процессов, механизмов неосознаваемой регуляции деятельности личности, формирования характера. А социальная установка впервые была определена как общее состояние субъекта, обращенное на ценность. Для представителей социальной психологии в качестве объекта исследования сразу же выступил человек во всей его целостности. В социальной психологии установка используется при изучении отношений личности как члена группы к тем или иным социальным объектам, механизмов саморегуляции, устойчивости и согласованности социального поведения, процесса самореализации и изменения установки, например, под влиянием пропаганды, а также при прогнозировании возможных форм поведения личности в определенных ситуациях. 

Понимание социализации в социологии

Социализация – это процесс, посредством которого молодежь общества усваивает ценности, идеи, практики и роли этого общества.

Процесс социализации носит полусознательный характер, поскольку первичный фактор социализации, семья, не обязательно видит себя в этой роли, в то время как некоторые вторичные факторы социализации, такие как образование, преднамеренно создаются для этой цели.

Процесс социализации никогда не бывает тотальным, так как молодежь усваивает одни уроки, но отвергает, адаптирует или расширяет другие. Таким образом, общества сохраняют некоторую преемственность, но также и прогрессируют.

Одним из примеров первичной социализации являются гендерные роли. Гендерная социализация — это процесс, посредством которого дети узнают о гендерных ролях и приходят к пониманию того, что значит быть мальчиком или девочкой.

Детей учат гендерным ролям с самого раннего возраста, и эти сообщения исходят из различных источников, включая семью, друзей, учителей, средства массовой информации и религию.

Например, девочкам можно давать кукол для ухода за ними, а мальчиков можно приучать к играм с подвижными или конструкторскими игрушками. Эта укоренившаяся гендерная социализация может продолжаться и во взрослой жизни.

Например, по мере того, как взрослый узнает и встречает людей, которые идентифицируют себя с альтернативной гендерной идентичностью, он может лучше принять идею о том, что пол не обязательно является только мужским или женским (Cromdal, 2006).

Содержание

Что такое социализация?

  • Социализация – это процесс, посредством которого люди становятся членами общества. Он включает в себя процессы приобретения знаний, навыков, взглядов, убеждений, ценностей и моделей поведения, необходимых для функционирования в обществе. Социализация начинается с рождения и продолжается всю жизнь.
  • Дети часто копируют поведение, которое они наблюдают у других, но они также являются активными участниками процесса социализации и несут ответственность за выбор собственного поведения.
  • Существует множество типов социализации, от первичной и вторичной до развивающей, предвосхищающей, десоциализации, ресоциализации, организационной и вынужденной.
  • Социологи определили пять стадий социализации: исследование, социализация, сохранение, ресоциализация и воспоминание.

Цель социализации

Социализация готовит людей к участию в группе, иллюстрируя ожидания этой группы. Благодаря социализации людей учат языку, ценностям и поведению, принятым в группе, и они учатся контролировать свои естественные импульсы.

Например, у ребенка может быть естественное желание оставить себе игрушку, но в процессе социализации он узнает, что совместное использование является ожидаемым и полезным поведением (Cromdal, 2006).

Социализация необходима для развития и функционирования общества, потому что именно через социализацию мы узнаём нормы и обычаи, которые объединяют общество. Кроме того, социализация позволяет людям взаимодействовать с другими и формировать отношения, необходимые для приобретения социального капитала и ресурсов (Cromdall, 2006).

В сумме они сводятся к трем основным целям: обучение контролю над импульсами и развитие совести, подготовка людей к выполнению определенных социальных ролей и культивирование общих источников смысла и ценности (Арнетт, 19 лет).95).

Хотя социализацию часто считают чем-то, что происходит с детьми, это процесс на всю жизнь. Взрослым нужна социализация, когда они вступают в новые группы или организации.

Например, женщина, которая несколько лет была домохозяйкой, может чувствовать себя некомфортно и неуместно, когда она начинает работать. Она пройдет через период социализации, во время которого узнает ожидания и нормы своего нового рабочего места.

Подобный процесс социализации может произойти, например, когда кто-то переезжает в новую страну с совершенно другой культурой. Этот непрерывный пожизненный процесс обычно считается вторичной социализацией (Cromdall, 2006).

Типы социализации

Первичная социализация происходит между ребенком и теми людьми в его/ее жизни, с которыми он/она состоит в первичных отношениях. Этими людьми обычно являются родители, братья и сестры, бабушки и дедушки, друзья, учителя, тренеры и т. д. Вторичная социализация происходит, когда мы взаимодействуем с людьми за пределами нашей семьи.

Первичная социализация

Первичная социализация происходит между ребенком и теми людьми в его/ее жизни, с которыми у него/нее есть близкие, личные и интимные отношения лицом к лицу.

Для большинства людей в первую очередь устанавливаются отношения с родителями, братьями и сестрами, бабушками и дедушками и другими членами семьи. Семья прививает детям чувство моральных ценностей, учит различать правильное и неправильное поведение и правильно относиться к другим (семье, друзьям, незнакомцам и т. д.).

Однако важно видеть в детях не пассивных получателей информации, а активных участников создания собственной идентичности. Дети постоянно делают выбор, каким человеком стать.

Родители играют важную роль в том, чтобы помочь детям выбрать правильный путь. Но родители не могут заставить своих детей вести себя определенным образом. Вместо этого родители должны помочь детям понять, почему они должны вести себя определенным образом.

По мере взросления дети начинают формировать первичную привязанность к друзьям, а затем и к другим взрослым посредством таких вещей, как брак, работа и т. д. вторичные отношения. Вторичные отношения — это отношения, в которых у человека нет близких, личных, интимных или личных отношений с людьми, которые несут ответственность за процесс социализации.

Именно благодаря вторичной социализации люди учатся вести себя в различных ситуациях и начинают видеть себя членами определенных групп, таких как их религиозная община, их место работы или их страна.

Вторичные отношения связаны с учителями, тренерами, священниками, телеведущими, рок-звездами и т. д. Эти отношения помогают людям понять, что от них ожидается, как вести себя надлежащим образом и как взаимодействовать с другими.

В некоторых случаях, таких как школа и учителя, мы находимся в ежедневном контакте лицом к лицу с людьми, которые общают нас, никогда не развивая первичной привязанности к ним.

Один из примеров вторичной социализации — когда учащийся поступает в колледж и должен научиться ориентироваться в новой социальной и академической среде. Это может включать в себя новое расписание, новые способы поведения в классе и способы вести переговоры с одноклассниками и приспосабливаться к ним (Cromdal, 2006).

Эти формы общения не всегда прямые, но тем не менее они могут влиять на нас. Например, когда мы смотрим фильм, мы видим, что кто-то что-то делает, и подражаем этому поведению. Когда мы слушаем песню, мы слышим, как кто-то еще поет, и подражаем этому поведению.

Вторичная социализация необходима, потому что она представляет собой способ, с помощью которого мы начинаем узнавать о природе социального мира за пределами наших первичных контактов.

Вторичная социализация важна, потому что она учит, как взаимодействовать с людьми, которые эмоционально не близки вам, а это большинство людей, с которыми мы вступаем в контакт во взрослой жизни.

Социализация развития

Социализация развития — это процесс обучения, в котором основное внимание уделяется развитию социальных навыков или обучению поведению в рамках социального института. Например, застенчивый человек может пройти развивающую социализацию, чтобы научиться быть более общительным.

Этот тип социализации может произойти в любой момент жизни, но часто считается, что он происходит в детстве и подростковом возрасте.

Именно в эти годы дети осваивают важные социальные навыки, например, как общаться с другими, как разрешать конфликты и как заводить друзей (Cromdal, 2006).

Упреждающая социализация

Упреждающая социализация — это процесс, посредством которого люди узнают о будущих ролях и ожиданиях, чтобы подготовиться к ним.

Часто это происходит перед тем, как человек вступает в новую социальную ситуацию, например, начинает новую работу. Например, представьте, что кто-то собирается впервые начать работать в офисе.

Она может изучить, чего ожидать, чтобы предусмотреть дресс-код, культуру рабочего места и другие аспекты своего нового окружения.

Или ребенок, собирающийся пойти в детский сад, может пойти на встречу с учителем, чтобы узнать, что от него ожидают в классе (Cromdal, 2006).

Дифференциальная социализация

Дифференциальная социализация — это процесс, посредством которого люди из разных групп по-разному социализируются. Это может быть связано с их классом, расой или полом. Например, девочек часто социализируют, чтобы они были более пассивными и заботливыми, а мальчиков социализировали, чтобы они были более активными и агрессивными.

Это может привести к разным ожиданиям и опыту девочек и мальчиков по мере их взросления. Эта социализация происходит через множество агентов, таких как родители, учителя, средства массовой информации и сверстники.

Важно отметить, что дифференцированная социализация не обязательно означает превосходство одной группы над другой. Скорее, он просто отражает различные ожидания и модели поведения, связанные с каждой группой (Cromdal, 2006).

Десоциализация Социализация

Десоциализация — это процесс, при котором кто-то переживает потерю роли и сопутствующую потерю связанной с ним власти или престижа. Это может произойти, когда человек уходит с работы, переживает развод или уходит на пенсию.

Например, представьте, что кто-то только что ушел в отставку с высокой руководящей должности. Она может обнаружить, что чувствует себя потерянной и бесцельной, поскольку у нее больше нет того чувства важности или авторитета, которое она имела в своей предыдущей роли. Это может быть трудным переходом, так как человек должен научиться приспосабливаться к новому образу жизни (Cromdal, 2006).

Ресоциализация Социализация

Ресоциализация — это процесс, посредством которого человек усваивает новые нормы, ценности и поведение. Чаще всего это включает в себя частичное или полное переопределение черт роли, которую человек ранее занимал.

Ресоциализация часто происходит, когда человек попадает в новую социальную ситуацию, например, при устройстве на новую работу. Например, представьте, что бывший хозяйственник становится владельцем пекарни. Ей нужно будет усвоить новые нормы, ценности и модели поведения, чтобы преуспеть в своей новой роли. Это может включать в себя обучение выпечке, украшению тортов и общению с клиентами (Cromdal, 2006).

Организационная социализация

Организационная социализация — это процесс, посредством которого люди узнают, приспосабливаются и изменяют знания, навыки, отношения, ожидания и поведение, необходимые для новой или изменяющейся организационной роли.

Бизнес-социологи Bueuer et al. (2007) называют это «процессом, посредством которого новички превращаются из организационных аутсайдеров в инсайдеров» (Cromdal, 2006).

Организационную социализацию можно охарактеризовать по шести измерениям (Van Maanen & Schein, 1977):

  • коллективный или индивидуальный

  • формальный или неформальный

  • последовательный или случайный

  • фиксированная или переменная последовательность: имеет ли процесс социализации установленный график

  • серийный или дизъюнктивный: степень, в которой существующие работники помогают социализировать и наставлять новичков

  • вложение или отчуждение: степень, в которой личность новичка подтверждается, а не лишается

Принудительная социализация

Принудительная социализация — это тип социализации, который происходит, когда человек помещается в среду, в которой у него нет другого выбора, кроме как соответствовать нормам и ценностям группы.

Это может произойти с помощью принуждения, манипуляции или даже физической силы. Например, представьте, что кого-то похитили и увезли в другую страну.

Они могут быть вынуждены изучать язык, обычаи и ценности своих похитителей, чтобы выжить Этот тип социализации может быть очень травматичным и привести к долговременному психологическому ущербу (O’Lynn, 2009).

Дома принудительная социализация часто происходит в таких учреждениях, как тюрьмы, психиатрические больницы и воинские части.

Что такое агент социализации?

Агент социализации — это человек или группа людей, которые обучают людей ценностям, убеждениям и поведению, ожидаемым в их обществе.

Семья обычно является первым и наиболее важным агентом социализации ребенка.

Дети учатся языку, манерам и поведению в своей культуре у своих родителей и других взрослых в доме.

По мере взросления дети сталкиваются с другими агентами социализации, такими как средства массовой информации, школы, религиозные учреждения и группы сверстников.

Каждый из этих агентов играет роль в формировании самоидентификации и мировоззрения ребенка (Ochs, 1999).

В качестве примера концепции, которой могут обучать агенты социализации, рассмотрим пол.

Гендер — это социально сконструированное представление о том, что значит быть мужчиной или женщиной.

Дети узнают о гендерных ролях и ожиданиях от своих родителей, средств массовой информации, своих сверстников и других взрослых в своей жизни.

Со временем они усваивают эти сообщения и используют их для построения собственного самоощущения (Окс, 19 лет).99).

Стадии социализации

Расследование

Первая стадия социализации известна как стадия расследования. Это когда человек исследует разные группы и пытается понять, к какой из них он хочет принадлежать.

На этом этапе люди с большей вероятностью подчиняются нормам и ценностям группы, потому что хотят, чтобы их принимали.

Например, представьте, что подросток пытается решить, присоединяться ли к банде. Они могут пробовать разные типы поведения, чтобы увидеть, получат ли они одобрение группы. Если это произойдет, они, скорее всего, будут продолжать это делать, даже если это противоречит их личным ценностям (Levine & Moreland, 19).94).

Социализация

Второй этап социализации часто называют этапом социализации. Это когда человек решил, к какой группе он хочет принадлежать, и начинает соответствовать нормам и ценностям этой группы.

Например, представьте, что подросток вступил в банду. Теперь они начнут одеваться, как другие члены банды, повторять свои речевые модели и вести себя так, как от них ожидают, например, совершая акты вандализма или отказываясь развивать отношения с противоборствующими членами банды (Левин и Морленд). , 1994).

Поддержание

На этапе поддержания социализации индивидуум и группа договариваются о том, какой вклад ожидается от участников. Это называется согласованием ролей.

Хотя многие люди остаются на этой стадии до тех пор, пока их членство в группе не заканчивается, некоторые люди не удовлетворены своей ролью в группе или не оправдывают ожиданий группы. Это называется дивергенцией (Levine & Moreland, 1994).

Например, представьте, что член банды хочет уйти, потому что он устал от насилия. Банда может попытаться убедить их остаться, но, в конечном счете, решение остаться или уйти остается за человеком.

Если они уйдут, им может быть трудно приспособиться к жизни вне банды, потому что они потеряли прежнее сообщество и тесные социальные связи.

Ресоциализация

Если член группы достигает точки расхождения во время поддерживающей стадии социализации, бывший член группы может взять на себя роль маргинального члена и должен быть ресоциализирован. Это когда человек покидает группу, а затем присоединяется к другой группе.

Например, представьте, что человек вышел из банды и теперь пытается вступить в армию. Им придется пройти через период ресоциализации, когда они узнают нормы и ценности военных.

Есть два возможных исхода ресоциализации: разногласия могут быть разрешены, и человек снова становится полноправным членом, или группа исключает человека, или человек решает уйти. Первый из них называется конвергенцией, а второй — выходом (Levine & Moreland, 1994).

Воспоминания

Наконец, на этапе воспоминаний в процессе социализации бывшие участники рассказывают о своих воспоминаниях о группе и приходят к осознанию своего ухода. Это процесс воспоминания и саморефлексии.

Например, представьте, что человек вышел из банды и теперь пытается вступить в армию. Они могут говорить о своем опыте в банде со своими друзьями и семьей и размышлять о том, чему они научились из этого опыта. Если группа бывших членов группы достигает консенсуса в отношении причин ухода, выводы об общем опыте группы становятся частью ее традиции (Levine & Moreland, 1994).

Часто задаваемые вопросы

В чем разница между формальной и неформальной социализацией?

Формальная социализация — это процесс, в ходе которого люди усваивают ценности, убеждения и модели поведения, которые ожидаются от них в их культуре.

Этот тип социализации обычно происходит в таких учреждениях, как школы, религиозные учреждения и военные. Например, дети учатся читать и писать в школе, узнают об истории своей страны и правительстве, а также о том, как они должны интерпретировать эту историю и реагировать на нее (Ochs, 1999).

Напротив, неформальная социализация представляет собой процесс, посредством которого люди усваивают ценности, убеждения и модели поведения, которым не учат формально, но которые передаются через повседневное взаимодействие с другими людьми. Например, дети учатся говорить и вести себя через общение с родителями и другими взрослыми в своей жизни.

Точно так же они узнают о ролях и ожиданиях своего социального класса через общение со СМИ, сверстниками и другие аспекты популярной культуры (Ochs, 1999).

В чем разница между социализацией и инкультурацией?

Инкультурация — это процесс, посредством которого люди усваивают нормы и ценности своей культуры. Это тип социализации, который происходит по мере того, как люди растут и вступают в контакт с обычаями и верованиями своей культуры.

Социализация, с другой стороны, представляет собой гораздо более широкое понятие, которое относится ко всем способам, которыми люди учатся становиться членами своего общества. Это включает в себя изучение не только норм и ценностей своей культуры, но также навыков и знаний, необходимых для функционирования в обществе (Tan, 2014).

В то время как инкультурация является относительно пассивным процессом, который происходит без особых сознательных усилий, социализация является активным процессом приобретения культуры в целом. Например, родители могут активно приобщать своих детей к нормам и ценностям своей культуры через истории, традиции и религию как часть социализации.

В чем разница между социализацией и образованием?

Социализация – это процесс усвоения норм и ценностей своей культуры. Образование, с другой стороны, представляет собой процесс обучения академическим знаниям и навыкам.

В то время как социализация необходима для стабильности и выживания любого общества, образование необходимо для развития общества (Cromdal, 2006).

Люди могут быть социализированы в процессе образования. По мере того, как они приобретают знания и установки, они могут также изучать нормы, убеждения, ценности и стандарты общества.

Например, на уроке математики учащиеся могут узнать, как правильно решать задачу, но они также могут узнать, что важно быть точным и обосновывать свои рассуждения при выдвижении аргументов. Первая из них – это образование, а вторая – социализация.

Когда начинается социализация?

Семья традиционно считается первым агентом социализации. Это потому, что это первая группа, с которой ребенок взаимодействует и у которой учится.

Семья обучает детей основным нормам и ценностям, например, как говорить, вести себя и думать. Это также первая группа, оказывающая эмоциональную поддержку и заботу.

Арнетт, Дж. Дж. (1995). Подростки» используют средства массовой информации для самосоциализации. Журнал молодежи и подростков, 24 (5), 519-533.

Баумринд, Д. (1980). Новые направления в исследованиях социализации. Американский психолог , 35 (7).

Грусек, Дж. Э., и Литтон, Х. (1988). Социализация и семья. В Социальное развитие (стр. 161-212). Спрингер, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк.

Левин, Дж. М., и Морленд, Р. Л. (1994). Групповая социализация: теория и исследования. Европейский обзор социальной психологии, 5 (1), 305-336.

Маккоби, EE (2007). Исторический обзор исследований и теории социализации. Справочник по социализации: теория и исследования , 1 , 13-41.

Мортимер, Дж. Т., и Симмонс, Р. Г. (1978). Социализация взрослых. Ежегодный обзор социологии , 421-454.

Окс, Э. (1999). Социализация. Журнал лингвистической антропологии, 9 (1/2), 230-233.

О’Линн, К. (2009). Кто нуждается в социализации?. Journal of Nursing Education, 48(4), 179.

Van Maanen, JE, & Schein, EH (1977). К теории организационной социализации.

Понимание и изменение социального мира

Перейти к содержанию

Цель обучения

  1. Объяснить, почему социализация важна для того, чтобы быть полноценным человеком.
  2. Объясните, как крайняя изоляция и исследования близнецов демонстрируют роль природы и воспитания в развитии человека.
  3. Определите различные вопросы, которые функционалисты, теоретики конфликта и интеракционисты могут задать о роли социализации в человеческом развитии.

Почему так важна социализация

имеет решающее значение как для отдельных людей, так и для обществ, в которых они живут. Это иллюстрирует, насколько тесно переплетены люди и их социальные миры. Во-первых, именно через обучение культуре новых членов общество увековечивает себя. Если новые поколения общества не усваивают его образ жизни, оно прекращает свое существование. Все отличительные черты культуры должны быть переданы тем, кто к ней присоединяется, чтобы общество выжило. Например, для сохранения американской культуры дети в Соединенных Штатах должны узнать о культурных ценностях, связанных с демократией: они должны изучить нормы голосования, а также научиться пользоваться материальными объектами, такими как машины для голосования. Конечно, некоторые могут возразить, что в американской культуре для молодого поколения так же важно научиться этикету приема пищи в ресторане или ритуалам вечеринок на заднем дворе во время футбольных матчей. На самом деле, есть много идей и предметов, которым люди в Соединенных Штатах учат детей в надежде сохранить образ жизни общества в следующем поколении.

Рис. 5.3 Социализация учит нас ожиданиям нашего общества в отношении ужинов вне дома. Нравы и обычаи разных культур (Когда можно есть руками? Как похвалить повара? Кто «глава» стола?) усваиваются посредством социализации. (Фото предоставлено Ниямом Бхушаном/flickr)

Социализация так же важна для нас, как и для отдельных людей. Социальное взаимодействие обеспечивает средства, с помощью которых мы постепенно становимся способными видеть себя глазами других, и как мы узнаем, кто мы и как мы вписываемся в окружающий нас мир. Кроме того, чтобы успешно функционировать в обществе, мы должны изучить основы как материальной, так и нематериальной культуры, от того, как одеваться до того, что подходит для определенного случая; от того, когда мы спим, до того, на чем мы спим; и от того, что считается уместным есть на ужин, до того, как использовать плиту для его приготовления. Самое главное, мы должны выучить язык — будь то доминирующий язык или распространенный в субкультуре, вербальный или с помощью знаков — чтобы общаться и думать. Как мы видели на примере Даниэль, без социализации у нас буквально нет «я».

Природа против воспитания

Лицензия Creative Commons

Некоторые эксперты утверждают, что то, кем мы являемся, является результатом воспитания — отношений и заботы, которые нас окружают. Другие утверждают, что то, кем мы являемся, полностью основано на генетике. Согласно этому убеждению, наши темпераменты, интересы и таланты заложены еще до рождения. С этой точки зрения то, кем мы являемся, зависит от природы.

Исследователи пытаются измерить влияние природы, изучая близнецов. В некоторых исследованиях изучались однояйцевые близнецы, выросшие отдельно. Пары имели одинаковую генетику, но в некоторых случаях социализировались по-разному. Случаи такого типа ситуации редки, но изучение степени, в которой однояйцевые близнецы, выращенные отдельно, одинаковы и различны, может дать исследователям представление о том, как наши темпераменты, предпочтения и способности формируются нашим генетическим строением в сравнении с нашей социальной средой.

Например, в 1968 году девочки-близнецы, рожденные от психически больной матери, были отданы на усыновление, разлучены друг с другом и воспитывались в разных семьях. Приемные родители и, конечно же, младенцы не знали, что девочки были одной из пяти пар близнецов, ставших объектами научного исследования (Flam 2007).

В 2003 году две тридцатипятилетние женщины воссоединились. Элиз Шейн и Паула Бернстайн сидели вместе в страхе, чувствуя себя так, будто смотрят в зеркало. Они не только выглядели одинаково, но и вели себя одинаково, используя одни и те же жесты рук и выражения лица (Spratling 2007). Подобные исследования указывают на генетические корни нашего темперамента и поведения.

Хотя генетика и гормоны играют важную роль в человеческом поведении, социологию больше всего волнует влияние общества на человеческое поведение, «воспитание» в споре о природе и воспитании. Какой расы были близнецы? Из какого социального класса были их родители? Как насчет пола? Религия? Все эти факторы повлияли на жизнь близнецов так же сильно, как и на их генетический состав, и их крайне важно учитывать, когда мы смотрим на жизнь через призму социологии.

Экстремальная изоляция

Мы только что отметили, что социализация — это способ изучения культуры, но социализация важна и по другой важной причине. Чтобы проиллюстрировать эту важность, давайте представим, что мы нашли 6-летнего ребенка, который с самого рождения почти не контактировал с людьми. После рождения ребенка ее мать меняла ей подгузники и кормила ее минимальной диетой, но в остальном не взаимодействовала с ней. Ребенок был оставлен один день и ночь в течение многих лет и никогда не выходил на улицу. Теперь мы находим ее в возрасте 6 лет. Чем ее поведение и действия будут отличаться от поведения и действий среднего 6-летнего ребенка? Найдите минутку и запишите все различия, которые вы найдете.

В произвольном порядке вот список, который вы, вероятно, написали. Во-первых, ребенок не сможет говорить; самое большее, она могла издать несколько ворчаний и других звуков. Во-вторых, ребенок будет бояться нас и, вероятно, забьется в угол. В-третьих, ребенок не умел бы играть в игры и взаимодействовать с нами. Если бы мы дали ей еду и посуду, она бы ела руками и не знала, как пользоваться посудой. В-четвертых, ребенок не сможет выразить весь спектр эмоций. Например, она может плакать, но не умеет смеяться. В-пятых, ребенок не был бы знаком с материальными объектами нашей культуры, включая мобильные телефоны и телевизоры, и, вероятно, боялся бы их. В этих и многих других отношениях этот ребенок резко отличался бы от среднего 6-летнего подростка в Соединенных Штатах. она бы выглядит человеком, но она не будет действовать человеком. Фактически, во многих отношениях она будет вести себя скорее как испуганное животное, чем как молодой человек, и она будет менее способна, чем обычная собака, выполнять приказы и подчиняться командам.

Как показывает этот пример, социализация позволяет нам полноценно функционировать как людям. Без социализации у нас не было бы нашего общества и культуры. А без социального взаимодействия у нас не было бы социализации. Наш пример социально изолированного ребенка был гипотетическим, но, к сожалению, имели место примеры из реальной жизни таких детей, часто называемых дикими детьми, и они служат убедительным доказательством важности социального взаимодействия для социализации и социализации для нашей способности функционировать как люди.

Одним из самых известных диких детей был Виктор Авейронский, которого нашли блуждающим в лесах на юге Франции в 1797 году. Затем он сбежал из-под стражи, но вышел из леса в 1800 году. Считалось, что Виктору было около 12 лет, и он был брошенный несколькими годами ранее его родителями; он не мог говорить и вел себя больше как дикое животное, чем как человеческий ребенок. Виктор сначала жил в интернате, а потом в частном доме. Он так и не научился говорить, и его когнитивное и социальное развитие в конце концов было не лучше, чем у малыша, когда он, наконец, умер в возрасте около 40 лет (Лейн, 19 лет).76).

Другого такого ребенка, найденного более полувека назад, звали Анна, которая «была лишена нормального контакта и получала минимум человеческого ухода почти все свои первые шесть лет жизни» (Davis, 1940, стр. 554). После того, как Анну перебрасывали из одного места жительства в другое в течение первых 5 месяцев, Анна в конечном итоге жила со своей матерью в доме своего дедушки и содержалась в маленькой душной комнате на втором этаже, потому что дедушка был так встревожен ее внебрачным рождением. что он ненавидел ее видеть. Из-за того, что мать работала весь день, а по ночам уходила, Анна почти все время была одна и жила в грязи, часто едва живая. Ее единственной пищей все эти годы было молоко.

Когда Анна была найдена в возрасте 6 лет, она не могла ни говорить, ни ходить, ни «делать что-либо, что свидетельствовало бы об интеллекте» (Davis, 1940, p. 554). Она также была крайне истощена и истощена. Два года спустя она научилась ходить, понимать простые команды, есть сама и запоминать лица, но не могла говорить и в этом отношении больше напоминала годовалого младенца, чем семилетнего ребенка, каким она была на самом деле. . К тому времени, когда она умерла от желтухи примерно в 9 лет, она приобрела речь 2-летнего ребенка.

Вскоре после того, как была обнаружена Анна, в аналогичных обстоятельствах была найдена еще одна девочка по имени Изабель в возрасте 6 лет. Она также родилась вне брака и жила одна с матерью в темной комнате, изолированной от остальной семьи матери. Поскольку ее мать была немой, Изабель не научилась говорить, хотя и общалась с матерью с помощью простых жестов. Когда ее наконец нашли, она вела себя с незнакомцами как дикое животное, а в остальном она вела себя скорее как шестимесячный ребенок, чем как ребенок старше 6 лет. Когда ей впервые показали мяч, она посмотрела на него, подержала в руке, а затем потерла им лицо взрослого. Интенсивные тренировки впоследствии помогли Изабель восстановиться, и через 2 года она достигла нормального для ребенка ее возраста уровня речи (Дэвис, 19 лет).40).

Эти случаи одичавших детей показывают, что крайняя изоляция — или, иначе говоря, отсутствие социализации — лишает детей очевидных и не столь очевидных качеств, делающих их людьми, а в других отношениях тормозит их социальные, познавательные и эмоциональное развитие. Серия знаменитых экспериментов, проведенных психологами Гарри и Маргарет Харлоу (Harlow, 1962), подтвердила последний тезис, показав, что он справедлив и для обезьян. Харлоу изучали макак-резусов, которых отобрали у матерей при рождении; некоторых воспитывали в полной изоляции, а другим давали фальшивых матерей из ткани и проволоки, с которыми можно было обниматься. Ни одна из групп не развивалась нормально, хотя обезьяны, обнимающиеся с фальшивыми матерями, чувствовали себя несколько лучше, чем те, которые были полностью изолированы. Как правило, обезьяны не могли позже взаимодействовать с другими обезьянами, а младенцы женского пола жестоко обращались со своими детенышами, когда они становились матерями. Чем дольше была их изоляция, тем больше страдало развитие обезьян. Показав пагубные последствия социальной изоляции, эксперимент Харлоу усилил значение социального взаимодействия для нормального развития. В сочетании с трагическими примерами диких детей их эксперименты напоминают нам о критической важности социализации и социального взаимодействия для человеческого общества.

Все социологи признают важность социализации для здорового индивидуального и общественного развития. Но как к этой теме подходят ученые, работающие в трех основных теоретических парадигмах? Структурные функционалисты сказали бы, что социализация необходима обществу как потому, что она обучает членов успешно действовать в нем, так и потому, что она увековечивает культуру, передавая ее новым поколениям. Без социализации культура общества погибла бы по мере вымирания его членов. Теоретик конфликта может утверждать, что социализация воспроизводит неравенство от поколения к поколению, передавая разные ожидания и нормы людям с разными социальными характеристиками. Например, люди по-разному социализируются в зависимости от пола, социального класса и расы. Интеракционист, изучающий социализацию, занимается личным обменом и символической коммуникацией. Например, одевая мальчиков в синее, а девочек в розовое — это небольшой способ передать информацию о различиях гендерных ролей.

Ключевые выводы

  • Социализация — это процесс, посредством которого люди узнают свою культуру и становятся полноценными людьми.
  • Неудачные примеры крайней изоляции человека иллюстрируют важность социализации для социального и когнитивного развития детей.

Каталожные номера

Дэвис, К. (1940). Крайняя социальная изоляция ребенка. Американский журнал социологии, 45, 554–565.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts