В. Вундт как основатель экспериментальной психологии, его вклад в психологическую науку
Немецкий психолог В. Вундт (1832-1920) в Лейпциге создал первую в мире лабораторию экспериментальной психологии (1879). Вундт показал, что на основе экспериментов, объектом которых служит человек (тогда как прежде эксперименты ставились только на животных), психология может разрабатываться как самостоятельная наука. Полученные результаты были им изложены в книге «Основы физиологической психологии», ставшей первым главным трудом, по которому обучались не только у самого Вундта, но и в других центрах, где появились специалисты по новой дисциплине – экспериментальной психологии.
План идеи создания экспериментальной психологии был изложен в его «Лекциях о душе человека и животных». План включал два направления исследований: а) анализ индивидуального сознания с помощью экспериментального контролируемого наблюдения субъекта за собственными ощущениями, чувствами, представлениями; б) изучение «психологии народов», т. е. психологических аспектов культуры языка, мифов, нравов.
Следуя этому замыслу, Вундт первоначально сосредоточился на изучении сознания субъекта, определив психологию как науку о «непосредственном опыте». Задача усматривалась в том, чтобы эти образы тщательно анализировать, выделяя исходные, простейшие элементы, из которых они строятся. Вундт использовал также достижения двух других новых разделов знания: психофизики, изучающей на основе эксперимента и с помощью количественных методов закономерные отношения между физическими раздражителями и вызываемыми ими ощущениями, и другого направления, определяющего опытным путем время реакции субъекта на предъявляемые стимулы.
Первые экспериментальные работы Вундта были посвящены психофизиологии ощущений, скорости простых двигательных реакций, выразительным движениям и т. д. Все эти работы были, таким образом, сосредоточены на элементарных психофизиологических процессах. И вскоре эксперимент, проникновение которого в психологию началось с элементарных процессов, лежащих как бы в пограничной между физиологией и психологией области, стал шаг за шагом внедряться в изучение центральных психологических проблем. Лаборатории экспериментальной психологии стали создаваться во всех странах мира.
Подвергнув критическому анализу прежние понимания предмета психологии (как науки о душе и о внутреннем опыте), Вундт определяет психологию как науку о непосредственном опыте. Объект и субъект выступают в неразрывном единстве: всякий объект является представляемым объектом
Несомненной самой главной заслугой В. Вундта перед мировой психологической мыслью, помимо его научных трудов (им опубликовано 420 книг и статей), является создание экспериментально-психологической лаборатории, а после появление Института экспериментальной психологии, ставший международным центром по подготовке психологов-экспериментаторов.
В лаборатории Вундта впервые были экспериментально изучены пороги ощущений, время реакции на разные раздражители, в том числе и на речь.
Кроме того, в своих работах Вундт предложил программу построения психологии как отдельной, самостоятельной науки, опирающейся на эксперимент, независимой от физиологии и философии (разделом которой ее было принято считать).
Так же, Вундт создал и специальный научный журнал по психологии «Психологические исследования» (первоначальное название — «Философские исследования»), который явился первым собственно психологическим журналом. Сферы его научных интересов — включающие ощущения и восприятие, внимание, чувства, реакцию и ассоциации — стали основными главами во всех учебниках по психологии.
Записи по теме
Психологическая концепция В. Вундта и его вклад в развитие экспериментальной психологии.
⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 15Следующая ⇒Вундт Вильгельм (1832–1920) — немецкий психолог, физиолог и философ, основавший в 1879 г. в Лейпцигском университете первую в мире лабораторию экспериментальной психологии. На основе понимания психологии как науки о непосредственном опыте, открываемом посредством тщательной и строго контролируемой интроспекции, он пытался выделить „простейшие элементы“ сознания (ощущения и элементарные чувства) и установить основные законы душевной жизни (например, закон „творческого синтеза“). В качестве методологического эталона рассматривалась физиология, в силу чего психология Вундта получила название „физиологической“. Но исследование высших психические процессов, по его мнению, должно осуществляться при помощи других методов (анализ мифов, обрядов, религиозных представлений, языка), что нашло отражение в его 10–томном труде „Психология народов“. В решении психофизической проблемы исходил из гипотезы параллелизма.
В. Вундт в своей концепции экспериментальной психологии разрабатывал понятие предмета, метода и задач психологии как науки. Предмет психологии — не поведение и деятельность, а сам человек, его внутренняя сущность, т. е. сознание и его содержание — простейшие элементы (ощущения и чувства), возникающие в непосредственном опыте индивида.Методы психологии — интроспекция как особая процедура, требующая специальной подготовки и умения отвлечься от всего внешнего и сосредоточиться на самой сути сознания, и эксперимент как способ уточнения данных, полученных в ходе самонаблюдения.
Экспериментальная психология делится на две отрасли, имеющие разные методы и объекты исследования:
1) психология индивидуального сознания, где объектом исследования через метод интроспекции являются простейшие элементы сознания;
2) психология народов, где объектом изучения становятся высшие психические функции и психическое развитие различных народов, а методами их изучения являются этнологические наблюдения и анализ продуктов культуры, языка, мифов, нравов.
Понимание сознания и ассоциаций у Вундта сводится к следующему: сознание активно, имеет разные степени ясности и разный объем. Главной задачей в изучении сознания является изучение его содержаний путем разложения самого сознания в ходе интроспекции на мельчайшие, далее неразделимые частицы, отсюда вытекает и понимание самого сознания как набора простейших психических элементов. Любая ассоциативная связь есть пассивный процесс, протекающий без участия субъекта и его сознания, но его продукт является новым, не сводимым к сумме своих элементарных частиц явлением.
1. Вышедшая в 1874 г. основная работа Вундта «Основания физиологический психологии» ознаменовала собой официальное начало периода развития психологии как самостоятельной науки, так как в этой книге Вундт создает свою концепцию психологии, большое внимание уделяя предмету, методам и задачам этой науки.
В1879 г. в Лейпцигском университете была основана первая научная психологическая лаборатория, и именно этот год принято считать годом рождения психологии как самостоятельной науки.
3. Вундт создал первую в мире собственную психологическую школу, развившуюся до мирового масштаба, что для других ученых и исследователей послужило стимулом к созданию собственных школ, обогативших впоследствии психологию и расширивших области ее применения.
4. При участии Вундта создается первый Институт экспериментальной психологии, имеющий свой курс обучения профессии, а также первый психологический журнал «Психологические исследования». Психология получает свои собственные научные средства пропаганды и реализации разработанных идей и концепций.
5. Вундт с помощью понятий эксперимента и опыта ввел в психологию точные критерии научности и достоверности полученного психологического факта — объективность, повторяемость и проверяемость эксперимента любым другим исследователем, и именно на основе этих критериев по сей день строится любое психологическое исследование.
Поиск по сайту:
Тема 3 ПСД 2017 | coglab
Темы 3. Становление психологии как науки. Классическая психология сознания, бихевиоризм.
Вильгельм Вундт и использование эксперимента в изучении сознания. Начало научной психологии.
Метод экспериментальной интроспекции. Возможности и ограничения.
Описание конкретных экспериментов
Предмет психологии. Задачи психологии по Вундту.
Химия как модель для психологии как новой науки. Перечень элементов сознания и возможности их структурного сочетания.
Развитие экспериментальной психологии в работах Эдварда Титчинера. Его метод структурной интроспекции.
Разновидности метода интроспекции. Роль субъективного отчета в психологических исследованиях.
Уильям Джеймс. Приложение идей Дарвина к пониманию природы психики как инструмента адаптации. Значение вопроса о функции психики для развития психологии. Основа психики – тело, физиология.
Предпосылки возникновения бихевиоризма в экспериментах Э. Торндайка. Применение эксперимента по отношению к поведению (животных).
Создание бихевиоризма как школы психологии.
Основные понятия и методы классического бихевиоризма (Дж. Уотсон). Предмет психологии. Единица анализа.
Цель психологии. Эксперимент с мальчиком Альбертом.
Необихевиоризм: понятие промежуточной переменной, активность и целостность поведения (Э. Толмен). Молярный подход в психологии.
Вопросы для обсуждения
Вклад Вундта в создание научной психологии. Применение эксперимента к изучению сознания. За счет чего стало это возможно?
Понятие перцепции и апперцепции. Экспериментальное исследование сознания.
Метод интроспекции и проблема самонаблюдения.
Возможности и недостатки метода интроспекции.
Предмет и цели интроспекционизма Вундта.
Представление о функции психике в работах У. Джеймса.
Эксперимент в изучении поведения в работах Э. Торндайка.
Основные понятия и методы классического бихевиоризма (Дж. Уотсон).
Цель психологии по мнению Уотсона. Анализ процесса формирования реакции у мальчика Альберта.
Э. Толмен. Молярный метод в психологии. Понятие промежуточной переменной, целенаправленность и целостность поведения (Э. Толмен).
Список литературы
Обзорные материалы:
Шульц Д., Шульц С. История психологии.
Лихи Т. История психологии. Гл. 4. С. 94.
Лихи Т. История психологии. Целевой бихевиоризм Толмена.
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 2000. С. 22-27 (1,2), 28-50 (3,4), 51-66 (5, 6), 67-98 (8), 99-134 (9, 10).
Литература по авторам:
Вундт Очерк психологии: Московское книгоиздательство, 1912. § 3 Методы психологии
Вундт Задачи психологии. http://www.psychology-online.net/articles/doc-649.html
Шульц Д., Шульц С. История психологии. С. 129 – 137 – Первоисточники по истории структурализма: из «Учебника психологии» Э.Б. Титчинера.
Титчинер Э. Очерки психологии.– метод исследования ощущений С. 25 – 24, эксперимент — С.. 27- 34 http://www.psychology.ru/library/00057.shtml
Шульц Д., Шульц С. История психологии. СПб., 1998. Гл. 7. Уильям Джеймс. Принципы психологии
Джемс У. Психология. М., 1991. Гл. 1. Введение. (в приложенных текстах)
История психологии. Тексты / под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. Изд. 2. М., 1992. Уотсон. Психология с точки зрения бихевиориста. С. 96-107
Теплов Б.М. Об интроспекции и самонаблюдении // Хрестоматия по курсу Введение в психологию / под ред. Е.Е. Соколовой. М., 1999. с. 126-132. http://www.psychology-online.net/articles/doc-29.html
Уотсон Дж. Условные эмоциональные реакции (про мальчика Альберта). // ДЖОН Б. Уотсон. Психология как наука о поведении. М., 1998. с. 475 — 479
Толмен Э. Поведение как молярный феномен // Хрестоматия по истории психологии. / под ред. Гальперина П.Я., Ждан А.Н. М., 1980. с. 46-82 ИЛИ Толмен Э. Поведение как молярный феномен // Хрестоматия по курсу Введение в психологию / под ред. Е.Е. Соколовой. М., 1999. с. 200-204. (6)
Ланге Николай Николаевич
Для изменения масштаба воспользуйтесь комбинациями клавиш:
Увеличить масштаб Сtrl + «+» |
Уменьшить масштаб Сtrl + «−» |
Установить исходный масштаб (сбросить настройки) Сtrl + «0»
Русский психолог, философ, один из видных представителей российской и мировой экспериментальной психологии своего времени.
По окончании историко-филологического факультета Ланге был оставлен в университете при кафедре философии (этому способствовало то, что еще на IV курсе он был удостоен университетской золотой медали за блестящую работу «Учение Лейбница и его полемика с Локком»), а затем в 1883 году направлен на стажировку в Германию и Францию. Здесь он продолжил свои историко-философские исследования, итогом которых стала диссертация «История нравственных идей ХIХ века» — за неё он в мае 1888 года был удостоен звания магистра философии.
Приступив к психометрическим опытам, Ланге поставил перед собой задачу найти реальные детерминанты акта внимания. Николай Ланге выступил одним из пионеров моторной теории различных психических процессов. Им была предложена моторная теория внимания — феномена, в котором внутренняя активность и избирательность сознания выступают в концентрированном виде. Моторная теория внимания Ланге явилась антиподом трактовки внимания, запечатлённой в вундтовском понятии об апперцепции. Исходным и фундаментальным является, согласно Ланге, непроизвольное поведение организма, имеющее биологический смысл, который заключается в том, что посредством мышечных движений организм занимает наиболее выгодную позицию по отношению к внешним объектам с тем, чтобы воспринять их возможно яснее и отчетливее. Предметом специального экспериментального изучения Ланге сделал непроизвольные колебания внимания при зрительном и слуховом восприятии.
Этот феномен и его объяснение, предложенное Ланге в работе 1888 года, вызвали в психологической литературе оживлённую дискуссию, в которую были вовлечены лидеры тогдашней западной психологии — В. Вундт, У. Джемс, Т. Рибо, Дж. Болдуин, Г. Мюнстерберг и другие. Моторная теория внимания Ланге принесла ему широкую известность на Западе.
В ноябре 1888 года Николай Николаевич Ланге был назначен на должность приват-доцента в Новороссийский (Одесса) университет по кафедре философии. Наряду с чтением лекций он работал в физиологической лаборатории П. Спиро — с учениками последователя И.М. Сеченова. Здесь он продолжил начатые за рубежом эксперименты.
Весьма продуктивными были первые годы его работы. В 1889 году он издает учебник логики, впоследствии удостоенный малой золотой медали. В 1890 году в центральном журнале «Вопросы философии и психологии» выходит его статья «Элементы воли», а в 1891 году в журнале «Русская школа» — статья «Механизм внимания». В 1893 году Ланге обобщил результаты своих исследований, представив их в качестве докторской диссертации «Психологические исследования. Закон перцепции. Теория волевого внимания». Эта работа Ланге ознаменовала начало открытой борьбы за утверждение экспериментального метода в отечественной психологии. В своей диссертации он подчеркивал необходимость создания при русских университетах кабинетов экспериментальной психологии.
Получив диплом доктора философии в 1893 году, а затем и звание экстраординарного профессора, Ланге перешел от общих соображений о необходимости организации самостоятельных психологических лабораторий к реализации этого проекта в стенах Новороссийского университета. Его лаборатория преследовала цели развития психологии как объективной науки и преподавания ее как учебной дисциплины. Организованная по таким принципам при кафедре философии в 1896 году, она стала, по сути, первой самостоятельной экспериментальной психологической лабораторией в России.
Занятия общей психологией Ланге сочетал с изучением психического развития детей. В течение нескольких лет он, председательствуя в историко-филологическом обществе при Новороссийском университете, создал при нём педагогический отдел, ставший центром научно-методической и общественной работы учителей начальной и средней школы. Фактически, Николай Николаевич Ланге был первым отечественным школьным психологом, когда и самих психологов в школах не было!
Активно занимаясь общественной деятельностью, Ланге не переставал быть ученым. Он редактировал книги, писал отзывы на работы как признанных учёных, так и студентов, вёл экспериментальные и теоретические исследования. Его отзывы на работы «Теория познания Локка и полемика против нее Лейбница» (1899), «Учение Канта о пространстве и времени» (1901), «Основание философии Вундта» (1904) сами по себе представляют серьёзные научные исследования. Немалый интерес вызывали его публичные лекции «Современная экспериментальная педагогика» (1909), «Об играх животных и людей в связи с вопросом о происхождении искусства» (1909).
Николай Николаевич Ланге умер 15 февраля 1921 года в Одессе.
Владимир Кабо. Происхождение религии 8
На главную страницу Статьи
Оглавление
Особое место заняли на рубеже веков исследования Вильгельма Вундта (1832-1920), философа, одного из основателей экспериментальной психологии и этнопсихологии, автора десятитомной «Психологии народов».[1] Изучение общественного сознания, сложного явления, включающего религию, этику, искусство и язык, должно ориентироваться, согласно Вундту, не на личность, а на общество, на психологию социальных общностей. В этом он был, подобно Э.Дюркгейму, и одним из основоположников социальной психологии. Принципиально новый подход Вундта к проблеме происхождения религии открывает новую, очень противоречивую, страницу в ее изучении. Будучи психологом-волюнтаристом, Вундт полагал, что в основе человеческой психики находится не умственная, не рассудочная, а эмоционально-волевая деятельность. На ней строится и религия. Главным источником мифологического мышления (термин Вундта) является не интеллектуальная деятельность, не представления, но аффекты, эмоции, прежде всего чувства страха и надежды, и вытекающие из них волевые акты. Это положение сближает Вундта с Мареттом и Фиркандтом. В то же время Вундт в основном принимал анимистическую теорию, хотя и считал ее – в том виде, как она была сформулирована Тэйлором, – односторонней. Поэтому он стремился обогатить эту теорию новыми идеями и с этой целью ввел понятие «телесной души» как исходного, первичного представления о душе. Телесная душа еще материальна и неотделима от тела. Идея эта – следствие прочной ассоциации в первобытном сознании тела и его жизнедеятельности. Позднее возникает представление о душе-психе, блуждающей и не связанной с телом, родственной дыханию, тени, сновидению.
Одна из главных идей Вундта – понятие мифотворческой апперцепции, выражающейся в наглядном, оживляющем, олицетворяющем характере первобытного мышления. Благодаря этой его особенности чувства и волевые процессы непосредственно проецируются на объект, как бы становясь его свойствами. Вера в души в форме представлений о телесной душе и душе-психе образует самую раннюю ступень культа душ; Вундт называет ее первобытным анимизмом. Ее сменяет ступень анимализма и манизма – культа животных и культа предков. Вундт отождествляет эту ступень с тотемизмом, отмечая в то же время тесную связь тотемизма о социальной организацией. Третья и последняя ступень эволюции культа душ – культ демонов, сверхъестественных существ, способных помогать или вредить людям. Культы животных, предков и демонов, через мифологизацию явлений природы, приводят к культам богов, но это происходит лишь на высших ступенях развития первобытного общества.
Среди различных форм культа центральное место, по мнению Вундта, занимают культы плодородия, направленные на умножение всего, в чем нуждаются люди, на удовлетворение их самых насущных жизненных потребностей. Происхождение этих культов уходит в глубины первобытной эпохи. Следует отметить проницательность Вундта, разглядевшего важное место этих культов в развитии религии.
Концепция телесной души как одного из древнейших представлений человечества нашла развитие в книге Р.Карстена.[2] Идеи Вундта о примате социального над индивидуальным, общества над личностью, обусловленности жизни личности жизнью общества оказали большое влияние на Э.Дюркгейма и социологию религии как научную дисциплину.
Психология религии как наука была заложена трудами Вундта и его современников – Уильяма Джеймса (1842-1910) и Джеймса Леуба (1868-1946). Джеймс, в отличие от Вундта, концентрировал внимание на религиозной жизни личности, на психологии веры отдельного человека.[3] Источником религии был для него индивидуальный и по существу иррациональный религиозный опыт. Джеймс рассматривал его как важнейшую биологическую функцию, коренящуюся в подсознательной сфере человеческой психики. Отголоски биологизма Джеймса мы встречаем и сегодня в поисках биологических корней религиозной веры.
Леуба как психолог, придающий большое значение эмоциональной сфере, полагал, что исторически религии предшествовала магия. Магия и религия имели независимое происхождение, роль магии в возникновении религии была незначительной. Это отличает Леуба от Вундта, который считал, что магия оказала большое воздействие на развитие древнейших форм культа. Согласно Леуба, первоначальным и главным феноменом религии была вера в личного бога, сначала еще смутная и неоформленная. Здесь Леуба, казалось бы, близок к теории прамонотеизма, но это лишь на первый взгляд. Для него первобытные образы высших существ порождены не откровением, они проистекают из присущего человеческому уму стремления понять, как произошло вое то, что он видит вокруг себя. Пытаясь ответить на этот вопрос, первобытный человек создает образы всемогущих творцов.[4]
Заложенное Вундтом, Джеймсом и Леуба направление в религиоведении, основанное на изучении индивидуальной и коллективной психологии, психологических корней религии, было позднее продолжено З.Фрейдом, К.Юнгом и их последователями. Как мы увидим дальше, это направление ознаменовалось и большими достижениями, и, быть может, еще большими заблуждениями.
[1] Wundt W. Völkerpsychologie. Eine Untersuchung der Entwicklungsgesetze von Sprache, Mythus und Sitte. Leipzig, 1900-1920, B.1-10. [Mythus und Religion. Leipzig, 1905-1909, B. 1-3].
[2] Karsten R. The Origins of Religion. London, 1935.
[3] James W. Varieties of Religious Experience. New-York, 1902.
[4] Leuba J.Н. The Psychological Origin and the Nature of Religion. Chicago, 1909; idem. A Psychological Study of Religion: its Origin, Function and Future. New-York, 1912.
*Предыдущая глава* *Следующая глава*
ПРОИСХОЖДЕНИЕ РЕЛИГИИ: ИСТОРИЯ ПРОБЛЕМЫ
Оглавление
1. Предварительные замечания
2. Эпоха Великих географических открытий. Истоки современного религиоведения
3. «Век просвещения»
4. Мифологическая школа
5. Классический эволюционизм
6. Преанимизм
7. От маны к богу
8. Вундт и психология религии
9. Дюркгейм и социология религии
10. Фрейд и Юнг. Проблема бессознательного
11. Функционализм и первобытная религия
12. Американская этнография XIX — первой половины ХХ века
13. Американская этнография второй половины ХХ века
14. Западноевропейская этнология второй половины ХХ века
15. От какого наследства мы отказываемся
16. Русское религиоведение в плену традиций
Истоки психодиагностики
Истоки психодиагностикиНеобходимость испытывать и оценивать индивидуально-психологические особенности людей для решения разнообразных практических задач была понята очень давно, на заре истории человечества. Так, еще в третьем тысячелетии до нашей эры в Древнем Китае существовала система проверки лиц, желавших занять места государственных чиновников, а в Древнем Вавилоне оценивались некоторые качества выпускников в школах для подготовки писарей. Однако история научной психодиагностики началась значительно позже. Психодиагностика как прикладная наука сформировалась не сразу, а прошла значительный путь развития и становления. Рассмотрим основные этапы этого пути.
Психологическая диагностика выделилась из психологии и начала складываться на рубеже XX в. под воздействием требований практики. Ее возникновение было подготовлено несколькими направлениями в развитии психологии.
Первым ее источником стала экспериментальная психология, поскольку экспериментальный метод лежит в основе психодиагностических методик, разработка которых и составляет одну из задач психодиагностики. Психодиагностика выросла из экспериментальной психологии. А ее возникновение в 50-70-е гг. XIX в. связано с возросшим влиянием естествознания на область психических явлений, с процессом «физиологизации» психологии, состоявшим в переводе изучения психических фактов в русло эксперимента и точных методов естественных наук. Первыми экспериментальными методами психологию снабдили другие науки, главным образом физиология.
Началом возникновения экспериментальной психологии условно считается 1879 г., так как именно в этом году В. Вундт основал в Германии первую лабораторию экспериментальной психологии. В. Вундт (1832-1920), намечая перспективы построения психологии как цельной науки, предполагал разработку в ней двух не пересекающихся направлений:
По его теории естественно-научные экспериментальные методы можно было применять только к элементарному, низшему уровню психики. Экспериментальному исследованию подлежит не сама душа, а только ее внешние проявления. Поэтому в его лаборатории в основном изучались ощущения (зрительные, слуховые, цветоощущения, тактильные) и вызываемые ими двигательные акты-реакции, а также чувство времени, объем и распределение внимания. По образцу лаборатории В. Вундта стали создаваться подобные экспериментальные лаборатории и кабинеты не только в Германии, но и в других странах (Франции, Голландии, Англии, Швеции, Америке).
Развивающаяся экспериментальная психология вплотную подошла к изучению более сложных психических процессов, таких, как речевые ассоциации. Они и стали предметом исследования Ф. Гальтона (1822-1911). Английский антрополог Ф. Гальтон в 1879 г. опубликовал результаты своих ассоциативных экспериментов. Составив список из 75 слов, он открывал их по одному и включал секундомер. Как только испытуемый отвечал на слово-раздражитель словесной ассоциацией, секундомер останавливался. Так впервые хронометрия была использована для исследования умственной деятельности.
В. Вундт сразу же после публикации Ф. Гальтона использовал ассоциативную методику в своей лаборатории, хотя и считал высшие функции не подлежащими эксперименту. Получаемые в опытах индивидуальные различия во времени реакции объяснялись характером ассоциаций, а не индивидуальными особенностями испытуемых.
Автором, создавшим первый собственно психологический экспериментальный метод, был Г. Эббингауз (1850-1909), изучавший законы памяти, используя для этого наборы бессмысленных слогов (искусственных сенсомоторных элементов речи, не имеющих конкретного значения). Он полагал, что полученные им результаты не зависели
от сознания испытуемого, интроспекции (наблюдения индивида за тем, что происходит в его психике) и, следовательно, в большей степени удовлетворяли требованию объективности. Этим методом Г. Эббингауз открыл путь экспериментальному изучению навыков.
Американский психолог Дж. Кеттелл (1860-1944) исследовал объем внимания и навыки чтения. С помощью тахистоскопа (прибора, позволяющего предъявлять испытуемому зрительные стимулы на краткие отрезки времени) он определял время, необходимое для того, чтобы воспринять и назвать различные объекты — формы, буквы, слова и т. д. Объем внимания в его опытах составлял величину порядка пяти объектов. Проводя эксперименты с чтением букв и слов на вращающемся барабане, Дж. Кеттелл зафиксировал феномен антиципации («забегания» восприятия вперед).
Так на рубеже XX в. в психологии утвердился объективный экспериментальный метод, который начал определять характер психологической науки в целом. С внедрением в психологию эксперимента и появлением благодаря этому новых критериев научности ее представлений создались предпосылки для зарождения знаний об индивидуальных различиях между людьми.
Дифференциальная психология стала еще одним источником психодиагностики. Вне представлений об индивидуально-психологических особенностях, которые изучает дифференциальная психология, невозможно было бы возникновение психодиагностики как науки о методах их измерения.
Но возникновение психодиагностики не было итогом простого логического развития экспериментально-психологического и дифференциально-психологического изучения человека. Она складывалась под воздействием запросов практики, сначала медицинской и педагогической, а затем и индустриальной. Одной из основных причин, обусловившей зарождение психодиагностики, нужно считать выдвинутую врачебной практикой потребность в диагностике и лечении умственно отсталых и душевнобольных людей. Работы французских врачей Ж. Е. Д. Эскироля и Э. Сегена, занимавшихся проблемами умственной отсталости детей, внесли определенный вклад в разработку методов, помогавших определить умственную отсталость.
источник:
|
Вильгельм Вундт (Биография психолога) — Практическая психология
Детство Вильгельма ВундтаВильгельм Максимилиан Вундт родился 16 августа 1832 года в Неккарау, пригороде Мангейма, Германия. Его родителями были Максимилиан Вундт и Мария Фридерика Арнольд Вундт. Вундт был четвертым ребенком своих родителей. У него было два старших брата и старшая сестра.
Несмотря на то, что у него были братья и сестры, Вундт рос как единственный ребенок. Один из трех его братьев и сестер умер до его рождения, а другой умер, когда он был очень молод.Выжившего старшего брата Вундта, Людвига, в возрасте десяти лет отправили жить к тете в Гейдельберг, чтобы он мог продолжить учебу. Вундту было два года, когда Людвиг ушел из дома.
Отец Вундта, Максимилиан, был лютеранским священником. Однако это занятие было несколько навязано ему, поскольку его старший брат не занимался теологией. Это оставило Максимилиана с обязанностью продолжить долгую историю пастырской жизни семьи. Интересно, что Вундты, которые ранее служили пасторами, также активно получали высшее образование.
Несмотря на семейную историю, Максимилиан описывался как человек без амбиций и невысоких достижений. Возможно, это связано с тем, что ему так и не удалось достичь академических и профессиональных высот своих предшественников. Однако у Максимилиана было много прекрасных качеств, которые его семья ценила. Вундт вспоминал своего отца как очень любящего и веселого человека, который часто был слишком щедрым.
Мать Вундта, Мария, происходила из небогатой семьи. Когда она была ребенком, у нее была гувернантка, которая учила ее французскому языку.Вундт вспоминал, что его мать была человеком, который управлял скудными семейными расходами и отвечал за его образование. Вундт хорошо помнил, как его дисциплинировала мать, прежде чем его с любовью утешил отец.
Когда Вундту было от четырех до шести лет, его семья переехала в более сельский городок Хайденсхайм. Вундт два года учился в местной деревенской школе, прежде чем его образование передал викарий его отца Фридрих Мюллер. Он настолько привязался к своему учителю, что, когда Мюллер переехал в соседнюю деревню в Мюнзесхайме, из-за стресса Вундта родители разрешили ему жить со своим учителем, чтобы он мог продолжить свое образование.Мюллер обучал Вундта до тринадцати лет.
В детстве Вундт имел немного друзей из его возрастной группы. Он был застенчивым человеком и предпочитал проводить свободное время, выполняя полезные дела по дому, а не играя. Единственным его другом, казалось, был мальчик, которого описывали как «умственно отсталого с дефектной речью». Однако Вундта часто окружали взрослые члены семьи, некоторые из которых интересовались его образованием и развитием.
Вундт любил читать и имел ненасытный аппетит к книгам в библиотеке своего отца.К десяти годам он уже читал Шекспира. Поскольку Вундт проводил большую часть своего времени в одиночестве, он часто мечтал. Он также развил острое понимание собственных умственных и эмоциональных процессов.
В возрасте тринадцати лет Вундт был отправлен в школу-интернат при гимназии в Брухзале. Пока он был там, он очень тосковал по дому, не заводил друзей и получал очень плохие оценки. Один учитель любезно посоветовал стать почтальоном для ребенка способностей Вундта.Вундт был настолько потрясен, что однажды сбежал из школы, но вскоре мать вернула его.
В конце учебного года родители Вундта приняли решение отправить его в гимназию в Гейдельберге, чтобы учиться у его более серьезного старшего брата Людвига. К сожалению, отец Вундта скончался примерно через год. Хотя Вундт был глубоко тронут смертью своего отца, он сумел завести несколько друзей в школе и начал участвовать во внеклассных мероприятиях.Ему нравились годы, проведенные в гимназии в Гейдельберге, и он чувствовал себя так, словно заново родился.
ОбразованиеКогда Вундт покинул гимназию Гейдельберга в девятнадцатилетнем возрасте, он знал, что ему нужно решить, какую карьеру он выберет. Многие мужчины в его семье служили пасторами, но такой выбор карьеры ему не нравился. Он также не хотел становиться учителем, потому что ему сильно не нравилась школьная среда. Он думал о литературной карьере, но отказался от нее, потому что считал, что такая карьера слишком ненадежна, и ему потребуется значительная финансовая помощь, которую его овдовевшая мать не могла себе позволить.
Вундт понимал, что если он хочет поступить в колледж и в конечном итоге продолжить профессиональную карьеру, ему потребуется финансовая помощь семьи его матери, семьи Арнольдов. Он также прекрасно понимал, что ему нужно было предложить университет и карьеру, которые одобряла семья Арнольдов, если он надеялся получить их помощь. Многие из членов семьи Вундта учились в Гейдельбергском университете, а некоторые даже работали на факультете. Однако Вундт боялся пойти туда, потому что не хотел, чтобы его сравнивали с другими членами своей семьи, которые также учились в этом университете.
К большому удовольствию Вундта, было два случая, которые помогли ему сбежать из Гейдельберга. Во-первых, его оценки были настолько посредственными, что он не имел права на государственную финансовую помощь для учебы в местном университете в Гейдельберге. Если бы он прошел квалификацию, у него не было бы другого выбора, кроме как уйти. Так что, хотя его мать, возможно, была разочарована таким, казалось бы, негативным исходом, Вундт был втайне вне себя от этого восторга.
Второе обстоятельство, которое помогло Вундту покинуть Гейдельберг, — это то, что его дядя, Фрейдрих Арнольд, преподавал физиологию и анатомию в Тюбингенском университете.Вундт рассудил, что, если он выберет медицину, Арнольды одобрят его выбор карьеры, и было бы естественно, что он захочет учиться в учреждении, где уже находился его дядя. В конце концов он объявил о своих намерениях, и его семья приняла его решение. Неизвестный Арнольдам, Вундт придумал идеальный предлог, чтобы уйти от них, все еще получая их финансовую помощь.
Фридрих Арнольд оказал положительное влияние на Вундта. С его помощью и руководством Вундт стал серьезным студентом, страстно увлеченным анатомией.Однако через год Фрейдрих Арнольд принял должность директора Гейдельбергского анатомического института. Это означало, что у Вундта не было иного выбора, кроме как последовать за своим дядей в Гейдельбергский университет, несмотря на его предыдущие попытки установить некоторую дистанцию между собой и остальной семьей Арнольдов.
Хотя Вундт теперь был прилежным студентом, ему пришлось составить несколько курсов по естествознанию и математике, когда он перешел в Гейдельбергский университет. Основная причина этого в том, что он пренебрегал этими предметами, когда был подростком в гимназии.Он нанял частного репетитора, который помогал ему с математикой, пока он выполнял лабораторные работы и посещал лекции по химии, анатомии, физиологии и физике.
Прибытие профессора химии Роберта Бунзена (в честь которого была названа горелка Бунзена) усилило любовь Вундта к химии. Он был настолько увлечен Бунзеном, что ненадолго подумал о том, чтобы сменить карьеру с физиологии на химию. Интересно, что первая опубликованная в 1853 году статья Вундта была посвящена химическому составу мочи.
Несмотря на привлекательность химии, Вундт решил сосредоточиться на медицине.В 1855 г. сдал государственные экзамены для допуска к медицинской практике. Помимо государственных экзаменов, было три отдельных экзамена по хирургии, акушерству и внутренним болезням. Невероятно, но Вундт получил наивысший балл на каждом экзамене.
После того, как Вундт сдал экзамены, семья Арнольда посоветовала ему продолжить свою медицинскую карьеру и помочь поддержать его пожилую мать. Однако Вундт сомневался в своей способности заниматься медициной в течение длительного времени. Он был бы счастлив стать военным врачом, потому что было мирное время, и он не думал, что может причинить большой вред здоровым молодым солдатам.Однако таких вакансий не было.
Вундт в конце концов согласился работать в местной больнице вместо коллеги, которому нужно было подготовиться к медицинскому обследованию. Он работал много часов, чтобы получить как можно больше практического опыта. Однажды Вундт, лишенный сна, по ошибке ввел йод пациенту, который нуждался в наркотиках. Хотя пациент не пострадал, этот опыт не давал покоя Вундту и заставил его колебаться в отношении того, чтобы полностью посвятить себя медицинской практике.
В больнице произошло второе событие, которое заставило Вундта усомниться в своем будущем как практикующего врача.Это произошло в те часы, когда он наблюдал за пациентами, у которых был сенсорный паралич из-за травм ноги. Вундт признал, что некоторые проблемы, с которыми сталкивались эти пациенты, нельзя полностью объяснить физиологической гипотезой. Он пришел к выводу, что необходимо психологическое объяснение, и он хотел его найти.
Вскоре Вундту не терпелось оставить медицинскую практику и стать физиологом-исследователем. Однако Арнольды не хотели продолжать платить за его образование.Вундт решил собрать свои скудные ресурсы и оплатить один семестр обучения в Берлине. В Берлинском университете он изучал физиологию у Иоганнеса Мюллера, которого считают отцом экспериментальной физиологии.
В 1856 году Вундт получил докторскую степень по медицине в Гейдельбергском университете. Затем он поступил на факультет в 1857 году и стал ассистентом известного физиолога и физика Германа фон Гельмгольца в 1858 году. Вундт получил должность адъюнкт-профессора антропологии и медицинской психологии в 1864 году.Он продолжал работать помощником Гельмгольца до 1865 года.
Когда Гельмгольц переехал в Берлин в 1871 году, Вундт не стал его заменять. Итак, в 1874 году Вундт занял должность заведующего кафедрой индуктивной философии в Цюрихском университете. Годом позже он стал заведующим кафедрой философии в Лейпцигском университете. В 1876 году университет предоставил Вундту лабораторию для хранения оборудования, которое он привез с собой из Цюриха.
За три года маленькая аппаратная Вундта превратилась в настоящую лабораторию психологических исследований.Он был официально признан Лейпцигским университетом в 1879 году. Вскоре после этого студенты со всего мира начали стекаться в классы Вундта. Набор на его курсы удваивался каждые 15 лет и достиг пика в 620 студентов в 1912 году.
Между 1885 и 1909 годами у Вундта было до 15 аспирантов, служивших его помощниками. Лаборатория, ныне именуемая Психологическим институтом, разрасталась и насчитывала одиннадцать комнат. Вскоре лабораторию пришлось переместить в новое здание.Вундт провел остаток своей профессиональной карьеры, проводя исследования в Лейпцигском университете.
Психологическая модель ВундтаВундт хотел изучать человеческий разум более структурированным образом, чем предлагалось философией. Его внимание было сосредоточено на вещах, которые он мог контролировать и измерять. Его лаборатория привлекала студентов из Германии, Великобритании и США. В результате большинство ранних психологических лабораторий по всему миру копировали оригинальный дизайн Вундта.
Согласно Вундту, психология включает научное изучение сознательного опыта.Он считал, что эту область можно разделить на две основные категории:
Экспериментальная психология — которая включает изучение ощущений, восприятия, внимания, чувств и времени реакции
Культурная психология — которая включает изучение обычаев, язык и миф
Целью Вундта было записать ощущения и мысли, прежде чем разбивать их на более мелкие элементы, которые можно было бы лучше понять. Он был сторонником редукционизма — того, что сознание человека может быть разбито на более мелкие части без потери каких-либо характеристик целого.
В своем исследовании Вундт различал непосредственных и опосредованных переживаний. Непосредственные переживания основаны на чистой, беспристрастной сенсорной информации. Примером непосредственного переживания является → «Я вижу что-то круглое и красное».
Опосредованный опыт основан на интерпретации сенсорного ввода. Пример опосредованного опыта: → «Я вижу яблоко». (примечание: сенсорные входы «круглый» и «красный» интерпретировались как «яблоко».
Так же, как в химии существует периодическая таблица элементов, Вундт хотел каталогизировать все основные непосредственные переживания, которые он мог.Он считал, что лучший способ узнать о сознании — это интроспекция . Самоанализ означает «смотреть внутрь» и включает в себя наблюдение за операциями собственного разума, чтобы выяснить, как он работает.
Чтобы собрать необходимые данные, Вундт наблюдал простые процессы в точных условиях, которые он мог воспроизвести. Например, он подвергал обученных наблюдателей воздействию света, звуков или других раздражителей и просил их сообщить о своих ощущениях, чувствах и мыслях.Чтобы определить, насколько сложной была та или иная мысленная операция, Вундт измерял и отслеживал время реакции своих наблюдателей. Наблюдатели должны были провести 10 000 наблюдений, прежде чем их считали полностью подготовленными.
В своей модели психологии Вундт утверждал, что основные компоненты сознания (непосредственные переживания) могут быть организованы в более сложные мысли. Процесс, с помощью которого человеческий разум помещает новую информацию в контекст, называется апперцепцией . Апперцепция включает в себя ассоциацию восприятий (информации от глаз или других органов чувств) с идеями и опытом, которые у вас были раньше.Например, увидеть в холодильнике заплесневелый сыр — это восприятие; знание того, что заплесневелый сыр вызовет рвоту, если вы его съедите, — это апперцепция.
Хотя Вундт считал, что непосредственные переживания могут быть организованы в мысли более высокого уровня, он не думал, что этот процесс происходит механически. Скорее, он утверждал, что человеческое будет жизненно важно для организационного процесса. Согласно Вундту, воля — это аспект людей, который позволяет им направлять свое внимание туда, куда они хотят.Поскольку Вундт считал, что процесс апперцепции является актом воли или свободного выбора, его психологическая школа мысли была названа волюнтаризмом .
Применение подхода ВундтаСамым большим вкладом Вундта в область психологии была его ясная демонстрация того, что человеческий разум можно изучать с помощью научных методов. Он также установил новые стандарты в исследованиях, подчеркнув, что психологические эксперименты должны проводиться в тщательно контролируемых условиях.Методы Вундта побудили других исследователей — особенно сторонников бихевиоризма — придерживаться того же научного подхода при проведении своих исследований. Со временем это помогло сделать психологию достоверной экспериментальной наукой.
В своих экспериментах Вундт сосредоточился на трех аспектах психического функционирования: образах, мыслях и чувствах. Эти три области все еще исследуются современными исследователями в таких областях, как когнитивная психология, социальная психология, психология личности, аномальная психология, экономика и лингвистика.Таким образом, можно сказать, что Вундт был пионером научных исследований в этих областях.
Работа Вундта также повлияла на другие психологические школы. Один из его самых известных учеников, Эдвард Брэдфорд Титченер, основал Структурализм после того, как стал профессором Корнельского университета. Согласно Титченеру, структурализм был усовершенствованным продолжением работ Вундта. Функционализм вскоре возникла как психологическая школа мысли, противостоящая структурализму.
Критика подхода ВундтаОдна из основных критических замечаний в отношении подхода Вундта заключается в том, что он уделял мало внимания тем частям психологии, которые ему не нравились. Например, в то время как Вундлт широко изучал сознание, он в значительной степени игнорировал бессознательное. Он также мало интересовался другими отраслями психологии, которые выходили на первый план, такими как педагогическая психология и детская психология.
Хотя Вундт заложил основу для будущих исследователей, поощряя научный подход к изучению психологии, многие из его собственных теорий сегодня больше не принимаются.Например, в 1920-х годах интроспекция в значительной степени отвергалась как инструмент психологических экспериментов. Бихевиористы, такие как Скиннер, утверждали, что интроспекция дает субъективные результаты, которые невозможно проверить, поскольку результаты меняются в зависимости от того, кого тестировали. Согласно Скиннеру, поведение необходимо видеть, чтобы его можно было объективно измерить.
Титченер (бывший ученик Вундта) критиковал методологию Вундта, поскольку считал ее слишком запутанной. Другие критики утверждают, что Вундт мог бы приложить больше усилий для получения более точных результатов.Вера Вундта в редукционизм также подвергалась сомнению со стороны других исследователей. Например, гештальт-психологи утверждают, что разум нельзя разбить на отдельные элементы.
Книги, награды и достижения Вильгельма ВундтаВундт является автором нескольких книг по физиологии, философии и психологии. Вот некоторые из его наиболее известных работ:
- Учебник физиологии человека, 1864
- Принципы физиологической психологии, 1874
- Система философии, 1889
- Логика.Исследование принципов познания и методов научного исследования, 1886
- Этика, 1886
- Очерк психологии, 1896
- Психология культуры. Исследование законов развития языка, мифов и поведения, 1900
Помимо докторской степени Гейдельбергского университета, Вундт получил почетные докторские степени в Лейпцигском и Геттингенском университетах.
Вундт получил другие награды и достижения:
- Pour le Mérite for Science and Arts
- Почетное членство в 12 научных обществах
- Членство в 13 академиях в Германии и других странах
- Астероиды 635 Вундита и 11040 Вундт названы в честь Вильгельма Вундта в его честь.
Вильгельм Вундт женился на Софи Мау 14 августа 1872 года. У них было трое детей — Элеонора, Луиза и Макс. Луиза умерла в 1884 году, когда ей было всего четыре года. Элеонора выросла и стала помощницей отца. Макс любил карьеру профессора философии.
Вундт ушел с преподавания в 1917 году, чтобы сосредоточиться на научных трудах. Три года спустя он прокомментировал, что чувствует, что его жизнеспособность падает.Вильгельм Вундт умер 3 августа 1920 года. Ему было восемьдесят восемь лет. Он похоронен вместе со своей женой Софи на Зюдфридхоф, самом большом кладбище в Лейпциге.
СсылкиАмериканская психологическая ассоциация. (2002). Выдающиеся психологи ХХ века. Получено с https://www.apa.org/monitor/julaug02/eminent
Gale, Cengage Learning. (2015). Учебное пособие для психологов и их теории для студентов: Вильгельм Вундт .Фармингтон-Хиллз, Мичиган: Гейл.
Ким, А. (2016). Вильгельм Максимилиан Вундт. В году Стэнфордская энциклопедия философии. Получено с https://plato.stanford.edu/entries/wilhelm-wundt/
Rieber, R. W., & Robinson, D. K. (Eds.). (2001). Вильгельм Вундт в истории: создание научной психологии . Нью-Йорк: Springer Science + Business Media.
Психологическая модель Вундта. (2006). Получено с https://people.bethel.edu/~johluc/history-resource/WundtTheory.html
Вундт, Вильгельм. (2020). Получено с https://www.encyclopedia.com/people/social-sciences-and-law/sociology-biographies/wilhelm-wundt
Wundt, Wilhelm Max. (2020). Получено с https://www.encyclopedia.com/people/medicine/psychology-and-psychiatry-biographies/wilhelm-max-wundt
Теория и структурализм Вильгельма Вундта: обзор — видео и стенограмма урока
Рождение экспериментальной психологии
Работам Вундта предшествовал важный прорыв Э.Х. Вебер в изучении физиологии человека. Вебер обнаружил, что если вы держите кучу камней в руке, существует определенное соотношение, на которое вес этой кучи необходимо увеличить, прежде чем вы заметите изменение веса. Вебер обнаружил это, заметив, что штангисты могут лучше различать веса, поднимая их прямо с пола, но когда они уже держали гири в руках, вес должен был увеличиться в определенном соотношении, прежде чем штангисты заметил повышенную тяжесть.Самым важным в открытии Вебера было то, что он был открыт не путем самоанализа, а путем экспериментов.
Вундт полагал, что этот подход может быть применен к экспериментальной психологии . Экспериментальная психология — это раздел психологии, который стремится изучать разум и поведение с помощью эмпирических экспериментов. Вундт был одним из первых, кто поверил, что сознание можно изучать путем экспериментов и что сознание и другие психические явления должны быть объектом изучения в психологии.Хотя эти предположения могут показаться нам очевидными, они полностью отличались от того, во что верили многие философы того времени.
Методы экспериментальной психологии
В наши дни у нас есть МРТ, компьютерная томография и другие методы нейровизуализации, которые позволяют нам видеть физиологические реакции в головном мозге. Конечно, в распоряжении Вундта не было этих технологий. Поэтому ему приходилось полагаться на сочетание контроля внешних стимулов и отчетов о внутренних наблюдениях субъекта исследования.Он считал, что у любого объяснения явления есть две стороны — внешняя сторона, измеренная в лаборатории, и психологическая сторона, измеряемая самоотчетом внутренних наблюдений.
Многие из экспериментов Вундта, особенно его более ранние, основывались на работе Вебера, концентрируясь на ощущении и восприятии. Ощущение — это физиологическая реакция на внешние раздражители (например, механизмы глаза, регистрирующие круглый маленький красный объект), а восприятие — это психологическая интерпретация ощущений (например, утверждение, что вы видите яблоко ).Эксперименты Вундта состояли из различных внешних стимулов в лабораторных условиях и последующего запроса испытуемых сообщить об их относительных внутренних изменениях. Разница между работами Вебера и Вундта заключалась в том, что, в то время как эксперименты Вебера касались только физиологических реакций, эксперименты Вундта касались психологических реакций. Несмотря на то, что Вундт придерживался строгих правил самонаблюдения, критики изначально скептически относились к методам Вундта именно из-за его зависимости от внутреннего наблюдения.
Эдвард Б. Титченер и структурализм
Эдвард Б. Титченер был учеником Вундта в его психологической лаборатории. Когда Титчнер покинул Германию и приехал в Соединенные Штаты, чтобы продолжить изучение психологии, он стал активным сторонником работы Вундта и подготовил переводы его основных произведений. Однако эти переводы вызывают разногласия. Считается, что многие из них переведены неправильно, поэтому кажется, что Вундт поддерживает идеи Титченера больше, чем он это делал на самом деле.
Работа Титченера основана на работах Вундта, чтобы обосновать идею структурализма . Структурализм считает, что любое переживание ума можно разбить на составные части. Титченер также постулировал теории о том, как эти составные элементы были объединены для создания сознательного опыта.
Чтобы проверить свои теории, Титченер установил строгие протоколы для проведения своих экспериментов. Например, ощущение, что вы держите кусок льда, нельзя просто описать как «удерживание кусочка льда», но его нужно разбить на элементы: «холодный», «острый», «мокрый», «квадратный», «квадратный». тяжелый.Это несколько отличалось от техники интроспекции Вундта и приводило к некоторой путанице относительно того, кому приписывать структурализм. Хотя идеи Титчнера значительно отличались от идей Вундта, структурализм иногда приписывают Вундту, поскольку методы Титчнера уходят корнями в теории Вундта.
Теории Вундта сегодня
Большая часть структурализма умерла в современной психологии; однако наследие Вундта все еще можно наблюдать. Основное место, где сохранился структурализм, — это использование методов нейровизуализации, описанных ранее.Когда ученые фотографируют мозг или изучают кровь и химические изменения в мозге, они часто выделяют отдельные части и функции мозга, чтобы увидеть, как они реагируют на внешние раздражители. Это разделение на части и соответствующие реакции уходят корнями в структурализм.
Экспериментальный план Вундта — основная часть его работы, пострадавшая от критического взгляда современной психологии. В настоящее время ученые придерживаются строгих правил относительно надежности .Надежность относится к тому факту, что одно и то же наблюдение должно быть выполнено несколькими наблюдателями независимо. Наблюдатели, работающие независимо, должны получить одни и те же результаты несколько раз, прежде чем эти результаты можно будет считать действительными — вот почему вы можете слышать, что один и тот же эксперимент проводится снова и снова разными учеными. Это гарантирует низкую вероятность систематической ошибки и надежность результатов. В экспериментах Вундта этого не происходило. Вместо этого все люди, проводившие наблюдения, были обучены Вундтом мыслить и реагировать определенным образом, а любые споры о согласии разрешались Вундтом, что увеличивало вероятность предвзятости.
Краткое содержание урока
Вильгельм Вундт был психологом, философом и лингвистом, ответственным за создание первой психологической лаборатории. Он был активен в конце 19-го и начале 20-го веков. Вкладом Вундта в психологию было формирование области экспериментальной психологии , которая является разделом психологии, стремящимся изучать сознание посредством эмпирических экспериментов.
Хотя большая часть теорий Вундта существовала благодаря таким протеже, как Эдвард Б.Титченер и теории, подобные структурализму , идея о том, что каждое переживание разума может быть разбито на его составные части, его стиль экспериментирования в значительной степени уступил место более строгим руководящим принципам. Тем не менее, наследие работы Вундта все еще можно почувствовать в методах, полученных с использованием устройств нейровизуализации и процедур, таких как фМРТ и компьютерная томография.
(PDF) Психологический эксперимент Вундта в свете его философии науки
Психологический эксперимент и философия науки 111
Этот подход к философии науки тесно связан с интерпретацией Вундта
истории современной физической науки , интерпретация, которая имеет экстра-
обычно современное кольцо.Он отверг как миф идею о том, что Бэкон был создателем
законов научного метода и что индукция была логическим инструментом научных исследований (Wundt 1883, стр. 242). Напротив, происхождение современной науки
не связано с каким-либо бэконовским отказом от спекуляций, а само основано на предположениях
таких людей, как Галилей (там же, стр. 243). Физика Галилея установила, что «воспринимающий должен рассматривать чувственное содержимое как простую субъективную видимость, за которой скрывалось бытие вещей, которые повсюду состояли из геометрических и механических отношений» (Wundt 1903). , с. 701; ср.Койре ‘1968).
Другими словами, физическая наука в целом развивалась таким же образом, как и ее части, которые развиваются до сих пор
: ее предпосылки должны опережать исследования, если они должны быть расширены
и исправлены исследованиями (там же, с. 700) . Собственный психологический проект Вундта —
граммов, конечно, был яркой иллюстрацией этого принципа.
Учитывая резко антииндуктивистскую философию науки Вундта, неудивительно,
, что он все более и более определяет свою позицию в противовес позитивистской философии
науки.В первом издании
Logik
его замечания направлены против
Конта, Спенсера и Кирхгофа, но к тому времени, когда было опубликовано третье издание,
было формой позитивизма Маха, которая стала чрезвычайно влиятельной (см. Danziger ,
1979a), и теперь мы находим более развернутые обсуждения этой позиции, а также повторные взгляды Пуанкаре ». Вундт чувствовал, что позитивизм сделал неправильные выводы из
истории науки.Первичной мотивацией в развитии современной науки было
не желание установить эмпирические закономерности с целью предсказания и
контроля, а скорее желание теоретического понимания последовательности событий.
«Основным мотивом всех научных исследований является постулат о непротиворечивой
связи фактов» (Wundt 1903, p 723; см. Также Wundt 1866). Позиционирование тивизма
не только недооценивает фундаментальную роль, которую чисто теоретические предпосылки
играют в науке, но и придает слишком большое значение накоплению изолированных фактов
наблюдений (Wundt 1883, стр. 285-286).Вундт считает, что наука прогрессирует
не за счет сбора относительно изолированных наблюдений, а за счет установления когерентности фактов (Wundt 1907a, стр. 303). Его собственная программа систематических психологических исследований
представляет собой важное практическое выражение этого убеждения.
На фундаментальном уровне Вундт противопоставил свою веру в принцип причинности
позитивистским заменителям, таким как «экономия мысли».«Речь идет о базисе
для объединения эмпирических наблюдений. Позитивизм Маха искал эту базу
sis в поисках наиболее экономичного изложения наблюдаемых закономерностей, управляемых
практическими соображениями. Для Вундта это был неуместный перенос чисто технических соображений в область науки (Wundt 1906, стр. 389). Такие соображения могли бы быть полезны, если бы кого-то интересовала только поверхностная связь явлений, но для Вундта научное понимание предполагало гораздо больше, чем это.Перенос принципа полезности из области экономики и технологий в природу
сам по себе казался Вундту неким субъективизмом, который просто привел бы к распространению произвольных гипотез (Wundt 1907a, pp 300-301). ). Принципу экономии мышления Вундт противопоставляет принцип причинности. У науки было
для поиска причинных связей между событиями. Но причинно-следственные связи не были эквивалентны функциональным отношениям, как предлагал Мах.Действовали
Вильгельм Макс Вундт
Вильгельм Вундт родился 16 августа 1832 года в Бадене, в пригороде Мангейма Неккарау. В детстве его обучал Фридрих Мюллер. Вундт учился в гимназии в Брушель и в Гейдельберге, в Тюбингенском университете в течение года, затем в Гейдельберге более трех лет, получив медицинскую степень в 1856 году. Он оставался в Гейдельберге преподавателем физиологии с 1857 по 1864 год, затем был назначен на должность. доцент кафедры физиологии.Великий физиолог, физик и физиологический психолог Герман фон Гельмгольц приехал сюда в 1858 году, и какое-то время Вундт был его помощником.
В период с 1857 по 1874 год Вундт превратился из физиолога в психолога. В эти годы он также написал Grundzüge der Physiologischen Psychologie (Принципы физиологической психологии ). В двухтомном труде, опубликованном в 1873–1874 годах, подчеркивалась взаимосвязь между психологией и физиологией, а также показано, как методы естествознания могут быть использованы в психологии.Было опубликовано шесть переработанных изданий этого труда, последнее завершено в 1911 году.
Как психолог, Вундт использовал метод исследования сознательных процессов в их собственном контексте с помощью «эксперимента» и интроспекции. Этот метод получил название психологии содержания, что отражает убеждение Вундта в том, что психология должна заниматься непосредственным содержанием опыта, не измененным абстракцией или рефлексией.
В 1874 году Вундт покинул Гейдельберг и перешел на кафедру индуктивной философии в Цюрихе, пробыв там всего год.Он принял кафедру философии в Лейпцигском университете, а в 1879 году основал первую психологическую лабораторию в мире. В Лейпциг люди со всего мира приезжали учиться в лаборатории Вундта. В 1879 г. прибыл Дж. Стэнли Холл, первый американский студент Вундта, а за ним и многие другие американцы. Из этой первой лаборатории экспериментальной психологии постоянный поток психологов возвращался в свои страны, чтобы преподавать и продолжать свои занятия. исследования. Некоторые основали собственные психологические лаборатории.
В 1881 году Вундт основал Philosophische Studien как средство для новой экспериментальной психологии, особенно как орган для публикации продуктов своей психологической лаборатории. Содержание Philosophische Studien (изменено на Psychologische Studien в 1903 году) показывает, что эксперименты в основном делятся на четыре категории: ощущение и восприятие; время реакции; восприятие времени и ассоциация; и внимание, память, чувства и ассоциации.Оптические явления — 46 статей; прослушивание было вторым по важности. Зрение и слух, которые уже тщательно изучил Гельмгольц, были главными темами лаборатории Вундта. Некоторые из вкладов в Studien были сделаны самим Вундтом. Сообщается, что Гельмгольц сказал о некоторых экспериментах Вундта, что они были schlampig (небрежно). Сравнивая Вундта с Гельмгольцем, который был осторожным экспериментатором и продуктивным исследователем, можно сделать вывод, что наиболее важные вклады Вундта были как систематизатора, организатора и энциклопедиста.Уильям Джеймс считал Вундта «всего лишь довольно обычным человеком, который необычайно хорошо проработал некоторые вещи».
Книга Вундта « Grundriss der Psychologie » (1896; Очерк психологии ) была менее подробной трактовкой, чем его Принципы, , но содержала новую теорию чувств. Популярным представлением его системы психологии было Einführung в die Psychologie (1911; Introduction to Psychology ). Его монументальная книга Völkerpsychologie (1912; Folk Psychology ), естественная история человека, пыталась понять высшие мыслительные процессы человека, изучая язык, искусство, мифологию, религию, обычаи и право.Помимо своих психологических работ, он написал три философских текста: Логика (1880–1883), Этика (1886) и Система философии (1889). Вундт умер под Лейпцигом 31 августа 1920 года.
Биография Вильгельма Вундта — Жизнь немецкого психолога
Вильгельм Вундт | |
---|---|
Психолог | |
Родился | 16 августа 1832 г. Неккарау близ Мангейма, Великое герцогство Баден, Германская Конфедерация |
Умер | авг.31 января 1920 г. (88 лет) Гросботен близ Лейпцига, Германия |
Гражданство | немецкий |
Вильгельм Вундт остается одной из самых влиятельных фигур в истории психологии. Широко признано, что он первый человек, который на самом деле называет себя психологом. Его влияние выходит далеко за рамки его способности придумать подходящее прозвище для задач, которые он выполнял. Вундт сыграл решающую роль в отделении области психологии от дисциплин биологии и философии, где она изначально содержалась и ограничивалась.
Ранние годы Вундта
Вильгельм Вундт родился 16 августа 1832 года в Неккарау, Баден, который тогда был частью Германской Конфедерации. Он был сыном лютеранского священника и вырос в относительно скромной среде. Семья в конце концов переехала в небольшой городок Хайдельсхайм.
Повзрослев, Вундт начал путешествие в сферу высшего образования. В частности, он учился в трех разных университетах с 1851 по 1856 год. Учебные заведения, в которых он учился, включали Тюбингенский университет, Гейдельбергский университет и Берлинский университет.В конце своего пребывания в Гейдельбергском университете он получил степень доктора медицины. В 1858 году Вундт получил должность в штате Гейдельбергского университета и служил помощником Германа фон Гельмгольца, уважаемого физика и физиолога.
Расцвет карьеры
Работая на Гельмгольца, Вундт написал хорошо принятую работу под названием « Вклад в теорию чувственного восприятия ». Он также написал учебник по физиологии человека, хотя на самом деле это была не та область, которая его интересовала.В конце концов он стал профессором студентов-медиков, а затем занял должность профессора индуктивной философии в Цюрихе в 1874 году.
Вклад в психологию
Интерес Вундта к психологии способствовал его желанию приложить огромные усилия для написания знаковой книги, описывающей историю психологии. Законченная работа « Принципы физиологической психологии » стала первым учебником в этой области.
В работе использовался совершенно новый подход к материалу.В частности, работа касалась различных переживаний человеческого разума. Исследованные области включали сознание, эмоциональный интеллект, влияние чувств на человеческую психику и многое другое. Работа также раскрыла новую систему, называемую внутренним восприятием. Внутреннее восприятие было основано на попытках по-настоящему понять сознание посредством наблюдения.
Первая Психологическая Лаборатория
В 1879 году Вундт внес значительный вклад в область психологии.В Лейпцигском университете он помог открыть самую первую лабораторию, посвященную изучению психологии. Опять же, психологию часто считали подгруппой биологии и философии.
С открытием новой лаборатории начался процесс становления психологии как отдельной области и отдельной дисциплины. Сначала лаборатория в основном состояла из аспирантов, которые проводили исследования под руководством Вундта. Со временем в лабораторию попали ученые со всего мира.Репутация Вундта распространилась, и все больше профессионалов и ученых приезжали в лабораторию, чтобы расширить свою базу знаний.
Конечно, те, кто нуждался в помощи опытных психологов, также выиграют, поскольку лаборатория внесла большой вклад в улучшение терапевтического характера этой области. Вундт твердо верил в то, что психология должна уделять особое внимание анализу сознания человека.
Связь между человеческим разумом и мирскими переживаниями была общей целью его систематического подхода к психологии.Самоанализ был важной частью терапии, на которую обращал внимание Вундт. Самоанализ вращался вокруг того, чтобы помочь субъекту осмыслить свои собственные чувства и переживания.
Сказать, что такой подход к психологии оказал влияние, было бы огромным преуменьшением. Значительная часть современной психологии твердо основана на набегах, которые совершил Вильгельм Вундт в первые дни основания своей лаборатории. Современная психотерапия, возможно, выглядела бы иначе и оставалась бы гораздо менее эффективной, если бы Вундт не был первопроходцем в этой области.
Последние годы жизни Вундта
Вильгельм Вундт прожил долгую, процветающую и влиятельную жизнь. Он скончался в возрасте 88 лет 21 августа 1920 года в Гросботене, Германия. Его наследие навсегда изменило сферу психологии, помогая в ее становлении.
Вклад Вундта в бесплатное эссе по психологии Пример
Очерк, Страницы 3 (538 слов)
Вундт начал свою работу с психологии, изучая бессознательное, но позже обратился в большей степени к изучению сознательного разума.Он хотел понять сложную идею, являющуюся разумом, и, в большей степени, простые идеи, такие как части, из которых состоит мозг. Эта идея ведет к более структурированному взгляду на сознание и к организации того, как он работает. Вундт создал два типа опыта, чтобы помочь объяснить, как работает сознательный разум.
Сдавайте бумагу самого высокого качества
Обратитесь к квалифицированному писателю, который поможет вам с
«Вклад Вундта в психологию»
Получите качественную бумагуНОВИНКА! Прямой чат с писателями
Его два переживания были промежуточными и непосредственными мыслями.Опосредованный опыт — это информация, которую можно использовать без ведома (Schultz & Schultz, 2016, стр.69). Непосредственные переживания — это конкретные переживания, которые обрабатывались умом, глубже погружаясь в знания, которые представляются человеку (Schultz & Schultz, 2016, стр. 70). Вундт создал эти идеи переживаний, чтобы показать, что разум работает таким образом, что он собирает всю информацию и соединяет каждую часть вместе, чтобы сформировать полную картину.
Например, опосредованным переживанием было бы наблюдение за прогулкой собаки, а непосредственным переживанием — интерпретация того, что собака видит пушистый цвет или цвет шерсти.Эти переживания воедино встроены в сознание и помогли поддержать исследования Вундта по компонентам мозга.
Узнайте смету стоимости вашей бумаги
«Вы должны согласиться с условиями предоставления услуг и политикой конфиденциальности»
Элементы разума были ключевой областью исследований Вундта и его потребности в понимании разума. С его использованием опосредованного и непосредственного опыта интерпретация информации стала более упорядоченной и, в некотором смысле, показала сложности мозга.Из этих переживаний Вундт обнаружил, что непосредственные переживания формируют элементы ума. Приводит к работе Вундта различные методы его создания.
Вундт разработал метод, помогающий в изучении сознательного разума. В этом методе Вундт хотел глубже изучить ум. Этот метод получил название интроспекции или внутреннего восприятия, что означает «процесс наблюдения за действиями своего разума с намерением открыть законы, управляющие разумом» (The Editors of Encyclopedia Britannica, 2017, para.1). В этом процессе Вундт заставлял наблюдателей не регистрировать что-либо еще, что происходило, или какие-либо элементы, которые играли в объект, а уходили от того, что они видели или испытывали. Со строгими правилами и условиями, которые предъявляются к наблюдателям, Вундт хотел создать способ воссоздать наблюдения, исходящие из интроспективного взгляда, аналогичного внешнему восприятию. Самоанализ или внутренняя перспектива больше смотрят в сознание человека, тогда как внешнее восприятие больше фокусируется вне человека (Schultz & Schultz, 2016, стр.70). Со всеми различными идеями, которые были созданы Вундтом, появляется большая возможность увидеть его влияние на психологию и то, как используемые им методы сочетают не только предыдущие идеи, но и выводят на поверхность новые идеи. Дух времени позволил Вундту продолжить свои исследования и подтолкнуть психологию к эпохе просвещения.
Источники
- Schultz, D.P., & Schultz, S.E. (2016). История современной психологии. (11-е изд.). Бостон, Массачусетс; Cengage Learning.
- Britannica, T. E. (2017). Самоанализ. Получено 1 февраля 2019 г. с https://www.britannica.com/topic/introspection .
Сдавайте бумагу самого высокого качества
Обратитесь к квалифицированному писателю, который поможет вам с
«Вклад Вундта в психологию»
Получите качественную бумагуПомогаем студентам с 2015 года
Психологическая лаборатория — обзор
1 Психологические лаборатории для экспериментов с людьми-одиночками
Психологические лаборатории оборудованы для двух целей.Во-первых, для регистрации поведения и мониторинга психических и эмоциональных состояний; во-вторых, для систематического контроля факторов окружающей среды и индивидуальных факторов, которые влияют и определяют психическое и эмоциональное состояние человека. Эксперименты предназначены для соотнесения показателей поведения и внутренних состояний как зависимых переменных с предшествующими или сопутствующими факторами окружающей среды и отдельными факторами как независимыми переменными. Обычно подобные эксперименты проводятся с отдельными людьми. Данные из этих образцов затем накапливаются в ходе последовательных экспериментальных сессий.
Как один из классов зависимых переменных, поведенческие данные в первую очередь включают скорость и качество выполнения задач достижения. Проверенные достижения включают обучение (например, воспроизведение текстов), восприятие (например, оценку расстояний), решение проблем (например, поиск кратчайшего пути в лабиринте) и сенсомоторные действия (например, реакцию на световой сигнал). Помимо оценки производительности, поведенческие записи также служат индикаторами привычных или преходящих психических и эмоциональных состояний (например,g., усталость, положительный аффект и удивление). Примером могут служить наблюдения за выражениями лица, указывающими на эмоциональные реакции. Более того, поведенческие записи отражают устойчивые черты личности (например, самоэффективность, тревожность и отстраненность).
Другой класс зависимых переменных — это самоотчеты. Самостоятельные отчеты участников выражают суждения и мыслительные процессы (например, логические рассуждения), психические структуры (например, впечатления от картин) и эмоциональные состояния (например, оптимизм). Третий класс зависимых переменных — это психо- и нейрофизиологические данные.Показатели вегетативной нервной системы (например, сердечно-сосудистой и желудочно-кишечной деятельности) и эндокринной системы (например, секреция адреналина и кортизола) служат свидетельством стабильных и переходных состояний. Более непосредственно с когнитивными и сенсомоторными процессами связаны церебральные функции (например, потенциалы мозга, связанные с событиями).
Существует несколько ненавязчивых методов сбора экспериментальных данных. К ним относятся бесплатные протоколы, видео и голосовые записи. Однако большинство методов навязчивы, например, тесты производительности, которые влекут за собой работу технических устройств (например.g., клавиши реакции для измерения скорости ручных реакций). Эти навязчивые методы включают в себя различные виды психо- и нейрофизиологических записей, в которых участников помещают или подключают к специальным устройствам, от измерителей артериального давления до магнитно-резонансных томографов.
Инструкции и задания, предоставленные участникам, являются важнейшими аспектами независимых переменных. Эти задания могут быть тестами памяти и обучения или когнитивных и моторных навыков. Они могут инициировать логические суждения и действия, а также могут вызывать эмоции.Инструкции служат не только для объяснения требований экспериментальных задач, но также предназначены для воздействия на мотивацию, отношения и настроения участников. Существует множество устройств для различных экспериментальных проектов, таких как представление визуальных или акустических стимулов и для контроля изменений окружающей среды, которые позволяют изучать обучение, движение, общение и саморегуляцию. Приборы должны гарантировать точные и стабильные условия при повторных испытаниях. Они также позволяют ученым контролировать вариации экспериментальных условий, такие как время воздействия визуальных стимулов, измеряемое в миллисекундах.
Создание психологических лабораторий для людей стало возможным благодаря растущему опыту в соответствующих экспериментальных методах и возможности проведения точных измерений. Многие экспериментальные исследования зависели от успехов точной механики. На ранних этапах экспериментальной психологии в большинстве исследовательских лабораторий работал инженер-механик. Появление электронных элементов также произвело революцию в экспериментировании и привело инженеров-электронщиков в психологические лаборатории.Растущие требования и требования стандартизации позволили коммерческое производство устройств, используемых в психологических исследованиях. После этого коммерческие компании закупали и обслуживали все больше и больше инструментов для технических исследований, а технический персонал в исследовательских лабораториях уменьшался. Этот процесс продолжился, когда стали доступны лабораторные компьютеры, которые можно было адаптировать для различных экспериментальных целей с помощью специального программного обеспечения.
На протяжении многих десятилетий большинство психологических лабораторий для людей входили в состав факультетов психологии университетов.Большинство из них были довольно небольшими, состояли из нескольких комнат и располагались рядом с кабинетами и классами. Некоторые из них были изолированы для защиты от звука или света, чтобы лучше контролировать сенсорную стимуляцию. Некоторые из них были электрически экранированы, чтобы обеспечить сбор электрофизиологических данных. Лаборатории психологических отделений редко создавались как центральные постоянные исследовательские подразделения. Они также не были оборудованы для множества исследовательских задач. Большинство из них обслуживали специализированную форму исследований (например,г., психология восприятия). Они поддерживаются отдельными исследователями и небольшими рабочими группами и часто переводятся на другие цели после прекращения проекта или контракта. Однако психологические факультеты придерживались политики найма по крайней мере одного экспериментатора в свой штат, который собирал средства и организовывал лабораторию для научных исследований и академической подготовки.
По мере того, как исследования мозга получили признание, специальные учреждения нейробиологии с большим упором на медицинские и биологические знания создали лаборатории для изучения человеческого познания и поведения.Аналогичное увеличение числа и научного воздействия произошло в отношении исследовательских институтов, занимающихся когнитивными науками, информатикой и мультимедийными приложениями.