В юридической психологии выделяют следующие виды аффектов: Психолого-правовая оценка аффекта

Содержание

Психолого-правовая оценка аффекта

25.10.2012

В психологии аффект (с лат. affectus — совершать согласно с чувством) характеризуется кратковременной, чрезвычайно сильной эмоциональной вспышкой, взрывного характера, т.е. как разновидность эмоциональных состояний. В психиатрии аффект определяется как кратковременный и чрезвычайно сильный эмоциональный разряд, возникающий в экстремальных условиях, когда субъект не справляется с ситуацией. При аффекте наблюдаются не только нарушения в эмоциональной сфере, но и в волевой регуляции действий человека и в сознании. В отличие от эмоций в их обычном течении (гнева, страха, мести и т.д.), аффект характеризуется всеохватностью и подавляющим действием на психику человека, искажающим контрольные функции.

Традиционно выделяют три этапа:

  1. на первом этапе резко дезорганизуется вся психическая деятельность, нарушается ориентировка в окружающей действительности.
  2. на втором этапе перевозбуждение сопровождается резкими, большой силы, автоматическими, плохо контролируемыми действиями.
  3. на третьем, заключительном этапе, происходит спад нервного напряжения, возникает состояние резкой слабости, депрессии и даже сна.

Поведение субъекта при аффекте регулируется не заранее обдуманной целью, а той эмоцией, которое полностью захватывает личность и вызывает импульсивные действия. При аффекте наблюдается нарушение сознания, проявляющееся в утрате способности правильно воспринимать реальную действительность и объективно оценивать обстоятельства. В состоянии аффекта нарушается важнейший механизм деятельности — избирательность в выборе поведенческого акта, резко изменяется привычное поведение человека, деформируются его установки, жизненные позиции, нарушается способность установления взаимодействий между явлениями. В сознании начинает доминировать какое-либо одно, часто искаженное представление. Это называется «сужением» сознания.

Выделяются следующие виды аффекта.
Патологический аффект (название в 1868 г. предложил Р. Краффт-Эбинг) обозначает кратковременное психическое расстройство, выражающееся во внезапном приступе необычайно сильного гнева или ярости, возникшее в ответ на психическую травму. Сопровождается глубоким помрачением сознания, бурным двигательным возбуждением с автоматическими действиями и последующей амнезией. Лица, находившиеся в состоянии патологического аффекта, как правило, признаются невменяемыми на момент совершения преступления.

Аномальный аффект включает диагностику таких аффективных реакций, которые характеризуются некоторыми патологически измененными закономерностями развития и аномалиями механизма течения аффекта, вызванными определенными внешними раздражителями (алкоголь, наркотики, интоксикация). Введение понятия аномального аффекта не влияет на объем патологического аффекта, но сужает объем физиологического аффекта.

Физиологический аффект — такое эмоциональное состояние лица, при котором оно является вменяемым, однако его сознание существенно ограничено. В отличие от патологического аффекта, при физиологическом аффекте лицо сознает свои действия, может ими управлять, либо имеет возможность сознавать свои действия. Именно поэтому лицо, совершившее преступление в состоянии физиологического аффекта, подлежит уголовной ответственности.

Классический аффект — стремительная, бурно протекающая эмоциональная реакция взрывного характера. Следует непосредственно за противоправным действием потерпевшего, длится крайне малый период времени, после чего наступает спад. Закон так определяет понятие противоправного действия применительно к классическому аффекту: «насилие, издевательство или тяжкое оскорбление со стороны потерпевшего либо иные противоправные или аморальные действия (бездействие) потерпевшего».

В отличие от классического аффекта первая фаза кумулятивного аффекта обычно сильно растянута во времени — от нескольких месяцев до нескольких лет. В течение этого времени развивается психотравмирующая ситуация, которая обуславливает кумуляцию (накопление) эмоционального напряжения у обвиняемого. Сам по себе аффективный взрыв может наступить и по незначительному поводу, который играет роль «последней капли». Применительно к кумулятивному аффекту законодатель определяет причину возникновения сильного душевного волнения как «длительную психотравмирующую ситуацию, возникшую в связи с систематическим противоправным или аморальным поведением потерпевшего». Классическому и кумулятивному аффекту свойственна внезапность, т.е. непосредственное следование реакции после соответствующего поведения потерпевшего.

Однако законодатель говорит о несоразмерности реакции обвиняемого провоцирующему воздействию со стороны потерпевшего (несоответствие фактического содержания и общественной опасности аффективных действий, аналогичным характеристикам неправомерного поведения потерпевшего). В норме уголовного закона говорится о том, что преступление всегда носит более тяжкий характер, чем действия потерпевшего. Это косвенно свидетельствует об искажениях в оценке и реакции лица на ситуацию. Законодатель, говоря о преступлении, совершенном в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения, называет это состояние «аффектом», тем самым констатируя невозможность делать вывод о наличии или отсутствии «внезапно сильного душевного волнения» по одним лишь объективным данным (предшествовавшие преступлению неправомерное поведение потерпевшего, характер действий лица, заявления подозреваемого (обвиняемого) и т.

д.), указывая категорично, что здесь необходимы специальные познания. В этих случаях и назначаются экспертизы, помогающие правоохранительным органам вынести правильное решение по делу.

Ключевые слова: Аффект

Источник: Петруня О.Э., Юридическая психология

Материалы по теме

Определение и классификация синдромов аффективных расстройств

Психотерапия аффективных расстройств

Шизоаффективные расстройства

Клиническая психиатрия

Реактивные состояния

Еникеев М.И., Общая и социальная психология

Шизоаффективные психозы

Коркина М. В. — Психиатрия

Аффективно-шоковые реакции

Коркина М.В. — Психиатрия

Органические аффективные расстройства

Попов Ю.В., Вид В.Д. Современная клиническая психиатрия

Биполярное аффективное расстройство

Попов Ю.В., Вид В.Д. Современная клиническая психиатрия

Хрестоматия по юридической психологии

 

Аффект (от лат. «аffectus» — совершать согласно с чувством) в нормах уголовного закона фигурирует в качестве квалифицирующего признака в составах тяжких и средней тяжести умышленных преступлений против жизни и здоровья личности и влечет уменьшение наказания по сравнению с санкцией, предусмотренной основным составом.

Уголовный закон характеризует аффект, как внезапно сильное душевное волнение (ст.ст. 107, 113 УК РФ).

Психологи и психиатры определяют аффект, как кратковременный и чрезвычайно сильный эмоциональный разряд, возникающий в экстремальных условиях, когда субъект не справляется с ситуацией .

В отличие от физиологического (эмоционального) стресса (от англ. «Stress”- напряжение, термин введен впервые Гансом Селье в 1936 г.), аффект сопровождается таким чрезмерным нервно-психическим перевозбуждением, которое приводит к временной дезорганизации сознания и крайней активизации импульсивных действий. В стрессе проявляются максимальные адаптационные возможности индивида. Стресс – необходим для жизни, аффект – опасен для нее.

Особенно показательны в этом плане опыты И.П. Павлова . Ученый в опытах на собаках вырабатывал положительный условный рефлекс на 100 ударов метранома и отрицательный на 108 ударов. Если же предъявлялось 104 удара, у собаки начиналась “аффективная” реакция c резко выраженным двигательным возбуждением, яростью, стремлением убежать из комнаты.

Психологи, говоря о «физиологическом» аффекте, рассматривают его как разновидность эмоций. Понимание аффекта в уголовном праве несколько иное: это не внешне — эмоциональная реакция на воздействие, а внутреннее (душевное) состояние лица.

В отличие от эмоций в их обычном течении (гнева, страха, мести и т.д.), аффект характеризуется экзальтированностью, всеохватностью и подавляющим действием на психику человека, что искажает отражательные и контрольные функции.

Состояние аффекта характеризуется значительным нарушением волевой регуляции действий человека. Поведение субъекта при аффекте регулируется не заранее обдуманной целью, а тем чувством, которое полностью захватывает личность и вызывает импульсивные действия. Кроме того, в состоянии аффекта нарушается важнейший механизм деятельности – избирательность в выборе поведенческого акта, резко изменяется привычное поведение человека, деформируются его установки, жизненные позиции, нарушается способность к установлению взаимосвязей между явлениями, в сознании начинает доминировать какое- либо одно, часто искаженное представление. В психиатрии это называется «сужением» сознания.

Поскольку при аффекте наблюдается не только нарушения в эмоциональной сфере, но и нарушения сознания и воли лица, проявляющихся в утрате способности правильно воспринимать реальную действительность, объективно оценивать обстоятельства и контролировать собственные действия, можно говорить об аффекте не только как о психологической, но и о психической аномалии. Исходя из этого, правильнее состояние аффекта устанавливать в процессе не психологической, а психолого-психиатрической экспертизы.

С уголовно-правовой точки зрения аффект также обладает рядом специфических признаков, которые позволяют говорить о нем как о психической аномалии.

Во-первых, законодатель говорит о несоразмерности реакции провоцирующему воздействию (несоответствие фактического содержания и общественной опасности аффективных действий аналогичным характеристикам неправомерного поведения потерпевшего). А основным критерием психической аномалии и является неадекватность реакции.

Во-вторых, в нормах уголовного закона говорится о том, что преступление всегда носит более тяжкий характер, чем действия потерпевшего. Это косвенно свидетельствует об искажениях в оценке и реакции лица на ситуацию.

В третьих, законодатель говоря о преступлении, совершенном в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения, называет это состояние аффектом, тем самым, констатируя невозможность делать вывод о наличии или отсутствии «внезапно сильного душевного волнения» по одним лишь объективным данным (предшествовавшие преступлению неправомерное поведение потерпевшего, характер действий лица, заявления подозреваемого (обвиняемого) и т.д.), указывая категорично, что здесь необходимы специальные познания.

Для того чтобы состояние лица было квалифицировано как аффект, необходимо установить еще один признак: причина его возникновения. С уголовно- правовой точки зрения значим лишь аффект, возникший в результате неправомерных и аморальных действий (бездействий) самого потерпевшего. Уголовный закон в качестве примеров приводит насилие, издевательство, тяжкие оскорбления со стороны потерпевшего. Кроме того, уголовный закон «легализовал» так называемый «капельный» аффект, то есть аффект, связанный с длительной психотравмирующей ситуацией, возникший в связи с систематическим противоправным или аморальным поведением потерпевшего.

При диагностике аффекта в процессе психолого-психиатрической экспертизы очень важно не только установить начало аффекта, его признаки, но и выделить его этапы.

Традиционно выделяют три этапа. На первом этапе резко дезорганизуется вся психическая деятельность, нарушается ориентировка в окружающей действительности. На втором этапе перевозбуждение сопровождается резкими, большой силы, автоматическими, плохо контролируемыми действиями. Большое количество повреждений, нанесенных потерпевшему, может создать внешне обманчивую ситуацию о нанесении их с особой жестокостью. На третьем заключительном этапе происходит спад нервного напряжения, возникает состояние резкой слабости, депрессии и даже сна.

Безусловно, состояние аффекта не относится к состоянию невменяемости.

Импульсивные действия, совершенные в состоянии аффекта являются малоосознанными, но все- таки связанными с сознанием.

Импульсивные действия, вызванные аффектом, являются необдуманными, но не случайными.

Преступления, совершенные в состоянии аффекта уголовно наказуемы, так как считается, что человек в состоянии предотвратить наступление аффекта, а сами противоправные действия зависят от установок личности, от системы отношений к различным явлениям действительности.

Нет, на мой взгляд, и все чаще упоминаемых в специальной литературе , так называемых аномальных аффектов (аффекты у психопатов, аффекты в состоянии алкогольного опьянения и т.д.). Сам по себе аффект — это аномальная реакция. Трудность же диагностики аффекта при определенных состояниях субъекта нельзя смешивать с самим предметом исследования.

И, наконец, в заключениях психолого-психиатрических экспертиз мною встречались и выводы с формулировками такого вида: «…состояние не достигло степени физиологического аффекта, но сопровождалось изменениями волевой и интеллектуальной сфер…». Думается, что это игра слов. Изменения волевой и интеллектуальной сфер могут быть и не связаны с аффектом. Если же говорить о критериях глубины аффективного возбуждения, то это как раз те диагностические признаки, которые позволяют нам отдифференцировать обычные эмоциональные реакции от аффекта.

 

 

Судебная психология против клинической психологии: выбор пути

С тех пор, как люди осознали себя, нам было любопытно, что движет нами. Сегодня психология превратилась в область деятельности более 150 000 практикующих психологов только в Соединенных Штатах и ​​еще тысяч, которые применяют принципы психологии в своей повседневной работе в других профессиях. Миллионы американцев обращаются к психологам за клинической терапией, полагаясь на их опыт, который поможет им лучше ориентироваться в своей жизни и окружающем мире, но применение психологии широко. Выпускники со степенью бакалавра психологии продолжают применять свои исследовательские, критическое мышление и коммуникативные навыки в маркетинге, социальных услугах, человеческих отношениях и исправлениях.

Хотя большинство студентов-психологов в США изучают клиническую психологию, существуют подполя и специализации. Одной из таких областей является судебная психология, которая сочетает в себе психологию и правовую систему. Выпускники судебной психологии и клинической психологии работают в областях, которые обычно требуют многолетнего образования и профессиональной подготовки, хотя существуют рабочие места начального уровня. На самом деле, по данным Американской психологической ассоциации, 57% всех студентов со степенью бакалавра в области психологии поступают на работу после окончания учебы. Хотя выпускники факультетов судебной и клинической психологии обладают глубоким пониманием психологии человека, у них разные подходы к психическому здоровью, они часто работают в разных условиях и проходят разную подготовку на рабочем месте.

Обзор судебной психологии

Судебная психология фокусируется на психологии, связанной с системой уголовного правосудия. Те, кто работает в этой области, помогают сотрудникам правоохранительных органов, судьям, юристам и социальным работникам, например, в таких возможностях, как защита жертв преступлений, проведение оценок психического здоровья потенциальных присяжных и помощь в исследованиях. Выпускники судебной психологии могут работать защитниками потерпевших, которые предлагают эмоциональную поддержку жертвам преступлений, связывают их с ресурсами и помогают им ориентироваться в правовой системе. Они также могут работать надзирателями по условно-досрочному освобождению или в исправительных учреждениях или социальных службах, применяя свои знания закона о психическом здоровье, судебных процедур и чуткости к культурным вопросам на благо своих клиентов и общества.

Те, кто хочет работать судебными психологами, должны получить степень доктора философии (PhD) или доктора психологии (PsyD), после чего пройти обучение на рабочем месте. Однако после получения степени бакалавра, такой как онлайн-бакалавр искусств в области судебной психологии Университета Мэривилля, есть много вариантов карьеры начального уровня. Степень бакалавра судебной психологии включает курсы по психологии и уголовному правосудию, что дает выпускникам понимание обеих сторон карьеры. Имея эту степень, выпускники хорошо подготовлены для работы в качестве адвокатов потерпевших, специалистов исправительных учреждений или сотрудников службы пробации.

Судебная психология Перспективы работы

Бюро статистики труда США (BLS) сообщило, что по состоянию на 2018 год в стране насчитывалось 166 600 психологов. BLS не хранит конкретных данных о судебных психологах, но по состоянию на 2016 год на правительство работало 8200 психологов, не связанных с образованием и больницами, в том числе 4800 человек работали на правительства штатов и 3300 человек на федеральное правительство. BLS прогнозирует, что к 2026 году правительство наймет 8600 психологов, что на 5% больше. Профессии, такие как специалисты по испытательному сроку и исправительному лечению, демонстрируют устойчивый рост (на 6% по данным BLS), в то время как рабочие места в сфере социальной и социальной помощи, включая такие должности, как адвокат потерпевших, растут намного выше среднего на 16%.

Обзор клинической психологии

По данным Американской психологической ассоциации, клиническая психология предполагает предоставление постоянной и всесторонней помощи пациентам в области психического здоровья. Клинические психологи объединяют теорию и клинические знания для предотвращения, диагностики и лечения психических заболеваний. Они обслуживают своих клиентов; обучать, обучать и контролировать новых психологов; и провести исследование. Помимо формальной роли клинического психолога, выпускники со степенью в области клинической психологии могут выбрать работу в сфере социальных услуг, маркетинга, образования (возможно, в качестве консультанта по финансовой помощи или консультанта по вопросам карьеры) или в сфере управления персоналом. В любой из этих профессий выпускники используют в своей работе исследовательские, коммуникативные и командные навыки, а также знания о человеческом поведении.

В то время как все клинические психологи должны получить докторскую степень, чтобы практиковать, степень бакалавра в области психологии открывает большие возможности, независимо от того, получают ли студенты ученые степени или начинают работать. Онлайн-бакалавр искусств в области психологии Университета Мэривилля включает курсы по ненормальной психологии, социальной психологии, человеческому познанию и исследованиям, а также двухсеместровый проект для старших. Это идеальная стартовая площадка для будущих исследований и создает прочную основу для работы начального уровня в различных областях.

Клиническая психология Перспективы работы

По данным BLS, в 2016 году в категории «клинические, консультационные и другие школьные психологи» насчитывалось 147 500 психологов. Средняя годовая зарплата психологов в этой категории по состоянию на май 2018 года составляла 76 990 долларов США. По прогнозам BLS, в период с 2016 по 2026 год область для клинических психологов добавит 21 100 рабочих мест, что представляет собой темп роста на 14% — вдвое больше, чем в среднем по стране всех рабочих мест в течение тот промежуток. Кроме того, выпускники могут продолжить работу в качестве консультантов, таких как консультанты по токсикомании, поведенческим расстройствам и психическому здоровью — профессии, которые, по прогнозам BLS, будут расти со скоростью 23% за тот же 10-летний период между 2016 и 2026 годами. специалистов, еще одна жизнеспособная работа начального уровня для многих выпускников клинической психологии, растет с устойчивой скоростью 7%.

Сходства между судебной психологией и клинической психологией

Судебная психология является подмножеством клинической психологии. И судебная психология, и клиническая психология требуют глубокого понимания того, как работает человеческий мозг. Выпускники факультетов клинической и судебной психологии обладают глубокими знаниями о проблемах психического здоровья, их причинах и методах лечения и многом другом. Эти навыки могут пригодиться профессионалам в самых разных областях. Те, кто впоследствии станут практикующими психологами, могут научиться диагностировать пациентов благодаря полученной степени и практическому опыту.

Различия между судебной психологией и клинической психологией

Несмотря на сходство, судебная психология и клиническая психология различаются по своим целям, рабочей среде и карьере.

Цель работы

Подход клинической психологии является терапевтическим, ориентированным на диагностику и лечение проблем психического здоровья путем работы с пациентами на индивидуальных или групповых занятиях. Для тех, кто имеет степень бакалавра, работа может включать поддержку лицензированных психологов, работу в общественных центрах или получение образования. Клинические психологи могут проводить сеансы с пациентами, обсуждать проблемы, с которыми они сталкиваются, и разрабатывать стратегии, которые помогут им улучшить свое самочувствие и психическое здоровье.

Подход судебной психологии, с другой стороны, носит медико-правовой характер и направлен на применение принципов психологии к уголовному правосудию. Для тех, кто имеет степень бакалавра, это может означать помощь с документацией, предшествующей судебному разбирательству, помощь жертвам преступлений или помощь лицам, участвующим в преступном действии, ориентироваться в правовой системе. Начинающие судебные психологи, получившие докторскую степень и лицензию, несут ответственность за определение психической пригодности человека с юридической точки зрения. В то время как пациенты обращаются за помощью к частным клиническим психологам, государственные или правительственные органы нанимают судебных психологов для оценки людей или семей. Их выводы могут стать известны в суде или повлиять на вынесение приговора в суде.

Рабочая среда

Специалисты в области клинической психологии могут работать в общественных центрах, школах, частных офисах или на предприятиях. Лицензированные клинические психологи могут работать в частных кабинетах, которые иногда расположены у них дома, или в общем офисе с группой других психологов или терапевтов. Крупные корпорации могут держать клинических психологов по вызову для сотрудников, нуждающихся в терапии. Благодаря современным технологиям некоторые из них работают онлайн через веб-платформы для терапии или частные видеозвонки.

Специалисты по судебной психологии часто находят работу в тюрьмах, следственных изоляторах, зданиях судов, юридических фирмах и организациях социальных служб. Они могут работать на правительство или частные организации, занимающиеся уголовным правосудием. Лицензированные судебные психологи могут давать показания в суде, предоставляя судьям и присяжным свои специальные знания, чтобы помочь им вынести юридические заключения.

Профессиональный путь

По окончании учебы лица, имеющие степень бакалавра в области клинической психологии, могут начать свою карьеру с работы на начальном уровне в качестве психиатрических техников, школьных консультантов или специалистов по общественным работам. Чтобы стать клиническими психологами, они должны получить как минимум степень магистра, хотя для большинства должностей требуется докторская степень. Во время своих углубленных исследований начинающие клинические психологи наблюдают за пациентами в контролируемых условиях под присмотром опытных врачей. После завершения клинической подготовки они должны получить лицензию, и этот процесс варьируется от штата к штату.

Получив степень бакалавра, выпускники судебной психологии обычно переходят на самые разные должности начального уровня. Возможности последипломного образования могут включать работу в социальной службе в качестве защитника потерпевших или с некоторой дополнительной подготовкой, работу в правоохранительных органах или исправительных учреждениях, часто в качестве сотрудника службы пробации или исправительного учреждения. Начинающие судебные психологи также должны получить ученую степень и получить лицензию в своих штатах.

Судебная психология против клинической психологии: что подходит именно вам?

Работа в области судебной психологии и клинической психологии сложна, но оказывает существенное влияние на общество. Чтобы решить, какой путь вам больше всего подходит, подумайте, предпочитаете ли вы более целостное изучение психического здоровья или его более конкретное применение к преступности и правосудию. В обоих случаях степень бакалавра может заложить прочную основу и привести к успешной карьере. Посмотрите, как онлайн-бакалавр искусств в области психологии Университета Мэривилля и онлайн-бакалавр искусств в области судебной психологии могут направить вас на путь к увлекательной роли, исследующей человеческий разум.

Источники
Американская психологическая ассоциация, «Карьера в области клинической или консультативной психологии»
Американская психологическая ассоциация, «Что вы можете сделать со степенью бакалавра психологии?
Нравится это название, фактический ответ сложен»
Annenberg Learner, «История психологии»
Cosmopolitan, «12 фактов, которые я хотел бы знать, прежде чем стать психологом»
Maryville, онлайн, степень бакалавра судебной психологии
Maryville, онлайн Бакалавр психологии
PayScale, средняя зарплата судебного психолога
Пирсон, «Один день из жизни судебного психолога»
Psych Central, «Как судебная психология зародилась и процветала»
Psychology Today, «Судебная психология: это карьера для меня?»
Psychology Today, «Что такое судебная психология?»

Просто психология, «Что такое психология?»
Sports Illustrated, «Отчет: НБА завершает работу над расширенной программой психического здоровья, добавляет лицензированных психиатров»
Бюро статистики труда США, специалисты по кадрам
Бюро статистики труда США, помощники по социальным и социальным вопросам
Бюро статистики труда США, консультанты по наркомании, поведенческим расстройствам и психическому здоровью
Бюро статистики труда США, сотрудники службы пробации и Специалисты по исправительному обращению
Бюро трудовой статистики США, психологи

Как использование различных видов власти влияет на лидерство

Перейти к разделу

Что такое полномочия?

3 социологических типа авторитета

8 типов авторитета в повседневной жизни

Лидерство и авторитет

Знайте свои типы авторитета для великого лидерства

Организации представляют собой сети власти, влияния и авторитета. Для лидера наверху эти измерения обычно довольно ясны. Для всех остальных меньше.

Те, у кого меньше прямых полномочий, должны использовать ту силу, влияние и другие виды власти, которые у них есть, чтобы что-то произошло. По сути, если люди не будут просто делать то, что вы им говорите, основываясь на вашем звании или вашем положении (или страхе), вы должны развивать другие типы авторитета. Это неплохо.

Авторитет — важная часть головоломки.

Как лидер вы обязаны осознавать, что контролируете других людей. И самое главное, как использовать этот контроль, чтобы привести свою команду к успеху.

Хороший лидер понимает различные типы власти и когда их целесообразно использовать. Они также понимают, как использовать тактику влияния для достижения результатов.

Но что такое авторитет?

Чем это отличается от власти и влияния?

А как власть связана с лидерством и лидерскими ценностями?

Давайте рассмотрим этот важный аспект лидерства и то, как различные типы авторитета играют роль в повседневной жизни.

Что такое власть?

Полномочия — это право назначать задачи и обязанности, распределять и направлять ресурсы, принимать решения и обеспечивать соблюдение требований.

Полномочия могут быть формальными и присвоенными или неформальными, заработанными.

Полномочия также относятся к законным полномочиям принимать решения от имени организации. Лицо с законными полномочиями может действовать так, как считает нужным для достижения целей и задач компании. Это дает человеку право использовать и распределять ресурсы в интересах команды или организации. Предполагается, что лицо, обладающее законными полномочиями, будет действовать в интересах организации.

По сути, этот тип полномочий представляет собой право отдавать команды. Это означает, что лидеры и руководство высшего звена всегда обладают наибольшим авторитетом. Это авторитет, который направляет взаимодействие от начальника к подчиненному. Это формирует основу подотчетности.

Полномочия дают менеджеру право давать указания и командовать другими. Они решают действовать (или воздерживаться от действий), чтобы достичь ключевых целей , поставленных их организацией.

Этот орган не гарантирует, что команды или инструкции будут выполнены.

Хотя власть и власть тесно связаны, они различны. Власть – это способность влиять на других и контролировать их действия. Власть – это юридическое и формальное право отдавать приказы и принимать решения.

3 социологических типа власти

Социолог Макс Вебер разработал систему классификации концепции власти в своем эссе «Три типа легитимного правления».

Давайте посмотрим на три типа авторитета Вебера.

1. Харизматический авторитет

Харизматический авторитет исходит из личной харизмы, силы и обаяния личности человека.

Вебер отметил, что люди не следуют харизматическому лидерству на основе добродетели, традиции или закона. Люди следуют этому авторитету, потому что верят в лидера.

Примеры лидеров с харизматическим авторитетом:

  • Нельсон Мандела 
  • Аунг Сан Су Чжи
  • Мартин Лютер Кинг младший

При таком типе власти истинные знания и способности харизматического лидера не обязательно уместны. Пока люди, которыми они руководят, считают себя компетентными, их авторитет уважают.

Согласно Веберу, харизматичным лидерам особенно трудно сохранять свой авторитет. Это связано с тем, что их последователи всегда должны узаконивать свою власть, чтобы лидер мог сохранить свою власть.

Харизматическая власть отличается от традиционной и законно-рациональной власти. Она не развивается из устоявшихся традиций и правил.

Скорее, оно развивается из веры в себя последователей лидера. Как только лидер теряет это, системы трансформируются в законно-рациональные или традиционные системы власти.

2. Традиционная власть

Легитимность традиционной власти исходит из традиций и обычаев. Вебер описывает эту систему как «авторитет вечного вчера».

Хорошим примером традиционной системы власти может быть монархия. Большинство правительств на протяжении всей истории руководили в соответствии с этой формой власти.

В этой форме господства подчиненные принимают тип власти. Они воздерживаются от оспаривания традиционных прав влиятельной группы или отдельного лица.

Вебер считал, что традиционная власть создает и сохраняет неравенство. Если эту власть не оспорить, лидер останется у власти на неопределенный срок.

3. Рационально-правовая власть

Рационально-правовая власть также известна как бюрократическая власть или юридическая власть. При этом типе власти лицо или правящая группа осуществляют власть на основании законного положения.

Как только человек, находящийся у власти, покидает свой официальный пост, его авторитет теряется. Те, кто управляет, имеют на это законное право, и подчиненные принимают это законное право.

Вебер отмечал, что «рационально созданные правила» составляют основу этого типа авторитета. Хорошим примером этого являются современные демократии и демократическое лидерство.

В прошлом системы законной власти часто противостояли традиционной власти.

Важно отметить, что рационально-правовая власть может быть оспорена ее подчиненными. Но эта задача вряд ли приведет к быстрым структурным изменениям.

8 видов власти в повседневной жизни

Власть — неотъемлемая часть общества, в котором мы живем. Это гарантирует соблюдение правил. Власть также предотвращает разрушение социального порядка.

Мир без правил, законов и авторитетов кому-то может показаться утопией. Но отсутствие закона и порядка может привести к повсеместному беспорядку и хаосу. Это дестабилизирует такие важные понятия, как:

  • Безопасность
  • Свобода
  • Мир

В 1960-х годах психолог Стэнли Милгрэм провел ряд экспериментов с послушанием. Эти эксперименты показали, что люди, как правило, были готовы пойти на многое, чтобы подчиняться представителям власти. Эксперименты Милгрэма также показали, что присутствие авторитетной фигуры улучшает уступчивость.

Это ключевые типы власти и примеры власти в современном обществе.

1. Полномочия учредителя

Полномочия учредителя обычно принадлежат учредителю группы или организации. Он основан на их опыте управления людьми и организациями.

Основатели часто имеют четко определенные роли и обязанности. Они заинтересованы в своей конкретной области специализации. Это делает их более вовлеченными в деятельность своей группы, чем кто-либо другой.

Полномочия учредителя основаны на:

  • Знаниях
  • Предыдущий опыт
  • Желание добиться успеха организации

Учредители имеют власть над сотрудниками и даже над высшим руководством организации.

2. Право собственности

Этот тип полномочий принадлежит лицам, владеющим компанией или организацией. Эта собственность дает им право принимать решения от имени всей организации. Прекрасными примерами являются индивидуальные предприниматели и владельцы спортивных команд.

Помимо власти, эти лидеры несут большую ответственность. Их решения влияют на всех в их организации.

Важно отметить, что лидеры с такой властью нуждаются в хороших навыках принятия решений. У них есть только свои права собственности, на которые они могут полагаться, и им может не хватать необходимых навыков , чтобы служить интересам своей организации.

3. Карательная власть

Карательная власть дает человеку возможность наказывать других, если они нарушили правила. Эти полномочия часто предоставляются отдельным лицам на основании правовых и нормативных критериев. Его можно забрать, как только они покинут свои руководящие посты.

Примеры включают судей и судей в спортивных играх. Оба могут использовать правила и законы, чтобы контролировать результаты сессий под своей юрисдикцией.

4. Реляционные полномочия

В некоторых группах любое действие, предпринятое участником, может повлиять на всю группу. Из-за этого члены группы имеют относительную власть.

Примерами относительной власти могут быть члены спортивных команд или крупных корпораций. Эти члены могут негативно повлиять на свои группы, если они не достигнут своих целей.

В любом бизнесе сотрудники, менеджеры и начальники имеют относительные полномочия. Каждый человек так или иначе связан со всеми остальными сотрудниками.

5. Полномочия поощрения

Люди с полномочиями поощрения имеют право вознаграждать других за положительные действия и поведение. Они также могут иметь карательные полномочия. Это позволяет им удерживать вознаграждение за негативное поведение.

Эти вознаграждения могут быть материальными, такими как повышение заработной платы и компенсаций или положительные отзывы о работе. Или они могут быть неосязаемыми, такими как похвала и признание. Профессора колледжей, специалисты по кадрам и преподаватели являются примерами такого типа власти.

6. Авторитет результатов

Авторитет результатов основан на способности достигать определенных целей и задач. Он создается, когда люди постоянно достигают положительных результатов, используя свои уникальные навыки.

Если вы добились результатов в прошлом, вы, вероятно, сделаете это снова. Вот почему люди считают вас авторитетной фигурой.

Например, вас назначили руководителем проекта и вы добились отличных результатов. Из-за вашего предыдущего успеха вам поручают другие проекты, чтобы они также могли быть успешными. В этом случае у вас есть полномочия на результаты.

Профессиональные тренеры спортивных команд и специалисты по корпоративным тренировкам – другие хорошие примеры власти над результатами. Лидеры такого типа снова и снова доказывают, что они могут достичь желаемых результатов. Они заслужили этот авторитет благодаря своим:

  • Стратегическому планированию 
  • Исполнение
  • Организационные усилия

7. Экспертные полномочия

Лица, являющиеся экспертами и специалистами в определенных областях, обладают экспертными полномочиями. Такие лидеры обычно специализируются только в одной или двух областях. Но именно поэтому их мнения и точки зрения так ценятся сверстниками.

Хорошим примером в корпоративной среде может быть бизнес-аналитик или экономический аналитик с многолетним опытом.

Авторитет эксперта не следует путать с авторитетом эксперта. Сила эксперта основана на восприятии высокого уровня знаний или специальных навыков.

8. Благоговейный авторитет

Люди с благоговейным авторитетом покорили своих сверстников своим отношением к людям. Это основано на их уважении, сострадании и сочувствии к другим.

Тем, кто обладает такими полномочиями, необязательно быть экспертами в каком-либо предмете. Скорее, у них магнетическая личность. Их забота и уважение ко всему, что они делают, заставляют людей считать их авторитетными фигурами.

Профессиональные терапевты и консультанты являются примерами благоговейных авторитетов.

Почтительный авторитет не следует путать с референтной властью. Лидер, обладающий сильными навыками межличностных отношений, получит такую ​​власть.

Лидерство и авторитет

Лидерство и авторитет взаимосвязаны во многих отношениях. Однако для того, чтобы стать эффективным лидером, требуется нечто большее, чем просто авторитет.

Власть — это форма легитимной власти, которая приходит с определенным положением. Он основан на контроле и доверии. Наличие власти не вдохновляет автоматически вашу команду и не придает вам преданности.

С другой стороны, лидерство основано на личных качествах и характере человека. Речь идет о социальных навыках, а не о власти и контроле. Существует основа согласия и доверия между лидерами и их командами.

Важным аспектом лидерства является делегирование полномочий. Посредством делегирования лидеры позволяют своим командам выполнять работу, к которой они лучше всего подходят. Делегирование — это не только разделение работы, но и разделение ответственности и принятия решений.

Сильное лидерство в команде создает последователей по свободному выбору, не заставляя их придерживаться определенных стандартов. Эффективные лидеры всегда предоставляют своим последователям платформу для высказывания своих мыслей и обратной связи.

Использование полномочий может привести к непреднамеренному ограничению подходов команды к решению проблем. Лидерство исправляет это, поощряя людей проявлять творческий подход и смотреть за пределы очевидного. Они должны творчески мыслить, чтобы разрабатывать инновационные решения, которые работают для всех участников.

При общении со взрослыми в рабочей среде использование только полномочий для управления и контроля не работает. Лидерство обеспечивает более эффективный подход:

  • Инклюзивность 
  • Принадлежности
  • Построение раппорта 

Это создает прочные отношения, основанные на доверии и уважении.

Лидеры могут полагаться на официальное руководство. Но чтобы стать лидером, нужно нечто большее, чем просто авторитет. Людям на руководящих должностях доверяют и ими восхищаются не только за их авторитет, но и за их опыт, честность и суждение.

Подлинное лидерство может вдохновить последователей на изменения с помощью методов самоуправления. Вот почему лидерство эффективно способствует позитивному отношению и поведению. Это инструмент для поощрения здоровой корпоративной культуры.

Знайте свои типы власти для великого лидерства

Авторитет присутствует во всех аспектах современного общества. Различные типы власти, от корпоративной среды до правительства, держат всех под контролем.

Несмотря на то, что авторитет является важной частью рабочего места, эффективные лидеры знают, когда использовать тот или иной тип власти и в какой ситуации. Они используют его умеренно, вместе с правильным стилем управления. Многие теории лидерства сосредоточены на культивировании правильного баланса типов власти.

Великие лидеры не полагаются только на один тип авторитета. Они культивируют устойчивые формы авторитета среди людей, которые имеют значение для их успеха. Вот почему вы увидите людей, готовых следовать за лидером, даже если этот человек потеряет работу или будет понижен в должности.

Активное лидерство — это способ завоевать прочный авторитет. Хорошие лидеры берут на себя инициативу, чтобы вести за собой людей и помогать своим командам добиться успеха.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts