А. К. Болотова, И. В. Макарова ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям «Психология» Москва 2001 УДК 159.9 ББК 88.4 Б 79 Рецензенты: зам. директора Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО, доктор психол. наук А. Б. Орлов, профессор кафедры возрастной психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, доктор психол. наук Л. Ф. Обухова Болотова А. К., Макарова И. В. Б79 Прикладная психология: Учебник для вузов. -* М.: Аспект Пресс, 2001.– 383 с; ISBN 5-7567-0150-8. университетской подготовки практических психологов в самых различных областях – от возрастного консультировния и диагностико-коррскционной работы до маркетинга, рекламы и вправления персоналом. Для студентов психологических и педагогических специальностей высших учебных заведений. УДК 159.9 ББК 88.4 «Аспект Пресс», 2001. Все учебники издательства «Аспект Пресс» на сайте www.aspectpress.ru ПРЕДИСЛОВИЕПрикладная психология – это воплощение в реальной практике достижений психологической науки. Не вызывает сомнения, что оказание психологической помощи поддержки личности является одним из важнейших предназначений прикладной психологии*. Сегодня, в век коллизий и стреми- тельных темпов социальных изменений, практическая психология помогает человеку адаптироваться к социуму, отыскать возможные пути и средства сбережения собственных личностных ресурсов жизнедеятельности, сохранить психическое здоровье. Это интенсивно развивающаяся область психологии нуждается не только в теоретическом и методическом обеспечении, но и в разработке организационных основ деятельности психологов, в формировании принципов и требований к подготовке и условиям их работы на местах. Учебник, подготовленный А. К. Болотовой и И. В. Макаровой, представляет собой первую попытку обобщения и систематизации опыта, накопленного в психологической практике у нас и за рубежом. В нем дается широкая панорама многоаспектной проблематики, с которой придется столкнуться в своей работе практическому психологу. Речь идет о таких проблемах, как требования к подготовке практических психологов, профессиональные и этические принципы работы, отбор методического инструментария и рекомендации пользователям, а также вопросы рекламы психологических услуг, мера профессиональной и юридической ответственности, правомочность использования психологических тестов в средствах массовой информации и т.д. Все эти многочисленные проблемы либо вообще не затрагивались раньше в учебной литературе, либо освещались весьма фрагментарно. Появлению этого издания предшествовал ряд опубликованных авторами работ. Особая ценность учебника состоит в том, что авторы сумели раскрыть и содержательно насытить не только основные направления и виды работ практического психолога, но и досконально разработать проект организации и оснащения необходимым инструментарием рабочего места психолога – модель психологического кабинета, который имеет свою специфику и в то же время может быть создан на базе любого учреждения, не требуя для этого специальных площадей, дорогостоящего оборудования и значительных материальных затрат. Знание и учет этих специфических условий работы снимает многие проблемы профессиональной адаптации начинающих практических психологов.Книга А. К. Болотовой и И. В. Макаровой – первый учебник, в котором представлены в доступной форме и в соответствии с нормами государственного образовательного стандарта организационные основы прикладной психологии, обобщены принципы деятельности практических психологов, дано новое осмысление проблем, областей и методов, перспектив развития практической психологии, отвечающее сегодняшнему состоянию науки. Здесь не только раскрываются современные тенденции и направления прикладного применения психологического знания, но и содержатся сведения, необходимые как для начинающего психолога, так и для опытного преподавателя. Учебник будет полезен специалистам самого широкого профиля, так как знакомство с методами практической психологии будет способствовать формированию управленческой команды, повышению коммуникативной активности личности в различных сферах деятельности. *В данном контексте термины «прикладная психология» и «практическая психология» используются как близкие, но не тождественные (см. «Введение в практическую социальную психологию». М., 1994). Характерной особенностью учебника является четкое изложение процедурных особенностей применения различных психодиагностических методов, которые заданы спецификой объекта исследования. Представленная систематизация методического арсенала, диагностического инструментария, применяемого в прикладной психологии, во всей полноте отражает концептуальные принципы и гуманистическую направленность позиции авторов, обеспечивает цельность книги, придает учебнику определенную дидактическую функцию, когда знания не только систематизируются, но и открывают для изучения новые проблемные области психологии. Все это предопределяет своевременность и целесообразность выхода учебника, его настоятельную необходимость в подготовке будущих психологов-практиков, школьных психологов, работников социальных и кадровых служб. Доктор психол. наук, почетный профессор МГУ, член-корр. РАО Л. А. Петровская ВведениеПредназначение прикладной психологии – оказать помощь человеку в сложных жизненных ситуациях, будь то подростковые, детско-родительские, супружеские проблемы или жесткий профессиональный отбор и конкуренция в деловом мире. Вместе с тем возможности оказания психологической помощи и поддержки населения получили реальное воплощение лишь несколько десятилетий назад в связи с созданием в нашей стране психологической службы. Психология становится одной из «помогающих» профессий, основная цель которой — помочь человеку адаптиро-ваться в сложных условиях социальной нестабильности, посмотреть на ситуацию с разных сторон, найти альтернативные пути ее решения, возможности изменения. Данный учебник есть результат одной из первых попыток исследования и систематизации опыта, накопленного в области организации службы практических психологов, научно-теоретической, методической и диагностико-коррекционной деятельности как у нас, так и за рубежом. В последнее время во многих странах проводится масштабные исследования по прикладной психологии, появились десятки международных психологических обществ, выпускающих свои журналы по различным актуальным проблемам мировой психологии, организующих регулярные симпозиумы и международные конгрессы. Такого рода исследования, с одной стороны, отражают потребности современного общества в психологическом анализе реальностей жизни и бытия людей, в поиске путей решения их проблем, с другой стороны, они могут составить базу специальных, научных кросскультурных данных для расширения методологических основ практической психологии. В связи с этим важно отметить, что практическая психология за рубежом, например в США, имеет давние и сложившиеся принципы и традиции, но в силу определенных причин не всегда может быть принята за основу и эталон развивающейся и формирующейся только сейчас в нашей стране практической психологии. Принципиальным моментом, не допускающим прямого заимствования в этой области, могут быть расхождения в ментальности и особенностях развития, например, детско-родительских отношений: в русских семьях они характеризуются симбиозом детей и родителей, в то время как этим отношениям в американской и европейской культурах присуща некоторая автономия развития. Следует учитывать и то, что, несмотря на высокую техническую обеспеченность и широкие возможности, представители западных школ практической психологии, по их собственному признанию, испытывают значительные трудности в решении многих актуальных проблем [Бурменская, Карабанова, Лидере, 1990]. Достижения, свидетельствующие о преимуществах той или иной теоретической позиции или метода, во многих случаях далеко не бесспорны. Считаем уместным об этом упомянуть в связи с примерами некритичного преувеличения успехов западной психологии и чрезмерного увлечения и калькирования, прямого перенесения опыта работы западных коллег, благо сейчас опубликовано достаточное количество книг и учебников по зарубежной психологии.Естественно предположить, что при существенных отличиях форм психологического воздействия отличается и подготовка соответствующих специалистов. В нашей стране работа по подготовке практических психологов только начата, нет еще выработанных единых принципов и требований, реализация которых является обязательной для специалистов, работающих в области практической психологии. Специальная подготовка практических психологов должна быть основана на системном длительном обучении на базе комплексной фундаментальной программы, отвечающем принципам Государственного образовательного стандарта. Выполнение такого социального заказа невозможно осуществить без хорошо организованной научно-методической базы, интегрирующей достижения в самых различных областях прикладной психологии – от возрастно-психологического консультирования и диагностико-коррекционной работы до маркетинга, рекламы и психологии управления персоналом. В настоящее время все эти области практической психологии весьма фрагментарно и дисциплинарно раздробленно представлены в целом потоке книг и брошюр «психологизированного» толка, написанных зачастую психологами-дилетантами, не имеющими ничего общего с достижениями фундаментальной психологии и практики. В предлагаемом учебнике представлены интеграция и обобщение и обширного эмпирического и прикладного материала, анализ накопленного опыта психологической помощи, теоретических и методических основ ее организации, что в какой-то мере поможет восполнить недостаток учебно-методической литературы в области подготовки практических психологов. Это одна из первых попыток систематического изложения основных организационных принципов, задач и направлений деятельности практического психолога, включая необходимый диагностический и методический инструментарий, а также рекомендации по организации рабочего места – кабинета практического психолога и его оснащения. Цель подготовки настоящего учебника состояла в том, чтобы разработать организационные основы практической психологии, привлечь внимание начинающих практических психологов к проблематике различных областей и направлений прикладной психологии, очертить предмет, обозначить основные принципы работы и ее специфику применительно к социальному заказу и тенденциям общественно-экономического развития страны. Отсюда некоторые особенности изложения материала: его зачастую обзорный характер, ограниченный набор методического инструментария и психодиагностических методик, представленных в их классическом и адаптированном вариантах с соблюдением норм валидности, надежности, статистической достоверности и условий практического использования психодиагностических процедур. Статус данного учебного издания для высшей школы предопределил структуру и логику его содержания и построения глав. Оно включает три части, в которых изложены основные разделы прикладной психологии. Первая часть раскрывает организационные основы практической психологии, включая проблемы профессиональной этики, рекламы психологических услуг и квалификационные требования, предъявляемые к профессиональной подготовке практического психолога. Вторая часть ориентирована на описание основных направлений и методов диагностики в прикладной психологии. При этом в каждой отдельной главе этой части учебника представлены конкретные предметные области практической психологии, обзор существующих методик и более подробное изложение тех из них, которые составляют исходный методический инструментарий начинающего практического психолога. Предлагаемые к применению методики подробно изложены в определенной последовательности: сначала дается краткое описание диагностируемого конструкта, излагаются цели и задачи данных методик исследования,далее приводятся подробные инструкции, условия и процедуры проведения, тексты личностных опросников или тестов, а затем описываются способы подсчета тестовых показателей, ключи и тестовые нормы. В необходимых случаях даются дополнительные пояснения и возможные интерпретации полученных результатов. Среди представленного психодиагностического инструментария – адаптации таких широко известных методик, как тесты Амтхауэра и Витцлака. Третья часть представляет собой основные организационные принципы, направления и области деятельности практического психолога в сфере психологического консультирования, психотерапии и психологической коррекции. Обосновывается необходимость теоретического и методического обеспечения консультативной и психотерапевтической практики в работе практического психолога. Учитывая, что значительное число применяемых у нас в стране методов и техник коррекционной и психотерапевтической работы заимствовано из арсенала зарубежной психологии, мы полагаем уместным раскрыть их теоретические истоки, анализ которых поможет их наилучшей адаптации к условиям использования в нашей стране. В словаре даны определения основных современных психологических понятий и терминов, встречающихся в тексте. Данный учебник предназначен студентам психологических отделений университетов, будущим педагогам, социальным работникам и рассчитан как на аудиторную, осуществляемую под руководством преподавателя, так и на самостоятельную, внеаудиторную работу. Содержание, структура и логика построения учебного материала позволяют использовать его в качестве основного учебника для студентов колледжей, институтов и университетов, а также как руководство для преподавателей психологических, педагогических и управленческих дисциплин. Каталог: book -> common psychology Скачать 4,85 Mb. Поделитесь с Вашими друзьями: |
Валидность теста
Высокая надежность теста это необходимое, но недостаточное условие получения высококачественного теста. Тест еще должен быть валидным. Валидность – это важнейшая характеристика теста, без указания которой, его нельзя считать измерительным инструментом.
Анализируя сложную ситуацию с валидностью педагогических тестов, Е.Михайлычев16 отмечает, что педагогу, заинтересовавшемуся валидностью, трудно будет разобраться в том, что же это такое.
Ниже мы приведем несколько определений валидности теста.
ВАЛИДНОСТЬ означает пригодность тестовых результатов для той цели, ради чего проводилось тестирование (В.Аванесов)17.
ВАЛИДНОСТЬ — это характеристика способности теста служить поставленной цели измерения (М. Челышкова)7.
ВАЛИДНОСТЬ — определяет, насколько тест отражает то, что он должен оценивать (А.Майоров)18.
Приведенные определения в целом перекликаются и являются практически равноценными. Мы несколько уточним определение, сделав акцент на цель тестирования. Тестирование как измерительная процедура, дает информацию, на основе которой в дальнейшем должно быть принято то или иное управленческое решение. Обоснованность этих решений, зачастую сильно влияющих на судьбу испытуемых, определяется надежностью и валидностью теста.
ВАЛИДНОСТЬ – это характеристика теста, отражающая его способность получать результаты, соответствующие поставленной цели и обосновывающая адекватность принимаемых решений.
После создания теста начинается процесс его валидизации. Приведем определение:
ВАЛИДИЗАЦИЯ – процесс накопления подтверждений для доказательства валидности теста19.
По нашему мнению ВАЛИДИЗАЦИЯ – это не столько сбор доказательств валидности теста, сколько процесс выполнения действий, повышающих его валидность. Вследствие этого будет расти и доказательная база валидности теста.
Выделяют три вида валидности – содержательную, критериальную и конструктную20. А.Майоров приводит следующую диаграмму видов валидности18:
Рис.3.9.1. Виды валидности.
КОНСТРУКТНАЯ ВАЛИДНОСТЬ (концептуальная валидность) определяется в случаях, когда представление об измеряемом свойстве существует в форме абстрактного образа, модели. Для объяснения определенных качеств личности создается концептуальная модель, которая с помощью тестов подтверждается или опровергается.
КРИТЕРИАЛЬНАЯ ВАЛИДНОСТЬ (эмпирическая валидность) предполагает наличие внешнего критерия, корреляция с которым определяет валидность теста.
Имеется два вида критериальной валидности – текущая и прогностическая.
Текущая критериальная валидность (concurrent validity) характеризует способность теста измерять некоторые качества личности. Валидность теста подтверждается корреляцией с некоторым внешним критерием, существующим в данное время. Допустим, тест показал для некоторого испытуемого отличные знания по предмету, а школьные отметки, выставленные учителем – неудовлетворительные. Если мы в качестве внешнего, независимого и достоверного критерия выберем школьные отметки, то критериальная валидность теста – низкая, даже если он имеет высокую надежность.
Прогностическая критериальная валидность (predictive validity) характеризует способность теста предсказывать будущие качества, формирующихся в результате воздействия внешних обстоятельств или целенаправленной собственной деятельности. Этот тип валидности характеризует корреляцию результатов тестирования с внешним критерием, который появится в будущем.
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ВАЛИДНОСТЬ (content validity) характеризует тест по степени его соответствия предметной области.
Согласно А.Анастази, содержательная валидность означает систематическую проверку содержания теста, с тем чтобы установить, соответствует ли оно репрезентативной выборке измеряемой области поведения. Такая процедура валидизации обычно применяется для тестов достижений20.
Содержательная валидность необязятельно означает полноту отображения изучаемой дисциплины. Например, для нормативно-ориентированного теста, полнота охвата всех тем может быть меньше, чем для критериально-ориентированного. Здесь важнее глубина проработки отдельных подтем, вопросов. Это позволит с большей эффективность дифференцировать обучаемых. Под содержанием понимается не только совокупность фактов, понятий, терминов, но и умение применять имеющиеся знания, оценивать информацию, выполнять действия, соответствующие верхним уровням таксономии Блума.
Для обеспечения содержательной валидности необходим детальный анализ учебных программ, на основании чего составляетсяспецификация теста. Спецификация содержит перечень учебных тем, их важность, количество и тип тестовых заданий. Оценка содержательной валидности выполняется экспертом в данной предметной области.
Согласно П.Клайну содержательная валидность определяется следующим образом:
1) указать категорию лиц, для которой предназначен тест; 2) составить список знаний, умений, навыков, подлежащих тестированию; 3) выполнить внешнюю экспертизу полученного списка на предмет его полноты и обоснованности; 4) на основе списка составить перечень заданий; 5) выполнить внешнюю экспертизу полученных заданий; 6) после проверки преобразовать их в задания в тестовой форме. В дальнейшем, на этой основе создать тестовые задания, образующие тест, который будет содержательно валидным.
Проблема валидизации педагогического теста является, видимо, самой сложной в процедуре создания высококачественного измерительного инструмента.
По определению американского текстолога А.Анастази, «валидность теста — понятие, указывающее нам, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает». Валидность свидетельствует о том, пригодна ли методика для измерения определённых качеств, особенностей и насколько эффективно она это делает. Наиболее распространённым способом нахождения теоретической валидности теста (методики) является конвергентная валидность, то есть сопоставление данной методики с авторитетными родственными методиками и доказательство значимых связей с ними.
Сопоставление с методиками, имеющими другое теоретическое основание, и констанция отсутствия значимых связей с ними называется дискриминантной валидностью. Другой вид валидности — прагматическая валидность — проверка методики с точки зрения её практической значимости, эффективности, полезности. Для проведения такой проверки, как правило, используются так называемые независимые внешние критерии, то есть используется независимый от теста, внешний источник информации о проявлении в реальной жизни и деятельности людей измеряемого психического свойства. Среди таких внешних критериев могут быть успеваемость, профессиональные достижения, успехи в разных видах деятельности, субъективные оценки (или самооценки). Если например, методика измеряет особенности развития профессионально важных качеств, то для критерия необходимо найти такую деятельность или отдельные операции, где именно эти качества реализуются.
Для проверки валидности теса можно использовать метод известных групп, когда приглашаются люди, про которых известно, к какой группе по критерию они относятся (например, группа «высокоуспешных, дисциплинированных студентов» — высокий критерий и группа «неуспевающих, недисциплинированных студентов» — низкий критерий, а студенты со средними значениями не участвуют в тестировании), проводят тестирование и находят корреляцию между результатами теста и критерием.
высокий критерий | низкий критерий | ||
высокий результат теста | a | b | |
низкий результат теста | c | d | |
Здесь a — число испытуемых, попавших в высокую группу по тесту и по критерию, c — число испытуемых, попавших в высокую группу по критерию и имеющих низкие результаты теста. При полной валидности теста элементы b и c должны быть равны нулю. Меру совпадения, корреляции между крайними группами по тесту и критерию оценивают с помощью фи-коэффициента Гилфорда. Существует достаточно много разных способов доказательства валидности теста. Тест называется валидным, если он измеряет то, для измерения чего предназначен. Валидность внешняя — применительно психодиагностических методик означает соответствие результатов психодиагностики, проводимой посредством данной методики, независимым от методики внешним признакам, относимым к субъекту обследования. Означает примерно то же самое, что валидность эмпирическая, с той разницей, что здесь речь идёт о связи между показателями методики и самыми важными, ключевыми внешними признаками, относимыми к поведению испытуемого. Психодиагностическая методика считается внешне валидной, если, например, её посредством оцениваются черты характера индивида и его внешне наблюдаемое поведение согласуется с результатами проведённого тестирования.
Валидность внутренняя — применительно психодиагностических методик означает соответствие содержащих в ней заданий, субтестов; соответствие результатов психодиагностики, проводимой посредством данной методики, определению оцениваемого психологического свойства, использованному в самой методике. Методика считается внутренне не валидной или недостаточно валидной, когда все или часть включённых в неё вопросов, заданий и субтестов измеряют не то, что требуется данной методикой. Очевидная валидность — описывает представление о тесте, сложившиеся у испытуемого. Тест должен восприниматься обследуемым как серьёзный инструмент познания его личности. Очевидная валидность приобретает особое значение в современных условиях, когда представление о тестах в общественном сознании формируется многочисленными публикациями в популярных газетах и журналах того, что можно назвать квазитестами, с помощью которых читателю предлагается определить всё, что угодно: от интеллекта до совместимости с будущим супругом.
Конкурентная валидность оценивается по корреляции разработанного теста с другими, валидность которых относительно измеряемого параметра установлена. П. Клайн отмечает, что данные о конкурентной валидности полезны тогда, когда есть неудовлетворительно работающие тесты для измерения некоторых переменных, а новые создаются для того, чтобы улучшить качество измерения. В самом деле, если уже существует эффективный тест, то для чего нужен такой же новый? Прогностическая валидность устанавливается с помощью корреляции между показателями теста и некоторым критерием, характеризующим измеряемое свойство, но в более позднее время. Например, прогностическая валидность какого-нибудь теста интеллекта может быть показана корреляцией его показателей, полученных у испытуемого в возрасте 10 лет, с академической успеваемостью в период окончания средней школы. Л. Кронбах считает прогностическую валидность наиболее убедительным доказательством того, что тест измеряет именно то, для чего он был предназначен. Основная проблема, с которой сталкивается исследователь, пытающийся установить прогностическую валидность своего теста, состоит в выборе внешнего критерия. В особенной степени чаще всего это касается измерения личностных переменных, где подбор внешнего критерия — чрезвычайно сложная задача, решение которой требует немалой изобретательности. Несколько проще обстоит дело при определении внешнего критерия для когнитивных тестов, однако и в этом случае исследователю приходится «закрывать глаза» на многие проблемы. Так, академическая успеваемость традиционно используется в качестве внешнего критерия при валидизации тестов интеллекта, но в то же время хорошо известно, что успехи в обучении далеко не единственное свидетельство высокого интеллекта. Инкрементная валидность имеет ограниченное значение и относится к случаю, когда один тест из батареи тестов может иметь низкую корреляцию с критерием, но не перекрываться другими тестами из этой батареи. В этом случае данный тест обладает инкрементной валидностью. Это может быть полезно при проведении профотбора с помощью психологических тестов. Дифференциальная валидность может быть проиллюстрирована на примере тестов интересов. Тесты интересов обычно коррелируют с академической успеваемостью, но по-разному для разных дисциплин. Значение дифференциальной валидности, так же как и инкрементной, ограничено.
Содержательная валидность определяется через подтверждение того, что задания теста отражают все аспекты изучаемой области поведения. Обычно она определяется у тестов достижений (смысл измеряемого параметра полностью ясен), которые как еже указывалось, тестами, собственно психологическими не являются. На практике для определения содержательной валидности подбираются эксперты, которые указывают, какая область поведения наиболее важна, например, для музыкальных способностей, а затем, исходя из этого, генерируются задания теста, которые вновь оценивают эксперты. Конструктная валидность теста демонстрируется полным, насколько это возможно, описанием переменной, для измерения которой предназначается тест. По сути дела, конструктная валидность включает в себя все подходы к определению валидности, которые были перечислены выше. Кронбах и Мил, которые ввели в психодиагностику понятие конструктной валидности, пытались решить проблему отбора критериев при валидизации теста. Они подчёркивали, что во многих случаях ни один отдельно взятый критерий не может служить для валидизации отдельного теста. Можно считать, что решение вопроса о конструктной валидности теста представляет собой поиск ответа на два вопроса:1) существует ли реально некоторое свойство; 2) надёжно ли измеряет данный тест индивидуальные различия по этому свойству. Вполне понятно, что с конструктной валидностью связана проблема объективности в интерпретации результатов по изучению конструктной валидности, однако эта проблема общепсихологическая и выходит за рамки валидности.
Из вышесказанного следует, что не существует какого-либо единичного показателя, с помощью которого устанавливается валидность психологического теста. В отличие от показателей надёжности и дискриминативности, нельзя осуществить точные статистические расчёты, подтверждающие валидность методики. Тем не менее, разработчик должен представить весомые доказательства в пользу валидности теста, что потребует от него психологических знаний и интуиции. Несмотря на то, что проблеме валидности в классической теории теста уделяется много внимания, теоретически она никак не решается. Приоритет отдан надёжности, что и выражено в правиле: валидность теста не может быть больше его надежности. Валидность означает пригодность теста измерять то свойство, для измерения которого он предназначен. Следовательно, чем больше на результат выполнения теста или отдельного задания влияет измеряемое свойство и чем меньше — другие переменные (в том числе внешние), тем тест валидней. Валидность — одна из важнейших характеристик психодиагностических методик и тестов, один из основных критериев их качества. Это понятие близко к понятию достоверности, но не вполне тождественно. Проблема валидности возникает в ходе разработки и практического применения теста или методики, когда требуется установить соответствие между степенью выраженности интересующего свойства личности и методом его измерения. Валидность указывает, что именно тест или методика измеряет и насколько хорошо это делает; чем они валиднее, тем лучше отображается в них то качество, ради измерения которого они создавались. Количественно валидность может выражаться через корреляции результатов, полученных с помощью теста или методики, с другими показателями, — например, с успешностью выполнения соответственной деятельности. Валидность можно обосновать разными путями, чаще всего — комплексно. Применяются также дополнительные понятия валидности концептуальной, критериальной, конструктивной, и прочие виды валидности — со своими способами установления их уровня. Требование валидности весьма важно, и многие нарекания в адрес тестов или иных психодиагностических методик связаны с сомнительностью их валидности. Например, валидность измерения интеллекта зависит:
1) от определения понятия интеллекта, являющего ту или иную концепцию этого феномена;
2) от состава тестовых заданий, разрабатываемых согласно этой концепции;
3) от эмпирических критериев.
Разные концепции требуют различного состава заданий, поэтому важен вопрос валидности концептуальной. Чем больше задания соответствуют данной авторской концепции интеллекта, тем уверенней можно говорить о концептуальной валидности теста. Корреляция теста в эмперическим критерием указывает на его возможную валидность по отношению к данному критерию. Определение валидности теста всегда требует постановки дополнительных вопросов: валидность для чего? Для какой цели? По какому критерию?
Валидность в исследованиях: определения, типы и примеры
Понятие валидности было сформулировано Келли (1927, стр. 14), который заявил, что тест действителен, если он измеряет то, что он должен измерять.
Например, тест на интеллект должен измерять интеллект, а не что-то еще (например, память).
Различают внутреннюю и внешнюю валидность. Эти типы валидности имеют отношение к оценке валидности исследования/процедуры.
Внутренняя и внешняя валидность в исследованиях
Внутренняя валидность относится к тому, вызваны ли эффекты, наблюдаемые в исследовании, манипулированием независимой переменной, а не каким-либо другим фактором.
Другими словами, существует причинно-следственная связь между независимыми и зависимыми переменными.
Внутреннюю валидность можно улучшить, контролируя посторонние переменные, используя стандартизированные инструкции, уравновешивая и устраняя характеристики спроса и эффекты исследователя.
Внешняя валидность относится к степени, в которой результаты исследования могут быть обобщены для других условий (экологическая валидность), других людей (популяционная валидность) и во времени (историческая валидность).
Внешнюю валидность можно повысить, поставив эксперименты в более естественной обстановке и используя случайную выборку для выбора участников.
Оценка валидности теста
Существуют две основные категории валидности, используемые для оценки валидности теста (т. е. анкеты, интервью, IQ-теста и т. д.): содержание и критерий.
Лицевая валидность
Внешняя валидность заключается просто в том, появляется ли тест (по номинальной стоимости) для измерения того, на что он претендует. Это наименее изощренная мера достоверности.
Тесты, цель которых ясна даже для наивных респондентов, считаются высоковалидными. Соответственно тесты, цель которых неясна, имеют низкую внешнюю валидность (Nevo, 1985).
Прямое измерение внешней валидности получают, когда людей просят оценить валидность теста так, как он им кажется. Этот оценщик может использовать шкалу Лайкерта для оценки достоверности лица. Например:
- тест идеально подходит для данной цели
- тест очень подходит для этой цели;
- тест адекватный
- тест неадекватен
- тест неактуален и, следовательно, не подходит
Важно выбрать подходящих людей для оценки теста (например, анкеты, интервью, теста IQ и т. д.). Например, люди, которые на самом деле проходят тест, вполне могут судить о его внешней достоверности.
Кроме того, люди, работающие с тестом, могут высказать свое мнение (например, работодатели, администрация университетов, работодатели). Наконец, исследователь может использовать представителей широкой общественности, заинтересованных в тесте (например, родителей испытуемых, политиков, учителей и т. д.).
Внешняя валидность теста может считаться надежной конструкцией только в том случае, если между оценщиками существует разумный уровень согласия.
Следует отметить, что следует избегать термина «поверхностная валидность», когда оценка проводится «экспертом», поскольку более уместна содержательная валидность.
Внешняя валидность не означает, что тест действительно измеряет то, что намеревается измерить исследователь, но только по мнению оценщиков, что он делает это. Следовательно, это грубая и основная мера достоверности.
Тестовый вопрос, такой как « Я недавно думал о самоубийстве », имеет очевидную внешнюю валидность в качестве пункта измерения суицидальных мыслей и может быть полезен при измерении симптомов депрессии.
Однако значение заданий в тестах с очевидной валидностью заключается в том, что они более уязвимы к предвзятости социальной желательности. Люди могут манипулировать своими реакциями, чтобы отрицать или скрывать проблемы, или преувеличивать поведение, чтобы представить себя в положительном свете.
Элемент теста может не иметь внешней валидности, но все же иметь общую валидность и измерять то, что заявлено для измерения. Это хорошо, потому что снижает характеристики спроса и затрудняет манипулирование ответами респондентов.
Например, тестовое задание « Я верю во второе пришествие Христа » не может быть использовано для измерения депрессии (поскольку цель этого задания неясна).
Этот пункт появился в первой версии Миннесотского многофазного личностного опросника (MMPI) и был загружен в шкалу депрессии.
Поскольку большинство из первоначальной нормативной выборки MMPI были хорошими христианами, только христианин в депрессии может подумать, что Христос не вернется. Таким образом, для этого конкретного религиозного образца пункт действительно имеет общую юридическую силу, но не юридическую силу.
Конструктивная валидность
Конструктивная валидность была изобретена Корнболлом и Милем (1955). Этот тип валидности относится к степени, в которой тест фиксирует конкретную теоретическую конструкцию или характеристику, и он пересекается с некоторыми другими аспектами валидности 9.0004
Конструктивная валидность не касается простого фактического вопроса о том, измеряет ли тест атрибут.
Вместо этого речь идет о сложном вопросе о том, согласуются ли интерпретации тестовых результатов с номологической сетью, включающей теоретические и наблюдательные термины (Cronbach & Meehl, 1955).
Для проверки достоверности построения необходимо продемонстрировать, что измеряемое явление действительно существует. Итак, конструктная валидность теста на интеллект, например, зависит от модели или теории интеллекта.
Валидность конструкции предполагает демонстрацию способности такой конструкции объяснить сеть результатов исследований и предсказать дальнейшие отношения.
Чем больше доказательств валидности построения теста может предоставить исследователь, тем лучше. Однако единого метода определения конструктной валидности теста не существует.
Вместо этого различные методы и подходы объединяются для представления общей конструктивной валидности теста. Например, можно использовать факторный анализ и корреляционные методы.
Параллельная валидность
Это степень, в которой тест соответствует внешнему критерию, известному одновременно (т. е. происходящему одновременно).
Если новый тест подтверждается сравнением с существующим в настоящее время критерием, мы имеем параллельную валидность.
Очень часто новый IQ или тест личности можно сравнить с более старым, но похожим тестом, который, как известно, уже имеет хорошую достоверность.
Прогностическая достоверность
Это степень, в которой тест точно предсказывает критерий, который возникнет в будущем.
Например, на основе нового теста интеллекта можно сделать прогноз о том, что люди с высокими показателями в возрасте 12 лет с большей вероятностью получат высшее образование через несколько лет. Если прогноз подтверждается, то тест имеет прогностическую достоверность.
СсылкиКронбах, Л.Дж., и Мил, П.Е. (1955) Конструктивная валидность в психологических тестах. Психологический бюллетень , 52, 281-302.
Хэтэуэй, С. Р., и МакКинли, Дж. К. (1943). Руководство по Миннесотскому многофазному опроснику личности . Нью-Йорк: Психологическая корпорация.
Келли, Т. Л. (1927). Интерпретация учебных измерений. Нью-Йорк : Макмиллан.
Нево, Б. (1985). Лицевая валидность пересмотрена. Журнал образовательных измерений , 22(4), 287-293.
Что такое валидность и ее определение, история, виды?
Надежность_и_валидность по Careershodh
Надежность_и_валидность 2 по Careershodh
Содержание
- 1 Значение действительности
- 2 Определение действительности
- 3 История действительности или развитие концепций действительности
- 3.1 1-й этап развития действительности –
- 3 . 2 2-й этап развития действительности
- 3.3 3-й Текущая стадия развития валидности
- 4 Коэффициент валидности
- 5 Тестовая валидность
- 6 Типы тестовой валидности
- 7 Лицевая валидность (не чистый тип валидности)
- 7.1 1. Процедуры проверки валидности содержания или описания
- 7.1.1 Особая процедура разработки валидности содержания
- 7.2 1. Недостаточное представление конструкции
- 7.3 2. Нерелевантная конструкция дисперсии 90 042
- 7.1 1. Процедуры проверки валидности содержания или описания
- 8 2. Критерий Действительность или критерий Родственные доказательства валидности
- 8.1 1. Прогностическая валидность, связанная с доказательствами валидности —
- 8.2 2. Параллельные доказательства валидности, связанные с валидностью
- 9 3. Конструктивная валидность
- 10 Два типа конструктной валидности по Campbell & Fiske (1959)
- 10.1 1. Конвергентная валидность
- 10.2 2. Дивергентная или дискриминантная валидность 901 53
- 11 Экспериментальная валидность
- 11. 1 Внутренняя валидность
- 11.2 2. Внешняя валидность
- 12 Справочники по действительности и видам действительности
на вопрос: « Измеряет ли тест то, что заявлено для измерения»?
Слово «действительный» происходит от латинского «validus», что означает сильный. Валидность – это точность теста или эксперимента.
- Концепция валидности, данная Келли ( 1927) и определяющая валидность как «тест действителен, если он измеряет то, что, по его утверждению, измеряет».
- Логически обоснованность есть свойство аргумента, основанного на факте: «истинность посылок гарантирует истинность заключения».
- Тестовая валидность относится к значению и полезности результатов теста.
- Валидность оценки — это степень, в которой она измеряет то, что должна измерять.
- Более конкретно, валидность относится к степени приемлемости определенного вывода или интерпретации, основанной на тесте.
- Валидность теста означает, что измеряет тест и насколько хорошо он работает?
- Экс – Сознание.
- Актуальная концепция ?
- Аспекты концепции ?
«Валидность — это степень, в которой фактические данные и теория поддерживают интерпретацию результатов теста, связанную с использованием теста».
«Показатель валидности показывает степень, в которой тест измеряет то, что измеряется по сравнению с принятым критерием» – Фримен
История валидности или развитие концепций валидности 1 ст Срок действия –- Первое использование тестов было для оценки того, чему человек научился. Сейчас конечно конец.
- Пример. Экзамены в конце семестра.
- Для теста достижений – сравнение его содержания с
- Домен содержимого, предназначенный для оценки.
- Все еще актуально/ применимо.
- Переход к предсказанию.
- Как люди будут реагировать в данной ситуации — сейчас и в будущем?
- Здесь под валидностью теста понимается коэффициент корреляции между результатами теста и прямыми и независимыми измерениями этого критерия
- Полезно при отборе и трудоустройстве — образование, работа, лечение и т. д.
- – 2 основные тенденции
- Укрепить теоретическую ориентацию.
- Тесная связь между психологической теорией и проверкой посредством эмпирической и экспериментальной проверки гипотез
- Эти тенденции признали ценность конструкции .
Конструкция –
- Широкая категория
- Получено из общего признака, присущего непосредственно наблюдаемому поведению.
- Теоретические объекты, непосредственно не наблюдаемые
Приводит к введению конструктной валидности как фундаментальной и всеобъемлющей валидности
Коэффициент валидности- Это отношение между тестом и критерием обычно выражается в виде корреляции.
- Этот коэффициент говорит о том, насколько тест действителен для утверждения критерия.
- Коэффициенты достоверности в диапазоне от 0,30 до 0,40 обычно считаются высокими.
- Коэффициент достоверности статистически значим или не значим не имеет значения.
- Вопросы, вызывающие озабоченность при интерпретации коэффициентов достоверности.
- Ищите изменения в причинах отношений.
- Логика проверки критерия предполагает, что причины взаимосвязи между тестом и критерием все еще будут существовать, когда тест используется.
- Что означает критерий? Исследования валидности, связанные с критериями, вообще ничего не значат, если критерий не является валидным и надежным.
Типы достоверности по Careershodh
Проверка достоверностиПроверка достоверности — это показатель того, насколько много значения можно придать набору результатов проверки.
Типы валидности тестаСуществует три типа доказательств:
(1) Конструктивная валидность -Связанные с конструкцией
(2) Критерий достоверности — Связанные с критерием
(3) Валидность содержания – Связанные с содержанием
Полная достоверность (не чистый тип достоверности) 9000 3 Проверка лица равна простейшая форма действия.Внешняя достоверность — это просто видимость того, что мера имеет силу.
Элементы, утверждения или вопросы должны быть разумно связаны с предполагаемой целью теста.
Лицевая достоверность будет использоваться для тестов способностей и тестов достижений.
Например, любой школьный/колледжский тест будет иметь эту юридическую силу.
Например – Если шкала для измерения тревожности
Пункты, утверждения или вопросы для проверки действительности теста на тревожность будут –
- «Мой желудок расстраивается, когда я думаю о сдаче анализов»
- «Мое сердце начинает учащенно колотиться всякий раз, когда я думаю о результатах».
- Если они ответят «да» на оба вопроса, можем ли мы заключить, что человек встревожен?
- Нет! – Валидность требует доказательств для обоснования выводов.
- Лицевая валидность вовсе не является валидностью, потому что она не предлагает доказательств в поддержку выводов, сделанных на основе результатов тестов.
- Лицевая валидность — это когда тест измеряет определенный критерий; это не гарантирует, что тест действительно измеряет явления в этом факторе.
- Но очень важно быть честным перед лицом; для теста, который «выглядит» как действительный.
- Такая внешность может помочь мотивировать тестируемых, демонстрируя актуальность.
- Он оценивает, насколько мера представляет каждый отдельный элемент конструкции или указанной концепции.
- Это систематическая проверка содержимого теста для определения того, охватывает ли он репрезентативную выборку всех измерений/областей, подлежащих измерению.
- Эта процедура оценивания используется при разработке тестов для измерения того, насколько хорошо человек овладел навыком.
- Домены, разделы, типы и т. д. должны быть полностью описаны заранее.
- Содержание должно быть определено широко, чтобы включать основные цели — применение принципов, интерпретацию данных, фактическое знание и т. д.
- Валидность зависит от реакции человека на тест на рассматриваемую область поведения, а не от внешнего вида содержимого элемента.
- Выбор подходящих пунктов/утверждений/вопросов
- Систематическое рассмотрение программ курсов, учебник
- Консультации профильных экспертов (МСП)
- Спецификация теста – области содержания, цели/процесс обучения, важные аспекты отдельных тем, количество пунктов
- Обсуждение проверки содержания должно быть в руководстве по тестированию.
- Эмпирическая процедура определения валидности содержимого должна охватывать общие баллы и баллы по элементам.
- Дополнительная процедура для определения достоверности содержимого должна выполнять анализ типов ошибок.
- При установлении достоверности содержимого следует учитывать адекватность представления концептуальной области, для охвата которой предназначен тест.
- Традиционно доказательство достоверности содержания вызывало наибольшую озабоченность при тестировании в образовательных целях.
- Уникальная особенность достоверности содержимого заключается в том, что она является логической, а не статистической. Как лицо достоверности.
- Для установления достоверности содержания требуется хорошая логика, интуитивные навыки и настойчивость.
Две новые концепции в развитии валидности содержания-
1. Недопредставленность конструкцииНедопредставленность конструкции описывает неспособность зафиксировать важные компоненты конструкции.
Например, если тест математических знаний включает алгебру, но не геометрию, валидность теста будет поставлена под угрозу из-за недопредставленности конструкции.
2. Нерелевантная для конструкции дисперсия- Нерелевантная для конструкции дисперсия возникает, когда на баллы влияют факторы, не относящиеся к конструкции.
- Например, на тест интеллекта может повлиять понимание прочитанного, тревога при тестировании или болезнь.
Применение проверки достоверности содержания –
- Проверка достоверности содержания может подходить для образовательных тестов, тестов достижений, отбора сотрудников и классификации сотрудников по оценке.
- Content Validity не подходит для проверки способностей и личности.
Ограничения достоверности содержания –
Например, многие учащиеся плохо справляются с тестами из-за беспокойства или проблем с чтением
- Критерий достоверности свидетельство говорит нам, насколько хорошо тест соответствует конкретному критерию.
- Критерий — это стандарт, с которым сравнивается тест.
- Например, с помощью теста можно предсказать, какие помолвленные пары вступят в успешный брак, а какие разведутся.
Критерии будут — Успех в браке
Тип критерия валидности
Функция прогнозирования тестов на самом деле является типом или формой доказательство валидности критерия, известное как свидетельство прогностической валидности.
SAT/GRE , включая его количественные и вербальные подтесты, является переменной-предиктором, а средний балл колледжа (GPA) является критерием.
Тесты на пригодность , которые принимают работодатели, компании являются еще одним примером прогностической достоверности.
Цель теста — предсказать вероятность успешного выполнения критерия, т. е. достижения высокого среднего балла в колледже.
2. Одновременное доказательство действительности, связанное с валидностьюПараллельная валидность имеет место, когда показатели критерия получены одновременно с результатами теста.
Когда мера сравнивается с другой мерой того же типа, они будут связаны.
Показывает, насколько точно результаты теста оценивают текущее состояние человека по данному критерию.
Параллельная валидность исходит из оценки одновременной связи между тестом и критерием, например, между тестом на неспособность к обучению и успеваемостью в школе.
Одновременное подтверждение достоверности применяется, когда тест и критерий могут быть измерены одновременно.
Например, в тесте на депрессию тест должен иметь параллельную валидность, если он измеряет текущие уровни депрессии, испытываемые человеком, прошедшим тест.
Применение параллельной валидности
Большинство психологических тестов используют эту валидность.
Параллельное действие в основном используется в промышленный сектор .
3. Конструктивная валидностьКонструктивная валидность определяет, насколько тест или эксперимент соответствует заявленным.
Тест, созданный для измерения депрессии, он должен измерять только этот конкретный конструкт, а не тесно связанные идеалы, такие как стресс или тревога.
Конструктивная валидность означает, что тест демонстрирует связь между оценками и предсказанием теоретического признака, понятия, атрибута и т. д.
К середине 1950-х исследователи пришли к выводу, что не существует четких критериев для большинства социальных и психологических характеристик, которые они хотели измерить.
Например, меры интеллекта, любви, любопытства или психического здоровья.
Все эти тесты должны иметь конструктную валидность.
Не было критерия интеллекта, потому что это гипотетическая конструкция .
Конструкция определяется как нечто, построенное умственный синтез.
Интеллект как конструкт не существует как отдельная вещь, которую мы можем потрогать или ощутить, поэтому его нельзя использовать в качестве объективного критерия.
Валидность конструкции может быть установлена с помощью ряда действий, в которых исследователь одновременно определяет некоторую конструкцию и разрабатывает инструменты для ее измерения.
- Т. Кэмпбелл и Фиске (1959) представили важный набор логических соображений для установления доказательств конструктной валидности. Они различали два типа доказательств, необходимых для осмысленного теста: конвергентные и дивергентные/дискриминантные.
Когда мера хорошо коррелирует с другими тестами, которые, как считается, измеряют ту же конструкцию, получают конвергентные доказательства валидности.
В каждом случае баллы за тест связаны с баллами по какому-либо другому показателю.
Однако нет критерия для определения того, что мы пытаемся измерить.
Конвергентная валидность достигается одним из двух способов . —
- Мы показываем, что тест измеряет те же вещи, что и другие тесты, используемые для той же цели.
- Мы демонстрируем определенные взаимосвязи, которых можно ожидать, если тест действительно выполняет свою работу.
Тесты на то, что конструкции не должны иметь никакой связи, на самом деле не имеют никакой связи.
Показывает, что мера не включает лишних элементов и что тест измеряет что-то отличное от других тестов.
Экспериментальная валидностьВалидность дизайна экспериментальных исследований является центральной частью научного метода и предметом исследовательской этики. Без достоверного дизайна невозможно сделать достоверные научные выводы.
Типы экспериментальной достоверности
Внутренняя валидность
Внутренняя валидность — это мера, которая подтверждает, что исследовательский план эксперимента тщательно следует принципу причины и следствия.
Индуктивная оценка степени, в которой можно сделать выводы о причинно-следственных отношениях (например, о причине и следствии), на основе используемых показателей, условий исследования и всего плана исследования.
Другими словами, существует причинно-следственная связь между независимой и зависимой переменной.
Внутреннюю валидность можно улучшить, регулируя внешние переменные, используя стандартизированные инструкции, уравновешивая и исключая характеристики спроса и эффекты следователя.
2. Внешняя валидность
Внешняя валидность связана с обобщением: до какой степени эффект в исследовании может быть обобщен на популяции, условия, переменные лечения и переменные измерения?
Внешняя валидность касается степени, в которой (внутренне значимые) результаты исследования могут считаться верными для других случаев, например, для разных людей, мест или времени.
Внешнюю достоверность можно повысить, поставив эксперименты в более естественной обстановке и используя случайную выборку для выбора участников.