Памяти Федора Василюка: счастье – это когда тебя учат пониманию
Федор Ефимович Василюк. Фото с сайта co-experiencing.org«Счастье – это когда тебя понимают». Фраза из фильма «Доживем до понедельника» от бесконечного повторения не стала банальной, за годы в ней не убавилось ни правды, ни мудрости. И ее саму понимают до конца не все. Какое же тут счастье – в обычном понимании? Оно должно быть более ярким, масштабным и блестящим. 17 сентября, в воскресенье вечером, немного не дожив до понедельника, ушел из жизни человек, который знал о понимании другого больше, чем кто бы то ни было – Федор Ефимович Василюк.
ТелеграфСоздатель «понимающей психотерапии» Федор Ефимович Василюк учил нас, как найти в понимании радость и душевный мир. Он не дожил до понедельника, умер поздно вечером в это воскресенье – «после тяжелой и продолжительной болезни», как пишут по шаблону некрологи.
С утра по соцсетям понеслись краткие сообщения от тех, кто знал его. Две-три строчки телеграфным стилем. А то и просто имя и даты. А то и вовсе без фамилии:
«Федор Ефимович умер в 22.30».
«Как фамилия?», «Напишите фамилию!» – врывались в комментарии люди со странным вопросом, повисавшем без ответа. Разве может быть другой Федор Ефимович?
Он единственный, он удивительный, потрясающий, гениальный, неповторимый – эпитеты можно и нужно нанизывать бесконечно. Именно поэтому большинство из нас, тех, кто знал Федора Ефимовича, ограничились сегодня этими телеграфными сообщениями.
Все, что ни начнешь писать – и лишнее, и недостаточное одновременно. Сказать надо так много, что не поместится даже в самый огромный пост, но для начала надо осознать случившееся. Банальное «нет слов» подходит лучше всего, но и оно лишнее. Рядом с Федором Ефимовичем не может быть банальности, шаблона и повтора.
Перечитайте коротенькую статью «Пережить горе», где Федор Ефимович предлагает в этом мучительном процессе сменить «забвение» на «памятование». Горе как работа, горе как творчество – вот чему учит нас «психология переживания».
Стадия шока Фото с сайта sinergia-lib.ruПервое занятие в магистратуре по консультативной психологии. Первая ступень «Понимающей психотерапии» (ППТ). Осень, вечер рабочего дня. Зачем я здесь? Я так устала. Тетрадка, ручка, впереди лекция – скучная, как все они. Соседка по парте признается, что проходит курс по второму разу. Странная женщина. Либо плохо усваивает знания, либо … влюблена в преподавателя, ха-ха. «Я и третий бы раз пошла, он все равно по-другому все расскажет», – говорит она, но тут мы все начинаем с грохотом двигать столы.
Преподаватель – декан факультета Психологического консультирования МГППУ Ф.Е.Василюк – с порога велит разобрать школьно-стройную шеренгу парт и стульев. Он легкий, улыбчивый, сверкает очками и, конечно, сам двигает вместе с нами казенную мебель с бирками.
Представить Федора Ефимовича без улыбки невозможно: попробуйте сегодня найти в интернете хотя бы одну его постную фотографию. И на некрологах улыбка. Царапает, от нее еще больнее – так кажется. Ведь сейчас мы все, кто любил Федора Ефимовича – переживаем первую стадию горя: шок.
Для этой фазы переживания горя характерно неверие. Потому и раздаются эти странные просьбы назвать фамилию покойного: «Вдруг не он? Вдруг был другой Федор Ефимович, который создал понимающую психотерапию? Бывают же разные совпадения, однофамильцы». Но нет, второго такого нет. А чудеса – есть.
Высокая планкаЭто мы поняли на том самом первом занятии. Ф.Е.В. сразу велел нам разбиться на группы, а тетрадки можно было спрятать, так как записывать было нечего, пришлось заниматься совсем другим: думать. Первым заданием было – ни много, ни мало – изобрести собственную психотерапевтическую методику. Как?! В магистратуре Федора Василюка не было ничего невозможного. Точнее, он любил ставить перед нами совершенно невыполнимые задачи – а мы … выполняли их. Куда деваться? Тем более, что на самом первом семинаре нам сразу продемонстрировали, где находится планка.
Масштаб соответствовал личности автора. Федор Ефимович настоятельно советовал нам непременно сохранить эти листки, чтобы потом достать в грустную минуту и посмеяться. Сегодня я пыталась найти свой. Не нашла, конечно. Зато прибралась в ящике со старыми бумагами. А в голове голос Василюка: «Ведь все мы знаем, что это прекрасное психотерапевтическое средство. Наводишь порядок в вещах, наводишь порядок в душе».
Цитаты нашего великого (да, это слово сегодня прозвучало уже не раз и будет теперь звучать всегда, я уверена) преподавателя, оказывается, сидят в моей памяти, словно клавиши музыкального инструмента в предназначенных им гнездах. В нужный момент нажимаешь – и слышишь, иногда даже не отдавая себе отчет, чье авторство. «Однажды он сказал мне фразу, которая стоила груды прочитанных книг», – признался сегодня один человек. Зная обоих, веришь: это не преувеличение, не образ, так и было.
И все-таки – психотерапия Фото с сайта pravoslavie.ruЯ не сразу поняла, насколько он велик, наш Федор Ефимович. Сколько метафорических столов он передвинул – и в системе оказания психологической помощи, и в науке. Он – один из людей, с которых в нашей стране вообще началась психотерапия для обычных людей, «населения». Хорошо, пусть «психологическое консультирование», Психологическая помощь. Жаркий спор о том, что есть что и кто имеет право заниматься психотерапией, а кто – нет, уже отполыхал.
Одним из главных действующих лиц в нем был Ф. Е.Василюк. Он рассказывал, как однажды предложил на какой-то конференции, чтобы его посадили в тюрьму, раз психолог не может быть психотерапевтом. «Ведь тогда я занимаюсь незаконной деятельностью, – сказал он, – я провожу со своими пациентами именно психотерапию». Сегодняшние некрологи, равнодушно тиражируя Википедию, восстанавливают справедливость: «…известный психотерапевт».
Лечить ногамиНо самое главное, конечно – это души и умы конкретных людей. Его клиентов/пациентов, учеников и просто тех, кому посчастливилось знать Федора Ефимовича, общаться с ним. Если вы поинтересуетесь в интернете, что такое «понимающая психотерапия», то наверняка прочитаете и такое: «одна из авторских методик, работающих исключительно в руках ее создателя». Это не так – говорю как человек, ППТ изучавший, применявший и испытывавший на себе.
Дважды, когда мне было очень плохо, я обращалась за помощью к одной из учениц Федора Василюка. И несмотря на то, что я знаю всею механику, понимаю, что стоит за тем или иным вопросом и куда меня сейчас ведет мой психотерапевт – метод помогает.
Но отчего так говорят о «понимающей психотерапии»? Причины, на мой взгляд, две. Во-первых, непохожесть ее на «методику». Слишком мягка, ненавязчива, человеколюбива. Во-вторых, невероятное обаяние ее создателя. Именно в таких случаях говорят о чудодейственных «авторских руках». Модное слово «харизма» – это про Федора Ефимовича.
Он мог просто молчать – и все равно лечить. И рассказывал смешную вещь про себя.
Одна маститая (маститей его на то время) психологическая дама сказала: «Ты лечишь … ногами». Мы сначала не поняли, он объяснил. В психотерапевте «все должно быть прекрасно». Даже то, как он сидит на кресле, как уверенно и вместе с тем расслабленно упирается ногами в пол, может иметь лечебный эффект. Мелочей здесь нет. «Нас здесь настраивают, словно музыкальные инструменты», – сказала одна из моих однокурсниц.
Любовь и трезвение Фото с сайта мгппу.рфВ конце первого курса в мы писали эссе о собственном переживании горя. Это было нелегко – во всех отношениях. Кто-то описывал утрату близкого, кто-то – смерть кота, кто-то – развод, – все больно. Наша учеба была одновременно и лечением, психотерапией и тогда, к концу первого курса, мы стали уже совсем другими. Первое, и самое главное – нас научили рефлексии, и это уже навсегда. Люди толстокожие называют ее «интеллигентской привычкой». Человеку чувствующему и думающему без нее никуда, для психотерапевта она – как отвертка-индикатор для электрика.
Православный интеллигент Федор Ефимович Василюк учил нас – верующих и неверующих, церковных и не слишком умению внутри-себя-пребывания.
Мы стонали и сопротивлялись (какая психотерапия без сопротивления), но постигали таинственное искусство заглядывать в глубь себя. Иначе не может быть понимания – ни себя, ни других. Не может быть и радости.
Конечно, все (признайтесь, девчонки!) были влюблены в нашего удивительного декана. В этом нет ничего удивительного или стыдного: людям свойственно влюбляться в психотерапевтов – тех, кто их понимает, как никто другой.
Сессии с мастеромСчастьем была и сама учеба, во время которой нас учили понимать других. Эмпатия, майевтика, кларификация – мы раскладывали гармонию чувств на почти что алгебраические уравнения, рисовали схемы, анализировали, разбирали по косточкам, с тем, чтобы потом воспроизвести все это в психотерапевтическом диалоге. В этом процессе было не больше механистичности, чем в записи музыки нотными знаками – чистое творчество, чистая радость!
Мы двигали парты уже без подсказки, мы разбивались на группы, мы менялись ролями: клиент, психотерапевт, супервизор, наблюдающие. «Что это было?!» – из группы, где терапевтом был Федор Ефимович, выходит наша отличница. Ситуации разбираем реальные, правило конфиденциальности работает, «как у взрослых». «Я не понимаю, как он делает это!» – она явно только что видела чудо, только не может рассказать, хотя ужасно хочется.
В следующий раз другое чудо – наш декан сам в роли клиента, и кто-то из простых смертных «психотерапевтирует» его.
А это – мое личное чудо. В качестве педагогической практики мы вдвоем с однокурсницей будем ассистировать на занятиях Федора Ефимовича у пятикурсников психфака МГУ! Чувствую себя немного Остапом Бендером и лопаюсь от счастья. Еще недавно мы сами проходили эти упражнения и вот уже делаем их со студентами. И это только первый курс заканчивается! Сколько еще чудес впереди!
«Плачут, значит, есть причина»О том, что Федор Ефимович болен, мы долго не знали. Обижались, что он все реже появляется на занятиях (преподавателей на семинарах было несколько).
Он вручил нам дипломы, посадил с нами дерево на заднем дворе Университета. Мы стали магистрами, и были жутко смешными в длинных мантиях и шапочках с кисточками. Кто-то и впрямь смеялся, глядя на нас, но нам было все равно: прекрасный день, настоящий праздник. И главное, он повторится. Дипломы нам выдали бумажные, «корочек» нужно было ждать до сентября (что-то где-то согласовывали, ведь мы были первыми).
Но на вручение «настоящих» дипломов Федор Ефимович не пришел. Погрустили, конечно, да не беда. Не пришел, значит, не смог. Не помню, что нам сказали, ведь я уже знала правду о его болезни и все усилия направила на то, чтобы не плакать.
Любимый преподаватель поздравлял нас по скайпу, у которого «отчего-то» не работало изображение. Федор Ефимович сказал, что не будет говорить речей.
Он прочел нам, 20 взрослым тетям, сказку Козлова про Ежика и Медвежонка.
«… — Вот слушайте, что мне сегодня приснилось, — сказал Заяц. — Будто я остался совсем один в лесу. Будто никого-никого нет — ни птиц, ни белок, ни зайцев, — никого. «Что же я теперь буду делать?» — подумал я во сне. И пошел по лесу. А лес — весь в снегу и — никого-никого. Я туда, я сюда, три раза весь лес обежал, ну, ни души, представляете?
— Страшно, — сказал Ёжик.
— Ага, — сказал Медвежонок.
— И даже следов нет, — сказал Заяц. — А на небе — вата.
— Как — вата? — спросил Ёжик.
— А так — ватное, толстое небо. И глухо. Будто под одеялом. И тут… Представляете? Из-под старого пня, что на опушке… вылез… Медвежонок.
— Что ж я там делал, под пнем?
— Ты лучше спроси, что ты сделал, когда вылез?
— А что я сделал?
— Ты вылез и так тихонько-тихонько сказал: «Не горюй, Заяц, все мы — одни». Подошел ко мне, обнял и ткнулся лбом в мой лоб… И так мне сделалось хорошо, что я — заплакал.
— А я? — спросил Медвежонок.
— И ты, — сказал Заяц. — Стоим и плачем.
— А я? — спросил Ёжик.
— А тебя не было, — сказал Заяц. — Больше никого не было…
— Так не бывает, — сказал Ёжик. — Я обязательно должен был появиться.
— Так это же во сне, — сказал Медвежонок.
— Все равно. Просто вы плакали и не заметили, как я вышел из-за куста. Вышел, стою, вижу — вы плачете; ну, думаю, плачут, есть, значит, причина, и не стал мешать…»
Екатерина Савостьянова, выпускница магистратуры факультета психологического консультирования МГППУ (руководитель программа Ф.Е.Василюк) 2011 года.
Отпевание Федора Ефимовича Василюка состоится 20 сентября, в среду, в 11:00 в храме преподобного Марона Пустынника Сирийского по адресу: ул. Большая Якиманка, д.32, стр.2 (м. «Октябрьская» или «Полянка»).Федор Василюк: Любовь всегда пригвождена
О выдающемся христианском психологе Федоре Ефимовиче Василюке вспоминает его ученица и коллега Марина Филоник – психолог, психотерапевт, член Совета Ассоциации Понимающей психотерапии.
Он родил меня в психотерапиюМарина Филоник
В 1999 году я поступила на психологический факультет бывшего Ленинского пединститута, хотела быть психологом-консультантом, наивно думала, что там меня этому научат (там не учили практике, хотя я еще застала хорошую базу в плане высшего психологического образования).
Мне повезло, в вузе я была воспитана в академической среде, но, в связи со случившимся тогда же воцерковлением, искала авторов, работавших в направлении, которое сейчас называют христианской психологией. Читала книги Бориса Сергеевича Братуся, например.
Конечно, знала и про Василюка, но довольно мало. Однако, вышло так, что поступила именно в аспирантуру МГППУ, где Федор Ефимович был деканом. Потом случайно попала на семинар, в котором он принимал участие. Помню как почти сразу после семинара на ступеньках между этажами мы разговорились и он стал звать меня работать на факультет. Это было странное предложение, потому что к тому времени я работала HR-специалистом в маркетинговой компании. Я тогда думала: “Ну кто я и кто Василюк? Зачем я ему нужна? Тем более, что за несколько лет до этого я сама просилась к нему уже не помню в качестве кого, и он повел себя очень дистантно”.
А теперь он почему-то долго уговаривал, зазывал, если не сказать, заманивал, работать на факультет. И постепенно это случилось: сначала я работала на полставки, потом ушла из фирмы совсем… Главное, я к нему как-то не рвалась тогда. Он сам высмотрел, выбрал, заманил… и родил меня в психотерапию.
Вообще, когда-то ж я шла на психологический факультет с мотивацией быть практическим психологом, то есть помогать людям. Но к концу учебы, будучи уже человеком православным, я небезболезнно, но в итоге уверенно решила, что в моем случае занятия психотерапией будут входить в противоречие с моими представлениями и принципами о духовной пользе людям. Категорически отказалась от этой идеи, решив, что наука, преподавание – возможно, а практиковать – увольте, точно не буду.
А потом была мастерская «Понимающей психотерапии», куда Василюк меня пригласил. Я шла на его мастерскую в сомнениях, почти нехотя, скрепя сердце, вновь испросив благословения у духовника. Но все то, что я услышала там, оказалось настолько созвучно мне, это можно назвать переживанием абсолютного ДА. Это было настоящее зачатие и роды в профессию.
Меня так «рвануло», что едва закончив первую ступень обучения, хотя это и не принято, я начала консультировать при службе «Милосердие». Резко и неожиданно случилось то, о чем так долго молилась: «Скажи мне, Господи, путь, в онь же пойду». Благодаря Федору Ефимовичу я стала делать это и занимаюсь психотерапией по сей день.
Он говорил из огромной внутренней глубиныЕсли кто-то просил его молитв, он очень серьёзно включался. Я слышала об этом от других, а потом увидела сама его молитвенное участие, когда умирал мой отец. Федор Ефимович очень включался в даты смерти родителей, и каждый год я знала, что в эти дни он молится вместе со мной. А потом у меня были новые беды, тяжелая реанимация, но всякий раз он снова и снова откликался, как и на беды всех, кто к нему обращался. Каждый раз для человека, попавшего в сложную ситуацию, он устраивал на факультете сбор денег в конверте. Со стороны кажется, что это простая и очевидная вещь, но именно это очень характеризовало Федора Ефимовича. Такая вот удивительная черта.
Последний раз, весной этого года, я тяжело заболела, а Василюк сам давно и тяжело болел, но об этом старался не говорить. Он не мог уже собрать, как обычно, «конверт», и просто перевёл мне личные деньги с карты на карту. Мне многие помогли тогда очень, месяц я жила на деньги, которые приходили мне – я порой не знала от кого, и сейчас очень всем благодарна – я тогда не могла работать. Но маленькая деталь – его сумма была самой большой среди остальных пожертвований. Уверена, что если бы он мог сделать это безымянно, он бы сделал так, чтобы я не знала о его сумме. Просто он уже сам сильно болел.
У него был фантастический уровень энергии, удивительная бодрость, которая не покидала его до последнего. Я не знаю, откуда он черпал энергию и силы, тем более, что не имел перерывов в работе. Он был деканом, часто уходил с факультета последним. В его расписании не было пауз, он работал нон-стоп и не имел даже минуты, чтобы пойти поесть. Какой-то бестелесный дух. Чашку чая выпьет и бежит дальше. Студенты, ректор, заседания, аспиранты, дневное отделение, вечернее, магистранты… и все это до бесконечности.
Но если ты попадал к нему на приём, если вдруг получал уникальную возможность вместе перекусить, да даже просто вместе спуститься по лестнице на несколько этажей в стенах МГППУ, пройти три шага от университета до метро Сухаревская, то эти минуты и секунды, что он присутствовал с тобой – были присутствием на двести процентов. Не важно, обсуждался ли личный вопрос, или вопросы науки, диссертация, гранты, упражнения для студентов (а я много лет проработала бок о бок с Федором Ефимовичем как преподаватель мастерской «Понимающей психотерапии»). Эти минутки были временем абсолютной включенности и полноты присутствия. Он был с тобой – здесь, весь. И из этой глубины присутствия рождались слова, которые становились для тебя очень важными.
Помните, как в псалмах говорится: «Из глубины воззвах к тебе, Господи». Федор Ефимович говорил из огромной внутренней глубины и потому его слова попадали в твою собственную глубину. Это совместное присутствие было одним из самых дорогих чувств, которые люди испытывали рядом с ним.
Это было похоже на то, как описывают владыку Антония Сурожского, который имел свойство присутствовать с каждым так, будто этот человек единственный и уникальный в целом мире. Владыка к этому открыто призывал, а Федор Ефимович – следовал. Тем более, что глубоко любил и почитал владыку Антония. У них была какая-то личная и особая связь.
Иногда я обращалась к нему по личным вопросам, как к родителю и, если позволено так говорить, как к духовнику. Василюк был для меня авторитетом как христианин, как духовное чадо отца Виктора Мамонтова, как человек глубокой внутренней вертикали. Я обращались к нему с вопросами, с которыми больше не к кому пойти. Моя мама умерла, когда мне исполнилось пятнадцать, потом умер отец. И в моем мире Федор Ефимович стал родительской фигурой. Он был мне матерью, потому что имел такое принятие и эмпатию, которые обычно дают мамы. Он был мне отцом, потому что в отношении меня имел трезвую, твердую, уверенную позицию при этом совершенно бережную. Его поддержку я получала во все сложные и критические моменты на протяжении времени, что мы были знакомы и работали вместе. Я всегда обращалась к нему – это могли быть смс, звонок, встреча – и он каждый раз откликался и вовлекался.
Федор Ефимович был родительской фигурой для многих моих коллег на факультете, в мастерской. Поэтому так сильно сейчас все мы переживаем сиротство. Другой фигуры такого масштаба – нет. Даже рядом, даже примерно, даже с отрывом – нет.
Он помогал людям поднятьсяУ него было удивительное свойство не только помогать молитвенно или материально, а сочувственно включаться в судьбу конкретного человека, что называется «прибирать убогих». Было немало случаев, когда обнаруживая человека в критической ситуации, раздавленного жизнью, он брал его за руку и поднимал, приближал к себе и через это происходила реабилитация.
Ему близка была идея трудотерапии в том хорошем смысле, когда дают не просто личностную поддержку, не рыбу, а удочку. В тяжёлой ситуации он мог запросто взять работать кого-то на факультет, хотя это казалось не вполне уместным. Или, например, пригласить на обучающую программу. К этому было неоднозначное отношение наших коллег, ведь мы же вместе боремся за качество образования, а тут в группе оказываются странные люди.
Но дать шанс человеку, никого не отвергнуть – это было очень в духе Василюка. «Надломленной тростинки Он не переломит и дымящего льна не погасит….» (Мф.12:20). Федор Ефимович обязательно давал человеку шанс, если это было в его силах. Особенно, если это касалось людей из церковной среды. В учебной группе запросто могла оказаться тетушка, которая трудилась за свечным ящиком, или вдруг какой-нибудь священник, далекий от психологии и психотерапии.
Вера в человека у Федора Ефимовича была всегда немножко выше, чем сам человек ростом. Это можно сравнить с педагогическим принципом: смотреть не на того, кем человек является сейчас, а на того, кем он может быть и кем может стать. Этот взгляд на вырост повышает шансы вырасти. И все эти «убогие» вдруг оказывались, благодаря Федору Ефимовичу, в обучающих программах, в магистратуре, на бакалавриате, в мастерской и даже среди нас, коллег, на работе. Федор Ефимович давал сложным людям самую простую работу и это была трудотерапия и самая действенная программа реабилитации.
Ну зачем, спрашивается? Это же слабые сотрудники, а с точки зрения бизнеса, вообще бесполезные и странные люди. Но в этом невероятном доверии к людям и состояло ценностное отношение Василюка к человеку, позволяющее не просто поддержать, а возвысить человека, чтобы он смог стоять на ногах сам. И это было очень созвучно взгляду владыки Антония.
Но, конечно, не поймите меня неправильно, все это было без крайностей – он все же видел реальные возможности человека, то есть сотрудники таки работали, а студенты таки учились. И факультет большей частью состоял все же из очень серьезных профессионалов.
Учитель передает не только знания, а себя самогоЕго концепция уровней, регистров, своего рода слоев сознания – один из примеров того, как географическое прошлое отражалось на концептах его школы. Такое ощущение, что Василюк был полностью, по уши в психотерапии в широком смысле этого слова. У него не было много клиентов – психотерапевтическая практика не являлась главным видом его деятельности. Масштаб был гораздо шире.
Наука и образование – вот главная забота и личная боль Федора Ефимовича. Он мечтал, чтобы образование было качественным, и из-под его крыла в итоге выходили серьезные специалисты, мы выпускали и планируем выпускать штучный продукт. Он не гнался за массовостью, зато заботился о качестве, продуманности, соотнесенности программ, о методологии обучения и практики. Конечно, он сам читал блестящие лекции и проводил настоящие мастер-классы (от слова Мастер), но даже не они, а наука и образование как таковое, курирование исследовательских грантов и создание серьезных образовательных продуктов (например, сначала факультета, позже – магистерских программ) было главным вложением его сил, энергии, мыслей.
Последние годы все больше его интересы склонялись к христианской психологии. Это моя личная гипотеза, но, видимо, понимая свое состояние, он отдавался науке, будто чувствовал, что не так долго ему осталось. Ему хотелось говорить о главном. И главным в науке для него все больше становился христианский дискурс. Покажите мне серьезных ученых, которые занимались бы сегодня христианской психологией не на уровне практики в кабинете, а на уровне методологического осмысления. Их практически нет.
В своих последних публикациях он активно обсуждал именно место в истории, точку на географической карте психологического поля, где может быть расположена христианская психология. Им всерьёз была сделана попытка обозначить то, как это есть сейчас. Ему важно было увидеть и понять перспективу, в том числе методологическую перспективу развития христианской психологии.
Бывают педагоги, бывают учителя, а бывает Федор Ефимович – Учитель, Мастер с большой буквы. И в этой большой букве сосредоточено сразу все – его масштаб как ученого, профессионала, автора и создателя школы Понимающей психотерапии, его личность и его влияние на меня. Настоящий Учитель не может быть профессионалом без личностной глубины, без того самого качества присутствия, без внутренней вертикали. В психологии и психотерапии существуют исследования, которые изучают эффективность психотерапии разных школ. Но все они сходятся на том, что в итоге работает личность психотерапевта, а не школа, которую он представляет.
Мне кажется, что в нашей сфере больше, чем в других, учитель – это тот, кто передаёт не только знания, но во многом себя самого, а через это уже и подход, и школу. Иначе в наш век интернет-технологий мы могли бы давно учиться только по учебникам. В практической психологии это невозможно. Нужна личность, которая передаёт дух, жизнь, а не просто формулу. Именно поэтому Василюк был категорически против модного сейчас дистанционного обучения, когда речь идет об обучении психотерапии. Он был уверен, что невозможно обучать терапии на расстоянии. Мастерство можно передать лишь из рук в руки. И он это делал.
Мне посчастливилось учиться у него в те годы, когда он полностью вёл курс «Понимающий психотерапии». Присутствие при работе Мастера, когда в буквальном смысле слова он передавал собой то, о чем говорил и что исповедовал, больше всего напоминало импринтинг, когда схватываешь подкоркой, кожей, спинным мозгом и еще не знаю, какими органами, и бережно берешь опыт из рук в руки.
То, что он делал, для меня было созвучно и личностно значимо, отзывалось во мне настолько, что хочется дальше продолжать делать то, чему он нас учил. Сейчас перед нами стоит важная задача, чтобы школа не умерла, жила и продолжала развиваться. И это будет и останется предметом моего беспокойства и личных молитв.
“Любовь всегда пригвождена”Это было десять лет назад, может быть больше, год 2006-й примерно. Я ещё училась в мастерской «Понимающей психотерапии», когда наступил один из самых тяжелых периодов моей жизни. Он был связан с очередным ухудшением здоровья отца, какими-то перипетиями в больницах. Я уже не помню, что говорила, на что жаловалась Федору Ефимовичу, зато помню слова, которые буквально врезались и навсегда остались жить в моем сердце.
Он вдруг заговорил со мной о Богородице, мол, мы называем Ее Присноблаженная, а блаженная – значит счастливая. Но что же это за высшая степень счастья такая у Богородицы, что она стоит у Креста и видит, как распинают Ее Сына? Она видит смерть собственного ребенка – вопиющую, жестокую, кровавую, беспощадную, несправедливую. Она присутствует при этом всем, а мы называем Ее Присноблаженной! Что это за блаженство такое? И тут же он сам ответил на свой вопрос: «Любовь всегда пригвождена». Эти три слова он вложил в мое сердце очень глубоко, я дословно цитирую это сейчас.
Можно долго размышлять об этом разговоре. Но это было в духе Василюка, в духе понимающей психотерапии: мы не убираем проблему, не говорим, что горя нет, а ситуация проста. Напротив, мы признаем трагедию и говорим, что знаем правду. И эта правда – выход на другой уровень. Как в философии, проблема снимается, когда ты ее называешь. Назвав ее, ты переходишь на новый уровень.
Вообще, Федор Ефимович много говорил про смерть, горе. Эта тема нередко звучала на занятиях. Но сказанные им тогда слова – «любовь всегда пригвождена» – что-то делают со мной сейчас, когда я остро проживаю утрату своего Учителя. Я вспоминаю, как он говорил их тогда, как говорил про Богородицу, и я пытаюсь обращаться к Ней, чтобы Она помогла мне пережить этот миг, в который я стою и оплакиваю смерть своего Учителя, как Она стояла у смерти Своего Сына.
Фото из архива Владимира Михайлова
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
ЛИЧНОСТЬ, ЭМОЦИИ И МАСТЕРСТВО ПОВЕДЕНИЯ В…
ЛИЧНОСТЬ, ЭМОЦИИ, И ПОВЕДЕНИЕ МАСТЕРСТВО В МЫСЛЯХ ЛЬВА ВЫГОТСКОГО Михаил Г. Левых, доктор медицинских наук, Университет Британской Колумбии, 2003 г. ТЕЗИС ПРЕДСТАВЛЕН В ЧАСТИЧНОМ ВЫПОЛНЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ НА СТЕПЕНЬ ДОКТОРА ФИЛОСОФИИ на педагогическом факультете (Педагогическая психология) © Михаил Г. Левых 2008 г. SIMON FRASER UNIVERSITY Fall 2008 Все права защищены. Эта работа не может быть воспроизведена полностью или частично путем фотокопирования или другими способами без разрешения автора. 9
Личность и эмоции Поведение
Личность, эмоции и поведение
Личность, эмоции и поведение
Личность, эмоции0003
Личность, эмоции и поведение
Personality, Emotions, & Behaviora
, Emotions, & Behaviora
Личность, эмоции и поведение
Личность, эмоции и поведение
Личность, эмоции и поведение
Личность, эмоции и поведение
. 82:
Личность, эмоции и поведение
Личность, эмоции и поведение
Личность, эмоции и поведение
Личность, эмоции и поведение
Личность, эмоции и поведение
3
:
Личность, эмоции и поведение
Личность, эмоции и поведение
Личность, эмоции и поведение
9 и 100:
Личность, эмоции, и поведение
Личность, эмоции и поведение
Личность, эмоции и поведение
Личность, эмоции и поведение
Личность, эмоции и поведение
. & Поведение
Личность, эмоции и поведение
Личность, эмоции и поведение
Личность, эмоции и поведение
, эмотрии, эмотрии,
Личность, эмоции и поведение
Личность, эмоции и поведение
Личность, эмоции и поведение
. & Поведение
Личность, эмоции и поведение
Личность, эмоции и поведение
Личность, эмоции и поведение
личность, эмотрии, эмотрии, эмотрии, эмотрии, эмоции, эмоции, эмоции и поведение
9000Личность, эмоции и поведение
Личность, эмоции и поведение
Личность, эмоции и поведение
, Emotions, Emotions,
9000. & Поведение
Личность, эмоции и поведение
Личность, эмоции, и поведение
Личность, эмоции и поведение
, эмотрии, эмотрии, эмотрии,
Личность, эмоции и поведение
Личность, эмоции, и поведение
Личность, эмоции и поведение
, и поведение, и поведение.
Личность, эмоции и поведение
Личность, эмоции и поведение
Личность, эмоции и поведение0003
Я только что удалил жж-сообщество, которое я инициировал некоторое время назад, но дело не вышло: слишком долго и недостаточно мотивирует. Из пары записей, которые были размещены там, одна кажется потенциально интересной для всех, поэтому я подумал, что было бы неплохо сохранить ее здесь, прежде чем она исчезнет где-то еще. Это мой пост от 28 мая 2008 года с оглавлением современного российского журнала Культурно-историческая психология , который время от времени публикует материал (архивные материалы и своего рода исследования) по истории психологии и, в частности, по Местному Божеству ТМ Лев Выготский (1896-1934) (подсказка: чтобы попасть на сайт журнала просто нажмите на картинку). | |
Например, для историка психологии может представлять интерес южноафриканская репликация Паулой Тоуси экспериментального исследования Сахарова-Выготского Этническая идентичность и значимое социальное окружение: исследование русскоязычной молодежи Латвийской Республики О.Е. Хухлаев, Т.Е. Руссита Феномен временной перспективы в разных культурах: обзор исследований по шкале ZTPI А. Сыркова, О.В. Митина, Дж. Бойд, И.С. Давыдова, П. Зимбардо, Т.Л. Непряхо, Е.А. Никитина, Н.С. Семенова, Н. Фьелен, В.А. Ясная ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ Коллекционирование как культурно-психологический феномен Е. Возрастные изменения саморегуляции деятельности у детей дошкольного и младшего школьного возраста О.А. Семенова, Д.А. Кошелков, Р.И. Мачинская ДИСКУССИИ И ДИСКУРСЫ Советская культура 1920-30-х годов: в поисках методологических ориентиров В.В. Глебкин Дискуссионные вопросы кросскультурных исследований влияния грамотности на когнитивное развитие и концепции симпрактического общества И.В. Пономарев Отчуждение и потеря смысла Е.Н. Осин, Д.А. Леонтьев ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Концепция макиавеллизма: разнообразие подходов и оценок И.Н. Калуцкая, А.Н. Поддьякова Влияние образов массовой культуры на предпочтительный образ учителя-женщины у детей 6-7 лет Г.Ф. Янгирова Изучение «чев», «бик», «мур» и «лаг» в новом тысячелетии Паула М. Тауси АРХИВ К вопросу психологии и педагогики Л.С. Выготский Психология детского подражания (Экспериментально-психологические исследования) (Часть III) Л. И. Божович, Л.С. Славина НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ Отчет о научной поездке в Бразилию Б.Г. Мещеряков, Л.Ф. Обухова Содержание №1 2007 ВОПРОСЫ ТЕОРИИ КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОТЕРАПИЯ И ПСИХОКОРРЕКЦИЯ Культурно-антропологические условия психотерапевтического опыта Ф. Е. Василюка О диалогичности психотерапевтического опыта Копьев А.Ф. АРХИВ О развитии мышления у дошкольников А.В. Запорожец, Г.Д. Луков ОБЗОРЫ Две грани методологии Т.Д. Марцинковская Язык против бессознательного Б.Г. Мещеряков, Е.М. Виноградова «Фрейд у Выготского. Бессознательное и язык» А. Гонсалес ИНТЕРВЬЮ Алексей Николаевич Леонтьев и деятельностный подход Содержание №4 2006 ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА Искусство как форма познания Шпет Г.Г. Память художника А.А. Мелик-Пашаев ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Культура, познание и педагогика: эволюция дискурса возможности Гайсу Р. Арвинд Исследование «проблемного поля» у старшеклассников И. А. Мещерякова ДИСКУССИИ И ДИСКУРСЫ Детско-взрослое взаимодействие: создание зоны ближайшего развития Г.А. Цукерман Об эволюции теории деятельности Д. Бахерст Понимание А.Н. Теория деятельности Леонтьева: Ю. Энгестрём и его работы И.А. Корепанова, Е.М. Виноградова ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ И.Н. Шпильрейн, Л.С. Выготский и С.Г. Геллерштейн – основатели научной школы производственной психотехники в СССР В.П. Мунипов Можем ли мы помнить будущее? С. Г. Геллерштейн НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ Содержание №3 2006 ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА Опыт сопровождения ребенка с эпилепсией Ю.В. Гущин АРХИВ Об одной из форм акустической агнозии. Косноязычие в речи и письме Р.М. Боскис, Р.Е. Левина Условия успешного решения заданий у старшеклассников с задержкой психического развития (на материале грамматического задания) Ж.И.Шиф Речепрактическая умственная деятельность ребенка (экспериментально-теоретическое исследование). Часть IV. Л.И. Божович Проблемы развития речи и обучения языку в творчестве Л. И. Божович Е. Д. Божович ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ Проблемы развития речи и обучения языку в трудах Л.И. Божович Т.Е. Браудо, А.А. Комарова НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ Психология инвалидности: Материалы Первого международного конгресса по теории деятельности и культурно-исторической психологии И.А. Корепанова, Е.М. Виноградова Воспоминания об Иосифине Ильиничне Шиф А.М. Щербакова Способ изучения речи – способ изучения личности ребенка И.А. Корепанова Содержание №2 2006 ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ Функция искусства у Л.С. Культурно-историческая психология Выготского Е.В. Улыбина Проблема внутренней формы шедевров в произведениях Государственной академии художеств (ГАХН) Т.Д. Марцинковская, Н.С. Полева ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Моделирование как условие формирования осмысленных гипотез у подростков. (На примере гипотез организации и функционирования живых существ) А.А. Егорова САМАЯ ЖИЗНЬ Счастье Чеслав Милош АРХИВ Речевая и практическая интеллектуальная деятельность ребенка (экспериментально-теоретическое исследование) (II, III части) Л.И. Божович РЕЦЕНЗИИ Рецензия на книгу: В.В. Давыдов. «Деятельностная теория мышления» Е.А. Журкова НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ Международный проект «Обследование характера и личности россиян» Содержание №1 2006 ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ Проблема личности в контексте культурно-исторической психологии Г.Г. Кравцов Психологический анализ возрастной периодизации К.Н. Поливанова ПСИХОТЕРАПИЯ И ПСИХОКОРРЕКЦИЯ Культурологический подход в психотерапии Венгер А.Л. Использование знаково-символических средств дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью. Психокоррекционный аспект О. П. Гаврилушкина ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Глаза как предикторы ощутимой физической привлекательности женского лица Б.Г. Мещеряков, Д.В. Ющенкова АВТОБИОГРАФИЧЕСКОЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ Благодарность Е.А. Корсунская Событие в структуре биографического текста Е.Е. Сапогова АРХИВ Речевая и практическая интеллектуальная деятельность ребенка. (Экспериментально-теоретическое исследование) Л.И. Божович ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ К 100-летию со дня рождения А.В. Запорожец Проблема самоорганизованной игры в контексте творчества А.В. Концепции Запорожца Е. В. Трифонова Александр Владимирович Запорожец: жизнь и творчество (от чувственного к эмоциональному) В.П. Зинченко К 110-летию со дня рождения М.М. Бахтина «Бахтинский хронотоп»: соблазн прозрения Е.Е. Сапогова НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ Краткий отчет о Международном конгрессе по теории деятельности и культурно-исторической психологии. «Действие в меняющихся мирах: обучение, коммуникация и разум в межкультурной деятельности» В.В. Рубцов, И.А. Корепанова ОТЗЫВЫ Ученый и школа Г.М. Андреева Общее психологическое введение в культурно-историческую психологию, психологическую теорию деятельности и проблемы воспитания. Размышления о лекциях по общей психологии В.В. Давыдов В.А. Гуружапов Это известная неизвестная психология Т.Д. Марцинковская Otium post negotium? Г.В. Иванченко, Ю.В.Рыжов Оглавление №2 2005 К 75-ЛЕТИЮ В.В. ДАВЫДОВ Содержание №1 2005 ВВЕДЕНИЕ Related Posts |