1 2 3 4 5 6 7 8 9 … 90 Связанные:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 … 90 База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023 | Главная страница Автореферат Анализ Анкета Бағдарламасы Бизнес-план Биография Бюллетень Викторина Выпускная работа Глава Диплом |
Проблема «ведущей Деятельности», её обоснование и критическое рассмотрение
Чем старше ребенок, тем больше видов Деятельности он осваивает. Но разные виды Деятельности оказывают разное влияние на развитие. Главные изменения в становлении психических функций и Личности ребенка происходящие на каждом возрастном этапе обусловлены ведущей Деятельностью.
Ученик и последователь Л.С. Выготского А.Н. Леонтьев выделил 3 признака ведущей Деятельности:
- В форме ведущей Деятельности возникают и дифференцируются новые виды Деятельности.
- В этой Деятельности формируются и перестраиваются отдельные психич функции (в игре – творческое воображение).
- От нее зависят наблюдаемые в это время изменения Личности.
Ведущей не может стать любая Деятельность, которой ребенок отдает много времени.
Все многообразие человеческой Деятельности можно свести к трем основным видам: труд, учение и игра. Каждый из этих видов Деятельности является на определенных этапах жизни: игра – дошкольный период; учение – младший школьный возраст, отрочество, юношество; труд – зрелость и старость.
Младенчество – непосредственное эмоциональное общение.
Раннее детство – предметная Деятельность.
Дошкольный возраст – игра.
Младший школьный возраст – учебная Деятельность.
Подростковый возраст – интимно-личностная (Эльконин), общественно-полезная.
Юношество – учебно-профессиональное, поиск смысла жизни, личностное самоопределение «Кто Я?».
Ведущая Деятельность порождает центральные новообразования (Выготский).
Эта теория получила наибольшее признание. Вместе с тем некоторые психологи рассматривают в качестве определяющих факторов психического развития другие аспекты Деятельности. Так Поздняков полагает, что главным в развитии является поисковая Деятельность, которая в возрасте от рождения до 6 лет представлена Деятельностью экспериментирования. Проблема ведущей Деятельности заключается в том, что не все психологи согласны с тем, что существует ведущая Деятельность.
Петровский не отрицает значения ведущей Деятельности, однако подвергает сомнению представление о жестком закреплении какой-либо одной ведущей Деятельности, в первую очередь выделенной на каждом возрастном этапе. Он считает, что состав ведущей Деятельности зависит от социальной ситуации.
С.Л. Рубинштейн выражает сомнение по поводу тезиса об игре как ведущей форме Деятельности в развитии ребенка-дошкольника: «…Является ли игровая Деятельность, входящая несомненно как существенный компонент в образ жизни ребенка-дошкольника, самой основой его образа жизни и определяет ли она в конечном счете самый стержень Личности ребенка как общественного существа? Вопреки общепринятой точке зрения мы склонны, не отрицая, конечно, значения игры, искать определяющие для формирования Личности как общественного существа компоненты его образа жизни и в неигровой повседневной бытовой Деятельности ребенка, направленной на овладение правилами поведения и включения в жизнь коллектива».
Д.Б. Эльконин в своей книге «Психология игры» приводит эту цитату С.Л. Рубинштейна, но не обсуждает и не опровергает ее. В 1978 году Н.С. Лейтес писал: «Подход к проблемам возрастного развития с точки зрения «ведущей Деятельности» применяется еще в слишком общем виде… В результате недостаточно внимания уделяется тем внутренним предпосылкам своеобразия Деятельности, которые отличают каждый возрастной период. Вероятно, главное состоит не столько в вопросе о том, в игре ли, учении, общении или труде развивается по преимуществу Личность… сколько в выяснении более конкретных психо. характеристик Деятельности и самих свойств Личности ребенка на разных возрастных этапах». Эти справедливые замечания долго не принимались во внимание и не были использованы в целях преодоления стереотипов нашего мышления.
А.В. Петровский в 1984 г. дал ее критический анализ. Отношение к этой концепции постепенно менялось. У самого Леонтьева в его последней и, по существу, итоговой фундаментальной работе «Деятельность. Сознание. Личность» эта идея не только не прослеживается, но и вообще не фигурирует. В ней упомянута лишь идея Д.Б. Эльконина о чередовании фаз развития.
В разных по уровню развития группах ведущими временно или постоянно оказываются весьма различающиеся по содержанию, интенсивности и социальной ценности типы Деятельности. Это полностью размывает представление о «ведущем типе Деятельности» как основании периодизации развития Личности.
Личностно образующим началом на каждом возрастном этапе становится комплекс взаимозависимых деятельностей, а не доминирование одного типа Деятельности, преимущественно ответственного за успешное достижение целей развития. Между тем у каждого индивида в результате психологического анализа может быть выделен присущий ему ведущий тип Деятельности, позволяющий отличать его от многих других.
Общий вывод состоит в том, что нельзя указать один, раз навсегда данный, фиксированный для каждого возрастного периода «ведущий тип Деятельности». А.В. Петровским в 1984 г. была предложена психологическая концепция развития Личности и возрастной периодизации, рассматривающая процесс развития Личности как подчиненный закономерности единства непрерывности и прерывности. Непрерывность в развитии Личности как системы выражает относительную устойчивость ее переходов от одной фазы к другой, в данной для нее референтной общности. Прерывность характеризует качественные изменения, порождаемые особенностями включения Личности в новые конкретно-исторические условия.
Концепция развития [Теория деятельности]
Одним из основных теоретических вкладов Юрьё Энгестрёма является Исследования в области развития , который представляет собой интервенционистскую методологию. Энгестрем не использовал цепи для описания своей модели. Тем не менее, мы можем найти элемент цепочки из его концепций и диаграмм для Исследования в области развития .
Источник: Yrjö Engeström (Workplace Studies, 2000, p.159.)Приведенная выше диаграмма взята из статьи 9 Yrjö Engeström.0005 От индивидуального действия к коллективной деятельности и обратно: исследование развития как интервенционистская методология (2000). Из диаграммы мы можем подтвердить, что триада «прошлая деятельность — настоящая деятельность — возможная деятельность» образует цепочку деятельности в контексте развивающей работы.
За приведенной выше диаграммой стоят четыре пары понятий. Эти концепции являются ключевыми для понимания развивающей работы и системной модели теории деятельности Энгестрема.
- действия по сравнению с активность
- цель против. объект/мотив
- настоящее против. возможно
- расширено и сокращено
Важным аспектом теории деятельности является различие между индивидуальным целенаправленным действием и коллективной объектно-ориентированной деятельностью. Иерархию «операции — действия — деятельность» мы узнали от А. Н. Леонтьева.
По А. Н. Леонтьеву, Главное, что отличает одну деятельность от другой, однако, это различие их объектов . Именно предмет деятельности придает ей определенное направление… предмет деятельности есть ее истинный мотив. Подразумевается, что мотив может быть как материальным, так и идеальным, либо присутствующим в восприятии, либо исключительно в воображении или в мысли. Главное, чтобы за деятельностью всегда стояла потребность, чтобы она всегда отвечала той или иной потребности». (1978, стр.98)
Отношения между действиями и деятельностью гибки. Как подчеркивал Энгестрём, «Важно осознавать, что одно и то же целенаправленное действие может выполнять различные виды деятельности и переходить от одной деятельности к другой. С другой стороны, объект и мотив коллективной деятельности обычно можно искать с помощью множества альтернативных целей и действий». (2000, стр. 156)
Цель vs. Мотив
Существует очевидная проблема в рамках Теории Деятельности, поскольку цель расположена на уровне индивидуального действия, а объект/мотив находится на уровне коллективной деятельности, как справиться с противоречием между целью одного человека и целью других людей в контекст деятельности?
Например, одним из эмпирических исследований Юрьё Энгестрёма является Центральная больница Хельсинкского университета (HUCH) для детей и подростков. Он указывал: «Объектом больничной работы являются пациенты с их проблемами со здоровьем или болезнью… Это не означает, что сама цель больничной работы была бы гармоничной сама по себе… В капитализме всепроникающим первичным противоречием является противоречие товаризации. : между потребительной стоимостью и меновой стоимостью объекта. В медицине это принимает форму пациента как человека, которому нужно помочь и исцелиться, по сравнению с пациентом как источником дохода и прибыли» (2000, стр. 156) 9. 0015
Исследования в области развития
Собственное решение Engeström этой проблемы приводит к модели исследования в области развития, основанной на концепции Зоны ближайшего развития . По словам Энгестрема, «понятие зоны коренным образом отличается от понятия цели. В то время как цель — это фиксированная конечная точка или конечное состояние, зона — это расстояние или область между индивидуально переживаемым настоящим и коллективно созданным обозримым будущим (Engeström, 1987). Если такая зона не проработана, конкретные цели строятся на песке или прикалываются в воздухе». (2000, стр. 157)
С точки зрения цепочек, предыдущая деятельность — это предыдущая часть, текущая деятельность — это текущая часть, а возможные действия — это совокупность частей. Таким образом, Зона ближайшего развития является связующим звеном между текущим статусом и следующим статусом. Однако, исходя из текущего момента времени, следующее — это будущее, которое не реально, а только возможно. С точки зрения исследований в области развития, будущее деятельности имеет два типа возможностей: одна — это расширенная деятельность, а другая — деятельность по контракту.
Расширенная деятельность относится к обозримой деятельности, в которой противоречия разрешаются в расширении, а контрактная деятельность относится к обозримой деятельности, в которой противоречия привели к сужению и уничтожению возможностей.
Энгестрем утверждал, что Зону ближайшего развития можно пересечь только посредством новых видов конкретных действий. Он сказал: «Это требует возврата от деятельности к действиям, перехода к разработке и реализации… Моделирование возможной расширенной деятельности требует от исследователя еще одного вида фундамента. Альтернативные модели будущего должны быть вынесены на обсуждение, обсуждены, проанализированы и сопоставлены. Эти альтернативные взгляды доступны конкурентам, менеджерам и экспертам по дизайну».
Вернуться к Льву Выготскому
Честно говоря, я лично считаю переосмысление Энгестрёмом Зоны Ближайшего Развития слишком радикальным. Однако такова логика коллективной деятельности и организационных инноваций.
Если вернуться к индивидуальному развитию, то следует рассмотреть изначальное значение Зоны ближайшего развития. Концепт определяется как пространство между актуальным развитием и потенциальным развитием.
- Зона ближайшего развития (ZPD) : «…расстояние между фактическим уровнем развития, определяемым путем самостоятельного решения проблем, и уровнем потенциального развития, определяемым путем решения проблем под руководством взрослых или в сотрудничестве с более способными сверстниками. (Выготский, 1978, стр. 86, изначально Выготский, 1935, стр. 42)»
Яан Вальсинер и Рене ван дер Веер рассказывают о разработке ZPD в своей статье 9.0005 Встреча с границей . Авторы используют ZBR (зона ближайшего развития), которая является оригинальным русским языком ZPD. Они отмечают: «Примерно в 1931 году Выготский пришел к теоретической необходимости концептуализировать «творение будущего» в онтогенезе человека (Зарецкий, 2007, 2008, 2009)… Самое раннее документированное упоминание о ЗБР можно найти в лекции в Москве. , в Институте экспериментальной дефектологии им. Эпштейна 17 марта 1933 года… Третье актуальное выступление, связанное с введением понятия ЗБР, состоялось через два месяца — когда Выготский выступил с докладом о развитии бытовых и «научных» понятий в Ленинградском педагогическом институте. института 20, 19 мая33 (Выготский, 1933/1935e)…с двухмесячным периодом (март — май 1933 г.) Выготский подхватил концепцию ЗБР и активно использовал ее в различных контекстах. Во всех этих употреблениях понятие оставалось описательным, отмечая акцент на изучении развивающихся (в отличие от уже развитых) психологических функций. В последние пятнадцать месяцев своей жизни Выготский неоднократно (но часто мимолетно) использовал концепцию ZBR. Сохранившиеся тексты Выготского дают нам попурри примеров использования концепции ЗБР.
Согласно Яану Валсинеру и Рене ван дер Вееру (2014), «идея ZBR — концептуализация процессов появления новизны в терминах поля — недавно нашла параллель в модели траекторной эквифинальности (TEM — Sato, 2009; Sato и др. , 2007, 2009, 2010, 2012). ТЭМ вырастает из теоретической потребности современной науки в сохранении в своей аналитической схеме двух центральных черт — времени и (связанного с ним) превращения потенциальностей в актуальности (реализации)».
Модель эквивалентности траекторий, TEM (Источник: Sato, 2009 г.); Sato et al., 2007 2009, 2010, 2012)Приведенная выше диаграмма представляет Модель эквивалентности траекторий . Уникальность модели в том, что она включает в себя как «реальные» (актуальные траектории развития до настоящего времени), так и «ир-реальные» (возможные траектории, существовавшие в прошлом и предполагаемые выходом в будущее). Яан Вальсинер и Рене ван дер Веер сказали: «TEM, таким образом, превосходит преобладание психологии, чтобы включать в свои схемы только реальные явления, и рассматривает реконструкции и воображения как равные первым».
Схема ЗПД
ТЭМ считаю общей моделью «Актуальное — Потенциальное» индивидуального развития. Диаграмма ниже представляет собой обобщение ZPD. При замене «Учитель — Ученик» на «Я — Другой» остается «Актуальное — Развивающееся — Потенциальное».
На приведенной выше диаграмме я считаю, что развитие можно определить как трансформацию между потенциальным «я» и реальным «я» посредством взаимодействия с другими.
Это новая отправная точка для пересмотра концепции развития.
Теория деятельности — Academic Kids
From Academic Kids
de:Ttigkeitstheorie fr: Тори де л’Активит
Теория деятельности — советская психологическая теория, изобретенная Алексеем Николаевичем Леонтьевым, ставшая одной из основных психологических теорий в этой стране, широко применявшаяся в областях таких как обучение детей-инвалидов и проектирование панелей управления оборудованием.
Содержимое |
1 История теории деятельности 1.1 Выготский 2 Объяснение теории деятельности 2.2 Уровни теории деятельности 2.3 Внутренний план действия 2.4 Творчество человека 2.5 Обучение и неявное знание 3 Приложения 3.1 Разработка программного обеспечения 4 Каталожные номера |
История теории деятельности
Теория деятельности зародилась в Московском институте психологии и, в частности, в тройке молодых и одаренных исследователей Льва Семеновича Выготского (1896–1934), Александра Романовича Лурии (1902–77) и Алексей Николаевич Леонтьев (1903–79). Вклад Выготского был богат и разнообразен, но здесь мы обращаемся только к тем частям, которые относятся к теории деятельности.
Выготского
Вереникина обсуждает вклад Выготского, начиная с замечания, что «жизненной целью Выготского было создание психологии, адекватной исследованию сознания.
Он заявил, что сознание конструируется через взаимодействие субъекта с миром и является атрибутом отношения между субъектом и объектом». (естественные) психические процессы с помощью психологических средств (искусственных устройств для овладения психическими процессами) и интернализации». понятие инструмент как форма «опосредованного действия», которое «внешне ориентировано [и] должно привести к изменению объектов». Лурия объясняет это так: «Выготский полагал, что высшие психические процессы имеют социальное происхождение… он предположил, что простейшую форму [сознательного] поведения человека можно найти в использовании орудий или знаков, где орудие (или знак) может Взамен элементарной схемы S → R (« S » для раздражителя, « R » для рефлекса) он предложил новую схему S → x → R ), где S обозначает стимул, x средство (инструмент или знак) и R рефлекс.Таким образом, продолжает Лурия, объяснение сложных явлений, таких как человеческая деятельность, «должно лежать не в ее сведении к отдельным элементам, а, скорее, в ее включении в богатую сеть существенных связи.
Леонтьев
После ранней смерти Выготского Леонтьев стал руководителем исследовательской группы по теории деятельности и значительно расширил рамки. В этой статье можно лишь кратко рассмотреть Леонтьева. взносы. Многие из изложенных ниже особенностей теории деятельности восходят, по крайней мере, в первоначальном виде, к работам Леонтьева. Леонтьев впервые исследовал психологию животных, рассматривая различные степени, в которых можно сказать, что животные обладают психическими процессами. Он пришел к выводу, что рефлексионизм Павлова не является достаточным объяснением поведения животных и что животные имеют активное отношение к действительности, которое он назвал деятельность . В частности, поведение высших приматов, таких как шимпанзе, можно было объяснить только формированием у них многофазных планов с помощью орудий.
Затем Леонтьев перешел к людям и указал, что люди совершают «действия», которые сами по себе не удовлетворяют потребность, но способствуют конечному удовлетворению потребности. Часто эти действия имеют смысл только в социальном контексте совместной трудовой деятельности. Это привело его к различию между действиями , которые удовлетворяют потребность, и действия , составляющие деятельность.
Леонтьев также утверждал, что деятельность, которой занимается человек, отражается в его психической деятельности, т. е. (по его выражению) материальная реальность «представляется» сознанию, но только в ее жизненный смысл или значение.
Запад
Теория деятельности, за исключением нескольких публикаций в западных журналах, оставалась неизвестной за пределами Советского Союза до середины 1980-х годов, когда ее подхватили скандинавские исследователи. (Первая международная конференция по теории деятельности состоялась только в 1986. Самая ранняя несоветская статья, на которую ссылается Нарди, — это статья Юрия Энгестрма 1987 года: «Обучение путем расширения»). Это привело к переформулировке теории деятельности. Куутти отмечает, что термин «теория деятельности» «может использоваться в двух смыслах: относящийся к исходной советской традиции… или относящийся к международному, многоголосому сообществу, применяющему оригинальные идеи и развивающему их дальше».
Некоторые изменения являются систематизацией работ Леонтьева. Хотя изложение Леонтьева ясно и хорошо структурировано, оно не так хорошо структурировано, как формулировка Юрия Энгестрма. Каптелинин замечает, что Энгестрём «предложил схему деятельности, отличную от схемы [Леонтьева]. содержит три взаимодействующих сущности — индивидуума, объекта и сообщества — вместо двух компонентов — индивида и объекта — в исходной схеме [Леонтьева]».
Некоторые изменения были внесены, очевидно, путем импорта понятий из теории взаимодействия человека и компьютера. Например, введено понятие правил , которого нет у Леонтьева. Так же понятие коллективного субъекта было введено в 1970-х и 1980-х годах (Леонтьев ссылается на «совместную трудовую деятельность», но имеет в качестве субъектов деятельности только отдельных лиц, а не группы).
Теория деятельности и информационные системы
Применение теории деятельности к информационным системам основано на работах Бонни Нарди и Кари Куутти. Работа Куутти рассматривается ниже. Подход Нарди вкратце сводится к следующему: Нарди видел Теория деятельности как «… мощный и проясняющий описательный инструмент, а не сильно предсказательная теория. Объект теории деятельности состоит в том, чтобы понять единство сознания и деятельности… Теоретики деятельности утверждают, что сознание не является набором дискретных бестелесных когнитивных действия (принятие решений, классификация, запоминание), и уж точно не мозг; скорее, сознание находится в повседневной практике: ты есть то, что ты делаешь». Нарди также утверждал, что «теория деятельности предлагает сильное понятие посредничество — весь человеческий опыт формируется инструментами и знаковыми системами, которые мы используем». Кроме того, она определяет «некоторые из основных проблем теории деятельности: [как] сознание, асимметричные отношения между людьми и вещами и роль артефактов в повседневной жизни». Она объяснила, что «основной принцип теории деятельности состоит в том, что понятие сознания является центральным для описания деятельности. Выготский описывал сознание как явление, объединяющее внимание, намерение, память, рассуждение и речь…» и «Теория деятельности с ее акцент на важности мотива и сознания, которые принадлежат только людям, рассматривает людей и вещи как принципиально разные. Люди не сводятся к «узлам» или «агентам» в системе; «обработка информации» не рассматривается как нечто, что можно моделировать одинаково для людей и машин».
Нарди утверждал, что область взаимодействия человека с компьютером «в значительной степени игнорировала изучение артефактов, настаивая на мысленных представлениях как на надлежащем месте изучения», а теория деятельности рассматривается как способ устранения этого дефицита.
В более поздней работе Нарди и др. , сравнивая теорию деятельности с когнитивной наукой, утверждают, что «теория деятельности — это, прежде всего, социальная теория сознания» и, следовательно, «… теория деятельности хочет определить сознание, то есть все психические функции, включая запоминание, принятие решений, классификация, обобщение, абстрагирование и так далее как результат нашего социального взаимодействия с другими людьми и использования нами инструментов».
Объяснение теории деятельности
В этом разделе представлено краткое введение в теорию деятельности и некоторые краткие комментарии о человеческом творчестве в теории деятельности и последствиях теории деятельности для неявного знания и обучения.
Деятельность
Теория деятельности начинается с понятия деятельности. Деятельность рассматривается как система человеческого «действия», посредством которой субъект работает над объектом для получения желаемого результата. Для этого субъект использует инструменты, которые могут быть внешними (например, топор, компьютер) или внутренними (например, план). Например, деятельностью может быть работа автоматизированного колл-центра. Как мы увидим позже, в деятельность могут быть вовлечены многие субъекты, и каждый субъект может иметь один или несколько мотивов (например, улучшение управления поставками, карьерный рост или получение контроля над жизненно важным источником организационной власти). Простым примером действия в колл-центре может быть телефонный оператор (субъект), который изменяет платежную запись клиента (объект) таким образом, чтобы платежные данные были правильными (результат), используя графический интерфейс для базы данных (инструмент).
Куутти формулирует теорию деятельности в терминах структуры деятельности. «Деятельность есть форма деятельности, направленная на объект, и деятельности отличаются друг от друга по к своим объектам. Превращение объекта в результат мотивирует существование деятельности. Объект может быть материальным, но может быть и менее материальным».
Затем Куутти добавляет третий термин — инструмент, который «посредничает» между деятельностью и объектом. «Инструмент одновременно и разрешает, и ограничивает: он расширяет возможности субъекта в процесс трансформации с «кристаллизованным» в нем исторически накопленным опытом и навыками, но он также ограничивает взаимодействие с точки зрения этого конкретного инструмента или инструмента; другие потенциальные признаки объекта остаются невидимыми для субъекта…».
Орудия, как замечает Вереникина, — это «социальные предметы с определенными способами действия, выработанные общественно в процессе труда и возможны только потому, что они соответствуют целям практические действия».
Уровни теории деятельности
Деятельность моделируется как трехуровневая иерархия. Куутти схематизирует процессы в теории деятельности как трехуровневую систему.
Вереникина, перефразируя Леонтьева, поясняет, что «несовпадение действия и операции… проявляется в действиях орудиями, т. е. материальными предметами, которые кристаллизуются операции, а не действия или цели. Если перед человеком стоит конкретная цель, скажем, разобрать машину, то он должен использовать различные операции; не имеет значения, как человек операции были изучены, потому что формулировка операции происходит иначе, чем формулировка цели, которая инициировала действие».
Уровни деятельности также характеризуются по своему назначению: «Деятельность ориентирована на мотивы, т. е. на объекты, которые сами собой движутся. Каждый мотив есть предмет, материальный или идеальный, удовлетворяющий потребность. Действия — это процессы, функционально подчиненные действиям; они направлены на конкретные осознанные цели. Действия реализуются через операции, которые определяется реальными условиями деятельности».
Энгестрём разработал расширенную модель деятельности, которая добавляет еще один компонент, сообщество («те, кто разделяет один и тот же объект»), а затем добавляет правила для посредничества между субъектом и сообществом, а также разделение труда для посредничества между объектом и сообществом. .
Куутти утверждает, что «Эти три класса следует понимать широко. Инструментом может быть все, что используется в процессе трансформации, включая как материальные инструменты, так и инструменты мышления. Правила охватывают как явные, так и неявные нормы, условности и социальные отношения внутри сообщества. Разделение труда относится к явной и неявной организации сообщества по отношению к процесс превращения объекта в результат».
Теория деятельности, таким образом, включает понятие о том, что деятельность осуществляется в социальном контексте или, в частности, в сообществе. Таким образом, способ, которым действие вписывается в контекст, устанавливается двумя результирующими понятиями:
- правила: они являются как явными, так и неявными и определяют, как субъекты должны вписываться в сообщество;
- разделение труда: это описывает, как объект деятельности относится к сообществу.
Внутренний план действий
Теория деятельности предоставляет ряд полезных концепций, которые можно использовать для устранения недостатка выражения для «мягких» факторов, которые неадекватно представлены в большинстве структур моделирования процессов. Одним из таких понятий является внутренний план действия. Теория деятельности признает, что каждая деятельность имеет место в двух плоскостях: внешнем плане и внутреннем плане. Внешний план представляет объективные компоненты действия, а внутренний план представляет субъективные компоненты действия. Каптелинин определяет внутренний план действий как «Способность человека производить манипуляции над внутренним представлением внешних объектов до начала действий с этими объектами в реальности».
Подробнее см. Вереникина.
Рассмотренные выше концепции мотивов, целей и условий также способствуют моделированию мягких факторов. Один из принципов теории деятельности состоит в том, что многие виды деятельности имеют множественную мотивацию («полимотивация»). Например, программист при написании программы может решать задачи, связанные с несколькими мотивами, такими как увеличение его или ее годового бонуса, получение соответствующего карьерного опыта и содействие достижению целей организации.
Теория деятельности далее утверждает, что субъекты сгруппированы в сообщества, с правилами, опосредующими отношения между субъектом и сообществом, и разделением труда между объектом и сообществом. Предмет может быть частью нескольких сообществ, а само сообщество может быть частью других сообществ.
Человеческое творчество
Человеческое творчество играет важную роль в теории деятельности, согласно которой «люди… по существу являются творческими существами» в «творческом, непредсказуемом характере». Тихомиров также анализирует важность творческая деятельность , противопоставляя ее рутинной деятельности , и отмечает важный сдвиг, вызванный компьютеризацией баланса в сторону творческой деятельности.
Обучение и неявное знание
Теория деятельности имеет интересный подход к сложным проблемам обучения и, в частности, неявного знания . Обучение было излюбленной темой теоретиков менеджмента, но его часто представляли абстрактно, отдельно от рабочих процессов, к которым должно применяться обучение. Теория деятельности предлагает потенциальную корректировку этой тенденции. Например, обзор Энгестрёма работы Нонаки о создание знаний предлагает усовершенствования, основанные на теории деятельности, в частности, предполагая, что процесс организационного обучения включает в себя предварительные этапы формирования целей и проблем, которых нет в Нонаке. Ломпшер, вместо того чтобы рассматривать обучение как передачу , видит формирование целей обучения и понимание учащимися того, что им необходимо усвоить, как ключ к формированию учебной деятельности.
Особое значение для изучения обучения в организациях имеет проблема неявное знание , которое, по словам Нонаки, «является очень личным и трудно формализуемым, что затрудняет общение с другими или обмен ими с другими». Леонтьева концепция операция дает важное представление об этой проблеме. Кроме того, ключевая идея интернализации изначально была введена Выготским как «внутренняя реконструкция внешней операции». Впоследствии интернализация стала ключевым термином теории неявного знания и была определена как «процесс воплощения явного знания в неявное знание». Интернализация была описана Энгестремом как «ключевой психологический фактор». механизм», открытый Выготским и далее обсуждаемый Вереникиной.
Приложения
Разработка программного обеспечения
Теория деятельности применяется для решения сложной неуловимой проблемы проектирования. Подробности и дополнительную информацию см. в специальном выпуске Совместная работа с компьютерной поддержкой . Специальный выпуск Теория деятельности и практика проектирования .
Литература
- Леонтьев А.В. Проблемы развития психики . Английский перевод, Прогресс Пресс, 1981, Москва. (Русский оригинал 1947).
- Нарди, Бонни А. (ред.) . Контекст и сознание: теория деятельности и взаимодействие человека с компьютером.