Ведущая деятельность в психологии это деятельность: Страница не найдена — PsyJournals.ru

ведущая деятельность | это… Что такое ведущая деятельность?

(англ. leading activity) — деятельность, выполнение которой определяет формирование основных психологических новообразований человека на данной ступени развития его личности. Внутри В. д. происходит подготовка, возникновение и дифференциация др. видов деятельности (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин). Суть концепции можно сформулировать в виде закона (принципа) В. д., утверждающего существование соответствия между стадией психического развития и определенным видом В. д.

Значение В. д. для психического развития зависит, прежде всего, от ее содержания, от того, какие стороны действительности человек открывает для себя и усваивает в процессе ее выполнения (см. Усвоение). Современные данные об особенностях развития психики человека в онтогенезе позволяют выделить след. виды В. д.: 1) непосредственное общение младенца со взрослыми; 2) предметно-манипулятивная деятельность, характерная для раннего детства; в процессе ее выполнения ребенок усваивает исторически сложившиеся способы действий с определенными предметами; 3) сюжетно-ролевая

игра, характерная для дошкольного возраста; 4) учебная деятельность младших школьников. Относительно деятельности подростков в отечественной литературе высказывались разные гипотезы: общение со сверстниками (Д. Б. Эльконин, Т. В. Драгунова), общественно полезная (просоциальная) деятельность (Д. И. Фельдштейн, В. В. Давыдов), самоопределение, ролевое экспериментирование, референтно значимая деятельность и т. п. (см. Подростковый возраст).

На каждом этапе детства В. д. не возникает сразу в развитой форме, а проходит определенный путь становления. Ее формирование происходит под руководством взрослых в процессе обучения и воспитания. В свою очередь, возникновение новой В. д. не означает отмены той, которая была ведущей на предшествующем этапе. Тот или иной период психического развития характеризуется своеобразной

системой различных видов деятельности, но в этой сложной системе В. д. занимает особое место, определяя возникновение основных изменений в психическом развитии на каждом отдельном этапе. См. Деятельность детская.

Добавление ред.: 1. Фактически, концепция В. д. разрабатывалась преимущественно для периода жизни, который изучается в рамках детской психологии, причем, как еще недавно было принято в нашей психологии, в эти рамки входил и подростковый возраст (и отчасти даже юношеский). 2. В последнее время эта концепция встретила ряд критических замечаний. Их спектр простирается от частных поправок (напр., отмечалась некорректность применения самого понятия деятельности в отношении активности младенца, в связи с чем предлагалось трактовать деятельность в этом и след. возрасте как совокупную и совместную) до практически полного отрицания главных положений, в т. ч. самого принципа выделения ведущих видов деятельности для разных стадий психического развития. В частности, А. В. Петровский считает, что концепция В. д. неприменима к процессу развития

личности в целом и в лучшем случае ограничивается только одной стороной этого процесса — развитием психики (точнее, когнитивным развитием; что, впрочем, совсем немало, учитывая важность интеллекта для развития личности). В то же время защищаемое автором представление о том, что развитие личности (и не только личности, но и коллектива) осуществляется в деятельности и его определяющим фактором служит деятельностно-опосредствованный тип взаимоотношений, полностью укладывается в рамки самого обычного деятельностного подхода и принципиально не противоречит концепции В. д. (см.
Деятельностного опосредствования межличностных отношений теория
, Деятельность как методологическая проблема психологии, Личность).


Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.

Понятие ведущей деятельности ребенка

2.12.2011

Ребенок никогда не является пассивным приемником обучающих воздействий взрослого. У него всегда есть свои желания, интересы, свое отношение к окружающему, которые находят отражение в его деятельности. Деятельность человека — это не просто его внешняя активность, она обязательно включает внутренний, психологический пласт. Категория деятельности является одной из фундаментальных психологических категорий и широко используется в детской психологии. Наиболее полно и конструктивно теория деятельности изложена в трудах А. Н. Леонтьева.


Термином «деятельность» А. Н. Леонтьев называл лишь те процессы, в которых выражается и осуществляется то или иное отношение человека к миру и которые отвечают особой, соответствующей им потребности. Именно деятельность ребенка определяет его психическое развитие и сама развивается в процессе онтогенеза. В жизни ребенка множество различных видов деятельности. Одни из них играют большую роль в развитии, другие — меньшую. Поэтому нужно говорить о зависимости развития психики не от деятельности вообще, а от главной, ведущей деятельности.

Каждая стадия развития, по А. Н. Леонтьеву, характеризуется определенным, ведущим на данном этапе отношением ребенка к действительности, определенным, ведущим типом деятельности. Признаком ведущей деятельности являются отнюдь не количественные показатели, то есть сколько времени ребенок ею занят.

Ведущая деятельность — это такая деятельность, в которой:

  • происходят главнейшие изменения в отдельных психических процессах;
  • развивается личность ребенка в целом;
  • зарождаются новые формы деятельности.

Классическим примером такой деятельности является ролевая игра, которая является ведущей для дошкольного возраста. Именно благодаря ей происходят главные изменения в психике и личности ребенка.

Психологически деятельность характеризуется тем, что ее предмет (то есть то, на что она направлена) всегда совпадает с тем, что побуждает человека к данной деятельности (то есть с ее мотивом). Например, ученик, готовясь к экзамену, читает учебник по литературе. Можно ли этот процесс назвать деятельностью? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно выяснить психологическую характеристику этого процесса, то есть его мотив. Если наш ученик, узнав, что экзамен отменяется, охотно бросает книгу, то ясно, что мотивом, побуждающим его читать, было вовсе не содержание книги, а необходимость сдать экзамен.

То, на что было направлено чтение, не совпадало с тем, что побуждало его читать. Следовательно, в данном случае чтение не было для него деятельностью. Деятельностью здесь была подготовка к экзамену, а не чтение книги само по себе.

От деятельности следует отличать действие. Действие — это такой процесс, мотив которого не совпадает с его предметом, а лежит в той деятельности, в которую данное действие включено. В приведенном выше случае чтение книги является именно действием. Ведь то, на что оно направлено (знакомство с содержанием книги), не является его мотивом. Побуждает его к чтению совсем не книга, а предстоящий экзамен.

Поскольку сам предмет действия не является мотивом и не побуждает действовать, для того чтобы действие возникло, необходимо, чтобы его предмет был осознан в своем отношении к мотиву деятельности, в которую он входит (то есть чтобы человек понимал, для чего он это делает). Такое осознанное отношение становится целью действия. Таким образом, действие побуждается непосредственно осознаваемой целью.

Например, цель чтения книги (усвоить ее содержание) стоит в определенном отношении к мотиву (сдать экзамен).

Действие реализуется посредством операций, представляющих собой конкретный способ осуществления действий. Если действия определяются целью, то операция зависит от условий, в которых эта цель дана, то есть задачей, требующей определенного способа действий. Одно и то же действие может осуществляться с помощью различных операций. Например, запоминать стихотворение можно, читая его вслух по частям, или переписывая, или молча, читая про себя, — все зависит от условий. Первоначально операции формируются как целенаправленные действия, и лишь затем они могут приобрести форму автоматизированного навыка.

Таким образом, структура деятельности включает три уровня: деятельность — действие — операция, которым соответствует психологический ряд «мотив — цель — задача». Однако эти уровни структуры деятельности не являются жестко фиксированными и постоянными. В ходе самой деятельности возникают новые мотивы, цели, задачи, в результате чего действие может превратиться в деятельность или в операцию, и таким образом происходит развитие деятельности.

Важнейшим механизмом развития деятельности является, по терминологии А. Н. Леонтьева, «сдвиг мотива на цель». Суть его состоит в том, что цель, которая раньше побуждалась каким-то другим мотивом, со временем приобретает самостоятельную побудительную силу, то есть сама становится мотивом. Продолжая наш пример с учеником, этот механизм можно проиллюстрировать следующим образом. Предположим, что, читая книжку, наш ученик так увлекся ее содержанием, что оно стало для него важнее и привлекательнее подготовки к экзамену, и, несмотря на отмену экзамена, он продолжает ее читать. Содержание книги стало для него самостоятельным мотивом, а значит — чтение этой книги из действия превратилось в деятельность.

Важно подчеркнуть, что превращение цели в мотив может произойти, только если действие вызывает яркие положительные эмоции.

«Впитывая» в себя радостные переживания, связанные с другими мотивами, предмет действия (его цель) сам приобретает положительный эмоциональный заряд и становится побудителем новой деятельности.

Ключевые слова: Деятельность

Источник: Смирнова Е.О., Детская психология

Материалы по теме

Взгляд на генезис способностей и одаренности сторонников личностно-деятельностного подхода

Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009

Виды речевой деятельности

Рогов Е.И., Общая психология. Курс лекций

Текст как продукт речевой деятельности

Зимняя И.А., Лингвопсихология речевой деятельности

Структура деятельности

Штейнмец А.Э., Общая психология

Понятие профессиональной деятельности

Бодров В. А., Психологические основы профессиональной деятельности

Понятие о стиле деятельности

Предпринимательство как деятельность

Энциклопедия начинающего предпринимателя: Практические рекомендации. В. М. Емельянов, — М.:…

Деятельностный подход в отечественной психологии

Козубовский В. М. Общая психология: методология, сознание, деятельность. Мн., 2008.

Мероприятие по обучению психологии дошкольников

Карен З. Науфель, доктор философии

Недавно местный детский центр пригласил меня преподавать психологию дошкольникам (в возрасте 3-5 лет) в рамках их образовательной недели STEM (наука, технология, инженерия и математика). Возможность преподавать психологию как науку молодой аудитории — возможно, еще до того, как у них сформировались стереотипы об этой дисциплине, — мне понравилась.

Поскольку эта возможность требовала метода, отличного от моего обычного подхода к обучению студентов колледжа, я обратился за помощью. Для начала я связался с членами Общества преподавания психологии (STP) в Facebook, чтобы получить идеи для тем (для обсуждения см. Naufel, 2018). Группа STP в Facebook предоставила много замечательных идей, и я чувствовал, что предложения по маскировке эмоций (от Бояциса, Грубера, Кантора, Ноулза, Мюллера, Робинсона, 2018) были идеальными. Дети дошкольного возраста развивают понимание эмоций (Denham & Kochanoff, 2002), что делает предмет подходящим для этой возрастной группы. Затем я поболтал с воспитателем дошкольного образования (Салена Калхун, 19 сентября)., 2018 г., личное общение) и посмотрел несколько выпусков PBS Kids Sid the Science Kid 1 , чтобы получить идеи о том, как учить дошкольников. Оттуда я создал деятельность, которая познакомила студентов с психологией как наукой.

В этом задании дети сначала рассматривали некоторые основные эмоции. Затем они рассматривали стимул и реагировали, какие эмоции они испытали бы, если бы столкнулись с этим стимулом. И деятельность, и опыт были приятными, и я с нетерпением жду возможности сделать это снова. Для тех, кто хочет воссоздать действие, не стесняйтесь использовать следующий рецепт.

Рецепт занятий по психологии как STEM для дошкольников

  • Время подготовки: 30-60 минут после сбора материалов.
  • Время занятия: 10-20 минут.
  • Порции: 6-24 детей.
Необходимые материалы
  • Четыре куска светлого картона для плакатов.
  • 8 X 11 распечаток каждой из пяти эмоций (я использовал смайлики счастья, грусти, гнева, отвращения и страха с Freepik.com).
  • Четыре маленьких изображения пяти лиц, выражающих пять разных эмоций.
  • Четыре стимула, вызывающие разные эмоции (я выбрал изображения кекса, брокколи, змеи и пустой коробки с Pixabay.com).
  • Дополнительно: каждый ребенок может получить набор из пяти карточек с пятью разными лицами.
Создание стимулов (см. рис. 1)
  • Приклейте изображение стимула в верхней части плаката.
  • Под ним приклейте пять картинок с эмоциями.
  • Нарисуйте линию, чтобы обозначить столбцы между различными эмоциями.
Выполнение задания
  1. Посадите детей так, чтобы всем им был хорошо виден плакат.
  2. Кратко объясните, что такое психология, и свяжите ее с предстоящим заданием. (Пример: «Я психолог-экспериментатор. Психологи занимаются наукой, чтобы изучать мышление, поведение и чувства. Сегодня мы поговорим о том, что чувствуют люди».)
  3. Просмотрите пять эмоций. Поднимите одну из картинок со смайликами размером 8 х 11 и спросите детей, что это за эмоции. Затем пусть дети сделают такое лицо. Этот шаг учит детей основным эмоциям.
  4. Затем обсудите, как эмоции могут меняться в результате различного опыта. В частности, спросите детей: «Представьте, что вы открыли коробку. Внутри вы нашли {название раздражителя}. Как бы вы себя чувствовали? По мере того, как дети указывают на свои эмоции, делайте подсчет в соответствующей колонке. (В качестве альтернативы, если вы не хотите, чтобы дети отвечали устно, вы можете попросить их выбрать картинку из стопки карточек для заметок и показать вам изображение эмоции.)
  5. Подсчитайте ответы на стимулы. Пусть дети вместе с вами посчитают, сколько одноклассников выбрали каждую эмоцию.
  6. Подсчитайте вслух, сколько одноклассников выбрали каждую эмоцию. Затем сравните, сколько одноклассников выбрали каждую эмоцию для каждого стимула. Язык счета и сравнения является частью дошкольной учебной программы, которая может помочь в развитии математического и научного понимания (Gelman, Brenneman, MacDonald & Roman, 2010).
  7. Повторите шаги с четвертого по шестой с другими стимулами. Обсудите, как изменились эмоции по мере изменения стимулов.
  8. Завершите урок, связав психологию с деятельностью. (Пример: «Психолог-экспериментатор может посмотреть, как люди реагируют на разные вещи. Он может посмотреть, что делает большинство людей счастливыми. Или он может посмотреть, почему одни вещи делают одних людей счастливыми, а других — грустными».)

1 При подготовке этой рукописи я получил книгу Preschool Pathways to Science (PrePs) TM (Gelman et al., 2010), которую использует PBS Kids Sid the Science Kid. Он содержит учебную программу и упражнения для преподавания наук в этой возрастной группе и может быть полезен при разработке других психологических занятий для дошкольников.


Рисунок 1. Образец листа стимулов.
<Изображение брокколи>
<смайлик счастливого лица> <смайлик с грустным лицом> <смайлик со страхом> <смайлик с сердитым лицом> <смайлик с отвращением>
       

Ссылки

Бояцис, К. (2018, 19 сентября). Оставить комментарий [страница Facebook]. Получено с https://www.facebook.com/groups/teachpsych/search/?query=Naufel&epa=FILTERS&filters=eyJycF9hdXRob3IiOiJ7XCJuYW1lXCI6XCJhdXRob3JfbWVcIixcImFyZ3NcIjpcIlwifSJ9.

Денхэм С. и Кочанофф А.Т. (2002). Вклад родителей в понимание эмоций дошкольниками. Marriage & Family Review, 34 , 311-343. https://doi.org/10.1300/J002v34n03_06.

Гельман Р., Бреннеман К., Макдональд Г. и Роман М. (2010). Дошкольные пути к науке (PrePS): Содействие научным способам мышления, разговора, действия и понимания . Балтимор; Издательство Пола Х. Брукса.

Грубер, AC (2018, 19 сентября). Оставить комментарий [страница Facebook]. Получено с https://www.facebook.com/groups/teachpsych/search/?query=Naufel&epa=FILTERS&filters=eyJycF9hdXRob3IiOiJ7XCJuYW1lXCI6XCJhdXRob3JfbWVcIixcImFyZ3NcIjpcIlwifSJ9.

Кантор, Т. Т. (2018, 19 сентября). Оставить комментарий [страница Facebook]. Получено с https://www.facebook. com/groups/teachpsych/search/?query=Naufel&epa=FILTERS&filters=eyJycF9hdXRob3IiOiJ7XCJuYW1lXCI6XCJhdXRob3JfbWVcIixcImFyZ3NcIjpcIlwifSJ9.

Ноулз, Э. (2018, 19 сентября). Оставить комментарий [страница Facebook]. Получено с https://www.facebook.com/groups/teachpsych/search/?query=Naufel&epa=FILTERS&filters=eyJycF9hdXRob3IiOiJ7XCJuYW1lXCI6XCJhdXRob3JfbWVcIixcImFyZ3NcIjpcIlwifSJ9.

Мюллер, Дж. (2018, 19 сентября). Оставить комментарий [страница Facebook]. Получено с https://www.facebook.com/groups/teachpsych/search/?query=Naufel&epa=FILTERS&filters=eyJycF9hdXRob3IiOiJ7XCJuYW1lXCI6XCJhdXRob3JfbWVcIixcImFyZ3NcIjpcIlwifSJ9.

Науфель, К. (2018, 19 сентября). Сообщения [страница Facebook]. Получено с https://www.facebook.com/groups/teachpsych/search/?query=Naufel&epa=FILTERS&filters=eyJycF9hdXRob3IiOiJ7XCJuYW1lXCI6XCJhdXRob3JfbWVcIixcImFyZ3NcIjpcIlwifSJ9.

Робинсон, С. (2018, 19 сентября). Оставить комментарий [страница Facebook]. Получено с https://www.facebook.com/groups/teachpsych/search/?query=Naufel&epa=FILTERS&filters=eyJycF9hdXRob3IiOiJ7XCJuYW1lXCI6XCJhdXRob3JfbWVcIixcImFyZ3NcIjpcIlwifSJ9.

Об авторе

Карен З. Науфель, доктор философии, профессор Южного университета Джорджии в Стейтсборо, штат Джорджия. Ее исследовательские интересы лежат в области прикладного социального познания. Она также проявляет большой интерес к этике исследований, повышению общественного понимания психологической науки и стипендии в области преподавания и обучения. На уровне бакалавриата ее любимые курсы для преподавания включают в себя вводную психологию, когнитивную психологию, психологию зла и психологию здоровья. На уровне магистратуры ее любимые курсы для преподавания включают исследовательский дизайн и семинар по преподаванию психологии. Ее достижения в области преподавания были отмечены на университетском уровне Премией за выдающиеся достижения в обучении в 2014–2015 годах и на национальном уровне Премией Джейн С. Халонен в области раннего обучения в 2010 году от Общества преподавания психологии.

Содержание, которое я только что прочитал:

Комментарий:

Naufel, KZ (2019, 6 марта). Раннее начало занятий наукой: занятие по обучению дошкольников психологии. Сеть преподавателей психологии . https://www.apa.org/ed/precollege/ptn/2019/03/psychology-preschoolers

теория деятельности — Inter_ECODAL (UPF)

ES теория деятельности / CAT Teoria de L’ccistitat / FR Theorie de l’centité / DE Tätigkeitsthetheorie . развитие мозга. Его корни лежат у Выготского (1978), который рассматривает психические функции как развитие от выполнения внешних действий. Некоторые из его сотрудников и учеников (Леонтьев 1972, Лурия 1979, Гальперин 1992, Энгестрём и др. 1999) продолжил свою работу, расширив ее на различные области знаний. Согласно этой теории, люди совершают действие для достижения цели. Набор действий, связанных с удовлетворением потребности, составляет деятельность . Эта деятельность, выполняемая по причине или мотивации, придает смысл каждому из действий. Главной характеристикой деятельности является ее положение в историческом, социальном и культурном контексте, в котором для облегчения ее выполнения был разработан ряд инструментов символического опосредования. В этих рамках концепция агентства имеет решающее значение, поскольку она связывает действие и мотивация . Другим фундаментальным элементом является различие между деятельностью , действием и операцией , т. е. тремя различными уровнями действия: , которые, в свою очередь, представляют собой промежуточные шаги на пути к удовлетворению основного мотива. По его словам, «деятельность осуществляется привычно через совокупность подчиненных действий, направленных на достижение частных целей, которые можно отличить от более широкой цели» (Леонтьев 19).72). В свою очередь, действия состоят из операций или средств, с помощью которых действие осуществляется при определенных ограничениях (Cole 1999: 9).

Эта теория применялась в нескольких областях гуманитарных и социальных наук, в том числе в работах по изучению и использованию языков. Именно ориентированный на действие подход, предложенный в CEFR (2001 и 2018), предполагает, что коммуникативные задания, состоящие из языковых действий, должны выполняться в классе. «Написание письма» действие , например, осуществляется посредством последовательности (или одновременности)  действий , таких как приветствие адресата, изложение цели письма, изложение фактов или представление аргументов, внесение предложений и рекомендаций, прощание и т. д. , Каждое из этих действий, в свою очередь, выполняется с помощью операций , таких как нажатие клавиш для написания слов, выбор наиболее подходящих клавиш в каждом случае (с соответствующими символами, диакритическими знаками, знаками препинания, пробелами и т. д.). Эти операции  обычно автоматизированы и могут выполняться рутинно и бессознательно. На этапе обучения поведение может быть действием , а на следующих этапах оно может стать операцией . В этом примере орфография или нажатие клавиш могут считаться целями обучения, преследуемыми сознательно и точно.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts