«Психическое развитие и ведущая деятельность»
Конспект урока по общей психологии
Тема: Психическое развитие и ведущая деятельность
Рабочая программа: Программа учебной дисциплины «Психология» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» в соответствии с примерной программой общепрофессионального цикла , утвержденной Экспертным советом по начальному и среднему профессиональному образованию при Министерстве образования и науки Калужской области.
Учебник: Дубровина И.В. Психология. – М.: Академия, 2008.
Тема: Психическое развитие и ведущая деятельность.
Тип урока: комбинированный
Цель: познакомить студентов с понятиями психическое развитие и деятельность.
Задачи урока:
• обучающая: знакомство студентов с понятиями психического развития, ведущей деятельности;
• развивающая: развивать интерес к изучаемому предмету, логическое мышление студентов, коммуникативные навыки;
• воспитательная: формирование навыков сотрудничества, взаимоподдержки.
Длительность урока: 2 часа. (На данную тему отводится по программе 4 часа, на 1-2 уроке изучают психическое развитие, на 3-4 –ведущую деятельность)
Возраст обучающихся: 18-19 лет.
План урока:
1)Приветствие. Сообщение цели урока (3мин)
2)Проверка домашнего задания. (15 мин)
3)Изучение нового материала: обсуждение основных понятий «психическое развитие», «ведущая деятельность», знакомство с теорией деятельности А.Н.Леонтьева.(45 мин)
4) Закрепление нового материала: заполнение таблицы «Ведущая деятельность».
Прием «Кластеры». Обсуждение результатов.(12мин)
6)Подведение итогов урока (4 мин)
7)Домашнее задание (2 мин)
Методы обучения:словесный, аудио-визуальный, деловая игра, наглядные (учебники, презентация).
Необходимое материально-техническое обеспечение:
§компьютер, проектор;
§электронная презентация;
§таблица “Ведущая деятельность;
§карточки с ситуациями.
Используемая литература:
1. Дубровина И.В. Психология. – М.: Академия, 2008.
2. Википедия
3. Туревская Е.И. Возрастная психология. – М., 1996.
4. Обухова Л.Ф. Детская психология. – М., 1996.
5. www.psulist.net
6.http://www.uchportal.ru/
Ход урока:
1. Организационная часть урока
— приветствие студентов;
— проверка оснащённости рабочих мест;
— сообщение темы и цели урока.
2. Проверка домашнего задания.
Повторение темы «Факторы психического развития». Анализ психологических ситуаций по теме.
А)Устный опрос студентов по предыдущей теме (2 человека):
— Рассказать о факторах психического развития?
-Рассказать, что принято считать факторами психического развития?
Б)Работа по карточкам (3 человека).
Задание: Письменно проанализировать психологические ситуации.
1.Ситуация:
Родители передают своим детям наследственные родовые признаки, такие как цвет кожи, глаз, волос, телосложение, черты лица, темперамент, задатки способностей и наклонностей, предрасположенность к определённым патологиям. В генотипе выраженность того или иного признака может иметь разные «пределы». Возьмем, например, такой наследуемый признак, как интеллект. Известно, что гены обеспечивают 50-70% существующего разнообразия среди людей по степени этого признака. А остальное зависит от влияния других факторов, вернее, от их сочетания.
Вопрос: Какой фактор развития описан в данной ситуации? Обоснуйте.
(Ответ: Наследственность)
2. Ситуация:
Родителям стоит уделять большое внимание проявлению тех или иных задатков у ребёнка с раннего детства, чтобы помочь ему развить способности, соответствующие выявленным задаткам. Важно своевременно создавать условия для развития тех или иных способностей, чтобы ребёнок мог достичь высоких результатов, и развитие шло быстрыми темпами.
К примеру, ребёнок с раннего детства склонен увлечённо строить домики, башенки или целые города из кубиков или любых подручных средств. Родителям стоит не просто покупать конструкторы, а попытаться найти развивающий кружок или центр, где специалисты помогут ребёнку развить такие способности, опираясь на которые он сможет стать хорошим архитектором или дизайнером.
Вопрос: Какой фактор развития описан в данной ситуации? Обоснуйте. (Среда)
3. Ситуация:
У детей с одинаковым актуальным уровнем развития могут быть разные потенциальные возможности. Один ребенок легко принимает помощь и затем решает самостоятельно все похожие задачи. Другому трудно выполнить задание даже с помощью взрослого.
Вопрос: Какой фактор развития описан в данной ситуации? Обоснуйте.(Активность)
3. Изучение нового материала.
А) Актуализация знаний.
На прошлом уроке, рассматривая факторы психического развития, мы затронули проблему определения условий, способствующих этому развитию. Вспомним, что такое «психическое развитие»?
— Кто из отечественных психологов занимался изучением данной проблемы? (Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, А.В. Петровский, В.В. Гальперин).
Сегодня мы рассмотрим основное условие психического развития ребенка – ведущую деятельность.
Б) Выступление студента.
Вас просили узнать значение термина ведущая деятельность в Википедии.
(Выступление студента, который дает справку о ведущей деятельности). Выступление студента оценивается.
В)Пояснение и дополнение преподавателя.
Ведущая деятельность — теоретический конструкт, обозначающий деятельность, в которой происходит возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на той или иной ступени его развития и закладываются основы для перехода к новой ведущей деятельности.
Ведущая деятельность – это деятельность, в наибольшей степени способствующая психическому и поведенческому развитию ребенка в данный период его жизни и ведущая развитие за собой (Эльконин Д.Б.).
Принцип ведущей деятельности глубоко разработан в трудах А.Н.Леонтьева. Сущность этого принципа заключается в том, что в первую очередь именно в процессе ведущей деятельности ребенка в каждом периоде его развития складываются новые отношения, новый тип знаний и способы их получения, что существенно меняет познавательную сферу и психологическую структуру личности. Таким образом, каждая ведущая деятельность способствует появлению характерных только для этого возраста качественных особенностей, или, как их называют, новообразований возраста.
Но в пределах одной и той же деятельности, характерной для одного возраста, можно выделить различные этапы, причем развитие ребенка на каждом из них не одинаково. В процессе деятельности общения у ребенка формируются в первую очередь потребности, цели, мотивы деятельности.
Г) Самостоятельная работа в группах.
— Какие виды деятельности Вы знаете? (игра, учеба, труд).
В каждом возрасте выделяется один ведущий вид деятельности, который определяет развитие человека.
Сейчас разделимся на 6 групп, каждая из которых будет обсуждать основные виды деятельности в каждом возрасте.
1 группа – «младенцы»- 0-1 год 4 группа – «младшие школьники»-7-10
2 группа – «малыши» — 1-3 года 5 группа – «подростки»- 11-15 лет
3 группа – «дошкольники»- 3- 7 лет 6 группа – «старшеклассники» -15-17
Дается 10 мин на обсуждение каждой группе. Подводятся итоги.
Проверка выполнения задания.
Выделяют следующие ведущие деятельности:
1. Непосредственное общение младенца со взрослыми;
2. Предметно–манипулятивная деятельность в раннем детстве;
3. Сюжетно–ролевая игра дошкольного возраста;
4. Учебная деятельность школьников;
5. Профессионально-учебная деятельность юности.
Д)Пояснения преподавателя.
1.Эмоционально-непосредственное общение — общение ребенка со взрослыми людьми, осуществляемое вне совместной предметной деятельности в период времени от рождения до одного года.
2.Предметно-манипулятивная деятельность — деятельность ребенка раннего возраста от года до трех лет с разнообразными игрушками и окружающими предметами не в полном соответствии с их социально-культурным назначением и без активного взаимодействия со взрослыми.
3.Сюжетно-ролевая игра — сочетание игровой деятельности с общением,
имитирующее определенную социальную ситуацию и характерные для нее формы ролевого поведения участников. Свойственна для детей дошкольного возраста от трех до шести-семи лет.
4.Учебно-познавательная деятельность — сочетание учебной деятельности и межличностного общения, определяющее познавательное развитие. Доминирует в младшем школьном возрасте в пределах от шести-семи до десяти-одиннадцати лет.
5. Профессионально-личностное общение — сочетание общения на личные темы и совместной групповой деятельности по интересам, служащее средством подготовки детей к будущей профессиональной работе в подростковом возрасте, от десяти-одиннадцати до четырнадцати-пятнадцати лет.
6.Морально-личностное общение — общение на интимно-личностные темы в старшем школьном возрасте.
4. Закрепление нового материала: заполнение таблицы «Ведущая деятельность».
Прием «Кластеры». Обсуждение результатов.
Для эффективного запоминания учебного материала по данной теме, используем прием «Кластеры». Вспомните все термины, понятия, о которых шла речь на уроке и нарисуйте гроздья-кластеры к нашей теме.
5. Подведение итогов урока.
Подведение итогов и формулирование выводов:
-Что нового узнали сегодня на уроке?
-Что понравилось, какую пользу извлекли из полученных знаний?
-Что вызвало затруднения и над чем еще нужно поработать?
Заключительное слово педагога:
Сегодня мы рассмотрели важные проблемы возрастной психологии, расширили свой словарный запас новыми понятиями и научились их анализировать и классифицировать.
6. Домашнее задание
Подготовить выступление о роли ведущей деятельности в развитии личности.
Ведущая деятельность и социальная ситуация развития
Публикации
2011·Просещение
Александр Асмолов, академик РАО, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова
В основе образовательного стандарта лежит проектирование такого уклада школы, который предполагает постановку задачи превращения уклада школы в социальную ситуацию развития личности ребенка. И когда мы ставим вопрос так, то в процессе проектирования социальной ситуации мы должны учитывать мотивы и индивидуальные особенности ребенка, чтобы помочь ему выбрать ту деятельность, которая соответствует этим мотивам.
Без понятия «социальная ситуация развития», введенного Выготским – Леонтьевым – Божович, нет представления о ведущей деятельности. Социальная ситуация развития выступает в буквальном понимании как источник развития личности ребенка и резко противопоставляется понятию, которое существует в традиционной психологии, в том числе и в педагогике, особенно в бихевиористских доктринах, – понятию «фактор».
Выготский говорит следующее: социальная ситуация развития как источник развития с самого начала включает социальную позицию ребенка по отношению к миру и родителям. Эта социальная позиция, будучи развернута из статического в динамический план, и выступает как ведущая деятельность. Как стрелка меняет движение поезда, так и социальная позиция меняет систему мотивов, в которые включается ребенок.
На каждом возрастном этапе существуют тенденции выбора тех или иных форм ведущей деятельности, которая позволяет наиболее полно реализоваться социальной ситуации развития личности ребенка. В дошколке – игровые сюжетные формы, в начальной школе – учебные, но с акцентом на моделирование и так далее, в подростковом возрасте – формы деятельности личностного самоопределения, в старшей школе – профессиональное самоопределение и рождение зрелости.
Обучение должно войти в мир ребенка через ворота детской игры. Отсюда следует, что обучение в начальной школе должно идти через игру, которая выступает как механизм преемственности. Перенос классно-урочных форм развития на ребенка начальной школы – это по большому счету пре-ступление. Когда мы говорим, что дошколка должна надвинуться на школу, а не наоборот, мы тем самым хотим сохранить ребенка как личность развивающуюся, а не замкнутую в пространство жесткой классно-урочной системы.
Формы деятельности не обязательно жестко привязаны к возрастам. Все на-много сложнее, чем резкая привязка к одной ведущей деятельности. Если на ранних этапах развития ребенок вовлекается в ту или иную деятельность, то, чем дальше идет процесс персоногенеза, тем больше происходит переворачивание формулы. Не ребенок вовлекается в деятельность, а ребенок сам осуществляет выбор той деятельности, в которой происходит его развитие. И этот выбор зависит от его места в социальных отношениях.
Отсюда и рождается принцип включения ребенка в личностно значимую деятельность: необходимо помочь ему найти ее. И подобно тому, как обучение у семилетки должно входить через ворота детской игры, а не учебной деятельности, для двенадцатилетних учитель становится мастером и фасилитатором, способствующим вовлечению ребенка в те формы деятельности, в которых он может самореализоваться с наименьшим риском ухода в неврозы.
Тут появляется еще два ключевых понятия – социальная позиция и социальная роль. Социальная позиция – статическая характеристика, социальная роль – динамическая. Следовательно, деятельность – это развертка социальной роли, которую выполняет ребенок в тех или иных отношениях на этом этапе. Подростковый возраст – это возраст во-влечения и выбора тех деятельностей, которые мы с вами должны создать, чтобы у ребенка была мотивация к учению. Ключевой вопрос – найти ту деятельность, которая будет наиболее полно способствовать этой мотивации. Научить учиться – вот что самое важное для этого периода.
Я бы на старшей ступени школы «танцевал» от понятия «аттестат зрелости». Отсюда и поиски выбора деятельности, обеспечивающей социальную зрелость ребенка, его ответственность перед собой и миром, обществом.
«Для этого возраста главное, – говорит Гальперин, выделяя психологические критерии зрелости личности, – что в качестве критерия зрелости на старшем этапе выделяется ответственность личности за свои поступки». В связи с этим на старшем этапе развитие личности ребенка формируется в направлении от объективной ответственности к субъективной.
Критерием зрелости является осуществление личностью свободного личностного выбора. Я хочу, чтобы мы четко выделили ядро психологического личностного созревания подростка на этапе старшей школы – это формирование ответственности за свои поступки и осознание ценности свободы выбора. Вот ключевое новообразование старшего школьного возраста.
Макет 1
%PDF-1.5 % 1 0 объект >поток 2007-05-16T10:16:18ZQuarkXPress(tm) 6.52009-09-28T18:59:57-04:002009-09-28T18:59:57-04:00QuarkXPress(tm) 6.5; изменено с использованием iText 2.1.7 автором 1T3XT%%DocumentProcessColors: %%EndCommentsapplication/pdf
Двигательная активность | в Главе 07: Познание
Двигательная активность
Двигательная активность движение . Способность создавать хорошо скоординированные движения — это форма интеллекта, требующая многих из тех же процессов, что и визуальное распознавание сцен и понимание языка.
Координированные движения спортсмена или танцора требуют сложной деятельности нервной системы. Те же проблемы (и решения), которые возникли при рассмотрении анализа визуальной сцены и понимания языка, снова возникают при рассмотрении координации движений.
Двигательная активность требует доли секунды интеграции многих источников информации, таких как зрение. Он бесконечно креативен, выражая уникальный конечный продукт, адаптированный к сложным требованиям, таким как язык.
Как и другие формы познания, двигательная активность основана на схемах: формах или закономерностях, усвоенных на опыте. Как и другие формы познания, двигательная активность находится под влиянием сложного сочетания сознательной и бессознательной обработки.
Ранние исследования двигательной активности
Историки психологии относят начало исследований двигательной активности к астроному Фридриху Вильгельму Бесселю около 1820 года. Бессел пытался выяснить, почему разные астрономы не могут договориться о местонахождении той или иной звезды на небе в конкретный момент времени. При этом он наткнулся на концепцию времени реакции .
Какие «личные уравнения» изучал Бессел?
Каждый астроном должен был записать точное время совмещения звезды с перекрестием в телескоп. Бессел обнаружил, что существуют постоянные индивидуальные различия в том, как быстро астрономы записывают время.
Некоторые люди задержались на долю секунды больше, чем другие. Бессел построил «личные уравнения», чтобы скорректировать различия в том, насколько быстро астрономы могут делать свои наблюдения. Он обнаружил различия в среднем времени реакции наблюдателей.
Сорок лет спустя Вильгельм Вундт сделал время реакции одним из наиболее часто используемых показателей в первой лаборатории экспериментальной психологии. Время реакции (время, прошедшее между событием-стимулом и реакцией) по-прежнему очень распространено в современной психологии.
Время реакции можно точно измерить. Ими легко манипулировать с помощью статистики (потому что время находится на шкале отношений с истинным нулем).
В современных лабораториях измерения времени реакции являются одними из самых простых форм измерения с помощью компьютерных программ. Они показывают, например, эффекты прайминга в семантических сетях, как обсуждалось в главе 6.0016 Тейлора. Эти исследования были направлены на повышение работоспособности промышленных и служащих.
Что такое исследования движения во времени?
Проанализировав точную последовательность движений, необходимых для конкретной работы, исследователи могли изменить задачу. Они перепроектировали рабочую среду, чтобы сделать работу быстрее.
Например, эксперт по движению во времени может переместить контейнеры с деталями вдоль сборочной линии. Небольшие изменения могут сократить на несколько секунд время, необходимое для выполнения задачи.
Какого рода работу стимулировала Вторая мировая война?
Вторая мировая война открыла новую эру в исследованиях координации движений. Солдатам часто приходилось управлять сложной техникой в стрессовых условиях. Это привело к сосредоточению внимания на таких переменных, как практика , усталость и стресс и на том, как они влияют на двигательную активность.
Управление самолетом предъявляло еще один уникальный набор требований. Ранние кабины не были хорошо организованы. Пилот должен был следить за многочисленными циферблатами, манипулируя сложным ручным управлением. Это привело к фатальным ошибкам.
Внимание к тому, как люди взаимодействуют с машинами, помогло создать новую дисциплину под названием человеческий фактор . Он изучал отношение людей к сложным технологиям, таким как машины и другие инструменты, включая всю рабочую среду. Мы рассмотрим его в контексте промышленно-организационной психологии в главе 15.
Измерение зрительно-моторной координации
В середине 20-го века ученые разработали несколько хорошо известных лабораторных приборов для изучения моторики. Особый интерес представляла зрительно-моторная координация, способность людей выполнять сложные движения рук, приспособленные к постоянно меняющимся визуальным сигналам.
Зрительно-моторная координация требуется для выполнения многих сложных задач. Индивидуальные различия в этой способности влияют на производительность людей в условиях работы и отдыха, таких как сборочные работы и занятия спортом.
Одним из широко используемых инструментов для изучения
Аппарат с вращающимся винтом
Ведущий винт состоит из пластины в виде поворотного стола с металлическим пятном на нем. Субъект держит палочку с металлическим наконечником. Субъект пытается удержать наконечник на металлическом пятне (активируя таймер), пока блюдо вращается.
Что такое задача ротора преследования?
Чтобы палочка оставалась на металлическом пятне, субъект должен отслеживать круговое движение поворотного стола. Скорость вращения может варьироваться. Человек с лучшей координацией будет дольше удерживать кончик палочки на металлическом пятне.
Вторым инструментом, обычно используемым для изучения моторного контроля, является аппарат с зеркальным отслеживанием . Субъекту дается рисунок, например звезда, которую нужно обвести карандашом. Субъект рассматривает свою руку в зеркале. Барьер блокирует прямой обзор руки.
Зеркало переворачивает и нарушает нормальную зрительно-моторную координацию. Первоначально рука (видимая в зеркале) движется в направлении, противоположном ожидаемому субъектом.
Устройство для отслеживания зеркал
Что такое сканирование зеркал?
Люди постепенно учатся менять нормальное соотношение рук и глаз. С практикой они становятся все более искусными в зеркальной трассировке.
Стандартные задания, подобные этим, позволяют изучать моторику. Зеркальная трассировка использовалась у известного пациента Х.М.
Путем тестирования H. M. Нейропсихологи показали, что на аппарате для отслеживания зеркал он может изучать процедуры. Эта предполагаемая процедурная память отличалась от памяти событий.
Х.М. не сформировали новых воспоминаний о событиях. Он никогда не помнил, как тренировался на устройстве для отслеживания зеркал, хотя его способности с ним улучшились.
Кривая обучения
При повторении почти любой двигательной задачи происходит обучение. Человек становится более эффективным или результативным при выполнении задачи.
В заданиях «Ротор преследования» время нахождения на металлической точке увеличивается. В задаче зеркальной трассировки трассировка становится более точной.
Прогресс в обучении навыкам обычно следует S-образной кривой, с некоторой мерой навыка по оси Y и количеством попыток по оси X. Сначала прогресс идет медленно, затем субъект может испытать всплеск обучения, который приводит к быстрому подъему на графике.
S-образная кривая обучения, типичная для сложного обучения
Какова форма обычной кривой обучения?
Люди иногда говорят о плато или периодах отсутствия улучшений во время обучения навыкам. Однако, когда экспериментаторы искали такое явление, они его не нашли.
Fitts и Posner (1967) обнаружили постепенное улучшение почти всех двигательных навыков с практикой. Они категорически заявили, что «нет плато». Фред Келлер из Гарварда назвал «фантомное плато», поскольку оно случалось редко, но люди верили, что это происходит.
Что Фиттс и Познер сказали о «плато» в моторном обучении?
То, что люди называют плато, может быть периодом стабильности после того, как навык усвоен настолько хорошо, насколько это возможно. Большинство процессов роста следуют той же S-образной кривой, что и моторное обучение.
В общем, S-образная кривая роста выравнивается, потому что достигается стабильность , ограничивается ресурс, необходимый для роста, или достигается потолок производительности. Например, зеркальная трассировка не может улучшаться вечно.
При наличии достаточного количества времени для отработки любого навыка нужно стать в нем очень хорошим, тогда развитие прекращается. Это своего рода плато, указывающее на достижение максимальной компетентности.
В чем причина «S-образной кривой»?
S-образная кривая обучения наиболее очевидна, когда кто-то изучает очень сложную задачу. Начальная часть кривой медленно поднимается по мере того, как человек знакомится с основными компонентами навыка.
Фаза крутого восхождения наступает, когда имеется достаточный опыт работы с зачатками или простыми компонентами, чтобы начать собирать все это вместе. Следует быстрый прогресс, пока навык не достигнет потолка или не стабилизируется на высоком уровне.
Как люди неправильно используют термин «крутая кривая обучения»?
Люди часто говорят о крутой кривой обучения , когда имеют в виду обратное. Кривая обучения будет крутой, если навык улучшится быстро. Это указывало бы на что-то легкое для изучения .
Однако то, что большинство людей подразумевают под «крутой кривой обучения», — это трудный опыт обучения .