Четыре функции сознания. Ведущая функция в психологии. Подчиненная функция. Вспомогательная функция.
Ведущая функция в психологии. Подчиненная функция. Вспомогательные функции. Трансцендентная функция (пятая)Людей можно распределить не только по их универсальному признаку экстраверсии и интроверсии, но и по отдельным основным психологическим функциям.
Функция – это деятельность, работа, процесс. Само слово происходит от латинского слова «исполнять», а его санскритский корень означает «удовольствие». Выполнение определенной функции доставляет удовольствие, как и исполнение физических упражнений и вообще занятие любой деятельностью, в которой человек проявляет свою силу и умение.
В Аналитической психологии этот термин определяется как функции сознания. Они участвуют в развитии сознательной личности, формируя направленность сознания, согласованность Эго, его привычки, единство и память, а также свойственный ему способ выполнения действий. Функции формируются у человека позднее комплексов и классически в теории Юнга определяются как аспекты Эго-комплекса.
Опираясь на опыт, Юнг назвал основными психологическими функциями (а именно такими, которые существенно отличаются от всех прочих) ощущение, интуицию, мышление и чувство. Необходимо различать способ действия функций и их содержание. Человек может иметь чувства, мысли, ощущения, но оперировать с ними способно только организованное сознание. Возникшая в мозгу отдельная мысль еще не означает функцию мышления (это просто содержание сознания), а печальное настроение, испытываемое человеком в течение дня, еще не есть функция чувствования.
Четыре психологические функции следует рассматривать как 4 способа освоения и организации жизни. Сознание ориентируется в окружающем мире следующими 4-мя способами:
1. через ощущение, функциональной сущностью которого является установить, что нечто существует;
2. через мышление, поясняющее нам, что означает это нечто;
3. через чувство, которое говорит какова ценность этого нечто;
4. через интуицию, подсказывающую смысл и потенциальные возможности этого нечто…….
Функция «ощущение» активизируется при восприятии конкретных свойств объектов и явлений с помощью органов чувств.
Функция «интуиция» стимулируется при восприятии идей, заключенных в воспринимаемых объектах и явлениях, (то есть при восприятии их идеальных свойств).
Функция «мышление» связана с процессом аналитической деятельности мозга, направленной на выявление объективных причинно-следственных связей между объектами и явлениями.
Функция «чувствование» («чувство») направлена на субъективную (эмоциональную) оценку воспринимаемого.
Жизнь человека – это бесконечный процесс восприятия информации о мире вокруг нас. Абсолютно всё начинается со сбора информации, и существует два способа реализации этого процесса: сенсорный (с помощью ощущения) и интуитивный (с помощью интуиции)…….
На основе воспринятой информации человек выносит суждения и принимает решения. Процесс принятия решения нацелен на результат и сконцентрирован на конкретных вещах, объектах. Способы принятия решений также можно разделить на 2 вида: логический (с помощью мышления) и чувственный (с помощью чувствующей функции).
Любопытно, что мышление и чувство – это единственная пара предпочтений, связанная с полом. Около двух третей всех мужчин предпочитают логические решения, примерно такая же часть женщин – чувственные.
Функция принятия решений – наиболее труднораспознаваемое из всех предпочтений. Действие логики и чувства очень индивидуально. Услышав чье-то мнение по какому-либо вопросу, трудно определить, объективно оно или субъективно…….
Все 4 основные психические функции образуют целостный набор возможных способов организации опыта и ориентации человека в мире. Благодаря этому ориентация в современном мире может быть такой же полной, как и определение места в пространстве с помощью географических координат. Это своеобразный компас.
Выделенные 4 функции Юнг разделил на 2 группы.
Первая из них, в которую входили функции ощущения и интуиции, была названа им иррациональной. Юнг считал, что иррациональные функции связаны с процессом безоценочного восприятия и отвечают за непосредственный контакт человека с внешним миром.
Вторую группу функций, в которую вошли мышление и чувство, он обозначил как рациональную, утверждая их связь с процессом различения отдельных явлений и событий окружающего мира, с оценочным суждением. Человек, воспринимая информацию, одновременно производит её оценку. При этом существует 2 способа оценки – объективный (при помощи мышления) и субъективный (с помощью чувствующей функции)…….
В постъюнгианской типологии принято считать, что функции ощущение и интуиция являются разными полюсами одной шкалы – иррациональной, а мышление и чувство суть разные полюса другой шкалы – рациональной. Другими словами, эмоционально окрашенное чувство противоположно рассудочному мышлению, а проницательная интуиция противоположна поверхностному ощущению (сенсорике).
Действие одной полярной функции исключает действие противоположной полярной функции одной и той же шкалы. Например, если вы хотите бесстрастно размышлять, придется отбросить чувства. Очевидное тому подтверждение – вечная тема борьбы между чувством и разумом в истории человечества.
Взаимодействие психологических функций изображено на рис. 20.
Четыре основные функции, размещенные геометрически, образуют крест со шкалой рациональности, проходящей под прямым углом к шкале иррациональности. В центре находится Эго с присущей ему энергией воли. Воля может быть направлена на любую из психических функций, активизируя её…….
Человек, как известно, никогда не может быть всем сразу и никогда не может быть полностью совершенен. Он развивает всегда только определенные, необходимые ему качества и оставляет недоразвитыми остальные. Те функции, которые он не использует ежедневно, а значит и не развивает их упражнениями, остаются в той или иной степени в примитивном, инфантильном, часто лишь в полубессознательном, а порой даже в совершенно бессознательном состоянии. И хотя каждый человек потенциально располагает всеми 4-мя функциями, только одна из них развита настолько, чтобы сознательная воля могла ею манипулировать. Ее называют ведущей (или доминирующей) функцией. Если ведущей функцией, например, служит мышление, то человек может сознательно управлять своим мышлением. Он контролирует ход мысли, думает, о чем ему угодно, и не является рабом своих мыслей.
Хорошо развитая ведущая функция требует механизма доминирующей установки сознания. При таком положении дел, у экстраверта, например, наиболее развитая (дифференцированная) функция работает в экстравертной манере, тогда как менее развитые, низшие функции интровертируются. У интроверта наоборот.
Ведущая функция является самой сознаваемой и полностью находится под контролем сознания, в то время как менее развитые функции – отчасти бессознательны и гораздо менее контролируемы сознанием. Поэтому ведущая функция – это всегда выражение сознательной личности, её целей, её воли и главных достижений, тогда как менее развитые функции относятся к разряду тех вещей, которые просто «случаются» с человеком. ……
Под влиянием доминирующей функции складывается индивидуальный психологический тип.
У человека всегда имеется одна функция, которая развита меньше остальных и особенно сильно сопротивляется интеграции в сознание. Это так называемая подчиненная функция, или иногда, чтобы отличить от других, её называют «четвертой функцией». Она-то и представляет собой ахиллесову пяту сознания: где-нибудь сильный – слаб, разумный – глуп, хороший — плох
У каждой ведущей функции есть своя подчиненная. В юнговской модели, как показано на рис. 20 и рис. 21, подчиненная функция неизменно оказывается той же самой природы (рациональная или иррациональная), что и ведущая функция, но требующая противоположный механизм установки сознания (экстравертный или интровертный). Это второй полюс той же шкалы. Например, если ведущей функцией будет экстравертное мышление, то подчиненной будет интровертное чувство, если доминирует интровертное ощущение, то подчиненной будет экстравертная интуиция и т. д.
Оставаясь в бессознательном состоянии, подчиненная функция образует характерную для каждого типа неполноценность, которая в качестве составной части входит в общую структуру характера. Например, подчиненное мышление превращается в «простое мнение», и эти мнения и замечания временами шокируют своей бестактностью. А подчиненное чувство выражается в сентиментальности и крайне неразвитом вкусе. Это согласуется с общим опытом: одностороннее предпочтение мышления всегда сопровождается неполноценностью чувств, а развитое сенсорное восприятие таким же образом сказывается на интуитивной способности, и наоборот…….
Вызвать наверх неполноценную подчиненную функцию могут как позитивные, так и негативные события. Когда вы попадаете в ситуацию, в которой обычная ориентация не работает, где она не в силах помочь вам справиться с возникающими проблемами, вас автоматически отбрасывает к подчиненной функции.
Основная характеристика подчиненной функции – спонтанность проявления и недоступность для нашей воли. На нее никогда нельзя положиться, ибо ею нельзя управлять, более того, можно даже стать её жертвой: вы окажетесь не в силах контролировать себя, голос начинает срываться, вы краснеете, злитесь и так далее. Вы теряете власть над собой, и она переходит к подчиненной функции, которая более примитивна, чем развитая часть личности.
Подчиненной функции, по сравнению с ведущей, свойственна медлительность. Медлительность подчиненной функции является одним из её главных недостатков. Например, мыслительному типу требуется значительное время на размышления о том, испытывает ли он по отношению к чему-то чувства, и если да, то какие именно. Ускорить процесс невозможно, подчиненная функция никогда не достигнет скорости ведущей.
Кроме того, с проявлением подчиненной функции связан потрясающий заряд эмоций. Как только вы затрагиваете её сферу, люди начинают проявлять повышенную эмоциональность.
Другими типичными аспектами подчиненной функции, также связанными с её неспособностью к приспособлению и примитивностью, является ранимость и деспотизм.
Большинство людей становятся крайне обидчивыми, когда тем или иным способом затрагивается их подчиненная функция. Они не могут вынести малейшего намека на критику, чувствуют себя обиженными, теряют уверенность в себе и в результате терроризируют всех вокруг – все должны «ходить на цыпочках»…….
Ранимость есть симптом наличия неполноценности. Тем самым создаются психологические основы для разлада и недоразумений, и не только для разлада между двумя людьми, но и для разлада с самим собой. Дело в том, что сущность неполноценной функции характеризуется автономией. Она самостоятельна, она охватывает, околдовывает и опутывает нас так, что мы уже перестаем быть хозяевами самих себя и не можем точно проводить различие между собой и другими.
Подчиненная функция, безусловно, связана с болезненными местами, имеющимися в каждом человеке. Это наша открытая рана или, по крайней мере, открытая дверь, сквозь которую может проникнуть всё, что угодно. Подчиненную функцию можно представить себе как дверь, сквозь которую все составляющие бессознательного проникают в сознание и которую невозможно закрыть…….
Ощущающий, интуитивный, мыслительный и чувствующий психологические типы, получившие свое название от ведущей функции и описанные Юнгом, в чистом виде в реальной жизни встречаются крайне редко. Обычно имеется вторая функция (иногда даже и третья), которая достаточно развита и вполне совершенна (приближаясь по степени активности к ведущей функции), чтобы оказывать со-определяющее влияние на сознание. Она, в отличие от ведущей функции, не имеет решающего значения, но учитывается как вспомогательная функция (резервная или дополнительная). На практике вспомогательная функция такова, что её природа (принадлежность к рациональной или иррациональной шкале) отличается от ведущей (смотри выше рис.20 и рис. 21). Например, мышление, в качестве ведущей функции, может легко сочетаться с интуицией или с ощущением, но никогда – с чувством. Интуиция и ощущение представляют собой функции восприятия, оказывающие желанную помощь мышлению…….
Вспомогательную функцию человек использует более редко, чем ведущую. Она активируется либо в незначительных для него ситуациях, когда не требуется проявлять компетентную ведущую функцию, либо когда возникшая проблема не может быть решена с помощью ведущей функции. Поэтому вспомогательную функцию называют еще резервной, или адаптационной функцией. Она проявляет себя преимущественно в ситуациях общения с представителями других психологических типов. Например, на вечеринке с малознакомыми людьми мужчина мыслительного типа вряд ли будет излагать свои научные идеи, скучные для окружающих. Вероятнее, что он, используя свою вспомогательную ощущающую функцию, будет восхищаться внешним видом помещения, убранством стола, красотой женщин и т.п. Однако из-за недостаточной развитости сенсорной функции его комплименты и попытки ухаживать за женщинами могут быть весьма своеобразными, неумелыми.
Ориентация психики конкретного типа в наибольшей степени связана с ведущей и вспомогательной психическими функциями…….
Однако многие люди настолько хорошо развивают вспомогательную функцию, что оказывается очень трудным определить, является ли тип человека, скажем, мыслительно-интуитивным или перед вами интуит с развитым мышлением (то есть интуитивно-мыслительный тип), так как со стороны кажется, что обе эти функции получили в нем одинаково хорошее развитие. Установить ведущую функцию можно косвенно, сначала определив подчиненную функцию. Для этого нужно задать вопрос: от чего больше страдает человек с развитым мышлением и интуицией – от того, что набивает шишки, сталкиваясь с объективными ощущениями (в этом случае подчиненной будет ощущающая функция, а ведущей интуиция), или от проблем, связанных с чувствами (тогда подчиненной будет чувствующая функция, а ведущей мышление)? Получив ответ на этот вопрос, можно сначала решить, которая из функций является подчиненной, а затем уже сделать вывод, какая из функций ведущая, а какая – хорошо развитая вспомогательная. ……
Психические функции можно трактовать как двери в сознание. Наша сфера сознания подобна комнате, имеющей 4 двери. Бессознательное обычно проявляется через менее развитые функции, поэтому ведущая функция – это дверь, закрытая для содержаний бессознательного. В человеке, развившем в себе только ведущую функцию, две вспомогательные будут действовать так же, как и подчиненная, то есть бессознательно, и до тех пор, пока человек не разовьет свои две вспомогательные функции, эти двери будут открытыми. Когда человеку удается развить 3 функции (ведущую и две вспомогательные), закрыв 3 двери в сознание, проблема четвертой, открытой двери (подчиненная функция), всё же остается, так как, видимо, ей предназначено оставаться незапертой. С этим придется смириться: чтобы продолжать развиваться, необходимо испытывать неполноценность.
Ошибка, которую часто совершают люди, заключается в том, что они думают, будто могут подтянуть подчиненную функцию до уровня других функций сознания. ……
Нельзя совершить прямой прыжок от сознательной ведущей функции к полностью бессознательной подчиненной по той причине, что они, являясь противоположными полюсами одной шкалы, несовместимы, они полностью исключают друг друга. Необходимо сначала интегрировать в сознание совместимые с ведущей вспомогательные функции, при этом понизив уровень сознания, а уже потом, с этого уровня, переходить к ассимиляции подчиненной функции.
Ассимилировать (или интегрировать в сознание) функцию – означает жить какое-то достаточно долгое время, выдвинув её на передний жизненный план…….
Переключение на вспомогательную функцию происходит тогда, когда человек чувствует, что теперешний образ его существования стал безжизненным, когда он более или менее постоянно испытывает скуку и в собственном обществе, и в своей деятельности. Обычно ему не приходится решать теоретический вопрос, на какую функцию ему следовало бы переключиться. Он просто выбирает себе новое занятие по душе и тем самым переключается на другую функцию. Но не следует забывать, что ассимиляция вспомогательной функции является столь трудной задачей, что обычно людям приходится затрачивать на её решение весьма значительное время. Иногда в этот период человек на 8–10 лет на самом деле становится человеком другого психологического типа, нежели он был первоначально…….
После развития четвертой функции происходит качественное изменение сознания: функций теперь становится не 4, а одна – одна трансцендентная функция (включающая в себя все 4 хорошо развитые функции сознания), которую можно рассматривать как психологический механизм смены типа ведущей функции, а также смены типа установки сознания (экстраверсия – интроверсия) в зависимости от требований сложившейся ситуации…….
Ассимиляция подчиненной функции может произойти только при наличии смирения – готовности принести в жертву другие функции и опуститься вместе с ними на более низкий уровень. Юнг говорил, что не надо стремиться к совершенству, но следует любыми средствами стараться достичь полноты. Это приводит к переходу на промежуточный «средний уровень». При этом появляется новое, совершенно отличающееся от предыдущего отношение к жизни, при котором человек способен использовать в качестве ведущей любую из функций, но ни одну из них он не использует постоянно. Человек, действительно ассимилировавший все свои функции, может пользоваться любой из них тогда, когда этого требует сложившаяся ситуация, и сам больше не окажется в рабской зависимости от своей ведущей функции…….
Итак, состояние «среднего уровня» сознания превращается в трансцендентную функцию, с которой человек продвигается по жизненному пути. Другие уровни по-прежнему существуют и доступны для него, но он не занимает в них центральное положение. Центр его сознания сдвигается от Эго и его функций в промежуточное положение, сообразуясь с намеками Самости. Этот «средний уровень» контролируется активным воображением. ……
Другими словами, человек постоянно находится (то есть живет) в медитативном состоянии. Внешне же он продолжает вести обычную повседневную жизнь, участвуя в ней, как любой нормальный человек…….
Решение проблемы функций является всего лишь первым шагом, но и этот шаг сделать чудовищно трудно. Людей, достигших этой стадии, очень немного…….
В идеале любой человек должен полностью владеть всеми 4-мя функциями, с тем чтобы давать соответствующий адекватный ответ на любые жизненные запросы…….
Конец ознакомительного варианта фрагмента книги
§ 6. Ведущая функция
11 гак, одна из функций у каждого человека является ведущей. | ь i пользуемся ею автоматически, потому что она воспринимается 11 естественно и всегда помогает нам решать сложные жизнен-проблемы.
287
__________________________Раздел 111__________________________
Юнг пишет: «Опыт показывает, что вследствие неблагопри ятных обстоятельств вообще практически любому человеку невозможно развивать все свои психологические функции одновременно. Требования общества вынуждают человека прежде всего (и по большей части) прилагать себя к выделению той из функций, которой он наилучшим образом наделен от природы, или которая обеспечит ему наилучший социальный успех. Очень ч| сто, а в действительности это общее правило, — человек отождествляет себя более или менее полно с наиболее предпочтитель ной для него и, следовательно, наиболее развитой функцией. Л это как раз то, что дает начало различным психологическим типам. Как следствие такого одностороннего развития одна или более функций неизбежно оказываются отстающими изначаль но и в последующем своем развитии»…
Вспомогательные функции при этом тоже могут оказываться весьма «подтянутыми». Порою они находятся в таком хорошем со стоянии, что трудно отдать предпочтение при обозначении ведущей функции.
И все-таки, по словам Юнга, это абсолютное верховенство эм пирически всегда принадлежит только одной функции и мож<-1 принадлежать только одной функции, поскольку равно незанп симое вторжение другой функции с неизбежной необходимость!! > изменит ориентацию, которая, по крайней мере отчасти, проти воречит первой. Жизненное условие для сознательного процесо! адаптации — всегда иметь ясные и непротиворечивые цели — ■ требует присутствия второй функции равной силы. Поэтому д| > у гая функция может иметь только вторичное значение. Ее вторим ное значение состоит в том, что она, в отличие от ведущей фуп кции, не имеет единственной н абсолютной достоверности и решающего значения, но учитывается больше как вспомогатель ная или дополнительная функция.
Почему же ведущая и вспомогательная функции различны? Дет | в том, что рациональная и иррациональная функции в одной пар! не соединяются. Рациональные и иррациональные функции раа дельны. Предположим, что ведущей функцией для данного чеши и • ка является мышление, а подчиненной окажется другая рационал i. ная функция, то есть чувствующая… Схема психической струи i v ры будет следующая:
288
Кто вы — экстраверт или интроверт?.
мышление
К
я
чувство
Если же ведущей функцией является ощущение, то подчинение n’i окажется интуиция.
ощущение
о я н о
интуиция
По той же логике вспомогательная функция всегда такова, что И природа, рациональная или иррациональная, отличается от ве-Ипцей функции. Например, чувство не может быть вторичной (т.е. ■Це одной ведущей) функцией, если в роли таковой уже утвердилось мышление. Обе эти функции рациональны. Мышление, если оно ■елает быть истинным и следовать своему собственному принципу, старается исключить всякое чувство.
Вторичная функция всегда поэтому является той, чья природа шлпчается от первичной функции, но не антагонистична ей. Иррациональные функции, стало быть, могут быть вспомогательными для одной из рациональных функций. Рациональные функции могут быть вспомогательными для одной из иррациональных функций. Если ощущение является ведущей функцией, интуиция не может быть вспомогательной функцией. Если интуиция оказываем ся ведущей, ощущение не может быть вспомогательной функци-гй. Дело в том, что ощущение фокусируется на внешнем мире, а ин-i унция «ощупывает» то, что происходит в мире внутреннем.
Ощущение поддерживается вспомогательной функцией мышлении или чувства, чувство всегда находит поддержку у ощущения или интуиции, а интуиции могут помочь чувство или мышление. Юнг
289
—————————————_ Раздел Ш___________________________
отмечает: окончательные комбинации представляют, например, из-1 вестную картину практического мышления в союзничестве с ошу>] щением, спекулятивное мышление с трудом продвигается вперед с интуицией, артистическая интуиция собирает и представляет своя образы с помощью чувственных оценок, философская интуиция систематизирует свое видение в умопостигаемую мысль с помощью] мощного интеллекта. И так далее.
Что такое исполнительная функция? | Понимание
Исполнительная функция представляет собой набор умственных способностей, включающих рабочую память, гибкое мышление и самоконтроль. Мы используем эти навыки каждый день, чтобы учиться, работать и управлять повседневной жизнью. Проблемы с исполнительной функцией могут затруднить концентрацию внимания, выполнение указаний и управление эмоциями, среди прочего.
Снимок: что такое исполнительная функция
Некоторые люди называют исполнительную функцию «системой управления мозга». Это потому, что необходимые навыки позволяют нам ставить цели, планировать и добиваться цели. Когда люди борются с исполнительной функцией, это сказывается на них дома, в школе и в жизни.
Существуют три основные области исполнительной функции. К ним относятся:
- Рабочая память
- Когнитивная гибкость (также называемая гибким мышлением)
- Ингибирующий контроль (который включает самоконтроль)
Исполнительная функция отвечает за многие навыки, в том числе:
- Организация внимания
- 4 9 , планирование и расстановка приоритетов
- Начало задач и сохранение концентрации на них до завершения
- Понимание различных точек зрения
- Регулирование эмоций
- Самоконтроль (отслеживание того, что вы делаете)
Навыки управляющей функции обычно быстро развиваются в раннем детстве и в подростковом возрасте. Но они продолжают развиваться до середины 20-х годов. Когда дети подрастают, некоторые из них могут на какое-то время отставать от сверстников. Однако по мере взросления у них может быть меньше проблем, как у подростков и молодых людей.
Погрузитесь глубже
- Узнайте больше о различных областях исполнительной функции.
- Узнайте об одном дне из жизни ребенка, у которого есть проблемы с этими навыками.
- Узнайте, что значит для детей самообладание.
Проблемы с исполнительной функцией могут по-разному влиять на людей. Трудности часто выглядят как признаки СДВГ. Это потому, что СДВГ — это проблема исполнительной функции.
Люди, испытывающие трудности с исполнительными навыками, могут:
- Иметь проблемы с началом и/или выполнением задач
- Иметь трудности с расстановкой приоритетов задач
- Забывают то, что они только что услышали или прочитали
- Имеют проблемы с выполнением инструкций или последовательностью шагов
- Паникуют, когда правила или распорядок меняются
- Имеют проблемы с переключением внимания с одной задачи на другую
- Становятся чрезмерно эмоциональными и зацикливаются на вещах
- Имеют проблемы с организацией своих мыслей
- Имеют проблемы с учётом своих вещей
- Имеют проблемы с управлением своим временем
Проблемы с исполнительными функциями не являются диагнозом или нарушением способности к обучению. Но это характерно для людей, которые учатся и думают по-другому. У всех с СДВГ есть проблемы с этим. И многие люди с трудностями в обучении также борются с исполнительной функцией.
Эти трудности могут вызвать проблемы с обучением. Но они не означают, что люди ленивы или неразумны. Люди, которые борются с исполнительной функцией, так же умны и работают так же усердно, как и другие люди.
Погрузитесь глубже
- Узнайте о повседневных проблемах молодых людей, у которых проблемы с исполнительными функциями.
- Для семей: узнайте о поддержке в школе, которая может помочь детям, у которых проблемы с исполнительными функциями.
- Для преподавателей: Получите основанную на фактах стратегию поведения, чтобы помочь учащимся, испытывающим затруднения.
Возможные причины проблем с исполнительными функциями
Было проведено множество исследований причин проблем с исполнительными функциями и СДВГ. Вот два основных фактора.
1. Различия в развитии мозга. Исследователи изучили исполнительную функцию мозга. Они обнаружили, что определенные области мозга развиваются медленнее у людей, которые борются с исполнительными навыками. Эти области отвечают за рабочую память и эмоциональный контроль.
2. Гены и наследственность. У людей, у которых есть проблемы с исполнительной функцией, часто есть члены семьи, у которых они тоже есть.
Кроме того, проблемы с исполнительной функцией часто возникают при проблемах с обучением.
Неспособность к обучению не всегда связана с нарушением исполнительной функции. Но дети с или , например, нередко также испытывают трудности с исполнительными навыками. Узнайте, как проблемы с исполнительной функцией могут повлиять на чтение и математику.
Низкая скорость обработки не является проблемой исполнительной функции. Но с ним могут возникнуть проблемы. Узнайте больше о медленной скорости обработки.
Погрузитесь глубже
- Узнайте, как различия в мозге могут повлиять на исполнительную функцию и зрелость.
- Взгляните на СДВГ и мозг.
Диагностика и лечение нарушений исполнительной функции
Диагноза расстройства исполнительной функции не существует. Но есть специальные тесты, которые рассматривают широкий спектр исполнительных навыков. Эти навыки включают в себя:
- Внимание
- Ингибирующий контроль
- Рабочая память
- Организация и планирование
- Формирование концепций
- Переключение установок (способность переключаться с одной задачи на другую)
- Необходимость выполнения
- Генерация слов и идей
- 4 часть полной оценки, которая рассматривает многие области обучения и мышления. Эти оценки, которые школы проводят бесплатно, часто проводят психологи. Но есть и другие типы профессионалов, которые проводят этот тип тестирования.
Некоторые из этих специалистов предлагают такие виды лечения и подходы, как:
Поведенческая терапия и когнитивно-поведенческая терапия (КПТ). Поведенческая терапия помогает людям заменить негативное поведение позитивным. КПТ помогает детям справляться с мыслями и чувствами и управлять поведением.
Лекарства. Не существует лекарств только для исполнительной функции, но есть лекарства от СДВГ.
Школьные услуги. Школьные психологи могут работать с детьми, чтобы разработать стратегии, которые помогут развить социальные навыки и управлять поведением. Учителя специального образования могут работать с детьми над развитием академических, социальных и организационных навыков. Они также могут работать над стратегиями управления поведением.
Организационный коучинг. Это консультанты, которых вы можете нанять. Они не репетиторы, которые помогают развивать академические навыки. Вместо этого они работают над формированием навыков организации и тайм-менеджмента. Они также могут работать над навыками обучения. Узнайте больше об организационных тренерах.
- Для семей: ознакомьтесь с нашим руководством по проблемам исполнительной функции у детей.
- Для преподавателей: узнайте об обучении стратегии как методе обучения, который может помочь этим учащимся.
- Как вы думаете, у вас может быть СДВГ?
Ключевые выводы
Исполнительную функцию можно представить как «систему управления мозгом».
Он включает в себя такие навыки, как самоконтроль, организация и гибкое мышление.
У людей с СДВГ проблемы с исполнительной функцией.
Похожие темы
Основные причины
Фокус и внимание
Управление эмоциями
Новая психология лидерства
«Сегодня мы пережили национальную трагедию, — заявил президент Джордж Буш, впервые обращаясь к нации 11 сентября 2001 года. — Два самолета. врезались во Всемирный торговый центр в явной террористической атаке на нашу страну». Затем Буш пообещал «выследить и найти тех, кто совершил этот акт».
В прошлом ученые-лидеры считали харизму, интеллект и другие личностные качества ключом к эффективному лидерству. Соответственно, эти ученые считали, что хорошие лидеры используют свои врожденные таланты, чтобы доминировать над последователями и указывать им, что делать, с целью либо вдохнуть в них энтузиазм и силу воли, которых им в противном случае не хватало бы, либо заставить подчиняться. Такие теории предполагают, что лидеры с достаточным характером и волей могут одержать победу над любой реальностью, с которой они сталкиваются.
Однако в последние годы появилась новая картина лидерства, которая лучше объясняет результаты лидерства. С этой альтернативной точки зрения эффективные лидеры должны работать над тем, чтобы понимать ценности и мнения своих последователей, а не брать на себя абсолютную власть, чтобы обеспечить продуктивный диалог с последователями о том, что группа воплощает в себе и отстаивает, и, следовательно, как она должна действовать. Под лидерством мы подразумеваем способность формировать то, что последователи на самом деле хотят, чтобы
Учитывая, что хорошее лидерство зависит от сотрудничества и поддержки избирателей, эта новая психология лидерства отрицает представление о том, что лидерство — это процесс исключительно сверху вниз. На самом деле это предполагает, что, чтобы завоевать доверие среди последователей, лидеры должны попытаться позиционировать себя среди группы, а не над ней. Используя повседневные выражения, такие как «выследить» и «эти люди», Буш изобразил себя 11 сентября типичным американцем, способным говорить вместо Америки.
Согласно этому новому подходу, никакой фиксированный набор личностных качеств не может гарантировать хорошего лидерства, потому что наиболее желательные черты зависят от характера возглавляемой группы. Лидеры могут даже выбрать черты, которые они хотят передать своим последователям. Не случайно Буш часто представлялся американцам обычным парнем, а не потомком элитной династии Йельского университета Восточного побережья.
Однако влиятельные президенты или руководители компаний, использующие этот подход, далеки от того, чтобы просто принять идентичность группы, и работают над тем, чтобы сформировать эту идентичность в своих целях. Таким образом, Буш помог разрешить массовую неразбериху 9 сентября./11 таким образом, чтобы способствовать и способствовать формированию нового национального единства. Среди прочего, люди задавались вопросом: кто или что было целью? Нью-Йорк? Вашингтон? Капитализм? Западный мир? Ответ Буша: Америка подвергается нападению. Установив этот факт, он вызвал чувство единой нации, которое требовало его лидерства.
От харизмы к консенсусу
Почти 100 лет назад известный немецкий политический и социальный теоретик Макс Вебер ввел понятие «харизматического лидерства» как противоядие от своего мрачного прогноза индустриального общества. Без такого руководства, предсказал он, «впереди нас ждет не цветение лета, а скорее полярная ночь ледяной тьмы и суровости». С тех пор понятие харизмы сохранилось, то притягивая, то отталкивая нас в зависимости от событий в мире в целом. В хаосе, последовавшем за Первой мировой войной, многие ученые продолжали видеть в сильных лидерах спасителей. Но после фашизма, нацизма и Второй мировой войны многие отвернулись от представления о том, что характер определяет эффективность лидеров.Вместо этого ученые стали отдавать предпочтение «моделям непредвиденных обстоятельств», которые фокусируются на контексте, в котором действуют лидеры. Например, работа влиятельного социального психолога Фреда Фидлера из Вашингтонского университета в 1960-х и 1970-х годах показала, что секрет хорошего лидерства заключается в обнаружении «идеального соответствия» между человеком и задачей лидерства, с которой он или она сталкивается.
Для каждого потенциального лидера существует оптимальный контекст лидерства; для каждой задачи лидерства есть идеальный кандидат. Эта идея оказалась очень прибыльной; она лежит в основе множества бестселлеров по бизнесу и тактики корпоративных хедхантеров, которые рекламируют себя как экстраординарных сватов.На самом деле такие модели дали смешанные результаты, способствуя частичному возрождению харизматических моделей лидерства в последние десятилетия. В частности, работа Джеймса МакГрегора Бернса по трансформационному лидерству в конце 1970-х возродила мнение о том, что только фигура с определенным и редким набором атрибутов способна вызвать необходимые преобразования в структуре организаций и общества.
Как же нам выйти из этого разочаровывающего метания между теми, кто утверждает, что лидер может преодолеть обстоятельства, и теми, кто возражает, что обстоятельства определяют лидера? С нашей точки зрения, сильное лидерство возникает из симбиотических отношений между лидерами и последователями внутри данной социальной группы и, следовательно, требует глубокого понимания групповой психологии.
В 1970-х годах Анри Тайфел и Джон К. Тернер, работавшие тогда в Бристольском университете в Англии, провели фундаментальные исследования того, как группы могут реструктурировать индивидуальную психологию. Тайфел ввел термин «социальная идентичность» для обозначения той части самоощущения человека, которая определяется группой. Как указал Тернер, социальная идентичность также позволяет людям идентифицировать себя и действовать сообща как члены группы — например, как католики, американцы или болельщики «Доджерс». Таким образом, социальные идентичности делают возможным групповое поведение: они позволяют нам достигать консенсуса в том, что для нас важно, координировать наши действия с другими и стремиться к общим целям.
Исходная структура социальной идентичности Тайфела и Тернера не относится к лидерству явно, но помогает прояснить, почему лидерство требует, чтобы общее «мы» представляло его. Теоретик лидерства Бернард Басс из Бингемтонского университета показал, например, что лидеры наиболее эффективны, когда они могут побудить последователей рассматривать себя как членов группы и рассматривать интересы группы как свои собственные интересы.
Возникновение социальной идентичности помогает объяснить трансформацию стратегий правителей, связанную с рождением современных национальных государств в XIX в.век. По словам историка Тима Бланнинга из Кембриджского университета, до того, как возникла национальная идентичность, европейские монархи могли править только как автократы, используя власть (а не истинное лидерство) для контроля над людьми. Но как только люди отождествляли себя с нациями, эффективные монархи должны были править как патриоты, способные вести за собой людей, потому что они воплощали общую национальную идентичность. Такие монархи, как Людовик XVI из Франции, которые неправильно поняли или проигнорировали этот сдвиг, буквально потеряли голову.
Совсем недавно мы подтвердили важность социальной идентичности для лидерства в эксперименте, который мы назвали «Тюремное исследование Би-би-си», исследование социального поведения, проводимое в смоделированной тюремной среде [см. «Психология тирании», С. Александр Хаслам и Стивен Д. Райхер; Scientific American Mind , октябрь 2005 г.]. Мы случайным образом распределили добровольцев на две группы: заключенные и охранники. Удивительно, но мы обнаружили, что осмысленное и эффективное лидерство возникло среди заключенных, но не среди охранников, потому что только у заключенных развилось сильное чувство общей социальной идентичности, основанное на общем желании противостоять авторитету охранников. Охранникам, с другой стороны, не хватало групповой идентичности, отчасти потому, что некоторым из них было неудобно занимать руководящую должность; соответственно, они не развили эффективного лидерства и в конечном итоге распались как группа.
Один из банды
Когда существует общая социальная идентичность, люди, которые могут лучше всего представлять эту идентичность, будут иметь наибольшее влияние на членов группы и будут наиболее эффективными лидерами. То есть лучшие лидеры являются прототипами группы — они не только кажутся принадлежащими к ней, но и иллюстрируют то, что отличает группу от соперничающих групп и превосходит их. Например, Буш был связан со Средней Америкой — намеренно или нет, — когда он изобиловал своими речами словесными оплошностями, что-то, что предположил обозреватель Кевин Драм в Washington Monthly работал в пользу Буша на выборах 2004 года. Действительно, те, кто высмеивал неуклюжие высказывания Буша, пострадали, потому что их критика представила их как чуждую элиту, оторванную от большинства простых американцев.Даже то, как одеваются лидеры, помогает им выглядеть представителями возглавляемых ими групп. Кожаные куртки и ковбойская одежда Буша дополняют его образ обычного парня. В том же духе покойный палестинский лидер Ясир Арафат принял хиджаб крестьянства, чтобы идентифицировать себя со своим народом. Основатель Пакистана Мухаммед Али Джинна носил платье, сшитое из различных предметов из различных регионов новой страны, что свидетельствовало о новой единой национальной идентичности и становилось ее подставным лицом.
Такие примеры противоречат представлению о том, что лидерство требует определенного набора личностных качеств или что лидеры должны вести себя определенным образом. Наиболее желательные черты и действия должны соответствовать культуре возглавляемой группы и, таким образом, варьироваться от группы к группе. Даже некоторые из наиболее расхваливаемых лидерских качеств, например интеллект, в некоторых обстоятельствах могут быть поставлены под сомнение. Например, некоторые люди считают, что быть приземленным или заслуживающим доверия важнее, чем быть блестящим. В этом случае, если вас считают слишком умным, это может фактически подорвать авторитет лидера, как предполагает тактика Буша.
Последователи также могут избегать такой желательной черты, как интеллект, если это помогает группе отличаться от конкурентов. В исследовании, опубликованном в 2000 году Тернером из Австралийского национального университета и одним из нас (Хасламом), мы попросили студентов-бизнесменов выбрать идеальные характеристики бизнес-лидера. Когда студенты столкнулись с соперничающей группой, у которой был умный лидер (который также был невнимательным и беспристрастным), студенты хотели, чтобы их лидер был и умные (но внимательные и преданные). Но когда соперничающий лидер был неразумным, практически никому не был нужен неразумный лидер.
Если приспособление важно для получения влияния и контроля, то все, что отличает лидеров от группы, может поставить под угрозу их эффективность. Ведение себя превосходно или неспособность уважительно относиться к последователям или слушать их подрывает доверие к лидеру и его влияние. Аналогичные проблемы могут возникнуть, если лидера и последователей разделяет большой разрыв в оплате труда. Финансист Дж. П. Морган однажды заметил, что единственная черта, присущая разорившимся компаниям, с которыми он работал, — склонность переплачивать тем, кто находится на вершине.
Другой наш эксперимент, о котором мы сообщали в 2004 году, подтверждает мудрость Моргана. Мы создали рабочие группы, в которых вознаграждение лидеров было равно, вдвое или даже втрое больше вознаграждения последователей. Хотя изменение структуры вознаграждения не повлияло на усилия лидеров, усилия членов команды заметно уменьшились в условиях неравенства. Как написал покойный Питер Ф. Друкер, в то время профессор менеджмента Клермонтского университета, в своей книге «. Границы менеджмента» 9.0112 (Даттон, 1986 г.), «Очень высокие зарплаты наверху… расстраивают команду. Они заставляют… людей в компании воспринимать собственное высшее руководство скорее как противников, чем как коллег… И это подавляет любую готовность говорить «мы» и прилагать усилия, кроме как в своих собственных непосредственных интересах».
Поощрение справедливости
Еще одна причина не щедро вознаграждать тех, кто наверху, заключается в том, что последователи, скорее всего, сочтут такое финансовое неравенство несправедливым. Последователи обычно уважают справедливость лидеров, хотя то, что означает справедливость, может зависеть от последователей. Способы быть справедливым в качестве лидера включают воздержание от помощи себе и жертвы ради группы. Ганди покорил людей, надев одежду индийского крестьянина, что символизировало его отказ от роскоши; Аун Сан Су Чжи также привлекла сторонников своей готовностью терпеть продолжающийся домашний арест, чтобы способствовать коллективному сопротивлению военному правлению в Мьянме (Бирма).Эффективные лидеры также могут проявлять справедливость в разрешении споров между членами группы. Фаворитизм или даже его видимость — это прямой путь к гражданской войне как в организациях, так и в политических партиях и странах. Однако в некоторых случаях лидеры должны отдавать предпочтение тем, кто поддерживает их собственную группу (свою группу), а не тем, кто поддерживает другую группу (чужая группа).
В исследовании 1997 года, проведенном одним из нас (Платоу) в Новой Зеландии, люди одобрили лидерство генерального директора совета по здравоохранению, который распределил время на аппарат для диализа почек поровну между двумя новозеландцами. Тем не менее, когда генеральному директору приходилось делить время между новозеландцем и иностранцем, людям нравился лидер, который уделял больше времени члену группы. А в исследовании 2001 года мы спросили австралийских студентов об их поддержке студенческого лидера Криса, который распределял вознаграждения между членами студенческого совета, которые, как известно, либо поддерживали, либо выступали против основных должностей студентов (например, в отношении сокращения финансирования университета). Крис был более популярен в той мере, в какой он отдавал предпочтение членам совета, которые поддерживали внутригрупповую позицию. И когда Крис проявлял такую пристрастность, студенты с большей вероятностью поддерживали его и придумывали способы сделать предложенные им проекты успешными [9].0111 см. вставку ниже ].
Однако люди не всегда предпочитают лидеров, настроенных против чужой группы. Лидер, представляющий группу, которая твердо верит в равенство, должен одинаково относиться к членам своей и чужой группы. Так, когда член британского парламента недавно поставил британские семьи перед мигрантами в вопросе о выделении государственного жилья нуждающимся, все благотворительные, религиозные и социалистические группы энергично протестовали. Хорошее лидерство означает не применение универсальных правил поведения, а скорее понимание группы, которой нужно руководить, и типов действий, которые она ценит и считает законными.
Использование слов
Но, конечно же, лидерство — это не просто соответствие групповым нормам. Любой, кто занимается мобилизацией людей — будь то для того, чтобы привести их на избирательные участки, в офис или протестовать против несправедливости, — также должен работать над формированием и определением этих норм. Президенты и другие лидеры чаще всего формируют социальную идентичность с помощью слов, как это сделал Буш в своем выступлении 11 сентября.Наиболее эффективные лидеры определяют социальную идентичность своей группы в соответствии с политикой, которую они планируют продвигать, что позволяет им позиционировать эту политику как выражение того, во что уже верят их избиратели. В Геттисбергском обращении, которое начинается словами «Семьдесят лет назад наши отцы произвели на этом континенте новую нацию, зачатую в свободе и приверженную идее о том, что все люди созданы равными», Авраам Линкольн решительно подчеркивал принцип равенства. сплотить людей вокруг ключевых целей своей политики: объединения государств и освобождения рабов.
На самом деле Конституция содержит множество принципов, и ни один из них не стоит выше всех остальных, согласно историку Гарри Уиллсу в его книге, получившей Пулитцеровскую премию, Линкольн в Геттисберге: слова, которые переделали Америку (Simon & Schuster, 1992). Тем не менее Линкольн возвел равенство в первостепенное положение и сделал его пробным камнем американской идентичности. После выступления Линкольна американцы по-новому интерпретировали Конституцию. Как пишет Уиллс о аудитории в Геттисберге: «У каждого в этой огромной многотысячной толпе обшаривали его или ее интеллектуальный карман. Толпа ушла с новой вещью в своем идеологическом багаже, с этой новой конституцией».
Это изменение американской идентичности, сосредоточенное на равенстве, позволило Линкольну объединить и мобилизовать американцев вокруг освобождения рабов — ранее вызывавшего разногласия вопроса. Благодаря своим навыкам мастера слова этот выдающийся предприниматель идентичности добился одного из величайших достижений в американской истории.
Личности и реальности
Если определение американской идентичности, данное Линкольном, побуждало людей создавать более равноправное общество, то реалии эмансипации служили укреплению равенства как основы американской идентичности. То есть существует взаимная связь между социальной идентичностью и социальной реальностью: идентичность влияет на тип общества, которое люди создают, а это общество, в свою очередь, влияет на идентичность, которую люди принимают.С другой стороны, идентичность, несовместимая с реальностью и не имеющая перспективы реализации, вскоре будет отброшена в пользу более жизнеспособных альтернатив. Наше исследование BBC Prison дало четкое предупреждение о том, что произойдет, если видение лидера не будет сопровождаться стратегией воплощения этого видения в реальность. В этом исследовании крах системы охраны привел участников к созданию коммуны, члены которой страстно верили в равенство. Но лидеры коммуны не смогли создать структуры, которые либо способствовали бы равенству, либо контролировали тех, кто бросал вызов системе. В конце концов, коммуна тоже пошатнулась, а сохраняющееся неравенство привело к тому, что даже самые преданные потеряли веру. Они начали верить в иерархический мир и обратились к тиранической модели лидерства, которая воплотила их видение в жизнь.
Мудрый лидер не просто настроен на то, чтобы сделать личность реальной, но также помогает последователям воспринимать личность как реальную. В этом ключе ритуалы и символы обеспечивают перспективу, воспроизводя драматическое представление мира в миниатюре. В своей книге «Фестивали и Французская революция » (переизданной издательством Гарвардского университета в 1991 г.) Мона Озуф, директор по исследованиям Французского национального центра научных исследований, пишет, что революционеры создали совершенно новый набор фестивалей, символизирующих Францию. на основе «свободы, равенства, братства». В прошлом люди шествовали в соответствии с социальным положением, но теперь богатые и бедные шествовали вместе, организованные вместо этого по возрасту. Напротив, Адольф Гитлер поставил свои митинги в Нюрнберге так, чтобы изобразить авторитарное общество. Он начинал среди масс, но в стратегический момент он поднимался на трибуну, откуда мог говорить свысока перед сплоченными и упорядоченными рядами.
Каким бы умелым ни был человек, эффективность лидера зависит не только от него или ее собственных рук. Как мы видели, лидеры сильно зависят от последователей. Считают ли последователи своего лидера одним из них? Считают ли последователи видение своего лидера убедительным? Извлекают ли последователи намеченные уроки из ритуалов и церемоний? Наш новый психологический анализ говорит нам, что для того, чтобы лидерство функционировало хорошо, лидеры и последователи должны быть связаны общей идентичностью и стремлением использовать эту идентичность в качестве плана действий.
Разделение ответственности в этом квесте может быть разным. В более авторитарных случаях лидеры могут требовать единоличной юрисдикции над личностью и наказывать любого, кто не согласен. В более демократических случаях лидеры могут вовлечь население в диалог об их общей идентичности и целях. В любом случае, развитие общей социальной идентичности является основой влиятельного и творческого лидерства. Если вы контролируете определение личности, вы можете изменить мир.